Петров пост: летнее таинство очищения. Традиции и правила петрова поста

Петров пост, или Апостольский, является одним из четырех великих церковных постов. Это единственный постный отрезок времени, который изменяется в продолжительности в зависимости от Пасхи. Колебание составляет от 8 до 42 дней. Если Пасха ранняя, то время Петрова поста соответственно увеличивается, если поздняя – уменьшается.

Пределы Апостольского поста следующие: понедельник, который следует за Неделей Всех святых (празднование данной Недели подвижно, так как зависит от Пасхи), и неподвижное 29 июня по старому стилю (12 июля н. ст.) – день славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла, в который оканчивается вышеупомянутый пост.

В эортологии (богословская наука о праздниках) известны два этапа в истории Петрова поста, несколько отличающиеся своим конкретно-историческим событийным содержанием. Данный пост после Пятидесятницы известен почти с апостольских времен. Повод к его установлению можно усмотреть в следующих словах Спасителя, сказанных Им ученикам святого Иоанна Крестителя: «И сказал им Иисус: могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15). Здесь жених – соответственно Христос, сыны чертога брачного – святые апостолы. Время, когда жених находится с сынами чертога, – земная жизнь Спасителя. Отнятие жениха – соответственно Крестная смерть Христова. В богослужебном же литургическом значении можно увидеть следующую параллель. Время от Пасхи до Вознесения Господнего – это время, когда Господь наш Иисус Христос пребывал на земле среди апостолов. Еще до Пятидесятницы пасхальные торжества продолжаются – это время Триоди Цветной, время сошествия Святого Духа. И после того как жених был отнят (Христос вознесся на небеса, низводя оттуда Святого Духа), наступает время поститься. Образно выражаясь, время, когда младенчик отнимается от маминой груди и постепенно вырастает в отрока, который должен научиться разговаривать, ходить, принимать решения самостоятельно. Пятидесятница состоялась, Господь создал свою Церковь. Ее и врата ада не одолеют. Теперь пришло время ученикам Христовым стать зрелыми мужами-апостолами и своими трудами, молитвами, постом благовествовать слово Божие по всей вселенной.

Господь Петровым постом будто бы нам говорит: «Я потрудился ради вас. Я наклонил само небо, воскресил и вознес вашу природу к Престолу Божию. На вас изливаются щедрые дары Святого Духа. Теперь же и вы потрудитесь, попоститесь ради Меня, чтобы приблизиться ко Мне».

Исторические конкретно-событийные смыслы Петрова поста

Но вернемся к двум историческим конкретно-событийным смыслам Петрова поста. Как уже говорилось выше, он был известен с древнейших времен новозаветной Церкви. Одно из первых упоминаний о нем можно встретить в сочинении «Апостольское предание» священномученика Ипполита Римского (III век). А святитель Лев Великий, Папа Римский, писал о Петровом посте во второй половине IV века: «После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа. За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований… нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Уже в XII веке Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Но в первые века христианства значение поста после Пятидесятницы было компенсаторным. То есть те, кто по каким-то причинам не могли поститься в Великий пост, постились по окончании периода Триоди Цветной, когда пост не положен.

Позже, во времена правления святого равоапостольного императора Константина Великого, в Константинополе был построен и освящен великолепный храм в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Церковное предание гласит, что освящение состоялось как раз 29 июня по старому стилю (12 июля н. ст.). Отсюда и пошла традиция почитать память святых апостолов Петра и Павла в этот день. И пост после Пятидесятницы органически соединился с днем первоверховных учеников Господа. Отсюда и название Апостольского, или Петрова поста.

Церковь призывает нас к тому, чтобы мы следовали по стопам апостолов, которые в посте и молитве готовились к проповеди Евангелия. Так же и мы в посте и молитве должны готовить свою душу к Богообщению.

Интересным фактом является то, что пост не всегда заканчивается 12 июля. Бывает такое, что день святых первоверховных апостолов Петра и Павла припадает на постный день – среду или пятницу. Тогда из-за благоговения к Страстям Христовым мы постимся еще и в этот день.

В пищевом же отношении Петров пост не является строгим. Он проходит следующим образом…

Устав говорит о том, что еженедельно по три дня – по понедельникам, средам и пятницам – воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни – только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Но, по сложившейся практике, мирянин воздерживается от рыбы по средам и пятницам, в остальное же время рыба вкушается.

Дорогие братья и сестры, у каждого человека своя мера и глубина поста. Их желательно обсудить со своим духовником или со священником, которому доверяешь. Один может понести бремя Устава в мере, приближенной к идеалу, для другого достаточно воздержания от рыбы только по средам и пятницам. В этом тоже нет ничего предосудительного.

Но, конечно же, кульминацией каждого из четырех длительных годичных постов является участие христианина в богослужении и особенно в Таинствах Исповеди и Причастия. То есть в посте важно сердечно и душевно отделиться от мира, поразмышлять над Крестными Страданиями Спасителя, понесенными Им ради грешного человечества, подвигом святых апостолов, их житиями, почитать духовную святоотеческую литературу, углубить молитвенный подвиг, постараться чаще переступать порог храма и главное – очистить свое сердце в Таинстве Исповеди и соединиться с Богом в Таинстве Причастия.

Телесные ограничения, воздержание ума и сердца нужны нам для того, чтобы стать более внимательными к собственной душе, чтобы в тишине и сосредоточенности поста и молитвы расслышать те животворящие и неизреченные глаголы, которыми с душой каждого из нас разговаривает Бог. И пусть святые апостолы нам в этом помогут.

Святые славные и всехвальные первоверховные апостолы Петр и Павел, молите Бога о нас!

Иерей Андрей Чиженко

Петров пост - один из двух летних постов.

Он готовит христиан к дню памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля) и установлен в память о том, как апостолы постились перед проповедью христианства всему миру. Мы расскажем о правилах и народных традициях Петрова поста.

Как поститься в Петров пост

Начало Петрова поста - всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней.

Заканчивается Петров пост всегда 12 июля. Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В честь этого праздника пост и именуется Петровым, или Апостольским. В этом году Петров пост начинается 27 июня.

Петров пост - не такой строгий, как Великий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.

Но даже приступая к такому, не самому строгому, посту, нужно посоветоваться со своим духовником, а если у вас есть какие-либо хронические заболевания - с вашим лечащим врачом. Вообще, мирянам положен не такой строгий пост, как монахам.

Если вам по каким-либо причинам нельзя соблюдать все правила поста (а в монастырском Уставе предусмотрены более строгие правила, например, сухоядение (пища без растительного масла) в отдельные дни Петрова поста), вы сможете ограничивать себя в иных, не гастрономических вещах. Например, в пост не смотреть телевизор или не пользоваться социальными сетями в интернете.

Петров пост - что можно есть?

Петров пост - нестрогий. Во все дни поста, кроме среды и пятницы, верующие могут есть рыбу. Мясо постящимся есть нельзя.

Чтобы трапеза была не во вред здоровью и при этом, действительно, постной, можно активно использовать в блюдах овощи, грибы, ягоды и фрукты. Существует огромное разнообразие блюд для Петрова поста.

Пост и беременность

О том, как стоит поститься во время Петрова поста беременным и кормящим женщинам, рассказывает настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь ФОМИН :

Есть разные духовные практики поста, я расскажу о той, что сложилась на приходе нашего храма во имя Александра Невского при МГИМО. Беременные и кормящие женщины освобождаются от гастрономических постов, но освобождаются от постов духовных. Что я имею в виду - например, пост на просмотр телевизора, на бесцельное чтение интернет-сайтов и тому подобное. И, конечно, в Петров и любой другой пост любой христианин должен усердно молиться.

Если вы хотите более подробно узнать, как следует поститься беременной и кормящей женщине, как готовиться к Таинству Причастия, посоветуйтесь с вашим приходским священником или духовником.

Как правильно поститься?

Отвечает протоиерей Игорь ФОМИН, настоятель храма святого благоверного князя Александра Невского при МГИМО:

Каждому человеку нужно определить свою меру поста. Один может понести пост в полной объеме, и будет ему благо. Другому, наоборот, следует ослабить пост.

Поститься не так строго, как написано в Уставе, могут болеющие люди. Болезнь - тоже своеобразный пост, смирение плоти. Кроме того, при некоторых заболеваниях гастрономический пост может принести вашему здоровью вред. Прислушайтесь к себе, спросите совета у врача.

Своя мера поста у беременных; у военнослужащих; у тех, кто работает в напряженном ритме или учится.

Конечно, особая тема - детский пост. Иногда лучше договориться с детьми о том, что Великим постом они, к примеру, будут есть меньше конфет, чем накладывать на них ограничения в молочной и мясной пище. В любом случае, со всеми сомнениями и вопросами о посте я советую вам подойти к своему духовнику или священнику, которому вы доверяете.

Самое главное, что «нельзя есть в пост», - это своих ближних. Я говорю о гневе, о раздражении, о ссорах и любых других отрицательных поступках, которые разрушают мир между людьми. Ведь, поступая с ближними дурно, мы разрушаем и мост между нами и Богом.

Как исповедоваться и причащаться в пост?

Рассуждает настоятель храма Александра Невского при МГИМО протоиерей Игорь ФОМИН:

Каждый из нас должен сам решить для себя вопрос, как часто исповедоваться и причащаться в пост. Чтобы это было по потребностям и по силам. Потому что Таинство Причащения, когда мы принимаем Христа в свою душу как дражайшего гостя, требует не просто желания, но и усилий. Это молитва, покаяние, исправление себя. Именно поэтому исповедь в дни поста должна быть такой же серьезной и искренней, как в великие христианские праздники.

Если у вас есть сомнения в вопросе, как часто вам следует причащаться, спросите совета у священника, который вас знает и которому вы доверяете.

Летний пост

Летом у православных христиан два поста - Петров и Успенский.

Петров пост называется так в честь святых апостолов Петра и Павла. Он установлен в память о том, как апостолы постились перед евангельской проповедью всему миру. Этот пост еще называют Апостольским. Начало Петрова поста - всегда в понедельник через неделю после праздника Троицы (Пятидесятницы). Дата Троицы зависит от даты празднования Пасхи, поэтому начало Петрова поста приходится на разные даты. И длиться он может от 8 до 42 дней Петров пост всегда 12 июля. Это день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Успенский пост - самый короткий из церковных многодневных постов. Православные христиане постятся с 14 до 27 августа и готовятся к двум праздникам - Преображения Господня и Успения Божией Матери.

Петров пост - традиции

Православный люд на Руси постился по церковному Уставу, поэтому много традиций Петрова поста было связано с кулинарией. В среду и пятницу готовили летние постные блюда - окрошки, постные щи, грибную икру, ботвиньи из молодой зелени и множество других блюд. А в праздничные дни Петрова поста хозяйки часто пекли особые пироги - рыбники. Рыбу запекали в тесте прямо целиком, пирог был открытым.

Петров пост - избранные рецепты

Грибная икра

Эту икру готовят из сушеных или соленых грибов, а также из их смеси.

Вымойте и сварите до готовности сушеные грибы, охладите, мелко нарубите или пропустите через мясорубку.

Соленые грибы надо промыть в холодной воде и также нарубить.

Мелко рубленный репчатый лук поджарьте на растительном масле, добавьте грибы и тушите 10-15 минут.

За три минуты до окончания тушения добавьте толченый чеснок, уксус, перец, соль.

Готовую икру выложите на тарелку горкой и посыпьте зеленым луком.

Грибы соленые - 70 г, сушеные - 20 г, масло растительное -15 г, лук репчатый - 10 г, лук зеленый - 20 г, уксус трехпроцентный - 5 г, чеснок, соль и перец по вкусу.

Постный гороховый суп

С вечера залейте горох холодной водой и, оставьте для набухания и приготовьте лапшу.

Для лапши: полстакана муки нужно хорошо смешать с тремя ложками растительного масла, добавить ложку холодной воды, посолить, оставить тесто на час для набухания. Тонко раскатанное и подсушенное тесто нарежьте полосками, подсушите в духовке.

Сварите набухший горох, не сливая воду, до полуготовности, добавьте поджаренный репчатый лук, картофель, нарезанный кубиками, лапшу, перец, соль и варите, пока картофель и лапша не будут готовы.

Горох - 50 г, картофель -100 г, лук репчатый - 20 г, вода - 300 г, масло для обжарки лука -10 г, зелень петрушки, соль, перец по вкусу.

Постные голубцы

Мелко нарезанный лук пожарьте в растительном масле, добавьте измельченные отварные сухие грибы. Добавьте в сковороду вымытое пшено, продолжайте жарить, пока крупа не впитает масло.
Голубцы можно готовить как из свежей, так и из квашеной капусты. Если вы хотите приготовить голубцы из квашеной капусты, то возьмите целый качан, отделите листья, вырежьте у каждого толстую среднюю жилу, в каждый лист положите обжаренную крупу, сверните рулетом.
Если у вас свежая капуста, то качан надо сначала отварить целиком, а затем аккуратно снимать с него листья, также удаляя с середины толстые жилы.

Уложите сформированные голубцы рядами в кастрюлю. Сверху положите листья капусты.
Залейте голубцы овощным бульоном, добавьте немного томатного соуса и, поместив в разогретую духовку, тушите около часа.

Это Вам будет интересно:

Рыбник

500 г рыбного филе, луковица, 2-3 картофелины, 2-3 столовые ложки масла, соль, перец по вкусу.

Сделайте постное тесто, раскатайте его на две лепешки.

Лепешка, которая будет использована для нижнего слоя пирога, должна быть несколько тоньше верхней.

Уложите раскатанную лепешку на смазанную маслом форму, на лепешку уложите слой тонко нарезанного сырого картофеля, обсыпанные солью и перцем крупные куски рыбного филе, сверху - тонко нарезанный сырой лук.

Все полейте маслом и накройте второй лепешкой. Края лепешек соедините и подогните книзу.

Поставьте готовый рыбник в теплое место на двадцать минут, перед тем, как поставить рыбник в духовку, проколите верх в нескольких местах.

Выпекайте в духовке, разогретой до температуры 200-220°С. опубликовано

В летний период каждый год без исключения все истинно верующие строго соблюдают один из наиболее значимых и важных святых постов. Он начинается в , который следует строго через неделю от великого православного праздника Троицы. Этот пост носит название Петров пост, его также иногда называют Апостольский. А вот в старые времена он был распространен на Руси как великий пост Пятидесятницы.

Особенности Петрова поста

Временной промежуток говения различен: всего от восьми дней и вплоть до шести недель. Срок Петрова поста напрямую зависит от того, когда православные отпраздновали светлый праздник Пасхи. Во время этого святого поста во всех без исключения православных храмах проходят ежедневные службы в напоминание о жизни святых апостолов. Они после принятия святых даров от Духа Святого на праздник Троицы продолжили строго поститься и совершать молитвенные служения еще несколько дней.

Этот пост соблюдали, готовясь к дальнейшей проповеди святого Евангелия во всем мире. Уже значительно позднее ученики этих апостолов также последовали примеру своих наставников и в дальнейшем приняли этот пост. Так и дошел до наших дней этот дар святого Петрова поста и молитвы от далеких предков.

Почему же в последнее время так часто соблюдается Петров пост

Соблюдать или нет Петров пост – решение индивидуальное и строго добровольное. Каждый человек относится к святому таинству очищения тела и духа со своим личным намерением. Одни верующие видят в Петровом посте повод полностью очиститься только лишь физически от всего накопленного. И это дает им физическое здоровье на весь год вперед. Другие же рассматривают Петров пост как еще один способ усмирить свой характер и гордыню. В таком случае к здоровью прибавляется еще и моральное удовлетворение.

А для кого-то Петров пост – это, прежде всего, напоминание о том факте, что не только пищей одной живет мыслящий человек, да и не так страшны для истинно верующих внешние враги, как те враги, что находятся внутри каждого человека, борьба с которыми не прекращается ни на минуту. Этот подход всячески Церковь и говорит верующим, что именно строгий пост и молитва дают возможность каждому освободиться от того лукавого, который постоянно находится внутри каждого человека, искушая, и вспомнить о своей бессмертной душе и ее насущных потребностях.

c 14 / 27 июня по 28 июня / 11 июля в 2016 году

Этот летний пост, который сейчас мы называем Петровым, или апостольским, раньше называли постом Пятидесятницы .

Церковь призывает нас к этому посту по примеру святых апостолов, которые, приняв Святого Духа в день Пятидесятницы, в посте и молитве готовились ко всемирной проповеди Евангелия.

День Пятидесятницы, когда в пятидесятый день после исшествия Своего из гроба и в десятый день по Вознесении Своем Господь, воссевший одесную Отца, ниспослал Пресвятого Духа на всех Своих учеников и апостолов, - один из величайших праздников. Это совершение нового вечного завета с людьми. Дух Святой, сошедший на апостолов, Дух истины, Дух премудрости и откровения начертал вместо Синайского новый Сионский закон. Место Синайского закона заступила благодать Святого Духа, законополагающего, подающего силы к исполнению Закона Божиего, изрекающего оправдание не по делам, а по благодати.

Мы не постимся в Пятидесятницу, потому что в эти дни Господь пребывал с нами. Не постимся, потому что Он Сам сказал: можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених (Лк. 5, 34).

«После продолжительного праздника Пятидесятницы пост особенно необходим, чтобы подвигом его очистить нам мысли и соделаться достойными даров Святого Духа, — пишет святой Лев Великий. — За настоящим празднеством, которое Дух Святой освятил Своим сошествием, обыкновенно следует всенародный пост, благодетельно установленный для врачевания души и тела, и потому требующий, чтобы мы провождали его с должным благоволением. Ибо мы не сомневаемся, что после того, как апостолы исполнились обетованною свыше силой и Дух истины вселился в сердца их, между прочими тайнами небесного учения, по внушению Утешителя, преподано также учение и о духовном воздержании, чтобы сердца, очищаясь постом, делались способнейшими к принятию благодатных дарований... нельзя сражаться с предстоящими усилиями гонителей и яростными угрозами нечестивых в изнеженном теле и утучненной плоти, поскольку то, что услаждает нашего внешнего человека, разрушает внутреннего, и напротив, разумная душа тем больше очищается, чем больше умертвляется плоть».

Поэтому-то учители, просветившие примером и наставлением всех чад Церкви, начало брани за Христа ознаменовали святым постом, чтобы, выходя на брань против духовного развращения, иметь для этого оружие в воздержании, которым можно было бы умертвить греховные вожделения, ибо невидимые наши противники и бесплотные враги не одолеют нас, если мы не будем предаваться плотским похотям. Хотя в искусителе желание вредить нам постоянно и неизменно, но оно остается бессильным и бездейственным, когда он не найдет в нас стороны, с которой ему можно напасть... По этой-то причине установлен неизменный и спасительный обычай — после святых и радостных дней, празднуемых нами в честь Господа, воскресшего из мертвых и потом вознесшегося на небеса, и после принятия дара Святого Духа проходить поприще поста.

Обычай поста необходимо усердно соблюдать и для того, чтобы в нас пребывали те дары, которые сообщены ныне Церкви от Бога. Соделавшись храмами Святого Духа и более чем когда-либо быв напоены Божественными водами, мы не должны покорствовать никаким вожделениям, не должны служить никаким порокам, чтобы жилище добродетели не осквернилось ничем нечестивым. При помощи и содействии Божием мы все можем достигнуть этого, если только, очищая себя постом и милостыней, будем стараться освободить себя от скверн греховных и приносить обильные плоды любви. Далее святой Лев Римский пишет: «Из апостольских правил, которые внушил Сам Бог, первостоятели церковные, по внушению Святого Духа, первым поставили то, чтобы все подвиги добродетели начинать с поста.

Это они сделали потому, что заповеди Божии можно исполнить хорошо только тогда, когда воинство Христово ограждено от всех соблазнов греха святым воздержанием. Итак, возлюбленные, должны мы упражняться в посте преимущественно в настоящее время, в которое заповедуется нам пост, по окончании пятидесяти дней, протекших от Воскресения Христова до сошествия Святого Духа и проведенных нами в особом торжестве.

Этот пост заповедан, чтобы предохранить нас от беспечности, в которую очень легко впасть из-за долговременного разрешения на пищу, которым мы пользовались. Если ниву нашей плоти не возделывать непрестанно, на ней легко возрастают терние и волчцы и приносится такой плод, который не собирают в житницу, а обрекают на сожжение. Поэтому мы обязаны ныне со всем тщанием хранить те семена, которые приняли в наши сердца от небесного Сеятеля, и остерегаться, чтобы завистливый враг как-нибудь не испортил дарованного Богом и в раю добродетелей не взросли терния пороков. Отвратить же это зло можно только милостию и постом».

Блаженный Симеон Фессалоникийский пишет, что пост установлен в честь апостолов, потому что через них мы сподобились многих благ и они явились для нас деятелями и учителями поста, послушания... и воздержания. Это против воли свидетельствуют и латиняне, чествуя апостолов постом в их память. Но мы, согласно с постановлениями апостольскими, составленными Климентом, после сошествия Святого Духа одну неделю торжествуем, а потом, со следующей за тем, чествуем передавших нам поститься апостолов.

Сколько длится Петров пост

Петров пост зависит от того, рано или поздно бывает Пасха, и потому продолжительность его различна. Он всегда начинается с окончанием Триоди, или после недели Пятидесятницы, и прекращается 28 июня, если праздник святых апостолов Петра и Павла будет не в среду и не в пятницу.

Самый продолжительный пост заключает в себе шесть недель, а самый короткий - неделю и один день.

Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (XII век) говорит: «За семь дней и больше до праздника Петра и Павла все верные, то есть мирские и монахи, обязаны поститься, а непостящиеся да будут отлучены от сообщения православных христиан».

Как правильно питаться в дни Петрова поста

Подвиг Петрова поста менее строг, чем Четыредесятница: во время Петрова поста устав Церкви предписывает еженедельно, по три дня - по понедельникам, средам и пятницам - воздерживаться от рыбы, вина и масла, и сухоясти в девятый час после вечерни; в остальные же дни следует воздерживаться только от рыбы.

В субботние, воскресные дни этого поста, а также в дни памяти какого-либо великого святого или дни храмового праздника также разрешается рыба.

Почему апостолы Петр и Павел называются первоверховными

По свидетельству слова Божия, апостолы занимают особое место в Церкви - каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих (1 Кор. 4,1).

Облеченные равной силой свыше и одинаковой властью разрешать грехи, все апостолы сядут на двенадцати престолах возле Сына Человеческого (Мф. 19,28).

Хотя некоторые апостолы и отличены в Писании и предании, например Петр, Павел, Иоанн, Иаков и другие, ни один из них не был главным и даже превосходящим честью остальных.

Но так как в Деяниях апостольских преимущественно повествуется о трудах апостолов Петра и Павла, то Церковь и святые отцы, благоговея при имени каждого из апостолов, этих двоих называют первоверховными.

Церковь прославляет апостола Петра как предначавшего из лика апостолов исповедать Иисуса Христа Сыном Бога живаго; Павла же яко паче иных потрудившегося и причисленного к высшим из апостолов Духом Святым (2 Кор. II, 5); одного - за твердость, другого - за светлую мудрость.

Называя двоих апостолов верховными, по первенству порядка и трудов. Церковь внушает, что глава ее есть один только Иисус Христос, а все апостолы - служители Его (Кол. 1,18).

Святой апостол Петр, до призвания своего носивший имя Симон, старший брат апостола Андрея Первозванного, был рыбак. Он был женат, имел детей. По выражению св. Иоанна Златоуста, это был человек пламенный, некнижный, простой, бедный и богобоязненный. Он был приведен к Господу своим братом Андреем, и при первом же взгляде на простого рыбака Господь преднарек ему имя Кифа, по-сирски, или по-гречески - Петр, то есть камень. По избрании Петра в число апостолов Господь посетил его убогий дом и исцелил тещу от горячки (Мк. 1,29-31).

В числе трех учеников Своих Господь удостоил Петра быть свидетелем Своей Божественной славы на Фаворе, Своей Божественной силы при воскрешении дочери Иаира (Мк. 5, 37) и Своего по человечеству уничижения в саду Гефсиманском.

Петр горькими слезами раскаяния омыл свое отречение от Христа, и первым из апостолов вошел в гроб Спасителя по воскресении Его, и первым из апостолов удостоился узреть Воскресшего.

Апостол Петр был выдающимся проповедником. Сила его слова была столько велика, что он обращал ко Христу по три, по пять тысяч человек. По слову апостола Петра обличаемые в преступлении падали мертвыми (Деян. 5, 5. 10), мертвые воскресали (Деян. 9, 40), больные исцелялись (Деян. 9, 3-34) даже от прикосновения к ним одной тени проходящего апостола (Деян. 5, 15).

Но у него не было первенства власти. Все церковные дела решались общим голосом апостолов и пресвитеров со всей Церковью.

Апостол Павел, говоря об апостолах, почитаемых столпами, поставляет на первом месте Иакова, а потом Петра и Иоанна (Гал. 2,9), себя же причисляет к ним (2 Кор. 11,5) и сравнивает с Петром. Собор посылает Петра на дело служения так же, как и других учеников Христовых.

Апостол Петр совершил пять путешествий, проповедуя Евангелие и многих обращая ко Господу. Последнее путешествие окончил в Риме, где с великим усердием благовествовал веру Христову, умножая число учеников. В Риме апостол Петр обличил обман Симона волхва, который выдавал себя за Христа, обратил ко Христу двух жен, любимых Нероном.

По повелению Нерона 29 июня 67 года апостол Петр был распят. Он просил мучителей распять себя головой вниз, желая этим показать различие между своими страданиями и страданиями своего Божественного Учителя.

Чудесна история обращения святого апостола Павла, до этого носившего еврейское имя Савл.

Савл, воспитанный в законе иудейском, ненавидел и терзал Церковь Христову, и даже выпросил у синедриона власть всюду находить и преследовать христиан. Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу (Деян. 8, 3). Однажды «Савл же, еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа, пришел к первосвященнику и выпросил у него письма в Дамаск к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим. Когда же он шел и приближался к Дамаску, внезапно осиял его свет с неба. Он упал на землю и услышал голос, говорящий ему: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Он сказал: кто Ты, Господи? Господь же сказал: Я Иисус, Которого ты гонишь. Трудно тебе идти против рожна. Он в трепете и ужасе сказал: Господи! что повелишь мне делать? и Господь сказал ему: встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать. Люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя. Савл встал с земли, и с открытыми глазами никого не видел. И повели его за руки, и привели в Дамаск. И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян. 9,1-9).

Упорный гонитель христианства становится неутомимым проповедником Евангелия. Жизнь, поступки, слова, послания Павла - все свидетельствует о нем, как избранном сосуде благодати Божией. Ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни опасности, ни меч, ни смерть не могли ослабить в сердце Павла любви к Богу.

Он совершал непрестанные путешествия в разные страны для проповеди Евангелия иудеям и особенно язычникам. Эти путешествия сопровождались необычайным могуществом проповеди, чудесами, неусыпным трудом, неистощимым терпением и высокой святостью жизни. Труды апостольского служения Павла были беспримерны. Он сам о себе говорил: более всех их потрудился (1 Кор. 15, 10). За свои труды апостол претерпел неисчислимые скорби. В 67 году 29 июня в одно время с апостолом Петром он принял мученическую кончину в Риме. Как римский гражданин он был обезглавлен мечом.

Православная Церковь почитает апостолов Петра и Павла как просветивших западный мрак, прославляет Петрову твердость и Павлов разум и созерцает в них образ обращения согрешающих и исправляющихся в апостоле Петре - образ отвергшегося от Господа и покаявшегося, в апостоле Павле - образ сопротивлявшегося проповеди Господней и потом уверовавшего.

Праведный Иоанн Кронштадтский о посте

Господи! Как свойственно Первообразу привлекать, усвоять себе образы, вселяться и жить в них, — так тем, кои по образу Твоему, должно быть свойственно стремиться со всею любовию, со всем усердием к Первообразу, прилепляться к Нему. Но се плоть наша жадная и сластолюбивая, дебелая, косная отторгает нас от Тебя; нам нужны пост, воздержание, а мы страстны до сластей. Укрепи нас к воздержанию!

В самом начале лета, 4 июня, начинается один из четырех «длинных» постов года. Длинный - значит «многодневный». Другое название Петровского, или Петрова поста - Апостольский. У этого поста есть свои особенности, свои традиции, а с учетом начала лета - и свои блюда.

Главная особенность Петрова поста - его длительность, которая варьируется, и сильно: он может длиться как неделю, так и месяц. Как так, спросите вы? А все на самом деле просто. Просто дата начала этого поста - «плавающая», он рассчитывается в зависимости от того, когда выпадают в календаре Пасха и Троица. Но еще интереснее то, что начинается Петров пост в разные даты, а завершается всегда в один и тот же день - 11 июля.

Теперь объясняем: поскольку Пасха в этом году была 8 апреля, а неделя всех Святых начинается после девятого воскресенья после этого дня, то Петров пост, следующий за ней, начнется 4 июня. Ну а 12 июля начинается разговление. Таким образом, длительность Петрова поста в этом году - 38 дней. Самый длинный Петров пост, кстати, может растянуться на 42 дня, а иногда, в зависимости все от той же Пасхи, он может длиться всего восемь дней!

ПОЧЕМУ ПОСТ В ЭТО ВРЕМЯ

Итак, Петров пост начинается через неделю после Троицы. Но если относительно истории возникновения предпасхального поста (Великого) все ясно, то как и почему был установлен Петров пост - ясности нет, есть лишь несколько предположений.

Первое обоснование считается точным наибольшим числом церковнослужителей. Предполагается, что воздержанием готовили себя к служению Слову Божьему и проповеди святые апостолы Петр и Павел, и люди должны были следовать их примеру. Таким образом, в этой версии прослеживается библейское начало. Кстати, 12 июля отмечается День Петра и Павла - заметьте, на следующий день после завершения поста.

Согласно второй версии, пост был установлен когда-то властями, которые исходили не из православных, а из прагматических соображений: запасов продовольствия было мало, нового урожая еще не было вовсе, вот пост и предназначался как бы для узаконенной экономии оставшегося. По третьему предположению, Петров пост был дан людям для того, чтобы они завершили то, что не было ими завершено в пост Великий - то есть тем, кто не смог очиститься во время Великого поста или согрешил, нарушив его. То есть изначально пост был для «избранных», а потом его начали придерживаться все люди, соблюдавшие иные посты.

В давние времена Петров пост был объединен со следующим постом - Успенским, но в XI веке этот длинный пост разделили и немного развели во времени. Первую часть начали именовать Апостольским постом, вторую - Успенским.

ОСОБЕННОСТИ ЛЕТНЕГО ПОСТА

Самый вольготный в смысле питания день в Петров пост - 7 июля, Рождество Иоанна Предтечи. На какой бы день ни выпало это число, на этот праздник всегда делается большое послабление - можно есть рыбу и морепродукты. А вот 12 июля, хоть и приходится на завершение поста, может выпасть на среду или пятницу, и тогда вместо разговления придется себя все равно ограничить: можно есть рыбу и морепродукты, пищу с растительным маслом, выпить немного вина, но ни мяса, ни молока употреблять еще нельзя. В этом году, правда, эти ограничения работать не будут, поскольку 12 июля приходится на четверг.

Много раз уже говорилось, что пост не стоит путать с диетой. Петровский пост - тоже, конечно, дни не для диеты, а для ограничений, очищения души. Петров пост по строгости с Великим постом несравним - он намного легче! Общие, сводные правила выглядят так:

· В понедельник вы можете составить себе меню из сушеных фруктов, вареных растительных продуктов (злаки, овощи, грибы. Один раз в день разрешен хлеб и мучные изделия из муки грубого помола.

· Во вторник можно приготовить рыбные блюда, выпить бокал вина. Разрешены масло, крупы, бобовые культуры. Разнообразить меню можно медом и орехами.

· По средам фрукты, ягоды и овощи можно употреблять в пищу только в сыром виде. Допустимо приправить салат с маслом и съесть один кусок хлеба.

· По четвергам разрешена растительная пища, крупы, мучные изделия, грибы, овощи, приготовленные на пару или отварные, масло, рыбные блюда и небольшое количество вина. Можно испечь кулебяку и другую выпечку, но постную, конечно (из теста без яиц и молока).

· По пятницам разрешены овощи, желательно сырые. Фрукты можно есть в сухом виде, раз в день. Допустимо съесть немного орехов.

· По субботам и воскресеньям разрешено есть рыбу и даже пить вино - не напиваясь, разумеется, а немного. Ну а еще по выходным готовят постные пироги с начинкой из рыбы. Это очень старая традиция - эти пирожки посвящают памяти Петра и Павла. Разрешается также есть овощи, каши, вино, постные блины.

Еще важный момент: в дни памяти святых, что выпадают на время Петрова поста, разрешено употреблять и рыбные блюда, и масло, и вино.

Естественно, на время Петрова поста следует отказаться от продуктов животного происхождения: это правило незыблемо для всех постов!

Таким образом, еда в Петров пост должна быть свежей, легкой и полезной. Ее можно обрабатывать термически - ну, кроме строгих дней (среды и пятницы).