Публичные торги в древнем риме. Биржа: история со времён Древнего Рима до наших дней. Как имущество банкротов оказывается на торгах
По наиболее общему определению торги представляют собою заключение юридической сделки с любым лицом, предложившим самые выгодные условия. Торги позволяют максимально учитывать и использовать механизм конкуренции и добиться наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие условия и требования гарантий исполнения.
В юридически оформленном виде торги известны еще со времен Римской империи, где они подразделялись, согласно римскому праву, на три категории:
- 1) торги на труд;
- 2) торги на труд с материалом;
- 3) торги на поставку материалов.
По сути, они выполняли функции эквивалента рабочего времени, общественно необходимого для производства определенного товара. Поэтому купля-продажа производилась в форме публичных торгов. Они различались по составу участников, по видам принимаемых обязательств и по финансовым условиям. В первом случае в основании различий - единичные, физические, юридические и групповые субъекты (оференты) торгов. Во втором случае различие идет по договорам подряда. Торги по финансовым условиям различаются по предложениям цен, скидке по кредитной основе и оплате наличностью; торги с товарообменными операциями.
> Результатом торгов является сделка, специфическое соглашение. Кроме конъюнктуры (стремления получить максимальную прибыль с учетом конкуренции), торги имеют и различные психологические основания. В их числе убеждение, что соглашение является надежным, если оно добыто в борьбе. Иной партнер теряет чувство самоуважения, если он не торговался. Торги порой вызывают подлинную страсть и становятся манерой поведения и даже правилами игры. Человек, попавший на восточный базар, даже если он не намеревался ничего покупать, теряет уважение окружающих (“теряет лицоо), если он не торговался. Зачем же тогда пришел на базар?
Наряду с психологическими моментами есть в торгах важные методологические аспекты, имеющие прямое отношение к переговорам. Янош Нергеш, автор книги <-Поле битвы - стол переговоров”, отмечает, что любой процесс, посредством которого два или несколько участников достигают некоторого единства, при котором их действия становятся взаимодополняющими, является торгами. Причем достижение наиболее благоприятного результата связано с использованием определенного метода.
Очень многие процессы, а не только купля-продажа, могут рассматриваться и объясняться в терминах торгов. Это судебный процесс, как торг между защитой и обвинением, любое согласование действий и решений, предполагающее взаимные уступки.
Всякие торги - специфическая форма разрешения и урегулирования конфликта. Сам факт торгов предполагает, что стороны ищут компромисс, и поиск протекает в направлении нахождения наиболее выгодного решения. Оно не тождественно максимальным требованиям участников переговоров или их претензиям, притязаниям и ожиданиям. Оптимальность компромисса - исключительная прерогатива торгов, основанных как на сопоставлении конфликтующих позиций, так и на учете всей существующей конъюнктуры.
Большое значение имеет первый шаг, в котором стороны делают заявку. Ее особенность такова, что даже при максимальном запросе она должна выглядеть приемлемой основой для дальнейшего обсуждения с учетом повышения ставок (в пределах возможного) или уступок, не выходящих за рамки прибыльности всего этого предприятия. Торги отличаются еще и тем, что они ^обречены” на результативность. Я. Нергеш дает такое пояснение: футбольный матч в отличие от торгов (переговоров на взаимовыгодных условиях) характеризуется тем, что известна его продолжительность, но не известен результат. В случае с торгами мы знаем их результат, но не знаем, в течение какого времени (какой ценой, какими усилиями) он будет достигнут.
Вопрос, который ставит Я. Нергеш, отнюдь не банален: если ситуация столь очевидна, то почему бы сторонам не оставить торг и не перейти к заключению соглашения немедленно? По мнению О. Бартоша, это объясняется неизбежно возникающим в ходе переговоров или торгов внутренним противоречием между кооперативным и компетитивным поведением, т.е. между установками на сотрудничество и конкуренцию. На его взгляд, переговорщики лояльно сотрудничают лишь до тех пор, пока принуждены к этому. Если же они чувствуют возможность избежать сотрудничества, они немедленно превращаются в беспощадных конкурентов и стремятся вырвать друг у друга максимально возможные уступки.
Вопрос о том, чего больше в торгах - борьбы или уступок,
- - тоже непростой. По сути, внутренняя мотивация торгов -
- *ты мне, я тебе”, поэтому уступки - необходимая черта этой формы сотрудничества. Главное заключается в том, что уступки должны быть взаимными и обоснованными. Если первый шаг, в расчете на доброжелательность, начинается с уступки, но сразу наталкивается на уничижительный ответ, то нормальные торги в подобной ситуации невозможны. Начинается острая конкуренция. Следовательно, начиная торги, не стоит приписывать своему партнеру более темные намерения, чем свои собственные. Иначе подозрительность в торгах станет основным мотивом взаимодействия. Главным законом торгов можно назвать следующий: мера уступки должна быть уравновешена мерой приобретения. Именно это служит тем основанием, на котором устанавливается равновесие в притязаниях сторон.
Аукционы — это публичная продажа товаров, ценных бумаг, имущества, произведений искусства и других объектов. Она происходит по заранее установленным правилам, покупатели соревнуются между собой. Торги затронули практически все сферы человеческой жизни, а их история уходит в глубь времен. Так что никто уже и не знает, как, когда и при каких обстоятельствах состоялся первый аукцион.
«АУКЦИОН» в переводе с латинского означает «возрастание», «умножение».
Первые упоминания о такой форме сделок датируются 500 годом до н. э. и связаны с экзотичным для современного общества товаром — юными девушками.
В Древнем Вавилоне устраивались аукционы жен, на которых любой желающий мог приобрести супругу. Торги проходили на понижение цены: тот, кто первым соглашался с названной суммой, становился мужем. Сейчас такая система определения стоимости называется голландской.
В Римской империи на рубеже нашей эры торги были популярны при продаже семейного имущества и добра, награбленного в ходе войн. К примеру, римский император Маркус Аурелий продавал мебель, чтобы расплатиться с долгами. При реализации военных трофеев аукционист втыкал копье в землю, когда торг заканчивался.
Сейчас таким сигналом служит удар деревянного молотка. С падением Римской империи аукционы пропали из поля зрения историков. Новые данные о них датируются уже XVI веком и относятся к Голландии. В основном предметами торга становились ненужные вещи (мебель, предметы быта и пр.), поэтому их цена по ходу аукциона всегда снижалась. А сами торги больше напоминали современную распродажу. Развитие международной торговли, Великие географические открытия, совершенствование мировой кредитной и банковской систем привели к распространению торгов по всей Европе. Они стали проводиться в Англии, Франции и Германии, а в первой половине XVIII века заработали знаменитые аукционные дома: Sotheby’s и Christie"s.
ПЕТРОВСКИЙ СЛЕД
В Россию публичные торги пришли из Европы с прочими петровскими новшествами.
Государь во время Великого посольства поучаствовал во многих аукционах, где покупал книги, инструменты, разные диковины и так называемые антики (древние вещи). Большая часть экспозиции первого в России музея — Кунсткамеры — была собрана как раз из предметов, приобретенных им на европейских торгах.
Началом аукционной деятельности в России считается указ Петра Первого «О продаже конфискованных пожитков от Магистрата», где оговаривались условия реализации такого имущества посредством публичного торга. Уже через несколько лет аукционы начали использовать на государственном уровне для продажи земель, имений, движимого имущества, а также сельскохозяйственной продукции.
К концу XIX века широкое распространение получили торги по просроченным банковским залогам. Они проводились не только в Петербурге и Москве, но и на удаленных сибирских территориях и Дальнем Востоке.
Одно из первых официальных упоминаний термина «аукцион» в России датируется 1756 годом. Указ Ее Императорского Величества самодержицы всероссийской (Елизаветы Петровны) касался «продажи аукционным порядком недвижимых имений» в Ростовском и Рыльском уездах. В архивах Российской национальной библиотеки хранятся подобные указы Екатерины Великой, Павла Первого и других российских императоров. Помимо организации публичных продаж монархи активно участвовали в зарубежных торгах через эмиссаров, приобретая ценности и предметы искусства. Например, печально известный корабль «Фрау Мария», затонувший в 1771 году в Балтийском море, вез Екатерине Великой купленные в Европе произведения голландских мастеров для коллекций Эрмитажа и Царского Села. Судно до сих пор лежит на дне моря.
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ
Первая мировая война и последующая революция на несколько десятков лет внесли аукционы в список пережитков царизма. В социалистической России, где конкуренция не приветствовалась, а граждане были обделены не только деньгами, но и товарами первой необходимости, само понятие «торги» противоречило государственной идеологии. Однако со временем руководство страны Советов пришло к выводу, что некоторые сектора экономики требуют публичных аукционов.
Так, чтобы упорядочить и централизовать операции по экспорту пушнины, в 1931 году было создано Внешнеэкономическое объединение «Союзпушнина», монополизировавшее продажу русских мехов на мировом рынке. Меха стали выставлять на открытых торгах.
Первый аукцион был организован в Ленинграде в марте 1931го, куда прибыло порядка 80 представителей из 12 стран. По его итогам удалось реализовать 95% мехов в среднем на 6-8% дороже, чем на лондонском аукционе, который состоялся в феврале того же года. Со временем примерно 80% всех мехов (от белки до соболя) продавали именно таким способом.
Позже в СССР на торги стали выставлять скаковых лошадей, книги, предметы искусства. Нередко конечные цены на редкие и дорогие лоты оговаривались с потенциальным покупателем неофициально до проведения торгов.
В середине 70х годов крупный американский предприниматель Арманд Хаммер приобрел редкого арабского скакуна на аукционе конезавода в Пятигорске за $1 млн менее чем за минуту, так как ранее эта сумма была согласована на приватной встрече с министром сельского хозяйства СССР.
С началом перестройки на торги стали выставлять все виды товаров - от предметов искусства до холодильников и запчастей для сельскохозяйственной техники.
В конце 1980х — начале 1990х начали возрождаться антикварные торги.
В 1988 году был создан первый в современной России антикварный аукционный дом «Гелос».
МОЛОТОК ДЛЯ ГОСУДАРСТВА
Наибольшую популярность торги приобрели к середине 1990х, когда государство дало старт крупномасштабной приватизации.
В российской экономике наибольшее распространение получили аукционы по продаже предприятий, акций, имущества банкротов для последующих расчетов с кредиторами.
Правила организации и порядок проведения аукционов законодательно закреплены в Гражданском кодексе РФ с 1994 года.
Во многих городах создаются местные фонды имущества, реализующие государственную недвижимость, участки, предприятия и пр.
Последнее десятилетие стало наиболее насыщенным и успешным для развития института публичных торгов. Начали появляться частные аукционные дома узкой специализации, а также такие крупные мультифункциональные площадки, как Российский аукционный дом.
ВЫШЛИ В СЕТЬ
Активное развитие аукционной деятельности в мире вывело ее на электронный уровень.
Распространение в США и Европе как государственных, так и частных электронных торговых площадок привело к появлению подобных и в России. Они работают в разных секторах (недвижимости, сельском хозяйстве и пр.), торгуют антиквариатом, предметами искусства и многими другими товарами.Отдельную нишу занимают частные сайты аукционы, такие как eBay и Молоток.ру, где любой может продать принадлежащую ему вещь. К примеру, предприимчивые жители Челябинской области выставляли на онлайн аукционы части метеорита, упавшего в феврале 2013 года.
С каждым годом объем реализованного в Сети имущества увеличивается в разы. Только с 2011 по 2013 год были опубликованы объявления о проведении более 300 000 торгов на разных электронных торговых площадках страны (без учета частных сайтов аукционов). С начала 2011 года их число увеличилось в 12 раз. С развитием электронных торгов связывают будущее публичных продаж.
Однако ничто не сможет заменить стук деревянного молотка и лаконичное «Продано!» из уст аукциониста.
ЮРИДИЧЕСКИЙ АРХИВ
М. РЕЗНИЧЕНКО,
аспирант кафедры административного, финансового
В 1830 году приняты «Положения об обязательствах, заключаемых казною и частными людьми по подрядам и поставкам», составленные лично Николаем I. Документ представлял собой единое и подробное руководство для государственного чиновника в области проведения государственных закупок, что послужило основной конструкцией для многочисленных правил торгов в различных областях императорского хозяйства.
С некоторыми изменениями «Положения об обязательствах, заключаемых казною и частными людьми по подрядам и поставкам» действовали вплоть до 1914 года.
Война годов показала недостатки, существующие в организации государственных закупок на тот период времени.
Одной из причин низкого качества работ признавалось распределение заказов на изустных торгах (аналог современного аукциона) и смешанных конкурсов. Не имея достаточного времени на обдумывание, участники выкрикивали нереальные цены. Получив заказ, они были вынуждены выполнять его с отступлениями от требований. Торги по запечатанным объявлениям приводили к более успешным результатам.
Английская система государственных закупок была введена в России для совершенствования процесса конкурсного отбора. С этой целью каждое ведомство вело списки предприятий, признанных подходящими казне контрагентами по своей надежности и солидности.
Анализ объявлений начала двадцатого века о проведении торгов на поставку товаров и выполнение работ показывает, что в них присутствуют практически все положения торгов, используемые и сегодня.
Сложность решения многих вопросов заключалась в том, что эта тема не раскрывалась. О торгах не говорилось ни в Основах гражданского законодательства Союза ССР, ни в республиканских гражданских кодексах .
В 1999 году принимается Федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд». Закон регулировал отношения, возникающие между организатором и участником конкурса в процессе проведения конкурса на размещение заказов для государственных нужд.
В Письме Федеральной налоговой службы отмечено, что Закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» при подготовке и проведении конкурсов представлял заказчику широкие возможности для установления условий (критериев) при выборе участника – победителя, предложившего лучшие условия поставки продукции .
21 июля 2005 года подписан Федеральный закон № 94 - ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», который действует до сих пор. Сегодня законодательство в области размещения государственных заказов совершенствуется и меняется значительными темпами, поскольку развитие мировых информационных технологий позволило государственным заказчикам и участникам размещения заказов выйти на новый уровень проведения торгов в электронной форме, что неизбежно приводит и к изменениям в действующем законодательстве и к необходимости принятия новых нормативных актов , регулирующих данную область отношений.
Однако многие, как чиновники федерального уровня, так и их коллеги из органов местного самоуправления , критикуют действующий Закон о размещении заказов за его несовершенство и как следствие - за низкую эффективность государственных закупок. Нет реальной экономии, конечный результат закупки не всегда соответствует реальной потребности заказчика, не проработаны вопросы закупки инновационной продукции и научных исследований, высокий уровень коррупции в сфере государственного заказа, отсутствие плановой и прогнозной составляющей и т. д.
В начале 2011 года президент Дмитрий Медведев поручил разработать новые положения Закона о размещении заказов с учетом требования инновационного развития. Результатом работы двух независимых рабочих групп - Минэкономразвития России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС) - стали две альтернативные концепции будущего государственного заказа в России. Так, Министерство экономического развития Российской Федерации вышло с проектом закона о федеральной контрактной системе, который предусматривает фактическую отмену ныне существующего закона о размещении заказов. ФАС в свою очередь предлагает внести необходимые изменения и дополнения в действующий закон о размещении заказов, рассматривая его как неотъемлемую часть планируемой федеральной контрактной системы.
Отмечу, что Россия обладает богатейшим опытом в области управления правоотношениями, связанными с государственными закупками. Весь этот ценный опыт должен быть рационально использован на благо современного общества в Российской Федерации.
«Историко-правовые аспекты развития института торгов в России» журнал «Юриспруденция» № 1, 2003г.
Е. Гончаров, журнал «Конкурсные торги» 1998г № 8.
«История возникновения и развития государственного заказа в России» журнал «История государства и права», № 20.2010г.
Г. Веденеев, Г. Кобзев, Е. Гончаров «Откуда есть пошли торги». Журнал «Московские торги» №1 2001 г.
Е. Гончаров, журнал «Конкурсные торги» 1998г № 8.
по состоянию на 01.01.2008.
На белорусских землях понятие «торги» было известно издавна, однако, современные формы они приобретают уже во времена вхождения Беларуси в состав Российской империи.
В XIX веке социальные и правовые отношения в обществе усложнились, область применения торгов расширилась. Но своими корнями отношения, возникающие при проведении торгов, уходят в такую важную сферу, как государственные поставки и размещение подрядов. Именно в этой сфере можно найти наиболее детальное правовое регулирование указанных отношений и проследить их историческое развитие.
В 1830 г. принимается так называемый «Лист для торга», зафиксировавший основные правила проведения торгов и послуживший основой для конструирования многочисленных правил торгов в различных областях имперского хозяйства, практически, до конца века.
На рубеже ХIХ и ХХ веков интенсивно осуществляется техническое и организационное совершенствование производства. Процессы концентрации производства по мере развития капитализма сопровождаются изменениями в отраслевой направленности торгов. На смену торгам на поставки преимущественно потребительских товаров и выдачу подрядов на строительство административных и жилых зданий приходят торги на поставку инвестиционных товаров, строительство и продажу промышленных объектов, недвижимости. Например, в соответствии с нормами о торгах, предусмотренными Горным уставом Российской империи 1893 г., по результатам конкурсных процедур, в пользование предоставлялись нефтеносные земли, расположенные на казенных землях, закрытых для частных заявок. Конкурсный механизм по Горному уставу реализовывался в двух формах: в виде торгов (т.е. аукционов) и в виде соревнований (т.е. конкурсов). Различие между торгами и соревнованиями заключалось в предмете конкурсной процедуры. Предметом торга (в соответствии со ст. 781 Горного устава) назначалась условная цена нефти. На арендатора (по условиям торгов) возлагалась обязанность поставлять в казну сырую нефть в количествах, предусмотренных «торговыми кондициями» (т.е. условиями торгов). Поставленная нефть оплачивалась арендатору по условной цене (даже если рыночная цена нефти превышала условную цену). В случае непоставки (или несвоевременной поставки) обязательного объема сырой нефти в казну, такой объем нефти мог быть приобретен казной в ином месте за счет арендатора. В случае продажи арендатором нефти по рыночной цене (не казне), арендатор уплачивал в казну разницу между стоимостью обязательного для добычи количества нефти по рыночной цене и ее стоимостью по условной цене. Нефть, добытая сверх обязательной нормы, подлежала оплате по рыночной цене (в том числе и в случае ее покупки казной).
В 1900 г. было опубликовано «Положение о подрядах и поставках», действовавшее до октября 1917 г. Положение предусматривало проведение торгов трех типов: изустные торги, торги посредством запечатанных объявлений и смешанные. Изустные торги представляли собой аукцион. В публикуемых приглашениях к торгам через запечатанные объявления указывались день и час, с которого принимались пакеты с предложениями и начинались торги. Казенная цена устанавливалась по заранее составленным сметам, с учетом сведений о ценах в местностях, где предполагалось выполнение госзаказа. Казенная цена представлялась на торги в запечатанном пакете. Если полученные заявки удовлетворяли казенной цене, этот конверт уничтожался невскрытым. Если всем претендентам отказывали в подряде, казенная цена предавалась огласке. Смешанные торги отличались тем, что сначала принимали устные заявления, а затем вскрывали конверты с заявками.
После принятия 1 сентября 1928 года Программы Коммунистического Интернационала страна начала «сворачивать» НЭП, хозяйство становилось плановым, распределение – государственным, «частный элемент» – враждебным. Формально присутствуя в законодательстве, торги исчезли, как и все относившееся к рыночному хозяйству.
Ситуация, при которой, практически, отсутствовало нормативное регулирование организации и проведения торгов, продолжалась до вступления в силу 1 июля 1999г. Гражданского кодекса Республики Беларусь. В главе 28 Кодекса содержатся три статьи (417-419), посвященные заключению договора на торгах. Кроме того, пунктом 6 статьи 417 установлено, что правила ГК применяются к публичным торгам, проводимым в порядке исполнения решения суда. С этого момента Гражданский кодекс Республики Беларусь стал основополагающим нормативным актом, содержащим положения о торгах.
В зарубежных же странах с развитой рыночной экономикой торги продолжали применяться и получать распространение в большинстве отраслей хозяйства.
Торги, как способ заключения договора, известны абсолютному большинству правопорядков как континентальной, так и англо-саксонской систем права. Так, например, в США источниками правового регулирования проведения публичных торгов всех разновидностей является законодательство отдельных штатов и законодательные акты, принимаемые органами местного самоуправления и специальными государственными агентствами штатов. Например, в штатах Калифорния и Нью-Йорк общие правила о торгах содержатся: в Гражданском кодексе, Гражданско-процессуальном кодексе, Кодексе корпораций, в Административном кодексе (Управление), в Торговом кодексе штата Калифорния, а также в Своде законов штата Нью-Йорк (главы «Общие положения о торговле», «Сельскохозяйственное производство и продажа», «Административное регулирование», «Торговый кодекс штата Нью-Йорк», «Муниципальное регулирование», «Общие положения об обязательствах» и др.).
В США организаторами аукционов и публичных торгов могут выступать лица (в том числе корпорации, партнерства, ассоциации, некоммерческие организации и физические лица), получившие соответствующую лицензию. Единый торговый кодекс (ЕТК) определяет аукциониста как лицо, которое привлекается продавцом управлять, проводить, контролировать или быть ответственным за продажу через аукцион (§ 6-102 (в)). По законодательству штатов Калифорния и Нью-Йорк, аукционист является специальным агентом, наделенным полномочиями, в отсутствие специальных полномочий, возлагаемых на него договором.
Порядок проведения коммерческих конкурсов, аукционов и процедура подведения их итогов в США устанавливается правилами, разрабатываемыми и утверждаемыми местными органами власти, специальными государственными агентствами.
Если правилами проведения аукциона не установлены какие-либо особые условия на этот счет, то после полной оплаты цены к покупателю переходит право собственности на приобретенную вещь.
При совершении на аукционе покупки через представителя, и до момента раскрытия аукционисту лица, для которого осуществлена покупка, право собственности на вещь, в случае оплаты, считается перешедшим к лицу, сделавшему предложение на аукционе (то есть представителю).
В соответствии с законодательством штатов Нью-Йорк и Калифорния (США) торги могут быть признаны недействительными в случаях: выявления ошибки в описании вещи, выставленной на продажу, в каталоге или в извещении о проведении торгов; неточного описания вещи; отсутствия согласия собственника вещи выставить ее на продажу.
Если покупатель не выполнит условий продажи, продавец вправе аннулировать результаты торгов.
К нарушениям, влекущим признание торгов недействительными, относятся, кроме перечисленного выше, невнесение частичной оплаты вещи на депозит организатора торгов, а также ведение торгов лицом, не имеющим лицензии на право осуществлять эту деятельность.
В случае признания торгов недействительными все права на имущество остаются у первоначального собственника, а у организатора торгов появляется обязанность вернуть полученные денежные средства, если они были уплачены или депонированы. Если продажа не состоялась по вине покупателя, то последний обязан возместить организатору торгов понесенный им ущерб.
Правовой режим торгов в праве Швейцарии установлен, главным образом, на федеральном уровне. Немногочисленные общие положения об организации и осуществлении торгов содержатся в Титуле «Купля-продажа и мена» Швейцарского обязательственного закона от 30 марта 1911 года (далее - ШОЗ). Основной массив правил, относящихся к коммерческим торгам, содержится в специальном законодательстве и подзаконных актах: Федеральном законе «О публичных торгах» (далее - Закон о публичных торгах); одноименном Ордонансе Федерального Совета Швейцарской Конфедерации (далее - Ордонанс о публичных торгах). Кантоны вправе издавать в развитие положений федеральных актов не противоречащие им правовые акты (поскольку в силу ст. 64 Конституции Швейцарской Конфедерации правовое регулирование договоров купли-продажи отнесено к компетенции Конфедерации). К настоящему времени достигнут определенный уровень унификации кантональных правил о публичной продаже путем подписания 25 ноября 1994 года семнадцатью кантонами Межкантонального соглашения о публичных торгах.
Швейцарское право оперирует понятием «публичные торги», которому придается обобщающий характер. По смыслу и конкретным формулировкам Закона и Ордонанса о публичных торгах это понятие включает в себя различные виды коммерческих торгов, конкурсов и аукционов, в результате которых победителям присуждается какое-либо специальное или исключительное право. Наряду с этим, в законодательстве Швейцарии встречаются и конкретные наименования: «аукцион» (применительно к продаже движимых и недвижимых вещей и к способу раздела наследственной массы), «публичное обещание награды» и «конкурс» (применительно к конкурсам на создание произведений искусства, на проведение научных исследований и конкурсам проектов).
Классификация публичных торгов проводится по следующим основаниям.
Чаще всего это объект торгов. Закон о публичных торгах выделяет три основных его вида: публичные торги на поставки, на оказание услуг и на проведение строительных работ. При этом, под ними понимаются торги, проводимые в целях заключения договоров на приобретение имущества (в том числе и недвижимого) в собственность или в аренду (включая аренду с правом выкупа).
Также основанием для классификации торгов является начальная (стартовая) цена при их осуществлении.
В швейцарском праве специально регулируются конкурсы на проведение научных исследований и конкурсы проектов. Нормы, относящиеся к публичным торгам, и в этом случае подлежат восполнительному применению. Специфика правового режима таких конкурсов состоит в большем усмотрении их организаторов в ходе принятия решений, поскольку последние базируются на сугубо оценочных суждениях (хотя и принимаются с учетом мнения профессионального жюри).
Обращает на себя внимание сложившаяся в швейцарском праве высокая степень обобщения и ассимиляции режимов различных аукционов, конкурсов и торгов, сочетающаяся с приданием отдельным их видам специфических черт. Такое правовое решение - результат продуманной юридической техники (в частности, широкого использования приема аналогии и общих процедурных конструкций и принципов).
Публичные торги в Швейцарии проводятся на основе свободной конкуренции, равенства швейцарских и иностранных участников. Организаторы присуждают соответствующее специальное, или исключительное, право только тем участникам, которые в состоянии обеспечить надлежащее соблюдение норм об условиях труда и охране работников, равенство трудовых прав мужчин и женщин. Наконец, организаторы не должны разглашать предоставленную участниками торгов информацию, носящую конфиденциальный характер.
Для соблюдения перечисленных выше общих требований и создания необходимых предпосылок правомерного принятия решения о выборе победителей законодательно разработана процедура отбора претендентов на участие в торгах.
Правовые результаты отбора зависят от избранной организаторами торгов процедуры их проведения - открытой, отборочной или процедуры прямого безотборочного присуждения результатов. В первом случае отбираются лица, которые вправе направить организаторам оферту; во втором - лица, которые вправе лишь подать заявку на участие в торгах (а организаторы из их числа будут отбирать оферентов), и в третьем - непосредственно победители торгов.
В ходе рассмотрения заявок на участие, еще до оценки оферт, происходит предварительное определение приблизительного круга участников торгов путем, так называемой, квалификации. Эта стадия подготовки к торгам оказывается на практике достаточно размытой во времени; она даже может практически сливаться с оценочной стадией самих торгов. Представляется, что такой результат входил в намерение законодателя, который создал возможность непрерывного контроля участников и одновременно возможность «в любое время» присоединиться к их числу, но не позднее вынесения организаторами решения о допуске к торгам (при отборочных торгах) или об оценке оферт (при открытых торгах).
Квалификация осуществляется по усмотрению организаторов торгов. По сути, она является дополнительным, факультативным, условием участия в торгах и основанием для создания системы дополнительного контроля.
Критерии квалификации разрабатываются самими организаторами и содержатся в тексте извещения о проведении торгов. Законодательством задаются лишь отправные точки квалификации (как, например, «оценка финансовых, экономических и технических возможностей» будущих участников с точки зрения «характера и масштаба торгов»).
В Швейцарии на федеральном уровне разработаны типовые формы договоров, которым должны следовать организаторы торгов, а также тарифы. Если тарифы превышают этот уровень, договор совершается в квалифицированной письменной форме и подлежит утверждению со стороны Федерального министерства финансов или учреждения, им назначенного.
Как исключение из этого правила, договоры на открытых добровольных аукционах по продаже считаются заключенными в момент присуждения результата. Переход же права собственности на вещь происходит лишь при продаже на аукционе движимости.
В отношении недвижимости такой переход связывается с моментом регистрации сделки в реестре недвижимости.
Основное последствие нарушения правил организации и проведения публичных торгов в Швейцарии - возможность обжалования и пересмотра решений, принятых организаторами торгов, и возмещения причиненных участнику убытков.
Страны, отошедшие от плановой экономики, также стремятся к внедрению в хозяйственную деятельность конкурентных способов ведения бизнеса. Примером тому может послужить нижеприведенный обзор законодательства о торгах Венгрии и КНР.
Так, в Венгрии источниками правового регулирования данных отношений являются: Закон «О реализации государственного имущества предпринимателям» и Закон «О публичных торгах».
В законодательстве Венгрии под публичными торгами понимаются договорные отношения, устанавливаемые в целях приобретения товара, осуществления капиталовложения в строительстве или оказания услуг.
Конкурсы и аукционы организуются для заключения договоров купли-продажи государственного имущества (Закон «О реализации государственного имущества предпринимателям»). В рамках конкурсов и аукционов реализуется также имущество государственного казначейства.
Торги проводятся в следующих формах: открытые, с ограниченным кругом участников, со смешанным составом участников.
Организаторами публичных торгов в Венгрии могут выступать: а) государство, органы местного самоуправления, центральные бюджетные органы и бюджетные органы местного самоуправления; б) публичные ассоциации и публичные благотворительные фонды; в) благотворительные фонды и общественные организации, созданные указанными выше органами или с их участием и другие хозяйствующие организации.
Организацией публичных торгов занимается также специально созданный Совет по публичным торгам, который в соответствии с нормами Закона «О публичных торгах» является самостоятельным хозяйственным бюджетным органом, подчиняющимся исключительно Государственному собранию.
Реализация государственного имущества осуществляется в форме открытых или закрытых конкурсов, открытых аукционов.
Объявление о проведении открытого конкурса, аукциона публикуется в двух общегосударственных ежедневных газетах или в одной общегосударственной и одной местной газете за 30 дней до срока их проведения.
Изложенные в объявлении условия конкурса аукциона не могут меняться до подведения их результатов или до признания их несостоявшимися.
Закрытый конкурс проводится только в исключительных случаях; его организатор непосредственно обращается в письменной форме к заинтересованным лицам с предложением о подаче заявок.
Открытый аукцион организуется в случаях, указанных в законе, или по решению министра финансов.
Проведение таких аукционов показано в случае реализации недвижимого имущества, оборудования, средств транспорта, которые предназначены для удовлетворения потребностей широкого круга населения, заинтересованных частных лиц; причем стоимость этих предметов невысока.
Срок внесения предложений на участие в открытом конкурсе составляет 30 дней после опубликования объявления. В обоснованных случаях он может быть однократно продлен не более чем на 30 дней с повторной публикацией объявлений в тех же средствах массовой информации.
При закрытом конкурсе срок ответа на сделанное предложение об участии составляет 15 дней после его получения. В случае продления срока закрытого конкурса об этом оповещаются только заинтересованные лица.
Объявление о проведении конкурса может быть отозвано до окончания срока, определенного для внесения предложений. Об отзыве объявления помещается соответствующая информация в печати.
Участник конкурса может внести изменения или отозвать внесенное им предложение до истечения установленного в объявлении срока подачи предложений.
Торги, проведенные в Венгрии, признаются недействительными, если: 1) не поступили предложения об участии в торгах; 2) поступили исключительно недействительные предложения; 3) всех лиц, внесших предложения, следует исключить из числа участников торгов вследствие несовместимости со статусом участников; 4) ни одним из внесших предложения не соблюдены условия, оговоренные в объявлении о проведении торга; 5) организатор не рассмотрел внесенные предложения в установленный срок; 6) организатор торга выносит решение о признании его недействительным, поскольку один из участников совершает проступок, серьезно нарушающий интересы остальных лиц, внесших предложения.
Аукционом, в соответствии с Законом КНР, признается форма продажи определенных вещей или вещных прав, передаваемых участнику, предложившему максимально высокую ставку в ходе публичных торгов.
Управление и надзор за аукционной деятельностью осуществляется Департаментом по надзору за аукционной торговлей при Государственном Совете КНР.
Предметом аукциона в Китае может быть любое имущество или имущественные права, продажа которых не запрещена законом.
Организатором торгов по Закону могут быть специализированные корпоративные организации, зарегистрированные в соответствии с законодательством КНР. Регистрация таких компаний производится Департаментом по надзору за аукционной торговлей при соответствующей территориальной администрации, а деятельность по организации и проведению торгов лицензируется Департаментом по индустрии и коммерции.
Продавцом признаются физические или юридические лица, передавшие имущество или имущественные права организатору торгов для продажи на аукционе. Продавец участвует в организации и проведении аукциона лично либо через своего агента.
Продавец вправе снять лот с торгов до их начала. Если такое происходит, то он обязан уплатить организатору торгов обусловленную сумму, а в случае отсутствия соглашения о стоимости услуг организатора торгов – реальные расходы.
Участниками торгов признаются физические или юридические лица, предлагающие свои ставки за определенный лот. В случае, когда закон требует соблюдения определенных условий при продаже соответствующего лота, участники торгов должны быть ознакомлены с ними.
Участники торгов вправе принимать участие в торгах лично либо через своих представителей, получать информацию о дефектах лота, осматривать лот и изучать материалы, относящиеся к нему.
Ставка, предложенная участником торгов, не может быть им отозвана, но теряет силу обязательства с момента, когда более высокая ставка предлагается другим участником.
Продавцы, выставляющие на аукцион имущество или имущественные права, обязаны представить идентифицирующие их документы, а также документы, подтверждающие правовой титул на вещь (право), либо иным образом (по требованию организатора торгов) доказать свое право на аукционную продажу лота в соответствии с законом и другими нормами. Организатор торгов обязан проверить документы и иные материалы, предоставленные продавцом.
За нарушение правил о торгах китайское законодательство предусматривает довольно суровые санкции. Так, если государственный орган реализует без соответствующего разрешения конфискованное имущество, реализация которого должна осуществляться аукционной компанией, аккредитованной правительством провинции, автономного региона, муниципалитетом либо администрацией районного города по месту нахождения такого имущества, то лица, непосредственно отвечающие за реализацию, должны понести дисциплинарное наказание. При наличии убытков государству эти лица должны их полностью возместить.
Биржа – это юридическое лицо, которое обеспечивает регулярное организованное функционирование торгов различными финансовыми инструментами. Сегодня выделяют фондовые, валютные и товарные биржи. Торги ведутся по установленным биржей стандартам, практически все сделки проводятся при помощи компьютеров и специальных компьютерных программ.
История биржи
Однако раньше этот процесс выглядел совсем иначе. История биржи началась ещё со времён Древнего Рима. В середине 2-го века до нашей эры Римская республика превратилась в крупнейшую средиземноморскую державу, в состав которой, кроме Италии, входили обширнейшие заморские владения в Европе, Азии и Африке. Рим стал центром торговли. Для сбыта своих товаров сюда съезжались купцы с разных концов света.
Естественно, в таких масштабах торговля не могла вестись стихийно, поэтому лучшим местом были ярмарки и рынки, которые и стали прототипом сегодняшних бирж. На рынках торговля велась постоянно, а товар поставлялся сразу. Ярмарки уже проводились реже и по определённым дням, а сам товар не присутствовал. Торговля велась по образцам оптовых партий.
Своё название биржа, как полагают историки, получила в Нидерландах. В 16-м веке город Брюгге был одним из основных торговых и портовых центров для всех европейских стран. Тогда Брюгге ещё был частью Нидерландов. Для обмена торговой информацией и осуществления разного рода торговых операций купцы сходились на площадь, где стоял дом, на котором был изображён герб с тремя кошельками. Недалеко от гостиницы были расположены представительства крупнейших торговых центров того времени – Флоренции и Генуи. Сами сделки заключались прямо в гостинице.
Примерно в то время торговцы сделали вывод, что физическое присутствие товара не требуется, а можно просто договориться о его цене. На фоне развития международной торговли появилась необходимость в создании стабильного оптового рынка, который послужил бы связующим звеном между растущими хозяйственными областями. Так в 1531 году была создана первая международная биржа в Антверпене, которая соответствовала новому уровню развития экономики. Городской совет города, чтобы облегчить проведение сделок, недалеко от порта возвёл большое и красивое здание биржи с просторным внутренним двором. На её фасаде была надпись «Для торговых людей всех народов и языков», а войти имели право все желающие.
В начале 17-го века центр торговой и финансовой деятельности «перекочевал» в Амстердам. Именно здесь, в 1608 году была открыта одна из известнейших бирж мира. Затем она «переселилась» в большое здание на площади Дам, рядом с банком и резиденцией Ост-Индской компании. Именно она впервые предложила торговым людям покупать и продавать ценные бумаги. Сначала торговали британскими, португальскими и голландскими облигациями государственных займов, затем стали торговать и акциями голландских, британских, Ост-Индских и Вест-Индских компаний.
В Амстердам тянулись нити всех значимых деловых операций. Около 4,5 тысяч человек каждый день собирались на местной бирже с двенадцати до двух часов. Порядок на биржевом собрании был образцовым – каждая коммерческая отрасль занимала определённое место. Около тысячи маклеров и присяжных занимались обслуживанием посетителей.
Нет ничего удивительного в том, что первый биржевой «пузырь» произошёл именно в Нидерландах, получив название «Тюльпановая лихорадка». Как раз в середине 16-го века в Голландию была привезена первая луковица тюльпанов. Цветы получили широкое распространение, а после того, как стали выводить новые сорта, они полностью овладели умами людей.
Спрос на луковицы рос очень быстро. Поскольку биржа к тому времени уже работала, нашлись те, кто решил на этом разбогатеть. Не дожидаясь урожая, цветы стали продавать наперёд, то есть бойко велась торговля фьючерсными контрактами. Затем, в разгар сезона, ранее закупленные луковицы можно было продать в несколько раз дороже. Операциями с тюльпанами занимались почти все. Спустя какое-то время, цены стали просто заоблачными: за одну луковицу тюльпана отдавали квартиру или ресторан. Потом, конечно же, «тюльпановый пузырь» лопнул, кто-то нажил капитал, а кто-то обанкротился.
К началу 18-го века центр торговой деятельности стал перемещаться в Лондон. С 1695 года Лондонская Королевская биржа начала проводить сделки с государственными бумагами и акциями. На бирже стали встречаться, кто, уже имея состояние, желал разбогатеть ещё больше. Количество сделок быстро росло, а Лондон постепенно обретал статус финансового центра.
Столица Британии и по сегодняшний день остаётся биржевым центром Старого света. Однако появилась и новая фондовая столица – Нью-Йорк. Именно здесь впервые опробовали многие технологии и выпустили биржевые продукты, которые помогли превратить торговые площадки из развлечения для избранных в массовое увлечение.
Нью-Йоркская фондовая биржа открылась в далёком 1792 году. Двадцать четыре местных брокера спокойно заключали сделки с ценными бумагами, а затем приняли решение подписать друг с другом договор о едином размере комиссионного вознаграждения для клиентов. Также этим договором они, по сути, обязали себя торговать только между собой на взаимовыгодных условиях. Сделано это было на Уолл-стрит. В то время в Америке существовало только два типа бумаг, представляющих ценность: облигации и акции самого первого национального банка страны. Эти ценные бумаги и были размещены через новую биржу.
Впоследствии именно Нью-Йоркская биржа стала первым органом, призвавшим компании вести бухгалтерию и делать её видимой для своих инвесторов и акционеров. Именно в США впервые возникла проблема кредитного «пузыря»: люди брали деньги в долг, чтобы вложить в акции, и расплатиться могли лишь в условиях постоянного роста рынка. Торговля процветала, и американская публика в 20-х годах сильно рисковала, раздувая цены на акции. Итог — знаменитая Великая депрессия, начавшаяся с биржевого краха в 1929 году.
Биржа сегодня
Даже после краха, биржа не потеряла своей притягательности.
В наше время, с внедрением высоких технологий, торговать на финансовых рынках стало значительно проще. Это возможно уже из любой точки мира. Точно так же усовершенствовались и сами финансовые инструменты, а наиболее изобретательными в этом деле оказались американские финансисты.
Увы, неизменной осталась только человеческая жадность и жажда к обогащению. Именно по этой самой причине финансовые пузыри наблюдаются и сегодня. Кстати, кризис 2008 года влияет на финансовую систему и до сих пор.
Стоит напомнить и о крахе «доткомов». Здесь современные технологии в очередной раз сыграли с инвесторами злую шутку. Распространение интернета привело к появлению огромного количества компаний на просторах Сети. Колоссальный спрос взвинтил цены на акции, в результате чего даже самые слабые предприятия оценивались в сотни раз дороже своей фактической стоимости.
Стоит посмотреть и на ситуацию с Фейсбук, Твиттер и другими лидерами современного рынка. История повторяется: биржевое развитие – постоянная борьба за свободу на грани хаоса. Например, валютный рынок Форекс, где торги ведутся 24 часа, стал возможен только после отмены «золотого стандарта» и ограничений по волатильности валют.
Куда приведёт экономику эта свобода? Несмотря на все кризисы и разочарования, летопись биржи пишется до сих пор.