Священник георгий мицов. «Кажется, что это чудо…»

В книгу вошли беседы-интервью настоятеля двух Богородичных храмов Москвы протоиерея Георгия Бреева, опубликованные на страницах «Семейной православной газеты». Священник рассказывает о христианских праздниках, трудностях и радостях человеческого бытия, способах решения «неразрешимых» проблем, вспоминает свою жизнь. Поэтому, надеемся, книга будет интересна людям всех возрастов.

Духовный отец

Шли суровые для Православия 60-е годы. Закрывались открытые в войну храмы. В светских кругах наступила «оттепель». А для Церкви зима стала еще холоднее.

Как-то схиигумен Савва из Псково-Печерского монастыря приехал в Москву и решил побывать в ТроицеСергиевой Лавре. Его сопровождал выпускник Духовной семинарии Юрий Бреев. Отец Савва предложил:

Давай в Хотьково заедем! Хочу поклониться родителям преподобного Сергия Радонежского. Вышли из электрички – и сразу оказались перед прилично одетым человеком с портфелем. Похоже, местным начальником. Тот закричал:

Что такое?! Что это вы тут религиозную пропаганду разводите?!

А вся религиозная пропаганда сводилась к тому, что отец Савва был в монашеском одеянии.

Какое право имеете?! – гремел незнакомец.

А вы какое право имеете на нас кричать?! – «завелся». Юра.

Тихо, тихо, – начал говорить ему отец Савва.

Что ты? И стал просить незнакомца:

Вы не обращайте на него внимания. Он молодой, неразумный. Мы сейчас уедем.

Как-то уговорил, утихомирил кричавшего. Тут подошла электричка. Отец Савва с Юрой вошли в нее, так и не побывав у родителей преподобного…

Воспоминания об этом случае навсегда сохранил наш батюшка – протоиерей Георгий Бреев


Когда вы познакомились с отцом Саввой? – спрашиваю его.

– Это было примерно в 1962 году, когда я учился классе во втором семинарии. Рядом с нашим домом жила одна верующая семья.


Уж не вашей ли будущей матушки Натальи?

– Да-да. Вместе с ее братом мы учились в светской школе. Иногда я заходил к ним. Когда они узнали, что я крестился, то сказали мне, что у них бывает отец Савва. Приезжая из Печор, он всегда останавливался у духовных чад.

И вот на квартире у них я присутствовал на встрече с батюшкой. Там и задал ему вопрос, могу ли окормляться у него духовно. Он ответил, что принимает меня в духовные чада.


Какое впечатление отец Савва тогда на вас произвел?

– Он был уже довольно известным духовником. Вначале служил в Троице-Сергиевой Лавре, считался благочестиво настроенным монахом. Потом, когда из Москвы его перевели в Псково-Печерский монастырь, в народе о нем сложилось мнение как о подвижнике, человеке, имеющем дар прозорливости, благодатном священнике. Я это слышал не только от соседей, но и от других лиц. Поэтому и попросился к нему в духовные чада.

С того времени, как у нас начались духовные отношения, я только половину каникул проводил в Троице-Сергиевой Лавре. Там все студенты семинарии и академии пели в храмах, несли другие послушания. А на вторую половину летних и зимних каникул уезжал в Псково-Печерский монастырь и по возможности общался с отцом Саввой.

Позже, до принятия сана, я не один год по приглашению батюшки сопровождал его в поездках, которые он по рекомендации врачей совершал на юг. Происходило это примерно в сентябре-октябре.

Печоры называются так потому, что этот монастырь был основан в пещерах. Климат там влажный. Церкви – прохладные и сырые. Те монахи, у которых слабые легкие, обычно заболевали. У отца Саввы была эмфизема легких, и он регулярно ездил в теплые края – на Новый Афон, в окрестности Сухуми. Там, на побережье Черного моря, прогревал легкие – и это ему давало облегчение на целый год.

Мне доводилось много времени проводить в плотном общении с отцом Саввой. Вместе путешествовали, вместе молились, трапезничали, отдыхали. Я его всюду сопровождал. Это было необходимо: время неспокойное, он всегда в монашеской одежде. Со стороны буйных, ретивых ревнителей атеизма это порой вызывало грубые выпады. Их можно было ожидать в поезде, в метро, на улице. Я чувствовал, что нужен батюшке в эти минуты, ему со мной спокойнее.


На юге вы тоже жили у духовных чад отца Саввы?

– Да. Например, у одной женщины на Новом Афоне был домик с садом. Буквально в 50 метрах от моря.


Тогда Ново-Афонский монастырь, кажется, закрывали?

– Да, и на Новом Афоне мы молились келейно. А в Сухуми был открыт собор. Там мы посещали Богослужения.


Вспомните, пожалуйста, какой-нибудь яркий эпизод, чтобы мы представили отца Савву.

– Духовная жизнь – всегда внутренняя, подспудная. Духовные лица – не жонглеры и внешнего эффекта достигнуть не хотят. Но если ты внимателен к словам, действиям духовного лица, то можешь услышать поразительные мысли, характеристики. И даже вещи не сиюминутные, а такие, которые произошли уже давно или произойдут через много лет. Мне часто приходилось быть свидетелем того, что события, о которых говорил отец Савва, действительно сбывались. Это мои самые яркие впечатления.

Иногда я приезжал к нему в Печоры с друзьями, которые только начинали приобщаться к духовной жизни. В основном это были люди интеллигентные. Отец Савва их еще не знал. И, помню, об одном художнике, только увидев его, он сказал мне: «Это человек положительный, надежный». И советовал общаться с ним. Потом я вспоминал, как верны слова батюшки, хотя тогда можно было подумать совсем другое.

Часто я задавал ему вопросы, касающиеся моей внутренней жизни, сложных ситуаций. И получал ясные ответы, которые, как выяснялось позже, касались даже не этих конкретных случаев, а всей моей судьбы. Жизнь моя была непростая. Эти ответы меня потрясали, потому что какие-то подробности никто не мог знать, кроме меня и Бога.

Действительно, у отца Саввы был необычайный дар, который он скрывал. Когда к нему относились с недоверием или скептицизмом, он внутренне закрывался и ничего не говорил. А когда видел, что человек не праздно спрашивает, а ставит вопросы, ему необходимые, то отец Савва все твое нутро мог тебе раскрыть. Это свидетельствовало о благодатном, старческом устроении его души.

Хотя, конечно, я был еще слишком молод. Наверное, все дети в отношении к своим родителям бывают слишком требовательны, спесивы. Думают: «Я-то тоже кое-что значу в жизни!» И у меня тогда такие мысли, настроения проскальзывали. Я много и много себе вредил тем, что заставлял духовного отца где-то закрываться от меня.


Вынуждали?

– Именно вынуждал – каким-то безблагоговейным отношением. Ну, и он оставлял меня тогда: варись в собственном соку! Но не говорил об этом. Уже потом я все понял.

А почему так было? Да потому, что я вроде бы предавал себя в руки духовного руководителя, а на деле ему же противился. Сам напрашивался на какие-то послушания, обеты – и сам же от них отступал. Это путь блудных сынов, наверное, он для всех характерен (улыбается) .


Вы очень осиротели, когда в 1980 году схиигумен Савва ушел из этой жизни?

– Не совсем так. За плечами моего пастырского служения уже было более 10 лет. Я сам, как это бывает, оброс печалями и заботами своих духовных чад. Одиночества не чувствовал. Но у меня не стало такого человека, который бы ясно, как день, освещал мои действия, путь жизни. И часто себя укорял: «Сам виноват, что не остался принципиально послушным до конца своему духовнику!»

Отец Савва давал мне свои труды, которые теперь стали публиковаться. Меня удивляло то, что он над ними работал. Тогда господствовал атеизм, не было никакой надежды на издание духовной литературы. А отец Савва предвидел возрождение Церкви, был подвигнут Господом на то, чтобы готовить эти вещи. Простой народ ими сейчас зачитывается. Приходят люди и говорят: «Как хорошо батюшка пишет! Просто, ясно».

Его считали как бы пастырем-народником. У него душа была открыта к простому народу. Я по складу ума хотел немножко высоко летать: дайте мне Григория Паламу, всю высоту нашего богословия! Всем академистам свойственно несколько свысока смотреть на монахов: ну, что они такое могут из себя представлять?! И у меня иногда подобные настроения проскальзывали.

Конечно, я батюшку слушался, понимал: он мой духовный отец. Правда стоит за ним, потому что народ его всем сердцем принимает. Вот начну я сейчас говорить богословскую проповедь. А люди-то не готовы ее воспринимать. Он же два – три простых слова скажет – и к нему спешат с открытой душой, принимают его наставления, советы, молитвенные обращения.

Бог его призвал в непростое время. Церквей было мало. К нему в Печоры люди ехали со всей России. Наверное, ни одного крупного города не найдешь – от Украины до Сибири, – чтобы у него там не было духовных чад. Иногда из какого-нибудь города приезжал целый вагон духовных чад отца Саввы. И все удивлялись: как он мог окормлять такую огромнейшую паству?

У него в келии я часто видел большую, на полметра высотой стопу писем от тех, кто сам приехать не мог. И ни одно не оставалось без ответа. Когда батюшка на них отвечал?


Теперь вам это уже понятнее?

– Теперь-то да. Но я рассказываю о своих тогдашних впечатлениях. Не просто годы, а десятилетия проходили в тесном общении с отцом Саввой. Я имел возможность и в келии его бывать, и лично с ним беседовать. Это богатство сохранилось в моем сердце, в памяти. Когда сейчас вижу на полках церковных лавок книги отца Саввы с его портретом на обложке, то сразу иду и целую: «Батюшка, помолись за меня, грешного!»


2000 год


Однажды отец Савва благословил отца Георгия отчитывать душевнобольных. Ни много, ни мало.

Не бойся, – сказал ему. И отец Георгий начал этим заниматься. Но скоро перестал:

Там нужен очень строгий пост. Для приходского священника он невозможен: ноги не потянешь.

Тобалов Георгий Петрович родился в Москве в 1945 г. Детство его проходило в христианской среде: лето он проводил у бабушки, которая в свое время закончила курсы благородных девиц, поэтому воспитание у нее было церковным, она учила мальчика молитвам, чтению Евангелия, приучала к посту. Закончив школу, он отслужил в армии, после чего 7 лет трудился на киностудии «Мосфильм» оформителем декораций, в это время ему довелось сотрудничать со многими известными режиссерами и актерами. По рассказам самого священника, «путь в поисках себя был непрост и долог», студийная жизнь ему нравилась, но пугала своей бездуховностью, всё больше он чувствовал, что его место - храм. Перед тем, как решить, идти ли ему в семинарию или нет, он поехал в Калужскую область к старцу схиархимандриту Амвросию, одному из последних Оптинских старцев. Ему тогда было уже 115 лет. Увидев молодого человека, о. Амвросий пригласил: «Здравствуй, батюшка, проходи...» Он тогда благословил на учебу, а во второй приезд, после его неудачной попытки поступить в семинарию, сказал: «Терпи, терпи. Это Бог тебя проверяет...».


По рассказам самого священника, «путь в поисках себя был непрост и долог», студийная жизнь ему нравилась, но пугала своей бездуховностью, всё больше он чувствовал, что его место - храм.

В 1980 г. закончил Московскую Духовную Семинарию, его другом и одноклассником, с которым он сидел за одной семинарской партой, был нынешний владыка Арсений, архиепископ Истринский, викарий Святейшего Патриарха Алексия II. 6 апреля 1985 г. отец Георгий был рукоположен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в священный сан и назначен в Покровскую Церковь в селе Покровское - Рубцово (пос. Пионерский). Храм находился в аварийном состоянии, владыка Ювеналий, направляя молодого священника, сказал: «Мы хотим направить тебя служить в один из дальних и самых бедных приходов...» В ответ Владыка услышал следующее: «Я поеду. Хочу не ради денег, а ради славы Божией послужить». Внутренний ремонт включил в себя всё пространство храма - от сводов до пола. Установлены медные купола, кресты, крыши, поправлены стены, заменены окна, приведён в порядок погост и Братская могила, выложены дорожки на территории, сделаны две автостоянки. Но самое главное - в церкви Покрова сложилась большая и дружная община, сопровождавшая батюшку до самой смерти. Батюшка был хлебосольным: после каждой службы по традиции была трапеза, которая проходила в теплой домашней атмосфере. За столом отец Георгий давал духовные наставления своим прихожанам.


Батюшка был хлебосольным: после каждой службы по традиции была трапеза, которая проходила в теплой домашней атмосфере. За столом отец Георгий давал духовные наставления своим прихожанам.

Более 20 лет дорогой батюшка служил Богу и людям, из них 10 лет, с. 1992 - 2002 г., - благочинным. Батюшка впервые возглавил Истринское благочиние, которое насчитывало всего 2 действующих храма, и до него территориально относилось к Солнечногорскому округу. Его неустанными трудами на Истринской земле стали возрождаться храмы. За это время было возвращено Церкви и открыто свыше 20 приходов, а также возведен новый Георгиевский храм в городе Дедовск, втором по величине в Истринском районе. Отцу Георгию выпало служение в нелегкое время всеобщих перемен. В годы его благочиния Покровский храм был «кузницей кадров»: более 30 человек отец Георгий привел к священству, 12 из них - священники Истринского района, из них - протоиерей Константин Волков (с. Дарна), протоиерей Владислав Провоторов (пос. Павловская Слобода), протоиерей Вадим Сорокин (д. Мансурово) и др. О. Георгий был первым священником, который совершал богослужения в открывшемся Ново-Иерусалимском монастыре. При отце Георгии стало регулярно выпускаться православное приложение к газете «Истринские вести» под названием «Духовная нива».

Батюшка был талантливым и творческим человеком - членом международного художественного фонда. Он написал более 50 живописных полотен на духовные сюжеты, которые отмечены наградами и неоднократно выставлялись в известных столичных залах и галереях, в частности, в Славянском центре, Центральном Доме художника. Картина «Крестный путь» была удостоена награды «Золотая кисть». Кроме этого, у отца Георгия вышло шесть пластинок религиозных песен и лирических композиций, которые по сей день звучат на «Радио Россия».

Батюшка был талантливым и творческим человеком - членом международного художественного фонда. Он написал более 50 живописных полотен на духовные сюжеты...

Примечателен случай, произошедший с иеромонахом Никоном (Кашириным), насельником Московского Данилова монастыря. Отец Георгий подарил ему свою картину с видом на монастырь. Промыслом Божиим через несколько лет отец Никон стал насельником этого монастыря.

Отец Георгий был тесно знаком с А.И. Солженицыным, в 2000 г. венчал его сына Ермолая. Примечательно, что Солженицын и батюшка отошли ко Господу в один месяц. Батюшка также был в дружественных отношениях с режиссером В. Соловьевым, снимался в его сериале «Бедная Настя». В настоящее время на «Мосфильме» готовится фильм об отце Георгии.

Батюшка имел общественные и церковные награды. Он с отличием закончил Московский Государственный Социальный Университет. В 2003 г. отец Георгий получил ученую степень кандидата психологических наук. Служение отца Георгия было отмечено священноначалием, многими церковными наградами вплоть до права ношения палицы. Батюшка пользовался всеобщим уважением администрации района, в кругу собратьев, а также любовью прихожан. Отец Георгий находился в теплом братском общении с бывшим наместником Ново-Иерусалимского монастыря архимандритом Никитой, а также с духовником Борисо-Глебского женского монастыря в Аносино архимандритом Спиридоном. В Покровскую церковь неоднократно приезжал служить владыка Арсений (Истринский).

С 2007 г. отец Георгий служил в Крестовоздвиженской церкви с. Дарна, за алтарем которой и был похоронен по личному завещанию - как клирик храма. Перед смертью батюшка просил всех: «Молитесь за меня, я за вас там буду молиться». 15 августа при стечении множества верующих и всего духовенства Истринского благочиния были отслужены Божественная литургия и чин отпевания досточтимого пастыря в сопровождении мужского хора из Троице-Сергиевой Лавры.

Со святыми упокой, Господи, душу протоиерея Георгия и сотвори ему вечную память.

Перед смертью батюшка просил всех: «Молитесь за меня, я за вас там буду молиться»

От благодарных прихожан

С тех пор, как в нашей стране произошли постперестроечные перемены, народ стал чаще обращаться к Богу. Люди стали находить утешение в вере отцов своих, в православной церкви. Стали восстанавливаться, и уже восстановлены многие храмы, где на богослужениях бывает много людей, в том числе – молодых. Приходят креститься, венчаться, приобщают к вере детей. Появилось много книг, в которых звучит святоотеческое слово – и эти книги пользуются большим спросом. Для многих стало необходимостью в праздничный день побывать на богослужении, получить благодать Духа Святого, причастившись Святых Таин, послушать проповедь - то же животворящее святоотеческое слово из уст священника. Священник в наши дни – это педагог, историк, учитель, порой, психолог. А для этого он должен быть всесторонне образованным человеком и любить людей. Таким был отец Георгий Тобалов, бывший благочинный церквей Истринского округа, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в посёлке Пионерском. Для нас его смерть стала большой утратой – мы потеряли батюшку, отца, внимательного, чуткого человека, соответчика в житейских делах и мудрого руководителя в делах духовных. Этот благородный человек – сам по себе легенда, не часто встретишь такого, который отдаёт себя всего на служение Богу и людям. Мало кто знает, что отец Георгий – реставратор (его священническая «карьера» с этого и начиналась), он сочинял музыку, фотографировал, неплохо владел компьютерной графикой, кроме того, батюшка – прекрасный художник: его творчество известно в кругу московских живописцев, а некоторые картины заслужили самые высокие оценки признанных мастеров и общественные награды. Награды у него были не только за служение искусству, но и за служению Отечеству – от Союза ветеранов Афганистана и других воинских организаций, которые таким образом выражали ему признательность за духовное окормление и поддержку. Ведь у батюшки была редкая способность чужую беду воспринимать, как личную.

Эта отзывчивость привлекала к нему людей разного рода занятий и разных поколений. Любил побыть среди людей, угостить, рассказать поучительную житейскую историю, пошутить. Всегда с улыбкой, с юморком, ласковыми лучистыми глазами – таким он остался у нас в памяти. А как мы слушали его проповеди – в церкви стояла абсолютная тишина, когда он говорил: так проникновенно было его негромкое слово.

Мы не знали - после службы он не уезжал домой, а вместе со своим учеником, (теперь настоятелем храма Крестовоздвижения селе Дарна протоиереем о. Константином (Волковым)) поднимался на леса и реставрировал роспись потолка, стен, колонн храма. И это кроме других хозяйственных работ по храму!

За 20 лет своей службы отец Георгий подготовил к службе около 30 молодых священников для нашего района, открыл 20 новых приходов, не считая колоссальной работы, проведённой в своём храме.

Никто не подозревал, что он был уже болен – он никому не жаловался. Стоически переносил он и другие неудачи – жизненные и по службе. Он не ожесточился, но здоровье его пошатнулось. В этот момент отец Георгий стал вторым священником в Крестовоздвиженском храме, тогда было уже заметно, что он нездоров, но он держался и старался не показывать своих страданий, оставался таким же добрым и внимательным, как и прежде. Настоятель и прихожане окружили батюшку вниманием и заботой, но, к сожалению, дней его оставалось уже мало.

Мы узнавали о его страданиях в госпитале только со слов врачей – сам он никогда не жаловался, и находил силы для сострадания, утешения других. На похороны в храм Крестовоздвиженья собралось такое множество народа, что «яблоку негде упасть», и теперь к его могилке у храма не иссякает человеческий ручеёк.

Так и остался отец Георгий благословляющим на одной из последних фотографий. 21 сентября в праздник Рождества Богородицы батюшке – 40 дней с момента кончины. К этому дню и хочется ещё раз помянуть незабвенного батюшку…

От лица прихожан – житель Истры Николай Абрамов.

Отец Георгий Кочетков – выдающийся священник Русской православной церкви Московского Патриархата, известный миссионер, приведший в церковь более пятнадцати тысяч человек, талантливый проповедник, основатель Преображенского содружества малых православных братств (ПСМБ), богослов, литургист, создатель целостной системы оглашения (катехизации), создатель и ректор Свято-Филаретовского православно-христианского института (СФИ). Отец Георгий является автором большого числа статей и книг по сакраментологии, миссиологии, катехетике и др. богословским дисциплинам. О. Георгий является сторонником переводов богослужебных текстов, он – автор семи томов переводов православного богослужения на современный церковный русский язык.

Отец Георгий Кочетков – действующий священник РПЦ. Более пятнадцати лет по воскресным дням и праздникам он служит в Новодевичьем монастыре в Москве. Помимо этого, о. Георгий служит праздничные синаксарные богослужения в часовне Культурно-просветительского центра «Преображение», а также часовне СФИ.

Детство. Светское образование

Юрий Серафимович Кочетков родился 5 октября 1950 года. Его крестили с именем Георгий, когда ему было десять лет. Веру, по словам о. Георгия, он обрел еще во время учебы в школе: пришел к христианству через искусство эпохи Возрождения. Он хорошо учился, а также охотно делился тем, что знает, поэтому еще учась в 7-м классе, он уже водил своих одноклассников на экскурсии по храмам Кремля. В школьные же годы Георгий впервые прочел Священное Писание.

В 1972 г. будущий священник Георгий Кочетков заканчивает общеэкономический факультет Института народного хозяйства им. Г.В. Плеханова. Затем поступает в аспирантуру, но кандидатскую работу не защищает, т.к. поступает в Ленинградскую духовную академию (ЛДА). При этом полный семинарский курс сдает экстерном (28 экзаменов).

Рукоположение. Храмы. Духовное образование

С конца 70-ых годов известный священник отец лично готовил Георгия Кочеткова к принятию священнического сана. В 1983 г. архиепископ Выборгский Кирилл (ныне патриарх Московский и всея Руси) рукополагает его в дьяконы, после чего его вскоре должны были рукоположить во пресвитеры. Но этого не случилось из-за запрета уполномоченного Совета по делам религий. Отец Георгий сможет принять священнический сан только спустя шесть лет. Во пресвитеры его рукоположит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в Успенском храме Новодевичьего монастыря 24 сентября 1989 года.

В конце 80-ых годов отец Георгий служил настоятелем Троицкого храма в г. Электроугли (Московская область), затем – с 1990 по 1994 год – он был настоятелем Владимирского собора бывшего Сретенского монастыря в Москве, который был передан РПЦ по просьбе о. Георгия и его прихожан. Духовные чада отца Георгия помогали восстанавливать храм.

В августе 1990 года из числа тех, кто проходил катехизацию у о. Георгия Кочеткова рождается Преображенское братство. В сентябре того же года возникает инициативная группа братчиков во главе с о. Георгием – православное просветительско-благотворительное братство «Сретение». Именно эта группа ходатайствует о передаче Русской церкви храма Успения Пресвятой Богородицы в Печатниках. Отец Георгий становится его настоятелем – вплоть до 1997 г.

Во время учебы в ЛДА, с 1980 по 1983 гг., о. Георгий – патриарший стипендиат и иподьякон ректора академии архиепископа Выборгского Кирилла (Гундяева). Но блестящего студента отчисляют с последнего курса из-за миссионерской и катехизической деятельности (этому также поспособствовал уполномоченный из Совета по делам религий). После чего отец Георгий только в 1990 году смог завершить свое духовное образование, окончив Московскую духовную академию. В 1993 г. он успешно защищает магистерскую (кандидатскую) диссертацию в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже. Тема работы – «Таинственное введение в православную катехетику». Благословение на защиту получает от патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Миссионер. Катехизатор

Благодаря отцу Георгию – его глубокому интересу к каждому человеку, свидетельству о вере, совместным поездкам по духовным местам и совместным походам в храм – многие люди приходили к желанию креститься. В 1971 году еще у Юрия Кочеткова появился первый крестник – . С конца 1970-х катехизация уже ведется регулярно в больших группах в помещениях, предоставленных священником Аркадием Шатовым (ныне – епископ Пантелеимон).

Со временем отец Георгий создает систему оглашения, которая опирается на святоотеческую традицию. Эта система оглашения на сегодняшней день является наиболее целостной и полной в Русской православной церкви. Ежегодно несколько сотен человек проходят и завершают длительное оглашение, после которого, как правило, становятся активными мирянами Русской православной церкви.

Ректор СФИ

Еще в 1980-ые годы, о. Георгий думал о создании духовной школы. Первые двенадцать учеников начали учиться в созданной им Высшей Христианской Школе в 1988 году. Сегодня СФИ является аккредитованным вузом, имеющим государственную и церковную лицензии. Подробнее об СФИ смотрите на сайте www.sfi.ru .

Перевод богослужений на русский язык

Со времен учебы в ЛДА отец Георгий ведет работу по русификации и переводу на русский язык литургических текстов. Переведенные им молитвы использовал владыка Кирилл, ректор ЛДА, в 1980-е годы, читая их над оглашаемыми.

Усилиями отца Георгия мы можем прочесть и услышать на русском языке основной корпус неизменяемых текстов православного богослужения: .

Критика. Гонения

Отец Георгий за активную церковную деятельность не раз подвергался разной критике, а также клевете и гонениям. О. Георгия и Преображенское братство ложно обвиняли в сектантстве, ересях, избиении священника, непослушании иерархии, неообновленчестве и модернизме. В некоторых епархиях членов Братства безосновательно отлучали от причастия, пытались запретить оглашение, требовали «покаяться» и отречься от своего духовного отца, организовывали травлю в СМИ и без объяснения причин отказывали в участии в церковных мероприятиях.

Многие обвинения со временем отпали сами собой. То, в чем раньше Братство и о. Георгия обвиняли (катехизация, общинная жизнь, регулярное причастие), сейчас становится общецерковной нормой или, по крайней мере, многими признается таковой. Тем не менее, есть люди, продолжающие тиражировать беспочвенные обвинения.

Преображенское братство

Одно из основных направлений служения отца Георгия связано с собиранием общин и братств. С момента основания Преображенского содружества малых православных братств (Преображение, 1990 г.) отец Георгий Кочетков является его духовным попечителем.

Аккаунт священника Георгия Кочеткова в Facebook

священника Георгия Чистякова

Отец Георгий Чистяков: бывших ученых не бывает!

Отца Георгия больше знают как проповедника и богослова, а не как ученого-античника. Просто науку пришлось принести в жертву

o. Георгий Чистяков в «Ветхом Риме».

3 февраля в культурном центре «Покровские ворота» прошла презентация четырехтомника трудов священника Георгия Чистякова , вышедшего в издательстве «Центр гуманитарных инициатив» (Москва-Санкт-Петербург). Четырехтомник стал не просто наиболее полным собранием статей, научных работ, лекций о. Георгия, в том числе ранее неопубликованных, но настоящим собранием сочинений.

Мы знаем отца Георгия как талантливого проповедника, богослова, настоятеля храма Покрова Богородицы при РДКБ, многие годы опекавшего тяжело больных детей. О его заслугах ученого-античника знают гораздо меньше. Попытка познакомить читателей с трудами о. Георгия по античной истории и стала поводом к изданию.

Чудо с Павсанием

Между прочим, ученым-античником о. Георгий стал случайно: ему нравилось заниматься древнеегипетскими иероглифами и клинописью, но на 2-м курсе резко упало зрение. Врачи запретили напрягать глаза над расшифровкой древнего письма, и Егор (как называли будущего протоиерея в университете) остановился на античности.

«Выход книг — это радость долгожданная, — сказал на презентации сын священника, Петр Чистяков. — Я понял сразу, что нужно переиздавать и издавать его книги, которые не были напечатаны при жизни. Понял это, когда после смерти отца, все спрашивали: где купить, а я отвечал, что негде. Мне хотелось переиздать его научные труды, о которых высокого отзывались специалисты. Я рад, что это получилось.

Отец нес важное служение, и ему пришлось отказаться от регулярных научных занятий, которые ему были очень интересны.

Часто о священниках, которые получили сан в зрелые годы, говорят: он в прошлом ученый, в прошлом историк. Мне кажется, бывших не бывает. И отец — такой пример. Ему катастрофически не хватало сил на науку. Но в его лекциях, трудах, которые вышли после рукоположения, много мыслей, которые могли бы развиться в научные тексты. Хочется надеяться, что кто-то рано или поздно сделает это».

Петр Чистяков вспомнил историю, произошедшую в 1997 году. У отца Георгия был отпуск. Это была редкая возможность провести время с ним вместе. Они катались на велосипедах и в Раменском заехали в один книжный магазинчик. «Отец увидел только что изданный в «Алетейе» двухтомник Павсания (лучший античный историк), о выходе которого не подозревал и о котором написал кандидатскую, - вспоминает Петр Чистяков. - У него загорелись глаза. Он тут же купил книгу. Нашел ссылку на свою диссертацию. Мы оба были поражены тем, как в провинциальном книжном магазине посреди детективов и календарей с гороскопами оказался Павсаний! Это было чудо какое-то. И в тот момент я понял, как дорогу отцу наука и темы, которыми он занимался в молодости».

«Труды по античной истории» — четвертый том сборника - включил научные труды, переводы и статьи отца Георгия, выходившие в малотиражных вузовских сборниках. С них и началась работа над изданием. Ими заинтересовались в ИНИОНе. Еще три книги объединили ранее уже публиковавшиеся труды. В первый том - «Над строками Нового Завета» - вошла книга, посвященная синоптическим Евангелиям и труд о средневековой церковной поэзии «Тебе поем… », во второй том - «Свет во тьме светит » — книга о Евангелии от Иоанна и цикл лекций, прочитанных в Московской консерватории . Третий том - «С Евангелием в руках» - объединил статьи из «Русской мысли», публиковавшиеся в составе трех сборников - Размышления с Евангелием в руках, На путях к Богу живому, В поисках вечного града

Русский, христианин, социалист

Историк, профессор, директор Центра изучения религий РГГУ Николай Шабуров был однокурсником отца Георгия по историческому факультету. Он вспомнил, как увлечен был о. Георгий древними языками, которые и стали поводом стать античником. «Латынь, греческий он начал учить еще в старших классах школы, а весь первый курс факультативно занимался египетскими иероглифами и хеттским языком. Помню как на занятиях по гражданской обороне, наш преподаватель - полковник Ларин - заметил, что студент отвлекся от обороны. Подошел. Отнял блокнот, где было написано «Хеттский язык» и задал вопрос: «Чистяков, противник нанес ядерный удар. Каково число безвозвратных потерь?» Чистяков молчит. Тогда Ларин вернул ему тетрадь со словами: «Вот так вот, Чистяков, это вам не хеттский язык, здесь головой думать надо!»

Политика кафедры древнего мира в МГУ в 70-е годы была такова, что самых талантливых в аспирантуре не оставляли. О. Георгия завалили на вступительных экзаменах. После чего он устроился преподавателем в Институт иностранных языков, преподавал древние языки и занимался выдающимся древнегреческим историком Павсанием и его «Описанием Эллады» — предтече современных путеводителей.

По словам профессора Шабурова, отца Георгия как большого почитателя искусства, человека, трепетно относящегося к слову, привлек сам жанр произведения. В 1984 году в Институте всеобщей истории Российской академии наук была защищена блестящая кандидатская диссертация. Этот текст и вошел в новый сборник.

«В студенческие годы я не замечал в нем какой-то церковности, но было очевидно его уважение к христианству. В 70-е годы это была другая эпоха. Даже язык той эпохи не всем понятен сейчас, как мне кажется.

Помню, на втором курсе мы праздновали чей-то день рождения, спорили и, в контексте нашей беседы Егор сказал: «все мы русские, все мы христиане, все социалисты». Сейчас слова изменили свое значение. Сегодня это не имеет того смысла, что имело тогда. «Все мы русские» для нас значило принадлежность к единой стихии Русской культуры и языка, «все мы христиане» - верность Нагорный проповеди, а «социалисты» - общее представление о социальной справедливости.

Вообще, он был блестящим студентом, очень эрудированным и жизнерадостным человеком с тонким чувством юмора, замечательным товарищем. Он очень высоко ценил человеческую свободу, человеческое достоинство. Но в начале 90-х годов он серьезно изменил свою судьбу. Ему не хватало чистой науки. Как человеку верующему ему нужно было активное действие. Он нуждался в этом. Ему казалось, что рамки ученого для него тесны. Он стал священником, проповедником, публицистом. И одной из главных его забот стала забота о больных детях».

Человек синтеза

«Человеком синтеза» назвал о. Георгия иеромонах Иоанн (Гуайта) , с которым они вместе сослужили не только в храме Космы и Дамиана в Шубине, но и преподавали в институте иностранных языков.

«Он умел гармонично сочетать в себе самые разные вещи. Был настоящим ученым и блестящим преподавателем. А это далеко не всегда сочетается. Булгаков говорил о Флоренском, что в нем встретились Афины и Иерусалим. Это в полной мере применимо и к отцу Георгию. Даже по названиям его статей это видно, например «Иисус и Гораций». В нем был синтез.

О. Георгий говорил в проповедях о Пушкине и Данте, о матери Тереза, о Бродском и конечно о Евангелии. Умел это объединить, и все это становилось темой для проповеди. Он очень любил русских святых. Но одновременно ориентирами для него были и представители Западной церкви.

Отец Георгий был человеком молитвы. Блестяще знал литургику и не только православную, но и латинскую. И это были не кабинетные знания, а его внутренняя жизнь».

Отец Иоанн напомнил гостям, что 3 февраля (день проведения презентации - прим. Ред.) церковь чтит память Максима Грека, святого удивительной судьбы. Человека, который слышал проповедь Савонаролы и воспринял ее с энтузиазмом. Поступил и два года жил в доминиканском монастыре и лишь после смерти Савонаролы уехал на Афон, где принял постриг.

По словам отца Иоанна, эта деталь жизни православного святого для многих очень неудобная. Но она не значит, что Максим Грек отрекался от Православия, когда жил в доминиканском монастыре. Это было нормально для человека той эпохи, того контекста времени — находясь в Италии жить в итальянском монастыре. И именно Максим Грек по поручению архиепископа Новгородского Геннадия переводил на русский язык тексты Библии, которыми мы и сейчас пользуемся.

Поэт

Отец Олег Батов , клирик храма Успения на Успенском вражке, также согласился с тем, что о.Георгий был человеком европейской культуры, человеком мира. «Мне кажется, что сегодня он очень бы страдал от того патриотического угара, который мы наблюдаем, когда слышим Россия - не Европа. Для него всегда Россия была частью общемировой культуры и европейской культуры. Потому что продолжением этого лозунга может быть только Православие -не христианство.

Протоиерей Олег Батов

Я долго служил на Западе (был настоятелем храма Воскресения Христова в Цюрихе) и нередко ко мне приходили с вопросом: «батюшка, а можно ли венчаться, если я православная, а он христианин». Это противопоставление удивительно. Под чужой верой часто подразумевают Христианство. В этом смысле книги отца Георгия сегодня особенно своевременны, актуальны».

О. Олег назвал о. Георгия настоящим поэтом. И рассказал историю, о которой не знали даже близкие, присутствовавшее на презентации.

«Однажды в храме Космы и Дамиана мы обсуждали с о. Георгием переводы канона Андрея Критского. И вспомнили, что владыка Лев (митрополит Новгородский и Старорусский) читает канон по-русски, и это канон издан брошюрой, где значится: перевод, читаемый в храме Софии премудрости Божией.

Помню, как я сказал, что перевод этот тяжеловат, в нем много деепричастных оборотов, которые стоило бы заменить на прилагательные. И тут о. Георгий неожиданно говорит: «да, сейчас бы я сделал лучше».

17 декабря исполняется 45 лет священнического служения духовника города Москвы, настоятеля храма Рождества Пресвятой Богородицы в Крылатском . Недавно отец Георгий перенес тяжелую операцию на сердце, сейчас проходит реабилитацию, поэтому не смог дать интервью. Об отце Георгии Брееве Правмиру рассказал один из его духовных сыновей, прослуживший с ним 20 лет, протоиерей Алексий Потокин.

- Отец Алексий, как вы познакомились с отцом Георгием?

В начале восьмидесятых, а может, даже чуть раньше, я пришел к вере. Как ни странно, подтолкнули меня к этому антирелигиозные книги Гольбаха, Таксиля, Емельяна Ярославского. Я прочитал их и понял, что авторы врут, стал искать, где не врут. Мне было чуть больше двадцати, я вырос в атеистической семье, где никогда не говорили о вере, ничего о ней не знали.

Некоторые мои знакомые в то время активно воцерковлялись, но, видя их фанатизм, жестокость к собственным детям, я твердо решил, что уж в православный храм точно не пойду. Мимолетные встречи со священниками только укрепили меня в этом решении.

Заходил в католические и протестантские храмы, все показалось очень благостным, но душу не трогало. И вот года два я буквально изнывал - уже понимал, что Бог есть, искал встречи со Христом, а в храм не ходил. Похожие душевные метания были у одного моего товарища - он, правда, уже ходил в разные храмы, даже беседовал иногда со священниками, но формально - не решался им довериться.

Человек, который знает Бога

Однажды он пришел ко мне и говорит: «Знаешь, я слышал, что есть очень хороший священник». И мы, ничего не предполагая, пошли в храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне. Там я впервые увидел отца Георгия и как только увидел, почувствовал, что этот священник не будет меня ни мучить, ни подавлять. А самое главное - я понял, что это человек, который знает Бога. Даже не хочу анализировать, как, по каким признакам, но почувствовал.

После этого стал иногда бывать на службах, просто приходить в храм, он мне давал книги - жития святых, . Тогда религиозную литературу купить было негде. Через какое-то время я сказал отцу Георгию, что хочу креститься. Он посоветовал не спешить, подумать, побольше походить на службы, внимательней слушать проповеди.

Примерно через полгода я вновь сказал ему, что хочу креститься. Отец Георгий спросил, почему, я объяснил, и он сказал: «Ну, тогда обязательно надо». Крестился и так немедленно проникся верой, что стал сразу выполнять все правила без малейших поблажек - считал, что иначе будет нечестно. Переусердствовал, как часто бывает с , и почувствовал, что меня это придавливает и вот-вот раздавит. Несколько месяцев вообще не ходил в храм, но душа тосковала, и я вновь пришел и честно рассказал отцу Георгию, как ревностен был поначалу и как быстро выдохся. «Ты что? Никогда не торопись, потихоньку надо. Это же великое», - объяснил он мне мою ошибку.

С той поры я уже старался не допускать самодеятельности в духовной жизни. Через три или четыре года - сейчас уж точно не помню - я ходил каждую субботу на всенощную и каждое воскресенье на литургию не потому, что положено, а потому, что это стало внутренней потребностью. Мне не приходилось себя принуждать, я с нетерпением ждал субботы.

Не значит, что в жизни все пошло гладко - так не бывает. У меня были всевозможные преткновения, многие из которых казались тупиками, и каждый раз отец Георгий помогал мне понять причины, правильно отнестись к ситуации. Он никогда не указывал, как поступить, но делился собственным жизненным опытом и, опираясь на него, говорил, как бы он мог поступить в аналогичной ситуации.

Потом уже я узнал, что там, где нет свободы, нет и любви, что невольник - не богомольник, что добро, сделанное насильно, есть зло. Такие вещи проще понять через человеческие отношения. Вот я это понял, общаясь с отцом Георгием. Он никогда не посягает на свободу другого человека. У него я потихонечку учился исповеди.

- Наверное, вы не сразу решили стать священником?

Сначала я об этом и не думал - работал в институте, писал диссертацию. В 1990 году отца Георгия назначили настоятелем храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыно. Когда его только рукополагали в храме Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, он спросил, сколько ему придется там служить. сказал, что если 20 лет прослужит, уже и не переведут.

Но жизнь изменилась, стали восстанавливаться храмы, и через 23 года отца Георгия перевели в храм, разрушенный до основанья. Ну и мы, его чада, пришли за ним, расчищали храм, совершали в нем молебны. А отслужив там первую литургию (примерно через месяц), отец Георгий предложил мне стать диаконом. «Посоветуйся с домашними», - сказал он. Опять же речи не было ни о каком принуждении.

Жена и дети не возражали, я только спросил его, можно ли мне будет пять дней работать, а по субботам-воскресеньям служить. Отец Георгий ответил, что можно, и через два месяца, в декабре 1990 года, меня рукоположили в диаконы. В семинарии я не учился (позже окончил ее заочно), службу не знал… Два месяца до рукоположения я алтарничал, но одно дело слушать, а другое - служить самому. Очень тяжело мне было, путался.

Прослужил я три месяца, и отец Георгий сказал, что ему нужен второй священник. А мне казалось, что диакон больше помогает. «Вы не хотите, чтобы я был диаконом?», - спросил я. «Нет, почему, если не хочешь быть священником, не надо», - ответил он. Я не то что не хотел, мне просто в голову не приходило - это же не просто служить надо, но и таинства совершать, требы.

Я уж не говорю об исповеди, но даже причастить болящего на дому - целое искусство, которому я учился у отца Георгия. Несколько раз ходил вместе с ним, он мне показывал, куда что ставится, как моется. Те, кто вырос в семье священника, с детства это видели, и даже, наверное, не замечали, как это трудно - автоматически всему учились.

А мне было очень трудно. Боялся в чем-либо ошибиться, но не ошибаться не мог. В мае 1991 года меня рукоположили в священники, на следующий день я на работе написал заявление об увольнении. Целиком погрузился в служение. Года три мне потребовалось, чтобы все более-менее освоить и хотя бы не портить ни службу, ни таинства.

Вы помните, как именно в те годы все стремительно менялось в стране, а спросите меня - я вам не расскажу. У меня эти годы выпали, я тогда не читал газет, не следил за новостями, ничего не слышал и не видел вокруг себя. Жил службой, учился на ходу. Конечно, без поддержки отца Георгия так быстро ее не освоил бы.

Разбудить душу человека

А если бы вы отказались стать диаконом, сказали отцу Георгию, что веруете в Бога, но хотите заниматься наукой, да и жена не готова быть матушкой, это что-то изменило бы в ваших отношениях. Допускаете ли вы, что он стал бы на вас давить?

Исключено. За почти тридцать лет знакомства отец Георгий никогда не ставил меня перед фактом, он всегда давал мне свободу выбора. Насколько я понимаю, не только мне, но любому человеку, обращавшемуся к нему за советом. Этот его принцип помог мне в первые годы священнического служения. Молодой (не по возрасту, а по сроку служения) священник всегда рискует наломать дров - духовного опыта нет, жизненного тоже не всегда достаточно, а люди не только грехи исповедуют, но и совета спрашивают, а ситуации у многих очень сложные, проблемы большие.

Я всегда, если у меня было малейшее сомнение, что я могу что-то путное посоветовать человеку в его ситуации, подходил с ним к отцу Георгию - так мы договорились сразу после моего рукоположения, и это продолжалось не один год.

Кроме того, по примеру отца Георгия я вообще не злоупотреблял советами. Некоторые священники, знаю, считают, что каждому исповеданному греху надо прямо на исповеди дать оценку и тут же что-то посоветовать кающемуся.

Это распространенная практика, но я не уверен, что правильная. Мне кажется, чаще гораздо важнее просто выслушать человека. Цель священника - разбудить душу человека, чтобы она научилась видеть, знать, понимать.

Если совесть пробуждается, лучше нее никто не подскажет человеку, в чем греховность его поступка, как не повторить этот грех. Можно что-то посоветовать, когда спрашивают, но не надо вставать в позу учителя и навязывать свои советы.

- Этому тоже вас научил отец Георгий?

Безусловно. Он с самого начала мне объяснял: «Ты сначала расскажи человеку о Боге, о вере, помоги ему полюбить Церковь. Потом уже можно будет ему на что-то указывать, что-то разрешать или не разрешать. Пока же человек не обрел это сокровище, мы ему своими поучениями можем только усложнить жизнь».

Помогает только любовь и доверие

Первые лет пять, когда храм восстанавливался, мы, священники, практически жили там. Была у нас одна комната на всех, где мы отдыхали и обычно ночевать оставались - редко домой уходили. В минуты отдыха, чаще по вечерам, подолгу беседовали. Никогда отец Георгий не говорил о политике, еще о чем-то сиюминутном. Говорил он о Церкви, потому что в ней смысл его жизни.

К нему постоянно приходили люди с разными проблемами, хворями, отец Георгий всегда был для всех доступен, внимательно выслушивал, проживал с каждым его ситуацию. И потом нам объяснял, в каких ситуациях он говорил с человеком строже, а в каких, наоборот, мягче, и почему. Пересказать все это невозможно, но суть в том, что иногда человек действительно немощен и нуждается только в милости, снисхождении, а иногда он сам себя распускает, и тогда его надо встряхнуть, мобилизовать. Почувствовать, что полезней для конкретного человека, помогает только любовь и доверие к нему.

Эти годы тесного общения стали для меня настоящей пастырской школой. С тех пор я очень редко сталкивался с незнакомыми случаями - страсти у нас у всех похожие. И тогда же я понял, что основа нашей жизни - покаяние. Если человек настроен покаянно, сокрушенно и смиренно, ему ничего не страшно, даже ошибки. Ведь не злодеи приходят в храм. Да, мы горды, упорны, самолюбивы и самонадеянны, но в храм идем именно для того, чтобы преодолеть это, отказаться от своих грехов. И когда человек так настроен, его ошибки не приводят к катастрофам, не дают страстям вырасти в пороки.

Жить по средствам

Еще только начиная воцерковляться, я купил самиздатовскую книгу (достать духовную литературу тогда было непросто). Спросил отца Георгия, как надо читать эту книгу, а он сказал: «Отложи лет на десять, потом прочитаешь». Я так и поступил. Через десять лет уже понял, какие страницы там написаны для монахов, а какие - для мирян. А без опыта церковной жизни это понять невозможно.

Жизнь вне Церкви не учит ни ответственности, ни рассудительности. Только регулярно исповедуясь с сердцем сокрушенным и смиренным, мы потихонечку учимся быть ответственными за свои слова и даже за каждое движение. Тогда уже можно вкушать твердую пищу - аскетическую литературу. Понять, твердая пища человеку нужна или молоко, помогает только духовное зрение. У отца Георгия это зрение есть.

При этом у него нет презрения к «молоку». Действительно глубоко понимающий, принявший сердцем святоотеческую литературу, отец Георгий любит и хорошую художественную литературу, классическую музыку, романсы. А ведь иногда от людей с куда меньшим духовным опытом приходится слышать, что светская культура нужна только немощным, а человеку по-настоящему духовному она неинтересна.

Человек состоит из духа, души и тела. Дух, безусловно, первичен, но и тело, и душу тоже надо питать качественной пищей. Лучшие произведения светской культуры развивают наши чувства, ум. А мудрость, которая приходит с духовным опытом, помогает выбрать правильные пропорции между душевным и духовным. Отношение же к душевному и телесному исключительно как к помехе в духовной жизни характерно скорее для восточных религий.

Очень легко в уме решить, что православно, а что нет. Гораздо труднее честно посмотреть, чем живешь ты сам. А если посмотришь, окажется, что даже во время чтения молитвенного правила процентов 90 времени не с Богом беседуешь, а думаешь о земных делах, о том, как «правильно», то есть с выгодой для себя, выстроить отношения с людьми. И при этом берешься судить других с высоты своей «духовности».

Человек должен жить по средствам. Это касается не только материальной жизни, но и духовной. Но если сколько денег у нас в кошельке, на карточке или в заначке, когда получать зарплату или пенсию, мы всегда знаем, то свой духовный уровень часто преувеличиваем, в результате чего начинаем сами жить не по средствам и от других того же требовать. Вот отец Георгий всегда жил по средствам и другим помогал найти свою меру.

Доступный для всех

Наверное, и поэтому ему доверяли творческие люди. Среди его духовных чад были Мстислав Ростропович и Галина Вишневская, переводчик Николай Любимов, многие другие. При этом он доступен всегда и для всех - любой человек может в субботу на всенощной подойти к нему на исповедь. А я знаю случаи, когда настоятели только «избранных» исповедуют, и то чуть ли не по записи.

Вы удивляетесь тому, что естественно. И я, увы, вас понимаю. Мы отвыкли от нормы, нормальное отношение к людям стало нудиться. А грех прост. Поэтому у людей, которые не понимают своей души, не следят за собой, проявляются такие страсти. Не потому, что люди плохие - люди нормальные, просто в суете дел, часто нужных и важных, им не до познания себя.

Назначают такого человека руководителем - иногда заслуженно, - и сразу он обрастает охраной, становится недоступен. Так, к сожалению, бывает не только в светской жизни, но и в Церкви. Но вы правильно заметили, что этого абсолютно нет у отца Георгия. Потому что для него вера и жизнь неразрывны.

В те годы, когда мы жили в храме и подолгу беседовали, он рассказал мне о своей жизни. Он родился в 1937 году в обычной рабочей советской семье. Сейчас даже трудно представить, какое это страшное время было. Я сейчас даже не о репрессиях говорю, а о крайней нужде: война, голод, потом послевоенная разруха и тоже голод - дети годами не могли насытиться.

Жизнь, которая собирает всех

Во многих жизнеописаниях подвижников читаешь: благочестивая семья, отец и дед священники и т. д. А отец Георгий рос в семье, далекой от веры, от Церкви, и его пример меня даже больше убеждает. Бог действительно ему в сердце постучался, и он услышал этот стук, пошел в семинарию в тяжелые для Церкви времена - хрущевских гонений. Ему пытались помешать, строили козни, вызывали, даже ссылкой грозили. Он ответил: «Ну, хоть год, может быть, удастся послужить, а потом ссылайте».

И еще он рассказывал, что когда после семинарии поступил в академию, увидел, что предметы те же самые, только более углубленно их изучают. Поскольку в семинарии он учился хорошо, теорию знал, и решил, что теперь надо постараться не только информацию усваивать, но научиться жить по этим правильным словам.

Уже в своей священнической практике я убедился, что когда человек прилагает усилия не из гордости, не из принципа, не из желания самоутвердиться, а потому, что ему нравится вера, Бог такому человеку очень многое дает. Отец Георгий полюбил веру, захотел раскрыть в себе всю ее глубину и широту, и, мне кажется, к моменту окончания академии он обрел ту мудрость, которую многие обретают только к концу своего служения.

И как только он пришел в храм Рождества Иоанна Предтечи, народ это почувствовал и потянулся к нему, хотя был он еще молодым человеком. Кто хотел научиться покаянию, шел к отцу Георгию, который и после службы оставался и подолгу беседовал с каждым приходящим наедине. Беседовал в каморках - в советское время эти беседы грозили неприятностями. Я еще застал то время. Сразу почувствовал, что это человек, посвятивший себя Богу и людям.

Приходили к нему как интеллектуалы, так и совсем простые люди. Именно тогда я понял, почему Церковь кафолическая, всемирная. С тех пор я веру воспринимаю не как интеллектуальную забаву или идеологическую игру, а как естественную жизнь, которая собирает всех.

Беседовал Леонид Виноградов