Блаженнейший митрополит филарет (вознесенский). Смотреть что такое "Филарет (Вознесенский)" в других словарях

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Митрополит Филарет (Вознесенский). Исповедник и праведник

Митрополит Филарет, в миру Георгий Николаевич Вознесенский, происходил из духовной семьи. Родился он 22 марта 1903 г. в Курске. Его отец был священником и впоследствии архиепископом Зарубежной Церкви, Димитрием Хайларским (в Китае). В 1909 г. семья переехала на Дальний Восток и до 1920 г. проживала в Благовещенске; там будущий Митрополит Филарет окончил гимназию. В 1920 г. он переехал в Харбин, где окончил Политехнический институт. В 1931 году он закончил Пастырско-Богословские курсы, был пострижен в монашество. В 1937 году был возведен в сан архимандрита. Отец Филарет вел большую церковную работу, помогал всем нуждающимся и пользовался любовью своей паствы.

После оккупации советскими войсками Манчжурии, в Харбине настали трудные дни. Обманутый ложными сведениями о положении Церкви в России, престарелый митрополит Мелетий признал над собою и своим клиром власть Московской патриархии. В числе этого клира находился и архимандрит Филарет. Однако он решительно отказался принять советский паспорт. Когда к нему явился газетный репортёр для интервью, спрашивая, как он смотрит на "мудрый шаг советского правительства, предложившего русскому населению Харбина снова стать гражданами своей родины", то услышал следующий смелый ответ: "Я не считаю возможным принять и не приму советского подданства до той поры, пока не удостоверюсь фактически и несомненно, на 100%, в том, что преследование религии, антирелигиозная пропаганда и травля служителей Церкви совершенно прекращены, и Церковь, которая не "отделена", а изгнана из государства, снова заняла в нём подобающее ей положение".

Архимандрит Филарет так до конца своего пребывания в Китае и не принял советского гражданства, несмотря на всю связанную с такой позицией опасностью. В другой раз архимандрит Филарет подвергался некоторым прещениям за свою смелость. Ознакомившись с номером "Журнала Московской Патриархии", в котором в числе гениев-благодетелей рода человеческого значился Ленин, архимандрит Филарет выразил своё возмущение в проповеди, получившей широкую известность.

Бесстрашное обличение богоборцев коммунистов привело их в особую ярость, и они решили живым сжечь архимандрита Филарета, поджегши его келью. Но Господь сохранил Своего избранника: хотя и с сильными ожогами, но он вышел живым из огненной ловушки.

Архиерейский Синод долго и упорно хлопотал о том, чтобы получить для него выездную визу, и, судя по имеющейся переписке в архиве, почти каждая епархия Зарубежной Церкви надеялась получить его для себя. Только к 1962 г. Архиерейскому Синоду удалось добиться приезда архимандрита Филарета в Гонконг, откуда он довольно быстро переехал в Брисбен. В Австралии собралась значительная часть бывших прихожан о. Филарета, и очень скоро по его прибытии туда, за многочисленными подписями, было подано в Синод прошение о назначении архимандрита Филарета епископом в этот город. Ходатайство это было охотно поддержано болевшим уже тогда архиепископом Саввой, и в 1963 г. архимандрит Филарет, к радости своих бывших пасомых, стал епископом Брисбенским.

На Соборе 1964 г., на котором митрополит Анастасий ушел на покой, по предложению Святителя Иоанна Шанхайского Сан-Францизского Чудотворца (Максимовича) Владыка Филарет был избран Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви. На протяжении 21 года он возглавлял Зарубежную Церковь до самой своей кончины 21 ноября 1985 года, в день Архистратига Божия Михаила. Судя по всему, Митрополит Филарет был также отравлен "своими" же, как и Св.Иоанн Шанхайский Сан-Францизский Чудотворец.

Митрополит Филарет был великим исповедником Православия. Он занимал твердую позицию по отношению к ереси экуменизма и отступническому сергианству.

В 1983 году Архиерейский Собор РПЦЗ под его водительством провозгласил анафему экуменизму:

Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко Она разделилась на ветви, яже разнятся своим учением и жизнию, и утверждающим Церковь не сущу видимо быти, но от ветвей, расколов и иноверий соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкви от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения, и тем, иже имут общение с сими еретиками или способствуют им или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема (трижды) .

При Митрополите Филарете в РПЦЗ также начались общецерковные прославления святых: святого праведного Иоанна Кронштадтского, преподобного Германа Аляскинского, святой блаженной Ксении и святых Новомучеников и Исповедников Российских.

В 1982 году (через год после прославления Новомучеников и Исповедников Российских) в РПЦЗ явилось чудо мироточения Иверской-Монреальской иконы Божией Матери - явно как благословение того пути, на котором в то время стояла Зарубежная Церковь.

Возглавляемая Митрополитом Филаретом Русская Зарубежная Церковь хранила истинное православное учение. И к ней обращались многие православные клирики и миряне, уходившие из других юрисдикции, вовлеченных в ересь экуменизма. Заботясь о сохранении истинно-православного исповедания Русской Зарубежной Церкви, Владыка Филарет также поддерживал другие Истинно-Православные Церкви (особенно греческих старостильников), хранившие святоотеческое предание и не имевшие общения с отступническими официальными "православными церквями".

После кончины митрополита Филарета был документально зафиксирован целый ряд случаев благодатных исцелений и чудесной помощи людям, молитвенно обращавшимся к нему.

Обретение мощей

В 1998 году, через 13 лет после кончины, было решено перенести останки почившего Первоиерарха с крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда 10 ноября вскрыли гробницу, то мощи святителя оказались нетленны - были светлого цвета; полностью сохранились кожа, борода и волосы. Цвет лица и рук Владыки несколько потемнел только после того, как их омыли розовой водой и вином. Открытые же при исследовании ноги Владыки (не обтертые вином) имели совершенно натуральный цвет. Облачение Владыки, Евангелие, грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух, покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении...

Вскоре после обретения, мощи Митрополита Филарета были преданы земле архиепископом Лавром-Шкурлой и его сообщниками архиереями-отступниками РПЦЗ, посколько чудо это обличало их попытки сближения с Московской патриархией и с мировым экуменическим сообществом. Сокрыв мощи святителя, безумцы-епископы запретили даже распространять фотографии их...

Из проповеди Святителя Митрополита Филарета:

Мне хочется сказать Вам несколько слов о том соблазне, который разливается всюду широкой рекой. Это соблазн так называемого экуменизма, когда предлагается людям объединиться всем, какое бы они вероисповедание сами не исповедывали. Объединиться всем вместе для того, чтобы создать как они говорят "истинную Христову Церковь". Я хочу коротко обратить Ваше внимание вот на что: те, кто призывает нас участвовать в этом экуменизме, говорят: каждая Церковь, каждое исповедание имеет свою долю христианской, христовой истины и каждое исповедание и должно внести эту долю истины в эту общую духовную сокровищницу и тогда, значит, создастся единая церковь. То есть, другими словами, каждому вероисповеданию предлагается признать, что в его вере - только часть истины, что не вся его вера - истина, а только часть какая-то, а остальное ложь и заблуждение, от которого нужно отказаться, входя в это искусственное объединение. Но нужно отдать себе отчет в том, что от нас требуется, если нас призывают присоединиться к экуменизму. Мы должны сделать вот что: объявить, что у нас есть доля истины, как они говорили, значит - не вся наша вера истинна, не все учение православное истинно, а только какая-то часть, а остальное заблуждение.

Кто из православных людей согласится признать, что в его святой православной вере что-то не так? Что только отчасти она справедлива и верна? Никогда этого не признает никакая твердая христианская православная совесть. Слишком гибкая теперь стала совесть у людей, когда они соглашаются на многое такое, чего не должна принимать христианская совесть. Кто из нас согласится признать, что в нашей вере что-либо неправильно? Что бы сказали нам преп. Серафим Саровский и св. Прав. батюшка отец Иоанн Кронштадтский, которые жили по этой вере, которые ее прославляли, которые ей радовались? Да, чтобы они сказали, если бы мы стали говорить, что в этой вере не все правильно? Они с негодованием отвергли бы и наши речи, и нас самих.

Так будем помнить, что уже поэтому невозможно для нас никакое вступление в этот экуменизм. Церковь наша православная знает, что она в истине стоит. Эту истину она всем предлагает, она всем ее открывает, она не таит ее у себя скрытой, неизвестной для других, а всех приглашает признать эту истину. Но отказываться от этой истины она никогда не может и не откажется, и сама она никогда свою истину за ложь не признает и не согласится с этим безумием.

Поэтому и нам с Вами нет места там, где говорят об этом экуменизме, ибо внешне привлекательная его сторона однако же прикрывает собою именно ту неправду, о которой я только что сказал Вам сейчас. Помните же, возлюбленные, Церковь наша православная обладает всей полнотой истины, а вовсе не долей ее!

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ

Митрополита Филарета

Держи, что имеешь! (Апок. 3: 11).

Эти слова, взятыя из священной книги Апокалипсис (Откровение), в наше время, в наши многоскорбные, лукавые, соблазнами исполненные дни, имеют особое важное значение. Они напоминают нам о том драгоценном духовном богатстве, которым обладаем мы, чада Православной Церкви.

Да, мы богаты. И это духовное богатство есть то, что имеет Святая Церковь и которое принадлежит всем верным чадам Ея. Учение веры --нашей чудесной, спасающей православной веры, многочисленные живые примеры жизни людей, живших по вере, по тем высоким началам и правилам, которыя предлагает нам Церковь, и достигших той духовной чистоты и высоты, которая именуется святостию; красота и великолепие нашего православнаго богослужения и живое соучастие в нем через веру и молитву; полнота благодатной духовной жизни, открытой всем и каждому, и как венец всего, единение чад Церкви в той любви, о которой сказал Спаситель: "потому узнают люди, что вы --Мои ученики, если будете иметь любовь между собою".

Митрополит Филарет.

Что такое "советская церковь"?

Письмо святителя Филарета (Вознесенского) священнику Виктору Потапову.

Отец Виктор!

Давно уже собирался я написать тебе несколько слов, но как-то "руки не доходили". Но наконец собрался и пишу.

Еще в бытность мою в Австралии, когда я стал получать уже ро st factum сведения из Америки о том, что здесь были протесты, демонстрации и даже молебны перед советским консульством, я сильно встревожился и жалел, что не было меня здесь, так как я решительно воспротивился бы многому из того, что произошло. В особенности — молебну в таком месте. Не пели ли песнь Господню на земле чужой? Зачем было выносить святыню церковной молитвы — на глаза оголтелым слугам Антихриста? Неужели нельзя было помолиться в храме?

Должен откровенно сказать, что меня всегда берет досада, когда я слышу о "протестах", "демонстрациях" и т.д. В СССР жизнью правит тот (с рожками), который боится только Христа и Креста и ничего другого в мире не боится. А над протестами и демонстрациями только хохочет. "Общественное мнение"? На него антихристовой власти — плевать с самой высокой полки! Захотели забрать Чехословакию — и забрали, не обращая внимания на поднявшийся шум. Захотели войти в Афганистан — и вошли, не обращая внимания на протесты и угрозы разных Картеров и компании. Все попытки создать в так называемом свободном мире общественное мнение в пользу тех, кто страдает от коммунизма — бессильны и бесплодны, так как свободный мир упорно закрывает глаза и уподобляется страусу, который прячет голову под крыло и думает, что его не видно...

С недоумением прочитал я в газете, как один журналист одобрительно приводит твои слова: «Прав священник Виктор Потапов, когда пишет: Россия воскрешается из мертвых! Мы должны в это верить, ибо мы веруем во Христа Спасителя, Воскресшего из мертвых».

Не могу понять — какая связь между тем и другим?.. Лично я в Воскресение Христово верую — для меня это самое драгоценное, что есть в мире. Но я совсем не вижу, почему я должен веровать в то, что Россия "воскрешается"? Я надеюсь, что она действительно воскреснет, когда на это будет всемогущее мановение Божие. Но в настоящее время я не только не разделяю твоего энтузиазма, но очень тревожусь за русский народ. Ложь и пустота атеизма ему понятна. Но, увы, не истинное Православие распространяется там. Там русскому народу под видом Православия преподносится булгаковщина, бердяевшина и прочая белиберда евлогианского раскола; там пышно расцветают секты — баптизм и прочее. Официальная Церковь проповедует сотрудничество с богоборческой властью, всячески ее восхваляя. Истинная Православная Церковь ушла в катакомбы — скрыта от народных глаз... Это ли "возрождение Православия"?.. Не слишком ли много ты берешь на себя, возглашая на весь свет, что в России возрождается Православие? Дай Бог, чтобы Истина преодолела все заблуждения и восторжествовала бы над ними. Но пока еще рано об этом говорить, так как слишком еще сильно там влияние противоправославных начал. Не говорю уже о том, что антихристова советская власть, пока она правит Россией, торжества Православия никогда не допустит — недаром там истинное Православие скрылось в катакомбы и жестоко преследуется.

Несколько слов о трагедии бедного о. Д. Дудко.

Еще в самом начале его деятельности, когда все чаще стало называться его имя, как столпа Православия, к этому в Синоде присоединились его члены, архиереи; я, пишущий эти строки, сразу стал в стороне и предупреждал своих собратий, что тут может произойти катастрофа. Почему? Потому что в СССР, по точному определению о. архим. Константина, теперь — сатанократия. Там правит тот, кого Спаситель назвал лжецом и отцом лжи. Эта ложь там царствует. Поэтому ничему, там происходящему, верить нельзя. Любой, казалось бы, отрадный в духовном отношении факт может обернуться фальшивкой, подделкой, провокацией.

Почему произошла эта беда с о. Димитрием? Будем предполагать лучшее, не подозревая его в сознательном сотрудничестве с КГБ и в измене своим убеждениям, а принимая печальный факт — то, что он не выдержал и "сломался" — капитулировал перед врагами Церкви. Почему? Казалось бы, он проявил и мужество, и смелость, и вдруг — такой бесславный конец. Почему?!

Потому что его деятельность проходила ВНЕ ИСТИННОЙ ЦЕРКВИ...

Что такое "советская церковь"? О. архим. Константин много и настойчиво говорил о том, что самое страшное из того, что сделала в России богоборческая власть, есть появление "советской церкви", которую большевики преподнесли народу как Церковь истинную, загнав Православную Церковь в катакомбы и концлагеря.

Эта лжецерковь дважды анафематствована. Святейший патр. Тихон и Всероссийский церковный Собор анафематствовали коммунистов и всех их сотрудников. Эта грозная анафема до сих пор не снята и сохраняет силу, так как снять ее может только такой же всероссийский церковный Собор, как каноническая высшая церковная власть. И произошло страшное дело в 1927 г., когда возглавлявший церковь митр. Сергий своей позорной отступнической декларацией подчинил русскую церковь большевикам и объявил о сотрудничестве с ними. И сбылось в самом точном смысле выражение предисповедной молитвы: "под свою анафему падоша!" Ибо в 1918 г. Церковь анафематствовала всех соработников коммунизма, а в 1927 г. сама вошла в компанию этих сотрудников и стала восхвалять красную богоборческую власть — восхвалять красного зверя, о котором говорит Апокалипсис.

Этого мало. Когда митр. Сергий обнародовал свою преступную декларацию — от советской церкви сразу отделились верные чада и создалась Катакомбная Церковь. А она, в свою очередь, анафематствовала официальную церковь за ее измену Христу.

И вот, в этой церкви лукавнующих протекала деятельность о. Димитрия Дудко, который в печати прямо заявил, что с советской церковью он не порывает и остается в ней. Если бы его духовные очи были открыты, и он видел истинную природу официальной церкви — он, вероятно, нашел бы в себе мужество сказать: "Возненавидел церковь лукавнующих и с нечестивыми не сяду" — порываю с компанией, богопротивников и выхожу из советской церкви. Вот тогда — он стал бы для нас своим — его мужество уничтожило бы преграду, которая неотменно стоит между нами в силу того, что Собор принял к руководству завещание митр. Анастасия. А в этом завещании указывается, что не следует иметь никакого общения с советчиками, не только молитвенного, но и бытового. Но, поскольку о. Димитрий отказался бы от пребывания в советской лжецеркви и вышел бы из ее состава — преграды к нему не относились бы более.

Я помню один замечательный случай — прямая чудесная помощь Божия тем, кто верен до конца. В Соловки пригнали группу монахинь, принадлежавших к Катакомбной Церкви. Им чекисты сказали: сегодня устраивайтесь, а завтра пойдете на такую-то работу. Но получили неожиданный ответ: не пойдем и работать не будем.

— Вы что, с ума сошли? Вы знаете, что с вами будет? — закричали чекисты. Спокойный ответ людей, в верности своей ничего не боящихся: что будет, то будет — а будет то, что Богу угодно, а не вам, палачам и преступникам.

Вы можете с нами сделать что вам угодно — морить голодом, пытать, вешать, расстреливать, жечь на огне. Но мы раз навсегда вас предупреждаем: мы вас, слуг Антихриста, законной властью не признаем и никогда ваших приказаний исполнять не будем!..

Разъяренные чекисты утром погнали монахинь на "холм смерти". Так назывался высокий холм, на котором всегда дул ледяной ветер. На этом ветру человек за четверть часа замерзал на смерть. Монахинь, одетых в их ветхие ряски, повели на этот холм красноармейцы в полушубках. Монахини идут веселые, радостные и поют псалмы и молитвы. Солдаты поставили их на вершину холма и спустились вниз. Слышат, что они продолжают свое пение. Полчаса, час, два, больше — сверху все слышится пение. Наступил вечер. Стража подходит к монахиням — те живы, невредимы и продолжают пение молитв. Удивленные солдаты повели их домой — в лагерь. По всему лагерю сразу разнеслась весть об этом. А когда на следующий день стража сменилась и повторилось то же самое — лагерные власти растерялись и оставили монахинь в покое...

Это ли не победа? Вот что значит верность до смерти — как говорят чудесные слова Апокалипсиса: "Будь верен до смерти и Я дам тебе венец жизни." А в данном случае — явное чудо, как это было с тремя отроками в пещи вавилонской, только там была смертоносная стихия огня, а здесь смертоносный гибельный холод. Вот как Господь вознаграждает за верность!

И вот мое глубокое убеждение: если бы вся многомиллионная масса русских людей проявила бы такую верность, как эти монахини, и отказалась бы повиноваться разбойникам, насевшим на русский народ — коммунизм рухнул бы моментально, ибо к народу пришла бы та помощь Божия, которая спасла чудесным образом монахинь, шедших на верную смерть. А пока народ признает эту власть и повинуется ей, хотя бы и с проклятиями в душе — эта власть остается на месте.

Конечно, монахини, как и древние мученики, были укрепляемы силою Божиею; без ее помощи они не устояли бы. Но их подвиг совершался в истинной Церкви, исполненной благодати и Истины. Ибо истинная Церковь, по учению апостольскому, есть Тело Христово — Господь пребывает в ней и возглавляет ее как ее Божественный Глава.

Осмелится ли кто-нибудь утверждать, что Господь и Его благодать пребывает в церкви лукавнующих, которая восхваляет Его осатаневших врагов и сотрудничает с ними, которая за это находится под двойной анафемой, как указано выше? Может ли быть благодатной церковь, которая объединилась с богоборцами?! Ответ ясен!

Святитель Феофан Затворник в свое время предупреждал о том, что приближается страшное время, когда пред людьми будет видимость благолепия церковного — торжественные службы, церковные чины и так далее — а внутри полная измена Христову Духу. Разве не это мы видим в советской церкви? Патриархи, митрополиты, "весь священнический и монашеский чин" — а в то же время союз с богоборцами, то есть явная измена Христу.

К этой компании принадлежал и о. Димитрий Дудко. Конечно, его искреннее религиозное чувство заставляло его проповедовать о Боге и не соглашаться со многими безобразными явлениями в жизни русских людей. Но для него Пимен был, вероятно, и теперь есть — духовный глава советской иерархии, тогда как для нас это совсем не так: ибо Собор 1971 г. вынес постановление: на основании таких-то и таких-то канонических правил считать избрание Пимена незаконным и недействительным, и все его распоряжения и указы считать не имеющими никакой силы и значения.

Как тяжело сейчас положение бедного о. Димитрия! Что ему делать? Продолжать пастырскую работу? А что он будет говорить верующим? Говорить то же самое, что он говорил до своего "покаяния"? Но ведь он от этого отрекся! Говорить обратное? Но ведь ему верили тогда, когда он проповедовал то, что завоевало ему доверие и уважение верующих, а теперь — как он посмотрит им в глаза?.. Одна девушка справедливо сказала, что для него есть выход — принести покаяние в сделанном теперь. Но для этого ему нужно выйти из церкви лукавнующих в Церковь истинную и там принести покаяние. Но за это с ним, несомненно, с сугубой злобой и жестокостью расправится красная власть. Конечно, перейдя в истинную Церковь, он перейдет в область благодати и силы Божественной, которая может его укрепить так, как она укрепила катакомбных монахинь. Дай Бог, чтобы он нашел истинный и спасительный путь.

Хочу отметить еще вот что: Катакомбная Церковь в России относится с любовью и полным доверием к Церкви Зарубежной. Но одно катакомбникам непонятно — непонятно, почему наша Церковь, зная с несомненностью, что советская иерархия изменила Христу и носительницей благодати больше не является, однако же принимает клириков из советской церкви в сущем сане, не перерукополагая их, как уже имеющих благодать. Ведь благодать и клирики и паства получают от иерархии — а если она изменила Истине и лишила себя благодати, то откуда же благодать у клириков? Так спрашивают катакомбники.

Ответ на это — прост. Церковь имеет власть в известных случаях применять принцип так называемой икономии — снисхождения. Еще св. Василий Великий говорил, что нужно для того, что бы не оттолкнуть от Церкви многих, иногда допускать снисхождение и не применять церковные правила со всей строгостью. Когда наша Церковь принимала католических клириков "в сущем сане", не рукополагая их, она действовала по этому принципу. И митр. Антоний (Храповицкий — ред.)., разъясняя этот вопрос, указывал на то, что внешняя форма — преемственное рукоположение от апостольских времен — у католиков имеется, а утерянную католической церковью благодать присоединяемые получают от полноты благодати, присущей Православной Церкви, в момент своего присоединения. "Форма заполняется содержанием", — говорит вл. Антоний.

Точно таким же образом, принимая советское духовенство, мы применяем принцип икономии. И принимаем клириков из Москвы не как имеющих благодать, а как получивших ее в самом присоединении. Но признать церковь лукавнующих носительницей и хранительницей благодати мы, конечно, не можем. Ибо вне Православия благодати НЕТ, а советская церковь лишила себя благодати.

В заключение длинного письма хочу кое-что поставить тебе на вид, отче Викторе. Собор Епископов принял к руководству и исполнению завещание митр. Анастасия, в котором покойный Первоиерарх завещал нам не иметь с советской церковью никакого общения, не только молитвенного, но и бытового. На каком же основании ты и другие священнослужители имели непосредственное общение с о. Д. Дудко? Писали ему письма и так далее. Каким бы искренним человеком вы его не считали, но разве личное ваше мнение может упразднить принятое Церковью правило? Вот если бы о. Дудко сказал: порываю с официальной церковью и выхожу из нее — тогда бы вы могли вступить с ним в живое общение. А без этого ваши действия — нарушение церковной дисциплины. Дудко написал мне лично, но я ему не ответил — хотя мог бы ответить многое... Кстати — на каком основании ты еще ранее вздумал поминать на великом входе архиерея советской церкви? Кто дал тебе на это право, какой архиерей — кто, как, где, когда?.. Будь осторожен, мой добрый и усердный, но уж слишком стремительный сослужитель!

Мир тебе и милость Господня. И матушке Маше "со чады". С любовью,

Митрополит Филарет

Блаженнейший МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ (ВОЗНЕСЕНСКИЙ)

Владыка преставился ко Господу 21 ноября 1985 года, в день Архистратига Божия Михаила.

В 1998 году было решено перенести останки почившего Первоиерарха с крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора в Джорданвилле. Когда 10 ноября вскрыли гробницу, то мощи святителя оказались нетленны — были светлого цвета; полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение владыки, Евангелие, грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух, покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении...

После Божественной литургии 21 ноября, архиепископ Лавр призвал собравшихся молиться об упокоении души почившего Первоиерарха до тех пор, пока не будет указана воля Божия относительно почитания его в лике святых... После Литургии была совершена панихида, а затем гроб с мощами святителя Филарета крестным ходом обнесли вокруг Свято-Троицкого собора и внесли в усыпальницу на приготовленное место.

После кончины митрополита Филарета был документально зафиксирован целый ряд случаев благодатных исцелений и чудесной помощи людям, молитвенно обращавшимся к нему.

ПУТЬ СВЯТИТЕЛЯ ФИЛАРЕТА

Святитель Филарет, в миру Георгий Николаевич Вознесенский, происходил из благочестивой православной семьи. Он родился в Курске в 1903 г., с 1909 г. жил на Дальнем Востоке, а с 1920 г. — в Харбине. Он принял монашество в 1931 г., а незадолго до того был рукоположен во священника.

С юности о. Филарет изучал писания святых отцов, которые с самого начала наставили его на путь духовной жизни и были незаменимым руководством при отсутствии живых наставников. Святые отцы научили его не бояться одиночества в борьбе за истину — впоследствии святитель почти всегда в одиночку вставал на защиту правды Божией. Любовь о. Филарета к Слову Божию была такова, что он заучил все четыре Евангелия наизусть.

В Харбине о. Филарет вел большую церковную и пастырско-проповедническую работу. Уже в первые годы своего служения в священном сане он привлек к себе множество людей, искавших духовного пути. Богослужения, которые он совершал с горячей верой, и его вдохновенные проповеди собирали полные храмы молящихся.

Святитель Филарет любил и жалел людей. Господь наделил его особым даром — найти верный подход к каждому. Владыка был щедр не только на духовную, но и на материальную милостыню, подражая своему покровителю — праведному Филарету Милостивому. Множество обездоленных обращалось к нему, и он никому не отказывал в помощи.

Всего себя Владыка отдал на служение Богу и ближним. Читая Св. Писание и творения святых отцов, он воспринимал их не как что-то отвлеченное, а как подлинныеглаголы живота вечнаго , которым необходимо должен следовать в своей жизни всякий христианин, хотящий спастись. Одним из любимых святителем мест Писания, которое он часто цитировал, были слова Господа из Апокалипсиса, обличающие «теплохладных» христиан. Владыка неоднократно подчеркивал, что теплохладность человека, его равнодушие к истине, намного хуже, чем открытое противление Христу.

Владыка был чрезвычайно строг к себе и вел поистине аскетический образ жизни.

Святителя всегда отличала строгая бескомпромиссная церковная позиция. Он был непримирим по отношению к отступнической Московской патриархии, обличая с церковного амвона ее ложь, за что в Харбине попал в немилость епархиального начальства, и ему даже долгое время было запрещено проповедовать в храме. Практически весь дальневосточный епископат Русской Зарубежной Церкви после Второй мировой войны признал Московскую патриархию, и таким образом о. Филарет невольно оказался в юрисдикции МП, как клирик Харбинской епархии. Это было для него чрезвычайно тяжело. Он никогда не допускал поминовения во время Богослужений безбожных властей, в каком бы приходе ни служил, и никогда не совершал молебнов и панихид по указке или в угоду советской власти. Также он никого не благословлял брать советские паспорта и репатриироваться в СССР, несмотря даже на то, что его собственный отец, Архиепископ Димитрий Хайларский, поддался на советскую агитацию и выехал в Союз.

Твердая и непримиримая по отношению к МП и советским властям позиция о. Филарета повлекла за собой многократные вызовы на допросы, на одном из которых его даже избили. В конце концов его попытались убить: подожгли дом, в котором он жил, предварительно заколотив двери и окна нижнего этажа. Пожар был страшным, и о. Филарет едва успел спастись, выпрыгнув из окна второго этажа. При этом он сильно обгорел. Таким образом, святитель Филарет сподобился части исповедников и мучеников за веру.

Архимандрит Филарет покинул коммунистический Китай только после того, как почти вся его паства выехала из Харбина. Первым делом он обратился к Первоиерарху Русской Зарубежной Церкви Митрополиту Анастасию с просьбой принять его снова в юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви, и через покаяние в своем, хотя бы и подневольном, пребывании в канонической зависимости от МП, был принят в РПЦЗ.

Спустя немного времени, в 1963 г., о. Филарет был хиротонисан во Епископа Брисбенского, викария Австралийской епархии. Со смирением и со страхом пред высотой возлагаемого на него служения вступил святитель в новый период своей жизни.

В 1964 г. Первоиерарх РПЦЗ Митрополит Анастасий по состоянию здоровья и по возрасту подал Архиерейскому Собору прошение об уходе на покой. Возникли споры о том, кто будет новым Первосвятителем. Во избежание обострения обстановки и возможного скандала или даже раскола, святитель Сан-Францисский Иоанн (Максимович; прославлен РПЦЗ во святых в 1994 г.) предложил сделать Первоиерархом самого младшего архиерея — Епископа Филарета. Этот выбор поддержал и Митрополит Анастасий. 14/27 мая 1964 г. Епископ Брисбенский Филарет был избран Архиерейским Собором РПЦЗ на Первосвятительский престол.

В течение 21 года Митрополит Филарет управлял Русской Зарубежной Церковью. При нем в РПЦЗ начались общецерковные прославления святых, чего не было при первых двух Первоиерархах: были прославлены праведный Иоанн Кронштадтский, преподобный Герман Аляскинский, блаженная Ксения Петербургская и, наконец, в 1981 г. — Собор Новомучеников и Исповедников Российских. Через год после этого в РПЦЗ было явлено чудо мироточения Иверской-Монреальской иконы Божией Матери, очевидно, как благословение того пути, по которому в то время шла Зарубежная Церковь.

Воспитанный на учении святых отцов, Владыка Филарет стремился вести Церковь по святоотеческому пути. К сожалению, он встречал недостаточно понимания среди своих Преосвященных собратьев, а некоторые из них и вовсе отказывались понимать его устремления. Святитель столкнулся с трудной задачей, поскольку, с одной стороны, нужно было вести Церковь в сторону решительного отвержения отступничества «мирового православия», а с другой — сохранять единство между архиереями собственной Церкви. Негласной целью деятельности тех епископов, которые не поддерживали курс святителя Филарета, было добиться, чтобы РПЦЗ признала МП и вошла с ней в некоторое общение. Но Владыка Филарет воистину стал для всех любителей «мирового православия» камнем претыкания и камнем соблазна, и во время его первоиераршества они не смогли добиться своей цели.

Во годы первосвятительства Владыки Филарета экуменизм окончательно показал свое истинное лицо — личину страшной ереси, совокупившей в себе все прежде бывшие ереси и стремящейся совершенно поглотить Православие, уничтожив само понятие о Церкви Христовой и создав всемирную «церковь» антихриста.

В противовес отступническим «православным церквам», Митрополит Филарет стремился укрепить во всем мире движение истинно-православных христиан. В конце 60-х гг. было установлено общение между РПЦЗ и двумя «ветвями» греческих старостильников — «хризостомовцами» и «матфеевцами».

Сближение с греческими старостильниками шло параллельно с ужесточением отношения к «официальным церквам». В декабре 1965 г. экуменическая деятельность вселенского патриарха Афинагора привела к взаимному «снятию анафем» между Православной церковью и римо-католиками. Афинагор признал католиков своими «братьями во Христе». Такое вопиющее антиправославное деяние Вселенской патриархии не могло оставить равнодушным святителя Филарета. 15 декабря 1965 г. он обратился к Афинагору и к другому вождю экуменического движения — Американскому архиепископу Иакову — с посланиями, протестуя против их действий и указывая на их неканоничность и противность Православной вере.

О днако, иерархи-отступники не внимали увещаниям. Экуменическое движение продолжало набирать обороты. Со скорбью взирал святитель Филарет на отпадение от истинной веры некогда великих Православных Церквей. Свои послания, с которыми он обратился ко всем архиереям Православной Ц еркви, Владыка назвал «Скорбными Посланиями». В Первом из них, написанном в 1969 г., св. Филарет цитирует различные экуменические заявления Всемирного совета церквей (ВСЦ) и ясно показывает, на основе святоотеческого учения и канонов, что ничего общего с Православием позиция ВСЦ не имеет, а следовательно, Православные Церкви не должны участвовать в работе этого совета. Также святитель Филарет подчеркивает, что голос МП не является голосом Истинной Российской Церкви, которая на родине гонима и скрывается в катакомбах. Владыка призывает всех православных иерархов встать на защиту чистоты Православия.

Второе «Скорбное Послание» Владыка Филарет написал в 1972 г. В нем он отмечает, что за прошедшие два года, хотя и раздавались со стороны архиереев заявления о неправославии экуменического движения, однако, ни одна официальная Православная церковь не заявила о своем выходе из ВСЦ. Целью Второго Послания Владыка поставил — «показать ту бездну ереси против самого понятия Церкви, в которую влекутся все участники экуменического движения». Он напоминает грозное пророчество Апостола Павла, что тем, кто не примет «любви истины для своего спасения», Господь за это пошлет «действие заблуждения, так что они будут верить лжи. Да будут осуждены все не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (II Фес., 2: 10—12)».

Третье Послание св. Филарета, написанное в 1974 г., посвящено так называемому «Фиатирскому Исповеданию» митрополита Афинагора, экзарха Константинопольского патриархата в Европе, — документу, написанному в совершенно еретическом духе, но не вызвавшему никакой реакции у предстоятелей «официальных церквей».

Очевидно, Владыка Филарет надеялся поначалу, что хотя бы кто-то из епископов «мирового православия» прислушается к его словам, поэтому в своих посланиях он обращался к ним как к истинным Архипастырям Церкви. Подобало, прежде принятия анафемы против отступников, попытаться обратить их от заблуждения. Увы, обращения не произошло, и экуменическое нечестие продолжало разливаться.

В начале 70-х годов внутри Зарубежной Церкви возникло сильное движение в поддержку советских диссидентов. Когда в 1974 г. проходил Третий Всезарубежный Собор, значительная часть соборян выступила за то, чтобы РПЦЗ оказала безоговорочную поддержку диссидентам, несмотря на их членство в Московской патриархии и экуменическую идеологию, чуждую духу и учению Православной Церкви. Однако, другие архиереи РПЦЗ, хотя и отдавая должное уважение смелости диссидентов, возражали против их признания, которое могло бы ввести в заблуждение верующих в России, обесценив свидетельство истинных катакомбных исповедников и создав впечатление, будто можно быть истинным исповедником внутри еретической церковной организации. Среди противников этого признания был и святитель Филарет, разъяснявший, что деятельность диссидентов проходила внутри МП, т.е. вне Истинной Церкви , а в «церкви лукавнующих», и поэтому к хорошим результатом это не могло привести. Так святитель уже в то время выступил против ныне весьма распространенной идеологии «борьбы изнутри» за возрождение Церкви, когда «борцы за Православие» ведут свою деятельность внутри отпавших от Православия церковных организаций, сохранивших лишь внешнюю оболочку Истинной Церкви. Владыка Филарет всегда предостерегал свою паству и священников от какого бы то ни было общения с МП.

На Соборе 1974 года раздавались также голоса за объединение РПЦЗ с раскольничьими Парижской и Американской юрисдикциями — «в духе любви», не подчеркивая разногласий. Но эти голоса вынуждены были смолкнуть, когда святитель Филарет подчеркнул, что любовь, которая не желает потревожить ближнего указанием на его заблуждения, — это не любовь, а ненависть, как писал об этом преподобный Максим Исповедник.

После смерти в 1976 г. катакомбного Архиепископа Антония (Галынского-Михайловского), святитель Филарет принял под свой омофор четырнадцать иеромонахов Катакомбной Церкви, оставшихся без архипастырского окормления. Также и впоследствии немало катакомбных священников и мирян перешли под его святительский омофор. Владыка высоко ценил подвиг катакомбников, приводя всем в пример их твердое стояние в вере и истине Христовой.

Со временем становилось все очевиднее, что православным невозможно иметь общения с какой бы то ни было из «официальных православных церквей», и тем более находиться в них: в начале 80-х годов произошел переход от межхристианского экуменизма к межрелигиозному. Самый большой скандал вызвала Ванкуверская Генеральная ассамблея ВСЦ 1983 г., на которой присутствовали представители всех «мировых» религий, и православные иерархи участвовали в религиозных церемониях вместе с мусульманами и язычниками.

В том же году Архиерейский Собор РПЦЗ провозгласил анафему экуменизму. Дело всей жизни Владыки нашло, таким образом, высшее выражение в историческом деянии, имеющем вселенское значение для всей Полноты Православия — в официальном анафематствовании экуменической ереси ересей и отступников нашего века.

Владыка Филарет терпел много поношений за свою деятельность. Однако, святитель не обращал на них внимания, памятуя, что ему предстоит отдать отчет Христу Пастыреначальнику и что с него, как с Епископа, спросится прежде всего то, как он хранил и защищал Православную Веру. У него не было лицеприятия ни перед кем, и он всегда резко реагировал на нарушения канонов о необщении с еретиками, говоря, что если случаи сослужений и общения будут повторяться, то верные чада РПЦЗ могут отвернуться от нее.

Несмотря на противление отдельных лиц из числа епископата и клира, Владыка пользовался любовью широких масс церковного народа. Так же, как и во время жизни в Харбине, святитель никому не отказывал в помощи, став Первоиерархом. Особенно он заботился о духовном просвещении молодежи, которую очень любил, и всегда был ею окружен, уча молодых людей истинному смирению и покаянию.

Но главный дар, полученный святителем Филаретом от Господа, несомненно был дар стояния за церковную правду, обличения нечестия отступников нашего века и призывания всех верных, хотящих действительно не на словах, а на деле, быть православными, отвращаться от новой ереси экуменизма и от общения со лжеправославными. Господь даровал святителю Филарету пламенную веру, слово премудрости и разума на ее утверждение, и поставил его Апостолом и учителем Церкви Своей.

Всю жизнь святитель Филарет был борцом за истину и призывал христиан любить истину, дорожить ею, защищать ее и ничего в жизни не ставить выше нее. «Будем помнить, — говорил он, — что равнодушие к истине есть одно из главных бедствий нашего века отступлений. Дорожи истиной, человек! Будь борцом за истину. ...Выше всего ставь истину в жизни, человек, и никогда не позволяй себе как-то уклониться от истинного пути».

Святитель Филарет всегда говорил, что равнодушные к истине христиане — это те, которые в Апокалипсисе названы Лаодикийской Церковью, которые думают: «Богат есмь и обогатихся и ничтоже требую» (Апок., 3: 17), и которые, если не покаются и не будут ревновать о Истине, будут извержены из Небесного Царствия, как противные Господу.

Сам же Владыка в житии своем уподобился Ангелу Филадельфийской Церкви, о котором в Апокалипсисе сказано так: «И Ангелу Филадельфийския Церкве напиши: тако глаголет Святый Истинный, имеяй ключ Давидов, отверзаяй, и никтоже затворит, затворяяй, и никтоже отверзет: вем твоя дела: се, дах пред тобою двери отверсты, и никтоже может затворити их: яко малу имаши силу, и соблюл еси Мое слово, и не отверглся еси имени Моего. ...Яко соблюл еси слово терпения Моего, и Аз тя соблюду от годины искушения, хотящия приити на всю вселенную искусити живущия на земли. Се, гряду скоро: держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего. Побеждающаго сотворю столпа в Церкви Бога Моего, и боле не имать изыти ктому: и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, новаго Иерусалима, сходящаго с небес от Бога Моего, и имя Мое новое» (Апок., 3: 7—8; 10—12).

Господь отверз пред святителем дверь для проповеди и обличения отступников века сего, и никто не мог затворить эту дверь. Владыка «немного имел силы» — у него не было множества помощников и единомышленников; и хотя он всегда настаивал на совершенном прекращении сослужений с клириками и епископами экуменических церквей, однако полностью ему не достало сил этого добиться — в Западно-Европейской епархии такие сослужения продолжались; — однако, безусловно, неоценимая заслуга Владыки Филарета состоит в том, что он не дал всей Церкви в целом пойти «компромиссным путем» между Православием и экуменизмом.

Святитель Филарет сохранил слово Господне и не отвергся И мени Его и истинного православного исповедания пред лицом отпадения в экуменизм большинства православных иерархов, что уже само по себе было удивительным явлением стойкости и твердости, ведь когда вокруг нет почти никого, кто по-настоящему радел бы о Православии, то устоять в истине становится очень трудно... Владыка «удержал, что имел» — Православие, — и не лишился венца своего: Господь соделал его одним из столпов в Своей Небесной Церкви и «столпом огненным и облачным», указующим путь всем живущим на земле православным.

Исповедник Православия, защитник Церкви Христовой от ереси ересей , Митрополит Филарет преставился ко Господу в день Архистратига Божия Михаила, 8/21 ноября 1985 г.

Известны случаи исцелений по молитвам к святителю, в частности, от раковой болезни и от других неисцельных недугов.

После кончины святителя либерально настроенные архиереи РПЦЗ повернули церковный курс в сторону прямо противоположную той, куда вел Зарубежную Церковь св. Филарет. С 1987 г., начиная с Рождественского П ослания нынешнего Первоиерарха митрополита Виталия, в РПЦЗ стало насаждаться весьма странное толкование анафемы 1983 года, согласно которому эта анафема, будто бы, не имеет вселенского значения, но приложима лишь к членам РПЦЗ, придерживающимся экуменических взглядов. Это толкование подразумевает, что Поместные церкви, участвующие в экуменизме, не подпадают пока под анафему, откуда следуют — возможность пребывания и спасения в них, допустимость сослужения с их членами, необходимость переговоров с ними «в духе любви» и тому подобные антиправославные выводы. Поэтому, стремясь сохранить верность учению св. Филарета, многие чада Церкви не приняли такого странного толкования, и почти три десятка священнослужителей в Америке, а также около десяти приходов во Франции в конце 80-х годов покинули РПЦЗ, примкнув к греческим старостильникам. В начале 90-х годов от Зарубежной Церкви отошли и многие верующие Катакомбной Церкви.

Переход приходов МП под юрисдикцию Архиерейского Синода РПЦЗ, начавшийся в 1990 г., вселил в ревнителей Православия надежду на исправление положения дел как в самой РПЦЗ, так и в Российской Церкви в целом. Однако, по мере развития «переговоров в духе любви» некоторых иерархов и клириков РПЦЗ с иерархами МП, среди части истинно-православных христиан России, в том числе и чад РПЦЗ, стало появляться недоверие к священноначалию Русской Зарубежной Церкви. Неканонические действия священноначалия Зарубежной Церкви привели к отделению от нее значительной части приходов и образованию самостоятельной Российской Православной (Автономной) Церкви, возглавляемой ныне Митрополитом Суздальским и Владимирским Валентином.

После кончины св. Филарета в РПЦЗ чрезвычайно участились сослужения с клириками и архиереями экуменических «православных» церквей, особенно Сербской патриархии.

При обозрении всех этих явлений поневоле приходит в голову мысль, что если бы 36 лет назад Первоиерархом РПЦЗ стал бы не Владыка Филарет, а более «благожелательно настроенный» к «официальному православию» иерарх, то никакого возрождения Православия в России вообще могло бы не произойти, не было бы оказано и необходимой поддержки греческим истинно-православным. Весьма вероятно, что российские и зарубежные истинно-православные христиане обязаны святителю Филарету самим своим существованием.

28 октября/10 ноября 1998 г. в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле были обретены нетленные мощи святителя Филарета. Мощи были полностью нетленны, также сохранилось полностью облачение Владыки и даже грамота с разрешительной молитвой, несмотря на то, что в гробнице было очень сыро. Так Господь воочию явил, что путь, по которому шел святитель Филарет, угоден Ему. Казалось бы, следовало ожидать, что в РПЦЗ произойдет хоть какое-то переосмысление пройденного после кончины святителя Филарета пути и возникнет стремление возвратиться к истинно-православному исповеданию приснопамятного святителя, которого Бог прославил нетлением мощей и чудесами и чья святость жизни была известна всем знавшим его.

Однако архиереи РПЦЗ предпочли скорее убрать с глаз долой и предать забвению праведника, своими нетленными мощами молчаливо, но и красноречиво обличавшего их нынешнее отступление. Останки Владыки Филарета были перенесены в новую усыпальницу за соборным монастырским храмом и преданы земле архиеп. Лавром, который при этом строго запретил даже распространять и кому-либо показывать фотографии мощей святителя. За прошедшее с тех пор время со стороны священноначалия РПЦЗ не последовало никакого решения о судьбе честных мощей, и вопрос о канонизации святителя даже не подымался...

Документы, принятые на последнем Архиерейском соборе РПЦЗ, прошедшем осенью 2000 г., со всей очевидностью показывают, что РПЦЗ объявила себя частью «мирового православия» и готова к соединению с Московской патриархией.

Таким образом, единственной Истинно-Православной Церковью в России (если не считать небольшого количества в основном катакомбных приходов, находящихся в других истинно-православных юрисдикциях) в настоящее время является Российская Православная (Автономная) Церковь, которая и прославила св. Филарета во святых весной 2001 г.

Да поможет Господь Российской Православной Церкви, по молитвам святителя Филарета, всегда следовать предначертанным им путем — путем бескомпромиссного стояния в вере, невзирая ни на какие препоны, поношения и трудности.

С ВЛАДЫКОЙ МИТРОПОЛИТОМ БЫЛО ХОРОШО И ПРОСТО

Из воспоминаний протоиерея Константина Федорова о святителе Филарете

Владыка Филарет был Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви с 1964-го по 1985 год. Когда было решено выбирать нового Первоиерарха, Владыка Филарет был самым молодым из архиереев РПЦЗ. Было две кандидатуры — святитель Иоанн Шанхайский и Архиепископ Никон, который меня рукополагал во диаконы и позже во иереи. И вот, когда было голосование, то получилось поровну: половина голосов была отдана за Владыку Архиепископа Никона, а другая половина — за святителя Иоанна. Поэтому кто-то из архиереев предложил (не помню кто: или святитель Иоанн, или Владыка Никон), чтобы поставить самого младшего архиерея, и избрали тогда Владыку Филарета, который был архиереем в Австралии.

У него была большая паства за границей, и многие из его пасомых попали в Австралию. Мне там пришлось быть в 1979 году. Я был потрясен духовным ростом, духовностью нашего православного русского народа, который вышел из Китая: кто из Харбина, а кто из Шанхая, где был святитель Иоанн. В Америке, например, в то время я ходил освящать квартиры, и очень часто приходилось искать Святой угол с иконочками: смотришь, смотришь: а где же там иконочка?... А вот она, спряталась. А в Австралии я обходил православный люд с харбинской иконой «Всех скорбящих Радосте», и войдя в дом к людям, которые были воспитанниками святителя Иоанна и Митрополита Филарета, первым делом мне бросалась в глаза лампадочка в Святом углу, который обязательно старались разместить на восточной стороне дома. Большой обычно был Святой угол, с иконами, старинными иконами. Обязательно аналойчик или хотя бы угол большой с полочкой, где лежали богослужебные книги. И так в каждом доме.

Меня пригласил в эту поездку протодиакон Никита Чакиров, который был келейником Владыки Митрополита и всегда горел большой любовью к России. Он сам не дождался того момента, когда стало возможным приехать сюда. Я помогал ему, помню, еще много лет назад, делать нательные крестики для передачи их в Россию.

Протодиакон Никита по благословению Владыки Митрополита собрал кружок молодежи. Молодежь была от совсем маленького возраста до более зрелого. Все были в комитете молодежи, все горели любовью к России и занимались главным образом издательством, причем большая часть изданных тиражей уходила в Россию. Подпольно, конечно. Много трудов издал этот комитет молодежи.

Все это было по благословению и под руководством Владыки Митрополита, который, бывало, соберет молодежь, то в столовой у кого-нибудь, то в Новой Коренной Пустыни. Он очень любил эту пустыньку, в которой я потом служил до моего нового назначения лет двенадцать. Там у нас озеро имеется, на озере островочек и на этот островочек можно было пройти через старенький мостик, который вот-вот обрушится (сейчас там новый мостик построил мой сын). Так вот, на этом островочке люди собирались с Владыкой, беседовали. Владыка славу имел такую: «Он, это значит, ничем не занимается, а только рыбку ловит».

Он-то ловил рыбку, но как ловил? Вот придет к нашему пруду или озеру, закинет удочку, а вокруг молодежь сидит и слушает его. И он все беседы ведет, вопросы ему задают, он отвечает на эти вопросы, а то, что если рыбка попадется какая, то он ее сразу брал и бросал обратно в водичку. А так, конечно, про него слава прошла такая, что он ничем не занимается, только рыбку ловит. Он души ловил, к Господу Богу приводил.

Владыка Филарет был любящим отцом, идеалом Архипастыря, он заботился всегда о самом главном — о духовном, о вечном — и на все остальное он смотрел, как сквозь пять пальцев. Самое важное, говорил он, найти Царствие Небесное. А где оно? В вашем сердце. Как его найти? Через молитву: если найдете молитву, то и Царствие Небесное найдете. Надо примириться со всеми и ни на кого не надо обижаться...

Помню, на первой моей исповеди у Владыки он, покрыв меня епитрахилем, спрашивает: «Отец Константин, а какой самый лучший способ войти в Царствие Небесное?» Я ему ответил: «Я думаю, Владыко, всегда надо прощать, всем все прощать». Я так был доволен своим ответом. Владыка подумал и сказал: «Да, это тоже способ, но есть выше способ: никогда никого не осуждать». Это замечательно, никогда не забуду эти слова Владыки, и всегда стараюсь всем передавать эти мысли, и стараюсь этого придерживаться и, конечно же, прошу всех никогда никого не осуждать. «Не судите да не судимы будете», — это, конечно, самый легкий способ войти в Царствие Небесное.

С Владыкой говорить было замечательно и легко, он часто приглашал: «Ну, приезжай, отец Константин, хочешь поговорить — приезжай». Думаешь так: как же мне ехать к Владыке Митрополиту? Он же Первоиерарх Зарубежной Церкви, дел у него по горло, полно дел, как же мне его еще беспокоить с моими маленькими проблемами? Но все-таки приезжаю. Приедешь, он скажет: «Ну садись, отец Константин, поближе, на диванчик или на скамеечку». Подсядешь, и вдруг — спрашивать-то нечего. Все вопросы как бы сами по себе рассосались уже. Ничего нет важного. Владыка говорит: «Что опять молчишь?» В следующий раз приедешь, ты смотри, запиши вопросы, тогда не будешь забывать. Когда я своей матушке рассказал, что я могу вопросы записывать, тогда дело пошло по-другому: тогда целая бумажка записывалась — один вопрос за другим. Но Владыка умел, даже не спросив твоего вопроса, ответить почти что на все приготовленные и записанные на бумажку.

Замечательные разговоры были с ним на пароходе, на котором мы плыли четырнадцать дней. В каюте он служил Литургию и причащался каждый день. После обеда всегда приглашал меня на палубу: «Отец Константин, пойдем на палубу — побеседуем. Только после обеда отдохни полтора часика, а потом придешь». Но я как ни приду — а Владыка уже на палубе на скамеечке сидит. Я пришел через часик, потом через сорок пять минут, меньше чем сорок пять минут — Владыка всегда сидит. Он не отдыхал, он хотел, чтобы я отдохнул. Подойдешь, сядешь на скамеечку, и только тишина, только слышишь волны, небо, вода и больше ничего не видно на горизонте: полная тишина. Разговор у нас течет в полной тишине. Когда-то, помню, прочитал у Святых Отцов, что на небе нет особенного языка: ангельский язык — язык тишины. Как это понять? Неизвестно, как это понять... Но вот я понимаю, что с Владыкой Митрополитом было так же хорошо и просто.

Но его мы недостаточно уважали, как у нас это бывало с царями: сначала один такой милостивый, добрый — народ не ценит, и тогда уже более грозный для воспитания народа. Вот я смотрю, так же было с Митрополитом Филаретом. Он был полон любви, но многие, можно сказать, с ним не считались, а делали все по-своему. Хотя должен сделать оговорку: когда он приехал в Австралию, там, как вы знаете, все кверху ногами. Здесь у нас лето или осень, а там, значит, весна или зима. Мы были в Австралии, когда там было Крещение. Здесь, в России, у нас крещенские морозы, а там, конечно, жара была — середина лета. Владыку там встречали как любящего отца, где бы мы ни были, куда бы мы ни ездили, всегда детки маленькие с цветами, ну как когда-то в России встречали Патриархов, Митрополитов, так же это было в Австралии. Конечно, Владыка не отдыхал, спал два-три часа, хотя здоровье у него было не такое и хорошее...

Татьяна Сенина. ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ. К четвертой годовщине обретения честных мощей Святителя Филарета (Вознесенского), Первоиерарха РПЦЗ (1964—1985)

Наверное, в каждом столетии существует свой особый день, который можно назвать "Торжеством Православия" для данного века. В ХХ веке, эпохе всеобщего распространения ереси экуменизма, поглотившей почти весь когда-то православный мир, таких дней, мне кажется, можно назвать даже не один, а два. Первый — 14/27 сентября 1925 года, когда во время всенощной на Крестовоздвижение над старостильным храмом в пригороде Афин, где собрались на богослужение истинно-православные христиане, разорвавшие общение с иерархами, введшими новый стиль в Элладской Церкви, явился Крест из света; это явление стало воистину "утверждением свыше" для всех верных, выступивших против экуменической ереси в самом начале ее распространения. Вторым днем "Торжества Православия" стало 28 октября / 10 ноября 1998 года, когда в Джорданвилле были обретены нетленные мощи митрополита Филарета (Вознесенского, † 1985), под председательством которого Архиерейский Собор РПЦЗ в 1983 году изрек анафему на ересь экуменизма, подведя этим итог нескольких десятилетий, в течение которых шло по всему миру размежевание православных и новых еретиков. Анафема 1983 года подвела черту под этим размежеванием: во всеуслышание было провозглашено, что экуменисты находятся вне Церкви Христовой и что, следовательно, всякое молитвенное и евхаристическое общение с ними для верных исключается. Явление мощей святителя стало новым "утверждением свыше" для всех верных, указующим, что отношение митрополита Филарета к экуменистам и сергианам — единственно правильный и богоугодный путь; это было особенно знаменательно еще и потому, что РПЦЗ к концу 1990-х годов стала уже явно для всех держать курс на соединение с "мировым православием" и, в частности, с РПЦ МП, которую святитель Филарет всегда называл лжецерковью и за Истинную Церковь не признавал.

Иерархи РПЦЗ, к сожалению, не захотели уразуметь смысл явленного знамения; более того, они поспешили вновь захоронить нетленные мощи святителя, как бы торопясь убрать подальше с глаз нетленный лик того, кто молчаливо, но красноречиво обличал их нынешнее отступление от стояния в правой вере. Но те православные, которые поставили своею целью именно хранение веры, а не какие-то сиюминутные или национальные интересы, восприняли явление мощей святителя должным образом и показали, что именно они являются подлинными наследниками и продолжателями дела той РПЦЗ, Первоиерархом которой был митрополит Филарет: святитель был прославлен в лике святых почти одновременно, в 2001 году, Российской Православной (Автономной) Церковью, возглавляемой митрополитом Суздальским и Владимирским Валентином, и Святой Православной Церковью Северной Америки ("Бостонский Синод").

Так сложилось, что я была непосредственной свидетельницей и участницей тех событий. Святитель Филарет для меня стал не просто одним из новопрославленных святых, но чем-то гораздо большим, можно сказать, образцом стояния за православие и вообще христианской жизни в современном мире.

Когда в 1997 году, в начале лета, через бедствия, постигшие наш приход во имя св. преподобномученицы великой княгини Елисаветы, мы (настоятель о. протоиерей Александр Жарков и члены прихода) окончательно осознали неправду и неправославие "официального православия", покинули РПЦ МП и присоединились к РПЦЗ, то почти сразу столкнулись с большими искушениями со стороны новых собратьев по вере и Церкви. Это очень обескуражило меня, но я утешала себя мыслью, что по крайней мере, РПЦЗ — каноническая Церковь, и это главное, а чего-то большего, какого-то действительно истинно христианского отношения к ближним, видимо, желать не приходится. Однако, когда я высказала это мнение одному священнику РПЦЗ, который, казалось, был нашим единомышленником, он высказал мысль, которая привела меня в еще большее недоумение: "Нашу Церковь вы еще совсем не знаете. Не научились видеть и ценить в ней главного. Главное не то, что она, как Вы пишете, канонична, а то, что она действительно та самая". Странно было читать слова священника, для которого в Церкви главное не ее каноничность, т. е. не ее стояние на догматах и канонах, а какая-то та самость. "Что есть то самое, что нужно любить, ценить и бояться потерять", — автор письма обещал рассказать позднее, но так и не написал. Но хотя дискуссии не суждено было завязаться, слова этого священника все же запали мне в душу и побудили искать в РПЦЗ чего-то действительно "того самого", "что нужно любить, ценить и бояться потерять", — но конечно, не в том смысле, который имелся в виду моим адресатом.

Об РПЦЗ я знала мало. Первые материалы о ее истории, прочитанные мною, не прояснили моего недоумения относительно "той самости", но зато вызвали один вопрос. В РПЦЗ, как я узнала, до митрополита Виталия было три Первоиерарха: митрополиты Антоний, Анастасий и Филарет. Первых двух почему-то везде превозносили, называли "великими", "блаженнейшими", "аввами" и т. д., тогда как о митрополите Филарете (Вознесенском) упоминали очень мало, без особенных дифирамбов. Казалось странным: Владыка Филарет был первоиерархом в течение 21 года, почему же о нем почти ничего не пишут, словно бы его не было? И так хотелось узнать о нем побольше...

И вот, к нам в приход неожиданно попали ксерокопии двух писем святителя Филарета — к архиепископу Аверкию (Таушеву) и к игумении Магдалине. Прочитав их, я была поражена: со страниц этих писем повеяло действительно живым настоящими Православием, тем самым, святоотеческим, догматическим и каноническим, истинным и непреклонным перед ложью, бескомпромиссным и чистым. И вставал сквозь строчки такой живой образ Святителя, такой сразу ставший близким и родным (хотя я ничего практически в то время не знала о нем), такой настоящий и — святой (я как-то сразу же прониклась уверенностью, что он непременно должен был быть угодником Божиим, и стала понемногу ему молиться). Это было настолько чудесное явление "той самой" РПЦЗ, которую я искала, явление того самого, чего я искала, что действительно надо любить и хранить, — что мне тут же захотелось поскорее рассказать, написать об этом. Думалось: Владыку Филарета забыли, а ведь то, что он писал — это как раз то, что нужно в наше время разброда и шатаний в вере! Почему святителя Филарета "забыли" в РПЦЗ, было уже тогда понятно: курс, который взяли после его кончины зарубежные иерархи (от Истинного Православия — к "официальному") был диаметрально противоположен тому, на который старался развернуть РПЦЗ святитель Филарет. К концу 90-х гг. в РПЦЗ уже ясно наметилась тенденция на сближение с МП, хотя соборно это пока что отрицалось, но было ясно, что курс взят весьма опасный. Трезво смотревшие на ситуацию люди уже тогда понимали, что дни РПЦЗ сочтены.

Случай напомнить о святителе представился вскоре: по случаю годовщины мученической кончины брата Иосифа Муньоса (замучен и убит в ночь с 30 на 31 октября 1997 года), хранителя чудотворной Иверской Мvроточивой иконы Божией матери, в журнале "Вертоградъ-Информ" была опубликована моя статья "Аще же соль обуяет", где говорилось о том, что грозные знамения и бедствия, постигшие РПЦЗ в последнее время, показывают, что надо оставить путь соглашательства с экуменистами и вернуться на твердый православный путь Владыки Филарета, в противном случае РПЦЗ ожидает бесславный конец "обуявшей соли"...

Через две недели после выхода этого номера "Вертоградъ-Информ"’а в Джорданвилле были обретены нетленные мощи святителя Филарета.

Это "утверждение свыше" было поразительным. Но то, что случилось дальше, явилось неприятной и тяжелой неожиданностью даже для тех из нас, кто относился к современной РПЦЗ весьма скептически. Мощи святителя были, под непосредственным руководством архиепископа Лавра (ныне — митрополита, первоиерарха экуменической части РПЦЗ) снова захоронены — вместе с нашими надеждами на скорое прославление святителя в РПЦЗ и на то, что ее епископы, хотя бы после такого очевидного указания Божия, опомнятся и вернутся на истинный узкий путь святоотеческого Православия. Почти сразу после этого я фактически вышла из РПЦЗ, перестав в ней причащаться. Для меня представлялось невозможным состоять в евхаристическом общении с архиереями, допустившими такое поругание святого, столь явным образом прославленного Богом и явленного как раз тогда, когда РПЦЗ покатилась по наклонной плоскости в экуменическое болото. "Яко аспиды глухи и затыкающии уши свои", зарубежные архиереи не желали внимать знамениям Божиим, — за что и поплатились уже через два года конечным отпадением от Православия, ведь не зря говорит пословица: "Кого Бог хочет наказать, лишает разума".

Вскоре после обретения и вторичного захоронения мощей св. Филарета наш приход покинул РПЦЗ и присоединился к РПАЦ.

К годовщине обретения мощей святителя Филарета "Вертоградъ-Информ" посвятил Владыке "Тему номера". К тому времени у нас накопилось уже много материалов о жизни святителя, его проповеди и письма, фотографии; была составлена и служба ему. Вообще, почитание святителя в истинно-православном мiре стало заметно расти. Истинно-Православная Церковь Сербии издала о нем книжку. Истинно-Православный Синод в Бостоне 28 июля 2000 года постановил прославить святителя во святых, само прославление состоялось 19-20 мая 2001 года. В Российской Православной (Автономной) Церкви этот вопрос был поднят в ноябре 2000 года на VIII Съезде духовенства, монашествующих и мирян Суздальской епархии РПАЦ. Синод РПАЦ на заседании 15 марта 2001 г. принял решение о канонизации святителя, и прославление откладывать не стали: торжества в Суздале состоялись даже раньше, чем в Бостоне, — 30 апреля - 1 мая 2001 года.

Так Российская Православная Церковь засвидетельствовала свою преемственность курсу РПЦЗ времен митрополита Филарета — великого Исповедника Православия ХХ столетия, "Ангела Филадельфийской Церкви", "соблюдшего слово" Господне и "не отвергшагося имене Его" перед лицом "сонмища сатанина" (Апок. 3:8-9) отступников от святоотеческой веры. И почти сразу после этого началось для нашей Церкви время скорби и гонений — время, когда Господь дает нам возможность, безусловно, по молитвам новопрославленного святителя Филарета, явить "верность до смерти", чтобы получить "венец жизни"; время, когда Церковь покидают люди случайные, с нетвердыми мыслями и нечистыми намерениями — и остаются те, кому действительно нужно именно православие и Церковь; время, когда мы, по слову св. Варсонуфия Великого, можем "шествовать по стопам Отцов наших, то есть последовать их учению, жизни, долготерпению, любви, терпению, гонениям и страданиям, которые они претерпели от врага и чувственно, и мысленно". Поэтому, конечно, не надо смущаться от нашедших испытаний, но напротив — радоваться, что Господь сподобил нас пострадать за истину, как страдали за нее святые отцы. Ибо, как продолжает св. Варсонуфий, "ежели мы не будем страдать с ними по мере немощи нашей, то как можем некогда и прославиться вместе с ними? … Ежели Господь исполнил наши прошения, даровав нам в наставники Отцов наших, то будем остерегаться, как бы леность наша, или слабость, или нерадение, или неверие не разлучили нас с ними. …Подумаем о том, что Бог даровал нам не то только, чтобы быть под ногами Святых, но и то, чтобы быть чадами их и наследниками".

Торжество Православие должно продолжаться и в нас, и к нам обращены слова Господа, которые так любил повторять и которые делом исполнил в своей жизни святитель Филарет: "Се, гряду скоро, держи, еже имаши, да никтоже приимет венца твоего" (Апок. 3:11).

Вознесенский русская фамилия церковного происхождения, связанная с праздником Вознесения. Первоначально была распространена среди духовенства и учащихся церковных школ. Известные носители: Вознесенский, Александр: Вознесенский, Александр… … Википедия

Филарет - (греч. Φιλάρετος «Любящий добродетель») мужское имя греческого происхождения; в России используется прежде всего как монашеское. Распространена среди монашества также женская форма Филарета. Филарет Чернов поэт начала XX века.… … Википедия

Филарет Дроздов - (до пострижения Василий Михайлович) митрополит московский, род. 26 дек. 1782 г. в городе Коломне Московской губернии, где отец его Михаил Феодорович был соборным протоиереем; умер 19 нояб. 1867 г. После домашнего воспитания под руководством… …

Филарет (архиепископ Смоленский) - Архиепископ Филарет Архиепископ Смоленский и Мстиславский 1658 1671 Предшественник: Исаия (Копинский) … Википедия

Филарет, архиепископ смоленский - (в схиме Феодорит) архиепископ смоленский и дорогобужский, умер в 1681 г. О нем известно, что до архиерейства он в пятидесятых годах ХVII столетия был архимандритом звенигородского Саввина Сторожевского монастыря Московской епархии. В 1656 или… … Большая биографическая энциклопедия

Митрополит Филарет - Филарет (греч. Φιλάρετος «Любящий добродетель») мужское имя греческого происхождения; в России используется прежде всего как монашеское. Распространена среди монашества также женская форма Филарета. Филарет Чернов поэт начала XX века. Автор… … Википедия

Димитрий (Вознесенский) - Архиепископ Димитрий (в миру Николай Фёдорович Вознесенский; май 1871, Курская губерния 31 января 1947, Ленинград) епископ Русской православной церкви, архиепископ Хайларский, викарий Харбинской епархии. Духовный писатель. Биография… … Википедия

Печерский Вознесенский монастырь - Монастырь Печерский Вознесенский мужской монастырь … Википедия

Агапит Вознесенский - (до пострижения Семен) род. в 1793 г., умер 1 го января 1854 г., епископ томский и енисейский с 12 августа 1834 г. по 10 июня 1841 г., а затем член московской синодальной конторы. Вознесенский был кандидатом третьего выпуска Спб. духовной… … Большая биографическая энциклопедия

Яранский Вознесенский монастырь - Монастырь Яранский Вознесенский монастырь Страна Россия Город 612260 Яранск, ул.Набережная, 35 б … Википедия

Книги

  • Конспект по Закону Божию. Сокращенный Православный христианский катихизис , Игумен Филарет, протоиерей Николай Вознесенский. Настоящее издание замечательного труда прот. Н. Вознесенского (архиепископа Хайларского) является едва ли не лучшим руководством к познанию православного вероисповедания для вступающих на… Купить за 362 грн (только Украина)
  • Сокращенный православный христианский катахизис. Конспект по Закону Божию , Игумен Филарет, Протоиерей Николай Вознесенский. Представляем вашему вниманию книгу "Сокращенный Православный христианский катихизис", "Конспект по Закону Божию"…

Впоследствии принявший монашество с именем Димитрия, был пресвитером, затем архиепископом, и в году вернулся в СССР , где и скончался.

Один из коллег владыки по институту вспоминает:

Большая церковная и пастырско-проповедническая деятельность была проведена о. архимандритом Филаретом. Молящиеся стремились в тот храм, где он служил. Его любили все слои православного населения Харбина. Имя архимандрита Филарета было широко известно и за пределами Харбинской епархии . Он был добрым, доступным для всех, кто к нему обращался. А обращавшихся к нему было очень много. Идя к нему, знали, что получат правильный совет, будут иметь утешение и помощь. О. архимандрит Филарет был весьма строг к себе; он был известен как истинный аскет. А какой редкой памятью обладал наш добрый, сердечный владыка. При встрече с ним, он выявлял большой интерес ко всем сторонам нашей жизни; ему не нужно было напоминать о своих нуждах или затруднениях, он уже сам развивал с вами тему разговора, давал готовые ответы.

После оккупации советскими войсками Маньчжурии престарелый митрополит Харбинский Мелетий (Заборовский) признал над собою и своим клиром власть Московского Патриархата , но архимандрит Филарет решительно отказался принять советский паспорт. Когда к нему явился газетный репортёр для интервью, спрашивая, как он смотрит на «мудрый шаг советского правительства, предложившего русскому населению Харбина снова стать гражданами своей родины», то услышал следующий смелый ответ:

Я не считаю возможным принять и не приму советского подданства до той поры, пока не удостоверюсь фактически и несомненно, на 100%, в том, что преследование религии, антирелигиозная пропаганда и травля служителей Церкви совершенно прекращены, и Церковь, которая не «отделена», а изгнана из государства, снова заняла в нём подобающее ей положение.

Архимандрит Филарет до конца своего пребывания в Китае не принял советского гражданства, несмотря на всю связанную с такой позицией опасностью и прещениям. Ознакомившись с номером Журнала Московской Патриархии , в котором в числе гениев-благодетелей рода человеческого значился Ленин , он выразил своё возмущение в проповеди, получившей широкую известность.

Его келья была подожжена неизвестными, но он спасся, получив сильные ожоги.

Всячески ограждая свою паству, он, по собственному выражению, «никогда не осквернил свои уста и свою молитву - молитвой за антихристовых слуг», несмотря на неоднократные угрозы. Вместе с тем, в течение ряда лет архимандрит Филарет разными путями сносился с главой Русской Зарубежной Церкви , митрополитом Анастасием .

На Епископском Соборе года, на котором митрополит Анастасий ушел на покой, Первоиерархом был избран приехавший вместо своего правящего архиерея, архиепископа Саввы, его викарий, епископ Филарет. 31 мая года в соборном храме Знамения Божией Матери состоялось торжество настолования нового Первоиерарха. Ему было суждено нести бремя предстоятельства Зарубежной Церкви в течении следующих 21 года.

Митрополит был замечательным проповедником. Глубокая вера, пламенная молитва, доброта и благожелательность, забота о том, чтобы не нарушался духовный мир и непоколебимое стояние в исповедании Истины – все это было характерными чертами владыки Филарета.

При митрополите Филарете в Зарубежной Церкви начались общецерковные прославления святых, предвосхитившие их прославление на Родине: святого праведного Иоанна Кронштадтского (13 ноября года), преподобного Германа Аляскинского (25/26 июля года), святой блаженной Ксении (24 сентября года), и, важнейшее из них, святых Новомучеников и Исповедников Российских (1 ноября года).

На протяжении всего своего служения владыка Филарет проявил себя пламенным обличителем экуменизма , не уставал обращался с увещевательными посланиями к главам других Поместных Церквей, и к его голосу прислушивались многие и вне ограды Зарубежной Церкви. Обличая и Московский Патриархат, призывая православных бескомпромиссно стоять в Истине, владыка жил верой в излечение ран Русской Церкви.

Скончался 21 ноября года. Его убеждения выразились в его предсмертном завете. Опубликованное Духовное Завещание митрополита гласило:

Эти слова, взятыя из священной книги Апокалипсис (Откровение), в наше время, в наши многоскорбные, лукавые, соблазнами исполненные дни, имеют особое важное значение. Они напоминают нам о том драгоценном духовном богатстве, которым обладаем мы, чада Православной Церкви.

Да, мы богаты. И это духовное богатство есть то, что имеет Святая Церковь и которое принадлежит всем верным чадам Ея. Учение веры – нашей чудесной, спасающей православной веры, многочисленные живые примеры жизни людей, живших по вере, по тем высоким началам и правилам, которыя предлагает нам Церковь, и достигших той духовной чистоты и высоты, которая именуется святостию; красота и великолепие нашего православнаго богослужения и живое соучастие в нем через веру и молитву; полнота благодатной духовной жизни, открытой всем и каждому, и как венец всего, единение чад Церкви в той любви, о которой сказал Спаситель: «потому узнают люди, что вы – Мои ученики, если будете иметь любовь между собою».

Митрополит Филарет.

При этом, перед смертью владыка тайно завещал своему келейнику, протодиакону Никите Чакирову , в свое время, «когда Господь освободит Родину Россию, когда наступят благословенные дни, предсказанные преподобным Серафимом, Саровским чудотворцем », передать Святейшему Московскому Патриарху свои Первоиераршие облачения . Этот завет был исполнен 12 ноября года когда митрофорный протоиерей Роман Лукьянов , настоятель Богоявленской церкви в Бостоне , передал в дар Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II посох и облачение третьего Первоиерарха Русской Зарубежной Церкви.

Мощи и почитание

В году было решено перенести останки почившего Первоиерарха с крипты кладбищенского Успенского храма в новую усыпальницу под алтарем Свято-Троицкого собора Джорданвилльской обители . Когда 10 ноября вскрыли гробницу, то мощи святителя оказались нетленны - были светлого цвета; полностью сохранились кожа, борода и волосы. Облачение владыки, Евангелие , грамота с разрешительной молитвой, крест и воздух , покрывавший лицо усопшего, были в совершенной сохранности. Даже белая ткань, которой было покрыто тело сверху, сохранила ослепительную белизну. Металлические же застежки находившегося в гробу Евангелия рассыпались в прах при прикосновении.

После Божественной литургии 21 ноября, архиепископ Лавр (Шкурла) призвал собравшихся молиться об упокоении души почившего Первоиерарха до тех пор, пока не будет указана воля Божия относительно почитания его в лике святых. После Литургии была совершена панихида , а затем гроб с мощами святителя Филарета крестным ходом обнесли вокруг Свято-Троицкого собора и внесли в усыпальницу на приготовленное место.

После кончины митрополита Филарета был документально зафиксирован целый ряд случаев благодатных исцелений и чудесной помощи людям, молитвенно обращавшимся к нему.

Отец Серафим (Роуз) так писал о владыке Филарете:

Подобно св. Отцам древности, он выше всего ставит чистоту Православия и, верный духу Вселенских Соборов, остается посреди всеобщей религиозной растерянности одиноким защитником истины... (В)еликая заслуга владыки Филарета на этом критическом этапе истории Церкви состоит именно в том, что он, без намека на фарисейское обожествление той или иной буквы церковнаго закона, и без малейшей склонности к выцеживанию «доказательств ереси» из высказываний епископов-экуменистов, со всей ясностью обнаружил тот самый еретический, анти-православный дух, который стоит за современным экуменизмом во всех его проявлениях и предупредил, какую опасность они несут сегодня и какую катастрофу готовят в будущем. Однако, к величайшему сожалению, лишь немногие из православнаго духовенства и мiрян вполне осознали серьезность предупреждения владыки Филарета. Его не понимают как «левые», так и «правые»