Владимирский собор в Киеве. В.М.Васнецов и религиозно-национальное направление в русской живописи конца XIX- начала XX вв

Традиционна для русского зодчества.

Владимир Святославович. Гравюра И.И. Матюшина с рисунка Ф.Г. Солнцева, 1889

Внешнее и внутреннее убранство собора выполнено в старовизантийском стиле, который присущ церквям, строившимся во времена Ярослава Мудрого и Владимира Святого.

С другой стороны, в архитектуре храма отчетливо видны и черты Николаевского стиля, преобладающего во многих зданиях того времени. Шестистолпный Владимирский собор в Киеве увенчан семью куполами. Длина храма составляет 55 метров, ширина - 30, в высоту собор вместе с крестом достигает 49 метров.

По некоторым источникам, идея создания Владимирского собора в Киеве принадлежит митрополиту Филарету Амфитеатрову. Что касается официального подтверждения строительства храма, то оно было получено от Николая I в 1852 году. Обращение Филарета к народу со словами о том, что в граде Киеве до сих пор еще нет "храма Божия во имя святого Равноапостольного князя Владимира", нашло отклик в сердцах многих верующих. Был брошен своеобразный клич на сбор средств для возведения собора. Первым свою посильную лепту внес сам митрополит, пожертвовав 7 тысяч рублей. Идею поддержало достаточно большое количество людей и, к 1859 году было собрано около 100 тыс. рублей. Киево-Печерская Лавра также внесла свой вклад в это благое дело, предоставив для строительства миллион штук кирпича.

Авторство первоначального проекта Владимирского собора в Киеве приписывают архитектору И.В. Штрому. Однако, его идея была настолько неподъемной по финансам, что проект был значительно видоизменен в сторону уменьшения количества затрачиваемых средств. Дальнейшей разработкой занялся епархиальный архитектор П.И. Спарро. Вместо планируемых 13 куполов он решил оставить всего 7, внес в проект и другие изменения.
Последующую работу над планированием Владимирского собора взял на себя архитектор А.В. Беретти, который, в свою очередь, тоже внес кое-какие коррективы, увеличив размеры храма в полтора раза. Именно по проекту А.В. Беретти и был возведен собор, а первый камень в его основание заложил митрополит Арсений, что произошло 15 июня 1862 года. Эта дата была выбрана неслучайно, именно 15 июня на Руси праздновался день памяти князя Владимира.

В течение двух лет, с 1862 по 1864 годы, кипела работа над строительством Владимирского собора в Киеве. Но, даже несмотря на то, что стены были выведены уже почти до куполов, строительство пришлось приостановить. На арках, сводах, да и на самих стенах храма стали появляться трещины, причем довольно глубокие, представлявшие опасность для здания. Чтобы исправить эти недостатки требовались огромные финансовые вливания, а достаточных средств на тот момент в казне не было. Поэтому, десять следующих лет недостроенный храм ожидал своей участи.

Только в 1875 году по приказу Государя Александра Николаевича строительство собора было возобновлено. Доработку проекта поручили Рудольфу Бернгарду, а все последующие работы выполнял архитектор В.Николаев, под руководством которого все-таки удалось завершить возведение храма. Эпопея с появлением в Киеве Владимирского собора закончилась только в 1882 году.

Первоначальный проект внутреннего убранства храма принадлежит В.Николаеву, но позднее, в 1885 году руководство оформлением декора собора была передано А.В. Прахову. Он не только управлял командой художников, но и выступил автором некоторых деталей интерьера, в частности массивных бронзовых дверей, на которых изображены образы княгини Ольги и князя Владимира.

Мрамор - главный материал, из которого выполнен центральный иконостас Владимирского собора в Киеве. Для отделки иконостаса и пола разноцветный мрамор специально доставляли из Италии, Франции, Бельгии и Испании. Мозаичные работы выполняли мастера из Венеции, а серебряную утварь для обрядов поставляла на тот момент очень известная ювелирная фирма Хлебникова.

Мраморный иконостас, выполненный по эскизам Адриана Прахова

Не секрет, что основная ценность Владимирского собора - это его уникальные росписи, благодаря которым храм получил статус памятника культуры. В работе над оформлением собора приняли участие ведущие русские художники В.М. Васнецов, М.А. Врубель, М.В. Нестеров, П.А. Сведомский и В.А. Котарбиньский, работавшие под руководством А.В. Прахова.

Внутренний вид Собора Св.Князя Владимира. в Киеве. Литография 1898г.(?)

Стены храма украшают огромные композиции на библейские темы, которые, взятые воедино, представляют посетителям историю русской церкви. Здесь можно лицезреть фигуры русских святых, мучеников, святителей, князей и святых жен. Удивителен тот факт, что авторы настенных росписей трактуют мученичество и подвижничество, как долг каждого человека перед Богом. Примечательно и то, что на стенах храма изображены не только лики святых, но и исторические сюжеты, как то "Крещение князя Владимира" и "Крещение Киевской Руси", а также портреты исторических личностей: Александра Невского, Андрея Боголюбского, княгини Ольги.

Виктор Васнецов.Крещение князя Владимира

Виктор Васнецов.Крещение Киевской Руси

Первым, кто предложил свои эскизы для оформления Владимирского собора в Киеве стал М.А. Врубель. К сожалению, его видение внутреннего декора храма было отвергнуто, но художнику все-таки удалось оставить свой след, он работал над отдельными орнаментами, а также расписал правый неф собора.

Правый неф

Левый неф

Главная роль в декоре храма принадлежит В.М.Васнецову. Прежде чем приступить к работе, художник подписал контракт, который обязал его и его помощников добросовестно выполнить поставленную задачу в течение двух лет со дня подписания этого договора. Однако, на весь объем работ ушло около 11 лет. Васнецов был воодушевлен своей миссией, он твердо верил в успешный исход работы, ведь все делалось на благо людей и Господа Бога. Художник и так не отличался отменным здоровьем, еще к тому же собор не отапливался, и работать приходилось в холоде, поэтому он часто болел. Кроме того, Васнецов несколько раз срывался с лесов, но ни болезни, ни травмы не остановили его. Кисти В.М. Васнецова принадлежат 15 композиций и 30 отдельных фигур. За весь период работы он расписал более 2 тысяч квадратных метров.

Главным детищем В.М.Васнецова стало изображение Богоматери с Младенцем в центральной части алтаря. Когда посетитель заходит во Владимировский собор в Киеве, то в глаза сразу же бросается образ Божьей Матери, освещенный теплыми лучами.

Искусствоведы недаром назвали этот образ "Васнецовской Божьей Матерью", ведь художник по-своему трактовал привычный для многих сюжет, наделив Марию человеческими чертами. Однако вместе с тем, он сумел передать великую божественность и святость лика. По словам самого В.М. Васнецова, его главной задачей было гармонично соединить в образе Царицы Небесной божественное начало и человеческие добродетели. Существует такая легенда, что когда однажды утром Васнецов вместе с Праховым вошли в храм, то на стене были отчетливо видны очертания образа Божьей Матери с младенцем. Художник стремглав бросился обводить красками этот образ. Таким образом, из-под кисти В.М.Васнецова вышли следующие композиции: Евхаристия, Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей, Святые пророки, Бог-Слово, Бог-Отец и Бог-Сын, Христос-Спаситель, Страшный Суд, Блаженство Рая, Грехопадение. По завершении всех работ В.М.Васнецов сказал свою знаменитую фразу: "Я поставил свечку Богу".

Евхаристия

Собор Святителей Русской и Вселенской Церквей

Русские епископы

Бог Слово

Бог - Сын (Крестная смерть)

Христос Вседержитель

Ветхозаветные Пророки

Пророки Ветхого Завета

Страшный суд

Иисус и апостолы в образе агнцов Божиих. Роспись потолка центральной апсиды

Евангелист Иоанн

Евангелист Матфей

Евангелист Лука

Евангелист Марк

Виктор Васнецов.Добрыня - дядя и воевода князя Владимира Святого является историческим прототипом богатыря Добрыни Никитича

Кроме Васнецова в росписи стен собора принимал участие и Н.В. Нестеров, который выполнил образы святых Кирилла и Мефодия, князей Бориса и Глеба, великой княгини Ольги, великомученицы Варвары, святых Константина и Елены, работал над такими композициями, как Рождество Христово, Богоявление, Воскресение Христово, занимался написанием икон четырех иконостасов верхних и нижних приделов собора.

Нестеров Михаил Васильевич.Святой Кирилл

Нестеров Михаил Васильевич.Святой Мефодий

Нестеров Михаил Васильевич.Богоявление

Над созданием настенных росписей также трудились художники иконописной мастерской А.И. Мурашко и выпускники Киевской рисовальной школы С. Костенко и Н. Пимоненко. Композиции Тайная вечеря, Христос перед Пилатом, Распятие, образы древнерусских князей Андрея Боголюбского и Игоря Святославича принадлежат кисти художников П.А. Сведомского и В.А. Котарбиньского. Все, работавшие над оформлением собора худодники, по окончании всех работ были награждены золотыми медалями, сделанными по эскизам А.В. Прахова.

Котарбинский Вильгельм Александрович.Тайная вечеря

Котарбинский Вильгельм Александрович.Воскресение Лазаря

Котарбинский Вильгельм Александрович.Распятие Иисуса Христа

Котарбинский Вильгельм АлександровичМоление о чаше

Котарбинский Вильгельм Александрович.Святой Пафнутий

Котарбинский Вильгельм Александрович.Серафимы - Малый купол Собора

Котарбинский Вильгельм Александрович.Роспись потолка

Своды боковых нефов изображают библейский сюжет "Дни творения". Авторами этих композиций стали художники П.А. Сведомский и В.А. Котарбинский.

Росписи сводов на хорах содержат сюжеты из земной жизни Иисуса Христа. В данном случае мы можем увидеть сюжет "Преображение Господне".

Сведомский Павел Александрович.Преображение Господне

Торжественная церемония освящения Владимирского собора в Киеве состоялась 20 августа 1896 года. Руководил обрядом Высокопреосвященный митрополит Иоанникий, своим присутствием празднество почтили император Николай с супругой Александрой Федоровной.

В 30-е годы 20 века во Владимирский собор были перенесены мощи Святой Варвары, привезенные в Киев еще князем Святополком и доселе хранившиеся в Михайловском Златоверхом монастыре.

Здесь же хранятся мощи св. Макария.

На сегодняшний день Владимирский собор принадлежит Киевскому патриархату.

Цитата из летописи о событиях тысячелетней давности


Сергей Брандт.Киев.Владимирский собор.Вид из ботанического сад Цитата сообщения

90 лет назад перестало биться сердце знаменитого художника

Миллионам ценителей прекрасного известны картины Виктора Васнецова «Богатыри», «Аленушка», «Иван-царевич на Сером волке». Эти работы сегодня хранятся в Москве в Третьяковской галерее.

Шедевры же иконописной живописи Васнецова можно увидеть в санкт-петербургском храме Спаса-на-Крови, в киевском Владимирском соборе, церквях Германии, Польши и Болгарии. В Киеве Виктор Михайлович работал более десяти лет — с 1885-го по 1896 год. Расписывая Владимирский собор, возведенный в честь 900-летия Крещения Руси, на освящении которого, кстати, присутствовали Николай II и его супруга, создал 15 композиций и 30 фигур святых в полный рост. Среди них — «Христос-Вседержитель», «Богоматерь с младенцем», «Святители», «Пророки», изображения князя Владимира, княгини Ольги, Александра Невского, Нестора Летописца…

О судьбе знаменитого прадеда рассказала живущая в Москве правнучатая племянница художника Ольга Васнецова, доктор химических наук, профессор, почетный председатель Фонда Васнецовых (на фото).

— Ольга Алексеевна, на Введенском кладбище в Москве Виктору Васнецову установлен весьма необычный памятник…

— Да, это так. На могиле три больших камня, каждый из них повторяет камень на картине Виктора Васнецова «Витязь на распутье». Под самым большим камнем покоится прах Виктора Михайловича, под двумя другими — членов его семьи: жены и детей. Автор этого памятника — внук Виктора Михайловича Андрей Васнецов. К слову, Андрей Владимирович был последним председателем Союза художников СССР.

Картину «Витязь на распутье» Виктор Васнецов написал в родной Вятке в 1870 году, когда умер его отец. Шестеро братьев (Николай, Виктор, Петр, Аполлинарий, Аркадий и Александр) остались сиротами, ведь за четыре года до этого не стало и их мамы. В момент написания картины Виктору было 22 года. Он думал, как жить дальше. Выбрав стезю художника, не ошибся.

— Что касается памятника, думаю, Виктор Васнецов создал его себе уже при жизни — своими работами. Одна из них — роспись Владимирского собора.

— Знаете, каждый раз, когда бываю в Киеве, обязательно иду в этот храм. Когда в 1970 году зашла во Владимирский собор впервые, на глазах выступили слезы. Это неописуемое чувство, когда святые на васнецовских произведениях смотрят на тебя глазами твоих родных. В нашем роду ведь насчитывается тринадцать поколений священников.

Расписать Владимирский собор Виктору Васнецову предложил историк искусства и археолог профессор Адриан Прахов, руководивший внутренней отделкой храма. Виктор Михайлович был с ним давно знаком. Но на предложение согласился не сразу, так как считал дело чрезвычайно ответственным и не был уверен, что готов взяться за это. Считал: трудно сказать что-то свое в этой области — слишком уж большая конкуренция, и «чуть что, критики сразу укажут на сходство с Рафаэлем или Мурильо».

Первый раз Прахову не удалось уговорить прадеда. Разговор происходил в подмосковном Абрамцево, где летом жила семья Васнецова. Но, поразмыслив, Виктор Михайлович отправил Прахову телеграмму. Писал: в случае, если Суриков, которому Прахов сделал такое же предложение, откажется, пусть Адриан оставит работу за ним, за Васнецовым. Ответ последовал незамедлительно: «Приезжайте». В результате прадед едет в Киев, где раньше никогда не был, вместе с Праховым осматривает здание Владимирского собора, знакомится с фресками Софийского собора и Кирилловской церкви.

А потом на месяц поехал в Италию. Посетил Венецию, Равенну, Флоренцию, Рим, Неаполь и Палермо. В заграничное путешествие отправился поездом Москва — Варшава. Добирался через Вену… О своих приключениях писал родным: как намучился в пути из-за незнания иностранных языков — однажды даже сел не в тот поезд. В письме жене рассказывал, что впечатление от Венеции ни с чем не сравнимо. Одна церковь святого Марка чего стоит! В Равенне его потрясли огромные мозаики в базилике святого Аполлинария, во Флоренции — шедевры Микеланджело, а в Ватикане — Рафаэля. Вернувшись из путешествия, начинает писать эскизы к росписи Владимирского собора.

— Существует предание, что прообразом Богоматери с младенцем стали жена Виктора Михайловича Александра Владимировна и сын Михаил…

— Первый эскиз Богоматери с младенцем Виктор Михайлович написал еще в 1870 году, когда не был женат. Чаще всего Богородицу на иконах изображают так, что она прижимает к себе младенца. Виктор Михайлович же изобразил маленького Иисуса протягивающим миру ручонки. До него так никто не писал. А когда Васнецов работал над эскизом к Владимирскому собору, жена вышла на крыльцо с новорожденным сынишкой Михаилом (который, к слову, потом стал священником), и Виктор Михайлович снова увидел это движение ручонок, запечатлел его и выражение лица своей супруги. Хотя портретного сходства в работе нет.

*Васнецовская Богоматерь с младенцем имеет удивительную историю создания

— Ваш троюродный брат Михаил Васнецов, живущий в Киеве, рассказывал мне о чуде. В 1885 году Адриан Прахов и вице-губернатор Баумгартен, возглавлявший комиссию по сооружению Владимирского собора, вместе посетили храм. Неожиданно на только что оштукатуренной стене увидели проступивший чудесный лик Богородицы с младенцем на руках. Впоследствии Прахов даже сделал набросок видения. Когда же Васнецов показал ему свои эскизы образа Богоматери, Адриан Викторович протянул свою зарисовку. Васнецов был поражен сходством образов.

— «Это заказ Божий!» — сказал прадед, приступив к росписи Владимирского собора в Киеве. Так вспоминал Прахов. К слову, происходил Виктор Михайлович из семьи сельского священника и до поступления в петербургскую Академию художеств окончил богословский класс духовной семинарии. Господь его хранил, когда однажды, расписывая Владимирский собор, Виктор Васнецов чуть не разбился, упав с лесов. Увлеченный работой, оступился, но чудом зацепился за металлический крюк холщовой курткой, в которой работал. «Меня сохранил Господь!» — сказал тогда.

— Одна из самых потрясающих работ в храме — «Христос-Вседержитель». Кажется, смотреть на нее можно целую вечность.

— Удивительно, как васнецовский Христос-Вседержитель похож на моего брата Мишу в молодые годы. Он стал профессором, доктором физико-математических наук. Когда же прадед писал образ Христа, разумеется, Миши еще и в «проекте» не было…

— Читала, что свою работу по росписи Владимирского собора Васнецов называл «путь к свету»…

— Виктор Михайлович был человеком глубоко верующим. Как мне рассказывала его дочь Татьяна Викторовна, он в церковные праздники никогда не писал на светские темы. Только на религиозные.

*Виктор Васнецов был человеком глубоко верующим

— Как Васнецовы праздновали Рождество и Пасху?

— На Рождество дети (их было пятеро: Татьяна, Борис, Алексей, Михаил и Владимир) ставили спектакли. Часто сами писали пьесы. Особенно любил это делать сын Виктора Васнецова Владимир, родившийся в Киеве в период росписи Владимирского собора. Девочки и мальчики шили костюмы, рисовали декорации. Все это было интересно. А на Пасху расписывали кисточкой яйца, пекли куличи. Готовили по известной книге Елены Молоховец. До сих пор в нашей семье печем «васнецовские» пироги с капустой.

И знаете, что интересно: эти пироги с поджаристой корочкой нарезались крупно и подавались горячими. И обязательно с маслом и красной икрой!

«Васнецовский» пирог с капустой

Для его приготовления понадобятся: килограмм муки, 50 граммов дрожжей, пол-литра молока и столько же воды, четыре яйца, пять столовых ложек растительного масла, 100 граммов растопленного сливочного масла, четыре с половиной чайные ложки соли и три чайные ложки сахара. А для начинки — небольшой кочан капусты, 6 вареных яиц, 150 граммов сливочного масла, соль и перец по вкусу.

Замесить дрожжевое тесто. Когда оно начнет отставать от рук, раскатать корж и разделить его на две части — одну побольше, вторую — поменьше. Большую выложить на смазанный растительным маслом противень. Поместив на корж начинку из капусты и мелко нарезанных отварных яиц (предварительно капусту нарезать не очень мелко, отварить до полуготовности, отжать от влаги, добавить нарезанные яйца, сливочное масло, соль и перец по вкусу), накрыть второй его частью, защипнув со всех сторон. На верхнем слое теста надрезать ножницами «галочки». Смазать пирог яйцом. Печь в духовке при температуре 200 градусов до готовности.

— По нынешним временам весьма недешево.

— А в то время, когда жил Виктор Михайлович, красная икра стоила не так дорого. В книге рецептов Елены Молоховец писалось, что черная паюсная (прессованная. — Ред. ) икра… для прислуги.

Вообще же Виктор Васнецов в быту был очень скромным, аскетичным человеком. Любил дом. Его не тянуло в путешествия. Кроме поездки в Италию накануне росписи Владимирского собора, он побывал лишь в Париже — полгода там учился после окончания Академии художеств.

— Со своей женой Виктор Михайлович прожил всю жизнь. Как они познакомились?

— Александра Владимировна была первой в Вятке женщиной, получившей высшее медицинское образование. Познакомились они, когда плыли на пароходе из Петербурга, где учились, в родной город.

— Правда, что живопись Виктора Михайловича очень нравилась царской семье?

— Это так. Николай II и члены его семьи не раз покупали картины Васнецова. Правда, известный меценат и коллекционер Третьяков всегда старался опередить царскую семью, приобретая полотна для выставок. К слову, фасад Третьяковской галереи был создан по эскизам Виктора Михайловича.

— Читала, что Виктор Васнецов был приглашен на торжества, связанные с коронацией Николая II…

— Да, так и было. Васнецов писал иконы для царской семьи. Но парадных портретов ее членов никогда не создавал. К слову, царь собирался посетить дом Виктора Васнецова в Москве, где сейчас находится музей художника. Дом особенный. По проекту Виктора Васнецова он сделан в виде терема. И вся мебель в нем создана по его эскизам. Она словно сказочная. В этом доме находится и эскиз росписи Владимирского собора «Богоматерь с младенцем». Терем в Москве Виктор Михайлович построил на деньги, полученные за роспись Владимирского собора — работу оплатили очень хорошо.

Более того, совершенно неожиданным образом Васнецов получил деньги за сами эскизы. Уезжая из Киева в Москву, он свернул их и собирался выбросить. Но грузчики, которые укладывали вещи на сани, свертки взяли с собой в Москву, где Виктор Васнецов показал работы Третьякову, с которым дружил, и тот приобрел их. За вырученные средства художник купил имение Ваньково под Москвой.

— Какая из картин Виктора Михайловича у вас любимая?

— Прадед был многогранным художником. Мне очень нравятся портреты его детей. А из известных полотен любимое — пожалуй, «Витязь на распутье».

— От чего умер Виктор Васнецов?

— 23 июля 1926 года в доме были гости, пили чай. Когда Виктор Михайлович пошел их провожать, неожиданно ему стало плохо с сердцем. Упал и умер. Ему было 78 лет.

Со времени работы над "Каменным веком" Васнецов, по словам Нестерова, «спал и видел роспись больших стен». Между тем, когда в начале 1885 года Адриан Прахов, руководивший работами по внутренней отделке только что отстроенного Владимирского собора в Киеве, предложил художнику принять участие в росписях храма, тот не сразу согласился.

Но, взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни.

Одной из важных задач для Васнецова стало преодоление своеобразного «раскола», образовавшегося с конца XVIII века между нарoдом и клиром, с одной стороны, и интеллигенцией, с другoй, в их отношении к русской иконописи.
На протяжении двух столетий традиционное иконописание постепенно вытеснялось, как «отжившее средневековье», произведениями «итальянского письма» на религиозные темы учеников Академии художеств, мало отличающимися от светских картин. Целые древние иконостасы заменялись в это время работами, выполненными в академическом духе.
Народ же чуждался картин на стенах храма, уважая, по словам Михаила Соловьева, икону и предпочитая молиться перед небольшими аналойными образами, созданными простыми иконописцами в духе традиционного иконописания.

По убеждению Васнецова, храм был тем местом, где могло произойти «воссоединение» интеллигенции и народа. Объединяющим, для тех и других, могло стать возрождавшееся церковное искусство, общедоступное и понятное всем, выражающее национальные верования и идеалы.


Основной идеей программы, разработанной Адрианом Праховым для внутренней отделки Владимирского собора, храма-памятника, посвященного 900-лeтию крещения Руси, было осмысление религиозной истории России. Поскольку общей темой живописи собора стала «история русской веры», то главное внимание было сосредоточено на разработке исторических тем, связанных с крещением князя Владимира и киевлян, а также русских святых, канонизированных деятелей Древней Руси и подвижников русского православия.


На художника легла основная часть работы - центральный неф, купол, образа главного иконостаса. Готовясь.к работам в храме, Васнецов знакомился с памятниками раннего христианства в Италии, изучал мозаики и фрески киевского Софийского собора, фрески Кирилловского и Михаиловского монастырей в Киеве.
За его плечами уже был опыт освоения традиций древнерусского искусства - памятников Новгородского,Московского Ростовского и Ярославского зодчества, изучение московских старообрядческих икон, книжной миниатюры Древней Руси, народного творчества.


Этот опыт более всего ощущается в трактовке художником образов выдающихся исторических деятелей Древней Руси. Он стремился показать своих персонажеи живыми участниками истории,пользуясь при этом летописями и житиями святых, Священным писанием, памятниками изобразительного искусства и фольклора, материалами археологических раскопок в музейных хранилищах. Воинами, отстаивающими независим ость родной земли, представлены облаченные в тяжелые доспехи Андрей Боголюбский и Александр Невский. Народные представления об умных, волевых, решительных и непреклонных правителях воплотились в образах князя Владимира и княгини Ольги.

Соединение реалистически трактованных фигур с фоном, данным в условной манере русских икон и миниатюр, орнаментальная оправа для всех фигур и сцен явились частью того своеобразного стиля, который был выработан Васнецовым во Владимирском соборе и вошел в художественный обиход под названием «васнецовский стиль».

Большое впечатление в соборе производил запрестольный образ Богоматери. Колоссальная фигура Богородицы с Христом-младенцем на руках, выступающая из мерцающего золотого света в верхней полвине алтарной апсиды, господствовала над всем пространством нефа. С простотой и человечностью воплотил художник в образе Богоматери красоту женственности, силу материнского чувства и проникновенную одухотворенность. При этом им был выражен национальный тип русской красоты. Недаром Богоматерь Васнецова стала одним из любимейших образов сразу же после освящения Владимирского собора. Репродукции с него можно было встретить во многих домах России в конце XIX -начале ХХ века.


Работая в соборе, Васнецов, безусловно, не мог опираться лишь на свои собственные представления, художественный опыт и знания или руководствоваться своими эмоциями и пopывами фантазии. Он должен был постоянно проверять согласны ли его работы с духом Церкви, с каноном, и многое уже нарисованное отбрасывать, если эскизы казались недостаточно церковными. Ведь эскизы должны были приниматься церковным Советом, а его заседания не всегда проходили гладко.


В августе 1896 года все леса в соборе были сняты и можно было уже составить полное представление о работе Успех васнецовских росписей был огромен. Им была посвящены статьи, заметки исследования. Они приобрели необыкновенную популярность и повторялись в конце XIX -начале ХХ века во множестве храмов в России. Отдельные сюжеты широко репродуцировались в печати. В Васнецове видели «гениального провозвестника нового направления в peлиrиoзной живописи».


В начале XX века в отношениях BacнeцoBa и художественной общественности призошло некоторое охлаждение, все чаще стали звучать резкие критические отзывы. Во многом это было связано с открытием подлинной древнерусской иконы.
«Я сам думал, что я проник в дух русской иконы и чтo я выразил внутренний мир живописца того времени, что я постиг -это уже от гордости - технику этого старого времени. Oказалось, однако, что я глубоко заблуждался. Дух древней русской иконы оказался во много раз выше, чем я думал. Внутренний мир живописи того временя был гораздо более богатым в духовном смысле, чем дух нашего времени, или лично мой, или Нестерова, и Нам далеко до их техники, до их живописного эффекта». -таково было мнение самого Васнецова.
Этот отзыв -мужественное и гoрькое признание мастера, считавшего,что «нет на Руси для русского ху- дoжника святее и плодотворнее дела как украшение храма».
Не все во Владимирском соборе у Васнецова получилось так, как ему мечталoсь, не все намерения мастера были осуществлены. Но сама задача создания большого худoжественного стиля, поставленная здесь художником, имела для русского искусства огромное нoватoрское значение.

Журнал "Мир искусства" писал о сoборе: «С Владимирским собором можно не соглашаться, но с ним надо считаться, как со значительным художественным прoизведением и выдающимся памятником сoвременного русского религиозного сознания.»

В конце августа московские реставраторы сделали сенсационное открытие: в храме Рождества святого Иоанна Предтечи на Пресне под позднейшими красочными слоями обнаружены фрески Виктора Васнецова, о существовании которых никто не помнил.


Церковь Рождества Иоанна Предтечи на Пресне построена в 1685 году. В 1890-е годы над росписью храма работали Виктор Васнецов и художники его мастерской. Эскизы росписи хранятся в Третьяковской галерее, а сама роспись долгое время была закрашена и забыта. Сейчас во всем храме проходит капитальный ремонт, благодаря чему, собственно, и была открыта уникальная роспись.

Бригадир реставраторов Владимир Потапчук : Когда делали шурфы в алтаре для укрепления стен, на сколах обнаружили под поздним слоев живописи другой слой. Нами были проведены пробные расчистки, и практически по всем стенам обнаружилась более ранняя живопись. Нет сомнения, что это васнецовская рука. Это как раз его творческая манера.



Град Божий с фигурами ветхозаветной Троицы, нарисованный в тимпане западной стены алтаря над Царскими вратами



Эммануил в Силах, написанный в конхе (на своде и верхних частях стен) алтаря. По сторонам - символы четырех евангелистов. Подобное изображение Васнецов сделал и в церкви в Абрамцево, и во Владимирском соборе в Киеве, эскиз его хранится в Третьяковской галерее


Эммануил написан маслом, нимб - из мозаики сложнейшей техники, редчайшей как для России, так и для Европы: между двумя стеклышками впаяны пластинки из тончайшего сусального золота; надписания букв - из серебра


Предположительно в 1953-1954 гг фигура Эммануила была обновлена, а вернее сказать - полностью и очень грубо переписана. На этом фрагменте специалисту легко увидеть как поздний красочный слой, так и оригинальную васнецовскую работу



Синий прямоугольник - образец краски, которой была замазана большая часть росписи


Надо сказать, что сейчас реставраторы пользуются самой обычной краской, утверждая, что она гораздо лучше по качеству, чем даже краски самого Васнецова


Кроме собственно фигур стены алтаря покрыты орнаментом, похожим на орнамент в абрамцевской церкви



Эту работу Васнецов выполнил в стилистике т.н. Фаюмского портрета - одного из направлений живописи древнего Египта (I-III в. н.э.). Известно, что примерно в то же время, когда художник работал над росписью храма рождества св.Иоанна Предтечи, благодаря успехам реставраторов была заново открыта русская иконопись XV века, творчество Андрея Рублева и пр. И хотя в своем выборе стиля для религиозных сюжетов Васнецов не был одинок - достаточно сказать, что в стилистике, близкой к Фаюмскому портрету написана Владимирская икона Божией Матери, но, по свидетельству современников, Виктор Михайлович очень сокрушался, что не был знаком с новооткрытыми иконами раньше и не избрал их образцом для этой работы.
Теперь реставраторы, кроме эскизов Васнецова (значительно отличающихся в деталях от открываемой росписи) ориентируются на собственно образцы Фаюмского портрета и на портреты натурщиц художника, среди которых - дочь Саввы Мамонтова


После того, как художники-реставраторы расчищают сохранившиеся фрагменты оригинальной росписи, наступает черед художников-живописцев, восполняющих лакуны


Еще одна работа Васнецова в храме - роспись "Снятие с креста" над Плащаницей


Кроме того, в ризнице храма найден живописный эскиз росписи, выполненный в уникальной технике, и, по убеждению специалистов, также принадлежащей руке знаменитого художника - иконописный сюжет "Отечество".

Работу в алтарной части храма мастера планируют закончить в сентябре. После они перейдут к реставрации четверика (основного храмового пространства перед алтарем), где, возможно, также сохранились росписи Васнецова. Затем предстоит отреставрировать еще трапезную. Реставрация ведется высококлассными специалистами, но исключительно на пожертвования прихожан, и этих средств катастрофически не хватает. Между тем, если не завершить консервацию безотлагательно, фрески Васнецова могут безвозвратно погибнуть. Этому вопросу было посвящено заседание комиссии Московской городской Думы по межнациональным и межконфессиональным отношениям, прошедшее 6 сентября. Члены комиссии согласились с мнением своего председателя Игоря Елеференко о целесообразности обращения к мэру Москвы Юрию Лужкову с просьбой оказать финансовое содействие храму.

Имя Васнецова обычно ассоциируется с картинами на темы русских народных сказок и былинного эпоса: "Три богатыря", "Витязь на распутье", "Аленушка", "Иван-царевич на сером волке". Однако до революции не менее известна была его религиозная живопись. Он расписывал Владимирский собор Киева, выполнил эскизы мозаик для храма святой Марии Магдалины в Дармштадте и собора Воскресения Христова ("Спаса-на-Крови") в Санкт-Петербурге, для Александро-Невского собора в Варшаве. Мастер создал много икон для европейских храмов.

Религиозная живопись Васнецова, особенно его работы во Владимирском соборе Киева, посвященные Крещению Руси, пользовались огромной популярностью. Его иконы и росписи копировали, тиражировали, воспроизводя во многих техниках печатной графики, издавали в виде фотоальбомов и открыток. Копии использовались как образцы для создания новых икон и монументальной живописи для строящихся храмов, росписи пасхальных яиц, для обучения молодых иконописцев.


Виктор Михайлович Васнецов любим многими как художник русских былин и сказок, сумевший проникнуть в их чудесный, полный загадок, мир. Но мало, кто помнит, что свою беззаветную преданность Отечеству Васнецов выразил и в религиозной живописи, где он воспел славу Русской земле - хранительнице Православия.

Виктор Васнецов родился 3/15 мая 1848 г. в селе Лопьял Вятской губернии в семье священника, который, по словам художника, "влил в наши души живое неистребимое представление о Живом, действительно сущем Боге!"

Проучившись в Вятской духовной семинарии (1862-1867 гг.), Васнецов поступил в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где всерьез задумался о месте русского искусства в мировой культуре.

В 1879 г. Васнецов примкнул к Мамонтовскому кружку, члены которого зимой устраивали чтения, рисовали и ставили спектакли в доме выдающегося мецената Саввы Мамонтова на Спасской-Садовой улице, а летом выезжали в его загородное имение Абрамцево.

В Абрамцеве Васнецов сделал первые шаги в сторону религиозно-национального направления: он спроектировал церковь во имя Спаса Нерукотворного (1881-1882 гг.) и написал для нее ряд икон.

Лучшей стала икона св. Сергия Радонежского - не канонический, но глубоко прочувствованный, вынесенный из самого сердца, горячо любимый и почитаемый образ смиренного мудрого старца. За его спиной простираются бескрайние просторы Руси, виднеется основанный им монастырь, а в небесах - образ Пресвятой Троицы.

В 1885 г., известный историк и художник, профессор Петербургского университета, А.В. Прахов предложил Васнецову написать иконы и расписать главный неф Владимирского собора в Киеве. Художник принял этот заказ как возможность послужить Богу и исполнить свой долг. Он с головой ушел в работу, которую Е.Г. Мамонтова, жена мецената, назвала "путь к свету".

Автор проекта росписи Прахов считал, что, внутреннее убранство собора должно придать ему "значение памятника русского искусства" и воплотить "идеал, одушевляющий поколение", поэтому на Васнецова возлагалась особая миссия - создание новой живописи, которая изобразительно выразила религиозные, этические и эстетические идеалы времени.

Центральное место в творчестве Васнецова принадлежит образу Спасителя. В работе над изображением Вседержителя в куполе Владимирского собора в Киеве художник с особым тщанием отнесся к поиску достойной формы для передачи глубокого духовного содержания. В письме к Е. Г. Мамонтовой он писал: "...я истинно верую, что именно русскому художнику суждено найти образ Мирового Христа".

Проанализировав иконографические достижения прошлых времен, Васнецов отметил явное преуспевание русских художников, а также выделил "Христа Равенны и Палермо", "личный" образ, созданный Леонардо да Винчи и Тицианом, "совсем безличный" Рафаэля и Микеланджело, а изображение Христа в картинах И. Крамского, Н. Ге и В. Поленова назвал "народным". Лучшим примером в Европе за последние столетия, соединившим в себе византийские и народные черты, Васнецов считал образ Христа, созданный А.А. Ивановым.

Работа Васнецова увенчалась успехом. Лик киевского Вседержителя сопоставим с мозаичными образами в Софийском соборе (2-я половина ХIII в.) и церкви Хора (ХIV в.) в Константинополе. Их объединяет единое состояние - одухотворенное спокойствие, но в целом композиции разнятся.

Фигура Христа в куполе Владимирского собора охвачена вихревой динамикой, которая придала образу яркую выразительность. Общее движение начинается в изображении лентообразных облаков, далее развивается по спирали в складках гиматия и достигает высшей точки в сомкнутых пальцах правой руки Христа. Вся экспрессия сводится к этой точке - благословению Господню - ключевому пункту иконографии. Благословляя людей с небес, Христос призывает их вступить на путь истинный для обретения вечной жизни. Об этом говорит раскрытое Евангелие с текстом "Аз есмь свет всему миру. Ходяй по мне, не имать ходить во тьме, но иметь свет животный" (Ин. 13-46) в левой руке Спасителя. Митрополит Илларион считал, что изображение в куполе Владимирского собора заключает главную идею всей росписи - распространение евангельского источника на верующих.

В начале ХХ в. Васнецов исполнил мозаику "Спас Нерукотворный" на могилу генерала Мина (адмирала великого князя Константина Николаевича). Позже художник повторил эту икону над воротами со звонницей, ведущими к собору Христа Спасителя в Санкт-Петербурге ("Спаса-на-водах") - храму-памятнику погибшим в Цусимском сражении морякам. В этом образе Васнецов отразил личное переживание за судьбу России и ее народа. Трагедия Русско-японской войны потрясла художника, а гибель броненосца "Петропавловск" он считал катастрофой, которую "едва можно вынести".

Революция 1905 г. стала "главной болью и раной души" художника. "Да отпустит Бог грехи наши и да поможет нашей бедной страдающей так тяжко Родине! Пошли людям добра! Помоги Бог опомниться заблудшим!" - писал художник по прошествии нескольких дней после "кровавого воскресенья".

Христос у Васнецова был представлен оплечно в терновом венце, в кроваво красном хитоне, на фоне заката. Его лик, отмеченный невыносимым страданием, позволяет предположить, что художник изобразил фрагмент сцены "Распятия" и показал Господа в момент его крестных страданий. Перед иконой горела неугасимая лампада. Мозаичный образ не сохранился. В 1932 г. храм Христа Спасителя был взорван. Васнецов не дожил до этого печального события.

Современники Виктора Васнецова называли его "создателем русской Мадонны". Образ Царицы Небесной звучит лейтмотивом всего его религиозного творчества. Первая икона Божией Матери, несущей впереди себя Младенца Христа, была написана Васнецовым для Абрамцевской церкви. Уже в этом небольшом по размеру произведении намечена та монументальная иконография Пресвятой Девы, которой художник будет верен до конца своих дней, и которую можно именовать "васнецовской". Её, но в большем масштабе, Васнецов повторил в алтаре Владимирского собора.

Иконография Пресвятой Богородицы, несущей на руках Младенца Христа и отдающей Его в мир, была результатом творческого поиска Васнецовым идеального образа Богоматери. Предварительный эскиз "Богоматерь шествует по облакам в окружении серафимов и херувимов" художник подписал так: "Quasi una fantasia" ("Как будто одна фантазия").

Художник изобразил Царицу Небесную на золотом фоне, идущей по облакам навстречу каждому вступившему в храм. Обеими руками Она обнимает, словно желая защитить от грядущего зла, Сына, в котором угадываются черты сына художника Миши. Взмах его рук - естественный жест маленьких детей, открытых новому для них миру, взят из жизни: однажды утром жена вынесла сына из дома, и ребенок радостно потянулся ручками к окружающей природе. Но лик Младенца Христа не по-детски серьезен и сосредоточен.

Вся фигура Богородицы охвачена тем же движением, что и Вседержитель в куполе. На это обратил внимание корреспондент газеты "Московские ведомости" С. Флеров: "Если вы поднимете глаза на это изображение (Вседержителя. - В. Г.) и потом опустите их на находящееся прямо перед вами изображение Богоматери, вы испытаете удивительное чувство: вы внезапно увидите, что Богоматерь тихо несется вверх, туда, к Спасителю...".

Богородицу окружают девять херувимов. Их число соответствует часу, в котором состоялась казнь Христа. Они тревожно взирают на Пречистую Деву и Младенца на Её руках, словно предвидя Его судьбу.

В образе Богоматери Васнецов показал национальный идеал материнства и заступничества, "сущность нравственного долга и идея подвига... самоотречение, которое составляет народную черту русского характера с его идеальной простотой в осуществлении необходимого и должного".

Алтарный образ Владимирского собора стал лучшим церковным произведением Васнецова, "символом его веры в православие, в Россию, в ее возрождение". Богородица знает, что Её Сын станет искупительной жертвой во имя спасения людей. Изображенная над алтарем Владимирского собора, Она смиренно и покорно приносит Младенца на этот алтарь. Претерпев сердечные муки у Распятия, оплакав смерть Христа, но, веря в Его воскресение, Она стала заступницей за людей. На Страшном суде Пречистая Дева скорбит и просит Христа помиловать грешников. Такой представлена Богородица в композиции "Страшный суд" на западной стене Владимирского собора. Ее глаза наполнены слезами, одной рукой Она обхватила голову, другой слегка касается плеча Сына, пытаясь смягчить Его гнев. Образ Богоматери, охваченной великой печалью за людей, вносит в общий драматически-напряженный строй иконографии "Страшного суда" светлую ноту - надежду на милость Господа и Его прощение.

Еще три алтарных образа Богоматери Васнецов исполнил для русской церкви Святой равноапостольной Марии Магдалины в Дармштадте (1901 г.), Георгиевского храма в Гусь-Хрустальном (1895-1904 гг.) и собора Святого Благоверного князя Александра Невского в Варшаве (1904-1912 гг.).

На дармштадской мозаике художник представил Пресвятую Богородицу на троне в облаках с двумя предстоящими Ей ангелами, парящими над болотистым пейзажем, а в двух других разработал собственные композиции сюжета "О Тебе радуется...".

Одна из них, в Варшавском соборе отражает стремление Васнецова прославить многовековую историю православной России. Композиция эскиза вытянута по горизонтали и протяженными лентами облаков разделена на земную и небесную сферы. В центре - Божия Матерь на троне, с Младенцем на коленях. По сторонам от Нее, в небесной сфере, симметрично представлены ангелы, а над Ней - трехкупольный храм. Внизу показаны православные святые согласно их иерархическому положению. Справа от Богородицы стоят представители Вселенской церкви: равноапостольные Константин с крестом и Елена, Иоанн Дамаскин с текстом гимна, коленопреклоненный Роман Сладкопевец, Николай Чудотворец, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Афанасий Великий и др. За ними - ветхозаветные пророки. Слева от Девы Марии изображены представители Русской церкви: равноапостольные Владимир с крестом и Ольга, Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Московские святители Петр, Иона и Алексий, Кирилл и Мефодий, Нестор Летописец и др. За ними - апостолы.

О создании образа Богоматери с Младенцем Васнецов писал: "...состязаться со святыми иконописцами я не рискую, но искать у них вдохновения считаю обязательным. "О Тебе радуется" - Богоматерь с младенцем будет на этот раз сидящая, и по мотивам ее изображения беру "Умиление", которое меня трогает до глубины души".

В сюжетах из Священного Писания художник развивал собственную иконографическую линию, основываясь на богатом опыте своих предшественников. Васнецов создал собственный "страстной цикл", в который вошли: мозаики "Распятие", "Несение креста", "Снятие с креста" и "Сошествие во ад" на фасаде храма Воскресения и ныне утраченные фрески "Моление о чаше" и "Несение креста" из храма "Спас-на-водах" в Санкт-Петербурге; картина "Голгофа" для Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном.

В этих композициях Васнецова слились воедино иконописные мотивы с приемами монументальной картины или панно. Стремясь к максимальной достоверности в показе событий, художник часто перегружал сюжет повествовательными деталями, элементами костюма и пейзажа. Но, даже с учетом всех недостатков, работы Васнецова привлекают людей своим эмоциональным настроением и умением мастера передать духовный смысл показанного им события. Произведения "Страстного цикла" Васнецова многозвучны. В них слышится стук шагов измученного Христа и звон римских копий ("Несение креста"), тихий плач Богородицы и безудержное рыдание Марии Магдалины ("Распятие"), ликование праведников и пение ангелов ("Сошествие Христа во ад").

Иконография "Голгофа" не имеет прообразов в древнерусской живописи. Основу композиции составила творческая переработка известного сюжета "Распятие". Композиция "Голгофы" переполнена персонажами, каждый из которых отмечен особым настроением от ненависти и злобы до молчаливой скорби и отчаяния. Все оттенки душевного состояния людей, присутствовавших во время казни Господа, переданы исключительно пластическими средствами. Руки изображенных персонажей выражают больше эмоций, чем их лица. В центре - распростертые руки Христа, напоминающие крылья израненной птицы, рядом ломаной линией изображен распятый разбойник, безвольно опущенные к подножию креста руки Марии Магдалины, поднятые в гневном возгласе и сжатые в бессильной муке кулаки в толпе.

Вершиной религиозного творчества Васнецова и русского церковного искусства конца ХIХ в. можно считать иконографию "Страшного Суда".

К теме судного дня художник обращался два раза - во Владимирском соборе в Киеве и в Георгиевской церкви в Гусь-Хрустальном. По художественной выразительности киевская роспись превосходит картину для гусевской церкви, за что получила высокую оценку у современников. Это еще раз подтверждает мысль, что русское общество конца ХIX-начала ХХ в. нуждалось в новой интерпретации сюжетов Священного Писания, которую давала живопись Васнецова.

Композиция "Страшного суда" на западной стене Владимирского собора уравновешена четким соотношением масс и цветовых пятен и имеет ясно обозначенный центр - смысловой узел, в котором изображен ангел с весами и свитком. Васнецов использует здесь свой излюбленный прием горизонтального членения композиции на небесную и земную сферы.

В небесной сфере на облаках представлены Господь с крестом и Евангелием, исполненный грозного порыва в сторону грешников, скорбящая на Его плече Богоматерь и коленопреклоненный пророк Иоанн Предтеча. Их окружают символы евангелистов, апостолы и ангелы.

Внизу, справа от Христа - праведники, в молитве взирающие на небеса, слева - грешники, низвергаемые беспорядочным потоком в огненную пучину, из которой вырывается Змий. Трубящие ангелы - вестники Апокалипсиса - являются связующими звеньями верхней и нижней частей композиции.

Восстающие из гробов праведники четкими группами следуют за св. Макарием Египетским, основателем монашества, и устремляются к Христу. Васнецов специально удлинил пропорции их тел, уподобив горящим свечам.

Фигуры грешников закручены вихрем метаний и страстей. Среди них есть персонажи в царском и церковном облачении. Этим Васнецов показал равенство всех перед Судом Божиим. У дверного проема храма художник поместил устремленную ввысь фигуру праведницы, противопоставив ее общему хаосу грешников. Здесь же Васнецов изобразил момент расставания душ, одна из которых идет к праведникам, а друга тонет в грешном водовороте. Тянущиеся друг к другу руки, скорбящие лица вносят в эту грандиозную по содержанию тему общечеловеческие переживания.

Контрастное сочетание цветов: синего вверху, белого в центре и кроваво-красного внизу создает мистическое настроение. Здесь слились воедино страх, ужас, безмерная печаль и святость.

"Страшный суд" Васнецова оказывает сильное эмоциональное воздействие на находящихся в храме. Это не просто напоминание о грядущем конце света. Сцена словно затягивает зрителя внутрь и заставляет прочувствовать происходящее.

Роспись была восторженно воспринята в обществе, но Васнецов не удовлетворился достигнутым. Композицию следующей картины для западной стены Георгиевской церкви он продумывал много лет, постоянно изучая древнерусские образцы "Апокалипсиса".

В 1895 г., приступив к работе над холстом, он писал: "Композиция очень сложная, должна быть разработана согласно изображениям "Суда" в древней православной иконописи". Васнецов отказался от предложения заказчика Ю. С. Нечаева-Мальцева снова посетить Рим, чтобы вдохновиться живописью Микеланджело и Рафаэля. Он задавался вопросом: " Не следует ли, скорее избегать их видеть, чтобы не поддаться чарам этих великих чародеев в мире образов?". Он исполнил 21 подготовительный эскиз, избрав для работы акварель, при помощи которой на бумаге можно достичь колористических эффектов фрески. Итоговое произведение Васнецов написал маслом на холсте. В нем он попытался наиболее точно воспроизвести древнюю иконографию, но выбор техники масляной живописи не позволил добиться в этом успешного результата.

Эта картина обладала меньшей экспрессивностью, чем роспись во Владимирском соборе, но и она оказала "впечатление ошеломляющее" на публику. "Это не композиция Васнецова, - это сумма болезненно-страстных религиозных фантазий христианских художников всех времен и народов. Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а главное - наши старые московского письма иконы. Все сведено в гармонию требований нашей церковной живописи..." - так охарактеризовал работу Васнецова писатель и историк П. П. Гнедич.

Еще одна грандиозная по масштабу и замыслу роспись во Владимирском соборе заслуживает внимания - "Единородный Сын Слово Божие" на своде. Основной идеей сюжета является искупление человеческих грехов Иисусом Христом и победа Господа над смертью, на чем и сосредоточил свое внимание Васнецов.

Центральным звеном его композиции стало "Распятие". Васнецов представил Христа в момент смерти, окруженным ангелами, прикрывающими крыльями Его тело. Два ангела поддерживают крест, тщетно пытаясь облегчить страдания Господа. Фоном служит кроваво-красное зарево на небе после затмения.

Следующая за "Распятием" сцена над хорами собора изображает "Бога Слово" в образе Эммануила, сидящего на облаках с крестом и свитком в руках, в окружении тетраморфа. На свитке написаны слова молитвы "Единородный Сын Слово Божие...". Вместо мандорлы вокруг Христа Васнецов изобразил диск восходящего солнца, от которого исходит свет. Это придает ощущение, что роспись освещена изнутри фаворским, божественным светом.

С другой стороны от "Распятия" Васнецов развернул иконографию "Бог Саваоф". К ней он обращался дважды - во Владимирском соборе и в храме Александра Невского в Варшаве.

На своде Владимирского собора Васнецов представил Бога Отца сидящим на радуге во Всемирном Космосе в окружении огненных серафимов и ангелов. В золотом шаре у Него на груди изображен Святой Дух. Саваоф Васнецова мудр, суров и печален. К Нему благоговейно припадают серафимы, перед Ним склоняются ангелы. Он - Творец мира, отдавший Свое творение людям и видящий его осквернение. Чтобы спасти согрешивших перед Ним людей Он с безграничной любовью посылает Сына Своего в качестве искупительной жертвы и скорбит о Нем. Таким показан Бог Отец на своде киевского храма.

Этот образ с незначительными изменениями был повторен в сюжете "Сам Господь Троичный в Лицах" в Варшавском соборе. Роспись утрачена, но сохранился подготовительный картон. Образ вписан в круг, образованный сплетенными крыльями серафимов, слева и справа к которому припадают огненный и черный серафим. Седовласый Саваоф в развевающихся белых одеяниях восседает на радуге и благословляет по архиерейски - обеими руками. Вокруг Его головы очерчен восьмиугольный нимб, характерный для первой ипостаси Троицы. На левом колене Бога Отца восседает отрок Христос в золотом хитоне и гиматии с открытым Евангелием в руках. Он, как и прежде, наделен портретными чертами сына художника. Рядом с Ним в шаре изображен в виде голубя Святой Дух.

В отличие от изображения Бога Отца во Владимирском соборе, варшавский образ наделен суровостью и аскетизмом, что сближает его с древними изводами.

Особое место в религиозном творчестве Васнецова занимают образы святых. Художник разработал много иконографий, но лучше всего ему удались русские святые.

"В этих образах - вся древняя Русь, весь религиозный символизм её истории: епископ, св. княгиня, одинокий монах-летописец и князь наследник варягов..." - писал о работах Васнецова его современник, художественный критик С. Маковский.

Созданный в интерьере Владимирского собора сонм подвижников, благоверных князей, святителей и преподобных стал своего рода гимном всему христианской миру и его центру - православной Руси. Если убранство средневекового храма было названо исследователями "библией для неграмотных", то церковную живопись Васнецова можно справедливо именовать "энциклопедией подвижничества", а самого художника - создателем галереи русской святости.

В работах Васнецова показаны святой и эпоха, в которую он жил. В отличие от каноничных житийных изводов, в клеймах которых зафиксированы отдельные эпизоды, иконы Васнецова передают дух времени. Художник сознательно акцентировал внимание на передаче времени и места действия, потому что хотел, чтобы его живопись прославляла подвиг "За веру, царя и Отечество", свершаемый на Святой Руси. В образах святых угодников отразилось религиозное и патриотическое мироощущение большей части русского общества. Здесь религиозно-национальное направление, предложенное Васнецовым, в полной мере нашло свое воплощение.

В написании икон Васнецов руководствовался житийной литературой и документальными описаниями. Исполненный им на столпе Владимирского собора, образ св. Алипия, Киево-Печерского иконописца, вполне соответствует иконописному подлиннику XVIII в., но для лучшей узнаваемости Васнецов ввел в иконографию дополнительные повествовательные детали. Он изобразил святого в иконописной мастерской, а у его ног поместил баночки с красками.

Эти приемы, характерные и для других сюжетов, стали определяющими в узнавании святых. Нестор Летописец показан пишущим в своей келье у раскрытого окна, за которым простирается пейзаж с башнями городов и церквями. Прокопий Христа ради юродивый представлен на фоне страшной тучи, нависшей над Великим Устюгом, а просветитель вятичей Кукша изображен с крестом и раскрытым Евангелием в руках, указующими на его проповедническую деятельность на Родине Васнецова в Вятке.

Некоторых святых Васнецов наделил портретными чертами своих современников (например, князь Владимир в "Крещении Руси" и "Крещении Владимира" напоминает Владимира Соловьева, известного философа и поэта рубежа XIX-XX вв.). Эта тенденция была характерна для рубежа XIX-XX вв., когда портрет стал своего рода иконой конкретного человека, а икона, напротив, портретом святого. Но образы святых, исполненные Васнецовым, все же нельзя отнести к таким иконам. Скорее, художник следовал понятию "священного идеального типа", к которому "русский народ выразил свои понятия о человеческом достоинстве" и к которому "вместе с молитвою, обращался он как к образцам и руководителям в своей жизни".

В иконах Васнецова нашли выражение сердечная теплота ("Прокопий Устюжский", "Сергий Радонежский"), духовная мудрость ("Нестор летописец", "Алипий иконописец"), отвага и стойкость ("Андрей Боголюбский", "Княгиня Ольга"), качества, характерные именно для русских святых. Для усиления монументальности композиции художник практически отказался от оглавных и поясных изображений и представил фигуры в рост с предельно заниженной линией горизонта.

Работы Васнецова изобилуют многочисленными повествовательными деталями (книги с закладками у ног Нестора летописца, маленькие костыли Прокопия Устюжского, четки и свеча в руках св. Евдокии, всевозможные орнаменты). Национальные декоративные мотивы присутствуют даже в тех работах, где они вообще не уместны. Например, в центральном иконостасе Владимирского собора Мария Магдалина показана на фоне былинной архитектуры. Очевидно, что здесь сказалась увлеченность Васнецова народным искусством. Воспитанный в исконно русских традициях, художник всем сердцем проникся народным творчеством. Именно оно вдохновляло его на изображение эпических образов святых, настоящих столпов православной веры.

Религиозная живопись Васнецова получила высокую оценку у современников. Сам художник был скромным и о своих заслугах не говорил. Сегодня немногие знают, что в 1896 г. за роспись Владимирского собора его удостоили ордена Святого Равноапостольного князя Владимира 4-й степени.

13 июня 1912 г. за работу в Варшавском храме Васнецов был возведен в потомственное дворянство, а 31 декабря 1913 г. император Николай II пожаловал художнику чин действительного статского советника вне порядка службы.

Начало первой мировой войны было воспринято художником с большим волнением. Он почувствовал личную ответственность за судьбу России и решил передать на нужды раненных воинов назначенную ему императором ежегодную аренду в 1500 рублей. "О чем бы ни говорил, о чем бы ни думал, а в душе все время великая незабываемая тяжелая дума - война!" - писал Васнецов.

В 1914 г. он принял участие в выставке, организованной Комитетом "Художник - товарищам-воинам", который возглавлял его брат Аполлинарий Васнецов. Он представил рисунок "Витязь", исполненный им для вечера Всероссийского земского союза помощи раненым, и картину-плакат "Бой Ивана-Царевича с Морским Змием", написанную для городского базара помощи раненым. Образ славного витязя Ивана-Царевича, отважного сражающегося с ненавистным злодеем, оказывал сильное воздействие на людей, вставших на защиту Родины, потому что давал яркий пример былинной истории, образец храбрости, стойкости и праведности.

Октябрьский переворот 1917 г. внес большие перемены в жизнь художника. Васнецов не принял новый политический строй и называл его "социал-пугачевщина".

В послереволюционные годы он жил в Москве в своем доме по Троицкому (ныне Васнецовскому) переулку, который был им лично спроектирован в 1893-1894 гг. По меткому замечанию Ф. И. Шаляпина дом Васнецова представлял собой "нечто среднее между современной крестьянской избой и древним княжеским теремом".

Здесь, ведя тихий образ жизни, художник продолжил писать сказочные сюжеты. Волшебный мир русской сказки скрасил последние годы Васнецова, и он полностью отдавался горячо любимому искусству.

В течение всего своего творческого пути художник обращался к легендарным и богатырским образам русских сказаний, будь то картины, иллюстрации, костюм или декорации. Тема сказочно-былинной Руси звучит лейтмотивом творчества Васнецова, тогда как работа в храмах стала "делом всей жизни".

23 июля 1926 г. Виктор Михайлович Васнецов скоропостижно умер. Незадолго до кончины художник написал крест с распятием для церкви Адриана и Наталии, прихожанином которой он был.

На протяжении всей жизни Васнецов-художник горел одним желанием - воплотить "русский самобытный дух" в своих произведениях, независимо от их жанра. Ради этого он часто сознательно отступал от правил и канонов.

Васнецов мечтал о воссоединении непонимающих друг друга интеллигенции и народа под сводами храма, построенного и украшенного во славу православной веры и Российской истории. Эта мечта привела его к созданию уникального религиозно-национального направления, в котором изобразительно отразились эстетические, этические и богословские чаяния русского общества конца XIX-начала XX в. Эклектичное по своей природе, новое направление основывалось на национальном наследии, но выражалось исключительно в новой форме, главным признаком которой стала красота.

Церковные произведения Васнецова стали образцом живописного убранства православных храмов конца XIX-начала XX вв., потому что в них отразилось не только учение Православной церкви о Господе, но и представления верующего народа о России с её богатырской историей и уникальной культурой, проникнутой светом истинной веры.