Христианство без подлинной радости - опасно! Как ощутить радость в христианской жизни

Протоиерей А. Уминский: Путь христианина: радость или печаль?

Сегодня многие нецерковные люди упрекают людей церковных в излишней мрачности. Часто можно слышать такое мнение: если Православие — религия радости, отчего же православные такие нерадостные?
Действительно, если человек случайный окажется в храме и посмотрит на молящихся «со стороны», он может сделать вывод, что прихожане — люди сугубо несчастные, слабые и измученные жизнью. И все же это взгляд именно со стороны, когда за угрюмость принимаются сосредоточенность на молитве, покаянное чувство и скорбь от осознания своей греховности.
Конечно, бывает и так, что человек, делающий первые шаги в храме, специально надевает маску «вселенской скорби», подменяя ей истинное чувство раскаяния и плач о своих грехах. И все же это исключение. Люди, живущие церковной жизнью, находят множество поводов для радости, самым главным и всеобъемлющим из них является радость о воскресшем Спасителе. Именно этой пасхальной радостью наполнены дни от окончания Великого поста до дня Пятидесятницы.
Каким должно быть мироощущение православного человека? Как найти золотую середину между радостью во Христе и печалью по Богу? Об этом размышляет протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия».

Призыв к подвигу

Многим зачастую кажется, что радоваться — это очень легко. Люди, которые привыкли радоваться радостями этого преходящего мира, например, веселой музыке, хорошей пище, большой зарплате, каким-то удачам, хорошему отдыху, не понимают, что когда Апостол говорит: всегда радуйтесь (1 Сол. 5 , 16), то это призыв к определенному подвигу. Потому что он сначала говорит: всегда радуйтесь , но потом добавляет: непрестанно молитесь . На самом деле эти вещи — всегда радоваться и непрестанно молиться — по своей духовной напряженности друг другу очень соответствуют. Радоваться по-настоящему, глубоко духовно, радоваться не когда тебе весело и смешно, а наперекор всему, радоваться — как высший подвиг радости — в скорбях, в гонениях, радоваться тогда, когда кажется, что всё рушится, когда не ощущаешь очевидной и близкой помощи Божией,— это ведь очень и очень тяжело.

Человек, приходящий в Церковь понимает, что те радости, которые у него были в жизни, его больше не удовлетворяют, он ими уже не может насытиться, они не могут утолить его духовной жажды, а от каких-то «радостей» даже приходится отказаться, потому что они сопряжены с грехом. Но радости духовной как высшему проявлению своей христианской жизни новоначальный еще не научается, и в этот момент он находится в одном из состояний, которое описывает авва Дорофей. Преподобный говорит, что есть три типа людей: одни люди живут по страстям, вторые — в борьбе со страстями, а третьи — побеждают страсти. Абсолютное большинство христиан относятся ко второй категории, они находятся в постоянном внутреннем борении, когда человек защищается и закрывается от тех стрел, которые в него летят постоянно. Поэтому и не удивительно, что у многих православных не такие радостные лица, как у каких-нибудь харизматов*, у которых есть необходимость возбуждать себя на радость какими-то определенными способами экзальтации: если радость взять неоткуда, значит, приходится делать вид, что тебе радостно, делать вид, что всё у тебя хорошо. Конечно, можно и играть в радость, но это не будет истинной радостью. А суть именно в том, что настоящая духовная радость — это на самом деле подвиг, труд.

Христос воскресе!

В чем же радость верующего? Сейчас идут пасхальные дни, и духовная радость имеет источником одно и то же — Христос воскресе! И если человек носит это в себе, если наполнен этим состоянием — воскресения Христова — ему и радостно всегда, что бы ни случилось: ведь он знает, что Христос воскрес. И не просто знает, он этим живет. Почему же многим людям после Пасхи становится вдруг плохо на душе? Чаще всего это происходит из-за того, что мы все время скатываемся не к той радости, обращаемся к тому, чем нас держит мир. В гости ходить, телевизор смотреть, вино пить, шашлыки жарить — ну Пасха же, разрешение «на вся»! И вдруг оказывается, что эта радость, очень для нас привычная, так быстро вытесняет ту, другую, неуловимую, великую радость о Господе, что вот ушла она, а ты с этими шашлыками остался, и так тебе горько от этих шашлыков… Так бывает.

Смеяться ли?

Внешне духовная радость может выражаться так же, как естественным человеческим образом выражается радость вообще. Ведь мы же люди. И то, что у нас есть — наш человеческий состав — не мы сами себе придумали. Если нам говорится: радуйтеся и веселитеся (Мф. 5, 12), если «богоотец убо Давид пред сенным ковчегом скакаше, играя» , почему же мы не можем радоваться и смеяться, как дети? О смехе же в Царстве Небесном говорится даже в заповедях блаженств — в Евангелии от Луки написано: блажени плачущии, яко возсмеетеся (см.: Лк. 6, 21). Нельзя утверждать, что Спаситель все время плакал, хотя в Священном Писании и не упоминается, что Он смеялся. Но можно предположить, что если Христос был человек во всей полноте человеческой природы, то и смех как свойство человеческой природы был Ему не чужд.

Ну а мы — пока люди, носящие плоть и кости, поэтому до состояния духов нам далеко. Но есть, конечно, и какие-то пределы в выражении веселья: не нужно буйной радости, с плясками и гоготаниями, но, думаю все же, что для христиан допустимы и шутка, и смех, и даже танцы, в конце концов.

Одного без другого нет

Радость о Христе и печаль по Бозе — это явления одного и того же порядка. Одно без другого не существует. Если есть истинная печаль о своих грехах, то у тебя и радость о Боге всегда бывает настоящей. Вот и всё. Другого тут ничего не придумаешь.

А покаяние, в моем представлении, должно выражаться прежде всего в трудах. Ведь когда с нами случаются грехи, и мы идем на исповедь, чаще всего мы не понимаем, что видение своих грехов — это, вообще-то, огромная радость. Мы относимся к этому совсем не так: увидели, что совершили грех,— и испугались. И стало нам плохо: «Ах, что я сделал! А ведь если бы я по этой улице бы не пошел и такого бы человека не встретил, если бы он мне какое-то слово не сказал и я бы ему так не ответил! Какая досада, что такое со мной случилось!». Не понимаем того, что на самом деле сделали или не сделали мы этот грех — не важно. Если какой-то грех есть во мне, то, значит, рано или поздно я его совершу. И поэтому когда случаются грехи, очевидные для нас, неправильно, если мы будем к ним относиться просто как к досадным неудачам в своей жизни или к досадным проступкам: я совершил что-то, сказал на исповеди и теперь мне это не вспомянется. Грех — это состояние, это не поступок, но именно через поступок мы узнаем о своем грехе. И если Господь дает нам возможность так на себя посмотреть, то этому можно порадоваться и сказать: «Господи, благодарю Тебя за то, что Ты мне показал, кто я на самом деле; теперь я знаю, с чем мне бороться по-настоящему, потому что я считал себя одним, а на деле я другой. И даже если я вчера этого не сделал, завтра не сделаю, то сегодня-то совершил, а если не совершил сегодня, то послезавтра это со мной может случиться, потому что этот грех во мне, и пока я его не исторгну, он так и будет меня бороть».

Если говорить о том, что иногда у людей печаль о грехах выражается в некоторой мрачности и отчужденности, то тут все приходит с духовным опытом, с обретением какой-то трезвенности. И потом все-таки, что веселиться-то, когда мы плохие? Действительно, хочется о себе немного и поплакать. И мне кажется, это нормальное состояние, когда человек может вот так, всерьез, поскорбеть о том, какой он на самом деле. Ведь и борьбы с грехом не будет, если мы будем легко к этому относиться — а, подумаешь, что такого! — и тогда ничего с нами и не случится, никакой перемены.

Болезнь нашего времени

Человек может жить так, что он и радости не радуется, и в скорбях не скорбит. Бывают также люди болезненные, мнительные, которые слишком усугубляют свое положение, считают, что у них самый тяжелый крест. Людей, умеющих истинно духовно радоваться все-таки меньше.

Но, наверное, неправильно было бы ставить вопрос: чего больше в духовной жизни — скорби или радости. Вот Вход Господень в Иерусалим — это скорбь или радость? И христианство оно всё такое. Ведь «прииде Крестом радость всему миру» , поэтому здесь никак нельзя одно от другого отделить.

Вопрос в том, чтобы не впасть в крайности: радость — это та радость, которая освещает мир человека, а печаль не должна становиться унынием… Печаль и уныние — разные вещи.

Вообще уныние — это диагноз современного мира. Уныние, пустота… Мировая культура, начиная с первых лет ХХ века, постепенно превратилась в культуру уныния, хоть и с очень яркими высокохудожественными образами.

Есть природа человеческая, и законы этой природы известны: человек рядом с Богом — он полон жизни, человек отступает от Бога — он близится к смерти. Вот и человечество. Оно живет ровно по тем же самым законам: каков человек, таково и человечество — общество. А уже вещи глобальные — такие, как культура, общественная жизнь,— исходя из этого, естественным образом и выстраиваются. Культура дает возможность нам, как по лакмусовой бумажке, смотреть, что сейчас происходит в человечестве. Например, культура андеграунда — это культура уныния, депрессии, даже если она и вплавляется иногда в некий христианский контекст. Постмодернизм — это типичная, ярко обозначенная совершенная депрессия и такой цинизм, который рождает еще большее уныние. Отсутствие каких-либо ориентиров вообще, отсутствие любого духовного труда, вся эта музыка попсы, мода и гламур — это тоже очевидный признак уныния. Особенное представление об унынии — это популярность «Кривых зеркал», «Аншлагов» и подобного. «Ад всесмехливый» , который ужаснулся, когда в него вошел Господь. «Ад всесмехливый» вот такое лицо приобретает… Да, это данность — так, как есть сегодня. Но будем помнить, что Господь все-таки ад сломил, победил!

Светлые люди

Это те люди, которые уже прошли долгий путь к Богу. Такие есть. Знаю одну женщину, у которой сын погиб при Норд-Осте, я каждый год с ней встречаюсь и служу панихиды. Как-то недавно мы с ней сидели, вспоминали эти события, и в какой-то момент она вдруг произнесла: «Вот сейчас я могу сказать, что я Богу за всё благодарна». Или другой случай, тоже одна моя старинная прихожанка, у которой дочка, когда ей было двенадцать лет, пропала, а через несколько дней ее нашли убитой. Она тогда ждала своего шестого ребенка, потом брала на воспитание сирот,— и вот она сказала: «Я так боюсь за того человека, который это сделал с Настенькой, я так за него боюсь, мне так за него страшно!». Эта женщина смогла молиться за него.

И дело не в силе души — они слабые. И это абсолютно простые люди — вовсе не святые, не монахи, не подвижники, да никем подобным они себя и не мыслят. Никакой особо высокой духовной жизни, в нашем понимании, они не ведут. Их сила — доверие Богу. Именно поэтому они смогли такие вещи пережить в себе особенным образом. В какой-то момент, когда у человека не остается ничего, на что можно надеяться,— скажем, человек сидит дома пять дней, а в Норд-Осте происходят ужасные вещи, или другой случай: сколько дней родители искали свою Настю и не находили,— то можно либо сойти с ума, либо полностью предаться в волю Божию. Второй путь и делает человека сильным.

И люди могут чем-то помочь в бедах. Однако нельзя специально искать тех, на кого можно переложить свою скорбь. Просто всегда находятся и будут находиться люди, которые согласны взять часть скорби на себя, разделить ее, и тогда боль, конечно, уменьшится. И, что удивительно, они ведь сами приходят. И если радость при разделяющих радость множится, то скорбь при разделяющих ее — утоляется.

Дар Божий

Радость в скорбях человек не сможет в себе сохранить и как-то возделать, если он не пройдет определенный путь испытаний. А если в момент испытаний не полностью доверится Богу и все время будет спрашивать: «За что мне такое, почему это со мной приключилось?», то он никогда не будет радоваться скорбям. Но если Бог вразумит человека и даст ему силы и такую веру, что человек сможет Ему безоглядно довериться, перестать себя жалеть,— вот тогда будет радость духовная, тогда она может так человека наполнить, что он и скорби не будет чувствовать. Да, он будет понимать умом, что в его жизни есть какие-то тяжелые, горестные обстоятельства, а вот тяжести от этой скорби он не будет испытывать. Поэтому радость в скорбях — это уже дар Божий.

Записала Татьяна Бышовец

Канон Пасхи, глас …, тропарь 4-й песни.

Из стихиры Пасхальной утрени «Воскресение Христово видевшее…».

Из стихиры на Господи воззвах на вечерни Великого Пятка, глас 2, самогласен: «…ад всесмехливый, видев Тя, ужасеся…».

Вы читали книгу “Полианна”? Эта книга о маленькой девочке, которая рано осталась без родителей, но при этом смогла сохранить оптимизм и своей жизнерадостностью изменить к лучшему жизнь многих людей. Так вот, Полианна говорила, что в Библии слово «радуйтесь» упоминается более восьмисот раз, а значит, Сам Бог хочет, чтобы мы были счастливыми. Бог создал человека, как объект Своей любви и радости. Поэтому жить в любви и радости – одно из наших предназначений. Даже наше здоровье улучшается от смеха и радостного настроя, и наоборот, просто от пессимизма и тоски человек становится намного более подверженным самым различным заболеваниям.

В благодарности заключена огромная сила. Если мы умеем быть благодарными, то всегда найдем в себе силы для продолжения своего пути. Каждый день нашей жизни – это подарок, мы можем радоваться каждому дню. Если мы благодарны за все, что с нами происходит, то в нашей жизни нет пространства для обид, так как нет ложных ожиданий; мы становимся независимыми от обстоятельств, и наша жизнь наполняется радостью.

Когда Бог творил этот мир, Он радовался каждому дню: «И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма». (Быт. 1:31) В конце каждого дня Бог видел: то, что Он сотворил – это хорошо, а хорошо – это то, что приносит радость. Более того, Бог создал все по образу и подобию Своему. Нас всегда радует то, что на нас похоже. Глядя на Творение, Бог испытывает огромную радость, и все, созданное Им, наделено Его природой. Если бы мы задумывались об этом, то радовались бы ветру и снегу, деревьям и насекомым, солнцу и дождю. В природе нет ничего, что сделано плохо, сделано наспех, нет ничего бессмысленного. Если в суете пролетающих мимо дней мы только остановимся на минуту и вдохнем полной грудью, то сможем наполнить свое сердце радостью и благодарностью.

Представьте себе, что могло бы быть, если бы Бог творил все наспех, если бы Он грустил во время творения или Его одолевала бы тоска: «Бог проснулся очень поздно. Он понял, что уже опоздал на работу, но все-таки вынужден был на нее пойти. Вообще с самого утра день не задался, и работать не хотелось. По плану было творение неба и земли; наспех сотворив и то, и другое, Бог решил отдохнуть. Увидев то, что Он создал, подумал: «Не забыть бы переделать, пока никто не увидел…» Но потом Он решил: «Может, и так сойдет». Создавая свет и тьму, Бог так спешил, что забыл про свет, и устроил кромешную тьму. На следующий день Бог опять проспал, настроение «никуда не годится», Он решил вообще на работу не идти, поэтому сушу создавать не стал, и остался мир, полный воды. Потом насадил Бог деревьев плодовитых и траву, но, так как суши не было, то корни деревьев быстро сгнили, и зелени не осталось. Посмотрел Бог на то, что создал, и сказал: «Скукота. Потом переделаю, когда настроение получше будет». Но так как настроение не улучшилось, то все так и осталось. Населил Бог Землю птицами небесными и рыбами морскими, и всякими тварями, пресмыкающимися по земле. Твари и птицы утонули, а рыб Бог вывел только один вид – треску, и подумал, что уже и так неплохо поработал, и потом весь энтузиазм уже иссяк. За звезды, светила и человека Бог решил не браться вовсе, потому что и без них мир сможет как-нибудь прожить, не стоит лишний раз напрягаться. В конце концов, Бог сказал: «Слава Мне, пора на заслуженный отдых». А потом у Бога от скуки началась вечная депрессия, и в темном водном мире трески так ничего и не поменялось».

А как мы относимся к собственной повседневной работе?

Радость – это подлинная сущность Бога. Бог творил во имя счастья и радости. Человек изначально создан, как объект счастья, радости и любви. В результате грехопадения Бог и человек стали скорбными и несчастными, но это преходящее явление. В тот момент, когда в мире восторжествует порядок, даже воспоминания о скорби и слезах будут стерты из памяти Бога и человека.

Очень важно устроить свою жизнь таким образом, чтобы грех больше не казался привлекательным. Если посмотреть на жизнь действительно святых людей, то можно увидеть одну закономерность: они настолько счастливы в своих отношениях с Богом, что сама греховная жизнь и ее наслаждения совершенно не притягивают их. Преп. Мун Сон Мен постоянно говорит о том, что человек, познавший Истинную Любовь, больше никогда в жизни не захочет никакой другой любви. То же самое касается и духовной жизни: если мы счастливы во взаимоотношениях с Богом и испытываем настоящую небесную радость, то мы ее уже никогда не променяем на суррогат, который предлагает современный мир. Если ты купил хорошие фирменные ботинки и проходил в них пять лет, то потом уже не пойдешь на китайский рынок, чтобы купить «одноразовую» обувь. Один мой друг любит говорить: «Я не настолько богат, чтобы покупать одежду на рынке». Настоящие вещи отличаются от подделок тем, что они более качественные, более удобные и более долговечные. Подделки более доступные, дешевые, возможно, более красивые, но очень недолговечные. Также и с духовной жизнью: научиться жить с Богом не просто, но, достигнув этого, обретаешь источник вечной радости. Жить греховной жизнью намного проще – каждый может стать злодеем, но, став таким человеком, теряешь возможность обрести подлинную радость и довольствуешься «дешевой подделкой».

Все дети улыбаются и смеются около четыреста раз в день. Все дети, без исключения, понимают, зачем они созданы; даже если что-то печальное происходит, они легко об этом забывают, снова смеются и радуются. Взрослые люди под грузом тягот и проблем порой утрачивают эту способность. В России взрослый человек в среднем улыбается от четырех до десяти раз в день. Может, нам стоит вспомнить детскую непосредственность, и заново научиться радоваться жизни?

Подлинная радость противоположна гедонизму. Гедонизм – это разгульный образ жизни, когда человек гонится за внешними телесными удовольствиями; ему постоянно требуются все большие и большие. Гедонизм приводит к тому, что то, что радовало еще вчера, сегодня больше не радует, требуется новый вид «удовольствия». В конце концов, все «приедается», и больше уже ничто не может по-настоящему порадовать. Для подлинной радости не нужен какой-то особенный повод, нет необходимости в том, чтобы условия нашей жизни изменились, или произошло что-то грандиозное, можно радоваться даже просто тому, что ты жив, а это само по себе уже сулит нам большие перспективы! Самое первое, что человек делает в своей жизни – это вдох, и самое последнее, что он делает перед смертью – это выдох. Вся наша жизнь пролегает между первым вдохом и последним выдохом. Представляете, как можно радоваться тому, что мы просто дышим! Эта наша возможность дышать ценнее всех сокровищ мира. Задержите дыхание хотя бы на одну минуту (если вы тренированный человек – на пять минут), а потом задайте себе вопрос: что бы вы предпочли, снова начать дышать или гору золота? Получается, что один вдох ценнее всех сокровищ мира.

Многим людям свойственна иллюзия, что радость можно ожидать только лишь тогда, когда изменяются условия нашей жизни. Школьники надеются на счастье по окончании школы; неженатые и незамужние уверены, что счастье обрушится на них, как только они вступят в брак; супружеские пары мечтают о счастье, которое придет в их семьи с появлением детей. Потом мы ждем счастья, которое настанет, как только дети вырастут, а едва это произойдет, нам начинает казаться, что мы были более счастливы, когда они жили вместе с нами.

Когда мы находимся в месте, где нам не очень приятно, но по каким-то причинам мы должны там находиться, то обычно мы начинаем ждать, когда же, наконец, это время пройдет, и мы займемся тем, что нам принесет радость. Мы планируем, как все это будет происходить, мы мечтаем об этом, а потом все выходит совсем не так, и наши нереализованные ожидания приносят нам одно разочарование. Каждый раз после этого можно задавать себе вопрос: «Зачем я вообще все это планировал, об этом мечтал, так этого ждал, если в итоге все получилось совсем не так, как я хотел?» Получается, что мы ожидаем, что когда-то в будущем произойдет что-то, что принесет нам радость, и, к сожалению, не замечаем массу удивительного, что происходит с нами именно сейчас. Если мы не можем радоваться сегодня, мы не сможем радоваться никогда. Если мы ждем благоприятных условий для радости, мы будем ждать их до самой смерти. Если мы хотим радоваться, надо начинать радоваться сегодня, сейчас!

Каждый день неповторим и уникален, и неизвестно, будет ли у нас завтра. Поэтому можно радоваться тому, что у нас есть сегодня. Именно сегодня, где бы мы ни были и чтобы мы ни делали, важно сделать все от нас зависящее, чтобы почувствовать истинную радость самому и доставить ее Богу.

Подлинная радость приходит только к тем, кто посвятил свою жизнь чему-то более масштабному, чем собственное счастье. Каждый из нас знаком хотя бы с несколькими «носителями радости». Пребывание рядом с такими людьми дает нам огромный заряд жизненной энергии. Цените таких людей. Благодарите их. Старайтесь, как можно чаще общаться с ними. Это очень важно, потому что наряду с «носителями радости» нас окружают и совсем другие люди. Это те, кто отказался от радости, решив исполнять роль жертвы. Они, словно черные дыры космического пространства, высосут из нас всю радость, если только им позволить.

Очень хорошо, если мы сами станем людьми, двигающимися «на волне позитива»; но всегда оставаться таким человеком для многих довольно сложно, поэтому необходимо заряжаться позитивной энергией во взаимоотношениях с другими оптимистичными людьми. А если вы человек, легко поддающийся эмоциональному влиянию, но намереваетесь бороться с унынием и апатией, то лучше вообще избегать людей, которые каждый день «встают не с той ноги» и занимаются только тем, что охают по поводу своей несчастной судьбы и жалуются на несправедливость этого мира.

В борьбе с хандрой подойдут любые методы. У меня, к примеру, есть несколько способов, как даже самый заурядный день превратить в настоящий праздник. Самое простое – это танцы! Иногда, когда никого нет дома, я включаю музыку «пободрее» и погромче, и начинаю танцевать. В такие минуты все мое существо наполняется неописуемым восторгом, и весь негатив, «как рукой, снимает». Я могу быть очень напряжен, у меня может быть куча дел, но пять минут активного танца, и мои «батарейки» снова заряжены! Еще одним обретением радости в непростые периоды для меня является спорт. Например, я играю в футбол, вкладываясь изо всех сил, без пощады по отношению к самому себе. Обычно после этого мое тело «разбито», но душа ликует! Большую радость я обретаю от чтения лекций: когда я вижу перед собой людей, стремящихся получить новые знания и изменить свою жизнь, то я понимаю, что мне надо забыть о себе ради них, и всегда, когда это удается, мое сердце наполняется спокойствием, огромной любовью и радостью. Иногда я смотрю какой-то вдохновляющий фильм или читаю книгу, это тоже помогает моей душе расслабиться и скопить силы для нового «марш-броска». Я очень люблю что-то мастерить своими руками; когда я что-нибудь создаю или ремонтирую, то весь сияю и ликую. Я обожаю звезды, горы, море, поговорить по душам с хорошим другом, помолиться в тишине, и это далеко не окончательный список всего того, что заставляет меня улыбаться и радоваться тому, что я живу на этой замечательной планете Земля!

Ищите самые разные способы, как вернуть радость в свою жизнь. В битве за радость нам обязательно надо стать победителями. У нас с вами есть только двадцать четыре часа в сутках, и каждый из нас сам решает, как провести это время. Можно весь день жаловаться на обстоятельства, которые сложились не в нашу пользу, и ждать доброго волшебника, который вдруг прилетит и изменит нашу жизнь. Можно постоянно ворчать, обвинять и обижаться, но можно поступить с точностью наоборот: любить, простить, освободить себя и радоваться жизни.

Но очень важно избегать ловушек ложной радости.

Больше десяти лет назад одна из газет Детройта предложила ста двадцати американским семьям выплатить по пятьсот долларов за то, чтобы они ровно месяц не смотрели телевизор. Девяносто три семьи отклонили это предложение, а двадцать семь семей сообщили позднее, что их жизнь значительно улучшилась за месяц воздержания от просмотра телепередач. Правда, потом они очень скоро вернулись к своему прежнему образу жизни. Не секрет, что среднестатистический человек очень много времени проводит перед телевизором или монитором компьютера. Парадокс данной ситуации заключается в том, что многие из нас усаживаются перед телевизором именно потому, что устали и хотели бы отдохнуть душой и телом. А теперь признайтесь, слышали ли вы нечто подобное от своих друзей: «Вчера я на одном дыхании просмотрел все передачи от вечерних новостей до ток-шоу для полуночников, и теперь чувствую себя помолодевшим, посвежевшим, буквально воскресшим и отдохнувшим! Какой это был потрясающий, просто незабываемый вечер! Я так благодарен за то, что в моей жизни есть он – телевизор». Я такого еще ни от кого не слышал.

Однажды в очереди за канцтоварами я увидел двух людей с впалыми воспаленными глазами, мешками под глазами, нервно бегающим взглядом, они что-то оживленно обсуждали. Из разговора я понял, что они учатся в средней школе, а свои бессонные ночи посвящают прохождению очередного уровня в известной компьютерной игре. Они были настолько увлечены, что не замечали ничего вокруг себя. Самое опасное в телевизоре или в компьютере – не то, что он крадет наше время, не давая нам делать что-то полезное, и даже не вредные электромагнитные излучения, быстро портящие зрение. Намного ужаснее то, что время, проведенное у телевизора или за компьютерной игрой, убивает близкие отношения, делает редким и обрывистым общение с дорогими людьми, лишает способности думать. Одну семью попросили в течение двух недель записывать те фразы, которые наиболее часто произносились в их семье в вечернее время. Лидерами рейтинга оказались следующие изречения: «Что сегодня по телевизору?» и «Подвинься!»

Попробуйте устроить недельный теле-пост. Кому-то, возможно, он дастся сложнее, чем отказ от еды. Используйте освободившееся время для выполнения необходимых и давно запланированных дел: выспитесь, прочтите какую-нибудь книгу, вдоволь наговоритесь со своей семьей. Не может быть, чтобы вам не о чем было разговаривать с самыми близкими! Люди возлагают надежды на индустрию развлечений, ожидая от нее избавления от психологических нагрузок и от скуки повседневной жизни, но эффект оказывается обратным. Люди теряют способность радоваться, становятся более раздражительными, теряют жизненные цели, не могут строить хорошие отношения и, как результат, увеличивают статистику самоубийств, насилия и разводов.

Радость необходима для всей нашей жизни, но даже если мы научились радоваться в своей повседневной жизни, нам потребуется большое мужество, чтобы сохранять оптимистичный настрой даже тогда, когда все складывается катастрофически плохо.

Как излучать оптимизм и надежду?

Если вы ездили в обычном городском автобусе, то наверняка замечали, что почти никто не улыбается, у каждого на лице отражена скорбь, проблемы, трудности, с которыми каждому приходится сталкиваться. Я раньше думал: наверное, в идеальном мире не было бы трудностей, и все были бы счастливы. Но я встречал людей, которые признавались: «У меня есть все, кроме счастья», и других, у которых очень тяжелая судьба, но никто не знает об этом, так они полны оптимизма и радости. И я понял, что наш оптимизм и надежда, которые мы излучаем, не зависят от наших трудностей. Они больше зависят от того, хотим ли мы излучать оптимизм или пессимизм, хотим ли быть уверенными или сломленными, полными надежды или не видеть ни одного просвета. Наверное, сложно понять, кто же в здравом уме скажет: «Я хочу быть пессимистом. Я хочу, чтобы проблемы сыпались на меня одна за другой. Я хочу вечно страдать, и чтобы просвета никакого в моей жизни не видно было!» Конечно, никто из нас такого не скажет, но именно мы сами решаем, как встретить каждый новый день, именно мы решаем, чем он будет наполнен, и именно мы определяем, в конечном итоге, свою судьбу. И какие решения мы принимаем каждый день? Какую судьбу мы себе определяем?

Глядя на людей в автобусе, сложно сказать, что они пребывают в состоянии гармонии и умиротворения, скорее наоборот – они в борьбе и сомнениях. Улыбаться в полный рот может тот, кому не о чем беспокоиться, кого не мучает совесть, чья жизнь не отбрасывает и тени греха, кто принимает неприятности с благодарностью, просто как некий урок.

Бог творил во имя счастья, радости и гармонии, и эта гармония есть во всем мире творения. Красок такое невообразимое множество, что любой глаз порадуется. Огромное многообразие нужно для того, чтобы человеку не было времени заскучать или впасть в депрессию. А человек? А человек, как венец творения, тоже создан, чтобы радоваться и радовать других. Не созданы мы для того, чтобы печалиться, просто не созданы. Самая интересная и плодотворная жизнь у человека начинается, когда он испытывает внутренний подъем, когда он спокоен, радостен. Именно тогда он меньше болеет, чувствует себя прекрасно, отношения строит удивительные и доброжелательные, и самое главное, что именно тогда он чувствует, что по-настоящему счастлив, и жизнь его наполнена смыслом и значимостью.

Смех вынуждает наш мозг производить гормоноподобные вещества, называемые эндорфинами. Они являются естественным болеутоляющим средством и стимулируют иммунную систему. Смех также способствует активизации дыхания и является хорошим упражнением для сердца и легких, помогающим вдыхать больше кислорода. А хороший смех, от которого «живот надрывается», массирует кишечник и остальные внутренние органы. Это означает, что кровоснабжение всех наших внутренних органов улучшается каждый раз, когда мы смеемся. После смеха улучшается способность людей к концентрации. Кроме этого, смех помогает справиться с последствиями стресса: уровень стрессовых гормонов, таких как адреналин и кортизол, снижается после того, как мы от души рассмеемся. Смех – это лекарство, которое помогает справиться с любой болезнью и остаться здоровым. Человек был создан для того, чтобы быть счастливым. Оптимизм – это сознательный выбор, а не отсутствие трудностей, а большинство людей просто сами решили быть несчастными, чем постоянно усугубляют свою ситуацию.

Нам необходимо выработать в себе такое качество характера – всегда надеяться на лучшее, что бы ни происходило вокруг. Это в значительной степени облегчит жизнь и нам, и окружающим нас людям. Конечно, когда мы находимся в подавленном состоянии, то нам совсем не до смеха, и более того, все оптимисты нам кажутся несправедливо везучими, в отличие от нас. Ведь как нам кажется, проблем у них нет никаких. Это неправда: проблемы есть у всех, и каждому из нас приходится проходить и через трудности, и через страдания – сама жизнь беспокоится об этом. Но оптимистов отличает то, что об их трудностях мало кто догадывается, они сознательно решили «не хандрить». Дело в том, что наши мысли и наш внешний вид напрямую влияют на наши эмоции, а наши решения влияют на наше самочувствие и организм в целом. Когда вы подавлены, то естественно, вам сложно улыбаться, ваши плечи опускаются все ниже, и, в целом, вся ваша поза выдает состояние, в котором вы находитесь. Но тот же самый принцип действует и наоборот! Если выпрямить плечи, улыбнуться широкой улыбкой и сделать все, чтобы выглядеть как оптимист, излучающий надежду, вдохновение и радость, то состояние подавленности и депрессии быстро улетучивается. Наш организм видит несоответствие того, что у нас внутри, и того, как мы выглядим, и начинает подстраиваться под нас.

Итак, позволим ли мы нашим эмоциям и настроению руководить нами? Или же сами будем управлять ими? Будут ли в таком случае наши действия и поступки неискренними? Нет. Даже самый оптимистично настроенный человек хорошо знает о жестоких реалиях жизни и о вопросах, на которые пока нет ответа. Мы все можем быть раздражены или испытывать недуг, но мы всегда в состоянии сознательно выбрать веру и надежду, радость и оптимизм, а также передать их другим.

Оптимизм – это не жизнь в вымышленном мире, в котором никогда не происходит ничего трагичного; жизненный оптимизм – это уверенность в том, что трагедия не является концом жизни и лучшее еще впереди. Оптимизм – это способность пережить жизненные трагедии, видя перед собой более важную реальность. Ведь опыт, приобретенный благодаря пережитому, мы получили не зря, мы используем его для своих будущих побед. Мы обязательно будем вознаграждены – наши усилия воли спустя некоторое время принесут добрые плоды!

«Никогда не унывайте, никогда не отчаивайтесь, никогда не сдавайтесь!» (Уинстон Черчилль)

Человек счастлив в той мере, в которой на это настроен. Когда людям на сеансе гипноза внушают, что сырой лук, который они держат в руке – это спелый персик, то они впиваются в него и смакуют каждый кусок. Реакция людей, находящихся под гипнозом, на происходящее событие определяется лишь внушенным им отношением. В повседневной жизни у нас нередко возникает негативное отношение к действительности, и именно это отношение само по себе и является виновником нашей несчастливости, сломленности и подавленности. Часто мы «по умолчанию» ожидаем от жизни чего-то плохого, может быть, вследствие нашего воспитания или из желания не оказаться разочарованными. Если мы фокусируемся на плохом, то обязательно видим плохое, а если на хорошем, то в любой ситуации видим что-то хорошее. А если ничего не ожидаем, то часто ничего и не происходит.

Если мы ничего хорошего от жизни не ждем, то все хорошее непременно пройдет мимо нашей жизни. Именно поэтому богатые и знаменитые люди умудряются впадать в депрессию, становятся наркоманами и алкоголиками. Вместо того чтобы сосредоточиться на том, что у них есть, они концентрируют внимание на том, чего у них еще нет, и таким образом, сами делают себя несчастными.

Вопреки всеобщему представлению, все внешнее – деньги, машины, вещи, слава и удача – не имеют никакого значения. Счастье определяется только нашим отношением к собственной жизни. Именно поэтому оптимизм и надежда – это то, что нам необходимо, и это абсолютно в наших силах! Мы можем изменить отношение буквально к любому событию, весь вопрос в том, что именно мы ищем в этом событии. Для одного человека стакан всегда будет наполовину пустым, а другой, прежде всего, порадуется тому, что у него есть целых полстакана воды.

Только мы выбираем, обижаться нам или прощать, любить или ненавидеть, радоваться или грустить, критиковать или поддерживать, быть оптимистами или пессимистами, улыбаться или делать печальную «мину». И что самое интересное, усилий на улыбку нужно потратить столько же, сколько и на создание недовольной физиономии!

Подумайте о себе, как бы вы себя охарактеризовали? Одна из основных причин, почему мы часто недовольны жизнью – в том, что на самом деле мы просто недовольны самими собой. Если я недоволен собой, то я никак не могу быть доволен своей жизнью. Чаще всего, наши комплексы начинают формироваться еще в раннем детстве. Мы еще не знаем, кто мы, и какими нам следует быть, и учимся этому у окружающих. Первое мнение, которое мы услышим по тому или иному поводу, обычно и становится нашим мнением на долгие годы.

Одна из самых больших ошибок, которые только можно сделать в жизни, заключается в том, чтобы составлять образ себя на основании мнения других. Когда родители или учителя говорят ребенку: «Ты очень непослушный!», или: «Какой ты эгоист! Лентяй! Дурак!», они создают у него негативное и ложное представление о самом себе. Ребенок мог сделать или сказать что-то такое, что можно счесть капризом, эгоизмом, леностью или глупостью, но это относится только к данному поступку ребенка, а не к нему самому. Есть большая разница в утверждениях: «Ты, дурак, посмотри, что ты наделал!», или: «Малыш, солнышко, такой замечательный мальчик, как ты, просто не может так скверно поступать, такое поведение недостойно тебя!»

Само осознание в себе такого рода «ложных» установок уже является первым шагом. Но часто этого недостаточно, чтобы справиться с тем или иным комплексом. Нам необходимы позитивные утверждения. Например: «Я – любящий, разумный, уникальный, добрейшей души человек». Почему у нас взялись комплексы из детства? Да просто потому, что мы часто слышали одно и то же утверждение в отношении себя самих, в определенный момент поверили в него, и тогда оно стало нашим комплексом. Позитивное утверждение желательно повторять с чувством, как если бы вы действительно в него поверили, не стоит произносить его отрешенным, монотонным голосом.

Регулярно задавайте себе вопросы: «Что мне нравится в самом себе? Что мне хорошо удается?» Одним из самых чудесных качеств человеческого разума является то, что он всегда ищет ответ на вопрос, и даже если ответа не существует, разум наверняка найдет его. Задавая позитивные вопросы, мы получаем позитивные ответы. «Каковы мои сильные качества? За что я сегодня могу быть благодарен? За что меня уважают окружающие? Во что я способен внести существенный вклад?» Такие вопросы подразумевают позитивные ответы, и наш разум отыщет их.

Конечно, важно и то, что некоторые замечания других людей, или наши собственные, справедливы, тогда надо засучить рукава и начать меняться. Но всегда стоит помнить, что Бог создал нас для счастья и радости, что все для этого у нас уже есть! Оптимизм и надежда позволят нам выйти из любого сражения победителями. Мы есть то, что сами о себе думаем. И благодарность за все это дает нам энергию, чтобы осуществить невозможное!

В мессианской общине я заметила особенность ни в какой церкви я не видела- каждый шабат начинается с симха Тора - радость Торы. В этой песне очень простые слова: радуйся, народ, Бог нам Тору дал и благословений дождь послал. Песни еврейские очень заводящие и жена нашего равина всех вовлекает в танец. Хочешь не хочешь, но если уступаешь приглашению то настроение поднимается и улыбка появляется на лице.

Однажды я помню в связи с войной на Украине, у меня было очень плохое настроение и не хотелось идти на шабат. Но я потащила себя. Это было как Бог ко мне говорил один на один когда Фаина (жена нашего равина) свидетельствовала чью-то историю. Она говорила в тот день о женщине, у которой была больна дочь, и она вся расстроеная не хотела идти на шабат, но пошла и пела и танцевала и проповедь слушала, и на всем служении присутствовала, а когда пришла домой, то узнала что дочка за это время полностью была исцелена.

Бог тогда научил меня радоваться несмотря на внешние обстоятельства. Не играть в эту игру любит, не любит в отношении радости. Если все по-моему я радуюсь, если едет дождь или дует сильный ветер или еще что не подходит моему вкусу, то все я уже сижу как та туча, на которую я же и сержусь. Павел и Сила после избиения, сидя в тюрьме в кандалах, молились и пели гимны Богу (Деяния 16). Почитайте чем это закончилось. Не сверхъестественным освобождением ли? Не покаянием ли их стража?

Неемия 8:10

К Филиппийцам 4:4
Всегда радуйтесь в Господе, и я еще раз говорю: радуйтесь!

Аввакум 3:18-19
я все равно буду радоваться Господу и ликовать о Боге, моем Спасителе. Владыка Господь - моя сила; Он делает ноги мои сильными, как у оленя, и возводит меня на высоты.

Исаия 12:2-3
Истинно, Бог - спасение мое, буду надеяться на Него и не стану бояться. Господь, Господь - моя сила и песнь; Он стал мне спасением. Радостно будете черпать воду из колодцев спасения.

Иеремия 15:16
Твои слова были найдены, и я съел их; Твои слова стали моей радостью и весельем моему сердцу, ведь Твоим Именем я наречен, Господи, Бог Сил.

К Евреям 12:2
Будем неотрывно смотреть на Иисуса. От начала до конца наша вера зависит от Него. Он ради предстоящей радости претерпел смерть на кресте, пренебрегши позор, и сейчас сидит по правую сторону от Божьего престола.

1-е Фессалоникийцам 2:19-20
Ведь кто, как не вы, наша надежда, наша радость, наш венец хвалы перед Господом нашим Иисусом когда Он вернется?! 20 Потому что вы - слава наша и радость!

1-e Петра 4:13
Наоборот, радуйтесь тому, что вы тоже участвуете в страданиях Христа, чтобы вам радоваться и веселиться и тогда, когда откроется Его слава.

Иакова 1:2-4
Братья, когда вы сталкиваетесь с различного рода испытаниями, считайте это великой радостью. Вы знаете, что испытание вашей веры вырабатывает стойкость, а стойкость должна настолько возрасти в вас, чтобы вы стали зрелыми и цельными, без всяких недостатков.

К Галатам 5:22-23
Плод же Духа - это любовь, радость, мир, долготерпение, великодушие, доброта, верность, кротость, умение владеть собой. В Законе нет ничего против этого.

Как у меня обстоят дела в этом отношении?
. Откуда исходит моя радость?
. Насколько мои мысли заняты страхом, непрощением, ревностью, завистью...?
. На каком уровне моя радость когда я предаюсь стрессу, печали, недовольству, раздражению, неудовлетворенности...?
. Могу ли я определить псевдо радость?
. Задумывался ли я над построением стратегии «возвращение радости»?
. Каждый ли я день думаю о радости?

В тексте Писания я насчитала 9 ивритских и 5 греческих слов, которые переведены на русский «радость». Я уже знала что в греческом есть 4 или 5 слов, которые переводятся «любовь» и это разная по качеству «любовь». Я уже знала что в Писании есть 3 греческих слова, которые переводятся на русский «жизнь». С «радостью» оказалось еще интересней.

Симха (H8057) чаще всего использованное слово, которое значит радость, мирт, веселость, празднество, удовольствие, счастливые результаты. Другие слова синонимы имеют тоже значение Хедва (H2304), Шашон (H8342), Гил (H1523), Хара (G5479), Ифрасуне (G2167) или отличаются по виду выражения радости и ее силы проявления Масос (H4885), Агалиасис (G20) - ликование/радость победы например, Ранен (H7442), Ринна (H7440) - петь от радости, Теруа (H8643) - сигналить, шуметь, кричать радуясь, Дутс (H1750) - танцевать от радости, Скиртао (G4640) - прыгать от радости, Калхаотай (G2744) - радоваться, хвалиться, славить за что-то.

На праздники в библеейские времена был обычай помазывания маслом радости в качестве инаугурационной церемонии - эмблеме божественной силы и величественности. Например на это намекается К Евреям 1:9 «Ты возлюбил праведность, а беззаконие возненавидел, поэтому, о Боже, Твой Бог помазал Тебя маслом радостиАгалиасис (G20) больше, чем Твоих сотоварищей.»

От слова Хайро (G5463) - радоваться, приветствовать, процветать - происходят слово Хара (G5479) - радость, упомянутое выше и слово Харес (G5485), переведенное на русский «благодать», что для меня было открытие. Радость и благодать имеют общий источник.

Харес (G5485) значит Благодать; то что дает радость, удовольствие, восторг, наслаждение, сладость, привлекательность, очарование; Милосердная Доброта с помощью которой Бог влияет на души, приводит их ко Христу, увеличивает веру, знание, любовь, помогает практиковать христианские качества; Благоволение.

Противоположность радости - это скорбь Ягон (H3015) что значит горе, печаль, скорбь, беда, тоска, грусть, страдание, мучение. И Господь преобразует скорбь в радость. Он повторяет опять и опять - радуйся (Филипийцам 4:4). Это можно сказать 11-ая заповедь. Только сердце, переполненное радостью, славит и благодарит Бога по-настояшему. Поэтому дьявол так старается украсть у нас нашу радость, что есть плод Духа (К Галатам 5:22)

Есфирь 9:22
как время, когда иудеи избавились от своих врагов, и как месяц, когда их скорбьЯгон (H3015) обратилась в радость, Симха (H8057) а их плач - в праздник. Он написал им, чтобы они соблюдали эти дни как дни пиршеств и радости, Симха (H8057) и посылали друг другу съестные дары и подарки бедным.

Радость всегда ассоциируется с взаимоотношениями; это блеск в глазах того, кто рад нас видеть; это ощущение что мы особенные даже без единой попытки это доказать - Радость Начинается Здесь

Радость - это не просто счастье, взрыв эмоций, страсть, наслаждение. Она не может быть просто сведена к чувствам, которые приходят и уходят. Радость способствует развитию сильных и преданных отношений между близкоми людьми - Радость Начинается Здесь

Секвойя растет выше 100 метров высотой, шире 7 метров в диаметре; может жить больше 3,000 лет и не горит. Шишки открываются в огне и пепел служит как удобрение. Эти деревья могут расти всего лишь в метровом слое почвы и выдерживать сильный ветер. В чем секрет такой силы? В переплетенных корнях, которые поддерживают друг друга и разделяют общие ресурсы. Делитесь радостью с другими. Не позволяйте кому то портить ваше настроение, а наоборот попытайтесь отвлечь этого человека от черных мыслей. Улыбка и смех - заразительны.

Негативные мысли разрушают радость - злые, критические, осудительные, обвинительные, субъективные. Проверяйте ваши мысли на вшивость. Найдете вшивую - выбросьте из головы.

К Филиппийцам 4:8
И наконец, братья, размышляйте о том, что истинно, благородно, справедливо, чисто, что приятно и восхитительно, о том, в чем есть добродетель, и о том, что достойно похвалы, - пусть это занимает ваши мысли.

Для Бога наши отношения с Ним важнее чем наши недостатки, сопротивление, изъяны и пороки. Для Него отношения с нами и восстановление отношений ценнее чем наши проблемы. Господь знает что наши отношения с Ним есть основа для преодоления греха, непослушания, проступков - Радость Начинается Здесь

Когда мы грешим или кто-то грешит против нас мы реагируем автоматически.
Если мы грешим, то автоматическая реакция - чувство вины
Если кто-то грешит против нас, то автоматическая реакция - чувсто боли
Эти реакции говорят нам что что-то неправильное, несправедливое случилось, что-то сломалось и требует исцеления - ИстинноеЛицо

Большинство из нас не знают что нам делать с этими внутренними реакциями. Как Адам мы чувствуем себя оголеннымы и пытаемся спрятать или перебороть чувство вины или боли. В этот момент это срабатывает как самосохранение. Но такой выбор привносит в нашу жизнь конфуз, смущение, искривление, спешку и вызывает новую волну боли, смятения и заставляет носить маску - ИстинноеЛицо

Как нераспознанная болезнь тихонько разносит яд по кровяному руслу так и выбор прятать или игнорировать/пренебрегать чувствами вины и боли оставляет грех неразрешенным. Мы может быть видим что у нас силы не те что раньше, но мы виним это на что-то или на кого-то и не понимаем что невидимый, внутренний враг истощает нашу энергию и радость. Мы можем пренебрегать или отмахиваться, но хотя и скрытый на время, неразрешенный грех всегда погребен заживо - ИстинноеЛицо
Хорошая новость в том что в любой момент мы можем остановить вред, применяя Божьи способы и силу порешить с грехом. Но если мы не используем Божью помощь, то разрушение продолжается - вина и боль перевоплощаются в дюжину мерзких реакций и послереакций: стыд, обвинения, страх, отрицание, гнев и их ассортимент ядовитых родственников. Что-то под нашей же крышей начинает нас разрушать - ИстинноеЛицо

Как порешить грех в нашей жизни?
Избирая сознательные ответные реакции, а не автоматические

Противоядие чувству вины есть исповедание G3670 - гомологео что значит высказывание вслух, говоря тоже самое, соглашаясь с Богом что соделанное есть грех и покаяние G3340 - метаноэо что значит передумать, иметь противоположное понимание; H7725 - шуув или шува что значит развернуться в обратную сторону, вернуться назад, восстановиться).

Противоядие чувству боли есть прощение H5547 - селиха что значит помилование, оставление без наказания; G859 - афесис что значит освобождение из тюрьмы, отпускать без наказания

2-е Коринфянам 10:4-6
Мы сражаемся не обычным[плотским] оружием, но оружием Бога, которое способно разрушить самые неприступные духовные твердыни. Мы опровергаем доводы и опрокидываем все надменно воздвигаемые препятствия против познания Бога. Мы берем в плен каждую мысль, чтобы сделать ее послушной Христу. Мы готовы наказать всякое непослушание, как только ваше послушание станет совершенным.

Избирайте сознательные ответные реакции, а не автоматические, беря в плен каждую мысль, отвергайте, наказывая непослушные мысли, и принимайте послушные мысли. Вину отвергните исповедуясь и каясь; не принимайте боль, прощая.

Неемия 8:10
Он сказал им: - Идите, ешьте лучшую еду, пейте сладкие вина и посылайте долю тем, кто ничего не приготовил. Этот день свят для нашего Владыки. Не печальтесь, ведь Господня радость - ваша сила!

Что было причиной праздника? Народ слушал Закон Божий, после объяснений люди поняли как они согрешили перед Богом и раскаялись, плача. Тогда Бог освятил день и повелел больше не печалиться, а радоваться, простив им их грехи. Отношения с Господом и Его народом были восстановлены.

Спержин так коментирует эту радость: эта радость Божественного происхождения; подразумевает примирение, принятие, поклонение, близкие отношения, уверенность в будущем гарантированном Божественной благостью; символ духовной жизни и источник силы.

1-e Иоанна 1:9 Исповедание - Прощение - Очищение
Отче, Авва, Папочка, я признаюсь что я растерял радость и поддался печали, тоске, страданию, мукам, досаде, недовольству, раздражению.
Пожалуйста прости меня. Я принимаю твое прощение, я прощаю себя и всех, кто способствовал тому.
Я преображаюсь, обновляя мой разум (Римлянам 12:2). Я имею разум Христов (1 Коринфянам 2:16) и мыслю как Христос (Филиппийцам 2:5) теперь. Я покоряюсь Богу, противостаю дьяволу и он бежит от меня (Иакова 4:7).
Я прошу восстанови твою радость во мне чтобы я мог черпать из колодцев спасения. Верою я принимаю исцеление, процветание, здравый ум и восстановление отношений в семье.
Дух Святой, наполни мое сердце, пребывай во мне. Скажи мне истину в отношении радости и скорби.

Когда я встаю из-за стола в День Благодарения, то последнее, что я хочу – это еще немного индейки.

Переживали ли вы когда-нибудь духовные опасности? Если да, то как вы это понимали?

Одним из ключевых признаков духовной опасности является потеря радости. Слова Павла из заключительной части послания к Филлипийцам 3:1 не утратили своей актуальности и сегодня: «Наконец, братья, радуйтесь в Господе! Мне не трудно писать об этом еще и еще раз, потому что для вас это будет надежней» (в анг. «безопасно»). Павел напоминает им радоваться, чтобы пребывать в безопасности.

Радость - один из жизненно важных «сигнальных индикаторов» на приборной панели христианской жизни. Когда стрелка прибора падает - потеря радости - мы должны принять это к сведению. Чтобы пребывать в безопасности, необходимо отслеживать наличие радости в нашей жизни.

Спасительные канарейки

Представьте себе такую картину.

Работники угольных шахт знают, что опасные газы скапливаются в тоннелях беззвучно и незаметно. Угарный газ может вызвать удушье, а метан взрывоопасен.

В 2006 году взрыв метана унес жизни 12 человек на шахте «Саго» в Западной Вирджинии. В 1906 году около 1 100 шахтеров погибли на шахте Courrières во Франции во время серии взрывов.

Но на заре угольной промышленности, было найдено очень простое и эффективное решение этой проблемы: во время работы в шахте, шахтеры брали с собой канареек. Организм этих птиц очень чувствителен к качеству воздуха. Пока ярко желтые птички пели и чирикали, шахтеры знали, что они в безопасности. Как только уровень концентрации газов в воздухе возрастал, канарейки прекращали петь, раскачиваться на жердочках и падали на пол клетки.

Радость христианина подобна этой маленькой птичке. Одним из первых признаков последствий греха или доктринальных искажений является потеря радости во Христе. Когда ваше сердце перестает петь, это один из первых сигналов, чтобы внимательно исследовать его и то, во что вы верите.

Радость Христа в вас

Сам Иисус указал на прямую связь между нашей каждодневной христианской жизнью и радостью.

«Если вы послушны Моим заповедям, то вы будете жить в Моей любви... Я говорю вам это, чтобы вы испытали Мою радость и чтобы ваша радость была полной».
(Иоан.15:10-11)

Если вы находите удовлетворение во Христе, вы будете радоваться во Христе. Но как только вы отводите свой взгляд от Него, вы теряете радость. Радость - это барометр вашей духовной жизни.

Но не путайте эту уникальную радость с чувственными приливами оптимизма. Подлинная радость Христова не является следствием позитивного мышления. Эта радость не является простым человеческим оптимизмом. Такая радость не результат того, что жизнь идет по моему плану. И это также не означает взгляд на жизнь сквозь розовые очки.

Иисус говорит, что это Его радость - в нас. И Павел призывает радоваться в Господе. Эта радость является эмоциональной составляющей спасения. Это радость созерцания, познания, любви и доверия Христу. Мы не можем воспроизвести эту радость сами. Она является плодом Святого Духа, пребывающего в нас (Гал.5:22). Радость - это славное ликование и величайшее наслаждение самим Христом.

Такая радость не может быть подавлена жизненными обстоятельствами. Эта радость исходит от Бога и она больше и сильнее любых жизненных трудностей. Как сказал пророк Аввакум:

«Даже если инжир не расцветет, и не будет винограда на лозе, если маслины не принесут плода, и поля не дадут урожая, если не останется овец в загоне и волов - в стойлах, я все равно буду радоваться Господу и ликовать о Боге, моем Спасителе».
(Ав. 3:17-18).

Будучи духовным барометром, радость не зависит от внешних обстоятельств. Свет лица Христова сияет во мраке ночи. Иисус сказал, что никто не сможет отнять у нас эту радость (Ин.16:22).

Радость - противоядие против религиозности

Как радость, фокусирующаяся на Христе и даруемая Духом, хранит нас в безопасности? Здесь есть два аспекта:

Во-первых, радость хранит нас в нашем служении Богу. Если вы потеряли радость, то это может быть первым признаком того, что ваше служение уже не прославляет Христа. Радость бережет вас от служения Богу с неверными мотивами.

Джорж Мюллер был евангелистом и директором сиротского приюта в Бристоле, Англия. Он известен за свою выдающуюся веру и эффективное служение. Он заботился о более чем 10 000 сирот на протяжении всей своей жизни. И радость была его главным каждодневным приоритетом.

«Яснее чем когда-либо, я видел, что главная и величайшая цель, к которой я должен стремить каждый день, это иметь в душе радость о Господе. Первое о чем я должен заботиться - это не то, как много я могу сделать для Господа, а то как моя душа может пребывать в радости и возрастать в ней. Усердное служение Христу - даже забота о тысячах сирот - может стать лишь формальной обязанностью, если мы теряем теплоту нашей любви ко Христу. Радость хранит нас от религиозности в нашем служении».

Радость хранит от искушений

Во-вторых, радость хранит вас от искушений. Метью Генри сказал: «Радость в Господе защитит вас от пустых удовольствий, которые искуситель использует как приманку».

Радость защищает вас, потому что она происходит от удовлетворения самим Христом. Мне нравится то, что сказал Джонатан Эдвардс.

«Наслаждение Богом - единственное счастье, в котором наши души находят удовлетворение. Прийти в небеса и в полной мере насладиться присутствием Божьим - в тысячу крат лучше, чем самое приятное земное переживание. Матери, отцы, жены и мужья, дети иль друзья - лишь тени; Богом наслажденье - сущность бытия. Все они - лучи, Бог же солнце правды. Все они - ручьи, Бог - всего источник. Все они лишь капли, Он - простор безбрежный».

Когда я встаю из-за стола в День Благодарения, то последнее, что я хочу - это еще немного индейки. Вы не сможете соблазнить меня еще одним кусочком. И точно также, сатане будет сложно искушать радующегося верующего, предлагая ему удовольствия этого мира.

Верующий, наполненный радостью, более чем удовлетворен Господом. Чего же еще он может желать? Сделайте это важной частью каждого дня вашей жизни - наслаждаться и находить удовлетворение во Христе, чтобы радоваться в Нем и вы найдете защиту и силу в вашей битве с грехом.

Шахтеры знают, что если канарейка перестала петь, значит жди беды.

Поэтому радуйтесь! И писать об этом еще раз не трудно, так как это послужит вашей безопасности.

РАДОСТЬ
«Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите» (1 Фес. 5: 16–18)
Радость - внешнее проявление любви, действие благодати Святого Духа в сердце человека. Радость и любовь является признаком того, что человек находится на правильном пути в деле спасения.
Радость в христианстве носит не пассивный, но деятельный характер. Первичное значение старославянского и русского рад – это «готовый к благодеянию – его совершению или восприятию».
В современном русском языке понятие радость противопоставляется понятию удовольствие по признакам «духовное» – «телесное». Радость – это чувство, живущее в душе человека. Удовольствие воспринимается в первую очередь как «радость тела».
святитель Василий Великий: Сколько Божиею великодаровитостью дано нам поводов разумно радоваться! Мы из небытия приведены в бытие, сотворены по образу Создавшего, имеем и разум, и слово, которые составляют совершенство нашей природы, и которыми познали мы Бога. Тщательно же изучая красоты творения, по оным, как по некоторым письменам, объясняем себе великий Божий о всем промысл и Божию премудрость. Мы можем различать доброе и худое; самою природою научены избирать полезное и отвращаться вредного. Будучи отчуждены от Бога грехом, снова воззваны мы к общению с Богом, освобожденные кровью Единородного от бесчестного рабства. А надежда воскресения, а наслаждения ангельскими благами, царство на небесах, обетованные блага, превосходящие силу разумения и слова! Как же всего этого не признавать достаточною причиною к непрекращающейся радости и к непрестанному веселью, а напротив того думать, что тот, кто пресыщает чрево, забавляется звуками свирели, спит распростершись на мягком ложе, тот один проводит жизнь, достойную радости? А я бы сказал, что имеющим ум прилично о нем плакать, ублажать же должно тех, которые настоящую жизнь проводят в надежде будущего века и настоящее обменивают на вечное».
"Русский дом" ***

РАДОСТЬ ВЕРЫ
Святитель Иоанн Златоуст говорит: "Хотя все люди стремятся к радости, однако мало кто из них по-настоящему знает, что такое радость, где путеводная звезда, указывающая путь к ней, по какой дороге следует идти, чтобы достигнуть ее".
Для верующего человека это не сокрыто. У верующего есть дар Божий, который освещает ему все стороны многогранного бытия и никогда не обманывает в выборе целей и средств, приводящих к радости и блаженству. Дар, сходящий свыше, от Бога, есть вера наша святая, православная. Она облекла нас в светлую одежду Божественной благодати в святых таинствах Крещения и Миропомазания, она освящает и укрепляет нас в других таинствах, ее мы сохраняем, проходя через все трудности земной юдоли, плавая в волнах житейского моря. Этот дар Господень просвещает нас, умно¬жает знание и освящает чувства, открывает тайну жизни временной и вечной, дает счастье соприкасаться с тем, что свято и блаженно.
Самая совершенная радость, которую дает нам вера - это знание о Боге; верой мы постигаем Его бытие, Его неприступность и вездесущность, Его величие и снисхождение, Его любовь и мздовоздаяние.
Вера открывает нам Христа Спасителя, в Котором - жизнь и свет для людей (Ин.1,4). Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, явил Его нам (Ин.1,18). Мы верим Его слову и Его делам. "Верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими" (Ин. 1,12). Мы знаем, что Он пришел на землю ради спасения людей, освятив ее Своими стопами и благодатию Духа Святого. Он принес на землю евангельскую правду, Он-наш Спаситель, страдавший, погребенный и воскресший. Верующий в Него если и умрет, оживет (Ин.11,25).
Христос указал нам путь, по которому мы должны следовать, возносясь сердцем к горнему, к вечной радости. Вера соединяет нас со Христом и друг с другом: "У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа" (Деян.4,32). Вера объясняет нам смысл жизни с ее победами и поражениями, с удачами и неудачами, с ее радостями и скорбями. Все посылается к нашему благу и совершенству. Терпением и добродетелью человек созидает себе доброе, злом - злое. На земле даны нам все возможности созидать свою будущность.
Вера дает нам радость молитвы, беседы с Богом. Молитва, и частная и общественная, окрыляет верующих людей, соединяет их со святыми небожителями в общем славословии, прошениях и благодарениях, воссылаемых Богу, на которые Господь всегда по-отечески отвечает.
Только вера может привести к искреннему и спасительному покаянию, которое прощает и очищает нас. Вера приводит нас к великой радости единения с Господом в таинстве святого Причащения, единения с Тем, Который не перестает призывать людей: "Придите ко Мне все... и Я успокою вас" (Мф.11,28).
Не исчесть тех радостей, которые дает христианину вера. И потому, чтобы в жизни ни случилось с нами, верующими людьми, всегда и всюду надо радоваться, радоваться о Господе (Флп.3,1; 4,4), радоваться в скорби (1 Петр. 1,6), радоваться с радующимися (Рим. 12,15) радостью неизреченною (1 Петр. 1,8), радоваться в огорчении (2 Кор.6,10), радоваться в немощи (2 Кор. 13,9), в страданиях (Кол. 1,24), всегда радоваться (1 Фес.5,16).
Необходимо благодарить Бога за радость веры, радоваться и беречь веру. Вера никогда не посрамит нас, а возвеличит и прославит. Живя здесь, на земле, с верой, мы уже предвкушаем вечное блаженство в Царствии Небесном:
"Царствие Божие внутрь вас есть" (Лк. 17,21). Царство Божие и есть плод веры христианской, дарующей нам все святое, радостное, чистое, временное и вечное.
в русской поэтической картине мира в образе радости сопрягаются языческие и христианские представления. По мнению ученого, в русском языке представление о радости сформировалось «под влиянием великой христианской идеи Радости и с участием мощных токов европейской культурной традиции. В русской поэтической картине мира, - пишет автор, - сложился и достроился мифологический образ радости». Согласно этому мифологическому представлению, радость – «прекрасное женственное существо, живущее на грани двух миров, земного и небесного, с лицом неземной красоты, с глазами-очами, излучающими небесный свет, с несущим тепло «легким дыханием», с добрыми теплыми руками, с легкими ногами-стопами, на которых радость приходит и уходит, и с легкими, но мощными крыльями-крылами, на которых она улетает и прилетает, окрыляя человека и одаряя его способностью лететь на крыльях радости. Легкий и мягкий свет, который может усиливаться до степени ослепительного сияния восторга, и мягкое живительное тепло, способное превращаться в очистительный огонь, - две основные эманации Радости и одновременно две стихии, которые образуют двуединую […] субстанцию Радости в двух ее взаимосвязанных ипостасях: радости души и радости сердца. Первая одухотворяет и освящает человеческое, поднимая его к горнему свету. Вторая вочеловечивает небесное, принимаемое и постигаемое умным сердцем» .
Определения к слову радость, которые встречаются в православном дискурсе, дают представление о природе христианской радости. Она здесь всегда небесная, неземная, духовная, несказанная, благодарная (Господу), пасхальная, вечная, дивная…
Таким образом, можно сказать, что в православно-христианском дискурсе Бог является одновременно и причиной радости, и ее целью, и ее объектом..: Воспринимая благодатный свет, духовный человек ищет его источник, чтобы поклониться ему. Еще не зная Его […], он несет Ему радость и благодарность, призывая Его к усилению и умножению Его лучей (Ильин. Аксиомы…).
В христианской картине мира радость имеет божественную природу, ибо это Господь нам завещал радость. В основе данного чувства лежит любовь к Богу и благодарность Ему за жизнь. «в древнерусских текстах радость представлена как благодать, исходящая от Бога […], такая благодать дает здоровье и силу, а это и есть счастье» . Получается, что не радоваться о Господе, то есть унывать, - значит грешить.