Структура экономической культуры личности. Что такое экономическая культура

1

Экономическая культура современного человека, являющаяся частью общей культуры, продолжает развиваться и расширять сферу своего влияния, что обусловлено ростом мировой экономики. В современное время актуально рассмотрение нравственного аспекта экономической культуры. Ведь мораль и нравственность выступают ограничителем, не позволяющим экономическому аспекту деятельности человеческого сообщества привести к общей катастрофе (например, экологической).

Экономическая культура - это культура присвоенного материала, сформировавшаяся на базе освоения экономического аспекта предметов окружающего мира (выявления их экономической стоимости). Носители различных этнических и религиозных идентичностей в ходе национального исторического процесса создавали и реализовывали самые разные способы хозяйствования. Поэтому так различна экономическая культура китайцев, россиян, англичан, итальянцев, основанная на православных, конфуцианских, протестантских и католических и иных традициях. Разная философия хозяйствования определяла своеобразие этнического менеджмента. Древние традиции, исчезая внешне, продолжают определять особенности восприятия носителями разной культуры экономического процесса. Экономическая культура каждого общества своеобразна, ведь там присутствует только свой идентичный уклад хозяйствования, денежная единица, способы организации, ведения и управления экономической деятельностью. Хотя, несомненно, явление глобализации, международный язык общения (английский язык) позволили интернационализировать и сделать понятными для многих правила ведения международного бизнеса. Существование таких организаций как ВТО, Всемирный банк говорит о том, что экономическая культура едина, хотя и она питается из разных этнических и религиозных традиций, менталитета, способов мышления, является определенным показателем глобализированности мира. В настоящее время благодаря явлению глобализации, транснационализации происходит интегративное взаимодействие одних экономических культур с другими, что оказывает положительное влияние и считается фактором роста экономик национальных государств.

Экономическая культура человека, общества, государства эволюционирует по мере развития, нарастания темпов роста мировой экономики. Экономическая культура развивается более ускоренными темпами при уменьшении роли государства в экономике и разрастании негосударственного сектора. Разгосударствление экономики, приватизация госсобственности, с целью повышения эффективности управления ею - эти внешние меры играют положительную роль в развитии экономической культуры отдельного человека.

Экономическая культура человека определяет его мышление, поступки, действия в экономической сфере. Экономическая культура является базисом для формирования и апробации новых экономических идей, направленных на повышение эффективности данной сферы. Позитивные показатели состояния экономической культуры человека и общества свидетельствуют об их потенциальных возможностях в сфере трудовых ресурсов и в иных экономических сферах деятельности. Достижения экономической культуры человечества отражены как в материальных (суперсовременные здания, корпорации и т.д.), так и в духовных носителях (современные ноу-хау, научно-технический интеллектуальный продукт).

Повышение показателей экономической культуры человека, общества и государства усиливает степень конкурентоспособности хозяйствующих субъектов в сфере экономики, повышает качество товаров, услуг, оптимизирует соотношение «цена-качество», увеличивает покупательную способность и благосостояние граждан. Рост экономической культуры населения благоприятным образом сказывается на показателях экономики, отражающих ожидание граждан. Центрами культивирования экономической культуры, несомненно, являются учреждения среднего, высшего, дополнительного и послевузовского профессионального образования. Молодое поколение, вливаясь в общество со студенческой скамьи, привносит новые образцы экономической культуры, которые затем апробируются на практике, изменяются, корректируются. Важным вопрос в этом смысле является экономическая идентичность человека, общества и государства. Насколько сформированная экономическая идентичность отвечает вызовам современности, насколько она прогрессивна, конкурентоспособна, сильна в смысле традиций.

Библиографическая ссылка

Каргаполов В.Е. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА, ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2006. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=364 (дата обращения: 05.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Урок обществознания в 10 классе

Экономическая культура.

Цели урока: - Выяснить сущность экономической культуры.

Ориентировать учащихся на восприятие и

коллективное решение сложных вопросов.

Совершенствовать умения учащихся анализи-

ровать, сравнивать, обобщать, решать

творческие задания.

Воспитывать у учащихся толерантность, добро-

желательное отношение к участникам экономии-

ческой деятельности, социальную

ответственность.

Оборудование урока: - Раздаточный материал

Презентация урока

Учитель МОУ СОШ № 72 г. Липецка

Кокорева Ольга Михайловна

Липецк -2011год

    Самоопределение к деятельности.

« Незнание экономических законов не освобождает от ответственности».

« Дай человеку рыбу, и он будет сыт один день. Научи человека ловить рыбу, и он будет сыт всю жизнь».

Лао-цзы.

Раскройте смысл данных высказываний.

Какое отношение эти слова имеют к нашему уроку?

Достаточно ли у нас знаний по экономике?

Экономика – важная и интересная наука. И никто не отрицает, что экономические знания и мышление – это требования сегодняшнего времени. Сталкиваясь с экономическими отношениями в меняющемся мире, только с помощью экономических знаний можно ответить на вопросы: как заработать деньги и как их разумно потратить? По каким экономическим законам живет общество и что нужно сделать, чтобы наша жизнь была достойной?

Сегодня мы еще раз убедимся в ценности экономических знаний.

Зарабатывайте в ходе урока шквалы (деньги).

Их можно поменять на оценки в конце урока.

II .Актуализация знаний.

В чем значение экономики?

Бранил Гомера, Феокрита;

Зато читал Адама Смита

И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему,

Не нужно золото ему,

Когда простой продукт имеет…

Повторение Д/з по группам.

1 группа. Работа с понятиями.

Составляет из перечисленных слов определение экономических понятий.

2 группа. Составляет предложения и дает определение понятиям.

3 группа. Находит соответствие понятий и их определений.

II ряд. Работа с тестами.

III ряд. Раскрывает функции государства в экономике.

Задания в приложении № 1.

III . Постановка проблемы.

Почему нам не удалось раскрыть значение этих понятий?

Не хватает знаний по экономике.

Знания, образование – к какой сфере имеют отношение?

Что объединяет эти понятия? Какое слово?

Культура может характеризовать отдельного человека, а может сферу общественной жизни.

Попробуйте назвать тему нашего урока.

Назовите цели урока.

Тема урока: Экономическая культура.

Цель нашего урока выяснить содержание экономической культуры, основные ее элементы. Еще раз убедимся в значении экономических знаний. Сделать выбор более осознанным в такой сфере как экономика поможет знакомство с экономической культурой.

IV . Построение проекта решения проблемы.

Какие качества присуще культурному человеку?

Что характеризует культуру?

Что из предложенного можно отнести к культуре экономической?

Знания - социальные установки

Мышление - экономическая свобода

Ценности - личные качества человека

Нормы

Потребности

Предпочтения

V .Реализация проекта.

Работа в группах.

1 группа. Роль экономических знаний.

2. группа. Роль экономического мышления.

3 группа. Экономическая направленность деятельности.

4 группа. Социальные установки.

Задания для групп в приложении № 2.

VI .Первичное закрепление знаний во внешней речи.

Важным проявлением экономической культуры являются экономические отношения.

От характера экономических отношений между людьми (отношений собственности, обмена, деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие, стабильность общества.

Экономические интересы выступают как отражение их экономических отношений.

Назовите, какие экономические интересы предпринимателя и наемного работника?

Экономические интересы – это стремление человека получить блага, необходимые ему для своей жизни и семьи.

Основное содержание экономической жизни общества - взаимодействие экономических интересов. Отсюда задача -выработать принципы и способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация.

Сегодня в странах с развитой рыночной экономикой моральным аспектам экономической деятельности уделяется большое внимание. Этика преподается во многих школах бизнеса, многие корпорации принимают этические кодексы. Предприниматель должен помнить, что недобросовестный бизнес получит соответствующую реакцию общества. Его личный престиж, авторитет фирмы упадут, что, в свою очередь, поставит под сомнение качество предлагаемых услуг. Под угрозой, в конечном счете, окажется его прибыль. Популярным становится лозунг «Честным быть выгодно».

Презентация.

Уровень экономической культуры общества проявляется и через состояние экономической свободы и социальной ответственности.

Презентация.

Построение дома:

фундамент – это личные качества человека: трудолюбие, ответственность, умение рационально организовать свой труд, новаторство, бережливость, дисциплинированность.

Кирпичиками в этом доме являются: экономические знания, экономическое мышление, экономическая направленность, социальные установки.

Вершиной этого дома выступает сама экономическая культура.

Таким образом, мы еще раз подтвердили то, что без экономических знаний трудно ориентироваться в современной жизни.

Воспитывайте в себе экономически значимые качества, которые помогут вам обрести большую жизнестойкость и конкурентоспособность: деловитость и предприимчивость, инициативность и самостоятельность, потребность в достижении успеха и социальную ответственность, творческую активность.

VII .Самостоятельная работа с проверкой по образцу.

Приложение № 3.

VIII . Включение в систему знаний.

Работа с творческими заданиями.

IX . Рефлексия.

Что мы сегодня узнали на уроке?

Где вам пригодятся знания по экономике?

С каким настроением уходите с урока? (выбрать смайлик)

Заканчивая сегодня урок, хочу сказать вам, вы молодцы!

Кто-то в будущем займется бизнесом. И не забывайте, что предприниматель должен проявлять социальную ответственность, т.е. должен руководствоваться не только своей личной выгодой, но и интересами общества в целом.

Спасибо вам и присоединяюсь к словам песни, которую вы услышите.

Не все вы будете экономистами, не все выберите специальности по экономике, но знания это тот багаж, который не помешает в жизни.

Домашнее задание. Параграф 13.

    *Рассчитайте в % ваши расходы в семейном бюджете.

    *Как школьники могут заработать деньги? Предложите свой вариант

Открытый урок по обществознанию в 10 классе.

Подготовлен учителем по обществознанию Дровниковой Т.Е.

Урок: Формирование основ правовой культуры на уроках обществознания 10 классов.

Экономическая культура.

Ход урока:

I. Оргмомент.

1. Приветствие (начало общения учителя и учеников).

2. Определение отсутствующих (учитель формирует свою позицию к факту отсутствия ученика).

3. Проверка готовности к уроку.

4. Организация внимания учеников.

5. Подготовка оборудования.

II. Проверка домашнего задания п. "Роль экономики в жизни общества".

1. Индивидуальный опрос (п. 12), задания + вопросы стр. 135,136.

2. Тестирование для всего класса (7-10 минут).

III. Сообщение темы изучения нового материала: "Экономическая культура".(Презентация - включить).

План.

1. Экономическая культура;

2. Сущность и структура экономической культуры;

3. Экономические отношения и интересы;

4. Экономическая свобода и социальная ответственность;

5. Рыночная экономика;

6. Связь экономической культуры и деятельности;

7. Взаимосвязь экономики и права;

8. Отражение экономики в Коституции Российской Федерации. Ознакомление и изучение статей Налогового, уголовного кодексов, тесно связанных с экономикой.

1. Экономическая культура.

Культура (от лат. cultura, от глагола colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.

В основном, под культурой понимают человеческую деятельность в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний).

Культура представляет собой совокупность устойчивых форм человеческой деятельности, без которых она не может воспроизводиться, а значит - существовать.

Культура - это набор кодов, которые предписывают человеку определенное поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие.

Источником происхождения культуры мыслится человеческая деятельность, познание и творчество.

Рассмотрим такое понятие как ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА.

Экономическая культура общества

Система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности;

Уровень и качество экономических знаний; оценок и действий человека;

Экономическая культура личности

Сознание;

Практическая деятельность.

2. Сущность и структура экономической культуры.

Элементы экономической культуры.

1. Экономические знания - совокупность представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влияние экономической жизни на развитие общества.

2. Экономическое мышление - познание сущности экономических явлений и процессов, оперирование усвоенными понятиями, анализ экономических ситуаций.

3. Экономическая направленность - потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере (подразделяется на два вида социальная установка и социально значимые ценности).

3. Экономические отношения и интересы.

Отношения между людьми, возникающие по поводу обмена продуктами, результатами труда или оказания услуг, осуществляемые на основе сравнительной оценки их относительной ценности.

1. Получение прибыли 2. Удовлетворение потребностей 3. Самоутверждение

4.Экономическая свобода и социальная ответственность.

Экономическая свобода - право на самостоятельный выбор профиля, структуры и объёма производства, условий реализации, цен на продукцию, достигается компромиссными соглашениями с другими участниками рынка.

Социальная ответственность

1. Стремление к максимальной прибыли и эгоистичная защита частных интересов.

Нравственный долг - это прекращение Правовая норма - общеобязательное

требований общественной морали правило поведения, регулирующие

в личный императив конкретного лица общественные отношения, закреплённое

и добровольное его выполнение. в праве и обеспеченное государством.

Особое социальное и морально-правовое

отношение личности к обществу в целом

и к другим людям.

5. Рыночная экономика.

НЕДОСТАТКИ:

Конкуренция ведёт к появлению монополий;

Нестабильность экономики: инфляция, экономический

спад, безработица;

Не равномерное распределение доходов;

Незаинтересованность в охране окружающей среды.

ДОСТОИНСТВА:

Рынок быстро реагирует на изменение спроса со

стороны потребителей;

Невозможен дефицит;

Свобода производителей и потребителей;

Высокие адаптационные возможности.

6. Связь экономической культуры и деятельности.

Уровень экономической культуры

- Успешность выполнения социальных ролей.

- Результативность экономической деятельности

Переход к новому способу производства - Высокая нравственность, высокий

уровень культуры.

Современный труд - Самодисциплина, самоконтроль.

Ребята, ещё одна цель, которую мы преследуем на наших уроках - это формирование основ правовой культуры, гражданско-правовое воспитание. Сейчас мы углубим наши знания, попробуем соотнести такое понятие как экономика с понятием право .

1. Экономика и право. (Сообщение ученика).

На протяжении нашей жизни мы встречаем большое количество прав, а самое главное, что некоторые из них отражены в высшем нормативно-правовом акте Российской Федерации Конституции.

Подробнее о Конституции Российской Федерации и экономических правах, изложенных в ней.

2. Экономика и Конституция Российской Федерации.(Сообщение ученика).

Ребята! А как вы думаете, в каких источниках мы можем встретить статьи с экономическим содержанием?

Налоговый кодекс.

Уголовный кодекс.

Правильно! А сейчас мы охарактеризуем, каждый из этих источников.

3. Экономика и уголовный кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).

4. Экономика и налоговый кодекс Российской Федерации. (Сообщение ученика).

Домашнее задание Параграф 13 (пересказ), стр. 149 работа с документом, вопросы и задания к нему, 1,2 письменно в тетрадь стр. 150.

"Свобода экономическая не может быть свободной от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора".

Ф. Хайек австрийский экономист и философ.

Происхождение понятия «культура» (от лат colo -- обрабатывать, возделывать почву) непосредственно связано с материальным производством земледельческим трудом. На начальных этапах развития человеческого общества это понятие идентифицировалось с основным видом экономической деятельности того времени -- земледелием. Однако последовавшее вскоре размежевание духовной и материально_производственной сфер человеческой деятельности создало иллюзию их полной автономии. Понятие «культура» постепенно стало отождествляться лишь с явлениями духовной жизни общества, с совокупностью духовных ценностей. Такой подход находит своих сторонников и сейчас. Однако наряду с этим доминирующей точкой зрения является та, согласно которой культура не ограничивается исключительно явлениями духовной жизни общества. Она присуща всем видам и формам деятельности людей, в том числе и экономической.

Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально_выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально_производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления. Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень -- продуктивно_репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.

Второй уровень -- генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень -- конструктивно_инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следующие основные элементы:

  • 1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно_технического, организационного, социального и правового характера;
  • 2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;
  • 3) социально_психологический климат в производственном коллективе;
  • 4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

В современном обществе существует тенденция повышения культурного уровня производства. Она находит свое выражение в использовании новейших техники и технологических процессов, передовых приемов организации труда, прогрессивных форм управления и планирования, достижений науки.

Однако объективный характер поступательного развития экономической культуры не означает, что оно происходит автоматически. Направленность этого развития обусловливается, с одной стороны, возможностями, содержащимися в совокупности условий, задающих границы экономической культуры, с другой стороны -- степенью и способами реализации этих возможностей представителями различных социальных групп. Изменения в социокультурной жизни совершаются людьми, поэтому эти изменения зависят от знаний, воли, объективно сложившихся интересов людей. В зависимости от этих факторов в локальных исторических рамках возможны спады, застои в отдельных сферах и экономической культуре в целом.

Прогресс в развитии экономической культуры обусловливается прежде всего преемственностью способов, форм деятельности поколений, усвоением тех из них, которые доказали свою эффективность, и уничтожением неэффективных, отживших.

В конечном счете в ходе развития экономической культуры создаются такие условия, которые побуждают человека к активной творческой производственной деятельности, способствуют его становлению как активного субъекта экономических процессов.

20. Экономическая культура. Богбаз10, §14.

20.1. Экономическая культура: сущность и структура.

20.2. Экономические отношения и интересы.

20.3. Экономическая свобода и ответственность.

20.4. Концепция устойчивого развития.

20.5. Экономическая культура и деятельность.

20.1 . Экономическая культура: сущность и структура .

Культурное развитие предполагает выделение культурного эталона (образца) и заключается в максимальном следовании ему. Эти эталоны есть в области политики, экономики, общественных отношений и т.д. Именно от человека зависит, выберет ли он путь развития в соответствии с культурным эталоном своей эпохи или просто приспособится к жизненным обстоятельствам.

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Экономическая культура личности есть органическое единство сознания и практической деятельности.

Экономическая культура личности может соответствовать экономической культуре общества, опережать её, но может и отставать от неё, мешать её развитию.

Структура экономической культуры :

1) знания (совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ) и практические умения;

2) экономическое мышление (позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации);

3) экономическая направленность (потребности, интересы, мотивы деятельности человека в экономической сфере);

4) способы организации деятельности;

5) нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней (бережливость, дисциплинированность, расточительство, бесхозяйственность, рвачество, мошенничество).

20.2 . Экономические отношения и интересы .

От характера экономических отношений между людьми (отношения собственности, обмена деятельностью и распределения товаров и услуг) зависит не только развитие производства, но и социальное равновесие в обществе, его стабильность. Экономические интересы людей выступают как отражение их экономических отношений. Так, экономические интересы предпринимателей (получение максимальной прибыли) и наёмного работника (дороже продать свои трудовые услуги и получить большую зарплату) определяются их местом в системе экономических отношений.

Экономический интерес – это стремление человека получить блага, необходимые ему для обеспечения своей жизни и семьи.

Основное содержание экономической жизни общества составляет взаимодействие экономических интересов людей. Отсюда важная задача – выработать способы оптимального сочетания их интересов, их гармонизация. История показывает нам два рычага воздействия на людей в целях достижения большей производительности труда – это насилие и экономический интерес.

Одним из способов экономического сотрудничества людей, главным средством борьбы против человеческого эгоизма стал механизм рыночной экономики. Этот механизм дал возможность человечеству ввести собственное стремление к выгоде в рамки, позволяющие людям постоянно сотрудничать друг с другом на взаимовыгодных условиях (Адам Смит о «невидимой руке» рынка).

В поисках способов гармонизации экономических интересов личности и общества были использованы и различные способы воздействия на сознание людей: философские учения, нормы морали, искусство, религия. Это привело к созданию особого элемента экономики – деловой этики, соблюдение норм которой облегчает ведение дел, сотрудничество людей, снижая недоверие и враждебность. Цивилизованное понимание предпринимательского успеха сегодня связывается, прежде всего, с морально-этическими, а затем с финансовыми моментами => «Честным быть выгодно».

20.3 . Экономическая свобода и ответственность .

Экономическая свобода включает в себя свободу принятия экономических решений, свободу экономических действий. Экономическая свобода без регламентации прав собственности законом или традицией переходит в хаос, в котором торжествует право силы. Поэтому государственное регулирование рыночной экономики нередко выступает инструментом ускорения её развития. Экономическая свобода личности неотделима от социальной ответственности. В природе экономической деятельности заложено противоречие. С одной стороны, стремление к максимальной прибыли и эгоистическая защита частнособственнических интересов, а с другой – необходимость считаться с интересами и ценностями общества.

Ответственность особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу в целом и к другим людям, которое характеризуется выполнением своего нравственного долга и правовых норм. Вначале социальная ответственность связывалась прежде всего с соблюдением законов.

!!! Затем её необходимым признаком стало предвосхищение будущего (создание «завтрашнего потребителя», обеспечение экологической безопасности, социальной, политической, стабильности общества, повышение уровня образования и культуры). Социальная ответственность участников экономической деятельности сегодня неизмеримо возрастает в связи с прорывом науки и техники в глубинные уровни мироздания. Обострение экологических проблем привело к изменению отношения предпринимателей к окружающей среде.

20.4 . .

В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. О необходимости перехода к «развитию без разрушения». о необходимости «устойчивого развития», при котором «удовлетворение потребностей настоящего времени не подрывает способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Концепция устойчивого развития – такого развития общества, которое позволяет удовлетворять потребности нынешнего поколения, не нанося при этом ущерба будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Эксперты Всемирного банка определили устойчивое развитие как процесс управления совокупностью (портфелем) активов, направленный на сохранение и расширение возможностей, имеющихся у людей. Активы в данном определении включают не только традиционно подсчитываемый физический капитал, но также природный и человеческий капитал. Чтобы быть устойчивым, развитие должно обеспечить рост - или по крайней мере неуменьшение - во времени всех этих активов (и не только экономический рост!). В соответствии с приведенным определением устойчивого развития главным показателем устойчивости, разработанным Всемирным банком, являются «истинные темпы (нормы) сбережения» или «истинные нормы инвестиций» в стране. Принятые сейчас подходы к измерению накопления богатства не учитывают истощение и деградацию природных ресурсов, таких как леса и нефтяные месторождения, с одной стороны, а, с другой - инвестиции в людей - один из самых ценных активов любой страны.

Появление концепции устойчивого развития подорвало фундаментальную основу традиционной экономики - неограниченный экономический рост. Традиционная экономика утверждает, что максимизация прибыли и удовлетворение потребителей в рыночной системе совместимо с максимизацией благополучия людей и что недостатки рынка можно исправить государственной политикой. Концепция устойчивого развития полагает, что краткосрочная максимизация прибыли и удовлетворение индивидуумов-потребителей в конечном итоге приведет к истощению природных и социальных ресурсов, на которых зиждется благосостояние людей и выживание биологических видов.

В одном из основных документов Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) «Повестке дня на XXI век», в главе 4 (часть 1), посвященной изменениям в характере производства и потребления, прослеживается мысль, что надо идти дальше концепции устойчивого развития, когда говорится, что некоторые экономисты «ставят под сомнение традиционные понятия экономического роста», и предлагаются поиски «схем потребления и производства, которые отвечают существенным потребностям человечества».

Фактически речь может идти не о немедленном прекращении экономического роста вообще, а о прекращении, на первом этапе, нерационального роста использования ресурсов окружающей среды. Последнее трудно осуществить в мире растущей конкуренции, роста таких нынешних показателей успешной экономической деятельности как производительность и прибыль. В то же время переход к «информационному обществу» - экономике нематериальных потоков финансов, информации, изображений, сообщений, интеллектуальной собственности - приводит к так называемой «дематериализации» хозяйственной деятельности: уже сейчас объемы финансовых сделок превышают объемы торговли материальными товарами в 7 раз. Новую экономику двигают не только дефицит материальных (и природных) ресурсов, но во все большей степени изобилие ресурсов информации и знаний.

20.5 . Экономическая культура и экономическая деятельность .

Уровень экономической культуры личности влияет на успешность выполнения социальных ролей производителя, собственника, потребителя. В условиях перехода к новому, информационно-компьютерному способу производства от труженика требуется не только высокий уровень подготовки, но и высокая нравственность, высокий уровень общей культуры. Современный труд требует не столько дисциплины, поддерживаемой извне, сколько самодисциплины и самоконтроля. Примером зависимости результативности экономической деятельности от уровня развития экономической культуры может служить японская экономика. Там отказ от эгоистического поведения в пользу поведения, основанного на правилах и таких понятиях, как «долг», «лояльность», «добрая воля» способствовал достижению индивидуальной и групповой эффективности и привёл к индустриальному прогрессу.