Методическая разработка интеллектуальной игры для учащихся старших классов "Знаешь ли ты Конституцию РФ?". Правовая игра "конституция - основной закон страны" Игра посвященная дню конституции

Правовая игра "Конституция - основной закон государства"

Эпиграф: Россия без каждого из нас обойтись может,

Но никто из нас без нее не может обойтись.
И.С.Тургенев

Закон есть высшее проявление человеческой мудрости,

использующее опыт людей на благо общества. С. Джонсон

Цель: формирование представления о важности соблюдения законов государства;

Задачи: развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Подготовка:

Подготовить и провести олимпиаду по Конституции РФ;

Раздать классам вопросы и задания для подготовки к игре (за неделю до игры)

Оформить помещение: столы для команд и жюри, статьи документов на отдельных листах, гонг, мультимедийный аппарат для презентации.

Ход мероприятия:

1) Представление команд и жюри. 4 группы.

2) Вступительное слово учителя.

В этом году наша страна отмечает 20-тилетие принятия Конституции. Конституция - это основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных слоев общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.

Главные вопросы содержания конституции– это вопросы о власти, формах собственности, положении личности, устройстве государства. Конституционные нормы являются основополагающими для деятельности государственных органов, политических партий и иных общественных объединений, должностных лиц, граждан данной страны и пребывающих на ее территории иностранцев. Сегодня мыв игровой форме повторим некоторые положения Конституции РФ.

3) Конкурсы:

1. Блиц - вопросы по Конституции РФ

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение, голосование)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

Кто занимает пост Председателя Правительства? (Д.А. Медведев)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил Р. Ф. ?(Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

Какие условия необходимы для того, чтобы Вас выбрали президентом России? (гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет)

2. Конкурс: "Управление Российской Федерацией"

Команды получают задание составить схему управления РФ из готовых составляющих таблицы. (Совет Федерации, Президент, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Правительство РФ, Верховный Суд, Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд)

3. Конкурс: "В жизни всё случается"

Команды получают задания с ситуациями, после прочтения и обсуждения которых, отвечают на поставленный вопрос.

1-я ситуация: Жители одного маленького городка были потрясены известием о жестоком преступлении: кто-то убил маленькую девочку. Подозрение пало на одного из жителей. Дальше случилось следующее: разъярённая толпа заживо сожгла "выявленного" ею "преступника" на площади городка. (ст. 45, 46-право каждого на судебную защиту) Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Статья 46

1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

2-я ситуация: Администрация отказывается принимать в 10 класс ученика, ссылаясь на его низкую успеваемость и плохое поведение. Вправе ли она это сделать (ст. 43 Конституции) Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

3-я ситуация: Пожилой гражданин хочет прописать в свою квартиру внучку, а чиновники, отсылая его из одного кабинета в другой, отказывают. Статья 35

1. Право частной собственности охраняется законом.

2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.

3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

4. Право наследования гарантируется.

4-ситуация: Молодой человек снял на камеру праздник и выложил в социальной сети. Не все снимки были удачными. Статья 23

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения.

Статья 24

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

4 конкурс. «Анаграммы»

Задание: участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Команда №1.

Команда №2.

Команда №3.

Команда №4.

к о р ё н б е

м я с ь е

а р а н с т

к у н т е м о д

к о н з а

и п о к а л и т

з и н ь ж и

д и л и е т о р

С Т У К О П О П

В Е Н К Я И Ц О Н

Я Д П О Р О К

В О Р А П

Ю З О С

С О Д Р О П К Т О

Л О К А Ш

С Т О Н С И Т О В О Д

Д Е М И Н А Ц И

Д О Р А С Т Ь

Д Ы Х О Т

Р О З А В И Н А Б Е О

Д У Г О С

Л О В Ч Е К Е

В О С О Л

Г Р И Н Н А Д А Ж

Ц Е Т О

Ж Б А Р У Д

Ф О Р Н И Ц И М А Я

К О Л Ь Ш И К Н

Ш Ы Л А М

Ц И К Л А Р А Д Е Я

Е Б Р А Н И С О

Б О С Т В О Щ Е

П Р А П У Г

К Е У Н О П

Н Е М Е Н И

Б О З А Т А

5. Конкурс: "Право от А до Я""

Определите, какие статьи Конституции были нарушены в перечисленных ситуациях, и куда нужно обратиться, чтобы защитить права:

Хулиганы отобрали мобильный телефон у ребёнка;

Учитель на уроке оскорбил ученика;

Неизвестные угнали автомобиль;

Сотрудник милиции отказался взять и зарегистрировать заявление о совершенном преступлении;

В поликлинике отказались оказывать больному помощь, ссылаясь на отсутствие медицинского полюса;

Вас покусала собака соседа;

Руководитель предприятия уволил сотрудника без объяснения причин;

Гражданин был невинно осужден;

Находящееся рядом с вашим домом предприятие загрязняет окружающую среду.

6. Конкурс "Конституционные термины".

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Команде даётся 5 подсказок, ответ с1-й - 5 баллов, со 2-й- 4 балла и т. д. Итак:

1 термин: (конституция)

Русские солдаты считали, что так зовут жену Константина, когда шли на Сенатскую площадь

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 термин: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 термин (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 термин (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

Идёт на содержание госструктур, армию, образование;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

7. Конкурс капитанов «Один за всех»

Распределите права, записанные в Конституции РФ по группам.

Ответы: 1 ИК 2 ЖЗ 3 ДЕ 4 АБ 5 ВГ

8. Игра «Да! Нет!»

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?– Да!

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность? – Да!

– Можно ли человека обращать в рабство?– Нет!

– Можно ли относиться к человеку жестоко?– Нет!

– Защищён ли человек законом?– Да!

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?– Да!

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?– Нет!

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?– Да!

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?– Да!

– Может ли человек владеть имуществом?– Да!

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?– Да!

– Можно ли запретить свободный выбор труда?– Нет!

– Защищает ли закон материнство и младенчество?– Да

9. Конкурс «Отгадай сказку».

1. В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

2. В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого летательные аппараты, воспетые певцом и композитором Евгением Мартыновым? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

3. В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

4. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

5. В какой сказке главная героиня,воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

6. Каким правом воспользовалась Настенька из сказки «Аленький цветочек», отправляясь во дворец к чудовищу? Ответ: «Право на свободу передвижения».

7. Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

8. Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

9. Какое право нарушил Буратино, схватив Шушеру за хвост? Ответ: право на личную неприкосновенность.

10. Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

11. Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

12. Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

13. В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижение, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

14. Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

15. Этот герой многих русских сказок постоянно нарушал права других персонажей: покушался на их жизнь, содержал в рабстве, подвергал жестокому обращению, посягал на неприкосновенность жилища, вмешивался в личную жизнь. Кто это? (Кощей Бессмертный)

16. Ему очень не везло в жизни: сначала он был собственностью одного человека, затем стал сыном другого. Разбойники не раз нарушали личную неприкосновенность этого героя, право на жизнь и свободу, попытались завладеть его имуществом. О каком герое идёт речь? (Буратино)

10. Подведение итогов игры.

Сегодня мы провели правовую игру, ситуации из которой возможно встретят вас в жизни. Каждый человек должен знать свои права и права других, чтобы жить в этом мире в согласии. Главная цель нашего общества - создание правового государства. Путь этот не прост и не лёгок. Мы с вами стоим вначале его. И от того, как знаем и соблюдаем Основной Закон государства, зависит будущее.

11. Рефлексия.

Пока жюри подводит итоги правовой игры, прошу вас дать свою оценку сегодняшнему мероприятию. Поднимите руки те, кто приобрел новые правовые знания на сегодняшнем уроке. А теперь те, кто вспомнил то, что уже знал из курса 6 и 7 классов. А теперь те, кому понравилась изучение правовых норм в форме игры.

Этапная игра «Наш дом - РОССИЯ»

ПОЛОЖЕНИЕ

Участники игры: команды 6-7 классов (в команде - до 5 человек).

Организаторы игры: учителя истории и обществознания школы №83 Центрального района города Волгограда.

Место проведения: МОУ СОШ № 83, ул. Ленина, 21

Игровой сюжет (интрига):

Команда отправляется по маршруту, чтобы стать коллективом и обрести свой общий дом. Им предстоит пройти по нескольким игровым станциям, где ведущие предлагают задания, в ходе выполнения которых восьмиклассники демонстрируют знание текста Конституции РФ, политических партий и лидеров страны, умение ориентироваться в нестандартной ситуации, творческие способности.

По итогам игры команда выстраивает свой символический дом из кирпичиков, которые получает на игровых станциях за правильно и оперативно выполненные задания, найденные решения.(см. Приложение)

ЭТАПЫ ИГРЫ

  1. Установка на игру (знакомство с правилами игры, представление команд, получение маршрутных листов и фундамента будущего дома).
  2. Работа на маршруте: прохождение игровых станций. Через 30 минут работа игровых станций прекращается, все участники собираются в зале. (кабинеты 1 этажа и актовый зал).
  3. Построение дома из заработанных кирпичиков.
  4. Подведение итогов игры (работа с маршрутными листами; мнения, предложения по организации и содержанию игры). Организаторы подсчитывают количество заработанных (и потерянных) кирпичиков, выявляют команду-победителя и определяют номинации.
  5. Награждение участников и победителей. По итогам игры команда-победитель получает диплом победителя, а остальные участники - благодарственные письма и домики, «построенные» в ходе игры
  6. Исполнение гимна РФ.

ПРАВИЛА ИГРЫ

  1. Каждая команда идёт по маршруту и самостоятельно выбирает направление маршрута и идёт на свободные игровые станции,
  2. Прохождение всех игровых станций на маршруте не обязательно.
  3. На игровых станциях работают ведущие. Им дано право задавать ситуацию и оценивать выполнение команд. За правильное и оперативное решение команда получает символические кирпичики.
  4. С ведущими никто не имеет право спорить!
  5. На прохождение маршрута вам даётся 30 минут. После звонка команды завершают работу на станции и возвращаются в кабинет №70.
  6. Команды сдают маршрутный лист и строят свой ДОМ.
  7. Ведущие подводят итоги.
  8. Главное - берегите время, и на станциях и на «строительстве» дома.

Приложение

  1. Станция «Широка страна моя родная» - аукцион

Пока течёт время в песочных часах назовите как можно больше субъектов Российской Федерации (называть субъекты, можно так, как они названы в тексте 1993 года, а также новые их названия)

Кабинет 5

Название станции,

Текст Конституции или список субъектов, песочные часы

Кирпичики выдаются , не сразу а только после того, как все команды пройдут этот этап.

В маршрутных листах указывается количество названных субъектов Федерации . Кирпичики выдаются после определения рейтинга (от 6 до 1)

  1. Станция: «Один за всех»

Один из членов команды покидает команду и идёт отвечать на вопросы викторины, загадки.

Сценарий игровой программы ко Дню Конституции РФ.

«Конституция - основной закон государства»

Главная цель государства - не создать рай на земле, а не допустить ада

Цели: формирование представления о важности соблюдения законов государства; развитие гражданско-правового образования учащихся; формирование активной гражданской позиции и правового сознания; приобретение навыков правовой культуры; развитие гражданской инициативы и гражданской ответственности, развитие умения работать в группе, выслушивать мнение других и излагать свои мысли.

Ход мероприятия

Добрый день всем! Сегодня День Российской Конституции. Ныне действующему основному закону государства больше 20 лет, а если быть точнее, то 24 года.

(Звучит Гимн Российской Федерации)

Права, свободы человека -

Таков приоритет страны.

Мы Конституции навеки

Канонам следовать должны.

Мы честь Отчизны охраняем,

Мы все едины, мы - народ!

Россия, матушка родная,

Тебя спасем от всех невзгод.

Нам Конституция дана,

Чтобы понять, в чем ее суть.

У нас прекрасная страна,

А вместе с ней и весь наш путь!

Конституция Российской Федерации - основной закон нашей страны; единый, имеющий высшую юридическую силу, прямое действие и верховенство на всей территории Российской Федерации.

Всем известно, что знать Конституцию должны все люди и маленькие, и большие. Без закона не будет порядка, без закона каждый будет творить, что ему хочется, а люди разные, и это может привести к катастрофам.

Сегодня мы поговорим о Конституции в игровой форме. Ну, а изучать Конституцию как документ вы будете, или уже начали на уроках обществознания.

Перед вами экран с темами конкурса. Команды по очереди выбирают, в который будем играть.

Рефлексия.

Прошу вас оценить нашу с вами работу, для этого нужно нарисовать ладонь и написать на каждом пальце, что понравилось или не понравилось, а на ладони – свои пожелания.

А напоследок хочется сказать,

Что Родина - это как вторая мать.

Ее не выбирают и не губят,

А просто берегут и любят.

Ребята, всегда интересуйтесь тем, что происходит в нашей стране, не будьте безучастны к ее истории. Одним словом, будьте патриотами!

1.Кто быстрее ?

Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – поднимаем зелёный сигнал. Если это противоречит закону, красный.

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

– Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество?

2.Блиц - вопросы по Конституции РФ

Что такое референдум? (Всенародное обсуждение)

Кто является гарантом Конституции РФ? (Президент)

Носитель суверенитета и единственный источник власти в России? (Народ)

Кто несёт ответственность за образование ребёнка? (Родители)

Можно ли не находясь в России, но, являясь её гражданином, участвовать в выборах? (Да, обратившись в представительство или посольство РФ)

Может ли быть лишенным гражданства человек, изменивший Родине? (Нет, гражданин РФ не может быть лишен гражданства.)

С какого возраста можно самостоятельно осуществлять в полном объёме свои права. (С 18 лет)

3.Пойми меня

Раздаются напечатанные слова, значения которых необходимо найти на других листах.

Право- система обязательных норм, регулирующих поведение людей, за выполнением которых следит государство;

Мораль-совокупность представлений людей о добре и зле;

Демократия- власть народа;

Амнистия- частичное или полное освобождение от наказания;

Кодекс - единый закон, в котором определены нормы, регулирующие определённую область правовых отношений;

Свидетель-очевидец преступления;

Адвокат-защитник;

Преступление- особо тяжкое противоправное действие;

Закон - нормативно-правовой акт, содержащий обязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый государством;

Гражданин - лицо, состоящее в устойчивой правовой связи с государством;

Импичмент - особый порядок привлечения к ответственности высших должностных лиц государства, когда роль судебных органов играют палаты парламента;

Суверенитет-независимость.

4.Термины

По подсказкам определить о каком термине, встречающемся в Конституции РФ, идёт речь. Итак:

1 команда: (конституция)

Русские крестьяне считали, что так зовут жену Наполеона Бонапарта,

Одно из значений - построение;

В биологии - индивидуальные физиологические и анатомические особенности;

На латинском - установление;

В политике - основной закон государства;

2 команда: (государство)

Имеет свою структуру;

Имеет свои специальные органы для реализации своих полномочий;

Появилось в глубокой древности;

Из-за спора о том, кто его создал у славян, норманны или сами славяне, Ломоносов подрался с Бауэром и сидел в тюрьме;

Оно различается по форме правления, по способу осуществления власти

3 команда (республика)

Возникла в Древней Греции;

На латыни - общественное дело;

Ради неё Робеспьер отправлял на гильотину других и был казнён сам;

Это форма правления;

Бывает парламентской и президентской;

4 команда (налог)

Устанавливает государство;

В западных странах за укрывательство можно получить большой тюремный срок;

При Иване Грозном народы Сибири называли его ясак и платили мехами;

По статье 57 Конституции каждый обязан их платить.

5.Конкурс капитанов.

Кто является Верховным Главнокомандующим? (В. В. Путин)

Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженных сил РФ? (Президент)

Форма правления в России? (Республика)

Кто считается ребёнком по международному праву и Конституции? (до 18 лет.)

Как правильно называется наше государство? (Российская Федерация или Россия)

Назовите основные символы государства. (Герб, гимн, флаг.)

Кто из граждан РФ обладает большими правами? (Никто, все граждане равны в правах.)

6.Сканворд

Найди и прочитай слова, которые имеют отношение к нашему государству (флаг, герб, гимн, президент, конституция, орел, столица). Из оставшихся букв составь слово (Россия)

7.Сказка ложь, да в ней намек…

Задание 1. Сказка В.ГАРШИНА «ЛЯГУШКА – ПУТЕШЕСТВЕННИЦА». Каким правом воспользовалась лягушка, отправившись в путешествие?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на свободу передвижений.

Задание 2. Сказка А.ТОЛСТОГО «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК». Какое право крысы Шушеры нарушил Папа Карло, запустив в нее свой башмак?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: унижение достоинства личности.

Задание 3. Сказка Ш.ПЕРРО «ЗОЛУШКА». Какое право нарушала мачеха, не пуская Золушку на бал?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на отдых

Задание 4. А.ПУШКИН «СКАЗКА О ПОПЕ И ЕГО РАБОТНИКЕ БАЛДЕ». Каким правом воспользовался Балда, нанявшись на работу к попу?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: право на труд

Задание 5. Сказка «ВОЛК И СЕМЕРО КОЗЛЯТ». Какое право нарушил волк, ворвавшись в дом козы?

ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ: неприкосновенность жилища.

8.Отгадай сказку.

    В какой сказке одна дама использует добрый поступок своего мужа для обогащения и продвижения по служебной лестнице, но впоследствии теряет все из-за безмерной тяги к стяжательству»? («Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкин)

    В какой сказке женщина неопределенных лет замышляет похитить чужого ребенка, используя для этого живые летательные аппараты? Одновременно в сказке решается проблема сбора урожая. («Гуси -Лебеди»)

    В какой известной сказке нарушено право ребёнка на сохранение индивидуальности? Ответ: «Гадкий утёнок».

    В какой сказке С.Михалкова нарушено право малышей спокойно жить в своих домах и чувствовать себя хозяевами? Ответ: «Три поросёнка».

    В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение. Ответ: «Золушка».

    В какой сказке А.Н. Толстого было грубо нарушено право главного героя на владение личным имуществом? Ответ: «Приключения Буратино».

    В какой сказке главная героиня, воспользовавшись правом на свободу передвижения, совершила необыкновенное путешествие на водоплавающих птицах? Ответ: «Лягушка-путешественница».

    Какое право нарушила лиса из сказки «Лиса и заяц»? Ответ: право на неприкосновенность жилища.

    Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»? Ответ: право на жизнь.

    Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»? Ответ: право на свободу вступления в брак.

    Какое право Маугли в одноимённой сказке Киплинга постоянно пытался нарушить Шерхан? Ответ: право на жизнь.

    Каким правом не воспользовался Буратино, продав азбуку за пять золотых? Ответ: правом на образование.

    В этой сказке маленькую героиню преследовали неудачи. Несмотря на свободное передвижения, свободу слова и мысли, она подвергалась дискриминации, на ее жизнь было совершенно покушение, а ее бабушка лишилась права на неприкосновенность жилища. (Красная шапочка).

    Герой этой сказки содержится в неволе. Он потерял сестру, на его жизнь покушались, нарушая его право на личную неприкосновенность и жизнь. (Козленочек)

9.Анаграммы

Задание : участникам игры выдаются карточки с анаграммами. Задача игроков – за пять минут отгадать как можно больше анаграмм. Количество баллов зависит от числа отгаданных командой анаграмм.

Карточка №1.

Ребенок - К О Р Ё Н Б Е

Семья – М Я С Ь Е

Страна – А Р А Н С Т

Документ – К У Н Т Е М О Д

Закон – К О Н З А

Политика – И П О К А Л И Т

Жизнь – З И Н Ь Ж И

Родители – Д И Л И Е Т О Р

Карточка №2.

Конвенция – В Е Н К Я И Ц О Н

Порядок – Я Д П О Р О К

Право – В О Р А П

Союз – Ю З О С

Подросток – С О Д Р О П К Т О

Школа – Л О К А Ш

Достоинство – С Т О Н С И Т О В О Д

Медицина – Д Е М И Н А Ц И

Карточка №3.

Отдых – Д Ы Х О Т

Образование – Р О З А В И Н А Б Е О

Досуг – Д У Г О С

Человек – Л О В Ч Е К Е

Слово – В О С О Л

Гражданин – Г Р И Н Н А Д А Ж

Отец – Ц Е Т О

Дружба – Ж Б А Р У Д

Карточка №4.

Школьник – К О Л Ь Ш И К Н

Малыш – Ш Ы Л А М

Декларация – Ц И К Л А Р А Д Е Я

Собрание – Е Б Р А Н И С О

Общество – Б О С Т В О Щ Е

Группа – П Р А П У Г

Опекун – К Е У Н О П

Мнение – Н Е М Е Н И

10. Государственные праздники

Соотнесите название государственных праздников с их датами:

1. Новый год

2. Праздник Весны и Труда

3. День защитника Отечества

4. Рождество Христово

5. День Победы

6. День народного единства

7. День независимости России

8. Международный женский день

11.Вопрос – ответ

1. Где изображается государственный герб Российской Федерации? (На паспорте, свидетельстве о рождении, аттестатах об окончании школы, вузовских дипломах, правительственных наградах, знаменах, печатях, денежных знаках).

2.Объясните, что такое гимн? (Торжественная песня)

3.На гербе России орел держит на груди щит с изображением всадника. В 1727 году этот всадник официально получил имя. Так кто изображен на щите? (Святой Георгий-Победоносец).

4.Конечно, герб России претерпевал множество изменений. Добавлялись и исчезали какие-то детали, изменялся цвет. А как вы думаете, на герб какой эпохи более всего походит герб России? (На герб петровских времен).

5.Где описан государственный герб России и порядок его официального использования? (В федеральном конституционном законе «О Государственном гербе России» от 25 декабря 2000 года).

6. Назовите правильное расположение цветов нашего флага, начиная с нижней полосы? Что обозначает каждый цвет на флаге России (Красный, синий, белый; Белая - свобода, откровенность, благородство. Синяя - Богородица, верность, честность. Красная - державность, мужество, смелость, любовь).

7. Чаще всего закон закреплен в виде официального документа, но есть законы, которые соблюдаются всеми, хотя нигде не прописаны. Такая же ситуация – с Конституцией в одной европейской стране. Назовите это государство Западной Европы, в котором нет документа «Конституция»? Великобритания

    Известно, что бракоразводные процессы в суде идут в закрытом режиме, какое конституционное право охраняется этим механизмом? Неприкосновенность частной жизни

    Перечислите круг лиц, против которых человек вправе не давать свидетельские показания. Супруг, близкие родственники

12.Определи статью

    Подростки, пока никого не было в классе, вытащили из сумки одноклассника деньги. (Кража)

    Человек схватил с прилавка магазина на глазах у продавца какой-то товар и бросился бежать. (Грабёж)

    Одноклассник Пети, Вова, узнал о том, что Петя курит, он сказал ему: «Если не подаришь мне свою игровую приставку, я расскажу об этом твоему отцу». Петя испугался и отдал Вове свою приставку. (Вымогательство, так как Вова предложил Пете отдать что-то из своих ценностей взамен на нераспространение порочащих его сведений.)

    Подросток позвонил в школу и сказал, что в здании бомба. (Заведомо ложное сообщение об акте терроризма)

    Пожилой гражданин стоял на остановке и ждал автобус. К нему подошли четверо парней и спросили закурить. Он сказал, что у него нет сигарет, и что он не курит. Парни, достав биты, стали избивать его. На крики о помощи прибежали мужчины с другой стороны улицы и спасли пенсионера. (Хулиганство, был нарушен общественный порядок, парни совершили преступление группой с применением предметов, используемых в качестве оружия.)

    Подростки наносят на стены подъездов, домов, памятников надписи краской из аэрозольного баллончика, либо выцарапывают их ножом. (Вандализм)

    Подростки решили посмотреть, сможет ли троллейбус проехать по небольшим острым камешкам. Они сложили их на дороге и спрятались за деревьями и кустами. Водитель троллейбуса не успел вовремя затормозить и, наехав на камни, проколол два передних колеса. (Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения.)

Для зрителей

    Прибор сотрудников ГИБДД для определения скорости автомашины? (Радар)

    Переговорное устройство милиции? (Рация)

    Секретное место для встречи с агентурой? (Явка)

    Лишение свободы человека, мера пересечения? (Арест.)

    Официальное распоряжение для того, кто был обвинен властью? (Приказ.)

    Спецсредства для задержания преступника? (Дубинка, наручники.)

    Человек, совершивший преступление? (Преступник.)

    Значок на форменной фуражке? (Кокарда.)

    Юрист, защищающий чьи-либо интересы? (Адвокат.)

    Кто старше по званию капитан или старший лейтенант? (Капитан.)

    Что такое символ? (Условный знак, обозначение).

    Какие символы России вы знаете? (Герб, флаг, гимн).

    Что такое герб? (Эмблема государства).

    Где можно увидеть герб? (на флагах, монетах, печатях и официальных бумагах).

    Что такое флаг? (Прикрепленное к древку полотнище определенного цвета или несколько цветов).

    Где можно увидеть флаг? (на кораблях, правительственных зданиях и т. д.).

    Что такое гимн? (Торжественная песня).

    Где ее можно услышать? (на соревнованиях, встречах президентов и т.д.).

    Символом чего является белый цвет флага? (чистота).

    Символом чего является синий цвет флага? (вера в постоянство).

    Символом чего является красный цвет флага? (энергия, сила).

    Что означает слово «герб»? (наследство).

    Старинное русское название флага? (стяг).

    Деревянная игрушка – символ России? (матрешка).

    Кто является главой Российского государства? (президент).

    Назовите государственный язык нашей страны. (Русский).

    Назовите денежную единицу России. (Рубль).

    Назовите растение – символ России. (Береза).

    Назовите столицу России. (Москва).

    Какое место в мире Россия занимает по площади? (Первое).

    Как называется основной закон РФ? (Конституция РФ).

    Что при вступлении в должность президент приносит народу? (Присягу).

Методическое описание интерактивной викторины «Своя игра»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «СОШ с. Преображенка», Новосибирская область, Искитимский район, с. Преображенка

Тема разработки : Викторина – «Своя игра» посвященная дню конституции РФ

Форма разработки: интерактивная викторина

Класс: 5 - 9 класс.

Предмет: Обществознание и история

Актуальность разработки: Актуализация знаний в области конституционного права и истории отечественной конституции

Цель: формирование культурно-патриотического воспитания

Задачи:

Формирование навыка грамотной формулировки понятий по форме и содержанию;

Вспомнить основные этапы формирования конституции в РФ;

Усвоение основных прав и обязанностей гражданина РФ;

Умение ориентироваться в государственном устройстве РФ

Термины: ветви власти, субъект федерации, Федеральное Собрание, права человека, ответственность, демократия, республика, герб, флаг, гимн

Необходимое оборудование и материалы :

Компьютер, мультимедиапроектор, экран.

Описание ресурса

Презентация выполнена в приложении PowerPoint 2007, состоит из 29 слайдов:

слайд 1 – титульный;

слайд 2 – основное содержание по разделам и очкам первого тура игры; слайд навигации, с него по гиперссылкам осуществляется переход к страничкам с вопросами;

слайд 3 - 7 – слайды с вопросами по разделу «символы конституции»;

слайд 8 - 12 – слайды с вопросами по разделу «государственное устройство»;

слайд 13 - 17 – слайды с вопросами по разделу «история конституции»;

слайд 18 - 22 – слайды с вопросами по разделу «права и обязанности»;

слайд 24 - 27 – слайды с вопросами по разделу «всякая всячина»;

слайд 28 – слайды с наименованием «финальный тур»;

слайд 29 – вопрос финального тура.

Викторина начинается с показа первого слайда, при включении которого начинает играть гимн РФ. После окончания гимна включаем второй слайд – слайд с основной навигацией. Участники викторины делятся на три команды. Капитан первой команды выбирает раздел и ставку по вопросу. На вопрос отвечает команда, первая поднявшая руку. В случае неправильного ответа право ответить переходит следующей команде, поднявшей руку, а у данной команды вычитается соответствующая сумма очков. Ответив верно на вопрос, капитан команды выбирает следующий вопрос. Команда, ответившая верно, зарабатывает количество очков, на которое оценивается вопрос.

При нажатии курсором мышки на сумму вопроса появляется соответствующий вопрос: при первом клике левой конопки мыши появляется вопрос, при втором – правильный отет.

По возвращению в слайд основной навигации сумма задействованного вопроса выделяется другим цветом
.

По окончанию первого тура подводятся предварительные итоги игры. Далее необходимо нажать на значок в слайде основной навигации и мы попадаем на слайд финального тура:

В данный момент времени капитаны команд должны сделать ставки при ответе на финальный вопрос. Когда ставки сделаны, переходим на следующий слайд с вопросом

Командам дается полминуты на то, чтобы записать ответ на литке бумаги. Далее команды показывают сувои ответы. Нажимаем курсором на слайде и смотрим правильный ответ