Мелхиседек лебедев. Мелхиседек, архиепископ (Лебедев Василий Михайлович)

Шатурского района Московской области, в семье крестьянина. Родители, будучи верующими людьми, сами посещали приходской храм и брали с собой и юного Василия. Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковно-славянски. Его ум, любознательность, хорошая память помогали ему познавать из чтения святых книг Бога. Также свое благотворное действие оказала на него и природа. Оказали влияние на формирование склада души отрока Василия сама жизнь и воспитание. Незабываемые дни, это дни, когда Господь сподобил Василия помогать прислуживать священнику. Сельская церковь простояла до года, когда ее закрыли коммунисты и у него не стало возможности исповедаться, причащаться.

По словам владыки:

"Бедность в нашей семье была ужасная, но помогала вера в Бога. Я с раннего детства посещал храм, который находился близко, читал и пел на клиросе, имел хорошего духовного отца и наставника. После школы был рабочим на заводе в г. Кашире Московской области. Там тоже ходил в церковь, надо мной смеялись и издевались, но я продолжал ходить. Из Каширы по рекомендации благочинного в году поступил в Московскую духовную семинарию " .

Узнав об открытии в Москве богословских курсов, он захотел приобрести духовное образование и обратился к Божией Матери за водительством через канон к Ней. Осенью года он поступил в духовную семинарию в Загорске , а в закончил ее по первому разряду.

Священник

У отца Василия в семье к этому времени уже было трое детей. Все они со временем пошли духовным путем: старший сын принял монашество с наречением имени Пантелеимон (+ 1994) и служил в Московской епархии, средний сын Константин стал священником, а дочь Ольга вышла замуж за Александра Ганабу , впоследствии священника. Семейная жизнь вначале, в целом, шла хорошо, но затем стала ухудшаться. Однажды, неожиданно для отца Василия, от него ушла жена. Это так его потрясло, что могло плохо кончиться для него, но он имел ход к святому отцу Петру Чельцову , который его очень поддержал. На четвертом курсе академии жена приезжала к нему и просилась обратно, но к этому времени он уже был рукоположен в архиерея .

Академист и Вологодский архиерей

В году он поступил в Московскую духовную академию . В году вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры и, приняв монашество с именем Мелхиседека , был направлен в Троицкое патриаршее подворье в селе Переделкино . Монашеское имя он получил от митрополита Никодима , относившегося к иеромонаху очень тепло. После 3 курса патриарх и Священный Синод определили быть ему епископом Вологодским и Великоустюжским . Однако занятий в академии он не оставил и, подготовившись за лето по 8 предметам, оставшимся на 4 курсе, сдал их экстерном за два дня. Взялся за написание кандидатской работы: "II Ватиканский Собор . Историко-критический обзор" и, защитив ее через 2 года, получил степень кандидата богословия .

Прибыв на Вологодскую кафедру, епископ Мелхиседек энергично взялся за ведение епархиальных дел, часто служил в кафедральном соборе. Служил он вдохновенно, голос имел красивый и сильный, всегда говорил содержательные проповеди. На Пасху года владыка Мелхиседек ездил в Иерусалим в составе делегации Московской Патриархии, по возвращении он организовал особенно торжественное служение. Храм тогда наполнился множеством приехавших с владыкой молодых людей, что было тогда редкостью. По отношению к клиру архиепископ Мелхиседек был добр, любил делать подарки. За два года он объездил все приходы Вологодской епархии. Особенно обращал он внимание на посещение бедных приходов. Своим авторитетом епископ Мелхиседек значительно укрепил положение кафедрального собора, о котором тогда постоянно ходили слухи о закрытии.

Архиререй Венский, Пензенский, Берлинский - деятельность на международном поприще

Священный Синод на заседании 12-13 марта года удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.

Люди, близко знавшие архиепископа Мелхиседека, вспоминают что владыка знал наизусть Псалтирь и некоторые

25 июня - 10 октября Предшественник: Иларион (Прохоров) Преемник: Серафим (Тихонов)
Епископ Венский и Австрийский
7 октября - 25 июня Предшественник: Варфоломей (Гондаровский) ,
Ионафан (Кополович) (в/у) Преемник: Герман (Тимофеев) 17 июня - 7 октября Предшественник: Сергий (Ларин) Преемник: Мефодий (Мензак) Имя при рождении: Василий Михайлович Лебедев Рождение: 26 января (1927-01-26 )
деревня Ново-Черкасово , Шатурский район , Московская область , РСФСР , СССР Смерть: 8 июня (2016-06-08 ) (89 лет)
Климовск , Московская область , Российская Федерация Принятие священного сана: 21 июля 1950 года Принятие монашества: 1963 год Епископская хиротония: 17 июня 1965 года Награды:

Архиепи́скоп Мелхиседе́к (в миру́ Васи́лий Миха́йлович Ле́бедев ; 26 января , Ново-Черкасово , Шатурский район , Московская область - 8 июня , Климовск , Московская область , Российская Федерация) - епископ Русской православной церкви .

Биография

Родился 26 января 1927 года в деревне Ново-Черкасово Шатурского района Московской области, в семье крестьянина. Родители, будучи верующими людьми, посещали приходской храм, брали с собой и юного Василия. Василий уже с 6 лет научился быстро читать по церковно-славянски. Учился в школе. Читал и пел на клиросе, до закрытия храма в селе в 1937 году . После школы был рабочим на заводе в городе Кашира Московской области.

У отца Василия в семье к этому времени уже было трое детей. Все они со временем пошли духовным путём: старший сын принял монашество с наречением Пантелеимон и служил в Московской епархии (умер в сане игумена 30.07.1994) средний сын Константин стал священником (умер 11.09.2012), третий сын Павел служил диаконом (умер 14.04.1986 г.), а дочь Ольга вышла замуж за Александра Ганабу , в 1991-2015 годах занимавшего должность секретаря Московского епархиального управления. Семейная жизнь вначале, в целом, шла хорошо, но затем стала ухудшаться. Однажды, неожиданно для отца Василия, от него ушла жена.

Архиерейство

При разрешении вопросов, связанных с деятельностью церквей, по мнению уполномоченного, он вел себя, в основном, правильно. Так, по рекомендации Попова С. С., Мелхиседек направил всем священнослужителям епархии для разъяснения верующим послания «О соблюдении установленного порядка обоюдного согласия родителей при крещении детей» (28.06.1972 г.), «О нежелательности обильных приношений в церковь хлеба и других продуктов в дни памяти усопших» (14.05.1973 г.), «О недопущении случаев повторной продажи несгоревших свечей» (11.06.1973 г.) и т. д. Мелхиседек довольно часто выезжал по приходам области. «Однако эти поездки не выходят за рамки, установленные законом. По характеру вспыльчив. В быту ведёт себя не всегда выдержанно» .

После ухода на покой архиепископа Казанского Михаила (Воскресенского) был назначен временным управляющий епархией. Успел послужить во всех городских храмах и произвести хорошее впечатление на верующих. Его Патриарх Пимен и планировал назначить на Казанскую кафедру, однако активная позиция нового епископа вызвала протест уполномоченного Совета по делам религий, который в своём письме в Совет По делам религий заявил, что выступает категорически против назначения епископа Мелхиседека, которое повлечет конфликт по поводу переноса здания епархиального управления: владыке Мелхиседеку очень не понравилось место и сам дом, он заявлял, что будет требовать от властей компенсации. Кроме того, по мнению епископа Мелхиседека, приходы перечисляли очень мало средств на содержание епархиального управления.

Награды

Церковные Светские
  • Золотая медаль «За укрепление мира» (25.6.1991)

Научные труды и публикации

  • II Ватиканский Собор: Историко-критический обзор (кандидатская диссертация).
  • Речь при наречении во епископа Вологодского. Журнал Московской Патриархии (ЖМП), 1965, № 8, 7.
  • Празднование 25-летия интронизации Свят. Патриарха Алексия в Венской епархии. ЖМП, 1970, № 5, 28-29.
  • Визит Предстоятеля Малабарской Церкви Индии. ЖМП, 1977, № 2, 62.
  • Исторический визит Свят. Патриарха Пимена в Индию. ЖМП, 1977, № 6, 51-59.
  • Посещение Сов. Союза Архиепископом Кентерберийским доктором Фредериком Дональдом Когганом. ЖМП, 1978, № 2, 66-72.
  • Преподобный Герасим, первый Вологодский чудотворец: К 800-летию со дня преставления. ЖМП, 1978, № 3, 66-68.

Напишите отзыв о статье "Мелхиседек (Лебедев)"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Мелхиседек (Лебедев)

И граф засуетился, доставая бумажник.
– Мне много надо, граф, мне пятьсот рублей надо.
И она, достав батистовый платок, терла им жилет мужа.
– Сейчас, сейчас. Эй, кто там? – крикнул он таким голосом, каким кричат только люди, уверенные, что те, кого они кличут, стремглав бросятся на их зов. – Послать ко мне Митеньку!
Митенька, тот дворянский сын, воспитанный у графа, который теперь заведывал всеми его делами, тихими шагами вошел в комнату.
– Вот что, мой милый, – сказал граф вошедшему почтительному молодому человеку. – Принеси ты мне… – он задумался. – Да, 700 рублей, да. Да смотри, таких рваных и грязных, как тот раз, не приноси, а хороших, для графини.
– Да, Митенька, пожалуйста, чтоб чистенькие, – сказала графиня, грустно вздыхая.
– Ваше сиятельство, когда прикажете доставить? – сказал Митенька. – Изволите знать, что… Впрочем, не извольте беспокоиться, – прибавил он, заметив, как граф уже начал тяжело и часто дышать, что всегда было признаком начинавшегося гнева. – Я было и запамятовал… Сию минуту прикажете доставить?
– Да, да, то то, принеси. Вот графине отдай.
– Экое золото у меня этот Митенька, – прибавил граф улыбаясь, когда молодой человек вышел. – Нет того, чтобы нельзя. Я же этого терпеть не могу. Всё можно.
– Ах, деньги, граф, деньги, сколько от них горя на свете! – сказала графиня. – А эти деньги мне очень нужны.
– Вы, графинюшка, мотовка известная, – проговорил граф и, поцеловав у жены руку, ушел опять в кабинет.
Когда Анна Михайловна вернулась опять от Безухого, у графини лежали уже деньги, всё новенькими бумажками, под платком на столике, и Анна Михайловна заметила, что графиня чем то растревожена.
– Ну, что, мой друг? – спросила графиня.
– Ах, в каком он ужасном положении! Его узнать нельзя, он так плох, так плох; я минутку побыла и двух слов не сказала…
– Annette, ради Бога, не откажи мне, – сказала вдруг графиня, краснея, что так странно было при ее немолодом, худом и важном лице, доставая из под платка деньги.
Анна Михайловна мгновенно поняла, в чем дело, и уж нагнулась, чтобы в должную минуту ловко обнять графиню.
– Вот Борису от меня, на шитье мундира…
Анна Михайловна уж обнимала ее и плакала. Графиня плакала тоже. Плакали они о том, что они дружны; и о том, что они добры; и о том, что они, подруги молодости, заняты таким низким предметом – деньгами; и о том, что молодость их прошла… Но слезы обеих были приятны…

Графиня Ростова с дочерьми и уже с большим числом гостей сидела в гостиной. Граф провел гостей мужчин в кабинет, предлагая им свою охотницкую коллекцию турецких трубок. Изредка он выходил и спрашивал: не приехала ли? Ждали Марью Дмитриевну Ахросимову, прозванную в обществе le terrible dragon, [страшный дракон,] даму знаменитую не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой обращения. Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва и весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над ее грубостью, рассказывали про нее анекдоты; тем не менее все без исключения уважали и боялись ее.
В кабинете, полном дыма, шел разговор о войне, которая была объявлена манифестом, о наборе. Манифеста еще никто не читал, но все знали о его появлении. Граф сидел на отоманке между двумя курившими и разговаривавшими соседями. Граф сам не курил и не говорил, а наклоняя голову, то на один бок, то на другой, с видимым удовольствием смотрел на куривших и слушал разговор двух соседей своих, которых он стравил между собой.
Один из говоривших был штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом, человек, уже приближавшийся к старости, хотя и одетый, как самый модный молодой человек; он сидел с ногами на отоманке с видом домашнего человека и, сбоку запустив себе далеко в рот янтарь, порывисто втягивал дым и жмурился. Это был старый холостяк Шиншин, двоюродный брат графини, злой язык, как про него говорили в московских гостиных. Он, казалось, снисходил до своего собеседника. Другой, свежий, розовый, гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный, держал янтарь у середины рта и розовыми губами слегка вытягивал дымок, выпуская его колечками из красивого рта. Это был тот поручик Берг, офицер Семеновского полка, с которым Борис ехал вместе в полк и которым Наташа дразнила Веру, старшую графиню, называя Берга ее женихом. Граф сидел между ними и внимательно слушал. Самое приятное для графа занятие, за исключением игры в бостон, которую он очень любил, было положение слушающего, особенно когда ему удавалось стравить двух говорливых собеседников.
– Ну, как же, батюшка, mon tres honorable [почтеннейший] Альфонс Карлыч, – говорил Шиншин, посмеиваясь и соединяя (в чем и состояла особенность его речи) самые народные русские выражения с изысканными французскими фразами. – Vous comptez vous faire des rentes sur l"etat, [Вы рассчитываете иметь доход с казны,] с роты доходец получать хотите?
– Нет с, Петр Николаич, я только желаю показать, что в кавалерии выгод гораздо меньше против пехоты. Вот теперь сообразите, Петр Николаич, мое положение…
Берг говорил всегда очень точно, спокойно и учтиво. Разговор его всегда касался только его одного; он всегда спокойно молчал, пока говорили о чем нибудь, не имеющем прямого к нему отношения. И молчать таким образом он мог несколько часов, не испытывая и не производя в других ни малейшего замешательства. Но как скоро разговор касался его лично, он начинал говорить пространно и с видимым удовольствием.
– Сообразите мое положение, Петр Николаич: будь я в кавалерии, я бы получал не более двухсот рублей в треть, даже и в чине поручика; а теперь я получаю двести тридцать, – говорил он с радостною, приятною улыбкой, оглядывая Шиншина и графа, как будто для него было очевидно, что его успех всегда будет составлять главную цель желаний всех остальных людей.
– Кроме того, Петр Николаич, перейдя в гвардию, я на виду, – продолжал Берг, – и вакансии в гвардейской пехоте гораздо чаще. Потом, сами сообразите, как я мог устроиться из двухсот тридцати рублей. А я откладываю и еще отцу посылаю, – продолжал он, пуская колечко.
– La balance у est… [Баланс установлен…] Немец на обухе молотит хлебец, comme dit le рroverbe, [как говорит пословица,] – перекладывая янтарь на другую сторону ртa, сказал Шиншин и подмигнул графу.
Граф расхохотался. Другие гости, видя, что Шиншин ведет разговор, подошли послушать. Берг, не замечая ни насмешки, ни равнодушия, продолжал рассказывать о том, как переводом в гвардию он уже выиграл чин перед своими товарищами по корпусу, как в военное время ротного командира могут убить, и он, оставшись старшим в роте, может очень легко быть ротным, и как в полку все любят его, и как его папенька им доволен. Берг, видимо, наслаждался, рассказывая всё это, и, казалось, не подозревал того, что у других людей могли быть тоже свои интересы. Но всё, что он рассказывал, было так мило степенно, наивность молодого эгоизма его была так очевидна, что он обезоруживал своих слушателей.
– Ну, батюшка, вы и в пехоте, и в кавалерии, везде пойдете в ход; это я вам предрекаю, – сказал Шиншин, трепля его по плечу и спуская ноги с отоманки.
Берг радостно улыбнулся. Граф, а за ним и гости вышли в гостиную.

Было то время перед званым обедом, когда собравшиеся гости не начинают длинного разговора в ожидании призыва к закуске, а вместе с тем считают необходимым шевелиться и не молчать, чтобы показать, что они нисколько не нетерпеливы сесть за стол. Хозяева поглядывают на дверь и изредка переглядываются между собой. Гости по этим взглядам стараются догадаться, кого или чего еще ждут: важного опоздавшего родственника или кушанья, которое еще не поспело.
Пьер приехал перед самым обедом и неловко сидел посредине гостиной на первом попавшемся кресле, загородив всем дорогу. Графиня хотела заставить его говорить, но он наивно смотрел в очки вокруг себя, как бы отыскивая кого то, и односложно отвечал на все вопросы графини. Он был стеснителен и один не замечал этого. Большая часть гостей, знавшая его историю с медведем, любопытно смотрели на этого большого толстого и смирного человека, недоумевая, как мог такой увалень и скромник сделать такую штуку с квартальным.
– Вы недавно приехали? – спрашивала у него графиня.
– Oui, madame, [Да, сударыня,] – отвечал он, оглядываясь.
– Вы не видали моего мужа?
– Non, madame. [Нет, сударыня.] – Он улыбнулся совсем некстати.
– Вы, кажется, недавно были в Париже? Я думаю, очень интересно.
– Очень интересно..
Графиня переглянулась с Анной Михайловной. Анна Михайловна поняла, что ее просят занять этого молодого человека, и, подсев к нему, начала говорить об отце; но так же, как и графине, он отвечал ей только односложными словами. Гости были все заняты между собой. Les Razoumovsky… ca a ete charmant… Vous etes bien bonne… La comtesse Apraksine… [Разумовские… Это было восхитительно… Вы очень добры… Графиня Апраксина…] слышалось со всех сторон. Графиня встала и пошла в залу.
– Марья Дмитриевна? – послышался ее голос из залы.
– Она самая, – послышался в ответ грубый женский голос, и вслед за тем вошла в комнату Марья Дмитриевна.
Все барышни и даже дамы, исключая самых старых, встали. Марья Дмитриевна остановилась в дверях и, с высоты своего тучного тела, высоко держа свою с седыми буклями пятидесятилетнюю голову, оглядела гостей и, как бы засучиваясь, оправила неторопливо широкие рукава своего платья. Марья Дмитриевна всегда говорила по русски.
– Имениннице дорогой с детками, – сказала она своим громким, густым, подавляющим все другие звуки голосом. – Ты что, старый греховодник, – обратилась она к графу, целовавшему ее руку, – чай, скучаешь в Москве? Собак гонять негде? Да что, батюшка, делать, вот как эти пташки подрастут… – Она указывала на девиц. – Хочешь – не хочешь, надо женихов искать.
– Ну, что, казак мой? (Марья Дмитриевна казаком называла Наташу) – говорила она, лаская рукой Наташу, подходившую к ее руке без страха и весело. – Знаю, что зелье девка, а люблю.
Она достала из огромного ридикюля яхонтовые сережки грушками и, отдав их именинно сиявшей и разрумянившейся Наташе, тотчас же отвернулась от нее и обратилась к Пьеру.
– Э, э! любезный! поди ка сюда, – сказала она притворно тихим и тонким голосом. – Поди ка, любезный…
И она грозно засучила рукава еще выше.
Пьер подошел, наивно глядя на нее через очки.
– Подойди, подойди, любезный! Я и отцу то твоему правду одна говорила, когда он в случае был, а тебе то и Бог велит.
Она помолчала. Все молчали, ожидая того, что будет, и чувствуя, что было только предисловие.
– Хорош, нечего сказать! хорош мальчик!… Отец на одре лежит, а он забавляется, квартального на медведя верхом сажает. Стыдно, батюшка, стыдно! Лучше бы на войну шел.
Она отвернулась и подала руку графу, который едва удерживался от смеха.
– Ну, что ж, к столу, я чай, пора? – сказала Марья Дмитриевна.
Впереди пошел граф с Марьей Дмитриевной; потом графиня, которую повел гусарский полковник, нужный человек, с которым Николай должен был догонять полк. Анна Михайловна – с Шиншиным. Берг подал руку Вере. Улыбающаяся Жюли Карагина пошла с Николаем к столу. За ними шли еще другие пары, протянувшиеся по всей зале, и сзади всех по одиночке дети, гувернеры и гувернантки. Официанты зашевелились, стулья загремели, на хорах заиграла музыка, и гости разместились. Звуки домашней музыки графа заменились звуками ножей и вилок, говора гостей, тихих шагов официантов.
На одном конце стола во главе сидела графиня. Справа Марья Дмитриевна, слева Анна Михайловна и другие гостьи. На другом конце сидел граф, слева гусарский полковник, справа Шиншин и другие гости мужского пола. С одной стороны длинного стола молодежь постарше: Вера рядом с Бергом, Пьер рядом с Борисом; с другой стороны – дети, гувернеры и гувернантки. Граф из за хрусталя, бутылок и ваз с фруктами поглядывал на жену и ее высокий чепец с голубыми лентами и усердно подливал вина своим соседям, не забывая и себя. Графиня так же, из за ананасов, не забывая обязанности хозяйки, кидала значительные взгляды на мужа, которого лысина и лицо, казалось ей, своею краснотой резче отличались от седых волос. На дамском конце шло равномерное лепетанье; на мужском всё громче и громче слышались голоса, особенно гусарского полковника, который так много ел и пил, всё более и более краснея, что граф уже ставил его в пример другим гостям. Берг с нежной улыбкой говорил с Верой о том, что любовь есть чувство не земное, а небесное. Борис называл новому своему приятелю Пьеру бывших за столом гостей и переглядывался с Наташей, сидевшей против него. Пьер мало говорил, оглядывал новые лица и много ел. Начиная от двух супов, из которых он выбрал a la tortue, [черепаховый,] и кулебяки и до рябчиков он не пропускал ни одного блюда и ни одного вина, которое дворецкий в завернутой салфеткою бутылке таинственно высовывал из за плеча соседа, приговаривая или «дрей мадера», или «венгерское», или «рейнвейн». Он подставлял первую попавшуюся из четырех хрустальных, с вензелем графа, рюмок, стоявших перед каждым прибором, и пил с удовольствием, всё с более и более приятным видом поглядывая на гостей. Наташа, сидевшая против него, глядела на Бориса, как глядят девочки тринадцати лет на мальчика, с которым они в первый раз только что поцеловались и в которого они влюблены. Этот самый взгляд ее иногда обращался на Пьера, и ему под взглядом этой смешной, оживленной девочки хотелось смеяться самому, не зная чему.
Николай сидел далеко от Сони, подле Жюли Карагиной, и опять с той же невольной улыбкой что то говорил с ней. Соня улыбалась парадно, но, видимо, мучилась ревностью: то бледнела, то краснела и всеми силами прислушивалась к тому, что говорили между собою Николай и Жюли. Гувернантка беспокойно оглядывалась, как бы приготавливаясь к отпору, ежели бы кто вздумал обидеть детей. Гувернер немец старался запомнить вое роды кушаний, десертов и вин с тем, чтобы описать всё подробно в письме к домашним в Германию, и весьма обижался тем, что дворецкий, с завернутою в салфетку бутылкой, обносил его. Немец хмурился, старался показать вид, что он и не желал получить этого вина, но обижался потому, что никто не хотел понять, что вино нужно было ему не для того, чтобы утолить жажду, не из жадности, а из добросовестной любознательности.

8 июня 2016 года в г. Климовске Московской области на 90-м году жизни отошел ко Господу архиепископ Мелхиседек (Лебедев). Перед своею блаженною кончиною Владыка Мелхиседек каждый день причащался Св. Христовых Таин, был соборован и мирно почил при чтении канона на исход души.

10 июня 2016 года состоялось отпевание и погребение Высокопреосвященнейшего архиепископа Мелхиседека. Заупокойную Литургию в Свято-Троицком соборе города Подольска совершил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии. Митрополиту Ювеналию сослужили митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл, митрополит Иваново-Вознесенский и Вичугский Иосиф, митрополит Брянский и Севский Александр, митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, архиепископ Сурожский Елисей, настоятель Троицкого собора протоиерей Александр Ганаба, Московское духовенство, а так же клирики из других епархий, в которых в различное время совершал своё Святительское служение архиепископ Мелхиседек.

По благословению митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия, наместник Нижегородского Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) принял участие в соборном служении и отпевании новопреставленного Владыки Мелхиседека, поскольку в 1989 году был рукоположен и пострижен в монашество этим Святителем.

Проститься с архипастырем, отдавшим более 50 лет служению Святой Матери Церкви, прибыло многочисленное духовенство из епархий, которые возглавлял владыка Мелхиседек, и где его имя с благодарностью поминают. Пришли представители администрации Московской области и города, руководители предприятий и общественных организаций, а также жители Подольска и многочисленные прихожане собора и других городских храмов.

По окончании Божественной литургии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий зачитал собравшимся в храме слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла: "Участникам погребения Преосвященного архиепископа Мелхиседека (Лебедева). Дорогие братья и сестры! Господь призвал к Себе одного из старейших иерархов Русской Православной Церкви - бывшего правящего архипастыря Брянской епархии архиепископа Мелхиседека. Вся жизнь покойного была посвящена служению Богу и людям. Родившись в Подмосковье в простой крестьянской семье, будущий владыка прошел нелегкий путь от воспитанника Московской духовной семинарии до архиепископа. За многие годы трудов на ниве Христовой он неизменно стремился со тщанием и усердием исполнять все возлагаемые на него Священноначалием послушания. В далеком 1950 году он принял священный сан и на протяжении пятнадцати лет совершал пастырское служение на приходах Московской области. В 1965 году Господь сподобил его принять благодать епископства. Занимая различные кафедры и стараясь быть делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины (2 Тим. 2:15), владыка немало потрудился во благо Святой Церкви, а посему сникал любовь духовных чад, клира и паствы, признание общественности. Мне памятно участие почившего архипастыря в моей епископской хиротонии. Выражая соболезнование всем вам в связи с кончиной Преосвященного архиепископа Мелхиседека, возношу молитвы к Богу об упокоении его души в обителях небесных. Вечная память новопреставленному служителю алтаря Господня. +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ".

По окончании чтения, митрополит Ювеналий возглавил чин отпевания новопреставленного Владыки Мелхиседека, которые длилось около двух часов при умилительном пении двух хоров Троицкого собора г. Подольска.

После этого гроб с телом почившего Святителя был обнесен вокруг Троицкого собора и доставлен к Воскресенскому храму села Молоди Чеховского района, в котором совершал своё священническое служение с 1955 по 1961 год. Гроб с телом архиепископа Мелхиседека был установлен возле отверстой могилы, приготовленной у алтаря Воскресенского храма.

Митрополит Ювеналий отслужил литию, после чего гроб с телом почившего Святителя Божия под пение "Святый Боже" был опущен в могилу. Вечная память новопреставленному Святителю Божию, архиепископу Мелхиседеку.

Дата рождения: 26 января 1927 г. Страна: Россия Биография:

Родился 26 января 1927 г. в д. Ново-Черкасово Шатурского р-на Московской обл. в семье крестьянина.

Осенью 1946 г. поступил в духовную семинарию в Загорске, а в 1950 г. закончил ее по первому разряду.

18 июля 1950 г. архиепископом Можайским Макарием рукоположен во диакона, а 21 июля — во священника к Преображенской церкви с. Бесово Московской обл. В декабре того же года переведен в Пятницкую церковь с. Туголес. В феврале 1955 г. назначен настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди.

В январе 1961 г. переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии и назначен настоятелем Богородице-Рождественской церкви г. Орехово-Зуево.

В 1963 г. вступил в число братии . В том же году пострижен в монашество и направлен на Троицкое Патриаршее подворье в с. Переделкино.

После 3-го курса решением Священного Синода определен быть епископом Вологодским и Великоустюжским. Однако занятий в академии не оставил и, подготовившись за лето по 8-ми предметам, оставшимся на 4-м курсе, сдал их экстерном за два дня. Взялся за написание кандидатской работы на тему «II Ватиканский Собор. Историко-критический обзор» и, защитив ее через 2 года, получил степень кандидата богословия.

17 июня 1965 г. в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Вологодского. Богослужение совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископы Дмитровский Филарет и .

7 октября 1967 г. назначен епископом Венским и Австрийским. Будучи на Венской кафедре 24 июня 1968 г. назначен членом делегации от Русской Православной Церкви на IV Ассамблею Всемирного совета церквей. 8-11 мая 1969 г. участвовал в торжествах по случаю 1100-летия со дня блаженной кончины святого Кирилла, проходивших в Болгарии.

Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г. избран в состав Синодальной комиссии по вопросам христианского единства.

4-18 апреля 1977 г. возглавил паломническую группу Русской Церкви при поездке на Святую Гору Афон. 4-10 мая 1978 г. посетил Чехословакию, а 15-22 мая во главе делегации Русской Православной Церкви Японию. Постановлением Священного Синода направлен наблюдателем на Ламбетскую конференцию с 22 июля по 13 августа 1978 г.

10 октября 1978 г. назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Средней Европы. С 18 по 25 октября 1979 г. возглавил делегацию Русской Церкви на VIII конференции Генеральной ассамблеи Конференции европейских церквей на о. Крит.

6-9 февраля 1983 г. присутствовал в Вене на конференции «Как устранить угрозу войны в Европе». 17-19 июня 1984 г. в г. Киле, ФРГ, участвовал в научном конгрессе, проведенном Евангелической церковью в Германии и Евангелическо-лютеранской церковью Северной Эльбы.

26 декабря 1984 г. назначен архиепископом Свердловским и Курганским. Тогда же стал временно управляющим Челябинской епархией, оставаясь им до 10-11 апреля 1989 г.

С 25 сентября 1991 г., в связи с возвращением исторического названия кафедрального города, стал титуловаться Екатеринбургским и Курганским, а с 23 сентября 1993 г., с образованием Курганской епархии — Екатеринбургским и Верхотурским.

В год празднования 1000-летия Крещения Руси владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении мощей праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 г., и святыня была передана верующим. Помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 26 февраля 1994 г. переведен на вновь образованную Брянскую и Севскую кафедру.

Священный Синод на заседании 12-13 марта 2002 г. удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.

8 июня 2016 г. 10 июня в Троицком соборе г. Подольска Московской обл. возглавил . Погребен владыка Мелхиседек у алтаря Воскресенского храма с. Молоди Чеховского р-на Московской обл.

Образование:

Московская духовная семинария.

Московская духовная академия (кандидат богословия).

Научные труды, публикации:
  • II Ватиканский Собор. Историко-критический обзор (кандидатская диссертация).
  • Речь при наречении во епископа Вологодского. ЖМП, 1965, № 8, 7.
  • Празднование 25-летия интронизации Свят. Патриарха Алексия в Венской епархии. ЖМП, 1970, № 5, 28-29.
  • Визит Предстоятеля Малабарской Церкви Индии. ЖМП, 1977, № 2, 62.
  • Исторический визит Свят. Патриарха Пимена в Индию. ЖМП, 1977, № 6, 51-59.
  • Посещение Сов. Союза Архиепископом Кентерберийским доктором Фредериком Дональдом Когганом. ЖМП, 1978, № 2, 66-72.
  • Преподобный Герасим, первый Вологодский чудотворец: К 800-летию со дня преставления. ЖМП, 1978, № 3, 66-68.
Награды:

Церковные:

  • 1986 г. ― орден св. равноап. кн. Владимира II ст.;
  • 1990 г. — орден св. блгв. кн. Даниила Московского II ст.

Светские:

  • 1991 г. — золотая медаль «За укрепление мира».

10 Июня в Подольском Троицком соборе состоялось отпевание почившего Архипастыря. Всероссийскую известность он приобрел на заключительном этапе своего служения на кафедре в Свердловске-Екатеринбурге в 1990-1994 годах, когда открыто заявил о себе как о почитателе Святых Царственных Мучеников, с 1991 года в Июле месяце он стал проводить в Екатеринбурге Царские Дни, а в начале 1993 года специальным распоряжением утвердил Августейших Страдальцев местночтимыми Святыми Екатеринбургской и Курганской Епархии. И хотя такое решение вызвало глухой ропот среди московского клерикального «официоза», дескать, местное прославление прошло не по правилам и не должно быть признано, Священный Синод никак не отреагировал на духовный шаг Архипастыря-царелюбца. Строго утвержденных правил местной канонизации тогда не существовало, а потому правящие Архиереи в этом вопросе могли руководствоваться лишь разнообразными обычаями и прецедентами местного прославления, известными на Руси с XI века и по начало ХХ столетия, а также по практике 1960-1980 годов.

Одним из ближайших сподвижников Владыки Мелхиседека среди м i рян Екатеринбурга был . В редакцию « » от вдовы А.М.Верховского - Светланы Николаевны поступил файл со статьей Архиепископа Мелхиседека (Лебедева) о почитании Царственных Мучеников, написанной им ещё в далеком 1993 году и хранящийся в архиве ее мужа. В письме С.Н.Верховской также содержались краткие воспоминания о Владыке Мелхиседеке, связанные с её супругом, которые мы в данном предисловии к статье почившего Архиерея частично приводим:

«...Обратите внимание на его имя, столь редкое и каким-то мистическим смыслом связанное с таинственным древним Мелхиседеком - Царем-Священником... Владыка Мелхиседек опекал, окормлял Анатолия. Для властей Анатолий был сам по себе эдакий чудак-одиночка (хотя «органам», конечно же, было известно, что это не так). Такой имидж поддерживали из соображений церковной икономии, по ситуации, когда куда как полезнее председатель братства, староста общины или чудак-человек, а не официальный епархиальный сотрудник. Владыка Мелхиседек был очень и мудрым и образованным человеком. Анатолий очень любил, ценил и уважал Владыку Мелхиседека, и Владыка любил Анатолия отцовской заботливой любовью. Очень Владыка мешал здесь на этом месте врагу нашему.

В 1990 году Церковь была зажата в своей церковной ограде, а ограда эта была метров в 10 от стен храма, и было немыслимо, чтобы Владыка, пришёл на совет градоначальников с заявкой на землеотвод для строительства Часовни на месте Ипатьевского дома, а Владыка пришёл. Тогда было немыслимо, чтобы в местной прессе Владыка сказал своё слово, а он сказал. Дело было так: в нашем большом цирке, находящемся в центре города, должны были провести «Бал сатаны», по всему городу реклама, билеты распроданы... Анатолий приходит к Владыке и говорит:

- Святый Владыка, скажите своё слово...

- Скажу, да кто ж его услышит?..

- А через прессу.

- Кто ж напечатает?

- Вы напишите, а я попробую.

И Владыка написал анафему! (Как жаль, что её текста сейчас не могу найти). Пришёл Анатолий в редакцию газеты «Уральский рабочий» и говорит: так и так мол, Владыка анафематствует проведение в цирке богохульного бала. В ту пору для них это показалось полной дичью! Из любопытства, возможно, взяли заметку, прочли, Анатолию чуть ли не буквально покрутили у виска, да он уж к этому привык. А в следующем номере газеты на самых задворках её, где публиковали двухстрочные некрологи, тиснули, как некий курьёз, две строки в каким-то насмешливом тоне: «Владыка Мелхиседек предаёт анафеме предстоящий бал в цирке». И тут случилось невообразимое (цирк был тогда государственным учреждением). Звонит Владыке тогдашний директор цирка и говорит примерно следующее:

- Простите, товарищ Мелхиседек, мы уже расторгли контракт с организаторами бала, заплатили им неустойку большую, и бала этого в нашем цирке не будет!

Устроители бала кинулись искать другое помещение (билеты-то уж распроданы были), но им никто не посмел помещение предоставить. Вот так Владыка словом своим остановил кощунственное мероприятие.

Аналогично произошло и с установкой скульптуры Эрнста Неизвестного с перевёрнутым крестом. Шума и возмущений было много, но поставить не посмели после слов Владыки. Много у меня в памяти историй, где слово его и его молитва разрушали дела вражьи.

Сказать, что Владыка Мелхиседек сделал многое для прославления Святых Царственных мучеников - значит почти ничего не сказать. Он сделал всё возможное, что было в его силах... и невозможное тоже! Помню такой рассказ Анатолия: «Прихожу к Владыке, он ходит по кабинету из угла в угол, и на часы наручные смотрит...

- Что такое Владыко?

- Да вот с часу на час должно начаться в Москве заседание комиссии по признанию «останков»...

- Мы успеем Владыка!

- Что успеем?

- Съездить к Кресту на Ганину Яму и отслужить молебен Святым Царственным Мученикам.

Владыка тут же отдал распоряжение, собрали Крест, фонарь, хоругви и прочее потребное и двинулись... Возвратились, Владыка не стал дожидаться звонка из Москвы, позвонил сам, и ему сказали, что останки не признаны царскими». Потом, позже Владыка рассказал Анатолию, что перелом в обсуждении (по времени) произошёл именно тогда, когда они совершали молебен... Анатолий многажды приводил на память этот случай, как свидетельство помощи Святых Царственных Мучеников в делах наших по молитве к ним.

Данная статья Владыки Мелхиседека годы спустя после написания была опубликована в «Православной Газете» (N 27/348 от 15 Июля 2005 года) , но при новых нападках и глумлениях со стороны либералов и атеистов по отношению к памяти Святых Царственных Страстотерпцев её актуальность сохраняется и ныне. Просим молитв наших читателей, особенно из числа Духовенства, об упокоении души Архиепископа Мелхиседека!

Из истории

В последние десятилетия не было, наверное, более отрицательного персонажа нашей историографии, чем Царь Николай II, и не только он сам, но и Самодержавие как институт власти и Православия, как духовная основа государственной и общественной жизни России. Все мазалось черной краской в десять кистей всеми средствами массовой информации, литературой и искусством. Мастера кисти и пера, «инженеры человеческих душ» изощрялись в придумывании самых уничижительных эпитетов и ярких образов, чтобы представить Царизм в самом неприглядном свете. Придумывались эпизоды и целые истории, где могли бы развернуться вымышленные ими персонажи, изображавшие русских царей (а также «попов, помещиков, религиозных фанатиков, ханжей» и пр., и пр.). Зато какие-то деяния замалчивались, не упоминались, а то и вообще отрицались как не бывшие. Например, в 1961 году никак не был отмечен столетний юбилей освобождения крестьян Императором Александром II.

Но более всего досталось Царю Николаю II. Оказалось, что им мало было убить Его, но память имени Его хотели уничтожить. Все оказалось тщетно. Как только стало посвободней, обнаружилось явно то, что сохранялось тайно в сердцах и душах людей,- почитание Царя-Мученика Николая II Александровича. Это - народное движение, поначалу встретившее отпор со стороны властей, все более возрастает. И это не удел одних только старушек. В нем много людей любого возраста.

Таким образом, заслуживает внимания не только феномен почитания Царя-Мученика Николая II, но и причины существования, возникновения и духовный смысл этого феномена. И чем более задумываешься об этом, тем более осознаешь грандиозность духовного подвига Государя, ибо Господь Сам открывает имена Своих Святых и посрамляет дела нечестивцев.

Почитание Царя-Мученика продолжается, наверное, со дня убиения, оно носило разные формы и было, повторяем, прикровенным, поскольку было преследуемым, поэтому достоверных, прямых и точных сведений пока просто нет. Но есть косвенные: например, мемуары и интервью Б.Н. Ельцина, в которых он оправдывает решение о сносе дома Ипатьева тем, что дом стал объектом почитания. Ельцин в ту пору был первым секретарем Свердловского обкома партии и, естественно, располагал всей информацией, какую только могло собрать КГБ. Какая бы ни была истинная причина сноса дома, но версия Ельцина не вызывала удивления или протеста, она была принята как естественная, так как не противоречила общепринятому мнению. То есть для слушателей и читателей было понятно и объяснимо, что в России есть почитатели убиенного Государя.

Об истинной причине здесь говорить не место, но все же возникают сомнения в том, что указанная причина является истинной или, по крайней мере, единственной. Примерно тогда же, когда был снесен дом Ипатьевых, был снесен и дом Юровских. Это событие прошло мало кем замеченным, да и сейчас мало кто о нем помнит, и никто никому не объясняет причин сноса этого дома. Причина сноса как того дома, так и другого наверняка одна и та же, но явно иная, чем приводит Ельцин.

У окна комнаты Ипатьевского дома, где совершалось убийство, по ночам возлагались цветы, особенно в годовщину убийства. Цветы убирали - они появлялись вновь. Так продолжалось годы, и никто не помнит, когда возник этот обычай.

Наконец, открытое моление на месте дома Ипатьевых состоялось в 1989 году. Вечером в ночь убийства (с 16 на 17 Июля) на пустыре, где стоял дом, стали собираться люди. Никто их не собирал, не организовывал, люди пришли сами. Единственным организующим моментом послужило принесение туда хоругвей, Царского Орла и Российского Знамени. Хоругвей было всего три: с образами св. Гермогена, Тихона и Царя-мученика Николая II. Для последней хоругви канонического образца, к сожалению, не нашлось, и был скопирован портрет (однако, когда хоругвь была развернута и бабушки увидели Царя-мученика, то закрестились, признали, значит). Следует отметить, что уровень мастерства при изготовлении хоругвей был не очень высок, и можно сказать, что в них было больше чувства, чем мастерства.

Когда появились хоругви, то народу прибавилось, люди сгруппировались в круг, в центре круга стали возлагать цветы, прямо на щебень, и там же возжигать свечи. Так уж получилось, что одни изготовили и принесли хоругви, а кто-то принес цветы и свечи, и при этом никаких оргкомитетов не было (хотя имена известны, но мы их не будем здесь упоминать).

Был прочитан канон Царственным Мученикам по тексту Зарубежной Церкви, закончилось моление чтением «Отче наш». Всего участвовало до 200-250 человек самых разных возрастов, в том числе и дети.

Русская Православная Церковь в лице ее официальных представителей никакого участия не принимала, ни прямого, ни косвенного, не принимали участия также и никакие политические или общественные организации. Люди пришли сами, «без направляющей и организующей», пришли в одиночку или небольшими группами (вроде тех, кто делал хоругви), пришли по велению сердца. Мы подробно останавливаемся на этом, чтобы опровергнуть расхожее мнение или многие расхожие мнения на этот счет.

Власти города отреагировали на это событие очень резко, лучше сказать, истерично. ОМОН устроил форменное побоище, было схвачено и отвезено в райотдел милиции 11 человек, из них двое несовершеннолетних - мальчик 16 и девочка 14 лет. Такое совпадение цифр с числом и возрастом расстрелянных удивительно и неслучайно.

В 1990 году пришли уже тысячи людей, было три православных священника из Патриаршей Церкви, была отслужена панихида, но по соседству проходили митинги и выступления ораторов с пламенными речами. С тех пор политическая эксплуатация дней памяти Царственных Мучеников стала их постоянным компонентом. Ночью, в час убийства, был отслужен молебен двумя священниками Зарубежной Церкви, он проходил на частной квартире, участвовало около 20 человек. В том же году 18 Августа был установлен деревянный Крест на месте убиения, а 4 Октября деревянный Крест был заменен на металлический, который стоит и поныне. Очень скоро он получил в обиходе название «Царский Крест». С его появлением возник еще один обряд почитания - новобрачные в ходе свадебных торжеств возлагают ко Кресту цветы. К настоящему времени этот обычай стал общепринятым.

В 1991 году в Царских днях (так стали именоваться в Екатеринбурге торжества памяти Царственных Мучеников) приняла официальное участие Екатеринбургская епархия.

Прибыли гости из других городов (в том числе правительственная делегация РСФСР числом 50 человек вместе с сопровождающими лицами). В этом же году в городе впервые после 1919 года был проведен Крестный Ход от Вознесенской церкви до Царского Креста. Была отслужена Великая Панихида. Ночью в час убийства был отслужен молебен с водосвятием у Царского Креста.

В 1992 году программа Царских дней заняла 5 дней - с 15 по 19 Июля включительно, в ней официально участвовали высшие городские власти, приехали гости не только из других городов, но и из-за границы. Был впервые проведен Крестный Ход до Ганиной Ямы.

Сам по себе феномен народно-церковного почитания Царя-Мученика Николая II Александровича снимает большую часть возражений, воздвигаемых противниками его всецерковного прославления. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в своем докладе, прочитанном на Освященном Поместном Соборе Русской Православной Церкви, посвященном 1000-летию Крещения Руси, сказал: «В заключение можно сказать, что в Русской Православной Церкви канонизация Святых являлась подтверждением и благословением уже имевших место фактов народно-церковного почитания усопших Подвижников Благочестия: церковная же власть освящала это почитание и торжественно провозглашала Подвижника Веры Святым ». (Канонизация Святых. Троице-Сергиева Лавра, 6-9 Июля 1989 года).

Определение, преподанное владыкой Ювеналием, позволяет нам увереннее ориентироваться в проблеме. В этом определении подтверждается соборное обсуждение святости и подвижничества, ибо церковный народ и составляет единое Соборное Тело Церкви. Только среди этого народа и можно проводить обсуждение о причислении Божьего Угодника к лику Святых, которое происходит действием Духа Святого, а не поисками компромисса с внецерковными силами. Дискуссии и дебаты парламентского типа - это уловка внецерковных, а того вернее, антицерковных сил, и для Русской Православной Церкви негоже на них соглашаться. Еще один миф, внедренный «демократической» пропагандой, - это обсуждение количества почитающих Царя Николая II Святым и исчисление этого количества. Не числом сторонников определяется истина и не голосованием на демократический манер, ибо и десять праведников спасут град.

Единственное, что нас может интересовать при обсуждении вопроса о всецерковном прославлении Святого Царя-Мученика, - это степень достоверности знамений, даваемых нам Духом Святым в свидетельство святости Государя. Сам факт почитания Его уже является чудом, ибо все силы человеческие направлены были на то, чтобы этого факта не было. Вот как пишет Святитель Иоанн Златоуст: «Если язычник спросит: откуда видно, что Христос есть Бог? (это нужно предложить прежде всего, так как все прочее следует за этим), то я для доказательства не укажу на небо или на что-либо подобное. Если я скажу ему, что Он сотворил небо, землю и море, он не примет этого; если скажу, что Он воскрешал мертвых, исцелял слепых и изгонял демонов, и этого не примет; если скажу, что Он обетовал Царство и неизреченные блага, если буду говорить о воскресении, он не только не примет, но еще будет смеяться. Чем же мы будем убеждать его, особенно если он простолюдин? Чем иным, как не тем, что одинаково признается и мною и им, и в чем он не может сомневаться? Если я наперед скажу, что Христос сотворил небо и прочее, то он не скоро согласится поверить. Что же такое, что язычник признает делом Христа и чему он никогда не станет противоречить? То, что Христос насадил Христианство; и язычник, конечно, не будет противоречить тому, что Христос основал Церкви по всей Вселенной. Отсюда и мы заимствуем доказательства силы Его ...» (Рассуждения против иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог // Творения Святителя Иоанна Златоуста. Т. 1. Кн. 2. СПб., 1898. С. 813-814).

Как видим, Святитель Иоанн Златоуст считает, что сам факт становления Христовой Церкви есть чудо и что это чудо убедительно даже для язычников. Церковь Христова созидалась силой Божией вопреки многим человеческим усилиям. Не то же ли самое мы наблюдаем и в отношении почитания св. Царя-Мученика, не подобное ли чудо перечеркнуло все человеческие усилия, направленные на то, чтобы даже имени его не осталось в сознании людей, а не то что почитания его.

Сходство моментов, значение знамения еще более усиливается, если напомнить, что римское общество той поры (начиная от Императорской эпохи) было не столько языческим, сколько атеистическим. Да и если вдуматься, приводимый текст Святителя Иоанна Златоуста построен в форме логического парадокса и рассчитан на рационалистическое восприятие атеиста-материалиста - ну впрямь для нашего современника из какого-нибудь НИИ. Сейчас мы видим, что и для почитания Государя нет никаких разумно рационалистических причин. Значит, это причины сверхразумные - Божеские.

Как сказано Святым Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом о Боге Слове, воплотившемся во Христа: В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его (Ин. 1, 4-5). Святость и свет - слова единого корня и означают понятия единой сущности. Не в силах человеческих загасить этот свет.

Это и есть наиболее общий ответ на вопрос о духовной природе почитания Царя-Мученика Николая II Александровича и Его Августейшей Семьи и сонма всех Новомучеников и Исповедников Российских. Как оказалось, не в силах человеческих загасить их свет, следовательно, это свет Божественной Святости. Православный Самодержавный Царь есть образ Царя Небесного. Он через Мvропомазание мистически соединяется с Богом и с людьми Своего народа. Эту мистическую связь люди и чувствуют, но не только ее.

Россия охвачена тьмою, как и весь мiр. Толкователями Священного Писания вышеприведенные слова о тьме понимаются обыкновенно как заблуждения языческого мiра, которые господствовали до пришествия Спасителя. Опыт XX века, кровавый и страшный, показывает, что слово «тьма» должно пониматься гораздо глубже - как сказано: Первосвященникам же и начальникам храма и старейшинам, собравшимся против Него, сказал Иисус: как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями, чтобы взять Меня. Каждый день бывал Я с вами в храме, и вы не поднимали на Меня рук, но теперь ваше время и власть тьмы (Лк. 22, 52-53).

Никак не в язычестве обвинил Христос первосвященников и старейшин, а в том же, в чем уже обвинял: Ваш отец диавол, и вы хотите исполнять похоти отца вашего (Ин. 8, 44).

Тьма, затопившая мiр, - атеизм и материализм, и благополучный Запад охвачен тьмою гораздо сильнее и глубже, чем Россия, ибо в России не разучились различать свет, и об этом свидетельствует народно-церковное почитание Царя-Мученика Николая II. Вопреки мифу, усиленно внедряемому либеральствующими «богословами», тьма затопила Россию не после и не вследствие добровольного отречения Государя Николая II, а наоборот - не тьма была вызвана отречением, а отречение тьмою. Духовный подвиг Государя определен Провидением для спасения России от власти тьмы. Он добровольно отдал Себя на муки, уничижение и смерть по образу Христова кенозиса, и свет святости Его не затемнить силам тьмы никакими нагромождениями лжи и клеветы. Народно-церковное почитание его означает, что и народ сохранился, и он находится на пути к спасению.

Самодержавный Царь подвигом Своим духовным указывает нам путь подобно подвигоположнику Иисусу Христу. Как и Христос-Мессия самим фактом Своего существования, Своей жизни и Своей Крестной смерти обрывает любые лукавые умствования, так и подобно Ему Святой Царь Николай Своим подвигом ведет нас ко Христу, спасая от соблазнов «гуманистических» умствований. И Господь дарует нам еще одно чудо, показывая нам Своего Святого, убитого и уничиженного людьми и оболганного, оклеветанного, но Бог поругаем не бывает (Гал. 6, 7), Он чудом Своим спасает прежде всего нас, затопленных ложью очередной идеологии. Это чудо не только для знамения нам о Святом, но чтобы помочь нам выйти на путь истины , а этот путь, как мы знаем, есть Христос.

Мелхиседек (Лебедев), Архиепископ Екатеринбургский и Курганский

Екатеринбург, Апрель-Май 1993 года.

Крестный Ход на Ганину Яму. Слева от Владыки Мелхиседека А.М.Верховский

Молебен на Ганиной Яме:

Справка: Архиепископ Мелхиседек (в м iру - Василий Михайлович Лебедев) родился 26 января 1927 г . в д. Ново-Черкасово Шатурского р-на Московской обл. в семье крестьянина.

Осенью 1946 г . поступил в духовную семинарию в Загорске, а в 1950 г . закончил ее по первому разряду.

18 июля 1950 г . архиепископом Можайским Макарием рукоположен во диакона, а 21 июля - во священника к Преображенской церкви с. Бесово Московской обл. В декабре того же года переведен в Пятницкую церковь с. Туголес. В феврале 1955 г . назначен настоятелем Воскресенской церкви с. Молоди. В январе 1961 г . переведен на должность благочинного церквей Орехово-Зуевского округа Московской епархии и назначен настоятелем Богородице-Рождественской церкви г. Орехово-Зуево.

В 1962 г . поступил в Московскую духовную академию. В 1963 г . вступил в число братии Троице-Сергиевой лавры. В том же году пострижен в монашество и направлен на Троицкое Патриаршее подворье в с. Переделкино. 15 июня 1965 г . возведен в сан архимандрита.

17 июня 1965 г . в Успенском соборе Троице-Сергиевой лавры хиротонисан во епископа Вологодского. Богослужение совершили митрополит Ленинградский и Ладожский Никодим, архиепископ Тульский и Белевский Алексий, епископы Дмитровский Филарет и Волоколамский Питирим.

7 октября 1967 г . назначен епископом Венским и Австрийским, 25 июня 1970 г . - епископом Пензенским и Саранским.

Решением Священного Синода от 3 марта 1976 г . избран в состав Синодальной комиссии по вопросам христианского единства.

10 октября 1978 г . назначен архиепископом Берлинским и Среднеевропейским, Патриаршим экзархом Средней Европы.

С 25 сентября 1991 г ., в связи с возвращением исторического названия кафедрального города, стал титуловаться Екатеринбургским и Курганским, а с 23 сентября 1993 г ., с образованием Курганской епархии, - Екатеринбургским и Верхотурским.

В год празднования 1000-летия Крещения Руси Владыка обратился к государственным властям с просьбой о возвращении мощей Праведного Симеона Верхотурского, изъятых из Верхотурского монастыря в 1920 г ., и Святыня была передана верующим. Помогал комиссии по реабилитации от Московской Патриархии, собирающей документы для создания архива безвинно погибших деятелей Православной Церкви.

Решением Священного Синода от 26 февраля 1994 г . переведен на вновь образованную Брянскую и Севскую кафедру.

Священный Синод на заседании 12-13 марта 2002 г . удовлетворил прошение архиепископа Мелхиседека об увольнении на покой, согласно Уставу Церкви и в связи с достижением 75-летия, выразив ему благодарность за понесенные труды.