Календарь успенского поста что можно есть. Что можно есть в пост Успенский? Как правильно поститься

Вконтакте

Одноклассники

Чтобы Успенский пост был временем духовного очищения, для этого нужно соблюдать все установленные правила. Одно из самых основных - постный рацион питания, так как воздержание от физических излишеств не только оздоравливает организм, но и делает крепче дух.

Успенский пост имеет фиксированную протяженность: он ежегодно начинается 14 августа и заканчивается 27 числа, накануне Успения Пресвятой Богородицы, либо, если праздник отмечается в среду или пятницу, 28 августа. В этом году Успение не входит в число постных дней, так как припадает на понедельник.

Августовский пост учредили как компенсацию за сокращение Петрова поста, который изначально захватывал и июль, однако немногие люди могли выдержать столь длительный период аскезы, потому и было решено разделить пост на 2 части. Затем вторая часть Петрова поста трансформировалась в самостоятельный пост, который назвали по завершающему его великому православному торжеству.

Успенский пост — один из самых строгих постов. Но то, что он выпадает на момент сбора урожая, является облегчающим его фактором: есть возможность разнообразить постный рацион. Помимо этого - в этот период празднуется сразу 2 Спаса, Медовый и Яблочный, что дает еще больше возможностей придумать интересные блюда с традиционными для этих праздников лакомствами.

Во все дни Успенского поста запрещено употреблять яйца, мясную и молочную продукцию, а также любые блюда, где присутствует хотя бы один из таких ингредиентов. 3 дня в неделю положено сухоядение, то есть церковный устав запрещает употреблять еду, прошедшую термическую обработку. По великим церковным торжествам разрешено кушать блюда из рыбы и пить минимальное количество вина.

14 августа, понедельник: праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста и Медовый Спас. Поскольку на этот день выпадает начало поста, рыбные блюда, которые разрешены в церковные праздники, запрещаются. Положено сухоядение, но дозволено разнообразить меню медом или медовой и маковой выпечкой из постного теста.

21 августа, понедельник: в соответствии с церковным уставом, в эти день нужно соблюдать сухоядение. Разрешено кушать сухофрукты, свежих фруктовых плодов и овощей, орехов. Можно готовить холодные овощные супы и салаты, однако не разрешается заправлять их маслом.

15 и 22 августа, вторник: можно кушать вареную пищу, однако нельзя добавлять в блюда растительное масло.

16 и 23 августа, среда: строгие дни. По средам нужно придерживаться сухоядения. Вместо горячих блюд можно кушать цукаты, орехи, квашеные или свежие овощи, холодные супы или пюре из овощей.

17 и 24 августа, четверг: монастырский устав разрешает употреблять горячую пищу, приготовленную без добавления растительного масла.

18 и 25 августа, пятница: не разрешается подвергать пищу термической обработке. Можно кушать хлеб, овощи, фрукты, домашние заготовки. Добавлять в салаты растительные масла категорически запрещено.

19 августа, суббота: великий праздник Преображения Господня. Можно есть рыбные блюда и выпить чуть-чуть красного или белого вина. В этот день празднуется Яблочный Спас, соответственно можно приготовить разные блюда с добавлением этих фруктов: запечь яблоки с медом, испечь яблочный пирог из постного теста, приготовить яблочный мусс или, смешав с другими плодами, сделать фруктовый салат.

26 августа, суббота: разрешается жарить на растительном масле, добавлять его в вареные блюда, а также салаты.

20 августа и 27 августа, воскресенье: можно кушать приготовленную на растительном масле пищу. Также его можно добавлять в салаты.

28 августа, праздник Успения Пресвятой Богородицы - не постный день в этом году. В этот день надо разговляться, то есть постепенно переходить на обычный режим питания, понемногу вводя в рацион мясную и молочную пищу.

Послабление поста разрешается всем, кто в силу разных обстоятельств не может придерживаться всех ограничений: детям, пожилым людям, беременным женщинам, людям, испытывающим проблемы со здоровьем. Не нужно также забывать о том, что пост не является диетой, что это период духовной работы. Каждодневные молитвы, помощь ближним, благие поступки - все это куда более значимо, чем поддержание постного меню.

Придерживаясь традиций и правил Успенского поста, вы поспособствуете своему духовному росту, а также сможете сделать свою жизнь лучше.

14 августа начинается Успенский пост. Успенский пост - самый короткий из всех постов, он длится всего две недели. Начинается Успенский пост янтарным медовым Спасом, центр его – Преображение Господне, заканчивается лазурным праздником Успения Божией Матери .

“В отличие от того, что считают и чувствуют многие, период духовного напряжения (скажем, во время Великого поста или говения) Успенский пост – время радости, потому что это время возвращения домой, время, когда мы можем ожить. Успенский пост – это должно быть время, когда мы отряхиваем с себя все, что в нас обветшало и омертвело, для того чтобы обрести способность жить, – жить со всем простором, со всей глубиной и интенсивностью, к которым мы призваны.

Пока нам недоступен, непонятен этот момент радости, у нас будет получаться чудовищная и кощунственная пародия; мы, будто бы во имя Божие, превратим жизнь в сплошное мучение для самих себя и для тех, кому придется расплачиваться за наши бесплодные потуги стать святыми” (митрополит Антоний Сурожский)

Уже считается осенним, и, действительно – он открывает врата нового времени года, а завершает церковный год: 14 сентября по новому стилю – церковное новолетие. – единственный, посвященный Богородице: он начинается за две недели до праздника Успения Пресвятой Богородицы. Успенский пост почти такой же строгий, как и Великий пост: рыба разрешается только в Праздник Преображения Господня.

Успение – один из самых любимых на Руси праздников: со времени святого князя Владимира Успенские храмы стали появляться по всей Руси: соборный Киевский храм, Десятинная церковь была посвящена Успению Богородицы. К XIV в. Успенские храмы как главные церкви были построены в Суздале, Ростове, Ярославле, Звенигороде. Главный Московский храм, основанный в Кремле в XIV веке, также был освящен во имя Успения Богородицы.

После Вознесения Господа Иисуса Христа на Небо Пресвятая Дева в основном жила в области Иерусалима, посещая места, где проповедовал и совершал чудеса Ее Сын. Особенно она любила посещать Гефсиманский сад и подолгу молилась там, откуда Христа повели на суд и на крестные страдания. Молилась Пресвятая Дева об обращении к вере упорствующего иудейского народа и о новых церквях, устрояемых апостолами в разных странах, она и сама много проповедовала благую весть Воскресения Христова.


И вот в конце одной такой молитвы предстал перед Ней Архангел Гавриил, который не раз являлся Ей, возвещая веления Божии. Сияющий радостью, Он сообщил Ей, что через три дня закончится путь Ее земной жизни, и Бог возьмет Ее в Свои вечные обители. При этом Он дал Ей райскую ветвь, блистающую неземным светом. Воротясь с Елеонской горы, Богоматерь стала готовиться к отходу из этой жизни.

Наступил час, когда Богоматерь должна была преставиться. В комнате пылали свечи, а на украшенном одре возлежала Богоматерь, окруженная любившими Ее людьми. Вдруг храмина озарилась необыкновенным светом Божественной славы и в необычном свете сошел с неба Сам Господь Иисус Христос, окруженный Ангелами и душами ветхозаветных праведников.
Богоматерь, взирая на Своего Сына, как бы сладко засыпая, без всякого телесного страдания, предала в Его руки Свою чистую душу. Позже, вспоминая это событие, Церковь в одном и своих песнопений воспевает: “Ангелы, успение Пречистой видевши, удивишася: како Дево восхищается от земли на Небо.”

Согласно преданию, во время погребения Богоматери апостолы несли одр, на котором покоилось Ее Пречистое тело, а огромное количество верующих, окружая процессию, пели священные песни. Апостол Фома не успел на погребение Богородицы и ему позволили войти в пещеру, где была погребена Богородица, чтобы он смог поклониться ей в последний раз. Но, войдя в пещеру, они увидели только Ее погребальные пелены, издающие приятное благоухание, самого же тела Богоматери там не оказалось. Пораженные этим непонятным исчезновением Ее тела, они поняли, что Сам Господь соизволил прежде всеобщего воскресения взять на Небо пречистое тело.

Успенский пост установлен с древних времен христианства – упоминания о нем известны с 450 г.

Летние посты

Про Великий пост сейчас знают все, и даже некоторые нецерковные люди пытаются его соблюдать. А вот услышав о прочих, особенно летних постах, многие недоумевают: в чем смысл такого частого отказа от удовольствий? Порой и для православных пост, казавшийся в годы неофитства чем-то значительным и глубоким, со временем превращается в повинность. Хозяйкам прибавляется хлопот на кухне, денег уходит больше… Так в чем же смысл поста? Как поститься с пользой для души? На эти вопросы отвечают известные священники.

Постом многие советуют не только отказываться от скоромной пищи, но и вообще уделять кулинарным вопросам меньше внимания. На деле же именно пост становится для хозяйки испытанием. Денег больше уходит (постные продукты дороже), все мысли только о том, чем накормить мужа и детей. Когда поста нет — проще, больше выбор, не приходится все время думать об этом. Разве это правильно?

Протоиерей Валериан КРЕЧЕТОВ, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы села Акулово Московской области, духовник Московской епархии:


– Настоящее растительное питание вообще бесплатное. Конечно, в городе на бетоне ничего не вырастишь, но в сельской местности достаточно иметь пятачок земли, чтобы иметь все необходимое. У нас Успенским постом повара в храме отдыхают: выйдут на грядочку, нарвут крапивы, сныти, лучку, выберут несколько картошечек - и овощной суп готов! Быстро, вкусно, полезно! Мы к сныти и крапиве относимся как к сорнякам, а ведь преподобный Серафим Саровский два года одной снытью питался! Ботву свекольную сейчас все выкидывают, забыли о таком вкусном блюде, как ботвинья. На самом деле съедобна и полезна ботва не только от свеклы, но и от моркови, от репы.

А на зиму надо заготавливать овощи, грибы, щавель. Тогда и Великим постом всегда будут у вас на столе вкусные постные щи. А на второе нет ничего лучше и здоровее каши. Гречневая, овсяная, пшенная, перловая (кстати, любимая каша Петра I и Суворова). Интересно, какое скоромное блюдо дешевле каши? А ведь никакого особого искусства каша не требует. Проблема в том, что у нас совсем утрачена культура питания. Поставьте детям на празднике гречку, творог, молоко - они ни к чему не притронутся. Зато выпьют всю кока-колу и съедят все чипсы. У них с ранних лет испорчен вкус. И хозяйки с таким же испорченным вкусом предпочитают не напрягаться, покупают в супермаркете неизвестно из чего сделанные полуфабрикаты.

Басня «Стрекоза и муравей» по-прежнему актуальна. Одни трудятся, готовятся к посту, на зиму заготавливают соленья, замораживают свежие овощи, чтобы и Великим постом есть вкусную и здоровую пищу, другие не утруждают себя, не хотят даже фантазию проявить, сами едят что попало и домашних вынуждают. А ведь готовить очень интересно, я бы сам с удовольствием готовил, только не хватает времени. Вот я знаю, что академик-хирург Александр Федорович Черноусов осенью всегда сам заготавливает перец, супруга только под его командой все делает. И знаю многих мужчин, которые готовят лучше своих половин.

Наверное, постные полуфабрикаты стоят дорого - не знаю, не ем. Есть еще более важная проблема, чем расходы. Мы забыли о главном назначении пищи. Сократ говорил: многие живут, чтобы есть, а я ем, чтобы жить. Пища дана нам для жизни, для поддержания телесных сил. И растительная пища, безусловно, для этого больше подходит, она полезнее, здоровее. Например, ученые посчитали, что суп из белых грибов полезнее мясного такой же калорийности в семь раз. Мы не умнее наших предков, которые соблюдали пост и были гораздо здоровее нас.

Я уж не говорю о том, что мясные (а иногда, увы, и рыбные) продукты, которые продаются сегодня в магазинах, как правило, просто нельзя есть. Чем подкармливали того же бройлера? Лучше не думать, а есть здоровую растительную пищу со своего огорода. Как-то принимали мы архиерея Великим постом. На столе стояли отдельно белые грибы, лисички, опята, маслята, грузди, рыжики. Скажите, видел ли хоть один миллионер на своем столе такое ассорти? Сомневаюсь.

Нужно ли в пост есть невкусно?

Из постных продуктов можно приготовить изысканные блюда. Не является ли это грехом? Может быть, правильно в пост отказываться не только от скоромной, но и вообще от вкусной пищи?

Протоиерей Александр БОРИСОВ, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Шубине (Москва):


– Можно так разнообразить постную пищу, что и разговляться не захочется. Особенно Успенским постом - в конце лета много дешевых овощей и фруктов. Но такой пост теряет смысл. Ведь суть поста не просто в отказе от животной пищи, а в ограничении удовольствий. Сознательно лишая себя утешения, которое мы получаем от вкусной пищи и вина, мы становимся чувствительнее к духовной жизни. Если же человек озабочен, как поизысканнее поесть, ему не до духовного. Хотя он и отказывается от животной пищи, но радости жизни в Господе не получает. Всему свое время. Кончается пост - приходит праздник, и мы радуемся, накрываем праздничный стол, зовем гостей, угощаем их вкусной пищей, вместе славим Господа, в том числе и благодарим его за вкусную трапезу, ведь это тоже дар Божий. А постом заботы о еде должны занимать минимум времени. Но искусственно делать пищу невкусной не только не нужно, но и грешно - мы же во славу Божию вкушаем! Постная пища должна быть простой, здоровой и быстрой в приготовлении. И не надо забывать об умеренности - если простой картошкой до отвала наесться, тоже будет не до молитвы, не до чтения Евангелия, не до размышлений о вечном.


– Мы от всего в жизни получаем удовольствие - от каждого цветка, от солнца, от пения птиц, шелеста листьев. Да и от того, что мы просто дышим. Что же, не жить? Просто нужна рассудительность. Получать удовольствие от разумного удовлетворения потребностей нормально. Грех - когда это удовлетворение переходит в страсть, мы хотим насыщаться все больше, есть все изощреннее. Первое - чревобесие, второе - гортанобесие.

Конечно, пост подразумевает ограничение удовольствий, но только глубокие молитвенники и аскеты могут есть совсем невкусную пищу и не замечать этого. Большинству же людей, тем более мирянам, совсем без утешения даже в пост тяжело. Часто люди, особенно новоначальные, прочитав о подвигах святых, пытаются подражать им внешне, в том числе и постятся очень строго, безжалостно по отношению к себе, а в результате впадают в уныние, некоторые даже до нервных срывов себя доводят. Нужна мера, которая у каждого своя. Пища должна быть простой, но достаточно сытной и вкусной. Не может простой человек есть совсем без удовольствия.

– Священноисповедник Афанасий (Сахаров) говорил: «Ешьте хоть вкусную, но постную пищу». Есть невкусно - не наша мера. В понедельник первой седмицы Великого поста поется стихира: «Постимся постом приятным, благоугодным Господеви: истинный пост есть, злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, похотей отлучение, оглаголания, лжи и клятвопреступления. Сих оскудение, пост истинный есть, и благоприятный». Отец мой, протоиерей Михаил, Великим постом всегда за трапезой говорил: «Постимся постом приятным» - и на этом останавливался.

Как вести себя постом в гостях?

Как быть, если в пост зовут в гости? Не всегда можно отказаться, не обидев близких людей. Попросить их заранее, чтобы на столе была постная пища или руководствоваться тем, что любовь выше поста? Чаще мы выбираем второе, но нет ли в этом лукавства?

Протоиерей Константин ОСТРОВСКИЙ, настоятель Успенского храма города Красногорска Московской области, благочинный церквей Красногорского района:


– В мясопустную родительскую субботу положено апостольское чтение, в котором говорится: «Если кто из неверных позовет вас и вы захотите пойти, то все, предлагаемое вам, ешьте без всякого исследования, для спокойствия совести. Но если кто скажет вам: это идоложертвенное, - то не ешьте…» (1 Кор. 10: 27-28). Этим наставлением апостола Павла мы обычно пренебрегаем по гордости, сластолюбию и малодушию.

Вот вам две типичные ситуации. Мы пришли в гости к людям, знающим, что мы соблюдаем посты, и знающим, что день постный, но хозяева, презирая церковные уставы, уговаривают нас: «Да ладно, ты же в гостях, ничего страшного, если разочек пост нарушишь». И мы отчасти по сластолюбию, а отчасти по малодушию не устаиваем перед соблазном и в осуждение себе едим пищу, которая сама по себе чиста, но наше чревоугодие и человекоугодие делают ее «идоложертвенным», про которое апостол Павел сказал: «Не ешьте».

А вот второй пример. Люди совсем нецерковные от души угощают нас, не имея намерения соблазнить, а просто не зная о наших правилах. Но мы надуваем щеки от высокомерия или втягиваем их от лжесмирения и отказываемся есть, смущая этим хозяев. А может быть, если бы они услыхали благовестие о Христе и увидели бы в нас искреннюю любовь и смирение, то сами захотели бы стать христианами и тогда бы уже соблюдали посты. Но, видя нашу гордость и не желая стать такими же, как мы, не похулят ли они невольно Церковь Божию, которая на самом деле не виновата в том, что мы в пост разгуливаем по светским гостям и пренебрегаем наставлениями святого апостола Павла?

Если, оказавшись в гостях у нецерковных людей, мы отступаем от поста, чтобы не смущать их, это дело смирения, а если, приходя домой, продолжаем есть скоромное, это дело не смирения уже, а чревоугодия. Речь, разумеется, идет о пище, а не о пьянстве, которое всегда грешно: и в пост, и не в пост.

Какая пища считается постной?

По какому принципу продукты делятся на более или менее скоромные? Во многие дни Рождественского и Петрова постов благословлено вкушение рыбы. Почему она считается менее скоромной, чем молочные продукты?

Игумен ГЕРМОГЕН (Ананьев):

– Самый строгий пост - сухоядение. Послабления идут в следующем порядке: вареная пища, подсолнечное масло, вино, рыба, молочные продукты и яйца, мясо. Неудивительно - млекопитающие сотворены с человеком в один день. По этой же причине молочные продукты мы считаем более скоромной пищей, чем рыбу, - они тоже часть плоти млекопитающих.

– В пост правильно тратить на еду меньше денег, чем обычно, освобождая средства для благотворительности. Это старая церковная традиция, с ней и связана градация постных блюд. В местах раннего христианства рыба и морепродукты были гораздо дешевле молочных продуктов, поэтому и считались более постными. В наше время, наоборот, они гораздо дороже и калорийнее - для меня как биолога это очевидно. В рыбе намного больше белков, чем в любом молочном продукте. Возможно, стоит пересмотреть традицию, рожденную в других климатических и экономических условиях, и поменять рыбу с молочными продуктами местами - то есть считать молочные продукты более постными. Но это может решаться только соборно.

Зависят ли от мяса отношения с Богом?

Многие нецерковные люди не понимают, когда постом православные друзья отказываются от скоромной пищи. Говорят примерно следующее: «Какое значение имеет для Бога, ем ли я мясо? Как отказ от мяса может повлиять на мои с Ним отношения?»

Священник Сергий ПАШКОВ, настоятель Богоявленского храма села Быки Курчатовского района Курской области, руководитель секции дзюдо для детей и подростков в деревне Макаровка Курчатовского района:

– В одном патерике я читал о старце, который, когда в старости занемог, стал по совету врачей вкушать мясо. Он был монахом, а монахи, как вы знаете, мясо вообще не едят. И его родной брат, мирянин, стал в душе осуждать старца за это, думал про себя: лучше бы он умер от своей болезни, чем нарушил монашескую традицию. И однажды услышал он глас Божий: «Что ты осуждаешь брата своего? Если хочешь знать, чему он уподобился за свою внутреннюю жизнь, посмотри направо». Он повернулся и увидел своего брата распятым на кресте. То есть по внутреннему своему устроению старец был подобен Христу, и мясо, которое он вкушал, ничуть его духовной жизни не повредило. Пища не отдаляет нас от Бога и не приближает к Нему. Цель поста в воздержании от страстей, от осуждения ближнего, а отказ от скоромной пищи - лишь средство для достижения этой цели.

Протоиерей Алексий ПОТОКИН, помощник настоятеля храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне (Москва):


– Если вы когда-то влюблялись, вспомните, сильно ли вас в тот момент беспокоило, что вы будете есть на обед или ужин? Думаю, что не очень, потому что, когда человек по-настоящему влюблен, потребность в еде ослабевает, он уделяет ей минимум внимания и времени. И если у меня есть любовь к Богу, радует Его мудрость, красота, святость, я рад, что имею возможность побыть наедине с Ним, отложив все попечения, забыв дурные привычки. Воздержание - не самоцель, а способ восстановить отношения с Богом как со старым другом. Это возможно, только если мы контролируем себя, свои дурные привычки.

Человек до грехопадения был чист, в ангельском образе он внимал Слову Божиему, слышал Его. И питался тогда только растительной пищей. Для нас такое состояние - редкость. Мы хитры, эгоистичны, раздражительны. Любой врач вам скажет, что, когда человек раздражается, на кого-то злится, он тратит гораздо больше энергии. Вот мясо и другая животная пища и были благословлены Богом, чтобы поддержать силы падшего человека, духовно немощного, страстного. Но укрепляет эта пища именно телесные силы, а для восстановления связи с Богом необходимо хотя бы на время смирить свою плоть, чтобы она не так нас будоражила.

Если я хочу больше общаться с Богом, мне надо хоть чуть-чуть отвлечься от общественной суеты, чуть меньше обращать на нее внимания. И отказ от животной пищи этому помогает. Евангелие учит нас не борьбе с излишествами, но призывает искать сокровище: «Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет» (Лк. 12: 34). Если это сокровище в общении с другим человеком, мы естественным образом меньше думаем о насыщении. Тем более если сокровище наше в общении с Богом. А после того как ты побыл наедине с Богом, прекрасно сесть за общую праздничную трапезу. Утраченная связь восстановлена, в сердце вернулась любовь, мир заиграл всеми красками, и мы празднуем, славим Господа!

Освящение урожая

Успенский пост – почти такое же строгий, как и Великий пост. По церковному уставу горячая пища с маслом дозволяется только в субботу и воскресенье, а в понедельник среду и пятницу предписывается сухоядение. Рыба этим постом вкушается только один раз – на Преображение Господне (19 августа) .

Вместе с тем, меру своего поста верующие стараются согласовать со священником, исходя из своих телесных возможностей, здоровья, тяжести физического труда и прочих обстоятельств – не следует брать подвиг выше сил.

Начиная с Преображения Господня на трапезе появляются и плоды нового урожая. На сайт приходит много вопросов о том, когда и почему можно вкушать виноград и яблоки нового урожая.

«Здравствуйте! Еще в детстве бабушка говорила, что яблоки до Преображения есть нельзя, в особенности родителям, потерявшим детей, т.к это отражается на умершем малыше. Подскажите, пожалуйста, как правильно».

Здравствуйте!

Что касается запрета «не есть яблоки до Преображения», то на самом деле этот запрет, согласно указанию Типикона, касается винограда.

Яблоки – это уже наша отечественная замена. Но смысл заключается в том, чтобы освящать начатки урожая, а затем уже их вкушать. Т.е. запрет относится к плодам урожая этого года.

И конечно же все эти рассказы о том, что поедание яблок отражается на умерших детях, никакого отношения к действительности не имеет.

Иерей Димитрий КАРПЕНКО

К трем августовским праздникам, посвященным Всемилостивому Спасу, в Древней Церкви было приурочено освящение различных плодов земных, которые созревали именно к этому времени. В праздник Происхождения Честных дерев Животворящего креста освящали мед и всякое травяное зелие, в праздник Преображения – виноград, яблоки и прочее фрукты, в праздник Нерукотворенного Спаса освящали орехи. Существовал благочестивый обычай, предписывавший невкушение винограда и яблок до освящения в праздник Преображения.

Смысл этого обычая состоит главным образом в том, что христианин и в быту своем стремится к освящению всех своих действий, предметов – всего, что его окружает. Кроме того, всякое воздержание, совершаемое во имя Господне, способствует развитию духовных сил человека, помогает бороться с греховными страстями, укрепляет веру. Следовавшее затем вкушение освященных плодов делает праздник более радостным.

Иерей Михаил ВОРОБЬЕВ

Поста на яблоки нет, потому что нет заговения на яблоки, морковку или виноград. Но существует традиция, записанная в Типиконе (Церковный Устав): иноки, которые до Преображения вкусили гроздья, лишаются права вкушать гроздья на весь август. Это относится и к тем, кто охраняет гроздья.

Традиция существовала также для земледельцев, которые приносили в храм для освящения начатки своих трудов. Сегодняшняя традиция заключается в том, что мы стараемся в августе до Преображения не вкушать новый урожай, потому что в этот день мы благодарим Бога за него. Но, конечно, досконально соблюсти эту традицию трудно.

Но если у нас есть сад, то будет очень здорово и очень символично яблоки, которые поспевают на Преображение, собрать и принести для освящения. Освящение плодов – это наша благодарность Богу за то, что Он из года в год посылает нам урожай. Исходя из этой благодарности мы и стараемся не есть нового урожая, каждый в меру своих сил. Но вместе с тем, правила какого-то строго не существует, тем более идет Успенский пост и надо ведь что-то вкушать растительное. В Типиконе при нарушении этой традиции не говорится о грехе инока, что он «не воздержался», и наказание назначается не строгое – не вкушать до конца августа.

Итак, основное здесь не в том, чтобы есть или не есть, а в благодарности Богу за посылаемый урожай.


По православной традиции Успенский пост предназначен для приготовления верующих к великому празднику - Успению Пресвятой Богородицы. Начало Успенского поста - радостный день для христиан. По обетованию, Мать Иисуса Христа - Заступница всех, кто к Её помощи прибегает, и верующие в течение пятнадцати дней поста посещают храмы, возносят славу Царице Небесной и творят дела милосердия.

В чём смысл соблюдения постов?

Воздержание от пищи и других плотских удовольствий - жертва христиан Господу и Его Пречистой Матери. В разных приходах традиции в незначительной степени различаются, поэтому крещёные люди приходят в церкви и от священников узнают конкретно, что можно есть в пост. Успенский отличается большой строгостью, но длится всего две недели. Всю вторую половину августа храмы полны верующих, которые несут на освящение мёд, яблоки и хлеб. Три Спаса дают христианам три щита - от болезней, голода и нищеты и от злых людей.

Медовый Спас

Медовый Спас, отмечаемый 14-го августа, знаменует начало Успенского поста. Его считают Спасом на воде, мокрым Спасом. В этот день в храмах из алтаря выносится большой деревянный крест. Православные приходят поклониться ему и поздравить друг друга с праздником - Изнесения, или Происхождения, Честнаго и Животворящаго Креста Господня. Ещё одно название праздника - Маковый Спас в память о девяти мучениках маккавеев. В этот день принято печь пресные лепёшки и есть их с и мёдом. После мокрого Спаса запрещается купание в открытых водоёмах.

Яблочный Спас

19-го августа православные отмечают Второй Спас - яблочный, или Спас на горе, и празднуют Великий - Преображение Господа Иисуса Христа. В этот день строго настрого запрещается работать. Всем православным необходимо принять участие в крестном ходе.

Начиная с этого дня, можно есть яблоки, варить джемы, делать повидло, пастилу и пироги.

Хлебный Спас

Это день, когда заканчивается Успенский пост. Хлебный Спас, или ореховый, считается Спасом на полотне. Отмечается он 29-го августа, на следующий день после Успения. В это время празднуется Перенесение Нерукотворного Образа Иисуса Христа.

Воздав почести Создателю и Его Матери, принесением бескровной жертвы в виде аскезы и вознеся искреннюю молитву Богу и Пречистой Деве, православные получают помощь и защиту от Них на земле, на воде и в небесах. В День Успения Богородицы, когда заканчивается Успенский пост, готовится праздничный стол. Если Успение приходится на среду или пятницу, то он состоит из рыбных блюд и растительной пищи, а скоромное застолье с мясными яствами переносится на следующий день.

Допустимые продукты

Питание в Успенский пост соответствует самому строгому воздержанию. Запреты на вкушение той или иной пищи такие же, как во время Великого Поста. и акриды - это то, что можно есть в пост. Успенский накладывает запрет на мясную, молочную пищу и рыбу. Растительное масло можно только в субботу и воскресенье. В понедельник, среду и пятницу - сухоядение, то есть не варёные овощи и фрукты. Во вторник и четверг - горячая еда без масла. В эти дни можно есть морепродукты - кальмаров, осьминогов, креветок и пр., но не рыбу. Её можно есть только в праздник Преображения. Так выглядит пищевой рацион в Успенский пост по дням. В некоторых приходах рыбу разрешают в субботу и воскресенье.

Популярные блюда в Успенский пост

Меню кажется однообразным и не приветствует потакание чревоугодию. Однако голодовки тоже не требуется. Во время можно печь хлеб и лепёшки из разных видов муки, обсыпав их семечками и орехами. Морепродукты отваривают в подсоленном кипятке около одной минуты и едят, поливая лимонным соком. Квашеные и мочёные плоды можно есть с отварными макаронами, картофелем и крупами. Свежие овощи и пряную зелень режут на кусочки, солят и заливают натуральным плодовым уксусом. Готовят фруктовые салаты с мёдом и ореховым молоком. Они не только очень приятны на вкус, но и полезны. И это далеко не полный перечень того, Успенский. В магазинах можно найти толокно, которое можно разводить кипятком, ореховым молоком, соком моркови, тыквы и т.д. Очень вкусны свежие помидоры, посыпанные перцем и солью и завяленные в духовом шкафу. В субботу и воскресенье пекут пироги и штрудели с постными начинками и растительным маслом. Если приготовить майонез без яиц, но на хорошем масле и горчице с добавлением яблочного уксуса, то в Успенский пост меню совсем не покажется скудным.

Ореховое молоко

Постное ореховое молоко подходит для заправки огромного количества блюд. Делается оно довольно просто. Причём можно использовать не только любые орехи, но и семена мака, конопли, кунжута, тыквы и пр. Освобождённые от скорлупы орехи обдать кипятком и снять верхнюю плёнку. Она сползает очень легко. Если немного останется - не беда. Орехи надо растолочь пестиком или размолоть блендером, что гораздо быстрее. Во время процесса подливать воду, по чуть-чуть. Должна получиться кашица. Её можно отжать через марлю, подвесив над соусником, тогда получится настоящее молоко, а можно использовать вместе с гущей. Добавить несколько грамм мёда или сахарной воды.

Ещё проще сделать такое молоко из готовой ореховой муки, которая бывает в магазинах здорового питания. Её достаточно лишь смешать с подслащенной кипячёной водой. Использовать в этот же день.

и креветок

Для приготовления этого блюда понадобятся следующие продукты:

Свежая тыква;

Очищенные варёные креветки;

Консервированный зелёный горошек или кукуруза;

Ореховое молоко;

Варёный рис;

Авокадо;

Лук-репка;

Толокно;

Соль, перец, мускатный орех и натуральный плодовый уксус.

Тыкву очистить, порезать и потушить с ореховым молоком. Когда она станет достаточно мягкой, вынуть и положить остывать.

Приготовить соус-заправку. Для этого толокно смешать с жидкостью, в которой тушилась тыква, добавить тёртый мускатный орех, соль, перец и уксус. Довести до кипения и сразу выключить. Остудить.

Авокадо освободить от шкурки и косточки и порезать кубиками.

Лук почистить, порезать мелко и обдать кипятком, чтобы вышла лишняя горечь.

В глубокую миску положить рис, горошек, тыкву, авокадо, лук и креветки. Залить соусом и осторожно перемешать. Через полчаса можно отведать. За это время он настоится и пропитается.

Тесто для штруделей

В миску налить стакан тёплой воды, добавить щепотку соли и чайную ложку яблочного уксуса. Размешать и небольшими порциями, через решето, всыпать муку. Размешивать сначала в миске, потом переложить на стол и месить, прибавляя рафинированное растительное масло, около трёх столовых ложек. Муки нужно столько, сколько возьмёт тесто - от 0,5 до одного килограмма с учётом раскатывания. Тесто отбить о стол, завернуть в плёнку и оставить на 40-50 минут отдыхать. Посыпать стол мукой и раскатать тесто как можно тоньше. Переложить его на полотно, посыпанное мукой, и продолжать раскатывать до прозрачности. Время от времени тесто следует снимать с полотна и переворачивать на другую сторону. Готовый пласт присыпать панировочными сухарями и на одну половину положить начинку, отступив от краёв на 5-7 см. При помощи той ткани, на которой оно лежит, скатать рулет. Края защипнуть и завернуть на рулет. Осторожно перенести на противень с тефлоновой бумагой. Смазать раствором крепкого, чуть сладкого чая. Печь при максимальной температуре минут пятнадцать, не дольше.

Начинкой может быть, практически, всё, что можно есть в пост Успенский. Это и гречневая каша с луком, и тушёная капуста, и картофельное пюре с грибами, и яблоки с курагой, и мак, и тыква с рисом, шпинат с соевым сыром, и даже морепродукты с жареным луком и толокном.

14 августа стартовал Успенский пост. Он продлится две недели до 28 августа. Этот пост такой же строгий, как Великий пост перед Пасхой. Рассказываем, как питаться в течение двух недель и что нельзя есть в Успенский пост-2018.

Во время Успенского поста традиционно освящают новый урожай. Речь идет о меде, яблоках, хлебных колосьях и орехах.

История

Чтобы понять смысл этого важного дня, необходимо вспомнить, что “успение” в переводе носит название “сон”. Отсюда и смысл праздника в том, что после “Воскрешения Иисуса” уже нет страха перед уходом в «иную» жизнь. Окунувшись в историю, можно отметить, что после воскрешения Христа Его мать обходила все места, где он побывал. Когда ей сообщил Архангел, что через 3 дня ее «земная» жизнь закончится, она стала к этому готовиться.

В назначенный час Мария отдала свою душу и “заснула”. Во время поста все верующие стремятся стать лучше, отказываются от удовольствий и воздерживаются в пище. Это помогает очищать духовный мир человечества и вернуть спокойствие и мир в их души и дома. Сегодня праздник относится к одним из самых любимых и почитаемых праздников России.


Что можно есть в Успенский пост 2018

Овощи, грибы, крупы, зелень, хлеб, сухари, ягоды, мед, сухофрукты, орехи, фрукты.

Что нельзя есть в Успенский пост 2018

К числу запрещенных блюд относят мясо, рыбу, яйца, животные жиры, алкоголь, молочные продукты.


Когда можно есть рыбу в Успенский пост?

19 августа, в Праздник Преображения Господня, разрешается включать в меню рыбу, растительное масло и вино. С этого дня также можно есть виноград и яблоки нового урожая, отчего этот праздник в народе называют Яблочным Спасом.

А с 28 августа начинается Осенний мясоед. По средам и пятницам верующим предписано сухоядение: можно есть хлеб, сырые овощи и фрукты. В остальные дни недели разрешена скоромная пища.

Не забывайте, что пост – это не просто период воздержания в пище, но прежде всего время духовного очищения и борьбы со страстями. Усердные молитвы помогают создать особый эмоциональный настрой в эти дни.

Существует благочестивый обычай ежедневно читать в это время Акафист Успению или совершать молебное пение Канона ко Пресвятой Богородице «Воду прошед, яко сушу…».

Хотя осенью играют свадьбы, в дни Успенского поста браки не заключают. Верующие воздерживаются от развлечений, стараются совершать добрые дела: помогать ближним, больным людям, подавать милостыню и др.


Расписание Успенского поста, питания по дням:

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Наряду с горячей пищей разрешается вкушение рыбы и морепродуктов, также допускается немного вина.

Сухоядение – в пищу употребляется невареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла: супы, каши, вареный и печеный картофель, тушеные и печеные овощи, грибы.

Сухоядение – в пищу употребляется не вареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб. Допускается немного вина.

Горячая пища с маслом – можно есть вареную растительную пищу, в том числе и с добавлением масла: супы, каши, картофель (жаренный, вареный, печеный) тушеные и печеные овощи, грибы, хлеб.

Сухоядение – в пищу употребляется не вареная растительная пища: сырые фрукты и овощи, сухофрукты, пророщенное зерно, орехи, мед, хлеб.

Чтобы период Успенского поста стал временем духовного очищения, очень важно соблюдать все установленные правила. Одно из самых важных - постный рацион питания, ведь воздержание от физических излишеств не только оздоравливает организм, но и укрепляет дух.

Успенский пост имеет фиксированную протяженность: он каждый год начинается 14 августа и завершается 27 числа, накануне Успения Пресвятой Богородицы , либо, если праздник отмечается в среду или пятницу, 28 августа. В 2017 году Успение не входит в число постных дней, так как выпадает на понедельник.

Августовский пост был учрежден в качестве компенсации за сокращение Петрова поста. Изначально последний захватывал и июль, но немногие люди могли выдержать настолько длительный период аскезы, потому и было решено разделить пост на две части. По прошествии многих лет вторая часть Петрова поста трансформировалась в самостоятельный пост, получивший название по завершающему его великому православному торжеству.

Успенский пост является одним из самых строгих. Однако то, что он выпадает на период сбора урожая, является облегчающим его фактором: появляется возможность разнообразить постный рацион. Более того — в это время празднуется сразу два Спаса, Медовый и Яблочный , что дает еще больше возможностей придумать интересные блюда с традиционными для этих праздников лакомствами.

Календарь питания на Успенский пост

Во все дни Успенского поста запрещаются яйца, мясная и молочная продукция, а также любые блюда, где есть хотя бы один из таких ингредиентов. Три дня в неделю положено сухоядение, то есть церковный устав запрещает пищу, прошедшую термическую обработку. По великим церковным торжествам дозволяются блюда из рыбы и минимальное количество вина.

14 августа, понедельник: праздник Происхождения честных древ Животворящего Креста и Медовый Спас . Так как на этот день выпадает начало поста, блюда из рыбы, дозволяющиеся в церковные праздники, запрещаются. Положено сухоядение, однако можно разнообразить меню медом или медовой и маковой выпечкой из постного теста.

21 августа, понедельник: согласно церковному уставу, в эти день необходимо соблюдать сухоядение. Дозволяется употребление сухофруктов, свежих фруктовых плодов и овощей, орехов. Можно делать холодные овощные супы и салаты, но нельзя заправлять их маслом.

15 и 22 августа, вторник: дозволяется употреблять вареную пищу, но нельзя добавлять в блюда растительное масло.

16 и 23 августа, среда: строгие дни. По средам необходимо придерживаться сухоядения. Заменить горячие блюда можно цукатами, орехами, квашеными или свежими овощами, холодными супами или пюре из овощей.

17 и 24 августа, четверг: монастырский устав позволяет вкушать горячую пищу, приготовленную без добавления растительного масла.

18 и 25 августа, пятница: нельзя подвергать пищу термической обработке. Можно есть хлеб, овощи, фрукты, домашние заготовки. Заправлять салаты растительным маслом категорически запрещено.

19 августа, суббота: великий праздник Преображения Господня . Разрешаются рыбные блюда и немного красного или белого вина. В эту дату празднуется Яблочный Спас , поэтому можно приготовить различные блюда с добавлением этих фруктов: запечь яблоки с медом, сделать яблочный пирог из постного теста, приготовить яблочный мусс или, смешав с другими плодами, сделать фруктовый салат.

26 августа, суббота: позволяется жарить на растительном масле, добавлять его в вареные блюда и салаты.

20 августа и 27 августа, воскресенье: дозволяется приготовленная на растительном масле пища. Также его можно использовать в качестве заправки к салатам.

28 августа , праздник Успения Пресвятой Богородицы — не постный день в 2017 году. В эту дату нужно разговляться, то есть плавно переходить на обычный режим питания, понемногу вводя в рацион мясную и молочную пищу.

Послабление поста дозволяется всем, кто в силу разных обстоятельств не может соблюдать всех ограничений: детям, пожилым людям, беременным женщинам, людям, испытывающим проблемы со здоровьем. Не следует также забывать о том, что пост — это не диета, а период духовной работы. Ежедневные молитвы , помощь ближним, благие поступки — все это куда более важно, чем поддержание постного меню.

Соблюдая традиции и правила Успенского поста , вы поспособствуете своему духовному росту и сможете изменить свою жизнь к лучшему. Мы желаем вам здоровья, благополучия и счастья, и не забывайте нажимать на кнопки и

12.08.2017 05:10

Одним из самых строгих постов в православном христианстве является — Успенский. Две недели верующие воздерживаются телесно и духовно, чтобы...