Церковь отмечает преставление преподобного сергия радонежского. Преставление преподобного сергия радонежского

25 сентября / 8 октября - память преставления преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

Предлагаем вниманию читателей отрывок из книги архиепископа Никона (Рождественского) « Житие преподобного Сергия Радонежского », выпущенной Издательством Сретенского монастыря.

Кончина праведника

Прп. Сергий Радонежский, с Житием. Фрагмент. Клеймо " Отпевание Преподобного Сергия ". Первая треть XVI в. Мастерская Феодосия (сына Дионисия).

Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так богоносный приближался к исходу из сей временной жизни. Вид смерти не страшил его, потому что он готовился к ней подвигами всей своей жизни. Ему было уже за 70 лет; непрестанные труды изнурили его старческие силы, но он никогда не опускал ни одной службы Божией и «чем больше состаревался возрастом, тем больше обновлялся усердием», подавая собою юным поучительный пример.

Вера должна быть православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая высокомудрствования

За полгода до кончины великий подвижник удостоился откровения о времени своего отшествия к Богу. Он созвал к себе братию и в присутствии всех передал управление обителию присному ученику своему преподобному Никону, а сам начал безмолвствовать. Наступил сентябрь 1391 года, и преподобный старец тяжко заболел… Еще раз собрал он вокруг своего смертного ложа всех учеников своих и еще раз простер к ним свое последнее отеческое поучение… Сколько простоты и силы в этом предсмертном поучении умирающего отца иноков! Сколько любви к тем, которых оставляет! Он желает и заповедует, чтобы его духовные дети шли тем же путем к , каким шествовал он сам в продолжение всей своей жизни. Прежде всего он учит их пребывать в Православии. «Высокая черта духа апостольского в преподающем завещание!» — замечает один учитель церковный. Основанием всякого доброго дела, всякого доброго намерения, по учению слова Божия, должна быть вера: без веры угодить Богу невозможно. Но вера должна быть православная, основанная на учении апостолов и святых отцов, чуждая высокомудрствования, которое часто ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения. Далее преподобный завещавает братии хранить единомыслие, блюсти чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную, советует удаляться от злых похотей, предписывает умеренность в пище и питии, смирение, страннолюбие («Страннолюбия не забывайте!» — эти слова апостола, кажется, особенно любил повторять угодник Божий, и мы читаем их на многих древних иконах его в развернутой хартии начертанные) и всецелое искание горнего, Небесного, с презрением суеты житейской. Вот достолюбезный венец добродетелей, которыми украшал себя сам Сергий и которые он, как бесценное сокровище, завещевал своим возлюбленным ученикам! В своей последней, прощальной беседе умирающий старец со всею силою отеческой любви заботился напечатлеть в детски преданных ему сердцах спасительные правила иноческой жизни; он многое напомнил им из того, что говорил прежде, и наконец заповедал не погребать его в церкви, а положить на общем кладбище, вместе с прочими усопшими отцами и братиями…

Безмолвно стояли с поникшими главами скорбящие чада Сергиевы и с болью сердечной внимали последним наставлениям любимого старца. О, как тяжело было им расставаться со своим отцом, под молитвенным кровом которого им так тепло и уютно жилось! Кто без него утешит их в монашеской скорби — так, как он умел утешать? Кто понесет их немощи так, как носил любвеобильный их авва? Кто с такою горячею любовью будет пещись о спасении душ их? Нежнее матери был для них Сергий, и кто ж в состоянии его заменить?..

Особенно грустно было им слышать последнюю волю своего смиренного игумена относительно места его последнего покоя. Один вид могилы его в храме Божием, среди собора молящихся братий, мог бы служить для них некоторым утешением; «нет, он не покинул нас — духом он с нами: вот и залог его незримого присутствия между нас, вот тут покоится его многотрудное тело…» Так могли бы утешать себя осиротевшие дети. Но старец не желал быть погребенным в храме, и ученики лишались сего утешения… Не хотели они огорчать его смирения своим противоречием, а может быть, и боялись, чтобы это противоречие не побудило старца сделать более строгое (например — с заклятием, как делали некоторые подвижники) распоряжение относительно места его погребения, и вот всякое слово замирало невольно на их дрожащих устах…

А старец между тем с любовью смотрел на них; он видел их горе сердечное и тихим, изнемогающим голосом утешал их:

— Не скорбите, чада мои! Я отхожу к Богу, меня призывающему, и вас поручаю Всемогущему Господу и Пречистой Его Матери: Она будет вам прибежищем и стеною от стрел вражиих!..

Перед самым исходом души своей старец пожелал в последний раз приобщиться пречистых Тела и Крови Христовой. Руки учеников поддерживали его ослабевшие члены; с помощью их он приподнялся со своей убогой постели, чтобы встретить грядущего во Святых Таинах Господа; с глубоким благоговением вкусил он от Чаши Христовой и в изнеможении опустился на смертное ложе…

Весь исполненный благодатного утешения, он возвел горе свои слезящиеся от радости очи и еще раз, при помощи учеников, простер к Богу свои преподобные руки…

— В руце Твои предаю дух мой, Господи! — тихо произнес святой старец и в дыхании сей молитвы отошел чистою своею душою ко Господу, Которого от юности возлюбил…

Лишь только преподобный Сергий испустил последний вздох, несказанное благоухание разлилось по его келье…

Лицо усопшего праведника сияло небесным блаженством, и смерть не посмела наложить свою мрачную печать на святолепный лик новопреставленного старца Божия…

Немедленно старейшие из братии отправились в Москву со скорбною вестью к митрополиту Киприану. Они сообщили ему как завещание старца о месте погребения, так и усердное желание всей братии положить его в церкви , им самим созданной, и просили его архипастырского о том распоряжения. И святитель не затруднился благословить их на погребение смиренного игумена в церкви, хотя сам он не желал того. И вот с горькими слезами и рыданиями, которые заглушали псалмопения, братия понесли честное и многотрудное тело своего великого отца и наставника в храм Живоначальной Троицы… Весть о его преставлении привлекла в обитель множество народа не только из окрестных селений, но и из ближайших городов; каждому хотелось приблизиться и прикоснуться если не к самому телу богоносного старца, то по крайней мере ко гробу его или же взять себе на память и на благословение что-нибудь из его одежды и келейных вещей. Тут были и князья и бояре, и почтенные старцы-игумены и честные иереи столицы, и множество иноков, кто со свечами, кто с кадилами и святыми иконами, провожая святые останки блаженного старца к месту последнего их упокоения. И похоронили его у правого клироса в церкви Пресвятой Троицы.

Трогательными чертами изображает скорбь осиротевших учеников Сергиевых блаженный списатель жития его, сам свидетель и участник этой скорби.

— Все сетовали, — говорит он, — все плакали, воздыхали, ходили с поникшей головой… Встречаясь друг с другом, братия обливались слезами и в умилении скорбящего сердца изливали друг перед другом свои печальные чувства.

— Прости, отче, благослови, возлюбленный о Господе брате! — так говорили они. — Вот добрый и блаженный старец наш покинул нас — ко Господу отошел, сиротами оставил нас… Он ушел туда, где ждет его великая награда и воздаяние за все его труды и подвиги, — ушел с миром ко Господу, Которого возлюбил!.. Он уснул сном вечным и почил от трудов своих, а мы осиротели, мы вот оплакиваем его, нет его больше с нами, остались мы как овцы без пастыря, как корабль без кормчего, сад без сторожа, больной без врача!.. О, горе нам, бедным, сиротам безутешным!..

И в горести души своей часто приходили они на могилу старца, и здесь, в слезной молитве, припадали к его мощам святым и беседовали с ним, как бы с живым, поверяя ему свою…

— О, святче Божий, угодниче Спасов, избранниче Христов! — говорили они. — О, священная главо, преблаженный авво Сергие великий! Не забуди нас, убогих рабов твоих, не забуди нас, сирот своих; поминай нас всегда во святых твоих и благоприятных молитвах ко Господу, поминай стадо, тобою собранное; молись за нас, отче священный, за детей твоих: ты имеешь дерзновение у Царя Небесного; не премолчи же, вопия за нас ко Господу! Тебе дана благодать за нас молитися… Мы не считаем тебя умершим, нет: хотя телом ты и преставился от нас, но дух твой с нами; не отступай же от нас, пастырь наш добрый!..

Благочестивый инок Игнатий видел наяву: преподобный Сергий стоит на месте игуменском и поет вместе с братией

Так оплакивали святые ученики святого старца; так крепко веровали они в его благодатное сопребывание духом с ними. И по вере их угодник Божий не оставлял их без утешения: так, однажды благочестивый инок Игнатий видел наяву, во время всенощного бдения, что преподобный Сергий стоит на своем месте игуменском и поет вместе с братией. Это видение было как бы ответом любвеобильного старца своим присным ученикам из загробного мира, ответом на их сердечный молитвенный плач над гробом его… И поныне слышится этот трогательный плач у гроба Сергиева — каждый раз после молебного пения.

И много говорит этот плач душе богомольца, и каждый внимательный читатель жития Сергиева не может не согласиться с блаженным Епифанием, который говорит: «Покажите мне жизнеописания древлепрославленных угодников Божиих, и мы увидим, что воистину ничем не уступал Сергий божественным мужам, в древности просиявшим, ибо и сам он был великим подвижником на пути к Царствию Небесному, и пустыню населил добродетельными иноками. Похваляем его не потому, как будто он требует от нас похвал; нет, мы только просим, чтобы помолился за нас сей истинный подражатель Христов!»

Заключим наше сказание о житии и подвигах преподобного и богоносного отца нашего Сергия словами святителя Платона, обращенными к самому угоднику Божию:

«Святый муж, ныне и присно нами прославляемый! Скончався вмале исполни лета долга (Прем. 4: 13). Се уже около 400 (теперь уже 500) лет Церковь празднует память твою, но пройдут и тысячи лет, а имя твое останется незабвенно. Да хотя б люди и дошли до такого развращения, что имя твое предали бы забвению; но оно у Бога вечно, в блаженной вечности записано в книгах животных и из оных никогда не будет изглаждено… Хотя б чудесные силы, от тебя текущие, по судьбам Божиим, и иссякли, но истина евангельская пребывает вовеки, а она говорит: не радуйтеся, яко дуси вам повинуются, радуйтеся же, яко имена ваша написана суть на небесех (Лк. 10: 20)».

Дни памяти:
5 июня – Собор Ростово-Ярославских святых
6 июля – Собор Владимирских святых
18 июля – Обретение честных мощей
19 июля – Собор Радонежских святых
переходящая – Собор Московских святых
8 октября – Преставление

"Если бы возможно было воспроизвести писанием все, что соединилось с памятью преподобного Сергия, что молчаливо передумано и перечувствовано перед его гробом миллионами умов и сердец".
Историк Ключевский В.О. “Благодатный воспитатель русского
народного духа”. Тр. Цветок № 9).

Преподобный Сергий родился в Ростовской области от благочестивых и знатных родителей Кирилла и Марии.
Удивительное чудо свершилось еще до рождения святого, когда он был в утробе матери. Мария пришла в церковь на литургию. Во время богослужения не родившийся ребенок трижды громко прокричал. Мать заплакала от страха. Люди, слышавшие крик, стали искать ребенка в церкви. Узнав, что младенец кричал из утробы матери, все изумились и устрашились.

Мария же, когда носила ребенка, усердно постилась и молилась. Она решила, если родится мальчик, посвятить его Богу. И вот 3 мая 1319 года в доме боярина Кирилла была всеобщая радость и веселье. Марии и ее мужу Бог послал сына. Младенец появился на свет здоровым, но не хотел брать грудь, когда мать ела мясную пищу. На сороковой день мальчика принесли в церковь, крестили и дали ему имя Варфоломей. Родители рассказали священнику о троекратном крике младенца из утробы. Священник же сказал, что мальчик будет слугой Святой Троицы.
Через время ребенок не стал брать грудь в среду и в пятницу, а также не хотел питаться молоком кормилицы, а только своей матери.

На седьмом году жизни Варфоломея родители отдали учиться грамоте. Вместе с Варфоломеем учились и два брата его: старший Стефан и младший Петр. Братья обучались успешно, хотя Петру в то время не было и шести лет, а Варфоломей далеко отставал от них. Учитель наказывал его, товарищи упрекали и даже смеялись над ним, родители уговаривали; да и сам он напрягал все усилия своего детского ума, проводил ночи над книгою, и часто, укрывшись от взоров людских, где – нибудь в уединении, горько плакал о своей неспособности, горячо и усердно молился Богу и просил его: “дай же Ты мне, Господи, понять эту грамоту; научи Ты меня, просвети и вразуми!” Но грамота все же ему не давалась.
Раз отец послал его в поле искать убежавших жеребят. Это поручение пришлось особенно по душе мальчику, любившему уединяться от людей.

Идя по дороге мальчик увидел, что очень старый человек молится на коленях под дубом. Отрок тихо подошел к нему и стал терпеливо ждать окончания молитвы. После того, как старец поднялся с колен, он посмотрел на мальчика и спросил его, “что тебе надобно, чадо?” и с детской простотой поведал старцу свое сердечное горе.

- “Меня отдали учиться грамоте”, сказал сквозь слезы Варфоломей: “ и больше всего желала бы душа моя научиться читать, но вот сколько ни стараюсь, никак не могу выучиться; помолись за меня Богу, отче святой, - попроси у Господа, чтобы Он открыл мне учение”.

Старец же вознес руки к небу, поднял свои глаза на небо, прочитал надлежащую молитву, а по окончании ее благословил Варфоломея и дал поцеловать свой крест. Старец дал отроку кусок просфоры и сказал, что отныне Варфоломей будет даже лучше знать грамоту, чем его братья и сверстники. Мальчик уговорил священника зайти к его родителям. Сначала старец пошел в часовню, начал петь часы, а Варфоломею велел читать псалом. Неожиданно для себя отрок стал читать хорошо. Старец пошел в дом, отведал пищи и предсказал Кириллу и Марии, что их сын будет велик перед Богом и людьми.

Через несколько лет Варфоломей начал строго поститься и молиться по ночам. Мать пыталась уговорить мальчика, чтобы он не губил свою плоть излишним воздержанием, но Варфоломей продолжал придерживаться избранного пути. Он не играл с другими детьми, а часто ходил в церковь и читал святые книги.
Отец святого, Кирилл, переселился из Ростова в Радонеж, ибо в Ростове в то время бесчинствовал воевода из Москвы Василий Кочева. Он отбирал имущество у ростовцев, из-за этого Кирилл и обеднел.
Кирилл поселился в Радонеже у Рождественской церкви. Его сыновья, Стефан и Петр, женились, Варфоломей же стремился к монашеской жизни. Он просил родителей благословить его на монашество. Но Кирилл и Мария попросили сына, чтобы он проводил их до гроба, а потом уже исполнил свой замысел. Через некоторое время и отец, и мать святого постриглись в монахи, и каждый ушел в свой монастырь. Через несколько лет они умерли. Варфоломей похоронил родителей и почтил их память милостыней и молитвами.

Отцовское наследство Варфоломей отдал младшему брату Петру, а себе не взял ничего. Жена старшего брата, Стефана, к этому времени умерла, и тот принял монашество в Покровском монастыре Хотькова.
По просьбе Варфоломея Стефан пошел с ним искать пустынное место. Они пришли в чащу леса. Там была и вода. Братья построили на этом месте хижину и срубили небольшую церковь, которую решили освятить во имя Святой Троицы. Освящение совершил митрополит Киевский Феогност. Стефан не выдержал тяжелой жизни в лесу и ушел в Москву, где поселился в Богоявленском монастыре. Он стал игуменом и княжеским духовником.

Варфоломей позвал к себе в пустыньку старца игумена Митрофана, который постриг его в монашество с наречением имени Сергий. После пострижения Сергий причастился, и церковь при этом наполнилась благоуханием. Через несколько дней он проводил игумена, попросив его наставлений, благословения и молитв. В это время Сергию было немногим больше двадцати лет.
Инок жил в пустыньке, трудился и молился. Полчища бесов пытались устрашить его, но не могли.Однажды, когда Сергий в церкви пел заутреню, стена расступилась и вошел сам дьявол со множеством бесов. Они приказывали святому уходить из пустыньки и угрожали ему. Но преподобный изгнал их молитвой и крестом. В другой раз бесы напали на святого в хижине, но молитвой его были посрамлены.
Иногда дикие звери приходили к хижине преподобного Сергия. Среди них был один медведь, для которого святой каждый день оставлял по куску хлеба. Посещения медведя продолжались более года.

Некоторые монахи навещали Сергия и хотели поселиться вместе с ним, но святой не принимал их, ибо жизнь в пустыньке была очень трудна. Но все же некоторые настаивали, и Сергий не стал прогонять их. Каждый из монахов построил себе келью, и стали они жить, во всем подражая преподобному. Иноки служили полунощницу, заутреню, часы, а служить обедню приглашали священника, потому что Сергий по смирению не принимал ни священства, ни игуменства.
Когда собралось двенадцать монахов, кельи обнесли тыном. Сергий неустанно служил братии: воду носил, дрова рубил, еду варил. А ночи проводил в молитвах.

Игумен, который постриг Сергия, умер. Преподобный Сергий стал молиться, чтобы Бог дал новой обители игумена. Братия же начала просить Сергия, чтобы он сам стал игуменом и священником. Много раз приступала она с этой просьбой к преподобному, и в конце концов Сергий с другими иноками пошел в Переславль к епископу Афанасию, чтобы он дал братии игумена. Епископ же повелел святому стать игуменом и священником. Сергий согласился.
Вернувшись в обитель, преподобный ежедневно служил литургию и наставлял братию. Некоторое время в обители было только двенадцать монахов, а потом пришел Симон, архимандрит Смоленский, и с тех пор число иноков стало увеличиваться. Симон же пришел, оставив архимандритство. А старший брат Сергия, Стефан, привел в монастырь к преподобному своего младшего сына Ивана. Сергий постриг мальчика под именем Федор.
Игумен сам пек просфоры, кутью варил и свечи делал. Каждый вечер он потихоньку обходил все монашеские кельи. Если кто-то празднословил, игумен стучал этому брату в окошко. Наутро же звал провинившегося, беседовал с ним и наставлял.

Сначала к монастырю не было даже хорошей дороги. Гораздо позже люди построили возле того места дома и села. А в первое время монахи терпели всякие лишения. Когда не было еды, Сергий не разрешал выходить из монастыря и просить хлеба, но приказывал в монастыре ждать Божьей милости. Один раз Сергий не ел три дня и на четвертый пошел рубить сени для старца Даниила за решето гнилого хлеба. Из-за нехватки еды один инок стал роптать, а игумен начал учить братию терпению. В этот момент в монастырь принесли множество еды. Сергий велел сперва накормить тех, кто принес еду. Они же отказались и скрылись. Так и осталось неизвестным, кто был человек, пославший яства. А братия за трапезой обнаружила, что хлеб, присланный издалека, остался теплым.

Игумен Сергий всегда ходил в бедной, ветхой одежде. Один раз в монастырь пришел крестьянин, чтобы побеседовать с преподобным. Ему указали Сергия, который в лохмотьях трудился на огороде. Крестьянин не поверил, что это и есть игумен. Преподобный, узнав от братии о недоверчивом крестьянине, ласково поговорил с ним, но не стал убеждать, что он и есть Сергий. В это время в монастырь приехал князь и, увидев игумена, поклонился ему до земли. Телохранители князя оттеснили изумленного крестьянина, но, когда князь ушел, земледелец попросил у Сергия прощения и получил от него благословение. Через несколько лет крестьянин принял монашество.
Братия роптала, что поблизости нет воды, и по молитве святого Сергия возник источник. Его вода исцеляла больных.

Один благочестивый человек пришел в монастырь с больным сыном. Но принесенный в келью Сергия мальчик умер. Отец заплакал и пошел за гробом, тело же ребенка оставил в келье. Молитва Сергия совершила чудо: мальчик ожил. Преподобный повелел отцу младенца молчать об этом чуде, а поведал о нем ученик Сергия.
На реке Волге жил вельможа, которого мучил бес. Безумного силой повели в монастырь к Сергию. Преподобный изгнал беса. С тех пор много людей стало приходить к святому за исцелением.
Однажды поздним вечером Сергию было чудесное видение: яркий свет на небе и множество прекрасных птиц. Некий голос сказал, что иноков в монастыре будет так же много, как этих птиц.

К преподобному пришли греки, посланцы константинопольского патриарха. Патриарх советовал Сергию устроить общежительство. Русский митрополит поддержал эту мысль. Сергий так и сделал. Он дал каждому брату особое послушание. Обитель давала приют нищим и странникам.
Некоторые братья противились наставничеству Сергия. Во время одного из богослужений брат Сергия Стефан произнес несколько дерзких слов против преподобного, оспаривая его право руководить монастырем. Преподобный услышал это и, потихоньку уйдя из обители, отправился на реку Киржач, там поставил келью и затем построил церковь. Многие люди помогали ему в этом деле, собралась многочисленная братия. Иноки же покинутого Сергием Троицкого монастыря также переходили на Киржач. А другие пошли в город к митрополиту с просьбой о возвращении Сергия. Митрополит повелел преподобному вернуться, обещав изгнать его противников из монастыря. Сергий послушался. Один из его учеников, Роман, стал игуменом в новом монастыре на реке Киржач. А сам святой вернулся в монастырь Святой Троицы. Братия радостно встретила его.

Пермский епископ Стефан очень любил Сергия. Направляясь в свою епархию, он шел мимо Троицкого монастыря. Дорога пролегала далеко от обители, и Стефан просто поклонился в ее сторону. Сергий в тот момент сидел за трапезой и, хотя не мог видеть Стефана, поклонился ему в ответ.
Ученик Сергия, преподобный Андроник, возымел желание основать монастырь. Однажды Сергия навестил митрополит Алексий, который рассказал о своем замысле основать монастырь в честь Спаса Нерукотворного, в память об избавлении от бури на море. Сергий дал митрополиту в помощники Андроника. Алексий основал монастырь на реке Яузе, а наставником в нем стал Андроник. Сергий посетил это место и благословил. После Андроника игуменом стал преподобный Савва, а после него Александр. В этом монастыре был и знаменитый иконописец Андрей.

Федор, племянник преподобного Сергия, сын Стефана, тоже задумал основать обитель. Он нашел красивое место для нее - Симонове, у реки Москвы. По благословению Сергия и архиерея он устроил монастырь. После Федор стал архиереем Ростовским.

Однажды во время службы в Троицкой обители монахи увидели удивительного человека, служившего литургию вместе с игуменом Сергием. Одежды этого человека блистали, и сам он сиял. Сергий сначала ни о чем не хотел рассказывать, а потом открыл, что Это Ангел Божий СЛУЖИЛ С НИМ.

Великий избранник Божий Сергий дарован Богом земле Русской именно в такое тяжкое время, когда татары заполонили почти все пределы ее, когда междоусобия князей доходили до кровавых побоищ, когда эти усобицы, бесправие, татарское насилие и грубость тогдашних нравов грозили русскому народу совершенною гибелью. Слишком долго томилась многострадальная Русь под тяжелым игом татарским. И вот наконец призрел Господь Бог на мольбы Руси Православной, - приближался час освобождения, в котором Сергий Явился истинным печальником родной земли. Примером своей святой жизни, высотой своего духа, он поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохнул веру в помощь Божию. Своей жизнью Преподобный Сергий дал почувствовать заскорбевшему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло, помог ему заглянуть в свой собственный мрак и разглядеть там еще тлившиеся искры того же огня, которым горел сам он.

Один из гордых ханов татарских Мамай поднялся на Русь со всеми полчищами. Готовясь выступить в поход, великий князь Дмитрий счел первым долгом посетить обитель и принять напутственное благословение от преподобного игумена Сергия. Здесь Дмитрий получил от преподобного Сергия благословение, просфору и послание, в котором было написано: “Иди, иди смело князь, надейся на помощь Божию”. Эти слова воодушевили Дмитрия мужеством, да и не только его, а все войско русское. На берегу реки Непрядвы, на обширном Куликовом поле, произошла великая кровопролитная и жестокая битва. Это случилось 8 сентября 1380 года. Мамай не успел соединиться со своим союзником и был напрочь разбит и обратился в бегство. Преподобный Сергий во время битвы, стоя с учениками своими на молитве, говорил об успешном ходе сражения и о решительной победе над врагом. Он даже помянул павших на поле брани и произнес за них молитву. Возвращаясь с победой, Дмитрий заехал к Сергию и благодарил его. В память об этой битве был построен Успенский монастырь, где стал игуменом ученик Сергия Савва. По просьбе князя Дмитрия был построен и Богоявленский монастырь в Голутвине. Преподобный пешком ходил туда, благословил место, поставил церковь и оставил там своего ученика Григория.

А еще по просьбе князя Дмитрия Серпуховского Сергий прищел в его вотчину и основал Зачатьевский монастырь «что на Высоком». Там остался ученик преподобного Афанасий.
Митрополит Алексий, видя приближение своей кончины, уговаривал Сергия стать митрополитом, но тот по своему смирению не согласился. А когда Алексий умер, митрополитом стал Михаил, который начал ополчаться на святого Сергия. Михаил внезапно умер по дороге в Царьград, что было предсказано Сергием.
Однажды преподобному явилась Пресвятая Богородица с апостолами Петром и Иоанном. Она сказала, что не оставит Троицкой обители.

Некий епископ из Царьграда пришел увидеть Сергия. На самом деле он не верил, что Сергий действительно великий «светильник». Придя в монастырь, епископ ослеп, Сергий же исцелил его.

Одного человека терзала тяжкая болезнь. Родные принесли его к преподобному, тот окропил его водой, помолился о нем, больной сразу же заснул и скоро выздоровел. Князь Владимир послал в монастырь еду и напитки. Слуга, который нес все это, попробовал пищу и напитков отведал. Когда слуга пришел в монастырь, Сергий упрекнул его, слуга сразу же покаялся и получил От святого прощение.
Богатый человек, живший, возле обители, отнял борова у соседа-бедняка и платы не дал. Обиженный пожаловался Сергию. Игумен укорял лихоимца, и тот пообещал исправиться, но потом решил денег не отдавать. Когда же он вошел в кладовую, то увидел, что туша борова сгнила, хотя был сильный мороз. После этого чуда лихоимец раскаялся и отдал деньги.
Когда один раз святой Сергий служил Божественную литургию, его ученик Симон видел, как огонь ходил по жертвеннику и осенял алтарь. Перед причастием божественный огонь вошел в чашу. Игумен запретил Симону рассказывать об этом, пока он, Сергий, не умрет.

За шесть месяцев предвидел преподобный свою кончину и поручил игуменство любимому ученику Никону. А сам начал безмолвствовать.
Как корабль, обремененный множеством сокровищ, тихо приближается к доброму пристанищу, так богоносный Сергий приближался к исходу из этой временной жизни. Вид смерти не страшил его, потому что он готовился к ней подвигами всей своей жизни. Ему было уже за 70 лет, непрестанные труды изнурили его старческие силы.
Безмолвно стояли с поникшими головами скорбящие чада Сергиевы, и с сердечной болью внимали последним наставлениям любимого старца.

Перед самым исходом праведник принял Святые Тайны Христовы и передал свою чистую душу горячо любимому Богу 25 сентября 1392 года, т. е. на 78 году своей жизни.
Множество народу из разных городов - князья, бояре, священники, иноки - пришли проводить святого Сергия.
Распространилось тогда благоухание великое неизреченное от тела святого. А братия вся собралась и в плаче и рыдании сокрушалась; и, в гроб честное и трудолюбивое тело положив честно, они псалмами и надгробным пением его провожали. Ученики проливали слез ручьи, кормчего лишившись, с учителем разъединенные; с отцом разлуки не вынося, плакали они и, если бы могли, умерли бы тогда с ним.
Лицо же святого было светлым как снег, а не как обычно у мертвых, но как у живого человека или ангела Божьего, показывая этим душевную его чистоту и от Бога воздаяние за труды его. Похоронили честное его тело в обители, которая им была создана. Сколько после смерти и после кончины Сергия чудесных дел произошло и происходит: расслабленных членов укрепление, от лукавых духов людям освобождение, слепых прозрение, горбатых выпрямление - только от приближения к его раке.

Хотя и не хотел святой, как и при жизни, после смерти славы, но крепкая сила Божья его прославила. После кончины перед ним летели ангелы к небесам, двери открывая ему райские и в вожделенное блаженство вводя, в покой праведных в свет ангельский; и увидел святой то, о чем мечтал, и Всесвятой Троицы озарение получил, как подобает постнику, иноков украшению.
Таково было житие отца, таковые дарования, таковые чудес его проявления, - причем не только при жизни, но и после смерти, - о которых нельзя написать; потому что чудеса его до сих пор все видят.
Сейчас мощи преподобного находятся в Троице-Сергиевой Лавре.
Именно в XIV веке, в эпоху борьбы с внешними врагами, во времена внутренних княжеских раздоров явился Руси святой, жизнь которого прошла в служении Пресвятой Троице. Важно было, чтобы люди увидели пример жизни, которая, обретает смысл и завершенность в подвиге, основанном на жертвенной любви ко всякому человеку: и близкому, и незнакомому, и другу, и врагу, и праведнику, и грешнику. Преподобный Сергий нес эту идею своим служением, призывом к единению, основанному на братской любви, без ненависти, раздоров, вражды и войн. Потому – то к преподобному Сергию, как к неиссякаемому роднику крепкого русского духа, притекают на поклонение каждый день тысячи людей, чтобы исцелиться от болезней и просто помолиться, и поблагодарить его.

«Радуйся, Сергие, скорый помощниче и преславный Чудотворче».

Тропарь, глас 4-й
Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих образ быв твоим учеником; темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Егоже действием светло украшен еси. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси, мудре, и не забуди, якоже обещался еси, посе­щая чад твоих, Сергие преподобне, отче наш.

Кондак, глас 8-й
Христовою любовию уязвився, Преподобне, и Тому невозвратным желанием последовав, всякое наслаждение плотское возненавидел еси, и яко солнце Отечеству твоему возсиял еси, тем и Христос даром чудес обогати тя. Поминай нас чтущих пресветлую память твою, да зовем ти: радуйся, Сергие богомудре

Величание
Ублажаем тя, преподобне отче наш Сергие, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

Молитва преподобному Сергию Радонежскому

О священная главо, Преподобне отче, преблаженне Авво Сергие великий!
Не забуди убогих своих до конца, но поминай нас во святых своих и благоприятных молитвах к Богу.
Помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих.
Моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имея дерзновение к Небесному Царю, не премолчи за ны ко Господу и не презри нас, верою и любовию чтущих тя.
Поминай нас, недостойных у Престола Вседержителева и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.
Не мним бо тя суща мертва, аще бо и телом преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребываеши.

Не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих, и всякия прелести бесовския, и козней диавольских, пастырю наш добрый; аще бо и мощей твоих рака пред очами нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с Небесными Силами, у Престола Вседержителя предстоящи, достойно веселится.
Ведуще бо тя воистинну и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся, еже молитися о нас Всесильному Богу о пользе душ наших, и испросити время на покаяние, и о невозбранном преитии от земли на Небо, мытарств же горьких, бесов, воздушных князей и вечныя муки избавитися, и Небесному Царствию наследником быти со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу.
Емуже подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым, и Благим, и Животворящим Его Духом ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ СЕРГИЕ, МОЛИ БОГА О НАС, О ДУХОВНОМ ИСЦЕЛЕНИИ РУССКОГО НАРОДА И ВОЗРОЖДЕНИИ РУСИ ПРАВОСЛАВНОЙ.

Преподобный Сергий Радонежский

Преподобный Сергий одился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии. Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии Преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтеннем Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: "Святая святым". Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения. Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: "Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту". Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: "Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников". При этом старец достал сосуд и дал Варфоломею частицу просфоры: "Возьми, чадо, и съешь,- сказал он. - Это дается тебе в знамение благодати Божией и для разумения Святого Писания". Старец хотел удалиться, но Варфоломей просил его посетить дом родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. Прощаясь, старец пророчески предсказал о Преподобном Сергии: "Велик будет ваш сын пред Богом и людьми. Он станет избранной обителью Святого Духа". С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). Сначала они поставили келлию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы. Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским , память 12 февраля).

Варфоломей же 7 октября 1337 года принял пострижение в монашество от игумена Митрофана с именем святого мученика Сергия (память 7 октября) и положил начало новому жительству во славу Живоначальной Троицы. Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил Преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена. По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, но по молитвам Преподобного Сергия неизвестные люди приносили все необходимое.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь. С патриаршим посланием Преподобный отправился к святителю Алексию и получил от него совет ввести строгое общежитие. Иноки стали роптать на строгость устава, и Преподобный вынужден был покинуть обитель. На реке Киржач он основал обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к святителю Алексию, чтобы он возвратил святого Преподобный Сергий беспрекословно повиновался святителю, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика, преподобного Романа.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями - старшим Стефаном и младшим Петром. Братья его учились успешно, но Варфоломей отставал в учении, хотя учитель и помногу занимался с ним. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Тогда Варфоломей со слезами взмолился к Господу о даровании ему книжного разумения.

Однажды отец послал Варфоломея за лошадьми в поле. По дороге он встретил посланного Богом Ангела в иноческом образе: стоял старец под дубом среди поля и совершал молитву. Варфоломей приблизился к нему и, преклонившись, стал ждать окончания молитвы старца. Тот благословил отрока, поцеловал и спросил, чего он желает. Варфоломей ответил: «Всей душой я желаю научиться грамоте, Отче святой, помолись за меня Богу, чтобы Он помог мне познать грамоту». Инок исполнил просьбу Варфоломея, вознес свою молитву к Богу и, благословляя отрока, сказал ему: «Отныне Бог дает тебе, дитя мое, уразуметь грамоту, ты превзойдешь своих братьев и сверстников».

С тех пор святой отрок без труда читал и понимал содержание книг. С особым усердием он стал углубляться в молитву, не пропуская ни одного Богослужения. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой.

Около 1328 года родители Преподобного Сергия переселились из Ростова в Радонеж. Когда их старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Похоронив родителей, Варфоломей вместе с братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа).

Претерпевая искушения и страхования бесовские, Преподобный восходил от силы в силу. Постепенно он стал известен другим инокам, искавшим его руководства. Преподобный Сергий всех принимал с любовью, и вскоре в маленькой обители составилось братство из двенадцати иноков. Их опытный духовный наставник отличался редким трудолюбием. Своими руками он построил несколько келлий, носил воду, рубил дрова, выпекал хлеб, шил одежду, готовил пищу для братии и смиренно выполнял другие работы. Тяжелый труд Преподобный Сергий соединил с молитвой, бдением и постом. Братия удивлялась, что при таком суровом подвиге здоровье их наставника не только не ухудшалось, но еще более укреплялось. Не без труда иноки умолили Преподобного Сергия принять игуменство над обителью.

Слава о подвигах Преподобного Сергия стала известна в Константинополе, и Патриарх Филофей прислал Преподобному крест, параман и схиму, в благословение на новые подвиги, Благословенную грамоту, советовал избраннику Божию устроить общежительный монастырь.

Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест.

Русская земля в то время страдала от татарского ига. Великий князь Димитрий Иоаннович Донской, собрав войско, пришел в обитель Преподобного Сергия испросить благословения на предстоявшее сражение. В помощь великому князю Преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество Преподобного Сергия исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Во время сражения Преподобный Сергий вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»

Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Дни памяти:

25 сентября (8 октября) - преставление;
5 (18) июля - обретение мощей;
6 (19) июля - Собор Радонежских святых.

Плоды миссионерской проповеди преподобного Сергия Радонежского

Святая и богоугодная жизнь преподобного Сергия Радонежского оказала непосредственное влияние на всю отечественную духовность, что, в свою очередь, повлияло на укрепление и становление государственности на Руси. Главным миссионерским служением преподобного Сергия Радонежского является его проповедь своей жизнью, чрез которую он смог святость, данную ему от Бога, умножить и распространить. Он оставил после себя более 40 обителей, где была налажена монашеская жизнь. Ученики же и после смерти преподобного продолжали сохранять устав, наследованный ими от духовного наставника. Рассмотрим более подробно некоторые моменты из жития преподобного Сергия, какие труды и подвиги понес святой, что спустя семь столетий со дня его рождения не угасает, но возрастает его почитание. Преподобный Сергий Радонежский был истинным слугой Божиим, который смог не только сохранить талант, данный от Бога, но и приумножить. Весьма интересно начинается подвижническая жизнь святого - с безусловного послушания в миру. Служа своим престарелым родителям, молодой Варфоломей проходил послушнический искус, хотя ведь можно было просто оставить родителей на попечение братьев и уйти в монастырь, но нет, каждый долг должен быть исполнен до конца. Уже на этом жизненном этапе преподобный Сергий показал Господу готовность исполнять монашеский обет послушания в совершенстве. После преставления родителей Варфоломей не просто оставил богатство и ушел, а позвав Петра, своего младшего брата, оставил ему отцовское наследство и все, что было в родительском доме потребное для жизни. Сам он не взял себе ничего, следуя словам божественного апостола, сказавшего: «Я… все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:8). В этом поступке святой исполнил повеление Божие ко всем ищущим спасения: «Пойди, всё, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест» (Мк. 10:21). Получается, что еще до принятия монашеского пострига преподобный Сергий исполнил главные монашеские обещания Богу. Теперь не хватало молитвы и тишины для внутреннего созерцания, и поэтому, вместе с братом Стефаном, Варфоломей удаляется на поиски места для молитвы: «Они исходили много лесов и, наконец, пришли в одно пустынное место в чаще леса, где был источник воды. Братья обошли то место и полюбили его, ибо Бог направлял их». Остановившись на определенном месте, братья срубают сами первую церковь в честь Святой Троицы. Как мы знаем из жития, недолго Стефан пребывал с братом, после чего удалился от него. Варфоломей очень хотел принять постриг, но не принимал ангельского образа до тех пор, «пока не изучил весь монастырский устав и монашеский порядок, и все прочее, что требуется монахам. Всегда, во всякое время, с большим усердием, с желанием и со слезами он молился Богу, дабы ему сподобиться ангельского образа и приобщения к лику иночествующих». Этот этап жизни святого показывает всем последующим ученикам и послушникам, как надо разумно, внимательно и благоговейно подходить к постригу. За такое усердие будущего подвижника Господь сразу после пострига показал Свое благоволение к сему иноку: «когда Сергий причастился Святых Таин, вся церковь внезапно наполнилась благоуханием, которое ощущалось не только в церкви, но и вокруг нее. Все видевшие причастие преподобного и ощутившие это благовоние прославили Бога, так прославляющего Своих угодников». Весьма показательным было и поставление Сергия игуменом его, маленького на тот момент, монастыря: он не хотел принимать сию ответственность, но Господь вверил ему новое делание, и первые слова к братии были исполнены великого смирения: «Молитесь, братия, обо мне, ибо я человек малосведущий и неопытный. Вот я принял от Небесного Царя талант попечения о пастве словесных овец и должен буду держать о нем ответ. Меня страшит слово Господне: «Если кто соблазнит одного из малых сих… тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской (Мф. 18:6). Насколько же хуже будет тому, кто многие души потопит из-за своего неразумия! Смогу ли я смело сказать: „Вот я и дети, которых Ты мне дал, Господи!“ (Ис. 8:18). Услышу ли я Божественный голос Пастыря горних и дольних, великого Господа, с милосердием вещающего: „Добрый и верный раб… войди в радость господина твоего“ (Мф. 25:21)». Преподобный Сергий, хотя и принял игуменство и стал старшим, не изменил своих монашеских правил, помня Сказавшего: «Кто из вас хочет быть первым, будь из всех последним и всем слугой» (Мк. 9:35). Он смирял себя и ставил ниже всех, подавая всем пример: на работу он выходил раньше всех, первым приходил на службы в церковь. В начале игуменства прп. Сергия число братии в его обители не превышало двенадцати. Так было до 1357 г.,
когда пришёл к нему архимандрит Симон - первый принятый им сверх этого числа. С этого времени число братии стало возрастать, и слава о монастыре стала распространяться. В обитель стали приходить люди за помощью и руководством в духовной жизни. Сам князь Димитрий Донской перед решающей битвой с Мамаем приехал к старцу, чтобы спросить благословения выступить ему против иноземцев, потому что Димитрий знал о добродетельной жизни и даре прозорливости преподобного Сергия. Услышав от князя о нашествии Мамая, святой благословил Димитрия, вооружил его молитвой
и сказал: «Господин мой, тебе следует заботиться о врученном тебе Богом христоименитом народе. Иди против безбожных, и
с Божией помощью ты победишь и вернешься в свое Отечество невредимым с великими почестями». Великий князь Димитрий, одержав победу над враждебными варварами, с великой радостью, торжествуя, вернулся домой. По возвращении он незамедлительно посетил святого старца Сергия, с ним вместе прославил Всесильного Бога, благодарил старца и братию за благой совет и молитвы, с сердечной радостью рассказал о битве с татарами - как Господь возвеличил на нем Свою милость, и дал в обитель богатый вклад. Тогда же великий князь напомнил старцу о своем обете построить монастырь во имя Пречистой Богоматери и сказал, что хочет немедленно приступить к его исполнению, нужно только выбрать подходящее место… У преподобного Сергия, мы знаем, было много учеников и послушников, которые смогли воспринять святость от своего богомудрого наставника. Один из них - преподобный Ферапонт Белозерский, Можайский чудотворец. Удивительная схожесть жития ученика со своим учителем: также в юности Феодор возгорелся любовию о Господе. Пришел в общежительный Симонов московский монастырь, проходя там послушания и постригшись, стал сильно тяготеть к безмолвнической и отшельнической жизни. Преподобный Сергий часто приезжал в данный монастырь и окормлял духовных братьев: Кирилла и Ферапонта. Вследствие духовного единства в желании служить Богу без отвлечения, святые сугубо молились об устроении их дальнейшей монашеской жизни. И вот, спустя некоторое время, преподобному Кириллу явилась Пресвятая Богородица и указала место на Белозерье, куда можно было бы удалиться для молитвы. По благословению игумена монастыря и, конечно же, преподобного Сергия, Кирилл и Ферапонт ушли в пустынные белозерские места. Как повествует житие святого Ферапонта: «местность эта была очень пустынной и много там было лесов, непроходимых болот, множество вод, озер и рек», а все это способствовало уединению и безмолвию, которых жаждала его душа. Здесь они водрузили крест и, позднее, на том месте образовался Кирилло-Белозерский монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы. Через год преподобный Ферапонт удалился от Кирилловой обители, поселился совсем уединенно среди озер Паского и Бородавского, «между которыми полет стрелы или чуть больше». Всего 10 лет подвижничал святой на этом месте. За это время успела собраться братия, и образовался общежительный монастырь, посвященный Рождеству Пресвятой Богородицы. Преподобный Ферапонт так преуспел в монашеском делании, что слава о старце-подвижнике дошла до владетельного князя Белозерской земли - Андрея Дмитриевича Можайского. Сын Дмитрия Донского, памятуя об отцовской обители, хотел создать в городе Можайске монастырь, посвященный Рождеству Божией Матери, так как именно в этот день великий князь Димитрий одержал победу над мамаевым войском, дав Руси свободу. Князь Андрей, задумав такое благое намерение, столкнулся с некими трудностями: «И искал он, - рассказывается в житии преподобного Ферапонта, - где бы найти ему мужа, совершенного разумом, для осуществления этого дела, и не находил он вокруг себя подходящего для такого предприятия человека. И вот пришел ему на ум блаженный Ферапонт, создавший обитель на Белом озере в его отчине, и понял он, что лучшего человека для начинания такого дела нет». Очень не хотел преподобный Ферапонт покидать Белозерье, но всегда нужно помнить о послушании и служении Господу, и семидесятилетний старец со словами: «Воля Господня да будет!» - отправился в путь. Очень трогательной была встреча князя со святым. Двадцатишестилетний Андрей Дмитриевич издалека увидел приближающегося старца и вышел ему навстречу со словами: «Бог сосчитает все твои шаги и воздаст тебе за труды твои». Так был основан Лужецкий Богородицерождественский монастырь. И это только один пример, который свидетельствует, по словам В. О. Ключевского,
что «чувство нравственной бодрости, духовной крепости, которое преподобный Сергий вдохнул в русское общество, еще живее и полнее воспринималось русским монашеством.
В жизни русских монастырей со времени Сергия начался замечательный перелом: заметно оживилось стремление к иночеству. В бедственный первый век ига это стремление было очень слабо: в сто лет, 1240-1340 гг., возникло всего каких-нибудь десятка три новых монастырей. Зато в следующее столетие, 1340-1440 гг.,
когда Русь начала отдыхать от внешних бедствий и приходить в себя, из куликовского поколения и его ближайших потомков вышли основатели до 150 новых монастырей. Таким образом, древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния своего мирского общества: стремление покидать мир усиливалось не от того, что в миру накапливались бедствия, а по мере того, как в нем возвышались нравственные силы. Это значит, что русское монашество было отречением от мира во имя идеалов, ему непосильных, а не отрицанием мира во имя начал, ему враждебных. Впрочем, исторические факты здесь говорят не более того, что подсказывает сама идея православного иночества. Эта связь русского монастыря с миром обнаружилась и в другом признаке перелома, в перемене самого направления монастырской жизни со времен прп. Сергия». Окинув взглядом карту Подмосковья, видишь везде участие преподобного Сергия Радонежского в становлении монашеского духа на Руси. Приведем еще несколько примеров возникновения обителей с участием преподобного Сергия и его учеников. Однажды монастырь преподобного Сергия посетил Митрополит Алексий, он просил святого помочь исполнить обет, данный Богу: «Во время моего путешествия из Константинополя в Русскую землю, мою митрополию, на море случилась сильная буря, и корабль, на котором мы плыли, начал тонуть, захлестываемый огромными волнами. Все плывшие на корабле перед лицом неминуемой смерти начали молиться Господу, и я во время этой страшной бури также просил Всесильного Бога избавить нас от обступившей нас беды. Я дал обет: если Господь управит нас достичь пристани, то я построю церковь в честь святого, память которого будет праздноваться в этот день. И в тот же час буря прекратилась, наступил штиль, и мы достигли пристани в шестнадцатый день августа. Я хочу исполнить свой обет - построить церковь в честь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа и при ней благодатью Христовой устроить монастырь с общежительным уставом. Прошу твоей милости, чтобы ты дал мне для этого твоего возлюбленного ученика, любезного мне Андроника». Преподобный отпустил своего ученика Андроника, и действительно, вскоре на реке Яузе был возведен великолепный монастырь, в котором установилось общежительное житие. Немного времени спустя святой Сергий пришел в то место, чтобы увидеть устроение своего ученика, и похвалил и благословил монастырь, сказав: «Господи, воззри с неба, и виждь, и посети это место, которое Ты благословил и изволил здесь создаться обители во славу Твоего святого имени». Поучив братию о пользе душевной, преподобный вернулся в свою обитель. Спасо-Андроников монастырь прославился на всю страну и был одним из первых по своему благолепию и благодатности, в нем окормлялось множество нуждающихся в духовной помощи и руководстве. Выше мы рассказывали про преподобного Ферапонта, который принял постриг в Симоновом монастыре, и эта обитель тоже была основана с участием преподобного Сергия. Первым игуменом Симонова монастыря стал племянник Сергия - Феодор, который проводил добродетельную жизнь, «пребывая в полном послушании у святого Сергия, и изнурял свое тело строгим воздержанием, так что многие дивились ему». Весьма показательно то, что он ни одного помысла не скрывал от своего наставника ни днем, ни ночью. Удостоенный сана священства, Феодор возымел желание основать на новом месте общежительный монастырь. «Придя к святому, он исповедал ему свой помысел, посещавший его не один раз, но многократно. Святой, видя таковое упорное желание Феодора, решил, что оно от Бога». Прошло некоторое время, и преподобный Феодор был отпущен Сергием «туда, куда тому полюбится». Через некоторое время Феодор нашел место близ Москвы-реки, называемое Симоново. Узнав об этом, преподобный пришел в Симоново, осмотрел его, нашел удобным и повелел Феодору строить на том месте монастырь. Получив благословение от архиерея, Феодор поставил там церковь во имя Пречистой Владычицы нашей Богородицы, честного Ее Рождества, после он устроил монастырь - по уставу, строго и основательно, и установил в нем общежительство. Эта обитель тоже прославилась и окормляла всех приходящих в нее. Еще один пример основания монастыря: как-то раз пришел благоверный князь Димитрий к преподобному Сергию просить благословения основать монастырь в честь святого Богоявления в Голутвине под Коломной, вотчине великого князя, и построить там церковь. Преподобный внял просьбе князя. «И поскольку старец имел обыкновение везде ходить пешком, отправился пешим в Коломну, благословил место, облюбованное великим князем, и воздвиг на нем церковь в честь святого Богоявления. По усердной просьбе князя святой Сергий отпустил одного из своих учеников - иеромонаха Григория, мужа благоговейного, исполненного многих добродетелей, в новый монастырь на должность его строителя». В течение довольно короткого времени обитель начала расти, был введен общежительный устав. Монастырь почитался людьми и пользовался любовью великого князя - все потребное там было в изобилии. При основании Высоцкого монастыря к преподобному Сергию с приглашением в свою вотчину, город Серпухов, приходил князь Владимир, он имел большое желание построить церковь в честь Зачатия Пречистой Богородицы на реке Наре. Преподобный послушался и исполнил его желание: пришел на названное место, благословил и построил там церковь. По просьбе князя Владимира, преподобный Сергий оставил своего ученика Афанасия: «хотя ему был дорог ученик: Афанасий был чудный своими добродетелями муж, сведущий в Божественных Писаниях, искусный списатель книг, о чем свидетельствуют ныне многочисленные памятники его трудов, - за все это старец очень любил его». Афанасий стал первым игуменом новой обители, он ввел общежительный устав в монастыре. По молитвам святого Сергия появилась еще одна обитель, которая уже на протяжении шести веков оказывает врачующую духовную помощь всем страждущим. Преподобный Сергий со своею обителью и своими учениками был образцом и начинателем в деле становления монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси», как называет его летописец. В тексте жития говорится, что в своем сердце («на сердци имеа») преподобный Сергий носил примеры знаменитых древних подвижников, основателей монастырской вообще и, в частности, общежительской традиции: Антония Великого, Евфимия Великого, Савву Освященного, Пахомия, Феодосия и прочих. Преподобный Сергий Радонежский стал подлинным примером подвижнической жизни для современников и потомков - человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь служению и послушанию воле Божией, через его поступки всегда проповедовалось Евангелие и любовь к ближним. Несмотря на стремление к отшельнической и безмолвнической жизни, Сергий не смог отказать в помощи жаждущим спасения. Жизненный путь этого святого покровителя земли Русской соответствует Евангелию буквально - всю жизнь он бежал от общества людей, а в результате стал его духовным наставником. Приведем еще часть речи профессора В. О. Ключевского, произнесённой в торжественном собрании Московской Духовной Академии 26 сентября 1892 г. в память преподобного Сергия: «Уже при жизни преподобного Сергия Радонежского рассматривали как воплотившийся в реальном человеке символ единства Руси, которого столь жаждал русский народ в XIII–XIV столетиях. Преподобный Сергий своей жизнью, самой возможностью такой жизни дал почувствовать унывающему народу, что в нем еще не все доброе погасло и замерло; своим появлением среди соотечественников, сидевших во тьме и сени смертной, он открыл им глаза на самих себя, помог им заглянуть в свой собственный внутренний мрак и разглядеть там еще тлевшие искры того же огня, которым горел озаривший их светоч. В иноческом подвиге Сергия Радонежского нашли свое единство давние русские традиции радостного восприятия православной веры и подход к вере восточного христианства. Идея особого пути Руси и особого замысла Божиего в отношении Руси постепенно стала завоевывать все большее место в сердцах и сознании русских книжников. И недаром, именно грядущие XV-XVI вв. стали самыми яркими временами русской святости. Осознавая и признавая святость своих молельников, и вся Русь приобретала постепенно святость». Стоит также отметить, что подвижническая жизнь преподобного Сергия Радонежского положила начало такому явлению в русском православии, как старчество. Преподобный Сергий Радонежский сумел оставить после себя около 20 учеников-старцев, которых мы почитаем сейчас в лике святых. Кроме Троице-Сергиева монастыря, преподобный Сергий сам основал ещё несколько монастырей: Благовещенский монастырь на Кержаче, Георгиевский на Клязьме, во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. В XIV в. ученики Сергия Радонежского разошлись от него пешком, чтобы вдали от своего учителя распространить по всей Русской земле дух особого, «сергиевского» монашества, дух пустынножительства, соединенный с любовью к людям. Приведем еще краткие примеры возникновения монастырей: один из учеников, Павел, происходивший из знатного московского рода, по благословению Сергия удалился из Троицкого монастыря в дремучий Комельский лес на реке Грязовице и долгое время жил в липовом дупле наподобие птицы, а потом перешел на реку Нурму (Вологодской губернии) и там основал Обнорскую обитель. Другой ученик Сергия, Авраамий, с его благословения, основал четыре монастыря близ Галича (Костромской губернии): Успенский на Озере, Поясоположенский, Покровский Чухломской и Собора Богоматери на реке Виче. В тех же местах после смерти Сергия, в 40 верстах от Галича, ученик его Иаков основал Железно-Борский Предтеченский монастырь. Ученик Сергия Мефодий основал Николаевский монастырь на реке Пешноше (в 15 верстах от Дмитрова). После смерти Сергия, один из любимых учеников его Савва, бывший несколько лет преемником Сергия на игуменстве в Троицком монастыре, вышел оттуда и основал свой собственный монастырь на горе Стороже (в Звенигородском уезде), который сделался одним из уважаемых на Руси монастырей под именем монастыря Саввы Сторожевского. Св. Димитрий Прилуцкий, хотя не был учеником преподобного Сергия, но, живя в Переяславской Горицкой обители, приходил беседовать с Сергием, и с его благословения удалился на север, где близ Вологды основал монастырь Прилуцкий, который сделался оплотом монашеского житья в северо-восточных пределах. Собеседником преподобного Сергия был также знаменитый Стефан, просветитель Перми. Об отношении его к Сергию осталось такое предание: когда Стефан ехал из Перми в Москву мимо Троицкого монастыря, хотя вдалеке от него, то поклонился в ту сторону, где был монастырь. Сергий сидел тогда за трапезой и, будучи прозорлив, встал и поклонился в ту сторону, где тогда находился преподобный Стефан. Широкое распространение монастырей, добродетельная и созидательная жизнь насельников являлись фактором не только «монастырской колонизации» новых земель, но и привлекали к христианской вере окружающие народы, способствовали их глубокому воцерковлению. Подобно семени, бросаемому в землю, монастыри, основанные преподобным Сергием и его учениками на новых землях, прорастали удивительными духовными плодами среди местного населения. Преподобный Сергий Радонежский является одним из самых почитаемых русских святых, и по сегодняшний день продолжается его миссионерская проповедь, обращенная к людям, «дабы воззрением на Святую Троицу побеждался страх ненавистной розни мира сего». И сам великий игумен земли Русской, преподобный Сергий-то явно, то сокровенно - живет в ней и будет жить «доколе стоит земля русская». Игумен Авель (Пивоваров),настоятель Лужецкого Богородицерождественского Ферапонтова мужского монастыря

Проповедь в день памяти преподобного Сергия Радонежского протоиерея Александра Глебова

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня день памяти преподобного Сергия Радонежского. И день этот очень значительный для нашей церкви, для нашей страны и для нашей истории. В сонме святых преподобный Сергий занимает совершенно особое место, ибо его жизненный подвиг во многом преобразовал жизнь не только русской церкви, но и благоприятно повлиял на ход гражданской истории. Он жил в далеком XIV веке, трудное для страны время. Более чем трудное. Вот нам иногда кажется, что мы сейчас живем в какое-то особое трудное время. Но если сравнить с теми годами, то и никаких сравнений-то и быть не может. Представьте себе, огромная страна разделена, разделена на междоусобные княжества, родные братья, близкие по крови и по вере люди, находятся не просто во вражде, а вступают в кровавое соперничество, убивают друг друга, и над всем этим иноземное господство иноверных, которые разорили страну, берут с нее дань, препятствуют экономическому развитию, невозможно никакое культурное развитие, скована возможность образования. Под боком Европа, которая развивается, встает во весь рост, а Россия скована, скована иноземным порабощением и внутренними неурядицами. Откуда придет спасение, никто не знает. Власть князей слаба, общество раздроблено и не может оказать сопротивления. Но спасение пришло. И оно пришло от Бога. Но от Бога оно пришло через людей. И одним из таких людей был святой преподобный Сергий, игумен Радонежский. Он с детства полюбил Господа и, будучи сыном боярина, он оставляет все и уходит в дремучие тогда леса Радонежа под Москвой. Рубит келью, и остается там один. Он долгое время пребывает в молитве, труде и посте. Но вы знаете, добрая молва тоже распространяется, к счастью, по земле. Хотя мы знаем, что злая молва распространяется быстрее, и стоит нам сделать что-то некрасивое или злое, как люди знающие или даже мало знающие нас, сразу же оказываются в курсе дела. А вот если сделать что-то по-настоящему доброе, оторвать от сердца своего или поступиться своими удобствами, то такая добрая молва пойдет медленнее. Поскольку нам, к великому сожалению, куда приятнее распространяться о недостатках других людей, чем о их добродетелях. Ведь когда говоришь о грехах другого, то сам на его фоне возвышаешься. Но, тем не менее, добрая молва о преподобном Сергии стала постепенно распространяться. И вокруг него стали собираться люди, жаждущие любви, совершенства и восхождения по ступеням этого совершенства. Постепенно возник монастырь, который очень скоро стал знаменитым на всю страну. Монастырь получил наименование в честь Святой Троицы. Братия избирают преподобного Сергия своим игуменом, поскольку видят в нем духовный авторитет, поддержку и помощь. Но игуменство преподобного Сергия заключалось не в том, что он сидел в кресле и раздавал благословения. Он трудился больше всех, молился больше всех и служил братии своей. Житие преподобного Сергия наводит на очень многие размышления. Но, пожалуй, первое, что приходит на мысль, когда знакомишься с его житием, это то, что преподобный Сергий Радонежский, подвижник и молитвенник, был удивительно гармоничным человеком. Все у него было соразмерно. Людей церкви всегда волновал такой вопрос, как соотнести наше отношение к этой жизни, к земле, к отечеству, в котором мы живем, с одной стороны; и наше отношение к Богу, к церкви, к тому вожделенному Небесному Отечеству, гражданином которого когда-то станет каждый из нас. Какие же должны быть соотношения между двумя этими устремлениями человека? С одной стороны, взор на небо, с другой, взор на землю. Некоторые говорили, что все земное надо отринуть абсолютно, все устремления человека должны быть только к небу: смотри вверх и иди по жизни. Это, конечно, может быть, и очень привлекательно, но вот только вы попробуйте ходить по улице, задрав голову. Далеко не уйдете. Упадете, расшибетесь или машина собьет. Другие наоборот, призывали держаться только за землю, только за сегодняшний день, как будто они и умирать не собираются, и не придется им никогда. И та, и другая идея, доведенная до крайности, является неправильной и не спасительной для человека. И вот преподобный Сергий удивительно умел сочетать в себе эти два устремления. Да, он полностью посвятил себя Богу, ушел от мира. И, казалось бы, какое ему дело до того, что творится в этом мире, который во зле лежит. Его дело – молитва. Но ведь земля-то русская под игом стонет, и не первое столетие уже. А беда вся в том, что народ разъединился, князья, вместо того, чтобы объединиться и вместе дать отпор внешнему врагу, интригуют друг друга, и готовы подчиниться иноземцу, иноверцу, чем признать над собой власть родного брата, а иногда даже и отца родного. И вот не в княжеских палатах и не в государственных советах и не в шумных городах, а в дремучих Радонежских лесах, в монастыре Святой Троицы игумен Сергий начинает пробуждать в сознании людей необходимость объединения. Это объединение началось вокруг города Москвы. И преподобный всячески поддерживает эту тенденцию. Он отправляется в путешествие, посещает удельных князей, уговаривает их объединиться вокруг Москвы. Когда Рязанский князь Олег выступает против, и заявляет о своей готовности поддержать даже врагов Москвы, то преподобный Сергий запрещает совершать Божественную литургию в храмах этого города. И такого наказания князь Олег, будучи человеком православным, верующим, конечно, не мог вынести. И он смиряется и объединяется вокруг Москвы. И когда настает время нанести сокрушительный удар по врагу, преподобный Сергий благословляет на подвиг князя Димитрия, названного впоследствии Донским, чтобы он возглавил наше русское воинство на поле Куликовом. И в знак своего благословения дает ему двух монахов, Пересвета и Ослябю, которые должны были бы по всем монашеским канонам быть в кельях и молиться. Но они воссели на боевых коней и вступили в единоборство с врагом. Мы знаем, что битва на поле Куликовом перевернула историю нашей страны. Затем преподобный Сергий способствовал созданию многих и многих монастырей, которые стали центрами духовного и интеллектуального просвещения нашего народа. Именно из этих монастырей началось духовное и интеллектуальное возрождение России. Мы слышали с вами сегодня апостольское чтение, Послание к Галатам апостола Павла, где кратко вообще сказано об идеале христианина. Сказано о том, что воздействие Святаго Духа на человека не бывает невидимым и не бывает бесплодным. А что оно приносит определенные плоды, которые и перечисляет апостол Павел. Он говорит: «Плод же Духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание». И вот преподобный Сергий Радонежский в жизни своей принес все эти вышеперечисленные плоды Духа Святаго. И он действительно явился живым, духоносным источником для окружающих его людей. Аминь.

Протоиерей Артемий Владимиров. Память преподобного Сергия Радонежского, проповедь после Всенощной 7 октября 1999 года.

Поздравляем Вас, дорогие братья и сестры, с праздником преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца, которого единственного из святых земли нашей народ церковный с любовью именует аввой Сергием, то есть отцом Сергием. И в этом обращении «авва» запечатлелась вся любовь, вся вера, все упование людей на молитвенное предстательство печальника Русской земли. И когда мысленно вспоминаешь его житие, прислушиваешься к словам церковных песнопений, вникаешь в прекрасный Акафист, составленный митрополитом Платоном Левшиным, подвижником благочестия 18-го столетия, убеждаешься, что воистину над преподобным Сергием сбылись слова, сбылось обетование Господа Иисуса Христа: «У верующего в Меня из чрева, из сердца истекут источники воды живой». Господь говорил о благодати Духа Святого, которую верующие во Христа приняли в день Пятидесятницы, которую каждый из нас воспринял в день нашего духовного рождения в купели крещения. Но сколько нужно трудов, молитв, какое подобает приобрести смирение, стяжать чистоту сердца, дабы эта вода живая — благодать Святого Духа, дарованная нам, — пробилась сквозь коросту наших грехов, страстей и излилась таинственно. Насытив, освятив наше сердце, излилась и чрез нас во благо всем, кто верует в благодать, во славу Господа, во спасение нашей души. У преподобного Сергия это таинство, это рождение свыше, свершилось еще в относительно юные годы жизни. Это излияние воды живой умножилось со временем, так что уже в преполовение его жизни, в последней трети его жизни не было на Руси великой человека, который бы не ощутил в себе веяние этой благодати, не воспринял хотя бы несколько капель ее, если сравнивать благодать с живой текущей рекой. И мы с вами, никогда телесными очами не видя преподобного Сергия, созерцая лишь его святые мощи, а духовными очами предстоя ему, как и прочим святым, в Церкви Божией, и мы с вами являемся свидетелями той полноводной реки Духа Святого, которая и поныне изливается из его любвеобильного отеческого сердца. И мы с вами можем, если имеем веру, когда угодно, в любой день и час, находясь на любом месте, припадать к этой реке и пить из нее, насыщая свое сердце, просвещая свою душу во славу Господа, даровавшего преподобному эту благодать. И, прежде всего, благодать эта бьет ключом в самом сердце России – Троице-Сергиевой Лавре, где телесно и духом находится святый угодник Божий. Тот, кто когда-либо входил расписными вратами в Лавру, молился под сенью Троицкого собора, где почивают святые мощи, в Успенском соборе, где хранится первый найденный поначалу гроб преподобного Сергия, тот, кто вкушал от ключевой воды, бьющей здесь со времен преподобного, тот, кто приступал в его Лавре к Святой Чаше, вкушал от просфор, посещал иной источник, удаленный от Лавры, дышал ее атмосферой, созерцал красоту ее, — не сможет не согласиться с тем, что вода живая и поныне орошает обильно всех имеющих правую веру, кающихся, верующих в предстательство преподобного Сергия. А когда мы воспомянем с вами учеников аввы Сергия — преподобных отцов, прямо или косвенно воспринявших от него благодать Духа, и впоследствии возгнездившихся в иных местах, уголках необъятного нашего отечества, выстроивших монастыри, большие и малые, ушедших на уединенное скитское житие, когда вспомним, как вокруг этих отдаленных и поначалу немногочисленных, малолюдных обителей затем появлялись посады, города, то увидим, что святый Сергий есть воистину отец русского народа. Святый Сергий воистину есть учитель нашего народа. Благодаря ему наш народ окреп и превозмог иго татарское. Благодаря преподобному Сергию наш народ осознал свою мощь, вошел в полноту самосознания национального. Благодаря преподобному Сергию народ наш стал великой нацией, собранной в единую державу под скиптром русских царей. И все это свершила незримая отшельническая молитва, житие святого Сергия. Когда мы с вами подумаем о том, что и сегодня каждый инок или инокиня, принимая постриг, воспоминает преподобного Сергия – он действительно после святых Антония и Феодосия Киево-Печерских является подлинным духовным отцом нашего монашества – то уразумеем, что и ныне его влияние, его руководство духовное незаменимо и неповторимо. И ныне он пестует и возращает птенцов, которые как бы вылетают из-под его крыла, из-под его монашеской схимнической мантии, разливая вокруг себя, если речь идет о богобоязненных иноках, свет богопознания. А когда мы вспомним, что преподобный является истинным покровителем учащихся, и нет такого православного школьника, гимназиста, лицеиста, возрастного или малого, который не ставил бы свечу угоднику Божию, прося его о просветлении разума, о даровании премудрости, о закреплении знаний, о благополучных испытаниях по учению, — то поймем, что имя святого Сергия освящено и детскими сердцами. И как ни скуден ныне благочестием наш народ, но самое святое, что есть у него — православные дети — дружно чтут и молятся святому Сергию и в день его празднуют свой школьный праздник. Так и в нашей школе при Церкви — выходной день, и дети будут дружно молиться, приобщаться Святых Таин Христовых. Но не только дети, не только монашествующие, а и простой народ, и мужи и жены, и юноши и престарелые и немощные, обращаясь к святому Сергию, чувствуют на себе его отеческую заботу, его нежность духовную, его попечение, исповедуют в его лице врача недугов душевных и телесных, защитника, заступника, кормильца, того, кто, верим, и сегодня не оставляет наш страждущий народ, праведно бичуемый всеми несчастиями за грехи наши, еще не осознанные, не раскаянные, не выплаканные, не прощенные. Вот почему в этот день собранные вкупе под сводами храмов Божиих, мы ощущаем себя воистину чадами, сиротами, которые вновь узрели своего отца. Ибо преподобный Сергий обещался не забывать чад своих, посещая их благодатию Христовою. Вот почему сегодня все мы утешены, увеселены духовно, ощущаем прибыток жизненных нравственных сил, чувствуя по благодати праздника неложное соприсутствие, близость духу нашему святого угодника Божия. Несомненно, что в преподобном Сергии — образ, идеал для всякого русского духом человека, для всякого православного христианина, взрощенного этой семьей. Воздадим же ему, братья и сестры, благодарение и будем готовиться к участия завтра в праздничной Божественной Литургии. Молитвами преподобного аввы Сергия, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас!