Поучения оптинских старцев. Человечеству нужно начать жить по Божьим заповедям. Только тогда жизнь каждого человека изменится к лучшему…

Эти вопросы оказались достаточно непростыми для многих участников опроса портала «Православная жизнь». Не все смогли ответить, кто-то и не захотел касаться данной темы. Мы публикуем без купюр все, что сказали наши респонденты – люди разных религиозных взглядов. Среди них есть верующие и неверующие, православные и католик, миряне и монах.

«Соблюдение заповедей – большая работа над собой»

Марина Мешкова-Мигунова, педагог по пластике и пантомиме, режиссер:

«Честно – задумалась. Постоянно слышим, знаем – Божьи заповеди, жить по заповедям. А на деле… Право, спросили бы вы меня в юности, которая все знает… И вот, правда, вопрос – знаем ли мы заповеди Божьи, как, скажем, таблицу умножения? Большая часть людей – вряд ли.
С опытом приходит понимание, что не все так просто. Думаю, заповеди толкуются зачастую слишком однозначно, слишком просто, по тексту букв, а не по духу. Например – «Не укради». Так просто, казалось бы – не бери чужое. Допустим, да, не берут вещи. А чужие идеи? А чужое время? А мздоимство? А неоплаченная работа? Список можно продолжать…
Или, например «Не сотвори кумира и не поклоняйся ему». Увы, забываем, следуя лишь «верхней» смысловой части. Из этой же серии – жизненное «не очаровываться, чтоб не разочароваться». А лицемерие – тоже нарушение этой заповеди. Накопительство, стремление к авторитету и власти… Зачастую процесс так лихо запущен, что остановиться человек не может. Или не хочет.
Неуважение к родителям и к собственным детям – тоже суть нарушение заповеди о почитании отца и матери. Брошенные старики, избитые дети.
Да, а заповедь «Не убий»? Все вроде ясно – не лишай жизни человека. А «убитые» идеи? А слова-тексты-поступки, доводящие людей до отчаяния – в лучше случае? А растоптанное достоинство человека? Ох, Господи, как все просто на первый взгляд!
С заповедью о ложном свидетельство тоже, будто бы, все ясно. Но, даже дав обет «не лгать», сколько искушений обелить себя! Ей-богу, «іноді краще жувати». Не копаться в чужом белье, не топтаться по душам ближних, не осуждать, не критиковать…
А радоваться успехам других дано, увы, немногим. Эти люди точно не будут желать «ничего, что у ближнего твоего» - как гласит десятая заповедь. Они также избавлены от зависти и недовольства жизнью.
Все же соблюдение заповедей – большая работа над собой. Немногим это по душе, ибо «душа обязана трудиться и день, и ночь». Куда проще плыть по течению соблазнов и искушения.

«Люди не знают законов Божьих»

Александр Никитюк, художник, руководитель «Лаборатории актуального творчества»:

«Зачем жить по Божьим заповедям? Думаю, что скорее – стараться жить по Божьим заповедям. Так как никто из нас не защищен полностью от искушения и бывают случаи невольного нарушения этого закона, который устанавливает определенный порядок и правила сосуществования людей.

Если бы не было заповедей Божьих, на которых сегодня базируется вся законодательная система цивилизованных стран, то цивилизация оказалось в ситуации не контролируемого хаоса, что привело бы к ее гибели.

Почему люди нарушают заповеди? Тут есть несколько версий: 1. Нарушают, потому что бывают одержимы темными силами; 2. Нарушают, потому что не верят в то, что будут наказаны, или не верят в Бога; 3. Нарушают, потому что думают, что Бог все простит или смогут купить прощение (индульгенцию); 4. Нарушают, потому что иногда так складываются обстоятельства (невольный грех), и человек не знает, что нарушил; 5. Самое распространенное – нарушают, потому что не знают законов Божьих».

«Часто люди ведут себя хуже животных»

Вячеслав Чумаченко, клинический психолог, психотерапевт, руководитель Семейно-консультативного психоаналитического кризисного центра:

«Понятие веры – процесс достаточно интимный. Сейчас модно веровать, при этом люди не имеют вообще понятия, что они делают и для чего.

Не надо придумывать то, что уже создано людьми – я имею в виду Божьи заповеди.

Достаточно дико смотрятся люди, правительства, страны, которые пытаются что-то подстроить под себя и очень активно внушают всем нам, что надо так, а не так. Самое большое извращение природы, когда люди одной страны убивают людей своей же страны, при этом аргументируя это достаточно просто – меняя то, что прописано веками.

Часто люди ведут себя хуже животных.

Аргументация простая – за идею, за веру, которую я понимаю так, как выгодно мне.

При этом говорят абсолютно странную вещь: «Вот сейчас я сделаю, а потом схожу в церковь».

Так и живем – убиваем, грабим, предаем, а потом просто зайдем на пару минут в церковь, и можно делать дальше».

«Чтобы получить шанс на победу, играть нужно по правилам»

Инга Фляжникова, журналист, руководитель Агентства журналистских расследований:

«Считаю, что Божьи заповеди – это Законы жизни, даже независимо от религии. А человек, пришедший в этот мир, должен жить по его законам. Ведь в каждой игре есть свои правила, и если ты уже вынужден в нее играть, чтобы получить шанс на победу, играть нужно по правилам.
За любое нарушение Закона в миру предусмотрено соответствующее наказание, но, даже не смотря на это, преступность была, есть и будет. За нарушение Божьих заповедей тоже есть наказание, но для многих оно совершенно размыто, непонятно, неограниченно временными рамками. Только истинно верующие понимают его суть. Но даже они довольно часто нарушают Божьи заповеди. Человек несовершенен».

«Мы ошибочно относим себя к праведникам»

Елена Калинская, предприниматель:

«Думаю, жить по Божьим заповедям мы должны для того, чтобы мы лучше понимали, что такое грехи, и как много нашего духовного "я" заложено в самих Заповедях. Мы настолько любим себя, так часто занимаемся самолюбованием, что не замечаем, насколько мы грешны. Самым большим грехом, мы считаем смертный, и поэтому, не нарушая его, мы ошибочно относим себя к праведникам. Но забываем о главном: Заповедей 10, и каждая из них равнозначна».

«Заповеди Божьи – это щит»

Архидиакон Паисий (Кулиберов), Свято-Троицкий Ионинский монастырь, Киев:

«Не Бог насилует нашу свободу, а мы, самолично, всякий раз, когда отдаёмся в рабство грехам – преступлениям заповедей Божьих, которые даны нам Богом для предохранения нашей свободы. Заповеди Божьи – это щит, который перестаёт защищать только тогда, когда мы, своей волей, в поисках нами же придуманного счастья, отводим его в сторону, устремляясь на стрелы вражьи, прикрытые туманом лукавых иллюзий... Изберём же Истинную Свободу – Бога, и Ему откроем наши сердца, дабы Он царствовал в нас, а не дьявол. Кто с Богом, те и благосчастливы, а кто не с Богом, те с дьяволом, и злосчастливы. Других вариантов НЕТ. И не обманывайтесь!!! Бог милостив, но поругаем не бывает!!! Аминь!!!»

Вы жалуетесь на хлопоты и заботы и сожалеете о рассеянности вашей жизни. Все же вы знаете свой долг, и на какой конец мы созданы, то и посреди увлечения памятуйте это, дабы и из действий ваших житейских проявлялось жела-ние ваше к исполнению воли Божией, а при помощи Его и на деле исполнится. Невозможно же быть вам в совершен-ном бездействии физическом: тогда страсти больше будут беспокоить (преп. Макарий).

Это не худо, что вы обучаетесь сами знать хозяйство; вы составлены не из одной души, но и из тела, а тело нужно для спасения души, надобно же и о нем попещися (преп. Макарий).

Зависть

Зависть происходит от гордости и, вместе, от нераде-ния к исполнению должного. Каин понерадел принести избранную жертву Богу. А когда Бог за такое нерадение презрел его жертву, а усердную и избранную жертву Авеля принял, тогда он, объятый завистью, решился убить и убил праведного Авеля. Всего лучше... стараться истреблять за-висть в самом начале смиренною молитвою и смиренною исповедью и благоразумным молчанием (преп. Амвросий).

Зависть вначале обнаруживается неуместною ревностью и соперничеством, а затем рвением с досадою и пори-цанием того, кому завидуем (преп. Амвросий).

Вопрошаешь о страсти зависти, в тебе гнездящейся, и боишься, что она пребудет в тебе до гроба, да еще недоуме-ваешь, как она происходит от гордости? Рассуди, не от самолюбия ли и славолюбия твоего она есть? а сказано от <святых> отец: «самолюбив не может быть братолюбив». Ежели бы ты старалась о снискании смирения, не говоря уже, имела бы смирение, то предпочитала бы себе ближнего и все его выгоды. Что терзает завистника? Ближнего бла-гополучие или предпочтение; хотя и сам он имеет те же блага, а временем и предпочтение, но ему досадно, зачем он имеет то. А где любовь и смирение, там все изгибы зависти пожерты бывают. Не смущайся, что страсть тебя стужает, но старайся противляться оной самоукорением, смирением и любовью. Когда зависть есть, то уже явно любовь и смире-ние изгнаны вон, а без них и добродетели ничего не стоят. Ты не отчаивайся и не думай, что до гроба пребудет с тобою эта страсть, по мере умаления самолюбия и приобре-тения любви и смирения и от оной получишь свободу (преп. Макарий).

Находясь в церкви и чувствуя мир и тишину, утешалась оными, а после ощутила страсть зависти за предпочтение N., и мрак покрыл тебя, из сего должна видеть, что никак не должно думать о себе, хотя бы и великих дарований сподоби-лись; все еще в нас кроется тьма страстей... А как горька зависть и изъяснить трудно, и она не отвне, но извнутрь приходит от своего залога; обретый зависть, обрете диавола, а диавол тьма и смущение, а где благодать, там свет и мир. Подвизайся против сей страсти, и не думай, что люди подают повод к страсти, но случаи сии только показуют тебе оную, лежавшую в тебе скрытно и подвигшуюся от случая, смотре-нием Божиим, попущенного к исцелению твоему (преп. Макарий).

Ты описываешь свое нерадение и немирствие с жи-личкой, что она очень проста в раздаче сестрам. Проверь-ка свое сердце, не от зависти ли оно у тебя возмущается. Конечно, сказать можно, но гневаться из-за чужого добра зачем? Кто помнит о смерти и боится муки вечной, тот всячески понуждает себя к исправлению. И больше себе внимает. Господь сказал: «аще вы не отпущаете согрешений, то и вам не отпустит Отец ваш Небесный» (Ср.: Мф. 18, 35) (преп. Иосиф).

Страсть зависти ни в какой радостный праздник, ни при каких радостных обстоятельствах не дает вполне порадо-ваться тому, кем она обладает. Всегда, как червь, точит душу и сердце его смутною печалью, потому что завистли-вый благополучие и успехи ближнего почитает своим не-счастием, а оказываемое другим предпочтение считает для себя несправедливою обидою. Один греческий царь пожелал узнать, кто из двух хуже, сребролюбец или завистливый, потому что оба не желают другим добра. С этою целью повелел позвать к себе сребролюбца и завистливого и гово-рит им: «Просите у меня каждый из вас, что ему угодно, только знайте, что второй вдвое получит, что попросит пер-вый». Сребролюбец и завистливый долго препирались, не желая каждый просить прежде, чтобы после получить вдвое. Наконец царь сказал завистливому, чтобы он просил первый. Завистливый, будучи объят недоброжелательст-вом к ближним, вместо получения обратился к злоумышле-нию и говорит царю: «Государь! прикажи мне выколоть глаз». Удивленный царь спросил, для чего он изъявил такое желание? Завистливый отвечал: «Для того, чтобы ты, госу-дарь, приказал товарищу моему выколоть оба глаза». Вот насколько страсть зависти зловредна и душевредна, но еще и зложелательна. Завистливый готов подвергнуть себя вреду, лишь бы только вдвое повредить ближнему. Мы здесь выставили самую сильную степень зависти. Но и она, как и все другие страсти, имеет разные размеры и степени, и потому должно стараться подавлять ее и истреблять при первом ощущении, молясь Всесильному Сердцеведцу Богу псаломскими словами: «от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади» рабу Твою или «раба Твоего» (Пс. 18, 13—14). Также со смирением должно исповедовать не-мощь эту пред духовным отцом. А третье средство — вся-чески стараться не говорить чего-либо противного о том человеке, которому завидуем. Употребляя эти средства, мы можем с помощью Божиею, хотя не скоро, исцелиться от завистливой немощи (преп. Амвросий).

Если желаешь избавиться и от зависти и душевредной ревности, то же средство употребляй, молясь, «от тайных моих очисти мя, Господи» (Пс. 18, 13), и помышляя, что духовное неисчерпаемо, — твоего никто не восхитит, как и ты другого, всем достанет и не оскудеет (преп. Амвросий).

Не мирствуешь против келейницы м. И. Это явно, что ты по зависти немирствуешь. Сего бы не должно быть, зависти. Матушка Игуменья хорошо относится к ней, а тебя это раздражает, не надо кичиться пред другими; в очах Божиих она, может быть, ценнее тебя. Молитесь друг за друга, да исцелеете (преп. Иосиф).

Заклятые дети

Слышал я, что бывали случаи, когда родители прокли-нали или заклинали своих детей, то они мгновенно исчезали; их уносил бес. Слышал также, что был случай, когда один из таких детей был возвращен бесом и рассказывал про себя, что он исполнял все дела, которые поручал ему ис-полнять бес во вред людям: «Я в это время всех видел, а меня и бывших со мною бесов никто не видел», — рассказывал он и весьма сему сначала дивился (преп. Варсонофий).

Заповеди Божии

По крещении непременно нужно делание заповедей Божиих, коими сохраняется данная во оном благодать и, по мере успеяния в оных, умножается; преступая же запове-ди, покаянием паки восстановляем и приобретаем ее (преп. Макарий).

Жить по заповедям Христовым обязаны все православ-ные христиане, и ничем не можем оправдаться пред Богом за неисполнение их, кроме как Его предражайшими заслугами и истинным сознанием и покаянием в наших преступлениях (преп. Макарий).

При исполнении заповедей Божиих нужно иметь сми-рение, и если сила заповедей в нас оскудеет, то смирение о нас ходатайствует. А когда будем делать добродетели и хотим удостовериться, что мы уже спасаемся, и просто как бы видеть на ладони свое спасение, то очень ошибаемся. Надобно делать добродетели, но не видеть сего, а приписывать исправления свои Богу и Его помощи и смиряться истинно, а не ложно. Заповедь Божия повелевает: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать» (Ср.: Лк. 17, 10). Фарисей видел свои добрые дела и благодарил Бога, но не оправдался так, как смиренный мытарь, сознавший свою греховность и просивший от Бога милостиву ему быти (преп. Макарий).

Старайся деланием заповедей Божиих благоугождати Ему, но чтобы все оные были растворены смирением, а без смирения не могут воспользовать... Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Бо-жиих, а не в том, как ты думаешь, — в восхищении ума, это совсем не твоей меры. Лучше, видев свою немощь, смиряйся и считай себя худшею всех и отнюдь не надейся на себя... (преп. Макарий).

Везде нужно исполнение заповедей Божиих со смирением, от них же рождается плод духовный: любы, радость, мир, дол-готерпение, вера, кротость, воздержание и прочее: ибо делани-ем заповедей является любовь Божия, по неложному Его словеси: «любяй Мя заповеди Моя соблюдает» (Ср.: Ин. 14,21). А заповеди Его и состоят в любви к Нему и ближнему. И ежели мы думаем исполнить одну только к Нему любовь совершени-ем правил и молитв, а о другой не печемся, относящейся к ближнему, то и той не совершаем, ибо они совокуплены между собою тесным союзом, одна без другой не может совершиться, по слову святого апостола Иоанна: «аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть...» (1 Ин. 4, 20). И паки Сам Господь глаголет: «не всяк глаголяй Ми: Господи, Господи, внидет в Царствие Небесное: но творяй волю Отца Моего, Иже есть на небесех» (Мф.7, 21) (преп. Макарий).

Спрашиваете, как делать все не по своей воле и как познавать и видеть волю Божию? Воля Божия видна в заповедях Его, которые мы и должны стараться исполнять при обращении с ближними, а в случае неисполнения и преступления приносить покаяние. Наша же воля развра-щенна, и требуется всегдашнее понуждение к исполнению воли Божией, и помощи Его надобно просить (преп. Макарий).

Всякому человеку дан разум, свободная воля и, ко ис-пытанию оных, закон. Исполнение заповедей Божиих во всяком звании доставляет человеку спасение. Но если мы находим в одном звании препятствие к сохранению чисто-ты или нравственности, и вообще к исполнению заповедей Божиих, то нимало не возбранительно искать уклонения от того, что нам вредит (преп. Макарий).

Господь даровал нам Свои заповеди и повелел оные исполнять; когда будем жизнь нашу по оным провождать, то получим благая Божия и здесь, и в будущей жизни, а ежели явимся преступниками заповедей Божиих, то не только здесь наказуемся, но, если не покаемся, и в будущем веке не избегнем наказания (преп. Макарий).

Английский философ Дарвин создал целую систему, по которой жизнь — борьба за существование, борьба сильных со слабыми, где побежденные обрекаются на гибель, а побе-дители — торжествуют. Это уже начало звериной филосо-фии, а уверовавшие в нее не задумываются убить человека, оскорбить женщину, обокрасть самого близкого друга, — и все это совершенно спокойно, с полным сознанием своего права на все эти преступления. И начало всего этого опять в помысле, которому поверили люди, в помысле, что нет ничего запретного, что Божественные заповеди не обяза-тельны, а церковные постановления стеснительны. Нельзя доверяться этим помыслам. Надо раз и навсегда покорно подчиниться требованиям Церкви, как бы они ни были сте-снительны. Да вовсе они и не так трудны! Чего требует Церковь? Молись, когда надо, постись — это надо исполнять. Про Свои заповеди Господь говорит, что они не тяжки. Какие же это заповеди? «Блажени милостивий...» (Мф. 5. 7) — ну, это мы еще, пожалуй, исполним: умягчится сердце наше, и мы окажем милость, поможем бедным лю-дям. «Блажени кротции...» (Мф. 5,5) — вот тут стоит высокая стена — наша раздражительность, которая ме-шает нам быть кроткими. «Блажени есте, егда поносят вам...» (Мф. 5, 11) — тут уже в нашем самолюбии и гордости почти непреодолимая преграда к исполнению этой заповеди — милость мы оказываем, пожалуй, даже спра-вимся со своей раздражительностью, но снести поношение, еще добром заплатить за него — это уже вовсе невозможно нам. И вот преграда, которая отделяет нас от Бога, и которую мы и перешагнуть не стараемся, — а перешагнуть надо. Где искать силы для этого? В молитве (преп. Варсонофий).

И Бог возлюбит тебя. Ибо Он Сам говорит: «Аще кто заповеди Моя соблюдет, Аз возлюблю его и прийду к нему Сам» (Ср.: Ин. 14, 21). «Аз и Отец к нему прийдем и обитель у него сотворим» (Ср.: Ин. 14, 23). Значит, так и будут жить у тебя в сердце. Сего-то я тебе, О., и желаю больше всего на свете (преп. Анатолий).

«Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его» (Пс. 36, 31). Как достигнуть того, чтобы закон Бога был в сердце? Прежде всего, закон Бога надо помнить. А для того, чтобы помнить, надо его знать, или через слышанное, или через прочитанное. А чтобы узнать его, надо иметь желание, стремление к познанию закона Божия. Но недостаточно, чтобы только знать и помнить закон Божий. Холодное, умственное знание закона Божия безжизненно. Только при-нятие закона Божия сердцем дает ему жизнь. Сердце же у всех развращенное, и поэтому надо себя понуждать к принятию закона. «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф.11, 12). Надо стараться, чтобы вся жизнь, целиком, а не в известные часы и дни, была построена по закону Божию. Надо всю свою деятельность расположить так, чтобы она была согласна с волею Божией. Только при таких условиях чисто будет наше сердце, и только «чистые сердцем Бога узрят» (Мф.5, 8) (преп. Никон).

«Блажени нищии духом, яко тех есть Царство Небес-ное» (Мф.5, 3). Это надо понимать так: блаженны сми-ренные, сознающие свою греховность, свое недостоинство. Из первой заповеди вытекает вторая: «Блажени плачущии» (Мф.5, 4). Кто сознает себя недостойным грешником, тот плачет о своих грехах. А сознающий свое недостоинство и плачущий о своих грехах не может подвергаться гневу. Он будет кроток по примеру Спасителя, Который сказал: «На-учитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем» (Мф.11, 29). Исполняющие третью заповедь о безгневии и кротости всей душой будут желать исполнения правды Божией и таким образом будут исполнять четвертую запо-ведь: «Блажени алчущии и жаждущие правды» (Мф.5, 6). При исполнении всех заповедей сердце человека делается чистым. «Блажени чистии сердцем» (Мф. 5, 8). Исполне-ние заповедей преисполняет душу любовью ко Господу. Никакие страдания, ради Господа переносимые, не тягост-ны. «Блаженны вы, когда будут поносить вас, гнать и злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо вели-ка ваша награда на небесах. Так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Ср.: Мф. 5, 11—12) (преп. Никон).

Большая часть наших грехов происходит оттого, что мы забываем заповеди Божии (преп. Никон).

Свое понуждение на хранение заповедей Божиих необ-ходимо. А помощь Божия всегда с нами (преп. Никон).

Делание душевное спасительное заключается в усво-ении уму и сердцу святого евангельского учения. К вели-кому прискорбию, часто люди (как иноки, так и мирские, считающие себя христианами), любящие читать Святое Евангелие, ходить в церковь и вообще принадлежащие к Святой Православной Церкви или считающие себя таковы-ми — не хотят или не стараются во всех вопросах и обсто-ятельствах жизни применять к себе заповеди Евангельские, зная их, как будто они, то есть заповеди, даны для всех, кроме них. Например, прекрасно известно, что Евангелие требует, чтобы мы прощали обиды друг другу. Но нам не хочется простить, мы находим справедливым так или иначе отплатить причинившему нам скорбь и таким образом отре-каемся от Христова учения, если не словами, то своим сердцем. Какое безумие! Преподобный Марк Подвижник пишет: «Господь сокровен в заповедях Своих и обретается ищущи-ми Его по мере исполнения ими заповедей Его» (Закон дух., гл. 190). Глубокое значение имеют эти слова. Найти Гос-пода может только тот, кто в своей личной жизни исполня-ет заповеди Христовы. А если кому своя воля — «чтоб было по-моему» — дороже учения Христова, — умолчу... Каждый пожнет, что посеял. Надо не только знать Святое Евангелие, но и жить по Нему, иначе нельзя быть христианином, тем более монахом. Необходимо человеку лично самому начать новую жизнь по разуму Святого Евангелия и Святой Церкви Христовой — как по внешним поступкам, так и по душе. Только личный подвиг очищения сердца от страстей по заповедям Христовым может уяснить этот вопрос (преп. Никон).

«Закон Бога его в сердце его, и не запнутся стопы его» (Пс. 36, 31). Когда человек, так сказать, положит закон Божий, святые заповеди Божии в сердце своем, полю-бит их, тогда он возненавидит грех, возгорится желанием жизни о Господе, будет удерживать себя от всякого греха (преп. Никон).

Вопрос: «Укоряю себя... что не делаю над собою очень сильных усилий, усилий до смерти». Ответ: «Слишком большое напряжение вредно. Можно потерять силы напрасно и обессилеть. Надо оградить себя железным кольцом заповедей. Каждое свое действие надо совершать только после того, как проверишь, согласно ли с заповедями, со Святым Писанием. И даже слова надо про-износить после того, как помолишься и проверишь» (преп. Никон).

Грех, прикрытый личиною добра, подкрадывается и по-вреждает души не поверяющих себя Евангелием. Евангель-ское добро требует самоотвержения, «отречения от своей воли и разума» (преп. Никон).

Желаешь исполнять волю и заповеди Божии, а на деле видишь, как исполнение далеко отстоит от желания. Спра-шиваешь, можно ли достигнуть свободы духовной, или это не всем дается? Кто ищет — всякому дастся, — «ищите и дастся вам», — как евангельская вдовица искала защиты от соперника, так и нам должно просить (преп. Иларион).

Творите добро ближнему, постоянно напоминал старец, делайте внешнее, а когда оно будет в исправности, то и внутреннее образуется. Но, сделав добро, не гордитесь, а благодарите Господа: «Твоим благословением, Господи, со-вершил я это». Помните завет: «...без Мене не можете творити ничесоже» (Ин. 15, 5) (преп. Нектарий).

Чтобы не потерять благодати Божией, паче старайся к приобретению памяти Божией. Нужно соблюдать слово Божие, или заповеди, как и Сам Господь сказал: «Имеяй заповеди Моя и соблюдаяй их, той есть любяй Мя» (Ин. 14, 21). Таким же образом достигается искреннее служе-ние Богу всем сердцем (преп. Нектарий).

Надо ближнего возлюбить, но возлюбить искренно, а не с расчетом. Любовь — это самое прекрасное, самое святое. Это такая красота! Но люди исказили ее, а она должна быть, как у Христа, когда Он за нас пострадал (преп. Нектарий).

Делание заповедей Господних животворит душу и даже тело твое умиротворит и утешит до обилия... (преп. Лев).

Всеблагий Господь, имиже весть судьбами, да вразу-мит нас и да наставит на путь хранения Божественных Его заповедей, ими же приобретается жизнь вечная и веч-ное блаженство, где кому Промысл Божий укажет место, как сказано в псалмах: «на всяком месте владычества Его, благослови душе моя Господа» (Пс. 102, 22) (преп. Амвросий).

« ...Мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Другого средства для получения мирного устроения душевного, кроме исполнения Евангельских заповедей Божиих, изобрести невозможно. Евангельские же заповеди требуют, во-первых, смиренного терпения и перене-сения всех искушений, по сказанному: «в терпении вашем стяжите души ваша» (Лк. 21, 19) и «претерпевший до кон-ца, той спасен будет» (Мф. 10, 22), чтобы никого не судить и никого не осуждать, а всех оставлять на суд Божий и предоставлять их собственной воле. Так как только один и есть Судия живых и мертвых, пред Которым каждый из нас от своих дел или прославится, или постыдится (преп. Амвросий).

Убеждаю поверить... Евангельскому слову Самого Господа, глаголющего: «Если же хочешь войти в жизнь [вечную], соблюди заповеди» (Мф. 19, 17). И паки: «Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное» (Мф. 7, 21). Вникни рассудительно в слова сии и не надейся спастись одним исполнени-ем келейных правил, без исполнения заповедей Божиих, из которых главная сия: «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5) (преп. Амвросий).

Ты писала, что тебе было внушение внутреннего гла-са: «покойся в Господе». Спрашиваешь, что могут означать слова эти. Думаю, что, во-первых, они означают то, что желающий иметь покой в Господе должен стараться испол-нять все заповеди Господни, по сказанному от святого Да-вида пророка: «ко всем заповедям Твоим направляхся, всяк путь неправды возненавидех» (Пс. 118, 128). При таком направлении, хотящему иметь покой в Госпо-де, необходимо понуждаться, чтобы любить врагов, благо-словлять клянущих, добро творить ненавидящим и молиться за творящих напасть и гонящих его. Ежели на это не будем понуждаться, то не можем иметь совершенного покоя в Господе. И насколько будем в себе допускать самооправда-ния и обвинения других, настолько будем лишаться мира душевного, по сказанному в псалмах: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165) (преп. Амвросий).

N. ваш находит учение Христово далеко не совер-шенным. Оно кажется таким для людей неверующих и потому небрегущих об исполнении животворных заповедей Христовых. А кто в простоте сердца верует и по силе и возможности старается направлять жизнь свою по закону Христову, тот собственным опытом убеждается, что со-вершеннее сего учения никогда не было и быть не может. Причиною несовершенства Христова N. ваш считает обещание Господом награды за исполнение Его заповедей. Но награда эта не есть какая-либо плата, например, вырыл мужик яму и получил рубль. Нет. У Господа самое испол-нение заповедей служит для человека наградою, потому что оно согласно с его совестью, от чего водворяется в душе человека мир с Богом, с ближними и с самим собою. Потому такой человек всегда бывает покоен. Вот ему и здешняя награда, которая перейдет с ним и в вечность (преп. Амвросий).

N. ваш обещание награды Господом за исполнение за-поведей Его считает доказательством величайшей мудрос-ти Спасителя, так как находит, что только таким будто бы способом учение Его и могло так быстро распространиться. Одно обещание награды не сильно было сделать это. Ибо и в магометанстве и в других религиях, в которых люди веруют в загробную жизнь, также обещаются награды по исходе из сей жизни. А распространению истинно христианской религии способствовала, главным образом, благотворность учения Христова на Его последователей. Эту благотворность может и теперь испытывать каждый ис-тинно верующий в Господа Иисуса Христа и направляю-щий жизнь свою по Его животворным заповедям. Как выше упомянуто, такой человек еще на земле наслаждает-ся миром небесным (преп. Амвросий).

Вопрос: «Как понимать слова Писания: «будите муд-ри яко змия» (Мф. 10, 16)». Ответ: «Змея, когда нужно ей переменить старую свою кожу на новую, проходит чрез очень тесное, узкое место, и таким образом ей удобно бывает оставить свою преж-нюю кожу: так и человек, желая совлечь свою ветхость, должен идти узким путем исполнения Евангельских запове-дей...» (преп. Амвросий).

Чадце духовное! Пишешь, что у тебя в настоящее время господствуют в душе три чувства. Первое чувство — усиливающееся желание хорошей истинно христианской жизни и любви к Богу и частое влечение к внутренней молитве; вследствие чего, конечно, есть любовь и жела-ние внутреннего монашества, наружное же тебе еще недо-ступно по разным душевным препятствиям. Находясь в таком положении, держись строже и точнее евангельского учения... К сказанному прежде прилагаю теперь псаломские слова, от Духа Святаго изреченные чрез пророка Давида: «уповай на Господа и твори благостыню, и насе-ли землю, и упасешися в богатстве ея. Насладися Господеви, и даст ти прошения сердца твоего. Открый ко Господу путь твой, и уповай на Него, и Той сотворит: и изведет, яко свет, правду твою и судьбу твою, яко полу-дне. Повинися Господеви и умоли Его» (Пс. 36, 3-7). Псаломские слова: «насели землю, и упасешися в богатстве ея», относительно тебя могут означать, что ты достоя-нием своим помогла поселиться собравшимся там сестрам, где ты живешь. «Повинися Господеви и умоли Его» означа-ет: всячески старайся жить по Евангельским заповедям Божиим, и часто молись и умоляй Господа, чтобы Он помог тебе в этом. «Насладися Господеви» означает: не находи ни в чем ином утешения, как в законе Господнем и благоугождении Господу. Не вотще сказано в Писании: «мир мног любящим закон Твой, и несть им соблазна» (Пс. 118, 165). Главные же и важнейшие заповеди закона евангельского три: не судите и не судят вам; не осуждай-те, да не осуждени будете; отпущайте и отпустятся вам. Если прежде всего будем держаться исполнения этих запо-ведей, то удобно будет исполнять нам и прочие заповеди (преп. Амвросий).

Некоторые, видя, что Господь им не дает долгое время желаемого образа жизни, в коем они надеются получить пользу душевную и успокоение своему мятущемуся сердцу, впадают в нерадение, заразив себя ложною, внушенной врагом мыслью, что, мол, буду понуждать себя на добро-детель тогда, когда буду иметь к тому удобства (например, когда сподоблюсь монашества или уединенного жития или по удалению от себя тех или иных обязанностей и т. д.), а сейчас мне это невозможно. Такие пусть знают, что наша жизнь устрояется не само-чинно, а Промыслом Божиим, что успокоение обретается в отречении своей воли, что полного удобства никогда нель-зя найти, что невозможного Господь не требует от нас и что посильное исполнение заповедей Божиих возможно вез-де и всегда. За посильное понуждение себя в данном месте и положении ко благочестию Господь, увидев человека приуготовленным, исполняет во благих желание его... (преп. Никон).

Эти вопросы оказались достаточно непростыми для многих участников опроса портала «Православная жизнь». Не все смогли ответить, кто-то и не захотел касаться данной темы. Мы публикуем без купюр все, что сказали наши респонденты – люди разных религиозных взглядов. Среди них есть верующие и неверующие, православные и католик, миряне и монах.

«Соблюдение заповедей – большая работа над собой»

Марина Мешкова-Мигунова, педагог по пластике и пантомиме, режиссер:

«Честно – задумалась. Постоянно слышим, знаем – Божьи заповеди, жить по заповедям. А на деле… Право, спросили бы вы меня в юности, которая все знает… И вот, правда, вопрос – знаем ли мы заповеди Божьи, как, скажем, таблицу умножения? Большая часть людей – вряд ли.
С опытом приходит понимание, что не все так просто. Думаю, заповеди толкуются зачастую слишком однозначно, слишком просто, по тексту букв, а не по духу. Например – «Не укради». Так просто, казалось бы – не бери чужое. Допустим, да, не берут вещи. А чужие идеи? А чужое время? А мздоимство? А неоплаченная работа? Список можно продолжать…
Или, например «Не сотвори кумира и не поклоняйся ему». Увы, забываем, следуя лишь «верхней» смысловой части. Из этой же серии – жизненное «не очаровываться, чтоб не разочароваться». А лицемерие – тоже нарушение этой заповеди. Накопительство, стремление к авторитету и власти… Зачастую процесс так лихо запущен, что остановиться человек не может. Или не хочет.
Неуважение к родителям и к собственным детям – тоже суть нарушение заповеди о почитании отца и матери. Брошенные старики, избитые дети.
Да, а заповедь «Не убий»? Все вроде ясно – не лишай жизни человека. А «убитые» идеи? А слова-тексты-поступки, доводящие людей до отчаяния – в лучше случае? А растоптанное достоинство человека? Ох, Господи, как все просто на первый взгляд!
С заповедью о ложном свидетельство тоже, будто бы, все ясно. Но, даже дав обет «не лгать», сколько искушений обелить себя! Ей-богу, «іноді краще жувати». Не копаться в чужом белье, не топтаться по душам ближних, не осуждать, не критиковать…
А радоваться успехам других дано, увы, немногим. Эти люди точно не будут желать «ничего, что у ближнего твоего» - как гласит десятая заповедь. Они также избавлены от зависти и недовольства жизнью.
Все же соблюдение заповедей – большая работа над собой. Немногим это по душе, ибо «душа обязана трудиться и день, и ночь». Куда проще плыть по течению соблазнов и искушения.

«Люди не знают законов Божьих»

Александр Никитюк, художник, руководитель «Лаборатории актуального творчества»:

«Зачем жить по Божьим заповедям? Думаю, что скорее – стараться жить по Божьим заповедям. Так как никто из нас не защищен полностью от искушения и бывают случаи невольного нарушения этого закона, который устанавливает определенный порядок и правила сосуществования людей.

Если бы не было заповедей Божьих, на которых сегодня базируется вся законодательная система цивилизованных стран, то цивилизация оказалось в ситуации не контролируемого хаоса, что привело бы к ее гибели.

Почему люди нарушают заповеди? Тут есть несколько версий: 1. Нарушают, потому что бывают одержимы темными силами; 2. Нарушают, потому что не верят в то, что будут наказаны, или не верят в Бога; 3. Нарушают, потому что думают, что Бог все простит или смогут купить прощение (индульгенцию); 4. Нарушают, потому что иногда так складываются обстоятельства (невольный грех), и человек не знает, что нарушил; 5. Самое распространенное – нарушают, потому что не знают законов Божьих».

«Часто люди ведут себя хуже животных»

Вячеслав Чумаченко, клинический психолог, психотерапевт, руководитель Семейно-консультативного психоаналитического кризисного центра:

«Понятие веры – процесс достаточно интимный. Сейчас модно веровать, при этом люди не имеют вообще понятия, что они делают и для чего.

Не надо придумывать то, что уже создано людьми – я имею в виду Божьи заповеди.

Достаточно дико смотрятся люди, правительства, страны, которые пытаются что-то подстроить под себя и очень активно внушают всем нам, что надо так, а не так. Самое большое извращение природы, когда люди одной страны убивают людей своей же страны, при этом аргументируя это достаточно просто – меняя то, что прописано веками.

Часто люди ведут себя хуже животных.

Аргументация простая – за идею, за веру, которую я понимаю так, как выгодно мне.

При этом говорят абсолютно странную вещь: «Вот сейчас я сделаю, а потом схожу в церковь».

Так и живем – убиваем, грабим, предаем, а потом просто зайдем на пару минут в церковь, и можно делать дальше».

«Чтобы получить шанс на победу, играть нужно по правилам»

Инга Фляжникова, журналист, руководитель Агентства журналистских расследований:

«Считаю, что Божьи заповеди – это Законы жизни, даже независимо от религии. А человек, пришедший в этот мир, должен жить по его законам. Ведь в каждой игре есть свои правила, и если ты уже вынужден в нее играть, чтобы получить шанс на победу, играть нужно по правилам.
За любое нарушение Закона в миру предусмотрено соответствующее наказание, но, даже не смотря на это, преступность была, есть и будет. За нарушение Божьих заповедей тоже есть наказание, но для многих оно совершенно размыто, непонятно, неограниченно временными рамками. Только истинно верующие понимают его суть. Но даже они довольно часто нарушают Божьи заповеди. Человек несовершенен».

«Мы ошибочно относим себя к праведникам»

Елена Калинская, предприниматель:

«Думаю, жить по Божьим заповедям мы должны для того, чтобы мы лучше понимали, что такое грехи, и как много нашего духовного "я" заложено в самих Заповедях. Мы настолько любим себя, так часто занимаемся самолюбованием, что не замечаем, насколько мы грешны. Самым большим грехом, мы считаем смертный, и поэтому, не нарушая его, мы ошибочно относим себя к праведникам. Но забываем о главном: Заповедей 10, и каждая из них равнозначна».

«Заповеди Божьи – это щит»

Архидиакон Паисий (Кулиберов), Свято-Троицкий Ионинский монастырь, Киев:

«Не Бог насилует нашу свободу, а мы, самолично, всякий раз, когда отдаёмся в рабство грехам – преступлениям заповедей Божьих, которые даны нам Богом для предохранения нашей свободы. Заповеди Божьи – это щит, который перестаёт защищать только тогда, когда мы, своей волей, в поисках нами же придуманного счастья, отводим его в сторону, устремляясь на стрелы вражьи, прикрытые туманом лукавых иллюзий... Изберём же Истинную Свободу – Бога, и Ему откроем наши сердца, дабы Он царствовал в нас, а не дьявол. Кто с Богом, те и благосчастливы, а кто не с Богом, те с дьяволом, и злосчастливы. Других вариантов НЕТ. И не обманывайтесь!!! Бог милостив, но поругаем не бывает!!! Аминь!!!»

Каждый христианин стремится жить так, как велит ему Бог. Однако мало кто знает, в чем состоит это Божие веление, несмотря на то, что большинство верующих слышали о существовании десяти заповедей Божьих и даже признают важность их соблюдения.

Другое дело, что из всех заповедей нам обычно знакомо только «не убей, не укради». Что же еще требует от нас Бог и как жить по Божиим заповедям правильно, особенно в современном мире? Этот вопрос весьма актуален.

Десять Божьих заповедей

Библия (Исход 20 глава) повествует о том, как Бог провозгласил Свой закон на горе Синай в дыме, огне и землетрясении. После этого пророк Моисей записал все Божии слова на двух каменных плитах.

Вкратце закон звучит так:

  1. Я Господь Бог твой, да не будет у тебя других богов.
  2. Не делай себе кумира и никакого изображения. Не поклоняйся им и не служи им.
  3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.
  4. Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, а день седьмой, суббота – Господу Богу Твоему. Не делай в оный никакого дела.
  5. Почитай отца твоего и мать твою.
  6. Не убивай.
  7. Не прелюбодействуй.
  8. Не кради.
  9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
  10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.

Кому-то, на первый взгляд, может показаться, что все заповеди очень просты, кто-то наоборот подумает, что они сложны и не понятны. Как же жить по заповедям Божьим?

Как соблюдать заповеди Божьи обычному человеку?

Современный верующий, читая эти строки, может рассуждать примерно так:

1 заповедь: я не язычник, в многобожие не верю. Есть Один Бог. Конечно, иногда я молюсь святым, но я не считаю их богами. Первую заповедь я соблюдаю.

2 заповедь: никаким картинкам я не поклоняюсь. Да, есть в церкви иконы, которые помогают сосредоточиться на молитве и созерцании Бога, но это же вековая традиция. И священники, наверняка, знают, что можно делать чего — нельзя.

3 заповедь: да, грешен, иногда в гневе Бога вспоминаю. Но это же для того, чтобы успокоиться – мини-молитва получается. Ничего страшного.

4 заповедь: суббота, о чем это вы? Про воскресение слышал – в воскресенье Христос воскрес, наверняка, этим Он и отменил соблюдение субботы. Вообще, какая разница, в какой день молиться Богу?

Дальше все проще – я родителей уважаю, никого не убил, жене не изменял, ничего не украл (порошок с работы не считается – это компенсация за моральный ущерб). Оболгать — никого не оболгал (опять же, сплетни – это совсем другое дело). Завидовать – ну если совсем чуть-чуть.

Что же получается в итоге? Мы или со спокойной совестью закрываем Библию и идем жить дальше, или, в лучшем случае, понимаем, что не так святы, как хотелось бы, но верим, что Бог все простит (если свечку поставим, а еще лучше – исповедаемся).

Мало кто задает себе вопрос: что Бог думает по поводу моего поведения? Как полагается соблюдать Божий закон?

Что говорил Христос о десяти заповедях?

Кто, как не Божий Сын, Иисус Христос, мог рассказать нам о том, как нужно жить! Именно Он и открыл нам в знаменитой нагорной проповеди, которая записана в Евангелии от Матфея 5-7 главах, важные принципы Христианской жизни.

Все десять заповедей Христос не разбирал, показав нам только пример того, как мы должны рассуждать.

Суть Его слов такова: если вы думаете, что никого не убили, но в своем сердце гневаетесь на ближнего или просто называете его дураком и пустым человеком, вы уже нарушили закон! А если вы думаете, что никогда не изменяли жене, вспомните, о скольких женщинах вы мечтали не слишком приличным образом?

Оказывается, даже мысли и мотивы могут ввести нас в грех!

Подумав об этом, каждый человек придет к выводу: мы не можем быть абсолютно безгрешны и не можем соблюдать закон. Тогда зачем он нам дан? Может быть и верно то, что Христос умер за наши грехи и Своим воскресением упразднил Божие заповеди?

Как воскресение Христово повлияло на закон?

Перед Своей проповедью, в самом начале, Христос говорит: Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить.

Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. (Св. Евангелие от Матфея 5:17, 18).

Получается, не правы те, кто говорит, что после заповеди Божии упразднены. Иначе, при Своей жизни Он бы обязательно сказал об этом. К тому же, мы могли бы решить, что теперь можно убивать и красть. Но кому понравится такая трактовка закона?

Вне всякого сомнения, Божественный закон, который является универсальным мерилом жизни каждого человека, невозможно отменить.

Тогда, как же нам жить по Божеским заповедям, особенно в современном мире, когда запреты и ограничения особенно не приветствуются людьми?

Закон Божий, как свод запретов

К сожалению, большинство людей воспринимают заповеди, как строгий и даже бессмысленный запрет, за нарушение которого Бог будет карать самым страшным образом.

При этом многие из нас понимают, что простой запрет ничего не решает в жизни. Попробуйте строго запретить ребенку не лезть в розетку или не брать нож, не объясняя ему причин и последствий?

Очевидно, что это только подогреет интерес ребенка и, в следующий раз, он, наверняка, попытается проверить, почему «нельзя».

В жизни взрослого человека действуют те же законы, поскольку он, всего лишь, выросший ребенок, которому, по-прежнему, не понятно, почему «нельзя» поступать так или иначе, почему следует соблюдать ?

Пытаясь формально соблюсти правила и подстроить свое поведение под Божии требования, мы никак не сможем угодить Богу. Это невозможно, потому что все мы грешны, как было сказано выше.

Чего же хочет от нас Бог?

Любовь – основа всего закона

Христос в Своем учении дал нам разгадку этого сложного ребуса. Когда Его спросили, какая самая важная заповедь в Законе, Он сказал: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим и возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки. (Св. Евангелие от Матфея 22:36-40)

Так, чего же хочет от нас Бог? Получается, что Его удовлетворит только наша искренняя любовь к Нему и своим ближним. И как же иначе, когда только любовь может помочь нам почитать Бога и хорошо относиться к окружающим?

Вспомните, как ведет себя человек, который любит! Может ли он убить, изменить или еще как-то навредить объекту своей любви? Это сложно себе представить, хотя в жизни бывает всякое.

В любом случае, гораздо легче исполнять десять заповедей, когда мы наполнены любовью!

Другой разговор, если мы не умеем любить и не знаем, как это делать. Тогда и формальное соблюдение правил ничем нам не поможет.

К счастью для нас, Бог никогда не дает таких повелений, которые мы не можем исполнить.

И Он всегда готов наделить нас Своей святой любовью и помочь нам справиться со своими грехами, стоит нам лишь попросить Его об этом и с верой принять Божественную помощь.

Не зря апостол Павел сказал: все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе. (Послание к Филиппийцам 4:13). В том числе, с Божией помощью, мы сможем и соблюдать десять Божьих заповедей.

Поэтому каждый христианин должен думать о том, как жить по заповедям Божьим и просить у Бога сил это сделать.

По Божиим или по человеческим? И насколько законы человеческие соответствуют совокупности всех законов, установленных Богом? Первый ответ, который напрашивается у православного человека, - это: ох, беда, беда… катится мир в пропасть, не по Божиему Закону живут люди… Эмоциональная подоплека таких суждений понятна и вполне объяснима, но когда начинаешь вдумываться глубже - с изумлением видишь, что всё это не совсем так. Не совсем - это значит, что высказанное верно, но только отчасти. А полнота истины означает вот что: мир жил, живет и будет жить не иначе, как по законам, установленным Богом, и это относится как к жизни материальной, со всеми ее нюансами, так и к жизни душевной и духовной. То есть мы можем, конечно, в силу дарованной нам свободы пренебрегать этими законами, но последствия такого пренебрежения обязательно будут соответствовать во всей полноте… Закону Божиему. То есть «тягаться» с Богом так же бессмысленно, как с воздухом, которым мы дышим. Можно попробовать, но себе же дороже выйдет. Так что жить по выдуманным человеческим законам никак не удастся, если эти законы противоречат Закону Божиему. Ну невозможно это в принципе. Вот и всё.

И эту простую истину очень даже важно учитывать перед тем, когда нам предстоит выбор: поступать по «закону человеческому», если он явно противоречит , или поступить в согласии с последним, даже если такое поведение несообразно с «общепринятой нормой», кажется кому-то абсурдным и странным. Поступая сознательно по Заповеди Божией, человек иногда что-то теряет с точки зрения сиюминутной выгоды, видимого успеха и соответствия общепринятым нормам житейской «правильности». Такой человек может стать объектом насмешек тайных или явных, превратных суждений, его могут называть за глаза странным, глупым, чудаковатым… Но в конечном итоге этот человек, положившийся в своем поведении на Бога, - всегда окажется прав. Эта правота становится очевидной иногда раньше, иногда позже, но она становится очевидной обязательно - и это свидетельствует еще раз о том, что мир всё-таки в конечном итоге живет по Закону Божиему, как бы он ни пытался иногда себя этому Закону противопоставлять.

Больше того - такое противопоставление, а наипаче сознательное, горделивое, заслуживает, как ни странно, сочувствия. Такое противопоставление изначально обречено на крах и посрамление, очевидность которого опять же может наступить раньше или позже, но наступит обязательно. Потому что над всеми человеческими законами стоят, если можно так сказать, два Божественных Закона: закон возмездия и закон воздаяния. Конечно, названия эти условны, но за ними действительная Божия правда. Стремящимся жить и поступать по ней она обещает воздаяние, а попирающим ее и не желающим каяться - возмездие. И с этими законами спорить никому не под силу, а правильнее сказать - само желание «тягаться» с этими законами означает уже опасную степень безумия. Единственная возможность избежать возмездия за попрание Божиих Заповедей - это покаяние, то есть сознательный отказ от противостояния Богу, примирение с Ним. Тогда все беды, которые должны были обрушиться на голову «человека противления», по милости Божией «обнуляются», и человеку предоставляется возможность начать жить действительно иной, новой жизнью. Жизнью в согласии с Богом. Но если человек «упирается», горделиво не хочет признавать власти Божией и Его силы, то Господь дает ему постепенно вкушать плоды этого противления. Обычно их называют «наказанием Божиим», и это так, если только слово «наказание» понимать не как проявление жестокой властности, а как урок, «наказ», позволяющий человеку вкусить плоды своего безумия сначала в малой степени, а потом, если не вразумится, - в большей, вплоть до трагических событий, которые часто и сокрушают человека, приводя его к покаянию, возвращению к Богу. Но если мы внимательно посмотрим на жизнь такого человека, мы увидим ясно множество предварительных, «предупреждающих звоночков» от Бога - от самых тихих до последних и оглушительных «набатных» звонов, за которыми следует уже катастрофа. И если каждый из нас будет внимателен к своей жизни, если он будет со всей глубиной и серьезностью прислушиваться к таким «звоночкам», сличая свою жизнь с Божией правдой и исправляя ее с сознательным покаянием, то можно с уверенностью сказать, что человеку удастся избежать многих несчастий и бед в жизни своей и своих близких.

Но, может быть, есть такие, кому нравятся личные несчастья и беды, кому нравится мучиться и страдать? Не думаю. Проблема лишь в том, что человек думает избежать бед, продолжая жить греховной и своенравной жизнью. И вот эта вера в безнаказанность греха и есть самая большая и горькая ошибка большинства «противников закона Божиего». И именно обреченность, ущербность этой веры вызывает сочувствие к таким людям, к их будущему - которое сопряжено с напастями и бедами, а если человек не смирится, не примирится с Богом - то и со смертью души, с , как это ни страшно звучит.

Будем помнить о том, что мы не ошибемся, если в той или иной ситуации выберем поступок или слово или суждение, соответствующие Закону Божиему. Не ошибемся и не обманемся, даже если в сам момент принятия решения покажется нам, что мы поступаем совершенно дико и несообразно и… невозможно даже… совершенно в противоречии со сложившимися условиями и правилами… Только бы для поступка нашего или сло ва, для нашего решения было твердое основание в Законе Божием. И чтобы мы понимали тот или иной закон, тот или иной призыв Господа правильно.

Потому что есть еще и другая опасность - так называемая «ревность не по разуму», когда человеку кажется, что он поступает по правде Божией, а на деле он видит не всю полноту этой правды, а только часть ее и поступает не по духу, а по букве, которая, как известно, не животворит, а мертвит.

Так как же нам приобрести благословенную рассудительность, как нам в этой сложной жизни действительно руководствоваться Законом Божиим и жить в согласии с ним? Для этого существует то, что можно назвать «образом жизни христианским», и то, о чем просто нужно трубить в наше время, когда почти все верят в Бога, когда большинство - крещено, но вот «образ жизни христианский» почти совершенно утрачен. И речь идет не о какой-то исключительной, аскетической и подвижнической жизни, а о простых и первостепенных правилах, о норме жизни христианской, без которой человек не может понимать Божии Законы правильно и поступать в согласии с ними. Не может, потому что для этого нужно быть причастником Духа Христова, иметь те же чувствования, какие имеет в Себе Иисус Христос, а для этого нужно жить церковной жизнью. Вот слово, о которое многие препинаются, которое многих даже злит и сердит, потому что им кажется, что можно и без церковной жизни оставаться добропорядочным человеком и даже - христианином. Так вот: никакого христианства вне Церкви нет. И не может быть… Мы часто вспоминаем слова апостола Павла о том, что Церковь есть столп и утверждение Истины… что Церковь есть тело Христово, а вот дальше там есть удивительные слова, которые упоминаются почему-то редко, между тем как они говорят о многом. А далее говорится о том, что Церковь есть «полнота Наполняющего всё во всём» (Еф. 1: 23). Потрясающие слова! То есть в Церкви - и именно в Церкви - обитает вся полнота истины. И если человек пренебрегает Церковью, ее жизнью, то этот человек, что бы он ни мечтал о себе, на самом деле ищет не истину, а ложь, не полноту, а ущербность, не Христа, а антихриста. Это жестокие слова, но спорить с ними так же бессмысленно, как бессмысленно спорить с Богом и противиться Его .

Другое дело, что эта полнота истины, а прямо сказать - Сам Христос, Который составляет полноту Церкви, - не видны и не понятны бывают сразу… Впрочем, бывает и иначе, бывает так, что Господь, напротив, открывает Себя человеку в Церкви, но потом как бы отступает, скрывается за суетой бытия, и церковная жизнь предстает человеку в обычном, житейском свете со всеми его дрязгами, несовершенством и страстями… Но всё это происходит только потому, что сами мы не способны увидеть Христа и Его Церковь в истинном свете, сами мы пребываем в той суете и омраченности, которые мешают видеть что либо еще, кроме плотского, душевного измерения жизни. И хорошо еще, если Господь привел человека в Церковь, открыл Себя ему в неизреченной радости богообщения. А бывает и так, что человек приходит в храм и с самого начала ничего «особенного» там не видит. Не видит и уходит из Церкви. И вот тут возникает вопрос: неужели Бог лицеприятен? Почему Он одним открывает Себя, и даже если «отступает» потом, то человек всё равно, памятуя об этой светлой встрече, ищет Бога снова и снова в Его Церкви, ищет настойчиво, пока не обрящет вновь и… снова потеряет… Но эти «утраты» с каждым разом всё более будут осознаваться уже не как то, что Бог «прячется» от нас, а как то, что Он, напротив, снисходит к нам, открывает Себя, зовя за Собой, с тем чтобы мы стремились к Нему сознательно и твердо, преодолевая все трудности и противности мирской суеты и восходя «от силы в силу».

Но, кажется, Господь и приоткрывает Себя не каким-то избранным людям, а тем, кто этого пусть неосознанно до конца, но искренне ищет в глубине души, как истину… как свет… как смысл бытия.

И, напротив, если человек «ничего не чувствует» в Церкви, возможно, это свидетельствует о том, что сердце его не ищет истину, а ищет что-то другое, свое, удобное и согласное с собственным, созревшим и сложившимся представлением об истине, то есть человек ищет, может быть, только подтверждения своим догадкам, пожеланиям… ищет угождения своему лжеверию, как это ни прискорбно звучит. И если он уходит из храма, то будьте покойны - он либо возлюбит, взыщет истину всем сердцем и вернется в храм, отвергнув себя, либо найдет возможность угодить себе, своему зловерию - где угодно, в любой самой безумной секте… или в «личной вере», скроенной по его собственному шаблону и удобной прежде всего и только для него самого. Но к истине это не будет иметь никакого отношения, потому что истина - это Сам Христос, Наполняющий всё во всём, в Своей Церкви. И это еще один из тех важнейших Законов, о которых мы говорим сегодня и «препираться» с которыми не только бессмысленно, но и невозможно. Потому что Бог победил мир! Уже. И нам только остается сделать выбор: стать участником и причастником этой победы или потерпеть сокрушительное поражение.