Будет ли польза от инициативы министра образования и науки. I. почему нужна реформа аспирантуры

2018г. были опубликованы 2 интервью главы РАН Сергеева о скором реформировании аспирантуры и введении обязательной защиты для аспирантов. Тогда мы не стали комментировать слова главы РАН до выяснения всех деталей. Теперь же, благодаря нашим источникам, мы получили возможность узнать подробности и проанализировать их.

1. Сроки начала и проведение реформы

В 2017г. мы уже писали о проекте ФЗ "О научной, научно-технической и инновационной деятельности в РФ" , в котором предусмотрена обязательная защиту по окончании аспирантуры. Данный проект ФЗ должны были принять в 2018г., но перенесли на 2019. Именно принятие данного ФЗ положит начало реформированию аспирантуры. О нем и говорит в частности глава РАН в своих интервью. Наши источники подтверждают, что обязательной защита для аспирантов станет уже максимум до ноября-декабря 2019г. Если же принять проект ФЗ успеют до конца марта, то уже в сентябре 2019г. После этого, в течение 1-2 лет стоит ожидать обновления ГОСТ касающихся аспирантур.

2. Последствия введения обязательной защиты для аспирантов.

Уже сейчас понятно, что введение обязательной защиты принесет только части аспирантов относительно гарантированный выход на защиту Стоит обратить внимание на то, что в своем интервью глава РАН говорит именно о проценте защитившихся аспирантов, а не о росте числа защит. По его словам основная задача реформы - рост процента защитившихся не менее чем в 1,25 раза, а представивших к защите не менее чем в два раза до конца 2024г. Что вполне объяснимо тем, что рост числа самих защит невозможен прежде всего в виду ожидаемого сокращения количества аспирантов на фоне сокращения числа аспирантур (наличие аспирантуры в ВУЗе будет обусловлено наличием диссертационного совета по аналогии с докторантурами). Также не стоит забывать о политике Минобрнауки по сокращению числа дисс. советов до 1200-1300 в конце 2019г. (в рамках оптимизации сети дисс. советов и перехода еще определенного количества ВУЗов на собственные степени) , и ужесточении ответственности оставшихся (Новое положение о совете по защите диссертаций). Поэтому, если сейчас из 90 тысяч аспирантов защищается только 12%, то после проведения реформы количество аспирантов сократится в разы, но процент защитившихся действительно будет выше. В этой связи стоит ожидать также ухудшения положения соискателей. Прежде всего потому, что процент защит у аспирантов можно будет увеличить фактически только за счет сокращения процента защит у соискателей (который и сейчас крайне невысок). Возможность советов допускать к защите лиц "со стороны" тоже заметно сократится. Важно понимать, что диссертационные советы сейчас поставлены в такие условия, при которых они не могут значительно увеличить число защит и при этом не оказаться заподозрены в постановке защит "на поток". Подозрения в том, что совет стал "фабрикой диссертаций", как показывает практика, ведет к его довольно быстрому закрытию. Есть исключения, но они касаются в основном диссертационных советов южных регионов России, на деятельность которых пока смотрят довольно лояльно. Что не гарантирует защитившихся там от скандалов и репутационных издержек. Рассуждая о последствиях введения обязательной защиты для аспирантов и соискателей нельзя не упомянуть, о том, что это существенно повлияет на повышение расходов. Очевидно, что ВУЗы поднимут официальную стоимость обучения / прикрепления в виду того, что количество аспирантур и советов заметно сократится. Что касаемо бесплатных мест в аспирантурах, то следует ожидать их сокращения. Если конечно они вообще будут доступны для рядового аспиранта (почему - см в п. 4) С ростом официальных, вырастут затраты и неофициальные. В условиях существенно ограниченной возможности защититься, а также повышения рисков для диссертационных советов, соискатель вынужден будет либо оплачивать помощь в работе над диссертацией и защите, либо отрабатывать саму возможность защититься. Подобную практику мы наблюдаем уже давно, но в новых условиях она скорее всего приобретет еще большую массовость. Все рассматриваемые последствия несомненно будут способствовать росту интереса к собственным степеням ВУЗов. Что в свою очередь увеличит стоимость получения вузовских степеней. Особенно из числа первой пятерки-десятки, которые уже сейчас способны в какой-то степени конкурировать с обычными степенями. В тоже время нужно понимать, что статус собственных степеней все равно будет несколько ниже. Сложность получения обычных степеней существенным образом повышают их статус. Для преодоления подобной ситуации требуется полный отказ от государственных степеней. Однако в ближайшие лет 5-6 этого точно не произойдет. Политика Минобрнауки последних 6 лет явно нацелена на сокращения числа остепененных государством граждан, но никак не на полный отказ от степеней.

Важно отметить: Введение обязательной защиты будет касаться только аспирантов, которые поступят в аспирантуру после вступления в силу нового ФЗ. Что касаемо аспирантов, поступивших в аспирантуры до вступления в силу нового ФЗ и соискателей, то в случае если они не успеют защититься до 2020-2021г., они также начнут ощущать на себе эффект от реформы аспирантуры т.к. к этому времени поменяют ГОСТ и уже не только новый ФЗ будет влиять на деятельность аспирантур и диссертационных советов.

3. Увеличения сроков обучения в аспирантуре до 5-6 лет и сокращение образовательной нагрузки на аспирантов

Согласно нашим источникам, действительно стоит ожидать увеличение сроков обучения в аспирантурах. Это произойдет как только вступят в силу новый ГОСТ, о котором говорит глава РАН. Т.е. в 2020-2021гг. В первую очередь это будет касаться технических и естественно-научных специальностей. По данным специальностям срок скорее всего увеличат до 6 лет. Также сейчас рассматривается возможность установления минимального пятилетнего срока обучения для остальных специальностей. Точный перечень специальностей станет известен в 2020г. При этом планируется сократить образовательную нагрузку на аспирантов для "увеличения времени на занятие наукой". Однако фактически это просто приведет к "размазыванию" программы аспирантуры на дополнительные 1-2 года. Положительный эффект от данных нововведений оценят разве что только аспиранты, не желающие идти в армию. Для остальных же категорий потенциальных аспирантов это сделает аспирантуру куда менее привлекательной и они будут искать иные пути для получения ученой степени. Прежде всего это соискательство. Что станет в свою очередь дополнительным фактором увеличения официальной стоимости соикательства в ВУЗах, а также неофициальных затрат на защиту.

4. Введение грантов на обучение в аспирантуре и зарплаты для аспирантов как фактический отказ от бесплатных мест аспирантуре

По нашим данным, введение грантов на обучение в аспирантуре вопрос практически решенный. В 2020-2021гг. они будут введены. Цель их введения - предоставление возможности бесплатного обучение в аспирантурах только лицам, разрабатывающим важные для государства и организаций научные темы. При чем способным довести обучение до логического конца. Т.е. до защиты диссертации. В данном обзоре мы не будет писать о возможных злоупотреблениях при предоставлении грантов, отметим только, что само по себе это может стать непреодолимым барьером на пути к бесплатному обучению для большинства. Фактически предлагается (и об это как раз говорит Сергеев), что потенциальный аспирант должен будет найти себе научного руководителя, определиться с темой и аспирантурой (еще и там договориться). Затем подать вместе с руководителем заявку на грант, получить его и только после этого он сможет получить возможность бесплатного обучения. Если аспирант в итоге не защитится, то он не выполнит условия предоставления гранта. В этом случае встанет с большой вероятностью вопрос о возврате средств. Иными словами получить возможность учиться в аспирантуре бесплатно станет либо практически невозможно для рядового человека, либо рискованно.

Также скорее негативный результат может принести введение зарплат для аспирантов. Глава РАН недаром говорит о том, возможно имеет смысл предоставлять возможность открывать аспирантуры (с бесплатными местами) только ВУЗам, которые смогут обеспечить зарплату для аспирантов как минимум в первые годы обучения. Сколько таких ВУЗов найдется? Скорее всего крайне мало. Эта мера сейчас обсуждается и многие признают ее весьма спорной. Скорее всего в ближайшие годы ее не введут. Однако, даже если все ограничится грантами, бесплатных мест в аспирантурах фактически не будет. Обучение в аспирантурах станет практически полностью платным.

5. Заключение.

В заключении хотелось бы отметить следующее: К сожалению реформа аспирантуры, которая начнется в этом году, принесет в основном только дополнительне сложности аспирантам и соискателям.. По мере реформирования уже к 2020-2021г. аспирантуры станут для поступающих фактически полностью платными. А стоимость и сроки обучения в них возрастут. Неофициальные затраты аспирантов и соискателей также будут расти. Еще раз хотим подчеркнуть, что основная цель реформы не увеличение количества защит, а увеличение ее процента. Количество же аспирантов и соискателей будет только сокращаться. Поэтому, если перед вами стоит цель получить степень кандидата наук, вам стоит уже сейчас договариваться с конкретным диссертационным советом и форсировать по возможности выход на защиту. Если у вас есть необходимые связи, то ими стоит воспользоваться. После разработки новых ГОСТов и по мере приближения срока защит аспирантов из рефомированных аспирантур, выйти на защиту станет все более проблематично. Как для аспирантов, закончивших аспиратуру по старым правилам, так и для соискателей. Если же вы твердо решили поступить в аспирантуру, то поступать имеет смысл только после вступления нового ФЗ в силу. При этом вы должны быть готовы к тому, чтобы потратить на это минимум 5 лет и весь этот срок нести существенные расходы. Если у вас есть научный руководитель, способный помочь вам получить грант на бесплатное обучение, то в этом случае вы должны быть точно уверены, что имеете необходимые силы и время чтобы довести все до логического конца.

Что я думаю об анонсированной президентом РАН Александром Сергеевым реформе российской аспирантуры . Действительно, нужно сокращать количество непрофильных лекций и занятий. В большинстве случаев такие часы отдают кому-то, кто обладает наибольшими лоббистскими возможностями в конкретном вузе. Никакого отношения к научной деятельности аспирантов они обычно не имеют. Но вот введение обязательного написания научной работы по итогам обучения вызывает вопросы. Прежде министр образования Ольга Васильева даже говорила об обязательной защите этих работ (вполне возможно, что в итоге и победит именно такой, более жесткий вариант). Иначе говоря, в чем смысл такой обязательности? Ведь прежде на защиту не выходили, по больше части, лишь те, кто либо не успел (часто - не захотел, отвлекшись на более значимые дела) ничего сделать, либо сам оценивал качество своей диссертации крайне низко. Зачем же принудительно заставлять аспирантов и их научных руководителей имитировать научную деятельность, отнимать время у экспертов, мучить диссертационный совет и т.п.? Гораздо проще было бы оценивать тех, у кого аспиранты успешно защитились, по качеству выполненных ими работ, потому что измерение успешности ученых и вузов по количеству защит уже привело к печальным последствиям для научного сообщества, с которыми не может справиться даже неутомимый "Диссернет".

Не совсем понятно и то, как аспирантов будут принуждать сдать их работы? Уволить их ниоткуда не могут, пригрозить отчислением из аспирантуры тоже, ибо они, отказываясь выходить на защиту, и так сами расписываются в том, что их выбор в пользу аспирантуры был неудачным. Диплом об окончании аспирантуры в современных условиях не имеет никакого значения. Так что же - занесут порицание в трудовую книжку? Вывесят фото провинившихся на "стену позора" на сайте вуза? Занесут в черные списки Минобра? Выпишут штраф? Заставят компенсировать потраченные на них государством деньги? Или все санкции затронут лишь научных руководителей? Но ведь это своего рода переложение ответственности с одних на других. Аспиранты - не малые дети, чтобы принуждать их руководителей путем политики кнута помогать своим подопечным в написании работ больше, чем того требуют формальные правила и здравый смысл.

Увеличение времени обучения в аспирантуре с 3 до 6 лет мне тоже представляется вредным, архаичным предложением. Сейчас, когда жизнь значительно ускорилась, тратить лишние 3 года на написание диссертациии - никому не нужная роскошь. Да и сами диссертации, по-моему, давно стали архаикой. Возможно, надо присуждать ученые степени по совокупности научных работ и вклада конкретного человека в науку. Отменить деление на кандидатов и докторов наук, и, вместо этого, просто признавать, что человек - квалифицированный ученый в конкретной области знаний. А уже дальше его репутация будет зависеть от того, как его работы будут оценены разными научными сообществами и организациями. У нас же несметное количество иерархических систем и всевозможных фенек. Сложные, разветвленные иерархии присутствуют в каждом вузе, академии, институте, общественной организации. Вот только к науке все эти звания, ордена и почетные награды никакого отношения, как правило, не имеют.

​За крупными и грозными событиями политики и экономики, несколько в тени пребывает грядущая реформа российской аспирантуры. Не столь уж многих занимает эта, относительно небольшая часть образовательной сферы - да, может быть, не так уж сильно она и меняется. Но некоторые нюансы тут есть.

Аспирантура, вообще-то, всегда пребывала как бы «между образованием и наукой». Между ними, она и останется - вопрос лишь в том, «на какую ногу» упор будет сильнее. «Точкой отсчета» в данном случае станет последняя редакция федерального закона об образовании, вступившая в силу в 2013 году и назначившая аспирантуру третьим этапом высшего образования.

Это повлекло за собой ряд мер - прежде всего, по обеспечению надлежащего объема учебных часов и занятий. И, помнится, руководство многих научных институтов, где были аспиранты и где их рассматривали прежде всего как молодых ученых, оказалось и озадачено, и обеспокоено, как теперь быть.

И вот, похоже, предстоит «наклон в другую сторону» с переносом центра тяжести все-таки «на научную ногу». С таким заявлением выступил президент Российской академии наук Александр Сергеев. Заявление было очень кратким - зато президент РАН не просто «выдвинул инициативу», но обещал решение вопроса в ближайшее время, благо все уже согласовано с новым министром науки и высшего образования Михаилом Котюковым .

Изменений, собственно, четыре: во-первых, все аспиранты будут обязаны написать научную работу (с чем сейчас дело обстоит далеко не благополучно). Во-вторых, объем учебных часов для них будет сокращен - пока не сказано, насколько. «Уменьшить объем педагогики, не накручивать огромное количество часов лекций», - поставил задачу академик Сергеев.

В-третьих, срок аспирантуры может быть продлен до пяти-шести лет - не всем подряд, а тем, кому это реально нужно для завершения научной работы. И, наконец, в-четвертых, аспирантам, вроде как, помогут материально. Президент РАН сформулировал это так: «К примеру, можно будет давать аспирантов только туда, где руководители и институты докажут, что они смогут с самого начала обеспечить нормальную зарплату».

Последнее, возможно, вызвало оживление у образованной публики. За постсоветские годы россияне уже привыкли к тому, что не только аспирантская стипендия не может рассматриваться вообще как деньги, но и на зарплату научную жить нельзя. Сейчас это стало не совсем так - но, тоже, смотря где. История выживания ученых сложна и драматична.

В советские времена на аспирантскую стипендию (а она называлась именно стипендией), помнится, можно было прожить - одинокому целеустремленному молодому ученому, не претендовавшему ни на какие излишества. Иные из нас, выросшие в интеллигентских семьях, помнят назидательные родительские рассказы о том, как у них в НИИ был один аспирант - замечательный головастый парень из бедной семьи, из глубинки. И брюки-то у него были рваные - и, чтобы их не показывать лишний раз, он безвылазно сидел в лаборатории да в библиотеке - а в итоге так блестяще защитился, ему вместо кандидата сразу доктора присвоили.

Иногда случалось и так. Другое дело, что далеко не все аспиранты были столь фанатично преданы науке - возраст же аспирантский, «в самом соку», способствовал как раз ускоренному созданию семей, и те 70 брежневских рублей уже проблемы не решали. А после 1991 года всем этим назиданиям пришел конец - ни в каких, даже самых рваных брюках, молодому ученому стало не выжить.

Однако, если серьезно, можно было бы ожидать, что ректоры и вузовская профессура отнесутся к переменам в аспирантуре отрицательно или, как минимум, настороженно - все-таки, это означает как бы некоторое сокращение их «сферы влияния», выигрыш «конкурирующей организации». Пока вузовское сообщество не спешит высказываться, но некоторые голоса уже свидетельствуют, что ситуация сложнее.

В поддержку «научного сдвига аспирантуры» в беседе с корреспондентом «Росбалта» высказались профессор Высшей школы экономики, академик Российской академии образования Виктор Болотов, за чьими плечами работа заместителем министра образования РФ и руководителя Рособрнадзора, и проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы Андрей Марголин.

«Когда принимался закон об образовании - когда, собственно, аспирантура и стала третьим уровнем - еще тогда было очень много споров. Зачем это делать? - рассказал Болотов. - В российской традиции уровень образования всегда дает право на некоторую профессиональную деятельность. Вопрос: на какую профессиональную деятельность дает право завершение аспирантуры?».

Сторонники последней версии закона пытались на это ответить: мол, дает оно право на преподавание в высшей школе. «А что, в высшей школе нельзя преподавать, не завершив аспирантуру? - спросил Виктор Болотов. - Половина нынешних преподавателей ее не завершала, и прекрасно преподает, особенно практики. Решение тогда приняли, а ответ на этот вопрос так и не был даден. Что дало аспирантам то, что аспирантуру превратили в третий уровень высшего образования, так до сих пор и непонятно».

Поэтому, как считает Болотов, «ничему не навредит отмена этого решения». «Правда, это надо делать через закон, - подчеркнул собеседник агентства. - Надо менять закон об образовании».

Виктор Болотов одобрил сокращение учебных занятий, «школярства» - «потому что в аспирантуре надо научную литературу читать, статьи писать, учиться исследовать». Дифференцировать сроки аспирантуры - тоже правильно, ибо, как напомнил опытный педагог, «в разных отраслях знаний требуется разное количество времени на написание завершенного научного текста и, даже если по статьям защищаться - на создание результата». Особенно в экспериментальных науках - физике, химии, где эксперименты длятся по нескольку лет, и надо их еще и оформить.

Идея, что не все институты могут получить право на аспирантуру, а только те, которые смогут доплачивать аспирантам - естественно, не просто так, а за то, что они участвуют в реализации проектов и преподавании дисциплин, связанных с их научной деятельностью, тоже представляется собеседнику правильным.

«Исследования ВШЭ показали, что больше половины аспирантов подрабатывают. Это было и в советское время. И если подработка не связана с их научной деятельностью, то это мешает научной работе, защите и т. д., - рассказал Виктор Болотов. - Когда прежний министр Дмитрий Ливанов был ректором МИСиС, он жестко поставил условие, что если профессор не может найти работу аспиранту, связанную с его деятельностью, и платить приличные для жизни деньги, то он такому профессору аспирантов не давал».

Проректор РАНХиГС Андрей Марголин также подчеркнул что «в эпицентре, конечно, должны быть научные исследования, а не сами эти учебные занятия в больших количествах».

«Я, честно говоря, поддерживаю эту точку зрения, потому что я не думаю, что аспирантура как третья форма высшего образования была правильным решением, - отметил Марголин. - Аспирантура - это про исследования, а не про учебный процесс. Поэтому все-таки гораздо лучше, чтобы аспиранты имели много времени для подготовки диссертации».

Из собственно-учебных занятий, по мнению проректора, аспирантам, скорее, нужны некоторые дополнительные курсы. «Например, по написанию статей в рейтинговых журналах - это особая технология, - отметил Андрей Марголин. - По работе с разнообразными базами данных. Может быть, по методологии научных исследований как таковых».

На естественный в таком случае вопрос - а зачем же тогда, не столь уж давно, принимали такую редакцию закона? - ответы прозвучали тоже для нашей страны естественные «Есть принцип неуправляемости прошлого, - заметил Марголин. - Значит, в момент корректировки закона так сложился консенсус - сторонники аспирантуры как третьего этапа высшего образования оказались в большинстве». Виктор

Болотов в данной связи процитировал известную фразу депутата Госдумы Олега Смолина: «Большинство проголосовало, не приходя в сознание».

Леонид Смирнов

  • Внимание чиновников к исследованиям ученых оборачивается лишь усилением бюрократического пресса

    ​Президент РФ Владимир Путин рассказал о планах по заманиванию обратно в Россию наиболее успешных ученых-россиян. Избранный в сентябре 2017 года новый президент Российской академии наук Александр Сергеев энергично взялся за дело (в минувшем январе оба президента встретились и остались довольны друг другом).

  • Правительство призывает менять школьную программу в соответствии с научно-техническим прогрессом

    Правительство обязало Минобрнауки совместно с академиками проверять научное обоснование всех предлагаемых изменений в федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования. Ранее в Минобрнауки неоднократно называли действующие стандарты "пустыми" и осенью 2017 году попытались перейти на новую версию ФГОС с "детализацией требований" к результатам обучения.

  • Историк Игорь Федюкин о правилах защиты диссертации как метафоре государственного управления

    Процедура защиты диссертаций, т. е. допуска в профессию, едва ли не самое больное место российской науки. С одной стороны, качество защищаемых работ и самой процедуры защиты нередко оказывается позорно низким, на грани (или за гранью) профанации; коррупция и плагиат давно уже носят массовый характер.

  • Его пример – другим «Наука»: почему важнейший национальный проект может сработать вхолостую

    ​1 октября, правительство должно представить окончательный вариант национального проекта «Наука», одного из 12 нацпроектов, определенных в майском «суперуказе» президента РФ Владимира Путина. Реализация нацпроекта начинается с 1 января 2019 года.

  • Вузы России неоднозначно оценили планы по реформированию аспирантуры

    ​Аспиранты и преподаватели вузов считают своевременной дискуссию о реформировании аспирантуры, однако их мнения по поводу предложений Минобрнауки РФ разделились. С одной стороны, увеличение сроков обучения позволит больше времени уделить глубине и качеству научных исследований.

  • В частности, продлится обучение и увеличится время на научную работу. Аспирантом в России быть непросто: приходится тратить время на подработки, а не на науку. Есть те, кто даже уезжает учиться за рубеж. Поможет ли реформа?

    Глава Российской академии наук Александр Сергеев анонсировал реформу аспирантуры. Он предлагает продлить обучение там до 5-6 лет, при этом уменьшить количество лекций и увеличить число часов на научную работу. Обязательной станет и защита кандидатской диссертации, сейчас это по желанию. Плюс в первые годы аспирантуры можно было бы ввести специальные меры финансовой поддержки для аспирантов, считает глава РАН.

    «Гуманитарии» сейчас учатся в аспирантуре три года, «естественники» — четыре. Многие иногородние идут в аспирантуру ради общежития. Некоторые молодые люди пытаются увильнуть от армии — защитивших кандидатскую не призывают. Есть и те, кто грезит о карьере преподавателя или ученого — без аспирантуры не защитишь кандидатскую диссертацию. Но жить на стипендию аспиранта невозможно — в среднем по стране она не выше 10 тысяч рублей.

    Ирина Абанкина директор Института развития образования ГУ ВШЭ «Очень многие университеты, если берут студентов, не ограничиваются только стипендией, но и зачислением по внутреннему совместительству на полставки в научные сотрудники, и действительно выплачивают вознаграждение уже за работу в научных исследованиях, в научных проектах».

    Предыдущая реформа прошла два года назад. Аспирантуру превратили в продолжение системы бакалавриат — магистратура. Количество предметов увеличилось, из-за этого времени на написание кандидатской стало гораздо меньше, а она может стать обязательной, жалуется аспирант журфака МГУ Максим. При этом приходится подрабатывать. У него работа в музее на ставке в 20 тысяч, плюс он водит частные экскурсии по Москве, но это только в теплый сезон. Многие его знакомые зарабатывают на жизнь репетиторством. О поддержке научных проектов говорить не приходится, рассказывает Максим:

    Максим аспирант факультета журналистики МГУ «Есть система грантов, но получить грант крайне сложно, и это огромная ответственность с точки зрения отчетов. На гранты подают все-таки уже состоявшиеся ученые, а аспирантам это и не так просто, только если научный руководитель этим будет заниматься. Стало больше разных дополнительных предметов помимо основных, по которым сдаются экзамены кандидатского минимума. Ты ощущаешь себя немножко жителем мира Кафки, который идет куда-то к замку долго, но его по дороге все время что-нибудь отвлекает. Если это сократят, будет замечательно».

    Сокращение числа лекций может навредить как студентам, так и преподавателям, уверен Илья Утехин, профессор факультета антропологии Европейского университета, который сейчас существует как исследовательский центр в Санкт-Петербурге:

    Илья Утехин профессор факультета антропологии Европейского университета «Если мы позволим инициативы, когда научное сообщество само организует что-то новое и позволяет аспирантуре быть реально обучающей, тогда действительно мы преодолеем то отставание в области науки и в области высшего и самого высшего образования, которое явно проявляется сейчас при сравнении России и развитых стран».

    Business FM поговорила с теми, уехал учиться в аспирантуру за рубеж. Выпускница физфака МГУ Диана Гришина в 2013 году мечтала связать свою жизнь с российской наукой. Но с перспективой получать примерно шесть тысяч рублей в месяц в аспирантуре Диана понимала, что наукой придется жертвовать. Она начала искать в интернете предложения за рубежом. Ее труды в области создания трехмерных фотонных кристаллов из кремния заинтересовали нидерландских ученых. Во многих европейских странах аспирант может спокойно жить без подработок, продолжает Диана Гришина:

    Диана Гришина аспирант, выпускница физфака МГУ «Тебя нанимают на должность «молодой ученый», у тебя контракт на четыре года с фиксированной зарплатой, нет никаких лекций, ты только сам иногда учишь студентов, но в конце ожидается, что ты напишешь диссертацию. Когда набирают аспирантов, то у группы уже есть финансирование, которое она выиграла как грант, то есть такого не может быть, что деньги закончились, тебе больше нечего делать. Нет никаких войн, которые я очень много видела у нас на факультете. Иногда мне казалось, что в России очень много ученых, которые в основном заняты не наукой, а поиском денег на науку. Надо подавать заявки сильно заранее, даже на какие-то мелочи. Помню, как на физфаке я хранила образцы в коробочках из-под йогурта, потому что мы не могли купить коробочек для образцов».

    Что касается увеличения срока обучения, тут есть как минусы, так и плюсы. Из недостатков — статус «вечный студент». Из преимуществ — все наверняка будут успевать завершить кандидатскую. Сейчас некоторые студенты не укладываются в три-четыре года.