Римская семья нравы религия. Римская семья, религия, нравы

Урок в проблемно – диалогической технологии.

Учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ № 1 г. Суровикино Волгоградской области

Конорева Ольга Алексеевна

Класс -5-й. Предмет – история.

Тема: «Римские нравы и римская религия времен республики».

Эпиграф : «O tempora! O mores!»

«О времена! О нравы!»

Планируемые образовательные результаты.

Предметные:

обучающиеся смогут:


  • объяснить смысл новых понятий; фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик;

  • давать характеристику древнеримским божествам;

  • сравнивать современную и древнеримскую семью и нравственные устои.
Метапредметные:

Регулятивные:

обучающиеся смогут:


  • определить цель своей деятельности на уроке;

  • планировать действия направленные на достижение поставленных целей,

  • выдвигать различные гипотезы в проблемной ситуации;

  • соотносить результаты своей деятельности с целью;

  • оценивают полезность информации для собственной жизни.
Коммуникативные:

обучающиеся смогут:


  • доносить свою позицию до других при анализе исторических источников, иллюстраций,

  • учитывать мнение одноклассников при сравнении римских и греческих богов,

  • уметь работать в группе во время составления рассказа, анализа басни, работы с таблицей.
Личностные:

обучающиеся смогут:


  • высказывать свое мнение о нравственной роли семьи и религии в Древнеримском обществе периода республики.

  • самоопределяться в жизненных ценностях семьи, нравственных началах и религии.
Основные понятия:

  • фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик.
Вид используемых на уроке средств ИКТ :

  1. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки Всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир.

  2. Видеофильм «Древний Рим».
Ход урока

  1. Актуализация знаний . Обсуждение с обучающимися отрывков из сочинений древних авторов:
1.1.Плутарх. Наставление супругам.

Поначалу особенно следует молодоженам остерегаться разногласий и стычек, глядя на то, как далее склеенные горшки сперва легко рассыпаются от малейшего толчка, зато со временем, когда места скреплений станут прочным, ни огонь, ни железо их не возьмут. Слово «моё» и «не моё» необходимо исключить из семейной жизни. Как ушибы левой стороны, по словам врачей, отдаются болью справа, так и жене следует болеть за дела мужа, а мужу – за дела жены.

Диалог: «О чем говорит Плутарх?»

Предполагаемый результат: « О семье.»

Термин «семья» выносится на доску.

1.2.Сенека. Нравственное письмо к Луцилию .

А что лучшее в человеке? Человек силен? И львы тоже! Он красив? И павлины красивы! Он проворен? И лошади проворны. Он может двигаться и произвольно направлять движения? Но так же и звери, и черви! У него есть голос? Но у собак голос звонче, у орлов- пронзительней, у быков – гуще, у соловьев – приятней. Что же присуще именно человеку?

Диалог: « Что имеет в виду Сенека?»

Предполагаемый результат: «Разум. Нравственность. Мораль.»

Термин «нравственность» записывается на доске.

1.3.Тит Лукреций Кар. О природе вещей

Также поверить никак невозможно и в то, что святые

Где- то жилища богов обретаются в мира пределах,

Ибо природа богов настолько тонка и от чувства

Нашего столь далека, что едва ли умом постижима.

Если ж она осязанью рукой и толчками недоступна,

То и сама не должна осязать то, что мы осязаем:

То, что нельзя осязать, и само осязанию чуждо.

Диалог: « Природу какого явления описывает Лукреций Кар?»

Предполагаемый результат: «Религия»

Термин «религия» фиксируем на доске.

На основании предложенных терминов обучающиеся формулируют тему урока.

Таким образом, нам необходимо образовать 3 группы, которые будут работать по 3-м направлениям:


  • Семья

  • Нравственность

  • Религия

  1. Создание проблемной ситуации:

  1. Выскажите предположение на предмет того, похожи ли древнегреческая семья, нравственность и религия на современные?

  2. Что вы взяли бы из Древнего Рима в нашу сегодняшнюю жизнь, а от чего отказались?

  1. Какие у вас есть версии решения проблемы? (дети выдвигают предположения по проблеме)

  1. Актуализация имеющихся знаний.

  1. Давайте подумаем, что мы уже знаем по данному вопросу?
О семье обучающиеся знают из курса обществознания.

1 группа . Предполагаемый ответ: «Семья это малая группа, основанная на браке или кровном родстве, члены которой связаны общностью быта, взаимной моралью, ответственностью и взаимопомощью. Семья, дом и дети являются одной из составляющих развития человеческой личности.Большинство людей имеют семью. Семьи бывают двухпоколенными или трехпоколенными. Иногда-неполными. Чаще современные семьи насчитывают 3-5 человек. Семья ценилась во все времена. Бобыль или человек без семьи считался всегда обиженным судьбой и Богом. Иметь семью и детей так же естественно, как необходимо и естественно трудиться… »

2 группа . О нравственности.

Предполагаемый ответ: «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек.

Человек, наделенный моральными принципами, нарушая их, испытывает чувство совести и вины.Благородные нравственные поступки не требуют наград. Благодарностью служит сам добрый поступок.

Ответственность перед другими, уважение к родителям, доброта, правда, честь, совесть – эти качества универсальны, ценятся в современном обществе, как и в другие времена…»

3 группа . О религии.

Предполагаемый ответ: «Религия – вера в существование сверхъестественных существ, способных влиять на судьбу человека. Мы знаем о невозможности древнего человека объяснить физические явления и о поклонении силам природы. Знакомы с религией Древней Греции, её иерархической структурой. Представляем сущность языческих верований, а также мировых религий, таких как буддизм…»


  1. Планирование.
Что нам надо узнать, чтобы решить проблему? Обсудите в группах и озвучьте план изучения данной темы.

  • Римская семья.

  • Древние нравы римлян.

  • Религия древних римлян периода республики.

  1. «Открытие» нового знания.

Группам раздаются карточки образовательного ресурса.

1 карточка ресурса.

Основные понятия: фамилия, матрона, лары, пенаты, патрон, клиент, весталка, великий понтифик.

Задание: по тексту учебника § 46 познакомьтесь с толкованием данных понятий и распределите по 3-м группам:


Выносятся на доску ответы в виде таблицы.

2 карточка ресурса.

Работа в группах с раздаточным материалом.

1 группа. «Семья».

Рельеф «Мать, защищающая своих детей».

Задание: рассмотреть древнеримский рельеф, ответить на вопросы:


  1. Какие чувства у вас вызывает данное изображение?

  2. Какое отношение матери к детям передает рельеф?
Ресурс : текст учебника п. 1. § 46.

Задания:


    Составьте рассказ об укладе жизни в древнеримских семьях.

  1. Чем древнеримская семья отличается от современной?
2 группа. «Нравы».

Ресурс: Жизнеописание Цинцинната – известного политического деятеля Рима, жившего в V веке до н.э.

Став в 460 году до н.э. консулом, он выступал против своеволия народных трибунов и за усиление власти сената. Его хотели выбрать в консулы и на следующий год, но он воспротивился этому, так как не желал нарушать закон, запрещавший одним и тем же лицам два года подряд занимать одну и ту же должность. В 458 году до н.э. ввиду опасности, угрожавшей Риму, Цинциннат был назначен диктатором. Послы, явившиеся в его поместье за Тибром с известием об этом назначении, застали его работающим в поле. Одержав блистательную победу над врагами, Цинциннат с триумфом вернулся с богатой добычей в Рим. Через 16 дней он отказался от должности диктатора и вернулся к себе в поместье.

Согласно преданию, Цинциннат был образцом скромности, доблести и верности гражданскому долгу. В последующих веках его имя часто упоминалось в разговорах о полководцах или политических деятелях, прославившихся великой скромностью и преданностью общественным интересам.

Вопросы:


  1. Какие черты личности этого человека вы можете выделить?

  2. Как они характеризуют Цинцинната?

  3. Были ли эти черты свойственны многим гражданам Рима времен республики?
Ресурс: текст учебника п.2 § 46.

  1. Какие качества личности ценились в Древнем Риме времен республики?

  2. Что осуждалось?
Ресурс : басни, автор - древнеримский баснописец – Федр.

Лиса и ворон.

Кто любит слышать похвалы коварных уст,

Позорно тот, наказанный, раскается.

Когда похитил ворон сыр с оконницы

И съесть его хотел, присев на дерево,

Лиса, подкравшись, завела такую речь:

«Ах, ворон, как твои сияют перышки,

Как ты лицом прекрасен и осанкою!

Тот, сдуру вздумав отличиться пением,

из клюва выпускает сыр, который вмиг

лисы коварной пасть хватает жадная.

И лишь тогда воронья дурь раскаялась.

Отсюда видно, что всего важнее ум:

Сама добродетель уступает хитрости.

Лиса и аист.

Не делай зла: иначе, учит басенка,

Тебе твои же плутни будут карою.

Лиса к обеду пригласила аиста

(Гласит молва) и на тарелку плоскую

Похлебки жидкой налила, которую

Не склюнуть было аисту голодному.

Ответный пир готовя, аист кашею

Кувшин наполнил и, клюв туда просунувши,

Наелся сам, замучив гостью голодом.

И так сказала птица перелетная

Лисе, края кувшина тщательно лижущей:

«Кто дал пример- терпи от тех, кто брал пример».

Замерзшая змея и крестьянин.

Кто помогает злым, потом раскается.

Змею, совсем замерзшую от холода,

Себе на горе кто- то пригрел за пазухой,

А она, ожив, тотчас его ужалила,

И на вопрос, зачем она это сделала,

Сказала: «Чтоб впредь не помогали злым».

Задание:

1. Какие нравственные уроки дают нам древнеримские басни?

2. Актуальны ли они сегодня?

3 группа. «Религия»

Карточка ресурса : Римские боги – изображение.


Венера


Веста


Марс


Меркурий


Минерва


Сатурн


Фортуна


Юнона



Юпитер

Янус


Сильван


Ресур с :текст п.3 § 46.

Задание:


    Что древние римляне заимствовали у греков?

  1. Выявите черты самобытности древне римских верований?

  2. Что из древнеримской религии дошло до наших дней, что изменилось и почему?
Выступления от групп.

  1. Применение нового знания.
Какой ответ на основные проблемные вопросы урока мы можем дать?

Чьи версии подтвердились?

Используя новые знания, выполните самостоятельную работу:

Задание 1.

Приведите в соответствие:


  1. Понтифик а) жрицы храма богини домашнего очага

  2. Весталка б) хранители нравственных устоев

  3. Фамилия в) хранители домашнего очага и припасов

  4. Лары г) жрецы, связывающие богов и людей

  5. Пенаты д) семья
Задание 2.

Укажите отличия устоев древнеримской семьи и нравов от современных.


  1. Рефлексия (итог урока).
Диалог:

  1. Какие затруднения возникли на уроке при разрешении проблемы?

  2. Какие цели нами были поставлены?

  3. Каких результатов мы добились?

  4. Соответствует ли результаты цели?
Карточка ресурса : вам даны 3 символа: чемодан, мясорубка, корзина.

Что из древнеримской истории семьи, нравов, религии вы возьмете с собой и будете использовать в современной жизни – положите в чемодан, что нуждается в переработке, видоизменении, осовременивании – отнесите к мясорубке, что вам кажется изжившим себя, ненужным современному человеку- выбросите в корзину.

Спасибо всем за урок.

Домашнее задание.

Расширить свои знания о семье, нравах и религии Рима периода республики, используя дополнительную литературу и интернет – ресурсы.

Слайд 2

План урока.

  • Римская семья.
  • «Отеческие нравы»
  • Римская религия
  • Слайд 3

    Римская семья.

    • Фамилия-в переводе с латинского означает семья. Во главе фамилии стоял отец. В состав фамилии входили также мать семейства – матрона, дети, жены, внуки, рабы.
    • Близкая группа семей образовывала род.
    • Авторитет матери был непреклонен.
  • Слайд 4

    • Дети в римских семьях воспитывались в строгости. Они выказывали родителям уважение и преданность. На 9 день рождения ребенку давали имя.
    • В 14 лет мальчика признавали взрослым, надевая на него одежду взрослого.
  • Слайд 5

    Отеческие нравы.

    • Служение республике являлось высшим долгом и достоинством. Римлянин обязан был выполнять законы, уважать власть, защищать государство.
    • Считалось неприличным выставлять напоказ свое богатство. Даже богачи ели из глиняной или деревянной посуды.
  • Слайд 6

    • Знатные матроны пряли шерсть, ткали и сами делали одежду, которую носили их мужья, сыновья, братья.
    • Римляне назвали эти нравы «отеческими».
    • «Я должен, следовательно, я могу» - таким был девиз римских граждан.
  • Слайд 7

    Римская религия

    • В каждой семье имелись свои домашние боги – лары и пенаты. Они, по мнению римлян, охраняли дом, здоровье. Благополучие членов семьи.
    • Их фигурки хранились в специальных помещениях, в дни праздников им выставляли еду.
  • Слайд 8

    Римские боги

    Главными патрицианскими богами были Юпитер, Юнона и Минерва. Они соответствовали греческим Зевсу, Гере и Афине. Этим богам возводили храмы на Капитолии.

    Слайд 9

    Главными плебейскими богами были Церера, Либер и Либера, что соответствовало греческой Деметре, Дионису и Персефоне.

  • Слайд 10

    • Особым уважением пользовалась покровительница домашнего очага богиня Веста.
    • Жрицами – весталками становились девочки с 6-10 лет.
  • Слайд 11

    • Новый год в Риме начинался с марта-месяца, посвященного Марсу. Себя римляне считали народом бога войны Марса.
    • 24 жреца из патрициев служили Марсу.
  • Слайд 12

    • Бог Янус-бог входа и выхода, прошлого и будущего. В честь Януса назван месяц январь.
    • Бог Сатурн-бог бог времени, земледелия, добрый приятель.
  • Какие нравственные правила определяли жизнь римской семьи?

    Когда отец умирал, сын становился главой новой се­мьи. Близкая по крови группа семей образовывала рим­ский род. Замужнюю римлянку, мать семейства, назы­вали матроной.

    Дети в римской семье воспитывались в строгости. Они долж­ны были выказывать родителям уважение и преданность. Когда ребёнок рождался, его обмывали и клали к ногам отца. Признавая ре­бёнка своим, отец поднимал его на руки. Так ребёнок становился членом фамилии. На 9-й день после рождения ребёнку давали имя. Во время церемонии наречения именем на него надевали особый амулет - бул­лу, который должен был защищать от злых духов. В 14 лет мальчика признавали взрослым. Его приводили на Форум, где в торжественной обстановке с него снимали детскую буллу и впервые надевали на него одежду взрослого. После этого молодой человек считался полноправным римским гражданином.

    2. «Отеческие нравы». Каждый рим­лянин стремился быть настоящим граж­данином. Служение республике являлось высшим долгом и достоинством римля­нина. Римлянин был обязан выполнять законы, уважать власть, защищать го­сударство. «Я должен, следовательно, я могу» - таким был девиз римских граждан.

    Считалось неприличным выставлять напоказ своё богатство. Даже богачи жили просто, ели из деревянной и гли­няной посуды. Знатные матроны и их дочери пряли шерсть, ткали и сами де­лали одежду, которую носили их му- жья« братья и сыновья. Впоследствии римляне назвали нравы Ранней респу­блики «отеческими» и не раз призывали вернуться к ним.

    3. Римская религия. В каждой семье имелись свои домашние боги - лары
    и пенаты. Они, как считали рим­ляне, охраняли дом, здоровье и благополучие членов семьи. Их фигурки хранили в специальных помещениях, рисовали на стенах. В дни семейных праздников для ларов и пенатов выставляли еду.

    Главными патрицианскими бо­гами были Юпитер, Юнона и Минерва. Они соответствовали гре­ческим Зевсу, Гере и Афине. Этим богам римляне воздвигли храм на Капитолии. Он являлся главным римским святилищем.

    При храме Юноны Советчицы (по-латыни - Монеты) был двор, где чеканили металлические деньги. Отсюда пошло слово «монета», а двор стал называться монетным.

    Главными плебейскими богами были Церера, Либёр и Либёра. Церера соответствовала греческой Деметре, Ли- бер - Дионису, а Либера - Персефоне.

    Как вы думаете, почему патриции и плебеи почитали разных богов?

    Римляне почитали также бога Януса. Янус - бог входа и выхода, дверей и ворот, прошлого и будущего. Он изо­бражался с двумя лицами. Одно бы­ло устремлено вперёд, другое - назад. В честь Януса назван месяц январь.

    Сатурн - бог времени и, кроме то­го, бог земледелия, виноградарства, до­брый правитель. С его правлением рим­ляне связывали «золотой век», когда все люди жили в мире, согласии и бла­годенствии.

    У римлян было множество других богов и богинь, например богиня уда­чи Фортуна или бог лесов Силъван. Разные богини охраняли первый крик новорождённого, первый шаг ребён­ка. Отношение римлян к богам мож­но назвать деловым. За свои молитвы и жертвы римлянин хотел получить от бога свершения того, о чём он просил.


    £ Г^Н Слово «религия» происходит от латинского глагола «связы­вать». Религия - это связь богов и людей. Слово «понтифик» на латыни означает «тот, кто строит мост», то есть «связывает» богов и людей. Титул великого понтифика и сегодня носит папа римский.

    В Риме жрецы выбирались из числа знатных и осо­бо добродетельных людей. Жрецами становились некото­рые высшие магистраты. Отдельного слоя жрецов, являв­шихся только священнослужителями, в Риме, как и в Греции, не было.

    Римский историк Тит Ливий о знамениях перед битвой

    Когда войска римлян и галлов стали, готовые к битве, сбежа­ла с горы лань, спасаясь от волка, и промчалась по полю меж

    тем и другим строем. Потом звери бросились бежать в раз­ные стороны: лань к галлам, а волк к римлянам. Волку откры­ли проход сквозь ряды, лань же была заколота галлами. Тогда один из римских передовых бойцов объявил: «Бегство и гибель обратились туда, где вы видите убитым священное животное Дианы; здесь же марсов волк-победитель, целый и невредимый, напоминает нам о марсовом племени и об основании нашего города».

    В чём причина верований римлян в приметы, символы?

    1. Назовите римских богов. Кому и в чём они покровитель­ствовали? 2. Какое место в обществе занимал «тот, кто строит мост»? 3. Что такое «отеческие нравы»? 4. Сравните воспитание детей в Спарте и в Римской республике. 5. Какое значение име­ли для римлян слова «фамилия», «отец»?

    1. Каким образом религиозные верования разделяли патрициев и плебеев? 2. Составьте правила римской патрицианской семьи.

    3. Чем различались греки и римляне в отношении к богам?

    4. Что отражает сюжет скульптуры «Римлянин с бюстами пред­ков» (см. с. 243)? Выскажите своё мнение.

    Римская семья, нравы, религия презентация выполнена Гиниатуллиной В. И.


    • Римская семья.
    • «Отеческие нравы»
    • Римская религия

    Римская семья.

    Фамилия- в переводе с латинского означает семья. Во главе фамилии стоял отец. В состав фамилии входили также мать семейства – матрона, дети, жены, внуки, рабы.

    Близкая группа семей образовывала род.


    Дети в римских семьях воспитывались в строгости. Они выказывали родителям уважение и преданность. На 9 день рождения ребенку давали имя.

    В 14 лет мальчика признавали взрослым, надевая на него одежду взрослого.


    Отеческие нравы.

    Служение республике являлось высшим долгом и достоинством. Римлянин обязан был выполнять законы, уважать власть, защищать государство.

    Считалось неприличным выставлять напоказ свое богатство. Даже богачи ели из глиняной или деревянной посуды.


    Отеческие нравы.

    Знатные матроны пряли шерсть, ткали и сами делали одежду, которую носили их мужья, сыновья, братья.

    Римляне назвали эти нравы «отеческими».

    «Я должен, следовательно, я могу» - таким был девиз римских граждан.


    Римская религия

    В каждой семье имелись свои домашние боги – лары и пенаты. Они, по мнению римлян, охраняли дом, здоровье. Благополучие членов семьи.

    Их фигурки хранились в специальных помещениях, в дни праздников им выставляли еду.


    Римские боги

    Главными патрицианскими богами были Юпитер, Юнона и Минерва. Они соответствовали греческим Зевсу, Гере и Афине. Этим богам возводили храмы на Капитолии.


    Римские боги

    Главными плебейскими богами были Церера, Либер и Либера, что соответствовало греческой Деметре, Дионису и Персефоне.


    Римские боги

    Особым уважением пользовалась покровительница домашнего очага богиня Веста.

    Жрицами – весталками становились девочки с 6-10 лет.


    Римские боги

    Новый год в Риме начинался с марта-месяца, посвященного Марсу. Себя римляне считали народом бога войны Марса.

    24 жреца из

    патрициев

    служили Марсу.


    Римские боги

    Бог Янус-бог входа и выхода, прошлого и будущего. В честь Януса назван месяц январь.

    Бог Сатурн-бог бог времени,

    земледелия,

    приятель.


    Римские боги

    Фортуна-богиня удачи, покровительницы женщин и их плодовитости, сказывается в посвящении ей надписей матронами, просящими детей, и в изображении богини с двумя младенцами у грудей.


    Слово религия происходит от латинского глагола связывать.

    Религия-это связь богов и людей.

    Понтифик-это тот, кто «строит мост», т.е. связывает богов и людей. Так в Риме называли верховного жреца.

    Сегодня понтификом называют Папу Римского.


    Домашнее задание:

    параграф 49, составить сравнительную таблицу «Боги древней Греции и древнего Рима»

    Для Древнего Рима семья имела большое значение, и представляла собой важную ячейку общества. Судьба римлянина во многом зависела от того, в какой семье он родился, какой собственностью и статусом владеет его семья и какое воспитание он может получить.

    Главой семьи считался отец, в его руках была власть над всеми остальными членами семьи. Мать семейства тоже пользовалась почтением и авторитетом, к ее словам прислушивались взрослые сыновья.

    Во власти отца было наказывать и даже казнить членов семьи, но традиции Древнего Рима не предусматривали жестокость, скорее всего, отец должен был поступать справедливо и в строгости воспитывать своих детей.

    Обязанность матери семейства заключались в соблюдении нравственных устоев, она должна была следить за поведением всех членов семьи и их соблюдением римских обычаев. На ее плечах лежали заботы о доме и его благосостоянии, а также мать должна была приумножать общественное уважение к себе и своей семье.

    Римской род образовывался близкими по крови семьями, в основном, в одну семью входили отец, его жена, их дети, жены и дети взрослых сыновей, и относящиеся к семье рабы.

    Нравы римлян

    Основой нравов Рима считалось обязательное служение республике, выполнение долга и отстаивание чести своей семьи и своей страны. Каждый гражданин должен был беспрекословно следовать законам государства, защищать его и высказывать уважение власти.

    Важно отметить, что не в нравах римлянин было выставлять напоказ свое богатство, даже обеспеченные семьи жили просто и скромно. Женщины в богатых семьях ткали и самостоятельно шили одежду своим мужьям и сыновьям, а также пряли шерсть. Нравы древних римлянин со временем стали называть «отеческими».

    Воспитание детей в Риме

    Особенностью воспитания детей в Древнем Риме была строгость, с раннего детства прививались чувства уважения и почтения к родителям. Полноценное имя римскому ребенку давали только на девятый день после его рождения.

    А когда он только рождался, его клали к ногам отца, и поднимая его на руки, он признавал ребенка и позволял ему стать членом семьи. Тогда над ними проводили специальный обряд - надевали амулет буллу, ведь по поверьям этот амулет должен был защищать его от зла и нечисти.

    Взрослыми дети становились в 14 лет, для этого тоже был специальный обряд - буллу торжественно снимали и позволяли ему надеть взрослую одежду. Таким образом, он становился полноправным римлянином.

    Религия римлян

    Боги, которым поклонялись в Древнем Риме, соответствовали древнегреческим богам , только теперь у них были другие имена.

    Главными богами считались Юпитер, Юнона и Минерва, которые в древнегреческой мифологии носили имена Зевс, Гера и Афина. Эти боги были главными для патрицианских семей, а плебейскими богами считались Церера, Либер и Либера.

    В честь всех этих богов выдвигались храмы и святилища, главным среди них выделяют храм Юпитера Капитолийского, а также храм Юноны Советчицы, при котором был двор, в котором чеканили монеты. Также почиталась богиня Диана, которая покровительствовала охоте и соответствовала греческой богине Артемиде, и покровительница домашнего очага Веста.

    Римляне строго соблюдали священные обряды и традиции, связанные с почтением богов, но все же их отношение к богам было серьезным и деловым. Священнослужителями считались жрецы, существовали объединения жрецов, которые называли коллегиями, а также коллегия понтификов, среди которых был великий понтифик, возглавляющий всех римских жрецов.