Роспись православных храмов и церквей. Георгиевская церковь в старой ладоге

равославный храм, по учению отцов Церкви, не является просто зданием, предназначенным лишь для богослужебной цели. В православном храме все имеет свое глубокое символическое значение. Каждая часть храма отвечает потребностям богослужения и в то же время заключает в себе особый таинственный смысл, что наиболее полно раскрывается в монументальной живописи, имеющей своей целью наглядно выразить в духовных образах догматическое учение Церкви. Священные изображения, находящиеся на стенах храма (иконы, мозаики, фрески), таинственно содержат в себе присутствие того, кого они изображают, и это присутствие тем теснее, благодатнее и сильнее, чем более изображение (образ) соответствует церковному канону.

Роспись храмов

Храм есть символ вселенской Церкви, "корабль" в безбрежном житейском море. Храм служит символом горних, Небесных обителей и воплощением видимого мира. Алтарь символизирует Небесный мир, т.е. Церковь торжествующую, и святилище с Животворящей Господней трапезой. Средняя часть храма есть место видимого мира - Церковь воинствующая.

Каждая часть храма имеет свое определенное значение, сообразно с которым усвояется ей и символическое значение; это значение наглядным образом выражается в монументальной живописи. Размещение изображений в храме связано с символикой его архитектурных частей. Однако в этом случае канон священных изображений не представляет собой шаблона, по которому все храмы должны расписываться одинаково. Канон дает широкий выбор, как правило несколько священных сюжетов для одного и того же места в храме.

По глубокому смыслу православного вероучения Солнце правды, Свет истинный, Иисус Христос является тем духовным центром и вершиной, к которой стремится в Церкви все. Глава Церкви - Христос; Ему отводится в системе росписей высшая точка - купол. Господь царит над всем миром; Он объединяет Церковь земную и Небесную. Чаще всего Христос изображается в куполе в виде Пантократора (Вседержителя) с Евангелием ("Аз есмь свет миру" (Ин. 8,12)), с благословляющей десницей. Нередко Христа окружают Небесные силы - Ангелы и Архангелы.

В барабане купола традиционно пишутся пророки или апостолы. Им не случайно отведено это место. Одни предвозвестили Христа, другие, став Его учениками, распространили во все концы вселенной христианское учение. Также в барабане купола видим восемь Ангельских - Небесных чинов, призванных блюсти землю и народы. Архангелы обычно изображаются со знаками, выражающими особенности их небесного служения.

На парусах, поддерживающих купол и барабан, представлены евангелисты, распространившие евангельское учение. Храм символизирует корабль, движение которого определяют паруса. Как корабль движется ветром посредством парусов, так Церковь утверждена на четырех Евангелиях, распространенных во все концы вселенной.

Монументальная живопись в храме

Главное место в системе храмовых росписей занимают композиции алтарной апсиды. Роспись алтаря идейно связана с изображениями в куполе. Центральное место в апсиде занимает изображение Богоматери ("Знамение" или "Нерушимая Стена"), вокруг Которой изображаются Херувимы. Богородица предстает как Царица Небесная, Заступница за род человеческий. Эта композиция является важной догматической и идейной частью всей храмовой росписи. В древних храмах алтарные преграды возводились невысокими, и потому изображения были видимы из храма. Богородица всегда является всем нуждающимся первой заступницей перед Своим Сыном. Нередко по сторонам Богоматери изображаются Архангелы. В верхней части свода алтарной апсиды иногда помещают композицию "Уготованный Престол" ("Этимасию").

Ниже изображения Богоматери в алтарной апсиде находится композиция "Евхаристия", которая состоит из двух частей. С одной стороны Христос преподает апостолам Евхаристический Хлеб, с другой стороны - Евхаристическую Чашу. Ниже нее в алтаре располагаются образы святителей и учителей Церкви. Образы святителей и учителей Церкви в алтаре неслучайны. Они - прямые преемники апостолов, на их учении утверждается Церковь. Из числа святителей наиболее часто встречаются изображения свтт. Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова, папы Римского как составителей текстов Божественной Литургии. Святители преимущественно изображаются в полный рост и обращены своими взорами к горнему месту.

Система росписей алтаря имеет важное вероучительное и догматическое значение. Здесь представлено величественное изображение Богородицы, Заступницы за весь род человеческий. Композиция "Евхаристии" наглядно представляет и вместе с этим связывает воедино события в Сионской горнице и совершающуюся в храме Литургию. Лики святителей и учителей Церкви, находящиеся в нижней части алтарной росписи, говорят о преемстве святительского служения, воедино связывая прославленный лик святых и служащих в храме епископов и пресвитеров, продолжающих дело евангельского служения.

В древности в алтаре жертвенника не было. Он устраивался в особом помещении, в древнерусских храмах - в северном приделе, соединенном с алтарем небольшой дверью. Подобные приделы с двух сторон от алтаря к востоку повелевалось устраивать Апостольскими постановлениями: северный придел предназначался для предложения (жертвенника), южный - для сосудохранилища (ризницы). Позднее для удобства жертвенник был перенесен в алтарь, а в приделах чаще всего стали устраиваться храмы, то есть ставили и освящали престолы в честь священных событий и святых. В архитектуре, если мы говорим о росписи в жертвеннике, имеется в виду - роспись в той части алтаря, где стоит жертвенник. Роспись диаконника - роспись той части алтаря или того места в храме, где находится ризница.

Каноны росписей боковых частей алтаря - жертвенника и диаконника - отличаются меньшей устойчивостью, их варианты отражают конкретное назначение данного храма. Наиболее часто в жертвеннике помещается изображение Богоматери и композиции из Новозаветной Истории, связанные с Рождеством Христовым, что напрямую связано с литургическим действием проскомидии. В диаконнике - образы святых архидиаконов или композиции из Новозаветной Истории, но часто здесь бывают и композиции из жития св. Иоанна Предтечи.

Средняя часть храма символизирует, прежде всего, горний, Ангельский мир, область Небесного бытия, где пребывают все праведники, но она же изображает и область земного бытия. Как нерасторжимы Церковь земная и Небесная, так нерасторжимо и все учение Церкви. Небесная Церковь связана с земной подвигом мучеников, исповедников, святителей, преподобных. Мученики - опора Церкви, и потому они всегда пишутся на столпах. Часто образы мучеников размещаются и на стенах центральной части храма.

Все стены центральной части храма имеют свои сложившиеся каноны росписей. Наиболее часто росписи храма показывают события из Священной Истории Ветхого и Нового Завета. Композиции размещаются в верхней части основного пространства в определенных рядах (от трех до пяти) и несут важный догматический и учительный характер. Это: "Праздники" (Рождество, Крещение, Благовещение и др.), композиции из жития Богоматери, святых и др. Если храм посвящен Богоматери, то большинство росписей изображают житие Пресвятой Богородицы.

Особое место в росписях храма занимает западная его часть, где часто встречается картина "Страшного Суда". Восток - Горний мир - противопоставляется миру греха и соблазна. Композиции западной части зачастую очень повествовательны и образны.

Украшаются росписями и мозаиками и входные ворота в храм (как изнутри, так и снаружи). Здесь часто изображается образ Богоматери как Покровительницы дома Божия. На откосах порталов видим Ангелов, стоящих на страже дома Господня.

Стенные росписи, как правило, не достигают пола. От пола до границы фресок (высотой в рост человека) идут панели, на которых нет священных изображений. С древнейших времен на этих панелях писали убрусы (полотенца), украшенные орнаментами, что придает особую торжественность стенным росписям, которые как великая святыня как бы преподносятся молящимся по древнему обычаю на украшенных полотенцах. Они же символизируют и чистоту храма, его незыблемость и вечность.

Общая система росписей наших храмов представляет собой разнообразную по масштабам и времени исполнения картину. В разное время происходили изменения в росписях, дополнялись или удалялись некоторые композиции, но в своей основе сюжет росписей и канон остались неизменными и по сей день. Все росписи, соединенные в единую догматическую систему, представляют собой важнейшую часть православного храма и находятся в неразрывной связи с архитектурой и литургическим действием. Они служат образным назиданием, своеобразным живописным Евангелием всего учения Церкви, помогая открыть каждому всю важность главнейшего события для людей - спасения.

Роспись храмов

Наша иконописная артель на протяжении многих лет занимается монументальной живописью в храмах и расценивает данную работу как основной вид деятельности местерской. Если вам нужна роспись в храме - обращайтесь к нам, и мы вам непременно поможем.



Основные принципы византийской храмовой росписи

Росписи интерьеров византийских храмов в отличие от раннехристианских церквей и соборов средневековой Европы не могут рассматриваться просто как набор обособленных изображений (икон) или же простой повествовательный цикл ("Библия для неграмотных" по выражению св. Григория Великого ).

Знаменитый австрийский историк искусства Отто Демус пишет:

«В случае с храмовым убранством - той областью, в которой византийское искусство достигло, быть может, своих наибольших высот, - каждый отдельный элемент есть часть органичного, неделимого целого, построенного на основе определенных принципов. Как кажется, в классический период средневизантийского искусства - с конца IX до конца XI в. - эти принципы формируют удивительно последовательно составленную структуру, в которой некоторые параметры допустимы и даже необходимы, тогда как других избегают, поскольку не находят нужным с ними считаться. Эта система не была чисто формальной - для её создания богослов был нужен не меньше, чем художник». «Ансамбль византийской монументальной живописи существенно проиграет, если рассматривать его как сумму отдельных композиций. Эти композиции не задумывались как независимые произведения. Их создателей в первую очередь заботили взаимоотношения образов друг с другом, с архитектурным обрамлением и со зрителем ».

Осиос Лукас. Интерьер собора. XI век.

Стройная система расположения сюжетов наглядно выражала основные истины христианского вероучения, прежде всего христологический догмат, т. е. учение о Христе Спасителе . Однако, роспись играла не только учительную функцию. Пришедший в храм человек не просто разглядывал те или иные изображения, но сам становился соучастником тех или иных событий священной истории. Византийские художники добивались такого впечатления, что изображенные на стенах и сводах храма святые присутствовали не в иллюзорном живописном пространстве (такого пространства в византийской живописи не было) как бы за гранью поверхности стены, но воспринимались как находящиеся в реальном трехмерном пространстве интерьера вместе с молящимся. В соответствии с учением о иконопочитании VII Вселенского собора образы Христа и святых являют их живое настоящее присутствие, так что "честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и покланяющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней ".

Все изображения в храме располагались в четком соответствии с их иерархией. Важнейшие, наиболее сакрально значимые зоны храма располагались вверху – купол и свод алтаря (конха апсиды), они символизировали духовное небо. Далее шли своды храма и верхние части стен, которые обычно отводились под изображение событий евангельской истории. Наконец нижние зоны интерьера представляли собой земной мир, где среди святых пребывал и пришедший в храм человек.

Осиос Лукас. Омовение ног. Ниша нартекса.

В столичных византийских храмах изображения располагались как правило только в верхних зонах храма, тогда как поверхности стен облицовывались мрамором. Исключения составляли отдельные ниши, выделенные на плоскости стен. Наиболее часто использовавшаяся мозаика лучше всего подходила к криволинейным поверхностям купола , сводов , тромпов , парусов и ниш . Только лишь в ансамблях, создававшихся на периферии Византии (в Италии, Каппадокии, на Руси и т. д.) росписи покрывали стены сплошным ковром.

Позднее эти принципы уходят из византийского искусства. Изменяется так же и лаконичный иконографический набор сюжетов. С XII века в византийских храмах (включая и другие страны восточного православного мира) вновь усиливается повествовательное начало, росписи становятся многословны. Они насыщаются множеством новых сюжетов и сюжетных циклов. Но ключевые составляющие программы остаются при этом почти неизменны. К ним прежде всего относится верхняя зона храма и алтарь.

Особо значимые изменения происходят в палеологовский период. Дорогостоящая техника мозаики вытесняется фреской. Изменяется трактовка пространства и построение композиции многофигурных сцен. В изображении возникает некоторая пространственная глубина, впрочем все равно лишенная прямой перспективы . Менее строгим становится и набор ракурсов, фигуры становится более свободны и подвижны.

Основное иконографическое содержание византийской системы росписи продолжало служить образцом и для позднейшего искусства православных стран, в частности в росписях древнерусских храмов несмотря на все новшества последующих веков. Выработанные в Византии принципы и иконография до сих пор наилучшим образом подходят для росписи православных храмов.

Иконографическое содержание росписи раннехристианских храмов

Система росписи византийского крестово-купольного храма

Купол и тромпы собора монастыря Осиос лукас. Мозаики XI века (купол утрачен и восстановлен в технике фрески).

Дафни. Христос Пантократор. Медальон в куполе.

Наос храма Неа Мони. Евангельские сцены в тромпах и нишах. Евангелисты на парусах в основании купола.

Дафни. Тромп с мозаикой "Рождество Христово".

Притвор собора Осиос Лукас.

В середине IX века с момента окончания византийского иконоборчества наступает расцвет церковного искусства Византии. К этому времени окончательно складывается стройная богословская и художественная система монументальной декорации христианского храма. Одновременно с этим в архитектуре господствует крестово-купольный тип храма, а именно, храм типа вписанного креста, идеально отражающий идею христианского храма и соответствующий восточному обряду богослужения. Строго продуманная система росписи согласуется с архитектурой здания и составляет с ней как бы единое целое.

Константинопольский патриарх Фотий в одной из своих проповедей описал роспись построенного при нём нового храма в императорском дворце. Согласно этому описанию в куполе был изображен Христос Вседержитель в медальоне в окружении архангелов. В конхе алтаря – Богоматерь Оранта . Кроме того в храме были многочисленные изображения святых: праотцев, пророков, апостолов и мучеников. Про сцены, изображающие евангельские события (двунадесятые праздники) здесь не упомянуто, хотя и они могли уже включаться в роспись храма .

Так как памятники Константинополя средневизантийского времени утрачены, наибольший интерес представляют три мозаичных ансамбля XI в., созданных в провинции при участии столичных мастеров: собор монастыря Осиос Лукас в Фокиде 1030-40 гг., Неа Мони на острове Хиос ок. 1045 г. и монастырь Дафни ок. 1100 г. Интерьеры этих храмов представляют собой квадратное пространство (наос) перекрытое куполом на тромпах . В Осиос Лукас и Дафни наос окружен галереями с хорами . С востока к наосу примыкает алтарь , состоящий из вимы и апсид. С запада храм заканчивается одним или двумя притворами .

Иконографическая программа этих ансамблей в целом схожа:

  • В куполе располагается Христос Вседержитель, поясной в медальоне. В Осиос Лукас Христа окружают архангелы и Богоматерь (позднее повторение утраченных мозаик).
  • В барабане купола между окон - пророки.
  • В конхе алтаря в Осиос Лукас сохранилась фигура тронной Богоматери с Младенцем на коленях (аналогичная фигура IX века сохранилась в алтаре Софии Константинопольской).
  • В Осиос Лукас на боковых крестовых сводах располагались медальоны с ангелами. В отдельных нишах алтаря и храма - святители. В западной части храма на сводах под хорами ростовые и поясные в медальонах фигуры преподобных. Особый набор святых вместе с местночтимым преподобным Лукой изображен на стенах притвора.

Многофигурные сцены праздников (важнейших событий Евангельской истории) располагаются как в наосе , так и в притворе . Их число со временем возрастает.

  • В наосе праздники занимают тромпы в основании купола, ниши между ними и верхние части стен. Сцены располагаются по кругу по часовой стрелке.
  • В притворе праздники и входящие в их цикл некоторые другие сцены из Евангелия располагаются на стенах и в торцевых нишах.

Здесь могли быть изображены: Благовещение , Рождество Христово , Сретение Господне , Крещение Господне , Преображение Господне , Воскрешение Лазаря , Вход в Иерусалим , Распятие Христово , Воскресение Христово , Вознесение Господне и Пятидесятница (Сошествие Святого Духа на апостолов), а также некоторые вторичные сцены, более подробно показывающие Страсти Христовы и события по Его воскресении – Омовение ног на Тайной вечери , Снятие с креста , Уверение Фомы . При этом, некоторые композиции, например, Снятие со креста, занимают место наравне с двунадесятыми праздниками.

Купола собора святого Марка в Венеции. Мозаика "Пятидесятница" или "Сошествие Святого Духа".

Интересной особенностью является отсутствие Вознесения Христа . Его место занимает купольное изображение вознесшегося Христа Пантократора. Для византйицев того времени эти два сюжета были фактически идентичны. Повествовательная композиция Вознесения превратилась в иератический символ. Одновременное использование образа Пантократора в куполе и Вознесения в цикле праздников появится только в более поздних росписях.

  • Важнейшие из двунадесятых праздников располагались на цилиндрических сводах подкупольного креста с четырёх сторон от купола. Здесь эти изображения утрачены, но подобное расположение праздников на сводах ветвей креста будет с некоторыми вариациями использоваться в древнерусских храмах во все века, включая XVII столетие.
  • Ниже на стенах центрального подкупольного пространства евангельское повествование продолжалось сценами Страстей Христа и событий по Его воскресении. Верхний регистр занимал люнеты стен: здесь сохранились сцены: Христос перед Каиафой, Отречение Петра и Распятие. Ниже были изображены: Воскресение (Сошествие во ад), Явление Христа женам-мироносицам, Послание апостолов на проповедь, Уверение Фомы и Сошествие Святого Духа.

Отдельные повествовательные циклы располагаются в боковых апсидах:

  • В левой апсиде изображены деяния апостолов Петра и Павла, так как здесь располагался освященный в их честь придел.
  • В правой апсиде был придел Иоакима и Анны, родителей Богородицы. Здесь располагается протоевангельский цикл, содеражщий рассказ о рождении и детстве Богоматери. В основу этого цикла, очень распространенного в храмовых росписях положен текст Протоевангелия Иакова .
  • Две крайние апсиды вляются приделами великомученика Георгия и Архангела Михаила, содеража в себе сцены жития святого и деяний архангела. В конхах этих апсид - поясные фигуры св. Георгия и Архангела Михаила.

Несколько ветхозаветных и новозаветных сцен расположены на хорах:

  • Тайная Вечеря и её прообраз - Брак в Кане Галилейской .
  • Явление Троицы Аврааму и Три отрока в пещи огненной , так же прообразующие христианское таинство.

Особенностью росписи собора был почти утраченный ктиторский портрет семьи Ярослава Мудрого, строителя храма, располагавшийся на западной стене подкупольного креста. Включение ктиторских композиций в роспись храма является широко распространенной традицией. Ктитор - государь или знатный заказчик храма, иногда церковный иерарх предстоит в молитве Христу или Богородице. Обычным является изображение семьи строителя храма. Часто ктитор держит в руках модель построенного им храма.

Кроме того на многочисленных столбах и стенах храма изображено множество святых различных чинов.

Редчайший образец светской по содержанию росписи представляют собой фрески лестничных башен собора, ведущих на хоры. Сохранившиеся здесь изображения восходят к росписям византийских дворцов, так как хоры служили местом молитвы великого князя и его свиты. Таким образом и не чисто церковная, государственная или придворная жизнь занимает свое место в общей иерархии бытия .

Примечания

Ссылки

  • ЕРМИНИЯ ИЛИ НАСТАВЛЕНИЕ В ЖИВОПИСНОМ ИСКУССТВЕ, СОСТАВЛЕННОЕ ИЕРОМОНАХОМ И ЖИВОПИСЦЕМ ДИОНИСИЕМ ФУРНОАГРАФИОТОМ
  • Настенная роспись Храма Вознесения г. Павловский Посад (множество фотографий)

Литература

  • В. Д. Сарабьянов . Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря. М., «Северный паломник», 2002
  • Л. Нерсесян . Дионисий иконник и фрески Ферапонтова монастыря. М., «Северный паломник», 2002
  • Е. А. Анкудинова , А. Г. Мельник . Спасо-Преображенский собор Спасского монастыря в Ярославле. М., «Северный паломник», 2002
  • Флоренский П. А. Иконостас. Сочинения в 4-х т. Т. 2 - М.: Мысль. 1996. С. 419−526 ISBN 5-244-00241-4 ISBN 5-244-00251-1
  • Успенский Б. А . О семиотике иконы // Труды по знаковым системам. Вып. V. Ученые записки Тартусского ун-та. Вып. 28. Тарту, 1971. С. 178−223
  • Отто Демус . Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.- М.: Индрик, 2001

Роспись храма – это гармоничная и четкая система, которая складывалась на протяжении веков. Сложившейся её можно было назвать уже в VIII веке, каноны росписи утвердились в Византии при патриархе Фотии. В период средней Византии оформились основные принципы этой системы.

Во-первых, основное внимание уделено иерархичности расположения образов: центральной зоной всегда становится купольная часть.

Во-вторых, установился принцип причастия (евхаристии), центром которого является алтарный апсид.

В-третьих, сюжеты отражают принцип литургии, т.е. порядка ведения богослужения, взаимосвязи с календарными периодами. В-четвертых, важным является взаиморасположение сюжетов из Ветхого и Нового Заветов.

Расположение иконографических сюжетов в храме также не случайно: они четко распределены в соответствии со значением и смысловой нагрузкой в процессе богослужения. Четкий порядок позволяет создать единство и гармонию, четкую структурированность религиозного действа. При этом в каждом храме воссоздана своя неповторимая атмосфера, отражающая индивидуальность мастера. С примерами современной храмовой росписи, в которой ярко проявилась индивидуальность мастеров, можно познакомиться .

Средняя часть храма имеет зональность. Первая зона – это купола и верхний уровень сводов, включающий и конху апсиды. Вторая зона – это паруса и верхние части стен. Нижние части стен образуют третью зону. Первая зона – наиболее значима, здесь пишут лики Иисуса Христа, Богоматери, ангелов, а также сюжеты, в которых божественное начало проявляется на небесах, венчая все происходящее ниже. На куполе могут присутствовать изображения Христа Пантократора, Святого Духа, явившегося голубем, Крест, монограмма Агнца и Христа. Позднее стали изображаться образы Троицы Новозаветной, Господа Саваофа, Отечества. На периферийной части купола располагаются изображения апостолов, праотцев, пророков, а иногда и Богородицы, Иоанна Предтечи, Небесных Сил. Средняя зона храма повествует о жизни Иисуса Христа: по классическому циклу здесь упоминаются сюжеты Благовещения, Рождества, Сретения, Крещения, Преображения, Воскрешения Лазаря, Входа в Иерусалим, Распятия, Воскресения, Вознесения, Сошествия Святого Духа, Успения Богородицы. Эти сюжеты могут быть дополнены изображениями, напоминающими верующим о Страстях Христовых. Также нередко обозначается и история рождения Христа, его проповеди. По традиции расположение этих сюжетов также ориентировано по сторонам света. Следует отметить, что храм, посвященный определенному святому, будет чаще представлять имеющие к нему отношение сюжеты.

В нижней зоне, где обычно располагаются молящиеся, на стенах изображаются полотнища, которые словно связывают, подводят взоры вверх, к изображениям верхней части храма. Гармония и ощущение единства – все это достигается единой системой росписи, традиции которой не утрачены и по сей день.

Роспись православного храма и написание икон для храма — это ответственная работа, где художник монументалист должен не только следовать канонам и традициям церковной росписи, берущей начало от Византии, но и уметь рисовать в больших масштабах, без искажений. Росписи храма иллюстрируют нам Евангельские сюжеты, приоткрывают величие Божие, поэтому они должны и рисунок иметь выдержанный в традициях христианского искусства, со впечатляющими масштабами и вводить человека в мир горний. Молящиеся в храме обычно не просто стоят и разглядывают росписи, но как бы участвуют в различных событиях Евангельских историй. В самой же древней Византии росписи храма воспринимались не как живописная плоскость, а как реальное трехмерное измерение вместе с пришедшими в храм людьми.

Для росписей храмов художнику необходимо не только иметь художественные знания и опыт, а и быть отчасти богословом. Внимательно исследуя храм, мы видим что фрагменты росписей не могут рассматриваться отдельно друг от друга. Они взаимодействуют, перекликаются друг с другом, а так же со зрителем. Они входят в само архитектурное решение храма и дополняют его.

В нашей мастерской в Киеве работают мастера, выполняющие росписи храмов на высоком уровне в традициях Византии или Руси, на ваш выбор. Сами росписи в храме могут выполняться акриловыми или силикатными водорастворимыми красками. Обычно храмам требуется роспись вначале или со временем поновление старых росписей. В этой работе есть свои правила и нюансы, которые необходимо учитывать.

Специфика росписей православного храма.

Делая внутренние росписи в храме, мы обязательно берем во внимание церковную архитектуру, сам стиль нового храма или эпоху создания. Потому как стилевые особенности, например, храамов Византии, Руси или барокко отличаются. Не смотря на различия, само традиционное решение композиции не изменяется:

  • В куполе храма изображается Господь Вседержитель или Троица.
  • В барабане между проемами окон изображают апостолов, пророков или ангелов.
  • В парусах размещают изображения апостолов евангелистов.
  • Своды храма расписываются сюжетами двунадесятых праздников.
  • А на самих стенах иллюстрируются сюжеты из Нового и Ветхого завета.

Как учат отцы церкви, храм - это не просто стены, в которых проводятся службы. Согласно религии, символы имеют смысл. Отдельные части храма имеют значение при богослужениях, при этом они несут некий посыл, полностью раскрывающийся в которая выражает все учение Церкви. Роспись храма содержат незримое присутствие Его, и чем больше картина соответствует канонам, тем сильнее ощущается это присутствие, неся больше благодати.

Первые росписи

Издревле изображения в церквях были предназначены давать информацию народу. храма - продолжение форм собора, они должны нести не только проповедческую цель, но и отвечать поэтическо-образным функциям. Кроме того, живопись является отражением преобразования идеалов и прогресса народной мысли.

Как развивалось искусство

С конца XIV века главенствующую роль в живописи заняло Московское княжество, возглавлявшее в этот период объединение земель и битву за свержение ига татаро-монголов. Школа, одним из выходцев коей являлся Андрей Рублев, оказала существенное влияние на формирование живописи.

С именем этого иконописца связан расцвет искусства. Этот период совпадал с ранним Возрождением в Италии. Достойным преемником Рублева стал Дионисий, роспись православного храма которого характеризуется утонченностью, изысканностью, светлой и яркой палитрой.

После Дионисия можно наблюдать стремление к некому структурированному рассказу, разворачивающемуся на стенах собора. Зачастую такая роспись храма отличается перегруженностью. В начале XVII века зародилась важной частью которой стала пейзажная живопись, в которой отобразилось многообразие природы.

Век богат драматическими событиями в истории государства, но, в то же время, развивалась и светская культура, оказывающая влияние на роспись храма. К примеру, самый значимый живописец этого периода Ушаков призывает к правдивости в рисунках. Взошедший на престол Петр I усилил светскость восприятия. Еще большее влияние на угасание стенописного искусства оказал запрет на использование камня в строительстве зданий, находящихся за пределами Санкт-Петербурга.

Шаги к возрождению храмовой росписи были предприняты только к середине века. Именно в этот момент изображения стали размещать в лепные рамы. К концу XIX века в росписи соборов преобладал классицизм, который характеризуется академической манерой письма, сочетающейся с альфрейными и орнаментальными росписями.

Религиозная живопись XIX-XX веков

Храмовая живопись этого периода развивается согласно законам русского модерна, зародившегося в Киеве. Именно там можно было ознакомиться с работами Васнецова и Врубеля. Стены Владимирского собора, расписываемого Васнецовым, детально фотографировались, показывалось великолепие росписи всей стране.

Многие художники стремились подражать этой технике при работе в других храмах. Роспись храма этого периода сильно повлияла на технику других художников. Пристальное изучение храмовой живописи дало возможность получить незабываемый опыт, способствующий подбору стиля, подходящего конкретной архитектуре.