Кто твой Зосима? Со временем стараешься к этим разочарованиям относиться спокойно: люди идут своим путем и, даже если оступаются, Господь их все равно любит

Путешественник на Святую Землю (Палестину), автор сочинения: «Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона Зосима о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима », или «Хождение инока Зосима ».

Зосима, по-видимому, принадлежал к братии Троице-Сергиева монастыря . В 1414 году он посетил впервые Царьград (ныне - Стамбул), сопровождая княжну Анну Васильевну , помолвленную с Иоанном , сыном императора Мануила II Палеолога .

Напишите отзыв о статье "Зосима (иеромонах)"

Литература

  • Древнерусские паломники, Ф. Грекова, , I (изд. Имп. прав. палест. общ.).
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Зосима (иеромонах)

– Я никогда не радовалась тогда, – сказала графиня, – когда Болконский был женихом Наташи, а я всегда желала, и у меня есть предчувствие, что Николинька женится на княжне. И как бы это хорошо было!
Соня чувствовала, что это была правда, что единственная возможность поправления дел Ростовых была женитьба на богатой и что княжна была хорошая партия. Но ей было это очень горько. Несмотря на свое горе или, может быть, именно вследствие своего горя, она на себя взяла все трудные заботы распоряжений об уборке и укладке вещей и целые дни была занята. Граф и графиня обращались к ней, когда им что нибудь нужно было приказывать. Петя и Наташа, напротив, не только не помогали родителям, но большею частью всем в доме надоедали и мешали. И целый день почти слышны были в доме их беготня, крики и беспричинный хохот. Они смеялись и радовались вовсе не оттого, что была причина их смеху; но им на душе было радостно и весело, и потому все, что ни случалось, было для них причиной радости и смеха. Пете было весело оттого, что, уехав из дома мальчиком, он вернулся (как ему говорили все) молодцом мужчиной; весело было оттого, что он дома, оттого, что он из Белой Церкви, где не скоро была надежда попасть в сраженье, попал в Москву, где на днях будут драться; и главное, весело оттого, что Наташа, настроению духа которой он всегда покорялся, была весела. Наташа же была весела потому, что она слишком долго была грустна, и теперь ничто не напоминало ей причину ее грусти, и она была здорова. Еще она была весела потому, что был человек, который ею восхищался (восхищение других была та мазь колес, которая была необходима для того, чтоб ее машина совершенно свободно двигалась), и Петя восхищался ею. Главное же, веселы они были потому, что война была под Москвой, что будут сражаться у заставы, что раздают оружие, что все бегут, уезжают куда то, что вообще происходит что то необычайное, что всегда радостно для человека, в особенности для молодого.

В феврале 2014 года Сретенская обитель будет отмечать 20-летие возобновления в ней монашеской жизни. К этому событию приурочена серия . Братия монастыря, расположенного в самом центре современного мегаполиса, рассказывают о своих послушаниях, строе монастырской жизни, о своем пути к монашеству. Сегодня наш собеседник - иеромонах Зосима (Мельник).

Отец Зосима, поступить в Сретенский монастырь вас благословил старец - схиархимандрит Зосима (Сокур), который, как известно, вовсе не жаловал большие города. Расскажите, откуда вы родом, каким образом привел вас Господь к батюшке Зосиме и почему он направил вас именно сюда.

Родом я из города Черкассы - это небольшой украинский город, раньше относившийся к Киевской губернии, а теперь областной центр.

Как я узнал о батюшке Зосиме? Я начал воцерковляться относительно недавно - в 1996-1997 годах, - когда познакомился с замечательным батюшкой - отцом Александром Шашковым, который стал моим духовным отцом. Сейчас он протоиерей.

Отец Александр уже знал об этом необычном человеке - схиархимандрите Зосиме : о его праведной жизни, о его дарах от Бога - рассудительности и прозорливости - и что многие люди, в том числе священнослужители, у него окормляются.

Пришло время, и у меня стали возникать вопросы, ведь когда человек воцерковляется, то все-таки происходит переоценка ценностей, смотришь на свою жизнь - и уже прошедшую, и на будущую - совсем другими глазами. К тому моменту я уже ходил регулярно в церковь, пел на клиросе, и вот передо мной встал вопрос выбора пути: что дальше? Семейную жизнь строить или поступать в монастырь?

Отец Александр, как духовник, переживал за меня, но сам за решение этого вопроса не брался. Он посоветовал, чтобы узнать волю Божию, обратиться к духовно более опытному человеку и к тому же имеющему особые дары Святаго Духа.

И вот вместе мы поехали в , где отец Зосима окормлял свою общину. Там собирались люди разных возрастов: и молодые, и пожилые, даже семейные пары, желавшие монашеской жизни. Некоторые приобретали дома и селились по соседству, чтобы быть поближе к своему духовному отцу. Впоследствии эта община была преобразована в Свято-Успенский Николо-Васильевский монастырь.

Что меня особо поразило - это первая встреча с батюшкой Зосимой. Я все-таки переживал, волновался: человек он необычный, как меня примет? И всё получилось совсем не так, как я ожидал.

Обычно батюшка принимал народ в «крестилке» - так в обители называли место, где совершается Таинство крещения. Выстояли мы очередь, зашли. Думал: увижу строгого, аскетического вида старца-схимника с четками (он действительно перебирал четки), который начнет обличать мои грехи, - а он такой любвеобильный, сияющий человек оказался. С радостью встретил нас, первым поздоровался - с таким ликованием приветствовал: «Здравствуйте!» - как друзей, которых не видел тысячу лет.

Всё, конечно, у меня внутри перевернулось - я такого не ожидал. Это был просто шок.

В первую очередь меня волновал вопрос моего будущего. Он мне сразу сказал: «Ты не переживай, будет тебе 25 лет - тогда определишься».

Были и другие вопросы: как нынешнюю жизнь вести - с родителями или отдельно?

Родители мои были тогда невоцерковленные, и, конечно, стали у нас на бытовом уровне возникать разногласия: люди, когда только воцерковляются, хотят изо всех сил Богу угодить, но часто забывают, что это всегда должно быть сопряжено с любовью к человеку, к своему ближнему. Так было и у меня.

Спрашиваю у батюшки: «Как мне - с родителями жить или отделяться от них?» К тому моменту я уже был довольно самостоятельным человеком, нормально зарабатывал, что позволяло обеспечить себя и жильем, и всем необходимым.

Он ответил: «Нет, ни в коем случае не надо разделяться. Нужно жить семьей, мирно, в любви: христианам надо разрушать всякие средостения между ближними, когда они возникают, всегда быть миротворцами, в первую очередь - в семье».

Ну и всякие другие вопросы у меня были, вплоть до того, покупать компьютер или не покупать. Батюшка даже на такие отвечал, ничуть не смущался - конечно, может, мы надоедали ему, но он отвечал, зная, что за 700 км к нему из-за пустяка не приедут.

Так вот что касается моей дальнейшей жизни - как я, собственно, в монастырь попал: это и есть чудо прозорливости батюшки Зосимы, совершившееся в моей жизни.

Я приезжал к нему еще не раз, просился в обитель - конечно же, хотел рядом с ним быть, но батюшка говорил: «Да меня скоро не станет, тяжело будет, надо тебе какую-то другую обитель подыскать».

Последний раз я был у отца Зосимы в 2001 году, в больнице Донецка, где он часто лежал в связи с тяжелой почечной болезнью: приходилось делать гемодиализ; бывало, что и несколько раз в неделю. Реанимация - закрытое отделение, однако я туда прошел беспрепятственно. Иду по отделению, меня никто ни о чем не спрашивает… Вижу медсестер: «Где отец Зосима?» - «Отец Зосима? Проходите туда-то». Его и в больнице все любили и у него окормлялись. Зашел к батюшке в палату - вот тогда я его в последний раз и видел. Стал снова проситься, не возьмет ли он меня к себе в обитель, но он ответил так. «Надо, - говорит, - тебе в обитель старинную, уставную; ко мне не получится, потому что меня скоро не станет». - «Может, тогда в Почаев?» Ему не очень понравилось: «А у тебя есть еще какой-то вариант?» - «Сретенский монастырь в Москве».

Почаев - близко, а Москва - где-то далеко, я там никогда не бывал. Но, как ни странно, он благословил меня именно в Москву, в Сретенский монастырь.

- А откуда вы про Сретенский монастырь узнали?

Я работал в БТИ, работа была связана с компьютерами, тогда только-только начали проводить интернет, и я попросил своего сотрудника, Юру, найти православный сайт и скачать его, чтобы читать хотя бы off-line. Он набрал в поисковике слово «Православие» и первое, что нашел, - наш сайт « ». Там я узнал подробней и о монастыре, и о духовной школе.

Вот я и говорю батюшке Зосиме: «В Москве есть Сретенский монастырь, у них училище - может, мне туда -- поучиться?» - «Да, тебе надо туда!» - отвечает.

Спросил, как учебное заведение называется. «Сретенское высшее православное училище!» - «Да?! Такого еще не слыхивал. Ну, молодцы, москвичи! Кто там у нас? Архимандрит Тихон ! Вот умница, молодец! Там у них порядок, чистота, вот туда и езжай, учись! Только не знаю, примут ли тебя или нет без московской прописки (имелось в виду - в братию). Ну, езжай, а я буду за тебя молиться!»

На этом мы расстались - из больничной церкви пришел батюшка его причащать. Это была последняя наша встреча. Попросил у него благословения и поехал в Москву.

До вступительных экзаменов оставалось две недели. Собрал документы, на скорую руку написал какое-то сочинение, поехал поступать. Думаю: поступлю, потом в послушники попрошусь - такой был план.

Приехал в Москву, нашел Сретенский монастырь. До сих пор помню то незабываемое впечатление, когда впервые вошел в эту зеленую калитку. После шума и суеты города - тишина и умиротворение, запах роз, пение птиц и еще… что-то неуловимое внешними органами чувств. Я сразу влюбился в нашу святую обитель.

Собеседование прошел хорошо; молитвы спрашивали вечерние, утренние - нужно было знать наизусть. Сочинение написал, а вот историю России и Священное Писание - завалил… Что делать? Не поступил, получается, - надо домой ехать… Но непонятно: благословение отца Зосимы не исполнил - как возвращаться?

Один из абитуриентов подсказал: сходи к отцу Тихону, попросись в послушники; наверное, не откажет. Ладно, думаю, пойду.

Пошли к его корпусу, звоним. Дверь открывает тогдашний келейник отца наместника послушник Андрей Шестаков :«Чего надо?» - «Мы к батюшке, - говорим. - Я вот в послушники хочу к нему попроситься.» - «Да? Ну, ладно!».

Он позвал отца Тихона. Вышел отец наместник. Говорю: «Отец Тихон, благословите мне остаться, я к монашеской жизни расположен». - «Откуда ты это знаешь?» - «Батюшка Зосима благословил». Он ничего не сказал - что слышал о нем или знал. «Хорошо. Ты сейчас вещи забирай, а в сентябре приезжай».

У меня - камень с души: я понял, что мне нужно делать! Определился, как сказал батюшка Зосима.

И что интересно: это было накануне дня моего 25-летия. Батюшка сказал: «Будет тебе 25 лет - определишься». Я-то думал, что в течение года, до 26 лет. Но слово в слово исполнилось, день в день.

В сентябре приехал, и начались послушания: в саду, за свечным ящиком в храме, в столярке, на вещевом складе…

- А сейчас какие у вас послушания?

В редакции интернет-портала « »: обрабатываю и размещаю на сайте аудиоматериалы - богослужения, проповеди, произносимые в нашем храме. Помогаю в Патриаршем Совете по культуре. Сейчас работаем над проектом «Положения о должности епархиального древлехранителя». Это касается сохранения объектов культурного наследия, своевременной реставрации, ремонта. Кроме того это направлено на налаживание хороших отношений с музейным сообществом, региональными учреждениями культуры.

Занимаемся святынями Ярославской епархии, например. Там много церквей, где давно не совершались или очень редко совершаются богослужения, и монастырей, находящихся в ведении музеев, в их числе - Спасо-Преображенская обитель в Ярославле, Горицкий монастырь в Переславле-Залесском, где сейчас хотят возобновить монашескую жизнь. Создана рабочая группа от государства и Церкви, ведем переговоры - чтобы и монашеская жизнь в обителях шла, и для паломников был открыт доступ, и для туристов, которые хотят ознакомиться с памятниками древнерусской культуры: храмостроительством, монументальной живописью, иконописью и т.п.

Приходилось слышать, что присутствие большого количества туристов в обителях привносит в монашескую жизнь черты, которых кому-то, может быть, хотелось избежать. В связи с этим вопрос: Сретенский монастырь расположен не просто в центре Москвы, а в центре московской пробки, которая гудит за его стенами почти 24 часа в сутки. А это ведь проблема даже для мирских людей, что уж говорить о монахах, - городской муравейник, который несется со страшной скоростью, шумит, кричит и не дает никакого покоя. Как вы решаете эту проблему?

Да, конечно, неизбежно ритм городской жизни влияет и на саму обитель. Нам приходится больше ориентироваться на приходской режим: так и богослужения построены, и весь наш распорядок и быт связан с жизнью города.

Тем не менее удается и ночные богослужения совершать - более уединенно, по-монашески, - и полунощница три раза в неделю служится в 6:15 утра - тоже сугубо монашеская служба, на которую даже в силу транспортных особенностей города могут попасть далеко не все миряне.

Есть у нас время и для уединения, для совершения монашеского келейного правила.

Конечно, хочется порой и на лоне природы побыть, отдохнуть от этого суетного ритма - для этого у нас есть скит, можно туда поехать на несколько дней.

Как говорится, желающий ищет возможностей, а нежелающий - повода. Самооправдание, конечно, всегда можно для себя найти, что не совсем сподручно быть монахом в городе, - но желающий может вести монашескую жизнь даже в центре мегаполиса.

Батюшка, среди ваших послушаний была и обязанность отвечать на присланные на сайт вопросы. С чем, на ваш взгляд, связано стремление задать вопрос в интернете, а не пойти в ближайший храм и спросить у священника?

Кому-то, может быть, и лень, но я думаю, что причина кроется в общем барьере личного общения: сейчас людям гораздо легче общаться в социальных сетях, скрываясь за маской никнейма, чем пойти и лично поговорить со священником в храме. Да и не только со священником. Многие стесняются общаться со своими соседями по лестничной площадке. А тем более идти или ехать куда-то далеко, не всегда ведь рядом есть храм, да еще и священника искать… Для современного человека это - подвиг.

Другие, может быть, стесняются своего церковного не то чтобы невежества, но неосведомленности. В церковной этике, в традициях, в том, как нужно вести себя в храме. Приходится объяснять самые элементарные вещи: как, например, следует одеваться, когда идешь в храм, или как записку о здравии правильно заполнить.

- Одним из ваших послушаний стала и работа над книгой , выпущенной в прошлом году Издательством Сретенского монастыря. Расскажите, пожалуйста, о ней.

Идея возникла у братии и сестер Успенского Васильевского монастыря, которые хотели к десятилетию преставления батюшки Зосимы выпустить о нем книгу.

Биографическую часть взял на себя иеромонах Тихон (Васильев) - он сейчас учится в Оксфорде, пишет богословскую работу. Воспоминания о последних месяцах жизни батюшки Зосимы написала схимонахиня Евфросиния - она вела летопись. В книгу также вошли воспоминания духовных чад, записи чудесной помощи по молитвам отца Зосимы, биографии его духовников. Еще одна часть - моя дипломная работа.

К этому времени, как началась работа над книгой, я закончил семинарию, а дипломный проект у меня назывался «Пастырские труды схиархимандрита Зосимы (Сокура)». В 2008 году нашим издательством была выпущена книга . Было сделано исследование аудио- и видеозаписей его проповедей. Используя эти материалы и следуя советам архимандрита Тихона (он был руководителем моей работы), были проведены параллели между учением Священного Писания, святых отцов Православной Церкви и тем, чему учил своих духовных чад отец Зосима. На таком сравнении была построена вся работа. Мне это было интересно - думаю, было интересно и его духовным чадам, которые знали батюшку и слышали эти проповеди непосредственно от него, в храме.

Слово его - это не морализаторство какое-то, произнесенное в нарочито назидательном тоне. Оно всегда было обращено к сердцу конкретного человека. Многие рассказывают, что если им не удавалось попасть к батюшке и задать лично свои вопросы, то часто бывало так, что ответы на них они слышали прямо в храме, на проповеди: независимо от праздника, дня памяти святого, батюшка вдруг начинал говорить на конкретные темы, интересующие стоящего в храме человека. И человек этот, пришедший с неразрешенным вопросом, получал ответ и добрый совет, а вместе с ним и все слушающие получали и до сих пор получают духовную пользу. Бывало, что и на несколько вопросов таким образом отвечал батюшка Зосима. Таким вот необычным было его слово - чудотворным.

Зосима, по-видимому, принадлежал к братии Троице-Сергиева монастыря . В 1414 году он посетил впервые Царьград (ныне - Стамбул), сопровождая княжну Анну Васильевну , помолвленную с Иоанном , сыном императора Мануила II Палеолога .

Весной 1419 года Зосима вторично предпринял путешествие на восток, посетил Афон , острова Хиос , Патмос и 7 апреля 1420 года достиг Иерусалима . В своем «Страннике» он подробно описывает достопримечательности святого Града.

«Странник» Зосима издан в «Сказаниях русского народа» Сахарова (II, стр. 59) и в «Православном палестинском сборнике» (т. VIII, вып. 3, СПб. ), под ред. Х. М. Лопарева.

Литература

  • Древнерусские паломники, Ф. Грекова, , I (изд. Имп. прав. палест. общ.).
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • ИЗ ИСТОРИИ РУССКИХ ПУТЕШЕСТВИЙ И ИЗУЧЕНИЯ БЛИЖНЕГО ВОСТОКА В ДОПЕТРОВСКОЙ РУСИ

Категории:

  • Персоналии по алфавиту
  • Путешественники России
  • Иеромонахи Русской православной церкви
  • Персоналии XV века
  • Православные паломники

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Соррилья и Мораль, Хосе
  • Зосима (историк)

Смотреть что такое "Зосима (иеромонах)" в других словарях:

    Зосима (иеромонах) - Зосима иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Святую Землю, автор сочинения Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона Зосимы о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима, или Хождение инока Зосимы. Зосима, по видимому,… … Биографический словарь

    Зосима, иеромонах Троице-Сергиева монастыря - иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Св. Землю, автор сочинения: "Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона З. о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима", или "Хождение инока З.". З., по видимому,… …

    Зосима, иеромонах Троицкого Сергиева монастыря - иеродиакон, а потом иеромонах Троицкого Сергиева монастыря; жил в первой половине XV века. Известен, как русский путешественник во Святую Землю. В 1414 г. он посетил Царьград, сопровождая туда дочь великого князя Василия, княжну Анну,… … Большая биографическая энциклопедия

    Зосима иеромонах Троице-Сергиева монастыря

    Зосима - Иноязычные аналоги: англ. Zosima, Zosimos, Zosimas болг. Зосим греч. Ζώσιμος исп. Zósimo итал. … Википедия

    Зосима Палестинский - «Зосима дает гиматий Марии» … Википедия

    Зосима (отшельник) - Для просмотра статей о других святых того же имени, обратитесь к статье Зосима. «Зосима дает гиматий Марии» (фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан Франческо в Ассизи, 1320 е) Зосима (греч. Ζώσιμος; 460 год (Палестина) 560 год… … Википедия

    Зосима (путешественник в Св. Землю) - иеродиакон и позже иеромонах, путешественник в Св. Землю, автор сочинения: Книга глаголемая Ксенос, сиречь Странник диакона З. о пути иерусалимском до Царяграда и до Иерусалима, или Хождение инока З. . З., по видимому, принадлежал к братии… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Преподобный Зосима - Преподобный Зосима: Зосима Палестинский (460 560) иеромонах, авва палестинский, отшельник, известен по истории Марии Египетской; Зосима Финикийский (VI век); Зосима Соловецкий (ум. в 1478 году) один из основателей Соловецкого… … Википедия

    Зосим - Зосима (иеромонах) Зосима (историк) Зосима (митрополит московский) Зосима Соловецкий, преподобный Зосима Палестинский, преподобный Зосима (римский папа) Зосима Ворбозомский … Википедия

Книги

  • Купить за 499 грн (только Украина)
  • Схиархимандрит Зосима (Сокур). О чем душа скорбит , Иеромонах Тихон (Васильев), иеромонах Зосима (Мельник), схимонахиня Евфросиния (Бондаренко). Реалии современности ставят перед верующими много вопросов. И Господь воздвигает пастырей, которые, как маяки, указывают правильный путь в духовной жизни. Одним изтаких пастырей явился…

Будущий схиархимандрит родился в тюремной больнице: его беременную мать посадили за «религиозную пропаганду». Сам прошел тюрьму, уже став священником, по той же статье. От жестоких побоев в заключении отец Зосима навсегда остался сгорбленным. «Без Иисусовой молитвы я бы сошел с ума», – говорил старец своим близким. Он не обозлился, любил людей, которые шли к нему вереницей, и служил им даром, который приобрел, – молитвой.

«ЕСЛИ БЫ НЕ ИИСУСОВА МОЛИТВА, Я БЫ СОШЕЛ С УМА…»

Схиархимандрит Зосима (Сокур)

Схиархимандрит Зосима, в миру Иван, родился в тюремной больнице: его мать, будущая схимонахиня, была арестована по статье «религиозная пропаганда». Отец погиб на фронте. Мальчик рос глубоко верующим, имел монашеское устроение, с раннего детства прислуживал в алтаре. Окончил школу с золотой медалью, затем Ленинградскую духовную семинарию и академию – со степенью кандидата богословия.

Отец Зосима служил в Донецкой епархии. Был крайне нестяжателен, ходил в старом полинявшем подряснике и старом полушубке, говорил: «Я монах, мне ничего не надо». Строил храмы и заботился об их благолепии в то время, когда всё церковное разрушалось. Духовные чада старца вспоминали: «Службы у него всегда были длинные, монастырские, но молился он пламенно… Денег за требы он не брал».

Советские органы госбезопасности обратили внимание на «слишком активного» сельского священника. Отца Зосиму арестовали, он пережил тюремное заключение, избиения. На всю последующую жизнь у него остались следы этих истязаний за веру: началось рожистое воспаление ног, открылись глубокие раны, болели отбитые легкие, от побоев вырос горб. Старец делился с духовными чадами: «Если бы не Иисусова молитва, я бы сошел с ума». Истязания только усилили его пламенную молитву и дерзновенную веру.

Старец основал две обители: Успенский Свято-Васильевский мужской и Успенский Свято-Николаевский женский монастыри. Был также духовником Донецкой епархии.

Успенский Свято-Васильевский монастырь

Отец Зосима обладал очень редким, особым Божиим даром молитвы. Любил людей, и люди шли к нему за духовной поддержкой. За чистоту жизни Господь дал Своему избраннику дары духовного рассуждения, исцеления душ и телес человеческих – перед его молитвой отступали смертельные и неизлечимые болезни.

Отец Зосима стяжал также дары прозорливости, знания сердец человеческих. «Он и мысли наши все знал», – эти слова в разных вариантах повторяли многие духовные чада старца. Он духом знал скорби и испытания своих чад, говорил им: «Когда тебе будет плохо, ты меня позови – и я услышу». Еще говорил как бы в шутку: «Только Зосима на бочок, а тут – “Батюшка, помоги!”».

По благословению отца Зосимы, при его участии и помощи на Донбассе было построено около десятка храмов. Особое место в его сердце занимала Богадельня, или Дом Милосердия, где нашли приют немощные люди преклонного возраста. Старец учил: «Чтобы на нас Господь не разгневался – всегда помогайте нуждающимся ».

Особенно благоговейно старец относился к богослужению, очень почитал Божию Матерь. В честь Ее пречестного Успения он назвал основанные им обители – Успение было его любимейшим праздником. Господь открыл своему избраннику заблаговременно дату кончины. Отец Зосима говорил братии: «Когда я умру, вы будете знать: часы на моем молитвенном столике в алтаре остановятся».

29 августа, на второй день Успения Пресвятой Богородицы, без пятнадцати двенадцать ночи остановилось сердце схиархимандрита Зосимы – в это же время остановились и часы на молитвенном столике в алтаре. Так закончилось время земной молитвы старца, и начался отсчет его молитвенного предстательства в блаженной вечности.

ГЛАВНАЯ ЕПИТИМИЯ ВЕКА НАШЕГО

«Главная епитимия века нашего – это терпение . Что Бог ни дает, на всё Божия воля, и всё нужно спокойно переносить – без паники, без уныния, без нытья, без отчаянья, без мыслей на ближнего. За свои грехи мы и страждем».

«В жизни нет тупиков, это всё наша зацикленность на себе и своих проблемах».

СТРЕМИТЕСЬ СВЕТЛЫМ ЛУЧИКОМ БЫТЬ

«Стремитесь светлым лучиком быть! Господь не оставит ».

«Буква убивает, а дух животворит… Не будьте вы замоленными, замороженными. Лик должен быть светлым, радостным».

«Бойтесь испортить друг другу настроение ».

«Дай, Господи, нам чистоту мыслей такую, чтобы видеть в каждом человеке образ и подобие Божие, красоту божественную видеть и радоваться этой красоте».

«Помогайте друг другу! Помолитесь за человека, если видите, что он в унынии. А молитва всё может».

«День ангела у кого – поздравь, хоть яблочко подари, не важно что; главное ‒ внимание».

СЕРДЦЕ МИРНОЕ

«Даже и сердишься когда, языком своим посердись, умом своим посердись – а сердце мирное; отрезанное от всего, сердце спокойно молится. Благодать Божию не оскверняй в сердце, Духа Святого никогда… Как самовар тот бухтит, что-то сказал там, без этого мы никак не обойдемся, начиная с меня и всеми вами кончая. А сердце мирное: повернулся, улыбнулся – и все с тобой улыбнулись, и мирно и хорошо».

«Молитва смягчает сердце, злоба утихает, сердце умиротворяется, и радость и смысл жизни появляются… Бог им Судия да будет, помолимся, и всё пройдет. И будет мир и тишина в сердце: и самим радостно, и врагам радостно, и людям, окружающим нас».

«За недоброжелателей и трудно – подвиг молиться: молитесь за них, за врагов, за обидчиков ваших. Как мыльный пузырь, лопается злоба, когда мы молимся за своих обидчиков , знайте».

ЕСЛИ ТЫ ТЯЖЕСТЬЮ СТАНОВИШЬСЯ ДЛЯ ЛЮДЕЙ

«И самое страшное, когда ты по своему бесчестию в тяжесть бываешь людям окружающим, когда от тебя, от твоих помыслов, от твоих греховных немощей, от твоего нытья начинают страдать и люди окружающие. Это очень тяжело… Если ты чувствуешь, что ты в тяжесть другим людям становишься, – значит, ты не прав. Зациклишься в чем-то – “я спасаюсь, а остальные погибают”. Всё, это уже первая погибшая душа такая, зациклится, ходит в ложной святости своей…»

«Если ты тяжестью становишься для людей – плохо, ты уже тяжело духовно больной человек».

«Только старайтесь смотреть на себя со стороны. Не смотреть на ближнего, кто как грешит, кто что делает, – каждый свое получит. Ты на себя смотри, на свои грехи ».

О СТРАСТЯХ

«Если нападет бес гнева, убеги в другую комнату, в туалет – успокойся, рассуди всё и вернись, по-мирному реши все проблемы. А если вышла ссора, первая попроси прощения – победи беса».

«Где гордыня – радости нет, одно надмение».

«От лицемерия до лукавства один шаг. А от лукавства до предательства Господа – также один шаг, лесенка идет».

ХРАНИТЕ КРЕСТ СВЯТОЙ

«Храните крест святой, никогда не снимайте , всегда будьте со святым крестом: и ночью, и днем, и в дороге, на отдыхе, и на водах, и на суше. Выходя из дома, осени себя крестом. Приходя в дом – осени себя крестом. Садись кушать – почитай молитву “Отче наш”, осени себя крестом и пищу перекрести, дабы пища была приятная, пользительная и в радость нашему телу».

ОСТАВЛЯЙТЕ СУЕТУ – ИДИТЕ К ГОСПОДУ

«С любовью относитесь к службам. Оставляйте суету, идите к Господу. Господь всех ждет, оставляйте все дела, идите к Господу, тогда будет радость. А так не будет радости».

«Каждый праздник – это как звездочка на небосводе церковном. Дорожите ими , готовьтесь к встрече, переживайте каждый, как событие жизни! Потому что вот так долго мы готовились, ждали, а он раз! ‒ и уже прошел. И всё! Он уже в Вечности! И не вернуть ни одного мгновения назад…»

СИНОДИК ЖИЗНИ ВАШЕЙ

«Житие какое-то читаете, или о старце каком-то услышали, или о старице какой-то что-то рассказали, – дай буду молиться за них, и они ж за меня будут молиться. И вот постоянный этот ваш синодик – книга жизни вашей, не прошедшей даром жизни, а именно духовной жизни – постоянно будет пополняться».

«Стоишь в храме – вспомни всех своих воспитателей, учителей, которые тебя учили, врачей, медсестер, которые в тяжкую минуту были рядом, друзей, знакомых. Так и служба пролетит – не заметишь… Идешь мимо больницы – помолись о страждущих, чтобы Господь укрепил их, утешил, о врачах, чтобы вразумил их Господь принять верное решение. Едешь мимо школы, садика – помолись о детях, о будущем нашем, об учителях, чтобы дал мудрость им Господь… Так и будет у тебя непрестанная молитва!»

ГОСПОДЬ ВЕДЕТ НАС ПО ЖИЗНИ

«Господь ведет нас по жизни – по нашим делам, по нашим заслугам. А живем мы для того, чтобы однажды вернуться к Богу, в Царство Небесное».

«Для чего нас Господь создал? Чтоб спасти или погубить? Конечно же – спасти! Никогда не рисуйте себе Господа жестоким, карающим! Он ДОЛГОтерпелив и МНОГОмилостив!»

«Я никого не боюсь! – Только Бога, и то я его не боюсь, а люблю».

«От тюрьмы и сумы николи не отрекайся. Кругом Бог – и в тюрьмах, и где только ни находимся, – кругом Бог. И с Богом ничего в жизни не страшно никогда».

«От Бога, не от людей посылаются страдания. На всё воля Божия, слава Богу за всё! Спаситель всё терпел, святые угодники Оптинские, Печерские. Святитель Иоанн Златоуст говорил: “За всё слава Богу”. И с этими словами ушел в вечность, подражая Иову Многострадальному. Он жив и нам указует путь в Вечность. Трудность появилась – поцелуй крест святой, открой книгу праведного Иова, читай ».

ЦЕРКОВЬ НАША ПРАВОСЛАВНАЯ – ЭТО ЧУДО!

«Какие бы силы ни восставали на Церковь, веруйте, что Церковь ничто не одолеет. Горсточка нас останется, но эта горсточка победит все силы вражия!»

«Именно святая непорочная православная вера – то величайшее чудо, за которое мы должны постоянно благодарить Господа и дорожить им как величайшим сокровищем. Верующему же ничего не страшно».

«Сама жизнь наша – это чудо. Сама Церковь наша Православная, стоящая непоколебимо, – это чудо . Кругом чудо – духовным оком смотри, разумей, укрепляйся в вере и дивись. С нами Бог! И никакие испытания нам никогда не будут страшны. Аминь».

Текст: Ольга Рожнёва
Иллюстрации: Антон Поспелов
Православие.Ru

Если в монастырь приходит человек с двадцатью годами «отсидки» и хочет быть «ближе к Богу», что ему сказать? Как не испугаться, не отвергнуть? Историю своего служения рассказывает наместник Никольского мужского монастыря Омской епархии игумен Зосима (Балин).

Отсидел 20 лет и хочет быть ближе к Богу

Сибирские монастыри, в частности наш Свято-Никольский в деревне Большекулачье, обладают своеобразием, которое, я так понимаю, было у них всегда. Раньше в монастыри заточали политических преступников, ссылали представителей белого духовенства, которые подвергались дисциплинарным взысканиям, например, за пьянство.

Сейчас в деревенских обителях - преимущественно люди тяжелой судьбы. Есть бывшие заключенные, которые освободились и не смогли адаптироваться в обществе, а в монастыре находят тихое пристанище. Не всегда понимая, что тихое пристанище - это все-таки то, что должно быть в первую очередь внутри, а не выражаться в каких-то внешних обстоятельствах или условиях.

Бывает, что приходят и уходят. Порой - разочарованными. Иногда, наоборот, набираются какого-то духовного опыта, сил, крепости и выходят из обители в мир, укрепленные перед прохождением самостоятельного жизненного пути.

Думаю, у каждого настоятеля, у каждого наместника есть список людей, на которых он возлагал определенные надежды: что, возможно, этот человек войдет в «костяк» обители, станет надежной опорой. Но этого не происходило.

Бывало, что просто срывались и уходили в алкогольный или наркотический штопор, или могли сказать: «Батюшка, я бы хотел поехать в другую обитель пожить, посмотреть, как там». Я всегда старался людей провожать без укоров и зомбирования на неудачу, чтобы человеку не говорить: «Ты уходишь, но ты нигде себя не найдешь». Мне кажется, что программировать человека подобным образом непорядочно. Прощаясь, мы всегда старались, чтобы все оставалось на уровне нормальных, добрых человеческих взаимоотношений.

Проходит много случайных «пассажиров», которые могут отнять время на задушевный разговор, а целью этого разговора является стремление получше устроиться в монастыре в бытовом смысле. Как правило, такое происходит с теми, у кого стаж «отсидки» большой…

Со временем стараешься к этим разочарованиям относиться спокойно: люди идут своим путем и, даже если оступаются, Господь их все равно любит.

Может быть, нахождение в нашем монастыре станет каким-то небольшим, но все же светлым опытом, который им поможет в дальнейшем. Стараюсь смотреть на эти вещи только с положительной точки зрения.

Когда приходит человек с 20 годами «отсидки» и говорит, что хотел бы быть поближе к Богу, - ты оказываешься перед выбором. Ты же вводишь его в коллектив, в семью, и боишься, чтобы он там не натворил чего-то. И в то же время как скажешь: «Простите, я не могу вас принять, вы слишком много времени провели в лагерях и стали опасны для общества, вы нам социально не близкий элемент»?

Начинаешь думать о другом: может быть, Господь тебе этого человека вверяет, дает шанс и ему, и тебе, а ты его отвергаешь, тем самым лишаешь, может быть, последней надежды в этой жизни. Начинаешь молиться и за человека, и за то, чтобы Господь указал действительно правильный путь.

Стараешься, по возможности, давать шанс большинству, но со временем приобретаешь опыт и немножко начинаешь видеть человека - чего он внутренне взыскует. Я не говорю о духовности, мы все далеки от нее, но важно хотя бы, чтобы некая мера искренности присутствовала.

Иногда понимаешь, что человек приходит перезимовать, но выгнать его жалко: идти-то некуда, а зимы у нас суровые. Смиряешься и терпишь.

«Там все попы, и даже водитель у владыки - поп»

Моя бабушка была членом партии, занимала на комбинате пищевой промышленности руководящую должность. Она была крещена в детстве, но, понятное дело, в храм не ходила. Выйдя на пенсию, видимо, попыталась вспомнить то, что видела у своей мамы - верующей, воцерковленной. Думаю, что это была какая-то попытка вернуться в свое детство.

Когда мне было 12 лет, она попросила сходить с ней в храм и предложила: «Максим, что ты думаешь насчет того, чтобы покреститься?» Я был не против. Это не был какой-то обдуманный поступок, больше - импульсивный, как у меня, так и у бабушки.

Шел 1989 год, люди шли креститься массово, и взрослых крещаемых было больше, чем детей. В роли крестных могли выступить совершенно незнакомые люди.

У меня формально был «комплект»: крестной стала бабушка, а крестным отцом стал человек, которого я видел тогда первый раз в жизни и более не встречал, возможно, он сам тогда крестился.

В следующий раз я в храме оказался через год: чем-то тяжело болел и, выздоравливая, сказал маме: «Мама, наверное, потом стоит сходить в храм, свечечку поставить». «Почему бы и нет», - ответила мама, тем более до храма минут пятнадцать пешком.

Пришел в храм, поставил свечи, долго бродил внутри, разглядывал росписи, ничего не понимая, сидел на лавочке, молился, как мог, и удивлялся: с одной стороны - какая-то древность, но с другой стороны - это все очень актуально и живо. Ушел с мыслью: «Неплохо бы здесь потрудиться на каникулах». Но тогда эту идею не реализовал.

Я окончил восьмилетку и пошел по-тогдашнему в старшую школу - в девятый класс. Но в школе мне было просто невыносимо. Полгода учебы в девятом классе я чувствовал себя не в своей тарелке. С одноклассниками-то отношения всегда были отличные, дружеские. Если что, мог постоять и за себя, и за друзей: физкультура была в моей жизни с детства… Папа у меня окончил институт физкультуры и работал в плавательном бассейне; мама - выпускница медицинского, в это время работала во врачебно-физкультурном диспансере. С радостью вспоминаю первые поездки в спортлагерь, который находился в живописном сосновом бору, недалеко - высокий берег Иртыша…

Просто учебный процесс перестал увлекать: я не видел никакого приложения для себя в будущем, и тем скучнее мне было напрягаться, чтобы учить совершенно неинтересную мне алгебру и физику.

И тут я узнал, что владыка Феодосий (Процюк), митрополит Омский открывает духовное двухгодичное епархиальное училище. Это был 1990 год. Меня как будто озарило что-то, думаю, это был момент призвания, как будто внутренний голос сказал: «Это твое, и стоит на это обратить внимание».

Владыка Феодосий (Процюк)

Информацию об открытии училища до меня донес школьный преподаватель, он вел факультатив «мировая художественная культура», параллельно с этим был певчим в храме - подрабатывал просто как светский человек в верхнем хоре. Он вызвался меня познакомить с кем-то из священников, причастных к училищу, сказав: «Там все попы, и даже водитель у владыки - поп». Я подумал: «Ничего себе, у них такая мистическая погруженность, что даже водитель, ни больше ни меньше, должен быть попом». Немного детское восприятие, показывающее, насколько я, да и тот певчий, учитель МХК - ничего не понимали в вопросах веры.

Когда пришел, меня сразу в алтаре подвели к владыке под благословение. Он сказал: «Будешь помогать у нас в храме? Смотри, видишь, у нас ребята ходят». «Да, владыка, с удовольствием», - ответил я. Отстоял первую всенощную, литургию на Рождество и остался у владыки на два года в качестве иподиакона. Из школы я ушел, забрал документы в середине учебного года, несмотря на протест и недоумение родителей, которые даже ходили в церковь, чтобы батюшки повлияли на мое решение оставить школу и внушили мне ту мысль, что надо все-таки окончить десять классов. Но тут я оказался непреклонен.

С Рождества начались занятия в духовном училище. Было интересно погрузиться в новую жизнь, мы с утра до вечера находились при храме, с охотой выполняли любое послушание. Понятно, что по уровню образования - это были скорее курсы, все делалось по наитию, литературы было мало, программы учебные только составлялись.

Де-факто это были какие-то богословские курсы, где и ребята-иподьяконы, и седые священники без образования, и бабушки с кошелками - все могли прийти и послушать, как кто-то более или менее системно, по конспектам, сохранившимся со времен обучения в Московской семинарии, читает лекции, а кто-то - бесконечно импровизирует на занятиях, как владыка Феодосий.

В Лавру с чемоданчиком

Через два года владыка написал рекомендацию, и мы с другом - Ваней Холкиным, который теперь протоиерей Иоанн Холкин, настоятель московского храма, с чемоданчиками из кожзаменителя поехали в Лавру, перед поступлением - утепляли переходный корпус, как раз его только-только отдали семинарии. Семинарский корпус тоже тогда только заработал.

Поступили, общались с покойным отцом Кириллом (Павловым), - доводилось ходить за советом, на благословение. Бывали у отца Наума (Байбородина), к которому мы всегда ходили с достаточной мерой благоговения и получали просимое, не было никаких в этом плане духовных казусов. Дружны были со скитоначальником Черниговского скита, это был наш земляк, сибиряк игумен Борис (Храмцов).

С третьего курса Московской духовной семинарии я был отчислен. Перед этим у меня было несколько так называемых «залетов»: пропуск вечерней молитвы, появление в стенах Московской духовной школы в нетрезвом виде… Грехи молодости.

Но главное было в другом. Мы были молодыми, ведь поступили в шестнадцать лет все-таки. Для призвания этого возраста оказалось достаточно, чтобы оно захватило тебя и куда-то повлекло, а для более монотонного, ежедневного труда, где надо и поусерднее посмиряться, и просто претерпеть какие-то вещи - терпения, я думаю, и не хватило.

Плюс юношеский максимализм: мы, ребята из провинции, идеализировали Московскую духовную школу, и не без основания. Но мудрости, чтобы принять и понять какие-то бытовые моменты, дисциплину, - не хватало.

Но то, что дали мне годы учебы в семинарии в Лавре, - осталось со мной. Там появилось и много друзей, за которых я поныне благодарен Богу.

Никитский монастырь я вспоминаю как семью

После того как ушел из семинарии, я поехал в Омск, окончил там школу работающей молодежи. В 1995 году подошел к отцу Науму со словами: «Батюшка, благословите где-нибудь год потрудиться при монастыре».

Старец спросил: «Ты водку пить и воровать не будешь?» Я ответил: «Постараюсь».

Он благословил ехать к отцу Анатолию (Аксёнову), нынешнему епископу Кустанайскому, а тогда игумену Никитского Переславль-Залесского монастыря. Там я и провел год - половину года на коровнике, половину - на кухне в качестве трудника.

Когда окунулся в монастырскую жизнь, никаких разочарований от монастырского братства у меня не было. Начиная с 1991 года, когда приезжал в качестве паломника на несколько недель в тот же Черниговский скит Лавры. Я вспоминаю эти годы как очень благостные и искренние.

Никитский монастырь. Фото: Wikimedia commons / PereslavlFoto

Среди братии был какой-то особый дух или даже голод духовный. Люди живо могли беседовать продолжительное время на такие темы, как совершение пятисотницы, обсуждать первые репринтные издания святителя Игнатия (Брянчанинова)…

Никитский монастырь я вспоминаю как семью. Я не помню каких-то конфликтных отношений или ситуаций, хотя мы год жили ввосьмером в одной комнате.

Когда несли послушание, всегда кто-то охотно готов был прийти на помощь, по-дружески мог зайти на коровник и сказать: «Сколько осталось? Сколько вы не отдоили? Давайте я тоже возьму ведро и тоже подою пару коров».

Взаимовыручка и братство.

Могли мы и повеселиться. Помню, пожертвовали нам несколько мешков журналов «Наука и жизнь», мы смастерили в келье коллаж 1,5 на 1,5 метра, с разными вырезками и иллюстрациями из этих журналов и, пока все это делали, смеялись до упада. Креативные рядом были ребята.

Потом я вернулся в Омск, окончил истфак педагогического университета. Но мне очень хотелось окончить семинарию, взять тот рубеж, который я не осилил и бросил на третьем курсе. Я посчитал, что надо этот вопрос для себя закрыть. Было тяготение пожить жизнью осмысленной, собранной, сосредоточенной.

Я отправился в Томск и сразу был принят послушником в братию Томского Богородице-Алексиевского монастыря. Находился в монастыре на послушаниях и параллельно ходил на занятия в Томскую духовную семинарию.

Братия Богородице-Алексеевского мужского монастыря с архиепископом Ростиславом и наместником обители игуменом Силуаном

В этом монастыре я принял постриг, и там же меня рукоположили. Говорить о каких-то препонах со стороны родителей к моему монашеству не приходилось, потому что и до этого был ряд самостоятельных решений, и родители знали, что я сам делаю свой выбор в жизни и сам за него отвечаю.

Сахалин оказался духовной пустыней

В семинарии нас ознакомили с письмом, в котором говорилось, что Святейший Патриарх Алексий II и учебный комитет при Священном Синоде призывает выпускников периферийных семинарий съездить на год, на два в какие-то отдаленные регионы - Камчатка, Чукотка, Магадан и Сахалин. Леса рук не наблюдалось.

У меня же было желание посмотреть страну, попутешествовать. Я написал прошение, владыка его удовлетворил, и после окончания семинарии уехал в миссионерскую командировку на Сахалин. Вместо двух лет прожил и прослужил семь.

Сейчас принято частенько фрондировать по отношению к епископату, а мне, наверное, в этом отношении повезло, речь не об одном и не двух владыках, - с кем Господь сводил на протяжении жизни. На Сахалине был тогда владыка Даниил (Доровских), епископ Южно-Сахалинский и Курильский. Вообще в епархии в почете была простота во взаимоотношениях между епископом и рядовым духовенством. Никогда не было никакого снобизма, грубости, хамства. Сейчас епархию возглавляет епископ Тихон, брат владыки.

Я возглавлял отдел по тюремному служению, преподавал на курсах дистанционного обучения (тогда Свято-Тихоновский университет проводил дистанционное обучение в отдаленных епархиях), работал в молодежном отделе, совместно с православным братством организовывали паломничества, путешествия по острову со святынями.

А это порой было ой как не просто. Чтобы привезти икону или частицу мощей в какой-нибудь дальний уголок Сахалина, приходилось самому садиться за руль «Ленд Крузера-80» и с помощниками двигаться в путь.

На Сахалине практически была реализована в советское время хрущевская программа «показать по телевизору последнего попа». Тем более, что там и до революции церковность была не в почете. А уж после… В конце восьмидесятых там не было ни одного действующего храма, ни одного священника. Область в духовном плане - пустыня.

Люди воспринимали нас по-разному, кто-то отчужденно, но больше, мне кажется, с радостью, даже какой-то детской радостью. У меня там остались друзья, с которыми мы каждый день списываемся, созваниваемся.

Я, когда полгода назад приезжал туда, почувствовал, что попал домой.

Сахалин - это каторга с серьезным историческим багажом. Еще Чехов писал о нем. А криминальная лагерная система тюремного мира пытается устанавливать свои законы везде, даже в школе.

Можете себе представить, что в школе в начальные классы могут прийти старшеклассники и собирать деньги на «общак» у малышей, пытаются ставить «смотрящего» за классом, за школой?

Мне как человеку, возглавляющему отдел тюремного служения, приходилось путешествовать между Сциллой и Харибдой. С одной стороны была администрация этих тюремных учреждений, которая иногда скептически относилась к визитам священника, особенно касательно литургии.

Могли люди себе позволить ерничать на такие темы, как причастие: что, мол, заключенные приходят, потому что там вино, к которому они относятся как к алкоголю. Приходилось убеждать, оправдываться, объяснять духовный смысл, что используются микроскопические дозы…

С другой стороны - сложно было найти подход к самим заключенным.

Приходилось ездить по разным лагерям, в том числе и для несовершеннолетних. Раз в неделю проводили уроки православия в колонии для малолетних, служили литургию в колонии общего режима, общались с людьми в следственном изоляторе.

Кошка по имени Зося

До сих пор переписываюсь с женщиной, с которой мы познакомились в следственном изоляторе: ее судили за хранение и распространение наркотиков. Женщины и дети в тюрьме - это явление противоестественное. Противоестественность этой картины всегда вызывала какое-то повышенное сочувствие и сострадание, желание что-то изменить, помочь.

Эта женщина - преподаватель игры на домре. У нее муж занимался «бизнесом» по продаже наркотиков и втянул ее в это дело. Ей дали десять лет. Вот уж насколько человек «не вписывался» в атмосферу тюрьмы! Ей было невыносимо тяжко. А со мной она могла пообщаться и донести свои мысли - интеллигентного, интеллектуально развитого человека.

Хотелось ей помочь - писали ходатайства, и, в конце концов, ее по условно-досрочному отпустили. Вот с тех пор и дружим.

Роль отдела по тюремному служению состояла еще и в том, что к нам прислушивался Совет по помилованию, какие-то наши рекомендации, ходатайства, прошения, письма о судьбах некоторых арестантов порой оказывали воздействие на смягчение приговора или меру пресечения.

Однажды я пронес котенка в женский отряд. У нас кошка в соборе родила котят, и я решил сделать сюрприз отбывающим срок женщинам и принес им одного котенка, черно-белого. Отношения с администрацией были нормальные, и они закрыли на это глаза. А девчонки назвали кошку Зося. Я же Зосима, а Зосима тоже Зося вроде. Уже прошло шесть лет, как я уехал с Сахалина. Недавно мне на телефон прислали фотографию, свидетельствующую, что кошка до сих пор здравствует и по-прежнему живет в сахалинской тюрьме. Такая раскормленная, важная.

Заплатить за электричество!

Я вернулся с Сахалина в Омск, чтобы быть поближе к родным. Мама с папой уже не молоды, а бабушке - той, которая меня крестила, было уже девяносто лет (полтора года назад ее не стало). Родная сестра была далеко, уехала по контракту в Штаты, преподавала в Блумингтонском университете.

Владыка Тихон отпустил меня сразу же, как только я озвучил свою просьбу, причем я сказал, что с готовностью приму любой ответ. На такой доброй волне я шесть лет назад вернулся.

Вот уже идет пятый год, как я несу послушание наместника Никольского мужского монастыря Омской епархии. Это небольшой монастырь в деревне - около 30 км от Омска. Он из себя представляет загородный храм, дореволюционный, 1905 года. Восстанавливали из руин.

Процесс этот, учитывая отсутствие регулярного финансирования и помощи - бесконечный. Есть братский корпус, хозяйственные постройки, скит в пяти километрах от монастыря на берегу Иртыша, где условия пожестче - там есть домовый храм преподобного Александра Свирского и отдельно стоящий храм в честь Державной иконы Божией Матери, и нет электричества.

Бывает, руки опускаются, и в основном, как ни стыдно это признавать, из-за каких-то бытовых вещей. Ты думаешь, из каких средств будешь оплачивать электроэнергию или газовое отопление, или что сейчас надо проводить какой-то ремонт, а у тебя нет ни копейки.

А при этом ты ответственен за определенное количество людей, которые доверились тебе как наместнику, и ты должен понимать, что они должны быть как минимум сыты и в тепле. Зима в Сибири суровая. Поэтому вопрос отопления, питания и одежды всегда остро стоит на повестке дня.

А вот когда ты надеялся на человека, строил планы, а он, оказывается, просто не готов брать на себя ответственность, не готов к тому, чтобы на него кто-то опирался, он хочет опереться сам, - от этого бывает горько, больно.

Свято-Никольский мужской монастырь

Выгорать начинает тот, кто когда-то горел

Понятно, что у нас в Церкви, в ее человеческой составляющей есть вещи, которые могут отшатнуть неустоявшегося человека. Всегда нужно понимать: это человеческое, а все, что касается человеческого, может быть подвержено и страстям, и порокам. Но несомненно есть и святое, незыблемое, то, до чего мы не дотягиваемся со своей внутренней борьбой.

Наверное, эта обращенность к Богу, обращенность к святости позволяет отделять одно от другого и понимать, во имя чего мы здесь вообще находимся, не только в монастыре или в Церкви даже, а вообще на Земле.

Выгорать начинает тот, кто когда-то горел, а если у тебя не было горения, то, соответственно, нет и проблем с выгоранием, потому что выгорать нечему, ты изначально был, как говорил преподобный Серафим, как «головешка».

А если моменты горения все-таки наблюдались, было желание искренне послужить Богу и людям в Церкви, а потом ты начинаешь у себя замечать элементы выгорания - какого-то более циничного отношения к тому, что ты делаешь, какого-то разочарования, то впору браться за себя. Лекарство здесь Церковью на протяжении веков уже давно предложено - обратиться не столько на свои проблемы, сколько на проблемы, беды и скорби других людей. Послужить другим.

Это всегда помогает, когда ты не зациклен только на себе. Когда ты стараешься, зачастую через силу, делать что-то не только для себя, но и для других, работу эту возводишь в определенную систему, дисциплинируя себя.

Когда, как говорил преподобный Паисий Святогорец, чужая боль становится своей, когда ты чужие скорби пытаешься пропускать через себя, у тебя появляется шанс не сползти в полную бессмысленность жизни. Через помощь другим Господь вытягивает из многих состояний, где выгорание, может быть, не самое худшее. За это и стоит держаться.