Виленская одигитрия икона божией матери. Виленская икона божией матери

Икона Богородицы Виленская

История

Ви-лен-ская ико-на Бо-жи-ей Ма-те-ри на-пи-са-на свя-тым еван-ге-ли-стом Лу-кой. Дол-гое вре-мя она бы-ла ро-до-вой свя-ты-ней гре-че-ских им-пе-ра-то-ров в Кон-стан-ти-но-по-ле. В 1472 го-ду ико-ну пе-ре-нес-ла в Моск-ву Со-фия Па-лео-лог, су-пру-га ве-ли-ко-го кня-зя Мос-ков-ско-го Иоан-на III (1462-1505). В 1495 го-ду ве-ли-кий князь бла-го-сло-вил этой ико-ной свою дочь Еле-ну при вы-да-че ее за-муж за Ли-тов-ско-го ко-ро-ля Алек-сандра. В честь пе-ре-не-се-ния ико-ны в быв-шую сто-ли-цу Лит-вы г. Виль-но уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние 15 фев-ра-ля. Поз-же свя-тую ико-ну по-ста-ви-ли в Пред-те-чен-ском хра-ме, в ко-то-ром бы-ла по-гре-бе-на кня-ги-ня Еле-на.

Иоанн Гроз-ный, пы-та-ясь вер-нуть чу-до-твор-ную ико-ну в Моск-ву, пред-ла-гал за нее ко-ро-лю Си-гиз-мун-ду 50 знат-ных ли-тов-ских плен-ни-ков, но ко-роль ре-ши-тель-но от-ка-зал, по-то-му что все ду-хо-вен-ство, как пра-во-слав-ное, так и уни-ат-ское, не хо-те-ло ли-шить-ся это-го со-кро-ви-ща.

В Пре-чи-стен-ском со-бо-ре ико-на пре-бы-ва-ла до по-ло-ви-ны XVIII ве-ка, а по-том бы-ла пе-ре-не-се-на вме-сте с мит-ро-по-ли-ей в Ви-лен-ский Свя-то-Тро-иц-кий мо-на-стырь, на-хо-див-ший-ся то-гда в рас-по-ря-же-нии ба-зи-ли-ан. Пре-чи-стен-ский же со-бор был от-дан уни-а-там. Толь-ко в 1839 го-ду Свя-то-Тро-иц-кий мо-на-стырь вме-сте с ико-ной Оди-гит-рии был воз-вра-щен пра-во-слав-ным. С это-го вре-ме-ни чу-до-твор-ный об-раз Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы пре-бы-вал там, при-вле-кая бла-го-го-вей-ное че-ство-ва-ние всех пра-во-слав-ных.

Ико-на Оди-гит-рии на-пи-са-на на че-ты-рех дос-ках, со-еди-нен-ных вме-сте: из них сред-ние сде-ла-ны из ки-па-ри-са, осталь-ные из бе-ре-зы. В 1864 го-ду чу-до-твор-ная ико-на бы-ла под-нов-ле-на.

Молитвы

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской»

Засту́пнице ве́рных Преблага́я и Ско́рая, Пречи́стая Богоро́дице Де́во! Мо́лим Тя́ пред святы́м и чудотво́рным о́бразом Твои́м, да я́коже дре́вле от него́ заступле́ние Твое́ гра́ду Москве́ дарова́ла еси́, та́ко и ны́не на́с от вся́ких бе́д и напа́стей ми́лостивно изба́ви и спаси́ души́ на́ша, я́ко Милосе́рдая.

Перевод: Преблагая и Скорая Заступница всех верующих, Пречистая Богородица Дева! Молим Тебя перед святым и чудотворным образом Твоим, чтобы так же как раньше ты даровала от него городу Москве защиту, так и сейчас нас от всяческих бед и напастей с милостью избавь и спаси наши души, поскольку Ты - Милосердная.

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Виленской»

Взбра́нной Воево́де победи́тельная, я́ко изба́вльшеся от злы́х благода́рственная воспису́ем Ти́, раби́ Твои́, Богоро́дице, но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую, от вся́ких на́с бе́д свободи́, да зове́м Ти́: ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.

Согласно испокон веков утвердившемуся общественному мнению, Пресвятая Богородица является покровительницей и заступницей всего народа русского. К ней первой православные христиане – наши соотечественники - обращаются с просьбой о помощи, дабы донесла Пречистая Дева Мария мольбу слезную до Творца и Сына своего Иисуса Христа. Впрочем, как мать заботливую и всемилостивую воспринимают Богородицу и за пределами России. К примеру, в Литве святая высоко почитается верующими. А одна из икон литовского происхождения в свое время очутилась на земле русской. Имеется в виду Виленская икона Божией Матери, день празднования которой установлен христианской Церковью 28 февраля.


История Виленской иконы

Если верить древнему преданию, автором Виленского образа Божией Матери является евангелист Лука. Написал он икону эту при жизни Девы Марии. Первоначально образ находился в Палестине, но после был перенесен в византийскую столицу Константинополь. Этим объясняется второе название образа Виленского – «Царьградская». Существует еще одно наименование иконы: «Иерусалимская».

Как же Виленская икона Божией Матери оказалась в Москве? На этот счет существует две основные версии. Первая и наиболее распространенная гласит, что образ чудесный забрала с собой некая Зоя Палеолог, приехав в русский стольный град в качестве невесты великого князя Иоанна III Васильевича. Став женой указанному правителю, царевна приняла имя Софья. Что касается второй версии, то Виленскую икону Божией Матери московские князья получили в дар от князей галицких. Последним же икона была пожалована самим императором Византии.

Если говорить непосредственно об основном названии образа, то определение «Виленская» он приобрел благодаря своему появлению в Вильно – городе в Литовском княжестве. Данное событие связано, по мнению историков, с приездом в озвученную местность Елены Иоанновны, московской княжны. Последняя собиралась стать женой великого литовского князя Александра, а икона была дарована ей в знак родительского благословения. Кстати, отцом и матерью Елены являлись уже упомянутые выше московский князь Иоанн III и жена его Софья.


На протяжении всей дальнейшей жизни Елены Иоанновны Виленская икона Божией Матери хранился в покоях княгини. Когда же венценосная особа почила с миром, икона заняла место над гробницей покойницы в православном Успенском соборе там же, в Вильно. Так случилось согласно завещанию, составленному самой Еленой Иоанновной. Этот храм представлял собой резиденцию митрополита Киевского и Литовского.

Путешествия святого образа

В Москве, конечно же, лелеяли надежду на возвращение Виленской иконы Божией Матери. Шанс появился в период Ливонской войны, шедшей в XVI веке. В момент переговоров представители русской стороны совершили попытку, предложив ультиматум: в обмен за святой образ они обещали освободить полсотни пленных дворян литовских. Но условия эти приняты противником не были.


Реальная угроза утери иконы в Вильно православными возникла в 1596 году, когда власть церковную захватили униаты. Кафедральный собор, где находился образ Божией Матери, тоже отошел к унии. Пытаясь спасти икону, ее перенесли в церковь св. Николая под Оршей, но и та быстро стала униатской. В итоге образ вернулся на первоначальное место своего пребывания. Из-за пожара в 1610 году в Пречистенском (Успенском) соборе митрополичью кафедру, а вместе с ней и икону перенесли в Свято-Троицкий храм одноименной обители – тоже униатской.

Вторая попытка Москвы возвратить Виленский образ Богородицы в Россию предпринял царь Алексей Михайлович во время русско-польской войны (середина XVII века). На удачу, войскам русским удалось занять Вильно. Были организованы розыски святого образа, однако они не увенчались успехом. Дело в том, что чуть раньше виленский мещанин Ю. Селедчик вывез икону в Крулевец (позже Кёнигсберг), а уже там ее надежно спрятали униатские иноки. Лишь в начале 60-х гг. XVII столетия Виленский образ вернулся в Вильно. Позже икона совершила еще несколько вынужденных путешествий, но все равно возвращалась обратно. Так и хранилась она в Троицком монастыре: сначала в деревянном, затем в позолоченном киоте. Образ был доступен для поколения верующих. По молитвам перед Виленской иконой Божией Матери совершались большие чудеса.


В благодарность за полученную помощь исцелившиеся украшали Виленскую икону Божией Матери драгоценностями.

Описание святыни

Когда Польское восстание 1863-1864 гг. окончилось поражением противника, Виленсикй образ Богородицы превратился в своеобразный символ исконного Православия северо-западных областей. Много было произведено в тот период исторических исследований, немало написано публикаций. Цель преследовалась одна-единственная: доказать православные корни иконы.

Несколько слов о том, как выглядел образ. Написан он был по типу Одигитрии. Известны точные размеры иконы: 135,5 см на 90 см, а также материал изготовления – центральные кипарисовые и боковые липовые доски. Достаточно много общих черт образ Виленский имел с Иерусалимским, Грузинским и Тихвинским образами.

Целых 4 столетия Богородица являла чрез древнюю чудотворную икону свою несчетную милость верующим. В 1677 году святыня совсем преобразилась: обзавелась чеканной ризой, изображенные на ней Матерь Божия и Младенец Иисус – позолоченными и посеребренными одеждами и коронами.

Согласно документальным письменным источникам, датированным 1701-м и 1781-м гг. Виленский образ просто утопал в украшениях. В 60-х гг. XIX века икону вложили в новый оклад и бронзовую раму, созданные из пожертвованных драгоценностей. Теперь головы Девы Марии и Богомладенца венчали алмазные нимбы. В 1866 году икона подверглась реставрационной чистке.

Исчезновение святыни

Первая мировая война послужила причиной тому, что Виленская икона Божией Матери оказалась утеряной. Правительством была организована эвакуация основных и древних реликвий, имеющих важное религиозное значение, с целью уберечь святыни от надругательств. Иконы и прочая утварь вывозились в глубь страны. Таким образом, в 315 году, в конце лета Виленский образ Божией Матери вместе с мощами 3-х Виленских мучеников очутился в московском Донском монастыре, а после – след его потерялся и не найден поныне.


Не следует путать данный образ с тем, что носит название Виленского Остробрамского. Перед Виленской иконой Божией Матери молиться можно о чем угодно, но особенную помощь люди получают в физических болезнях, душевных недугах и облегчении жизни. Существуют соответствующие тропарь и кондак:

Тропарь, глас 4

Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево! Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак, глас 8

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.


Пред иконой Пресвятой Богородицы «Виленскою» молятся об облегчении и исцелении своих недугов.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою «Виленская» («Одигитрия»)
(чтомая в Виленском СвятоТроицком монастыре)


К кому возопию, Владычице?
К кому прибегну в горести моей, аще не к Тебе, Царице Небесная?
Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным?
Кто паче Тебе в напастех защитит? Услыши убо стенание мое, и преклони ухо Твое ко мне, Владычице Мати Бога моего, и не презри мене требующаго Твоея помощи, и не отрини мене грешнаго. Вразуми и научи мя, Царице Небесная, не отступи от мене раба Твоего, Владычице, за роптание мое, но буди мне Мати и Заступница. Вручаю себе милостивому покрову Твоему: приведи мя грешнаго к тихой и безмятежней жизни, да плачуся о гресех моих. К кому бо прибегну повинный аз, аще не к Тебе, упованию и прибежищу грешных, надеждою на неизреченную милость Твою и щедроты Твоя окриляемь? О Владычице Царице Небесная! Ты мне упование и прибежище, покров и заступление и помощь. Царице моя преблагая и скорая заступнице! Покрый Твоим ходатайстом моя прегрешения, защити мене от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на мя. О Мати Господа моего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. О Богородительнице! Ты подаждь ми помощь немощствующему плотскими страстьми и болезнующему сердцем, едино бо Твое и с Тобою Твоего Сына и Бога нашего имам заступление, и Твоим пречудным заступлением да избавлюся от всякия беды и напасти, о Пренепорочная и Преславная Божия Мати Марие. Темже со упованием глаголю и вопию: , Благодатная; , Обрадованная; , Преблагословенная; Господь с Тобою.

Тропарь, глас 4
Заступнице верных Преблагая и Скорая, Пречистая Богородице Дево!
Молим Тя пред святым и чудотворным образом Твоим, да якоже древле от него заступление Твое граду Москве даровала еси, тако и ныне нас от всяких бед и напастей милостивно избави и спаси души наша, яко Милосердая.

Кондак,глас 8
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: , Невесто Неневестная.

Величание
Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим образ Твой святый, имже дивную победу на агаряны православным даровала еси.


Описание иконы Виленская:
По одному из преданий,икона Божьей Матери Виленская типа «ОДИГИТРИЯ» (Путеводительница) написана евангелистом Лукой. Из Палестины икона попала в Царьград (Константинополь). Впоследствии была прислана греческим императором королю Галицкому и Червонной Руси. После падения Галицкого княжества, икона Божьей Матери стала достоянием Московского князя. По другому преданию, икона эта была принесена в Москву царевной Софией, вышедшей замуж за Иоанна III.

В 1495 году Великий князь Московский Иоанн III благословил иконой свою дочь Елену, выходившую замуж за Литовского князя Александра. Икона была перенесена в столицу Литвы Вильну (современный Вильнюс), где и получила своё название – Виленская.

Когда Елена умерла, то святая икона Божией Матери была поставлена в Пречистенском соборе, над её гробницей. Когда родство между московским и литовским дворами пресеклось, царь Иоанн Васильевич Грозный пытался вернуть эту чудотворную икону в Москву и предлагал за неё королю Сигизмунду 50 знатных литовских пленников, но король решительно воспротивился этому, потому что всё духовенство, как православное, так и униатское, не хотело лишиться этого сокровища.

В Пречистенском соборе икона Божьей Матери Виленская пребывала до половины XVIII века, а потом была перенесена вместе с митрополией в Свято-Троицкий монастырь, находившийся тогда в распоряжении католиков. Пречистенский же собор был отдан униатам. Только в 1839 году Свято-Троицкий монастырь вместе с Виленской иконой был возвращён православным. С этого времени Виленский образ Богородицы заменил собой для обители утраченную икону ОСТРОБРАМСКУЮ.

В Первую мировую войну в связи с угрозой оккупации Литвы немецкими войсками архиепископ Виленский и Литовский Тихон (будущий российский патриарх) благословил эвакуировать в Россию все православные святыни, в том числе и Виленскую икону. Чудотворный образ поместили в московский Донской монастырь. Впоследствии икона исчезла, и судьба её неизвестна.

Среди многочисленных чудотворных образов Богородицы особое место занимает Виленская икона Божией Матери. У нее очень богатая история, которая ведется еще от апостольских времен. Также на ее счету много различных исцелений, просто помощи в различных делах человеческих. На сегодняшний день список из этого образа Божьей Матери находится в Вильнюсе, в Свято-Духовом мужском монастыре (а оригинал иконы утерян после событий Гражданской и Первой мировой войны).

Легенда о происхождении иконы

Виленская имеет свою особую историю происхождения (как и множество ей подобных). Считается, что она была написана в то время, когда на землю приходил Иисус Христос, когда была жива Божья Матерь. В Константинополь, по преданию, она попала из Палестины, что и отразилось на ее названии - “Цареградская”, или “Иерусалимская”.

История иконы на Руси

Точной версии того, как появилась на Руси Виленская икона Божией Матери, нет. По одной из них, в Москву этот древнейший образ приехал с в 1472 году. Царевна впоследствии становится женой Иоанна III. Существует еще одна версия того, как икона оказалась на Руси. Греческий император послал ее в дар Галицкому королю, а после захвата Галицкого княжества она и перешла Московскому правителю.

Как бы там ни было, но в 1495 году благословляли на брак княжну Елену, дочь Иоанна III. Вместе с ней она переехала в Вильну, столицу Литвы. Очевидно, именно поэтому она и была названа впоследствии Виленской. Пока была жива княгиня, древний образ находился в ее покоях.

После смерти Елены, а это случилось в январе 1513 года, святыню поместили над ее гробницей в Успенском соборе в Вильно (это было оговорено в ее завещании). Это была резиденция Литовского и Киевского митрополита, а также один из самых старых и древних храмов в столице. Некоторые историки находят подтверждение тому, что Елена заранее передала этот образ храму, а не с момента ее смерти он там оказался.

Интересным фактом является то, что эту икону не раз пыталось вернуть себе Московское княжество. Было предложено множество откупных за нее, но все посягательства были отвергнуты.

История иконы во время становления униатского правления

Виленская икона Божией Матери, после того как была провозглашена Брестская церковная уния, была перенесена в церковь Св. Николая. Это произошло потому, что Пречистенский собор, где находился образ, стал униатским, и православные пытались сохранить в своей вере наиболее ценные святыни. Однако в 1609 году отошла к униатам и церковь Св. Николая, поэтому было решено возвратить Виленскую икону обратно в собор.

Дальнейшие события привели к тому, что Виленская икона оказалась в Свято-Троицкой церкви мужского монастыря. После пожара в 1610 году в Пречистенском монастыре и последующего ремонта митрополичья кафедра была перенесена в Свято-Троицкую церковь. По некоторым данным говорится, что икону сразу забрали с собой, другие свидетельства говорят о том, что после запустения Пречистенской церкви образ был передан в Троицкую церковь. Как бы там ни было, но в 1652 году были уже документальные упоминания о том, что перед Виленской иконой совершался каждую субботу акафист именно в Троицкой церкви.

В дальнейшем ее не раз вывозили из города и храма во время войн. К примеру, в 1654-1667 годах, во время польской войны, а также в 1700-1721 годах, во время Северной войны. В первый раз ее разыскивали по приказу Московского царя Алексея, чтобы вернуть, однако так и не нашли ее.

В 1707 году для иконы был сооружен новый киот (предыдущий исчез годом раньше в пожаре), через несколько лет его позолотили. Попытки перенести образ в Российскую империю прекратились, так как его не трогали даже после того, как Вильно присоединили к России, а также после аннулирования унии.

С тех пор она и находилась в этом монастыре, однако ее эвакуировали во время Первой мировой войны, дальнейший ее путь неизвестен. В храме в Вильнюсе сейчас находится точный список с иконы (тоже, к слову сказать, чудотворный).

Иконография образа

Для изготовления этой иконы были вырезаны четыре доски - две кипарисовые и две липовые. По своему написанию образ очень похож на Иерусалимскую икону (очевидно, именно с этим и связано то, что ее иногда называют “Иерусалимской”). Также есть схожести с Тихвинским и Грузинским образами.

На иконе можно увидеть Богоматерь, держащую на левой руке Младенца. Его пяточка обнажена и выглядывает наружу, левая рука покоится на коленях со свитком, а правая рука поднята в благословляющем жесте.

За свое долгое время нахождения в храме икона обросла подношениями из драгоценных материалов. В 1677 году для образа сделали серебряную чеканную ризу. В серебре были одежды Матери и Младенца, на которых золотом были изображены орлы и цветы. Также видно, что фон иконы выполнен в искуснейшей технике филиграни. На голове Божьей Матери находилась золотая корона, которую поддерживали позолоченные ангелы, а на короне младенца находились драгоценные камни.

На фоне иконы находилось немало серебряных табличек, а также различных драгоценных украшений (бисер, жемчуг, драгоценные камни, украшения из золота и серебра). Когда в 1866 году производили реставрацию, ремонт и чистку образа, то из всех драгоценностей и серебра, которые сняли с иконы, был сделан новый оклад, а также новые нимбы с алмазами и бриллиантами. Еще для иконы выполнили бронзовую раму.

Дни празднования

Дни празднования этого образа припадают на два числа. Первый день - это пятнадцатое февраля, что приурочено к событию перенесения иконы в Вильно, которое состоялось в 1495 году. А второй день празднования - это четырнадцатое апреля.

Молитва к иконе

Очень известна различными чудотворениями Виленская икона Божией Матери. О чем молятся перед этим образом? Обычно к ней возносят молитву и просьбу, чтобы облегчить или исцелить свои недуги как духовные, так и телесные. Именно этими исцелениями и прославлен этот образ. Именно об этом и говорится в молитве-обращении к Божьей Матери перед этой иконой.

Также просят о защите от различных напастей, об избавлении от грехов, о защите от врагов различных. Существует особая молитва, с помощью которой можно обращаться к иконе, но к ней не имеется отдельного акафиста, тропаря и кондака.

Таким образом, исходя из всего вышеописанного, Виленская икона Божией Матери значение имеет огромное для всех православных.

Остробрамская икона

Также в Вильнюсе существует не менее чтимый образ, который к тому же иногда путают с вышеописанным. Он также имеет богатую и довольно древнюю историю, еще и несколько вариантов своего происхождения. Это Виленская которая на сегодняшний момент находится в Литве, в часовне Острая Брама.

Происхождение этой иконы довольно интересное. Некоторые считают, что этот образ был привезен из Херсонеса (Корсуни), поэтому в иных источниках ее еще называют и “Корсунское Благовещение”. Привез ее князь Ольгерд из похода на татар и подарил своей жене Марии. Однако вторая его жена подарила эту икону Свято-Троицкой обители.

По второму преданию, икона появилась сама на Острых воротах в 1431 году четырнадцатого апреля. Еще существует третье предание, согласно которому, икону прислал Иоанн Палеолог литовскому князю Ольгерду после того, как он принял христианство. Таким образом, на литовской земле появилась чудотворная святыня.

Дни празднования и молитва к иконе

Виленская имеет и свои дни празднования. Первый раз за год припадает на четырнадцатое апреля. Это день памяти трех литовских мучеников. Второй день памяти припадает на двадцать шестое декабря.

Заключение

В заключение хочется отметить, что Виленская, как и Остробрамская, очень значима для православного народа. Хотя последний образ почитаем и православными, и греко-католиками вследствие событий, которые происходили на территории Литвы. Это все говорит о том, что истинная вера не имеет границ, если обращаться к нашим заступникам с чистым сердцем и почитанием, то они непременно помогут на этом, порой таком нелегком, жизненном пути.

Как в Москве все обнажают головы, проходя Спасскими вратами Кремля, точно так же в Вильне все благоговейно обнажают головы под сводами Остробрамской, на которой находится чудотворная икона Богоматери.

Виленская — Остробрамская икона Божией Матери издавна была главной святыней города Вильно, современного Вильнюса. Икона эта надвратная и получила свое название по месту нахождения: Острая брама – это городские ворота Вильнюса.

История происхождения образа

В католической традиции обретение иконы принято относить к началу XVII века, а изготовление ее оклада — в концу XVIII века. Однако существует ряд свидетельств более раннего обретения этого образа, прославившегося многочисленными чудотворениями, восходящий к XIV веку — времени властвования в Литве Великого князя Альгирдаса, известного на Руси как Ольгерд.

Сохранилось несколько преданий об истории образа. Одно из них повествует о том, что икону местному князю Ольгерду прислал греческий император Иоанн Палеолог в качестве дара, благословив таким образом принятие язычником Ольгердом христианства.

Согласно другому, более вероятному, Альгирдас, завоевав в 1363 году Херсонес (Корсунь) Таврический на Крымском полуострове, Благовещенскую икону Божией Матери греческого письма вывез именно оттуда.

Вернувшись в Вильну, князь передал икону своей супруге, русской княжне. Будучи рожденным от русской матери, он дважды вступал в брак, и оба раза его избранницами были русские — вначале Мария Ярославна, княжна Витебская, а после ее кончины — Иулиания Александровна, княжна Тверская. Обе они были крещены в православной вере.

Тщанием благочестивой супруги Ольге Иулиании в русском квартале города Вильно была возведена деревянная церковь Святой Троицы, ставшая впоследствии монастырским храмом. Возведена она была месте убиения в 1347 году Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Корсунскую икону для почитания верующими поместили именно в Свято-Троицкой церкви, где она и пребывала в течение некоторого времени, пока чудесным не явилась на Острых воротах.

На иконе Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Со смиренно потупленным взором сложив руки на груди в знак покорности воле Божией, Она принимает ль Архангела Гавриила Благую Весть.

Икона полюбилась горожанам. Когда в Вильно были сооружены новые каменные городские стены, на вратах была выстроена башня с часовней, в которой и пребывал чудотворный образ, как бы благословляла всех, кто входил в город. Слава о чудотворной иконе быстро распространилась, и на поклонения ей стали притекать многочисленные паломники.

В семнадцатом веке, во времена Унии, образ перешел в руки католиков. Часовню реконструировали, вследствие чего лик ее оказался повернутым внутрь — в сторону города.

В настоящее время чудотворная Остробрамская икона Божией Матери в равной мере почитается и католиками, и православными.

Молитва

О, Пресвятая Дево, Мати Господа вышних сил, Небесе и земли Царице и града нашего Киева всемощная Заступнице!

Прими хвалебное пение сие от нас недостойных раб Твоих, и вознеси молитвы наша ко престолу Сына Твоего и Бога нашего, да милостив будет нам, грешным, и да пробавит благость Свою чтущим Тя и с верою и любовию покланяющимся чудотворному образу Твоему.

К кому бо возопиим Владычице? К кому прибегнем в горестях наших, аще не к Тебе, Царице Небесная? Кто плач наш и воздыхания наша приимет, аще не Ты, Пренепорочная, Надеждо христиан и прибежище нам грешным? Кто паче Тебе в напастех защитит? Тем же молим Тя усердно: покрый Твоим ходатайством наша прегрешения, защити нас от враг видимых и невидимых, умягчи сердца злых человек, возстающих на нас.

О, Мати Господа нашего Творца! Ты еси корень девства и неувядаемый цвет чистоты. Прими недостойную молитву нашу и соблюди нас в чистоте душевней, сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. Помилуй нас в дневных часех и утренних и вечерних, и во всякое время сохрани нас: стоящих, седящих соблюди, и на всяком пути ходящих, и в нощных часех спящих снабди, покрый и заступи. На всяком месте и на всякое время буди нам, Мати Преблагая, стена необоримая и заступление крепкое. Ты хранительница жизни всея нам явися, Пречистая; Ты нас избави от бесов в час смерти; Ты и по смерти упокоение обрести испроси у Сына Твоего и Бога нашего.

Мы же, грешнии, со упованием моления Тебе возносим и умильно вопием: радуйся, Благодатная; радуйся, Обрадованная; радуйся, Преблагословенная; Господь с Тобою, с Тобою с нами. К Тебе прибегаем, яко к несомненней и скорой Заступнице нашей, и Тебе, яко всемогущей Помощнице, сами себе и друг друга и весь живот наш по Христе Бозе предаем, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцем, со Пресвятым и благим и животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.