Православный человек не должен попадать в тюрьму, но…. ​Правда ли что в тюрьмах больше всего верующих в Бога

У заключенных очень много свободного времени. Их работа - на лесоповале ли, за шитьем рукавиц ли, - совершенно не занимает голову. А свободное время (а в наши дни его много) не занято вообще ничем. Об этом очень много писали и А.Солженицын, и В. Шаламов, а сейчас пишут новые политзеки в соцсетях. Это чуть ли не главная проблема заключения: титаническая скука. Именно от нее происходят "воровские законы", бесконечные терки, разборки и драки, создание собственных квази-культур и традиций. Они совершенно пусты и бессмысленны - созданы на пустом месте просто от нечего делать. Самодельные ритуалы дают психологическую иллюзию того, что это ты управляешь временем и своей жизнью, а не они - тобой, даже если ты заперт в камере.

К тому же заключенные в три раза чаще, чем на воле, лечатся и раз в десять чаще, чем на воле, увлекаются религиозными группами по интересам. Заключенные с наибольшим количеством извилин используют это время, чтобы много читать (уж что есть из книг), в цивилизованных странах они могут обучаться заочно в школах и вузах, получать образование и профессии. У нас - нет, поэтому остается просто читать. А основная масса со средним количеством извилин старается почаще получать повод к послаблению режима - а это больница да часовня. В сочетании с низким интеллектуальным уровнем, нутряным фатализмом заключенных, активной работой церковных (и мечетных) агитаторов в этом контингенте, - и получается, что среди заключенных действительно много утверждающих, что они верующие.

Я подытожу то, что говорят здесь все:

Перво-наперво это вопрос доступности. Религиозное учение доступно в тюрьмах в любой момент. Просто возьми да объяви себя таким. Литературу и группу по интересам так же легко и просто найти.

Второе - это вопрос возможности. В тюрьме труднодоступны другие занятия. Там есть эксплуатация, которую зачем-то называют работой, и есть книги. Это всё.

Третье - это вопрос способности. Маргиналам труднодоступны другие занятия. Уязвимый человек легко подвержен влиянию религии. Тюрьма состоит из маргиналов и уязвимых.

Четвертое - это вопрос потребности. Религия оправдывает искуплением все грехи, вплоть до самых тяжких. Отмолить - это простая концепция, доступная любому маргиналу, а об искуплении они не задумываются. В результате вместо того, чтобы искупить ошибки, они активно молятся. Ну и фанатеют.

Уязвимый маргинал от скуки принимает религию, начинает усиленно отмаливать тройное убийство и фанатеет на этой почве.

Они не становятся верующими, они становятся религиозными фанатиками.

Между ними и верующми гигантская пропасть. К сожалению религиозных фанатиков в нашей стране больше чем верующих. Вот сейчас это всплывает потихоньку.

Уже несколько месяцев мы делаем на Дожде уникальную в своем роде программу "ТРУДНО БЫТЬ С БОГОМ", где встречаются раввин, имам и православный священник и спорят на разные темы. На днях мы как раз говорили о том, почему выходцы из мусульманских стран, пусть не всегда верующие, становятся религиозными именно в тюрьмах. И вот что ответил один из участников, председатель Духовного управления мусульман Азиатской части России Нафигулла Аширов:

Полную версию программы можно посмотреть по .

Пока человек уверен, что всё в его руках, он вряд ли обратится к Богу. А когда сталкивается с чем-то от него не зависящем, как срок в тюрьме, например, невольно переосмысливает бытиё. К тому же и времени заглянуть в себя предостаточно.

В мире6 противоборствуют два типа сознания: духовное и телесное. Телесное - как испорченный ребенок, духовное - как строгий монах. Контингент тюрем - это люди желаний и страстей, как правило. Я, мое, дайте, имею право. Свобода дает им постоянную пищу для телесного сознания, возможность себя проявить, расширить, напитать исполнением желаний. А тюрьма суживает рамки любых проявлений, телесное сознание буквально не находит себе места и сворачивается в абсурдный замкнутый круг. Либо - крутиться в нем, загнивая, либо найти, как вырваться. На то и нужна тюрьма, чтоб ограничить телесное сознание до возможного предела. Чтобы и у души был шанс как-то проявить себя. Конечно, не любой зек сможет вспомнить о душе, сколько ему проповедники в темечко ни долби. Но многие попытаются, некоторым - даже что-то удастся, немногие даже вынесут свой опыт на свободу, а не стряхнут у ворот зоны. По-другому душе при жизни не отдать должного, вот и угодили, чтобы иметь свой шанс. Монахи тоже все разные. Одни сами от всего отрекаются и превращают мир желаний в тюрьму, чтобы только духом развиваться. А другие жэмутся ближе к кухне или кубышке, начальству и крутым прихожанам. Тоже не все одинаково реагируют на свой шанс. Но хотя бы ky есть у каждого: у одних - в миру, у других - в скиту, в монастыре или тюрьме, в армии или в рабстве. Богу надо, чтобы мы хотя бы повод имели стараться найти черту, которая разделяет мир на добро и зло и занять свою позицию.

От тюрьмы, да от сумы не зарекайся, говорит народная пословица. Но трудник Санаксарского монастыря Вячеслав В. в тюрьму попадал не раз и, можно сказать, по определению. Фамилия у него такая - «уголовная» (ее я по понятным причинам не называю). Словно бы на роду у него написан такой вот скорбный путь... За неполные тридцать два года - четыре судимости, в общей сложности за колючей проволокой он провел десять лет. В феврале этого года вновь вышел на свободу. Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» в городе Новокуйбышевске Самарской области священник Владимир Загаринский встретил его приветливо, как старого знакомого. Покачал головой и сказал: «Не надоело тебе, Вячеслав?» - «Надоело. Больше туда не хочу», - был ответ. Тогда отец Владимир взял его со своими прихожанами в паломничество по святым местам и благословил остаться в Санаксарском монастыре. Там-то мы и встретились с Вячеславом. Оказалось, что из зоны в зону, из «срока» в «срок» он переходил с подшивкой «Благовеста» в руках. Читал сам и другим давал читать. «Ваша газета многих заключенных к вере привела», - рассказывает он. Наш разговор состоялся в монастырской гостинице, после вечерней службы. Многое в этой исповеди бывшего заключенного покажется непривычным, спорным. С некоторыми оценками Вячеслава, признаюсь, не согласен и я. И все же выслушать человека, который в прямом смысле слова ВЫСТРАДАЛ Православную веру, обрел ее не по книгам, а в суровой «колониальной» действительности, я считаю, стоит.

Мое обращение началось с того, что к нам в колонию привезли из Пензы вора в законе, - вспоминает Вячеслав . - Звали его Андрей Мишин. Было ему всего 28 лет, но авторитет в криминальном мире он имел большой. С четырнадцати лет он скитался по тюрьмам, и на свободу так и не вышел - умер в тюрьме. Для нас вор в законе был редкостью и мы, как смогли, создали ему подобающие условия: была у него даже отдельная камера, и в ней он... молился! Он был глубоко верующим человеком. В то время, в 1993 году, у нас в колонии было засилье протестантских проповедников. Православные батюшки тогда еще к нам не приезжали. Протестанты даже открыли у нас свою молельную комнату. Мы принимали их проповедь за истинную, ведь они говорили о Христе! Но пример Андрея повлиял на нас, постепенно произошла переориентация лагерников, и мы перестали слушать протестантских проповедников. А Андрей и словами, и примером убеждал нас, что нужно обратиться в Православие...

- Как ты можешь объяснить этот феномен: «вор в законе» - и Православный? Разве одно с другим совместимо?

Праведником, конечно, вор в законе не может быть. Но Православным верующим, я считаю, может... Андрей даже участвовал в строительстве Православного молитвенного дома у нас в колонии. Он многих, и меня в их числе, обратил в Православие. Ведь у вора в законе очень большой авторитет, который отнюдь не на кулаках держится, а на чувстве справедливости, на своего рода нравственной силе. В уголовной среде эти авторитеты все же хоть какие-то нравственные нормы поддерживают. Не дают скатиться криминальному миру к безпределу и рекам крови... Ведь все нравственные нормы берут свое начало из Библии. Но в тюремной среде эти Библейские заповеди, конечно же, сильно искажены.

- Одна из заповедей Божиих гласит: «Не укради...» А тут Православным называет себя вор, хотя и в «законе»...

Сам криминальный авторитет, конечно же, не ворует. Он следит за тем, чтобы какой-то минимальный уровень справедливости все-таки и здесь соблюдался... Был такой известный вор в законе - Вася Бриллиант, самый большой авторитет в преступном мире. Его все уголовники за справедливость уважали, и русские, и кавказцы... Он был своего рода миротворцем в этой среде. Сорок лет просидел в тюрьмах, вышел на свободу только один раз, в 1989 году. Сейчас уже таких нет. Новые бандиты в основном безпредельщики, им любая нравственность не угодна, даже и уголовная... А ведь воровская традиция «коронования» воров в законе идет с незапамятных времен - на Руси раньше таких уголовников называли «Иванами». Есть даже специальная традиция «коронования». Когда я был в уголовной среде, я не видел в «миру» людей нравственно чище, чем эти авторитеты. И только потом, по милости Божией переступив порог Церкви, понял, насколько я заблуждался...

- Но вернемся в 1993 год...

У нас в то время еще один «авторитет» появился, и тоже не советовал к протестантам ходить. А тут произошел случай, когда и администрация колонии изменила свое отношение к этим проповедникам. Молодой заключенный попал под влияние протестантов, принял их учение, а заместитель начальника колонии по режимной части стал из-за этого над ним подсмеиваться. В результате этот парень пришел в его кабинет, облил себя бензином и поджег, при этом обхватив руками своего обидчика. Их обоих с ожогами отвезли в тюремную больницу. Но начальнику повезло - его спас находившийся поблизости заключенный, который все же успел вырвать его из рук смертника... И вот в одной палате с умирающим парнем оказался тот «авторитет». Поджегший себя бензином осужденный был еще жив, хотя и находился без сознания. Его сосед по палате снял с себя Православный нательный крест и надел его на умирающего. Тот на мгновение пришел в сознание, с благодарностью посмотрел на него, сказал: «Все, я пошел». И умер. После этого случая наша администрация, наученная горьким опытом, старалась пускать к осужденным только Православных священников. К тому времени на Самарскую кафедру прибыл Епископ (ныне Архиепископ) Самарский и Сызранский Сергий. А он очень много внимания и сил уделяет тому, чтобы в местах лишения свободы заключенные духовно окормлялись у Православных священников. Сейчас на каждой «зоне» в нашей епархии имеется или храм, или молитвенная комната.

- Сегодня священник может оказывать значительное влияние на осужденных?

Преступный мир тонко чувствует справедливость. Обмануть лагерников очень трудно. В основном священники приходят в тюрьмы по искреннему порыву сердца, и потому к ним тянутся люди. Нравственная чистота ведь и за колючей проволокой очень ценится. Но в практическом плане важно на осужденных не «нажимать». Давить на лагерников нельзя... Тогда люди будут постепенно воцерковляться.

- Печальные веяния времени - проблемы глобализации - донеслись до российских тюрем?

В декабре 2002 года по местному «колониальному» радио вдруг объявили, что в период с декабря этого года и по январь следующего каждый осужденный должен принять ИНН. А те, кто откажется от присвоения номера, будут уволены с работы (а работа в колонии есть далеко не у всех и ей там дорожат), или же им не будут выплачены уже заработанные деньги. Крутили это объявление по радио в течение недели. Я уже знал, что в Православной среде отрицательно относятся к «нумерации» людей. Но все же не стал давить на своих соседей, а предложил им самим спросить у священника, как им поступить. Батюшка не благословил брать «номер». А тут уже и над кассой, где нам выдавали зарплату, появилось угрожающее объявление об ИНН, мол, кто не примет его, денег не получит. Как быть? Все лагерники из моего отделения, а это около семидесяти человек, решили твердо - ИНН не брать! В лагерях народ особый находится, их шантажом и угрозами не проймешь - терять-то ведь нечего. Это в миру можно повлиять: там ведь семья, дети... Меня первым пригласили к начальству на разговор. Я твердо сказал, что ИНН не приму, и подробно объяснил, почему именно. Потом вызвали другого, третьего - результат тот же. А потом махнули рукой на эту затею. Но меня вскоре посадили в ШИЗО - в отместку за эту мою «проповедь».

- Как повлияла тюрьма на твои религиозные убеждения?

Крещен я был еще в детстве, а к вере пришел в тюрьме. Только сознательно обратившись ко Христу, я понял, какой огромный мир передо мной раскрывается! Но понял еще и другое. Жизнь в тюрьме зачастую более нравственная, чем жизнь на свободе. В тюрьме нет вседозволенности, нет такой распущенности. Сейчас дух времени проник и за решетку, но все же не в такой степени. Вы посмотрите, что творится с молодежью: кругом блуд, наркотики, дикая мода... В тюрьме хотя бы строгая дисциплина удерживает от многих пороков. Особенно для молодежи такая вот «свобода» опасна. Я даже считаю, что лучше попасть в тюрьму, чем в ночной клуб на стриптиз-шоу... Когда я отбывал последний срок, решил во что бы то ни стало начать поститься. В тюремных условиях это не просто, но, оказалось, возможно. Я до сих пор не могу стяжать того горения духа, которое пережил в то время в тюрьме. Я тогда словно на крыльях летал... На многие вещи смотрел уже иными глазами. Бывало, кто-то попросит меня, как прежде, помочь «разобраться» с кем-то из обидчиков, а я говорю ему: «Да ты прости его...» Кто-то меня понимал, а кто-то, наверное, обижался. И еще я решил: раз уж снова попал сюда, не буду время тратить, а начну помогать сокамерникам найти свой путь к вере...

- Сейчас ты живешь тоже по строгой - но уже монастырской - дисциплине. Легко тебе дались первые недели в монастыре?

Внешне жизнь в монастыре чем-то немного напоминает нашу колонию. Те же нары, строгий распорядок дня, и лица порой те же... В Санаксарском монастыре больше половины трудников - бывшие заключенные. Но здесь мы общаемся совсем на другом уровне, чем в тюрьме. Люди пришли сюда начать новую жизнь, внутренне измениться. По сути, тюрьма и монастырь совершенно противоположны. Здесь люди сознательно смиряются, а в тюрьме все построено на гордыне. И чем больше у человека самолюбия, тем более он заметен, авторитетен в тюрьме. Здесь же все наоборот! В монастыре так легко оттого, что здесь меньше гордых людей.

Это необычное письмо мы попросили прокомментировать полковника внутренней службы в отставке, консультанта по работе с религиозными конфессиями Главного управления исполнения наказаний Самарской области, преподавателя спецкурса «Особенности тюремного служения» Самарской Духовной семинарии Михаила Борисовича Декатова. Но наш разговор вышел далеко за рамки предлагаемого письма.

Вор в законе, даже если он сидит в тюрьме, является руководителем преступного сообщества, - говорит Михаил Борисович Декатов. - Он порой не только «колонийскими» ворами и жуликами управляет, но и поддерживает связи с теми, кто находится на свободе. Вся их «нравственность» - перевернута с ног на голову. Воровские законы ничего общего с Библейскими заповедями не имеют. Вместо «не укради», у них - «не кради у своих». Считают «добродетелью» не сотрудничать с администрацией колонии, саботировать ее распоряжения, не трудиться... Что же тут нравственного, христианского? По определению, вор в законе не может быть подлинно верующим Православным человеком. Если только раскается, осознает свои грехи. Я многих рецидивистов встречал, с тяжелыми преступлениями за плечами, которые обратились к Богу. Но среди них не было «криминальных авторитетов» - видно, уж очень крепко их лукавый охомутал... Ну а если чудо все же произойдет и «авторитет» не на словах, а на деле обратится к Богу - его же «братва» тут же лишит его всех привилегий. Такие лидеры им не нужны! Ведь он тогда будет своим примером помогать администрации проводить воспитательную работу среди осужденных, а в этом некоторые уголовники не заинтересованы.
Сегодняшние воры в законе - уже не те воры в законе, которые были двадцать, и даже десять лет назад. Если раньше воры в законе давали на своем сходе «авторитету» определенные неформальные полномочия, то теперь все эти полномочия можно легко купить за деньги. И никакие нравственные качества при этом уже не учитываются... Есть деньги - и этого сегодня достаточно, чтобы получить в воровской среде любой «титул».

- Скажите, а какова история этого непростого явления - воровской «иерархии»?

Тянется это с незапамятных времен, но особенное развитие воровская традиция получила в 1920-30 годы. Когда появились ГУЛАГи, в которых сидело по 50 тысяч и больше заключенных, поддерживать порядок в таких огромных лагерях только извне стало невозможно. И тогда власть пошла на неформальную поддержку «лагерных» авторитетов, а те платили власти тем, что поддерживали какой-то свой «порядок» на зоне. Ворам в законе гарантировалось от руководства привилегированное положение, они получали свой жирный кусок, но отрабатывали его тем, что держали в повиновении других лагерников...
Сейчас же если в колонию попадает вор в законе, то, как правило, его сразу заключают в своего рода «тюрьму в тюрьме», в так называемый отряд строгих условий. И там он находится минимум шесть месяцев, а иногда и весь срок. Но если он проявил желание исправляться, его выводят из изоляции и он проводит срок заключения на общих условиях.

- Как относится основная масса осужденных к своим товарищам - верующим Православным заключенным?

Я не со всеми суждениями Вячеслава согласен. Он пишет о каких-то «авторитетах», не обратив внимания на такой важный и отрадный факт, что подлинными авторитетами в этой среде сейчас становятся люди воцерковленные, верующие. Обычно в мужской колонии положение такое: на две тысячи осужденных приходится всего 10 - 15 человек глубоко верующих. Но это, можно сказать, совесть колонии. Они не пьют и не курят, нет у них матершины в речи. У этих людей большой нравственный авторитет - на них стараются равняться и другие осужденные.
А в 15-й женской колонии на Кряжу, возле Самары, священнику Андрею
Рузянову из Ильинской церкви удалось собрать общину из 150 человек! На воскресной службе женщины-осужденные даже на лестнице стоят... А ведь в этой колонии до 60 процентов - наркоманы, из них 30 процентов ВИЧ-инфицированные...

- Бывает ли так, что верующий осужденный выходит на свободу - и вскоре вновь совершает преступление?

Не часто, но, к сожалению, бывает. Архимандрит Трифон из Троице-Сергиевой Лавры уже тринадцать лет окормляет следственный изолятор в Сергиевом Посаде. Он всегда говорит верующим заключенным: когда выйдете на свободу, ни в коем случае не расслабляйтесь. Если ты не сходишь в церковь одну, две, три недели - может произойти трагедия. Такие люди порой совершают преступление гораздо более тяжкое, чем те преступления, которые совершали раньше, до воцерковления. В тюрьме люди находятся в искусственной изоляции от общества, а когда получают свободу, соблазнов со всех сторон открывается гораздо больше... Я разговаривал с такими людьми. «Как же так, - говорю заключенному, - ведь ты был старостой в храме, ни одной церковной службы не пропускал. А вот опять сюда попал...» А он отвечает: «Не послушал я батюшку, что на свободе надо строже себя блюсти, чем в тюрьме. Перестал в церковь ходить - и вот результат... Еще и пить не начали, как кто-то мне сказал резкое слово - не помню, кто мне вложил в руки нож...» В Евангелии есть такие слова: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого»(Лк. 11, 24-26). Вот почему так важно жить строгой церковной жизнью и после освобождения.

- Какова религиозная «палитра» в колониях Самарской области?

94 процента осужденных - славяне, Православные. Эта страшная цифра говорит о том, как сильно развоцерковили наш русский народ... 4 процента осужденных - мусульмане. На двадцать тысяч осужденных всего девять иудеев...
Религиозно окормляются только Православные верующие. В каждой «зоне» есть небольшой костяк воцерковленных людей. Но на исповедь к батюшке приходит до ста и более человек.

- Протестантские проповедники допускаются в тюрьмы?

Только в том случае, если есть заявка от осужденного с просьбой пригласить представителя той или иной религии. Но такие заявки относительно протестантов к нам не поступают. Сейчас в Самарской области в каждой колонии есть молитвенная комната. А в одной колонии, в Спиридоновке, действует Православный храм.

По официальным данным Министерства юстиции Российской Федерации в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста в настоящее время действуют более 340 и строятся 80 храмов. Согласно сведениям министерства на территории исправительных учреждений действует тысяча религиозных общин, а общее число верующих превышает 43 тысячи человек.
В основном в местах лишения свободы с заключенными работают представители традиционных для России конфессий, сообщил первый заместитель начальника управления по воспитательной работе с осужденными Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ Виталий Полозюк. «Прежде всего, - Русская Православная Церковь и мусульманские организации», - сказал он. Вместе с тем В. Полозюк отметил, что «лишь 5-6 процентов заключенных регулярно посещают богослужения».
Говоря о сотрудничестве с религиозными организациями, представитель Министерства юстиции сказал, что при подписании с ними соглашения о сотрудничестве требуется в качестве обязательного условия отказ от прозелитизма, то есть обращения в свою веру тех заключенных, которые уже избрали другую. Представитель Министерства юстиции также сказал, что строительство храмов осуществляется на внебюджетные средства, за счет спонсоров и самих заключенных. «Как правило, заключенные собственными руками строят храмы на территории исправительных колоний», - сказал он.

Здравствуйте Виталий!

По мере чтения вашей рассылки возникли вопросы. В конце рассылки вы помещаете некоторые ссылки, вот цитата "Сайт посвященный Библии - весь текст, канонический и неканонический, много справочных материалов. Дань моей мечте периода отсидки, когда одно время интенсивно взялся читать и изучать эту книгу". Вопрос такой: что побуждает уголовника читать Библию (если со скуки, то тогда понятно) и как он ее читает: просто как некую книгу или с верой в Бога? И если с верой в Бога, то с принадлежностью к какой конфессии (православие, протестантизм, баптизм, католичество)? Знаю так же, что в некоторых тюрьмах строят тюремные церкви, священники навещают заключенных (это наверное в тюрьмах с легким режимом, где сидят мужики с небольшими сроками и по легким статьям), что скажите по этому поводу? И еще: бывали случаи, когда человек сам сдавался ментам и как к таким относятся на зоне?

До свидания.
Сергей Бочкин.

Начну с последнего вопроса. Случаи такие, конечно, бывают. Совесть или какое-то осознание присутствует у всех. Я знал одного такого, ему было около 40 - он в свое время то ли покупал у кого-то, то ли продавал дорогой джип, тысяч около 40 долларов, уж не помню подробностей - завез этого человека в лес, убил, закопал, потом еще сверху и цементом залил, чтобы звери случайно не раскопали. Его никто не заподозрил, человек считался пропавшим без вести. Через года полтора он попался на какой-то мелочи - забрал у кого-то свой долг, сумма небольшая, но ударил человека и тот на него заявил. При самом худшем раскладе ему светило лет до 5, реально - не более трех и даже может быть условно - сумма действительно была мизерная. Но, посидев пару месяцев в СИЗО, что-то его пробило (чем хороша отсидка, что есть время подумать, прикинуть смысл своего существования). Сам заявил о содеянном, показал место, где закопал. Получил двадцать лет сроку. За такое могли бы и пожизненное дать, но чистосердечное раскаяние.

Кто говорил, что дурак (большинство), кто и промолчал. Но кто знает, что в его душе происходило, что подвинуло на такое. Осудят те, у кого в голове и душе не происходит ничего. А кто склонен задумываться о жизни и своем в ней месте - думаю, поймет. Среди братвы, конечно, те, кто сам сдался, не уважаются и из касты бродяг "отчисляются" - это просто не соответствует идеологии "черного" движения. Но, в общем, это личное дело каждого и никаких претензий быть не может, кроме недоуменных взглядов тех, у кого в извилинах такой поступок не помещается.

Если же сдавшись, потащил за собой других, вопрос несколько другой - получает титул "сука" и соответственное отношение "нормальных пацанов" - вплоть до "опускания" и даже смерти. Но и тут, конечно, возможна масса вариаций и исключений из правил. Кто, кого, как и почему.


К слову - среди братвы да и большой части арестантов принято хвастаться и гордиться своими преступлениями. Но безбашенное убийство не приветствуется даже основной массой братвы.

Что, касается первого вопроса,

что побуждает уголовника читать Библию (если со скуки, то тогда понятно),
то чтение Библии и другой подобной литературы от скуки тоже, конечно, присутствует - но приводит оно лишь к либо очень непродолжительному и неглубокому интересу, либо к тупому фанатизму, чему примеров тоже немало. Действительно, в заключении очень многих пробивает на религию, но если этот интерес происходит не на прочном основании прежних размышлений и постижений, то результат чаще всего такой, как я назвал только что выше. Но, в общеи, интерес к религии в заключении вполне закономерен - когда у вас все и так хорошо, зачем вам бог. А вот когда нескладуха пошла - надо бы и замыслиться, затылок почесать - неужели все действительно так сложно (или просто)? Страдая, человеку хочется знать за что.

А правильнее было бы спросить - для чего.

и как он ее читает: просто как некую книгу или с верой в Бога? -
ответ такой же - все зависит от человека. Что он ищет. Ведь для того, чтобы получить правильный ответ, необходимо поставить правильный вопрос . Иначе, если этим ответом вам даже в рожу тыкать будут, вы его не увидите.

И если с верой в Бога, то с принадлежностью к какой конфессии (православие, протестантизм, баптизм, католичество)? -
вы думаете, что вера (ее качество и количество) зависит от конфессии? Или что вера без принадлежности к конфессии не существует?

Знаю так же, что в некоторых тюрьмах строят тюремные церкви, священники навещают заключенных (это наверное в тюрьмах с легким режимом, где сидят мужики с небольшими сроками и по легким статьям), что скажите по этому поводу?
Так и есть, и не только в тюрьмах (точнее лагерях) с легким режимом - это нынче модно. Да и администрации в определенном смысле выгодно - перемкнувшийся на религию зек не представляет особой опасности и хлопот с ним меньше. Да и принуждают их к этому сверху - мы ж на демократию равняемся (больших у нас ценностей нету). Поэтому строятся церквушки, хотя чаще всего это протестантские дома (или комнаты) молитвы. Православие (которое мне ближе по духу и которое всем сердцем поддерживаю) в этом плане почти не телится. Протестантские же миссионеры знают чем увлечь людей, как сыграть на их страхах и слабостях, почему и имеют успех.

Истинному же религиозному человеку не нужен храм, чтобы поклоняться - он у него в душе.

Здравствуйте!
Я на зоне ни разу не был, и к ментам в принципе вообще не попадал, но в жизни бывает всякое. Поэтому, если не трудно, напишите как нужно себя правильно вести когда в первый раз попадаешь в места не столь отдаленные. Как нужно себя вести чтобы не попасть впросак?

Вообще, хочу чтобы меня правильно поняли - я не против кого-то и не за. Я не призываю ломать, изменять или модернизировать систему - это бесполезно. По крайней мере без изменения сознания человека. Я считаю, что если ты хочешь изменить мир вокруг себя - измени прежде всего себя. Если хочешь помочь другим - помоги сначала себе. Если это поймет как можно большее количество людей, и предпримет в этом плане определенные усилия - изменения произойдут неминуемо. Если хочешь изменить систему - измени сначала систему в себе, в своем мировоззрении. Систему устоявшихся шаблонов и стереотипов в мышлении, зависимости от чужого мнения, жалости к себе и чувства собственной важности. Надо освобождаться от автоматизма в суждениях и поступках. Глупого, бездумного пережевывания всей той шелухи, что выливают вам на голову газеты, книги, телевидение.

Я для себя давно установил правило стараться не пользоваться словами "никогда", "всегда" - never say never (никогда не говори никогда). И "мертвость" или "живость" человека определяю по частоте использования им подобных слов.

Поэтому суть всего, что излагается мною, можно было изложить на половине страницы. Только кто это прочитает, и кто из прочитавших воспримет. Излагая же таким более популярным образом надеюсь на определенный интерес определенной аудитории. Тем, кто заинтересуется и хотя бы отчасти разделяет мои взгляды, смогу рассказать уже и нечто более интересное, чем просто факты о жизни в тюрьме. А именно то, что превратит любую жизненную ситуацию не в страдания, а в радость и увлекательное путешествие. И как этого достичь. Но об этом позже. И не все сразу.

Почему я и избрал вторым заголовком моей рассылки "Интенсивный курс подготовки к свободе”

Арест

В этом выпуске я бы хотел вернуться к пропущенной (и совершенно не заслужено) мною теме - задержанию. По важности - это, конечно, самый важный момент. По оглушительности - тоже. Тем более, что людей, прошедших такой урок значительно больше, чем прошедших отсидку. Воспользуюсь снова материалами Олега Краснова. Слова полиция и полицейский можно подменять словами милиция и милиционер, если это ближе к вашей реальности - Олег из Молдовы, а там милиции не осталось, одна полиция. Хотя люди, как вы понимаете, те же. Законы, практически, тоже.

И, в любом случае, знание своих основных прав очень может помочь в такой ситуации.

Задержание.

Ещё несколько минут назад Вы куда-то шли, думали о чём-то своём, что-то предполагали делать. И тут к Вам подошёл полицейский и предложил «пройти». Это всегда застаёт врасплох. Даже если Вы раньше уже думали о такой ситуации. Лучше, если Вы не покажете растерянности. Почему-то считается, что это подозрительно. Не знаю почему. Не говорите полицейским, что Вы куда-то спешите, не раздражайтесь, не подавайте признаков нетерпения. Такой человек – источник лёгкого заработка. А Вы совсем не против проехать до отделения и убить там пару часов личного времени. Вам все равно нечего делать, и Вам даже любопытно. Когда ещё представится такой случай?

Вы не обязаны носить с собой документы, но лучше не давать повода задержать Вас для установления личности. Предъявите документы, объясните, куда и откуда идёте. Если Вы хорошо одеты, вежливы и несуетливы, меньше вероятность, что Вас задержат.

Сотрудник полиции имеет право Вас задержать, но для этого у него должны быть определённые основания. Закон говорит об этом совершенно чётко. Вас можно задержать, если Вас застигли на месте преступления, если кто-то указал на Вас, как на преступника, если Ваш внешний вид каким-то образом свидетельствует об участии в преступлении. А если у Вас с собой документы, в которых указано постоянное место жительства, если Вы не пытаетесь скрыться, то никаких других, тайных, загадочных оснований для задержания не существует. (Если только Вам не отменили условное осуждение, и Вы не нарушили условия меры пресечения).

Поэтому Вы вправе спросить полицейского является ли его предложение следовать за ним задержанием, и каковы основания для Вашего задержания. Может оказаться, что Вас не задерживают, а только «приглашают», и тогда Вы вправе поблагодарить и вежливо отклонить приглашение.

Полицейский обязан представиться и показать Вам своё удостоверение. Вы вправе переписать данные удостоверения, только не пытайтесь взять его в руки. Если это всё же задержание, спросите у полицейского точное время, это необходимо для протокола. Спросите конкретную статью УК. Это не праздное любопытство, основанием для задержания является подозрение только в таком преступлении, которое предусматривает наказание более одного года лишения свободы.

Эти разговоры в любом случае полезны, хотя бы для того, чтобы полицейский понимал, что у него не получится продержать Вас без всякой причины несколько часов и отпустить, сделав вид, что ничего не произошло. Или просто попугать задержанием.

Если работник полиции находится в состоянии алкогольного опьянения, если он агрессивен, не спорьте с ним, не перечьте, никоем образом не отвечайте на незаконные требования, держитесь официально, не позволяйте перевести происшествие в плоскость личных отношений. Всё это может быть театром - оперативные работники умеют создавать и поддерживать экстремальные ситуации, когда подозреваемый находится в состоянии стресса и легко подаётся давлению. По прибытию в отделение полиции, требуйте составления протокола задержания, куда обязательно впишите свои возражения.

Если Вас начали бить прямо на улице, не стесняйтесь кричать, зовите на помощь, привлекайте к себе внимание прохожих, играйте на публику. Причём кричите сразу, как только поняли, что происходит, не ждите, когда Вас забьют. Можно кричать «пожар», можно призывать прохожих позвонить в полицию. Можно имитировать потерю сознания, можно разыгрывать плохое самочувствие после задержания. Хуже не будет.

О каждом случае задержания не позже, чем через три часа должен быть составлен протокол, который должен содержать время задержания, основания, совершённое задержанным деяние, результаты личного обыска, дату и время составления протокола.

Лицо, составившее протокол, не позднее чем через 6 часов обязано сообщить о Вашем задержании прокурору, а так же дать Вам возможность проинформировать Ваших близких о месте Вашего задержания, либо сделать это самостоятельно.

Если что-то в протоколе не соответствует действительности, Вы вправе дополнить протокол любыми замечаниями. Если основания задержания были предъявлены Вам без адвоката, укажите это в протоколе. Вы вправе ничего не писать, не подписывать протокол, поскольку задержанный автоматически является подозреваемым, а статус подозреваемого позволяет отказаться от дачи показаний, к тому же подозреваемый не несёт ответственности за дачу ложных показаний. Не позволяйте допрашивать Вас как свидетеля по собственному делу. Требуйте, чтобы Вам подробно и доходчиво разъяснили Ваши права.

В отделении ведите себя прилично, помните, что полицейские тоже люди, и им свойственны обычные человеческие реакции.

Если Вы требуете присутствия именно своего адвоката, отказать Вам нельзя. Вам могут говорить, что его не могут найти, не отвечает телефон, что он занят, это не имеет никакого значения, через 72 часа Вас должны отпустить. Или арестовать согласно судебному решению. Если через трое суток Вас не отпустили – пишите жалобу в прокуратуру.

Если при обыске Вам что-то пытаются подбросить, не берите это руками, обращайте на это внимание понятых и заносите в протокол обыска. Немедленно пишите жалобу. Вряд ли Вам позволят это сделать, но по идее Вам должны предоставить для этого письменные принадлежности.

Если Ваши права нарушают сотрудники прокуратуры – пишите в Генеральную прокуратуру. Если нарушают сотрудники Генеральной прокуратуры … всё равно туда же.

Если Вас бьют уже в отделении, кричать большого смысла нет. Обращаться к начальнику бесполезно – все происходит с его ведома. Постарайтесь запомнить лица и имена людей, которые Вас избивали, запоминайте обстановку кабинета, в котором происходил допрос. Если у Вас течёт кровь, старайтесь незаметно запачкать ею как можно большее число предметов. Если случайно Вас видел кто-то посторонний, пусть даже другой задержанный в «обезьяннике», узнайте, как его можно найти. Симулируйте плохое состояние, требуйте врача. Обязательно запомните имя врача, адрес его больницы, номер наряда «Скорой», всё что угодно.

Давать ли показания, которые из Вас выбивают, или терпеть, знаете только Вы сами. 72 часа это не очень много, если ничего не происходит, но вполне достаточно, чтобы признаться в чём угодно. Не верьте следователю, если он говорит, что поможет Вам позже - его задача всеми средствами найти улики против Вас. Не верьте, если он говорит, что Вас убьют – Ваша смерть никому не нужна. Если положение совсем отчаянное – выбрасывайте в окно попавшие под руку предметы, старайтесь привлечь внимание людей.

Если Вам удалось вырваться из отделения, вызывайте «скорую» прямо к зданию полиции. При поступлении в больницу избитого человека медики обязаны официально сообщить в правоохранительные органы. В этом случае органы должны будут провести проверку по факту нанесения вам телесных повреждений. Можете обратиться в травмпункт, и врач должен будет с Ваших слов зафиксировать в справке обстоятельства получения травмы. Пройдите тест на алкоголь и возьмите справку. Со всеми собранными справками идите в прокуратуру, где Ваше заявление должны зарегистрировать. Обратитесь к правозащитникам – даже простое присутствие на суде представителя правозащитной организации заметно меняет ситуацию.

При выходе из отделения Вам обязаны дать справку. Это важно, закон не позволяет отпустить Вас и сразу же задержать по тем же обстоятельствам. Оставьте её себе на память.

Если всё закончится более или менее благополучно, со временем Вы поймёте, что и этот опыт был полезным.

Врезка: Джон Леннон: Жизнь- это то, что с Вами случается как раз тогда, когда у Вас совсем другие планы

Опишу и свое задержание. Остановили меня в Калининграде (Россия), когда я ехал на автомобиле. Сотруднику ГИБДД (Андреем звали, я потом у него спросил имя) не понравились, якобы, мои права и он заявил, что они фальшивые. С кем-то поговорил по рации, запросил, вероятно, данные. Предложил проехать разобраться. Взятку брать решительно отказался (права-то у меня были настоящие, но куда-то ехать с милицией совсем не хочется, опыт подсказывает, что уж лучше сразу расстаться с денежкой). Но не прошло. Проехали. В районное отделение милиции. Где мне заявили, что я в федеральном розыске и по этому поводу задержан. Составили протокол - уж и не помню, подписывал ли я его. Кажется нет. Интереснее другое.

Все это произошло 24 сентября в 18-00. Уже перед судом, когда я знакомился с материалами своего дела, обнаруживаю, что днем моего задержания стоит 25 сентября. Нахожу протокол, из которого узнаю, что задержали меня действительно приблизительно на том же месте, но только уже наряд ППС, и не 24-го, а 25 сентября в 13-00. Протокол я, якобы, подписывать отказался, о чем и сделана запись и засвидетельствована этими самыми ППСниками. Вот так добавили мне целые сутки к сроку. Пришлось слышать позже рассказы о том, что и целую неделю накидывали таким образом - так что мне в этом плане просто "повезло".

Если у вас нет поблизости родных и близких, которые поднимут шум по поводу вашего исчезновения, то никакие протоколы не помогут - напишут что надо, если будет надо. Победителей не судят - главное, дело сделано, вор должен сидеть в тюрьме. А на суде, когда я об этом заявил, судья просто пожала плечами и сделала такое выражение лица, как продавщица в магазине, когда вы напомнили ей о том, что сдачу она закруглила - две копейки не деньги, а один день - не срок. Я и не стал настаивать - зачем расстраивать человека, от настроения которого и вашего на него впечатления, может оказаться, зависит уже не день, а год.

Кстати, подобная участь постигла и все мои жалобы и заявления, которые я писал в российских тюрьмах - а их было немало. Оказалось даже, что я не объявлял голодовку. Уж не говорю об избиении - хотя врач меня после того осматривал и делал какие-то заметки. Наверное просто мемуары писал. В деле никаких бумаг просто не оказалось, и как-то доказать их существование невозможно.

Когда ты отправляешь подобный документ из камеры, тебе показывают какую-ту бумажку о том, что твоя жалоба (заявление, прошение и т.п.) отправлены - кому, куда, когда, подпись ответственного. Затем этой бумажкой, как и твоей жалобой, вполне могут подтереть зад и спустить в унитаз - больше следов нет. Наличие адвоката в этом плане может помочь, жалобы можно подавать через него, но у меня его тогда не было, а на этапах, так это просто нереально - никто не знает, где ты находишься в данное время. Возможности же для манипулирования документами у администрации СИЗО и милиции почти не ограничены.

Водительские права мои тоже канули в лету - их след пропал - задержан то я был, оказывается, ППС, а не ГИБДД, и не на автомобиле, а просто на улице пешим ходом и ни о каких документах в новом протоколе уже речь не шла. Так я их потом и не нашел - пришлось делать новые.

Была в моем задержании и какая-то мистическая сторона. Как оказалось, моего деда, о котором я писал в одном из предыдущих выпусков, арестовали тоже 25-го сентября - и этот "добавленный" день как раз подвел и меня к этой же дате. А может это просто совпадение...

Антон Жоголев
19.09.2003

От тюрьмы, да от сумы не зарекайся, говорит народная пословица. Но трудник Санаксарского монастыря Вячеслав В. в тюрьму попадал не раз и, можно сказать, по определению. Фамилия у него такая - «уголовная» (ее я по понятным причинам не называю). Словно бы на роду у него написан такой вот скорбный путь... За неполные тридцать два года - четыре судимости, в общей сложности за колючей проволокой он провел десять лет. В феврале этого

Настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» в городе Новокуйбышевске Самарской области священник Владимир Загаринский встретил его приветливо, как старого знакомого. Покачал головой и сказал: «Не надоело тебе, Вячеслав?» - «Надоело. Больше туда не хочу», - был ответ. Тогда отец Владимир взял его со своими прихожанами в паломничество по святым местам и благословил остаться в Санаксарском монастыре. Там-то мы и встретились с Вячеславом. Оказалось, что из зоны в зону, из «срока» в «срок» он переходил с подшивкой «Благовеста» в руках. Читал сам и другим давал читать. «Ваша газета многих заключенных к вере привела», - рассказывает он. Наш разговор состоялся в монастырской гостинице, после вечерней службы. Многое в этой исповеди бывшего заключенного покажется непривычным, спорным. С некоторыми оценками Вячеслава, признаюсь, не согласен и я. И все же выслушать человека, который в прямом смысле слова ВЫСТРАДАЛ Православную веру, обрел ее не по книгам, а в суровой «колониальной» действительности, я считаю, стоит.

Мое обращение началось с того, что к нам в колонию привезли из Пензы вора взаконе , - вспоминает Вячеслав. - Звали его Андрей Мишин. Было ему всего 28 лет, но авторитет в криминальном мире он имел большой. С четырнадцати лет он скитался по тюрьмам, и на свободу так и не вышел - умер в тюрьме. Для нас вор в законе был редкостью и мы, как смогли, создали ему подобающие условия: была у него даже отдельная камера, и в ней он... молился! Он был глубоко верующим человеком. В то время, в 1993 году, у нас в колонии было засилье протестантских проповедников. Православные батюшки тогда еще к нам не приезжали. Протестанты даже открыли у нас свою молельную комнату. Мы принимали их проповедь за истинную, ведь они говорили о Христе! Но пример Андрея повлиял на нас, постепенно произошла переориентация лагерников, и мы перестали слушать протестантских проповедников. А Андрей и словами, и примером убеждал нас, что нужно обратиться в Православие...

Как ты можешь объяснить этот феномен: «вор в законе » - и Православный? Разве одно с другим совместимо?

Праведником, конечно, вор в законе не может быть. Но Православным верующим, я считаю, может... Андрей даже участвовал в строительстве Православного молитвенного дома у нас в колонии. Он многих, и меня в их числе, обратил в Православие. Ведь у вора в законе очень большой авторитет, который отнюдь не на кулаках держится, а на чувстве справедливости, на своего рода нравственной силе. В уголовной среде эти авторитеты все же хоть какие-то нравственные нормы поддерживают. Не дают скатиться криминальному миру к безпределу и рекам крови... Ведь все нравственные нормы берут свое начало из Библии. Но в тюремной среде эти Библейские заповеди, конечно же, сильно искажены.

Одна из заповедей Божиих гласит: «Не укради...» А тут Православным называет себя вор , хотя и в «законе »...

Сам криминальный авторитет, конечно же, не ворует. Он следит за тем, чтобы какой-то минимальный уровень справедливости все-таки и здесь соблюдался... Был такой известный вор в законе - Вася Бриллиант , самый большой авторитет в преступном мире. Его все уголовники за справедливость уважали, и русские, и кавказцы... Он был своего рода миротворцем в этой среде. Сорок лет просидел в тюрьмах, вышел на свободу только один раз, в 1989 году. Сейчас уже таких нет. Новые бандиты в основном безпредельщики, им любая нравственность не угодна, даже и уголовная... А ведь воровская традиция «коронования» воров в законе идет с незапамятных времен - на Руси раньше таких уголовников называли «Иванами». Есть даже специальная традиция «коронования». Когда я был в уголовной среде, я не видел в «миру» людей нравственно чище, чем эти авторитеты. И только потом, по милости Божией переступив порог Церкви, понял, насколько я заблуждался...

Но вернемся в 1993 год...

У нас в то время еще один «авторитет» появился, и тоже не советовал к протестантам ходить. А тут произошел случай, когда и администрация колонии изменила свое отношение к этим проповедникам. Молодой заключенный попал под влияние протестантов, принял их учение, а заместитель начальника колонии по режимной части стал из-за этого над ним подсмеиваться. В результате этот парень пришел в его кабинет, облил себя бензином и поджег, при этом обхватив руками своего обидчика. Их обоих с ожогами отвезли в тюремную больницу. Но начальнику повезло - его спас находившийся поблизости заключенный, который все же успел вырвать его из рук смертника... И вот в одной палате с умирающим парнем оказался тот «авторитет». Поджегший себя бензином осужденный был еще жив, хотя и находился без сознания. Его сосед по палате снял с себя Православный нательный крест и надел его на умирающего. Тот на мгновение пришел в сознание, с благодарностью посмотрел на него, сказал: «Все, я пошел». И умер. После этого случая наша администрация, наученная горьким опытом, старалась пускать к осужденным только Православных священников. К тому времени на Самарскую кафедру прибыл Епископ (ныне Архиепископ) Самарский и Сызранский Сергий. А он очень много внимания и сил уделяет тому, чтобы в местах лишения свободы заключенные духовно окормлялись у Православных священников. Сейчас на каждой «зоне» в нашей епархии имеется или храм, или молитвенная комната.

Сегодня священник может оказывать значительное влияние на осужденных?

Преступный мир тонко чувствует справедливость. Обмануть лагерников очень трудно. В основном священники приходят в тюрьмы по искреннему порыву сердца, и потому к ним тянутся люди. Нравственная чистота ведь и за колючей проволокой очень ценится. Но в практическом плане важно на осужденных не «нажимать». Давить на лагерников нельзя... Тогда люди будут постепенно воцерковляться.

Печальные веяния времени - проблемы глобализации - донеслись до российских тюрем?

В декабре 2002 года по местному «колониальному» радио вдруг объявили, что в период с декабря этого года и по январь следующего каждый осужденный должен принять ИНН. А те, кто откажется от присвоения номера, будут уволены с работы (а работа в колонии есть далеко не у всех и ей там дорожат), или же им не будут выплачены уже заработанные деньги. Крутили это объявление по радио в течение недели. Я уже знал, что в Православной среде отрицательно относятся к «нумерации» людей. Но все же не стал давить на своих соседей, а предложил им самим спросить у священника, как им поступить. Батюшка не благословил брать «номер». А тут уже и над кассой, где нам выдавали зарплату, появилось угрожающее объявление об ИНН, мол, кто не примет его, денег не получит. Как быть? Все лагерники из моего отделения, а это около семидесяти человек, решили твердо - ИНН не брать! В лагерях народ особый находится, их шантажом и угрозами не проймешь - терять-то ведь нечего. Это в миру можно повлиять: там ведь семья, дети... Меня первым пригласили к начальству на разговор. Я твердо сказал, что ИНН не приму, и подробно объяснил, почему именно. Потом вызвали другого, третьего - результат тот же. А потом махнули рукой на эту затею. Но меня вскоре посадили в ШИЗО - в отместку за эту мою «проповедь».

Как повлияла тюрьма на твои религиозные убеждения?

Крещен я был еще в детстве, а к вере пришел в тюрьме. Только сознательно обратившись ко Христу, я понял, какой огромный мир передо мной раскрывается! Но понял еще и другое. Жизнь в тюрьме зачастую более нравственная, чем жизнь на свободе. В тюрьме нет вседозволенности, нет такой распущенности. Сейчас дух времени проник и за решетку, но все же не в такой степени. Вы посмотрите, что творится с молодежью: кругом блуд, наркотики, дикая мода... В тюрьме хотя бы строгая дисциплина удерживает от многих пороков. Особенно для молодежи такая вот «свобода» опасна. Я даже считаю, что лучше попасть в тюрьму, чем в ночной клуб на стриптиз-шоу... Когда я отбывал последний срок, решил во что бы то ни стало начать поститься. В тюремных условиях это не просто, но, оказалось, возможно. Я до сих пор не могу стяжать того горения духа, которое пережил в то время в тюрьме. Я тогда словно на крыльях летал... На многие вещи смотрел уже иными глазами. Бывало, кто-то попросит меня, как прежде, помочь «разобраться» с кем-то из обидчиков, а я говорю ему: «Да ты прости его...» Кто-то меня понимал, а кто-то, наверное, обижался. И еще я решил: раз уж снова попал сюда, не буду время тратить, а начну помогать сокамерникам найти свой путь к вере...

Сейчас ты живешь тоже по строгой - но уже монастырской - дисциплине. Легко тебе дались первые недели в монастыре?

Внешне жизнь в монастыре чем-то немного напоминает нашу колонию. Те же нары, строгий распорядок дня, и лица порой те же... В Санаксарском монастыре больше половины трудников - бывшие заключенные. Но здесь мы общаемся совсем на другом уровне, чем в тюрьме. Люди пришли сюда начать новую жизнь, внутренне измениться. По сути, тюрьма и монастырь совершенно противоположны. Здесь люди сознательно смиряются, а в тюрьме все построено на гордыне. И чем больше у человека самолюбия, тем более он заметен, авторитетен в тюрьме. Здесь же все наоборот! В монастыре так легко оттого, что здесь меньше гордых людей.

Это необычное письмо мы попросили прокомментировать полковника внутренней службы в отставке, консультанта по работе с религиозными конфессиями Главного управления исполнения наказаний Самарской области, преподавателя спецкурса «Особенности тюремного служения» Самарской Духовной семинарии Михаила Борисовича Декатова. Но наш разговор вышел далеко за рамки предлагаемого письма.

- Вор в законе , даже если он сидит в тюрьме, является руководителем преступного сообщества, - говорит Михаил Борисович Декатов. - Он порой не только «колонийскими» ворами и жуликами управляет, но и поддерживает связи с теми, кто находится на свободе. Вся их «нравственность» - перевернута с ног на голову. Воровские законы ничего общего с Библейскими заповедями не имеют. Вместо «не укради», у них - «не кради у своих». Считают «добродетелью» не сотрудничать с администрацией колонии, саботировать ее распоряжения, не трудиться... Что же тут нравственного, христианского? По определению, вор в законе не может быть подлинно верующим Православным человеком. Если только раскается, осознает свои грехи. Я многих рецидивистов встречал, с тяжелыми преступлениями за плечами, которые обратились к Богу. Но среди них не было «криминальных авторитетов» - видно, уж очень крепко их лукавый охомутал... Ну а если чудо все же произойдет и «авторитет» не на словах, а на деле обратится к Богу - его же «братва» тут же лишит его всех привилегий. Такие лидеры им не нужны! Ведь он тогда будет своим примером помогать администрации проводить воспитательную работу среди осужденных, а в этом некоторые уголовники не заинтересованы.
Сегодняшние воры в законе - уже не те воры в законе , которые были двадцать, и даже десять лет назад. Если раньше воры в законе давали на своем сходе «авторитету» определенные неформальные полномочия, то теперь все эти полномочия можно легко купить за деньги. И никакие нравственные качества при этом уже не учитываются... Есть деньги - и этого сегодня достаточно, чтобы получить в воровской среде любой «титул».

Скажите, а какова история этого непростого явления – воровской «иерархии»?

Тянется это с незапамятных времен, но особенное развитие воровская традиция получила в 1920-30 годы. Когда появились ГУЛАГи, в которых сидело по 50 тысяч и больше заключенных, поддерживать порядок в таких огромных лагерях только извне стало невозможно. И тогда власть пошла на неформальную поддержку «лагерных» авторитетов, а те платили власти тем, что поддерживали какой-то свой «порядок» на зоне. Ворам в законе гарантировалось от руководства привилегированное положение, они получали свой жирный кусок, но отрабатывали его тем, что держали в повиновении других лагерников...
Сейчас же если в колонию попадает вор в законе , то, как правило, его сразу заключают в своего рода «тюрьму в тюрьме», в так называемый отряд строгих условий. И там он находится минимум шесть месяцев, а иногда и весь срок. Но если он проявил желание исправляться, его выводят из изоляции и он проводит срок заключения на общих условиях.

Как относится основная масса осужденных к своим товарищам - верующим Православным заключенным?

Я не со всеми суждениями Вячеслава согласен. Он пишет о каких-то «авторитетах», не обратив внимания на такой важный и отрадный факт, что подлинными авторитетами в этой среде сейчас становятся люди воцерковленные, верующие. Обычно в мужской колонии положение такое: на две тысячи осужденных приходится всего 10 - 15 человек глубоко верующих. Но это, можно сказать, совесть колонии. Они не пьют и не курят, нет у них матершины в речи. У этих людей большой нравственный авторитет - на них стараются равняться и другие осужденные.
А в 15-й женской колонии на Кряжу, возле Самары, священнику Андрею
Рузянову из Ильинской церкви удалось собрать общину из 150 человек! На воскресной службе женщины-осужденные даже на лестнице стоят... А ведь в этой колонии до 60 процентов - наркоманы, из них 30 процентов ВИЧ-инфицированные...

Бывает ли так, что верующий осужденный выходит на свободу - и вскоре вновь совершает преступление?

Не часто, но, к сожалению, бывает. Архимандрит Трифон из Троице-Сергиевой Лавры уже тринадцать лет окормляет следственный изолятор в Сергиевом Посаде. Он всегда говорит верующим заключенным: когда выйдете на свободу, ни в коем случае не расслабляйтесь. Если ты не сходишь в церковь одну, две, три недели - может произойти трагедия. Такие люди порой совершают преступление гораздо более тяжкое, чем те преступления, которые совершали раньше, до воцерковления. В тюрьме люди находятся в искусственной изоляции от общества, а когда получают свободу, соблазнов со всех сторон открывается гораздо больше... Я разговаривал с такими людьми. «Как же так, - говорю заключенному, - ведь ты был старостой в храме, ни одной церковной службы не пропускал. А вот опять сюда попал...» А он отвечает: «Не послушал я батюшку, что на свободе надо строже себя блюсти, чем в тюрьме. Перестал в церковь ходить - и вот результат... Еще и пить не начали, как кто-то мне сказал резкое слово - не помню, кто мне вложил в руки нож...» В Евангелии есть такие слова: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; и, придя, находит его выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, - и бывает для человека того последнее хуже первого»(Лк. 11, 24-26). Вот почему так важно жить строгой церковной жизнью и после освобождения.

Какова религиозная «палитра» в колониях Самарской области?

94 процента осужденных - славяне, Православные. Эта страшная цифра говорит о том, как сильно развоцерковили наш русский народ... 4 процента осужденных - мусульмане. На двадцать тысяч осужденных всего девять иудеев...
Религиозно окормляются только Православные верующие. В каждой «зоне» есть небольшой костяк воцерковленных людей. Но на исповедь к батюшке приходит до ста и более человек.

Протестантские проповедники допускаются в тюрьмы?

Только в том случае, если есть заявка от осужденного с просьбой пригласить представителя той или иной религии. Но такие заявки относительно протестантов к нам не поступают. Сейчас в Самарской области в каждой колонии есть молитвенная комната. А в одной колонии, в Спиридоновке, действует Православный храм.

По официальным данным Министерства юстиции Российской Федерации в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы Минюста в настоящее время действуют более 340 и строятся 80 храмов. Согласно сведениям министерства на территории исправительных учреждений действует тысяча религиозных общин, а общее число верующих превышает 43 тысячи человек.
В основном в местах лишения свободы с заключенными работают представители традиционных для России конфессий, сообщил первый заместитель начальника управления по воспитательной работе с осужденными Главного управления исполнения наказаний Минюста РФ Виталий Полозюк. «Прежде всего, - Русская Православная Церковь и мусульманские организации», - сказал он. Вместе с тем В. Полозюк отметил, что «лишь 5-6 процентов заключенных регулярно посещают богослужения».
Говоря о сотрудничестве с религиозными организациями, представитель Министерства юстиции сказал, что при подписании с ними соглашения о сотрудничестве требуется в качестве обязательного условия отказ от прозелитизма, то есть обращения в свою веру тех заключенных, которые уже избрали другую. Представитель Министерства юстиции также сказал, что строительство храмов осуществляется на внебюджетные средства, за счет спонсоров и самих заключенных. «Как правило, заключенные собственными руками строят храмы на территории исправительных колоний», - сказал он.

В местах лишения свободы сегодня действуют примерно 500 православных храмов и около 1000 священников. В колонии № 6 Копейска, где недавно возникли волнения среди заключенных, тоже есть храм и православная община, которая не помогла предупредить бунт. В РПЦ считают, что говорить об эффективности работы священнослужителей преждевременно.

Проблемы армейских священников, о которых газета ВЗГЛЯД уже рассказывала, и сложности взаимоотношений различных конфессий с образовательными учреждениями не идут ни в какое сравнение с трудностями несения света веры в тюрьмы.

Даже РПЦ, обладающая значительным авторитетом, справиться с колониями и зонами не в состоянии: не хватает священников, а к тем, кто уже есть, явно не хватает доверия, сами же общины, как говорят священнослужители, по сути, бесправны.

Колокола от жителей Солнцево

Православный храм в ИК-6 Копейска был освящен летом 2012 года. «Костяк общины составляют около 40 человек. Но в колонии - 1500 человек, и община никак не влияет на настроение общей массы», - цитирует портал«Православие и мир» окормляющего этот тюремный храм священника Евгения Кулакова. «Этим осужденным и самим непросто живется. Люди, которые стараются в этой среде жить по-христиански, терпят свои скорби и искушения от тех, кто не признает их выбора. Но из нашей общины никогда ни у кого нарушений не было, в ШИЗО никто не попадал», - сообщил священнослужитель. «Надо сказать, что осужденные из числа тех, кто постоянно посещает храм, не участвовали в беспорядках», - добавил секретарь Челябинской епархии протоиерей Игорь Шестаков.

То есть представители РПЦ в Челябинской области фактически признали ограниченность своего влияния на заключенных.

В 90-е годы прошлого века об особой религиозности преступного мира говорилось и писалось много.

Например, о том, что вор в законе Вячеслав Иваньков еще в начале 90-х годов, до падения советской власти, находясь в Тулунской тюрьме (Иркутская область), сначала добился там исполнения православных обрядов местным священником, а затем и создания часовни.

Известный священник игумен Сергий (Рыбко) после смерти Иванькова заявил: «В наше время еще большой вопрос, кто больше бандит: господин Иваньков или господа в погонах». «Один мой хороший знакомый, священник, по ходу своей деятельности посещал изолятор, в котором сидел Иваньков. Он рассказывал, что тот очень живо интересовался церковной жизнью, православием. Порой в трудные времена помогал самому священнику и его детям материально. У этого священника было достаточно уважительное мнение о личности Вячеслава Иванькова. Он говорил о нем как о справедливом человеке», - сообщил игумен Сергий агентству«Русская линия» .

Некоторые предприниматели, чьи имена СМИ связывали с организованной преступностью, неоднократно награждались церковными орденами.

Однако в последние годы ситуация меняется. Рука дающего, видимо, оскудела. Например, в 2011 году журналисты, приглашенные на церемонию установки креста на храме в московском СИЗО «Бутырка», были поражены скромностью его убранства. Думали, что криминальные элементы, охотно татуирующие себе на спину купола, не пожалеют «общака» на свой храм, он будет сверкать золотом и изумлять фресками. Но на тот момент (весна 2011 года) даже иконы в нем были самые дешевые, изготовленные типографским способом и заламинированные.

«Полагаться на благотворительность в деле содержания тюремных храмов, находящихся на режимной территории УИС, вряд ли будет разумным действием с нашей стороны», - констатируется на официальном сайте Синодального отдела по тюремному служению РПЦ. А опубликованные на нем же данные свидетельствуют об относительно невысоком интересе заключенных к вере - лишь 73 117 осужденных входят в православные общины в местах лишения свободы. Общее число заключенных в стране, по данным ФСИН, 638 000 человек.

На постоянной основе

На ваш взгляд




Глава Синодального отдела по тюремному служению епископ Иринарх считает, что число верующих среди заключенных «можно было бы удвоить, если бы священники работали в местах лишения свободы на постоянной основе». Вопрос, как всегда, в финансировании. Однако не совсем ясно, как его решать. Есть опасения, что священник, получающий зарплату от лагерного начальства, лишится доверия своей паствы. Ведь его будут воспринимать как представителя администрации.

Впрочем, трудно сказать, насколько высок этот уровень доверия сегодня.

«Я не скажу, что они сыграли какую-то ключевую роль, но повлияли на стабилизацию обстановки в колонии», - так скромно оценил роль священников во время бунта в ИК-6 упомянутый уже представитель челябинской епархии в том же интервью порталу «Православие и мир». Что, в общем, неудивительно. Члены общественной наблюдательной комиссии (осуществляющей надзор за правами граждан в местах лишения свободы) утверждают, что неоднократно получали жалобы от осужденных на избиения с целью вымогательства денег у родственников.

Информацию о том, что такие жалобы поступали от правозащитников, подтвердилИТАР-ТАСС уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Священники же заявляют, что «не понимают причин бунта», рассказывают о «цветущем виде заключенных и спортплощадках» и повторяют версию тюремщиков «о незаконных требованиях ослабить режим и происках преступных авторитетов». Омбудсмен же говорит, что аналогичные жалобы сотрудники его аппарата получили, проверяя еще несколько колоний в Челябинской области.

Можно, конечно, предположить, что челябинские священники ничего не знают ни о пытках, ни о поборах. Но можно предположить и то, что сами они находятся в довольно сложном положении. Их правовой статус не определен. Допуск их на территорию исправительных учреждений зависит исключительно от доброй воли начальников колоний.

И тут важно иметь в виду, что священнослужители все-таки главную свою задачу видят в проведении богослужений, религиозных обрядов и церемоний, а не в правозащитной деятельности.

«Православные общины в местах лишения свободы бесправны», - заявил газете ВЗГЛЯД председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества (ОВЦО) Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. «Нужно иметь возможность влияния, чтобы не отмахивались от опасного внешнего взгляда», - отметил он.

По его мнению, «микроклимат в закрытых учреждениях - как в местах лишениях свободы, так и в армии - сохраняется с советских времен».

«В местах лишения свободы сопротивляются свободному доступу священников», - утверждает глава ОВЦО. Он сообщил, что сейчас готовятся поправки в Уголовно-исполнительный кодекс, которые должны усилить гарантии свободного доступа священнослужителей в исправительные учреждения. «Нужна политическая воля, установка на открытость этих учреждений и для религиозных организаций, и для общественников», - заявил протоиерей Всеволод Чаплин. «Что же касается эффективности работы священнослужителей, то требуется время, чтобы ее оценить. Слишком многое было разрушено, говорить об эффективности можно будет лет через 20», - заключил он.

Мало рецидивов

Бунты в колониях случаются не только из-за избиений и вымогательства денег. «Был случай, когда заключенным-мусульманам не позволяли молиться, они вскрыли себе животы», - сообщил газете ВЗГЛЯД заместитель председателя Духовного управления мусульман Европейской части России Дамир-хазрат Мухетдинов.

Но он уверяет, что чаще все-таки руководители исправительных учреждений заботятся о религиозных нуждах верующих. «Приглашают имамов, предоставляют возможность устроить Курбан-байрам, даже баранов закупают, чтобы угостить верующих заключенных», - рассказывает Дамир-хазрат. У мусульманских священнослужителей есть свои, специфические проблемы. В частности, находящиеся в местах лишения свободы последователи радикальных течений. «Они отказываются принимать наших имамов, но администрация таких отправляет в другие колонии, тасует так, чтобы не складывались «джамааты» радикалов», - говорит заместитель руководителя ДУМ.

«В каждом регионе сегодня есть колонии, где устроены мечети или молельные комнаты. Например, в Нижегородской колонии № 9 в мечеть вкладывали средства и Духовное управление мусульман, и родственники осужденных, ну а свет, воду, газ оплачивает колония - мечеть на ее территории», - сообщил он. По его словам, интерес к вере среди заключенных серьезный. «Просят и присылать комментарии к Корану, и стремятся изучать арабский язык», - отмечает священнослужитель.

«Что касается эффекта проповеди в тюрьмах, то цифр я не приведу, но вот в моей практике был случай, ко мне в Нижегородской мечети подошел человек, который вышел из зоны и сказал, что решил начать новую жизнь. Я ехал в Москву и подвозил его на своей машине до Владимира, где он живет, в дороге беседовали, оказалось, он сидел большой срок, а мы ему посылали наши журналы, литературу, и вот результат, изменился человек», - заметил Дамир-хазрат Мухетдинов.

Об интересе к вере говорит и раввин Арон Гуревич, возглавляющий в Федерации еврейских общин России департамент по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. «Просят присылать книги, есть огромный спрос на учебники иврита, причем учат его не потому, что потом собираются уехать в Израиль, а чтобы в древних текстах самостоятельно разбираться», - сообщил он газете ВЗГЛЯД.

«Думаю, этих людей можно назвать верующими, они не скрывают своей национальности, с уважением относятся к духовному наследию», - считает Гуревич. В целом отношения с представителями ФСИН у еврейской общины нормальные. «Хотя дважды за последние годы мы получали жалобы от осужденных на антисемитизм среди сотрудников исправительных учреждений, но как член общественного совета я обращался к руководству ФСИН, и проблема решалась», - сообщил раввин. По его словам, в местах лишения свободы есть девять синагог и молельных комнат.

«Большинство наших единоверцев сидят за экономические преступления, в основном по статье 159 «Мошенничество». Среди них и предприниматели, которым это инкриминируется, но есть и настоящие мошенники, те, кто именно похищал имущество «путем вхождения в доверие», - рассказал Гуревич. «Воров в законе среди евреев давно уже, с начала 2000-х годов, нет, а вот «смотрящих» в зонах несколько человек осталось», - добавил он. Раввин гордится низким уровнем рецидива среди единоверцев - всего 20-25%.