Социальные нормы как регуляторы. Что такое поведение: понятие, виды. Правила поведения. Нормы поведения человека в обществе. Психология поведения

Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, в них находят отражение качество жизни людей, исторические и национальные особенности жизни страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отражают и конкретизируют действия объективных законов, тенденций общественного развития, т.е. таких законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связан с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельности. «Социальные нормы связаны также с законами естественно-технических наук, с самим научно-техническим прогрессом общества, всей человеческой цивилизации». Социальные нормы охватывают различные группы норм, действующих в определенных взаимосвязях друг с другом. В подходах к классификации социальных норм могут быть применены как основные, так и дополнительные, комплексные критерии. Учитываются сфера действия норм, само качество правил поведения, стимулы и гарантии реализации норм. К социальным нормам относятся экономические, политические, правовые, моральные, религиозные, эстетические и другие нормы. В процессе регуляции общественных отношений активная роль одной группы норм дополняется, корректируется другими социальными нормами. Взаимодействие отдельных норм, групп норм в единой системе социальных норм раскрывает комплексные свойства входящих в систему составных частей. Эффективность действия социальных норм находит выражение в достижении, поддержании общественного согласия граждан, прочного общественного порядка, атмосферы справедливого социального партнерства и инициативы, социальной ответственности, сознательного соблюдения норм всеми гражданами.

Социальные нормы по своей природе являются определенным стандартом поведения. При выделении разновидностей норм учитывается также способ осознания и регулирования поведения, форм санкций за несоблюдение норм. В понятие "социальная норма" входят более конкретные, детальные правила и правила широкого характера, воплощающие основополагающие идеи социальной жизни, которые именуются принципами. Более детальные правила органически связаны с соответствующими принципами, являются их проявлением в конкретных общественных связях, жизненных ситуациях.

Принципы и конкретные отдельные правила осуществляют регулирующие, контрольные, воспитательные функции. Например, активное воздействие на общественные отношения через регулирование волевого поведения людей путем воздействия на мотивы поведения оказывают не только конкретные юридические или моральные правила, но и юридические, и моральные принципы. Принципы справедливости и гуманизма, демократизм, уважение к правам человека, законности и др. оказывают глубокое воздействие на выбор определенного поведения людей, социальных групп, коллективов и в случае отсутствия норм, непосредственно регулирующих данный вид отношений. Социальные нормы связаны с интересами человека, общества в целом, а также с интересами отдельных социальных групп, интересами международного сообщества. Социальные нормы, выражающие интересы, ценности, свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, можно назвать общечеловеческими нормами. Эти общечеловеческие нормы находят выражение во внутригосударственной и международной жизни.

В сфере хозяйственной жизни общества, где функционирует система рыночных отношений, а также в определенной мере осуществляется государственное регулирование с целью обеспечения развития производства, важная роль принадлежит экономическим нормам и нормативам. Эти нормы регулируют развитие производства, отношения распределения и потребления, отношения между отраслями промышленности, сельского хозяйства, торговли. Экономические нормы и нормативы регулируют денежно-финансовую систему, налоговую систему, деятельность банков, бирж. Рыночная экономика опирается, прежде всего, на саморегулирующуюся систему рыночных отношений, однако во всех высокоразвитых странах, таких, как США, ФРГ, Япония, Англия и др., государство стимулирует развитие экономики, стремится к сохранению социально-политической стабильности общества, повышению жизненного уровня народа. Поэтому государство защищает установившиеся порядки свободного предпринимательства, принимает меры по предотвращению спада производства, кризиса хозяйственной жизни, по росту производства на основе достижений научно-технического прогресса. Используются такие рычаги, как налоги, кредит, инвестиции, другие средства.

Переход от командно-административной системы в хозяйственной жизни к рыночной экономике в России потребовал коренных изменений в формах собственности, преодоления государственной монополии на орудия и средства производства, учреждения частной собственности и предпринимательской деятельности, многообразия форм собственности. «Экономическая реформа, сопряженная с большими трудностями для народа, нацелена на формирование класса собственников, создание благоприятных условий для частнопредпринимательской деятельности, освобождение экономики от государственного руководства, которое в наступивший период тормозило экономический прогресс, вызвало кризис общества».

В условиях становления и развития рынка утверждается эффективное действие экономических норм и нормативов, саморегулирующихся начал хозяйственной деятельности общества, что, однако, не означает изоляции государства, права от экономики. Политика приватизации, либерализация цен, бюджет, налоговая политика, плата за производственные фонды, природные ресурсы, кредитная политика, укрепление и совершенствование финансовой системы - все это свидетельствует об активной роли государства, права в новом устройстве хозяйственной жизни страны. Несомненно, что переход к рынку, налаживание здоровых рыночных отношений займет значительный период времени в жизни страны, потребует больших усилий народа, государства. Этот процесс внесет значительные изменения в систему социальных норм, нормативного регулирования общественных отношений.

Важную группу социальных норм составляют политические нормы. Они регулируют отношение социальных групп, классов, граждан к государственной власти, отношения между классами, нациями и народами. Политические нормы регулируют участие народа, классов, социальных групп в государственной власти, организации государства, взаимоотношения государства с другими организациями политической системы общества. Политические нормы различны по объему регулирования политических отношений, объему содержания. Нормы, обладающие наибольшей общественно-политической значимостью, широтой содержания, называются политическими принципами.

К политическим принципам относятся принцип полновластия, суверенитета народа, принцип равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип ненасильственного мирного разрешения международных споров и др.

Политические нормы находят выражение в различных формах: в политических декларациях, манифестах государств, политических партий, движений, в конституциях государств, уставах и программных документах политических партий. Политические нормы, выраженные в юридических актах государства, приобретают значение правовых норм. Вопрос о соотношении политических и юридических норм не решается однозначно. Следует различать политическую норму и политическую оценку социальной, правовой нормы. Политическая норма может быть выражена в нормативно-правовом акте, но она может быть выражена и в политическом акте непосредственно. Юридическая норма имеет политическое значение в том смысле, что к ее оценке применялся политический критерий, она устанавливается компетентными государственными органами или каким-либо одним государственным органом.

Конечно, политический критерий, его содержание не следует абсолютизировать и таким образом "политизировать" все нормы права. Следует иметь в виду различия, например, между нормой гражданского, семейного, трудового, т.е. нормой частного права и нормой конституционного права, политический характер которой определяется ее специфическими свойствами. Нормы конституционного права представляют собой политические нормы в юридической форме.

Политические нормы регулируют взаимоотношения граждан с государством, его органами. Порядок выборов, участие граждан 4 в выборах своих представителей в органы государственной власти, других государственных должностных лиц регулируются политическими нормами, которые выражены в юридическом акте. К политическим нормам относятся также и нормы, определяющие, регулирующие и контролирующие отношения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждый закон, принимаемый государственной властью, даже если он не выражает непосредственно политических отношений, получает экономическое, социальное и политическое обоснование, соответствующую оценку в правовом и нравственном сознании общества.

Значительную группу социальных норм составляют корпоративные нормы - установления, принятые в общественных организациях, трудовых коллективах, учебных учреждениях, предпринимательских союзах. Эти нормы учреждаются в уставах объединений, учреждений, в положениях, других актах. Например, деятельность Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова регулируется Уставом. Большая часть корпоративных норм - это правила организационного характера. Они закрепляют порядок формирования, построения, функционирования общественных организаций, а также права, обязанности, ответственность, взаимоотношения членов этих организаций.

Социальные действия, поведение людей в обществе регулируются также обычаями. Обычай - это правило, утвердившееся в общественной практике в результате многократного применения, установившегося подхода к оценке определенного образа отношений, действий человека, коллектива людей. Обычай представляет собой привычную для членов общества, группы (людей) форму социальной регуляции. Обычаи, имеющие нравственный характер, называются нравами. В нравах выражается психология определенной социальной группы. Пережитки прошлого в области морали чаще всего удерживаются в нравах. Общество, используя культурные, организационные меры, ведет борьбу с неприемлемыми в цивилизованном обществе нравами.

В воздействии на жизнь людей общества весьма близки к обычаям традиции - сложившиеся способы поведения людей, социальных групп, передаваемые из поколения в поколение. Обычаи и традиции обладают признаками устойчивости. По сравнению с обычаем традиции представляют собой более широкое образование. Традиция - это такой социально-психологический феномен, который по содержанию значительно шире обычая. В качестве традиции проявляются определенные идеи, ценности, социальные установления. Поддержка традиций обосновывается их полезностью для общества. Основой жизненности традиций является преемственность в развитии общества, бережное отношение к социальному, культурному наследию, истории народа, государства. В ходе жизненных процессов зарождаются и утверждаются новые традиции и обычаи.

В социальной жизни, прежде всего в области бытовых, семейных отношений, обычаи, традиции проявляются в обрядах, ритуалах. Обряд - это определенного характера действие или комплекс поступков человека, группы людей. Таковы, например, традиционные свадебные обряды, обряд вручения свидетельства о рождении ребенка, обряды посвящения в рабочие молодых людей, приступающих к трудовой деятельности, проводы ветеранов труда на заслуженный отдых и т.п. Обрядовые церемонии, совершаемые в торжественной обстановке, называются ритуалом. Таким образом, о ритуале можно сказать, что это есть разновидность обычая или традиции.

Значительную и важную группу социальных норм представляют религиозные нормы, регулирующие отношения верующих людей к Богу, церкви, друг к другу, строение и функции религиозных организаций.

Свод морально-этических установлений - составная часть религиозных вероучений. Религиозные каноны (предписания, правила) представляют собой регулятивную систему, действующую в обществе с самых ранних этапов развития человечества. В античном мире религия, мораль, политика были взаимосвязаны. Мировые религии: иудаизм, христианство, буддизм, ислам - оказали огромное влияние не только на нравственную жизнь общества, но и на развитие правовых систем. Христианская религия, каноны религиозной морали христианства оказали и оказывают значительное влияние на жизнь народов Земли, прежде всего населения Европы" и Америки. Одной из основных правовых систем современности является мусульманское право. Это право указывает мусульманину соответствующий религии ислама "путь следования". Шариат - совокупность религиозных и юридических норм мусульманского феодального права - родился в странах Востока. Источниками шариата являются Коран, Сунна, иджма (высказывания проповедников мусульманской религии), кияс (толкование Корана и Сунны).

В Библии, Коране, Талмуде, других источниках вместе с собственно религиозными канонами нашли выражение общечеловеческие нормы. Такие общечеловеческие нормы, требования содержатся, например, в Библии - в заповедях Моисея, в Нагорной проповеди. В "Моисеевых законах" установлена обязанность трудиться в течение шести дней и отдыхать на седьмой, требование почитания детьми своих родителей, запрещаются убийство, воровство, лжесвидетельство. Социальные нормы нашли выражение в христианском церковном, каноническом праве. Эти нормы регулируют внутреннюю организацию церкви, взаимоотношения между церковными органами, верующих с государством, некоторые отношения в жизни верующих. В 1917 г. римско-католическая церковь опубликовала Кодекс канонического права.

Во "Всеобщей декларации прав человека" говорится: "Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных обрядов". «Свобода совести и религии, сотрудничество всех конфессий для достижения благополучия и согласия в

В Российской Федерации действуют нормы разных религиозных верований и направлений. В числе российских граждан есть православные, католики, старообрядцы, баптисты, мусульмане, буддисты, иудеи. Российское законодательство о свободе совести, религии, об отношениях государства и церкви, о религиозных организациях отражает принципы "Всеобщей декларации прав человека", "Итогового документа Венской

стречи представителей государств - участников совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе". В принятой в России "Декларации прав и свобод человека и гражданина" говорится, что каждому человеку гарантируется свобода совести, вероисповедания, религиозной или атеистической деятельности. Каждый вправе свободно исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, выбирать, иметь и распространять религиозные либо атеистические убеждения и действовать в соответствии с ними при условии соблюдения закона (ст. 14).

Образ жизни, достигнутый уровень материального благосостояния, культуры общества и человека находят отражение в правилах культурного поведения, нормах приличия, в этикете. Правила культурного поведения отражают внутреннюю духовную жизнь человека, его психологию и мораль. В этих правилах проявляется взаимосвязь моральной оценки и разнообразных эстетических, санитарно-гигиенических требований, соображений удобств. Под этикетом разумеется совокупность правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений, формы общения, поведения в общественных местах, манеры и одежды.

Метод децентрализованного регулирования , построенного на координации целей и интересов сторон в общественном отношении, характерен для отношений субъектов гражданского общества, удовлетворяющих в первую очередь свои частные интересы. Этим методом регулируются отношения в сфере отраслей частноправового характера.

Метод централизованного регулирования регулирует отношения, где приоритетным, как правило, является общесоциальный интерес. В государственно-организованном обществе общесоциальные интересы выражает в первую очередь государство, осуществляющее централизованное управление социальными процессами, наделенное властными общезначимыми полномочиями. Поэтому централизованными методами, как правило, осуществляется регулирование в публично-правовых отраслях (конституционном, административном, уголовном праве).

Один из них именуется императивным. Эго такой метод, при котором субъекты могут действовать только так, как предписано нормой права, и не иначе. Например, предписание закона о том, что личный обыск осуществляется лицом того же пола, что и обыскиваемый, является безусловным, категорическим, императивным.

Другой метод, именуемый диапозитивным , дает возможность сторонам в каком-либо правоотношении самостоятельно решать какие-то вопросы. Лишь тогда, когда они этого не сделали, возникает обязанность следовать правовому предписанию. Например, согласно ст. 135 ГК РФ принадлежность следует судьбе главной вещи, если договором между сторонами не предусмотрено иное.

В правоведении избирают разные методы правового регулирования в зависимости от характера отношении между сторонами правоотношения. Стороны могут находиться в отношениях субординации (власти и подчинения), например в административном праве. В других правовых отношениях стороны находятся в отношениях координации своих интересов и потребностей, например в гражданском праве.

Способы правового регулирования

Способы правового регулирования определяются характером зафиксированного в норме права предписания, способами воздействия на поведение людей.

В теории права принято выделять три основных способа правового регулирования.

Первый способ — предоставление участнику правовых отношений субъективных прав (управомочивание). Этот способ выражается в комплексе дозволений управомоченному лицу на совершение определенных действий (например, собственнику дозволяется владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащей ему вещью).

Второй способ - обязывание совершить какие-то действия (например, собственник жилого дома обязывается платить налоги).

Третий способ - запрещение , т. е. возложение обязанности воздерживаться от определенных действий (например, работодателю запрещено привлекать к сверхурочным работам несовершеннолетних).

Второй и третий способы имеют определенное сходство: и тот и другой предполагают возложение обязанностей, но если в одном случае обязанности имеют позитивный, активный характер, то в другом — пассивный.

В качестве дополнительных способов правового воздействия можно указать на применение мер принуждения (например, возложение юридической ответственности за совершенное правонарушение). Этот способ относится к дополнительным. Во-первых, он представляет собой вид обязанности: юридическая ответственность может рассматриваться как обязанность претерпевать лишения, кару, наказание. Во-вторых, этим способом обеспечивается надлежащее исполнение предоставленных прав, исполнение возложенных обязанностей, соблюдение установленных запретов.

К дополнительным способам относится предупредительное (превентивное) воздействие норм, предусматривающих возможность применения правового принуждения. Например, нормы уголовного кодекса обладают превентивным воздействием на лиц, склонных к совершению преступлений.

К дополнительным способам можно также отнести стимулирующее воздействие норм права. Таким способом оказывают влияние поощрительные нормы, т. е. нормы, в которых предусмотрено поощрение за активное правомерное поведение (например, за изобретательскую, рационализаторскую деятельность).

С указанными способами правового регулирования (как основными, так и дополнительными) пересекаются, взаимодействуют неюридические способы влияния на сознание, волю, а значит, и поведение людей в обществе. Так, нормы права, правовые акты (как нормативные, так и индивидуальные), другие правовые явления обладают информационным воздействием. Через них доводится до сведения людей информация, которую они могут использовать в своих интересах. Правовые явления информируют людей о возможном и должном в общественной жизни, о последствиях юридически значимого поведения, позволяют предвидеть последствия своего поведения и поведения других людей в тех сферах жизни, которые охватываются правовым регулированием.

Типы правового регулирования

В зависимости от соотношения в способах правового регулирования запретов и дозволений принято выделять два типа правового регул ирования.

Первый гласит: дозволено все, кроме прямо запрещенного в законе. На этой формуле построен общедозволительный тип правового регулирования. По этому типу в регулируемых правом отношениях устанавливаются строго и четко сформулированные запреты. Как правило, объем этих запретов невелик, а объем дозволений не определен: все, что не запрещено. Например, право допускает для членов общества любые способы умножения материальных благ, кроме прямо запрещенных законом. Данный тип правового регулирования способствует (или хотя бы не препятствует) проявлениям инициативности, активности, самостоятельности в решении жизненных задач. Общедозволительный тип правового регулирования характерен для отношений, регулируемых гражданским правом.

Вторая формула правового регулирования гласит: запрещено все, кроме прямо разрешенного. Это означает, что участник правовых отношений этого типа может совершить только действия, которые прямо разрешены законом, все остальные действия запрещены. Этот тип правового регулирования принято называть разрешительным. Данный тип присущ тем отраслям права, которые связаны, например, с государственным управлением (административное право). Здесь в законе указывается точный, строго ограниченный объем правомочий; все, что выходит за пределы компетенции властвующего субъекта, категорически запрещено.

Безусловно, нет отраслей права, построенных на одном типе правового регулирования. Так, в гражданское право вкраплены элементы разрешительного типа, а в административном праве можно встретить нормы, регулирующие отношения управления по общедозволительному типу.

Вместе с тем достаточно очевидно, что общедозволительный тип правового регулирования связан с закреплением в праве социальной свободы, с нравом человека на выбор способов и средств достижения поставленных целей. Разрешительный тип правового регулирования вытекает из необходимости высокой и строгой упорядоченности общественных отношений, последовательной реализации принципов законности. Разрешительный тип правового регулирования является единственным при применении мер юридической ответственности и ряда других мер государственного принуждения.

Выводы

Анализ разнообразных юридических форм и средств воздействия на поведение людей и общественные отношения позволяет выяснить, какие из них наиболее оптимальны. эффективны в данных условиях, каких результатов можно достичь, используя те или иные юридические средства в том или ином их сочетании.

Исследование механизма правового регулирования позволит вооружить законодателя набором инструментов — оптимальных юридических средств и правовых механизмов — для эффективного решения задач, стоящих на том или ином этапе развития общества.

Знание механизма правового регулирования со всеми его элементами позволит грамотно осуществлять правореализаци- онную юридическую деятельность.

Пути повышения эффективности правового регулирования

— это соотношение между результатом правового регулирования и стоящей перед ним целью. Судя по количеству совершаемых в нашей стране правонарушений, в сфере правового регулирования еще имеется немало проблем, связанных с его эффективностью.

Повышение эффективности правового регулирования возможно на следующих основных направлениях:

  • совершенствование процесса правотворчества (нормы права должны в максимальной степени соответствовать объективно складывающимся общественным отношениям);
  • совершенствование правоприменения. Нужно создавать с помощью юридических средств такое положение, когда соблюдение закона будет выгоднее его нарушения;
  • совершенствование судебной системы (приведение ее в такое состояние, когда гражданам будет намного выгоднее обращаться за решением спорных вопросов именно в суд, а не к чиновникам и, тем более, к криминалитету);
  • повышение уровня правосознания и правовой культуры населения (преодоление правового нигилизма как еще довольно распространенного общественного явления путем комплекса образовательных, воспитательных и иных мер). Повышение уровня правосознания и правовой культуры, в свою очередь, будет влиять позитивно на качество правового регулирования, на укрепление законности и правопорядка.

Назначение права, его принципов, как неоднократно уже отмечалось, состоит в регулировании общественных отношений.

Правовое регулирование – осуществляемое при помощи права и иных юридических средств воздействие на общественные отношения.

Правовое регулирование не следует смешивать с более широким по объему понятием – правовым воздействием на общественные отношения. Помимо сугубо юридических средств, правовое воздействие включает в себя воспитательные, организационные, профилактические и иные средства правового влияния на поведение человека.

Правовое регулирование является одним из видов социального регулирования, без которого общество существовать не может. Правовое регулирование – важнейший вид социального регулирования. Его особенности связаны со спецификой права как особого социального явления: это нормативное регулирование, в основе которого лежат идеи свободы и справедливости.

Те общественные отношения, которые подвергаются правовому регулированию, называются предметом правового регулирования.

Есть объективные и субъективные пределы правового (законодательного) регулирования. Иными словами, далеко не все общественные отношения могут регулироваться правом.

Не регулируются правом (точнее сказать, не должны регулироваться) отношения, которые с экономической точки зрения не созрели для такого регулирования. Не регулируются правом отношения любви, товарищества, которые по своему характеру не терпят правового вмешательства. Не регулируются правом отношения с участием душевнобольных, признанных невменяемыми или недееспособными. Не регулируются, наконец, правом те отношения, регулировать которые нецелесообразно, ибо с ними вполне "управляются" нормы морали, обычай, иные социальные предписания. Многие отношения между супругами, например, можно было бы урегулировать юридическими нормами, но в этом нет смысла и надобности (количество поцелуев в неделю, время прихода домой, место за кухонным столом и т.д.).

Все иные общественные отношения могут быть предметом правового регулирования и закрепляются в законодательстве.

Предмет правового регулирования весьма подвижен. Он может сужаться, и тогда из законодательства "уходят" отдельные нормы или целые их блоки (например, акты, регулировавшие государственно-плановую экономику), а может расширяться. Это происходит в случае появления новых общественных отношений, требующих правового воздействия, что влечет издание новых юридических норм.

Регулируются общественные отношения определенным способом (или их совокупностью), который называется методом правового регулирования.

Он, как и предмет правового регулирования, динамичен. По мере укрепления экономики, стабилизации государственных структур и общественного порядка, развития демократии жесткие методы правового регулирования уступают место более мягким.

Правовое регулирование общественных отношений осуществляется с помощью целой совокупности юридических средств, называемых механизмом правового регулирования.

В этот механизм входит подавляющее число элементов правовой системы, за исключением правовых учреждений. Основными элементами механизма правового регулирования являются:

  • – юридические нормы;
  • – правоотношения;
  • – акты реализации права (индивидуальные правовые акты);
  • – принципы права;
  • – правовая культура.

Последние два элемента являются "сквозными", ибо они пронизывают весь механизм правового регулирования, включаясь в той или иной мере в его иные элементы.

Правовое регулирование – это процесс, длящийся во времени. Он включает две стадии: регламентацию общественных отношений и действие юридических норм.

Регламентация общественных отношений – урегулирование с помощью права (или других социальных норм) определенных сфер или областей общественных отношений.

Правовая (законодательная) регламентация как стадия правового регулирования состоит в издании юридических норм, охватывающих определенные группы общественных отношений. Это своего рода "подведение под право" общественных отношений. Прежде чем регулировать поведение людей с помощью правовых норм, необходимо иметь эти нормы.

В этом суть правовой регламентации. Правовая регламентация общественных отношений заключается в определении и закреплении в юридических нормах круга общественных отношений, регулируемых правом, в определении субъектов права, их прав, свобод и юридических обязанностей, установлении ответственности за нарушение юридических предписаний.

Юридические нормы, таким образом, являются результатом первой стадии правового регулирования общественных отношений и первым основным элементом механизма правового регулирования.

Действие юридических норм – претворение права в жизнь, в реальное поведение людей.

Юридические нормы для того и издаются, чтобы действовать. В процессе их действия возникают предусмотренные в нормах права и обязанности, приобретает четкие, реальные контуры предмет правового регулирования, приводятся в движение рычаги, обеспечивающие правопорядок. Действие юридических норм неразрывно связано с правоотношениями, которые являются формой бытия юридической нормы и выступают основным элементом механизма правового регулирования.

В действии – реальная жизнь нормы. Действие юридических норм и реализация юридических норм означают, по сути дела, одно и то же. Формы реализации юридических норм – соблюдение, исполнение, использование и применение – это и формы их действия.

Реализация правовых норм осуществляется в актах реализации – юридически значимом поведении, в котором реально осуществляются права и обязанности субъектов. Акты реализации норм права – третий основной элемент механизма правового регулирования.

Что же касается путей действия права, то они таковы:

  • – законодательное наделение лиц и организаций, иными словами, субъектов права, правоспособностью и дееспособностью; обладая такими свойствами, субъекты могут полностью включаться в процесс правового регулирования, а для права создаются условия (предпосылки) его действия;
  • – наделение субъектов права юридическими правами и обязанностями;
  • – получение субъектами права реальных благ, иных правовых результатов, предусмотренных нормами;
  • – угроза применения государственного принуждения за неисполнение нормы права, а также реальное применение государственного принуждения.

Указанными путями действуют все юридические нормы. По все ли юридические нормы являются действующими, т.е. все ли они реализуются?

Есть нормы, вообще не действующие. Это все устаревшие нормы, не отвечающие новым условиям и потому не применяющиеся.

Норма может не действовать и потому, что она слишком общая, не детализирована, и потому, что не установлен порядок ее действия. Именно поэтому крупные законодательные акты требуют, как правило, издания дополнительных, конкретизирующих актов, о чем говорится нередко в самих принимаемых законах. Например, ч. 2 ст. 20 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения": "Правительству Российской Федерации в течение шести месяцев принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию настоящего Федерального закона".

Эффективность правового регулирования. Термин "эффективность" употребляется в русском языке в значении результата, следствия чего-нибудь. Отсюда эффективность в нраве органически связана с результативностью, действенностью определенных мер поведения, юридического предписания.

Мерилом эффективности норм права (а следовательно, и правового регулирования) является степень достижения ими поставленной цели. Учитываются, таким образом, два обстоятельства: поставленная цель и достигнутый результат. При этом следует различать цели ближайшие, промежуточные и конечные; прямые и косвенные.

Определяя результативность правового регулирования, надо исходить из того, что правовые нормы направлены:

  • – на закрепление юридическими средствами общественных отношений, уже сложившихся в обществе;
  • – стимулирование дальнейшего развития существующих отношений;
  • – вытеснение социально вредных и опасных связей и отношений.

Соотнеся фактические результаты действия юридических норм с целями, которые ставились при их издании, можно судить об эффективности или неэффективности юридических норм. Эффективной будет норма, если поставленные цели достигнуты. Степень достижения этих целей определяет и степень эффективности юридической нормы, правового регулирования.

Эффективность правовых норм тесно связана с их социальной ценностью. Если норма эффективна, она имеет и социальную ценность. Но неэффективность нормы еще не свидетельствует о ненужности нормы. Обладая социальной ценностью, норма права в силу определенных причин может быть неэффективной.

Условия эффективности юридических норм, правового репетирования весьма разнообразны. Основные из них следующие.

1. Соответствие юридических норм характеру и уровню экономического и социального развития страны. Если нормы права верно отражают это развитие, они могут быть эффективными. К сожалению, современное российское законодательство нс всегда соответствует состоянию экономики, учитывает ее особенности.

Законодательство не должно быть ориентировано на стихийный рынок, зарубежные инвестиции. Оно призвано стимулировать развитие отечественного производства, заботиться о российском товаропроизводителе.

2. Совершенное законодательство. Чем совершеннее законодательство, тем полнее будут достигаться цели, поставленные при издании юридических норм. Совершенное законодательство – это научно обоснованное, непротиворечивое, прогрессивное законодательство. Это законодательство, где дана адекватная юридическая оценка регулируемым общественным отношениям и предложена наиболее оптимальная положительная или отрицательная реакция государства на поведение субъектов права.

Современное российское законодательство пока еще противоречиво. Причины этого: отсутствие четкого представления о путях развития российского общества и как следствие этого отсутствие продуманного плана законотворческих работ; лоббирование законопроектов, отвечающих узкогрупповым интересам, наличие дублирующих федеральных государственных структур, влияющих на правотворчество (Правительство РФ и Администрация Президента РФ) и др.

Малоэффективными будут нормы, устанавливающие завышенные обязанности или санкции, не соответствующие содеянному.

По этой причине недостаточно эффективно современное налоговое законодательство, не стимулирующее развитие производства, а физических лиц побуждающее скрывать доходы. Снижение процентной ставки налога сделало бы ненужными противозаконные манипуляции по сокрытию доходов, стимулировало бы развитие экономики и привело бы к увеличению денежных сборов.

С другой стороны, не будет эффективным и законодательство, занижающее ответственность правонарушителей либо вообще ее не устанавливающее.

3. Высокий уровень правовой культуры. Правовая культура – это знание права и осознанное стремление следовать требованиям юридических норм. Можно хорошо знать содержание правовых предписаний, но не выполнять их. В этом случае речь о правовой культуре идти не может.

Чем выше уровень правовой культуры, тем надежнее и последовательнее выполняются правовые предписания, тем эффективнее правовое регулирование общественных отношений. К сожалению, уровень правовой культуры граждан, должностных лиц в российском обществе не слишком высок. Зато процветает правовой нигилизм – отрицательное отношение к праву и выполнению его требований.

Эффективность правового регулирования зависит и от многих других факторов: состояния нравственности в обществе, уровня работы правоохранительных органов и т.д. Только совокупность всех необходимых условий обеспечивает эффективность правового регулирования общественных отношений.

право поведение государство социальный

Понятие и классификация социальных норм

Для того, чтобы человек мог жить в обществе, он должен придерживаться определённых норм поведения, которые господствуют в нём. Эти нормы обеспечивают наиболее целесообразное и гармоничное функционирование общества соответственно к потребностям его развития. Общие правила поведения, сложившиеся в определённом обществе называются социальными нормами. Целостная динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества и функционирования государства, обеспечение согласованного взаимодействия людей, прав человека и гражданина, стимулирование жизненного уровня народа.

Система социальных норм отображает достигнутый степень экономического, социально-политического и духовного развития общества, качество жизни людей, исторические и национальные особенности страны, характер государственной власти. Нормы, регулирующие общественные отношения, отображают и конкретизируют действие объективных законов, тенденции общественного развития, то есть законов, которые действуют с естественно-исторической необходимостью. Объективный характер этих законов органически связанный с их научным пониманием людьми и использованием их в целенаправленной социальной деятельностью.

Поскольку общественная жизнь сложна и разнообразна, то социальные нормы заметно отличаются друг от друга не только по регулированию сферами общественных отношений, а и по способу своего установления и обеспечения.

Разнообразие, сложность и другие особенности общественных отношений обусловливают функционирование многих норм, которые их регулируют. В своей совокупности существующие нормы представляют единую систему социального регулирования, в которой эффективность каждого вида норм наибольшей мерой оказывается только в взаимодействии с другими элементами этой системы. Основными видами социальных норм являются экономические, политические, правовые, моральные, религиозные и др. Все они имеют определённые признаки, обусловленные особенностями их формирования, методами влияния на поведение субъектов и т.д. но в каждой из них присущи и общие для всех социальных норм признаки:

1. Они являются общими правилами. Это означает прежде всего, что социальные нормы выступают как правила поведения людей в обществе, то есть определяют, каким должно и может быть поведение субъектов с точки зрения интересов общества. При этом социальные нормы действуют во времени, наделены многоразовым действием и обращены к неопределённому кругу лиц (не имеют конкретного адресата).

2. В основном социальные нормы возникают вследствие сознательно-волевой деятельности людей. Одни создаются в процессе целевой деятельности, другие возникают вследствие многократных повторяющихся актов поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющиеся в общественном сознании и др.

3. Названные нормы регламентируют формы социального взаимодействия людей, то есть направлены на регулирование общественных отношений, поведение в обществе и др.

4. Они возникают в процессе исторического развития (как его фактор и результат) и функционирования общества. Социальные нормы, будучи элементом общества, отображают процессы его развития, влияют на их темпы и характер, собственно, имеют своё место в истории общества, свою историческую судьбу.

5. Эти нормы соответствуют типу культуры и характеру социальной организации общества. Культура прежде всего выражена в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетяжело заметить отличия социальных норм в обществе, которым свойствен разные культурные традиции, например, европейская и азиатская.

Таким образом, социальные нормы - правила поведения общего характера, возникшие в процессе исторического развития, регулируют разные сферы общественных отношений, имеют содержание, обусловлено сознательно-волевой деятельностью людей, уровнем экономического, социального и культурного развития общества и обеспечиваются различными средствами социального влияния.

Благодаря этим признакам социальные нормы являются важным регулятором общественных отношений, активно влияют на поведение людей и определяют его направления в разных жизненных обстоятельствах.

Все социальные нормы, действующие в современном обществе, подразделяются по таким критериям:

Способ их создания;

Средства их охраны от нарушений.

На основе этого выделяют следующие виды социальных норм:

1. Нормы права - нормы, устанавливающиеся государством (народом в ходе референдума) и охраняются ним.

2. Нормы морали (от лат. мoralis - моральный) - это нормы, принципы, правила поведения, сложившиеся в обществе под воздействием общественного мнения соответственно к представлениям людей о добре и зле, обязанность, справедливость, честь и обеспечиваются через внутреннее убеждение и средства общественного влияния.

В обществе сформировались моральные требования общечеловеческой значимости, которые являются достижением цивилизации, в частности это забота о людях пожилого возраста, предоставление материальной и моральной помощи больным и малоимущим и т.п. Однако в обществе существуют и такие отношения, не подлежащие моральной оценке.

Частью общеморальных норм выступает религиозная мораль, ряд требований которой («не убей», «не укради» и др.) относится к общечеловеческим ценностям и составляет основную часть практически всех моральных систем, а в некоторых случаях - основу правовых и судебных систем (законы шариата в мусульманских странах).

3. Политические нормы регулируют отношения между социальными группами, нациями, народностями, их участие в организации и совершении государственной власти, отношения государства с другими субъектами политической системы общества.

4. Экономические нормы регламентируют отношения в сфере экономики.

5. Корпоративные норм (нормы объединений граждан) - это нормы, которые устанавливаются и обеспечиваются объединениями граждан. Особенности этого вида социальных норм состоят в том, что они регулируют деятельность, обусловленную заданиями определённых объединений граждан и направленную на достижение целей, ради которых эти объединения создавались. Корпоративные нормы разделяют на внутриорганизационные, согласно которым устанавливается структура объединения, определяются компетенция, формы и методы работы его органов, права и обязанности их членов. Вторую группу составляют нормы внешнего действия, регулирующие отношения объединений с другими субъектами. Корпоративные нормы должны соответствовать конституции страны, законам и другим нормативно-правовым актам. Эта группа социальных норм находить своё отражение и закрепление в актах (уставы, положения, постановления), выдающиеся соответствующими объединениями.

6. Религиозные нормы - это нормы, регулирующие поведение и специфические культовые действия, основанные на вере в существование Бога (Богов). Они отображены в уставах, «священных» книгах, других религиозных актах.

7. Эстетические нормы устанавливают правила поведения людей согласно представлениям о красоте, сложившиеся в обществе.

8. Организационные нормы закрепляют структуру, порядок создания и деятельности государственных органов и объединений граждан.

9. Культурные нормы определяют правила поведения людей, обусловлены уровнем и традициями материальной и духовной культуры общества.

10. Обычаи - это нормы (правила поведения), сложившиеся исторически, закреплены в общественной практике вследствие многократного повторения. Обычай, закрепившийся в сознании людей как наиболее умный или корыстный в определённых условиях образец поведения, вырабатывает своего рода автоматизм в поведении, воспринимается и реализуется без глубокого обсуждения. Разные нововведения, имеющие целью изменение или отмену определённого правила поведения, установленное обычаем, в течении определённого времени отвергаются либо воспринимаются с заметными трудностями во время реализации.

Очень близки к обычаям традиции - способы поведения людей, социальных групп, сложившиеся в обществе и передаются от поколения к поколению. Традиции охватывают, как правило, соответствующий тип поведения, складываются не с одного какого-либо действия, а стиля жизни.

11. Социально-технические нормы - нормы, регулирующие отношение людей к орудиям производства, к практике. Эти правила обеспечивают целесообразное и безопасное поведение человека в естественной среде, использование богатств и явлений природы, достижений науки и техники. Например, правила исполнения строительных работ, инструкции по эксплуатации машин и механизмов. Как только технические нормы становятся общими правилами поведения, они приобретают социальное значение. Например, правила гигиены, технические нормы, имеющие социальное значение.

Кроме того, социальные нормы разделяют на устные и письменные, сознательные и стихийные, а также зависимо от того, чем обеспечивается их исполнение (внутренним убеждением субъектов, объединениями граждан, обществом либо государством). Можно также выделить социальные нормы, присущие определённым историческим эпохам (общественно-экономическим формациям, цивилизациям и т.п.).

Такая широкая палитра социальных норм разных видов свидетельствует, что в арсенале социального регулирования всегда можно найти средство, наиболее соответствующее для регулирования тех или иных конкретных отношений.

Правовые нормы, кстати, не всегда являются самыми целесообразными средствами социального регулирования. Иногда оно лучше осуществляется при помощи моральных, религиозных либо других норм (особенно в сфере личных, интимных человеческих отношений). Конечно, все эти социальные нормы взаимодействуют с нормами права и не должны им противоречить. Вместе с тем, углубляясь в человеческие отношения, нормы морали, религиозные нормы, обычаи, находим в праве одну из необходимых форм их существования, то есть ряд этих норм становятся правовыми, используются при издании юридических норм. Например, сегодня мы официально отмечаем религиозные праздники - Рождество Христово, Паску. Благодаря точности, конкретности нормы-обычаи без особенной нормотворческой работы становятся нормами права. Активно влияют на нормы права нормы морали. Ряд правовых норм имеет моральное содержание, а потому всё право (в широком смысле) - это моральное явление.

Право, в свою очередь, влияет на нормы морали, религиозные нормы, нормы-обычаи. Право, в частности, является способом устранения препятствий на пути развития новых моральных норм: в условиях развития рыночных отношений оно утверждает чувство хозяина, частного предпринимателя - всё то, что становится содержанием соответствующих новых законов.

Следовательно, правовые нормы являются разновидностью социальных норм. Они имеют все признаки этих норм, но характеризируются особенными чертами, которые не присущи другим средствам социального регулирования.

СИСТЕМА СОЦИАЛЬНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

Под социальным регулятором понимают средство упорядочивания общественных отношений.

Система социального регулирования включает в себя нормативное и ненормативное регулирование.

Нормативное регулирование осуществляется с помощью социальных норм.

В качестве социальных норм используются:

1. Обычаи.

2. Моральные нормы.

3. Религиозные нормы.

4. Корпоративные нормы.

5. Нормы права.

Обычай - это правило поведения, сложившееся в результате длительного и многократного применения. Обычаи складываются в силу привычек, в т.ч. унаследованных от предыдущих поколений (традиции), а также на основе хозяйственной деятельности людей (деловые обыкновения). Обычаи существуют в сознании людей, поддерживаются общественным мнением, различными психологическими факторами (напр., стремлением быть «как все»).

В нормах права отражаются как классовые, так и общесоциальные интересы. Общесоциальные интересы отражаются в нормах права путем учета интересов различных слоев общества.

4. Новые подходы к правовому регулированию обозначились в XX веке с развитием и распространением общечеловеческих ценностей.

Этому этапу характерно:

а) Наделение субъектов права всеми общепринятыми правами человека и гражданина.

б) Возможность использования субъектами права различных способов для защиты своих прав (от самозащиты до обращения в международный суд).

в) Регламентирование процесса деятельности органов государственной власти.

Общие закономерности возникновения и формирования права:

1. Первоначально право возникает путем выделения в особую группу наиболее нужных для государства обычаев, которые брались под защиту государства («обычное право»);

3. Формирование права в многообразных формах как системы нормативных актов (законы, декреты, декларации и др.).

Сфера правового регулирования

Под сферой правового регулирования понимается совокупность всех общественных отношений, регулируемых нормами права. Состав сферы правового регулирования со временем меняется. При этом правовому регулированию подвергается активное поведение человека, то есть, осознанное, волевое поведение. Пассивное поведение человека, которое вызывается его инстинктами и совершается без участия его воли, правом не регламентируется.

СВЯЗЬ НОРМ ПРАВА С ДРУГИМИ СОЦИАЛЬНЫМИ НОРМАМИ

1. Некоторые обычаи признаются в качестве источников права (правовые обычаи). С другой стороны, право стимулирует прогрессивные обычаи. Обычаи, которые противоречат законам, классифицируются как правонарушения (например, кровная месть).

2. Мораль как социальный регулятор использовалась и до появления права. Она охватывает более широкую область общественных отношений, чем право (отношения дружбы, любви и др.). Многие общечеловеческие моральные нормы закреплены в нормах права (например, право на жизнь). Нормы права не должны требовать от людей выполнения безнравственных поступков. С другой стороны, мораль поддерживает нормы права, отвечающие ее требованиям (моральное право).

3. В некоторых странах религиозные нормы выступают в качестве источников права (Иран, Пакистан). Но в большинстве стран право создает возможность для беспрепятственного выполнения гражданами своих религиозных воззрений, но не создается на основе религиозных норм.

4. Право связано с развитием и реализацией многих корпоративных норм. Так, Конституция РФ создает правовую основу для организации и деятельности различных объединений граждан.

5. Связь между несоциальными нормами и правом.

Основные концепции происхождения и сущности права

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

Сторонники этой теории считают, что наряду с нормами права, установленными государством, право включает в себя также естественное право. Естественное право составляют общепризнанные права человека и гражданина, которыми люди обладают в силу факта своего рождения (право на жизнь, право на свободу совести, мысли, религий, на свободу передвижения в пределах государства, право на труд, свободный выбор профессии и пр.). Подробно эти права отражены в Всеобщей Декларации прав и свобод человека (принята ООН в 1948 г.) и других документах.

Государство не может посягать на естественные права людей.

Позитивное право - это право, установленное государством.

Нормы позитивного права признаются правом только в том случае, если они не противоречат естественному праву.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

В ее основе лежит идея о том, что право не делается, а образуется стихийно на основе обычаев и традиций народа. Право является продуктом народного духа.

Достоинства школы:

1. Внимание к обычаям народа.

2. Критическое отношение к формальному заимствованию законов и понятий других государств.

Недостатки :

1. Отрицает внешнее влияние на право.

2. Придает националистическое звучание праву.

КЛАССОВАЯ (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ) ТЕОРИЯ ПРАВА

1. Социальность (характеризует первоначальное предназначение права как регулятора наиболее важных общественных отношений).

2. Формализм (фиксация норм права в письменном виде, нормы права имеют определенную структуру).

3. Системность (право как система взаимосвязанных, общеобязательных норм, основанных на учете интересов различных слоев общества).

4. Процедурность (имеется определенный порядок создания, применения и защиты норм права).

Функции права - это основные направления юридического воздействия на общественные отношения.

Функции права подразделяются на:

1. Внутренние или специально-юридические.

2. Внешние или общесоциальные.

1. Регулятивная функция.

2. Охранительная функция.

Регулятивная функция - это такое направление правового воздействия, которое призвано обеспечить четкую организацию общественных отношений в соответствии с потребностями общественного прогресса.

Охранительная функция - это такое направление правового воздействия, которое нацелено на охрану положительных общественных отношений и вытеснение вредных для общества отношений.

Общесоциальные функции права:

1. Гуманистическая функция (направлена на смягчение противоречий и напряжения в обществе).

2. Воспитательная функция (направлена на подготовку законопослушных граждан и должностных лиц).

3. Идеологическая функция (направлена на восприятие обществом мировых правовых стандартов).

Предмет, СПОСОБЫ, МЕТОДЫ правового регулирования

Под предметом правового регулирования понимаются конкретные общественные отношения, которые регулируются нормами права. Предмет правового регулирования дает ответ на вопрос «что регулируется правом?».

Способы правового регулирования дают ответ на вопрос «каким образом осуществляется регулирование тех или иных общественных отношений?».

Различают три основных способа правового регулирования:

2. Дозволение;

3. Обязывание.

Запрещение - это возложение на участников общественных отношений обязанностей воздержаться от совершения действий, запрещенных нормами права.

Дозволение - это предоставление участникам общественных отношений прав на свои собственные активные действия, которые они могут осуществлять по своему собственному усмотрению, а могут и не осуществлять.

Обязывание - это возложение на участников общественных отношений обязанностей, связанных с совершением активных действий.

Под методом правового регулирования понимаются особенности характера осуществления правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Выделяют два метода правового регулирования:

1. Диспозитивный (автономный). Диспозитивное регулирование - предоставление с помощью норм права участникам общественных отношений свободы поведения в установленных пределах.

Особенности диспозитивного метода:

1. Равноправие сторон.

2. Возникновение прав и обязанностей на основе соглашения между сторонами.

3. Споры разрешаются в судебном порядке.

Особенности императивного метода:

1. Стороны неравноправны, имеются управляющая и управляемая стороны.

2. Права и обязанности устанавливаются заранее в нормах права.

3. Условием их возникновения является государственно-властное предписание.

4. Споры разрешаются первоначально в административном порядке, а лишь после этого применяется судебный порядок.

ПОНЯТИЕ ИСТОЧНИКА (ФОРМЫ) ПРАВА

Источник (форма) права - это документальная форма выражения и закрепления норм права, исходящих от государства или признаваемых им официально.

В качестве основных форм прав в настоящее время используются:

1. Правовые обычаи.

2. Юридические прецеденты.

3. Нормативно-правовые акты.

4. Договоры нормативного содержания.

5. Общие принципы права.

6. Религиозные тексты.

Характеристика основных форм права

Правовые обычаи - это такие обычаи, которые признаны государством в качестве общеобязательных правил поведения. Правовые обычаи были основной формой права на ранних этапах развития человеческого общества. В настоящее время правовые обычаи в качестве форм права используются редко.

Юридические прецеденты - решения суда или какого-либо другого государственного органа, вынесенное по конкретному делу и обязательное для использования при решении аналогичных дел в последующем. Юридические прецеденты получили наибольшее распространение в Англии, далее они стали использоваться как форма права в США, Канаде, Австралии и др. странах (издаются Law reports).

Нормативно-правовые акты - это документы государственных органов, содержащие нормы права. Являются основной формой права во многих странах.