Проповеди в день святой троицы. Eвангельские проповеди

Всегда в церкви слово Божие звучит, начиная с благословения, – «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Всякое делание мы, христиане православные, начинаем, благословляя себя святым именем. Ныне же в день Святой Троицы эти слова сегодня звучат совершенно по-особому, и также совершенно по-особому переживаем и понимаем их смыл. Ещё во времена Ветхого завета Милостивый Господь через пророка своего Моисея народу Израиля дал временный закон. В нём, в частности, было и совершение праздников, указания, одним из которых является праздник Пятидесятница. Его раньше праздновали в Извраиле и празднуют по ныне. Во время празднования этого дня народ переходит жить в палатки, шалаши, которые украшают по-особому, которые бывают жилищем народа Божия в эти дни.Это своеобразное воспоминание, когда они и их предки были рабами, но Господь рукою своею вывел их из рабства египетского, и они сорок лет палатках да шалашах пребывали в пути, обретая землю обещанную, землю, которую Господь дал через Авраама, и в которую должен прийти Спаситель.

В течение этих пятидесяти дней от Пасхи до Пятидесятницы евреи читали закон Божий (5 первых книг закона Моисея). И так из года в год повторяли себе, детям и внукам заповеди Божии. Закон Моисея просто повелевает, мы же с высот Нового Завета понимаем, для чего это нужно. Не понять Бога, не понять Его святой воли, не принять Святого Духа тому, кто не живёт по законам Божиим и заповедям Его! Чтобы по заповедям Бога жить, их надо, как минимум, хотя бы знать. Поэтому в течении пятидесяти дней весь Израиль изучал Священное Писание, а в последний день, то есть пятидесятый, совершалось особое богослужение и особые жертвы.

Сам Моисей говорил про Христа Спасителя: «После меня Бог даст вам другого!» Но Израиль, кроме Моисея, никого великого не знал. И сейчас если спросить какого-то еврея, кто из пророков наивысший, сразу скажет, что Моисей. Мы видим, что слово Моисея исполнилось во Христе, который есть не только помазанный Пророк, Первосвященник и Царь Израиля, но и ещё Бог, пришедший в мир, – Богочеловек.

Когда Спаситель пришёл в мир, Он совершил то, что не смогли совершить Адам, что не совершил никто, и что необходимо каждому из нас. Грехами удалив себя от Бога, источника жизни и счастья, мы оказались вне жизни и вне счастья. Это не просто слова, потому что легко проверяемо жизнью. Кто не живёт с Богом, у того нет ни счастья, ни жизни, ни смысла. Некоторые, конечно, обманывают себя, придумывают себе смыслы и фантазируют себе счастье – это видно во всём. Например, сейчас многие болеют головушкой, крепко заразившись заразой века сего, считают, что смыслом в жизни могут быть карьера и богатство. Но мы знаем, что эта зараза заразой и есть. Кто достигал больших высот в карьере и денег, в отличие от нас с вами только мечтающих об этом, тот давно понял, что ни должности и слава, ни деньги и положение счастливее людей не делают нисколько. Да, гордость и тщеславие тешут, создают иллюзию на короткое время. Согласитесь, что чем больше денег, власти, тем больше скорби "как бы их не потерять, как бы кто не урвал, как бы задушить и укусить ближнего или родного брата, только бы не был конкурентом и не стал мне опасным врагом". Нет! Это или умственно неполноценные или не имеющие денег и богатства, и считающие это целью и смыслом. Но кто живёт в семье, то знает для того, чтобы в семье была, говорю, не полнота совершенств, а хотя бы мир, нужно уметь учиться ломать через коленку, с хрустом свою гордыню. Кто себя ломал, тот знает, что это за счастье! Какая радость от хруста. Кто-то считает, что семейным счастье являются дети, тогда это совсем не по-взрослому и не по-человечьи. Дети не могут быть целью жизни. Чем закончится моя жизнь? Червяки съедят. А детей, внуков? Их тоже съедят червяки. Какой это может быть целью и смыслом? Поэтому потеряв Бога, человек в Адаме, всё человечество в целом, каждый из нас с вами теряет всё: смысл, цели, радость, жизнь, облик и вид человеческий.

Бог, желающий счастье и нашего спасения, Сам – Высокий, унижая Себя, Великий, смиряя Себя, входит в нашу жизнь и наш мир, принимая образ и подобие человека – раба по отношению к Себе, как сказано в Священном Писании. Живя на земле, во Христе Бог, став человеком, совершил то, что должно было совершиться в Адаме, то, что не совершили мы: силой Божества в Себе человечье естество Он преображает; свои рождением соединяет несоединимое – вечность и время, божественное и человеческое; учением Своим озаряет нам путь, являет пример; подвигом жертвы и любви Своей в самом Себе человеческое, преображая страданиями, делает бесстрастным, смертью бессмертным; Воскресением Своим поднимает нас для жизни вечной, вознесением – возносит человеческое естество в глубины естества божественного. Это всё совершено в одном Человеке, в одной личности – Иисусе из Назарета! А мы? Да, пришёл Бог в мир. В Евангелии написано о том, что скажем о том, что смерти праздновали, умерщвление на Пасху поём, а смерть всё равно торжествует. Христос пришёл спасти нас от греха, а грех творит, Он принёс нам прощение – а сколько зла в этом мире и непрощённых?! Новые эры исчисляются от Рождества Христова, но вопрос: что изменилось? Ничего! Зачем тогда Бог приходил в мир? Он пришёл, чтобы в самом себе победить грех, силу ада и смерть. В Нём торжествует божество, вечность, радость и рай. А мы? Чтобы Его дар вечной жизни и спасения был не Его и не в Нём только, а стал принадлежностью каждого, кто пожелает этого, конечно. Для этого Он сказал Своим ученикам, возносясь, что нужно оставаться им в Иерусалиме, не отлучаться, пока не пошлёт им обещанное – Духа Святого, который снизойдёт на них. Мы знаем, что Дух Святой снизошёл на апостолов в виде огня! Неся уже всем ту закваску обожения, которая была совершена в Нём, теперь Дух Святой вживляется в каждого, кто желает этого преображения, очищения, райского состояния. Поэтому Дух Святой, сходя на апостолов, дал им дар языка и каждый из них стал говорить и проповедовать на языке, которого не знал. Ведь апостолы в основном были безграмотными рыбаками из Галилеи. Они свой-то язык пополам только знали, а им нужно было нести проповедь по всему миру. Но как? Переводчика нанять?! Тогда где деньги взять? Самим выучиться? (к примеру, Петру в 50 лет – не серьёзно). Именно Дух Святой дал им эту возможность. Каждый, говоря на ином языке, понял, на каком языке он говорит, например, на языке парфян, значит нужно идти проповедовать в Парфию; на языке Египта, значит Господь даёт путь и указывает, где быть проповедником; на языке Понта, Аси или Каппадокии – в Малую Азию. Но идя на проповедь в Богом данное и назначенное место, каждый из апостолов, неся в себе дар Святого Духа и проповедуя, крестили. Во время Крещения, мы знаем, что нисходит Дух Святой. Это таинство так называется от того, что Дух Святой вживается в тех, кто с верую желает принять дар обожения во Христе, силу Святого Духа.

К тому времени основываются общины первых христиан, в которых совершается особая молитва, непохожая на другие. Это молитва, во время которой мы берём хлеб и вино и просим, чтобы Дух Святой приложил и преобразил их в Тело и Кровь Христа, приемля которое в себя, мы принимаем дар обожения во Христе, семя рая. Что совершилось во Христе, то и совершается в нас – Его милостью за нашу веру.

Мы сегодня празднует не только сошествие Святого Духа вообще, но и день рождение Церкви, возможность каждого из нас стать носителем дара преображения в Боге, которое совершено во Христе и которое даровано теперь всем и каждому. Это совершается за веру нашу, по желанию, но силой, благодатью, святостью Духа Святого!

Важным хотелось бы сказать! Сегодня мы празднуем сошествие Святого Духа, явно видим существо божественное. Наш Бог – непостижимое Триединство! Один по существу, и три в личностях. Но как? Никак! Это необъяснимо. Если объяснять лишь голым человеческим умом, коротким, несовершенным и не преображённым в Святом Духе, то это не объяснить, так же как и не объяснить многое другое нашей повседневной жизни.

Например, женщина родила ребёнка, вся изорвалась в кровь, швы у неё в поперёк и вдоль на теле, ходит по стенке, кормит грудью, не спит по ночам, мучается. Только немножко передохнула, как мысль прибегает «хотим второго родить». Что мало было пыток? Умом это не понять, для этого нужно быть просто мамой и просто любить. Вспоминаю слова одной мамы, которая говорит: как только подрастает последний, такая тоска в душе, хочется настоящей любви. Мужу говорю: «Будем рожать!» Это она мне рассказывала, когда они родили седьмого, ей доходило почти 40 лет. Я её спросил, долго ли так будет говорить мужу, на что она ответила: «Пока будет возможность рождать».Мне было не очень понятно мужским умом, а она женским материнством, сердцем переживала. Поэтому Бога и Его глубины не понять, если подходить к нему кривой человеческой меркой нашей неправды – Бог неизмерим измеряемым!

Какой вывод мы можем сделать, празднуя и совершая торжество нашего Триединого Бога? Два очень важных практических выводов, которые необходимы для нашей жизни. Во-первых, Бог необъясним, велик и непостижим, потому что Всесовершенен. Как коротким черпалом вычерпать бездонный колодец? Как человеку, имеющему границы, объять безграничное? Сердце просит благоговения и благодарности, в радости и страхе Божием предстоять пред величием нашего Бога и Творца. В Писании сказано, что начало премудрости – страх Господень. Страх не в смысле «паника», а в смысле «изумление», «потрясение», «благоговение». Во-вторых, Бог един, но не одинок – Отец, Сын и Святой Дух. Скажем о нашем человечьем естестве, даже под одной крышей с одним естеством и под одной фамилией может жить три человека, например, папа, мама и ребёнок, также модно на Руси – бабушка, мама и дочка. Семья будет семьёй тогда, когда семьёй будет не называться, а являться, когда между ними будет единственное, что сделает их семьёю – это любовь. Без любви может быть название, но суть исчезнет. Даже в земном понимании, чтобы были единство, радость, полнота необходима любовь.

О чём свидетельствует, когда Господь открывает для нас, что Он триедин, но Его воля одна и неделима. Это говорит о том, какова сила любви в Боге: Отца к Сыну и Святому Духу, Сына к Отцу и Святому Духу, Духа к Отцу и Сыну, если мы говорим об одной воле. В свете сказанного с какой силой звучат слова Иоанна Богослова, который говорит, что Бог есть любовь. Любовь, которая стирает межличностные границы, любовь, в которой личность не растворяется, а потрясающе проявляется невыразимым языком единства, которое желаем и к которому стремимся.

Что торжествуем сегодня мы, имея Бога Троицу? Непостижимость Его величия и бескрайнее величие Его любви! Ещё в Ветхом Завете Господь говорит: «Будьте святы, потому что Я свят» (см. Лев. 11:44). Если сократим фразу до минимума, то останется «Будьте, как Я». Стремиться к высоте, теряющейся в бесконечности, стремиться к полноте Богоподобной любви. Для каждого из нас изливается Дух Святой, который даёт силу к этим высотам.

От всей души рад всех поздравить, что мы сегодня переживаем праздник, открывающий нам человеческую высоту и глубину божественной любви. С праздником!

1 При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе.
2 И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.
3 И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них.
4 И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.
5 В Иерусалиме же находились Иудеи, люди набожные, из всякого народа под небом.
6 Когда сделался этот шум, собрался народ, и пришел в смятение, ибо каждый слышал их говорящих его наречием.
7 И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне?
8 Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились.
9 Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии,
10 Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты,
11 критяне и аравитяне, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?

От Иоанна, гл. 7, ст. 37-52; гл. 8, ст. 12

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.
38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.
39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.
40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.
41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?
42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?
43 Итак произошла о Нем распря в народе.
44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.
45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?
46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.
47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?
48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?
49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.
50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:
51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?
52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.
...
12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.

День Святой Троицы.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Во время совершения Божественной литургии, пред тем, как приступить к самому таинственному, самому важному моменту священнодействия, Евхаристическому Канону, перед всенародным пением Символа веры литургисающие священнослужители обнимают друг друга со словами: «Христос посреди нас!»

Иной раз оторопь берёт оттого, насколько мы все разные, как непохожи мы все друг на друга и лицом, характером, и душевными качествами. Совсем как в сегодняшнем апостольском чтении: «Парфяне, и Мидяне, и Еламиты, и жители Месопотамии, Иудеи и Каппадокии, Понта и Асии, Фригии и Памфилии, Египта и частей Ливии, прилежащих к Киринее, и пришедшие из Рима, Иудеи и прозелиты, критяне и аравитяне» (Деян.2.9-11). Подобно людям, перечисленным в книге «Деяний», мы – разные, но все мы слышим – одно! У нас, как написано всё в тех же «Деяниях апостольских», «одно сердце и одна душа» (Деян.4.32)! И всё потому, что «Христос – посреди нас!»

Христос посреди нас, хотя вот уже десять дней прошло с тех пор, как «облако взяло Его из вида их» (Деян.1.9). Христос посреди нас, хотя вот уже две тысячи лет минуло с той поры, когда Он сказал Фоме: «…подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин.20.27). И вместе с Фомой, вместе со всею Церковью, мы, пребывающие в этих хранительных стенах «единодушно вместе» (Деян.2.1), «едиными усты и единым сердцем» возглашаем: «Господь мой и Бог мой!» (Ин.20.28).

Довольно было времени для того, чтобы усомниться и разочароваться. И что ж, надо прямо сказать: и сомневались, и разочаровывались! Довольно, казалось, было поводов для того, чтобы подумать вместе с нечестивцами: «не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев» (Пс.93.7). И ведь в самом деле жили так, будто нет над нами Вечного Суда, будто и впрямь «живём однова»! И не то диво, что христианин грешит, а то диво, что он всякий раз вновь дерзает подняться! И происходит так не потому, что он такой мудрый и благочестивый, а потому, что «Христос посреди нас», потому что действует в Церкви благодатная сила Духа Святого, обетованного нашим Спасителем пред Его преславным Вознесением: «…ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня... вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли» (Деян.1.4,8).

Свидетельство наше чрезвычайно просто, ибо это свидетельство об укрепляющем и преображающем слабых и неверных грешников действии Духа Святого там, «где двое или трое собраны во имя» (Мф.18.20) Божие. Воистину Христос посреди нас!

Можно объединиться во имя греховной страсти, и тогда это будет толпа. Можно собраться вместе ради вполне конкретной и вполне достижимой цели – получится коллектив. А можно стать единством во имя Божие, и тогда возникнет Церковь.

Церковь возникает из непредставимого, как кажется, соединения нищеты духовной, то есть слабости, податливости каждого человека греховному соблазну, и вдохновлённого Духом Святым непреодолимого стремления соблазнённого и падшего к чистоте, святости и правде. Кто не пробовал практически сочетать эти два разнонаправленных вектора духовной жизни в своей собственной судьбе, кто никогда не пытался каяться, тот едва ли сможет это понять. Тому невозможно на пальцах объяснить тайну Церкви, тот никогда не услышит людей Церкви, «нашими языками говорящих о великих делах Божиих» (Деян.2.11). Ему всё будет казаться, как это было и на заре христианства, что благовествующие Вечную Жизнь просто-напросто повредились рассудком или, в лучшем случае, «напились сладкого вина» (Деян.2.13).

Не нашими заслугами, не нашим разумом, но действующим в Церкви с великого дня Пятидесятницы Духом Святым дано каждому из верных осознать, какого рода жаждой томимы наши бессмертные души. Это не жажда земных наслаждений, это не желание бесскорбного жития. За долгую или короткую нашу жизнь мы успели понять, что такого рода жажда – неутолима. Жажда Церкви – это та самая жажда Истины, Добра и Красоты, про которую наш Спаситель напоминает нам сегодня: «В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин.7.37).

Поэтому изо дня в день, из года в год, из века в век такие разные, такие непохожие друг на друга люди «единодушно вместе» (Деян.2.1) «собираются в Церковь» (1.Кор.11.18), чтобы совместным молитвенным усилием побеждать «страх ненавистной розни мира сего», как заповедал нам великий светильник русской земли, преподобный Сергий Радонежский. Поэтому доныне совершается в Церкви Святая Евхаристия, и литургисающие иереи с верой и надеждой свидетельствуют и самим себе, и народу Божию: «Христос посреди нас». И покуда так будет, мир не погибнет! Аминь.

Священник Сергий Ганьковский

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Пятидесятницы, с праздником Святой Троицы. В этот день мы прославляем событие огромной важности, которое по своему значению сопоставимо с сотворением мира и с воплощением Сына Божия. Мы прославляем пришествие в мир Духа Святого.

Святой Дух, конечно, и до этого события пребывал в мире. Дух Божий носился вверху воды в момент таинственного акта сотворения Вселенной (Быт. 1:2). Святой Дух поддерживает все творение. Святой Дух нисходил на ветхозаветных патриархов и пророков, Он давал им силу слова и мудрость. И в этом смысле нельзя сказать, что было время, когда не было Божественного Духа в космосе, в природе или в истории человечества.

Но событие, о котором мы сегодня говорим и которое мы прославляем, совершенно особенное. Святой Дух сошел на апостолов. Это был акт Божественного одухотворения учеников Христа Спасителя, но не только их. Святой Дух сошел не только на тех, кто был собран в Сионской горнице. Он сошел также на каждого, кто присоединился к этой апостольской общине. А всех тех, кто вместе с апостолами составляют эту общину, мы именуем Церковью. Святой Дух вошел в жизнь Церкви. И подобно тому, как Божественное и человеческое соединилось в личности Иисуса Христа, — по формуле IV Вселенского Собора, неслитно, нераздельно, неизменно, неразлучно, — Дух Святой пребывает неизменно вместе с человеческой природой Церкви, не смешиваясь с ней, но и не отделяясь от нее, одухотворяя эту человеческую природу.

И если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало. Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие.

Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить.

Дух Святой не потакает человеческому греху, который существует и в видимой, человеческой церковной жизни. Но эти грехи прощаются через искреннее покаяние, и Дух Святой наполняет наши немощные человеческие сосуды Своей Божественной силой.

Мы сегодня празднуем день рождения Церкви Христовой. Мы празднуем великое таинство соединения Божественного и человеческого, но уже не в личности Иисуса Христа, а в Церкви Божией. И этот день является действительно духоподъемным, прежде всего потому, что сегодня мы обращали к Богу особые молитвы, дабы Дух Святой всегда был с нами, а Он, будучи с нами, укрепляет и возвышает наш слабый и немощный человеческий дух. И, несмотря на человеческую немощь, существует и будет существовать Церковь Божия, в которой силой благодати Святого Духа прощаются человеческие грехи, и обновляется наша жизнь.

И молитва наша сегодня была особой, коленопреклоненной. Мы молились о себе, о Церкви, о роде человеческом, о живых и о мертвых. И верим, что в ответ на эту молитву сила Божия благодатью Святого Духа прикасается ко всем нам и спасает души наши. Аминь.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Проповедь в день Святой Троицы в Троице-Сергиевой лавре.

Патриархия.ru

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, по окончании Литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с балкона Патриарших покоев с .

Патриарх Кирилл: Церковь будет существовать всегда

«Если бы Церковь была только человеческой организацией, если бы она только объединяла единомышленников, подобно тому как объединяет единомышленников множество существующих человеческих организаций, то ее давно бы не существовало, - отметил Святейший Патриарх Кирилл в своей проповеди , - Ведь и во времена апостолов были мощные человеческие организации, поддерживаемые силой Римской империи. Это были в первую очередь правящие элиты, это были римские легионы, олицетворявшие мощь империи. И где теперь эта человеческая мощь? Если мы проследим всю историю после пришествия в мир Христа Спасителя, то каких только мощных организаций не было — действующих и открыто, и скрыто, претендующих на власть физическую и на власть духовную, — но этих организаций больше не существует, а те, что есть, уйдут из истории рода человеческого, как уходили все предыдущие» .


«Но Церковь будет существовать всегда, до скончания века, - подчеркнул Патриарх, - потому что врата ада ее не одолеют (см. Мф. 16:18). Не потому, что мы с вами такие сильные — мы немощные, мы слабые, мы, может быть, гораздо слабее тех, кто организован в иные человеческие общины, но в нас и через нас, через Церковь Божию, действует Святой Дух. Он возмещает нашу слабость, Он действует там, где нам не хватает сил и разумения, Он поднимается на защиту Церкви, когда могущественные силы, во много крат превосходящие силу и влияние Церкви, пытаются ее разрушить» .

Митрополит Иларион: Только через причастие Святого Духа может быть воспринята тайна Воплощения и Воскресения Сына Божия

31 мая 2015 года, в праздник Святой Троицы, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в московском храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. Архипастырю сослужили заместитель председателя ОВЦС архимандрит Филарет (Булеков), проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Иоанн (Копейкин), клирики храма.

В архипастырском слове после богослужения митрополит Волоколамский Иларион сказал:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Праздник Пятидесятницы называется в молитвах, которые мы только что услышали, праздником завершающим, ибо он есть завершение всех великих праздников — от Рождества Христова и Благовещения Пресвятой Богородицы, до Пасхи и Вознесения Господа Иисуса Христа. Этот праздник заключает пасхальный цикл, и от Пятидесятницы ведется счет всем последующим неделям церковного календаря.

В течение долгого периода литургического года мы вспоминали то, что Святые отцы называют домостроительством нашего спасения в Господе Иисусе Христе, — начиная от Рождества Христова, когда Сын Божий воплотился и пришел в этот мир, и вплоть до того момента, когда Он вознесся на небеса и затем, как и обещал, ниспослал Своим ученикам Святого Духа.

« Каждый должен жить так, чтобы не отвернуть от себя благодати Духа Святого »

Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения? — Предстоятель УПЦ специально для PravLife.

— Что каждый из нас может сделать полезного для Церкви в День Ее рождения?

— В этот Священный день, когда мы празднуем и молитвенно прославляем Третье Лицо Господа Святого Духа, Святой и Единосущной Троицы, каждый из нас должен заглянуть в себя и посмотреть, что мы делаем для того, чтобы стяжать благодать Святого Духа.
Благодать Святого Духа приобретается через разумное смирение перед Богом и перед ближним.Перед Богом смиряться — значит за все благодарить Его, а смиряться перед ближним — это не мстить ему, если даже ближний сделает нам что-то злое.
Мы должны помнить об этом, разбираться в себе самом: что мы делаем по своему смирению, а что — из-за гордыни. И все, что мы должны делать, будем стараться делать со смирением. Потому, что на смиренном прославляется Бог, а гордый возвышает не Бога, а себя. Если будем смиряться перед Богом, то станем тогда верным чадом Его Церкви.

День Святой Троицы. Пятидесятница.

День Святой Троицы — это особое событие в жизни Церкви. День Святой Троицы — это день, который является своего рода кульминацией всего Нового Завета. Это тот день, в который осуществилось то, к чему человечество очень долго шло после грехопадения. В грехопадении не только человек был проклят Богом, в грехопадении не только человек вступил в отношения с Богом, как в отношения с праведным Судиёй и Мздовоздаятелем. Самое страшное, что случилось в момент грехопадения, — это то, что Дух Святой оставил человеческое естество. Дух Святой, Который был дыханием жизни в человеке, той Истиной животворящей, которая давала человеку возможность беседовать с Богом и ходить в свете Лица Его, покинула человеческое естество. И весь драматизм истории человечества заключается именно в попытке и невозможности вернуть себе это дыхание жизни.

Что было совершено нашим Господом Иисусом Христом? Самым главным догматом является догмат о спасении, как мы знаем. Можно много рассуждать о том, что такое спасение. Это вечная жизнь, это рай, это блаженство, это воскресение всего человека — и души, и тела. Но и здесь, пожалуй, самое важное, что мы можем сказать, — это то, что человек спасённый — это тот, кто смог соединиться с Богом Духом Святым. Не соединившийся — не спасённый. И Спаситель возвращает нам через Свой подвиг — крестный — возможность приобщения к Богу Духу Святому.

Сегодняшнее Евангелие очень хорошо раскрывает эту суть. Евангелие от Иоанна говорит, что ученики и все те, кто слушал Иисуса, хотели принять Духа Святаго, потому что на них не было ещё Его. А также, объясняет евангелист, потому, что Иисус не был прославлен. Прославление Иисуса, по толкованию святых отцов, есть Его восшествие на крест, Его смерть, воскресение и вознесение. И как он обетовал своим ученикам, чтобы они, находясь в граде Иерусалиме, находились вместе до тех пор, пока не облекутся силою свыше (слова эти Он говорит в момент Вознесения, за 10 дней до Сошествия Святого Духа), то и осуществилось обетованное Господом. Дух Святой уже не в виде голубя и не прикровенно, а в виде огненных языков, дыханием бурным нисходит на каждого из апостолов, почиет на каждом из них, исполняя их преизобильно дарами благодатными, изливая на них изобильно благодать, делая их храмами Бога Духа Святаго. Они начинают говорить на разных языках, они идут бесстрашно во всю вселенную, проповедуя, будучи свидетелями, по заповеди Христовой, нашего Господа Иисуса Христа, а самое важное — того дела, которое Он совершил.

Какое совершил дело Иисус? С одной стороны, Своей крестной Смертью, Своим вознесением на небо, воскресением и вознесением, Он ниспосылает к человечеству Духа Святаго от Отца, но этот Дух нисходит не на каждого, Он не может насильно войти в человека, Он не может взять и облечь человека во спасение. И в сегодняшнем Евангелии мы слышим слова Христа: «Жаждущий пусть приходит и пиет» (ср.: Иоан.7:37, Отк.21:6, также Ис.55:1). Только тот, кто жаждет богообщения, тот, кто жаждет блаженной вечной жизни в Боге и со Христом, кто испытывает это чувство подобно тому, как путник в пустыне хочет пить, — только тот, пожалуй, и может дерзнуть и придти ко Христу и испросить у Него этот великий дар. Это значит, что каждого из нас Господь призывает привести себя в чувство этой жаждой, привести себя в чувство осознанием того, что мы без Бога не можем ничего, что мы без Бога очень одиноки, очень унылы, очень греховны, что без Бога мы находимся в узах, в челюстях вечной смерти, которая постоянно терзает нас самыми разными проявлениями и болезнями, и общением, и обстоятельствами, и жутким унынием, которое часто охватывает нашу душу.

И в сегодняшний день Святая Церковь исповедует и свидетельствует для каждого из нас, что, если мы жаждем, то для нас закончилось это время — время рабства вечной смерти, рабства греху, хождения под проклятьем. Для нас начинается новое время хождения в Духе Святом, возможность сделать себя храмом для Бога Духа Святаго. Господь говорит: «Жаждущий, приходи и пей!» Это значит, что абсолютно нет никаких преград, нет никаких причин, по которым бы Господь не дал нам возможность приобщения к этому живоносному источнику, кроме одной: нашего нежелания; и нашего нежелания именно исправления своего.

В сегодняшний день, когда мы прославляем и всю Святую Троицу, и, конечно, дар Святаго Духа, мы говорим, является днём рождения Церкви Христовой, потому что именно в этот день зародилось то, что впоследствии Церковь сама стала называть богочеловеческим организмом — Тело Христово, главой которого является Господь и которое водится и оживотворяется Богом Духом Святым. И в сегодняшний день, прославляя Бога Троицу, давайте возблагодарим Его за то, что Он нас, недостойных, приобщил к этой великой тайне спасения, сделав нас чадами Церкви Христовой, сделав нас членами Своего Святого Тела. Тот, кто вживляется в богочеловеческий организм, тот, кто питается божественными струями и токами от Духа Святаго, тот пребывает вовек. Это слова самого Священного Писания. И дар, который постоянно подаёт нам Святая Церковь в святых Таинствах, и, самое главное, в Таинстве Святой Евхаристии, — это всё дары благодати Духа Святаго. Он нам дарует такую возможность приобщения к Телу Христову. Аминь.