Добродетель послушания выше поста и молитвы христианская добродетель. Что такое послушание

Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом . Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь.

Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.

Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.

Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.

* * *
Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.

Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его.

Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен.

Послушливый предался воле Божией и не боится смерти, потому что душа его привыкла жить с Богом и возлюбила Его. Он отсек свою волю, и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит непокорного и своевольного.

Истинный послушник ненавидит свою волю и любит своего духовного отца, и за это получает свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и за молитвы своего духовного отца.

* * *
Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному Серафиму: "Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня".

Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.

* * *
Почему Святые Отцы послушание ставили выше поста и молитвы? Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того послушливый отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца, а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога.

Видел я одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и Господь давал ему слезы плакать за весь мир; и Игумен Андрей сказал ему: "Тебе это дано за послушание".

Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы.

Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребыли бы в раю.

Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит, несмотря на наши грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов.

Старец Силуан о послушании. Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу, Который дал нам в Себе образ послушания. Послушливую душу любит Господь и дает ей Свой мир, и тогда все хорошо, и ко всем она чувствует любовь.

Послушливый все упование свое возложил на Бога, и потому душа его всегда в Боге, и Господь дает ему Свою благодать, и эта благодать учит душу всякому добру, и дает силы пребывать в добре. Он видит зло, но оно не прикасается к его душе, ибо с ним благодать Святого Духа, которая хранит его от всякого греха, и он в мире и легко молится Богу.

Душу послушливого любит Дух Святой, и потому он скоро познает Господа и получит дар сердечной молитвы.

Послушливый предался воле Божией, и за это даруется ему свобода и покой в Боге, и он молится чистым умом, а гордые и непослушливые не могут чисто молиться, хотя бы и много подвизались. Они не знают ни того, как действует благодать, ни того, простил ли им Господь грехи. А послушливый ясно знает, что Господь простил ему грехи, потому что слышит он в душе своей Духа Святого.

* * *
Послушание нужно не только монахам, но и всякому человеку. Даже Господь был послушлив. Гордые и самочинные не дают в себе жить благодати, и потому никогда не имеют мира душевного, а в душу послушливого легко входит благодать Святого Духа и дает ему радость и покой.

Все ищут покоя и радости, но мало кто знает, где найти эту радость и покой, и что требуется, чтобы достигнуть его. Вот уже тридцать пять лет, как я вижу одного монаха, который всегда весел душою и приятен лицом, хотя он и старый. И это потому, что он любит послушание, и душа его предалась на волю Божию, и он ни о чем не имеет заботы, но душа его возлюбила Господа и созерцает Его.

Кто носит в себе хотя бы малую благодать, тот с радостью подчиняется всякому начальству. Он знает, что Бог управляет и небом, и землею, и преисподнею, и им самим, и его делами, и всем, что есть в мире, и потому всегда бывает покоен.

Послушливый предался воле Божией и не боится смерти, потому что душа его привыкла жить с Богом и возлюбила Его. Он отсек свою волю, и потому ни в душе, ни в теле не имеет такой брани, которая мучит непокорного и своевольного.

Истинный послушник ненавидит свою волю и любит своего духовного отца, и за это получает свободу молиться Богу чистым умом, и душа его свободно, без помыслов, созерцает Бога и в Нем покойна. Он скоро приходит в любовь Божию ради смирения своего и за молитвы своего духовного отца.

* * *
Наша жизнь простая, но мудрая. Божия Матерь сказала Преподобному Серафиму: "Дай им (монахиням) послушание, и кто соблюдает послушание и мудрость, те будут с тобою и близ Меня".

Видите, как просто спасение. Но мудрости надо учиться долгим опытом. Дается она от Бога за послушание. Послушливую душу любит Господь, а если любит, то чего бы ни попросила душа у Бога, даст ей. Как раньше, так и теперь Господь слушает молитвы наши и исполняет прошения.

* * *
Почему Святые Отцы послушание ставили выше поста и молитвы?

Потому, что от подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник все делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Кроме того послушливый отсек свою волю во всем и слушает своего духовного отца, и потому ум его свободен от всякой заботы и чисто молится. У послушливого на уме один Бог и слово старца, а у преслушника ум занят разными делами и осуждением старца, и потому не может он созерцать Бога.

Видел я одного послушника, который нес тяжелое послушание. Он имел сердечную молитву, и Господь давал ему слезы плакать за весь мир; и Игумен Андрей сказал ему: "Тебе это дано за послушание".

Послушанием хранится человек от гордости; за послушание дается молитва; за послушание дается и благодать Святого Духа. Вот почему послушание выше поста и молитвы.

Если бы ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребыли бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он, и род его пребыли бы в раю.

Но и ныне возможно вернуть себе рай покаянием. Господь много нас любит, несмотря на наши грехи, лишь бы мы смирялись и любили врагов.

А кто не любит врагов, тот не может иметь мира, хотя бы его и в рай посадить.

Старец
1) Подвижник, духовная мера которого отлична от меры новопоступившего в монастырь или недавно постриженного монаха, имеющий духовную мудрость и опыт для помощи новоначальным. Наличие таких опытных подвижников в монастыре заключает в себе одно из условий духовного преуспеяния новоначальных. Их душепопечение над новоначальными может быть оговорено в Уставе монастыря.

Так, Устав Свято-Троицкого Александра Свирского мужского монастыря гласит:

"По благословению Настоятеля, могут быть назначаемы старцами или наставниками над новоначальными иноками и иные иеромонахи или простые монахи, опытные в духовной жизни, кои подчиняются главному Духовнику монастыря, приемля от него отеческие советы и наставления. (Из § III. 15. Духовник)

Испытуемый помещается в особом помещении (особой келии для поступающих) и проходит испытательное житие под руководством благочестивого старца-насельника от которого получает необходимые первоначальные наставления, касающиеся внутреннего духовного устроения и внешнего поведения (Из § IV. Условия принятия в братство монастыря)

Каждый член братства монастыря в отношении к жизни духовной должен быть под особым руководством старца-духовника, которому часто должен открывать свое духовное состояние, недоумения, затруднения, смущения, искушения, погрешности, случающиеся неблагоприятные отношения к другим и т.п. и получать от него разрешение недоумений и наставления, направляющие его к дальнейшим успехам в духовной жизни" (Из § VI. О духовном руководстве)".

2) В афонской традиции (отчасти и в российских монастырях) старцами именуются лица, занимающие в монастыре руководящие должности.

Устав Русского на Святой горе Афон Свято-Пантелеимонова монастыря гласит: "Игумен с собором старцев (герондией) составляют высшую власть нашей священной киновии. Собор старцев состоит из двенадцати членов и игумена как его председателя. Члены собора старцев называются проистаменами (предстоятелями). Новые проистамены избираются пожизненно собором старцев по предложению игумена или других членов собора старцев. В собор старцев может быть избран только тот, кто нес послушание в монастыре не менее десяти лет с момента пострига. Предпочтение отдается обладателям церковного и гуманитарного образования, имеющим административные способности и опыт" (Статья 2, 6, 7, 8).

3) Под старцем понимается и подвижник, изобилующий особым благодатным даром распознавания воли Божьей о человеке. Такой подвижник называется духоносным старцем или благодатным наставником. Советы такого подвижника произносятся в согласии с Божественной волей, по действию Божественной благодати.

Величайшими благодатными наставниками в Церкви были св. Антоний Великий, св. Пахомий Великий, св. Макарий Великий, в России - св. Сергий Радонежский, св. Серафим Саровский, монахи Оптиной пустыни (преподобные Лев, Макарий, Моисей, Антоний, Иларион, Амвросий, Анатолий, Исаакий I, Иосиф, Варсонофий, Анатолий, Нектарий, Никон, Исаакий II).

Из учения архимандрита Софрония о старчестве: Старчество и послушание в богословии архимандрита Софрони(Сахарова)

Здравствуйте, Батюшка. У моего сына друг состоит с родителями в секте. На утверждение моего сына "Послушание выше молитвы и поста", друг просит указать, где в Библии это указано, видишь ли святоотеческое предание для него - не авторитет. Не подскажите, есть ли в Новом или Ветхом завете такое изречение? Спаси, Господи. Виктория.

Отвечает священник Филипп Парфенов:

Здравствуйте, Виктория!

Такого утверждения в Писании, действительно, нет нигде. Оно само по себе очень условно, и никакого догмата в церковном вероучении о послушании нет вообще. Но некоторые любящие властвовать и командовать другими очень любят это утверждение напоминать подчиненным и внушать, что это главнейшая добродетель, и на практике это приводит ко многим злоупотреблениям. Бога подобает слушаться больше, нежели людей (см. Деяния 5, 29).
Другое дело, что воля Бога может часто через людей раскрываться. Мы все призваны друг у друга учиться, и в общении друг ко другу прислушиваться. Ученик будет неизбежно слушаться своего учителя, иначе он ничему не научится. Молодой специалист, соответственно, будет следовать указаниям опытного коллеги, со стажем. В этих случаях послушание неизбежно, как оно неизбежно у начинающего церковную жизнь своему духовнику, если такой появляется. Но и в данном случае это всегда не односторонний, а взаимный процесс: чтобы хорошо понять начинающего, наставник сам должен прочувствовать все его особенности, на что он способен и что ему дано, а не ломать его под свои представления и привычные схемы. Так что сам начинающий вправе выбирать себе духовников и наставников, а если таких не находится, то следовать общему призыву апостола Павла: «Все испытывайте, хорошего держитесь» (1 Фес. 5, 21).

С уважением, священник Филипп Парфенов.

Послушание выше поста и молитвы" - эта фраза известна,наверное, всем, кто стремясь к молитвенным правилам, воздержанию и подвижничеству, останавливался, ввиду необходимости исполнять житейские обязанности, церковные послушания или уступить просьбам ближним. Этой же фразой обычно смиряют новоначальных, желающих большей молитвы и поста, не всегда по разуму ревнующих. Но русский язык настолько многозначен, насколько каждый пытается приспособить к своим нуждам и понятиям те или иные высказывания, часто по- протестански выбирая фразы из контекста и лишая их смысловой окрашенности. Человек старается найти оправдание всему: и плохому и хорошему.
Наша задача не подстраивать фразы под ситуцию и искать истину, открывающуюся за святоотеческими словами.
Так вот в книге о молитве Иисусовой, издания Оптиной пустыни(репринт издания 1914 года),говорится о том, как правильно понимать цитируемое выше высказывание. Послушание должно быть фундаментом молитвы, т.е. без умения слышать и смиряться не будет правильной угодной Богу молитвы и достойного поста. Вот, почему, оно выше: не в том смысле, что ради него можно пренебречь остальным, а в том, что оно дает основу правильного духовного настроя и особенно молитвы. Если человек вынужден прервать чтение молитв, ради служения другим, то он вполне может, если будет стремиться к этому, сохранить внутреннее расположение и молитвенный настрой, в частности пользуясь молитвой Иисусовой. Равно как и нарушение внешнего подвига поста, может сопровождаться смиренным внутренним рассуждением, о своем недостоинстве, неспособности строгого воздержания, и как итог послушанием условиям общежития. Ибо смысл подвижничества и проявления любви к Богу не в форме, хотя она и задает рамки, но в содержании и во внутреннем осмыслении происходящего.
Никогда свв отцы не приветствовали многого труда в ущерб молитве, легкого оставления поста в угоду ближним.
Многий труд должен быть следствием многой молитвы, а смиренное принятие или видимость принятия пищи, следствием внутреннего воздержания и мысленного уничижения.
Свт. Филарет, будучи приглашенным в постное время на обед к знатной особеа, потихоньку разрезал и размазал по тарелке, все непостное, так, что сложилось впечатление о вкушении пищи. Он не выставлял своего постничества, но и не пустился есть все, что предложено. Другие подвижники, если и вкушали что лишнего за послушание ближним, то восполняли сугубым воздержанием в следующие дни.
Равно как и труд должен быть внешней формой молитвы. Молитва- стержень, а труд - веревка, на этот стержень наматываемая по кругу. Только при таком устроении можно научиться правильному духовному пути.

Моя знакомая не верила в Бога, но и не отрицала, пока не заболела. Врачи у нее ничего не находили и считали ее симулянткой. Здоровье ухудшалось с каждым днем. Родственники посоветовали сходить в церковь и рассказать о своем состоянии священнику. Священник посоветовал ей поститься, исповедаться, причащаться. Она так и сделала. Почувствовала себя на много лучше, силы прибавлялись, здоровье улучшалось. Ей захотелось узнать больше о христианстве, так как понятия ни о чем не имела. Никогда не была в монастырях, в святых местах, на св. источниках. Ей посоветовали недельку пожить в монастыре, потрудиться, помолиться, узнать монашеский образ жизни. Она осталась там, постилась, молилась, а вот слушаться было сложно. Если ей священник говорил, что-то сделать она обязательно с ним спорила. Потом она осознавала, что его надо слушаться. Просила прощения, а на второй день делала то же самое. Ей было стыдно, но измениться она не могла сама. Когда она это поняла, попросила священника о помощи, что бы быть послушной. Он ответил, что надо потерпеть немного, скоро все изменится.

И правда, через некоторое время и она стала четко выполнять его поручения. Но до этого было много протестов. Вот, например, на праздник Ильи пророка решили посетить святой источник, до которого было сорок километров. Священник поручил ей проводить женщину с больными ногами до трассы, остановить частную легковую машину и отправить ее на источник. Она помогла ей дойти до трассы и стала останавливать легковые машины. Какие угодно машины останавливались, но только не легковые. Прошел час, полтора, а женщина не соглашалась ехать на другой машине. И говорила, что тебе батюшка сказал, на какой машине ехать? На частной, вот и останавливай частную. Уже темнело, у моей знакомой закончилось терпение. И она сказала женщине, ну и сиди, жди частную машину, а я пойду и скажу отцу, что машины не останавливаются. И, что ты не хочешь ехать на другой машине. И ушла, оставив на трассе эту женщину. Когда священник пришел на трассу, этой женщины там уже не было. Ну, думает моя знакомая, куда она делась за пятнадцать минут?

Утром они встретились на св. источнике и она ей говорит: «Ты только ушла, подъехала легковая машина, и водитель спросил, куда бабушка тебе надо? Я сказала. Он довез меня прямо до источника и денег не взял». Вот так-то. Я запомнила рассказ знакомой на всю жизнь.

Даже, после этого случая ей все равно было трудно слушаться. Вот второй пример. Нужно было клеить обои на стенку отштукатуренную глиной. Монашка подошла к моей знакомой и говорит, что им двоим, священник поручил это сделать. Знакомая посмотрела на стену, и говорит, кто же на глину клеит обои? Намажешь клеем на глину, приклеишь обои, а завтра они «шубой» все станут. Сначала надо стенку подготовить. Пусть высохнет, а потом клеить.

На, что монашка ответила, раз ты такая умная - не делай, а мне отец сказал, я и буду делать. Тут и священник подошел. Ты опять споришь? Знакомая объяснила ему, если нужно выполнить послушание, я наклею. А если, что бы было качественно, то я считаю надо так-то и так-то. Он согласился с ее мнением. Потом ей легче было выполнять послушание, высказывая свое мнение и находить согласие. Так, что очень трудно дается послушание.

Духовные наставники по послушанию судят о духовном состоянии человека. В, будущем, этому человеку легче будет приобрести смирение и терпение. Которое, очень тяжело дается. Гордыня мощно сопротивляется. Знаю по себе. Когда нет, не нужного умствования, человек выполняет то, чему учат его наставники и приобретает свой личный опыт. Ему не надо поститься и усердно молиться, что бы найти ответ на ту или иную ситуацию. Но, а когда нет послушания, тогда молись, постись и проси, что бы получить ответ на тот или иной жизненный вопрос. Это тоже полезно потому, что придет время и у тебя не будет наставника. И тогда придется самому принимать правильные решения.

Послушание выше поста и молитвы. Таким путем легче идти. А поститься и молиться трудновато, но зато потом легче ориентироваться в жизни. Ты знаешь, что надо делать, что бы принять правильное решение. Выбор всегда остается за человеком. Дерзайте. Приобретайте во всем личный опыт. Я встречала людей которые занимались йогой по пять лет. Но пороки так и не уходили. А какие там прекрасные методики, комплексы упражнений, интересная информация. Просто восхитительно. Но нужно сорок дней подряд выполнять комплекс упражнений, чтобы избавиться от какого ни будь одного порока. Редко у кого хватало терпения на сорок дней. Следовательно порок оставался в человеке. Хотя он вегетарианец и много занимается, а сознание меняется медленно и не значительно. Выполняет много комплексов, но не по сорок дней, такой и результат.

Рецензии

Все поколения моих бабушек безупречно посвящали молитвам и постам. Никогда они не держали в руках таблеток. Прошлые династии не были просветителями наук, но они обошли нынешнее поколения на многие столетия. Жизнь не просвещенных бабушек была долгой, честной, назидательной.

Крепкого Вам здоровья!
С Лучшими пожеланиями в жизни!

Благодарю за отзыв. Согласна с вами полностью, предки наши были мудрее нас. Дай Бог нам всем терпения, любви и мудрости.

Счастья вам и всех благ.