Дверь в первозданный Рай – картины Елены Черкасовой. Райские картины духовного мира и описание царства бога

Святой Дух уподоблен ветру. «Дух дышит, где хочет,
и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит
и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

Евангелие от Иоанна 3:8

После полотен Елены Черкасовой Москва кажется бледнее, а жизнь краше. После серых улиц выставочный зал Покровских ворот кажется дипломатическим представительством Рая.

Главные свидетели близости Рая, изображенные на полотнах – звери и удивленные люди.

Звери

Нет жизни не от Бога. Он источник всего сущего. Вся жизнь – это капля Святого Духа, упавшая в материю. Мы со зверями и рыбами рождены от одного Духа. А Дух не имеет сортов и количества. Он един.

В животных жизнь. Жизнь – Бог. «Всё чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» . Значит, и в звере есть Бог. Бог в звере не только в его глубинной сущности. Бог есть и в голове зверя. Кто знает зверей, тот видит, что и зверь знает Бога и как-то с Ним беседует, по-своему на детском языке творения.

Зверь ближе к Раю, чем человек. Зверь не знает смерти. Зверь не знает ни будущего, ни прошлого и живет один сущим – реальностью. Зверь, в смирении, принимает жизнь такой, как она есть, и рад ей.

А еще он умеет видеть Бога в человеке. И узнав Бога в нас, он тогда отбрасывает вражду и служит вместе с нами Единому.

На полотнах Черкасовой зверь сослужит святым на земле и хвалит Бога в Раю.

Радость зверя и соучастие его в трудах человека свидетельствуют о Боге. Зверь есть чудо и свидетель Бога. Событие существования животных имеет не только нашу общность в теле, но и нашу совместную радость. Эта общность существования говорит о нашем родстве и о том, что у нас был и есть наш общий родной дом – Рай. Люди могут забыть Рай, а зверь нет. Он прост и всегда готов радоваться и жить.

У Черкасовой птицы ликуют, выстроившись в череды и хоры. Звери благодушествуют под сенью благословения ангелов и Господа. Цветы – как деревья, а деревья – как цветы.

Картины Елены нельзя назвать иконой на доске, в строгом академическом смысле. Да и какая разница, к какому разделу искусства можно отнести ее работы.

Но что такое икона? Это отражение горнего мира в земном зеркале. Икона Бога – это и человек, и Евангелие, и весь тварный мир.

На полотнах художника мы видим иконы зверей – их сущностные райские образы. На полотнах Черкасовой мы видим иконы зверей и цветов.

Звери, люди и небесные жители перетекают духом друг в друга.

Дух становится голубем, Христос – Агнцем, люди уподобляются овнам, а звери обретают благодать. В этом наше единство в духе.

Изображение зверей у Черкасовой – такое вот особенное свидетельство о Боге и Рае.

Люди

Люди, как всегда на полотнах Черкасовой, безгласны, удивлены и включены в странные сюжеты. Тема этих сюжетов – сотрудничество с Богом. Поэтому основной жест этих нарисованных людей – протянутые руки и предстояние перед Богом.

Люди принимают свитки, Духа в виде голубя или ноги Христа. Люди держатся за сердце, в знак того, что готовы отдать сердце. Авраам преподносит Троице дары. Ной обнимает спасенных животных. Руки протянуты одновременно к небу и к Земле.

Люди изображены в мистическом пространстве. Не секрет, что то, что мы считаем ценным или видим лучше всего, у Бога всё наоборот. Видом мы находимся в своем доме или в метро, а на самом деле – в мистическом пространстве, мы находимся в потоке истории отношений Бога и человека. Наше отношение к простым и знакомым родным людям для Бога не просто фотография нашей трехкомнатной квартиры, а полотно, которое непрерывно пишется вот уже несколько тысяч лет в истории от Рая до сегодняшнего дня. И Черкасова отбрасывает видимый обман нашего животного восприятия и представляет дело так, как оно есть в действительности. Она находит реальное место человека во времени и пространстве.

Я гулял по залу выставки в компании незнакомых семейной пары и прекрасной дамы. Вид их был замечателен. Они казались очень собранными, трепетными и внимательными. Они трепетали. Без сомнения, они уловили дух, струящийся с полотен. Без сомнения, и они себя увидели в картине мироздания. И они заглянули за дверку обыденной реальности и услышали глаголы неба. Вот для того и были написаны эти картины.

Текст

В пасхальных стихирах написано о том, что земля и небо веселится, небесные жители радуются с земными. В Библии стихи отчасти оживотворены. Иордан бежит вспять. На иконах дух реки изображается в виде старика. Еще на иконах можно увидеть кого-то похожего на инопланетян. На самом деле это поднимающийся дух Солнца и убегающий дух Луны.

Стихии не только оживотворены. Они пронизаны Логосом. Каждая из них несет в себе Слово или замысел Бога о Себе. Вот это и увидела художница.

У Черкасовой слово пронизывает пространство. У нее на полотнах слово – второй воздух. Им дышат. Им обмениваются. Оно струится вверх, падает вниз, стекает по радуге. Художник словно включил функцию 3d для плоскостной живописи.

Ее картины говорящие, поющие, шумящие. Причем хорошо то, что слово на полотне оживает тембром НАШЕГО голоса. Оно звучит только тогда, когда мы его читаем. Эта замечательная функция соучастия в сюжете вызывает трепет. Мое слово звучит перед персонажами сюжета: людьми, ангелами и Богом. А что такого? Бог и ангелы вездесущи и им слышно всякое слово.

Святой Дух уподоблен ветру. «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа».

Черкасова позволила нам встать на «месте равнем» и произнести вечные слова перед Вечностью. Отличное дополнение к просмотру.

Огонь и красный цвет

В графической системе иконы существует специальный прием, позволяющий показывать светоносность преображенного тела – ассист или пробела. Это как если сквозь трещины в жесткой скорлупе земного тела проглядывал бы потусторонний свет солнца в его фаворском сиянии.

Существуют и другие методы. Итальянский Ренессанс дал три интересных системы передачи тонкого мира. Джотто поставил лампочку «за изображением» и заставил светиться в картине ВСЁ. И небо, и землю, и лица. Это интересная альтернатива пробелам. Боттичелли выключил гравитацию и добавил эфирный ветер. Необычно и очень интересно. Леонардо ввел сфумато, сделавшее образы воздушными и растворяющимися в пространстве. Его образы как бы курятся ореолом тайны. Наверное, так видели Христа те, кто был рядом.

Черкасова ввела иную систему приемов. Все они оригинальны, с одной стороны, и в то же время имели место в ранней христианской живописи.

Она воспользовалась старинной возможностью сделать цвет событием. Таким событием движущегося цвета стал сияющий красный цвет.

Здесь красный цвет стал пламенем, рвущимся из-за полотна. Красный цвет озарил всё пространство, изображенное на холстах. Фаворский свет проломил карту будня не по трещинам, как на иконах, а вошел широко открытой дверью. Он заставил картины гудеть красным ветром.

Наиболее мощный поток цвета и света мы видим на картине, изображающей Гостеприимство Авраама. Радуга падает прямо на главы ангелов, сидящих за трапезой.

Ошеломительная находка – радуга. Ведь радуга – это символ Завета. И тут она прекрасно вставлена в сюжет. Троица заключает Завет с Авраамом через трапезу и жертвоприношение Авраама. В этом сюжете – прообраз литургии. В нем как в фокусе все смыслы Завета. Радуга сломала временные рамки и связала воедино почти все сюжеты, относящиеся к Завету Бога и людей.

Прекрасное, оригинальное решение.

И по самой радуге стремится дождь словес Библии. А это еще лучше. Как летний ситничек-дождь, сияющий под радугой, как золотой дождь Данаи. Гениальное решение и гениальный образ.

Рай

Кто-то из посетителей сказал:

– Зайти сюда, после слякотной Москвы – восторг. А как выйти? Как сохранить эту радость?

Что за радость?

Любое художественное полотно подобно двери, которую художник открывает в мир поднебесный. Злой художник открывает двери, где царствуют духи страстей. И если повесить такую картину в доме, то через нее вольется рекой уныние, страсть, блуд или какая-нибудь другая мерзость. Надо быть внимательным к тому, что мы вешаем на стенах и что служит дверкой в иное мироздание.

Икона – есть дверь в мир святых.

Работы Черкасовой, представленные на выставке – дверь в первозданный Рай, в котором Адам трудился и беседовал с Богом и зверями. Полотна Черкасовой – окно не только в президиум святых в Рае, как на стандартной иконе, но и взгляд на всю Ойкумену в целом.

Прекрасная дама, вместе с нами гулявшая по выставочному залу, вежливо отозвала Елену Черкасову от нашей компании. Они о чем-то поговорили и решили, что картина «Вознесение Илии на небо с квадригой коней» будет жить в квартире этой дамы.

Представляете, как это здорово – у тебя в доме будет вечно открыто окно, через которое будет видно, как Илия среди пламени в содружестве прекрасных крылатых коней взлетает на небо. Нет, Пит Мондриан или «Дама с абсентом» – это тоже здорово. Или неплохо иметь в доме хотя бы рисунок на салфетке от Пикассо или Глазунова. Но это другое. Черкасова привносит в дом не бренд, не статус, не дух прокуренного «Мулен Руж» или трагедию картин Глазунова, где все люди с большими глазами, и все они глубоко несчастны, и всё не слава Богу.

У Черкасовой, наоборот, всё слава Богу.

Неподражаемое жизнелюбие Черкасовой устраняет трагедию красного цвета у Малявина. Она придает небесное звучание красному цвету у гениального Архипова, мирно лежащего на плечах рязанских баб. Она, наконец, привносит в русскую живопись радость, не свойственную замороченным передвижникам и художникам социального протеста, увязшим в борьбе со злом.

Черкасова не смотрит на зло. Она смотрит на Бога, и зло не смеет приблизиться. Хорошее решение.

Это очень по-русски.

Русская жизнь везде: и в деревнях, и за Полярным кругом, и даже в Москве – играет юмором и шуткой. Русский человек везде улыбнется, несмотря ни на что. Но эта его улыбка в художестве как приемная дочь. Нет ей места. А зря.

Черкасова узаконила русский оптимизм в красках. У нее на полотнах нет ни тоски, ни смерти. Прошлое и настоящее смешалось в них.

Времени, того, как мы его знаем, в самом деле не существует. Звери в чем-то правы. Или даже не правы, а просто сохранили в себе этот райский дар отношения ко времени.

На полотнах Черкасовой ангелы, люди и звери – равноправные участники событий. А разве это не так на самом деле?

Спасибо Елене Игоревне за то, что она дает возможность очнуться от скромного обаяния буржуазии, заморочившего голову всему миру и представляющего мир единым экономическим пространством. Мир на самом деле не пространство конвертируемой валюты, а единое пространство Духа. Он не макроэкономическая модель, а модель Рая. Поломанная, несколько испорченная, но всё еще действующая модель, которая вполне может приносить райское блаженство еще при жизни, о чем свидетельствуют святые, звери и художники.

Хорошо, что есть такие люди, которые умеют видеть наш мир в его первозданном виде в сиянии любви, в потоке красного цвета, льющегося на притихшую весеннюю Москву.

Звери

Люди

Текст

Огонь и красный цвет

Рай

За тысячи лет, которые прошла в своем развитии человеческая цивилизация, на Земле существовало огромное количество всевозможных верований и религий. Удивительно, но факт - и во всех из них в том или ином виде существовала идея жизни после смерти. В различных культурах формы жизни после смерти могут сильно отличаться, однако лежащая в их основе фундаментальная идея остается неизменной: смерть не является абсолютным концом человеческого существования, а жизн

Жизнь после смерти. Рай

В христианстве существует два разных представления о Небе. Первое отражает теологическую и метафизическую концепцию небес как царства, в котором ангельские чины и святые наслаждаются присутствием Бога, созерцая Его бытие. Символика, связанная с этой концепцией, объединяет еврейский образ царства с древнегреческими представлениями о концентрических небесных сферах и о духовном пути. Представления же о рае или Саде Любви базируются на мифе о Золотом веке и на образе Эдемского сада. И здесь символика включает в себя некое географическое местоположение, элементы девственной природы, золотые стены и дороги, вымощенные изумрудами.
Древнее слово "парадис" (рай), заимствованное евреями у персов и обозначавшее вначале сады царей Ахеменидов, выражало общую грезу: очаровательный сад, где блаженная жизнь продолжалась бы вечно. "Рай" в понимании фарисеев (и Иисуса) должен представлять из себя блаженную жизнь воскресших "святых" в Иерусалиме (Мф.5:35) во времена вечного царствования Мессии.
В средние века Царство Небесное виделось в виде лучезарной сферы, в которой свободно перемещаются души, не обремененные ни потребностью в пище, ни сексуальными желаниями, ни эмоциями, а занятые исключительно восхвалением Господа и своим усовершенствованием. «Ибо, когда из мертвых воскреснут, не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (от Марка, 12:25)

Ислам признает существование рая (джаннат), где праведники получат загробное воздаяние.

Коран описывает рай следующим образом: «Для богобоязненных есть место спасения - сады и виноградники, и полногрудые сверстницы, и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинения во лжи… В садах благодати - толпа первых и немного последних, на ложах расшитых, облокотившись на них друг против друга. Обходят их мальчики вечно юные с чашами, сосудами и кубками из текучего источника - от него не страдают головной болью и ослаблением… среди лотоса, лишённого шипов, и тaлxa, yвeшaннoгo плoдaми, и тeни пpoтянyтoй, и вoды тeкyчeй, и плoдoв oбильныx, нe иcтoщaeмыx и нe зaпpeтныx, и кoвpoв paзocтлaнныx, Mы вeдь coздaли иx твopeниeм и cдeлaли иx дeвcтвeнницaми, мyжa любящими, cвepcтницaми…» (Коран, 78:31-35; 56:12-19; 28-37)

В раю согласно исламскому учению мужчины-праведники будут жить со своими гуриями - черноокими полногрудыми девственницами, восстанавливающими каждое утро девственность.

Значительно позднее формирования ислама как учения некоторые исповедующие суфизм мусульманские богословы стали вопреки традиционному исламу считать, что образ гурий в раю - это аллегория.

Праведник будет одет в зелёный шёлк, атлас, парчу и золото и лежать на коврах с зелёными подушками в особых шатрах гигантской величины, сделанные из яхонта, жемчуга и других камней (Коран, 18:31; Тирмизи, Джаннат 23, 2565). Прислуживать праведникам будут юноши в зелёных одеяниях с серебрянными украшениями (Коран, 76:19-21; 56:17).

Говорится также о том, что обитатели рая будут пить райское вино, которое не будет пьянить (Коран, 56:19). В раю не будет естественных испражнений - все будет выходить из людей посредством особого пота, подобного мускусу, с поверхности кожи (Муслим, Джаннат 18, 3835; Абу Дауд, Суннат, 23, 4741).

Буддистский рай не является чем то единым, а разделён на своего рода филиалы.
Западный рай счастливая страна Сукхавати. Она расположена неизмеримо далеко от нашего мира, и живут в ней лишь рожденные в лотосе - бодхисатвы высшего уровня. Они живут там бесконечно долго, наслаждаясь покоем и беспредельным счастьем среди плодородной земли, животворящих вод, окружающих чудесные дворцы обитателей рая, возведенные из золота, серебра, драгоценных камней. В Сукхавати не бывает стихийных бедствий, и обитающим там душам не страшны обитатели других областей сансары - хищные животные, воинственные асуры или смертельно опасные прета.
Восточный рай Абхирати или страна «Наслаждений», сотворенная дхьяни-буддой Акшобхьей. В ней, как и в Сукхавати, обитают лишь рожденные в лотосе, приобретшие духовные совершенства, бодхисатвы.
На юго-западе расположена райская страна волшебника и чародея Падмасамбхавы.
А на севере - расположена Шамбала.
На небесах находится рай Тушита, его название означает «удовлетворенный, радостный». Это - одна из областей где обитают боги. Она находится над вершиной горы Сумеру - центра мира. Тушита сад радости и мир желаний и страстей. В раю Тушита перевоплощаются души, соблюдавшие пять заповедей: не убивай, не воруй, не прелюбодействуй, не лги, не употребляй спиртные напитки - а также взращивавшие добрыми поступками и медитацией безмерные состояния сознания: любящее сердце, сострадание, беспристрастность - другими словами, те качества, которые составляют сущность пробуждённого ума. В этом райском мире перерождаются души бодхисатв. Будда будущего, до его снисхождения на землю пребывает в небесном раю.

Индийская мифология насыщена красочными описаниями райских мест. Согласно древней ведической традиции, Яма, вождь мертвых, правил в царстве света, расположенном на внешнем небе. Пребывание там всех умерших героев было безболезненным и беззаботным. Они наслаждались музыкой, исполнением сексуальных желаний и чувственными радостями. В индуизме заоблачные мифы являются областями красоты и радости, населены разнообразными божествами. Доступ сюда обретался соответствующим образом жизни и правильным выполнением ритуалов.

Античные греки верили в то, что после смерти души попадают на острова Блаженных и Елисейские поля, находящихся по ту сторону Атлантического океана, на краю земли. Там прекрасный климат, не бывает дождя, снега или сильного ветра, а плодородная почва трижды в год рождает фрукты, сладостью подобные меду. Орфики, считавшие, что спасение заключается в освобождении от материи и земных оков, рассматривали Елисейские поля как место радости и отдыха для чистых духов. Вначале эти поля покоились в подземном мире, заполненном странным сиянием, а затем в верхних областях неба.
На самом деле в древнегреческой мифологии тоже есть аналог рая - Элизиум (не путать с Олимпом - обителью богов), страна блаженных, диковинные заморские острова. Там нет забот и печали, там солнце, море и вода. Но попадают туда только души выдающихся героев древности и особо праведных людей, чья жизнь «одобрена» судьями подземного мира Аида.

У Ацтеков было три разных рая, куда попадали души после смерти. Первым и самым низким из них был Тлалокан - страна воды и тумана, место изобилия, благословенности и покоя. Счастье, испытываемое там, было весьма похоже на земное. Мертвые пели песни, играли в чехарду и ловили бабочек. Деревья сгибались под тяжестью фруктов, на земле обильно росли маис, тыква, зеленый перец, помидоры, бобы и цветы. Второй рай, Тлиллан-Тлапаллан был раем для посвященных, последователей Кецалькоатля - бога-короля, символизирующего воскресение. Этот рай характеризовался как страна бесплотности, предназначенная для научившихся жить вне своего физического тела и не привязанных к нему. Высшим раем являлся Тонатиухикан или Дом Солнца. Судя по всему, здесь обитали лица, достигшие полного просветления. Привилегированные, избранные ежедневными спутниками Солнца, жили полной наслаждения жизнью.

Валгалла (Валхалла) в германо-скандинавской мифологии - небесный чертог в Асгарде для павших в бою, рай для доблестных воинов.

Один правит Валгаллой. Он отбирает половину воинов, павших в бою, а валькирии доставляют их в чертог. Другая половина павших отправляется в Фолькванг («Людское поле») к богине Фрейе.

По легендам, Валгалла представляет собой гигантский зал с крышей из позолоченных щитов, которые подпираются копьями. У этого зала 540 дверей и через каждую выйдут 800 воинов по зову бога Хэймдалладля последней битвы Рагнарок. Воины, обитающие в Валгалле, зовутся эйнхерии. Каждый день с утра они облачаются в доспехи и сражаются насмерть, а после воскресают и садятся за общий стол пировать. Едят они мясо вепря Сехримнира, которого забивают каждый день и каждый день он воскресает. Пьют же эйнхерии мёд, которым доится коза Хейдрун, стоящая в Валгалле и жующая листья Мирового Древа Иггдрасиль. А ночью приходят прекрасные девы и ублажают воинов до утра.

Жизнь после смерти. Ад

Ад как таковой существует не во всех мировых религиях. Есть некое понятие о загробном мире, где одним чуть хуже, другим чуть лучше, и каждому по делам его. Преисподняя как место наказания грешников стала популярной темой в связи с распространением христианства. Конечно, ад существует в буддизме (Нарака), верованиях майя (Шибальба), у скандинавов (Хельхейм), но нигде, помимо христианства, ему не придавалось такого значения, нигде он не был прорисован настолько ярко, красочно, эффектно. Впрочем, христианство всегда лучше иных религий умело показать красивую картинку - в целях привлечения или устрашения.
Согласно христианскому учению, после грехопадения прародителей в ад попадали души всех умерших, в том числе ветхозаветных праведников. Души праведного Симеона Богоприимца и обезглавленного царём Иродом Иоанна Крестителя проповедовали в аду скорое и всеобщее избавление. После своих страданий и смерти на кресте, Христос своей человеческой душой спустился в самые отдалённые глубины ада, разрушил ад и вывел из него души всех праведников в Царство Божие (рай), а также и те души грешников, которые приняли проповедь о пришедшем спасении. И теперь, души умерших святых (благочестивых христиан) попадают в рай.

Но часто своими грехами живущие люди отталкивают от себя Бога - сами создают в душе своей сущий ад, а после смерти, души уже не имеют возможности переменить своего состояния, которое будет и дальше прогрессировать в вечности. Посмертная и окончательная судьба душ умерших нехристиан неизвестна ныне живущим - она полностью зависит от воли Бога, если Он посчитает, что умерший жил по совести, и что его душа готова славить Христа, то она может быть принята в райские обители.

Спаситель подчёркивает, что определяющим критерием для Него будет наличие (у «агнцев») дел милосердия (помощь нуждающимся, к которым Он и Себя причисляет), - либо отсутствие этих дел (у «козлищ»)(Мф.25:31-46). Окончательное решение Бог вынесет на Страшном Суде, после которого в аду будут мучаться не только души грешников, но и их воскресшие материальные тела. Христос указывал, что наибольшие мучения в аду постигнут тех, кто знал Его заповеди, но не исполнял их, и тех, кто не прощал обиды на своих ближних. Самым тяжёлым мучением в аду будет не физическое, а моральное, голос совести, некое противоестественное состояние, когда греховная душа не может вынести присутствие Бога, но и без Бога ей совсем невыносимо. В аду также будут мучиться и демоны (падшие ангелы), которые после Страшного Суда ещё более будут связаны.

Согласно вероучению ислама, в Судный день все люди будут воскрешены, и над ними состоится суд, и люди разделятся на 2 группы - обитателей ада и обитателей рая. Ад в исламе - вечное пристанище неверных («кяфиров» - тех кто не последовал божественной религии) и творил ширк. Всевышний не простит никому только одного греха - многобожия («ширк» - арабск.), к ширку относится поклонение кому либо кроме Всевышнего Единого Бога («Аллаха» - арабск.), придание ему сотоварищей, уподобление кого-либо Аллаху и т. д. Все остальные грехи Всевышний простит или нет по Своей Мудрости и Милосердию. Ад в исламе называется Джаханнам (араб.).

Буддизм имеет свои «адские» особенности. В частности, адов в буддизме не один, а целых шестнадцать - восемь горячих и восемь холодных. Более того, иногда по необходимости появляются дополнительные и по случаю возникающие преисподние. И все они, в отличие от аналогов в других религиях, являются лишь временными пристанищами грешных душ.
В зависимости от степени земных прегрешений умерший попадает в предопределённый ему ад. Например, в горячий Сангхата-нарака, ад сокрушающий. Тут грешников перемалывают в кровавое крошево сдвигающиеся скалы. Или в холодный Махападма-нарака, где стоит такой мороз, что тело и внутренние органы коченеют и трескаются. Или в Тапана-нарака, где жертв протыкают раскалёнными копьями. По сути своей, множественные преисподние буддизма чем-то напоминают классические христианские круги ада. Количество лет, которые нужно отбыть в каждом аду для полного искупления и нового перерождения, чётко оговорено. Например, для упомянутого Сангхата-нарака это число составляет 10368х1010 лет. В общем, немало, прямо скажем. Адские подземелья в буддизме находятся под мифологическим континентом Джамбудвипа и расположены, подобно усечённому конусу, в восемь слоёв, на каждом - по одному холодному и одному горячему аду. Чем ниже ад - тем он страшнее, и тем дольше придётся в нём мучиться.

ТАРТАР, в греческой мифологии пространство, находящееся в самой глубине космоса, ниже аида. Тартар на столько отстоит от аида, на сколько земля от неба. Если бросить медную наковальню с неба на землю, то она долетела бы до земли за девять дней. Столько же потребовалось бы ей, чтобы долететь с земли до Тартар. В Тартаре залегают корни земли и моря, все концы и начала. Он огорожен медной стеной, и ночь окружает его в три ряда. Тартар - жилище Никты (богини Ночи). Великой бездны Тартара страшатся даже боги. В Тартар были низвергнуты титаны, побеждённые Зевсом. Там они томятся за медной дверью, которую стерегут сторукие. На Олимпе обитают боги нового поколения - дети свергнутых титанов; в Тартаре - боги прошлого поколения, отцы победителей. Тартар - это нижнее небо (в противоположность Олимпу - верхнему небу). В дальнейшем Тартар был переосмыслен как самое отдалённое место аида, где несут наказание святотатцы и дерзкие герои - Алоад, Пирифой, Иксион, Салмоней, Сизиф, Титий, Тантал.
Мучения умерших в Аиде:. В основном они заключаются в скуке и духовных страданиях. Особо отличившиеся грешники получают специфические наказания, порой даже физические. Можно вспомнить Сизифа, обречённого день за днём выполнять бессмысленную работу, заталкивая на вершину горы тяжёлый камень, срывающийся каждый раз за секунду до окончания работы. Царь Сипила Тантал обречён в Аиде на вечные муки голода и жажды. Он стоит по горло в воде под раскидистыми кронами отягощённых плодами деревьев, но не может отпить, потому что вода уходит, лишь только он наклоняется, и откусить от плода, потому что ветви поднимаются, когда он тянет к ним руку. А к великану Титию приставлен змей, пожирающий ежедневно его печень, которая за ночь отрастает заново. В принципе, этим мученикам живётся в Аиде веселее, чем прочим. Им хотя бы есть чем заняться.

Ад в ацтекской традиции носил название Миктлан. Его возглавлял жестокий и злой (как и почти все осталь- ных боги ацтеков) бог Миктлантекутли. Грешники независимо от положения должны были пройти девять кругов ада, чтобы достигнуть просветления и возродиться вновь. Помимо всего прочего, стоит добавить, что близ Миктлана течёт некая река, охраняемая жёлтой собакой.

Скандинавы считали, что всего миров девять, одним из них, срединным, является Мидгард - наша Земля. Умершие подразделяются на две категории - герои и все остальные. Никаких других принципов нет, никаких грешников и праведников. Про героев мы поговорим отдельно, а у остальных всего один путь: умер - получи путёвку в ад, Хельхейм. Сам Хельхейм - это лишь часть большего мира, Нифльхейма, одного из первомиров, давших начало нашему родному Мидгарду. В Нифльхейме холодно и неуютно, там царствуют вечный лёд и туманы, а его самую неприятную часть, собственно Хельхейм, возглавляет богиня Хель, дочь хитроумного Локи.
Хельхейм необыкновенно похож на хорошо знакомый нам греческий Аид. Разве что в последнем правитель - мужского пола. Аналогии провести нетрудно. В Аид можно переправиться на ладье Харона через реку Стикс, в Хельхейм - через реку Гйоль. Через последнюю, правда, построен мост, бдительно охраняемый великаншей Модгуд и четырёхглазым псом Гармом. Догадайтесь, какое имя носит Гарм в древнегреческой мифологии. Верно, Цербер.
В Хельхейме есть некоторые отличия. Во-первых, его жители постоянно страдают не только от скуки, но также от холода, голода и болезней. Во-вторых, из Хельхейма не может возвратиться никто - ни человек, ни бог. Единственный побывавший там и вернувшийся - посланник Одина, Хермод.

Египетская мифология, в отличие от скандинавской и древнегреческой, включает в себя описание рая. Зато ада как такового в ней нет. Властвует над всем загробным миром Дуатом бог Осирис, который был подло убит братом Сетом, а затем воскрешён сыном Гором. Осирис не под стать остальным властителям загробных миров: он довольно добрый и мирный, и считается богом возрождения, а не смерти. Да и власть над Дуатом перешла к Осирису от Анубиса, то есть какая-никакая смена правительства имела место уже в те времена.
Египет в те далёкие времена был истинно правовым государством. Умерший первым делом попадал не в котлы ада и не в райские кущи, а на справедливый суд. Прежде чем добраться до суда, душа умершего должна была пройти целый ряд испытаний, избежать множества ловушек, ответить на различные вопросы стражам. Прошедший всё это представал перед сонмом египетских богов во главе с Осирисом. Далее на специальных весах сравнивался вес сердца покойного и Правды (в виде статуэтки богини Маат). Если человек прожил жизнь праведно, сердце и Правда весили одинаково, и умерший получал право отправиться в поля Иалу, то есть в рай. Грешник средней руки имел возможность оправдаться перед божественным судом, а вот серьёзный нарушитель высших законов в рай попасть не мог никак. Куда он попадал? Никуда. Его душу съедало чудовище Амат, лев с крокодильей головой, и наступала абсолютная пустота, которая казалась египтянам страшнее любого ада. К слову, Амат иногда появлялся и в тройном обличии - к крокодильей голове прибавлялась гиппопотамья.


Полотна голландского художника Иеронима Босха узнаваемы по фантастическим сюжетам и деликатным деталям. Одной из самых известных и амбициозных работ этого художника является триптих «Сад земных наслаждений», который уже более 500 лет вызывает споры у любителей искусства по всему миру.

1. Триптих назван по теме его центральной панели



В трёх частях одной картины Босх попытался изобразить весь человеческий опыт - от жизни земной до загробной. Левая панель триптиха отображает рай, правая – ад. В центре находится сад земных наслаждений.

2. Дата создания триптиха неизвестна

Босх никогда не датировал свои произведения, что усложняет работу искусствоведов. Некоторые утверждают, что Босх начал рисовать «Сад земных наслаждений» в 1490 году, когда ему было около 40 лет (его точный год рождения также неизвестен, но предполагается, что голландец родился в 1450). А окончена грандиозная работа была между 1510 и 1515 годами.

3. «Рай»

Искусствоведы утверждают, что райский сад изображён в момент создания Евы. На картине он выглядит как нетронутая земля, на который обитают загадочные существа, среди которых можно увидеть даже единорогов.

4. Скрытый смысл


Некоторые искусствоведы считают, что средняя панель изображает людей, сошедших с ума за свои грехи, которые упускают свой шанс обрести вечность на небесах. Похоть Босх изобразил множеством обнаженных фигур, занимающихся легкомысленными занятиями. Считается, что цветы и фрукты символизируют временные удовольствия плоти. Некоторые даже предположили, что стеклянный купол, который охватывает нескольких любовников, символизирует фламандскую поговорку «Счастье, как стекло – оно однажды разбивается».

5. Сад земных наслаждений = потерянный рай?

Довольно популярным толкованием триптиха является то, что он является не предупреждением, а констатацией факта: человек потерял верный путь. Согласно этой расшифровки, изображения на панелях нужно смотреть последовательно слева направо, а не считать центральную панель развилкой между адом и раем.

6. Тайны картины

Боковые панели триптиха с изображением рая и ада могут складываться, закрывая центральную панель. На внешней стороне боковых панелей изображена последняя часть «Сада земных наслаждений» - изображение Мира на третий день после творения, когда Земля уже покрыта растениями, но еще нет ни животных, ни человека.

Поскольку это изображение по сути является введением к тому, что изображено на внутренней панели, то оно выполнено в монохромном стиле, известном как гризайль (это было обычным явлением для триптихов той эпохи, и предназначалось, чтобы не отвлекать внимание от цветов открываемой внутренней части).

7. Сад земных наслаждений является одним из трех подобных триптихов, которые создал Босх

Двумя тематическими триптихами Босха, подобными «Саду земных наслаждений», являются «Страшный суд» и «Воз сена». Каждый из них можно рассматривать в хронологическом порядке слева направо: библейское сотворение человека в Эдемском саду, современная жизнь и ее беспорядок, ужасные последствия в аду.

8. В одной из частей картины демонстрируется преданность Босха семье


О жизни нидерландского художника эпохи раннего Возрождения сохранилось очень мало достоверных фактов, но известно, что его отец и дед были также художниками. Отец Босха Антониус ван Акен был также советником Прославленного Братства Пресвятой Богородицы - группы христиан, которые поклонялись Деве Марии. Незадолго до начала работы над «Садом земных наслаждений» Босх последовал примеру своего отца и также вступил в братство.

9.Хотя триптих носит религиозную тематику, он не был нарисован для церкви

Хотя работа художника явно сделана на религиозную тематику, она была слишком странная, чтобы выставлять ее в религиозном учреждении. Гораздо более вероятно, что работа была создана для богатого покровителя, возможно члена Прославленного Братства Пресвятой Богородицы.

10. Возможно, картина была очень популярной в свое время

«Сад земных наслаждений» впервые упоминается в истории в 1517 году, когда итальянский летописец Антонио де Беатис отметил это необычное полотно в брюссельском дворце дома Нассау.

11. Слово Божье показано на картине двумя руками

Первая сцена показана в раю, где Бог, поднял правую руку, приводит Еву к Адаму. На панели «Ад» есть точно такой жест, но рука указывает умирающим игрокам на ад внизу.

12. Цвета картины также имеют скрытый смысл


Розовый цвет символизирует божественность и источник жизни. Синий цвет относится к Земле, а также земным удовольствиям (к примеру, люди едят синие ягоды из синей посуды и резвятся в синих прудах). Красный цвет представляет страсть. Коричневый цвет символизирует ум. И, наконец, зеленый, который повсеместно встречается в «Раю», почти полностью отсутствует в «Аду» - он символизирует доброту.

13. Триптих намного больше, чем все полагают

Триптих «Сад земных наслаждений» на самом деле просто огромный. Размеры его центральной панели составляют около 2,20 х 1,89 метра, а каждой боковой панели – 2,20 х 1 метр. В развернутом состоянии ширина триптиха – 3,89 метра.

14. Босх сделал скрытый автопортрет в картине

Это всего лишь предположение, но искусствовед Ханс Бельтинг предположил, что Босх изобразил самого себя на панели «Ад», расколотым на две части. Согласно этой интерпретации, художником является человек, туловище которого напоминает треснувшую яичную скорлупу, иронически улыбается, смотря на сцены ада.

15. Босх заработал репутацию сюрреалиста-новатора благодаря «Саду земных наслаждений»


До 1920-х годов, до появления поклонника Босха Сальвадора Дали, сюрреализм не был популярен. Некоторые современные критики называют Босха отцом сюрреализма, ведь он писал за 400 лет до Дали.

В продолжение темы таинственных картин мы расскажем про то, - самая загадочная из всех незнакомок.



Mario Duguay, талантливый художник из Канады, рисует красивые райские картины, изображая духовный мир, который описан в различных религиях.



Его райские рисунки несут в себе позитивную энергию, пробуждая в нас светлые чувства и желание вернуться в Царство Бога.



Не каждый художник может творить столь прекрасные произведения, для этого нужен особый талант и связь с божественными энергиями.



В интервью Mario Duguay рассказывает свою историю: он был художником татуировки и плотно присел на наркотики и алкоголь, что привело к черной полосе в его жизни.



Он остался без жены, денег, работы, и с чувством стыда перед своей семьей.



Все, что у него осталось, это был свет внутри.



Спасаясь от одиночества, он повернулся к духовности, заинтересовался движением New Age и, начав работать на себя, прошел разные методы лечения.



Mario Duguay признаётся, что в то время начал рисовать, чтобы изгнать из себя темные стороны, но сейчас пишет картины с целью дать что-то другим, желая прикоснуться к духовности в каждом из нас.



Ранние картины художника, по его словам, не были такими яркими, а нынешние полотна отражают тот опыт, который он получает.



Райские картины духовного мира – это попытка Mario Duguay внести в жизнь больше Света.



И похоже на то, что светлая миссия художника достигает цели, находя отклик в наших сердцах.



Нам посчастливилось созерцать 50 картин Царства Бога в исполнении Mario Duguay, и, хотя эти райские рисунки приведены здесь в маленьком размере, рассматривая их, мы чувствуем сердцем, что примерно так и должен выглядеть духовный мир.



Описание рая - Царства Бога



В дополнение к картинам художника приводятся отрывки из описания Царства Бога, заимствованные из Шримад Бхагаватам, песнь 3, глава 15.



Автор данной статьи надеется, что тексты священных писаний индуизма и райские рисунки Mario Duguay хорошо дополнят друг друга и будут интересны широкому кругу читателей.



Несмотря на то, что в различных религиях Царство Бога описывается по-разному, все же можно увидеть очень много схожести в описаниях духовного мира.



Итак, добро пожаловать в духовный мир! Краткое описание рая, вечной обители Господа.



Царство Бога располагается выше всех материальных вселенных, в том числе выше планет полубогов, и в него желает попасть даже сам Брахма, творец материального мира, не говоря уже о других полубогах.



Многообразие, которое можно обнаружить в духовном царстве, неразрывно связано с трансцендентными играми Бога.



В небе духовного мира плавают миллиарды духовных планет, которые называют Вайкунтхами. Обитатели Вайкунтх не знают тревог, потому что в Царстве Бога нет рождения, болезней, старения и смерти – там все вечно и блаженно. Планеты Вайкунтхи изобилуют неисчислимыми богатствами, как мы увидим из дальнейших описаний.



На этих планетах живет Сам Верховный Господь и Его чистые преданные – души, осознавшие себя, Бога и вечные отношения с Ним.



Господь, являясь неиссякаемым источником блаженства, приносит каждому человеку счастье одним только Своим присутствием.



Верховная Личность Бога есть изначальная Личность, Источник всего проявленного мира, постичь которого можно путем изучения священных писаний.



Господь исполнен чистой благости, и Он Сам помогает предавшимся Ему душам достичь высшего духовного совершенства.



В Царстве Бога всё духовно; все формы жизни - растения, птицы, звери, люди – имеют духовную природу. Все обитатели Царства Бога являются чистыми преданными Господа.



Здесь растут деревья желаний, усыпанные цветами и плодами независимо от времени года.



Мужья со своими женами летают на воздушных кораблях из золота, изумрудов и лазурита, и неустанно воспевают всеблагие деяния и качества Верховного Господа.



Они не испытывают желания получать чувственные удовольствия, потому что служение Богу (например, воспевание Его божественных качеств и деяний) дает им такое всепоглощающее блаженство, что любые чувственные удовольствия, по сравнению с этим блаженством, попросту теряют свою привлекательность.



В духовном мире нет никакой разницы между птицами, деревьями, цветами, людьми и другими обитателями, потому что все формы жизни в Царстве Бога одушевлены и обладают Сознанием Бога (пребывают в Сознании Бога), поэтому все они находятся в состоянии вечного всевозрастающего блаженства.



Здесь все духовно и исполнено многообразия, нет ничего неодушевленного.



Основа существования в духовном мире – это принципы преданного служения Господу, что включает в себя, в первую очередь, слушание и воспевание качеств и деяний Бога как Верховной Личности.



На Вайкунтхах даже цветы и птицы занимаются служением Господу.



Чистые преданные Господа, живущие в Царстве Бога, не знают недостатка в изумрудах и драгоценных камнях.



Золотые украшения, усыпанные драгоценными камнями, достаются им по благословению Бога, а не в результате изнуряющего труда, как это происходит в материальном мире.



Они владеют несметными сокровищами, не прилагая к этому никаких усилий. Но истинное наслаждением им доставляет служение Богу, а не владение невиданными сокровищами.



Женщины Вайкунтхи во много раз прекраснее самых красивых женщин, которых только можно увидеть и даже представить в нашем материальном мире. Они прекрасны как сама Лакшми - богиня процветания.



Однако мужьям в Царстве Бога доступны куда более возвышенные наслаждения, чем сексуальные удовольствия, поэтому они не испытывают в них никакой необходимости.



В духовном мире Верховному Господу вечно служат миллионы богинь процветания. В своих садах они поклоняются Господу.



Земля Вайкунтхи, как утверждается в Шримад Бхагаватам, состоит из философского камня. Так описывается рай в священный писаниях индуизма.


Как попасть в духовный мир, войти Царство Бога



Желание вернуться домой, в трансцендентную духовную обитель, заставляет человека изучать природу духовного царства.



Изучение описаний духовного мира – это начало пути в рай.



Тот, кто пытается постичь духовную природу планет Вайкунтх, считается удачливым человеком.



Любой человек может выйти за пределы материального мира и войти в духовную обитель Господа, если его сознание очистилось в достаточной степени, чтобы осознать свою истинную природу, Бога и свои вечные отношения со Всевышним.



Попасть в Царство Бога может лишь тот, кто обрел все добродетели, 26 качеств святой личности. У тех, кто занят служением Всевышненму, постепенно развиваются все эти необходимые качества. 26 качеств святой личности описаны в «Чайтанья-чаритамрите», а также в третьей песни «Шримад Бхагаватам», двадцать пятая глава, стих 21.


Там сказано, что человек, достойный вернуться в Царство Бога, очень терпелив и добр ко всем живым существам, поэтому у него нет никаких врагов. Он всегда спокоен и невозмутим, ни с кем не затевает споров и не ссорится. Такой человек своей высшей целью жизни считает Сознание Кришны (Верховной Личности Бога), потому что нет ничего выше и блаженнее пребывания в Сознании Бога.



Он одинаково относится ко всем живым существам (не только людям), потому что видит их духовную природу. Он всегда чист, духовно и физически, и обладает безупречным нравом. Преданный не чувствует и не считает себя владельцем чего бы то ни было, будь то в материальном мире или духовном, потому что понимает, что все принадлежит Господу.



Он желает всем добра и миролюбив, не имеет материальных желаний и проявляет скромность. Его чувства обузданы, и он лишен ложного самомнения. Он не ест больше, чем необходимо для поддержания тела в оптимальном состоянии. Уважая других, он не требует уважения к себе. Он дружелюбен и сострадателен. Таковы качества человека, достойного войти в Царство Бога.



Регулярное повторение священной мантры (маха-мантра Харе Кришна) – это важнейшая часть преданного служения, рекомендованная в Бхагавад-Гите, Шримад Бхагаватам и других священных писаниях, и эта мантра помогает человеку обрести все необходимые качества, чтобы вернуться в Царство Бога. Однако при повторении святых имен Бога следует избегать оскорблений, потому что это станет непреодолимым препятствием на пути в духовный мир. Описание десяти оскорблений, препятствующих возвращению в Царство Бога, можно прочитать в духовной литературе.



Несчастные люди, обитатели средних планет (как Земля), вместо обсуждения описания Царства Бога, обсуждают темы, которые оскверняют их слух и помрачают разум.

Люди, которые отказывается слушать описания духовного мира, и вместо этого предаются разговорам о материальном, прокладывают себе путь в самые темные районы невежества.

Господь Брахма, творец материального мира, говорит, что человеческая форма жизни имеет настолько большую ценность, что даже Брахмы и полубоги стремятся воплотиться среди людей, потому что только человек может обрести совершенное духовное знание и в совершенстве постичь смысл религии, то есть достичь .

Если человек не может постичь природу Верховной Личности Бога и Его Духовного Царства, это означает, что он находится под сильным влиянием внешней энергии Господа – совокупности материальных энергий, заслоняющих Высшую Истину.

Если человек слышит восхваления Господа и испытывает при этом экстаз, при котором учащается дыхание, а тело покрывается испариной, он входит в Царство Бога, даже если никогда до этого не занимался духовной практикой и не совершал аскез (добровольных лишений себя чувственных удовольствий ради прогресса в духовной практике).

Другие описания вечного Царства Бога можно найти в других религиях.

Изучение описаний духовного мира благоприятно для человека, потому что пробуждает в нем забытую духовную реальность и возрождает желание вернуться в Царство Бога, что является первым важным шагом на пути домой, в вечную трансцендентную обитель Всевышнего, исполненную мудрости и блаженства.


Обсудить на форуме эзотерики :


Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства


7 (20) апреля - день кончины преподобного игумена Даниила, основателя Троицкого монастыря в Переславле-Залесском. Игумен Даниил выбрал для себя необычное послушание, которое нес тайно ото всех, - упокоение непогребенных умерших, находимых им в окрестностях города


Великий Пост – хорошее время рассказывать детям о вере. Как говорить с ними о райском блаженстве и вечных муках, чтобы не свести разговор к деревьям с булками и раскаленным сковородкам? Рассказывают протоиерей Илия ЗУБРИЙ, отец восьмерых детей, и протоиерей Феодор БОРОДИН, отец семерых детей


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ


Принятый полтора года назад федеральный закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» стал вехой в имущественных отношениях Церкви и государства. Очередным этапом такой передачи стало возвращение Церкви знаменитой Иверской иконы Божией Матери в мае этого года. Справится ли Церковь с «музейными» функциями – покажет время, а пока «НС» последил судьбу наиболее известных в России списков Иверской и других икон Богородицы


Сегодня Царские врата - обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение - объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ


24 мая на Васильевском спуске Патриарх Кирилл совершит молебен перед чтимой Иверской иконой Божией Матери, которую государство возвратило Церкви в начале месяца. Какую роль в российской истории сыграл именно этот список иконы «Благой Вратарницы», в чем значение его передачи Новодевичьему монастырю и какова судьба других, хорошо известных в России икон Божией Матери, разбирается «НС»


В московском культурном центре «Покровские ворота» состоялась презентация Музея современного христианского искусства. О том какое искусство может быть христианским, почему плюющиеся священники не являются современными художниками и почему Гор Чахал не пришел на презентацию, создатели музея рассказали столичным журналистам.


Видя здание с куполом, над которым возвышается крест, мы сразу понимаем, что это храм. Золотые главки видны издалека. Когда появились купола и для чего они, объясняют преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Никита ГАЙДУКОВ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ


Услышать, что поет хор во время службы… Можно для этого купить в церковной лавке книги с текстами служб. Но носить их и шуршать страницами на службе неудобно. О прихожанине может позаботиться тот, кто проектирует храм, и тот, кто руководит хором. Об акустике и месте хора в храме рассказывают игумен ПЕТР (Мещеринов), насельник Данилова монастыря (Москва), руководитель Московских православных регентских курсов Евгений КУСТОВСКИЙ и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ


Многие помнят битву за сохранение исторической застройки в Кадашевской слободе два года назад. Тогда она закончилась перемирием между приходом храма Воскресения Христова, властью и неизвестными бизнесменами, владеющими исторической застройкой. Однако теперь начинается новый этап сражения за храм, который является украшением центра Москвы. В понедельник состоится очередной суд. Настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах протоиерей Александр САЛТКЫКОВ призывает всех, кому дорог храм, прийти на судебное заседание, чтобы поддержать позицию общины


Празднование в честь чудотворной иконы «Троеручица» совершается в июле дважды – 11-го и 25-го числа (по новому стилю). С этим образом связано множество преданий, рассказывающих о том, откуда на изображении Богоматери появилась третья рука, и о том, как икона оказалась на Святой горе Афон. О почитании необычной богородичной иконы рассказывает искусствовед Светлана ЛИПАТОВА


29 мая 1453 г. под натиском турецкой армии пал Константинополь. За столетия, прошедшие с тех пор, были разрушены или обращены в мечети сотни православных церквей, осквернены многие святыни. Но не все


В святцах Русской православной Церкви немало иконописцев, но наиболее знаменит, конечно, Андрей Рублев. Это имя в нашей стране знает, наверное, каждый, даже не самый образованный человек, и за пределами России оно хорошо известно, особенно после фильма Тарковского, но что мы знаем о великом иконописце? Об этом рассказывает известный историк христианского искусства Ирина ЯЗЫКОВА