Когда люди хотят осудить кого то. Осуждение других – личная проблема. Осуждение других людей, их поведения. Что за этим скрывается

Наладить доброжелательные отношения с окружающими получается не у всех. Особенно сложно это сделать, если нормальному общению мешает желание кого-то осудить. Для большинства людей осуждение – естественный механизм «установки» границы между собой и другими. Есть немало причин, по которым избавиться от осуждения необходимо. И множество сложностей возникают, если все же решено это сделать. Победить столь неприятное и даже разрушительное желание можно, зная, почему оно появляется.

Причины осуждения других людей

В юриспруденции существует термин «презумпция невиновности». На обычную жизнь этот термин тоже можно перенести. Не следует осуждать других людей, если не доказана их вина в серьезных «преступлениях». По большей части желание осуждать возникает бездоказательно. И это значит, что проблема кроется в самом осуждающем человеке, ведь именно он «надумывает» себе, за что другого можно порицать. Почему так происходит? Можно назвать следующие причины для осуждения окружающих.

1. Несоответствие ожиданий и реальности

Попытка обвинить другого человека в чем-то нередко возникает, когда этот человек не соответствует ожиданиям. Например, хочется, чтобы он вел себя приветливо и дружелюбно. А он либо проявляет себя как отъявленный хам, либо просто не замечает и игнорирует. В принципе, игнорирование со стороны другого еще не является серьезным поводом для суждений. Но ведь в описанном случае возникает обида, которая является мощным стимулом к осуждению.

Возлагая большие надежды на кого-то, люди рискуют сильно разочароваться. А за разочарованием следует ответная реакция, то есть осуждение. Разочаровавшийся человек действует по принципу: « Ты не соответствуешь моим ожиданиям, поэтому я вправе осудить тебя в глупости, слабохарактерности, физической немощи, невежественности» и так далее.

2. Выход за рамки привычной морали

Связь осуждения и личных нравственных ценностей очень стойкая. Когда человек наблюдает чужие поступки, несоответствующее его представлениям о морали, он невольно начинать осуждать. Для кого-то даже курение или использование нецензурной лексики – серьезнейший повод для осуждения. Другие люди не видят ничего страшного в краже или рукоприкладстве. Все дело в том, что у этих категорий людей абсолютно разные моральные ценности и различный уровень нравственности.

Чем строже было воспитание в детстве, тем выше вероятность, что человек, повзрослев, станет осуждать других даже по мелочам. Далеко не всегда попытки родителей привить хорошие манеры приводят к правильному результату. В итоге вырастает сноб, который считает окружающих ниже себя. И при каждом удобном случае старается им об этом напомнить.

3. Попытка возвысить себя

Скрытые комплексы, страхи, неразрешенные внутриличностные конфликты – все это тоже может приводить к желанию осудить других. Ведь, где осуждения, там и возвеличивание себя. Многие люди живут по такому принципу – они унижают других, чтобы подчеркнуть собственные преимущества. И неважно, что зачастую эти преимущества сомнительны. Главное, чтобы человек чувствовал, будто он лучше других хоть в чем-то.

Это происходит преимущественно из-за неосознанного чувства неполноценности. Правда, у людей с эгоцентризмом и с завышенной самооценкой такие попытки тоже возникают часто. В обоих случаях осуждение другого становится способом укрепить собственную уверенность.

4. Банальная личная неприязнь

Осуждать кого-то можно независимо от того, что конкретно человек делает. Если он сам по себе неприятен, то практически все его действия будут обсуждаться. Возможно, здесь затаилась какая-то давняя обида. Например, коллега, получивший повышение обманным путем, станет восприниматься как человек с огромным количеством недостатков. Его осуждение – следствие такого сформированного мнения.

Что бы он ни делал, желание осуждать его все равно остается. И даже попытки наладить отношения, которые он предпринимает, воспринимаются как неискренние. В них ищут подвох, хотя человек ведет себя открыто и честно. Хотя бывают и серьезные причины. Например, если к вам , вряд ли вы примете его сразу.

5. Желание приобщиться к социальной группе

Есть целые социальные группы, в которых осуждать людей с определенными особенностями является нормой. Подростки критично относятся к учителям. Они придумывают прозвища, стараются явно или косвенно оскорбить, нажаловаться родителям и так далее. В подростковой среде это принято. И «участник», который не соблюдает общие правила, становится изгоем.

Во взрослой жизни все происходит так же. В коллективе могут сложиться традиции осуждать начальство по любому поводу. Между подругами тоже ходят сплетни о каком-то конкретном «нелицеприятном» человеке. В итоге социальная группа формирует привычку осуждать определенных «противников». Избавиться от нее, конечно, можно. Но нужно быть готовым, что социальная группа станет этому сопротивляться. В конечном итоге она и вовсе может изгнать своего «неправильного» члена.

6. Стойкий негативизм личности

Наконец, еще одной причиной осуждения других является такая особенность характера человека, как негативизм. Негативист идет против всех и сразу. Ему не важно, с чем бороться. Мысли и поступки негативиста преследуют единственную цель – противостоять окружающим. Осуждение становится одним из простейших способов показать неприятие мнения или желаний, не совпадающих с собственными.

Проблема негативизма в том, что он не дает сформировать устойчивую личность. То, что негативисту нравилось вчера, завтра будет подвергаться осуждению и критике. Ничего постоянного у этого человека нет.

Осуждение других – личная проблема

Интересно, что практически все причины осуждения посторонних людей связаны с самим осуждающим. То есть суть претензий сводится к внутренним проблемам. Исключение составляет ситуация, когда человек «пришел» в какую-то группу. Выше об этом сказано было. В остальных случаях реальным виновником осуждения становится именно тот, кто критикует. Если не хочется, чтобы это переросло в серьезный внутриличностный конфликт, стоит побороть желание кого-то осуждать.

Я много лет искренне считал, что осуждать людей - это плохо, и даже как-то пытался бороться с этой своей реакцией. Но теперь я изменил свое мнение.
Осуждение - это почти что рефлекс. Бороться с ним, конечно, можно, но приводит это или к самообману с стиле "это не осуждение, это совершенно другое", или, в случае если человек с собой честен, к осуждению самого себя за то что позволил себе кого-то осуждать.
Осуждение - это реакция человека на нарушение какого-то морального ограничения, и чем более важным для него является это ограничение, тем сильнее будет осуждение.
Таким образом, чтобы действительно перестать осуждать (и других людей или самого себя) человеку придется как-то эти моральные ограничения отменить.
Т.е. стать аморальным человеком.
На самом деле, это не значит стать чудовищем, поскольку мораль можно заменить этикой и нравственностью, но... но путь весьма скользкий, и рискну предположить что в большинстве случаев он пользы человеку не принесет.

Из этого же следует ответ на вторую часть вопроса: осуждать людей можно за то, что Вы считаете морально недопустимым. Убийства, пытки, геноцид по отношению к котятам, или что-то еще из того, что вы считаете действительно важным.
Ничего плохого в таком осуждении нет.
А вот если осуждать за любую мелочь - то это проблема. Но проблема не в осуждении, а в том, что слишком уж жесткие у человека моральные правила, слишком он ими зажат, и эта зажатость ему и будет вредить.
Я совсем не агитирую за "моральную гибкость", но и избыточно жесткая мораль не полезна. Имхо, это один из тех вопросов где желательна золотая середина, найти которую непросто.

Хороший ответ.

По мне, золотая середина в данном вопросе – это расширить мораль до "делайте что хотите до тех пор, пока это не вредит другим". Какое, например, мне дело до того, что кто-то сделал татуировку в интимном месте? Человеку нравится, человеку захотелось, человек не показывает её каждому прохожему, за что мне его осуждать? Так же и с большинством других примеров.

Ответить

Прокомментировать

Можно перечислить много частных причин такого поведения. Общий смысл таков:

Есть люди которые нуждаются, по какой либо причине, в наличии "плохих других". В своих суждениях они чувствуют себя хорошо, если отличаются от других чем либо положительным. Это толкает на поиск этих самых "плохих" в окружающем мире. Это происходит почти автоматически.

Пожалуй, я буду краток. Данный вопрос больше относится к этическим вопросам, а не философским. Этика более узко рассматривается этот вопрос, она рассматривает вопросы о добре/зле, справедливости, чести и достоинства и д.р. Мне кажется, что Ваш вопрос больше относится к вопросу о добре и зле, так как сравниваются напрямую поступки за которые осуждают. Из-за сложившейся многовековой практики, моральные и этические соображения закостенели и общество следует этим моральным ценностям, которые являются неким кодексом жизни. Осуждают не Вас, а осуждают именно Ваши поступки. Если ваш поступок не соответствует обыденностям и устоявшимся ценностям людей (Будь то мама, папа, начальник, друг), то его будут осуждать. Осуждать потому, что вы делаете не так, как "должны", с точки зрения ценностей других людей и общества. Если мы не будем осуждать чужие аморальные поступки, то появятся преступления в разных формах, общество начнёт разрушаться и в итоге мы не сможем жить все вместе. Другая сторона Вашей медали - "кого осуждать нельзя?". Считаю вообще неуместным этот вопрос, т.к осуждение - это скрытая форма сравнения со своими поступками, а в этом мире всё познаётся в сравнении. Осуждать можно и даже нужно, но только в своих мыслях, сдерживая в себе плохое и порождая хорошее путём анализа. Мораль - это некие правила, которыми мы руководствуемся в нашей жизни, есть мораль общественная, а есть личная. Они всегда борются между собой, как борьба противоположностей в диалектике.

Надеюсь, хоть чем-то, я помог.

А я считаю, что осуждают по таким причинам.

Первое- это потому, почему и сплетничают, и смотрят сериалы целыми днями. Людям нечем заняться. У них нет активной, бурной жизнедеятельности. Это может быть и в силу возраста, и в силу того, что они сделали такой выбор-лениться целыми днями и не заниматься ничем кроме базовых функций, помогающих выжить. Как следствие, не происходит никаких интересных событий, становится очень интересна жизнь других людей. Хочется " посмотреть "что, как" там у нее". Я к тому, что у очень занятого человека и времени на осуждение, и неистовый интерес к жизни другого не возникнет, если этот интерес не в пределах нормы (уважение к родственникам, поддерживание связи с друзьями)

Второе- точно вам отвечаю, счастливые люди не будут ни выливать на кого-то негатив, ни осуждать. Зачем им это? Они счастливы.

Третье-приходит с возрастом, когда у тебя закаленные годами привычки, огромный опыт во всех сферах жизни и единственное правильное мнение обо всем на свете. И ты точно знаешь, что так открывать банку не правильно и такое платье на свадьбу надевать грешно.

Четвертое- есть просторечно-жаргонный тип культурного развития речи, который включает в себя не только, как человек говорит, но и что он говорит. Так вот один из составляющих признаков, это "категоричность в любых оценках". Это не значит, что быть уверенным в собственном мнении-плохо. Это значит мелочность в этом понятии. Встречала людей, которые голосом знатока утверждают любую сплетню, даже додуманную и отрицают для себя вариант изменения своего мнения посредством новых поступающих фактов. Очень негативный опыт общения, если честно. Так вот такой тип людей, конечно же будут осуждать всех и вся, не замечая, что сами не многого достигли.

Я считаю, что человека вообще нельзя осуждать за что-то, потому что проблема лежит куда глубже общественных отношений людей, дело в человеческой психике, которая мотивирует на те или иные поступки. Можно наказать человека и изолировать его, если он представляет опасность, но я думаю, что осуждение должно иметь место только в воспитательных целях, иначе оно просто не имеет никакой ценности.

Осуждение - что происходит с душой, когда осуждаешь?

Почему христианство так категорично запрещает осуждение ближнего? Ведь осуждение происходит отнюдь не за выдающиеся заслуги и добродетели, а за безнравственное поведение. Или, выражаясь языком христианской аскетики, - за грехи. Но разве грех, с точки зрения Церкви, не достоин порицания?

Эммануил Кант говорил, что более всего в мире его изумляет вид звездного неба над нами и нравственный закон внутри нас. Этот закон совести является универсальным для всего человечества и не зависит от культурных, национальных или религиозных различий между людьми. Стремление к добру так же естественно для каждого из нас, как, например, способность мыслить, разговаривать или ходить на задних конечностях. Поэтому заповеди «не убий», «не укради», «не желай жены ближнего своего» даже для человека, который еще только знакомится с жизнью Церкви, не становятся открытием чего-то принципиально нового и неожиданного. Но вот евангельская заповедь о неосуждении очень часто вызывает недоумение и целый ряд вопросов.

Ведь если муниципальный чиновник покупает себе иномарку, по стоимости равную его жалованию за двадцать лет беспорочной службы, то осуждение вызывает вовсе не его любовь к качественной и удобной технике. Женатого мужчину, который завел себе роман на стороне, знакомые осуждают совсем не за то, что он примерный отец, а спившегося саксофониста - отнюдь не за его виртуозное владение музыкальным инструментом. Ни один, даже самый пристрастный, дотошный и въедливый критик не станет порицать кого-либо за добрые и полезные дела. Поводом к осуждению может стать лишь безнравственное поведение, неблаговидный поступок или преступление.
Но почему же тогда Церковь так настойчиво призывает христиан никого не осуждать ни делом, ни словом, ни даже мыслью? Ведь очень часто бывает, что человек явно грешит на глазах у всех, и никаких сомнений в его греховности не может возникнуть даже у самого наивного альтруиста и романтика.

В большинстве традиционных религий осуждение и даже наказание подобных людей является нормой. В древнем Израиле, например, благочестивые иудеи должны были до смерти забить камнями грешников, уличенных в супружеской измене. А в тех мусульманских странах, где в основе уголовного права лежит шариат, взятому с поличным грешнику и сегодня грозит тяжкое физическое наказание, вплоть до смертной казни. С точки зрения обычной человеческой логики, это вполне нормально: преступление требует наказания, а грех - возмездия.

Однако евангельский принцип отношения к грешникам решительно противоречит подобному рассуждению. Своей земной жизнью Иисус Христос показал людям ту норму человечности, к которой все мы призваны, и поэтому любой поступок Христа, описанный в Евангелии, является эталоном поведения для каждого человека, искренне стремящегося исполнить волю Божию.

Что же говорит Евангелие об отношении Христа к грешникам? Только одно: Он их не осуждал, но относился к ним с любовью и жалостью. Христос не осудил женщину, взятую в прелюбодеянии (Ин 8:11); не осудил жителей Самарянского селения, отказавшихся дать Ему пищу и кров (Лк 9:51-56); и даже Иуду, пришедшего предать Его на мучительную смерть, Господь не исключил из числа Своих друзей (Мф 26:50). Более того: первым человеком, которого Христос ввел в Рай, был покаявшийся бандит и убийца, распятый за свои грехи (Лк 23:32-43). Евангелие упоминает лишь одну категорию людей, которая подверглась резкому осуждению Христа. «Змиями» и «порождениями ехидниными» Господь назвал первосвященников, книжников и фарисеев. Это была религиозная элита иудейского народа - то есть именно те люди, которые как раз и считали себя вправе осуждать грешников.

В чем же причина такого парадоксального отношения к грешникам в христианстве и почему в Православии любая форма негативной оценки даже очевидно согрешившего человека считается тягчайшим грехом? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, необходимо сначала выяснить: а как вообще понимается грех в Православии?

В греческом языке грех часто называется словом «амартиа», что в буквальном переводе на русский означает «мимо цели», «промах». До грехопадения любое действие человека имело своей целью исполнение благой воли Божией о нем самом и о мире вокруг него. Но когда человек отпал от своего Создателя, эту ясную и высокую цель от него заслонило множество других, мелких и противоречивых. Все его свойства и способности остались прежними, но вот употреблять их человек стал неподобающим образом. Так стрелок с помутившимся зрением по-прежнему способен натянуть тугую тетиву своего лука и пустить стрелу, но вот куда она попадет - большой вопрос. Скорее всего, такой выстрел вслепую окажется именно «амартиа», то есть - мимо цели.

Вот как пишет об этом преподобный Симеон Новый Богослов: «Со времени преступления Адамова растлились все естественные силы человеческого естества, то есть ум, память, воображение, воля, чувство, которые все совмещаются в частях души… Растлились, но не уничтожились. Почему человек может умствовать, но не может умствовать правильно; может действовать, но действовать неразумно. По сей причине все, что он думает и придумывает, что загадывает и предпринимает, к чему сочувствует и от чего отвращается, все это криво, косо, ошибочно». Иначе говоря, грех в Православии понимается как неправильно, не вовремя и невпопад реализованный импульс человеческой природы, который сам по себе вполне здоров, но, будучи употребленным не по назначению, стал вредным и опасным для человека.

Грех осуждения не является исключением из этого правила. В его основе лежит все тот же изумлявший Канта нравственный закон стремления человека к добру. Создав человека безгрешным, Бог вложил в его природу совесть как способность отличать добро от зла, - и ненависть к греху как защитную реакцию на столкновение со злом. Поэтому, когда первые люди согласились в райском саду на уговоры сатаны и вкусили плодов с запретного древа, они не стали жертвами обмана или собственного неведения. Грехопадение было сознательным актом нарушения ими воли Божией и голоса собственной совести.

Отпав от Бога, человек потерял Рай, - но эту естественную способность распознавать зло и ненавидеть грех он сохраняет по сей день. Правда, с одной печальной оговоркой: после грехопадения человек отчетливо видит зло, но только в других людях, и ненавидит он теперь исключительно чужие грехи. Такое духовное устроение и порождает отношение к окружающим, которое принято называть в православной традиции - грехом осуждения.

Неверно употребленная способность, словно чудовищный бинокль неимоверно увеличивает перед нашим духовным взором все недостатки окружающих и их злые дела. Но когда мы через этот же бинокль пробуем взглянуть уже на самих себя, он начинает столь же неимоверно уменьшать все наши грехи, делая их в наших глазах мелкими, ничтожными и не заслуживающими внимания.

Как это ни странно, но такое стремление не видеть себя грешным и плохим тоже имеет основание в чистой богоданной природе человека и является не чем иным, как искаженным чувством святости, которая была свойственна нашему естеству до грехопадения.

Парадокс греха осуждения заключается в том, что, взявшись судить о недостатках и грехах другого человека, мы на самом деле судим себя, хотя, как правило, даже не подозреваем об этом. Осуждая кого-либо, мы устанавливаем некий уровень нравственной оценки человеческого поведения, ниже которого и сами не имеем права опускаться. Скажем, осудив в душе грубияна-начальника, орущего на подчиненных по поводу и без повода, мы тем самым, определяем и для себя категорическую недопустимость подобного поведения. Однако, вернувшись с работы домой, можем тут же сорвать накопившиеся за день раздражение и усталость на ни в чем не повинных родственниках. И поэтому осуждение, которое днем было адресовано несдержанному начальнику, теперь с полным правом должно быть употреблено уже по отношению к нам самим. Так проявляет себя удивительный закон духовной жизни, который преподобный Иоанн Лествичник формулировал следующим образом: «Если в самом деле истинно, что …каким судом судите, таким будете судимы (Мф 7:2), то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами; и иначе не бывает».

Причина такой жесткой зависимости в том, что в другом человеке мы можем опознать и осудить лишь те греховные наклонности, которые есть в нас самих, даже если этому человеку они вовсе не свойственны. Мы не видим души человека, не знаем его внутреннего мира, и поэтому очень часто приписываем чужим поступкам то значение, которое нам подсказывает наш собственный греховный опыт. Так, например, увидев человека, входящего среди ночи в круглосуточный магазин, бандит может принять его за своего коллегу, который собрался ограбить эту лавочку. Пьяница, глядя на того же позднего покупателя, решит, что тот прибежал за очередной порцией выпивки. А любитель амурных приключений подумает, что этот человек собрался к любовнице и хочет купить по дороге торт, цветы и шампанское. Каждый судит о нем в меру своих представлений, обусловленных их собственным навыком к тому или иному виду греха. А человек-то всего-навсего пришел купить молока для больной дочки…

Так чего же он стоит, такой наш суд? Ведь все, что мы можем знать друг о друге, по большому счету укладывается в эту печальную схему: мы видим лишь внешность чужих дел, но совершенно не представляем себе их смысла и внутренней мотивации. Наблюдая чужие поступки, мы наивно пытаемся дать справедливую оценку совершившим их людям. Но не так судит Бог, который смотрит не на дела, а на сердце человека, знает все обстоятельства его жизни, движения его души, и совсем по-другому оценивает даже то, что, вне всякого сомнения, является грехом в наших глазах.

Очень хороший пример, поясняющий, как это может быть, приводит в своих поучениях преподобный Авва Дорофей - христианский подвижник, живший в VII веке. Он рассказывает, как на невольничьем торге были выставлены на продажу две совсем маленькие девочки, и одну из них купила благочестивая христианка, мечтающая воспитать ее в чистоте и благоухании святых заповедей Христовых. Другую малышку купила совершенно развратная блудница, с тем чтобы научить ее своему мерзкому ремеслу. И, конечно, же, первая девочка выросла чистой душой и телом, боголюбивой и исполненной всяческих добродетелей. А вторая… Вторую ее злая наставница сделала орудием дьявола, научив самым изысканным и грязным видам разврата. И вот, Авва Дорофей восклицает: «Обе были малы, обе проданы, не зная сами, куда идут, и одна оказалась в руках Божиих, а другая впала в руки диавола. Можно ли сказать, что Бог равно взыщет как с одной, так и с другой? Как это возможно! Если обе впадут в блуд или в иной грех, можно ли сказать, что обе они подвергнутся одному суду, хотя и обе впали в одно и то же согрешение? Возможно ли это? Одна знала о Суде, о Царствии Божием, день и ночь поучалась в словах Божиих; другая же, несчастная, никогда не видала и не слышала ничего доброго, но всегда, напротив, все скверное, все диавольское; как же возможно, чтобы обе были судимы одним судом? Итак, никакой человек не может знать судеб Божиих, но Он один ведает все и может судить согрешения каждого, как Ему Единому известно».

«Ненавидь грех, но люби грешника» - вот принцип православной аскетики, не позволяющий отождествлять человека с его злыми делами. Но даже ненависть к чужому греху может оказаться духовно опасной. Ведь тот, кто внимательно рассматривает поведение других, сам рискует через осуждение греховных поступков незаметно впасть и в осуждение человека, который их совершает. В Древнем Патерике упоминается поучительный случай подобного рода: «Один старец святой жизни, узнав о некоем брате, что он впал в блуд, сказал: „О, худо он сделал“. Через некоторое время Ангел принес к нему душу согрешившего и сказал: „Посмотри, тот, кого ты осудил, умер; куда же прикажешь поместить его - в Царство или в муку?“ Потрясенный этим святой старец все оставшееся время своей жизни провел в слезах, покаянии и безмерных трудах, молясь, чтобы Бог простил ему этот грех». Старец осудил не брата, а лишь его поступок, но Господь показал ему недопустимость даже такого, казалось бы, благочестивого и праведного суда.

Грех достоин ненависти - но каждому, желающему своего спасения, необходимо научиться ненавидеть грех, прежде всего, в себе самом. О чужих же грехах и о правильном отношении к ним Авва Дорофей писал следующее: «Действительно случается, что брат погрешает по простоте; но имеет одно доброе дело, которое угодно Богу более всей жизни, - а ты судишь, и осуждаешь его, и отягчаешь душу свою. Если же и случилось ему преткнуться, почему ты знаешь, сколько он подвизался и сколько пролил крови своей прежде согрешения? Теперь согрешение его является пред Богом, как бы - дело правды. Ибо Бог видит труд его и скорбь, которые он, как я сказал, подъял прежде согрешения, и - милует его. А ты знаешь только сие согрешение, и тогда как Бог милует его, ты - осуждаешь его и губишь душу свою. Почему ты знаешь, сколько слез он пролил о сем пред Богом? Ты видел грех, а покаяния его не видел».

Даже очень грязный человек может почувствовать себя чистым и опрятным, если встретит бедолагу еще более грязного и неряшливого, чем он сам. Беда в том, что наша поврежденная грехом природа все время стремится к самоутверждению за счет признания другого человека более низким, плохим, греховным. И еще одна лазейка для этого больного стремления очень часто видится нам в словах Нового Завета об обличении греха: Испытывайте, что благоугодно Богу, и не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте. Ибо о том, что они делают тайно, стыдно и говорить (Еф 5:10-12). Казалось бы, вот - прямая санкция на осуждение чужих грехов, подкрепленная авторитетом Священного Писания. Однако не стоит торопиться с выводами. Прежде чем приступить к обличению злых дел, всем стремящимся к подобного рода деятельности следовало бы сначала ознакомиться с мыслями духовно опытных подвижников по этому поводу: «Обманутые ложным понятием о ревности, неблагоразумные ревнители думают, предаваясь ей, подражать Святым Отцам и святым мученикам, забыв о себе, что они, ревнители, - не святые, а грешники. Если святые обличали согрешающих и нечестивых, то обличали по повелению Божию, по обязанности своей, по внушению Св. Духа, а не по внушению страстей своих и демонов. Кто же решится самопроизвольно обличать брата или сделать ему замечание, тот ясно обнаруживает и доказывает, что он счел себя благоразумнее и добродетельнее обличаемого им, что он действует по увлечению страстью и по обольщению демоническими помыслами», - писал святитель Игнатий (Брянчанинов).

А вот слова святителя Филарета (Дроздова): «Правду говорить - дело хорошее, когда нас призывает к тому обязанность или любовь к ближнему, но сие делать надобно, сколь возможно, без осуждения ближнего и без тщеславия и превозношения себя, как будто лучше другого знающего правду. Но при том надобно знать людей и дела, чтобы вместо правды не сказать укоризны и вместо мира и пользы не произвести вражды и вреда».

Нетрудно заметить, что два авторитетнейших учителя нашей Церкви, жившие во второй половине XIX века, независимо друг от друга высказывают практически одну и ту же мысль: не стоит обличать грешников, если только ты не был специально призван к этому Богом и не очистил свое сердце от страстей. Но если обратиться к древним Отцам, то их мнение об уместности обличения чужих грехов будет еще более категоричным: «Никому не выставляй на вид каких-либо его недостатков, ни по какой причине. …Не укоряй брата своего, хотя бы ты видел его нарушителем всех заповедей, иначе и сам впадешь в руки врагов своих». (Преподобный Антоний Великий)

«Покрой согрешающего, если нет тебе от сего вреда: и ему придашь бодрости, и тебя поддержит милость Владыки твоего» (Преподобный Исаак Сирин)

«Никого не укоряй, ибо не знаешь, что случится с самим тобою. …Изреки слово утешения душе нерадивой, и Господь подкрепит сердце твое» (Преподобный Ефрем Сирин)

Однажды братия спросили преподобного Пимена Великого: «Авва, следует ли, видя согрешение брата, умолчать и покрыть грех его?» «Следует, - отвечал преподобный Пимен. - Если покроешь грех брата, то и Бог покроет твой грех». «Но какой же ответ ты дашь Богу, что, увидев согрешающего, не обличил его?»

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРАВОСЛАВНОЙ ПРЕССЫ

Если что-то идет не так, мы первым делом ищем виноватого. Пора выгнать этого строгого прокурора из нашей жизни и научиться видеть вещи такими, какие они есть.

Каждый из нас оказывался в ситуации, когда все буквально выводит из себя. Отвратительная погода, бесконечные пробки на дороге, не к месту сказанное замечание коллеги – раздражает все, что бы ни происходило вокруг. В любом явлении, действии и объекте мы найдем что-то неправильное, то, что будет достойно нашего осуждения. Или мы сами в чем-то допускаем оплошность, и тогда наш гнев выбирает более конкретную жертву, чем весь мир, – мы начинаем во всем обвинять себя. Мы уже не в состоянии объективно оценивать действительность, наш внутренний судья вынес приговор. Теперь он будет винить нас даже за самоосуждение, и круг окончательно замкнется. Так всегда и происходит: раздражение на мир всегда оборачивается чувством вины.

Осуждение, как холeстерин, бывает двух типов: хорошее и плохое. Хорошее – и не осуждение вовсе. Оно позволяет ясно различать, разглядывать происходящее, видеть его таким, какое оно есть, отделять зерна от плевел – назовем его термином «различение». Плохое может завести нас очень далеко по дороге обид и обвинений – сначала других, а потом и себя. Оно гибельно для душевного равновесия.

Капли яда

Когда мы осуждаем кого-то другого, мы испытываем чувство превосходства, ставим себя выше остальных. Нам кажется, что мы чрезвычайно умны: ведь мы способны «все понять» и очень обстоятельно и аргументированно рассуждать о том, какую глупость сделала приятельница, уходя от мужа, как виноваты ваши родители в том, что не отдали вас учиться музыке, а начальник не имел никакого права делать вам замечание при всех. Осуждение разжигает нешуточные страсти – благородное негодование, симпатию к пострадавшим, стремление исправить ситуацию. Оно поднимает нас с дивана и заставляет действовать. Для многих из нас осуждение и обвинение – разновидность эмоционального кофеина, способ пробудить себя от пассивности. Негатив становится основным стимулом к действию.

Недавно я проводила групповую медитацию, целью которой было растворение негативных эмоций. Одна из участниц пришла на занятие за тем, чтобы избавиться от осуждения войны в Ираке. Исследуя энергию внутри этого чувства, она неожиданно обнаружила его токсичность. Она осознала, что осуждение негативно влияет на ее самочувствие. Но это отнюдь не означало, что она готова была отказаться от этого чувства. «Что же будет тогда вдохновлять меня в моей политической работе?» – спросила она.

Хорошее замечание. Каждый, кто решил преодолеть в себе постоянное стремление найти виноватого, объект для своего негодования, должен задуматься над этим ее вопросом. Критический ум необходим. В первую очередь обществу – отсутствие критики власти порождает тиранов, диктаторов. Не умея задуматься, докопаться до сути, критически отнестись к ситуации, мы принимаем эмоциональный жар за любовь, а состояния безумного транса за медитацию. Различение, или вивека, как оно называется на санскрите, – качество, которое позволяет нам интуитивно принимать верные решения, выбирать то, что мы действительно ценим, что делает нас счастливыми, и прислушиваться к тому из наших многочисленных внутренних голосов, который в данной ситуации по-настоящему важен.

Но как найти свое, не осудив чужое? Как избавиться от негатива? Как мы сможем увидеть, что что-то не так, без осуждения, без ненависти к преступникам, без негативных чувств? Как мы можем избавиться от собственных недостатков, преодолеть страхи, не осуждая себя за то, что они у нас есть? Можно ли всему этому научиться, не превращаясь в человека, который видит все в розовом свете и впоследствии жестоко страдает из-за крушения иллюзий?

Двойное дно

Несмотря на то что осуждение и различение часто путают, эти чувства берут начало из совершенно разных уровней нашей психики. С точки зрения аюрведической психологии различение – это свойство буддхи, истинного разума. Это инструмент видения, который наше духовное «Я» использует для наблюдения за внутренним миром и для принятия решений. Именно так мы выбираем, что действительно ценно, а что нет. Различение – это осознавание, часто бессловесное, прямое проникновение в суть вещей, главенствующее над мыслями и эмоциями.

Осуждение и вина являются продуктами ахамкары, или эго, – той части психики, которая определяет «Я» как личность, как тело, со всеми их предпочтениями. Именно благодаря эго мы становимся индивидуальностями. Но есть проблема: наше эго все время стремится расширить границы своего влияния, блокируя доступ к нашей истинной сути, а значит, к радости и свободе. В результате мы начинаем отождествлять себя с так называемым ложным «Я».

В противовес истинному «Я» (которое, как неповторимая структура снежинки, есть уникальное выражение нашей индивидуальной конфигурации) ложное «Я» представляет собой копирующий механизм. Оно развивается в детстве как комплекс ролей и масок, спрессованных вместе. Это ответ на культурную и семейную ситуацию. Цель ложного «Я» благородна: оно защищает нас, помогает адаптироваться в окружении, позволяет не чувствовать себя обнаженными в потенциально враждебном мире. Но чаще всего оно похоже на плохо подогнанные доспехи. Так как ложное «Я» изначально неаутентично, мы часто чувствуем себя потерянными, находясь внутри него. Мы как будто удаляемся от чего-то, и в любой момент маска может быть сорвана.

Игры разума

Обвинение – один из затуманенных экранов, выставляемых ложным «Я», чтобы не встретиться с болью от осознания нашего человеческого несовершенства. Обвинение создает драму, движение, действие – все политики знают, что это одна из лучших диверсионных тактик. Если вы прислушаетесь к себе, когда почувствуете себя смущенным, обиженным или несчастным, вы сможете поймать момент зарождения осуждения.

Сначала это дискомфорт: что-то не так. Эго не любит неприятные чувства, поэтому оно извивается, ищет пути избежать их. И мы начинаем искать объяснения, почему нам так некомфортно. И в результате находим способ все исправить: мы обвиняем кого-то другого, а если такой не находится – себя. Виноватый найден, и мы чувствуем себя жертвой или героем, спешащим на помощь. Иногда мы виним судьбу или Бога, что обычно приводит к отчаянию. В любом случае мы создаем экран, отделяющий нас от некомфортной ситуации.

Сигнальные огни

Ирония состоит в том, что, если мы позволим себе чувствовать дискомфорт, не бросаясь на поиски виноватого, этот самый дискомфорт приведет нас к истинному источнику мудрости и силы. Ощущение, что что-то не так, – на самом деле сигнал. Он означает: на глубинном уровне происходит прямая коммуникация с нашим истинным «Я». Если мы можем «поймать» чувства, когда они только начинают зарождаться, – до того как станем осуждать, – они могут дать нам информацию для понимания любой ситуации. Когда мы не стремимся избавиться от чувства дискомфорта, не стараемся избежать его, мы автоматически получаем доступ к своему истинному «Я». Конечно, когда мы долгое время отстраняемся от своих чувств, их становится трудно распознать и еще труднее интерпретировать. Вот почему часто только кризис заставляет ложное «Я» отказаться от своих притязаний настолько, что мы можем услышать сообщение, которое посылают нам наши чувства.

Следы ошибок трудных

Когда мне было немного за двадцать, я работала журналистом, а мой муж был занят в сфере кинобизнеса. Производство фильмов включает в себя 18-часовой рабочий день на протяжении нескольких месяцев, часто в очень странных местах. И так как моя профессия теоретически позволяла мне путешествовать, я ездила вместе с ним. На практике, однако, это порой означало, что я одиноко скучала в номере отеля в ожидании мужа. Я ненавидела чувство бессилия, которое охватывало меня в такие моменты, но эмоционально я слишком зависела от мужа, чтобы принять решение остаться одной. Мы постоянно конфликтовали, отношения обострялись, и в итоге мы жили в постоянной борьбе «кто прав, кто виноват».

Однажды, как раз в разгар скандала, мне нужно было уходить на интервью. Огромные волны гнева накатывали и накрывали меня с головой, но в то же время меня сильно смущал тот факт, что причина ссоры была настолько туманной, что я даже не смогла бы объяснить толком, о чем мы спорим. Однако времени мучиться этим вопросом у меня не было – нужно было проводить интервью. Мне пришлось отключиться от бьющих через край эмоций, и, продумывая вопросы, которые собираюсь задать, я забыла о своем гневе.

Когда интервью закончилось, я обнаружила, что гнева по-прежнему нет. В этот момент я осознала, что у меня есть выбор. Я могла снова войти в зону обвинений, в зону «он сделал то – я сделала это», либо я могла попытаться сохранить объективность.

Я выбрала объективность. Я задалась вопросом: «Почему для меня так важно быть правой?» Почти мгновенно появился ответ: «Потому что я не верю, что могу измениться. Если я признаю ошибку, это будет означать, что я все делаю не так». «Но почему это так ужасно?» – спросила я себя. Ответа на этот вопрос не было, только страх и отчаяние. Эти чувства были огромны, глубинны. Как только я позволила им быть, я осознала, что они контролировали всю мою жизнь и что я не хочу больше жить, повинуясь только им. Я была уверена, что вызволю себя из болота боли.

Осознание этого факта стало поворотным пунктом в моей жизни. Оглядываясь в прошлое, я могу сказать, что так начался мой путь к самой себе. Двумя годами позже я пришла к медитации. А тогда, в начале пути, первым результатом моей работы над собой стало чувство сострадания к себе и к мужу. Больше не существовало вопроса «кто виноват», мы оказались двумя существами, которые сражаются за то, чтобы быть вместе, но при этом движутся в разных направлениях. Моя проблема была не в нем. Проблема была в том, что я потеряла связь с моим настоящим «Я».

Спустя годы, когда с помощью медитации и различных практик я нашла в себе точку опоры, стало гораздо легче воздерживаться от осуждения. У нас всегда есть этот выбор. Когда ощущение, что что-то не так, всплывает на поверхность, я могу позволить чувству дискомфорта провести меня по старому сценарию («Чья это вина?» «Что я сделала не так?» «Почему люди могут так поступать?»). Или же я могу остановиться, принять дискомфорт как сигнал, внимательнее прислушаться к себе и спросить: «Что я должна сейчас осознать?» Если я иду по первому пути, я неизбежно начну говорить или делать то, что продиктовано страхом увидеть все таким, как есть, стремлением моего эго доказать собственную правоту. И результат будет всегда болезненным и неэффективным. Если я выбираю второй путь, мой разум проясняется, давая мне возможность поступать согласно интуиции, берущей начало в сферах, которые находятся гораздо глубже моего эго. Я преодолеваю стремление к осуждению и использую различение.

Переключая каналы

Итак, если вы хотите перейти от осуждения к различению, прислушайтесь к чувствам, которые возникают в тот момент, когда вы готовы кого-то обвинить. Постарайтесь понять, что они хотят донести до вас. Когда вы «ловите» себя на осуждении, спросите: «С каких чувств все началось?» Будьте терпеливы – может потребоваться время, чтобы научиться правильно интерпретировать свои ощущения. Задавайте себе вопрос: «Что эти чувства говорят мне?» Вполне возможно, ответ на него окажется совершенно для вас неожиданным, и столь же неординарным вы увидите решение проблемы. Может, вам пора решительно действовать в ситуации, где вы долгое время ничего не предпринимали. Или, наоборот, надо прекратить борьбу и все разрешится само собой.

Когда вы получите ответ, снова проверьте, ощущается ли он абсолютно ясным или же это лишь новый экран, который эго выставляет вместо прежнего. Понять это можно, наблюдая за чувствами, которые возникают после принятия решения. Если вы все еще ощущаете себя смущенным, раздраженным, слишком добродетельным, несчастным, возбужденным или испытываете какие-то другие столь же бурные эмоции – вы все еще во власти осуждения. В этом случае снова спросите: «Что стоит за всем этим? О чем мне говорят все эти чувства?»

Если вы будете придерживаться такого плана действий, процесс самоисследования даст вам практические результаты решения самых разных ситуаций. Это радикальным образом улучшит вашу жизнь. Я снова и снова убеждаюсь, что настоящее различение начинается с желания задавать вопросы. Если вы будет это делать, однажды вы окажетесь там, где не существует никаких ответов, где вы просто… есть. Осуждение растворяется там. Различение становится таким же естественным, как дыхание.


Фото: sivanaspirit/instagram.com

Доброго времени суток, друзья! Вопрос от Елены: была в Церкви, говорила с Батюшкой, он сказал мне, что я должна перестать осуждать других людей, сказал мне молиться для этого. После этого я и сама стала замечать за собой, что постоянно осуждаю других, даже когда я одна, и мне это самой очень мешает. Помогите, подскажите как перестать осуждать других?

Сразу скажу, что дурной привычкой осуждать других, или себя, страдают практически все люди. Только степень у всех разная. Некоторые люди только и живут тем, что перемывают кости другим людям и черпают в этом злорадное удовольствие. Как правило это единственное, что доставляет им их нечистую радость.

Корни осуждения других произрастают из , из его уязвлённого Эго и недостроенной . И чем выше степень человека, тем более он склонен к высокомерному суждению других. Разберёмся с определениями и первопричинами этого мерзкого греха.

Что такое осуждение других людей? Эзотерические причины

Осуждение других – негативная привычка и незаслуженное право высокомерно судить других за их недостатки, не видя при этом достоинств людей и Добра в их душах.

Основной мотив, почему человек осуждает других – это самоутверждение, желание возвыситься самому за счёт принижения (унижения) других (т.е. поднять свою самооценку, за счёт опускания ценности других людей). Чтобы это было легче сделать, осуждающий предпочитает игнорировать достоинства других людей и максимально раздувать их недостатки.

Но такой подход в поднятии своей самооценки (за счёт унижения других) – всегда ведёт к глубокой внутренней неудовлетворённости, оправданию своих , недостатков, к росту внутренней обозлённости. Это неизбежно приводит человека к тупиковой жизненной ситуации, когда осуждающий других ничего не может изменить в своей собственной судьбе в лучшую сторону.

Чтобы избавиться от привычки осуждать, судить других необходимо понять и убрать внутренние первопричины осуждения.

Эзотерические первопричины осуждения людей:

  1. Эго и гордыня. Когда один человек считает себя умнее и лучше других, он даёт себе право судить всех подряд. Высокомерно критиковать и судить их дела, как-будто он бог. Но такая критика никогда не бывает конструктивной, справедливой и плодотворной, она не создаёт ничего хорошего, не избавляет от недостатков, а лишь усиливает и подпитывает взаимный негатив (порождает зло).
  2. (изнанка гордыни). Когда у человека заниженная самооценка, он, вместо того, чтобы её усиливать, пытается принизить достоинство других людей, перебирая и раздувая их недостатки и слабости. Но это усиливает в нём самом негативное отношение к людям и не способность видеть хорошее в них. Осуждение других всегда разрушает позитивные связи с людьми и светлые чувства к ним (любовь, уважение, благодарность, преданность, дружбу), а соответственно разрушает и взаимоотношения.
  3. Нелюбовь к людям (отсутствие доброты в сердце) и другим. Есть люди негативные по своей сути (тёмные души), и единственный источник радости для таких людей – это злорадство, тёмная радость от унижения, осуждения и страданий других людей. таких людей – мёртвое, сухое и ожесточённое, поэтому они не способны быть добрыми, испытывать чистую радость и любовь. Что сделало их сердце таким? Причин много. Одна из основных – это накопленные нерешённые на других, на себя, на судьбу.

Осуждение других. Дополнительные определения и пояснения

В нагорной проповеди Иисус говорил: “И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?… Лицемер! Вынь прежде бревно из своего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего”. Другие слова Христа: “Не судите, да не судимы будете”.

Недостатки есть у всех и каждого, и на много легче осуждать других за их слабости, чем работая над собой избавляться от своих. Нам нужно понять следующее: если мы судим других людей за их грехи, это никогда не сделает лучше нас и нашу жизнь!

А тот, кто знает на собственном опыте насколько сложно избавляться от своих недостатков и слабостей – не станет судить других за их грехи, а пожелает им Добра и в работе над ними.

Хорошие цитаты для размышления:

Люди, не имея на это ни власти, ни компетенции, осуждают грешников как словами, так и мысленно. В то время как только может осудить, вынести приговор и осуществить его. Когда мы осуждаем человека, мы узурпируем права Бога. “А ты кто, который судишь другого?” – говорит апостол Павел. Один Господь может оправдать или осудить кого-то. Мы, люди, должны научиться “видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего”.

Осуждение является демоническим состоянием. Первый, кто впал в этот , был сам дьявол. Дьявол осудил и оклеветал Бога перед прародителями, а затем стал учить осуждению людей.

Конечно, есть довольно запущенные случаи, когда человек буквально как автомат, как зомби, для которого осуждение других, злорадство стали образом и смыслом жизни, и он как наркоман без этого уже не может. В таких случаях, как правило, идёт подселение сущностей и человек собой уже не владеет. Без помощи хорошего здесь не обойтись.

А в остальных случаях с привычкой осуждать можно справиться работая над собой самостоятельно или с .

Люди осуждают других, потому что у них не выстроена самооценка и мало Доброты в сердце.

  1. Начните с отношения к себе , с доброты по отношению к себе самому, со способности видеть, принимать и ценить свои достоинства. Дальше нужно учиться видеть и принимать хорошее (достоинства) в других людях. Если человек по-настоящему уважает себя, любит и ценит свою Душу, ему ни к чему принижать достоинство других, чтобы возвыситься на их фоне. Изучайте и работайте по статьям раздела .
  2. Задайте себе вопрос: зачем, почему, для чего я осуждаю этого человека? Выпишите все ответы, которые придут вам в голову. Анализируйте причины осуждения: зависть, обиды и месть, низкая самооценка или гордыня, ненависть к людям (пожелание зла), др. Если вы поймёте индивидуальные внутренние причины, вам будет понятнее с чем нужно работать. Достаточно большой набор практик для работы над собой вы найдёте на странице .
  3. Как бороться с самой привычкой осуждать других и на что её заменять.
  • Когда вас тянет судить других и перемывать им кости – тут же возьмите лист бумаги, карандаш, и начните выписывать через запятую свои недостатки, слабости, грехи, неудачи, которые вам мешают жить и которые вы бы хотели в себе победить. Это направит ваше внимание, разум, потенциал и волю в созидательное русло, в работу над собой!:)
  • Следующим шагом запишите все позитивные качества и достижения, на которые вы хотите заменить свои недостатки и неудачи!
  • Третьим шагом – выпишите тех людей, у которых вы можете поучиться записанным в предыдущем пункте достоинствам и достижениям.

Это упражнение будет делать вас лучше и добрее, вы будете учиться больше уважать других людей, ценить их за их достоинства, отучит от привычки осуждать других, направляя ваше внимание на собственное развитие!

Если у вас возникнут вопрос – !

Так же читайте статьи близкие