Духовное завещание. Дополнение к духовной. Духовное завещание Д.С. Лихачева

Этот текст был написан Верой Васильевной Миллионщиковой, за день до её смерти, 20 декабря 2010 года.

Горит огонь в очах у молодых людей,
Но льется свет из старческого ока.
Виктор Гюго

Я хочу рассказать вам, как мне сейчас трудно с вами работать. Мне, которая создала этот хоспис и все, что его наполняет: от заповедей до их исполнения, до персонала, то есть всех вас.

Мне 68 лет, я болею, болею хроническим заболеванием, которое трудно лечится. Мне очень трудно дается осознание того, что я не прежняя: не могу слазить на чердак и выйти на крышу, не могу взбежать или стремглав спуститься с лестницы, не могу неожиданно нагрянуть в любое время суток в хоспис, не могу сделать обход, чтобы показать вам, у кого из больных неудобно для него стоит тумбочка, что лежит больной неудобно, что конъюнктивит у него, стоматит, что кожа сухая и нужно не только его долить, но и два-три раза в день обработать кожу кремом для тела, которого нет в карманах халата каждого из вас, что вы забываете причесывать больных по утрам и в течение дня и что небритый мужчина - ваша промашка, что вот здесь надо снять некротические массы с пролежня больше, а что здесь лапарацентез или торакоцентез делать еще рано, что вот это выслушиваемое ослабленное дыхание в нижних отделах - это завтра пневмония, и надо срочно длительно (весь день) поворачивать больного, делать с ним дыхательную гимнастику; что необработанные ногти на руках и ногах - это ваша лень, что запах от тела - это не от болезни и старости, а от того, что вы не помыли больного; что сидящий рядом родственник пациента не используется вами как помощник, вы не смогли занять его трудом полезным и т.д. На выездной службе - я не иду на контрольный визит, не отзваниваю родственникам. Я рефлексирую, я физически не могу этого сделать и по возрасту, и по болезни. И выходит, что в работе меня видели ну 10-12 человек из персонала, а все позже пришедшие должны или верить «старикам» на слово про былую Веру, или думать, что она просто «карась-идеалист», которая на конференциях только читает морали. Справедливо? Нет. Потому что среди вас есть достаточно людей, которые все это знают, но все ждут, что я стану прежней. Не стану. У меня другой этап жизни. Я не могу гореть - это противоестественно. Я могу светить мягким долгим светом, зная, что у меня в хосписе есть ученики, помощники. И когда мои помощники осознают это, как, кажется, осознаю я, хоспис останется на должной высоте. А если не осознают - придут люди, которые не верят словам, не подкрепленным делами, - и хоспис преобразится: персонал будет все циничнее, лицемернее, лживее, корыстнее. Ну какое-то время еще поживет по инерции на былой репутации и… кончится. Этого не должно произойти. Ничто в хосписе не должно кануть в Лету, уйти в никуда. Вы должны понять, что моя роль теперь иная - я должна быть, а вы должны нести. Любовь и добро. Что все, что сделано в хосписе, - не слова, это действие, дело. И дело должно продолжаться. Продолжаться естественно, искренне, с любовью, дружелюбно, с пониманием того, что все там будем и что в служении больному - наше будущее. Как мы с ними, так и с нами будет. Я приношу вам глубокую благодарность за радость сотрудничества, приношу всем, с кем работаю десятилетие или чуть меньше. Я приношу свои извинения тем, которые не видели меня в работе раньше, а слышат только обращенные слова, не подкрепляемые делом. Я хочу, чтобы вы на работу ходили с удовольствием, какой бы тяжелой она ни была. Я хочу, чтобы с работы ушли все те (надеюсь, что их нет или их ничтожно мало), кто не верит хосписным заповедям и у кого слова расходятся с делом, кто циничен и считает, что все провозглашаемое мною в хосписе - пустые слова.

Я верю, что все, сказанное мною сегодня, не воспринимается вами как прощание или, не дай Бог, принятие моего поражения. Я верю, что все, мною сказанное, - призыв к действию, к тому, чтобы в хоспис никогда не входили незваные гости - ложь, цинизм, лицемерие.

Письменная форма духовного завещания двояка: нотариальная и домашняя : оттого и само завещание представляется нотариальным и домашним . Весьма важное практическое различие между ними заключается в том, что подлинность нотариального завещания признается несомненной и может лишь возникнуть спор о подлоге, тогда как по поводу подлинности домашнего завещания может быть и заявлено сомнение . По важности духовного завещания, конечно, желательно, чтобы оно всегда совершалось нотариальным порядком и представляло полную гарантию своей несомненности. Однако законодательство допускает совершение духовного завещания и домашним порядком. И вот по каким мотивам: а) Законодательство считает справедливым предоставить гражданину, более или менее неограниченно, самому распорядиться судьбой имущества после его смерти. Между тем, если бы законодательство всегда требовало от духовного завещания нотариальной формы, во множестве случаев гражданину не удалось бы воспользоваться этим правом. Нотариальная форма предполагает заблаговременную заботливость о судьбе имущества по смерти лица. Но в действительности очень многие люди страшатся даже мысли о смерти и откладывают составление духовного завещания до последних минут жизни, когда уже нет возможности соблюсти нотариальную форму, когда очень часто лицо не успевает составить завещания и домашним порядком, а ограничивается словесным изъявлением последней воли, предоставляя совести законных наследников исполнить ее. b) При нотариальной форме завещания нет возможности так сохранить его тайну, как это возможно при домашнем порядке совершения. Между тем распоряжения завещателя нередко бывают такого свойства, что должны оставаться в тайне, а иначе сделаются причиной неудовольствия или даже семейной вражды.

Духовное завещание, нотариальное и домашнее, должно содержать в себе точное означение имущества; лица, которому оно завещается, и лица самого завещателя: иначе завещание не признается действительным. Допускается, впрочем, означение завещаемого имущества и общими выражениями: «Завещаю все движимое и недвижимое имущество», или «Завещаю такую-то часть... », например, половину, треть имущества и т. п. Необходимо, чтобы не возникло сомнения насчет того, что и кому завещается. А неозначение в завещании чина или звания завещателя не препятствует его действительности . (Все нотариальные духовные завещания совершаются нотариусом не иначе как в личном присутствии завещателя. С его слов или по проекту, им представленному, нотариус, не проверяя законности распоряжений, записывает завещание в актовую книгу; занесенный в книгу акт подписывается завещателем и тремя свидетелями, которые удостоверяют как совершение завещания, так и личность завещателя. Вопрос о лицах, не могущих быть свидетелями нотариальных духовных завещаний, является довольно сложным. Закон указывает сначала на две группы этих лиц: не могущие быть свидетелями при совершении нотариальных актов и не могущие быть свидетелями при совершении домашних завещаний. Обращаясь к последним, мы видим, что закон сначала перечисляет четыре категории лиц, а затем к пятой относит тех, кто не могут быть свидетелями по делам гражданским. Таким образом, получается три разряда лиц, которые не могут быть свидетелями при совершении домашних духовных завещаний и нотариальных актов, а также по гражданским делам. Записанное в актовую книгу завещание почитается подлинным и завещателю выдается равносильная ему выпись . – А. Г .)

Домашнее завещание пишется на простой бумаге любого формата, но на целом листе, перегнутом на две равные части произвольной величины, например, завещание может быть написано на четверти листа, перегнутом на две осьмушки . Требование это основывается на том, что если представляется завещание, написанное на одной половине листа, то можно подозревать, что другая половина оторвана. Затем от домашнего завещания требуется, чтобы оно было подписано завещателем, а также лицом, писавшим завещание, если оно написано не рукою завещателя, а со слов его другим лицом, и тремя или по крайней мере двумя свидетелями, если в числе их есть духовный отец завещателя или все завещание написано рукою самого завещателя . (Свидетелями при домашних духовных завещаниях не могут быть: лица, в пользу которых завещание составлено; родственники этих лиц до третьей степени, если завещание сделано не в пользу прямых наследников, вполне или частью; душеприказчики и опекуны, назначенные по завещанию, – те, кто по закону не имеют права завещать; переписчики завещания и рукоприкладчики как завещателя, так и свидетелей, и те, кто не могут быть свидетелями по гражданским делам . – А. Г .)

Подпись свидетелей должна значиться на самом листе завещания, а не на его оболочке . Обыкновенно она делается на той половине листа, на которой оканчиваются распоряжения завещателя. Так что, если завещание написано на одной только половине листа, а другая – белая, то подпись свидетелей делается на исписанной половине или хотя бы начинается здесь и потом переносится на другую половину. Свидетельство лиц, подписывающих духовное завещание, относится к личности завещателя и состоянию его при предъявлении им завещания: они удостоверяют, что лично видели его и нашли в здравом уме и твердой памяти . Отсюда видно, что свидетелям нет надобности знать содержание завещания. Но в практике свидетели нередко требуют, чтобы оно было им сообщено, и иногда довольно долго отыскивают людей, которые согласились бы подписаться свидетелями на завещании, содержание которого почему-либо сохраняется в тайне.

Возникают и другие вопросы относительно свидетелей, подписывающихся на завещании, прямо не разрешенные законодательством. Например: нужно ли в самом завещании упомянуть о лицах, которые подписывают его как свидетели? Закон не требует этого. А между тем бывают иногда весьма существенные злоупотребления, когда лицо составляет завещание перед самой кончиной и нет у него под рукой лиц, которые могли бы подписаться на завещании свидетелями. Завещатель умирает, оставляя свое завещание не подписанным свидетелями; тогда наследник по завещанию приглашает кого-либо из своих знакомых подписаться свидетелями на завещании, они подписываются, и завещание оказывается удовлетворяющим всем требованиям закона, тогда как само по себе оно недействительно. Наконец, духовное завещание, написанное на нескольких листах не рукой самого завещателя, должно быть скреплено по листам (так, чтобы на каждом листе было не менее одного целого слова. – А. Г. ) или самим завещателем, или лицом, подписавшимся за него на завещании, или всеми свидетелями, в самом завещании к тому уполномоченными . (Таковы общие положения, касающиеся порядка составления духовных завещаний. Но кроме них закон указывает на особые правила, применяемые к завещаниям, которые составляются при исключительных обстоятельствах, когда соблюдение всех формальных требований невозможно. Это завещания походные, госпитальные и т. п. – А. Г. )

В порядке самого изложения духовного завещания проглядывает религиозный оттенок – сообразно тому характеру, который, как известно, у нас издревле связывается с этим актом. Обыкновенно завещание начинается словами: «Во имя Отца и Сына и Св. Духа. Аминь» или «Во имя Св. Троицы. Аминь». По закону не требуется эта формула; но по обычаю она соблюдается постоянно, и разве только человек, не знакомый с формой завещания, опустит эти слова. Вступление нередко составляют религиозные размышления о смертном часе, обращения к родственникам и знакомым о прощении обид; иногда излагаются также причины, побудившие к составлению завещания. И затем уже следуют, собственно, распоряжения юридического характера – об имуществе, опеке над малолетними детьми, иногда также относительно исполнения завещания, т. е. назначается лицо, которому предоставляется привести в исполнение распоряжение завещателя. Этим распоряжениям предшествует обыкновенно формула: «Я, нижеподписавшийся такой-то, находясь в здравом уме и твердой памяти, определяю то и то»; она объясняется требованием законодательства, чтобы завещатель, при составлении духовного завещания, находился в здравом уме и твердой памяти. Хотя, впрочем, из этого требования не следует еще, чтобы данная формула была помещена в завещании. Да и вообще не следует, чтобы оно содержало в себе указание на то, что завещатель, при составлении завещания, находился в здравом уме и твердой памяти. Существенно только, чтобы завещатель находился в состоянии, обусловливающем присутствие воли как источника всякого юридического действия. Наконец, указывается время составления завещания , следуют подписи завещателя и других лиц, участвовавших в совершении акта.

Хранение, утверждение и исполнение духовного завещания

§ 64. Составленное таким образом духовное завещание, нотариальное – в выписи, а домашнее – в подлиннике, чаще всего хранится у самого завещателя. Но понятно, что для законного наследника может быть выгодно утаить завещание, например, когда он обойден, а наследником назначено другое лицо, или когда законному наследнику приходится на основании завещания выполнять какие-либо обязательства. Иногда это довольно нетрудно ему сделать в минуту смерти завещателя как человеку более или менее близкому, своему в доме завещателя. Бывают случаи, что духовное завещание по смерти завещателя утаивается его законными наследниками. Но если лицо составило завещание, то, конечно, в том намерении, чтобы оно получило силу; поэтому естественно завещателю принять те или другие меры, которые обеспечивали бы целость духовного завещания и своевременное представление его, по смерти завещателя, к надлежащему утверждению. (Конечно, такая утайка завещания бесцельна и легко может обнаружиться, когда завещание составлено порядком нотариальным, ибо подлинное завещание написано в актовой книге; но когда составлено завещание домашнее, то бесследно скрыть и уничтожить его возможно. – А. Г. ) И вот нередко завещание нотариальное в выписи, домашнее в подлиннике отдается завещателем для хранения другому лицу, например, наследнику по завещанию или душеприказчику, с тем, чтобы по востребованию завещателя оно было возвращено ему, по смерти же его было представлено к утверждению.

Само законодательство помогает в этом случае завещателю тем, что допускает отдачу духовного завещания для хранения нотариусу, в опекунский совет, в попечительный комитет или отделение канцелярии человеколюбивого общества . Но фактически и другие присутственные места, ведающие богоугодными заведениями, принимают на хранение предъявляемые им духовные завещания, когда в них содержатся какие-либо распоряжения в пользу богоугодных заведений. Завещание сберегается до обратного требования завещателем, а в случае его смерти – наследником по завещанию или душеприказчиком. Но в последнем случае, если тем или другим путем смерть завещателя сделается известной учреждению, где хранится завещание, то и само оно, независимо от требования выдачи завещания со стороны наследника или душеприказчика, предъявляет завещание (по назначению, сделанному завещателем при отдаче его на хранение, а если такого назначения не было, то – в подлежащий окружной суд . – А. Г .) .

Духовное завещание по смерти завещателя не тотчас получает силу, а только по утверждении его общественной властью, для чего завещание и предъявляется окружному суду, для утверждения к исполнению . Это по смерти завещателя необходимо как для нотариального, так и для домашнего духовного завещания; оно, между прочим, имеет смысл утверждения в праве наследования сообразно завещанию: не право наследования предполагает открытие наследства, а наследство открывается только смертью завещателя, так что при его жизни, очевидно, не может быть речи об утверждении в праве наследования.

Учреждение, которому предъявляется завещание к утверждению по смерти завещателя, независимо от суммы завещанного имущества, – окружной суд местожительства завещателя или местонахождения завещанного имущества . Срок предъявления завещания к утверждению: для пребывающих в России – годовой, а для пребывающих за границей – двухгодовой со дня смерти завещателя: если в течение этого срока завещание не будет предъявлено, то оно уже не принимается к утверждению. Исключение допускается только тогда, когда наследник по завещанию докажет, что ему не было известно о существовании завещания или срок представления к утверждению пропущен по другой законной причине. Тогда ему предоставляется отыскивать свое право наследования до истечения общего срока давности по гражданским делам, считая этот срок также со дня смерти завещателя .

Утверждение духовного завещания к исполнению окружным судом имеет своим предметом удостоверение подлинности домашнего завещания, способности завещателя к составлению завещаний вообще, законности его относительно формы и отчасти содержания. Для удостоверения в подлинности домашнего завещания и способности завещателя к составлению этого акта окружной суд допрашивает лиц, подписавшихся на завещании свидетелями, а равно переписчика завещания и лицо, подписавшееся за завещателя: действительно ли такое-то лицо составило предъявляемое духовное завещание, и находилось ли оно тогда в здравом уме и твердой памяти. Наличные свидетели и другие лица допрашиваются непосредственно самим окружным судом, отсутствующие же – при посредстве мировых судей или полиции, по месту их пребывания. Но если в духовном завещании, как это нередко бывает, значится свидетелями большее число лиц, чем требуется по закону, то нет надобности допрашивать всех, подписавших завещание, а можно ограничиться лишь необходимым числом, т. е. двумя или тремя. Смерть одного или даже всех свидетелей не составляет препятствия к утверждению завещания: тогда или допрашиваются только свидетели, остающиеся в живых, или вовсе обходятся без их допроса, а завещание все-таки утверждается .

(При утверждении нотариальных завещаний нет надобности в вызове и допросе свидетелей . – А. Г. ) Относительно законности формы завещания окружной суд рассматривает, соблюдены ли определения законодательства о форме завещания, например, о формате бумаги (т. е. написано ли завещание на целом листе. – А. Г. ), о скреплении завещания, о подписи его завещателем, свидетелями и т. д. Наконец, суд отчасти входит также в рассмотрение законности самих распоряжений завещателя, но только отчасти ; между ними различаются очевидно незаконные, и потому недействительные, ipso jure, и по видимости законные, и потому признаваемые действительными, пока действительность их не будет опровергнута судебным порядком. Так, (суд рассматривает только, имеет ли завещатель право завещать и способно ли лицо, в пользу коего завещание сделано, к принятию завещанного... – А. Г. ) , но не пускается в исследования о законности тех распоряжений, которые представляются законными. Если, например, в завещании говорится, что завещатель такое-то свое родовое имущество предоставляет чужеродцу, то завещание не утверждается; но если имущество названо в завещании благоприобретенным или по крайней мере не названо родовым, то завещание утверждается беспрепятственно, хотя впоследствии действительность его может быть и опровергнута.

Когда в завещании содержатся различные определения, из которых одни, очевидно, незаконны, другие же представляются по видимости законными, то завещание относительно последних все-таки утверждается, так что, следовательно, утверждение может относиться только к части завещания – формула римского права «utile per inutile non vitiatur» применяется и к нашему духовному завещанию. Если, по рассмотрении завещания во всех этих отношениях... (оно окажется законным, и ни с чьей стороны споров против него предъявлено не будет, то суд его утверждает к исполнению, т. е. делает о том определение в порядке охранительном и соответствующую надпись на завещании, распоряжается о печатании объявления об утверждении завещания в «Cенатских ведомостях». В случае отказа в утверждении или возникновении спора, дело об утверждении завещания подлежит рассмотрению окружного же суда в спорном порядке. Но право требовать рассмотрения дела в этом порядке ограничено двухлетним сроком со дня объявления определения, если последовал отказ в утверждении, или со дня публикации об утверждении завещания при его оспаривании; для малолетних этот срок считается со дня вступления в совершеннолетие









Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели:

  • рассказать о ученом;
  • познакомить учащихся с книгой Д.С.Лихачева “Письма о добром”.

Оборудование: компьютер, экран, проектор.

Методические приемы: беседа в игровой форме.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Слово учителя.

Готовясь к этому уроку, мы провели анкету, в которой было всего несколько вопросов. По результатам определили, что 12% хотят жить на другой планете, 7 % – в будущем, 81% – в наше время и на нашей планете и при этом быть счастливыми.

А что нужно для счастья?

На этот вопрос большая часть участников ответила: “Чтобы вокруг тебя были добрые, отзывчивые, внимательные люди”.

III. Слово о Д.С.Лихачеве.

Одним из таких интересных и благородных людей был Д.С.Лихачев. Человек необычный, с открытым лицом, внимательными и добрыми глазами.

Презентация 1.

IV. Игра “Письмецо в конверте”.

Условие: учащиеся выбирают конверт с номером, в котором лежит одно из “писем”, вернее выдержка с главной мыслью Д.С.Лихачева.

Задание: продолжи мысль ученого, приведи свой аргумент из жизни (личного опыта) или художественной литературы.

Примечание: ты можешь согласиться с мнением автора, а можешь опровергнуть его.

Письма (можно на выбор по усмотрению учителя ) :

Письмо второе.
Молодость – вся жизнь.

Подлинные друзья приобретаются в молодости.
Молодость – это время сближения. И об этом следует помнить и друзей беречь, ибо настоящая дружба очень помогает и в горе и в радости.
В памяти остаются все поступки, совершенные в молодости. Хорошие будут радовать, дурные – не давать спать!

– Какое слово является ключевым и согласны ли вы с мнением автора?
– Есть ли у вас друзья и как вы поступаете с ними?
– Почему молодым легче сблизиться?

Письмо четвертое.

Самая большая ценность – жизнь.

Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем ее протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей красотой, неожиданной мудростью, неповторимостью.

– Были ли в вашей жизни такие встречи, которые вас поразили?
– Кто были эти интересные люди?

Письмо пятое.

В чем смысл жизни.

…надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить.
Ради достоинства жизни надо уметь отказываться от мелких удовольствий, и немалых тоже…
Не врать ради выгоды…
Жизнь – прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя.
Человек рождается и оставляет по себе память. Об этом нужно заботиться с самого начала…
И вот очень важно, какую память он о себе оставит.

– У вас есть цель в жизни? А принципы?
– Умеете ли вы отказываться от удовольствий ради принципов?
– Что нужно делать, чтобы создавать вокруг себя благоприятную ауру?
– Какую память вы бы хотели оставить после себя?

Письмо седьмое.

Что объединяет людей.

Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми.
…Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Незаботливый или беззаботный человек недобрый и не любящий никого.

– В подтверждение этой мысли Д.С.Лихачев предлагает проследить жизнь человека с момента его зачатия и до старости.
– Заботитесь ли вы о ком-нибудь сейчас и как это проявляется?

Письмо восьмое.

Быть веселым, но не смешным.

Но каким веселым нужно быть? Шумное и навязчивое веселье утомительно окружающим.
Не будьте смешными.
Не быть смешным – это не только умение себя вести, но и признак ума.
Смешным можно быть во всем: в манере одеваться, в поведении (не кладите руки на стол, не старайтесь всех перекричать, будьте элегантны).
Не мучайтесь своими недостатками, если они у вас есть.
…будьте правдивы. Стремящийся обмануть других прежде всего обманывается сам. …Ложь всегда выдает себя, ложь всегда “чувствуется”, и вы не только становитесь противны, хуже – вы смешны.

– Есть ли среди ваших знакомых смешные люди? Чем они выделяются?

Письмо двенадцатое.

Человек должен быть интеллигентным.

Интеллигентность – это способность к пониманию, к восприятию, это терпимое отношение к миру и к людям.

– Если в вашем окружении (дома, в школе, в других местах) интеллигентные люди? Почему вы так считаете?
– Что значит быть интеллигентным в наши дни?

Письмо тринадцатое.

О воспитанности.

Воспитанный человек – это тот, кто хочет и умеет считаться с другими, это тот, кому собственная вежливость не только привычна и легка, но и приятна. Это тот, кто в равной степени вежлив и со старшими и с младшими – годами и по положению.

– Считаете ли вы себя воспитанным человеком?
– Как вы думаете: легко ли в наши дни жить воспитанным людям?

Письмо четырнадцатое.

О дурных и хороших влияниях.

В жизни каждого человека есть любопытное возрастное явление: сторонние влияния.
Влияния бывают и хорошие и плохие. Плохих влияний следует опасаться.

– Какой человек прежде всего попадает под влияния? (безвольный)
– -Назовите примеры хороших влияний.

Письмо пятнадцатое.

Про зависть.

Ужасное чувство, от которого страдает прежде всего тот, кто завидует.
Зависть развивается прежде всего там, где вы сами себе чужой.
…Развивайте в себе свои собственные индивидуальные склонности, свою собственную неповторимость в окружающем вас мире, будьте самим собой, и вы никогда не будете завидовать.

– Испытывали ли вы к кому-нибудь чувство зависти и по какому поводу?
– Можно или нужно с ним бороться?

Письмо восемнадцатое.

Искусство ошибаться.

В жизни ошибок бывает много. И надо уметь выходить из ошибок: исправлять их немедленно и … красиво.
Признаться в своей ошибке перед самим собой не всегда легко, нужен опыт, чтобы после совершенной ошибки как можно скорее и как можно легче включиться в работу, продолжить ее.

– Имеет ли человек право на ошибку?
– Какие ошибки нельзя исправить и почему?

Письмо двадцать второе.

Любите читать.

У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке…

– Есть ли у вас дома книги, которые вы или ваши родные перечитывают? Какие это книги? Кто их принес в дом и поставил на полку?

Письмо двадцать девятое.

Путешествуйте!

Одна из самых больших ценностей жизни – поездки по своей стране и по чужим странам.
На земле нет неинтересных мест: есть только неинтересующиеся люди, люди, не умеющие находить интересное, внутренне скучные.

– Обязательно ли уезжать куда-либо, чтобы узнать что-то новое?
– Можно ли путешествовать дома за книгой, у телевизора, компьютера?

Письмо 34, 35, 36.

О русской природе. О русской пейзажной живописи. Природа других стран.
Пейзаж страны – это такой же элемент национальной культуры, как и все прочее.
Не хранить природу – это то же, что не хранить родную культуру. Она – выражение души народа.

– Если бы вам дали в руки кисть, то какое время года вы изобразили бы и почему?

Письмо сороковое.

О памяти.

Память – преодоление времени, преодоление смерти.
“Беспамятный” – это прежде всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые, бескорыстные поступки.

– Какие семейные традиции передаются в вашем роду?
– Помните ли вы своих ушедших родственников?

Письмо сорок второе.

Уметь заметить красоту наших городов и сел.

Самое трудное – заметить идеальный образ в облике города и села. Если нет этого идеального образа в какой-то местности, то нет и красоты.

– Любите ли вы свой город? За что?
– чтобы вы изменили в облике города, чтобы он стал еще лучше?

V. Вывод:

Д.С.Лихачев верил в то, что доброта и духовная красота человека способны на многое. И вы, юное поколение, сможете сохранить и приумножить то, что Вам завещано. А для этого нужно быть сильным духом и верой в будущее, чтобы жизнь на планете Земля продолжалась.

Г.И.Х.С.Б. п.н.*

ДУХОВНОЕ ЗАВЕЩАНИЕ**

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Аз, многогрешный и смиренный старообрядческий епископ Геронтий Костромской и Ярославский, проживающий в Москве, Рогожский поселок, д. № 40, кв. 89, исполняющий должность помощника Старообрядческого Архиепископа, находясь в здравом уме и твердой памяти 7/20 октября 1950 г. свидетельствую пред Богом, что по добровольному своему желанию написал своею рукою следующее мое к вам духовное завещание:

Из имущества у меня есть только Святые книги, приобретенные мною, которые все жертвую во св. Покровский Храм, что на Рогожском кладбище, в библиотеку св. храма с тем, чтобы св. книги были предоставлены для чтения всем христианам по их желанию и чтобы книги выдаваемые были по записи в особую книгу, дабы не утеривались и периодически были все распределены для свободного на дому чтения во славу Божию и всем во спасение.

* Господи Исусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас.

** По самому верху листа с машинописным текстом «Духовного завещания» рукописный текст: «Благочинному Костромского благочиния протопопу о. Алексею Сергееву.

Еп. Геронтий».

Главное же мое завещание следующее: Дорогие Иерархи и священнослужители, а также и вы все, дорогие братия и сестры християне! Обращаюсь ко всем к вам и сердечно первым долгом прошу смиренно у всех вас християнского прощения.

Простите меня за все мои грехи, живя в лености и слабости.

Простите меня за все мои согрешения словом и делом, волею или неволею. Их было очень и очень много – без числа согреших.

Не судите мя и зазрите мя, – пишу со слезами и прошу всех, всех: во всем простите мя Господа ради.

Особо прошу дорогих Иерархов, духовных лиц и моего духовного отца, слезно прошу во всех моих грехах, во всех – от юности и до старости: яже по крещении согреших и яже в сане Иерейства, и в сане святительства, и в сане пострига иночества, яже помню и не помню; слезно пишу моею рукою и каюсь пред Богом и пред Вами и всех прошу: простите мя и благословите и помолитеся о мне, многогрешном епископе Геронтии.

Все мы знаем, что нам всем сам Бог завещал через св. Прав. Исуса Сына Сирахова, говоря: «Во всех делах твоих помни о конце твоем и во веки веков не согрешишь» (кн. Сираха 8, 39). Это значит: всегда будь готов к переходу в загробную жизнь*.

* Владыка имеет в виду книгу Премудрости Исуса сына Сирахова, которая относится к неканоническим книгам Ветхого завета (то есть не вошедшим в канон Священного Писания), хотя издревле для Отцов Церкви общее содержание этой книги считалось глубоко-поучительным для тех, кто ищет уроков мудрости и благочестия. Святые Отцы нередко пользовались выражениями премудрого сына Сирахова как подтверждением своих учительных мыслей. (Комментарий о. Василия Андроникова).

В течение моей жизни мне неоднократно много приходилось переживать моменты, грозящие прекращению моей жизни, особо были ярко напоминающие смерть. Это было в 1949 году дважды при бывшей моей болезни, и на 15/X-1950 г. было воспаление легких, температура всю ночь была 36,6* и 40о, близок был и конец жизни, да еще совпал день кончины дорогой старицы Веры Ивановны 7/20 октября, которыя в тяжелые переживания приютила меня во свое жилище, не имеющего где главы подклонити. Я и решил в этот день, пока жив, написать это краткое мое духовное Вам завещание.

* Вероятно, опечатка, а имелось в виду 39,6°.

Вот, дорогие мои, слезно пишу всем, всем Вам, и присутствующим и не присутствующим, это мое духовное предсмертное завещание, мою сердечную к вам просьбу, мой старческий вопль от искренности души и неописуемой моей к вам любви, прошу и умоляю вас в следующем: Запишите вы в вашей памяти, во-первых, указанное выше изречение из книги Исуса Сына Сираха (8, 39). Затем умоляю вас всех и прошу: не забывайте данные вами священные обеты при св. крещении, затем прошу вас: не забывайте две великие заповеди Божии, как и сказано нам во св. евангелии: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всем разумением твоим … и возлюби ближняго твоего, как самого себя» (Матф. 22, 37, 40, зач. 92; Марка 12, 30–31, зач. 56; Луки 10, 29, зач. 23).

Не забывайте и 10 заповедей, данные от Бога через пророка Моисея (Исход 20, 1–17; Второзаконие 5, 6–21; Матф. 19, 18–21, зач. 79).

Нужно помнить и заповеди блаженства (Матф. 5, 1–12), проще говоря, всю нагорную проповедь Исуса Христа (главы от Матфея, 5, 6 и 7, зач. 10–24), а особо нужно помнить заповеди милосердия к ближним – оказывать помощь голодным и жаждущим и нуждающим в пище; о не имеющих крова – жилища, о больных и находящихся в заключении.

Об этом придется каждому отвечать в день страшного суда Божия (Матф. 25, 31–46, зач. 106).

А чтобы это все было запечатлено в вашей памяти и разумении, нужно больше читать св. книги, а особо новый завет, св. псалтырь и жития святых. Нужно не только стараться всемерно усердно их читать и слушать, но нужно научиться и исполнять указанное во св. книгах. Ибо тот блажен, кто слушает слово Божие и соблюдает его, т.е. исполняет, что написано (Лука 11, 28, зач. 58).

Не зря же св. Иоанн Златоустый заповедал ежедневно читать Новый завет и псалтырь. Св. Евангелие очищает душу (Творение его, т.1, стр. 80), а чтение и пение псалмов окрыляет ум и возвышает душу (т. 5, стр. 230), особо пение псалмов 140, 141, и 35, и 118 и других, которые пели все християне всегда, а особо по воскресным дням (т. 5, стр. 476–782, 151), пели псалмы и за трапезой и на буднях, в свободные минуты.

Слезно умоляю и сердечно завещаю Вам, твердо и неизменно соблюдайте святую правую веру нашу, ибо она есть правая и истинная. Счастливые вы, что пребываете в ней, как и апостол нам заповедал, говоря: «Бодрствуйте, стойте в вере, мужайтеся, утверждайтеся, вся Вам любовию да бывает» (1Кор. 16, 13–14), – но не забывайте, что при истинной и правой вере нужны и добрые дела, ибо вера без добрых дел мертва (Ияков 2, 20). Помните, дорогие, что мы веруем во Св. Соборную и Апостольскую Церковь, Церковь Христову, и пребываем в той правой старой вере, в которой были св. угодники Божии, почему нас в отличие от других и называют староверами. И мы содержим те св. предания и старые обряды, в каковых пребывали все угодники Божии нашей страны. Вот поэтому нас и называют старообрядцами. Наши предки за нашу св. старую веру и за св. предания и старые обряды терпели неисчислимые гонения, и тысячи их были замучены, и пролили свою св. кровь за правоверие Христовой Церкви и сподобились быть причисленными к лику святых угодников Божиих освященными соборами нашей св. Христовой Церкви.

Об этом ясно указано и в календарях наших 1946 и 1949 г.

Слезно умоляю, прошу и даю отеческое мое завещание, чтобы в каждой семье был мир и любовь. Чтобы дети почитали родителей своих, сознавая, что если кто хочет быть счастливым и во благополучии, то почитай отца и мать свою, как и говорит 5 заповедь Божия. А родители – не раздражайте чад своих. Основание на это – смотрите книги премудрости и притчи Соломоновы и кн. Исуса Сына Сирахова. Прочитайте их со вниманием, а также и другие св. книги.

Мужья и жены, строго и нерушимо соблюдайте супружескую верность. Никто не позволяйте жить без венчания, ибо жизнь без венчания есть блудническое смешение. Вдовцы и вдовицы, живите в целомудрии. Св. Амвросий Медиоланский говорит: «Кто соблюдет себя в целомудрии до брака, получает от Бога особую награду – венец. Кто, живя в супружестве, не нарушал верности, также получает особую награду – венец. Кто остался во вдовстве и соблюдет себя в целомудрии, получает особую награду – венец, а особо награждаются от Бога те лица, которые пребывают всю жизнь в девстве и целомудрии» (1Коринф. 7, 8–26, 32–38).

Старайтесь, чтобы в детях ваших не было ссор, злобы, лжи, клеветы, сквернословия, пьянства и татьбы, зависти и мщения и других т.п. всяких грехов: да не зайдет солнце во гневе вашем. Всегда прощайте друг друга, а особо на ночь нужно всегда прощаться.

Не забывайте праздничных и воскресных дней (выходных), в них непременно нужно приходить на общую церковную службу – Всенощную и Литургию. В церкви Божией стойте со страхом и в особом благоговении, без разговоров, как на небе. Без окончания службы не уходите из св. храма. На подаяние во св. храм и бедным не скупитесь. А дома ежедневно всегда молитесь утром, и на сон, и днем, а также перед пищею и после пищи, как указано во св. книгах (прочитайте в календарях за 1946 и 1948 гг.).

Молитвы совершайте не спеша, с особым благоговением, а тем более старайтесь истово, не спеша совершать крестное знамение и поклоны. Крестное знамение совершайте двуперстно, как установлено Христовой Церковью. Приучите себя, чтобы рука ваша совершала истово крестное знамение, не спеша, с молитвами и чтобы сердце ваше и ум были объединены мыслью молитв и благоговейным чувством к Богу и его св. угодникам, ибо молитвы есть святая беседа с Богом и его святыми; молитва есть возношение ума и сердца к Богу.

Не забывайте в молитве: пред кем стоим? Кому кланяемся? О чем молимся? Сознавая себя смиренно, как грешный мытарь, дабы услышана была ваша молитва, пение и чтение. При молитве нужны лестовка и подручники.

Когда-то писали предсмертное свое духовное завещание преп. Ефрем Сирин (его твор., часть 7, стр. 201–220), преп. Феодора (Четь-минея, сент. 11, стр. 252) и др. лица.

Вот и я – повторяю – решил перед кончиною своею, кроме бывших моих поучений, собственноручно, слезно написать сие предсмертное мое завещание и прошу за это: не зазрите мя многогрешного. Мое предсмертное духовное завещание есть искренний призыв всех ко спасению души, призыв к Богу, призыв к небу, призыв к небесным обителям.

Осмеливаюсь обратиться к вам, дорогие святители Божии и все священнослужители, иночествующие и церковнослужители. Вы хотя и сами хорошо знаете пути спасения, но я слезно и смиренно, по-братски обращаюсь к Вам и умоляю Вас о спасении души, слезно взываю к Вам: спаситеся со престольницы святительства моего, спаситеся все. Прославьте жизнию вашею нашего Всевышнего Бога и св. церковь. Спаситеся св. храмы Божии моея епархии и все наши св. храмы нашей св. Христовой Церкви. Спаситеся и св. трапезы и жертвенники Божии, на них же аз окаянный многи молитвы сотворях и бескровные жертвы приносих. Спаситеся престолы Божии и св. Алтари Бога Вышнего, чтобы бескровная жертва была вовеки до второго пришествия Твоего, Христе.

Слезно прошу и умоляю Вас и призываю, спаситеся все иереи Божии и дияконы церкви моея епархии и всея св. церкви и всея соборные церкви. Спаситеся клирицы, чтецы, и певцы и певицы, и весь священнический и церковный чин, с плачем пророка Иеремия умоляю всех вас, дабы в лице каждого и каждой из вас видеть членов ангелов среднего чина Ангельского хора, хора Божия, хора – вечно славящего Бога.

О! Друзи мои, свято совершайте дело вашего служения, учтите, что вы подобие имуще средних чинов ангельских, учтите, что пение это особо святое дело, особая святая молитва, озаряющая и возжигающая горение християнских сердец, бывающих во св. храме, не гасите этого неоценимого света, этого Божьего дара, Божьего таланта, Божьей славы, усиленно трудитесь, дабы и вам быть увенчанными от Бога нетленными венцами, вечной славы Божьей. Пойте, пойте Богу, пойте разумно, пойте, чтобы пение ваше было угодно и Богу и Его святым.

Спаситеся духовные мои чада, сыны и дщери, услышьте последний мой отеческий глас, старческий вопль, голос особо пламенно любящего вас духовного отца. Моя болезнь и забота о вас больше, чем плотского отца о детях своих, ибо Бог за вашу погибель взыщет от крови моея, как говорит пророк Иезекииль. О горе мне, ох, увы, мне, грешному! Пророк Иеремий горько плакал о согрешающих израильтянах. А я должен больше плакать о вас, кто не слушал меня и моих слов поучения. О, кто дает голове моей воду и глазам моим источник слез, и плакал бы я день и ночь о вас, дорогие чада мои, это те, которые погрязли во грехах (Иерем. 9, 1).

Утешьте меня, старца, вашим послушанием, избавьте меня вечных наказаний, оботрите слезы плача на очах моих вашим добрым ко мне послушанием и молитвами, дабы я смело мог предстать пред Богом и сказать: «Господи, вот я, вот и дети, сыны и дщери мои!» Я слезно жажду видеть в лице вас наследников и наследниц небесных обителей.

Спаситеся друзи мои и сродницы мои, и весь чин дома моего, и все послужившие и служащие мне, грешному. В лице служащих я видел более и лучше, чем плотских детей. Неисчислимы их труды, неоценимы их переживания и услуги.

О дорогие! Господь сторицею вам воздаст, а я не в силах вас отблагодарить. Вечно обязан молить Бога за вас, жажду, чтобы Господь воздал вам сторично Его неописуемыми наградами и Его милостями в вечной жизни.

Спаситеся все, иже во власти сущии, и все христолюбивое воинство, ибо церковь Божия о вас прежде всех совершает моления, прошения, благодарение за всех человек, дабы была жизнь для всех мирная, тихая и безмятежная во всяком благочестии и чистоте (1Тим. 2, 1–4).

Спаситеся все людие вернии и невернии, ибо и об них молимся, как говорится: иже суть вернии да будут вернейшии, иже суть неразумивии. Ты, Господи, вразуми их, а неверных обрати, Господи, во хритиянство и на спасение.

Спаситеся все находящиеся в разных бедах и напастех, в темницах, в пленениях, во оковах и во всяких ведомых и неведомых обстоятельствах. Молю Тя, Господи, о всех их, о их спасении (Мол. 17, Коф.).

Спаситеся вси иночествующие архимандриты и игумены и игуменши, иноки и инокини, схимники и схимницы, и черноризцы, и всякая дающая обеты и имеющие послушание. Умоляю вас: неослабно трудитеся во всяком чине и звании.

Спаситеся церковь Божия. О Господи! Молю Тя, утверди Церковь Твою, укрепи, расшири, умножи, умири и непреобориму адовыми вратами во веки сохрани шатания языческого, от ереси спаси и всяких распрей и раздоров. Силою Святаго Духа соблюди в полном благоверии и чистоте веры (Памянник).

Вот мое сие предсмертное завещание о спасении всех и самому спасену быти.

О! Любимицы мои, запомните все кратко сказанное, и умоляю не только запомнить и выслушать, но при всемерном стремлении стараться исполнить, дабы быть вам во блаженстве небесных обителей.

Учтите, дорогие, что это последнее мое предсмертное слово, предсмертный наказ, предсмертное завещание.

Чувствую: скоро, скоро придется мне переходить в иную жизнь, в загробную жизнь.

Вот уже и секира при корне древа моей жизни лежит… Ежеминутно ожидаю посечения, нужно спешно готовить сердце мое к Богу, к переходу к Нему.

«Приидите соберитеся все во благочестии живущии и восплачитеся о душе моей…» Увы мне, грешному, увы мне, в страстех всю жизнь изжившему и в бесчисленных согрешениях. Приклоните ухо ваше, братие и сестры, и выслушайте это последнее мое завещание. И вот скоро, скоро вы увидите меня, без гласно и без дыхания пред вами предлежащего. Тогда еще больше восплачитеся о мне все братие и друзи, священнии лицы и вси инокини и иноки, чтецы и певцы, и весь чин церковный, и знаемии и незнаемии.

Так как недавно, недавно, вчера и ранее, говорил вам, поучал вас, беседовал с Вами, и вот неожиданно пришел час смертный, и язык мой умолк, и очи мои перестали видеть, и уши не слышат, и пред вами лежу без дыхания и без движения.

Приходите все любящии мя и лобзайте мое последнее целование, уже бо к вам не прииду и не побеседую. Не взойду в теле живом во св. алтарь и не взыду на св. амвон, чтобы поучить вас. Больше не услышите моего старческого гласа и отеческого поучения. Уже бо к вам не прииду и не побеседую с вами.

Но вот, дорогие мои, я должен идти к Всевышнему Судии и там дать отчет о делах своих, и там все в одном чину: царь и воин, богат и нищ, все в чину равны, ко всем одинаковое отношение, а только судя по делам – одни прославятся, а другие осудятся.

Но вот, дорогие мои, обращаюсь ко всем вам и умоляю вас, особо молю, о мне помолиться, сугубо помолиться, да не сведуся по грехом моим в места мучения, но да учинят, устроют мя праведнии Судия, где есть постоянный свет, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но вечная радостная жизнь.

Не только в день погребения, но и после почаще посещайте мой гроб, мою могилу и поусерднее, сугубо помолитеся за меня.

Запишите имя мое в ваши поминания и помолитеся дома и в церкви. А особо в Божественной Литургии не забывайте помянуть меня.

Одна осталась моя надежда на Бога и на Его Св. угодников и на ваши св. молитвы.

Много бо может молитва праведника поспешествуемое.

Вот особая моя к вам просьба, особое завещание – сердечно просил и прошу вас: не забывайте меня в ваших св. молитвах, не забудьте помянуть в проскомидии, и за божественной литургией, и в домашних молитвах.

Всех прошу сугубо молиться за меня. А я за всех вас.

Да будет слава Богу во веки веков, аминь.

Ваш богомолец, СМИРЕННЫЙ И ГРЕШНЫЙ
ЕПИСКОП ГЕРОНТИЙ*.

* Подпись епископа Геронтия.

Читая житие и духовно-нравственные поучения подвижников Божиих, отец Савва встретил в них благочестивый совет о том, что лицам в преклонном возрасте, а также немощным и болезненным, на случай смерти следует оставлять завещания. Имея преклонный возраст (80 лет) и чувствуя телесную немощь, схиигумен Савва на случай своей смерти оставил такие завещания;

I. Завещание, относящееся ко всем

«До радостного свидания!

Жил, веруя в Бога, ожидая Страшного Суда и воскресения мертвых. Перехожу в новый мир, надеясь, что Бог-Любовь за предстательство Пресвятой Девы Богородицы и всех Святых помилует грешную душу мою, ему всецело преданную и Его любящую, прожившую жизнь ради славы имени Его.

Отцы и братия о Господе и чада единыя Святыя Церкви, простите меня, недостойного, ко всем, и я всех прощаю, кто имеет нужду в прощении.

Не лишайте меня последнего благодеяния - молитв ваших о мне к Богу.

Благодать Господа нашего Иисуса Христа, да пребудет со всеми вами! Аминь».

Просящий ваших святых молитв схиигумен Савва

II. Завещания духовным чадам

«Отче Святый, соблюди их во имя Твое, ихже дал еси Мне, да будут едино, якоже и Мы» (Ин. 17:11).

Завещание первое

Возлюбленные мои чада духовные! Приближается переход мой из жизни временной в жизнь вечную. При кончине моей не скорбите чрезмерно, не предавайтесь излишней печали и унынию, чтобы не ослабеть вам в молитве. Молитесь усердно, да упокоит Господь душу мою в селениях праведных, и утешайтесь надеждой. Не забывайте, что душа бессмертна и любовь не умирает. Для вас я всегда буду живой.

Когда меня не станет, так Богу угодно, приходите, мои милые духовные детки, ко мне на место моего погребения, хотя даже мысленно, или смотрите на фото мое, и все, что есть у вас на душе, как живому расскажите, излейте свои скорби и печали, и я услышу... И если я обрету у Господа дерзновение, то и надеюсь быть ходатаем за вас пред Богом. Духом я всегда буду с вами. Не было и нет у меня к вам иного чувства, кроме безграничной, всеобъемлющей христианской любви, кроме сильного желания спасти ваши души и привести вас к блаженной жизни вечной.

Не будьте судиями дел отца вашего, но будьте усердными исполнителями его велений. Если я намеренно иногда огорчал вас, испытывая, то это единственно для того, чтобы вы на опыте своей жизни познали, какие духовные плоды дарует Господь несущим без ропота и с любовью все скорбное и тягостное. Так я приучал вас любить обижающих вас, а за эту добродетель Господь уготовляет венцы нетленные в Царстве Небесном.

Дети мои возлюбленные, чада духовные!

В руководство и назидание оставляю вам свои труды - духовные книги, в которых вы найдете все потребное для вашей богоугодной жизни. С усердием изучайте их и с Божией помощью исполняйте. Идите стезями правды и добра, идите путем тернистым, путем самоотречения - это самый верный и самый близкий путь в Царство Небесное.

Для меня нет большей радости и большей награды, как в обителях Райских увидеть всех моих духовных чад - истинных рабов и страдальцев Христовых в Его Небесном Царстве.

Никогда не забывайте, что все мы - одна семья Божия, все мы - дети Единого Отца, все мы - продолжение тела Господа Иисуса Христа, и потому любовь друг к другу вы должны иметь до самопожертвования. Забывая себя, вы должны с искренней любовью служить своим ближним.

Поминайте меня в своих молитвах. До 40 дней очень желательно поминать в храмах и кормить нищих, потому что сорокадневное поминовение в храмах и питание нищих много помогает в загробной жизни. Желательно к этому отслужить еще семь заказных Божественных заупокойных литургий...

По особому откровению Господа и Божией Матери, чтение Неусыпаемой Псалтири оставлять не надо. Господь вознаградит за сие благочестивое делание всех усердствующих и взыщет с ленивых и нерадивых.

Вот основное, что заповедую вам. Прошу у вас прощения. Преемником себе никого не назначаю, представляю это воле Божией, избранию Богоматери и желанию самих духовных чад. Желающих остаться под моим незримым руководством вручаю покрову Божией Матери.

Да будет над всеми вами, возлюбленные чада духовные, Божие благословение и покров Пресвятой Богородицы, благословение преподобных Псково-Печерских и всех святых. Ангелы Хранители, да пребудут с вами неотлучно до конца ваших дней. Да сохранит и помилует вас Господь своею благодатию».

Просящий ваших святых молитв, с вами пребывающий навеки
Духовник схиигумен Савва

Завещание второе

Друзья мои духовные и чада верные!

Как Пастыря меня о Господе любя,

Вы книги все, последние и первые,

И все труды мои храните для себя.

Случится так, что телом я уйду от вас -

Тогда пусть будет вам одно из правил:

Сходитесь иногда, хоть мысленно, на час,

Читайте те труды, что я для вас оставил.

Потом, обдумав все, скажите: «Это он -

Как прежде и теперь заботится о нас!»

И благодатию Христа, стряхнув могильный сон,

Войду невидимо я к вам в заветный час.

И как при жизни моей вас благословляя,

Усердно буду к Господу взывать,

Чтоб на дела святой любви всех вдохновляя,

Вас осеняла свыше Божья благодать.

Духовник отец Савва

В этом завещании отец Савва проводит глубокую мысль о непрекращающемся своем молитвенном общении с духовными чадами. Эта непреложная истина является надежным якорем для всех духовных чад, особенно малодушных, в их духовной жизни под незримым водительством своего духовного отца.

Завещание третье

Заповедь Божию вам завещаю -
Вы ее свято храните:
Обиды, напраслины ближним прощая,
Чада! Друг друга любите!

Оставив греховные все увлеченья,
Путем благочестья ходите,
Собою являя пример всепрощенья,
Чада! Друг друга любите!

Меня поминайте в молитвах усердных
И мирно друг с другом живите,
Пусть заповедь будет одною из первых:
«Чада! Друг друга любите!»

Ваш духовный отец схиигумен Савва

Завещание четвертое

В час полночный, когда засыпает обитель,
Пред Распятием низко склонясь,
Я молю Тебя, мой Искупитель:
В смертный час Ты меня не оставь.

Вас прошу я, мои дорогие,
Во Христе отцы, братия, сестры, друзья,
Как умру, схороните в пещерной могиле
Под Распятием Крестным меня.

Чтобы Крест Всесвятой, мой любимый,
Своей славой всегда украшал
Мой телесный прах и могилу,
Мою душу чтоб там утешал.

И к Тебе, Боже Щедрый, взываю:
Ты меня под Крестом упокой,
На котором висел Ты, страдая,
Чтобы он охранял мой покой...

И, как Богу, Тебе всей душою моею
Приношу я молитву свою:
У подножья Креста, в любви пламенея,
Жизнь окончить сподоби мою.

Будь всегда Святой Крест над могилой,
Где покоиться прах будет мой,
- Мою душу, Иисусе Сладчайший, помилуй,
Со святыми ее упокой.

Такие письменные завещания составил отец Савва перед своей кончиной. Но еще раньше, когда он тоже был на пороге смерти, своим духовным чадам он преподал устное завещание.

Завещание пятое

Дорогие мои возлюбленные чада духовные! Подходит к концу путь мой. Скоро смерть разлучит меня с вами. Оставляю нам в наследство свое завещание, не забывайте моих слов. Помните всегда главную цель жизни - стяжание Святаго Духа. Имейте страх Божий, храните чистоту душевную и телесную, в трепетном смирении и благоговении преклоняйтесь перед величием Божием. Уклоняйтесь от нечестия и стремитесь к благочестию. Старайтесь всегда пребывать в трудах, посте, бдении, непрестанной молитве. Бойтесь праздности, старайтесь исполнять все заповеди Божии. От вашего благочестия будет радоваться дух мой. Для меня нет большей радости, как знать, что дети мои духовные держатся истины и благочестия.

Спасайтесь, чада мои возлюбленные! Будьте добры и милосердны, не делайте никому того, чего сами себе не желаете. Помните: спасение свое мы устрояем только тогда, когда не расстраиваем счастье других. Самое дорогое в человеке - душа, и надо в человеке уважать душу (образ Божий). Прославлять Бога, значит не осуждать ближнего. Если просишь у Господа помощи, то сам помоги ближнему: если просишь прощения грехов - сам прости ближнему.

Имейте мир и любовь между собою, чтобы вселился Христос в сердца ваши, но любовь должна быть истинной, ищущей спасения ближних, а не льстивой. В духе кротости и любви помогайте друг другу освобождаться от грехов, но берегитесь осуждать и грубо обличать. Не будьте сами грубы и льстивы, но от других строгость, грубость и оскорбления принимайте с радостью, а лесть и человекоугодие отметайте. Терпите безгранично, прощайте бессчетно. Несите терпеливо каждый свой крест в немощи других, не унывайте и не ропщите и за все благодарите Бога. Благодушное перенесение скорбей и болезней и ласковый уход за больными - выше поста и молитвы, и за все это получают награду от Господа.

Не любите суетной чести и славы, возлюбите смирение и кротость. Смирение и любовь истребляют из души и тела все греховные страсти и привлекают благодать Божию. В этом и заключается спасение. Больше всего бойтесь и помните час смертный и Второе Пришествие Христово!

Когда находитесь в скорби или напастях, читайте Сладчайшему Иисусу Христу канон с акафистом и молебный канон Божией Матери «Многими содержимь напастьми». Чтобы освятить душу, чтобы открылись внутренние очи, со вниманием читайте 17-ю кафизму.

Не опускайте ни одного дня без исполнения Богородичного правила - 150 раз Богородице Дево, радуйся... Не забывайте целовать свой крестик утром и вечером, чтобы освятить свои души лучами благодати.

Любите Евангелие, чаще читайте его, в нем все написанное сладостно для сердца и спасительно для души. Особенно часто читайте Нагорную проповедь Спасителя (Мф. 5:1-12), 15-ю главу от Иоанна о любви и Послание апостола Павла к римлянам (гл. 13), где указано все, как надо жить христианину. По возможности читайте молитвы, которые я раздавал вам. Изучайте книги, которые я написал для вас. Они разрешат все ваши недоуменные вопросы.

Возлюбите простоту, не мудрствуйте лукаво. Внутренняя радость приходит через простоту, а высокоумие ведет к маловерию и неверию и сбивает с пути спасения. Не лукавьте... Если вас будут спрашивать: «Верующая?», прямо скажите: «Да, верующая!» - не отказывайтесь от Господа, не уклоняйтесь в лукавство.

И еще раз напоминаю вам, дорогие мои: нет спасения не покаявшемуся в этой жизни, а истинное покаяние заключается в очищении сердца от страстей и пороков, в исправлении порочной жизни. Механическое перечисление грехов на исповеди не спасает душу, это мерзость пред Богом и кощунство над таинством Святой Православной Церкви. Чаще причащайтесь Святых Христовых Таин.

Помните, что ваше старание стяжать Духа Святаго, ваша любовь к Спасителю, Божией Матери и Святым Небожителям, а также к ближним и врагам своим, ваше смирение и покорность воле Божией возвеселят дух мой радостью неизреченною. Мое последнее слово к вам - это просьба о молитве. Помните обо мне и молитесь, чтобы Господь упокоил душу мою в Своих обителях, но молитва должна дышать надеждою, ведь без надежды молитва грешна.

Прошу и молю вас, возлюбленные, не оставляйте свой час чтения Неусыпаемой Псалтири и прилежнее молитесь друг за друга, за сродников, за всех знаемых и за весь мир, за всех усопших, жаждущих наших молитв, ибо это есть великая помощь для их душ.

Подавайте милостыню. Поминайте о упокоении приснопамятного протоиерея Иоанна Сергеева, блаженной Ксении, моих почивших духовных отцов:

Епископа Вениамина, схиархимандрита Илариона, схиигумена Алексия, иерея Иоанна (крестившего меня).

Родителей моих: Михаила, Екатерины и сродников: Веры, Евдокии, Иулиании, Лукии, Татианы, Григория, воина Василия, военачальника Петра с его воинами; Михаила, Анны, Иосифа, Агафии, Иоанна, Анны, девицы Параскевы, младенца Родиона, младенца Варвары, младенца Феодоры, младенца Наталии.

Помните «Ежедневные правила христианской жизни» и «За что подобает благодарить Бога». Пусть все это будет храниться в памяти и сердцах ваших, ибо все это есть пища и жизнь души. Живите мирно, терпите с радостью находящие скорби и болезни и сохраняйте все, что слышали от меня. Вручаю вас, дорогие мои чада духовные, Той, Которой от века предназначено стать Матерью Желанного Избавителя людей от плена адского - Пресвятой Владычице Деве Богородице. Она будет вашей Игуменией и Защитницей от всех стрел вражиих, врагов видимых и невидимых.

III. Духовные завещания братии

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Преклонный возраст и болезни предвещают мне близкую кончину, мое переселение от временной жизни в жизнь вечную. Я не знаю, предопределен ли я ко спасению или обречен на вечные мучения... Но я не отчаиваюсь... Жил, веруя в Бога, ожидая всеобщего Воскресения и Страшного Суда. Перехожу в иной мир с надеждой на помилование за предстательство Пресвятыя Богородицы и всех святых. Высшим для себя служением почитал быть рабом всех православных христиан. Распаляясь Христовой любовью, я желал бы прижать к груди своей весь род человеческий и умереть за спасение всех в болезнях и муках.

Воистину, возлюбленные отцы и братия во Христе, не было и нет в моем сердце огорчения ни на кого из вас; если же злая сила внушала когда-либо кому-нибудь из нас сделать, сказать или помыслить худо, то я с любовию прощаю всем все; простите и вы меня, недостойного, искренне любящего вас, но от неискусства не умеющего доказать вам своей любви. Прошу вас, сотворите любовь, не лишайте меня последнего благодеяния - ваших святых молитв о мне ко Господу.

Если я обрету у Господа дерзновение, то и надеюсь ходатайствовать пред Ним за всех вас, и особенно за тех, кто будет поминать меня в своих молитвах.

Введенное по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанна, Митрополита Псковского и Порховского, чтение в обители Неусыпаемой Псалтири как было при мне, так и по смерти моей, надеюсь, будет продолжаться неукоснительно. Господь вознаградит за сие благочестивое делание всех усердствующих и взыщет с ленивых и нерадивых.

Прошу погребсти тело мое в Богом зданной пещере, когда бы и где бы Господь ни благословил мне отойти от здешней жизни.

Кресты, книги, личную одежду и прочее завещаю все в обитель.

Прошу исполнить мое завещание, и да поможет вам в этом Господь, а Матерь Божия и наши святые, преподобные: Марк, Иона, мать Васса и преподобномученик Корнилий исходатайствуют благословение Божие на всех живущих в обители, и обитель наша не оскудеет».

Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь
Просящий ваших святых молитв многогрешный схиигумен Савва