Основные этапы становления современного человека. Основные этапы эволюционного становления человека. Основные стадии эволюции человека

Таксон - классификационная единица в систематике растительных и животных организмов.

Основными доказательствами происхождения человека от животных является наличие в его теле рудиментов и атавизмов.

Рудименты - это органы, утратившие в процессе исторического развития (эволюции) своё значение и функцию и оставшиеся в виде недоразвитых образований в организме. Они закладываются ещё во время развития зародыша, но не развиваются. Примерами рудиментов у человека могут быть: копчиковые позвонки (остатки скелета хвоста), аппендикс (отросток слепой кишки), волосяной покров тела; ушные мышцы (некоторые люди могут шевелить ушами); третье веко.

Атавизмы - это проявление, у отдельных организмов, признаков, которые существовали у отдельных предков, но были утрачены в ходе эволюции. У человека это - развитие хвоста и волосяного покрова на всём теле.

Историческое прошлое людей

Первые люди на Земле . Имя обезьяночеловека - питекантропа получила одна из самых ранних находок, сделанная в 19 веке на Яве. Долгое время эта находка считалась переходным звеном от обезьяны к человеку, первыми представителями семейства гоминидов. Этим взглядам способствовали морфологические особенности: сочетание современных по виду костей нижней конечности с примитивным черепом и промежуточной массой мозга. Однако питекантропы Явы - довольно поздняя группа гоминидов. Начиная с 20-х годов двадцатого столетия и по настоящее время в южной и Восточной Африке было сделано важное открытие: найдены остатки двуногих плио-плейстоценовых приматов (от 6 до 1 млн. лет). Они положили начало новому этапу в развитии палеонтологии - реконструкции данных стадий эволюции гоминидов на основе прямых палеонтологических данных, а не исходя из различных косвенных сравнительно-анатомических и эмбриологических данных.

Эпоха двуногих человекообезьян австралопитеков . Первый австралопитек Восточной Африки - зинджантроп обнаружен супругами Л. и М. Лики. Самая яркая отличительная черта австралопитеков - прямохождение. Об этом свидетельствует строение таза. Прямохождение относится к древнейшим приобретениям человека.

Первые представители человеческого рода в Восточной Африке . Вместе с массивными австралопитеками в Восточной Африке 2 млн. лет назад обитали и иные существа. Впервые об этом стало известно, когда на следующий год после открытия зинджантропа обнаружили остатки миниатюрного гоминида, объём мозга которого был, не меньше (а даже больше), чем у австралопитека. Позже выяснилось, что он был современником зинджантропа. Важнейшие открытия сделаны в самом нижнем слое, датирующемся 2–1,7 млн. лет. Его максимальная толщина составляет 40 метров. Климат, когда закладывался этот слой, был более влажным и его обитателями были зинджантроп и презинджантроп. Последний просуществовал недолго. Кроме того в этом слое были найдены и камни со следами искусственной обработки. Чаще всего это была галька размером от грецкого ореха до 7–10 см, с немногочисленными сколами рабочего края. Первоначально предполагалось, что это умели делать зинджантропы, однако после новых открытий стало очевидно: или орудия изготовлял более продвинувшийся презинджантроп, или оба обитателя были способны к такой начальной обработке камня. Возникновение зажима с полным противопоставлением большого пальца руки должен был предшествовать период преобладания силового захвата, когда предмет сгребался в горстью и зажимался в руке. Причём особенно сильное давление испытывала именно ногтевая фаланга большого пальца.

Предпосылки антропогенеза .Общими предками человекообразных обезьян и человека были стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход этой группы к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привёл к прямохождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали замену дугообразного позвоночного столба S-образным, что придало ему гибкость. Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче, и главное - передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились. Переход от использования предметов к изготовлению орудий - рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла по пути естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Наряду с прямохождением, важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь.

Этапы становления человека . В эволюции человека различают три этапа: древнейшие люди, древние люди и современные (новые) люди. Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

Предки человека Прогрессивные черты во внешнем облике Образ жизни Орудия труда
Парапитек (обнаружен в Египте в 1911 году) Ходили на двух ногах. Низкий лоб надбровные дуги, волосяной покров Рассматривается как древнейшая человекообразная обезьяна Орудия труда в виде дубинки; обтёсанные камни
Дриопитек (найдены костные остатки в Западной Европе, Южной Азии и Восточной Африке. Древность от 12 до 40 млн. лет) По мнению большинства учёных, дриопитеки рассматриваются как общая предковая группа для современных человекообразных обезьян и человека
Австралопитек (костные остатки древностью 2,6-3,5 млн. лет обнаружены в Южной и Восточной Африке) Имели небольшое тело (дл. 120–130 см), массу 30–40 кг, объём мозга - 500–600 см 2 , передвигались на двух ногах. Потребляли растительную и мясную пищу, обитали в открытой местности (типа саванн). Австралопитеков рассматривают и как стадию эволюции человека, непосредственно предшествовавшую возникновению древнейших людей (архантропов). В качестве орудий использовали палки, камни, кости животных
Питекантроп (древнейший человек, останки обнаружены - Африка, Средиземноморье, о. Ява; 1 млн. лет назад) Рост 150 см; объём мозга 900–1 000 см 2 , лоб низкий, с надбровным валиком; челюсти без подбородочного выступа Общественный образ жизни; жили в пещерах, пользовались огнём. Примитивные каменные орудия труда, палки
Синантроп (Китай и др., 400 тыс. лет назад) Рост 150–160 см; объём мозга 850–1 220 см 3 , лоб низкий, с надбровным валиком, нет подбородочного выступа Жили стадами, строили примитивные жилища, пользовались огнём, одевались в шкуры Орудия из камня и костей
Неандерталец (древний человек); Европа, Африка, Азия; около 150 тыс. лет назад Рост 155–165 см; объём мозга 1 400 см 3 ; извилин мало; лоб низкий, с надбровным валиком; подбородочный выступ развит слабо Общественный образ жизни, строительство очагов и жилищ, использование огня для приготовления пищи, одевались в шкуры. Использовали жесты и примитивную речь для общения. Появилось разделение труда. Первые захоронения. Орудия труда из дерева и камня (нож, скребок, многогранные острия и др.)
Кроманьонец - первый современный человек (повсеместно; 50–60 тыс. лет назад) Рост до 180 см; объём мозга - 1 600 см 2 ; лоб высокий; извилины развиты; нижняя челюсть с подбородочным выступом Родовая община. Относились к виду человек разумный. Строительство поселений. Появление обрядов. Возникновение искусства, гончарного дела, земледелия. Развитая. Развитая речь. Приручение животных, окультуривание растений. Имели наскальную живопись. Разнообразные орудия труда из кости, камня, дерева

Современные люди . Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно (около 50 тыс. лет назад), которых назвали кроманьонцами. Увеличившийся объём мозга (1 600 см 3), хорошо развитая членораздельная речь; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальная живопись), одежда, украшения, костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные - всё свидетельствует о том, что настоящий человек окончательно обособился от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид - Человек разумный. Прошло много лет, прежде чем люди от присваивающего хозяйства (охота, собирательство) перешли к производящему хозяйству. Они научились выращивать растения и приручать некоторых животных. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передача опыта.

Расы человека

Всё современное человечество принадлежит к одному виду - Homo sapiens . Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения, неограниченного скрещивания представителей различных рас и плодовитости потомства от смешанных браков. Внутри вида - Homo sapiens - выделяют пять больших рас: негроидную, европеоидную, монголоидную, австралоидную, американскую. Каждая из них делится на малые расы. Различия между расами сводятся к особенностям цвета кожи, волос, глаз, форма носа губ и т.п. возникли эти различия в процессе приспособления человеческих популяций к местным природным условиям. Предполагают, что чёрная кожа поглощала ультрафиолетовые лучи. Узкие глаза защищали от резкого солнечного воздействия в условиях открытых пространств; широкий нос быстрее охлаждал вдыхаемый воздух путём испарения со слизистых оболочек, наоборот узкий нос лучше согревал холодный вдыхаемый воздух и т.д.

Но человек благодаря труду быстро вышел из-под влияния естественного отбора, и эти отличия быстро потеряли приспособительное значение.

Расы человека начали формироваться начали формироваться, как полагают, около 30–40 тыс. лет тому назад в процессе заселения человеком Земли, причём тогда многие расовые признаки имели приспособительное значение и закреплялись естественным отбором в условиях определённой географической среды. Всем расам человека свойственны общевидовые особенности человека разумного, и все расы абсолютно равноценны в биологических и психических отношениях и находятся на одном и том же уровне эволюционного развития.

Между основными расами нет резкой границы, и существует ряд плавных переходов - малых рас, у представителей которых сглажены или смешаны черты основных масс. Предполагают, что в будущем различия между расами совсем исчезнут и человечество в расовом отношении будет однородным, но со многими морфологическими вариантами.

Расы человека не следует смешивать с понятиями нация, народ, языковая группа . Разные группы могут входить в состав одной нации, а одни и те же расы - в состав разных наций.

Время чтения 10 минут

Этапы развития личности - одна из наиболее интересных и загадочных тем. Всем очень хочется узнать больше о себе, возможностях своего развития, совершенствовать навыки и доводить себя до состояния идеала. Философы и психологи рассматривают эти вопросы с разных точек зрения, поэтому формирование единого мнения в данном аспекте невозможно.

В этой статье вы познакомитесь с такими понятиями как формирование и этапы развития личности, сможете выработать свою собственную точку зрения на социальный вопрос взросления и некоторые методы самопознания.

Этапы развития личности по возрасту

Чаще всего используют возрастную градацию - развитие личности по Фрейду и развитие личности по Эриксону, которые предполагают изменение сознания человека по мере его взросления. Есть и концепция эволюции личности по её социальному и духовному уровню восприятия жизни.

Начнем рассматривать этапы развития личности по возрастному критерию, так как эта теория пользуется наибольшей популярностью и распространена повсеместно.

Младенчество

Этот период выделяют Эриксон и Фрейд ("Оральная стадия"). На данном этапе закладываются основы личности и отношение к окружающему миру - доверие или недоверие, уверенность или её отсутствие.

Конечно, важную роль в жизни ребёнка играет его мама, которая представляет для младенца целый мир. Ему необходима материнская забота, которая позволяет чувствовать последовательность, узнаваемость в переживаниях. Дальнейшее развитие личности во многом зависит от первых дней жизни.

При наличии доверия ребёнок воспринимает мир в позитивном ключе, как надёжный, предсказуемый, спокойно переносит трудности, даже временное отсутствие матери рядом. При отсутствии материнской заботы в должной мере возникает чувство недоверия, страха и подозрительности. Таким образом, в основе первого периода лежит соотношение: "доверие-недоверие".

Раннее детство

Период от 1-го до 3-х лет, соответствует "Анальной стадии" по Фрейду, ребёнок овладевает способностью контролировать свои выделительные функции. Кроме того, малыш становится более крепким физически и может выполнять более сложные действия - ходить, карабкаться, умываться.

Очень часто проявляются призывы к самостоятельности "Я сам", важным моментом является помощь родителей в самостоятельных действиях. Необходимо предоставить возможность для развития личности, становления автономии ребёнка. Если его постоянно опекают и всё за него делают, то это идёт во вред развитию, наравне с необоснованной требовательностью.

Подобные вещи вызывают в дальнейшем неуверенность, слабоволие. При положительном развитии развивается воля и самоконтроль.


Дошкольный возраст

Дошкольный возраст, 3-6 лет, ещё называют "Возраст игры", по Фрейду - "Фаллическая стадия", период осознания различия полов. Этот период характерен увеличением социальных взаимодействий - игры, общение со сверстниками и взрослыми, интерес к трудовым делам.

Саморазвитие проявляется в умении брать ответственность за тех, кто меньше или слабее, забота о животных. Основной лозунг: "Я то, что я буду. Сейчас формируется Супер - Эго, в результате понимания социальных ограничений. Возможно обучение и воспитание ребёнка, есть все предпосылки для этого.

Дети испытывают радость от самостоятельных действий, начинают ассоциировать себя с особыми, важными людьми, начинают ставить перед собой цели. К тому же, проявляют фантазию в выборе игр и создании собственных развлечений. Стоит поощрять самостоятельные действия ребёнка, что будет основой для развития инициативности, независимости и помогать в развитии творческих способностей.

Школьный возраст

Школьный возраст (6-12 лет), если обратиться к теории развития личности по Фрейду - "Латентный период". Наблюдается успокоение в психике, на первом месте сейчас освоение и изучение внешнего мира, создание контактов. Основой всего является стремление к освоению новых знаний, всему, что важно в пределах общества, где растёт ребёнок.
Главный девиз: "Я то, чему могу научиться". Детям прививается дисциплина и участие в решении различных задач. Есть стремление в проявлении творчества. Дети нуждаются в поддержке взрослых для развития личности. В негативном развитии могут наблюдаться сомнения в себе и собственной компетенции.
Юность

Юность (12-19 лет), идентичность личности и самоопределение. Важный период для становления и развития личности. Этап поиска и самоопределения. Подросток старается определить своё место в этой жизни и выбрать роль, которая подходит для него. Происходит переосмысление жизни и ценностей.
На данном этапе часто всплывают ошибки прошлых периодов, которые были допущены в воспитании ранее. В результате может возникнуть негативная самоидентификация - принадлежность к неформальным группам и более того - наркомания, алкоголизм, нарушение закона. Наблюдается также тенденция создания кумиров и стремления походить на них.
При положительном развитии событий наблюдается саморазвитие таких качеств, как верность и способность к самостоятельным решениям, определению жизненного пути.

Молодость

Молодость (20-25 лет), начало взрослой жизни. Это период возникновения любви, привязанностей, создания семьи и самостоятельной жизни. В этот период возникает потребность в интимной близости, причём всесторонней, не только на физическом уровне.

Важно наличие взаимных чувств и уважения в отношениях, научиться сливаться с любимым человеком без потери своей идентичности. Человек учится построению межличностных отношений. Если не удаётся обрести этот баланс в отношениях с противоположным полом, то появляется чувство одиночества.

Большое значение в данном периоде оказывает на человека чувство - любовь, которое рассматривается, как доверие к партнёру, верность при любых обстоятельствах, забота о ближнем. Все этапы развития личности необходимо пройти вовремя - "Блажен, кто смолоду был молод…" (А.С. Пушкин), хотя бывает, что развитие идёт с опозданием, и это вполне нормально.

Зрелость

Зрелость (26-64 лет), развитие личности проявляется в заботе о подрастающем поколении. Причём, даже при отсутствии детей, при нормальном стечении обстоятельств, больше концентрируют внимание на внешнем мире и помощи другим. В обратном случае возникает "кризис среднего возраста", появляется чувство бессмысленности жизни.

Как правило, к этому времени человек уже достиг определённых результатов в жизни и имеет потребность передавать знания и умения другим, помогать своим детям, внукам. Наблюдается и в достаточной степени.


Старость

Старость (от 65 лет), последняя стадия развития личности. Происходит очередное переосмысление жизни, человек всё чаще вспоминает прожитые годы и осознаёт правильность или ошибочность своих поступков и решений. Часто говорят: старость - это мудрость. Для тех, кто прошёл долгий жизненный путь и произвёл анализ своей жизни - так и есть.

Данный этап развития личности приходит, когда уже много всего в жизни удалось пройти, покорить наивысшие вершины. И очень важно быть удовлетворённым, находить радостные моменты в прожитой жизни. Тогда старость будет спокойной и уверенной, а приближение смерти уже не будет страшить, ведь жизнь продолжается в потомках и творениях человека.

Если человек не может обрести спокойствие, то его ждут лишь печали по упущенным возможностям и мучения совести. Поэтому на протяжении жизни нужно стараться жить так, чтобы спустя годы, радоваться своим достижениям и свершениям, писать мемуары и рассказывать внукам о своей жизни.

Вот и произвели мы анализ развития личности на протяжении жизни. Однако, это в идеале, к старости приходит мудрость, а в детстве мы живём импульсами и желаниями. Всё зависит от человека и его желания развиваться, а ещё пережитого опыта и осмысления уроков жизни и ошибок на пути.

В зрелом возрасте выделяют также этапы развития личности, которые основаны на уровне развития разума и духовного наполнения сущности человека. Конечно, мы можем и сознательно влиять на эти процессы, применяя саморазвитие.


6 стадий развития взрослой личности

Этапы взросления описаны с чисто биологической точки зрения и если учитывать мнение Фрейда в этом вопросе, то мы прийдем к извечному вопросу о сексуальности, но так ли все однозначно? Многие согласятся с тем, что теория знаменитого ученого и психотерапевта совершенна и несет в себе структурированную подачу информации о человеке. Но для того, чтобы составить собственное мнение, недостаточно знаний всего одной книге по психоаналитике.

Рассмотрим этапы развития личности человека в другой градации.

1. Этап первобытного человека

Наиболее низкий уровень развития человеческой личности - этап первобытного человека. Поведение человека приближается к животному миру - в основе удовлетворение животных инстинктов. Причём на этой стадии человека мало интересуют социальные вопросы и ограничения.

Если личность застрянет на этом этапе, то это может негативно сказываться на близких людях и окружающих, да и сам человек не может быть счастлив при отсутствии контроля над своими желаниями и потребностями. Всё это ведёт к преступности, нарушению законов общества. Причём сдерживают "человека" лишь уголовный кодекс и в меньшей степени моральные принципы.

У человека этого этапа может возникнуть интерес к другим этапам. Для саморазвития и перехода с этого уровня на следующий необходимо осознание потребности и принятие мысли, что всё возвращается, и негативное отношение к жизни и людям также. Необходимо искоренить насилие на уровне мыслей, подсознательных процессов.


2. Уровень обывателя

Второй уровень - уровень обывателя, который мало думает самостоятельно о жизни, большую часть информации черпает из телепрограмм, журналов и СМИ. При этом не подвергает информацию критическому анализу. Здесь уже есть понимание, что нужно избегать насилия в жизни. И это связывают с кармическим опытом либо воспитанием и более высокоразвитым сознанием человека.

При этом человек в обществе ведёт себя вполне нормально, согласно существующим правилам, а на более тонком уровне, в мыслях, позволяет оскорблять, обвинять, обманывать. Основа этого этапа - потребность в удовольствиях, часто встречаются любители выпить, курильщики или просто чревоугодие.

Если мы вспомним развитие личности по Фрейду, то он говорил о возможности развития таких последствий, регрессии в саморазвитии. Человек может быть вполне адекватным, и при этом в сложных ситуациях или в периоды стресса, скатываться до этого уровня, - начинать поглощать сладости в большом количестве, употреблять спиртное и т.д. Люди пытаются обрести душевное равновесие путём получения удовольствий.
Первоистоки заложены в детстве, часто люди данной категории недополучали любви и внимания в раннем возрасте или родители были слишком требовательны, поэтому "балуют" себя во взрослой жизни.Регрессия возникает, когда человек не может справиться со следующими этапами личностного развития.

Для дальнейшего роста нужно произвести глубокий анализ основ своего поведения, понять и отработать психоэмоциональные причины ранних периодов или вырабатывать навыки преодоления жизненных трудностей другим образом. Во втором случае лечится следствие, в первом - причины этого явления (регрессии).

3. Уровень «начальника»

Следующий этап развития личности - уровень "начальника". При этом не имеют в виду начальника в плане карьерном, хотя профессиональное развитие личности может наблюдаться. В первую очередь человек становится хозяином своих чувств и требует порядка от окружающих его людей. Физиологические потребности уже не являются основными в поведении.

В основе поведения - желание владеть, управлять, подчинять. В отношениях это проявляется в желании завоевать внимание представителя противоположного пола, после чего интерес часто угасает. Только встреча человека более высокого уровня может задержать человека на время. Ведь всегда интересно познание нового, а люди тонкого уровня - очень чуткие и иначе воспринимают жизнь, реагируют на неё.

На подсознательном уровне ищем человека на один уровень выше нашего для дальнейшего развития. Интересно, что человек третьего уровня может общаться с людьми более низкого уровня по необходимости или, если не прошёл все уроки прошлых периодов, возникает регрессия, жизнь отправляет нас на повторное изучение.

Условно первые три периода - это развитие личности в социальном плане, а следующие три этапа - духовное совершенствование, саморазвитие.


4. Период «блаженого»

Этап настоящего взросления, называю периодом "блаженного". Человек уже не концентрирует всё внимание на своё Эго, перестаёт быть ребёнком и готов брать ответственность и заботиться о других людях. Далеко не все люди переходят на этот этап, многие предпочитают оставаться детьми и желают быть центром Вселенной, подчинять себе мир. Люди первых трёх этапов не проявляют интерес к данной теме, их устраивает существующие положение вещей.

Давайте подумаем, может ли быть действительно счастлив такой человек? Даже если исполнятся все желания, то будет осадок, чувство одиночества. Для этого периода характерны изменения в восприятии жизни, появляется глубина чувств и эмоций, приходит понимание, что негативные эмоции и чувства - ненависть, злость, обман не могут радовать человека.

Если третий уровень позволяет обрести социальную позицию и стабильность, то сейчас появляется знания для управления своей силой. Приходит понимание, что жизнь не стоит тратить на переживания, рефлексию, она прекрасна и стоит радоваться каждому прожитому дню, создавая прекрасный мир и помогая близким людям.

В возрастной градации - это период зрелости, однако не все приходят к осознанию необходимых критериев взросления личности и необходимости саморазвития.


5. Этап мудреца

Следующий период называют "этап мудреца". Человек обретает знания по управлению собственным сознанием, возрастает понимание уклада устройства мира и причинно-следственных связей. Приходит осознание, что все события жизни имеют свои первопричины, являются уроками, которые необходимо проработать, чтобы преобразовать картину своей жизни.

Человек учится видеть глубинный смысл всех процессов, переход на пятый этап связан с разочарованием в идеалах мира и познании духовной сущности человека. Важно проходить этапы развития личности постепенно, ибо, если упустить четвёртый период - преодоления гордыни, то возникает ощущение бессмысленности бытия и глубокое разочарование.

При правильном ходе развития, возникает настоящая мудрость и понимание эволюции жизни, развитие личности. Человек этого периода находит баланс во всех проявлениях жизни и реагирует на события спокойно, всегда находит варианты решения. Этот баланс держится на глубинном уровне.

Обычно считают, что мудрость приходит в преклонном возрасте, однако, в первую очередь, её формирование зависит от развития самосознания и жизненных процессов, пережитого опыта. Есть такое выражение - "мудрый не по годам".

6. Просветление личности

На последнем этапе происходит просветление личности. Переход к данному периоду воспринимается как откровение или озарение сознания. Человек вдруг понимает, где настоящая истина, в сознании происходит настоящая революция. При этом личность может жить обычной жизнью, а понимать всё на более тонком уровне.

Просветление - это осознание существования жизни в конкретный момент времени, прошлое и будущее - всего лишь иллюзия. Проявления - успокоение, созерцание жизни, "всё идёт, как надо и произойдёт то, что нужно". Себя человек воспринимает как явление, что спонтанно возникает в реке бытия.

Вспоминаются буддисты, монахи, которые познали жизнь и никуда не спешат. Жизнь - это мысль. Она определяется нашим представлением о ней. Встречаются такие люди и в нашей жизни - они невероятно спокойные и удивляют своей стойкостью к любым жизненным ситуациям.


Вывод

Итак, мы рассмотрели этапы развития личности по разным критериям и затронули истоки формирования личности. Важно понять: независимо от нашего положения на данный момент, всегда есть возможность двигаться вперед и не простаивать время, которое с легкостью можно направить на хорошие дела. Будь то самопознание или развитие собственного бизнеса, построение карьеры или творчества, - используйте все необходимые инструменты и добивайтесь успехов вместе с проектом Саморазвития и Самопознания.

Самые древние каменные орудия находят в Восточной Африке, Се­верной и Южной Азии. Именно в этих районах жили австралопите­ки. Они были больше похожи на обезьян, чем на людей, хотя могли передвигаться на двух ногах. Принято считать, что австралопитеки использовали в качестве оружия палки и острые камни, но, скорее всего, еще не умели их обрабатывать.

Примерно 1,0 млн. - 700 тыс. лет назад наступает период, кото­рый называют ранним палеолитом (от греч. «палео» - «древний» и «литое» - «камень»). Раскопки во Франции, вблизи селений Шелль и Сент-Ашель, позволили найти остатки пещер и древних поселе­ний, где на протяжении десятков тысяч лет жили сменяющие друг друга поколения предшественников современного человека. Впос­ледствии такие находки были обнаружены и в других местах.

Исследования археологов позволили проследить, как менялись орудия труда и охоты. Инструменты из кости и заточенного камня (острия, скребки, рубила) становились все более совершенными и прочными. Менялся физический тип человека: он все более приспо­сабливался к передвижению по земле без помощи рук, увеличивался объем мозга.

Так, объем мозга человекообразной обезьяны составлял около 300-600 куб. см, австралопитека - 600-700 куб. см, пите­кантропа - 800-870 куб. см., синантропа и гейдельбергского человека - более 1000 куб. см., неандертальца - 1300-1700 куб. см., современного человека - 1400-1800 куб. см.

Важнейшим достижением раннего палеолита было овладение умением пользоваться огнем (примерно 200-300 тыс. лет назад) для обогрева жилища, приготовления пищи, защиты от хищников.

Первоначально люди не умели разжигать огонь. Его источ­ником служили случайно возникшие лесные и степные пожары, добытый огонь постоянно поддерживался в очагах. Древнегре­ческая легенда о Прометее, похитившем у богов знание об ог­не, вероятно, выступает отголоском памяти о весьма давних временах.

Завершает время раннего палеолита период резкого изменения природных условий существования первобытных людей. Началось наступление ледников, примерно 100 тыс. лет назад покрывших поч­ти всю территорию России, Центральной и Западной Европы. Мно­гие стада первобытных охотников-неандертальцев не смогли при­способиться к новым условиям существования. Между ними обострилась борьба за уменьшившиеся источники пропитания.

К концу раннего палеолита (примерно 30-20 тыс. лет до н.э.) в Евразии и Африке неандертальцы полностью исчезли. Повсеместно утвердился человек современного, кроманьонского типа.

Мировые религии исходили из представлений о сотворении человека высшими силами. В XIX веке, в период господства ес­тественно-научных взглядов, в науке сложился взгляд, согласно которому человек - продукт длительной, постепенной эволю­ции. Однако в XX веке в научно-популярной литературе начала распространяться идея о внеземном происхождении человека.

Дело в том, что современная наука не располагает бесспор­ными данными о непосредственных предках человека совре­менного типа. Предполагается, что он не мог быть продуктом эволюции неандертальцев, которые представляли собой тупи­ковую ветвь эволюции. Иначе говоря, в цепи сменявших друг друга предшественников человека пока не найдено важнейшее, переходное, звено.

Под влиянием различий в природных условиях сложились основные расы людей.

Расовые признаки весьма многообразны. Наиболее нагляд­ными являются пигментация (окраска кожи и волос), форма че­репа, развитость и форма волосяного покрова (бороды, усов, волос на голове), разрез глаз, рост. Использование современ­ных методов исследования включает анализ преобладающих групп крови, папиллярных узоров на пальцах, формы зубов.

Нет никаких данных, доказывающих существование у каких-либо рас умственных, психических, физиологических и иных преимуществ над остальными. Все они относятся к единому биологическому виду «человека разумного» (Homo sapiens).

В число основных рас обычно включают негроидную, ев­ропеоидную, монголоидную и океаническую (австралоидную).

К главным признакам негроидных рас принято относить тем­ную пигментацию кожи, жесткие курчавые волосы, слабый рост бороды и усов, выдвинутый вперед лицевой отдел черепа. Сло­жилась негроидная раса на африканском континенте, хотя археологи находят следы ее проживания и на юге Европы.

У монголоидов преобладают темные, прямые волосы, им свойствен специфический разрез глаз, лицевой скелет с высту­пающими скулами. Монголоиды проживали в Юго-Восточной, Восточной, Центральной и частично - Средней Азии, в Сибири, на островах Полинезии и в Америке.

Европеоидам присущи мягкие волосы, сильное развитие во­лосяного покрова, развитый профиль лицевого скелета, высту­пающий нос. В период мезолита европеоиды жили в Европе, Пе­редней и Средней Азии, на полуострове Индостан.

В качестве отдельной большой расы принято выделять также океаническую, представители которой проживали небольшими группами на обширной территории от Южной Азии до Австралии и Океании. Отличительный признак этой расы - сочетание не­гроидных и европеоидных черт.

Большие расы отнюдь не однородны. Так, например, для ев­ропеоидов севера типично преобладание светлых волос и голу­бых глаз. Европеоиды юга отличаются более смуглым цветом кожи и темными волосами. На границах проживания больших рас сложились переходные расовые группы. Так, переходными между европеоидными и негроидными расами являются мула­ты, эфиопская раса, этнические группы, проживающие в Суда­не. Смешанной формой между европеоидами и азиатскими монголоидами были некоторые народы Сибири, Зауралья и Средней Азии.

Изучение истории рас и характера их расселения по земному шару - важнейший источник знаний о жизни народов, их проис­хождении.

Человек осваивает свою планету

Эпоха мезолита (от греч. «мезос» - «средний» и «литое» - «ка­мень») охватывает период с XX по IX-VIII тысячелетия до н.э. Она характеризуется новым изменением природных условий, которые становятся более благоприятными: ледники отступают, становятся Доступными для заселения новые территории.

В этот период численность населения Земли не превышала 10 млн. человек. Это немного, но при преобладании хозяйства при­сваивающего типа (охота, рыбная ловля, собирательство) необходи­мо было постоянное расширение территории охотничьих угодий. Наиболее слабые племена вытеснялись на периферию обитаемого мира. Примерно 25 тыс. лет назад человек впервые проник на амери­канский континент, около 20 тыс. лет назад - в Австралию.

История заселения Америки и Австралии вызывает немало споров. Принято считать, что человек мог оказаться на этих континентах еще до завершения ледникового периода, когда уровень океана был примерно на 100 м ниже современного и существовали сухопутные мосты, связывающие эти континен­ты с Евразией. В то же время ученые, отмечая, что было не­сколько волн переселения на заокеанские континенты, дока­зывают, что уже на заре своей истории люди могли пересекать широкие водные пространства. Норвежский исследователь Т. Хейердал, чтобы доказать правильность этой точки зрения, пересек Тихий океан на плоту, изготовленном по технологиям, которые могли быть доступны человеку во времена мезолита.

В эпоху мезолита зарождается и получает широкое распростране­ние наскальная живопись. В остатках жилищ того времени археоло­ги находят статуэтки, изображающие людей, животных, бусы и дру­гие украшения. Все это говорит о наступлении нового этапа в познании мира. Абстрактные символы и обобщенные понятия, воз­никшие с развитием речи, обретают как бы самостоятельную жизнь в рисунках, статуэтках. Многие из них были связаны с ритуалами, обрядами первобытной магии.

Наибольшей загадкой для человека был он сам, процесс по­знания, уяснение природы интеллектуальной деятельности и связанных с ней способностей. Первобытная магия строилась на вере в возможность словами, символическими действиями и рисунками воздействовать на отдаленные предметы и других людей, в особую значимость снов. Ранние верования иногда действительно имели под собой определенную рациональную основу. Однако нередко они становились оковами для дальней­шего познания мира.

Большая роль случайности в жизни людей порождала попытки улучшить ситуацию на охоте, в жизни. Так возникала вера в приметы, благоприятные или неблагоприятные. Появился фети­шизм - убеждение, что некоторые предметы (талисманы) имеют особую магическую силу. Среди них были фигурки животных, кам­ни, амулеты, якобы приносящие удачу их владельцу. Возникали по­верья, например, что воин, выпивший крови врага или съевший его сердце, приобретает особую силу. Охоте, лечению больного, выбору пары (юноши или девушки) предшествовали ритуальные действия, среди которых особое значение уделялось танцу и пению. Люди эпо­хи мезолита умели изготовлять ударные, духовые, струнные и щип­ковые музыкальные инструменты.

Особое значение придавалось похоронным ритуалам, которые со временем становились все более сложными. В древних погребениях археологи находят украшения и орудия труда, которыми люди поль­зовались при жизни, запасы пищи. Это доказывает, что уже на заре истории были широко распространены убеждения в существовании потустороннего мира, где человек живет после смерти.

Постепенно укреплялась вера в высшие силы, которые могли как помогать, так и вредить. Предполагалось, что их можно задобрить жертвоприношением, чаще всего - частью добычи, ее следовало ос­тавить в определенном месте. У некоторых племен практиковались человеческие жертвоприношения.

Считалось, что некоторые люди обладают большими способно­стями общаться с высшими силами, духами. Постепенно наряду с вождями (ими обычно становились самые сильные, удачливые, опытные охотники) в жизни первобытных племен начали играть за­метную роль жрецы (шаманы, колдуны). Они обычно знали целеб­ные свойства трав, возможно, обладали некоторыми гипнотически­ми способностями и оказывали большое влияние на соплеменников.

В эволюции человека (Homo) различают три этапа:

1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и

гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий - Homo erectus).

  • 2. Древние люди - неандертальцы (первые представители вида человек разумный - Homo sapiens).
  • 3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный - Homo sapiens) Тихомиров В. Н. Биология: учеб. пособие для 7-го кл. общеобразоват. учреждений с рус. яз. обучения / В. Н. Тихомиров // -- Минск: Нар. асвета, 2010. -199 с. .

Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек - не позднее 50 тыс. лет назад. Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 - 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.

Древнейшие люди жили 2 млн. - 500 тыс. лет назад. Питекантроп - «обезьяночеловек». Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест. Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом - все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое. Синантроп, останки которого найдены в 1927 - 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь. Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.

Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 - 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Настоящие название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 - 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими окончательно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.

Современные люди. Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических особенностей, который характее-цами. Они обладали всем комплексом физических особенностей, который характ-оитая членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные - все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид - Homo sapiens - человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 - 40 тыс. лет тому назад. В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта. Движущие силы антропогенеза. В эволюции человека - антропогенезе - важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей - будущее популяции, стариков - хранителей информации о способах выжить (приемы охоты, изготовление орудий и т.п.) . Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя семьи, племени. Человек - общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда.

В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.

Существует несколько основных теорий происхождения человека. В научном мире лидирующие позиции по-прежнему принадлежат теории английского ученого Чарльза Дарвина, согласно которой далекими предками человека были приматы. Для столь разительного скачка в развитии человечеству потребовалось пройти долгий путь эволюции.

Теория происхождения человека

Среди множества наук существует та, что занимается изучением исторического формирования человека и основных этапов его развития. Это антропогенез, что в переводе с греческого означает «anthropos» – «человек» и «genesis» – «происхождение».

Долгое время единственным объяснением происхождения человека была теория креационизма - самая старая из всех существующих теорий, согласно которой человек есть творение высшего существа. Например, в христианской религии человек был создан по образу и подобию Бога. Аналогичная идея широко распространена во многих религиях и мифах.

В 19 веке в научном мире произошел настоящий переворот, когда английский ученый Чарльз Дарвин предложил сенсационную теорию, утверждающую, что человек произошел от обезьян. Эволюция человеческой расы стала возможной благодаря естественному отбору и законам наследственности и изменчивости.

Рис. 1. Чарльз Дарвин.

Наиболее экзотической теорией появления человечества является космическая. Согласно ей человеческая раса появилась на Земле вследствие инопланетных экспериментов, а люди являются прямыми потомками внеземных существ.

Основные этапы эволюции человека

При всем многообразии различных теорий, научный мир придерживается дарвинистской теории, которая имеет немало научно обоснованных доказательств.

ТОП-3 статьи которые читают вместе с этой

Согласно этой теории человечество пережило пять основных этапов своего развития:

  • . Это переходное звено от приматов к человеку. Тело австралопитека было покрыто густой растительностью, и внешне он больше напоминал примата, нежели человека, однако уже передвигался на двух ногах, использовал орудия труда, а его мозг по объему превосходил обезьяний.

Рис. 2. Австралопитек.

  • Человек умелый. Первый полноценный представитель человеческой расы. Он обладал большей подвижностью тела и зачатками речи, его мозг на одну треть был больше мозга австралопитека, однако его внешний облик по-прежнему был далек от человеческого.
  • Человек прямоходящий. Отличался хорошо развитым мозгом, что позволяло ему изготавливать сложные орудия и вести коллективную охоту, умело использовать огонь, быстро реагировать на меняющиеся условия среды.

Местом, где археологами были найдены останки первобытных людей, оказалась Африка. Именно там произошло зарождение человеческой расы, которая постепенно освоила всю планету. По этой причине Африку часто называют колыбелью цивилизации.

  • Неандерталец . Мозг был развит так же хорошо, как и у современного человека. Для него характерны социальные связи, достаточно хорошо развитая культура, искусство, ритуалы.
  • Человек разумный или кроманьонец. Его внешность практически не отличалась от внешнего облика современного человека. Накопленный жизненный опыт и усовершенствованные орудия труда помогли в развитии хозяйственной деятельности - земледелии и одомашнивании диких животных. Пещерная живопись, скульптура, гравировки, ювелирные украшения - лишь часть достижений кроманьонца.

Рис. 3. Кроманьонец.

Что мы узнали?

При изучении темы «Этапы эволюции человека» мы узнали, что существует несколько основных теорий появления и формирования человечества. Мы познакомились с основными этапами эволюции человека, которые были выдвинуты английским ученым Чарльзом Дарвином, узнали, какими особенностями и навыками обладал древний человек на каждом этапе своего развития.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 392.