Правоведение. Что изучает правоведение

Человеческое общество является сложной социальной системой. Многочисленные формы взаимодействия индивидов во многих ситуациях характеризуются противоречивыми интересами их участников. Поскольку важными качествами общества являются организованность, упорядоченность образующих социальную жизнь общественных отношений, одним из способов согласования интересов людей и сглаживания возникающих между ними и их объединениями конфликтов является нормативное регулирование.

Регулировать (в социальной жизни) — значит определять поведение людей и коллективов, давать ему направление функционирования, рамки, целеустремленно его упорядочивать. Важнейшими средствами регулирования являются социальные регуляторы: нормы нрава, морали, общественных организаций, традиций, обычаев и ритуалов.

— это совокупность правил поведения, определяющих границы свободы, равенства людей в реализации и защите их интересов, регулирующих борьбу и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. В любом цивилизованном обществе право выступает государственным регулятором общественных отношений, закрепляя и развивая их.

Устанавливая конкретные права и обязанности сторон (граждан, должностных лиц, общественных и государственных организаций), право служит средством достижения общественного компромисса не путем насилия и подавления, а путем согласования индивидуальных, классовых и общечеловеческих интересов.

Понятие права

Понятие «право» имеет несколько значений. Чаще всего под ним понимают систему общеобязательных норм, охраняемых государством. В этом базовом определении право сводится к совокупности однозначных и документально зафиксированных государственных предписаний, т.е. фактически совпадает с законом. Право в таком значении принято называть позитивным правом.

Однако ряд исследователей предполагает, что право создается не государством, а существует изначально, так как вытекает из естественных потребностей и природы человека. Каждый человек от рождения обладает естественными правами и свободами — правом на жизнь, труд, свободу мысли и слова и т.д. Государство не создает эти права, а просто подтверждает и охраняет их. Право как притязание людей на жизнь и на все, что способствует се сохранению и развитию, называют естественным правом.

Кроме того, правом называют закрепленную в законе возможность субъекта, например право собственности или право быть и избранным в органы власти. Это так называемое право в субъективном смысле. Наконец, право можно трактовать предельно широко, обозначая им все правовые явления, включая и позитивное право, и естественное, и право в субъективном смысле. В этом случае говорят о праве в широком смысле. Регулируя социальные отношения в различных сферах жизни человека и общества, право способствует решению важных задач: согласует интересы разных людей, помогает разрешать конфликты, определяет меру свободы человека в обществе, а также служит выразителем идей coциальной справедливости.

Правовые формы

Обычно правовые нормы выражены в виде разрешений, предписаний, запретов и рекомендаций. Однако внешняя форма выражения еще не является основанием для ее неукоснительного выполнения. Чтобы она стала юридически обязывающей, необходимо придать ей определенную правовую форму. К правовым формам (иначе называемым источниками права) относят:

  • правовой обычаи - формируется стихийно, на протяжении многих поколений. Государство не создает правовой обычай, а просто признает его в своих официальных документах. Первые своды судебных норм — Законы Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), Законы двенадцати таблиц (V в. до н.э.), Русская Правда (XI-XII вв.) и т.д. — в основном включали в себя правовые обычаи;
  • прецедент — признание состоявшегося судебного решения образцом для решения всех подобных случаев в суде. Суд в этом случае не просто применяет, но фактически создает правовые нормы. Прецедентное право распространено в Великобритании, США, Австралии и т.д.;
  • нормативный договор — соглашение субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон. Сюда можно отнести договор между государствами, субъектами федерации, руководством предприятия и профсоюзом работников и т.д. Нормативный договор обычно применяется в международном, конституционном, трудовом праве;
  • нормативный правовой акт - официальный документ, созданный компетентными государственными органами и устанавливающий нормы права.

Иерархия правовых актов (на примере Российской Федерации) представлена ниже (чем выше положение акта, тем большей юридической силой он обладает):

  • Конституция (основной закон);
  • законы;
  • подзаконные акты:
  • указы Президента Российской Федерации;
  • постановления Правительства Российской Федерации;
  • ведомственные нормативные акты;
  • нормативные акты органов местного самоуправления;
  • внугриорганизационные акты (приказы, распоряжения).

В Российской Федерации высшей юридической силой обладают законы (в том числе Конституция) — нормативные акты, принятые высшей законодательной властью (парламентом) или на всенародном референдуме.

Понимание права в мировой и отечественной юриспруденции

Право настолько уникальный, сложный и общественно необходимый феномен, что на протяжении всего времени его существования научный интерес к нему не только не исчезает, но возрастает. Вопросы правопонимания принадлежат к числу «вечных» уже потому, что человек на каждом из витков своего индивидуального и общественного развития открывает в праве новые качества, новые аспекты соотношения его с другими явлениями и сферами жизнедеятельности социума. В мире существует множество научных идей, течений и точек зрения по поводу того, что есть право, но лишь в последнее время ученые стали задаваться вопросом, что значит понимать право.

Субъектом правопонимания всегда выступает конкретный человек, например: гражданин, обладающий минимальным правовым кругозором, столкнувшийся с проблемами права вообще; юрист-профессионал, имеющий достаточный запас знаний о праве, способный применять и толковать правовые нормы; ученый, человек с абстрактным мышлением, занимающийся изучением права, обладающий суммой исторических и современных знаний, способный к интерпретации не только норм, но и принципов права, владеющий определенной методологией исследования. Правопонимание всегда субъективно, оригинально, хотя представления о праве могут совпадать у группы лиц и у целых слоев, классов.

Объектом правопонимания могут быть право в планетарном масштабе, право конкретного общества, отрасль, институт права, отдельные правовые нормы. При этом знания об отдельных структурных элементах экстраполируются на право в целом. Важную познавательную нагрузку здесь несут среда и взаимодействующие с правом общественные явления.

Содержание правопонимания составляют знания субъекта о его правах и обязанностях, конкретных и общих правовых дозволениях, запретах, а также оценка и отношение к ним как справедливым или несправедливым. В зависимости от уровня культуры, методической оснащенности субъекта и выбора предмета изучения правопонимание может быть полным или неполным, правильным или искаженным, положительным или отрицательным.

Обыкновенный человек понимает право так, как это позволяет ему собственный разум в определенных культурологических традициях соответствующей эпохи и общества. Для него понимание права во временном масштабе ограничено рамками его жизни. Однако это не означает, что после его смерти право- понимание исчезает совсем. Такие элементы правопонимания, как знания, оценки, могут передаваться другим людям, а исследователь-ученый оставляет после себя еще и письменные представления о праве. Другими словами, образ права, сложившийся в умах наших предшественников и выразившийся в виде той или иной концепции, оказывает заметное влияние на формирование правопонимания у потомков.

При рассмотрении различных теорий и взглядов о праве необходимо учитывать следующие обстоятельства: во-первых, исторические условия функционирования нрава и рамки культуры, в которых жил и работал «исследователь»; во-вторых, зависимость результата правопонимания от философской, нравственной, религиозной, идеологической позиции познающего его субъекта; в-третьих, что берется в качестве основы той или иной концепции (источник правообразования или сущность самого явления), что понимается под источником права (человек. Бог или Космос) и под его сущностью (водя класса, мера свободы человека или природный эгоизм индивида); в-четвертых, устойчивость и долгожительство концепций в одних случаях и их динамичность, способность адаптироваться к развивающимся общественным отношениям — в других.

Современный уровень развития гуманитарной науки и методологии исследования социальных явлений позволяет систематизировать различные взгляды о праве на основе определенных критериев. Уже само отношение к праву, его судьбе, положительное или отрицательное значение его для общества, существование в качестве самостоятельного социального явления или в качестве элемента иной системы регулирования, выявляет противоположные мнения. В частности, представители ряда философских течений рассматривали право как часть нравственности (А. Шопенгауэр) или как низшую ступень нравственности и отрицали социально-ценностный характер права (J1. Н. Толстой, В. С. Соловьев). Негативное отношение к праву высказывали анархисты. Проблемы отмирания права с построением коммунизма активно обсуждались в рамках марксистской правовой теории.

При решении основного вопроса философии о соотношении бытия и сознания выделяются идеалистический и материалистический подходы к изучению права. Для первого характерны теологические учения о праве. Фома Аквинский утверждал, что право имеет не только Божественное происхождение, но и Божественную сущность. Позитивное право (человеческие законы) является лишь средством осуществления целей, предначертанных Богом для человека. Последователи Фомы Аквинско- го — неотомисты — пытаются увязать религиозную сущность права с естественно-правовыми началами и эмпирическими оценками общественных отношений с целью обосновать более жизнеспособные и реалистические варианты его учения. На другом полюсе, в рамках материалистического подхода, разрабатывается марксистская теория права, основными постулатами которой выступают: обусловленность права экономическим базисом общества; классовый характер права; жесткая зависимость права от государства; обеспеченность права принудительной силой государства.

В зависимости от того, что рассматривается в качестве источника правообразования — государство или природа человека, различают естественно-правовую и позитивистскую теории права.

Берет начало еше в Древней Греции и Древнем Риме. Она связана с именами Демокрита, Сократа, Платона и отражает попытки выявления нравственных, справедливых начал в праве, заложенных самой природой человека. «Закон, — подчеркивал Демокрит, — стремится помочь жизни людей. Но он может этого достигнуть только тогда, когда сами граждане желают жить счастливо: для повинующихся закону закон — только свидетельство их собственной добродетели». Естественно-правовая теория прошла сложный путь развития, ее популярность, всплески расцвета всегда были связаны со стремлениями людей изменить свою жизнь к лучшему — это и эпоха Возрождения, и эпоха буржуазных революций, и современная эпоха перехода к правовому государству.

Позитивное значение естественно-правовой теории состоит в следующем: во-первых, она утверждает идею естественных, неотъемлемых прав человека; во-вторых, благодаря этой теории стали различать право и закон, естественное и позитивное право; в-третьих, она концептуально соединяет право и нравственность. Критическое замечание в адрес данной теории может состоять в том, что не всегда представление о праве как справедливом или несправедливом можно объективировать в правовой действительности.

Позитивистская теория права (К. Бергбом, Г. Ф. Шершене- вич) возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». В отличие от естественно-правовой теории, для которой основные права и свободы первичны по отношению к законодательству, позитивизм вводит понятие «субъективное право» как производное от объективного права, установленного, созданного государством. Государство делегирует субъективные права и устанавливает юридические обязанности в нормах права, составляющих закрытую совершенную систему. Позитивизм отождествляет право и закон.

Положительным здесь нужно признать возможность установления стабильного правопорядка, детального изучения догмы права — структуры правовой нормы, оснований юридической ответственности, классификации норм и нормативных актов, видов интерпретации.

К негативным сторонам теории следует отнести вводимую ею искусственную отграниченность права как системы от фактических общественных отношений, отсутствие возможности нравственной оценки правовых явлений, отказ от исследований содержания права, его целей.

В зависимости от того, в чем усматривалась основа (базовый элемент) права — норма права, правосознание, правоотношение, — сформировались нормативистская, психологическая и социологическая теории.

Нормативистская теория основана на представлении о том, что право — это совокупность норм, внешне выраженных в законах и иных нормативных актах. Автором ее считают Г. Кель- зена, по мнению которого право представляет собой стройную, с логически взаимосвязанными элементами иерархическую пирамиду во главе с «основной нормой». Юридическая сила и законность каждой нормы зависит от «вышестоящей» в пирамиде нормы, обладающей более высокой степенью юридической силы. Современное понимание права в рамках этой теории можно выразить следующей схемой:

  • право — это система взаимосвязанных и взаимодействующих норм, изложенных в нормативных актах (текстах);
  • нормы права издаются государством, в них выражается государственная воля, возведенная в закон;
  • нормы права регулируют наиболее важные общественные отношения;
  • само право и его реализация обеспечиваются в необходимых случаях принудительной силой государства;
  • от норм зависят возникновение правоотношений, формирование правосознания, правовое поведение.

Позитивное значение нормативизма заключается в том, что такой подход:

  • позволяет создавать и совершенствовать систему законодательства;
  • обеспечивает определенный режим законности, единообразное применение норм и индивидуально-властных велений;
  • содействует формированию «нормативного» представления о праве как формально-логической основе правосознания граждан;
  • обеспечивает формальную определенность права, что позволяет четко обозначать права и обязанности субъектов, фиксировать меры и средства государственного принуждения;
  • позволяет абстрагироваться от классово-политических характеристик права, что особенно важно при правоприменении.

Ущербность нормативистского подхода усматривается в его отрицании обусловленности права потребностями общественного развития, игнорировании естественных и нравственных начал в праве и роли правосознания в реализации юридических норм, абсолютизации государственного влияния на правовую систему.

Родоначальником которой является Л. И. Петражицкий, правом признает конкретную психическую реальность — правовые эмоции человека. Последние имеют императивно-атрибутивный характер и подразделяются на переживание позитивного права, установленного государством, и переживание интуитивного, личного права. Интуитивное право и выступает регулятором поведения человека и потому рассматривается как реальное, действительное право.

Положительным здесь является то, что теория обращает внимание на одну из важнейших сторон правовой системы — психологическую. Нельзя готовить и издавать законы, не изучая уровень правовой культуры и правосознания в обществе, нельзя и применять законы, не учитывая психологических особенностей индивида.

Зародилась в середине XIX в. Наиболее видными представителями социологической юриспруденции были Л. Дюги, С. А. Муромцев, Е. Эрлих, Р. Паунд. Социологическая теория рассматривает право как эмпирическое явление. Основной постулат ее состоит в том, что «право следует искать не в норме или психике, а в реальной жизни». В основу понятия права положено общественное отношение, защищенное государством. Нормы закона, правосознание не отрицаются, но и не признаются правом. Они являются признаками права, а само право — это порядок в общественных отношениях, в действиях людей. Выявить суть такого порядка, разрешить спор в той или иной конкретной ситуации призваны судебные или административные органы.

Позитивными в данном случае можно признать следующие положения:

  • общество и право рассматриваются как целостные, взаимосвязанные явления;
  • теория доказывает, что изучать нужно не только нормы права, установленные государством, но и всю совокупность сложившихся в обществе правовых отношений;
  • учение подчеркивает роль права как средства социального контроля и достижения социального равновесия, возвышает роль судебной власти.

Критически же в этой теории надо относиться к отрицанию нормативности как важнейшего свойства права, недооценке в праве нравственно-гуманистических начал, смешению одного из факторов образования права — интереса — с самим правом.

Каждая из названных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены естественным развитием человеческого общества и свидетельствуют о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

Выводы

Право представляет собой наиболее эффективный регулятор общественных отношений и поведения людей.

Право выражает интересы человека и общества и имеет общесоциальную сущность.

Право неразрывно связано с государством, которое придает юридическим нормам официальное значение и обеспечивает их реализацию.

1. Понятие, предмет и методы правоведения

это общественная наука, изучающая право как особую систему социальных норм, а также различные аспекты правоприменительной деятельности.

Предметом любой науки является конкретный круг общественных отношений, проблем, изучаемый данной наукой.

Предмет науки важно отличать от ее объекта, под которым понимается определенная часть окружающей человека реальности, изучаемая многими науками. Каждая из этих наук имеет в объекте свой предмет и свою проблематику, т. е. предмет науки – это то, что она теоретически осваивает в определенном объекте.

Так, предметом правоведения являются:

1) право как социально-политическое явление и совокупность общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений;

2) государство как организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества;

3) соотношение и взаимосвязь между государством и правом;

4) система правовых терминов, которые свойственны всем юридическим наукам.

Под методом правового регулирования подразумевается совокупность приемов и способов, спомощью которых приобретаются новые углубленные сведения о предмете познания.

В правоведении можно выделить структурный метод, позволяющий выявить и изучить в социальных объектах относительно устойчивые внутренние связи. Показательным в этом отношении является использование отечественными правоведами двух различных моделей логической структуры нормы права: гипотеза – диспозиция – санкция; гипотеза – диспозиция.

Системный метод – это рассмотрение изучаемого объекта как некоторой целостности, которая генетически и органически связана с окружающей средой (применяется для изучения таких понятий, как политическая система общества, система права, система государственных органов, правовая система).

Сравнительный метод сопоставляет один социальный объект с другими с целью выявления их сходства или различия. Сравнение может проводиться на различных уровнях. Так, например, для правоведения важно установить взаимосвязь таких понятий, как государство и право.

Диалектический метод познания явлений действительности в их развитии дает возможность объяснить, в частности, развитие государственных и правовых явлений как результат их внутренних противоречий. Используя этот метод, можно, например, объяснить смену одной формы правления государства другой или изменение методов правового регулирования общественных отношений.

2. Понятие, признаки и функции государства

Государство – это суверенная территориальная организация политической власти, обеспечивающая с помощью права и специально созданного государственного аппарата управление делами всего общества.

Признаки государства:

1) представительство и управление делами всего общества на основании согласования многообразных интересов;

2) наличие права, которое юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легитимной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства и т. п.;

3) управление осуществляется с помощью специально созданных государственных органов, находящихся в иерархической зависимости;

4) объединение в рамках государственных границ людей разных национальностей, расовой и религиозной принадлежности;

5) суверенитет;

6) только государство наделено правом на законотворчество и требование исполнения законов под страхом применения мер ответственности;

7) наличие определенной материальной базы и возможности распоряжения национальными ресурсами;

8) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство);

9) наличие системы налогов, податей, займов;

10) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.

Функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражается его сущность и назначение в жизни общества. К признакам функций государства относятся:

1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни;

2) непосредственная связь между сущностью государства и его социальным назначением, которая реализуется в деятельности государства;

3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества;

4) определенные формы реализации функций государства, связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов.

Функции государства можно классифицировать по нескольким основаниям:

1) по объектам государственного воздействия – экономические, социальные (обеспечение занятости населения), экологические (разработка и осуществление национальных программ рационального природопользования), культурные (сохранение историко-культурных памятников) и др.;

2) по сферам деятельности государства – внешние (сотрудничество с государствами СНГ, обеспечение международного мира и безопасности) и внутренние (охрана прав и свобод человека и гражданина, налогообложение);

3) по продолжительности – временные и постоянные;

4) по степени общности – основные и неосновные. Принято различать правовые и организационные формы осуществления функций государства:

1) правовые – правотворческая, правоприменительная и правоохранительная;

2) организационные – организационно-регламенти-рующая, организационно-хозяйственная и организационно-идеологическая.

3. Возникновение государства. Форма государства, основные формы правления

Возникновение государства связано с комплексом экономических, географических, религиозных и иных факторов.

Основными причинами возникновения государства являются:

1) переход от «присваивающей» экономики к «производящей» и разделение труда;

2) появления частной собственности на продукты и орудия труда;

3) классовое расслоение общества.

Форма государства – это совокупность способов организации, устройства и осуществления государственной власти.

К элементам формы государства относятся: форма правления, как порядок организации высшей государственной власти, образования ее органов и особенностей ее взаимодействия с населением; форма государственного устройства, т. е. территориальная организация государственной власти и государственно-правовой режим, отражающий систему приемов и способов осуществления власти.

Основными формами правления являются монархия и республика.

Монархия – это форма правления, при которой вся государственная власть сосредоточена в руках одного человека (царя, султана, императора, короля и т. д.).

Типичные признаки монархии:

1) монарх наследует власть, осуществляет ее пожизненно и бессрочно;

2) монарх выступает от имени всего народа, тем самым персонифицируя государство;

3) монарх выполняет как функции главы государства, так и законодательную и исполнительную власть, контролирует правосудие и местное самоуправление.

Выделяют абсолютную монархию, когда государственная власть по закону полностью принадлежит одному человеку (Кувейт, Катар, Саудовская Аравия) и конституционную, которая, в свою очередь, разделяется на парламентарную (Англия, Япония) и дуалистическую (Марокко, Иордания).

При парламентарной монархии правительство формируется парламентом из представителей партии, победившей на выборах, указы монарха приобретают юридическую силу только при согласии соответствующего министра. При дуалистической монархии власть разделена между правительством, формируемым монархом, и парламентом.

Республика – это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) признание народа формально-юридическим источником власти.

В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Бразилия, Аргентина) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия, Турция) – парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) – совместно президент и парламент.

4. Формы государственного устройства

Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления и взаимоотношений между государством в целом и его составными частями.

В зависимости от формы государственного устройства различают простые (унитарные) и сложные (федерация, империя) государства.

Унитарное государство – простое единое централизованное государство, части которого являются административно-территориальными единицами, подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками государственного суверенитета (Франция, Финляндия, Норвегия, Румыния, Швеция). Унитарные государства обладают следующими признаками:

1) административные единицы единого государства не обладают политической самостоятельностью;

2) единый государственный аппарат возглавляется общими для всей страны высшими государственными органами;

3) единое гражданство;

4) одноканальная система налогообложения.

По способу контроля центральной власти выделяют централизованные (на места назначаются представители центра) и децентрализованные (избираются органы местного самоуправления) унитарные государства.

Федерация – сложное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом (США, ФРГ, Индия). Федерация обладает такими признаками:

1) это союзное государство, состоящее из ранее суверенных государств;

2) в наличии двухуровневая система государственных органов (федеральный и субъектов федерации);

3) двухканальная система налогообложения;

4) при наличии федерального законодательства действует и законодательство субъектов.

Федерации можно классифицировать:

1) по принципу формирования субъектов:

а) административно-территориальные;

б) национально-государственные;

в) смешанные;

2) по юридической основе:

а) договорные;

б) конституционные;

3) по равенству статусов:

а) симметричные;

б) асимметричные.

Также выделяют конфедерацию – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, так как отсутствуют общий центральный государственный аппарат и единая система законодательства. Действуют союзные органы, координирующие деятельность конфедерации.

Ранее существовали и иные формы государственного устройства (империи, протектораты и др.).

Империя – это сложное государство с обширной территориальной основой и различной степенью зависимости ее субъектов от высшей государственной власти (Римская, Британская, Российская империи).

5. Механизм государства. Органы государственной власти

Механизм государства – это система государственных органов и организаций, с помощью которых осуществляется государственная власть, решаются задачи и выполняются функции государства. Механизм государства состоит из следующих элементов:

1) система государственных органов, обладающих государственно-властными полномочиями (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства, государственные комитеты, губернаторы и т. д.);

2) государственные служащие, профессионально занимающиеся управлением и получающие за это денежное вознаграждение;

3) государственные организации, предприятия и учреждения;

4) организационные и финансовые средства, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.

Первейшим элементом механизма государства выступает государственный орган.

Орган государственной власти – это звено государственного аппарата, состоящее из государственных служащих, участвующее в осуществлении определенных функций государства и наделенное в связи с этим властными полномочиями.

Признаки государственного органа:

1) является самостоятельным элементом механизма государства;

2) действует от имени государства и по его поручению;

3) образован и функционирует на основании нормативных правовых документов;

4) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

5) имеет соответствующую компетенцию – совокупность законодательно закрепленных полномочий (прав и обязанностей), предоставленных конкретному органу или должностному лицу в целях надлежащего выполнения им определенного круга задач и осуществления соответствующих функций;

6) состоит из государственных служащих и подразделений;

7) для осуществления своих целей и задач имеет необходимую материальную базу;

8) обладает определенным правовым статусом;

9) действует на определенной территории;

10) имеет право на издание юридических актов (как правовых, так и правоприменительных).

Государственные органы можно классифицировать:

1) по порядку образования:

а) избираемые непосредственно народом – первичные (Президент РФ, Государственная дума РФ, законодательные органы субъектов Федерации РФ);

б) избираемые иными государственными органами – производные (Правительство РФ);

2) по форме реализации государственной деятельности:

а) законодательные (представительные – парламент);

б) исполнительно-распорядительные (правительство);

в) судебные;

г) контрольно-надзорные (прокуратура);

3) по срокам полномочий – постоянные и временные;

4) по порядку осуществления компетенции – коллегиальные и единоличные;

5) по объему полномочий – высшие и местные.

6. Понятие, признаки и принципы права. Источники права

Право – это система общеобязательных, формально определенных правил поведения, установленных государством, выражающих необходимое соотношение общественных и личных интересов, определяющих виды возможного и должного поведения субъектов правоотношений.

Признаки права: волевой характер; общеобязательность; нормативность; право принимается, применяется и обеспечивается государственной властью; формальная определенность; системность; регулирующее воздействие права.

Принципы права – это основные (исходные) начала, положения, идеи, выражающие сущность и социальную обусловленность права. В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

Общеправовые – действующие во всех отраслях права: законности; юридического равенства граждан перед законом и судом; гуманизма; единства прав и обязанностей; федерализма; социальной справедливости.

Межотраслевые – выражающие наиболее существенные черты нескольких отраслей права: принцип неотвратимости ответственности, принцип состязательности и гласности судопроизводства, «закон обратной силы не имеет» и т. д.

Отраслевые – принципы, действующие в рамках только одной отрасли права:

1) в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях;

2) в уголовном праве – презумпция невиновности;

3) в трудовом праве – принцип свободы труда;

4) в земельном праве – принцип целевого характера использования земли;

5) в административном праве – принцип субординации (соподчиненности) и т. п.

В литературе существуют две основные точки зрения на проблему соотношения понятий «источник права» и «форма права»:

1) понятия тождественны;

2) понятие «источник права» более широкое, чем понятие «форма права».

Последняя точка зрения является господствующей на сегодняшний день. Под источником права понимают:

1) источник в материальном смысле (материальные условия жизни общества);

2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины);

3) источник в формально-юридическом смысле – это и есть форма права.

Выделяют четыре основные формы права:

1) нормативный акт – правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений;

2) правовой обычай – исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям;

3) юридический прецедент – судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел; распространен в Великобритании, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и т. д.;

4) нормативный договор – соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (Федеративный договор РФ 1992 г.).

7. Происхождение права, взаимосвязь права и государства

Право как социальный институт возникло практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Право организует политическую власть и выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства.

Государство, в свою очередь, устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы, органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции. Посредством права государство выражает свои веления в качестве общеобязательных. Причины возникновения права схожи с причинами возникновения государства. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Затем они складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества. Право изначально выражало интересы экономически господствующих классов. Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения, и соответственно несло разные наказания за совершенные нарушения.

Постепенно правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения.

Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права быть не может в принципе.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

1) перерастание первобытных обычаев в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчеством государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, – нормативных актов (законов, указов, постановлений и т. п.); 3) создание судебного права, которое состоит из конкретных решений, принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел. На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникло под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т. п.). В Европе же, кроме обычаев, все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).

В современной литературе указывается на три возможные модели во взаимоотношениях государства и права:

1) тоталитарная (государство выше права и им не связано);

2) либеральная (право выше государства);

3) прагматическая (государство создает право, но связано им).

Первая модель для России не подходит, вторая – выражает скорее желаемое, третья (также по своей сути либеральная) – ближе к нынешним реальностям.

Что изучает правоведение?

Правоведение (юриспруденция) изучает право и государство в их взаимосвязи и взаимообусловленности; закономерности, свойственные отношениям права и государства, т.e. право и государство являются объектами изучения юридической науки. Кроме прaвоведения государственно-правовые явления изучаются также и другими общественными науками, тaкими, как философия, политология, социология, история, экономика и др. Однако каждая из этих наук изучает эти явления c позиций своего предмета и метода.

Объект научного изучения отличается от предмета науки. Один и тот же объект может изучаться разными науками, причем каждая наука изучает данный объект по-разному, c помощью познавательных средств и приемов, свойственных именно данной науке.

B процессе научного изучения исходные знания об объекте дополняются системой теоретических понятии об основных свойствах данного объекта, o закономерностях его происхождения, функционировaния и развития. Эта система теоретических понятий и является предметом соответствующей науки.

Предметом правоведения (юриспруденции), таким образом, являются основные сущностные свойства признаки права, особенности отдельных отраслей права, его системообразующих элементов, норм права, субъектов правоотношений отношении государства и права.

Если предмет отвечает на вопрос: что изучает наука, то метод указывает на то, как, каким образом она это делает. Метод есть прием или способ изучения действительности и получения о ней, объективных знаний. Совокупность же методов научного познания действительности формирует методологию исследования.

Методология правоведения представляет собой систему приемов (способов) изучения как общих закономерностей возникновения и развития государства и права, так и частных проявлений, конкретных результатов этого развития, выражающихся в возникновении и действии конкретных правовых норм, влиянии этих норм на общественные отношения.

Предмет правоведения весьма многогранен, поскольку право охватывает и регулирует самые разные стороны жизни общества. В связи c этим правоведение также имеет сложную структуру, оно состоит из совокупности отдельных юридических дисциплин (наук), каждая из которых изучает свои определенные аспекты права и государства. B совокупности эти дисциплины составляют единую систему юридических наук.

Существуют различные классификации этих юридических дисциплин. Приведем одну их многих:

1) юридические науки теоретического и исторического профиля (теория права и государства, история политических и правовых учений, всеобщая история права и государства, отечественная история права и государства и др.);

    Введение…………………………………….3-4

    Способы защиты прав граждан

    Список литературы…………

Введение

Система права представляет собой его внутреннее строение, которое состоит из объединений правовых норм.

Традиционно структура или система современного права представлена такими элементами: норма права, институты права, подотрасль и отрасль права, которые, в свою очередь, объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное, национальное и международное. Такая система права исходит из его позитивистского понимания и фактически создается государством.

Норма права, как указывалось ранее, является первичным элементом системы права. В ней фиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право или юридическая обязанность. Практическая ценность норм права состоит в их множественности и взаимодействии.
Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предмет правового регулирования, который включает в себя определенную сферу общественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и метод правового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействия права на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основных метода правового регулирования: императивный (категорический, властный, административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный). Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентацию поведения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное), отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовых предписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведения сторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способность самостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.

Таким образом, отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которые регулируют качественно однородную сферу общественных отношений своим особым методом. Отраслями права являются конституционное право, уголовное право, семейное право, гражданское право и т.д.

    Правовая культура и правосознание

Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которых в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, в правоведении выступает категория правосознания.

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, выражающих отношение людей, социальных общностей к действующему или желаемому праву. Правосознание - одна из форм общественного сознания. Как и иные формы общественного сознания - мораль, религия, искусство, наука, философия - правосознание выступает специфическим способом духовного познания действительности. Правосознанию в духовной культуре присуща относительная самостоятельность. Правовые взгляды, идеи, теории, чувства живут как бы обособленной жизнью, независимой от экономики, политики, государства и даже позитивного законодательства. Изменения последнего задает, конечно, определенные параметры для развития правосознания, но никогда не способно кардинально «перестроить» и тем более устранить исходного культурно-исторического смысла правосознания.

Правосознание наиболее полно и разносторонне отражает идеальную, духовную сущность права как элемента культуры, своеобразной архетипической инварианты жизненного уклада данного народа. Замечено, что в разных типах цивилизации, различных культурно-исторических сообществах существуют весьма неоднозначные представления о нормах поведения, о должном, о способах регулирования тех или иных ситуаций и т. д.

Правовая культура есть особое социальное явление, которое может быть воспринято как качественное правовое состояние и личности, и общества, подлежащее структурированию по различным основаниям. Комплексное использование накопленного в теории правовой культуры материала необходимо прежде всего для того, чтобы обеспечить всестороннее изучение проблемы. Вместе с тем в каждом конкретном случае на первый план выдвигается строго определенный критерий в понимании данной разновидности культуры.

Так, при подходе с позиций повышения роли человека в правовой жизни, в обеспечении становления цивилизации окажется необходимым в первую очередь обратить внимание на функционально-содержательный аспект правовой культуры. Здесь правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающей определенный уровень правосознания и законности, совершенства законодательства и юридической практики, охватывающей все ценности, которые созданы людьми в области права.

В юридической литературе существуют самые разнообразные мнения о месте правовой культуры в правовой надстройке общества: от признания ее элементом одной из подсистем юридической надстройки, например, элементом правового сознания, частью правового воспитания, до отождествления правовой культуры с правовой надстройкой и даже выведения ее за пределы правовой надстройки. Если первая точка зрения характерна в основном для раннего этапа изучения правовой культуры, то вторая - появилась не так давно. Правовую культуру стали определять достаточно широко, включая в нее право, правоотношения, правосознание, законность и т. д. и отождествляя ее тем самым со всей правовой надстройкой, что отмечают и сами авторы подобных определений. «При таком подходе, - пишет В. П. Сальников, - речь идет о правовом феномене, близком к пониманию всей юридической надстройки... Правовая культура выступает здесь как особое социальное явление, охватывающее всю совокупность важнейших компонентов юридической реальности...». Очевидно, что при таком понимании рассматриваемого понятия либо может быть высказано сомнение в целесообразности существования особой категории «правовая культура», коль скоро последняя заменима другими юридическими категориями, либо должно быть более точно определено специфическое содержание понятия правовой культуры, придающее ей самостоятельный категориальный статус. В данном случае происходит смешение правовой разновидности культуры с политической и другими ее разновидностями. Этот вывод можно сделать как из приводимого автором перечня ценностей правовой культуры: принципы, формы и институты народовластия, структура, механизм политической и правовой системы социалистического общества и др., - так и из прямого его указания на то, что существует «особая система правовой культуры социализма, включающая основные правовые (и не только правовые) ценности...».

Иногда правовую надстройку разводят с правовой культурой на основании того, что понятия, обозначающие данные явления, принадлежат якобы к двум различным теоретическим уровням - соответственно философскому (исторический материализм) и конкретно-социологическому. Думается, что такие категории, как правовая надстройка, правовая культура, государство, право и т. д., могут изучаться и на уровне исторического материализма, и на конкретно-социологическом уровне; переход с первого на второй уровень анализа и наоборот отнюдь не требует замены одной категории на другую, если исследуется одно и то же явление. Правовая культура может и должна быть подвергнута философскому анализу как одна из подсистем культуры в целом, что, однако, не влечет за собой необходимости называть правовую культуру юридической надстройкой точно так же, как анализ, например, права на уровне исторического материализма не приводит к необходимости подыскивать понятию «право» философскую замену другим термином.

В философской литературе отмечается, что «соотношение между обществом и культурой выступает как соотношение не целого и части, а целого и его качества». Следовательно, правовая подсистема общества - правовая надстройка и правовая культура соотносятся между собой как целое и его качество. Это означает, что правовая культура характеризует качественное состояние правовой надстройки, выражающееся в уровне развития как всей правовой действительности, так и отдельных ее компонентов. Правовая культура не является частью или областью правовой надстройки, но как ее качественная характеристика присуща всем сферам правовой жизни общества, пронизывает эти сферы и является известной атмосферой (например, законности, правовой свободы, социальной справедливости, уважения к праву) жизни этого общества. Следует оговориться, что правовая жизнь общества, правовая действительность, правовая надстройка трактуются в данной работе как предельно широкие и во многом близкие друг другу категории. Представление обозначаемого ими объекта как системы позволяет говорить о правовой системе общества, в которую мы включаем юридическую деятельность, правовое сознание и субъекта правовой жизни общества.

Правовая культура характеризуется также степенью развитости в стране юридической науки, в частности политико-правовой мысли. Правовая культура не может обходиться без интеллектуальных источников в произведениях научного, философского, религиозного творчества, обращенного на осмысление государства, права, прав, свобод, обязанностей человека, конкретных способов регулирования взаимоотношений людей. Для прогресса правовой культуры первостепенное значение имеет развитие фундаментальных юридических исследований, прежде всего - в области философии права, общей теории (в частности, догмы), которые создают поле для разработок специальных, отраслевых юридических наук. Без новых базисных исследований в теории права и государства правовая культура начинает «иссякать» интеллектуально, терять перспективу, утрачивать понимание сути происходящего в социально-политической и собственно юридической областях стремительно меняющегося мира.

Юридическую культуру общества характеризует и существующая система правовой информации и массовых коммуникаций в сфере юридической деятельности.

Эта система складывается из средств массовой информации, по каналам которых до общества «доводятся» юридические сведения. Это- официальные печатные издания государственных нормотворческих органов; общая издательская, в том числе газетно-журнальная периодика; теле-, радиоисточники получения юридической информации; специальные компьютерные банки данных, хранящие сведения о законодательстве, практике его использования, применения и т. д. Наличие разветвленной и доступной населению системы «трансляции» продукции правового сознания, особенно исходящих от официальных государственных инстанций, удобства и оперативность в пользовании такой системой, отсутствие «закрытых зон» для граждан в этой сфере - признаки высокой правовой культуры общества.

Правовая культура немыслима в обществе, где нарушаются законы, не соблюдаются элементарные права и свободы человека, где правопорядок сталкивается с массовым произволом должностных лиц, неконтролируемым уровнем преступности и иной юридической деликатности.

Все эти позиции обобщаются в категории законности-социального режима, характеризуемого строгим соблюдением субъектами права законов и основанных на них нормативных актов. Правовая культура общества предполагает высокий уровень законности в стране, эффективные юрисдикционные механизмы, способные ограждать от посягательств на законопослушных граждан, принуждать нарушителей к исполнению своих обязанностей.

В контексте общего определения правовую культуру можно представить как совокупность норм, ценностей, юридических институтов, процессов и форм, выполняющих функцию социоправовой ориентации людей в конкретном обществе (цивилизации).

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов.

Определенные общие грани имеют правовая и политическая культуры, так как деятельность государства, субъектов политических властеотношений выходит в сферу правовых отношений, что, однако, не меняет природы этих отношений, не поглощает и не исчерпывает их полностью политическими закономерностями. Право-особая форма и вид материального и духовного творчества народа, отдельных личностей - это пласт человеческого опыта, подчиняющийся своим собственным закономерностям.

    Способы защиты прав граждан

Правовая основа исполнительной власти - административное законодательство. От принципов, заложенных в него, зависит эффективное функционирование этой самой большой, самой активной, самой мощной подсистемы государственного аппарата. Право на защиту жизни, здоровья, свободы, собственности и других благ является важнейшим и неотъемлемым правом гражданина. Власть это право то есть формулирует, уточняет объемы, закрепляет процедуры реализации, устанавливает обязанность государственных органов, должностных лиц, служащих в определенные сроки рассматривать и принимать меры в связи с обращениями, и оно становится регулируемым законом, юридическим правом.

При рассмотрении вопроса о защите прав граждан для нас важны такие цели административного права, как создание условий для реализации гражданами, их объединениями прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти, обеспечение защиты граждан и общества от административного произвола, от злоупотреблений, небрежности, некомпетентности, своеволия субъектов исполнительной власти.

Административно-правовые нормы устанавливаются в соответствии со ст.2
Конституции РФ актами органов представительной власти, формируют и реализуют составляющие прав и обязанностей органы исполнительной власти.

Административному праву принадлежит важная роль в защите граждан от неправильных действий государственной, муниципальной и частной администрации, но для того, чтобы субъективные права граждан не были формальны, требуется создание скоординированной системы гарантий личных прав граждан. Это также и необходимое условие становления правового государства.

Можно выделить два главных направлениях юридической защиты прав гражданина:

От преступлений, деликтов и иных неправомерных действий других граждан, юридических лиц;

От неправомерных и нецелесообразных действий субъектов власти.

Те, на кого возложены властные полномочия, могут быть некомпетентны в своей области, могут злоупотреблять властью. Права гражданина могут нарушаться вследствие инертности и бюрократизма органов. Для предотвращения подобного требуется создание и организация повседневной работы уполномоченных государственных (муниципальных) органов, важнейшей задачей которых является защита правопорядка: суда, прокуратуры, государственных инспекций и др.

Другой метод защиты - существование и деятельность независимых от государства институтов гражданского общества, способных оказывать помощь гражданам. Среди них есть институты, созданные специально для этой цели: адвокатура, общество защиты прав потребителей, профсоюзы, для которых такая деятельность является важной, а также средства массовой информации, партии, религиозные объединения, добровольные общества и т.п.

Следующий способ, который мы можем выделить особо - активная деятельность самих граждан, использующих предоставленные им права, а также, учитывая большую значимость, разнообразие форм и наличие большого числа правовых норм, можно выделить процессуальную защиту.

Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, административное и трудовое право достаточно подробно регламентируют права лица, привлекаемого к ответственности, на защиту от предъявленного ему обвинения, применяемых к нему принудительных мер.

В реальной жизни все названные способы тесно связаны, чаще всего используются одновременно. Гражданин защищает свои права непосредственно сам, либо обращаясь за содействием к государственным и негосударственным организациям, инициируя их правозащитную деятельность.

Очевидно, что все граждане вступают во взаимоотношения с органами публичной администрации намного чаще, чем с иными государственными и муниципальными органами. Администрация реализует многие властные полномочия, но как раз публичная администрация нарушает права граждан во много раз больше, чем все иные субъекты публичной власти (суды, органы прокуратуры и др.) вместе взятые, Поэтому защита прав и законных интересов граждан от неправильных деяний власти - это, прежде всего защита от неправильных деяний государственной и муниципальной администрации.

В последнее десятилетие в России был обновлен и расширен объем правовых норм, регламентирующих право граждан на защиту. Во-первых, значительно расширились возможности для судебной защиты. Во-вторых, увеличились возможности для реализации иных прав на защиту. Например, закрепление права на оружие, на частную детективную и охранную деятельность позволяет шире использовать право на необходимую оборону, а возникновение обществ защиты прав потребителей, солдатских матерей, налогоплательщиков, появление независимых средств массовой информации создает гражданам более благоприятные возможности для обращения за юридической помощью в негосударственные организации. В-третьих, создана новая государственная организационно-правовая форма защиты граждан – уполномоченные по правам человека РФ и в ряде субъектов Федерации. В-четвертых, с 5 мая 1998 года в
Российской Федерации вступила в силу Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В соответствии с нею любое лицо, группа частных лиц, вправе обратиться с жалобами в Европейскую комиссию по правам человека. В- пятых, ст. 30,31,33,37 Конституции РФ 1993 года были закреплены и в настоящее время широко используются коллективные формы защиты прав.
Гражданам предоставлено право на проведение забастовок, собраний, митингов
,демонстраций, пикетирование. Реальным стало право на объединение для защиты своих интересов. В Конституции сказано и о праве на коллективные обращения в государственные и муниципальные органы.

    Отличие преступления от других правонарушений

Преступление - это одно из видов правонарушений. Отличие преступления от других видов правонарушений заключается в его повышенной степени общественной опасности.

1. Преступление - не единый вид правонарушения. Поэтому возникает вопрос о месте преступления в системе правонарушений, отмежевание его от других правонарушений: административных, дисциплинарных, гражданско-правовых. Вопрос это не только теоретическое: тот или другой вид правонарушений тянет за собой разную за суровостью ответственность, разные ограничения для лица, которое его совершила. Поэтому правильное определение вида правонарушения имеет большое практическое значение не только для охраны общественного отношения, но и для защиты прав лиц, которые их совершили.

2. Анализ понятия преступления показывает, что именно его общественная опасность, ее степень раскрывают сущность преступления как вида правонарушения. Поэтому в криминальному правые обоснованно признается, что именно общественная опасность является тем критерием, который должны быть положен в основу отмежевания преступления от других правонарушений. Однако относительно вопроса, каким образом она выполняет эту разграничительную функцию, среди научный работников нет единства.

Существуют два разных подхода к решению этого вопроса. Одни юристы, отмежевывая преступление от других правонарушений, считают, что лишь преступление имеет общественную опасность, что это специфическое социальное свойство лишь преступления. Другие правонарушения не является общественное опасными: им присущее лишь такое свойство, как общественная вредность. Т.е. согласно такой точке зрения имеет место качественная разность в социальной природе преступления и других правонарушений: преступление по своей природе - это общественное опасное действие, а другим правонарушением такое социальное свойство не присущее, они есть лишь общественное вредными, т.е. способны причинять вред отдельным государственным, общественным, личным интересам. Таким образом, согласно этой точке зрения, преступление и другие правонарушения - качественно самостоятельные виды правонарушений не только за правовой природой, признаком противоправности, но и за их социальным содержанием - материальным признаком.

Другая точка зрения выходит из единства социальной природы всех правонарушений - их общественной опасности. Поэтому отличие между преступлением и другими правонарушениями определяют за степенью общественной опасности. Специфика преступления оказывается именно в повышенной степени общественной опасности: он всегда есть более опасным, чем любое другое правонарушение. А потому отличие преступления от других правонарушений отличается количественной, а не качественной характеристикой.

Такая точка зрения есть более обоснованной, поскольку любое правонарушение причиняет вред (содержит ли в себе угрозу причинения вреда) определенному общественному отношению, что и определяет его социальную и правовую природу как правонарушение. Но степень общественной опасности разных видов правонарушений разная, а преступления в системе правонарушений - наиболее опасные. Это обусловлено и важностью объекта, посягательство на который признается преступлением, и характером и тяжестью вреда, способом совершения действия, формой и степенью вины, мотивами и целью, а также всеми другими объективными и субъективными его признаками. Такой вывод подтверждается сравнительным анализом преступлений и других правонарушений, в частности наиболее близких к преступлениям административных деликтов.

Сравнение понятий административного правонарушения и преступления разрешает определить их общие признаки. Много общего и в характере мер воздействия (штраф, лишение специального права, исправимые работы. Однако сравнение близких за характером действий административных правонарушений и преступлений четко показывает их отличие в степени общественной опасности, а соответственно, и разная степень суровости одноименных мер воздействия.

Прежде всего сделаем ударение на том обстоятельстве, которое особое важности ряда объектов, например, основ национальной безопасности, жизнь, здоровье человека, исключает признание посягательств на них административными правонарушениями. Поэтому государственная измена, убийство, тяжелое телесное повреждение могут считаться лишь преступлениями. Посягательство же на другие объекты, например, собственность, общественный порядок, хозяйственную деятельность, могут быть как преступлениями, так и административными правонарушениями. Однако в этих случаях их правовую природу определяют тяжесть вреда, опасность способов, форма и степень вины, мотивы, цель, повторность и другие признаки. Нарушение требований законодательства о работе предусмотрено как административное правонарушение. Если же такое правонарушение было грубым, то оно является преступлением и тянет за собой уголовную ответственность на основании УК.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации - : М, Юридическая литература,

3. Федеральный Закон “Об основах государственной службы Российской

Федерации” от 31.07.95 г. № 119 - ФЗ.

4. Алёхин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право

Российской Федарации: Учебник. - М.: Зерцало, Теис, 1996.

5. Манохин В.М. Концепция закона о государственной службе. Сов. гос-во и право. - 1991, № 12 - с. 90-98.

Правоведение - это совокупность наук о праве, которая составляет основу . Дисциплина «правоведение» входит в школьную программу старших в целях ознакомления школьников с основными юридическими понятиями и законами. Кроме того, при помощи правоведения ученики узнают о своих правах и обязанностях, об ответственности, которая может наступить вследствие совершения каких-либо правонарушений.

Главная задача правоведения - повышение юридической подкованности населения, поэтому никогда не рано рассказывать об азах правоведения своему ребенку. Обычно родители впервые начинают юридически просвещать своих в области правил дорожного движения, поскольку участниками дорожного движения являются не только водители, но и пешеходы, велосипедисты. От соблюдения несложных правил на дорогах подчас зависят человеческие жизни.

Многие преступления, как это не банально, совершаются из-за недостатка знаний о действующих в стране законах, поэтому властям необходимо уделять повышенное внимание юридическому образованию своих граждан. Тем более, это актуально для России, где законодательство подлежит частому редактированию. Юридически грамотное более организовано, в нем заметно снижен преступности. Жить в мирной и образованной стране приятно и безопасно.

Таким образом, изучать правоведение не только интересно, но и полезно. Важно, чтобы школьный преподаватель по сумел заинтересовать учеников, поведать о всей важности и практической ценности изучаемых вопросов. Неплохо разбавлять прикладными материалами, историями из жизни, полезными советами. Аналогичным образом стоит действовать и родителям. Непрерывно повышайте свою правовую грамотность и не забывайте делиться полученным опытом со своими . Ведь знания в сфере никогда не лишними.

Источники:

Общество , общественность – эти понятия мы слышим каждый день. Они используются для определения социальных систем и формирований граждан этого государства по различным признакам. Локальные общества могут формироваться по социальному происхождению и статусу, положению на иерархической лестнице, по интересам и определенным целям, объединяющим людей.

Обучаясь в высшем учебном заведении соответствующего направления, будущий юрист овладевает фундаментальными и специальными знаниями в области юриспруденции. В одних ВУЗах дисциплины начинаются уже с первого курса обучения, в других – со второго или . Разнятся подготовки специалистов по данному направлению. ВУЗы предлагают две программы по специальности «Юриспруденция»: в соответствии с первой идет подготовка юристов в течение пяти лет и выдается диплом специалиста, в соответствии со второй – шесть лет, при этом учитываются требования Болонской декларации – бакалавриат (4 года) и магистратура (2 года). Некоторые юридические ВУЗы совмещают обе эти программы и предоставляют абитуриентам выбор.

Юриспруденция как специальность имеет в своей структуре несколько специализаций. Они отличаются друг от друга набором изучаемых дисциплин, которые оказывают влияние на выбор профессии в дальнейшей деятельности. Основными специализациями юриспруденции являются:
- государственно-правовая;
- гражданско-правовая;
- международно-правовая;
- уголовно-правовая.

В рамках юриспруденции, а также отдельной, конкретно-взятой специализации, изучаются следующие дисциплины: право международной безопасности, современные проблемы международного права, актуальные проблемы международного права, международное право прав человека и т.д.

Видео по теме

Нередко случается, что люди с разными жизненными ценностями не могут понять и принять друг друга. Один человек видит мир с одного ракурса, другой с иного. Но существует ли единая точка, единая ценность или даже целая система ценностей, перед которой любой человек готов преклонить голову?

Общество и человек

Человеческие ценности – это в первую очередь то, к чему стремится общество и каждый человек в отдельности, потому что высшим идеалам, которые заложены в подсознании, жизненно необходимо. В противном случае, человечество изживет себя.

Случается и , что в обществе пропагандируются неправильные человеческие ценности. Самым ярким примером служит нацистская Германия. В результате можно сделать два вывода. Во-первых, человеческие ценности закладывает само общество и те, кто им управляет. Во-вторых, неправильные ценности приводят к глобальной гибели.

Человеческие ценности можно делить на разные категории. Многие философы это пытались делать. Например, Альфред Адлер выделял физические, эмоциональные и интеллектуальные ценности. А психолог Гордон Оллпорт выделил целых шесть категорий. Самое простое деление – это категории материального и духовного.

В любом случае, нужно понимать, что все человеческие ценности относятся к каждому человеку отдельно, и он может воспринимать их как угодно, в зависимости от его нравственных устоев.

Духовные крылья

«Вера в высшие ценности и идеалы наделяет человека духовными крыльями» - говорил Д.С. Лихачев. Человек, имеющий высокую мораль, будет стараться следовать высоким целям. Но нередко возникает диссонанс между личными ценностями и ценностями общества.

Считается, что обладает сверхпотребительским потенциалом. Что деньги заменяют любовь и доброту, а во всем виновато новое поколение и время. Но борьба между ценностью материальных благ и духовными ценностями продолжается с очень давнего времени, и будет продолжаться еще много лет.

Но не стоит отрицать, что общество потребителей действительно существует. Это происходит из-за того, что у человека, не умеющего отстоять свои моральные принципы, происходит подмена ценностей. Нравственные ценности меняются на выгоду и потребность.

Но нельзя утверждать, что человек, который стремится материально обеспечить себя и свою семью, низкоморален. Ведь, действительно, без денег трудно прожить – это необходимые блага. Разница же в том, что их должно быть ровно столько, сколько хватает, никак не больше. Человек не должен ставить материальность выше достойной высоконравственной жизни.

Единственный способ уберечь себя от процесса подмены ценностей – это качественную литературу. Книги, которые признаны классикой, хранят в себе на вопросы о настоящих ценностях.

Письма Лихачева

Д. С. Лихачев в своем произведении «Письма о добром и прекрасном» пытается с некоторых сторон раскрыть понятие человеческих ценностей. Самой главной ценностью он считает жизнь: чужую, свою, животных и растений. Он говорит, что жизнь не имеет границ, и надо научиться чувствовать и видеть неосязаемое.

Время и искусство, которое учит доброте – тоже важнейшие ценности по Лихачеву.

Для отдельного народа ценностью является его культура и язык, А для всего человечества красота и любовь.

Говорить о человеческих ценностях очень трудно, так как у каждого эти ценности свои. В результате этого, обобщить и составить общечеловеческих ценностей также очень трудно. Некоторые философы говорят о том, что общечеловеческих ценностей и вовсе не существует. Но, так или иначе, они существуют внутри каждого живущего на планете человека.

Часто под обществознанием понимают науку об обществе, его структуре, общественных процессах и общественном мышлении. На самом деле обществознание – это не совсем наука, но название учебного предмета, в который входит целый комплекс дисциплин.

Инструкция

Обществознание затрагивает все четыре сферы жизни общества – социальную, экономическую, духовную и политическую.

Часто вместо термина «обществознание» используется термин «обществоведение». Два этих термина равнозначны и взаимозаменяемы. Изучение обществознания тесно связано и с изучением других гуманитарных дисциплин – историей, литературой, психологией, политологией.

Несмотря на то, что обществознание является «конструктором» из нескольких дисциплин, нет такой дисциплины, которая могла бы его заменить и дать целостное представление об обществе и общественных процессах. Обществознание вбирает в себя самое важное, касаемо жизни общества, из каждой дисциплины, поэтому его преподавание в школах и вузах вполне обосновано.

Этот предмет играет важную роль в формировании личности человека, его гражданской позиции, помогает молодым людям разобраться в политической ситуации в мире и научиться правильно действовать при решении вопросов, которые касаются гражданского, трудового, уголовного права и многих других аспектов общественной жизни.

Видео по теме

Консолидацией называется форма систематизации и объединения в сводный общий нормативно-правовой документ нескольких актов, регулирующих отношения общества в одной общей области. При консолидции все нормативно-правовые акты сохраняют свое содержание.

По-другому, консолидацию можно назвать укрупнением нормативно-правового документа. Созданный в результате консолидации укрупненный акт заменяет все составляющие его нормативные документы. Он имеет собственные реквизиты (наименование, номер, дату принятия и должностного лица) и заново принимается соответствующим государственным органом.

Часто в специальной учебной приводят в пример Указ Президиума Верховного Совета СССР, который называется «О праздничных и памятных днях» (от 1.10.1980). Он заменил 48 нормативных документов. Каждым из этих документов ранее вводился праздничный или памятный день; принятый консолидированный Указ упорядочил нормативный материал, объединив его в один документ, не меняя сути нормативного регулирования.

Также примером консолидированного документа служит федеральный закон от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах». Он объединил сотни нормативно-правовых актов, которые устанавливали социальные льготы для этой категории граждан. Этот документ значительно пользование нормами права.

Итак, консолидацией называется прием создания правовых документов, имеющий свои . Так, от кодификации ее отличает то, что при консолидации содержание регулирования не изменяется, а суть предписаний и нормативов не затрагивается. В отличие от инкорпорации она применяется только правотворческими органами и в только тех актов, которые были ими приняты. При инкорпорации нормативные акты объединяются в сборник и не утрачивают своего действия, а при при консолидации принимается новый созданный правовой документ. Таким образом, консолидация является усредненным вариантом приемов документов.

В России тенденция развития консолидации такова, что между ней и кодификацией стала размываться. Легко и просто законодатель может обозвать закон кодексом, хотя это консолидированный нормативный акт. Примером является Водный кодекс РФ, в этом документе акты по водопользования просто механически расставлены по определенной схеме, и к ним написано общее положение.

В отличие от отечественного правоведения, за рубежом несколько иное понимание консолидации. Европейский Союз консолидацией включение законов с доработками и изменениями в единый закон, не имеющий юридической ценности, так как он содержит перечень всех нормативно-правовых актов с реквизитами (то есть, нечто близкое к инкорпорации).

Сунна является вторым после Корана источником мусульманских традиций и устоев. Ее составляют так называемые хадисы – рассказы, которые первоначально передавалась из уст в уста, а в VIII-IX веках были записаны и составлены в сборники. Существует шесть признанных исламом сборников хадисов. Наиболее авторитетным из них считается сборник Абу Абдаллаха ал-Бузари «Ас-Сахид», написанный в IX веке.

Виды и структура хадисов

Каждый из хадисов включает в себя 2 части: иснад – цепочку передатчиков информации, с помощью которой, он был составлен, и матн – сам текст предания. Все хадисы Сунны делятся на четыре вида. Исторические повествуют о событиях из жизни Мухаммеда. В пророческих хадисах дает предсказания о различных событиях и связанных с этими событиями будущих . В хадисах о достоинствах пророк перечисляет заслуги арабских племен. Наиболее ценными считаются священные хадисы, так как в них устами Мухаммеда говорит сам Аллах.

Сунна предназначена для того, чтобы мир следовал пророку, как в жизни, так и в своих словах. В некоторой степени Сунну можно сравнить с еврейским Талмудом.

Типичная иснад выглядит следующим образом: ”Рассказал такой-то человек со слов такого-то человека, которые от такого-то человека, которому пророк сказал следующие слова…”. Далее следует матн, в котором написана речь Мохаммеда.

Современная трактовка Сунны

Во времена жизни соратников Мухаммеда достоверность собираемых хадисов ни у кого не вызывала сомнений. Однако после их смерти стали возникать новые предания, после чего появилась специально богословская дисциплина, которая проверяла их , подвергая критике многие источники информации. На основе этих исследований впоследствии была заложена филология.

Собиратели и критиков хадисов называли махаддисами. Они выполняли роль идеологов исламской веры. Впоследствии многими из них были основаны собственные школы правоведения.

Современным историка совершенно очевидно, что многие противоречия Сунны объясняются ситуативным характером высказываний Мухаммеда. Они менялись вместе с изменениями политической ситуации в мире, что было отнюдь не очевидно для современников пророка. Из-за неясностей в толкованиях целая наука, трактовавшая отдельных хадисы. А в исламском мире много веков велись споры по поводу интерпретации тех или иных строк.