Система управления экономикой. Общие принципы управления экономическими системами

Актуальность изучения данной темы. Управление экономическими системами - это управление сложными экономическими объектами в условиях неопределенности. Управление строится на основе математического моделирования и применения средств вычислительной техники.

Объектами исследования управления экономическими системами являются любые экономические объекты. Предметом исследования объектов является управление экономическими объектами. Основой выработки управляющих воздействий являются математические модели, которые рассматриваются как экономические системы.

Прежде чем начать раскрывать тему необходимо разобраться, что из себя представляет экономическая система. Экономическая система - это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества, единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ .

В современных курсах по экономической теории обычно выделяют рыночную, командную, смешанную и традиционную экономики. Лучше всего изучена рыночная экономика, которая характеризуется как система, основанная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, опирается на личные интересы, ограничивает роль правительства. Командная экономика описывается как система, в которой доминируют общественная (государственная) собственность на средства производства, коллективное принятие экономических решений, централизованное руководство экономикой посредством государственного планирования. Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, включающий элементы первых двух систем. Он характерен для большинства современных государств. Под традиционной экономикой подразумевается архаичное общество, основанное на общей (общинной) собственности, на натуральном хозяйстве, в котором решения принимаются согласно традициям и обычаям .

В современных условиях большинство экономических систем располагаются между крайностями «чистого» рынка и директивной плановой экономики. Рыночный механизм не может справиться с решением всех проблем, встающих перед хозяйственной системой .

Возникает необходимость государственного регулирования этого механизма с помощью различных методов. Среди них планирование, непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности, расширение государственной собственности в ущерб частной. Большинство экономически развитых стран принадлежат к смешанным хозяйственным системам.

Опыт регионального управления, а также анализ зарубежной теории и практики показывает, что эффективность управления экономическими системами во многом зависит от соблюдения вполне определенных принципов, которые обусловлены законами рыночной экономики.

Для эффективности регионального управления предлагают использовать следующие основные принципы:

  • децентрализация;
  • партнерство;
  • субсидиарность;
  • мобильность;
  • адаптивность;
  • выделенная компетентность.

Методы управления представляют собой способы, приемы, действия, с помощью которых выполняются функции управления. Все методы управления взаимосвязаны, образуют единую систему. Их необходимо использовать комплексно, там, где эти методы взаимно дополняют друг друга в оптимальной пропорции .

К сожалению, при отсутствии четкого представления об экономической системе управления государства трудно создать адекватную эффективную систему управления.

Противоречивость государственной экономической политики проявляется в том, что декларируемые приоритеты имеют мало общего с реализуемыми крайне дорогостоящими представительскими инвестиционными проектами (Инвестиционный центр в Сколково, мост на о. Русский и строительство комплекса на этом острове, Олимпиада в Сочи, Международная студенческая спартакиада в Казани). Затраты на их осуществление несоизмеримы с их влиянием на развитие соответствующих территорий.

Ограниченность производственных возможностей (ресурсов, которые могут быть использованы в процессе производства) порождает проблему альтернативности их использования и поиска лучшего сочетания факторов производства, то есть проблему выбора, которая стоит не только перед обществом, а целом, но и перед каждой фирмой, семьей, отдельным человеком .

Отражением данной проблемы является постановка трех основных вопросов экономики: что производить, какие из возможных товаров и услуг должны быть произведены в данном экономическом пространстве и в данное время? Как производить, при какой комбинации производственных ресурсов, с использованием каких технологий должны быть произведены выбранные из возможных вариантов товары и услуги?

Поскольку количество созданных товаров и услуг ограничено, то возникает проблема их распределения или третий вопрос - для кого производить, кто будет покупать выбранные товары? Эти три вопроса обычно просто формулируются как: "что? как? и для кого?" производить.

Наряду с устоявшимися, сложившимися экономическими системами сегодня в мире существуют страны с переходными экономиками - экономическими системами, которые характеризуются наличием старых экономических форм, элементами новых, а также смешанных (переходных) форм и отношений. Наглядным примером переходной экономики служит экономика бывших социалистических стран, в том числе России, осуществляющих переход от плановой к смешанной экономике .

Имеется много проблем в управлении экономикой:

  • нарушается управляемость народного хозяйства в связи с инфляцией, долларизацией экономики;
  • существует противостояние между исполнительной и законодательной властями;
  • местная власть отторгнута от функционирования государственных структур;
  • параллелизм власти на местах;
  • разбухание управленческого аппарата;
  • проблемы с наличием кадров высокого качества в управлении;
  • несовершенность законов.

Отсутствие позитивных перспектив неизбежно ведет к социальной напряженности, к потере кредита доверия центральным властям и др.

Концепция управления экономической системой - одно из приоритетных направлений теоретических поисков и практических решений как в России, так и во всем мире. Поэтому важной структурной составляющей общей концепции обновления российской экономики является структурно-функциональный анализ систем управления экономическими системами и их изменений, необходимых для достижения эффективности функционирования в условиях резкого ускорения разнообразных экономических и социальных процессов.

Менеджмент - это система методов управления в условиях рынка или рыночной экономики, которые предполагают ориентацию фирмы на спрос и потребности рынка, постоянное стремление к повышению эффективности производства с наименьшими затратами, с целью получения оптимальных результатов.
Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации (Мескон М. Х.). Суть управления состоит в оптимальном использовании ресурсов (земли, труда, капитала) для достижения поставленных целей.

Система - это совокупность взаимодействующих элементов, составляющих или суммативное образование, или целостное образование с введённым новым свойством, которым не обладает в отдельности ни один из её элементов.

10 элементов системы управления:

1.Субъект управления - субъект (личность, группа людей или организация), принимающий решения и управляющий объектами, процессами или отношениями путём воздействия на управляемую систему для достижения поставленных целей.Субъект управления через прямой канал передаёт управляющее воздействие на объект управления, который через обратный канал передаёт реакцию или своё текущее состояние. Управляющим звеном называют как должностное лицо (начальник, директор, менеджер) так и органы управления (министерство, департамент). То есть по сути это есть либо верхнее, либо промежуточное звено в структуре управления.

2.Объект управления - это социальная система (страна, регион, отрасль, предприятие, коллектив и т.п.), на которую направлены все виды управленческого воздействия с целью ее совершенствования, повышения качества функций и задач, успешного достижения к запланированной цели (целям). По масштабам и уровням управленческого воздействия страна, отрасль, регионы, предприятия и т.п.; По видам регулируемой деятельности дифференцируются на: производственную, социальную, политическую, социокультурную деятельность; По адресату управленческого воздействия объекты-управления подразделяются на: население и все организационные структуры страны, выступающей в качестве единой и целостной социально-территориальной общности; население областных, районных, городских социально-территориальных общностей; персонал министерств и ведомств; персонал предприятий, учреждений, научно-исследовательских институтов и учебных заведений, персонал органов здравоохранения, социального обеспечения, правоохранительных органов, воинских частей и подразделений и т.п.

3.Цели организации : По источникам внешние цели , учитывающие потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует; внутренние цели - цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей. Они формируются либо как равнодействующая, либо как совпадающая часть индивидуальных целей его участников, что во многом облегчает процесс управления; с точки зрения комплексности простые, сложные цели, которые в свою очередь разбиваются на подцели; По степени важности: стратегические цели ориентированы на решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например, занятие лидирующего положения в своей сфере деятельности; тактические цели отражают отдельные этапы достижения стратегических, например, проведение капитального ремонта. Они бывают оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания); по сроку действия долгосрочные цели (свыше пяти лет), среднесрочные (от года до пяти лет), краткосрочные (до одного года). По содержанию технологические (компьютеризацию, внедрение гибких технологий, строительство новых производственных зданий), экономические (укрепление финансовой устойчивости организации, рост прибыльности работы, увеличение рыночной стоимости акционерного капитала), производственные (в выпуске определенного объема товаров и услуг, повышении их качества, увеличении эффективности производства, снижении себестоимости), административные (достижение высокой управляемости организацией, надежного взаимодействия между сотрудниками, хорошей их дисциплины, слаженности в работе), маркетинговые (связаны с завоеванием тех или иных рынков сбыта, привлечением новых покупателей, клиентов, продлением жизненного цикла товаров и услуг, достижением лидерства в ценах и др.), научно-технические (фиксируются на создании и внедрении в производство новых образцов продукции и усовершенствовании существующих, доведении их до уровня требований мировых стандартов), социальные (ориентируют на создание благоприятных условий труда и отдыха работников (повышение их образовательного и квалификационного уровня, ликвидация тяжелого и ручного труда, налаживание отношений социального партнерства в организации, обеспечение людей высококачественным медицинским обслуживанием и пр)); С точки зрения приоритетности необходимые цели , достижение которых решающим образом влияет на положение организации, подразделения или отдельного работника, желательные цели , реализация которых позволяет в определенной степени улучшить положение дел и создать дополнительные гарантии стабильности, возможные цели , достижение которых в данный момент ничего не меняет; По направленности на конечный результат , например, выпуск определенного объема продукции, на осуществление той или иной деятельности , например, повышение квалификации, на достижение определенного состояния объекта управления - реконструкцию предприятия; По форме выражения цели, характеризуемые количественными показателями (например, получение определенного объема продукции), цели, описываемые качественно (например, достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя); С точки зрения особенностей взаимодействия безразличные по отношению друг к другу (индифферентные), конкурирующие, дополняющие (комплиментарные), исключающие друг друга (антагонистические), совпадающие (идентичные); По уровню миссия (создает у окружающих представление об организации, ее предназначении; социальной ответственности перед обществом и своими работниками; предпочтениях, ценностях, верованиях, принципах, культуре; наиболее привлекательных сферах деятельности, формулирует направление движения организации с учетом внутренних и внешних условий), общеорганизационные и специфические цели (разрабатываются в каждом подразделении (стратегической, хозяйственной единице) и определяют основные направления его деятельности в свете реализации их общих целей)). Требования к цели (достижимость, гибкость, измеримость, конкретность, совместимость, приемлемость и понятность для работников, определена со сроками).

4.Задачи организации это предписанная работа или ее часть (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

· получение дохода владельцем предприятия (среди владельцев могут быть государство, акционеры, частные лица);

· обеспечение потребителей продукцией предприятия в соответствии с договорами и рыночным спросом;

· обеспечение персонала предприятия заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста;

· создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях предприятия;

· охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов;

· недопущение сбоев в работе предприятия (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов производства и снижения рентабельности).

5.Структура организации: Линейная Данная структура управления характерна для мелких и средних предприятий, которые осуществляют производство товаров и услуг, не характеризующееся особой сложностью. При линейной структуре каждое подразделение имеет только одного руководителя, на которого возлагаются полномочия принятия всех управленческих решений; этот руководитель подчиняется лишь вышестоящему руководителю и т. д.;

Функциональная В рамках функциональной структуры принятие управленческих решений распределяется между функциональными начальниками, которые отвечают за принятие решений в той области, которая относится к их компетенции. Эти решения передаются в подразделения или конкретным работникам, которые и воплощают их в существование;

Линейно-функциональная Фактически, при функциональной структуре исполнители одновременно подчиняются функциональным и линейным руководителям. На конструктивных руководителей возлагается обязанность принимать решения, тогда как линейный руководитель решает вопросы, связанные с оперативным управлением;

Линейно-штабная Руководство исполнителями возлагается на линейного руководителя, при котором создается штаб. Штаб не имеет полномочий, связанных с руководством и принятием решений; его задачи ограничиваются помощью линейному менеджеру в осуществлении определенных функций управления. Штабные подразделения - это планово-экономический отдел, правовая служба, отделы анализа, координирования, контроллинга, отдел маркетинга, бухгалтерия и т. д. В некоторых случаях штабные подразделения наделяются правом функционального руководства (это касается когда-то всего бухгалтерии, отдела управления персоналом, отдела маркетинга, планово-экономического отдела);

Матричная существует два типа связей. Во-первых, это функциональные связи, при которых конкретный исполнитель подчиняется руководителю соответствующей функциональной службы. Во-вторых, ‑исполнитель подчиняется еще и руководителю проекта. В обязанности руководителя второго типа входит координация действий различных исполнителей в рамках одного проекта (целевой программы, темы); этот руководитель отвечает за выполнение данного проекта в указанные сроки с использованием отведенных ресурсов и на должном уровне качества. При этом руководитель проекта взаимодействует не только с членами проектной группы, но и с рабочими соответствующих функциональных служб, которые подчиняются ему в ряде вопросов;

Дивизиональная Основная фигура - менеджер, руководящий подразделением (вертикальная касательство). В его подчинении находится ряд помощников, которые выполняют функцию координации отдельных функциональных служб (горизонтальная связь). Подразделения выделяются на основании одного критерия: это может быть или фабрика определенного ‑вида товара, или обслуживание региона, или работа с определенным типом потребителя, или иной признак. Руководители функциональных служб зависят от менеджера, руководящего подразделением, и отчитываются перед ним.

6.Ресурсы:

Человеческие ресурсы - это люди, а точнее, те способности, умения и навыки, которые люди продают организации за заработную плату. Организация должна проводить грамотную кадровую политику; без этого ее выживание, конечно, не окажется под вопросом, однако эффективность пострадает. По этой причине необходимо стремиться к тому, чтобы в организацию приходили талантливые, хорошо подготовленные люди, желательно с опытом работы. Не стоит отказываться и от неопытных работников, так как организация имеет возможности подготовить хорошего специалиста, который внесет существенный вклад в ее процветание. Хорошему специалисту следует создавать такие условия, которые удержат его в организации.
Капитал - это средства акционеров и банков, на которые организация приобретает другие ресурсы, необходимые для ее деятельности.
Чтобы обладать необходимые для функционирования организации денежные средства, организация вынуждена прибегать к заимствованию их во внешней среде, например, распространяя акции, находя инвесторов или взяв кредиты в банках.
Сырье, наряду с технологиями - основа деятельности практически любой организации, занимающейся производством товаров. Наличие материальных ресурсов в необходимом количестве - очень важная составляющая нормального функционирования организации. Для того чтобы деятельность была эффективной, любая организация обычно делает запасы необходимых материалов.
Информация - данное ресурс, значение которого в полной мере было осознано не так давно. Роль информации в деятельности организации может быть огромной. (информация может быть предметом купли-продажи, информация очень важна для принятия правильных решений)

Технологии - не менее важный ресурс. Основная задача организации состоит в том, чтобы при максимально эффективном использовании ресурсов и минимальных затратах достичь стоящих перед ней цельнее. Многие зарубежные фирмы и корпорации специально выделяют средства на научные исследования, которые могут быть полезными в процессе того фабрики, которым они занимаются.
7. Функции управления:

Планирование – проектирование достижения целей организации в условиях существующих ограничений (определение того, что и когда должно и может быть сделано).

Организация – определение форм, правил и методов выполнения работ по достижению целей, создание организационной среды.

Мотивация – создание условий для выполнения коллективами и отдельными работниками действий, необходимых для достижения целей организации.

Контроль – сопоставление фактического состояния или функционирования с заданными целями, выявление причин отклонений и вариантов их устранения.

8.Методы управления – совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения поставленной организацией целей. Выделяют: организационно-административные , основанные на прямых и директивных указаниях; экономические , обусловленные экономическими стимулами; социально-психологические , применяемые с целью повышения социальной активности сотрудников

9. Принципы управления:

Общие принципы управления - прин­ципы управления, имеющие непосредственное отношение к системе управления в целом, т. е. ко всей совокупности входящих в нее компонентов.

· Принцип применимости - менеджмент разрабатывает своего рода руководство к действию для всех работающих в фирме сотрудников.

· Принцип системности - менеджмент охватывает всю систему с учетом внешних и внутренних взаимосвязей, взаимозависимостей и открытости собственной структуры или системы в целом.

· Принцип многофункциональности - менеджмент охватывает различные аспекты деятельности: материальные (ресурсы, услуги), функциональные (организация труда), смысловые (достижение конечной цели).

· Принцип интеграции - внутри системы должны интегрироваться различные способы отношений и взгляды сотрудников, а вне фирмы может происходить разделение на свои миры.

· Принцип ориентации на ценности - менеджмент включен в общественный окружающий мир с определенными представлениями о таких ценностях, как гостеприимство, честные услуги, выгодное соотношение цен и услуг и т.п.

Частные (специальные) принципы управления имеют локальный характер и регулируют лишь отдельные управленческие процессы, отрасли, организации и подразделения. Частные принципы управления не должны перечить общим , но могут существенно от них отличаться.

· Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации Проблема сочетания централизации и децентрализации в менеджменте состоит в оптимальном распределении (делегировании) полномочий при принятии управленческих решений.

· Принцип коллегиальности предполагает выработку коллективного решения на основе мнений руководителей разного уровня, а также исполнителей конкретных решений.

· Принцип научной обоснованности заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе применения научных методов и подходов.

10.Персонал организации личный состав организации, работающий по найму, для обеспечения основных целей фирмы

Управление хозяйством представляет собой целенаправлен­ное, упорядочивающее воздействие на совместный труд. Оно призвано организовывать, регулировать и контролировать хозяй­ственную деятельность отдельных работников и производствен­ных единиц в целях достижения намеченных результатов.

Чтобы лучше понять сущность и роль такого управления, рассмотрим его взаимосвязи с видами экономических отношений.

Управление и собственность

Если управление призвано упорядочить коллективный труд, то еще не ясно, в чьих интересах это делается. Такой вопрос позволяет выявить прямую зависимость управления хозяйством от собственности. Организация труда всегда осуществляется с определенной целью - как можно лучше использовать средства производства и обеспечить их собственнику надлежащий доход.

На протяжении всей истории экономики на малых по размерам предприятиях сами собственники непосредственно управляли и сейчас управляют своим хозяйством. При укрупнении предприя­тий труд по надзору за работниками стали осуществлять нанятые для этого управляющие. Характерно, что в XVI-XIX вв. едино­личный собственник капитала обычно возглавлял управленчес­кий персонал, контролировал и направлял всю производственную деятельность. Но положение в корне изменилось в XX столетии, когда основой стала акционерная форма предприятий. В новых условиях, суще­ственно изменились положение и роль как собственников капитала, так и управленцев.

Управление и кооперация труда

Всякий совместный труд нуждается в управлении. Возьмем, например, сооружение большого жилого дома. Несомненно, что строители не смогут начать и завершить стройку, если никто не обеспечит их целенаправленную и согласованную работу При пе­реходе от простой кооперации труда к сложной управленческая деятельность на предприятиях стала превращаться в особую профессиональную работу, требующую специальной подготовки.

На современных более или менее крупных предприятиях уп­равленческий труд охватывает два основных вида деятельности: непосредственно управление и подготовку к нему.

Непосредственным управлением заняты хозяйственные руко­водители - директора предприятий (объединений) и их замести­тели, главные специалисты, начальники отделов и цехов, мастера производственных участков, диспетчеры и т.д. Их работа сводит­ся к принятию оптимальных (наилучших) с точки зрения постав­ленной цели решений и обеспечению их реализации. Подготов­кой к управлению ведают плановики, бухгалтеры, экономисты, учетчики, секретари, машинистки и работники, которые обслу­живают вычислительные, счетно-перфорационные и иные маши­ны, используемые для переработки информации. Все они обеспе­чивают руководителей плановыми и расчетными данными, сведениями о состоянии производства и другой информацией, не­обходимой для принятия решений и организации их выполнения.

Управление и рынок

Как известно, товарно-рыночное хозяйство обладает способностью к определенному саморегулированию. Подобно всякой управляющей системе, товарное производство и рынок на­делены прямой и обратной связью, что позволяет им решать важную организационную задачу: что производить, как это делать и для кого создавать продукты?

Однако по ряду причин в XX в. рынок во многом утратил свое регулирующее воздействие на развитие национального хозяйства. Эту утрату стало возмещать государство.

Управление хозяйством и государство

С возникновением государственного сектора национальной экономики государство впервые стало выполнять ряд важнейших задач по регулированию всей хозяйственной жизни общества. О том, как выполняются эти задачи, будет сказано в дальнейшем.

Как видно, управление не является совершенно самостоятель­ным элементом хозяйственной деятельности. Его назначение и роль во многом зависят от отношений собственности, коопера­ции труда, рыночной системы и государственного регулирования экономики.

Понятие и необходимость управления

Управление – сложное, многозначное понятие. Различают:

· В социально-экономических системах

· В живых организмах

· Производительно-технологическими системами

В социально-экономической связано с деятельностью человека. 2 части:

ü Результативное

ü Согласующее (регулирующая)

2я часть составляет управление.

Управление – целенаправленное воздействие на человека, согласующее его деятельность с деятельностью людей и ведущей к достижению общей цели.

Необходимость управления возникает в результате совместного труда, направлено на повышение его эффективности. В результате разделения труда происходит рост производительности труда, в результате чего появилась возможность содержать определенное количество человек, которые занимались управлением.

Конец 19 века – начали называться «менеджеры». Потребность в управлении усиливается под влиянием следующих факторов:

§ Развитие производства; увеличение количества людей, занятых в совместной деятельности (+развитие машинного производства, возрастание требований к управлению)

§ Возникновение большого количества субъектов рыночной экономики, усиление рыночных связей

§ Обострение конкуренции и неустойчивость рыночной экономики, которые обуславливают необходимость профессионального подхода к управлению

§ Усложнение бизнеса и управления (появление крупных корпораций)

§ Рассредоточение собственности между акционерами (в результате, новые функции управления акционерным капиталом, распределения прибыли между акционерами и др.)

§ Ограниченность ресурсов

§ Изменение общеэкономической ситуации (например, возникновение кризисов)

Виды управления

Некоторые из видов управления:

Деятельность человека включает государственную, экономическую, социальную, политическую, военную и другие виды деятельности. Соответственно различают виды управления.

Государственное управление. Сюда входит создание условий для развития экономики, поддержание общественного порядка и стабильности, обеспечение обороноспособности страны. Осуществляется законодательными и исполнительными органами в центре и на местах. Основано на экономических и административно-правовых методах.

Экономическое управление. Производство материальных благ и стоимости, их распределение, обмен и потребление. Осуществляется менеджерами.

Социальное управление. Воздействие на социальные системы (общество и его социальные группы). Группы выделяются по признакам:

§ Роль в процессе производства (собственники, менеджеры, трудовые коллективы)

§ Уровень благосостояния (богатые, средний класс, бедные)

§ Родственные отношения

Политическое управление. Регулирование отношений между нациями, государствами и социальными группами. Осуществляется партиями. Основной метод управления - метод убеждения.

Военное управление . Управление войсками. Осуществляется мин. обороны и Генеральным штабом.

Все виды взаимосвязаны и образуют систему. В этой системе социальное управление задает социальные ориентиры развития. Экономическое управление создает материальную базу для достижения социальных целей. Политическое, государственное и военное создает условие для достижения социальных и экономических целей.

Особенности управления социально-экономическими системами

Социально-экономическая система – совокупность ресурсов и экономических субъектов, образующих единое целое и взаимодействующих между собой в сфере воспроизводства, обмена и потребления.

Имеет границы: экономические, исторические, этнические, географические, политические.

Основные свойства:

1. Целостность – изменение одного элемента системы влияет на другие.

2. Иерархичность – каждая система – подсистема более высокого порядка.

3. Интегративность означает, что система обладает свойствами, которые отличаются от свойств, входящих в нее элементов

Специфика управления:

1. Важнейший элемент управления – человек

2. Человек является одновременно и объектом, и субъектом управления

3. Управление носит объективно-субъективный характер (основывается на объективных законах, отражает волю и желание человека)


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31

34. Современные теории организации. Научные подходы и виды управления экономическими системами (тра­диционный или проблемно-ориентированный, процессный, системный, ситуационный, синергетический). Поня­тие системы управления

В своем развитии организации прошли несколько этапов. Эволюцию этих понятий на протяжении последнего века можно проследить по четырем типам моделей, которые отражают как развитие теории организаций, так и практику использования ее основных положе­ний: модель организации, базирующаяся на теоретических положе­ниях школы научного управления; модель организации, базирующаяся на положениях теорий че­ловеческих отношений и поведенческих наук; модель организации, базирующаяся на положениях теории си­стем; модель организации, базирующаяся на представлении о роли организации как общественного института.

Базовые модели организаций Первая модель, известная под названием «механистической, или модели рациональной бюрократии»,

отражает представление об орга­низации, сформировавшееся в конце прошлого века и получившее широкое распространение в первой половинеXX столетия. Ее теоре­тической базой являются положения школы научного управления. Родоначальник этого направления Ф. Тейлор рассматривал эффек­тивность совместного труда в организации с позиций времени и дви­жения. Расчленение работы на автономные, полностью программи­руемые элементы и последующий оптимальный сбор их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с этой теори­ей формируют высокопроизводительную организацию. Другой пред­ставитель этого теоретического направления. - немецкий социолог М. Вебер - выдвинул и обосновал положение, согласно которому самой эффективной формой человеческой организации является ра­циональная бюрократия. Предприятие - это механизм, представля­ющий собой комбинацию основных производственных факторов: средств производства, рабочей силы, сырья и материалов. Поэтому большое значение придается анализу технико-экономических связей и зависимости различных факторов производства. Многие положения школы научного управления организацией не потеряли своего значения и в настоящее время, особенно для крупных предприятий, в которых сконцентрированы огромные и разнообразные по своему назначению ресурсы. В то же время механистическая модель в целом критически оценива­ется современной наукой и практикой из-за ее приоритетной ориентации на крупные организации; выбора в качестве орудия завоевания рынка снижение издержек, а не рост доходов; использования аналитических методов, результаты которых нередко трудно и даже невозможно применить на практике; стрем­ления к сохранению стабильности (консерватизм); всеобщего контроля и над­зора за качеством и выполнением плановых заданий; представления о высших руководителях как о людях, которые «мудрее, чем рынок» и т.п. Все это ставит определенные рамки в использовании механистической модели организации.

Вторая модель построена на определении организации как кол­лектива людей, выполняющих общую работу, используя принципы разделения и кооперации труда .

Н
ачало ее разработки относится к 30-м годам и связано с именами таких известных ученых, как Э. Мэйо, Д. Макгрегор, Ч. Варнард и Ф. Селзник, создавших осно­вы теории человеческих отношений и поведенческих наук. В нашей стране идеи научного управления трудовыми коллективами, рабо­тающими на социалистических предприятиях, развивали А.К. Гас-тев, О.А. Ерманский, Н.А. Витке и многие другие ученые и практи­ки, работавшие в различных организациях и институтах научной организации труда в 20-30-е годы. Модель организации строится исходя из главного положения теории о том, что важнейшим фак­тором производительности на предприятии является человек как со­циальный деятель. Поэтому элементами модели являются такие составляющие, как внимание к работающим, их мотивация, комму­никации, лояльность, участие в принятии решений. Другими слова­ми, моделируется система поддержания человеческих отношений внутри организации. При этом особое внимание уделяется стилю управления и его влиянию на показатели производительности и удов­летворенности работников своим трудом. Предпочтение отдается демократическому стилю, обеспечивающему наиболее полное рас­крытие способностей работающих за счет их вовлеченности не толь­ко в процесс исполнения, но и в процесс разработки управленчес­ких решений.

Возможности модели, построенной на основе теории человеческих отно­шений и поведенческих наук, в поиске резервов эффективности организации ограничиваются тем, что внимание концентрируется только на одном внутрен­нем факторе - человеческом ресурсе и подчинении ему всех остальных фак­торов производства.

В третьей модели организация представляется в виде сложной иерархической системы, тесно взаимодействующей с окружением . Ее основу составляет общая теория систем
(основополагающий вклад за рубежом был сделан А. Чандлером, П. Лоуренсом, Дж. Лоршем; в нашей<стране эти проблемы исследовались И.В. Блаубергом, Э.Г. Юдиным, В.В. Дружининым, В.Н. Садовским, В.Г. Афанасье­вым и многими другими учеными, разрабатывавшими их по самым различным направлениям), главная идея которой заключается в при­знании взаимосвязей и взаимозависимостей элементов, подсистем и всей системы в целом с внешней средой. В соответствии с этими теоретическими положениями организации рассматриваются как со­ставные части рынка, предопределяющего их структуру и системы управления. Ключевые факторы успеха их деятельности находятся в двух сферах: во внешней (из которой они получают все виды ресур­сов, включая информацию, т.е. знание) и во внутренней (сильные и слабые стороны которой создают те или иные предпосылки для пре­образования ресурсов в продукцию и услуги).

При оценке этой модели необходимо учитывать, что, несмотря на большое значение внешней среды, она лишь определяет «правила игры». Внутренняя среда любой организации, которая формируется под воздействием непрерыв­но принимаемых руководством управленческих решений, реально определяет уровень системной эффективности.

Четвертая модель представляет организацию как общественное образование, в деятельности которой заинтересованы различные группы как внутри, так и вне ее границ.

В
заимосвязь интересов предопределяется тем, что организация для коллективного, осно­ванного на разделении труда, производства товаров и услуг, исполь­зует ресурсы, предоставляемые поставщиками, интересы которых, в свою очередь, удовлетворяются продукцией данной организации. Таким образом, цели организаций трактуются не только в плане производства и сбыта каких-либо продуктов и получения прибыли, но и с позиций удовлетворения различных запросов связанных с ними групп: потребителей"лоставщиков, конкурентов, инвесторов, общества в целом. В основе этой модели (она формируется с 80-х го­дов) лежит концепция заинтересованных групп, в соответствии с которой организации должны принимать во внимание разные ин­тересы партнеров, круг которых может быть довольно широким.

Процессный подход Управление рассматривается как процесс , потому что работа по достижению целей с помощью других – это не какое-то единовременное действие, а серия непре­рывных взаимосвязанных действий . Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации.Процесс управления состоит из четырех взаимосвязанных функций: Планирование . Организация . Мотивация . Контроль – функции управления имеют две общих характеристики: все они требуют принятия решений , и для всех необходима коммуникация , их часто назы­вают связующими процессами . Системный подход Системный подход - это не есть набор каких-то руководств или принципов для управляющих - это способ мышления по отношению к организации и управлению. Система - это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации явл-ся системами.Существует два основных типа систем: закрытые и открытые. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой. Такая система не является самообеспечивающейся, она зависит от энергии, информации и материалов, поступающих извне. Кроме того, открытая система имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде. Модель организации как открытой системы: Входы : организация получает из окр. среды инфу, капитал, чел. ресурсы и материалы. Выходы : преобразованная продукция или услуги. Ситуационный подход Ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организа­ции наиболее эффективно. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между ор­ганизациями и внутри самих организаций. Он пытается определить, каковы значи­мые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации. 1)Сущность новых подходов отражает концепция м-т без иерархии, кот. ставит цели: -отказ от легитимизации права одностороннего распорядительства над ресурсами и инф-цией (любой может получить инф-цию); -деперсонализация властных полномочий и отмена дуального принципа «санкция» и «вознаграждение»; -учреждение автономных групп с высоким потенциалом саморегулиров; -утверждение гуманных ценностей и форм поведения взамен односторонней ориентации на экон. рез-т; -учет эконом. требований в принятии предпр. решений.

2)Just-in Time Producton (точно в срок) – это фил-фия м-та, нацеленная на устранение потерь в пр-ве и в смежных с ним сферах деят-ти. Изготовлению подлежит только то кол-во, кот. необходимо к заданному сроку.

3)Total Quality Control (всеобщий котроль качества) – концепция гарантированного качества, предполаг. охват работников всех произв. звеньев для полноты удовлетворения запросов потребителя

4)Total Productive Maintenance (всеобщее повышение эффект-ти произв). Концепция ориентирует на комплексное повышение эф-ти производ. системы за счет вовлечения в этот процесс всех работников орг-ции.

5)бенчмаринг – направлена на мониторинг последних достижений основных конкурентов во всех функц. сферах, тенденций развития техники и технологии и использования этой инф-ции при определении стратегии развития орг-ции.

6)реинженеринг – это перепроектирование бизнес-процессов с чистого листа с целью их качеств. улучшения, ликвидации наслоения организац. хар-ра, учета совр. возм. в технике и технологии

Одним из направлений поиска является выведение общих принципов повеления сложных систем с помощью синергетической методологии, которая включает в себя принципы нелинейности, бифуркации и самоорганизации, не замкнутость экономических систем, неравновесность экономических процессов, неединственность экономических эволюций (управленческих решений). Это движение в общем менеджменте получило название «эволюционный менеджмент». В качестве одного из ярких примеров синергизма, подчеркивающих универсальность принципов эволюции, можно привести факт возникновения дополнительной стоимости, которая появляется в результате слияния (объединения) двух и более фирм. Возникает кооперативный экономический эффект. Синергизм не всегда очевиден и это делает слияние более сложной проблемой, чем обычные инвестиции и (или) инновации.

Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. в составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:- структура управления (соответствовать целям и задачам организаций);- техника управления. (функциональную и организационную структуру, схему организационных отношений, профессионализм персонала;

Компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети связи), систему документооборота)- функции управления.- методология управления цели(законы, принципы, методы и функции, технологии управления и практику управленческой деятельности).