Об оспаривании кадастровой стоимости по «новому. Президент рф подписал закон, изменяющий порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости Президент Российской Федерации

С 2020 года во всех субъектах Российский Федерации государственная кадастровая оценка будет проводиться по новым правилам. Почему это важно? На основе кадастровой оценки объекта недвижимости – квартиры, дома, земельного участка – рассчитывается налог на имущество физических лиц, который платят все собственники. «Всё о новостройках» узнал, какие новеллы содержит новая редакция закона.

В 2015 году в России вступил в силу закон, который устанавливал новые правила расчета налога на имущество – с учетом кадастровой оценки объекта недвижимости. Ранее для этих целей применялась инвентаризационная стоимость. Соответствующие данные хранились в БТИ. И уже с 2016 года пилотные регионы начали платить налог, рассчитанный по новым правилам. Суммы налогов за конкретные квартиры и дома в большинстве своем выросли. Хотя были и обратные случаи, когда налог стал меньше.

От инвентаризационной стоимости – к кадастровой оценке

Дело в том, что кадастровая оценка по сути своей – это рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная на конкретный момент времени. Например, на 1 января того или иного года. Следующая кадастровая оценка должна быть проведена в регионе не менее чем через 3 года и более чем через 5. Весь период между кадастровыми оценками для налогообложения применялась существующая оценка вне зависимости от изменения реальной рыночной стоимости недвижимости. Это особенно ярко проявилось во время кризиса, когда цена недвижимости упала, а кадастровая оценка сохранилась на прежнем уровне. Более того, в соответствии с законом ежегодно налог повышался на 20 %, поскольку применялись так называемые повышающие коэффициенты, которые должны были облегчить для россиян переход от инвентаризационной стоимости к кадастровой оценке. В итоге стоимость недвижимости падала. А налог рос. Парадокс. Кроме того, в кадастровой оценке объектов недвижимости допускались многочисленные ошибки.

Так, в июле 2018 года Росреестр обнародовал статистику оспаривания кадастровой стоимости. По подсчетам ведомства за 6 месяцев 2018 года комиссии по пересмотру кадастровой стоимости приняли 61 % решений в пользу граждан.

Если быть совсем точным, то комиссии по пересмотру кадастровой стоимости, созданные при Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, рассмотрели 12 882 заявления граждан, и касались они 20 256 объектов.

Напомним, в случае несогласия с оценкой оспорить ее результаты можно в суде или в специальных комиссиях по оспариванию, созданных при управлениях Росреестра во всех регионах России. А заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости рассматривается комиссией в течение одного месяца.

Дело в том, что ранее кадастровую стоимость объектов недвижимости определяли независимые оценщики. Итоги их деятельности утверждали региональные и местные органы власти. Но многочисленные обращения граждан за пересмотром кадастровой стоимости показали, что система работает далеко не безупречно и ее надо менять. Кроме того, применение такого порядка исчисления налога на имущество физлиц привело к существенному увеличению налоговой нагрузки на граждан. На ситуацию обратил внимание президент Владимир Путин в ежегодном послании президента Федеральному Собранию.

«Когда некоторые коллеги убеждали нас, и меня в том числе, использовать рыночную стоимость недвижимости при расчете этого налога, они говорили, что старые, устаревшие оценки БТИ – это анахронизм. Однако в реальности оказалось, что кадастровая стоимость, которая вроде бы должна соответствовать рыночной, часто значительно ее превышает. Мы так не договаривались, и люди от нас этого не ожидали », – указал Владимир Путин.

Глава государства поручил уточнить механизм расчета налога и определения кадастровой стоимости недвижимости – в любом случае она не должна превышать реальную рыночную стоимость.

Кадастровая оценка по-новому

В новой редакции федерального закона «О государственной кадастровой оценке» предусматривается применение на всей территории страны единой методики кадастровой оценки, основанной на принципах единообразия и обоснованности. Этот механизм кадастровой оценки направлен на недопущение ошибок и, как следствие, на сокращение количества обращений о пересмотре кадастровой стоимости.

В настоящее время Росреестр не проводит государственную кадастровую оценку. Новая система государственной кадастровой оценки предусматривает передачу полномочий по определению кадастровой стоимости государственным бюджетным учреждениям, которые будут заниматься этой деятельностью на постоянной основе. Ими могут быть как вновь созданные, так и уже существующие учреждения, наделенные соответствующими полномочиями. Ответственность за их работу возложена на региональные органы власти.

Одним из ключевых изменений проведения работ по определению кадастровой стоимости стало появление нового понятия «подготовка к проведению государственной кадастровой оценки». Считается, что это самое главное, так как в рамках подготовительных работ проводится уточнение сведений об объектах оценки, а также сбор полной рыночной информации и сведений о ценообразующих факторах.

Также бюджетные учреждения уполномочены предоставлять разъяснения в части определения кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок.

Закон о кадастровой оценке вводит новое понятие «федеральный государственный надзор за проведением государственной кадастровой оценки».

Росреестр будет осуществлять надзор за деятельностью бюджетных учреждений. При этом в задачи Росреестра входит проведение мероприятий, направленных на недопущение ошибок в деятельности таких учреждений, а не на их выявление. В частности, ведомство планирует установить постоянное наблюдение за порядком действий бюджетных учреждений и органов власти в части проведения кадастровой оценки, и при наличии возможных недопустимых отклонений оперативно указывать на их наличие. Такие надзорные полномочия ведомства предусмотрены новым законом наравне с внутренним контролем качества оценки на региональном уровне. Таким образом, в законе предусмотрены механизмы для предупреждения возникновения ошибок, а также устранения их последствий максимально безболезненно для граждан. Росреестр, как и сейчас, будет вносить в Единый государственный реестр недвижимости кадастровую стоимость объектов, полученную в результате государственной кадастровой оценки.

Также новым законом сохранен механизм оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде либо в комиссиях по рассмотрению споров, которые будут создаваться уполномоченным органом субъекта Российской Федерации.

У нас

В Новосибирской области определять кадастровую стоимость объектов недвижимости в соответствии с законом о кадастровой оценке будет государственное бюджетное учреждение Новосибирской области «Новосибирский центр кадастровой оценки и инвентаризации», созданное распоряжением правительства Новосибирской области от 04.05.2018 № 163-рп «О реорганизации областного государственного унитарного предприятия "Технический центр учета объектов градостроительной деятельности и обеспечения сделок с недвижимостью по Новосибирской области"».

Ответственность за работу государственного бюджетного учреждения возложена на региональные органы власти, в Новосибирской области – на департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области.

В Новосибирской области государственная кадастровая оценка по новым правилам будет проводиться с 2019 года.

В числе первоочередных работ на территории Новосибирской области планируется проведение государственной кадастровой оценки земельных участков категорий земель особо охраняемых территорий и объектов и земель водного фонда.

При определении кадастровой стоимости используется метод массовости, в применяемом подходе не должны учитываться уникальные особенности объектов.

Именно поэтому 1 кв.м. земли под Вашей бытовкой может стоить столько же сколько и 1 кв.м. под элитным торговым центром Вашего соседа, а 1 кв.м. Вашего домика из соломы - соответствует стоимости 1 кв.м. особняка барина.

По общему правилу, данный вид стоимости завышен и не соответствует рыночной!

Внимание!!! Скачать отчет с расчетом удельного показателя стоимости Вашего об ъекта можно в открытом доступе используя сервис , однако данный документ имеет очень большой объем!

Когда определяется кадастровая стоимость?

Согласно действующему Законодательству об оценочной деятельности

1. В городах федерального значения - каждые 2-5 лет.

Внимание!!! Последняя кадастровая стоимость в Москве определялась по состоянию на 01.01.2016г. и утверждена с 01.01.2017г.

2. В остальных регионах - каждые 3-5 лет.

Внимание!!! Последняя кадастровая стоимость в Московской области в отношении земельных участков определялась по состоянию на 01.01.2013г. и утверждена с 01.01.2014г., в отношении остальных объектов недвижимости - утверждена с 01.01.2016г.

В 2018 году кадастровая оценка проводится ГБУ МО "Центр кадастровой оценки" ! Она будет утверждена и применяться для целей налогообложения с 01.01.2019 года.

Куда обратиться чтобы оспорить кадастровую стоимость?

К нам! А мы в свою очередь обратимся:

1. В Комиссию при Управлении Росреестра Вашего региона (до 01.01.2019г.). Информацию о работе, решения, порядок подачи документов, график приема и другую полезную информацию Вы можете увидеть в открытом доступе на сайте территориального подразделения, например Москвы и Московской области .

Внимание!!! Комиссия для юридических лиц - обязательный досудебный порядок (до 01.01.2019г.)!

2. В суд, подготовив необходимый пакет документов и административное исковое заявление (с 15.09.2015г.).

Внимание!!! При выборе юриста для представления Ваших интересов в суде - обратите внимание куда он планирует подачу Ваших документов! В связи с тем, что до "6" августа 2014 года подведомственность данного вида споров принадлежала Арбитражному суду, некоторые юристы с отсутствием практики в данной области руково дствуются информацией из Картотеки арбитражных дел не разобравшись в действующем Законодательстве!

Сейчас документы подаются в суд согласно подведомственности, установленной п.15 ст. 20 КАС РФ.

Как изменить кадастровую стоимость?

1. Установить вместо кадастровой рыночную стоимость, подготовив соответствующие доказательства. При этом сама кадастровая стоимость предметом спора не являются.

2. Доказать искажение данных о Вашем объекте, используемых при кадастровой оценке.

3. Оспорить в судебном порядке действия (бездействие) Комиссии.

Какие документы необходимы для установления кадастровой стоимости равной рыночной?

1. Для первичного обращения к нам:

Кадастровый паспорт или правоустанавливающий/правоудостоверяющий документ (сканированная копия).

2. Для оценщиков (копии нужно заверять )

На землю:

  • Свидетельство о праве/договор аренды с приложениями.

На здание:

  • Свидетельство о праве.
  • Технический паспорт или выписка из технического паспорта.
  • Кадастровый паспорт/кадастровая выписка.
  • Сведения по обременениям (залог, аренда, иное).
  • Сведения о кадастровой стоимости (справка).

От бухгалтерии:

  • Величина балансовой и остаточной стоимости (на момент определения стоимости).

От ООО:

  • Устав.
  • Выписка из ЕГРЮЛ (при наличии).
  • ОГРН (форма № Р51001 или форма № Р57001).
  • Протоколы, решения, или выписки из протоколов о создании ООО, утверждении Устава, назначении руководителя.
  • Список участников.

От АО:

  • Выписка из реестра акционеров на текущую дату.
  • Протокол (выписка из протокола) общего собрания (высшего органа управления) с решением об избрании Совета директоров (наблюдательного совета) правления (дирекции) с указанием состава и срока избрания, решение об их утверждении.
  • Положение об исполнительном органе и подтверждающие полномочия документы (протоколы, приказы).

3. Для юристов:

  • См. п.2.
  • Выписка(и) из ЕГРП.
  • Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ, заверенный у нотариуса.
  • Доверенность.

4. Для подачи административного искового заявления:

  • Выписка(и) из ЕГРП.
  • Отчет об оценке объекта (на бумажном и электронном носителях).
  • Доверенность.
  • Квитанция об оплате государственной пошлины (с печатью банка).

За какой период возможно оспорить кадастровую стоимость?

Законодателем прописан срок давности целых 5 лет с момента внесения в ГКН кадастровой стоимости! Однако в случае внесения новых результатов, либо изменения стоимости по иным основаниям, пропадает и право на оспаривание.

Также стоит учитывать, что установленная рыночная стоимость подлежит применению с "01" числа года, в котором подавалось соответствующее заявление, а если сведения об изменении объекта недвижимости вносились позже - то с момента внесения таких сведений.

В случае оспаривания действий Комиссии срок предъявления требований истекает через 3 месяца после вынесения решения (ст. 219 КАС).

Внимание!!! Чтобы понизить налоговые (арендные) платежи за 2018 год, необходимо успеть подать заявление именно в этом году!

Как определяется рыночная стоимость?

Рыночную стоимость может определить любой независимый оценщик, соответствующий требованиям действующего законодательства об оценочной деятельности.

При определении стоимости используются различные подходы, учитывающие индивидуальные особенности в отличие от кадастровой стоимости. Несмотря на независимость оценщика в выборе способов и методов оценки, компетентные органы как правило требуют применения сравнительного и доходного подходов.

При сравнительном подходе используются аналогичные объекты со схожими характеристиками.

При доходном подходе рассчитывается доход, который возможно получить.

Методы проведения оценки подробно описаны в законодательстве об оценочной деятельности, в том числе в соответствующих федеральных стандартах, правилах, ФСО.

Информация, которая используется оценщиком должна быть достоверной, достаточной, допустимой, проверяемой, обоснованной и однозначной, что является весьма расплывчатыми понятиями.

По состоянию на какую дату необходимо определить рыночную стоимость?

Дата определения рыночной стоимости - это дата определения кадастровой стоимости.

Исключение: в случае изменения стоимости в результате изменения характеристик. В этом случае рыночная стоимость должна определяться на дату внесения изменений в ГКН. Но: при изменении характеристик не влияющих на изменение стоимости - момент определения не меняется.

Датой определения кадастровой стоимости считается дата формирования перечня, даже если объект и не был в него внесен, но является учтенным.

Внимание!!! Не путайте дату определения, утверждения и применения!
Подмена данных понятий является основной ошибкой оценщиков и причиной для отказа в удовлетворении заявленных требований!

Реально ли оспорить кадастровую стоимость?

Да, конечно!

Мы является ведущим экспертом по вопросу комплексного сопровождения, предлагая Вам оптимальный вариант решения вопроса как в Комиссиях при Управлениях Росреестра г. Москвы и Московской области, так и в Московском городском и Московском областном судах!

Доверяя нам решение Ваших проблем, Вы не тратите время и нервы, а занимаетесь текущими задачами. Мы сделаем все за Вас!

Как внести новые сведения в ГКН?

Данные об установленной вместо кадастровой рыночной стоимости передаются без Вашего участия! Решение Комиссии направляют в орган кадастрового учета, который в свою очередь вносит соответствующие изменения. Срок направления сведений о новой стоимости согласно действующему законодательству - 5 рабочих дней, однако на практике он не соблюдается.

Вновь внесенные данные учитываются при исчислении земельного налога.

Как менял Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" порядк установления кадастровой стоимости?

Федеральный закон от 03.07.2016 N 360-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" вступил в законную силу с 15.07.2016 г.
Статьями 18, 19, 20 вышеуказанного закона внесены изменения относительно установления кадастровой стоимости на объекты недвижимости.
..."Статья 18

Приостановить действие статей 24.12 - 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом..."
(*Статья 24.12. Принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки.
Статья 24.13. Формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Статья 24.14. Отбор исполнителя работ и заключение с ним договора на проведение оценки.
Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости.
Статья 24.16. Экспертиза отчета об определении кадастровой стоимости.

Таким образом, ст. 18 №360-ФЗ приостанавливает мероприятия по проведению и утверждению результатов государственной кадастровой оценки.

"...Статья 19

1. Установить, что в отношении результатов государственной кадастровой оценки, полученных в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", с 1 января 2017 года по 1 января 2020 года:
1) в случаях, если применение кадастровой стоимости предусмотрено нормативными правовыми актами Российской Федерации, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, действующая на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года кадастровая стоимость отсутствовала или не применялась для целей налогообложения, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.."

Таким образом, п.1.1 ст.19 №360-ФЗ устанавливает действительность в период с 2017 по 2020г. кадастровой стоимости, которая действовала по состоянию на 01.01.2014г., а если для целей налогообложения кадастровая стоимость стала действовать позже – кадастровой стоимости, действовавшей на 01.01. того года.

...."2) в случае, если кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года, меньше кадастровой стоимости этого объекта недвижимости, действующей на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, применяется кадастровая стоимость объекта недвижимости, определенная после 1 января 2014 года или после 1 января года, в котором впервые начала действовать кадастровая стоимость для целей налогообложения, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения.."

Таким образом, п.1.2 ст.19 №360-ФЗ устанавливает исключение, действующее в период с 2017г. по 2020г., согласно которому для целей налогообложения применяется наименьшая кадастровая стоимость, которая была когда-либо установлена в период с 01.01.2014г. (если налог от кадастровой стоимости стали платить позже – то с 01.01 того года) и далее.

....."2. В случае, если после 1 января 2014 года определена кадастровая стоимость объектов недвижимости в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (*Статья 24.19. Определение кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в государственный кадастр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик) без использования результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения, кадастровая стоимость подлежит пересчету до 1 января 2017 года с использованием результатов государственной кадастровой оценки по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения..."

Таким образом, п.2 ст.19 №360-ФЗ обязывает провести пересчет до 01.01.2017г. той кадастровой стоимости, которая была установлена на вновь учтенные/измененные объекты без учета кадастровой стоимости 2014г. (либо кадастровой стоимости 01.01 года, в котором она начала действовать для целей налогообложения) с использованием данной кадастровой стоимости (если налог от кадастровой стоимости стали платить позже, либо кадастровая стоимость стала действовать позже – то с 01.01. того последующего года).

"....3. Кадастровая стоимость, определяемая в соответствии со статьей 24.19 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" после 1 января 2017 года, определяется с использованием результатов государственной кадастровой оценки, действующих по состоянию на 1 января 2014 года или на 1 января года, в котором впервые начала действовать для целей налогообложения кадастровая стоимость, если на 1 января 2014 года отсутствовала кадастровая стоимость или не применялась для целей налогообложения..."

Таким образом, п.3 ст.19 №360-ФЗ устанавливает, что на вновь созданные либо видоизмененные объекты после 01.01.2017г. применяется кадастровая стоимость 2014г. (в случае если налог от кадастровой стоимости стали платить позже – 01.01 последующего года).

"...Статья 20

Установить, что в отношении договоров на проведение работ по определению кадастровой стоимости, заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, подлежат применению статьи 24.15 и 24.17 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" до исполнения соответствующих обязательств сторонами таких договоров..."

(*Статья 24.15. Определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости
Статья 24.17. Утверждение результатов определения кадастровой стоимости).

Таким образом, ст.20 №360-ФЗ устанавливает, что по заключенным договорам на кадастровую оценку работы продолжаются и отчеты утверждаются без экспертизы СРО.

Михаил Прихожан , юрист, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG:

Новая редакция закона о государственной кадастровой оценке ввела с 2019 г. новые правила определения кадастровой стоимости, а также значительно изменила порядок ее оспаривания. Теперь кадастровая оценка проводится бюджетными учреждениями, которые работают на постоянной основе. Напомню, что ранее эту работу осуществляли оценщики, которых привлекали по конкурсу единоразово.

Кроме того, новый порядок дал заинтересованным лицам возможность представлять замечания к проекту отчета о государственной кадастровой оценке. По замыслу законодателя, эти изменения должны повысить качество кадастровой оценки и сделать ее более объективной.

Так, функционирующие на постоянной основе бюджетные учреждения смогут осуществлять сбор данных о характеристиках оцениваемых объектов, а возможность представлять замечания к проекту отчета об оценке исключит появление ошибок в ходе проведения оценки.

Вместе с вступлением в силу результатов государственной кадастровой оценки, проведенной по новым правилам, начал работать и новый порядок оспаривания кадастровой стоимости.

Теперь для оспаривания кадастровой стоимости не надо обращаться в комиссию по оспариванию результатов определения кадастровой стоимости. Заинтересованные лица могут подать заявление напрямую в суд. Данное нововведение можно вполне считать позитивным, поскольку в комиссиях, как правило, не выносили положительные решения в пользу правообладателей объектов недвижимости. Кроме того, новый порядок оспаривания позволит правообладателям сэкономить немалое количество времени.

Однако в рамках новой процедуры все же допускается возможность добровольного обращения в комиссии. Теперь их будут создавать по новым правилам, и в полномочии комиссий останутся только вопросы пересмотра кадастровой стоимости при установлении ее равной рыночной. Что касается вопросов пересмотра кадастровой стоимости, связанной с наличием ошибок при проведении кадастровой оценки, то их будут рассматривать исключительно бюджетные учреждения,

Проводившие государственную кадастровую оценку.

Следует при этом отметить, что в настоящее время такие комиссии ни в Москве, ни в Московской области еще не созданы. Потому говорить о том, насколько эта новация успешна, пока преждевременно.

Помимо этого, Методическими указаниями о государственной кадастровой оценке (утв. приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226) предусмотрена возможность учесть результаты оспаривания ранее действовавшей кадастровой стоимости при проведении очередной государственной кадастровой оценки.

Тем самым ожидалось, что при оспаривании кадастровой стоимости правообладателям не придется заново ее оспаривать, так как результаты предыдущего оспаривания были учтены автоматически. Однако на практике все оказалось не так радужно. В большинстве случаев бюджетные учреждения в Москве и Московской области на этапе обсуждения проекта отчета об определении кадастровой стоимости отказывали в изменении стоимости, ссылаясь на то, что ранее оспоренная кадастровая стоимость была установлена равной рыночной на дату, отличную о даты проведения очередной кадастровой оценки.

Изменение порядка оспаривания кадастровой стоимости

Ничто не стоит на месте, и в только начавший действовать порядок оспаривания кадастровой стоимости законодатель уже готовится внести изменения. Минэкомразвития России подготовило и выложило для обсуждения законопроект, который полностью отменяет действующий порядок оспаривания кадастровой стоимости (ID: 02/04/07-18/00081912). В настоящее время законопроект готовят к внесению в Правительство РФ, и, по мнению некоторых экспертов, инициатива может быть одобрена депутатами уже весной этого года.

Законопроект вводит новый порядок оспаривания кадастровой стоимости. Согласно новым правилам для оспаривания кадастровой стоимости заинтересованным лицам нельзя будет обращаться в суд напрямую. Предполагается, что им все же придется пройти обязательный досудебный порядок. В частности, правообладателям объектов недвижимости нужно будет обратиться в федеральное бюджетное учреждение, проводившее кадастровую оценку с заявлением и отчетом об оценке. При этом заявление об установлении кадастровой стоимости объекта равной рыночной стоимости должно быть подано в течение шести

Месяцев с даты, по состоянию на которую проведена рыночная оценка объекта недвижимости (дата должна быть указана в отчете об оценке, приложенном к заявлению). Тем самым требование о том, чтобы отчет об оценке рыночной стоимости был составлен на дату определения кадастровой стоимости, будет отменено.

Таким образом, отчет об оценке можно будет составить на любую дату за шесть месяцев до подачи отчета и заявления (т.е. заявление можно подать в течение полугода с даты, на которую был составлен отчет).

После того, как досудебный порядок будет пройден, для заинтересованных лиц начнется новое испытание в виде нового судебного порядка оспаривания кадастровой стоимости.

Предполагается, что суды не будут рассматривать требования об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной. В судебном порядке можно будет оспорить только решение бюджетного учреждения об отказе в пересмотре кадастровой стоимости. При этом законопроект не предполагает

Корректировку нормативных и судебных актов по данному вопросу в части регулирования порядка оспаривания указанных решений бюджетных учреждений.

Без внесения необходимых изменений Глава 25 КАС и Постановление Пленума ВС РФ № 28 от 30 июня 2015 г., которые в настоящее время устанавливают процессуальный порядок оспаривания кадастровой стоимости в суде, будут противоречить предлагаемой редакции закона. Указанные акты регулируют вопросы оспаривания решений комиссий, а не порядок оспаривания решений бюджетных учреждений. Следовательно, судебную практику оспаривания кадастровой

Стоимости, по сути, предстоит формировать заново, а сама процедура оспаривания не будет такой же простой и понятной, как раньше.

С учетом этого нельзя исключать того, что в дальнейшем выявится необходимость по дальнейшей корректировке законодательства.


А. Зяблов, директор Департамента правового сопровождения Управления недвижимости IPT:
- В 2019 г. действительно много изменений в законодательстве о кадастровой стоимости.
Во-первых, с 1 января 2019 г. вступают в силу поправки, внесенные Федеральным законом от 3 августа 2018 г. № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» в п. 15 ст. 378.2, п. 1.1 ст. 391 и п. 2 ст. 403 Налогового кодекса РФ. Данным законом откорректирован порядок применения в целях налогообложения измененной судом или комиссией в результате оспаривания кадастровой стоимости. Если раньше измененная при оспаривании кадастровая стоимость применялась в целях налогообложения с 1 января текущего года, то в соответствии с новыми правилами изменения в кадастровой стоимости будут учитываться с даты начала ее применения.
Точно такие же правила установлены для изменений кадастровой стоимости, связанных с исправлениями технических ошибок. А вот изменение кадастровой
стоимости объекта недвижимости вследствие изменения характеристик самого объекта учитывается при определении налоговой базы со дня внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Во-вторых, со 2 марта 2019 г. вступает в силу новый порядок определения кадастровой стоимости объектов недвижимости (утв. Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514 «Об утверждении Порядка определения кадастровой стоимости объектов недвижимости при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости»), в которым прописаны механизмы определения кадастровой стоимости незавершенных объектов строительства, машино-мест, единых недвижимых комплексов.
На наш взгляд, такое регулирование должно было иметь место одновременно с началом применения кадастровой стоимости в качестве налоговой базы. Особенно если говорить о порядке применения измененной кадастровой стоимости, который нельзя назвать справедливым, имеющим под собой экономическое основание, т.е. соответствующим основным началам законодательства о налогах и сборах, установленных в статье 3 НК РФ. Получается, что по правилам, действовавшим до 1 января 2019 г., если вы оспорили кадастровую стоимость, государство часть разницы между налогом, исчисленным по первоначальной и измененной кадастровой стоимости, забирало себе. Хорошо, что изменения внесены хотя бы сейчас. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.

Е. Селиверстова, технический директор компании DMSTR:
- С 1 января 2019 г. изменяется порядок применения кадастровой стоимости при налогообложении недвижимости. Ключевыми моментами можно обозначить следующее:
1. Основанием для налогообложения будет являться кадастровая стоимость, внесенная в Единый Государственный реестр недвижимости (ЕГРН), в том числе и при ее изменении по результатам установления рыночной стоимости. Продолжаю: изменение происходит по решению специальной комиссии Росреестра либо по решению суда.
Принципиально важным моментом в данной ситуации будет то, что корректировка кадастровой стоимости будет осуществляться с даты внесения измененных данных в ЕГРН (ранее кадастровая стоимость корректировалась с 1 января следующего года).
2. Следующим важным моментом, являются изменения в налоговом кодексе (Федеральный закон от 03.08.2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»), согласно которому теперь налог на имущество в случае исправления ошибки или обжалования стоимости может быть пересчитан только в сторону уменьшения, что является несомненным плюсом для налогоплательщиков. Сейчас размер
налога, рассчитанный на основании кадастровой стоимости может быть пересчитан за весь период налогообложения объекта, тогда как раньше изменения производились с даты подачи заявления наогоплательщика. Таким образом, преимущества для налогоплательщиков очевидны - упрощается система налогообложения, при этом риск уплаты налогов на некорректно определенную кадастровую стоимость практически сводится к нулю при условии внесения изменений в ЕГРН, подтверждающих эти данные.

Евгений Комков, юрист КА «ЮрЦентр «Круглов, Шумар и партнеры»:
- О изменении порядка определения кадастровой стоимости написано немало статей и комментариев, так как данная тема затрагивает практически все категории граждан и юридических лиц. Думаю, нет смысла перечислять все нововведения, предлагаю остановиться на основных.
Основным и самым значительным нововведением является возможность изменения налога не за текущий год, а за последние три налоговых периода,
хотя относительно этого положения идут многочисленные споры и дискуссии. Дело в том что, так как нормативный акт вступил в силу только с 1 января, то на сегодняшний момент отсутствует однозначная практика по вопросам сроков «пересчета» налога. Необходимо также отметить, что указанное положение относится только к физическим лицам.
Кадастровая оценка, как и ее оспаривание, с момента введения породили больше вопросов, чем ответов и, конечно, та схема, которая применена, является не идеальной. Самым действенным методом, при котором все стороны могут быть в выигрыше является понятность и прозрачность.
На сегодняшний момент, с введением изменений, вся система оценки и оспаривания претерпевает значительные изменения, в том числе и по региональному признаку. Существует мнение, что в рамках г. Москвы такой стадии как «комиссия» вообще не будет, и граждане, и юридические лица будут сразу обращаться в судебные органы. На уровне же остальных регионов комиссии все-таки останутся.
Практика применения новой редакции, как отмечалось ранее, еще не сформировалась. К сожалению, в современной ситуации именно от практики применения зависит то, как тот или иной нормативный акт будет реализован и применен в конкретных ситуациях.
Со своей стороны, я вижу в введении изменений больше плюсов, чем минусов. Главным минусом на сегодняшний момент является отсутствие четкого алгоритма обращения, рассмотрения и расчета, но этот недостаток является устранимым. Основной критерий, по которому технически осуществляется кадастровая оценка, не изменился. В новой редакции расшифрованы понятия, которые не были упомянуты в старой редакции, например, такие как исправление технической ошибки. Думаю, указанное положение будет применяться в случаях, когда имеется явная ошибка, определение которой возможно без реализации специальных знаний.
Также сама методика и процедура более унифицируется и подводится под единый критерий. Если мы имеем прозрачную формулу по всем типам объектов оценки, то и самих споров должно становиться меньше.
Конечно, оценка сама по себе является немного субъективным действием, при котором, например, от выбора того или иного аналога зависит конечный результат, но если правила буду прозрачны и понятны, то и возможности варьирования будет меньше, а вероятность получения объективного и достоверного результата больше.
Думаю, первая практика оспаривания и применения новой редакции появится примерно через полгода, и после этого споров об эффективности и необходимости изменений не останется, так как будут разобраны оставшиеся неясные моменты.

М. Алексеев, юрист практики по недвижимости и инвестициям «Качкин и Партнеры»:
- Второго марта начинает действовать новый порядок определения кадастровой стоимости недвижимости, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 24.09.2018 № 514. Одновременно с этим утратят силу действующие приказы, в соответствии с которыми регулируется текущий порядок определения кадастровой стоимости.
Новый порядок устраняет ряд существенных недостатков текущего порядка, что способствует более полному и системному подходу к определению кадастровой стоимости недвижимости как главного инструмента определения налогооблагаемой базы по соответствующим видам налогов.
Во-первых, новый порядок устанавливает общие для всех объектов недвижимости правила определения кадастровой стоимости и заменяет собой два ранее существовавших приказа, которые действовали в отношении земельных участков и в отношении остальных объектов недвижимости.
Во-вторых, расширен и приведен к единообразию перечень случаев, при которых подлежит определению кадастровая стоимость, в числе прочих перечисляются новые, ранее не упоминавшиеся сведения, изменение которых приводит к пересмотру кадастровой стоимости.
В-третьих, существенным образом был пересмотрен перечень объектов недвижимости, в отношении которых применяется порядок определения кадастровой стоимости. Так, помимо «классического» упоминания о земельных участках, зданиях и помещениях, новый порядок будет применяться для таких объектов недвижимости, как машино-места, единый недвижимый комплекс, объекты незавершенного строительства, порядок определения кадастровой стоимости которых ранее установлен не был.
В-четвертых, последовательным образом урегулирован пробел в части применения удельного показателя кадастровой стоимости (УПКС). Текущий порядок определения кадастровой стоимости не содержит правила, разрешающего проблему в случае, когда УПКС оцениваемого объекта не установлен. Новый порядок предлагает применение многоступенчатой системы таких показателей, так, например, в случае, если среднее значение УПКС помещения в здании не определено, то применяется УПКС помещения соответствующего назначения, установленный в квартале, населенном пункте, муниципальном районе (городском округе), субъекте соответственно.
В целом я оцениваю текущие изменения в порядке определения кадастровой стоимости как положительные. Отказ от множества нормативно правовых актов, регулирующих вопрос оценки объектов недвижимости, будь то земельный участок или помещение, а также отказ от громоздкой и трудно воспринимаемой системы норм, например, в части подразделения земельных участков на отдельные группы для целей определения кадастровой стоимости, с моей точки зрения, должен сделать более понятным правоприменение в указанной области отношений.

Н. Требесова, оценщик ГК «Серконс»:
- По моему мнению, новый порядок определения кадастровой стоимости ощутимо не скажется на качестве и последствиях для налогоплательщиков.
Оспаривание кадастровой стоимости происходит в силу двух причин: недостоверность, завышение кадастровой стоимости относительно рыночной. В последнем случае это происходит из-за отсутствия технических возможностей учесть все индивидуальные характеристики определенного объекта недвижимости. Поскольку у государственных оценщиков объем информации об объектах останется прежним, и они, как и все люди, способны на технические ошибки, думаю, ничего не изменится.
Что же касается порядка оспаривания кадастровой стоимости, то это хорошая новость для налогоплательщиков: уменьшить налоговые платежи теперь можно не с начала года, а за три предшествующих налоговых периода. Например, если оспорить стоимость в 2019 г., то пересчитать можно с 01.01.2017, т.к. налоговый период - год. С 01.01.2019 по ст. 391 Налогового кодекса РФ, если кадастровая стоимость объекта изменена на основании рыночной стоимости по решению ко-
миссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, то сведения о ней учитывают при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания.
Изменения, вступившие в силу с 1 января 2019 г., будут применяться к сведениям об изменении кадастровой стоимости, внесенным в Единый государственный реестр недвижимости по основаниям (решение комиссии или решение суда), возникшим после 1 января 2019 г. Таким образом, если по решению комиссии или суда кадастровая стоимость, например, земельного участка была изменена после 1 января 2019 г. (в том числе по искам, поданным до 1 января 2019 г.), то заявитель сможет получить перерасчет, но не более чем за три предыдущих календарных года.
По моему мнению, наиболее полным и содержательным комментарием к новым изменениям в Налоговый Кодекс РФ, является Письмо Минфина РФ от 27 сентября 2018 г. № 03-05-05-02/69137.
Отмечу, что в 2018 г. рассматривались поправки в Закон «О государственной кадастровой оценке» (закон о ГКО), при принятии которых пересчет был бы за три предшествующих года на те объекты, кадастровая стоимость которых установлена с 01 января 2019 г. То есть фактическое действие правки «за три предшествующих года» действовало бы только с 2022 г.
Однако поправки в закон о ГКО так и не были приняты.
Кроме того, комиссия по оспариванию кадастровой стоимости будет при том же ГБУ, что и государственные оценщики. Она специально определена для оспаривания той кадастровой стоимости, действие которой назначено после 2019 г. «Старая» комиссия при Росреестре по-прежнему будет рассматривать споры по действующей в 2019 г. кадастровой стоимости. Пока «новая» комиссия по регионам лишь готовится к своему первому заседанию, объективные выводы о работе сделать сложно.

События в профессиональной сфере
Глава Минстроя: снижение налоговой нагрузки на застройщиков позволит им оптимизировать затраты

Отмена налога на прибыль и НДС для застройщиков, возводящих социальные объекты для передачи государству и муниципалитетам, позволит строительным компаниям оптимизировать свои затраты и избежать существенного удорожания стоимости строительства. Такое мнение высказал министр строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Якушев.
Выступая с ежегодным посланием к Федеральному собранию, глава государства предложил снизить налоговую нагрузку на застройщиков, которые возводят социальные объекты и передают их государству и муниципалитетам. По словам президента, нужно освободить застройщиков от этого бремени, тем самым стимулируя комплексное развитие городов и поселков. В настоящее время действует норма, предписывающая передачу инфраструктуры жилого квартала, созданной застройщиком за свой счет, в ведение муниципалитета безвозмездно, но не снимает с него обязанность уплаты налогов по данным объектам.
«Предлагаемые поправки позволят избежать дополнительных налоговых издержек застройщиков и, следовательно, существенного увеличения стоимости строительства жилья», - уточнил министр.
В настоящее время Минстроем России реализуется программа, направленная на поддержку строительства объектов социальной и дорожной инфраструктуры в проектах комплексного освоения территории. В 2019 г. планируется направить в регионы 22,5 млрд рублей, которые будут распределены для реализации 99 проектов в 42 субъектах.
Министр отметил, что предложения главы государства о предоставлении ипотечных каникул гражданам, которые лишились дохода в силу потери работы, болезни или иных обстоятельств путем предоставления отсрочки по платежам, возможности увеличения срока кредитования либо установления льготного периода в погашении основного долга с уменьшением ежемесячных платежей, будет проработано совместно с Минфином, ЦБ РФ, ДОМ.РФ и другими заинтересованными ФОИВами.
Еще одно знаковое решение президента - разработка удобных и доступных финансовых инструментов, направленных на поддержку индивидуального жилищного строительства.
«Собственный дом - решение жилищной проблемы многих российских семей, которые хотели бы жить за городом, в сельской местности, растить детей ближе к природе. Это реальное решение жилищного вопроса для жителей регионов. Немаловажен и финансовый аспект - за те же деньги можно построить дом большей площади, чем купить жилье в городе. Большой дом - это большая семья, что тоже помогает решению демографической проблемы, которая стоит перед страной», - считает Владимир Якушев.
Пресс-центр Минстроя России

Александр Колов

Проведение государственной кадастровой оценки будет происходить по «новому» в некоторых субъектах РФ уже в 2017 г.

По «новому» - актуальный вопрос. Федеральный закон от 03.07.2016 №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» регулирует не только государственную кадастровую оценку (ГКО) по «новому», но и оспаривание кадастровой стоимости по «новому», определенной по нормам вышеуказанного ФЗ. Указанный ФЗ вступает в силу с 01.01.2017. Ожидать проведения ГКО по «новому» в некоторых субъектах РФ следует уже в 2017 г. «Заморозка» кадастровой стоимости до 01.01.2020, определенной по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в РФ», будет только стимулировать субъекты РФ провести ГКО по «новому» в ближайшие сроки. «Заморозка» введена ФЗ №360-ФЗ от 03.07.2016 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», который введен в действие с 15.07.2016.

Оспаривание кадастровой стоимости производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т.е. либо по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 или ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016. См. ч.7 ст.24 ФЗ №237-ФЗ. по нормам ФЗ №237-ФЗ будет происходить в порядке, схожем с порядком по нормам №135-ФЗ. Можно выделить следующие основные особенности оспаривания кадастровой стоимости по «новому».

По нормам ФЗ №135-ФЗ существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, а по нормам ФЗ №237-ФЗ такого порядка нет, в т.ч. для юридических лиц. По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. По нормам ФЗ №237-ФЗ аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ. Следовательно, некоторые время с большой долей вероятности в некоторых субъектах будут действовать одновременно две комиссии: одна для рассмотрения споров по нормам ФЗ №237-ФЗ, другая по нормам №135-ФЗ.

Лица, занимающие государственные должности, должности в муниципальной службе должны составлять не более половины членов комиссии, рассматривающей споры по нормам ФЗ №237-ФЗ. В состав комиссии может включаться представитель Совета муниципальных образований (некоммерческой организации), который не занимает муниципальную должность. С учетом данного представителя может обеспечиваться большинство в принятии решений. Кроме того, видимо, Минэкономразвития РФ введет правило о том, что при равенстве голосов голос председательствующего будет решающим. Председательствующего, вероятно, будут назначать представителя госоргана субъекта РФ.

Нет в ФЗ №237-ФЗ четких указаний о необходимости создания комиссий к определенному сроку. Ст.22 ФЗ №237-ФЗ можно толковать так, что создание комиссии - это право госоргана субъекта РФ, а не обязанность. Поэтому велика вероятность того, что в ряде субъектов РФ комиссии по рассмотрению споров по нормам ФЗ №237-ФЗ не будут созданы к 2020 г.

В ряде субъектов РФ налогоплательщикам и арендаторам государственных земельных участков установить кадастровую стоимость в размере рыночной через комиссию при управлении Росреестра существенно проще, чем в суде. Это обуславливается сроками рассмотрения (1 мес.) и полномочиями комиссии (отсутствием право назначать экспертизу и т.д.). За такой короткий срок заинтересованные лица, в т.ч. органы местного самоуправления, не успевают подготовить ни замечания на отчет оценщика, ни самостоятельно заказать отчет независимого оценщика. При отсутствии указанных документов проверка отчета осуществляется формально. Кроме того, как правило, комиссии не располагают достаточным количеством сотрудников, обладающих специальными познаниями в области оценки, для того, чтобы надлежащим образом проверять отчеты в массовом порядке. В некоторых комиссиях господствует подход: все заявления удовлетворять, если не выявлены существенные замечания к отчету. Поэтому вышеуказанное новшество может затруднить оспаривание кадастровой стоимости в ряде субъектов.

ФЗ №237-ФЗ правообладателям объектов недвижимости предоставлено право на стадии подготовки к проведению ГКО подавать декларацию о своей недвижимости после публикации решения о проведения ГКО (ст.12). Данная норма направлена на уточнение данных, необходимых для более точного определения стоимости, каких конкретно - пока непонятно. Определенность появится после утверждения Минэкономразвития Формы декларации. Вероятно, речь идет об уточнении таких данных как: год постройки ОКС, процент физического износа ОКС, процент технических помещений от общей площади административно-делового или торгового центра, разрешенное использование земельного участка, предельные параметры застройки согласно ГПЗУ или градостроительного регламента и т.д. По нормам ФЗ №135-ФЗ у правообладателей ОКС и земельных участков право на подачу деклараций отсутствует при проведении ГКО. По ФЗ №237-ФЗ все заинтересованные лица вправе сделать замечания на промежуточных отчетных материалов ГКО в течение 60 дней с момента публикации. Схожая норма есть и ФЗ №135-ФЗ, однако срок для замечаний – 20 рабочих дней (вступила в действие с 01.04.2015 в силу ФЗ от 21.07.2014 N 225-ФЗ). Вышеуказанные изменения направлены на уменьшение количества споров об оспаривании кадастровой стоимости. ФЗ №237 ФЗ не предусматривает возможность оспаривать ошибки в определении кадастровой стоимости в комиссии. Если такая возможность не будет прописана Минэкономразвития в Порядке работы комиссий, то следует констатировать, что такая возможность отсутствует.

По нормам ФЗ №237-ФЗ бюджетное учреждение, созданное госорганом субъекта РФ, по решению последнего будет проводить ГКО и подписывать отчет, а также давать разъяснения, связанные с определением кадастровой стоимости, рассматривать обращения об исправлении ошибок, в т.ч. технических, методологических, допущенные при ГКО. Она вправе исправлять ошибки только в сторону понижения. Если бюджетная учреждение исправляет ошибки, допущенные им в отчете о ГКО, то оно передает данные госоргану субъекта РФ для внесения исправлений в акт об утверждении результатов ГКО.

Заинтересованные лица вправе обжаловать в суд решение вышеуказанного бюджетного учреждения в суде по нормам гл. 22 КАС РФ. Также они вправе предъявить административный иск об оспаривании кадастровой стоимости. При рассмотрении требований в порядке гл. 22 КАС РФ об отмене решения бюджетного учреждения об отказе исправить ошибку, видимо, суды не будут устанавливать кадастровую стоимость, а будут предписывать повторно рассмотреть заявление заинтересованного лица. Заинтересованным лицам очень трудно доказать ошибку, особенно методологическую, и в рамках искового производства. Поэтому им рекомендуется идти проторенной дорогой: обращаться с иском об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Пока нормативные акты не предусматривают необходимости представлять заключение СРОО (саморегулируемой организации оценщиков) на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ, в отличие от оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ. Статья 246 КАС РФ закрепляет обязанность представления заключения СРОО, если это установлено Минэкономразвития РФ. Последний это предусматривает только для оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ при снижении кадастровой стоимости более чем на 30%, если заявитель желает получить положительное решение. См. Приказ Минэкономразвития России от 04.05.2012 №263. ФЗ №237-ФЗ не предусматривает обязанность предоставления заключения СРОО в комиссию. ФЗ №135-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.06.2016 N 172-ФЗ) декларирует то, что заключение СРОО подготавливается на добровольной основе, он исключил заключение СРОО из перечня документов, которые необходимо представлять в комиссию. Логичным в таком случае выглядит решение о внесении изменений в Порядок, утвержденный Приказом №263. Однако Минэкономразвития пока с таким решением не торопится. Вышеуказанные новшества могут привести к существенному снижению расходов на установление кадастровой стоимости в размере рыночной.

При подаче заявления в комиссию об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ подаются следующие документы:

  • Выписка из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), которая должна содержать сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
  • Копия правоустанавливающего или правоудостоверяющего документа на объект недвижимости, если заявление об оспаривании подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
  • Отчет об оценке рыночной стоимости, составленный на бумажном и электронном носителе.
Сейчас по нормам ФЗ №135-ФЗ подаются практически аналогичные документы. Однако вместо выписки из ЕГРН о кадастровой стоимости подается кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости. Правоустанавливающий или правоудостоверяющий документ подается в форме нотариальной копии. Кроме того, подается заключение СРОО на отчет оценщика, если рыночная стоимость объекта недвижимости отличается от кадастровой более чем на 30%. Это требование не закона, а Порядка Минэкономразвития, утв. Приказом №263.

С 01.01.2017 вводится в действие ФЗ от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который предусматривает объединение ГКН (государственного кадастра недвижимости) и ЕГРП (Единого государственного реестра права на недвижимое имущество и сделок с ним). Поэтому выписка из ЕГРН будет, как правило, одновременно являться документом, подтверждающим права на оспариваемый объект и оспариваемую кадастровую стоимость. «Справка о кадастровой стоимости» с 01.01.2017 выдаваться не будет. Внесены изменения и в ФЗ №135-ФЗ, которые вступают в силу с 01.01.2017.

По нормам и ФЗ №135-ФЗ, и ФЗ №237-ФЗ органы местного самоуправления и органы государственной власти – бюджетополучатели соответствующий налогов на недвижимость - вправе оспорить решение комиссии о существенном понижении кадастровой стоимости. Данный вывод основывается на Пост. Конституционного Суда РФ от 05.07.2016 №15-П.

Основные выводы.

Производится по нормам того закона, по нормам которого была установлена кадастровая стоимость, т.е. либо по нормам ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998 или ФЗ №237-ФЗ от 03.07.2016 «О государственной кадастровой оценке».
- По нормам ФЗ №135-ФЗ существует обязательный досудебный порядок для юридических лиц, по нормам ФЗ №237-ФЗ такого порядка нет, в т.ч. для юридических лиц.
- По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии по рассмотрению споров об оспаривании кадастровой стоимости созданы Росреестром при его территориальных управлениях. По нормам ФЗ №237-ФЗ аналогичные комиссии будут создаваться госорганом субъекта РФ. ФЗ №237-ФЗ можно толковать так, что создание комиссии – это право госоргана субъекта РФ, а не обязанность.
- По нормам ФЗ №135-ФЗ комиссии рассматривают заявления об исправлении ошибок и заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. По нормам ФЗ №237-ФЗ, видимо, комиссии будут рассматривать лишь заявления об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной. Заявления об исправлении ошибок будут рассматривать бюджетные учреждения, созданные госорганом субъекта РФ, которые по решению последнего осуществляют ГКО и подписывают отчет. Они вправе исправлять ошибки, влекущие уменьшение кадастровой стоимости.
- По нормам и ФЗ №135-ФЗ, и ФЗ №237-ФЗ органы местного самоуправления и органы государственной власти – бюджетополучатели соответствующий налогов на недвижимость - вправе оспорить решение комиссии о существенном понижении кадастровой стоимости.
- Пока нормативные акты не предусматривают необходимости представлять заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет независимого оценщика в комиссию или в суд для установления кадастровой стоимости в размере рыночной по нормам ФЗ №237-ФЗ, в отличие от оспаривания кадастровой стоимости по нормам ФЗ №135-ФЗ.

Статья 14. Определение кадастровой стоимости

1. Определение кадастровой стоимости осуществляется бюджетным учреждением в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.

2. Итоговым документом, составленным по результатам определения кадастровой стоимости, является отчет. Требования к отчету устанавливаются федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере государственной кадастровой оценки (далее - требования к отчету). Отчет составляется на бумажном носителе и на электронном носителе в форме электронного документа.

3. Бюджетное учреждение не вправе привлекать иных лиц, помимо работников соответствующего бюджетного учреждения, для проведения работ и (или) оказания услуг непосредственно по определению кадастровой стоимости.

4. Датой, по состоянию на которую осуществляется определение кадастровой стоимости при проведении государственной кадастровой оценки (далее - дата определения кадастровой стоимости), является день, по состоянию на который сформирован перечень.

5. Бюджетное учреждение направляет запрос о предоставлении недостающей информации об объектах недвижимости, необходимой для определения кадастровой стоимости, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации, в распоряжении которых имеется соответствующая информация.

6. Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации обязаны предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию по запросу бюджетного учреждения или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение двадцати рабочих дней со дня получения указанного запроса.

7. По итогам определения кадастровой стоимости, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки, бюджетным учреждением в соответствии с требованиями к отчету составляются в форме электронного документа промежуточные отчетные документы, являющиеся проектом отчета, содержащие в том числе:

1) информацию об объектах недвижимости, включенных в перечень (кадастровые номера, адреса (при наличии), характеристики объектов недвижимости, содержащиеся в перечне);

2) информацию о характеристиках объектов недвижимости, использованных при определении их кадастровой стоимости, или о недостаточности информации о характеристиках объектов недвижимости, необходимых для определения их кадастровой стоимости (с указанием недостающей информации);

3) описание процесса определения кадастровой стоимости с указанием определенных значений кадастровой стоимости.

8. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления промежуточных отчетных документов осуществляет их размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" без публикации информации о таком размещении, а также направляет сведения о месте размещения таких документов и промежуточные отчетные документы в орган регистрации прав на электронном носителе в форме электронного документа.

9. Орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней со дня получения промежуточных отчетных документов осуществляет их проверку на соответствие требованиям к отчету.

10. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации уведомление о соответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету или об их несоответствии с указанием требований к отчету, которым не соответствуют промежуточные отчетные документы.

11. Бюджетное учреждение осуществляет устранение выявленного органом регистрации прав несоответствия требованиям к отчету в течение семи рабочих дней со дня получения уведомления органа регистрации прав о таком несоответствии и представляет в орган регистрации прав исправленные промежуточные отчетные документы для повторной проверки.

12. В случае соответствия промежуточных отчетных документов требованиям к отчету орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня окончания проверки промежуточных отчетных документов размещает в фонде данных государственной кадастровой оценки сведения и материалы, содержащиеся в промежуточных отчетных документах, в объеме, предусмотренном порядком ведения фонда данных государственной кадастровой оценки, а также сведения о месте размещения таких документов на официальном сайте бюджетного учреждения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на шестьдесят дней для представления замечаний, связанных с определением кадастровой стоимости, информация о котором содержится в промежуточных отчетных документах (далее - замечания к промежуточным отчетным документам).

13. Орган регистрации прав не позднее дня начала срока представления замечаний к промежуточным отчетным документам обеспечивает размещение в фонде данных государственной кадастровой оценки информации о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам.

14. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации в течение десяти рабочих дней со дня получения уведомления о соответствии промежуточных отчетных документов требованиям к отчету обеспечивает информирование о размещении промежуточных отчетных документов, а также о порядке и сроках представления замечаний к промежуточным отчетным документам путем:

1) размещения извещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

3) размещения извещения на своих информационных щитах;

4) направления информации в органы местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, для размещения извещения на информационных щитах указанных органов.

15. Замечания к промежуточным отчетным документам представляются в течение пятидесяти дней со дня размещения сведений и материалов, указанных в части 12 настоящей статьи, в фонде данных государственной кадастровой оценки. Замечания к промежуточным отчетным документам могут быть представлены любыми заинтересованными лицами. Замечания к промежуточным отчетным документам могут быть представлены в бюджетное учреждение или многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) лично, почтовым отправлением или с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг. Днем представления замечания к промежуточным отчетным документам считается день его представления в бюджетное учреждение или многофункциональный центр, день, указанный на оттиске календарного почтового штемпеля уведомления о вручении (в случае его направления почтовой связью), либо день его подачи с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая портал государственных и муниципальных услуг.

16. Замечание к промежуточным отчетным документам наряду с изложением его сути должно содержать:

1) фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) физического лица, полное наименование юридического лица, номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) лица, представившего замечание к промежуточным отчетным документам;

2) кадастровый номер и (или) адрес объекта недвижимости, в отношении определения кадастровой стоимости которого представляется замечание к промежуточным отчетным документам;

3) указание на номера страниц промежуточных отчетных документов, к которым представляется замечание (по желанию).

17. К замечанию к промежуточным отчетным документам могут быть приложены документы, подтверждающие наличие ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, а также декларация о характеристиках объекта недвижимости.

18. В случае направления бюджетным учреждением запроса о предоставлении информации, необходимой для рассмотрения замечания к промежуточным отчетным документам, в федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности в организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также в подведомственные им организации указанные органы и организации обязаны предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию или уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение пяти рабочих дней со дня получения указанного запроса.

19. Замечания к промежуточным отчетным документам, не соответствующие требованиям, установленным настоящей статьей, не подлежат рассмотрению.

20. По итогам рассмотрения замечания к промежуточным отчетным документам бюджетным учреждением осуществляется пересчет кадастровой стоимости объектов недвижимости, в отношении которых не было представлено замечание, если бюджетным учреждением выявлена необходимость такого пересчета.

21. Бюджетным учреждением не реже чем один раз в пять дней в течение срока размещения промежуточных отчетных документов осуществляется размещение на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" обновленных промежуточных отчетных документов, информации о кадастровых номерах объектов недвижимости, в отношении которых осуществлен пересчет кадастровой стоимости, информации, отражающей описание проведенного пересчета кадастровой стоимости каждого из объектов недвижимости с обоснованием учета замечания к промежуточным отчетным документам, а также размещение информации о поступивших замечаниях к промежуточным отчетным документам, которые не были учтены, с соответствующим обоснованием отказа в их учете.

22. Внесение бюджетным учреждением изменений в промежуточные отчетные документы по итогам рассмотрения представленных замечаний к ним осуществляется не позднее окончания срока размещения сведений и материалов, указанных в части 12 настоящей статьи, в фонде данных государственной кадастровой оценки.

23. Бюджетное учреждение в течение десяти дней после истечения срока, указанного в части 12 настоящей статьи, составляет отчет, включающий в себя справку, содержащую информацию обо всех учтенных и неучтенных замечаниях к промежуточным отчетным документам с обоснованием их учета или отказа в их учете или об отсутствии замечаний к промежуточным отчетным документам, а также об исправлении выявленных органом регистрации прав нарушений требований к отчету.

24. Бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня составления отчета направляет его на электронном носителе в форме электронного документа в орган регистрации прав.

25. Орган регистрации прав в течение двадцати рабочих дней проводит проверку отчета на соответствие требованиям к отчету и направляет в бюджетное учреждение и уполномоченный орган субъекта Российской Федерации предписание об устранении выявленных нарушений или уведомление об отсутствии нарушений. Предписание об устранении выявленных нарушений требований к отчету должно включать в себя исчерпывающий перечень выявленных нарушений и их соответствующее обоснование.

26. В случае выявления нарушений требований к отчету бюджетное учреждение в течение десяти рабочих дней со дня получения предписания об устранении выявленных нарушений осуществляет их устранение и в течение трех рабочих дней направляет в орган регистрации прав отчет на электронном носителе в форме электронного документа для проведения повторной проверки.

27. В случае, если нарушений требований к отчету не выявлено, бюджетное учреждение в течение трех рабочих дней со дня получения уведомления органа регистрации прав об отсутствии нарушений направляет в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации три экземпляра отчета на электронном носителе в форме электронного документа и одну копию отчета на бумажном носителе.