Практика проведения крестных ходов в приходах русской православной старообрядческой церкви. Особенности старообрядческих крестных ходов

3450

Крестные ходы очень значимы для каждого христианина и вообще Русского человека. Какова история крестных ходов? С какой целью они проводятся? Какие традиционные крестные ходы проводятся в Русской Православной Старообрядческой Церкви? Каковы особенности проведения старообрядческих крестных ходов? Как обеспечивается их организация? Ответы на эти и другие вопросы приводятся в публикуемом докладе Игоря Лапина (РПСЦ). Материал был представлен на конференции «Крестный ход: история, современность и развитие», которая была проведена в Москве 26 января 2016 года.


Крестный ход в село Григорово. Фото страницы «Рпсц Большое-Мурашкино»

1. История крестных ходов в церкви

1.1. История становления крестноходского движения в христианстве

История крестных ходов восходит к ветхозаветным временам, когда евреи торжественно переносили главную святыню – Ковчег Завета. В состав христианских традиций торжественные шествия с крестом во главе вошли еще в древности. Кроме повсеместных крестных ходов (на святую Пасху и на освящении храма), в церкви существовали крестные ходы и по многим другим духовно значимым поводам.

На Руси крестные ходы были заимствованы от греков и существовали на всем протяжении истории Русской Церкви. Сама церковная история Руси начиналась крестным ходом на Днепр для крещения киевлян. Летописцы сохранили многочисленные примеры крестных ходов в последующие времена – начиная от великих русских князей Ярослава I Мудрого, Изяслава I, Владимира Мономаха, переносивших мощи святых князей Бориса и Глеба.

1.2. История возрождения крестных ходов в РПСЦ

После раскола русской церкви старообрядчество переживало серьёзные гонения со стороны властей. В это нелёгкое время у людей не было возможности свободно организовывать крестные ходы, но, несмотря на это, старообрядцы их совершали. Люди не оставляли традиции, желая укрепиться этим великим делом.

Особый подъем в числе проведённых крестных ходов произошел после исторического события – подписания указа о веротерпимости в 1905 году . С приходом большевиков произошел явный спад активности в этом богоугодном деле.

Но, по воспоминаниям «старожилов», в советские годы, невзирая на отношение коммунистической власти к вере, многие люди продолжали совершать крестные ходы, но уже тайно. Несмотря на то, что это было менее торжественно, люди, сильно рискуя, всё же сохраняли эту традицию.

Большое оживление крестноходского движения произошло с принятием первосвятительского сана митрополитом Андрианом . Владыка видел важность этого движения и всячески поддерживал начинающих.

1.3. Цели и задачи крестных ходов

Основной целью крестного хода является прославление Господа и Его великих угодников, а также молитвенное единение, несение трудностей и оказание милосердия всем нуждающимся.

Задачами же крестного хода являются, в первую очередь, объединение людей для общей молитвы, испытание духа и тела и оставление всего суетного мирского, вознося свои мысли и чувства к Создателю.

2. Крестные ходы в старообрядческой церкви

В России сегодня около 10-ти старообрядческих Крестных ходов.

2.1. Великорецкий крестный ход (проводится с 9-13 августа в г. Вятка, ныне г. Киров)

Наверное, многие слышали о существовании Великорецкого крестного хода из города Кирова в село Великорецкое с 3 по 8 июня, проводимого Русской Православной Церковью . Но не многие знают, что у старообрядцев также существует Великорецкий крестный ход, который проводится с 9 по 13 августа в честь Рожества святителя Николы, что 11 августа, и на память перенесения Великорецкого образа из Вятки в Москву.



Великорецкий крестный ход движется из г. Киров (Вятка), 2009 г.

Старообрядческий Великорецкий крестный ход был возрожден в 2002 году по инициативе и при личном участии владыки Андриана, епископа Казанско-Вятского, позже митрополита всея Руси.

Со времени возрождения крестного хода четко сложился его маршрут. Он состоит из четырех дней пути и одного дня празднования в селе Великорецкое , на месте обретения Великорецкой иконы Святителя Николы в день его Рожества. За четыре дня паломники проходят больше 150 километров.

История Великорецкого крестного хода

В 1383 году на высоком берегу реки Великой крестьянину Агалакову явился образ святителя Николы. Вскоре от иконы начались исцеления и чудотворения. Молва о явлении чудотворного образа быстро разнеслась по округе, люди приходили на место явления иконы, благодарили Бога за дарованную им святыню, получали духовное утешение и исцеление. Общими усилиями построили крестьяне на месте явления иконы часовню, а позже началось строительство храма - более достойного места для чудотворного образа.

Вятчане в 1392 году, узнав о чудотворном образе, убедили жителей Великорецкого, и перенесли образ с берегов реки Великой в город Хлынов, давши обет каждый год возвращать образ на место его явления (в то время и до 1780 года центр вятского края именовался Хлыновом). Так родилась одна из самых давних традиций вятской земли - Великорецкий крестный ход.

Слава о чудесной иконе дошла до столицы. В XVI веке по велению государя Иоанна IV икона была доставлена из Хлынова в Москву. По пути следования от нее исцелялись больные и творились чудеса.

По указу царя один из приделов строившегося тогда храма Василия Блаженного был освящен в честь Великорецкой иконы святителя Николы, с иконы были сделаны списки. С этого времени на всей Руси начинается почитание великорецкого образа святителя Николы.

Сегодня старообрядческий великорецкий крестный ход – это около 300 паломников со всех уголков мира. Это возможность преодоления своих немощей, более 150 километров тяжелого пути по пересечённой местности. Это глубокая молитва и прекрасное пение хоров. Это маленький подвиг, который верующие совершают из года в год.



Великорецкий крестный ход. Возвращение обратно. 2009 г.

2.2. Крестный ход в село Григорово Нижегородской области (из села Большое Мурашкино)

«Рождение же мое в нижегороцких пределах, за Кудмою рекою, в селе Григорове. Отец ми бысть священник Петр, мати – Мария, инока Марфа» - из жития протопопа Аввакума.

Село Григорово – родина священномученика и исповедника Аввакума , небольшое село Нижегородской области, в котором родился и вырос опальный протопоп.

Большое Мурашкино – большое село, принадлежавшее с 1648 года Глебу Ивановичу Морозову, мужу исповедницы православной веры боярыни Морозовой, в иночестве Феодоры.

5 июля 1991 года в селе Григорово состоялось торжественное открытие памятника протопопу Аввакуму.



Крестный ход «По стопам Аввакума» на родину знаменитого протопопа. Фото страницы «Рпсц Большое-Мурашкино»

15 июля 2007 года состоялся первый крестный ход. Он начался от храма во имя священномученика и исповедника Аввакума, что в с. Большое Мурашкино, и завершился у памятника протопопу Аввакуму, в селе Григорово. Это стало доброй традицией. Крестный ход пролегает по лесной дороге и составляет около двенадцати километров.

2.3. Крестный ход Верея – Боровск (Московская обл.)

24 сентября святая церковь чтит память святой преподобномученицы и исповедницы Феодоры (боярыни Феодосии Морозовой), мучениц княгини Евдокии, Иустины и Марьи . Исповедницы православной веры были заточены в острог, а затем и в земляную яму в центре Боровска, где и были похоронены. В воспоминание подвига мучениц верующие совершают крестный ход к месту их заточения, где сегодня стоит часовня.



Крестный ход из Вереи в Боровск. Фото Виталия Москвичева

2.4. Уральский крестный ход к месту упокоения преподобномучеников Константина и Аркадия Шамарских чудотворцев (пос. Шамары Свердловской обл.)

Братья Константин и Аркадий жили в середине XIX века, принадлежали к часовенному согласию. Понимая, что «без священства нет спасения», присоединились к старообрядцам, приемлющим белокриницкую иерархию. И после этого продолжали они подвизаться в трудах и молитвах в лесной келье. Из злобы и зависти убил братьев местный житель. Произошло это зимой, в конце января. А нашла иноков благочестивая женщина, пришедшая их навестить на Петров день. Почти полгода пролежали они, прикрытые ветками, но тела остались нетленными!

Официальная канонизация преподобномучеников произошла в конце XX века, в 1996 году, после освящения новопостроенного храма в поселке Шамары .



Крестный ход в Шамарах. Фото rpsc.ru

Постепенно сложилась традиция посещать могилу преподобномучеников, находящуюся в 25 километрах от Шамар. По благословению Митрополита Андриана, начался этот Крестный ход.

2.5. Сибирский крестный ход к местам старообрядческих скитов (пос. Гарь)

Начиная с 2004 года, в селе Гарь Томской области проходит Крестный ход от старообрядческого храма с. Гарь до места бывшего расположения знаменитых Томских скитов . Старообрядческие, так называемые Томские, или Михаило-Архангельские, скиты располагались в 200 км от г. Томска. Это был значимый духовный центр, в котором в разные времена проживали выдающиеся деятели старообрядчества. В 1930-е годы монастыри были разорены: часть иноков была убита, часть бежала. В память о подвигах и страданиях за веру предков, к месту основания скитов ежегодно совершается этот Крестный ход, основанный также митрополитом Андрианом .



Крестный ход в Томской тайге к Михаило-Архангельским скитам (Гарь)

3. Особенности старообрядческих крестных ходов

3.1. Старообрядец сегодня: его отношение к крестному ходу (традиционность)

Старообрядчество – это живая история, сохранившаяся до наших дней. Всем известно, что страна, забывшая свою культуру, историю, традиции – обречена на вымирание. У многих сложилось впечатление, что старообрядцы – это люди, живущие глубоко в лесах, отвергающие все средства цивилизации и не идущие на контакт с иноверными. Это по большей части миф, в целом старообрядец сегодня – это тот самый христианин, который жил в далёком 17 веке. Старообрядцы всегда были честны не только перед окружающими, но и перед собой в первую очередь, не шли ни на какие компромиссы ради благ этого мира, не искали царства на земле, а искали Царствия Небесного.

Мы стараемся сохранить изначальную цель этого действа – усердную молитву . Каждый верующий, приезжая на крестный ход, очень рад общению с единоверцами, но приезжает он, прежде всего, помолиться в особой обстановке, пройти духовный путь, сохраняя традиции, которые сложились в церкви.

3.2. Особое отношение старообрядцев к чинопоследованию и строгости в молитве

Как Божественные службы в старообрядческих приходах, так и крестные ходы совершаются чётко по уставу , без каких-либо сокращений и пропусков. Старообрядцы всегда следят за чинопоследованием и порядком в молитве, считая это важным аспектом для спасения души. Ведь святые отцы, имея благодать Божию, составляли службы не для того, чтобы мы их меняли, а для того, чтобы посредством этого каждый мог достичь духовного совершенства.

От этого и происходит строгое отношение к личной молитве, искреннее старание обуздать свои чувства, желания и обратиться к Богу.

3.3. Самоорганизация всех сфер крестного хода

На протяжении более трёх с половиной веков старообрядцы существуют самостоятельно, немного обособленно. Всю организационную деятельность крестных ходов, по всем сферам, общины производят самостоятельно, за исключением вопросов безопасности, когда власти выделяют наряд ГИБДД и спасателей. В остальном члены общины трудятся во славу Божию для того, чтобы обеспечить условия, необходимые для проведения крестного хода и общими силами стараются улучшать эти условия.

4. Трудности в организации

4.1. Питание

В крестном ходе этот вопрос решается благотворительно и питание для паломников совершенно бесплатно. Члены общины также своими силами накануне крестного хода закупают все продукты, готовят еду, которая затем доставляется паломникам на личном транспорте кого-то из прихожан. В целом, питание является большой нагрузкой для организаторов и составляет значительную часть расходов.

4.2. Ночлег

Также остро стоит вопрос с ночлегом, так как все паломники, приехавшие на крестный ход, ночуют на церковной территории и зачастую не хватает палаток для ночлега.

4.3. Медицинская помощь

Вопрос с медицинской помощью также нельзя назвать беспроблемным, так как в колонне не присутствует квалифицированный медик, это слишком дорого. В частности, в 2005 году во время Великорецкого крестного хода преставился приснопамятный митрополит Андриан, внёсший большой вклад в организацию и возрождение всех ныне действующих старообрядческих крестных ходов, медицинская помощь тогда отсутствовала.

4.4. Безопасность

Вопрос с безопасностью касается, прежде всего, дорожного движения. В этом плане дела обстоят в большинстве случаев хорошо. Как правило, выделяется наряд ГИБДД. Но существуют и отрицательные примеры. Так, в 2015 году во время крестного хода Верея – Боровск, на участке в Калужской области наряд не был выделен, не было ни спасателей, ни ГИБДД. Паломники в достаточно большом количестве просто шли навстречу движущимся машинам, а большая часть этого крестного хода проходит именно по автомобильной дороге. И это было весьма небезопасно.

5. Пути решения проблем

5.1. Поддержка со стороны органов власти

Необходима и поддержка органов местной власти, власть может в большей степени способствовать решению организационных вопросов, находящихся в её компетенции.

5.2. Поддержка со стороны государственных структур (ГИБДД, Медицинская служба, МЧС РФ)

При поддержке органов власти необходимо улучшать вопрос с обеспечением безопасности дорожного движения, медицинской службой, так как существуют проблемные зоны в этой сфере.

5.3. Финансовая поддержка

Все вышеперечисленные проблемы сложно улучшить, конечно же, без финансовой поддержки. Поэтому общины часто ищут благотворителей, желающих помочь осуществлению крестных ходов. Если не находят, то организовывают всё своими силами, как зачастую и бывает.

6. Подведение итогов

Подводя итоги, можно сказать, что крестные ходы очень значимы для каждого христианина и вообще Русского человека. И мы всеми силами должны стараться сохранить эти традиции и пытаться улучшить условия их обеспечения.

Доклад «Практика проведения Крестных ходов в приходах Русской Православной Старообрядческой Церкви »,
зачитан на конференции «Крестный ход: история, современность и развитие », проходившей 26 января 2016 г.,
любезно предоставлен сайту сайт автором.


***
Крестный ход - это православный обряд, осуществляемый
в форме благоговейного шествия верующих
с иконами, крестами, хоругвями и
другими христианскими святынями,
организуемого с целью прославления Бога,
испрашивания у Него милости
и благодатной поддержки.

"Крестный ход на Флора и Лавра". Художник Александр Маковский. 1921 год

Крестный ход может совершаться или по замкнутому маршруту, например, вокруг поля, села, города, храма, или по особому, где исходный и конечный пункты следования различны.

Крестный ход глубоко символичен. Торжественный колокольный звон выражает торжество Креста Христова, величественно носимого, окружённого сонмом верных, которые следуют за ним как воины за своим знамением. Крестный ход идёт под предводительством святых, иконы которых несут впереди. Крестные ходы освящают все стихии природы (землю, воздух, воду, огня). Это происходит от икон, фимиама, осенения напрестольным крестом всех сторон света, окропления водой, горения свечей…


Практика совершения Крестных ходов имеет древнее происхождение. Возникли крестные ходы в IV веке в Византии. Святитель Иоанн Златоуст устраивал против ариан ночные шествия по улицам Константинополя. Для этого были сделаны серебряные кресты на древках, которые торжественно носились по городу вместе со святыми иконами. Люди шли с зажженными свечами.


Крестный ход в Курской губернии

Позже в борьбе с ересью Нестория, специальные крестные ходы устраивал святитель Кирилл Александрийский, видя колебания императора. Позже в Константинополе для избавления от массовых болезней выносили из храмов Животворящее Древо Честнаго Креста и носили по улицам города.


Крестный ход в Москве

Непосредственным поводом к организации умилостивительных шествий могли служить чрезвычайные обстоятельства, например, стихийные или природные бедствия (землетрясения, наводнения, засухи, неурожай), эпидемии, угроза захвата территории врагом.


Крестный ход в Санкт-Петербурге

Подобные шествия сопровождались общими молитвами, содержащими прошения к Богу оградить землю и проживающих на ней жителей от бед. В случае осады города маршрут следования мог пролегать вдоль городских стен или по стенам.
Во времена распространения ересей совершались особые Крестные ходы, мотивированные стремлением защитить Православную веру от поругания, а самих верующих от ошибок и заблуждений.


Всеукраинский Крестный ход, июль 2016 года

Со временем в Церкви укоренилась практика совершения торжественных Крестных ходов. Такие ходы осуществлялись в некоторые праздничные дни, при освящении храмов, перенесении мощей святых угодников, чудотворных икон.


Одним из древнейших, ветхозаветных прообразов Крестных ходов служит семидневное обхождение Израильским народом стен Иерихона (Нав.6:1-4), торжественный перенос ковчега Завета из дома Аведдара в город Давидов (2Цар.6:12).

Неотъемлемым знаком любого крестного хода являются хоругви. Во время путешествия сынов Израилевых в Обетованную землю все 12 колен совершали свое путешествие вслед своих знамений, или хоругвей, и всякое знамя несли впереди за скинией, а за ним следовали все их колена. Как во Израиле хоругви имелись во всяком колене свои, так и у нас при всяком церковном приходе находятся во храме свои хоругви. Как все колена Израилевы путешествовали вослед своих хоругвей, так и у нас всякий приход во время Крестного хода следует вослед своих хоругвей.
Вместо же тогдашнего трубоглашения ныне у нас совершается церковный благовест, отчего освящаются весь воздух вокруг и все люди, а вся сила бесовская прогоняется.

Крестные ходы в России

Предлагаем вам малую толику о некоторых известных крестных ходах в епархиях Русской Православной Церкви. В реальности их конечно больше, крестные ходы проводятся ежегодно практически в каждой епархии.

Георгиевский Крестный ход

Георгиевский Крестный ход по местам воинской славы и героической обороны Ленинграда проходит в Санкт-Петербурге ежегодно. Начало традиции было положено в 2005 году, в год 60-летия победы в Великой Отечественной войне. Помянуть погибших защитников Ленинграда на местах боев и захоронений собираются ветераны войны, представители поисковых отрядов, молодежной организации "Витязи", скауты, курсанты военных ВУЗов, прихожане храмов Петербурга.




Организатор: Настоятель петербургского храма иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" на Шпалерной протоиерей Вячеслав Харинов.

Маршрут: От Невского пятачка (г. Санкт-Петербург) через Синявинские высоты к Успенскому храму села Лезье-Сологубовка, рядом с которым находится Парк мира.

Великорецкий крестный ход

Один из крупнейших ежегодных крестных ходов России. Проходит с почитаемой Великорецкой чудотворной иконой Николая Чудотворца. Крестный ход известен с начала XV века. Первоначально совершался по рекам Вятке и Великой на лодках и плотах в первое воскресенье после праздника перенесения святых мощей Святителя Николая в Бар-град (22 мая). С 1668 года по благословению епископа Вятского Александра установлена новая дата празднования - 24/6 июня. Позже, с 1778 года разработан и новый маршрут - сухопутный, действующий и поныне. За 5 дней пути паломники проходят 150 км.


Организатор: Вятская епархия.

Маршрут: Начинается 3 июня от Свято-Серафимовского собора в Кирове, проходит через поселок Макарье, села Бобино, Загарье, Монастырское, Горохово. Конечный пункт - село Великорецкое, где проводятся молебны в храмах и на берегу реки Великой. Паломники возвращаются обратно через село Медяны и поселок Мурыгино и 8 июня прибывают в Киров.

Крестный ход на Ганину яму

Ход проходит в память убиенной царсской семьи ежегодно июле. Участники хода идут от Храма-на-Крови к монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме. Идут дорогами, по которым в 1918 году везли тела убитых Романовых. В 2015 года ход собрал около 60 тыс. паломников.


Организатор: Екатеринбургская епархия.

Маршрут: Храм-на-Крови - центр Екатеринбурга - ВИЗ- Таганский ряд - Сортировку - поселок Шувакиш - монастырю Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.

Калужский крестный ход

Крестный ход проходит с "Калужской" иконой Божией Матери, в рамках празднования годовщины преставления равноапостольного князя Владимира и дня памяти блаженного Лаврентия.


Организатор: Калужский миссионерский отдел Калужской епархии.

Маршрут: От Свято – Троицкого Собора г. Калуги через более 30 насленных пунктов Калужской, Козельской, и Песоченская епархий с возвращением в Калугу

Крестный ход с Табынской иконой Божией Матери

В Башкирии с 1992 года Башкортостанской митрополии проходит ежегодный Табынский крестный ход - шествие с Табынским образом Божией Матери.


Организатор: Уфимская и Салаватская епархия

Маршрут: проходит по районам Салаватской и Уфимской епархий Башкортостанской митрополии на место явления на р. Усолке у солёных ключей с. Курорт Гафурийского района, где более 450 лет назад обретен чудотворный образ.

Даты и продолжительность: Несколько крестных ходов могут начинаться из различных населенных пунктов в разные дни, при этом окончание ходов, сливающихся в завершение в одно шествие приурочено к девятой пятнице по Пасхе - дню празднования Табынской иконы Божией Матери.

Уфимский Троицкий Крестный ход

Троицкий Крестный проходит вокруг Уфы: паломники проходят более 120 км и молятся о здравии и спасении всех жителей города Уфы.


Организатор: Уфимская епархия

Маршрут: Начинается от Сергиевского Собора Уфы и проходит по окраинам г. Уфы.

Даты и продолжительность: начинается ежегодно в день Святой Троицы и продолжается 5 дней.

Крестный ход с иконой Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной

Курская икона Знамение Божией Матери - одна из древнейших икон Русской Церкви обретенная в XIII веке, во время татарского нашествия. В дни хода икона переносится из Курска в Коренную пустынь и обратно торжественным крестным ходом, который растягивался на весь путь от Знаменского монастыря в Курске до Коренной пустыни - 27 верст.


Организатор: Курская епархия.

Маршрут: Знаменский мужской монастырь - Курская Коренная Рождество-Богородичная пустынь.

Даты и продолжительность: ежегодно 9 пятница по Пасхе.

Крестный ход с иконой Божией Матери
"Избавительница от бед" в Ташлу

Крестный ход с Ташлинской иконой Божией Матери, организованный силами казаков станицы Красноглинская Самарского окружного кзачьего общества, начался в 2014 году и прошел по территории Самарской, Нижегородской, Пензенской и Ульяновской областей. Ташлинская икона Божией Матери "Избавительница от бед" - чудотворная икона, почитаемая в Поволжье, главная святыня Самарской епархии – была обретена 21 октября 1917 года близ села Ташла Самарской губернии.


Организатор: Самарская епархия.

Маршрут: Самара - село Ташла, около 71 км.

Даты и продолжительность: начало в первый день Петрова поста, продолжительность 3 дня.

Крестный ход памяти всех новомучеников
и исповедников Российских

Крестный ход проходит ежегодно с 2000 года. Он посвящен памяти всех новомучеников и исповедников Российских, в том числе - мучеников Вавилова Дола: убиенных в годы советской власти насельников пещерного монастыря, некогда располагавшегося в живописном лесном массиве Заволжья. Общая протяженность крестного хода составляет 500 километров.


Организатор: Саратовская епархия.

Маршрут: Саратов - Вавилов Дол

Волжский крестный ход

Волжский Крестный ход начал свою историю с 1999 года. Тогда в преддверии 2000-летия Рождества Христова по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 20 июня от истока Волги начался Крестный ход по водам трех великих славянских рек: Волги, Днепра, Западной Двины. В 2000 году дореволюционная традиция освящения истока реки Волги и начало Волжского крестного хода были объединены в один праздник с этого времени. В 2016 году XVIII Волжский крестный ход пройдет в рамках празднования 1000-летия присутствия русского монашества на святой Горе Афон.


Организатор: Тверская епархия.

Маршрут: Ольгин монастырь в Волговерховье - Вознесенский собор города Калязин.

Иринарховский крестный ход

Каждый год в июле из Борисоглебского монастыря совершается крестный ход на источник преподобного Иринарха. Он посвящен почитаемому святому обители – прп. Иринарху Затворнику и символически соединяет собой село Кондаково – его родину и Борисоглебский монастырь – место его пребывания и упокоения. Крестный ход традиционно проводился свыше 300 лет. В годы Советской власти – не проводился. Возобновлен по старому маршруту в 1997 году. Крестный ход завершается в воскресенье. Протяженность: не более 60-65 км. Участники: свыше 2000.


Организатор: Ярославская и Ростовская епархия.

Маршрут: Борисоглебский монастырь – Троица–на–бору – Селище – Шипино – Кишкино – Комарово – Павлово – Ильинское – Красный Октябрь – Языково – Алешкино – Кучеры – Ивановское – Титово – Звягино – Емельяниново – Георгиевское – Никульское – Горки – Зубарево – Давыдово – Новоселка – Кондаково – колодчик преподобного Иринарха

Даты и продолжительность: Проводится ежегодно на 3 - 4-ой неделе июля. Сроки утверждаются Владыкой Ярославским и Ростовским Кириллом ориентировочно за месяц до его начала.

Упоминание о первых крестных ходах встречается в Ветхом Завете. Среди них – путешествие сынов Израилевых из Египта в обетованную землю, шествие вокруг ковчега Божия, обхождение вокруг Иерихонских стен, перенесение ковчега Божия Давидом и Соломоном.

Крестные ходы бывают регулярные (или календарные) и чрезвычайные. Регулярные шествия совершаются в определенные дни. Они проходят несколько раз в году в честь святынь и великих церковных событий, например, Великорецкий крестный ход, который ежегодно совершается в начале июня, и т.д.

Календарные процессии проходят также в день Крещения Господня, на Пасху, в праздник второго Спаса для водоосвящения. Во время крестного хода звучит колокольный звон, который называется благовест. Священнослужители обязательно облачены в богослужебные одеяния.

Чрезвычайные процессии собираются в бедственных случаях, например, во время войны, голода, эпидемий, природных катаклизмов. Подобные крестные ходы сопровождаются усиленными молитвами о спасении.

Шествие может продолжаться как несколько минут, так и несколько дней и даже недель или месяцев. В этом случае люди запасаются едой, чтобы перекусить во время остановок, а также берут с собой подстилки для ночлега, непромокаемые плащи, надежную обувь и необходимые медикаменты, которые могут понадобиться в пути.

Процессии могут проходить как на суше, так и в воздухе. Священнослужители берут с собой на борт самолета все необходимые атрибуты и, читая молитву, во время полета окропляют город святой водой. Кроме того, существуют морские крестные ходы, когда священнослужители совершают молебны или панихиды на борту корабля или иного судна.

Принять участие в крестном ходе - означает принять духовное очищение и напомнить другим людям о силе православной веры, так как данное шествие символизирует несение своего креста и следование слову Спасителя.

Источники:

  • сайт Саянского храма Благовещения

В православном христианстве сущестует множество традиций. Одной из таковых являются крестные ходы, совершаемые по особым торжественным праздничным дням.

Практика крестных ходов имеет очень древнюю историю. Еще со времен установления христианства как основной религии Римской Империи (IV век) крестные ходы плотно вошли в церковную богослужебную жизнь.


Крестный ход - это шествие верующих людей с иконами, выносными распятиями и хоругвями по улицам населенного пункта. Крестные ходы являются видимым символом свидетельства православной веры перед людьми. Такие шествия могут осуществляться не только по улицам города или села, но и просто вокруг храма. При этом, духовенство и хор поют определенные молитвы, читаются отрывки из Священного Писания.


По богуслужебному Уставу православной Церкви крестные ходы совершаются во время престольных храмовых праздников. Также ход может осуществляться и по иным памятным церковным датам. Совершение крестного хода может быть определено настоятелем конкретного храма.


Крестные ходы могут проходить и в дни, когда в город прибывают различные святыни. Например, чудотворные иконы Божией Матери. В таком случае духовенство и народ могут шествовать с чудотворной иконой из одного храма города в другой. Крестные шествия могут также совершаться и на святые источники. Когда верующие приходят на святой источник, совершается водоосвятный молебен.


Основной составляющей крестного хода является молитва верующих людей. Каждый участник такого шествия должен про себя молиться о своих нуждах, а также потребностях своих ближних. Кроме этого, во время крестных ходов осуществляется молитва за все население города ли села.

Изменения в федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, в простонародье называемые новым законом о митингах , всё же вступили в силу. Этот закон ставит новые задачи и перед Церковью: ведь крестный ход – это шествие, и православные пикеты – тоже традиционная форма выражения гражданской позиции православной общественности. Корреспондент Правмира выясняет последствия вступления в силу нового закона у юристов и законодателей.

Теперь, согласно новым правилам, штраф для физических лиц за «нарушение порядка проведения митинга» будет составлять от 10 до 20 тысяч рублей, а при нанесении ущерба здоровью или имуществу - до 300 тысяч рублей. Верхняя граница штрафов для должностных лиц составляет 600 тысяч рублей, а для юридических - миллион рублей.

В новой редакции появились в качестве санкций обязательные работы. Кроме того, запрещается находиться на митингах в масках и организовывать «массовое одновременное пребывание граждан в общественных местах», если оно грозит нарушением общественного порядка. Проводить митинги закон советует в специально определённых региональными властями местах, а вне их - лишь по согласованию с государственными или муниципальными органами.

Оппозиция и гражданские активисты мгновенно окрестили новый закон антиконституционным. Впрочем, он вызвал обеспокоенность и у людей, далёких от политики. Представители Православной Церкви, например, обеспокоены ужесточением процедуры организации крестных ходов и молебнов. Что ожидает тех, кто решил собраться «больше трёх», и имеет ли право власть принимать подобные меры?

Для чего нужен новый закон?

Это безусловно антиконституционный закон, который необходимо оспаривать в Европейском суде, - убеждён политолог . - Митинги должны носить уведомительный, а не разрешительный характер. Свобода собраний закреплена у нас в Конституции именно как свобода , то есть гражданин вправе реализовывать это право и без участия государства.

Впрочем, его коллега, политолог Анатолий Гагарин, настроен менее категорично.

Скорее всего, данный закон будет играть профилактическую роль, определять берега, которые не стоит переступать, - предположил он. - Государство в любом случае должно было принять какие-то меры, чтобы упорядочить практику проведения митингов. Сейчас массовые выступления зачастую проводятся по поводам и без, не имея реальной цели. В законе, например, будут запрещено лукавство - митинги под видом прогулок. Что ж, власть имеет право не допускать, чтобы её обманывали . Но, конечно, меня волнует, как сложится правоприменительная практика. Хоть Россия - и не страна прецедентного права, но у нас огромное значение имеет правоприменение. Меня беспокоит, как этот закон будет применяться к тем, кто, например, случайно оказался на месте митинга? Словом, к закону необходима дополнительная инструкция, чётко разъясняющая эти моменты.

- Что касается крестных ходов и других подобных массовых мероприятий и шествий, они всегда были сложными мероприятиями, требовали хотя бы временного перекрытия движения, а потому и раньше согласовывались с администрацией и полицией. Единственным изменением стало увеличение возможностей для произвола местных органов власти, которые теперь вправе не разрешить его проведение. Впрочем, администрация и раньше могла отказать в проведении каких-то акций под предлогом организации других мероприятий. Теперь им не нужно будет мотивировать свой отказ, и только, - пояснил политолог.

С тем, что процедура организации массового мероприятия не так существенно отличается от предыдущей, согласны и некоторые представители оппозиции.

В том, что касается процедуры, в принципе, ничего существенно не изменилось. Администрация и раньше отказывала нам в проведении определённых мероприятий, но если раньше эти запреты можно было как-то обжаловать в судах, то теперь у них появился законный способ не допустить собрания граждан - своего рода, способ очистить их совесть, - считает депутат Молодежного Парламента Свердловской области, член КПРФ Ростислав Журавлёв.

В КРПФ убеждены - закон будет применяться точечно, лишь к членам оппозиционных партий, и положительного эффекта принести не способен.

Сейчас мы стараемся, пытаемся соблюсти законный порядок организации митинга - подаём заявки, сотрудничаем с полицией. Но представьте, если меня даже один раз оштрафуют на 300 тысяч, как организатора мероприятия - я просто перестану этим заниматься. Вместо меня придут другие люди, которым уже не важно будет соблюдать закон. Когда же в стране начнутся социально-экономические потрясения, на улицы будут выходить простые горожане, не искушённые в политических вопросах. Они невольно допустят нарушения и пострадают больше всего от этого закона, - поясняет секретарь Свердловского обкома КПРФ по работе с молодежью Игорь Файфер .

Закон принят впопыхах, в ответ на митинговую активность граждан, - считает заместитель председателя Законодательного Собрания Свердловской области, член партии «Справедливая Россия» Георгий Перский . - Но ведь она началась не на пустом месте, а на волне фальсификаций выборов, в результате которой люди разочаровались во власти и попытались докричаться до неё хотя бы таким способом. Закон по своей сути коррупционный, поскольку он предоставляет очень широкие возможности для усмотрения правоприменителей, в частности, органов местного самоуправления и региональных властей. Именно они должны выбрать место для проведения акций, и не исключено, что такое место будет выбрано одно на всю область.

Свадьба – пикет или митинг?

Обеспокоенность в связи с новыми правилами выразил и другой член «Справедливой России», депутат Таганского района Москвы юрист Илья Свиридов .

Новый закон о митингах, к сожалению, теперь будет действовать в отношении любых относительно крупных скоплений людей. Относительно – потому что право определения, что некоторое количество человек, собравшихся в одном месте по какому-либо поводу, являются публичным мероприятием, будет принадлежать правоохранительным органам, то есть – конкретным людям в форме. Поэтому надо читать закон, и учиться согласовывать с властями любые уличные мероприятия, - считает депутат.

Действительно, согласно закону № 54-ФЗ: «Публичное мероприятие - это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений », то есть под данное определение может попасть самый широкий спектр акций.

В частности, при обсуждении нового закона о митингах на думском профильном комитете, депутат Д. Гудков метко подметил, что его свадьба, которая запланирована на июль, наверняка будет признана публичным мероприятием, так как соберет много политиков и оппозиционеров. Поэтому он заранее будет ее согласовывать с властями, - продолжает Илья Свиридов. - Кроме свадеб, празднеств и фестивалей, к публичным мероприятиям, похоже, будут отнесены и религиозные обряды. В частности, уличные молебны и крестные ходы вполне могут быть расценены как «митинг» и «шествие» соответственно. И если на них не будет получено разрешение, то на организатора (скорее всего, на РПЦ - как общественную организацию) может быть наложен штраф - от 70 до 200 тысяч рублей. Если же «виновным» посчитают конкретного батюшку, то штраф гуманнее - от 20 до 30 тысяч рублей. А если, не дай Бог, во время крестного хода будет «создана помеха движению пешеходов», то штраф могут выписать уже более серьезный - батюшке от 30 до 50 тысяч, РПЦ - от 250 до 500 тысяч рублей.

Федеральный закон передает право определения порядка согласования публичных мероприятий властям субъектов Федерации. В Москве, к примеру, действует Закон города Москвы № 10 от 4 апреля 2007 года «Об обеспечении условий реализации права граждан Российской Федерации на проведение в городе Москве собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований». Согласно ст. 2 этого закона, для проведения законного публичного мероприятия нужно подавать заявление в орган исполнительной власти, не ранее 15 и не позднее 10 дней до даты мероприятия. Если количество предполагаемых участников не превышает 5 000 человек, то заявка подается в префектуру соответствующего округа. Если превышает - то уже в Правительство Москвы, - разъясняет депутат.

Вообще же я лично считаю, что это - абсурд, и очередной пример непрофессионализма «законодателей», которые однозначно должны были определить, что религиозные мероприятия, связанные с отправлением культа, не подпадают под действие нового закона. Теперь же вопросы духовной жизни россиян фактически переданы в ведение мирских властей, что является явным нарушением конституционного права на свободу вероисповедания, закрепленного 28 статьей Конституции РФ, - подчёркивает Свиридов.

Как пройти крестным ходом?

Новый закон вызывает тревогу и у людей, не связанных с политикой. В частности, кандидат юридических наук, вице-президент фонда «Возвращение» Даниил Петров считает - новый закон является лишь показателем страха властей перед народом, и ощутимой польз не принесёт.

Очень трудно согласовать каждый крестный ход - на Светлой неделе, например, некоторые храмы устраивают их каждый день. При этом лично я, участвуя в таких крестных ходах, не раз видел, как они, когда приход непосредственно выходит на улицу, вызывают временные затруднения в проезде транспорта, в проходе пешеходов. Идеальное подпадение под введенный сегодня Думой и Президентом запрет! - отмечает Даниил. - Попытки власти бороться со смекалкой своего народа, как правило, заканчиваются такими вот нелепицами (ведь понятно, против каких недавних починов политически активных граждан введёны эти запреты: против так называемых «контрольных прогулок» тех, кто недоволен властью и тому подобное).

При этом Даниил Петров надеется, что, по советскому обыкновению избирательно применяя закон, власти не решатся штрафовать участников крестных ходов и прочих безобидных шествий. Но вот к людям, не разделяющим оптимизма по поводу действующей власти, закон будут активно применять.

С точки зрения правового государства это, конечно, недопустимо - правовая норма не может избирательно применяться к одним гражданам и не применяться к другим. Нынешняя власть в России склонна к ностальгии и плохо скрываемой любви ко всему советскому. Вот и во вступивших сегодня в силу законах о митингах проявилась традиционное для советской власти боязнь своего собственного народа. Посоветовал бы законодателям в принятии решений руководствоваться разумом, интересами развития и взросления нашего общества, а не страхом перед этими неминуемыми явлениями, - подытожил Даниил Петров.

В Церкви не против более четкого контроля за проведением крестных ходов и молебнов:

– Верующие люди, как во время крестного хода, так и во время какой-то общественной акции, конечно, должны соблюдать порядок, не должны портить чьё-то имущество, оказывать неповиновение представителям правоохранительных органов, – Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям с обществом протоиерей Всеволод Чаплин .

В этом смысле закон дисциплинирует и православных людей , что совершенно правильно. Это касается как гражданской активности, которая может выражаться в том числе в массовых мероприятиях под открытым небом, и в совершении крестных ходов и других богослужений вне церковной территории. Таких богослужений и мероприятий сейчас становится больше, и слава Богу, но одновременно, согласно поправкам в закон о митингах, теперь при этом будет нужно проявлять больше ответственности и дисциплинированности.

Протоиерей Всеволод подчеркнул:

Мне кажется, что принятие изменений в закон - это шаг в правильном направлении, но и законодатель, и правоприменитель должны помнить, что массовые мероприятия - это не только политические митинги, но и богослужения, и концерты, и народные торжества, а иногда даже свадьбы и похороны. Поэтому, возможно, в будущем стоит посмотреть на практику правоприменения и, может быть, сделать различия между политическими и неполитическими акциями.

Впрочем, у нового закона есть и сторонники.

Право на митинг vs право на мирную жизнь

Я не вижу проблем в связи с его принятием. Речь идёт об урегулировании данных отношений, только и всего, - считает депутат Областной думы, член фракции «Единая Россия» и «Народного фронта» Евгений Артюх . - Мы признаём права людей, желающих собираться на массовые мероприятия, но нужно учитывать и права на мирную жизн ь тех, кто не ходит на митинги. Массовые акции - это часто перекрытие улиц, по которым едут машины обычных граждан, везущие, например, детей в школу. Закон же направлен на гармоничное регулирование прав всех категорий людей. Что касается штрафов, то в Германии, например, они гораздо больше, чем в России. Более того, закон предусматривает создание так называемых «гайдпарков» - специальных мест для проведения митингов. Ничего репрессивного я в этих мерах не вижу.

По мнению депутата, все запреты нового закона вполне разумны, однако и он признал - основанием для митинга теперь служит разрешение органов власти, а не уведомление желающих.

Однако в большом городе, где существуют такие пробки на дорогах, без этого и не обойтись. Да, право на свободу собраний закреплено в Конституции, но она, хоть и является актом прямого действия, всё же нуждается в дальнейшем нормотворчестве, в детализации её с помощью закона. Порядок проведения митингов действительно стал разрешительным, но вряд ли это повлечёт за собой существенное нарушение прав граждан, - считает Евгений Артюх.

Главное – чтобы никто не пострадал!

Представители МВД, со своей стороны, к нововведениям относятся философски - исполнять его им всё равно придётся.

Наша задача, как сотрудников полиции - следить за тем, чтобы и те, кто придёт на мероприятие, и журналисты, и люди, которые просто проходят мимо, не пострадали. Поэтому я считаю, что запреты, содержащиеся в законе, вполне обоснованы. Например, запрет приходить на акции с закрытыми лицами. Если, допустим, кто-нибудь бросит кусок асфальта или зажжёт файер, как мы сможем найти виновного, если и он сам, и все вокруг, будут в масках? - поясняет руководитель пресс-службы ГУ МВД РФ по Свердловской области Валерий Горелых . - Никто не собирается посягать на права граждан, но если у кого-то есть претензии по поводу закона, их нужно направлять законодателю, а не полиции. Лично мне кажется, что ничего страшного в этих изменениях нет, а резкие высказывания по поводу закона - это чистой воды популизм. Было бы уместнее, если бы его критики отчитались перед народом, сколько, к примеру, новых детских садов они построили за время своего депутатства.

Впрочем, практически все опрошенные сошлись во мнении - закон действительно даёт широкие возможности для произвола властей. Какие мероприятия и где именно будут разрешены, на кого станут налагаться огромные штрафы и т.д. - на все эти вопросы в тексте изменений нет ответа, и потому остаётся лишь ждать первых результатов правоприменительной практики.

Ксения Кириллова

Возлюбленные о Господе братья и сестры, дорогие друзья, здравствуйте.

В последние десятилетия, особенно в последние годы, в России возродились массовые крестные ходы, иногда на достаточно большие расстояния. Такие крестные ходы всегда в нашей Церкви были традицией. Сегодня они вновь становятся распространенным, хотя и необычным в духовном смысле явлением. Ровно в той же мере, в какой это было до революции.

Вот, пожалуйста, несколько фактов из последних новостных сообщений.

В мае впервые в Калужской области состоялся крестный ход, участники которого облетели один из районов на вертолете. В июне было совершено молитвенное плавание — крестный ход по маршруту Холмогоры-Пертоминск на маломерных судах, и это плавание было посвящено памяти погибших в 20-е годы новомучеников и исповедников и всех, кто пострадал в это нелегкое время. В последние дни мая и в начале июня состоялся традиционный, уже 16-й Волжский крестный ход от истока Волги в деревню Волгино Верховье Осташковского района Тверской области. Ход также занял несколько дней. В июле сибирские байкеры провели в Кемеровской области православный крестный ход в честь 700-летия преподобного Сергия Радонежского. В том же месяце состоялся ежегодный крестный ход «Царский путь» в Санкт-Петербурге и его окрестностях. В августе в рамках 12-го Международного православного фестиваля «Одигитрия» молодые люди совершили пятидневный крестный ход из Витебской области в город Смоленск для участия в праздновании иконы Божьей матери Одигитрия.

И таких сообщений сегодня можно прочесть два-три практически каждую неделю. Люди участвуют в больших крестных ходах. Иногда они длятся один-два дня или несколько часов. Иногда они длятся многие дни и даже недели. Люди проходят тысячи километров. Об этом мало кто знает, но это действительно так.

Может быть, в этих крестных ходах участвует не так много людей, как в массовых больших крестных шествиях, которые совершаются в Екатеринбурге в Царские дни или во время Великорецкого крестного хода в Вятской области, или во время больших церковных торжеств — так, как это было в дни кульминации празднования 700-летия со дня рождения преподобного Сергия Радонежского.

В многодневных крестных ходах обычно основу хода составляет небольшая группа, несколько десятков человек. Иногда это просто 10-15 человек, но к этим людям присоединяются при подходе к тому или иному селению местные жители и уж тем более они идут какой-то участок пути после того, как крестный ход посетил то или иное место и переночевал при храме, в школе или в ином помещении, какое находится для участников хода. Конечно, люди принимают крестоходцев, конечно, возникают моменты общения, возникает время для совместной молитвы, и люди через это чувствуют сопричастность к общему делу.

Возникла целая культура, целая традиция вот таких многодневных шествий. И люди — даже не самые физически подготовленные — не боятся того, что иногда им приходится пройти сотни, а то и тысячи километров по проселочным дорогам или по обочинам оживленных трасс. Без всякой охраны, при полном соприкосновении с непростой, иногда жестокой реальностью окружающей нас жизни, люди, тем не менее, идут на такие дальние расстояния.

Идут с молитвой. Появились традиция, согласно которой Иисусова молитва «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй нас» поется в такт шагу. И люди идут, соразмеряя свои движения с тем, как они нараспев произносят Иисусову молитву. Опыт показывает, в том числе мой личный опыт, что при этом ритм крестного хода выстраивается определенным образом, и люди не устают, потому что крестный ход не растягивается, не получается так, что кто-то ушел далеко вперед, а кто-то плетется далеко в хвосте. Люди приноравливаются к физическому состоянию друг друга. Крестный ход объединяется молитвой.

Разные, конечно, есть возможности у разных людей. Если люди собираются на большое шествие, в котором участвуют 20-30-40 тысяч человек, то крестный ход растягивается на большое расстояние. Но очень важно, что сегодня в любом случае люди учатся вместе идти с молитвой. И вырабатывают для этого какие-то особые формы соучастия и соединения физического делания с молитвой. Есть и известные иконы, которые переходят из одного крестного хода в другой. Есть люди, которые уже привыкли участвовать практически весь теплый период года в разных крестных ходах. Есть определенные лидеры, которые организуют эти крестные ходы, и это все очень хорошо.

Всегда в истории Церкви было так, что люди объединялись вокруг определенных образов, вокруг святынь, вокруг тех, кто способен организовать то или иное дело. Впрочем, конечно же, возникают и споры. Известно, что многие люди считают: крестный ход — это именно пешее шествие, и не может быть крестного хода на мотоциклах, или кораблях, или самолетах, или автомобилях, или велосипедах. Эти рассуждения, конечно, не лишены основы. Действительно, крестный ход изначально возник как богослужение, и молитва, соединенная с пешим шествием, исторически и в рамках церковного Предания, конечно, более близка к тому образу, который утвержден веками, чем передвижение на машинах и самолетах. Тем не менее, думается, что не стоит полностью отвергать усилия тех людей, которые хотят, не имея достаточной физической крепости или не будучи в состоянии объединиться, чтобы идти куда-то пешим образом, или просто не имея времени, отправляются в путь со святынями на самолетах, мотоциклах, велосипедах, кораблях или лодках.

Пусть и такое дело славит Господа. Пусть и усилия людей, которые передвигаются на современных средствах транспорта, но делают это с молитвой, с намерением прославить Бога и изменить собственную жизнь, будет воспринято нормально нашим верующим народом.

Бывают и другие опасения, о которых не раз приходилось говорить с организаторами крестных ходов. К этим шествиям, особенно когда они совершаются на современных средствах транспорта, пытаются прибиться люди, которых хотят праздно провести время. Иногда берут с собой алкоголь или рассчитывают на какой-то особо радушный прием в тех или иных местах по ходу следования. Иногда бывает так, что и местные жители, принимая крестоходцев, стараются угостить их алкоголем или просто оставить на долгое время, чтобы приятно провести время. Все это очень расхолаживает участников шествия, лишает их молитвенного настроя, часто приводит к внутренним конфликтам между участниками крестного хода, с одной стороны, и местными жителями — с другой стороны. В итоге отход от молитвенного настроя, отход от строгости и погружение в праздность разрушает первоначальный замысел.

Много споров и о том, какие изображения могут находиться в крестном ходе. Убежден, что ни в каком крестном шествии не может быть иконографических изображений не канонизированных людей. Так же как и не может иметь место участие духовенства, лишенного сана или запрещенного в священнослужении, а тем более духовенства, не являющегося духовенством, то есть принадлежащего к разного рода неканоническим группировкам.

Вернемся к изображениям. Если кто-то почитает Григория Распутина или царя Иоанна Грозного, можно вести исторические споры, можно относиться с уважением к исторической личности, можно молиться об их упокоении, можно рассуждать о том, были ли они оклеветаны и справедливы ли те негативные оценки, которые касаются их жизни. Но в любом случае нужно хранить церковное единство и проявлять подлинную соборность, которая в том числе предполагает послушание каноническим церковным решениям, касающихся канонизации или отказа в канонизации того или иного исторического лица.

Часто возникают некоторые разногласия между организаторами крестных ходов и епархиями Русской Православной Церкви, настоятелями приходов и монастырей. Поэтому очень важно предупреждать церковное священноначалие о намерении провести тот или иной крестный ход, обратиться либо в одно из центральных церковных учреждений, либо к правящим архиереям тех епархий, в которых проходит крестный ход, чтобы в епархиях, в приходах и в монастырях знали, что именно происходит, какие люди идут, сколько примерно их может быть, какая им требуется помощь, когда они придут для участия в богослужении в тот или иной храм или монастырь, и нужно ли будет заботиться о том, чтобы участники крестного хода получили пищу и кров.

Убежден, что традиция крестных ходов, которая сегодня так активно возрождается, становится одним из мощных символов возрождения Святой Руси. Многие сегодня говорят: «Пошли по Руси крестные ходы, и, значит, Русь спасется». Многие считают, что такое наполнение пространства нашей исстрадавшейся Родины молитвой и христианским подвигом способно изменить ход истории в большей степени, чем самые изощренные хитросплетения человеческого ума, чем любые деньги, любая власть, любая военная сила.

Будем надеяться, что так и произойдет. Будем надеяться, что молитва и труд в согласии с соборной волей Церкви, во взаимной поддержке помогут участникам крестных ходов — больших и малых, коротких и очень длительных — быть воинами Христовыми, побеждающими и человеческую рознь, по слову преподобного Сергия, и все нестроения нашей истории, и все беды, которые сегодня происходят с нами и угрожают нам.