Сценарная теория профессионального выбора. Теории профессионального развития и выбора профессиональных предпочтений. Психодинамическое направление и сценарная теория. Возражеhия против теории сцеhариев
Сценарная теория Э. Берна.
Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве. В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (выбор профессии, брак, воспитание детей и т.д.) люди руководствуются сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определенным поведением человека.
Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии.
Теория профессионального развития Д. Сьюпера.
По мнению Д. Сьюпера, индивидуальные предпочтения и типы карьер можно рассматривать, как попытки человека осуществлять Я-концепцию. Я-концепция представлена всеми теми утверждениями, которые личность желает сказать о себе. Все те утверждения, которые субъект может сказать относительно профессии, определяют его профессиональную Я-концепцию. Профессиональная Я-концепция может быть также получена путем ранжирования профессий по степени их привлекательности или путем принятия действительной профессии испытуемого за утверждение его Я-концепции. Таким образом, многочисленные профессиональные выборы могут быть в разной степени совместимы с личностными Я-концепциями. Субъект выбирает профессию, требования которой обеспечат ему выполнение согласующейся с его Я-концепцией роли.
Представители психодинамического направления, теоретической основой которого являются работы 3. Фрейда, рассматривают вопросы детерминации профессионального выбора и удовлетворенности личности в профессии, исходя из признания определяющего влияния раннего детского опыта на всю последующую судьбу человека. Профессиональный выбор и последующее профессиональное поведение субъекта объясняются ими как обусловленные структурой складывающихся в раннем детстве потребностей; опытом ранней детской сексуальности: сублимацией как общественно-полезным смещением энергии основных влечений человека и как процессом защиты от заболевания из-за фрустрации основных потребностей; проявлением комплекса маскулинности у женщин и зависти к «материнству» у мужчин, комплекса неполноценности. Рассмотрим эти факторы подробнее.
Отдельные потребности, сформированные в 5-б-летнем возрасте (особенно те из них, которые были фрустрированы в детстве родителями), фиксируются на предметах, которые могут быть поставлены в соответствие с предметами профессиональной деятельности. Например, оральная агрессия может реализоваться непосредственно при работе с гаечным ключом или при манипулировании словами; потребность доминирования - в работе продавца, уретральные потребности - в профессиях мореплавателей; от активной страсти к подглядыванию, формирующейся на аутоэротических стадиях сексуального развития, ответвляется страсть к познанию, а от пассивной мазохистской стадии - стремление к положению художника или артиста.
Для сублимации как объяснительного механизма профессионального выбора характерны некоторые закономерности. Она имеет индивидуальные вариации, присуща многим людям в незначительной степени, не может полностью заменить подлинного удовлетворения основных потребностей, более эффективна для реализации сексуальных влечений по сравнению с влечением «мортидо» (деструктивных агрессивных влечений) и более эффективна для карьеры мужчин, чем для женщин. Феномен «зависти девочек к пенису» (под ним понимается главный элемент женской сексуальности, который возникает в детстве при обнаружении анатомического различия между полами и определяет черты женского характера в дальнейшей взрослой жизни), комплекс маскулинности (т.е. определенные черты женского характера, свидетельствующие о зависти к пенису) приводят к идентификации с отцом и в дальнейшем к выбору профессии, соответствующей профессии отца, или к выбору такого профессионального занятия, в котором есть постоянная необходимость соревнования с другим полом. Влияние этого комплекса проявляется в профессиональной карьере, в жизни как практически здоровой, так и невротической женщины и объясняется в первую очередь сложившимися в данном обществе культурно-историческими традициями рассмотрения женского идеала. К. Хорни рассматривает в качестве объяснительного механизма карьерных достижений мужчин их зависть к материнству, считая, что зависть к материнству - одна из движущих сил, побуждающих мужчин к созданию культурных ценностей и к сверхкомпенсации в различных карьерных достижениях.
В концепции А. Адлера чувство неполноценности рассматривается как реакция на проявившийся еще в детстве органический, морфологический или функциональный недостаток; порожденное этой реакцией чувство неполноценности требует в качестве компенсации усиления чувства собственного достоинства, стремления к превосходству. Неполноценность и превосходство понимаются Адлером как универсальные и общие условия, управляющие поведением человека и стимулирующие его здоровое развитие. Свойственное отдельным людям преувеличенное чувство неполноценности, ставшее своеобразным способом избегания жизненных трудностей, обозначаются Адлером как комплекс неполноценности. Чувство неполноценности и стремление к превосходству рассматриваются и как детерминанты поведения, и как факторы, влияющие на выбор профессии и обусловливающие преимущественное развитие определенных способностей, например артистических, художественных, кулинарных. Содержание (важные жизненные события) и форма (преимущественно визуальные или двигательные воспоминания) ранних впечатлений детства определяют стиль жизни человека и в этой связи наиболее пригодны для прогнозов профессиональных выборов взрослых.
Современные зарубежные исследователи считают, что события первых жизненных стадий развития человека причастны к его карьере, о чем свидетельствуют, например, данные о переносе межличностных образцов поведения в семье в рабочую среду (так, ФД Дорн называет саму работу «просто напряженной семейной драмой»). Психодинамическое направление реализуется в консультировании, фокусированном на представлениях клиентов об их личном опыте и переживаниях, имеющем цель - найти личностно соответствующие профессиональные возможности для развития темы жизни клиентов и личностного роста посредством работы.
Сценарная теория выбора профессии и карьерных достижений, развиваемая с середины 50-х гг. американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет содержание профессионального выбора строением личности субъекта и доминированием одного из состояний-Я (Родителя, Взрослого, Ребенка). Под состоянием-Я понимаются различные состояния сознания и образцы поведения, которые этому состоянию соответствуют и открываются непосредственному наблюдению. В терминологии структурного анализа, человек счастлив, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом. Но для профессиональной карьеры важна способность людей к изоляции Родителя, Взрослого и Ребенка, чтобы позволить каждому из них выполнять свои функции. Для некоторых людей доминирующие состояния-Я становятся главной характеристикой их профессии: военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, учителя, священнослужители - это в основном «Родители». Диагносты, экономисты, физики, химики, математики входят в группу «Взрослые». Рабочие конвейерного производства, спортсмены, клоуны - это «Дети».
В сценарной теории утверждается, что в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) большинство людей руководствуется сценарием, т.е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение взрослого человека. В сценарии представлены важнейшая мотивировка жизненных решений, готовая жизненная цель и предсказуемость жизненного итога, приемлемый способ структурирования времени и готовый опыт родителей. Люди, имеющие сценарный аппарат, имеют и свои независимые побуждения - это зримые представления о том, что бы они сделали, если бы могли делать то, что им хочется делать.
Согласно сценарной теории, человек, полностью руководствующийся сценарием, не является субъектом построения карьеры и карьерных достижений. Общая схема сценарного выбора карьеры человека такова. При построении карьерного плана индивида решающее (мотивирующее) воздействие исходит от «Ребенка» родителя противоположного пола. «Взрослое» состояние-Я родителя того же пола дает человеку образцы, программу поведения. «Родительские» состояния двух родителей (матери и отца) наделяют человека «рецептами», правилами и предписаниями поведения, которые составляют антисценарий человека. Сценарная теория утверждает, что сценарий, скорее всего, влияет на профессиональные выборы мальчиков.
Для того чтобы имели место «хорошие» карьерные сценарии, необходимо выполнение ряда условий: родители должны желать передать, а ребенок должен быть готов, предрасположен к принятию этого сценария; у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности; его жизнь должна содержать события, не противоречащие содержанию сценария; оба родителя должны иметь собственные сценарии «победителей» (их собственные сценарии и антисценарии должны совпадать).
Сценарная теория рассматривает возможные негативные сценарии для последующей карьеры человека: жесткое половое предпочтение родителей при воспитании ребенка; очередность рождения ребенка в семье и наличие братьев и сестер; компенсация родительских профессиональных неудач; продолжение в профессиональной судьбе ребенка родительских карьерных намерений; запретительство превышения ребенком родительских профессиональных достижений; сценарий приравнивания профессиональных достижений женщин к потере ими женственности; сценарий воспитания родителями «вундеркинда» и др.
Современные исследования подтверждают влияние образцов карьерного поведения отца и матери на представления ребенка о мире профессий, в частности особо значимо влияние образовательного уровня матерей на профессиональные выборы детей. Так, дети матерей с неполным средним образованием выбирают профессии, связанные со спортом, армией, МВД, кооперативной и индивидуальной трудовой деятельностью, социальными услугами, торговлей. Дети матерей с высшим образованием стремятся приобрести профессии из сферы здравоохранения, науки, экономики, образования, производства.
Итак, общим для психодинамической и сценарной теорий является установление решающего значения опыта раннего детства в выборе профессии и построении карьеры. Различия в анализируемых теориях обнаруживаются по вопросу содержания этого опыта. Согласно психодинамической теории, выбор профессии предопределен установившейся в раннем детстве структурой зачастую неосознаваемых потребностей, которая делает взрослую личность не только зависимой от прошлого опыта, но и ставит под сомнение возможности ее развития. Согласно сценарной теории, выбор профессии предопределен опытом родителей, воплощенным в готовых жизненных планах, передаваемых ребенку. Из теорий следует важный психолого-педагогический вывод: несубъектность профессионального выбора ограничивает проявления индивидуальности, активности личности, может превратить ее карьеру в источник невротических и психосоматических нарушений.
Список литературы
Адлер А. Наука жить. Киев, 1997. С. 49-70.
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1991. С. 77-79.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1988.
Л.Джеймс М., Джонгвард Д. Рожденные выигрывать. М., 1993. С. 82-98, 247-256.
Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991. С. 369-385.
Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. С. 372-373.
ХорниК Женская психология. СПб., 1993. С. 26-53.
Сценарная теория, развиваемая с середины 50-х годов американским психотерапевтом Э. Берном, объясняет процесс выбора профессии и профессионального поведения тем сценарием, который формируется в раннем детстве.
В сценарной теории утверждается, что сравнительно малое число людей достигает полной автономии в жизни; в важнейших аспектах жизни (брак, воспитание детей, выбор профессии и карьера, развод и даже способ смерти) люди руководствуются сценарием, т. е. программой поступательного развития, своеобразным жизненным планом, выработанным в раннем детстве (до 6-летнего возраста) под влиянием родителей и определяющим поведение человека. Выгоды и преимущества сценария очевидны: в нем дается важнейшая мотивировка жизненных решений, готовая жизненная цель и предсказуемость жизненного итога, приемлемый способ структурирования времени и готовый опыт родителей. Хотя в теории указывается на большую, по сравнению с генетическим аппаратом, гибкость и подвижность сценарного аппарата и изменчивость его под воздействием внешних факторов (жизненный опыт, получаемые от других людей предписания), все-таки сценарий не позволяет человеку стать подлинным субъектом собственной жизни. Для полностью руководствующихся сценарием может быть применено следующее высказывание: «Если мать говорит детям, что они закончат в сумасшедшем доме, то это так и случается. Только девочки чаще всего становятся пациентами, а мальчики - психиатрами».
Человек, имеющий сценарный аппарат, имеет и свои независимые побуждения - «это зримые представления о том, чтобы они сделали, если бы могли делать то, что им хочется делать».
Сценарная теория обращает внимание на то, что человек, руководствующийся неосознанно сценарием, не является субъектом выбора профессии. Каждый человек включает в себе три психологические позиции: Ребенка, Взрослого и Родителя. Общая схема сценарного построения выбора профессии и карьеры человека такова: решающее (мотивирующее) воздействие при построении карьерного или профессионального плана индивида исходит от Ребенка родителя противоположного пола. Взрослое состояние Я родителя того же пола дает человеку образцы, программу поведения. Родительские состояния двух родителей (матери и отца) наделяют человека рецептами, правилами и предписаниями поведения, которые составляют антисценарий человека. Например, мальчик-сын, выбирающий профессию и карьеру, получает от матери (от состояния Ребенка Я-матери) побуждение быть врачом, но не просто врачом, а еще и «победителем». И отец (Родительское состояние Я-отца) и мать (Родительское состояние Я-матери) мальчика указывают ему на необходимость стать хорошим врачом, а отец (Взрослое состояние Я-отца) раскрывает перед мальчиком секреты профессиональной подготовки врача (рис.1). Если мальчик, наделенный к тому же определенными способностями, воспринял сценарий, то в итоге мы имеем дело с примером хорошей карьеры. Для того чтобы «хорошие» карьерные сценарии действительно имели место, необходимо выполнение ряда условий:
родители желают передать, а ребенок готов, предрасположен к принятию этого сценария;
у ребенка должны быть развиты соответствующие сценарию способности и не противоречащие содержанию сценария жизненные события;
оба родителя должны иметь собственные сценарии «победителей» (т. е. их собственные сценарии и антисценарии совпадают).
Схема влияния родителей на выбор профессионального сценария детей
Примечание: Р - психологическая позиция «Родитель», Вз - позиция «Взрослый», Д - позиция «Дитя, Ребенок»
Сценарная теория рассматривает возможные негативные для последующей карьеры субъекта сценарии:
жесткое половое предпочтение родителей при воспитании ребенка,
очередность рождения ребенка в семье и наличие братьев и сестер,
компенсация родительских профессиональных неудач,
продолжение в профессиональной судьбе ребенка родительских карьерных намерений,
запретительство превышения ребенком родительских профессиональных достижений и пр.
В структурном разделе сценарной теории дается объяснение содержанию профессиональных выборов в связи со строением личности субъекта и доминированием одного из состояний Я (Родителя, Взрослого, Ребенка). По терминологии структурного анализа, человек счастлив, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом; для хорошей профессиональной карьеры важна способность людей к изоляции Родителя, Взрослого и Ребенка так, чтобы позволить каждому из них выполнять свои функции. Для некоторых людей доминирующее состояние Я становится «главной характеристикой их профессии: священники в основном Родители; диагносты - Взрослые; клоуны - Дети».
Так, психологическая позиция Родитель догматично влияет на личность, экономит энергию личности, принимает и неукоснительно выполняет решения, преуспевает в случаях соответствия принимаемых им решений окружающей культурной среде. Различают два типа Родителя: догматический, карающий Родитель и опекающий кормилец. Личность, ведущая себя как догматический Родитель, - напряженно работающий и обладающий чувством долга человек, осуждающий, критикующий других и манипулирующий другими, как правило, выбирает профессии, связанные с реализацией власти над другими людьми (военные, домохозяйки, политики, президенты компаний, священнослужители). Личность, постоянно ведущая себя как родитель-кормилец, выступает как постоянная нянька, спаситель, великодушный диктатор, святой. Среди людей этого типа встречаются секретари, проявляющие заботу о каждом сотруднике, начальники, которые пытаются вмешиваться в личную жизнь подчиненных, но не умеющие разумно повлиять; социальные работники.
Ребенок , стремится к импульсивным реакциям, не умеет самостоятельно мыслить и принимать решения, не берет ответственность за свое поведение. В профессиональной жизни Ребенка привлекают сферы деятельности, где не требуется принятия самостоятельных решений, но необходимо исполнение чьих-то распоряжений (работа на сборочном конвейере, на игровом поле, проститутки и т. п.).
Личность, ведущая себя как постоянный Взрослый , беспристрастна, сосредоточена на фактах и логике, стремится обработать и классифицировать информацию в соответствии с предыдущим опытом. Такие личности выбирают профессии, где не надо иметь дело с людьми, где ценится абстрактное мышление (экономика, вычислительная техника, химия, физика, математика).
Представители различных психологических школ и направлений рассматривают детерминанты процесса профессионального выбора и удовлетворенности им, исходя из своего понимания развития личности. Теории профессионального самопределения тесно связаны с теориями профессионального развития.
Рассматривая профессиональное развитие личности с точки зрения психоаналитической теории, Э. Роу (1957) исходит из того, что развитие интересов, способностей, индивидуальных особенностей происходит под влиянием атмосферы семьи в раннем детстве, в системе взаимосвязи «ребенок - родители» и оказывает влияние на последующий выбор профессии (цит. по Г. Крайг, 2000).
В социально-психологических и социологических теориях выбора профессии (П. Блаум, 1956; Т. Шарманн, 1965) профессиональное развитие и выбор профессии ставятся в зависимость от различных видов интеракции индивидов и конкретной социальной среды (цит. по К. К. Платонову, 1979).
А. Маслоу в концепции профессионального развития выделяет в качестве центрального понятия самоактуализацию как стремление человека самосовершенствоваться, проявлять себя в значимом для него деле. В его концепции близкими к понятию «самоопределение» выступают такие понятия, как «самоактуализация», «самореализация», «самоосуществление» (цит. по Э. Ф. Зееру, 2005).
Теория Я-концепции рассматривает профессиональное самоопределение как профессиональное развитие, в ходе которого происходит реализация Я-концепции (Д. Сьюпер, 1963). Люди склонны выбирать профессию, отвечающую сложившимся у них представлениям о себе. Они добиваются самоактуализации, являющейся центральным мотивом человеческой деятельности, утверждая себя в профессии, которая соответствует их Я-концепции. Это приносит им наибольшее удовлетворение и способствует их личностному росту.
Профессиональное развитие личности Д. Сьюпер видит в реализации ее Я-концепции. Согласно его теории:
Люди характеризуются их способностями и свойствами;
Каждый человек подходит ко многим профессиям, а каждая профессия - ко многим индивидам;
Профессиональное развитие имеет ряд последовательных стадий и фаз;
Особенности этого развития определяются социально-экономическим статусом семьи, свойствами индивида, его профессиональными возможностями;
На разных стадиях развития можно управлять, способствовать формированию интересов и способностей индивида, поддерживая его в стремлении осуществить пробу сил, в развитии его Я-концепции;
Взаимодействие Я-концепции и реальности происходит при проигрывании и исполнении профессиональных ролей;
Удовлетворенность работой зависит от того, в какой мере индивид находит адекватные возможности для реализации своих способностей, интересов, свойств личности в профессиональных ситуациях.
Психодинамическое направление , признавая определяющее влияние раннего детского опыта на выбор профессии и построение карьеры, разрабатывает положение 3. Фрейда о том, что профессиональная деятельность выступает одной из форм удов-летворения ранних детских инстинктивных потребностей через «канализацию» в ту или иную профессиональную область. Так, фрустрационная агрессия может быть переориентирована на поиски подходящего объекта профессиональной деятельности, а сублимация садистической потребности проявляется, например, в профессии хирурга, сублимация агрессивных импульсов - в профессиях мясника, боксера, сублимация желания подглядывать за интимными моментами чужой жизни - в профессии психиатра, психотерапевта.
В рамках ортодоксальной психоаналитической концепции выбора профессии Шонди (1948) и Мозер (1965) высказывают мысль о зависимости профессионального выбора и эффективности деятельности от индивидуальных особенностей личности, которая выбирает социальную среду, близкую ее складу. Таким образом удовлетворяются неосознаваемые потребности, что, по мнению авторов, представляет собой специфическую форму тропизма - оперотропизм (цит. по К. К. Платонову, 1979).
В индивидуальной теории личности А. Адлер рассматривает комплекс неполноценности и стремление к превосходству как детерминанты развития определенных способностей и выбора соответствующей сферы профессиональной деятельности. Так, завоевательный жизненный стиль Наполеона был детерминирован его хрупким физическим телосложением, а стремление к мировому господству Гитлера - его импотенцией. А. Адлер выводил зависимость карьерных устремлений индивида от очередности его рождения в семье, наличия в ней сиблингов (братьев и сестер). Вершинным достижением А. Адлера как теоретика-персонолога является креативное (творческое) Я. Это динамический принцип, первопричина всего человеческого. Согласно идее креативного Я, человек сам творит свою личность, создавая ее из сырого материала наследственности и опыта. Креативное Я придает жизни смысл, создавая цель и средства ее достижения.
Теория черт личности Дж. Голланда (1973 ) рассматривает связь черт личности и выбора профессии. Основная идея теории в том, что существует соответствие, между видом профессиональной деятельности, выбираемой личностью, и ее чертами, которые можно измерить. По мнению Дж. Голланда, успешность профессиональной деятельности зависит не только от интеллектуального потенциала личности, но и от ее направленности, интересов, установок, ценностных ориентации.
В русле идеи соответствия черт личности выбираемой профессии находится и пятифакторная модель («большая пятерка») в редакции Л. Р. Голдберга (1992) - «сквозной биполярный перечень». Она рассматривается как основа адекватного представления относительно структуры личности и может быть использована в профконсультации (цит. по Л. Первину, О. Джону, 2002). В ней представлены следующие факторы:
1) нейротизм (тревожность, враждебность, депрессия, самосознание, импульсивность, ранимость);
2) экстраверсия (теплота, тяга к людям, напористость, активность, поиск сильных ощущений, положительные эмоции);
3) открытость опыту (воображение, эстетизм, чувства, действия, идеи, ценности);
4) доброжелательность (доверие, прямота, альтруизм, уступчивость, скромность, мягкость);
5) сознательность (компетентность, упорядоченность, чувство долга, потребность в достижении, самодисциплина, осмотрительность).
Л. Первин, О. Джон (2002) считают, что, согласно пятифакторной модели, индивиды с высокими оценками по экстраверсии должны чаще предпочитать и успешнее действовать в социальных и преподавательских профессиях по сравнению с интровертами. Люди, имеющие высокие оценки по открытости, должны чаще предпочитать и успешнее действовать на художественном и исследовательском поприщах (т.е. в журналистике, сочинительстве), чем люди с меньшей открытостью. Так как профессии художников и исследователей требуют любопытства, любознательности, творчества и независимого мышления, то они больше подойдут индивидам с высокими оценками по открытости опыта. Пятифакторная модель может дать полный портрет индивида, она особенно ценна в области профессиональной ориентации и консультации.
В ряду теорий, рассматривающих индивидуально-личностные свойства как важную детерминанту профессионального выбора, находится и теория ведущих тенденций.
Теория ведущих тенденций (Л. Н. Собчик, 2002) основана на идее, что наличие определенных индивидуально-личностных свойств предрасполагает индивида к выбору соответствующей профессиональной деятельности. В качестве основы психодиагностического исследования теория ведущих тенденций позволяет сопоставить результаты разных тестов, проективных и полупроективных методик путем анализа феноменологически близких показателей и данных самооценки, а также дает возможность сблизить подходы разных исследователей и специалистов при изучении индивидуально-личностных свойств.
Ведущие тенденции, считает Я. Н. Собчик, в виде умеренно выраженных индивидуально-личностных свойств, таких как интроверсия или экстраверсия, эмоциональная лабильность или ригидность, сензитивность или спонтанность, тревожность или агрессивность, обнаружены на разных уровнях самосознания как стержневая характеристика, определяющая особенности эмоциональной, мотивационной сфер, межличностного поведения, социальной активности, что в значительной мере влияет на иерархию ценностей индивида и выбор сферы профессиональной деятельности.
Исследования показали, что лица, не имеющие профессионального опыта, но испытывающие потребность (неосознаваемый тропизм) заниматься определенной деятельностью, проявляют тенденции, лежащие в основе этого выбора и имеющие профессионально важное значение. Многолетние наблюдения за судьбами обследованных людей позволяют утверждать, что ведущие тенденции не только формируют конституцию и характер индивида, но и предопределяют многое в его жизни: выбор профессии, спутника жизни, сферы интересов и социальной активности.
Сценарная теория выбора профессии объясняет профессиональный выбор личности ее структурой и доминированием одного из Эго-состояний (Я-взрослый, Я-родитель, Я-ребенок). В своем профессиональном поведении индивид руководствуется программой, жизненным планом, выработанным в раннем детстве под влиянием родителей. В сценарии представлены мотивы, жизненные цели, готовый опыт родителей, предсказуемость жизненного итога (Э. Берн, 1991, цит. по С. В. Остапчук, 2003). В теории рассматриваются возможные негативные факторы для карьеры человека: компенсация родительских профессиональных неудач, продолжение в профессиональной судьбе ребенка родительских карьерных намерений, жесткое следование тендерным стереотипам при воспитании ребенка.
Теория решений рассматривает выбор профессии как систему ориентации в разных профессиональных ситуациях с последующим принятием решения. Критерием профессионального выбора выступает ожидаемый успех, соотносимый личностью со значимостью цели, вероятностью ее достижения, а также готовностью к поражению и риску (цит. по А. В. Прудило, 1996).
Профессиональное самоопределение и профессионализация способствуют удовлетворению потребности личности всаморазвитии, самоактуализации, которые являются центральной идеей многих современных теорий и концепций о человеке. Важной для понимания личности и ее профессионального развития является и идея самотрансценденции, выхода человека за пределы своего «Я» и ориентации на окружающих своей социальной деятельности. Самоактуализацию и самотрансценденцию А. А. Реан и Я. Л. Коломинский (1999) представляют единым процессом, основанным на эффекте дополнительности, «суперпозиции». Этот процесс проявляется в профессиональном самопределении, строящемся на отношении «человек -профессия», в котором происходит выход индивида за пределы своего «Я» при помощи трансляции личностных свойств и профессиональных планов на мир профессий.
Успешность профессионального самоопределения, задачей которого является формирование внутренней готовности личности к планированию и построению профессиональной карьеры, определяется также содержанием, методами и формами профориентационной и профконсультационной работы.
Выбор профессии – это непростое решение, которое открывает человеку путь во взрослую жизнь. Один из известнейших психологов ХХ столетия Альфред Адлер отмечает, что это одна из трех жизненно важных проблем: существование в обществе, вопрос профессиональной деятельности, вопрос любви и брака .
![](https://i0.wp.com/krainaz.org/images/201706ru/psychoanalysis01.jpg)
(1870-1937)
Зачастую, решение по выбору профессии принимается, исходя из социальных, семейных, личностных, финансовых и других аспектов жизни. Тем не менее, с психоаналитической точки зрения профессия может быть представлена как один из способов сублимации, то есть социально желательного выражения энергии либидо.
В целом, вся концепция психоанализа основана на идее энергии, которая у разных авторов приобретает разные оттенки (у Фрейда – это сексуальная энергия, у Юнга – жизненная энергия, а у Адлера – энергия компенсации чувства неполноценности).
Возвращаясь к идее выбора профессии, путь, который избрал человек, начинает проявляться ещё в детстве, прежде всего в играх и подражании взрослым, где уже можно увидеть склонности к той или иной профессиональной деятельности, которая является воплощением свойственных ребенку природных потребностей или влечений.
Так, например, один ребенок будет пытаться помочь всем вокруг, а другой – наоборот, будет избегать общения. Все эти особенности и есть проявления жизненного стиля, который формируется очень рано (в возрасте пяти лет) и, в дальнейшем, существенным образом не изменяется (следуя теории Адлера). Это не означает, что работать над собой не нужно, но при этом нужно учитывать свои индивидуальные особенности.
Также, одной из «дочерних» теорий психоанализа является сценарная концепция Эрика Берна , суть которой в том, что выбор профессии происходит по сценарию, который транслируется ребенку родителями, а также зависит от жизненной позиции самого ребенка.
![](https://i2.wp.com/krainaz.org/images/201706ru/psychoanalysis02.jpg)
Сам термин «жизненная позиция» знакомит нас с ещё одной теорией этого же автора – трансакционным анализом (от лат. transactio – соглашение, договор). Данные теории тесно связаны, потому что используют одни и те же понятия и созданы одним автором.
Итак, трансакционный анализ описывает типичные ситуации взаимодействия людей в социуме и быту, используя при этом такие жизненные позиции (если обозначенные черты постоянно присущи человеку) или состояния Эго (если позиция ситуативная) как Родитель, Взрослый и Ребенок.
Например, жизненная позиция «Родитель» подразумевает ответственность, серьёзность и взвешенность в решениях, а Эго-состояние «Родитель» – наличие определённого опыта и соответствующих черт только в конкретной ситуации или контексте.
Позиция «Ребенок» подразумевает определённый инфантилизм и ожидание активных действий от других, неспособность взять на себя ответственность, оправдание собственной вины и т.д. А позиция «Взрослого», наоборот, направлена к реальности, но не имеет того покровительского оттенка, как у «Родителя», характеризуется социальной зрелостью и способностью к принятию адекватных решений.
Другим важным элементом трансакционного анализа являются сами трансакции, то есть взаимодействия разных ситуативных Эго-состояний. Трансакции могут быть: дополняющими (партнёры по общению адекватно воспринимают роли друг друга, подстраиваясь друг к другу и не требуя изменения поведения партнёра), пересекающимися (потенциально конфликтные трансакции, так как партнёры не воспринимают роли друг друга или же не хотят принимать навязанную партнёром позицию), скрытыми (со стороны взаимодействие партнёров выглядит иначе, чем оно воспринимается самими участниками коммуникативного процесса; то есть такие трансакции имеют явный и скрытый уровни, при этом скрытый осознается только партнёрами по общению).
Однако, данная информация полезна, скорее, в повседневной жизни, нежели при выборе профессии, но это тоже не менее интересная часть теории Э. Берна.
Возвращаясь к вопросу выбора профессии и сценарной теории , обозначим, что можно рассматривать роли Родителя, Ребёнка и Взрослого не как ситуативные, а как стилевые, стабильно присущие человеку.
В таком случае они могут существенно повлиять на выбор профессии, потому как человек, зная свои индивидуальные особенности, создает «Я-образ» (собственное представление о себе), который должен совпадать с аналогичным образом выбранной профессии. Последний также создан самим человеком на основании знаний о профессии и стереотипов, потому он не всегда может быть адекватен реальности (но это уже другой вопрос).
Тем не менее, если эти образы не совпадают, то человек не будет чувствовать себя комфортно «в роли» профессионала и в профессиональной среде в целом. Это может спровоцировать в человеке внутренний конфликт. Но тогда возникает вопрос: почему он избрал эту профессию? Ответ скрыт в сценарной теории .
![](https://i2.wp.com/krainaz.org/images/201706ru/psychoanalysis03.jpg)
Дороти Джонгвард (Dorothy Jongeward)
Как утверждают Мюриэл Джеймс и Дороти Джонгвард , комментарии родителей по типу: «Из тебя выйдет хороший доктор», «Ты просто прирождённая актриса», «Не быть тебе певцом» – это профессиональные сценарии , которые приписываются родителями ребёнку или могут транслироваться другими значимыми людьми.
Однако, иногда такие сценарии являются деструктивными («Ты никогда не найдёшь себе работу»), тогда у человека могут возникнуть проблемы в профессиональной сфере. Здесь на помощь приходят контрсценарии , которые человек может построить с психологом или терапевтом, или же создать самостоятельно.
Контрсценарии – это «кнопки перезапуска жизни», которые дают возможность совершить то, что «запретили» своим сценарием родители, то есть, изменить подаренный ими в детстве сценарий.
Это было небольшое ознакомление с психоаналитическими теориями, а теперь поразмыслим о том, как именно наши собственные склонности, способности и нужды вместе со сценариями родителей синтезируются в окончательный выбор профессии? Ведь каждая теория стремится выделить и объяснить какой-то один аспект жизни, тогда как в реальности все элементы объединены в систему, где взаимодействуют друг с другом.
При этом влияние внешних факторов, очевидно, можно рассматривать только сквозь призму восприятия самого человека: для одного большой спрос на профессию юриста – это позитив, тогда как для другого – это негатив, так как присутствует конкуренция, или же это один из факторов влияния со стороны родителей-юристов, в то время как ребёнок стремится получить совершенно другую профессию.
![](https://i1.wp.com/krainaz.org/images/201706ru/psychoanalysis04.jpg)
Таким образом, с одной стороны, существуют собственные влечения и устремления человека, а с другой – сценарии его родителей. В идеальной ситуации эти две составляющие совпадают. Возможно, вам приходилось встречать книгу Дэвида Вейса «Возвышенное и земное» , где рассказана история жизни Моцарта.
В этом случае стремления родителей, врождённые способности, наличие возможностей развития и уникальная любовь маленького ребенка к музыке соединились в единое целое и создали гения мирового масштаба, человека, о котором известно каждому – Вольфганга Амадея Моцарта .
Действительно, очень редко бывают случаи, когда факторы выбора профессии составляют такой совершенный пазл, но даже здесь есть своё несовершенство: последние годы жизни известный всему миру композитор провёл в бедности и нужде. Но это уже другая сторона профессии.
Конечно, есть и те, кто скажут: даже если все факторы сойдутся, всё равно далеко не каждый человек станет Моцартом в своём деле. Действительно, кроме собственного желания и одобрения родителями профессионального выбора, необходимо иметь незаурядные способности.
Именно поэтому важно наблюдать за собой и прислушиваться к точке зрения окружающих, чтобы вовремя заметить собственные способности и начать развивать их. А при условии достаточной поддержки родителей ребёнок может достичь такого уровня мотивации, что она компенсирует даже недостаток способностей.
![](https://i2.wp.com/krainaz.org/images/201706ru/psychoanalysis05.jpg)
Роберта Земекиса «Форрест Гамп»
Примером тому является известный фильм Роберта Земекиса «Форрест Гамп», где мать всегда поддерживала своего сына и, не смотря на диагноз лёгкой умственной отсталости, говорила ему: «Ты абсолютно нормальный! И ты не хуже других детей!». То есть, сценарий матери «Я смогу это!» сопровождал Форреста всю жизнь. Он не боялся новых видов деятельности и, почти во всём, достигал успеха (настольный теннис, рыбный промысел, армия…). Эта история и сегодня вдохновляет многих людей.
Если же собственные интересы не совпадают с родительским сценарием (или планами родителей относительно будущей профессии ребёнка), то тогда человек должен идти на компромисс и делать непростой выбор, который позднее может стать причиной внешнего или внутреннего конфликта (в таком случае смотрите рекомендации ниже).
Но вернёмся к основному вопросу: сценарий, который транслируют нам родители, наша жизненная позиция, способности, образ профессии – какая из этих составляющих является определяющей? По правде говоря, можно долго теоретизировать и строить гипотезы, но реальная жизнь, так или иначе, соединяет в себе все эти факторы, поэтому для каждой конкретной ситуации необходим свой особенный подход.
1) Обратите внимание на собственные способности и интересы : что вам удаётся лучше всего? Что вас интересует настолько, что вы готовы работать над этим день и ночь? Ведь только внутренняя мотивация может компенсировать недостаток способностей, а вот одни лишь способности не «пробудят» желания работать до седьмого пота (поэтому приоритет лучше отдавать именно тому, что интересует).
2) Вспомните родительский сценарий относительно вашей профессиональной жизни; если есть потребность в его коррекции, ознакомьтесь с соответствующей литературой (см. ниже) или обратитесь к психологу.
3) Создайте мысленный образ профессионала (той сферы деятельности, где вы хотели бы работать) и сравните с собственной личностью. В случае выявления значительных несовпадений, проанализируйте возможности самосовершенствования или изменения выбора.
4) Поинтересуйтесь ситуацией на рынке труда: возможно сейчас актуальны такие профессии, о которых вы даже не слышали, а узнав о них больше, вы сможете сделать правильный выбор.
5) Обратитесь за помощью к профориентатору – человеку, который поможет в выборе профессии, или к психологу (если проблема состоит в отношении родителей к вашему выбору).
Литература:
1. Адлер А.
Наука жить. – К.: 1997. – 288 с.
2. Вэйс Д.
Возвышенное и земное. - М.: Лампада, 1992. – 736 с.
3. Джеймс М., Джонгвард Д.
Рожденные выигрывать. Трансакционный анализ с гештальтупражнениями: Пер. с англ./Общ. ред. и послесл. Л.А. Петровской. – М.: "Прогресс", 1993. – 336 с.
Алина Бахвалова , студентка магистратуры факультета психологии КНУ имени Тараса Шевченко