Рабочая программа на тему: Программа духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ. Нравственное воспитание детей с овз

Духовно-нравственное

воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья

Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна.

Умственно отсталые дети в связи со свойственной им неразвитостью мышления , слабостью усвоения общих понятий и закономерностей сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства, в понятиях морали и нравственности . Их представления о том, что хорошо и что плохо носят поверхностный характер . Они узнают правила морали от учителей, от родителей, но не всегда могут действовать в соответствии с этими нормами либо воспользоваться ими. Поэтому умственно отсталые дети по неразумению либо по неустойчивости нравственных понятий из-за внушаемости поддаются дурным влияниям и совершают неправильные действия.

Нравственное воспитание и обучение умственно отсталых учащихся в благоприятных социальных условиях дает возможность не только сформировать у них позитивное мировоззрение, но и сделать его достаточно устойчивым. Воспитатель может добиться того, чтобы убеждения учащихся, соответствовали по содержанию основным нормам морали.

Основной смысл воспитателя состоит в соединении обучения и воспитания в процесс, результатом которого является социальный опыт .

Педагог должен направить деятельность воспитанников таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом.

Целью моей работы по духовно-нравственному воспитанию является гармоничное духовное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих принципов нравственности на основе православных, патриотических, культурно-исторических традиций России.

В реализации этой цели я ставлю перед собой следующие задачи:

воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, трудолюбия через включение учащихся в систему гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания;

воспитание уважения к нравственным нормам (учить различать добро и зло, любить добро, быть в состоянии творить добро);

создание условий для восприятия целостной картины мира;

формирование чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций;

формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;

организация и развитие ученического коллектива на принципах духовности и нравственности;

организация внеурочной интеллектуально-познавательной деятельности;

организация начальной профориентации и изучение профессиональных интересов и склонностей;

создание условий для формирования у обучающихся здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;

создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;

ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей.

укрепление взаимодействия семьи и школы через систему совместных мероприятий, индивидуальных встреч и родительских собраний, как условия духовно-нравственного воспитания школьников.

В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Причина этому лежит в смене ценностей общества.

Процесс воспитания осуществляется в различных формах при помощи разнообразных методов, приёмов и воспитательных средств. Они различны в зависимости от возраста ребёнка. После начальной школы дети приходят с культурой, сформированной в семье и первым учителем. Окунаясь в общение во время обучения с более взрослыми учащимися, мировоззрение их расширяется, и задача классного руководителя контролировать и направлять этот опыт в русло духовно-нравственного воспитания и общечеловеческих ценностей. Формы воспитания могут быть различны. Важно работать как со всем классом, так и с отдельными учащимися. Каждый школьник находится под постоянным влиянием различных учителей, сверстников, общественных организаций, а также семьи. Поэтому важной функцией классного руководителя является обеспечение единых требований к учащимся со стороны школы и семьи . Большую роль играет совместная работа классного руководителя и родителей. Методы воспитания должны быть выработаны совместно, тогда будет достигнута наибольшая эффективность.

Перед педагогом стоит важнейшая задача по воспитанию у своих питомцев нравственных навыков и привычек , формированию у них единства слова и поведения. В этом плане огромное значение имеет вовлечение каждого школьника в практическую общественно-политическую, трудовую и культурно-массовую деятельность. Весьма важной задачей воспитателя является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию школьников.

Основная задача воспитателя – создать условия для развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей и их возрастными потребностями.

Воспитатель должен знать проблемы физического и психологического здоровья своих воспитанников и сделать все возможное, чтобы родители и ученики без боязни могли рассказывать о своих проблемах.

В своей деятельности я использую четыре направления в работе с учащимися и их родителями.

Направления работы воспитателя:

Ценностно – ориентировочная деятельность

Встречи, игры, серии воспитательных часов(современные принципы этикета), "Символы России”, "Моя Россия”, праздники посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы и т.д.

Трудовая и общественно-полезная деятельность

Воспитание положительного отношения к труду. Развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики.

Дежурство по школе, по классу, организация и проведение генеральных уборок и субботников, «Праздник труда», серии воспитательных часов «В мире профессий»,

Художественно-эстетическая.

Развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности. Приобщение к культурным ценностям и традициям. Формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности (класс-школа-дом).

Организация и проведение праздников «День Знаний», «Осенний бал», «Новогодний карнавал», «Проводы зимы», Сотрудничество с библиотекой способствует развитию навыков художественно-творческой деятельности, воспитанию любви к родному краю, историческому наследию, культуре своего народа.

Спортивно-оздоровительная.

Формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни. Охрана жизни детей. Профилактика табакокурения и наркомании.

Духовно-нравственная, патриотическая.

Духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и что немаловажно приносит детям радость.

Участие в выставках поделок.

Обогащение духовной культуры через тематические праздники «Рождество», «Масленица», «Пасха» помогают реализовывать цель – быть милосердными к людям.

Формирование культуры семейных отношений. Развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид).

Деятельность в области формирования правовой культуры.

Знакомство с законами РФ и правовыми документами. Воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности. Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ. Формирование толерантности.

Экологическая деятельность.

Формирование экологической культуры. Воспитание уважения к природе и природным богатствам Родины. Обучение экономичному использованию природных ресурсов.

Профориентационная деятельность.

Формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения учащихся. Построение профессиональной и личной перспективы.

Организацию целостного процесса духовно-нравственного воспитания осуществляю через выполнение основныхфункций.

Функции:

Создание воспитывающей духовно-нравственной среды (развитие коллектива класса, взаимодействие с педагогическим коллективом и внешкольными общественными учреждениями и организациями, работа с родителями учащихся, создание предметной среды);

Стимулирование здорового образа жизни как основы духовно-нравственного воспитания;

Организация коллективной творческой деятельности воспитанников, реализуемой в многообразных организационных формах воспитательной работы – традиционных и творческих;

Корректировка индивидуального пути духовно-нравственного развития каждого воспитанника, стимулирование его самопознания и самовоспитания, дифференцирование и индивидуализация процесса воспитания.

ВЫВОД:

Работа по духовно-нравственному развитию школьников должна быть системной .

Воспитательная работа – дело очень не простое, а формирование духовно-нравственных ценностей кажется вообще чем-то невыполнимым. Конечно же, если классный руководитель стремится достичь хоть каких-то результатов, он всю свою энергию, знания и душу должен без остатка отдавать ученикам. Нельзя ожидать результатов сию минуту.

Воспитание – процесс бесконечный. И всё-таки хочется верить, что систематическая работа по духовно-нравственному воспитанию будет с успехом продолжаться и принесёт свои плоды. Все старания не пройдут бесследно, а позволят изменить в лучшую сторону и детей, и родителей. А чем больше будет людей, любящих добро, тем лучше и добрее будет наше общество.

Коробкова Ирина Константиновна,

заместитель директора по ВР, учитель технологии

МБОУ Ульяновской СШ с. Ульянова

Нижегородской области Лукояновского района

1. Краткая аннотация:

Работа может представлять интерес классным руководителям, заместителям директоров по воспитательной работе при работе с детьми с ОВЗ.

2. Содержание

2.1. Введение

2.2 Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ.

2.3 Методы нравственного воспитания

2.4 Диагностический инструментарий

2.5 Заключение

3. Список использованных источников и литературы.

Добро творить,

Как воздухом дышать, -

Потребность, людям

Данная от Бога.

Лучами сердца

Мир отогревать,

Что отдал много …”

Марианна Озолиня

Нравственное воспитание детей с ОВЗ.

Введение

В соответствии с Конституцией Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. При этом каждый гражданин Российской Федерации, обладая на её территории всеми правами и свободами, несёт равные обязанности (Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России). В сфере образования отказываются от уничижительных формулировок, указывающих на функциональные недостатки людей. Вводятся новые термины: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с проблемами здоровья, дети со специальными потребностями, дети с особыми образовательными потребностями (предложенный еще в конце 70-х гг. английскими специалистами – Специальная педагогика: учебное пособие для студентов пед. вузов/Под редакцией Н.М.Назаровой. – 10-е изд., стер.-М.: Академия, 2010.) и так далее. Эти нововведения дают возможность таким детям получать образование наравне с другими детьми.

Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения. Это же диктует и федеральный государственный стандарт и призывает к духовно-нравственному развитию обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирования основ их гражданской идентичности как основного направления развития гражданского общества. (Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 14 декабря 2014 года) Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи.

Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями учащийся социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Проблемы нравственного воспитания детей с ОВЗ

Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) дети, обучающиеся в С(К)ОУ, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения.

Методы нравственного воспитания

Наиболее последовательной и современной представляется классификация, разработанная Щукиной Г.И., в которой выделяют такие группы методов:

Методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в интересах формирования у них нравственных взглядов и убеждений (методы формирования сознания личности);

Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

Методы стимулирования поведения и деятельности.

Так, классные руководители нашего образовательного учреждения используют в своей практике:

    проведение мероприятий совместно с родителями, причём родители являются не сторонними зрителями, а активными участниками действа;

    включение в деятельность классного руководителя такой формы как «час общения»;

    привлечение к деятельности в данном направлении специалистов школы, города и района: сотрудников полиции, священнослужителей, педагога-психолога, социального педагога, медицинских сотрудников и другие;

    участие детей в общественной жизни школы (например, совместные «линейки» по подведению итогов четверти или школьных (районных) мероприятий; недели наук; конкурсов рисунков);

    проведение родительских собраний вместе с детьми;

    просмотр видеофильмов;

    экскурсии.

На уровне образовательного учреждения проводятся ряд мероприятий, направленные на социальную адаптацию личности для комфортного пребывания ребёнка в любой социальной среде как во время обучения в школе, так и по окончании её.

Важно, чтобы личность ребёнка была сформирована под воздействием не только педагогической теории, но и практической направленности. С этой целью мы проводим не только классические мероприятия, такие как: беседы, диспуты, встречи и так далее, но и экскурсии на предприятия города, участие в фестивалях профессионального мастерства, азы которого ученики получают на уроках и во внеурочное время.

В связи с тем, что учащиеся посещают группу продлённого дня, организация объединений дополнительного образования является общепринятой. В школе действует для таких ребят объединения по обработке древесины, металла, текстильных и поделочных материалов. Получив серьёзный профессиональный навык, ребята больше начинают ценить не только результаты своего труда, но и профессиональную деятельность окружающих людей. Нравственное воспитание ребёнок получает параллельно с привитием ему универсальных учебных действий, что ярко отражено в федеральных образовательных стандартах для детей с ОВЗ.

Диагностический инструментарий

Анкета «Нравственные понятия»

Как ты понимаешь следующие слова?

Мудрость

· Добро

· Зло

· Совесть

· Душа

· Любовь

· Гордыня

· Счастье

· Свобода

· Дружба

· Милосердие

· Долг

· Вина

Интерпретация полученных данных производится педагогом-психологом, ответы детей оцениваются и классифицируются по следующим уровням:

1) понятие не сформировано, ребенок не понимает, о чем идет речь

2) смутные представления о понятии, противоречивые, запутанные

3) четкие представления о понятии, достаточно глубокое (на доступном для возраста анкетируемого уровне) понимание значения предложенного слова

Следующая методика предназначена для выявления уровня нравственной самооценки учащихся.

Методика №1: диагностика нравственной самооценки

Инструкция: 4 балла - если вы полностью согласны с высказыванием,

3 балла - если, вы больше согласны, чем не согласны

2 балла - если вы немножко согласны

1 балла - если вы совсем не согласны

Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное высказывание.

Текст вопросов:

1. Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми.

2. Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду.

3. Я считаю, что можно быть не сдержанным с некоторыми взрослыми.

4. Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку.

5. Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей.

6. Я думаю, что можно позволить себе выругаться на несправедливое замечание в мой адрес.

7. Если кого-то в классе дразнят, то я его тоже дразню.

8. Мне приятно делать людям радость.

9. Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки.

10. Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы.

Обработка результатов: Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом: Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.

В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с балом. Например, 4 бала - это 4 единицы, 3 бала - 3 единицы и т.д.

Интерпретация результатов: От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.

От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.

От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже среднего.

От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.

Для диагностики толерантного поведения учащихся применяется методика «Незаконченные предложения».

Методика №2: Диагностика этики поведения

«Незаконченные предложения»

Инструкция: Учитель объявляет детям: "Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо".

Текст:

1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я…

2. Если кто-то надо мной смеется, то я…

3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я…

4. Когда меня постоянно перебивают, то я…

5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я…

Интерпретация:

Первый вопрос : отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.

Второй вопрос : Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.

Третий вопрос : Отрицательный результат: Давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.

Четвертый вопрос : Отрицательный результат: Отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: Высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и грубости.

Пятый вопрос : Отрицательный результат: Грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: Тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.

Методика №3: Диагностика отношения к жизненным ценностям

Инструкция: "Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список десяти желаний, выбрать из которых можно только пять". Список заранее записывается на доску.

Список желаний:

1. Быть человеком, которого любят.

2. Иметь много денег.

3. Иметь самый современный компьютер.

4. Иметь верного друга.

5. Мне важно здоровье родителей.

6. Иметь возможность многими командовать.

7. Иметь много слуг и ими распоряжаться.

8. Иметь доброе сердце.

9. Уметь сочувствовать и помогать другим людям.

10. Иметь то, чего у других никогда не будет.

Интерпретация:

Номера отрицательных ответов: №№2, 3, 6, 7, 10.

Пять положительных ответов - высокий уровень.

4-е, 3-и - средний уровень.

2-а - ниже среднего уровня.

0-1 - низкий уровень.

Завершает данный комплекс методика изучения нравственной мотивации учащихся.

Методика №4: Диагностика нравственной мотивации.

Инструкция: "Я прочитаю вам четыре вопроса. Вам нужно выбрать из четырех данных на них ответов один"

Вопросы:

1. Если кто-то плачет, то я.

А) Пытаюсь ему помочь.

Б) Думаю о том, что могло произойти.

В) Не обращаю внимания.

2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6-7, и говорит, что у него нет такой игры.

А) Я скажу ему, чтобы он не приставал.

Б) Отвечу, что не могу ему помочь.

В) Скажу, чтобы он попросил родителей ему купить такую игру.

Г) Пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.

3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл в игру.

А) Я не обращу внимания.

Б) Скажу, что он размазня.

В) Объясню, что нет ничего страшного.

Г) Скажу, что надо лучше научиться этой игре.

4. Ваш одноклассник на вас обиделся вы:

А) Подумаю о его чувствах и о том, что я могу сделать в этой ситуации.

Б) Обижусь в ответ.

В) Докажу ему, что он не прав.

Обработка результатов:

Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.

4 бала - высокий уровень 2, 3 бала - средний уровень 0, 1 бал - низкий уровень

Заключение

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание - непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь, и направленный на овладение людьми правилами и нормами поведения. На первый взгляд может показаться, что нельзя обозначить какие-то периоды в этом едином непрерывном процессе. И, тем не менее, это возможно и целесообразно.

Опираясь на многолетний опыт обучения и воспитания детей с ОВЗ, можно уверенно констатировать правильность применения вышеперечисленных методов, опираясь на результативность совместной работы. Выпускники нашей школы относительно легко адаптируются в окружающем мире современных нравственных устоев, а значит мы выбрали правильный путь.

Педагогика зафиксировала, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, например, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост и задача школы помочь ему в этом.

Список использованных источников и литературы

1. Приказ Министерства образования и науки РФ №1599 от 14 декабря 2014 года

2. Специальная педагогика [Текст]: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Под ред. Н.М. Назаровой. - 10-е изд., стер. - М.: Академия, 2010. - 395 с. б) дополнительная литература: 1. Банч, Г. 10 ключевых пунктов успешной инклюзии / Г.Банч // Аутизм и нарушения развития. – 2010. – № 3. – С. 50-67.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России

4. Марьенко И. С. Организация и руководство воспитательной работой в школе / И. С. Марьенко . - М. : Просвещение, 1974. - 223 с. - (Библиотека директора школы).

5. ФГОС с ОВЗ

6. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. - М., Педагогика, 1971. - 351 с.
Педагогика школы. (Учебное пособие для студентов пед. институтов) / Под. ред. Г.И. Щукиной. - М., Просвещение, 1977. - 383 с.

Елена Чекужова
Духовно-нравственное воспитание детей с ОВЗ

Детство - это то время, когда образовываются нравственные навыки и привычки, происходит приобретение знаний об окружающем мире, развиваются все силы человека, как душевные. Так и телесные. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта : нравственного, социального, духовного . Общеизвестно, что человек за первые 7 лет приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

В детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка . Особенно остро встает этот вопрос при воспитании детей с ОВЗ . Воспитание таких детей «требует» применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы духовно- нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется :

1. недостаточностью исследования темы с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2. дети, обучающиеся в образовательных учреждениях, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия , процессов запоминания и воспроизведения , особенно в их активных произвольных формах : существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т. е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих детей характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания заключается в том , что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного. Ушли или уходят из семейного воспитания совместное чтение литературных произведений, просмотры художественных и мультипликационных фильмов. Дети воспитываются на боевиках , западных мультфильмах, общаются со сверстниками, такими же, как и они сами. Таким образом, в настоящее время основной целью духовно-нравственного воспитания является воспитание духовно -гармоничной личности. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Изучая данную проблему, я пришла к выводу, что слабым местом в этой деятельности является семья. Многие родители не придают значение тому, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм. Моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи , чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей . В целях расширения знаний по духовно-нравственному воспитанию для родителей предлагается : консультативный материал по вопросам духовно-нравственного воспитания детей , тематические выставки рисунков, поделок, мероприятия, посвященные семейным традициям, праздникам. Все это способствует активному включению родителей в процесс духовно-нравственного воспитания , сплочению семьи, возрождению семейных традиций.

В нашем детском саду отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество» , «Пасха» , «Троица» и другие. Музыкальные руководители и воспитатели знакомят детей с историей праздников, традициями, национальными особенностями празднования. В этот период дети знакомятся с художественными произведениями, принимают активное участие в конкурсах, приуроченных к православным и славянским праздникам. Многие работы были представлены на выставках в нашем детском саду, а также в рамках проведения городских конкурсов. Считаю, что такая работа содействует духовно -нравственному развитию детей , познанию мира, народной культуры, знакомит их с декоративно-прикладным творчеством, воспитывает уважительное отношение к труду, любовь к родному краю, родине.

Немаловажная роль в духовно-нравственном воспитании детей в детском саду , особенно детей с ОВЗ отводится народному творчеству : сказкам, песням, пословицам и т. д.

Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. Занятия, связанные со сказками, становятся уроками духовности и патриотизма . Детям надо помочь получить эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учить почитанию старших, постичь основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении сказок А. С. Пушкина дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам : «Не убий» , «Почитай отца и мать» , «Не лги» , «Не завидуй» .

Сказка является одним из важных социально-педагогических средств развития личности. Любая сказка ориентирована на социально-педагогический эффект : она обучает, воспитывает , предупреждает, побуждает к действию.

Наибольшее воздействие сказка оказывает на развитие нравственных установок, представлений о корысти и бескорыстии, справедливости и несправедливости, храбрости и трусости. Почти все сказки основаны на нравоучении, которое дается не прямо, а вытекает из поступков героев – о нем необходимо догадаться самому. Такая скрытая назидательность, как умение прислушиваться к взрослым, обращаться с людьми с почтением, помогать друг другу, не помнить зла, заключается почти в каждой сказке. В то же время мораль сказки прозрачна, она понятна детям и усваивается ими на эмоциональном уровне.

Особенностью работы со сказкой является взаимодействие с ребенком. Психологические, культурные, педагогические проблемы прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

У детей вырабатывается образец нравственного поведения, основанного на отзывчивости и взаимопомощи, желание соответствовать этому образцу, желание быть полезным друг другу.

В заключении хочется отметить, что духовность и нравственность – это два понятия, без которых, невозможно современное воспитание и развитие . Духовно-нравственное воспитание дошкольников - это целостная система, способная сформировать человека, умеющего успешно жить в современной драматической и противоречивой социальной среде. Поэтому оно должно быть выстроено как система формирования человека в соответствии с добром, с ответственностью в сознании. Нужно научить детей противодействовать современным социальным опасностями, разрушительным тенденциям, сформировать своего рода духовно -нравственный иммунитет, делающий человека невосприимчивым к злу в окружающем мире и в самом себе, и способных противостоять ему.

Проблема нравственного развития всегда остаётся актуальной и приоритетной в отечественной системе воспитания. Вопросами нравственности, нравственного развития и нравственного воспитания занимались (А. Запороженцев, Д.Эльконин, В. Давыдов, Ю.К. Бабанский, Л.С. Высотина, Н.Е. Ковалёв, Б.Ф.Райский, А. В. Бабаян и др.) Исследователи дают разные определения нравственного развития. Одни под нравственным развитием понимают «Результаты нравственного воспитания» , другие – «процесс становления и качественной перестройки сознания, чувств, поведения на основе внутренней переработки влияний объективных и субъективных факторов и самовыражения чинности в деятельности и поведении» . Третьи - интериоризацию индивидом основных, культурных правил социального действия.

Нравственное воспитание - одна из важнейших сторон общего развития ребенка. Ориентиром для педагога при формировании индивидуального нравственного сознания ребенка служит мораль (форма общественного сознания) . В ней находят отражение господствующие в обществе идеалы, нормы и правила, которые регулируют поступки людей. Общественное мнение является инструментом оценивания, одобрения или осуждения тех или иных действий людей.

Нравственное развитие человека протекает в течение всей его жизни, хотя основы морали закладываются уже в детском возрасте и закрепляются в подростковом и юношеском. Формирование этих нравственных качеств, длительный процесс, требующий значительных усилий со стороны родителей и педагогов.

В дошкольном возрасте источником представлений о нравственной стороне жизни, является взрослый. Ребёнок делает первые шаги в освоении жизни, общаясь с взрослым, перенимая у него опыт поведения, ориентируясь на слова: «Так нельзя» «Так нужно» . Нравственное формирование личности дошкольников требует соблюдения, определенных педагогических условий:

  • четкой постановки воспитательных задач, направленных на создание гуманных взаимоотношений в детском коллективе;
  • гуманного отношения воспитателя к детям, стремления понять ребенка, его состояние, мотивы поступков;
  • создание условий для активной деятельности детей, формирующей доброжелательные отношения

Нравственное развитие детей с ОВЗ отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают повелительные элементы, обусловливаемые указаниями, требованиями.

Нравственное развитие ребёнка связанно с выполнением разнообразных обязанностей и поручений, что создаёт благоприятные условия для углубления нравственного сознания и чувств, укрепления нравственной воли и поведения. В этом возрасте ребёнок сталкивается с чёткой и развёрнутой системой моральных требований, правил, норм, которыми необходимо руководствоваться во взаимоотношения с воспитателем, другими взрослыми, сверстниками.

В аспекте изучаемой проблемы, наиболее существенным представляется анализ особенностей нравственного развития детей с нарушениями развития. С самого рождения эти дети имеют, длительный опыт эмоциональной травматизации. У них наблюдаются разнообразные по степени тяжести эмоциональные нарушения, связанные с переживаниями страха, тревоги, физической боли. Это усугубляет оторванность ребёнка от окружающего мира и в последствии проявляется в девиантности поведения, в усилении соматических заболеваний и психосоциальных отклонений.

Таким образом, нравственное развитие детей с ОВЗ с задержкой психического развития не соответствует дошкольному возрасту, и характеризуется такими специфическими особенностями, как выраженная зависимость проявления моральных норм от внешнего контроля, от условий ситуаций, размытость нравственных норм, видение окружающих сверстников, как людей способных в основном на аморальное поведение, становление нравственности в сторону её прагматичности. В силу ослабленного психического и эмоционального - волевого развития (инфантилизма) , независимости процессов самоконтроля, саморегуляции, а так же несбалансированности процессов возбуждения и торможения, дети с задержкой психического развития, как правило прибегают, к более доступным девиантным формам взаимодействия с окружающей действительностью (это конфликты, обман, воровство) .

Список использованной литературы:

  1. Бабаян А.В. Теории нравственного воспитания в отечественной педагогике II половины ХIХ – начала ХХ вв. Монография. - Ставрополь: СКСИ - Пятигорск: РИА - КМВ, 2006. - 216 c.
  2. Ларианова С.В. Исследование проблем нравственного развития и воспитания детей с нарушениями и отклонениями интеллекта // Педагогика. Психология. Вестник КГУ им. А. Некрасова. - 2010. - №3. - С. 238 - 242.
  3. Нравственные проблемы развития личности / под ред. А.И. Титаренко. - М.: «Просвещение» , 2007. - 335 с.
  4. Приступа Е.. Социальная работа с лицами с ограниченными возможностями здоровья. - М., 2015. - 160 с.

ДОКЛАД

«Нравственное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья»

Подготовила: Е.С. Жуковец, воспитатель I кв. категории

МО воспитателей

Будущее любой страны решается за школьной партой. Одной из главных проблем, возникших в нашем обществе на рубеже веков, является проблема нравственного и духовного выгорания подрастающего поколения с ограниченными возможностями здоровья. Все чаще мы сталкиваемся с фактами подмены ценностей и понятий у молодежи. Замечательно, что главная цель образования в школе – добрая: развитие высоконравственной, гармоничной, физически развитой и духовно здоровой личности, способной к творчеству и самоопределению. Тема нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями чрезвычайно актуальна. В условиях становления новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство, идет активный процесс поиска моделей образования, которые позволят сохранить нравственные и культурно-исторические традиции отечественного образования и воспитания, сформированные как в дореволюционный, так и в советский, и современный периоды его развития. Определение процесса воспитания очень многогранно, сам процесс очень сложен даже тогда, когда речь идет о здоровых детях. Разумеется, что он оказывается особенно сложным, когда воспитываются дети с отклонениями в развитии. Все факторы, обусловливающие нравственное становление и развитие личности учащегося, И.С. Марьенко разделяет на три группы: природные (биологические), социальные и педагогические. Во взаимодействии со средой и целенаправленными влияниями учащийся социализируется, приобретает необходимый опыт нравственного поведения. На нравственное формирование личности оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, но решающую роль в этом процессе играют педагогические, как наиболее управляемые, направленные на выработку определенного рода отношений.

Одна из задач воспитания - правильно организовать деятельность ребенка с нарушением интеллекта. В деятельности формируются нравственные качества, а возникающие отношения могут влиять на изменение целей и мотивов деятельности, что в свою очередь влияет на усвоение нравственных норм и ценностей организаций. Деятельность человека выступает и как критерий его нравственного развития. Развитие морального сознания ребенка с ОВЗ происходит через восприятие и осознание содержания воздействий, которые поступают и от родителей и педагогов, окружающих людей через переработку этих воздействий в связи с нравственным опытом индивида, его взглядами и ценностными ориентациями. В сознании ребенка внешнее воздействие приобретает индивидуальное значение, таким образом, формирует субъективное отношение к нему. В связи с этим, формируются мотивы поведения, принятия решения и нравственный выбор ребенком собственных поступков. Направленность школьного воспитания и реальные поступки детей могут быть неадекватными, но смысл воспитания состоит в том, чтобы достигнуть соответствия между требованиями должного поведения и внутренней готовности к этому.

Необходимое звено в процессе нравственного воспитания - моральное просвещение, цель которого - сообщить ребенку с нарушением интеллекта совокупность знаний о моральных принципах и нормах общества, которыми он должен овладеть. Осознание и переживание моральных принципов и норм прямо связано с осознанием образцов нравственного поведения и способствует формированию моральных оценок и поступков.

Воспитание «необычных» детей требует применения особых технологий, методов в работе педагога. Трудность проблемы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяется:

1) недостаточностью исследования темы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, поскольку нет специальных программ в заданном направлении (именно для детей с ограниченными возможностями здоровья);

2) дети, обучающиеся в С(К)ОУ, отличаются весьма разнообразными глубокими нарушениями в психофизиологическом развитии. У ребенка в силу перенесенных заболеваний нарушается нормальное развитие процессов восприятия, процессов запоминания и воспроизведения, особенно в их активных произвольных формах: существенно нарушаются в своем развитии процессы отвлечения и обобщения, т.е. то, чем характеризуется словесно-логическое мышление. Для многих учащихся характерно наличие серьезных нарушений в сфере возбудимости, неуравновешенности в поведении. Ненормальное функционирование указанных процессов не позволяет ребенку усваивать сложную систему знаний о мире;

3) семьи детей с ОВЗ, зачастую, относятся к категориям малообеспеченных, неблагополучных. К сожалению, количество семей, злоупотребляющих алкоголем и психоактивными веществами, не уменьшается. Отмечается низкий образовательный статус родителей, и как следствие – низкий процент трудоустроенных родителей. Все эти обстоятельства указывают на крайне низкий педагогический потенциал семей. Дети, проживающие в подобных семьях, с детства запечатлели в своей эмоциональной памяти отрицательный жизненный опыт, увидели жизнь с «черного хода». Для формирования личности данного контингента детей необходимо внесение педагогических корректив в условия жизни, быта, содержания и формы воспитательной работы;

4) стихийное воспитание («уличное», не целенаправленное, чаще безнравственное) детей с ограниченными возможностями здоровья может оказать серьезное негативное воздействие на формирование личности, усугубляя проблемы состояния здоровья, превращая их в «социально-опасную» группу населения. На основе анализа философской и психолого-педагогической литературы и результатов практической деятельности можно сделать вывод, что роль нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья велика, поскольку это способствует профилактике правонарушений; позволяет формировать духовный мир (ценностные ориентации) и нравственные качества такого ребенка, позволяя ему органично вписаться в общество; раскрывает творческий потенциал, расширяя возможности профессионального выбора; формирует прилежание в труде, способствует повышению профессиональной ориентации, способствует снижению числа безработных, воспитывает трудолюбие (добровольное отношение к труду и честность), формирует в сознании ребенка понятия труда, как общечеловеческой ценности; позволяет сократить количество неблагополучных семей; позволяет решить проблему социального инфантилизма. Ученые в области педагогики выявили, что в различные возрастные периоды существуют неодинаковые возможности для нравственного воспитания. Ребенок, подросток и юноша, по-разному относятся к различным средствам воспитания. Знания и учет достигнутого человеком в тот или иной период жизни помогает проектировать в воспитании его дальнейший рост. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности.

Работая над проблемами нравственной воспитанности школьников с ОВЗ, надо учитывать их возрастные и психологические особенности:

1) Склонность к игре. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Игра требует от ее участников умения действовать по правилам.

2) Невозможность долго заниматься монотонной деятельностью. Как утверждают психологи, дети 6-7-летнего возраста не могут удерживать свое внимание на одном каком-либо предмете более 7-10 минут. Дальше дети начинают отвлекаться, переключать свое внимание на другие предметы, поэтому необходима частая смена видов деятельности во время занятий.

3) Недостаточная четкость нравственных представлений в связи с небольшим опытом. Учитывая возраст детей, нормы нравственного поведения можно разбить на 3 уровня: Ребенок до 5 лет усваивает примитивный уровень правил поведения, основанный на запрете или отрицании чего-либо. Например: «Не разговаривай громко», «Не перебивай беседующих», «Не трогай чужую вещь», «Не бросай мусор» и т.д. Если малыша приучили к выполнению данных элементарных норм, то окружающие считают этого малыша воспитанным ребенком. Бессмысленно говорить о втором уровне нравственного воспитания, если не освоен первый. Но именно такое противоречие наблюдается среди подростков: они хотят понравиться окружающим людям, но не обучены элементарному поведению. На 3 уровне (к 14-15 годам) осваивается принцип: «Помогай окружающим людям!»

4) Может существовать противоречие между знанием, как нужно, и практическим применением (это касается этикета, правил хорошего тона, общения). Не всегда знание моральных норм и правил поведения соответствует реальным действиям ребенка. Особенно часто это случается в ситуациях, где происходит несовпадение этических норм и личных желаний ребенка.

5) Неравномерность применения вежливого общения со взрослыми и сверстниками (в быту и дома, в школе и на улице).

Обратимся к опыту великих педагогов. В.А. Сухомлинский говорил: «В практической работе по нравственному воспитанию наш педагогический коллектив видит, прежде всего, формирование общечеловеческих норм нравственности. В младшем возрасте, когда душа очень податлива к эмоциональным воздействиям, мы раскрываем перед детьми общечеловеческие нормы нравственности, учим их азбуке морали:

1.Ты живешь среди людей. Не забывай, что каждый твой поступок, каждое твое желание отражается на окружающих тебя людях. Знай, что существует граница между тем, что тебе хочется, и тем, что можно. Проверяй свои поступки вопросом к самому к себе: не делаешь ли ты зла, неудобства людям? Делай все так, чтобы людям, окружающим, тебя было хорошо.

2. Ты пользуешься благами, созданными другими людьми. Люди делают тебе счастье детства. Плати им за это добром.

3. Все блага и радости жизни создаются трудом. Без труда нельзя честно жить.

4. Будь добрым и чутким к людям. Помогай слабым и беззащитным. Помогай товарищу в беде. Не причиняй людям зла. Уважай и почитай мать и отца – они дали тебе жизнь, они воспитывают тебя, они хотят, чтобы ты стал честным гражданином, человеком с добрым сердцем и чистой душой.

5. Будь неравнодушен к злу. Борись против зла, обмана, несправедливости. Будь непримиримым к тому, кто стремится жить за счет других людей, причиняет зло другим людям, обкрадывает общество. Такова азбука нравственной культуры, овладевая которой дети постигают сущность добра и зла, чести и бесчестия, справедливости и несправедливости».

Среди основных задач, которые ставит современное общество перед народным образованием, выделяется актуальная задача воспитания активной сознательной творческой личности.

Таким образом, учащийся становится активным участником процесса обучения, т. е. субъектом учебной и воспитательной деятельности, только тогда, когда он владеет определенным содержанием, т. е. знает, что делать и для чего. Выбор того, как делать, определятся и его знаниями, и его уровнем овладения операционными структурами, и мотивами данной деятельности.

Воспитательный процесс должен строиться таким образом, чтобы в нем предусматривались ситуации, в которых воспитанник ставится перед необходимостью самостоятельного нравственного выбора. Моральные ситуации для школьников всех возрастов ни в коем случае не должны быть представлены или выглядеть как обучающие, или контролирующие, иначе их воспитательное значение может быть сведено на нет.

Результат нравственного воспитания проявляется в отношениях учащихся к своим обязанностям, к самой деятельности, к другим людям.

Главная проблема нравственного воспитания детей с ОВЗ сформулирована следующим образом: каковы социально-педагогические условия эффективного использования воспитательного пространства коррекционной школы в духовно-нравственном воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья?

Для решения данной проблемы необходимо:

1) на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы обосновывать содержание нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

2) определять социально-педагогические условия нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья;

3) разрабатывать методико-технологичские основы нравственного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Эффективность нравственного воспитания учащихся возможна при создании педагогических условий: мотивационной, содержательной, операционной. Данные мероприятия дают динамику развития нравственных качеств учащихся в сторону увеличения. И, наши дети, воспитанники станут высоконравственными личностями: вежливыми, внимательными к другим людям, научатся бережно относиться к труду. Не это ли главная цель работы педагога?

Таким образом, совершенствование традиционных форм и использование новых методик и технологий позволит создать воспитательное пространство коррекционной школы, способствующее формированию и коррекции нравственных качеств и нравственного поведения учащихся.