Как вспомнить то, что было в раннем детстве? Как вспомнить, куда положил вещь

Случалось ли вам положить ключи от квартиры на «самое видное место», а потом сутки искать их по всем закоулкам? Или же приготовить завтрак, упаковать его в красивую коробочку и… благополучно оставить на столе?
«Проклятая забывчивость совсем замучила, и ничего с этим не поделаешь…», – скажете вы. И ошибетесь. Специалисты полагают, что память прекрасно поддается «дрессировке».

Наш консультант
Юрий Машек, врач-психотерапевт
городской психоневрологической больницы № 2, заведующий Центром психотерапии и медицинской психологии, кандидат медицинских наук

«Чем лучше память, тем выше интеллект человека и тем медленнее наступает старость»

«Памяти мы обязаны всем, что имеем, кто мы есть. Наши идеи и представления – это ее работа. Наши повседневные восприятия, мышление и движения мы черпаем из ее источника. Память собирает бесчисленные явления нашего существования в единое целое. Подобно нашим телам, которые разлетелись бы в пыль, если бы составляющие их атомы не держались вместе благодаря притяжению материи, наше сознание разбилось бы на столько же фрагментов, сколько мы прожили секунд, если бы не связывающая и объединяющая сила памяти». Так говорил об уникальной способности головного мозга профессор-физиолог Эвальд Геринг.

Где живет память?
Люди давным-давно начали интересоваться, в какой именно части тела «записываются» прожитые нами дни. Древние ученые высказывали предположение, что этот своеобразный архив находится в печени. Потом эту версию навсегда отбросили и утвердились в мысли, что секрет кроется в голове. К примеру, древнегреческий мудрец Сократ полагал, что в человеческом мозге существует восковая табличка, на которой при запоминании появлялся след, как будто кто-то поставил печать. Чуть позже появилась еще одна версия: память «оседает» в костях черепа, откуда ее можно извлечь с помощью специальных приспособлений.

Только в ХХ веке ученые, занимающиеся «поисками» местожительства памяти, вплотную приблизились к разгадке тайны. Они пришли к выводу, что каждому виду памяти природа отвела определенное место. Во время Отечественной войны ученый Александр Лурия, наблюдая за ранеными, заключил, что кратковременная память хранится в коре головного мозга, а долговременная – в гипокампе (так называется участок в его середине).

Когда «включается» память?
Некоторые ученые считают, что память человека начинает работать через 20 недель после зачатия, и подтверждают свое мнение результатами исследований. Во время них плоду в материнской утробе посылался звуковой сигнал, а УЗИ-аппарат фиксировал реакцию ребенка на шум. В ответ на сигнал малыш начинал едва заметно двигаться, но после пятого раза реагировать на звук переставал. Когда ученые повторяли сигнал через 10 минут и даже через день, ребенок без труда узнавал знакомый звук.

Так возникла теория, что человек в состоянии вспомнить то, что с ним творилось в мамином животе. Но теория теорией, а что же на практике? Большинство людей припоминают (фрагментами) свое детство с 3-7 лет, а некоторые даже раньше. Например, Лев Толстой утверждал, что помнит, как мать кормила его грудью.

Память: виды и подвиды
Как мы уже сказали, память бывает кратковременная (или оперативная), и долговременная . Первая быстро хватает информацию, но долго ее не удерживает: та либо выветривается, либо перемещается в «отдел» долговременной памяти, где храниться всю жизнь. Кстати, это замечательное свойство нашей памяти может в нужный момент спасти нам жизнь. Известно, что в моменты смертельной опасности за считанные секунды перед глазами проходит вся жизнь человека. Люди науки полагают, что таким образом память дает нам отыскать в своем опыте подобную ситуацию, чтобы выжить.

Ну а для тех, кто умеет обращаться со своей памятью, совсем не проблема вытянуть из нее нужную информацию, какой бы «древней» она не была. Память можно разделить не только по принципу времени, но и по содержанию. Она может быть образной (зрительной), словесно-логической (слуховой), эмоциональной и кинестетической (движение, запах, вкус). Чаще всего у человека ведущим является какой-нибудь один вид, но бывают и комбинации: образно-эмоциональная память, образно-кинестетическая.

Что влияет на память?
Легко запоминается то, что вызвало неподдельный интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств: в состоянии эмоционального подъема в памяти иногда всплывают вещи, казалось бы, давным-давно забытые. Хотя порой сильные переживания могут сыграть злую шутку, «выбив» из головы нужные сведения. Очень важна мотивация. Человек, которому в повседневной жизни не удается запомнить даже пару иностранных слов, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, запросто выучивает язык.

Враги памяти
Плохие привычки:
курение, алкоголь, которые могут вызывать нечто похожее на временный паралич нервных клеток.
Травмы головы. Любые повреждения головного мозга (инсульт, сотрясения) могут сказаться на состоянии памяти. Если страдает кора мозга – нарушается кратковременная память, если серое вещество – долговременная.
Самогипноз или провалы в памяти
Это состояние знакомо многим: припомните, бывало ли, что вы, спеша на встречу, положили на самое видное место самую нужную вещь – и, хлоп, перед выходом протянули руку, чтобы ее взять – а ее там нет! И сколько ни кружи по квартире, сколько не ищи – все бесполезно. Так одна моя знакомая, спрятав перед отпуском заначку – 200 гривен – вот уже два года не может ее найти. Такое состояние специалисты называют самогипнозом. Временное отключение из реальности происходит из-за переизбытка информации, когда мозг защищает сам себя от перегрузок.

Феномен «дежавю»
Кто из нас не переживал это странное чувство «это со мной уже было»?.. Состояние дежавю. Некоторые психологи объясняют его появление влиянием «коллективного бессознательного». Информация, которой владели наши предки, не исчезает бесследно, а «переходит» к нам на подсознательном уровне. Иными словами, благодаря генетической памяти мы можем «вспомнить» то, что было с другими людьми, жившими до нас. О коллективной памяти заговорили после эксперимента над крысами. Нескольких представителей семейства грызунов пугали ярким светом, и их потомство с рождения боялось ярких лампочек, получив в наследство эмоции родителей.

Во всем нужна сноровка, старанье, тренировка…
Общепринятое мнение о том, что клетки мозга – нейроны – не делятся и постепенно отмирают, не соответствует действительности. Результаты современных исследований говорят о том, что нейроны не только делятся, но и возраст человека для их деления совсем не помеха. Возрастное же ослабление памяти связано с нарушением контактов между нейронами. А контакты можно тренировать, и пример тому - актеры, которым приходится учить новые роли всю жизнь, и которые и в старости справляются с длиннейшими текстами. Доказано, что у людей умственного труда память не слабеет вообще. Еще один факт: профессиональная память с возрастом страдает очень мало, поскольку человек использует ее изо дня в день.

А жалобы пожилых людей на плохую память связаны с тем, что по окончании активной работы они перестали ею полноценно пользоваться, и навык ее напрягать постепенно угас.

Как же можно тренировать память? Способов много. Например, римские ораторы при запоминании текста развешивали его тезисы на ветках деревьев, а во время выступления представляли себе, как они бродят от дерева к дереву и собирают листочки с записями. Этот принцип можно использовать и в современной жизни. Например, вы отправляетесь в магазин и сознательно, тренируя память, не составляете список покупок. Как его запомнить? Нужно мысленно развесить таблички с названиями продуктов на домашнюю мебель. Мысленно чертим на столе – «молоко», на кресле – «сыр», на диване – «сметана», на журнальном столике – «спички». А когда наступает ответственный момент покупки, просто представляешь себя дома, ходишь и мысленно читаешь таблички. Суть здесь в том, что связываешь то, что надо запомнить, с тем, что и так хорошо помнишь.

Еще один прием: отделение главного от второстепенного. Чтобы этому научиться, можно поиграть в простую игру: целый день внимательно наблюдайте за всем окружающим, выделяйте главные события, а вечером постарайтесь восстановить их в памяти.

Для тренировки памяти хорошо помогают: решение кроссвордов, учеба (в США стало модным учиться после выхода на пенсию: интересно, что бабушки и дедушки запоминают пройденный материал не хуже, чем молодежь), заучивание стихов. Исследования показали, что, выучив наизусть поэму А.С.Пушкина «Граф Нулин», вы увеличите объем своей памяти на 30 %. Но не нужно пытаться усилием воли заставить себя выучить целую поэму за один присест. Намного продуктивнее каждый день запоминать несколько строчек.

Интересно:
Возможности памяти огромные. Например, Александр Македонский помнил имена всех своих воинов, а их насчитывалось тысячи тысяч. Академик Абрам Иоффе знал наизусть всю таблицу логарифмов. Моцарт, единожды услышав многостраничное музыкальное произведение, мог записать его до последней ноты. Известен случай, когда он воспроизвел по памяти «Мизерере» Аллегри (в 9 частях), а ведь Ватикан хранил ее в большом секрете. Уинстон Черчилль знал наизусть почти всего Шекспира. Наш современник Билл Гейтс помнит сотни кодов созданного им программного продукта. Отсюда вывод: хочешь быть великим – развивай память.

Меню для памяти
Ученые заметили, что у пчеловодов память намного лучше, чем у людей других профессий. Стали искать причину – и оказалось, что во всем «виновато» маточковое молочко, которым пчелы выкармливают главную пчелу-королеву.

Внимание!
Специалисты полагают, что диеты, особенно те, в основе которых стоит принцип длительного однобокого питания, отнюдь не способствуют быстрой работе памяти.

Впечатление, повторение и ассоциация
Средний человек использует не больше десятой доли врожденных возможностей своей памяти. Остальные девяносто процентов пропадают, потому что мы не умеем пользоваться естественными законами запоминания. Этих законов всего три – впечатление, повторение и ассоциация.

Впечатление.
Зрительное впечатление самое прочное, поскольку нервы, ведущие от глаза к мозгу, в двадцать раз толще, чем нервы, ведущие от уха к мозгу. Марк Твен не мог запомнить последовательности пунктов своего выступления, когда читал их вслух, тогда он стал использовать рисунки. Не последнюю роль играют и запахи, которые помогают «фиксировать» в памяти нужные моменты.

Повторение.
Многие монахи цитируют на память огромные части из Библии. Они добиваются этого путем постоянных повторений.

Ассоциации.
Основной принцип науки эйдетики, изучающей развитие памяти, гласит: чтобы запомнить, нужно подключить воображение. Например, «записать» в памяти ничем не связанные слова «жираф», «очки», «вертолет» и «зима» можно, представив себе такую картину: жираф в очках летит на вертолете, а вокруг зима. Таким способом можно запомнить очень много слов. И не только слов, но и дат, имен и фамилий, исторических событий.

Интересно:
Специалисты считают, что самый лучший способ запомнить большой объем информации (студентам во время сессии) состоит из пяти стадий:
1. Предосмотр (быстро пробежаться глазами по тексту).
2. Разделить материал на части и к каждой поставить вопрос.
3. Внимательно прочесть и ответить на вопросы.
4. Пересказать.
5. Проверить себя.

Мини-тренинг
Через 5-10 минут после пробуждения как можно быстрее сосчитайте в обратном порядке от 100 до 1.
Поиграйте в игру: на каждую букву алфавита придумайте слово. Если вы забыли какую-то букву или не можете придумать слово, не останавливайтесь – главное быстрота.
Выберите любую букву алфавита и назовите двадцать слов, начинающихся с нее.
Назовите двадцать мужских имен и столько же женских.

На заметку
Центр психотерапии и медицинской психологии: тел. 543-90-46

Благодарим за помощь в подготовке материала психолога Центра детской и семейной психологии журнала «Мир семьи» Ларису ШКЛОВЦОВУ

---
Еще недавно я помнила события 10-летней давности в подробностях, запахах, цветах, а теперь с каждым годом воспоминания становятся все более расплывчатыми. Почему?
Это не значит, что сведения исчезают, просто каждодневный поток информации вытесняет какие-то детали в закрома долговременной памяти. Наша память сама регулирует нагрузку, готовится к приему новой информации, архивируя «старые» впечатления и сведения.

--
В каком возрасте человек лучше всего запоминает?
Как выяснили ученые, в 19 лет. Но это не значит, что потом возможности памяти постепенно уменьшаются. Специалисты считают, что память можно «накачать» точно так же, как мускулы.

--
У меня прекрасная память на лица, даты, особенно самые значимые в жизни. События всплывают в ярких картинках и образах. А вот пересказать «близко к тексту» что было, например, на родительском собрании, я не могу, остается только «картинка», общее впечатление. А вот муж – моя полная противоположность: мелочи он не помнит, лица новых людей вообще забывает. Зато прекрасно помнит всю последовательность событий, разговоры, фразы, выводы. Почему так происходит?
В психологии есть такой термин – модальность человека. Это способность воспринимать окружающий мир при помощи ведущих анализаторов - наших органов чувств. Поэтому существует разные виды памяти: зрительная, слуховая и кинестетическая. У некоторых людей несколько ведущих модальностей. Кроме того, психологи различают эмоциональную и словесно-логическую память. Первым видом памяти наделены чувствительные люди с тонкой душевной организацией, а второй вид присущ людям с аналитическим мышлением.

ТАТЬЯНА БИЛЕНКО
Журнал "Мир семьи" март 2006 года

Простая рассеянность или очевидное расстройство здоровья? Можем ли мы справиться со своей забывчивостью сами или стоит обратиться за помощью к специалистам?

У нарушений памяти может быть много причин. Наиболее сложные случаи связаны с неврологическими расстройствами. «И прежде всего с болезнью Альцгеймера, - рассказывает невролог Владимир Захаров. - Лишь в начальной стадии этого неизлечимого заболевания мы можем облегчить жизнь больных. Мы сохраняем их память с помощью трансмиттеров, препаратов, восполняющих недостаток ацетилхолина, вещества, при помощи которого информация передается от клетки к клетке. Другая распространенная причина забывчивости - сосудистое слабоумие. Оно развивается стремительно, и в этом случае память помогают сохранить препараты, нормализующие мозговое кровообращение».

Необходимо отличать эти серьезные нарушения от простой забывчивости, которая может быть вызвана стрессом, депрессией или давними травматическими переживаниями. И в этих случаях улучшить память вполне возможно. «Если, забыв фамилию актера, вы вспоминаете ее, услышав его имя, значит, нарушение не носит системного характера. В этом случае можно обратиться к психологу», - говорит Владимир Захаров.

Психологические причины

«Забывчивость нередко возникает в тот момент, когда у человека нарушается связь с самим собой, он перестает слышать свой внутренний голос, а жизнь воспринимает как трудное испытание, - уточняет психоаналитик Ксения Корбут. - Забвение оказывается спасительным выходом, правда, лишь на короткое время». Психодраматические тренинги, работа с психотерапевтом помогают внести ясность в отношения с собой и со своей семейной историей.

С точки зрения психоанализа

Все, что мы пережили когда-то, все, что вызывает у нас чувство дискомфорта, тревоги, страха, мы вытесняем в наше бессознательное. «Так действует один из способов психологической защиты, - поясняет Ксения Корбут. - «Забывая», мы избавляемся от амбивалентности своих чувств, защищаемся от негативных переживаний - словом, на время забываем о том, что вызывает душевную боль. Но одновременно отдаляемся от самих себя, ведь причина наших страданий остается неизменной».

«Я не мог вспомнить, сколько мне лет»

Николай, 51 год, сотрудник Министерства культуры

«Последние несколько лет я то и дело что-нибудь забываю. Например, мне что-то нужно найти в кабинете. Но, пока я туда иду, забываю, за чем шел. По долгу службы мне приходится вести много переговоров с самыми разными людьми. И зачастую я напрочь забываю наши предварительные договоренности. Какой-то внезапный провал, пелена… Такое происходит со мной все чаще, и это становится просто невыносимо. А на днях случилось нечто уже совсем из ряда вон: я не смог вспомнить, сколько мне лет! Все это здорово отравляет мне жизнь».

Все, что хранится в нашем бессознательном, периодически прорывается в символической форме, в виде сюжетных снов, ошибочных действий (описок, оговорок), провалов в памяти. 32-летний Александр постоянно забывает или теряет ключи от своей квартиры. Он рос в авторитарной семье, и родители очень рано дали понять, что ему нет места в их доме. С 18 лет Александр живет самостоятельно. Казалось бы, он забыл о пережитом в детстве, и беспокоит его, пожалуй, лишь такая странная забывчивость.

«Отверженность - сильное разрушающее чувство, с ним трудно совладать, - комментирует Ксения Корбут. - Неосознанно забывая ключи, Александр все еще пытается освободиться от этого переживания. Но каждый раз, сталкиваясь с запертой дверью, снова и снова чувствует свою брошенность». Забывание указывает на наличие проблемы, а то, что именно мы забыли, может подсказать, где искать причину страданий. Психоанализ помогает погрузиться в бессознательное, вновь пережить болезненные переживания и так освободиться от них.

Что делать?

Выполнять упражнения на развитие внимания

Купите красивую рамку, вставьте в нее лист с каким-нибудь стихотворением и повесьте на видном месте. Ваша цель - учить наизусть одно-два стихотворения в неделю.

Работать с телом

Запишитесь в танцевальную студию: занятия помогут максимально мобилизовать ваши память и внимание.

Не стремиться сделать все

Забывчивые люди часто думают о сотне вещей одновременно. Давайте себе отдохнуть и учитесь перекладывать какие-то дела на окружающих - тогда вам легче будет придерживаться главного.

Играть в ассоциации

Соединять одно представление с другим - прекрасный способ их запоминать. Ищите свои приемы запоминания.

Развивать чувственность

Чем больше включены ваши чувства во время какого-то занятия, тем больше шансов, что связанное с ним хорошо запомнится. Заходите в парфюмерный магазин, чтобы обогащать вашу обонятельную палитру, бросьте курить, чтобы лучше чувствовать вкус, и уделяйте внимание тактильным ощущениям.

Главные жертвы забывчивости - это сами забывающие! Поэтому не относитесь к ним слишком сурово. Если, забыв о договоренности, человек вновь вас подвел и пытается найти причину своей забывчивости, проявите терпимость. Подсказывайте, задавайте наводящие вопросы, относящиеся к конкретной ситуации. Именно так поступает психотерапевт во время сеанса. Помогайте вашему забывчивому близкому тренировать память: вместо того чтобы трижды повторять одно и то же, спросите его, помнит ли он то, что вы только что сказали. Такие «проверки» будут способствовать его большей сосредоточенности.

Каждый человек хоть раз в жизни забывал некое событие, имя старого знакомого или местонахождение конкретной вещи. Врачи, изучающие физиологию организма, объясняют это тем, что мозг сохраняет в своем активе только те воспоминания, которые постоянно используются или оказались наиболее яркими, значимыми для человека. Все остальные отправляются на хранение в своеобразную «базу данных» мозга: добраться до них при желании можно, но на пути к этому человек может столкнуться с неожиданными провалами. Как же человеку вспомнить то, что он забыл, и возможно ли это сделать самостоятельно?

Эффективные способы воскрешения воспоминаний

Психологи отмечают, что чаще всего человек забывает какую-то мелкую, незначительную информацию, которая в будущем может ему пригодиться. В таких ситуациях лучший способ воскресить воспоминания - сосредоточиться на событии. Необходимо вспомнить, как, при каких условиях человеку была сообщена нужная информация. Далее следует припомнить детали разговора, своего местонахождения. По этим ассоциативным связям мозг сумеет воскресить и все остальные детали.

Какие же еще способы воспроизведения забытых воспоминаний существуют?

Если человек не может вспомнить конкретное событие, но знает, что ему предшествовало, необходимо двигаться пошагово. Следует вспомнить, как начинался нужный разговор или день, когда произошло забытое событие. Далее человеку необходимо постепенно воскрешать мелкие события того дня, чтобы постепенно прийти к отгадке. В результате, решение проблемы будет найдено за короткое время.

Эффективный способ борьбы с такими провалами - это медитация. Спокойная, расслабляющая музыка, закрытые глаза и освобождение своего мозга от разнообразных воспоминаний - все это помогает человеку отвлечься от мешающих ему эмоций и событий. Подобная медитация может и не помочь в деле воскрешения воспоминаний, но зато всего за 10-15 минут избавит от стресса.

Некоторым людям помогает совершенно иной способ, а именно занятия активным спортом или танцами. Во время пробежки или бокса человек сосредотачивается на работе своего тела, а вот мозг продолжает обдумывать неразрешенную задачу. В результате, после изнурительной тренировки решение находится само, как по взмаху волшебной палочки.

Как в подробностях вспомнить то, что забыл, если это не дает покоя? Довольно часто забытая информация так мучает человека, что он буквально не может найти себе места. В таких ситуациях необходимо отвлечься, на время уйти от решения вопроса, уделяя внимание посторонним вещам. Такое отвлечение мозга срабатывает практически всегда, и уже через пару минут человеку приходит в голову нужное слово, потерянное воспоминание.

Как запоминать информацию, чтобы в будущем ее не потерять

Если человек часто сталкивается с внезапными провалами в памяти, ему необходимо поработать над процессом правильного запоминания. Тут психологи дают следующие советы:

  • нужно всегда связывать воспоминание с конкретным местом, например, с кафе или кинотеатром, где оно было получено, ведь тогда его проще будет воскресить;
  • важную информацию, которую нужно запомнить, следует повторить сразу же после ее получения;
  • информацию нужно связывать с теми сведениями, что уже имеются у человека, используя ассоциативный ряд.

Многие психологи советуют тренировать свою память, создавая так называемые «чертоги разума». Данной техникой воспроизведения нужной информации пользовался Шерлок Холмс в знаменитых детективных романах. Сыщик связывал все полученные факты, даже мелкие детали в единую канву, добиваясь того, что одно воспоминание вытекало из другого.

Чтобы обучиться технике «чертоги разума», человеку необходимо обращать внимание на все окружающие его детали, на любые происходящие с ним мелочи. Далее эти воспоминания нужно фиксировать с помощью ассоциаций, каждый день припоминая их в подробностях. Психологи утверждают, что такая техника помогает развить интеллектуальные и аналитические способности. Однако обучаться и постигать ее со всеми нюансами придется несколько лет.

Нельзя забывать и про чисто физиологические потребности организма. Так, за нормальную переработку информации, и ее сохранение отвечают нейроны. Если человек мало спит или редко отдыхает, нейроны его мозга замедляют свою работу или вовсе погибают. Именно поэтому, вспомнить забытое становится практически невозможно. В таких ситуациях психологи советуют отдохнуть несколько часов, после чего потерянные сведения обязательно появятся.

В состоянии сильного стресса можно даже не пытаться вспомнить потерянные сведения. При неустойчивом эмоциональном состоянии новые воспоминания фиксируются плохо, да и старые не воспроизводятся. В таком случае человеку нужно успокоиться и расслабиться. Как только работа его нервной системы придет в норму, нужная информация тоже объявится.

Мозг человека - сложный механизм, который иногда дает сбои. В результате, человек просто не может воспроизвести те сведения, что хранятся в его долговременной памяти. Однако отвлекаясь на иные события, уделяя время медитации и спорту, человек сможет воспроизвести даже самые мелкие детали, увиденные или услышанные когда-то.

Анна, г. Москва

Наверняка каждый сталкивался с ситуацией, когда нужно быстро что-то вспомнить, но никак не получается.

Нейропсихологи утверждают, что наш мозг помнит абсолютно все, что мы когда-либо видели. Даже когда вам кажется, что информация стёрта из памяти навсегда. Достаточно потянуть за нужные ниточки, и воспоминание всплывёт на поверхность во всех деталях.

Кажется невероятным, что наша голова помнит всё, что было увидено глазами. Наука подтверждает этот факт. Так, в начале 1970-х годов был проведён известный эксперимент (Lionel Standing). Обычным людям показывали 10 000 картинок в быстром темпе. Скажем, на одной был изображен Мухаммед Али, на другой – гантели, потом отпечаток ноги Нила Армстронга на Луне, затем обложка книги Фридриха Ницше «Генеалогия морали», потом красная роза и т.д. И так целых десять тысяч картинок! (На проведение теста ушла целая неделя.)

Казалось бы, такой объём информации не уложится ни в одной голове. Однако самые обычные люди смогли запомнить более 80% изображений.

Трюк состоит в том, чтобы правильно доставать информацию из памяти

На этапе вспоминания картинки показывались парами: одну из них люди видели раньше, а другую нет. Скажем, слева была фотография Мухаммеда Али, а справа – шипящая таблетка Alka-Seltzer. Испытуемые должны были узнать картинку, которую уже видели. И большинство справилось с задачей без всяких затруднений.

Мы ничего не забываем, однако не всегда способны извлечь нужные данные из своих хранилищ. История нейропсихологии знает лишь один случай, когда человек имел прямой доступ к своей памяти. В начале XX века знаменитый советский нейропсихолог Александр Лурия наблюдал уникального человека по имени Соломон Шерешевский (впоследствии он написал о нём книгу «Маленькая книжка о большой памяти. Ум мнемониста»).

Шерешевский легко запоминал исписанную цифрами страницу, причём мог без запинки воспроизвести их как в прямом, так и в обратном порядке. Он запоминал одинаково хорошо как осмысленные слова, так и бессмысленные слоги, числа или звуки, произнесённые вслух или написанные на бумаге. Он мог запомнить сложные формулы, совершенно не разбираясь в математике и итальянские стихи, не зная итальянского. Шерешевский ничего не забывал даже спустя время (и чрезвычайно страдал от этого!). Даже спустя 16 лет он выдавал информацию с потрясающей точностью.

Особенность его памяти была в том, что он непроизвольно создавал зрительный образ для каждого услышанного слова или звука (а зрительные образы, как мы уже поняли, навсегда остаются с нами).

Так, каждый звук имел для него свой цвет, структуру и иногда даже вкус. Голос одного человека казался ему «жёлтым и рассыпчатым», а голос другого он описывал так: «как будто какое-то пламя с жилками надвигалось на меня».

Цифры имели для него лицо: например, «один» – это гордый стройный человек, «два» – весёлая женщина, «четыре» – человек, у которого распухла нога, «семь» – человек с усами, «восемь» – очень полная женщина, мешок на мешке и т.д. Когда он слышал «87», перед мысленным взором возникала полная женщина рядом с человеком, который крутит усы.

Шерешевский мог заглушить зубную боль: она представлялась ему как красная нитка, которая его беспокоит. Боль усиливалась – нитка становилась толще. Тогда же он представлял, как нитка делается всё тоньше и тоньше, а затем растворяется в воздухе, боль проходила.

Слова заполняли сознание Шерешевского ментальными образами без усилий с его стороны – мгновенно и автоматически. В этом и заключалась его феноменальность.

Обычному человеку нужно создавать такие образы сознательно – и тогда результат запоминания будет таким же хорошим, как у Шерешевского.

Как же Шерешевскому удавалось без труда доставать из своей памяти всё, что он желал? Ведь нелинейная ассоциативная природа нашего мозга делает совершенно невозможным сознательное извлечение из памяти воспоминаний в надлежащем порядке. Обычному человеку, чтобы вспомнить, например, чьё-то имя, нужна какая-нибудь ассоциация или хотя бы смутное ощущение: «вроде, начинается на «л», такое странное, что-то африканское…ах! её зовут Лиана!».

Память не следует законам линейной логики, поэтому мы не можем просматривать информацию последовательно.

В голове Шерешевского воспоминания были упорядочены, как карточки в каталоге. Дело в том, что он тщательно организовывал информацию, нанося её на карту знакомых мест в той последовательности, в которой её получил (опять же, он делал это непроизвольно, не отдавая себе в этом отчёта). Скажем, читая длинный ряд слов, он наглядно представлял каждое слово и расставлял эти образы вдоль улицы Горького в Москве или вокруг своего дома в Торжке. Первый – в дверях дома, второй – у уличного фонаря, третий – на заборе, четвертый – в саду, пятый – в витрине магазина. Чтобы вспомнить весь ряд, Шерешевский мысленно шёл по улице и смотрел по сторонам.

Невероятные способности Шерешевского дремлют внутри каждого из нас. Хотя кажется совершенно невероятным удерживать в памяти огромные объемы информации, но по сути, это просто хорошо развитая пространственная память, которая есть у всех и которую можно развивать.

Советы школьникам

1. Запоминайте сначала небольшое количество ключевых дат в истории. Например, в истории России, это могут отечественные войны, освобождение от крепостного права, строительство Петербурга или другие важные моменты. А все остальные события распределяйте в памяти относительно этих ключевых дат. Читая о каком-то отрезке истории, можно задавать себе вопросы: когда это было, до войны или после? Что происходило до или после изучаемого события? Постепенно разрозненные даты выстроятся в единую картину.

2. Числа, месяцы и годы превращайте в образы и складывайте про них истории. Цифры можно представить в виде персонажей или предметов с похожими очертаниями, а затем связать их в историю. 1812 год запоминается так: на колонне висят очки, рядом перпендикулярно закрепили метлу, на ней устроился гусь. Колонна и метла – это образы, похожие на единицу, а очки и гусь – это восьмерка и двойка.

3. Не повторяйте материал сразу, после первого прочтения учебника. Узнавание срабатывает раньше, чем припоминание. То есть вам кажется, что вы помните урок, потому что уже видели эту страницу учебника и узнали ее. На самом же деле текст вы не вспомнили, а просто посмотрели на него. Лучше повторить параграф через несколько часов или даже на следующий день.

1. Создайте свой язык для быстрой записи конспектов. Записывайте только самое главное. В некоторых случаях можно даже зарисовывать.

2. Обязательно задавайте вопросы во время лекции. Если преподаватель не дает такой возможности, то спрашивать можно самого себя. Например, зашла речь о зависимости между спросом и предложением – не нужно тратить время на запоминание кривой, ее расположения на оси координат. Лучше попробовать понять, как эти знания влияют на реальную жизнь. Спросите себя: "Как эта зависимость проявляется на рынке? Как я поведу себя, если цены на товары поднимутся?"

3. Дома, не открывая конспекта, запишите кратко пять-шесть главных тезисов из прошедших лекций. Времени на это нужно минимум, а в конце семестра у вас уже есть содержание курса, почти экзаменационные билеты.

1. Выйдя после совещания, запишите или проговорить про себя, какие договоренности были достигнуты. Формируйте итоги встречи в процессе переговоров – переспрашивайте. Когда начальник дает свои рекомендации, не стесняйтесь переспросить, сформулировав поставленную задачу своими словами.

2. Если вас все-таки что-то отвлекло, вернитесь к мыслям о работе, вспоминая события в обратном порядке. Начните с момента, когда вас что-то оторвало от дел, и, перебирая мысли и события, вернитесь к последнему воспоминанию о работе. Это позволит плавно и без напряжения внимания погрузиться обратно в процесс, а заодно поможет развить умение припоминать.

1. Не оправдывайте свою забывчивость возрастом. Если нет каких-либо клинических отклонений, то возраст приводит к снижению объема памяти всего на 7–10 процентов.

2. Начните писать свою автобиографию. Эта методика идеально подходит для тех, кто вышел на пенсию. Во-первых, она позволяет передать свой жизненный опыт, во-вторых, тренирует память. Кроме того, пожилые люди гораздо работоспособнее молодых, они более усидчивы. Поэтому им проще сесть и погрузиться в воспоминания, вникнуть в работу с текстом.

1. Тренируйте память и внимание в общественном транспорте, запоминая сидящих напротив пассажиров. Войдя в метро или автобус, посмотрите на людей вокруг себя. Потом закройте глаза и попытайтесь восстановить в голове их образ. Припомните, во что они были одеты, какие у них были характерные черты лица, что они делали. Чем больше деталей удастся восстановить – тем лучше.

2. Запоминая внешность малознакомых людей, обращайте внимание не на лицо в целом, а на отдельные, самые яркие черты. Создайте образ, где эти приметы гипертрофированы, зарисуйте его или свяжите со знакомым персонажем. Так вы легко узнаете человека, встретив его снова, даже после короткой встречи. По аналогии можно запоминать и имена, создавая ассоциации между внешностью знакомого и его именем.

3. Развивайте память, восстанавливая события, произошедшие с вами за день. Старайтесь уделять внимание деталям. Вспомните все обстоятельства своего пробуждения. В каком самочувствии вы проснулись? В хорошем, потому что легли рано, или, наоборот, не выспались? Из этого вы сможете восстановить, что делали дальше.

4. Умейте не только концентрировать, но и расфокусировать внимание, улавливая обстановку вокруг себя целиком. Наблюдайте за ситуацией, словно через толстое стекло, ничего не оценивайте, просто отмечайте факты. Метод расфокусированного наблюдения часто используется разведчиками во время слежки, но может быть полезен не только для этого. Он также позволяет защищаться от манипуляций с вашим вниманием. Мошенники и цыгане часто перегружают внимание своих жертв, заставляя их играть по своим правилам.

В подготовке материала использованы источники: www.econet.ru и www.m24.ru

Вопрос психологу:

Здравствуйте! Мне 19 лет, я не замужем, детей нет. Меня воспитывали мама и бабушка, у папы уже была другая семья, в которой он и остался, ко мне приходил 2-3 раза в год.

Лет в 5-10 (я точно не помню во сколько) мама спросила не помню ли я что-то про один случай, когда мне было 2-3 года. Я сказала, что нет. Произошло следующее: когда к нам пришёл мой дядя, а мама с бабушкой отвлеклись, то он закрылся со мной на кухне и не пускал их туда, хотя они кричали и ломились, он просто держал дверь рукой (нет, не было никакого насилия, ТОЧНО!, потому что перед тем, как пойти в школу нужно было проверится у гинеколога), мама сказала, что я не плакала, а смеялась, а потом он открыл дверь и всё; мама спрашивала его про то, что он делал и зачем закрылся, а он ничего не ответил, и я ничего не помню.

Меня это беспокоит уже не один год, в школе и колледже я не спрашивала об этом у психологов, потому что мне не удобно как-то и они все проблемы учеников обсуждали потом с их классными руководителями, а те уже с родителями. Я боялась, что они меня не так поймут, а маму с бабушкой я об этом тоже больше никогда не спрашивала, а дядю и подавно. Пишу вам, потому что это, всё таки, анонимно. У меня не получается вспомнить, хотя некоторые моменты этого возраста я помню очень ярко, может есть какая-то методика или что-то вроде того. Подскажите пожалуйста.

На вопрос отвечает психолог Журавлёв Александр Евгеньевич.

Здравствуйте, Вероника!

Техники "вызывания глубинных воспоминаний" бывают разные: гипноз, медитация, "спонтанное письмо", неглубокий сон, ассоциативные приёмы и т.д.

В принципе, все эти техники так или иначе связаны с психоэмоциональной релаксацией и последующей "работой" сознания и подсознания.

Схема одного из самых простых способов воспоминания очень простая:

1. Расслабиться (принять удобную позу, расслабить мышцы, упорядочить дыхание, очистить голову от мыслей и задач, сосредоточив себя на, например, движениях маятника, пламени свечи, определённых звуковых сигналах). Как именно это сделать описано в 1000000 источниках и есть в интернете. Тем более, что способы релаксации у каждого свои. Кому-то нужен маятник, а кому-то нет. Кто-то быстрее реагирует на медитативную мантрическую музыку, а кто-то на визуальный ряд (свеча, прозрачный кристалл, шар и т.д.)

Тут надо себя искать и знать, либо обращаться к специалисту-гипнологу.

Итак... Вы релаксируете. Теперь...

2. Визуализировать те воспоминания, которые остались. Представить белый экран и как-бы "наложить" на него хотя бы одну "картинку" из того эпизода. Всё-равно какую! Это может быть фрагмент той кухни, дверь, фигура, одежда, лицо и т.д. Надо постараться максимально удержать фокус внимания на этой картинке, постараться дополнять эту картинку деталями и дополнительными штрихами и красками. Вы находитесь как-бы "по ту сторону" камеры. Вы - оператор. Фокус внимания не на том, что делаете Вы внутри картинки, а на детали самой картинки! С деталями придут ощущения, даже образы, которые тогда присутствовали! Постепенно весь экран заполнится. Причём, не двухмерным, а объёмным, глубоким сюжетом!

Но это всё делается только после достижения расслабления!

Главное - не торопиться и быть просто "оператором". Нет задачи увидеть что-то конкретное. Задача - увидеть, "дополнить" картинку как можно большим кол-вом деталей.

А теперь - главное!

Вероника! Насколько Вам это действительно нужно?

Мне кажется, что если с Вами сейчас всё хорошо, то вспоминать какие-то трудно объяснимые эпизоды из детства не стоит!

Интересно разобраться, что всё-таки прячется за "ширмой" Вашего беспокойства, если Вы уверены, что насилия не было.

Вы сейчас - вполне взрослый человек, живущий в информационном пространстве 21-ого века! Вы прекрасно понимаете, что вообще случается в жизни и что, вероятно, Бог Вас уберёг (как и Вашего родственника) от чего-то, возможно, непоправимого.

Что Вы (тогда совсем крошка) пережили - это представить трудно! Это ПРОШЛО! Прошло, но, если сеть тревожность, нечто невротическое осталось.

Надо ли туда возвращаться, чтобы справиться с этим неврозом?

Вот знаете, я не уверен!

У меня своё мнение о том, что такое "незавершённые действия" и "недоигранные драмы". Что-то надо доигрывать и завершать обязательно, а что-то лучше оставить в глубинах подсознания.

Ведь у Вас нет навязчивых страхов, каких-то тревожных сновидений, повторяющихся панических атак? Есть то, что Вы назвали словом "беспокойство".