Как называется самый высокий собор в мюнхене. Фрауэнкирхе — кафедральный собор Мюнхена. Церкви Мюнхена – духовное наследие Баварии

Из-за богатства своей архитектуры в литературе получил название «Флоренция на Эльбе». Памятники зодчества в стиле барокко сделали город известным на весь мир.

Третья в списке достопримечательностей

Дворцово-парковый комплекс Цвингер, дворец Марколини и Японский дворец, церковь Кройцхирхе - это далеко не все легендарные Фрауэнкирхе (церковь Святой Марии) - ярчайшая из них.

Она занимает третье место в перечне главных уникальных объектов Дрездена и всей Германии. Главная и самая большая лютеранская церковь города имеет необычайную и загадочную историю, уходящую корнями в XI век, к тем временам, когда на территории Дрездена проживал славянский народ собры (или лужичане - западнославянский народ, лужицкие сербы).

История возникновения

На месте церкви Фрауэнкирхе (Дрезден) еще задолго до основания самого города существовала одноименная небольшая кирха. Спустя столетие, примерно в 1142 году, здесь располагалось культовое сооружение, выполненное в романском стиле (в XV веке была надстроена башенка). К 1722 году оно обветшало настолько, что совсем не подлежало реконструкции, из-за чего было принято решение о его сносе. Великолепный собор, воздвигнутый на освободившемся месте в 1726-1742 годах и рассчитанный на 3500 мест, является как раз одним из тех архитектурных памятников в стиле барокко, которыми славен Дрезден.

Фрауэнкирхе - Она была воздвигнута по приказу Августа Сильного (1670-1733), короля Польши и саксонского курфюрста (имперский князь). Изначально она задумывалась как объект, который обязан был затмить католические соборы, хотя сам Август I был католиком.

Главная лютеранская церковь

Огромный, но изящный храм после своего открытия стал символом Реформации (борьба в Западной Европе в XVI веке против католицизма и папской власти). Фрауэнкирхе (Дрезден) была изначально передана городской лютеранской общине города. В скобках Дрезден указан потому, что одноименная церковь есть и в Мюнхене. Можно добавить, что именно в этом соборе был похоронен знаменитый немецкий композитор Генрих Шютц (1585-1672). После сноса первоначальной церкви могила его была утеряна, но в восстановленном соборе существует упоминание о захоронении.

Яркая отличительная черта

Высота церкви Св. Марии - 95 метров. Она видна из каждого уголка города, особенно хороша она со стороны Carolbrucke (мост Каролы). С этого ракурса церковь особенно потрясает воображение своим величием.

Знаменитому Георгу Беру (1666-1738) удалось создать настоящий шедевр барочного искусства, которым гордится Дрезден. Фрауэнкирхе (церковь) выделяется из всех строений города своим уникальным огромным 12-тонным куполом (среди построенных целиком из камня он - самый большой в мире), который не имеет дополнительных опор внутри здания.

Инженерные решения, опередившие время

Конструкция купола удивительного дрезденского здания, которое в те времена являлось строительным чудом, была невероятно прочной. Согласно историческим свидетельствам, во время Семилетней войны артиллерия прусского короля Фридриха II выпустила конкретно по куполу около 100 снарядов, которые из-за прочности конструкции не причинили куполу ни малейшего вреда. Разрушить его смогла только американская авиация, уничтожившая 13 февраля 1945 года почти весь Дрезден. Фрауэнкирхе тоже превратилась в руины.

Вообще на площади Ноймаркт, кроме каким-то чудесным образом уцелевшего памятника не осталось ни одного здания.

Движение за восстановление

Температура которого достигала 1400 градусов, уничтожил все. Но оплавленные части органа защитили собой изумительный алтарь церкви, он укрылся в своеобразном коконе. Только поэтому сохранились детали алтаря, их и использовали при его восстановлении. С 1989 года началось движение неравнодушной общественности под названием «Акция-Фрауэнкирхе», которое возглавил Людвиг Гюттлер, известный во всем мире трубач и дирижер. Восстанавливать церковь собирались на пожертвования, они и поступили в размере 100 млн долларов из 26 стран. Но вплотную к реставрации этого собора приступили только после объединения Германии, конкретно в 1996 году.

Единственный сохранившийся

Восстановление методом археологической реконструкции продолжалось до 2005 года. Сегодня этот объект никак нельзя назвать новостроем, хотя бы потому, что при его восстановлении удалось использовать 43% строительного материала старого здания, возводилось оно по оригинальным, историческим чертежам. Небольшую деревянную колоколенку установили рядом со стройплощадкой с момента начала работ. В ней подвесили единственный сохранившийся колокол (из бывших четырех), изготовленный в 1732 году. Вообще история колоколов этой церкви заслуживает отдельной статьи.

Красив снаружи и внутри

Собор снаружи облицован плитами из песчаника теплых тонов. В них вмонтированы аналогичные детали сгоревшего здания. Древние плиты более темные и придают зданию уникальный вид, а также служат напоминанием о трагической судьбе собора.

Церковь Фрауэнкирхе в Дрездене славится не только внешней величественностью, но и богатым внутренним убранством. Светло-желтый цвет стен создает торжественную атмосферу, полную воздуха и умиротворения. Высота внутренней части купола равна 26 метрам. Делится он на восемь секторов, украшенных росписью и золотом. В четырех из них изображены евангелисты, в оставшихся запечатлены аллегории христианских добродетелей - Вера, Надежда, Любовь и Милосердие. Великолепен восстановленный в первоначальной красоте алтарь, над которым находится орган. В центре алтаря расположена скульптурная картина, изображающая моления Христа в ночь на Страстную пятницу на Масличной горе. Вся реконструкция обошлась стране в 180 млн евро.

Церковь в наши дни

Церковь Фрауэнкирхе (Frauenkirche) - ныне действующий евангелическо-лютеранский собор. Привлекательна церковь и тем, что здесь регулярно звучат прекрасные органно-колокольные концерты. В год в церкви Св. Марии дают около 130 концертов.

После восстановления на куполе оборудована прекрасная смотровая площадка, дающая возможность с высоты купола посмотреть на Дрезден. Фрауэнкирхе как собор и как место панорамного обзора очень популярна у жителей и гостей города.

В будни собор и его смотровая площадка открыты для посетителей с 10 до 18 часов, в субботу - с 12-00. Подъем стоит 8 евро, для пенсионеров и студентов действуют скидки.

Кафедральный собор Ульма является одним из самых известных памятников германской архитектуры. Здание видно из любой точки города, так как его островерхий шпиль тянется на высоту 162 метров. История возведения здания довольно велика, она берет начало еще в XIV веке и продолжается до XIX столетия. Собор с самого начала строился пятинефным, что и стало причиной столь долгого срока завершения работ. Его высокий шпиль вначале был 100-метровым, но к концу XIX столетия его достроили еще на 62 метра.

Украшения Кафедрального собора Ульма гениальны: уникальные витражи, знаменитые хоры, вырезанные из замоченного в Дунае дуба, который приобрел небывалую крепость и стойкость за полтора века. Помимо этих украшений, необходимо отметить скульптуру Гана Мальчера Христос-страдалец, которая украшает парадный портал собора. Главным атрибутом здания является воробей, расположенный на крыше здания. Этот маленький птенец несет в себе великий смысл и интересную легенду, которую все желающие могут узнать у любого местного жителя города Ульм.

Собор ордена театинцев

Собор ордена театинцев - Театинеркирхе (Theatinerkirche). 1663-1767. Архитекторы Э.Цукалли, Ф.Кювилье. Ощутимо влияние итальянского зодчества, особенно в барочных башнях. Очень изысканное и гармоничное строение.

Собор Святой Богородицы

Собор Святой Богородицы, известный также, как Фрауэнкирхе - символ Мюнхена и самый высокий собор в городе. Построенный в XV веке, храм также является значимым памятником архитектуры готики.

Главная часть сооружения была завершена в 1488 году, а купола, в связи с недостачей средств были завершены в 1524 году. На момент завершения собор вмещал 20 000 посетителей, несмотря на то, что население города составляло всего 13 000 жителей. Фасад отличается небогатым декором, что несвойственно готическому стилю, однако выглядит торжественно. Интерьер собора не менее необычен - вместо хмурых стен и темноты, как обычно бывает в готических храмах, внутреннее убранство отличается обилием светлых тонов и цветных витражей, что создает внутри храма теплую атмосферу. Также в соборе можно увидеть 22 величественные колонны, поддерживающие потолок, обилие барельефов и несколько гробниц.

Кафедральный собор Пресвятой Девы Марии, также называемый Фрауэнкирхе (Frauenkirche), является одним из символов Мюнхена, а также самым высоким храмом города (99 метров). На собрании городских властей в 2004 году было принято решение запретить строительство зданий выше него.

Собор располагается неподалеку от площади Мариенплатц. История постройки имеет непосредственное отношение к монархической династии Виттельсбахов. Собор, помимо прямого назначения, должен был использоваться правителями Баварии как фамильный склеп.

Интерьер собора удивляет тем, что он выполнен в светлых тонах: обычно в средневековых готических храмах царит более мрачная атмосфера. Сквозь цветные витражи с изображениями святых льется дневной свет. 22 колонны держат свод здания. Когда стоишь у входа, окон из-за за колон почти не видно и кажется, будто свет струится из ниоткуда. Все это создает неожиданное ощущение простора и легкости. Внутри внимание привлекает надгробный памятник императору Священной Римской империи Людвигу IV Баварскому. Он украшен символикой династии и скульптурами коленопреклоненных рыцарей. Также стоит обратить внимание на украшенную барочной лепниной арку Бенно в центральном нефе у хоров. Имя этого святого также носит фонтан напротив входного портала. В том же стиле оформлен главный алтарь, расписанный изображением вознесения Девы Марии.

В одной из плиток каменного пола прямо у входа в собор имеется отпечаток ступни. С ним связано несколько легенд. Считается, что след оставил сам дьявол, пробравшийся в церковь в день окончания строительства. Не увидев окон, он расхохотался и ударил ногой. По другому преданию, архитектор заключил с нечистым договор о том, что тот поможет ему строить здание в обмен на душу первого прихожанина. В день завершения отказался выполнять условие, указав на отсутствие окон. Дьявол топнул от злости.

На обзорную площадку Южной башни можно подняться на лифте, однако до лифта придется пройти по лестнице. Проход на башню осуществляется с 1 апреля по 31 октября. В католические праздники в соборе проводятся богослужения.

Фотографии Фрауэнкирхе




Время работы: с субботы по среду с 7.00 до 19.00, в четверг с 7.00 до 20.30, в пятницу - с 7.00 до 18.00. Стоимость билетов: вход в собор бесплатный. Подъем на башню стоит 3 евро для взрослых, для детей – 1,5 евро. Как добраться: рядом находится станция метро Marienplatz. Адрес: Frauenplatz 12, 80331 München, Германия Сайт.

Фрауэнкирхе в Мюнхене (Германия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Главный храм Мюнхена и непременная доминанта его архитектурного облика, Собор Пресвятой Девы Марии, называемый чаще Фрауэнкирхе, - великолепный образец готической архитектуры и один из самых почитаемых соборов Германии. Его две колокольни, увенчанные крытыми темно-зеленой жестью куполами, возносятся над городом на небывалую высоту - 99 м, а протяженный неф с двускатной черепичной крышей весьма напоминает Ноев ковчег. Внутри - лес белоснежных колонн, сходящихся в нервюрные арки, обилие памятных плит (в том числе от двух последних Пап), изумительные витражи и красивые барельефы. Любители мистических историй приходят во Фрауэнкирхе для того, чтобы собственными глазами увидеть отпечаток ноги дьявола - строительство собора окутано самыми невероятными легендами.

«След дьявола» - темный отпечаток мужского ботинка в мраморной плите собора Фрауэнкирхе.

Немного истории

Собор Фрауэнкирхе был заложен в 1468 г. по приказу герцога Сигизмунда, работами руководил архитектор Йорг фон Хальсбах. По соображениям экономии и ввиду недостаточных запасов местного камня храм строился из кирпича. Когда в 1479 г. средства все же иссякли, строительство продолжилось по личной индульгенции папы Сикста IV. Колокольни собора были закончены в 1488 г., однако простояли без кровли вплоть до 1525 г., причиной чему явились все те же финансовые трудности. В результате башни перекрыли столь узнаваемыми сегодня зелеными стальными куполами в стиле Ренессанса, взяв за основу форму Купола Скалы в Иерусалиме. В 1494 г. собор был освящен и сегодня, как и 5 столетий назад, принимает многочисленных прихожан. Кстати, его вместимость - 20 тыс. человек, в то время как население Мюнхена в 16 веке равнялось 13 тыс. В годы Второй мировой храм серьезно пострадал и полностью восстановил архитектурные потери лишь в 1994 г.

Что посмотреть

Башни Фрауэнкирхе видны практически из любой точки Мюнхена, отчасти благодаря тому, что в городе законодательно запрещено строить здания выше. Оценить монументальный облик собора удобнее всего издалека, так как вблизи он порядочно зажат исторической застройкой. В конструкции храма примечательно буквально все: 109-метровый неф, перекрытый ярко-красной двускатной крышей, монументальные колокольни и выигрышный контраст их зеленых куполов, а также в целом слишком округлый, «мягкий» для готики внешний вид.

Внутри посетителя встречает настоящий лес белоснежных колонн, переходящих вверху в перекрестья декоративных арок. Несмотря на фактическое обилие окон, многие из которых украшены замечательными витражами, их почти не видно за колоннами. Легенда гласит, что архитектор собора заключил сделку с дьяволом, чтобы тот не мешал его строительству. Взамен архитектор пообещал построить храм без окон. В подтверждение этого необычного соглашения любой желающий может удостовериться в «следе дьявола» - темном отпечатке мужского ботинка на пороге собора. Непременно стоить увидеть и мраморный кенотаф императора Луи IV, интересный своими искусными скульптурами.

На башнях собора располагается ансамбль из 10 колоколов, отлитых в период с 14 века по наши дни. Самый тяжелый колокол - Сюзанна - датируется 1490 г. и признается одним из крупнейших в Баварии.

Практическая информация

Адрес: Мюнхен, Frauenplatz, 1.

Время работы: с субботы по среду с 7:00 до 19:00, в четверг - до 20:30, в пятницу - до 18:00. Имеет смысл послушать утреннюю мессу в 9:00, чтобы насладиться особенной атмосферой храма.

Вход бесплатный, приветствуются пожертвования.

Адрес: Германия, Мюнхен
Начало строительства: 1468 год
Окончание строительства: 1525 год
Архитектор: Йорг фон Хальсбах
Высота: 100 м
Координаты: 48°08"18.9"N 11°34"24.5"E

Содержание:

Краткое описание

Совсем недалеко от мюнхенской площади Мариенплац расположен главный кафедральный собор столицы Баварии – Фрауэнкирхе. Официальное название самого высокого собора в Мюнхене – собор Пресвятой Девы Марии.

Удивительно, но в 2004-м году на собрании городскими властями был принят довольно спорный законопроект, согласно которому в ультрасовременном городе, славящемся на весь своими научно исследовательскими институтами и музеями, запрещено возводить здания, которые были бы выше Фрауэнкирхе.

Собор с высоты птичьего полёта

Высота собора, построенного в готическом стиле, составляет «всего» 99 метров. Естественно, эту цифру нельзя назвать маленькой, но она ограничивает строительство в городе огромных небоскребов и офисных зданий. С чем же связано такое отношение властей к Фрауэнкирхе, что в этом кафедральном соборе такого необычного? Не секрет, что многие туристические агентства называют Фрауэнкирхе символом Мюнхена и рекомендуют всем гостям города в обязательном порядке посетить эту достопримечательность. Естественно, заинтересовать историков, ценителей памятников архитектуры и культуры Фрауэнкирхе, безусловно, может. Его длинная история и тесная связь с легендарной династией Витттельсбахов, некогда правящей Баварией на протяжении 700 лет, конечно же, заслуживает внимания.

Многие гиды, живущие в Мюнхене, рассказывая своим экскурсионным группам о Фрауэнкирхе, довольно часто отзываются о соборе с некоторой долей скептицизма. Дело все в том, что величественный собор, который является самым высоким зданием в Мюнхене, не вызывает восторга у коренных жителей города. «Виноват» в таком положении вещей род Виттельсбахов, которых, к слову, очень уважают в Баварии, а последний потомок из этой династии до сих пор живет за счет государства в роскошном дворце Нимфенбург .

Вид на собор с Новой ратуши

Именно родоначальники этой династии сделали из Фрауэнкирхе собор для сильных мира сего, а по большому счету, превратили его в своеобразный фамильный склеп. Правда, это уже история, на которой немного следует остановиться чуть ниже.

Собор Фрауэнкирхе - история

Как уже говорилось выше, династия Виттельсбахов, желала создать собор, в котором бы они могли обращаться к Богу, и где находили бы вечное упокоение. Первый камень в строительство собора, который было решено возводить в готическом стиле, был заложен в 1468-м году. Проект здания разрабатывал известный в те времена архитектор Йорг фон Хальспах, которому и принадлежат слова о том, что здание в столице Баварии «построено в стиле бескомпромиссной готики, где нет ничего лишнего».

Собор Фрауэнкирхе был построен из кирпича уже к 1494-му году . Во время торжественной церемонии открытия произошло и освящение храма. Справедливости ради, стоит отметить, что в 1494-м году собор не был до конца закончен: главные его архитектурные детали – купола на башнях, были достроены в 1525-м году. Собор Фрауэнкирхе еще с середины 16-го века можно было называть светским собором, простые мюнхенцы редко заглядывали в него. Как известно, церковь не должна подчиняться политикам и правительству страны, а Фрауэнкирхе стал своеобразным символом, известным в Баварии под названием: «союз трона и алтаря».

Вид на башни собора

После первого освящения в соборе могли разместиться более 20 тысяч человек. Когда были возведены башни, вместимость собора Фрауэнкирхе снизилась до 12 тысячи человек. Уже после Второй Мировой войны в храме может слушать проповеди не более 4 тысяч человек. Все места, как во многих католически храмах, сидячие. Стоит отметить, что во время наступления союзных войск на Мюнхен, собор Фрауэнкирхе был поврежден. Значительным назвать нанесенный урон, все же, нельзя. Все предметы внутреннего убранства, гробницы и ценные реликвии не пострадали. Реставрация собора Фрауэнкирхе после Второй Мировой войны прошла в рекордно короткие сроки. А как же может быть иначе в случае с храмом, который называют «союзом трона и алтаря»? Таким он остался и по наши дни.

Собор Фрауэнкирхе - архитектура

Не один современный архитектор не сможет сказать, что фасады собора не вызывают восхищения готическим стилем. Величественность, строгие линии и, даже можно сказать, какая-то леденящая душу красота, просматривается в каждой детали здания. Несмотря на фасад здания, внутренний интерьер храма разочаровывает многочисленных туристов. «Этот храм какой-то убогий», «Здесь не уютно и холодно», «Наверное, мы оказались не в католическом храме», - такие слова довольно часто произносят многие гости Мюнхена, которые впервые переступили порог символа столицы Баварии, собора Фрауэнкирхе.

Фасад собора

Как уже говорилось выше, даже коренные жители города не жалуют своим вниманием эту главную достопримечательность. Аскетичность внутреннего убранства, надменное отношение к верующим священнослужителей, не может привлекать паству в стены собора. Во время воскресных богослужений на скамьях, рассчитанных на 4 тысячи человек, с трудом удастся сосчитать 80 прихожан. Во время вечерних богослужений Фрауэнкирхе практически пуст: лишь 10-15 престарелых женщин слушают возносящиеся к богу молитвы. Они приходят сюда лишь потому, что живут в находящемся неподалеку от собора приюте.

Несмотря на все вышеперечисленное, именно из этого собора ведутся многочисленные трансляции богослужений, посвященных самым значимым католическим праздникам. Церемониария собора Фрауэнкирхе можно назвать бухгалтером, режиссером, сценаристом и постановщиком. Кроме этого, он надменно утверждает, что именно собор Фрауэнкирхе должен быть примером для подражания всех католических храмов . «Внутреннее убранство храма – это не цирковая площадка, где все должно быть разукрашено яркими красками. Месса, не клоунада, ее нельзя сокращать, во время нее нужно сидеть и слушать в полной тишине», - сказал, как-то в своем интервью церемониарий Антон Хеклер. Именно он стал первым служителем католической церкви, который со скрупулезностью подсчитывал на персональном компьютере сумму, необходимую для причащения прихожан. К слову, официально зарегистрированный приход Фрауэнкирхе насчитывает менее 400 человек.

Главный вход в собор

Тесная связь собора Фрауэнкирхе с властью, которая длится уже более 400 лет, отталкивает молодежь. Из всего прихода насчитывается менее 30 прихожан, не достигших возраста 18-ти лет. Иначе и быть не может в соборе, где перед главным престолом находится огромное надгробие короля Людвига Баварского, которое полностью закрывает главное место в храме. Кроме этого над надгробием был установлен флаг Баварии: стяг практически полностью скрывает от паствы престол. В свое время Максимилиан I решил в соборе Фрауэнкирхе возвести странного вида памятник, на котором были изображены черепа и готовые к битве рыцари. Этот монумент должен был символизировать собой усыпальницу Виттельсбахов. Максимилиан I был одним из тех политиков, который понимал, насколько выгодно объединить власть и церковь. Он даже не скрывал своих взглядов, и над устрашающим темным памятником возвел триумфальную арку. Эта арка в храме Фрауэнкирхе должна была показать верующим тесную и неразрывную связь между земной и небесной властью.

Прочитав все вышеизложенное, у многих людей, которых приведут в Мюнхен, может сложиться мнение, что собор Фрауэнкирхе не заслуживает внимания. Однако это совсем не так. После прогулки по Мариенплац и посещения ее многочисленных достопримечательностей и бутиков, следует обязательно зайти во Фрауэнкирхе.

Вид на южную башню собора с Либфрауэнштрассе

Во-первых, такого резкого контраста не встретишь более нигде в мире, а во-вторых, будет непростительной ошибкой не запечатлеть на фото внешний фасад собора, построенного в стиле «бескомпромиссной готики». Особый интерес вызовет у ценителей музыки и хорового пения акустика этого уникального, в своем роде, архитектурного сооружения. Увы, там не получиться послушать музыку Баха, слишком быстрый темп его произведений, огромное пространство помещения сливает в единый гул. В одном из интервью регента Фрауэнкирхе, опубликованном в мюнхенской газете, говорится о том, что «Бах в соборе сильно бьет по ушам». Оценить всю прелесть хорового пения или музыки можно только по мессе Вольфганга Моцарта или вознесенным к богу хоралам, относящимся еще к грегорианской эпохе.