Люби врагов своих, благословляй клянущих тебя, делай добро ненавидящим тебя и молись за обижающих тебя. Как научиться искренне любить врагов? Советы пастырей

Вот высочайший верх добродетелей! Вот для чего учил Спаситель не только терпеливо сносить заушения, но и подставлять правую щеку, не только вместе с верхнею одеждою отдавать и нижнюю, но и две версты идти с тем, кто принуждает пройти одну! Все это предложил Он для того, чтобы ты с полною готовностью мог принять и то, что гораздо выше этих предписаний. Что же выше их, скажешь ты? Не почитать того врагом, кто причиняет тебе обиды, – даже нечто и того высшее, поскольку Господь не сказал: не возненавидь, но – возлюби; не сказал: не обижай, но – и благотвори.

Но если тщательнее рассмотрим слова Спасителя, то увидим, что в них заключается новое предписание, гораздо еще высшее. В самом деле, Он повелевает не только любить врагов, но и молиться за них. Видишь ли, на какие восшел Он степени, и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй их, начавши с первой: первая степень – не начинать обиды; вторая – когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предавать себя самого злостраданию; пятая – отдавать более, нежели, сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу. Видишь ли, какая высота любомудрия? Но за то блистательна и награда.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Тихон Задонский

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Под врагами здесь подразумеваются те люди, которые нам словом или делом какие-либо причиняют обиды, которые проклинают нас, ненавидят нас, творят нам напасти и изгоняют нас. Этих нам Христос велит любить.

1) Хотя бы мы и не знали другой какой причины, по которой любить нам врагов наших, однако одно то, что Христос повелевает нам любить их, побудить к тому должно нас, – что и о всякой Его святой заповеди разуметь должно. Христос хочет и велит нам любить врагов наших. Христос – вечная Истина, волей Небесного Отца нам открывшаяся, Которого Небесный Отец повелевает нам слушать: Его слушайте (Мф. 17:5) . Итак, что Христос, Сын Божий, повелевает, того воля Небесного Отца от нас хочет, вечная Божия правда требует, то нам полезно.

2) Если примем в рассуждение, что есть Христос, Который нам говорит: Любите врагов ваших , – то не только на это Его повеление, но и на саму смерть за имя Его всегда готовыми себя показать должны мы. Христианам должно знать, что Христос есть высочайшая Любовь к нам, какой больше быть может, Избавитель, Искупитель, Ходатай и Примиритель наш к Богу, вечная надежда и упование наше. Этот наш такой высокий Благодетель повелевает: любите врагов ваших .

Итак, христианская добродетель состоит не в том, чтобы только любящих любить, но всех без своей пользы. Не любить любящих себя есть грех такой, которым и язычники гнушаются. Ибо таковых любить и природный разум велит; и больший грех творит тот, который любящих не любит, нежели тот, который врагов не любит. Ибо такой и естественного лишился разума, и горший неверного, который, законом естественным наставляем, любящих себя любит: Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного , – говорит апостол (1 Тим. 5:8) . О таком говорится: Кто воздает за добро злом, от дома того не отойдет зло (Притч. 17:13) .

Об истинном христианстве.

Прп. Максим Исповедник

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Пресмыкающимся и зверям, руководимым естеством, и в самом деле невозможно не давать отпора, насколько это в их силах, терзающему их. Но созданным по образу Божиему, руководимым разумом, удостоившимся ведения Бога и принявшим закон от Него возможно не отвращаться от приносящих [им] скорби и любить ненавидящих [их]. Поэтому и Господь [говорит]: Любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас и прочее; не как невозможное заповедует Он это, но, очевидно, как возможное, иначе бы Он не наказывал преступившего [эту заповедь]. И Сам Господь являет [ее], показав нам это делами Своими. [Являют ее] и все ученики Его, подвизающиеся в любви к ближнему даже до смерти и горячо молящиеся за убивающих [их]. Однако, поскольку мы одержимы любовью к материи и сластолюбивы, то эти [страсти] мы предпочитаем заповеди, а потому не можем любить ненавидящих [нас]. Более того, мы часто вследствие этих [страстей] отвращаемся и от любящих [нас], будучи по своему душевному расположению хуже пресмыкающихся и зверей. А потому, не в силах следовать по стопам Господа, мы не можем познать [конечную] цель Его, дабы преисполниться силой.

Слово о подвижнической жизни.

Аз же глаголю вам , говорит Господь, любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас, молитеся за творящих вам напасть

Для чего заповедал Он сие? – Для того, чтобы освободить тебя от ненависти, огорчения гнева, памятозлобия и сподобить величайшего стяжанья совершенной любви, которой невозможно иметь тому, кто не всех человеков равно любит, по примеру Бога, всех человеков равно любящего, и хотящего всем спастися, и в познание истины приити (1 Тим. 2, 4) .

Главы о любви.

Прп. Никодим Святогорец

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Кому же досаждают лукавые помыслы, благодаря которым они размышляют о том, как им сделать зло и отомстить своим врагам, те должны усмирить страсти яростной части души (от которой рождаются такие помышления) при помощи любви, как говорит преподобный Максим, и молиться Богу о своих врагах, как сказал Господь: «Молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ; через примирение со своими врагами, если они присутствуют; или, когда они отсутствуют, через сладкое и любовное представление их в уме, лобызание и объятие, согласно преподобному Диадоху.

Руководство к исповеди.

Блаж. Иероним Стридонский

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Многие люди, судя о заповедях Божиих по слабости своей, а не по силам людей святых, думают, что повелеваемое Богом невозможно исполнить, и утверждают, что для добродетели достаточно не иметь ненависти к врагам; кроме того, заповедь о любви к ним будто бы превосходит силы человеческой природы. Потому необходимо знать, что Христос не заповедует невозможное, а только совершенное, – что было осуществлено Давидом в отношении к Саулу и Авессалому (1 Цар. 24 ; ; 2 Пар. 18) . Также и первомученик Стефан молился за побивающих его камнями врагов (Деян. 7:60) . И апостол Павел желал быть проклятым за гонителей своих (Рим. 9:3) . Вот этому Иисус и учил; это Он и исполнил, восклицая на кресте: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк. 23:34) .

Блаж. Феофилакт Болгарский

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Ибо их должно почитать, как благодетелей, потому что каждый, кто преследует и искушает нас, уменьшает нам наказание за грехи. С другой стороны, и Бог воздаст нам за это великой наградой. Ибо слушай: «да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных ».

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Еп. Михаил (Лузин)

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Любите врагов ваших . Враг - тот, кто делает нам зло так или иначе. Есть два рода любви к людям: первый - это расположение к человеку, жизнь и действия которого мы одобряем, который нам нравится; второй - расположение и желание добра тем, жизнь и действия которых мы не одобряем, недобрым действиям которых в отношении к нам или другим мы противодействуем. Это последнее чувство и есть любовь, которую мы должны оказывать врагам. Невозможно любить действия человека, который наносит нам обиды, вред, оскорбляет законы божеские и человеческие, но мы можем, отвращаясь от его действий, желать добра ему самому, не платить ему злом за зло помогать ему в нуждах и затруднениях, оказывать ему услугу, желать ему вечных благ (Рим. 12:17-20) . Это - любовь ко врагам, свидетельствующая о высокой степени совершенства имеющих сию добродетель. «Достиг (таковой) верха добродетелей, ибо что выше сего?» (Феофилакт; ср.: Златоуст).

Благословляйте проклинающих вас и прочее. Частное развитие общей мысли о любви к врагам, указание, в чем может выражаться эта любовь к различным образом проявляющим свою вражду. Благословлять - собственно значит не только не говорить о враге нашем дурного, но говорить доброе, не умалять его добрых качеств, но хвалить их, поставлять на вид, потом - благословлять, благожелать. Обижать - неправильно преследовать судом; отсюда - обвинять несправедливо, оскорблять, поносить, вредить словом или делом. Очевидно, что с заповедью о любви к врагам совершенно не согласна была бы такая любовь к врагам, с которой соединялось бы соучастие в их действиях; напротив, истинная, любовь требует иногда обличения и укоризн, когда из-за вражеских действий оскорбляется слава Божия или совращаются люди с пути спасения. Потому и Сам Господь, и Его Апостолы нередко обращались к врагам своим с словом грозным, обличительным (Мф. 23:33 ; Гал. 1:8 ; Деян. 23:3 ; 1 Ин. 5:16 ; 2 Ин. 1:10 и др.). «Видишь ли, на какие возвел Он степени и как поставил нас на самый верх добродетели? Смотри и исчисляй оные, начав с первой: первая степень - не начинать обиды; вторая - когда уже она причинена - не воздавать равным злом обидевшему; третья - не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая - предавать себя самого злостраданию; пятая - отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая - не ненавидеть его; седьмая - даже любить его; восьмая - благодетельствовать ему; девятая - молиться о нем Богу. Видишь ли какая высота любомудрия?» (Златоуст).

Толковое Евангелие.

Лопухин А.П.

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

(Лк. 6:27, 28) . В тексте весьма сильное колебание.

Выражение: “благословляйте проклинающих вас” выпущено в Синайском, Ватиканском, Вульгате некоторых других латин. переводах, у Тишенд. и Вестк. Хорта, и имеется в recepta, почти всех курсивных, Иоанна Златоуста, Феодорита, Феофилакта и многих других.

Выражение: “благотворите ненавидящим вас” выпущено в Синайском, Ватиканском, но имеется в recepta, почти во всех курсивных, Вульгате и Сирийском Пешито.

Наконец: “за обижающих вас” выпущено в Синайском, иканском у Тишенд. и Вест. Хорта; но имеется в recepta, почти во всех курсивных, древних лат. и Пешито. (Но все эти слова есть в славянском. Прим. ред.).

Таким образом, в ряде кодексов указанных слов нет; но зато в пользу их подавляющее большинство рукописей и цитат у церковных писателей. Многие экзегеты думают, что слова эти интерполированы из Лк. 6:27, 28 . Сравнивая текст Матфея и Луки находим, что, если не обращать внимания на перестановки, он одинаков у того и другого евангелиста. Но другие экзегеты держатся других мнений и говорят, что подозревать здесь интерполяцию нет достаточных оснований. Цан признает текст подлинным, хотя и не высказывается решительно. Смысл понятен. Иоанн Златоуст находит, начиная с 39 стиха, девять степеней, по которым Спаситель возводит нас все выше и выше – “на самый верх добродетели”.

“Первая степень – не начинать обиды; вторая, когда она уже причинена, не воздавать равным злом обидевшему; третья – не только не делать обижающему того, что ты потерпел от него, но и оставаться спокойным; четвертая – предоставлять себя самого злостраданию; пятая – отдавать более, нежели сколько хочет взять причиняющий обиду; шестая – не питать к нему ненависти; седьмая – даже любить его; восьмая – благодетельствовать ему; девятая – молиться о нем Богу”. Подобное учение не было чуждо и язычникам. Так, известны буддисткие изречения:

“Побеждай гнев отсутствием гнева,

Побеждай несправедливость добротой,

Побеждай подлого человека даром,

А лжеца - истиной”.

Троицкие листки

А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас

Христос Спаситель учит нас такой любви, которая обнимает всех людей без различия: А Я говорю вам: любите всякого человека, кто бы он ни был, любите и врагов ваших , тех, кто делает вам зло, будет ли этот человек одной с вами веры или нет; благословляйте проклинающих вас – говорите о них только доброе, желайте им только добра, но мало и этого – сами благотворите ненавидящим вас . Если враг твой попал в какую-то беду, спеши к нему на помощь; если он голоден, накорми его; если жаждет, напои его. Не допускай его до тяжкого греха, где можно – уступи ему, а где совесть твоя не дозволяет уступить, там постарайтесь вразумить его по-братски. и молитесь за обижающих вас и гонящих вас , за всех тех, кто обижает, поносит вас, вредит вам. Жалейте их: они сами не знают, не понимают, что их учит делать вам зло отец всякого зла – диавол. Молитесь же за них, чтобы Отец Небесный не оставил их во власти диавола. Пожалейте их: это несчастные, больные люди; они больше себе вредят, чем вам. Вам они вредят временно, а себе вечно. Молитесь за них, они лучшие ваши благодетели: кто гонит и обижает вас, тот облегчает вам наказание за грехи ваши. Кто оскорбляет, поносит вас, тот дает вам случай заглянуть в ваше собственное сердце; загляни же каждый туда, и ты увидишь, какие там гады, страсти, живут… Пока не разломил ты хлеба, не видишь его гнилости, а разломи его – и увидишь, что он весь прогнил. Вот так же бывает и с сердцем нашим: пока тебя никто не трогает, ты думаешь, что ты свободен от злобы на ближнего, а скажут тебе слово обидное - посмотри, как закипит эта злоба в твоем сердце.

Троицкие листки. №801-1050.

Скажите, какие конкретные отношения, действия и т.п. подразумеваются под "любить врагов своих". Что это значит? И кого мне считать за врагов?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

В Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос призывает: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф.5:43-45). Под врагом понимается всякий человек, который делает нам зло. В результате падения прародителей в мир вошел грех. Нормальные отношения между людьми нарушились, и вместо любви стал царить эгоизм. Бог желает преодоления этого искаженного состояния мира. В заповеди любите врагов ваших выражен основополагающий закон духовно-нравственного бытия мира: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, умножает зло. Иисус Христос не только дал эту великую заповедь, но и показал ее жизненную силу. Его искупительный подвиг на Голгофе является идеальным исполнением данной Им заповеди. Он, претерпевая страшные муки на Кресте просил Отца за распинавших и хуливших Его: Отче! прости им, ибо не знают, что делают (Лк.23:34). Христиане, ученики Иисуса Христа, должны все совершать в образ Спасителя.

Мы имеем впечатляющие примеры любви к врагам, как среди древних христиан, так и среди тех, кто жил во время, близкое к нашему. Революционер И.Каляев бросил в карету великого князя Сергея Александровича бомбу, которая на куски разорвала его тело. Это было 4 февраля 1905 г., а 7 февраля супруга убиенного великая княгиня Елизавета Федоровна встретилась с Каляевым. Свидание было устроено в канцелярии арестного дома Пятницкой части г. Москвы. Она сказала арестованному: «Я хотела бы только, чтобы вы знали, что великий князь простит вам, что я буду молиться за вас…». Побуждая его к спасительному покаянию, она подала ему икону.

Христианская любовь не есть что-то неизменное. В каждом верующем она имеет разную меру полноты. Восходя постепенно все выше по лестнице христианского совершенства, последователь Иисуса Христа может дойти до исполнения труднейшей для невозрожденного человека заповеди о любви к врагам.

«Какие конкретные отношения, действия подразумеваются»? Жизнь разнообразна, и не возможно исполнение этой заповеди свести к перечню каких-либо действий. «Люби, и любовь сама тебя научит, когда как лучше поступить» (Блаж. Августин).

Матф. 5:44 А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,

Учение Иисуса Христа было совершенно новое, удивительное. Ведь люди во все времена любили, тех кто не делал им зла, своих друзей. Христос же дает своим ученикам новое повеление: « Любите врагов ваших». Не поступайте с ними так же, не относитесь к ним нейтрально не обращая внимания, но любите их. Но что же означает любить своих врагов, и как практически исполнить это Слово? Мы видим здесь, что Христос указал нам путь как исполнить Его волю

Любить своих врагов значит, благословлять их
Наверное, каждому из нас приходилось в своей жизни, слышать в свой адрес слова огорчения. И Иисус учит нас что проявление любви к тем кто проклинает, и говорит нам плохое будет заключатся в благословении нами таковых. На одном из углов города стоял нищий. Проходящие старались не обращать на него внимания. Кто- то клал мелочь, кто-то спешил быстрее пройти это место. Одна женщина, шедшая с печальным лицом, остановилась, и начала ругать его. « Много сейчас вас таких развелось, шел бы лучше работать» Нищий посмотрел на нее и промолвил в ответ - « счастья вам» . Люди видевшие все это, спросили его почему он так сказал? Знаете, ответил он, эта женщина, если бы была счастлива, если бы у нее все было хорошо то она никогда бы так не сказала, поэтому я и пожелал ей счастья. Действительно, мы живем в мире где царит несчастье. Где поработитель людей - сатана, причиняет им боль, и зло. И поэтому и люди выражают порою свое горе и свой внутренний духовный мир, словами. Но Бог хочет, что бы мы христиане, разрушали твердыни дьявола. Как часто именно доброе слово может коснуться человека и обратить его к Богу. Благословляйте проклинающих, призывает нас Господь. Иисус сам показал нам великий пример для подражания когда умирая на кресте Он будучи злословим, не злословил взаимно. Если в вашей жизни, вы встретитесь с тем что кто то будет злословить вас, с кажите ему доброе слово, и вы увидите как Бог через это может помочь человеку и изменить его.

Любить своих врагов значит, б лаготворить им
Следующее что значит любить своих врагов это благотворить им. Делать добрые дела своим врагам, это то к чему призывает нас Господь. На страницах Ветхого Завета мы встречаем историю о том как войско Сирийское пришло воевать с Израилем. Пророк Елисей увидев его, помолился Господу, попросив поразить их слепотою. И Бог сделал это по слову Елисея. Мне думается, что «слепота», которой было поражено сирийское полчище, не была только физической. Сомневаюсь, что, ослепнув физически, сирияне смогли бы так свободно маршировать за Елисеем в Самарию. Убежден, что это была слепота еще и другого рода. Мне кажется, что сирийская армия была ослеплена еще и добротой и благодушием Елисея. Он не питал к ним ненависти и вообще говорил на другом языке и имел в виду другое : «Это не та дорога… идите за мной». Куда он их вел? Что задумал? Доверившись ему, множество вооруженных воинов следует в глубокий тыл израильской армии. Только теперь у них открываются глаза — они окружены. «И сказал царь Израильский Елисею, увидев их: не избить ли их, отец мой? И сказал он: не убивай. Разве мечом твоим и луком твоим ты пленил их, чтобы убивать их? Предложи им хлеба и воды; пусть едят и пьют, и пойдут к государю своему. И приготовил им большой обед, и они ели и пили. И отпустил их, и пошли к государю своему. Эта история заканчивается удивительно: «и не ходили более те полчища Сирийские в землю Израилеву». Сердца воинов были покорены и тронуты добротой и любовью проявленною к ним. В нашей жизни мы тоже встречаем людей причиняющих нам зло. Одна сестра находясь в узах за веру в Бога, подвергалась жестокому гонению со стороны начальника тюрьмы. Он сильно издевался над ней. Но Бог сохранил ее и помог выстоять. Освободившись она продолжала служить Ему подвизаясь в деле благовестия. Прошло время и она услышала что тот начальник тюрьмы, который так плохо относился к ней за какие то финнсовые махинации был осужден и отправлен в тюрьму. Узнав о месте его заключения, сестра собрала передачку и поехала к нему. Придя на свидание он никак не ожидал увидеть ее, а когда она передала ему гостинцы он со слезами пал на колени и просил у нее прощения. Этот поступок так тронул его что он обратился к Богу, посвятив Ему свою жизнь. Добро великая сила, только оно может победить зло. Будем же поступать как нас учит Господь, благотворя своим врагам.

Любить своих врагов значит, м олится за них
Еще оно проявление любви к своим врагам выражается в молитве за них. В отличии от двух предшествующих, это действие не видимо людьми. Но поступая так, мы занимаем правильное положение пред Богом. Этим мы показываем что простили обидчика и не желаем ему зла. «И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого»- учил Иисус.
Как трудно бывает это сделать, какая сильная борьба происходит в этот момент. Но простив мы обретаем покой. Молясь, мы открываем путь для Бога, и предоставляем Ему возможность действовать. Мы читаем в книге Деяния Святых Апостолов о первом мученике Новозаветней церкви - Стефане. Когда его побивали камнями, он молился за своих врагов « Господи не вмени им греха сего». Вы помните, кто еще говорил эти слова? Конечно же наш Господь Иисус Христос умирая на кресте. Стефан показал своей молитвой чьим сыном являлся он, творя дела своего Отца. Но смерть побиваемого камнями этого мужа не прошла бесследно. Его молитва принесла добрый плод. Юноша Савл сторожа одежды побивающих, видел все это. Думаю, что это и стало для него первым семеним павшим в его сердце. Если мы хотим что бы из наших врагов выросли Павлы будем молится за них и Бог своей благодатью будет совершать великие дела.

Заключение
Любить своих врагов не какое-то абстрактное понятие. Христос, сказав эти слова, показал нам их практическое применение. Будем же помятуя Его заповедь относится к своим врагам так как Он учил: благословлять их, благотворить им, и молится за них.

Правила счастливой жизни Уайт Елена

«Любите врагов ваших»

«Любите врагов ваших»

Учение Христа «не противься злому» было для мстительных иудеев жестким требованием, и они втихомолку роптали между собой; теперь же Иисус добавил еще более сильное выражение:

«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, а Я говорю вам: любите врагов ваших; благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас; да будете сынами Отца вашего небесного».

Таков был действительный дух закона Божия, превращенного раввинами в холодный и строгий свод законов. Они считали себя лучше других и были уверены, что на них, как израильтянах, покоится особое благословение Господне. Иисус же указал им на дух всепрощающей любви, как на единственное доказательство того, что их побуждения могут быть более возвышенными и благородными, чем чувства и побуждения мытарей и грешников.

Он указал Своим слушателям на Повелителя вселенной, называя Его «Отче наш» и стараясь таким образом разъяснить им, с какой нежностью Господь о них печется. Он говорит, что Господь заботится о каждой погибшей душе. «Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его» (Пс. 102:13). Такое учение о Боге можно найти только в Библии. Язычество учит людей смотреть на божество, как на грозное существо, которое вместо любви внушает страх и ужас и которое необходимо умилостивлять жертвами, и не считает своего бога любящим отцом, который ниспосылает своим детям небесные дары своей любви. Даже израильтяне были настолько ослеплены, что не понимали драгоценного учения пророков о Боге, и эти слова об отеческой любви Бога к людям показались им чем-то новым, возвещенным миру впервые.

Иудеи верили, что Господь любит тех, которые служат Ему, всех, точно выполняющих требования раввинов, и что все остальные не пользуются Его благословением и находятся под проклятием. Иисус же, напротив, учил, что весь мир, и добрые, и злые, освещаются лучами Его любви. Эту истину они могли бы узнать из явлений природы: «Ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Матф. 5:45).

Земля не имеет никакой собственной силы, благодаря которой она была бы в состоянии ежегодно приносить свои плоды и безостановочно продолжать свое вращение вокруг солнца; могущественная рука Божия держит все и руководит планетами, направляя их пути в небесном пространстве. Благодаря Его силе правильно чередуются лето и зима, посев и жатва, день и ночь; по слову Его продолжают появляться растения, распускаться листья и расцветать цветы. Все, чем мы владеем, каждый солнечный луч, каждая капля дождя, каждый кусок хлеба, каждый миг нашей жизни - все является даром Его любви.

Еще в то время, когда мы были жестоки и непримиримы, «были гнусны, ненавидели друг друга», Отец небесный относился к нам с милосердием. «Когда же явилась благодать и человеколюбие Спасителя нашего, Бога, Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости». (Тит. 3:3-5). Его любовь, принятая нами, делает нас приветливыми и добрыми не только по отношению к тем, кто нам нравится, но и к виновным, заблудшим и самым грешным.

Детьми Божьими являются те, которые стали причастниками божеского естества. Ни положение в свете, ни права, полученные при рождении, ни национальное или религиозное преимущество не делают нас участниками божественной семьи, а единственно лишь любовь, распространяющаяся на все человечество. Даже грешники, сердца которых еще не совсем закрылись для влияния Духа Божия, отзывчивы на любезное обращение и на любовь отвечают любовью, а на ненависть ненавистью. Но Дух Святой воздает любовью за ненависть. Быть любезным с неблагодарными и злыми, воздавать добром тем, от которых нельзя ждать ничего хорошего, - это признаки принадлежности к небесной царственной семье, это доказательство того высокого положения, которое занимают дети Всевышнего.

Из книги Правила счастливой жизни автора Уайт Елена

«Любите врагов ваших» Учение Христа «не противься злому» было для мстительных иудеев жестким требованием, и они втихомолку роптали между собой; теперь же Иисус добавил еще более сильное выражение:«Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего, а Я

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 1294: О том, каких бед, связанных с женщиной, следует остерегаться. Слова Аллаха Всевышнего: «Поистине, (некоторые) из ваших жён и ваших детей - враги вам». 1752 (5096). Передают со слов Усамы бин Зайда, да будет доволен Аллах ими обоими, что пророк, да благословит его

Из книги Том 1. Аскетические опыты. Часть I автора Брянчанинов Святитель Игнатий

Истину и суд мирен судите во вратех ваших, и клятвы лживыя не любите, глаголет Господь Вседержитель Врата: это врата души, посредством которых входят в нее различные помышления и впечатления.Ваши: одни эти врата собственно принадлежат человеку.Судите: судия, сидящий

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Что хотел сказать святитель Филарет этой фразой: «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов отечества, любите враги ваша»? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряМысли, содержащиеся в приведенных выше словах святителя Филарета, взяты из

Из книги В горах Кавказа (Записки современного пустынножителя) автора монах Меркурий

ГЛАВА 11 Домой, скрывая следы - Газетная травля “религиозных фанатиков” - “Лечение” в психушке - Обычный диагноз - “помешался на Боге” - “Любите врагов ваших” (Лк. 6,27) - Поиски нового места - Брезентовый рукав Взвалив жернова на плечи, братья быстро спустились

Из книги Каноны христианства в притчах автора Автор неизвестен

Любите своих друзей и своих врагов (Матфей 5: 43–47, 25–26) «Вы слышали, сказано: «Люби твоих ближних и ненавидь врагов». Я же говорю вам: любите ваших врагов и молитесь о тех, кто преследует вас, чтобы вам быть истинными сыновьями вашего Небесного Отца. Он ведь повелевает солнцу

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

19. Тебе же повелеваю сказать им: сделайте сие: возьмите себе из земли Египетской колесниц для детей ваших и для жен ваших, и привезите отца вашего и придите; Тогда как в гористой Сирии и Палестине колесницы почти совсем не употреблялись, широкое употребление их в

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, (Лк. 6:27, 28). В тексте весьма сильное колебание.Выражение: "благословляйте проклинающих вас" выпущено в Синайском, Ватиканском,

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

14. А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; (Мк. 6:11; Лк. 9:5; 10:10-11). По Альфорду, "торжественный" акт отрясения ног мог иметь два значения:1) того, что апостолы ничего не взяли у отвергнувших их лиц с собою и

Из книги Иисус. Человек, ставший богом автора Пагола Хосе Антонио

34. Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. Как разлучавшийся с своими детьми отец, Христос преподает ученикам Свои последние наставления. Прежде всего, Он дает им главную заповедь, которую они обязаны соблюдать, - это

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Любите врагов ваших Призыв к любви всегда соблазнителен. Наверняка многие с радостью восприняли его слова. Однако менее всего люди ожидали услышать от него о любви к врагам. В атмосфере жестокого гнета Римской империи и злоупотреблений со стороны власть имущих его слова

Из книги Имам Шамиль автора Казиев Шапи Магомедович

Любите врагов ваших 27 Но всем вам, слушающим Меня, говорю: любите врагов ваших, делайте добро тем, кто ненавидит вас, 28 благословляйте проклинающих вас и молитесь за тех, кто оскорбляет вас. 29 Если ударит тебя кто - нибудь по одной щеке, подставь ему и другую, и кто снимает с

Из книги Имам Шамиль [с иллюстрациями] автора Казиев Шапи Магомедович

«Любите врагов ваших…» Искренним уважением и тактичностью Руновский сумел завоевать расположение имама, личность которого интересовала его не только в служебном, но и в человеческом отношении.При каждом удобном случае Руновский просил Шамиля рассказать о том или ином

Из книги В горах Кавказа. Записки современного пустынножителя автора

Из книги Дорога к храму автора Мартынов Александр Васильевич

Из книги автора

ЛЮБИТЕ ВРАГОВ ВАШИX Раньше меня всегда мучил этот вопрос. Как можно любить врагов, злодеев, творящих зло и насилие, обижающих слабого, отнимающих последний кусок у нищего, избивающихили убивающих ни в чем неповинных людей? Да, я знал, что истинные миротворцы должны

Иисус Христос привнес в нашу жизнь много непривычных этических принципов. Но даже среди них своей ускользающей от понимания необычностью выделяется заповедь любить врагов. «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:43-48; Лк.6:27-36).

Этот удивительный моральный императив, нравственное предписание, поначалу представляется просто вызывающей внутреннее отторжение абстракцией, невозможной для реального исполнения, поскольку она явно не согласуется с инстинктивной природой человека и практикой его жизни. Наше биологическое естество протестует, «кипит наш разум возмущенный». Как так, можно ли вообще любить того, кто тебя ненавидит и кого ненавидишь ты? Ведь для среднего, «нормального» человека любовь к врагам является не просто непреодолимым препятствием, она вообще выше его сил; т.к. нарушает, сдвигает устоявшиеся понятия о добре и зле. Наш рассудок забит шлаками негативных инстинктов, насквозь пропитан ядом гордыни, тщеславия, себялюбия и агрессивности. Так что подобное наставление в корне противоречит представлениям и жизненным установкам большинства людей, оно их попросту озадачивает.

Для современного непосвященного «цивилизованного» человека это слишком абстрактно, сложно, заумно и неконструктивно, в общем запредельная блажь на грани бреда. С чего бы это их любить? Чтобы «молиться кротко за врагов» нужны действительно «нечеловеческие силы». Это уровень святых. Доля же таких молящихся просветленных в общей совокупности исчезающе мала. Мы в своем большинстве не готовы воспринять этот идеал, еще не доросли. А Иисус всего-навсего призывал нас стать совершенными, как наш духовный Отец. Но куда там. В нас вовсю бурлит и клокочет призванный охранять наши шкурные интересы второй основной инстинкт человека (антипод либидо) - мортидо, включающее в себя стремление к борьбе и разрушению, которое проявляется в агрессии, вражде и тяге к уничтожению конкурентов. Именно поэтому отношение к заповеди любить врагов является идеальным пробным камнем, безошибочным тестом для того, кто называет себя христианином, - проверкой на верность идеалу, на подлинность веры. Ведь любить своего врага, преодолеть разделяющую вас пропасть озлобленности, раздражения, стыда и унижения невероятно трудно.

Поскольку Иисус (по определению) непогрешим и всегда прав, а Его царство покоится на любви, попытаемся взглянуть на проблему пристальней и аргументировать эту заповедь. Прежде всего, следует отметить, что даже в Ветхом Завете нет призывов ненавидеть врагов. Напротив, весьма недвусмысленны слова: «Никому не воздам злом, но буду отплачивать добром, ибо у Бога суд над всеми живущими»; «Если найдешь вола врага твоего, или осла его заблудившегося, приведи его к нему; Если увидишь осла врага твоего упавшим под ношею своею, то не оставляй его; развьючь вместе с ним» (Исход 23: 4, 5). «Не враждуй на брата твоего в сердце твоем; не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя» (Левит 19:17-18). «Когда поселится пришлец в земле вашей, не притесняйте его. Пришлец, поселившийся у вас, да будет для вас то же, что туземец ваш; люби его, как себя; ибо и вы были пришельцами в земле Египетской» (Левит 19:33-34). «Если голоден враг твой, накорми его хлебом; если жаждет, напои его, ибо, делая сие, ты собираешь горящие угли на голову его; Господь же воздаст тебе доброе» (Притч 25: 22, 23). То же почти буквально повторяет Рим (12: 20). В Нагорной проповеди Иисус Христос говорил о своих современниках - фарисеях, сеявших вокруг себя отношения ненависти. Мораль толкователей Талмуда откровенно шовинистична.

Далее, кто такие враги. Из текста Евангелия следует, что в заповеди говорится только о наших врагах - то есть о людях, враждебных нам лично. Это все люди, которые причиняют нам зло, - те, кто словом или делом оскорбляют нас, проклинают, ненавидят, обижают, наносят ущерб и подвергают гонениям. Враг – понятие относительное, в данном случае это попросту характеристика качества отношений между конкретными людьми, имеющих характер конфликта, борьбы интересов. При этом наш враг может одновременно быть чьим-то лучшим другом, человеком близким ему и даже незаменимым. К тому же зло, творимое нашим врагом, не отражают всей его сущности. Человек сложен, и по своей тройственной природе вообще предрасположен к плохому. Идеальных людей нет, никто не свободен от пороков, на неблаговидные поступки в определенных ситуациях способен каждый. «Ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы… Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, …вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, соблазны, ереси…» (Гал. 5: 17, 19, 20). Поэтому даже в худших из нас есть зачатки добра, а в лучших есть доля зла. Вся разница между нами в пропорциях. Чья-то ненависть к нам может являться результатом страха, гордыни, незнания, предубеждений и отсутствия взаимопонимания, но при всем этом душа каждого человека несет на себе печать Бога.

Наконец, почему их надо любить и что это значит (как их следует любить). Любовь бывает разная, но всегда это вид нашего отношения к кому-то или к чему-то, полное приятие чего-либо. Здесь возможно религиозное, бытовое и сущностное обоснование такой необходимости. Очевидно, врагов следует любить уже потому, что так заповедовал Иисус. Любовь к врагу – лишь особый случай любви к ближнему, притом такой, применительно к которому она только и проявляет свою специфическую суть. Соблюдая заповеди, мы служим Богу и себе.

Нельзя отвечать злом, ненавистью и насилием на причиняемое зло – по соответствующей заповеди и фактически. Никто ведь не хочет, чтобы его ненавидели. Поэтому вполне справедливы слова Иисуса: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк.6:31). Злом побороть зло нельзя. В обсуждаемой заповеди выражен базовый принцип нашего бытия: только добром может быть побеждено зло и исправлен мир. Ненависть, даже к человеку, делающему зло, умножает зло. Нужно научиться прощать обиды. Прощение - это вовсе не игнорирование того, что было нам сделано плохого, и не представление зла добром. Это лишь способ отделения самого человека от его неблаговидных поступков, означающий, что совершенные действия не являются принципиальной преградой на пути установления нормальных взаимоотношений. Оно освобождает нас от бремени психологического давления и знаменует собой примирение, шаг к новой жизни.

Вообще говоря, нам не только не следует обижаться на своих врагов, мы должны быть им даже благодарны. Действительно, человек растет духовно, учится, через взаимодействие с обстоятельствами и людьми. Каждая наша ошибка, любой межличностный конфликт, противостояние, если к ним правильно относиться, превращаются в возможность самосовершенствования. В этом плане именно враги – наши лучшие учителя. Друзья обычно не видят всех наших недостатков или не говорят нам о них. Враг же непременно подметит любую нашу слабость или проступок, и тем самым обратит на них наше внимание, невольно создавая предпосылки для ускоренной коррекции и оптимизации нашего поведения.

За врагов действительно надо молиться, ведь они (в основном не ведая, что творят) своими нападками кроме того укрепляют нас в добродетели, учат смирению и кротости, позволяют нам узнать правду о себе. Благодаря их козням мы получаем возможность и стимул исправить погрешности своего поведения. Гонения же с их стороны лишь приближают нас к Богу (Мф 5: 10-12). Врагов следует почитать еще больше, чем наших прямых благодетелей, поскольку последние одновременно с благодеяниями приносят в глазах Бога пользу и себе. Враги же своими пакостями невольно содействуют повышению нашего божественного статуса. Поэтому разумней пожалеть врагов, чем сердиться на них, поскольку себе они в конечном счете вредят гораздо больше, чем нам. Даже угроза смертью не страшна, т.к. смерть для живущего по Христу есть не потеря, а приобретение (Фил. 1: 21). Враги – это своеобразное горькое лекарство от наших духовных болезней.

Как ни странно, но на человеческие отношения распространяется закон механики, согласно которому всякое воздействие неотделимо от противодействия ему. Только в отличие от природных явлений, в данном случае противодействие способно принимать самые разнообразные формы и вполне может даже превышать силу самого действия. Поэтому ответное насилие в лучшем случае лишь воспроизводит исходный импульс. Точно так же, любовь и добро исходят только от любви и добра, но никак не из зла и насилия. Насилие может сделать многое, но оно не способно превратить врага в друга. Дружелюбное же отношение к врагам, проявление к ним благожелательности, есть наилучшее средство к тому, чтобы погасить взаимную вражду и ненависть. Именно любовь не позволяет справедливости деградировать в жестокость. «Никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12: 17-18). «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить во-век» (Пс. 36: 27). «Не мстите за себя…, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: «Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Рим. 12: 19). «Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и Святый да освящается еще. Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22: 11. 12). Об этом же напоминает и закон Кармы. Зло так или иначе все равно вернется к отправителю; и не стоит вмешиваться в этот сложный процесс, окунаться в грязь и брать на себя то, за что отвечают Высшие Силы.

Другой аспект проблемы в том, что вообще говоря наши истинные враги - это наш собственный эгоизм, гордыня, агрессивность, зависть, алчность, самомнение. Именно они по большей части бывают причиной наших обид и нетерпимости, подталкивают нас к вражде, ссорам и ненависти. Мы зачастую неверно оцениваем поведение окружающих и реагируем на него неадекватно. В силу мнительности многие склонны приписывать поступкам окружающих мотивы, о которых сами они даже не подозревают. К «врагам» люди нередко склонны автоматически причислять всех ближних, не вписывающихся в стереотипы, созданные воображением их собственного ограниченного ума. В этом кроется природа наших негативных реакций на других. Нам трудно смириться с тем, что многие люди живут по своим моделям поведения и имеют на это полное право. Но все люди объективно разные, поэтому нам разумнее всего признать как данность их своеобразие, воспринимая естественными даже недостатки. Следует помнить, что "здесь всё не по твоей вертится воле".

Вообще, нам всем надо бы почаще подходить к зеркалу и смотреть на своего главного врага, которого мы всё же любим. «Лишь человеческий вымысел разделил мир на группы врагов и друзей». Многие из наших "врагов" - мнимые, придуманные нами самими. В этой связи стоит отделять человека от его поступков и от их поспешных оценок.

Любовь является мощным средством, способным превратить врага в друга, чего нельзя достичь ненавистью и насилием. Следует искать не поражения или унижения нашего врага, а его дружбы и взаимопонимания, поскольку любовь - единственная сила, способная поменять полярность наших отношений. Нам никогда не избавиться от врагов, отвечая ненавистью на ненависть; мы лишаемся врагов, лишь отстраняясь от чувства вражды. По своей природе ненависть уничтожает и разрушает, любовь же созидает и строит. Александр Македонский на вопрос о том, что способствовало успеху его завоеваний, ответил: "Я обращал еще недавних врагов в близких друзей и сотрудников. Я поступал с ними так миролюбиво, искренне и сердечно, что они привязывались ко мне". «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим 12:21). Понятие "враг" - это зачастую условность, навязанная нашему восприятию некими обстоятельствами. Именно поэтому враги в принципе могут стать друзьями, а друзья врагами. Ведь противоположные чувства – любовь и ненависть – имеют свойство при определенных условиях переходить друг в друга. Примеры таких явлений широко известны и встречаются на каждом шагу.

И последний момент – как именно, согласно заповеди Иисуса, следует любить врагов. Ответ в этом ракурсе может быть только один, евангельский любовью - безусловной, бескорыстной, очищенной от элементов личной выгоды, объединяющей людей в единое целое в качестве высшего этического принципа. Содержание любви к врагам не следует путать с сентиментальным, нежным излиянием чувств к ним или с личной симпатией. Любить врага вовсе не значит испытывать к нему чувства магнетической привязанности или ощущать душевный подъем. Это не эстетическая, романтическая любовь, не божественное устремление души (эрос, по греческой терминологии) и не взаимная любовь, душевная привязанность, близость друзей (филия).

Речь в Евангелиях идет о третьем виде любви, о древнегреческой агапэ, о любви - заботе как духовном единении, добродеянии в отношениях между людьми. Такая, жертвенная любовь направлена на всех людей и проникнута созидательной, всепрощающей добросердечностью, благожелательностью, великодушием. Это чувство любви к людям за то, что их любит Господь как своих детей. За то, что другие люди в своей основе - такие же, как и мы сами. Такими их и следует воспринимать. На этом уровне мы любим человека, творящего зло, осуждая содеянное им. Подобная любовь свыше («любовь Христова») предписывает нам вообще никого не считать своим врагом и даже в критических ситуациях воздерживаться от морального подавления и унижения человека. Тем более, что человек способен меняться.

Любовь, разумеется, бывает разной. Она, к тому же, имеет много уровней, оттенков и градаций. Любить своих личных врагов, значит понимать условность нашей оценки, быть к ним снисходительным, незлобливым, не испытывать к ним ненависти, проявлять сочувствие, милосердие, сострадание, помогать в беде, прощать обиды, ошибки и промахи, то есть относиться к ним так же, как и к другим «ближним». «Злоба врага любовью и благосклонностью изгоняется» (Свт. Тихон Задонский). Ничто так не трогает людей, как то, когда им отвечают добром за их недобрые дела. В то же время «Кто воздает за добро злом, от дома того не отпадет зло» (Притч 17: 13). Как минимум, стоит поступать с людьми по правилу: «Чего в другом не любишь, того сам не делай». Хотя, конечно же, мера и выраженность этой "любви" у каждого может быть своей, стоит попытаться осознать верность принципа: "давать радостнее, чем брать" (Деян.20: 35).

Понятно, что большинству даже такое не под силу и представляется недостижимым. Однако каждый может для начала относиться к «врагам» хотя бы терпимо и милосердно, не отвечая злом на зло и посильно считаясь с их интересами. Ненависть в ответ на ненависть лишь умножает её, оставляет рубцы в душе и уродует людей. Эта сила зла наносит непоправимый ущерб своим жертвам. Но она также не менее губительна и для того, кто ненавидит, разрушая личность человека и подавляя его способность мыслить объективно. Живущая же в наших сердцах непроявленная внешне ненависть, злоба, обида вообще абсурдна. Во всяком случае ненавидеть человека таким образом уж точно нет никакого резона: ему до нашей «тихой» ненависти нет дела, а мы стойким стрессом на этой почве основательно подрываем свое здоровье. Это многократно подтвержденный медицинский факт.

К тому же нередко мы ошибочно считаем кого-то своим недоброжелателем, просто неверно оценивая ситуацию. Но всегда можно откорректировать свою позицию. Ведь наша враждебность, обоюдно извращенные отношения с окружением, идут от непонимания основ мироустройства, сущности человека и от переоценки значимости собственной персоны, отягощенной грузом эгоизма. И это при том, что (исходя из единства мира) наши предполагаемые «враги» - это, вообще-то говоря, мы и есть, только в другой ипостаси и на другой стадии развития. Все мы вышли из одного Источника, и все мы как части неделимого Целого принадлежим Ему. Примерно то же и в богословском варианте: «Ибо, как в одном теле у нас много членов, но не у всех членов одно и то же дело. Так мы многие составляем одно тело во Христе, а порознь один для другого члены» (Рим. 12: 4,5) + 1Кор. 12: 12-27. К сожалению, живем мы не душой, а «разумом» и рефлекторными эмоциями. Наша же человеческая ценность определяется тем, что хорошего, доброго, полезного мы сделали для других, какой след мы оставили в их душах. «Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать» (Гал. 5: 26). «Давайте говорить друг другу комплименты, ведь это всё любви счастливые моменты… Давайте жить во всём друг другу потакая. Тем более что жизнь короткая такая».