Принятие второй конституции ссср год. Конституции рсфср, cccр, россии. справка

Принятые в декабре 1922 года I съездом Советов СССР Декларация и Договор об образовании союза четырех республик провозгласили появление на карте новой державы: РСФСР (Россия), УССР (Украина), БССР (Белоруссия) и ЗСФСР (Закавказье, куда входили Грузия, Армения и Азербайджан) объединились в единое государство - Союз Советских Социалистических Республик. Среднеазиатские территории входили в состав РСФСР в виде двух автономных республик - Туркестанской и Киргизской. В составе союзных республик выделялись Татарская, Якутская, Дагестанская и другие автономии. В договоре предусматривалось создание общесоюзных органов государственной власти и в общих чертах описывались их функции.

Надо сказать, что к моменту принятия этого решения каждая из республик имела собственную конституцию, и они не отменялись, а должны были дополнять Основной закон СССР. Вопрос о соотношении полномочий союзных и республиканских органов оставался острым, несмотря на то что немало функций еще в 1918–1919 годах было передано в ведение союзного центра. Так, наркоматы РСФСР заведовали многими отраслями индустрии в республиках, в первую очередь тяжелой и оборонной промышленностью, а ее финансирование осуществлял Высший совет народного хозяйства (ВСНХ) РСФСР. Кроме того, существовали предпосылки и для централизации финансовых систем, транспорта, снабжения: например, ВСНХ РСФСР разрабатывал общий для России и Украины производственный план, ведал заготовками сырья и товарными фондами. Республики присылали своих делегатов на всероссийские съезды Советов и даже во ВЦИК.

Для разработки общесоюзного Основного закона было сформировано шесть специальных комиссий. Первая занималась органами власти - определяла полномочия в новом государстве Совнаркома, Совета труда и обороны и будущих наркоматов СССР, а также думала о механизме взаимодействия между ними. Вторая комиссия занималась разработкой бюджета государства, третья сосредоточилась на положениях о Верховном суде СССР и ОГПУ. Четвертая трудилась над символами государства - флагом и гербом. Пятая комиссия работала над положением о ЦИК СССР и, наконец, шестая ведала подбором кадров для новых государственных органов.

На то, чтобы подготовить все это, ушло немногим более года. 31 января 1924 года II съезд Советов СССР единогласно утвердил первую Конституцию Советского государства. Фактически же Конституция была введена в действие еще раньше: ЦИК Союза единогласно утвердил ее проект 6 июля 1923 года.

Сочинение на заданную тему

Что же представляла собой первая Конституция? Фактически она была составлена из принятых ранее документов - Декларации и Договора об образовании СССР, но значительно расширенного. В отличие от позднейших конституций, начиная со сталинской, этот документ был в основном посвящен вопросам административного устройства Союза и разделения полномочий между его субъектами. Это было главной темой Конституции, ей посвящен почти весь текст. В ней напрочь отсутствовали такие характеристики общественного устройства, как права и обязанности граждан, избирательное право, местные органы власти и управления. Все эти вопросы регулировались республиканскими конституциями.

Во вступительной части обосновывалась необходимость создания общего государства: «Только в лагере Советов, только в условиях диктатуры пролетариата, сплотившей вокруг себя большинство населения, оказалось возможным уничтожить в корне национальный гнет, создать обстановку взаимного доверия и заложить основы братского сотрудничества народов». Далее отмечалась роль, которую слаженные действия советских республик сыграли в деле завершения Гражданской войны, и подчеркивалось, что восстановление разрушенного хозяйства - задача, которую республики могут решить, только действуя сообща.

Важным аргументом в пользу образования единого государства служила внешнеполитическая обстановка - «неустойчивость международного положения и опасность новых нападений». Республики извлекли уроки из общего сопротивления интервенции. Существенным международным обстоятельством стало при этом стремление ряда европейских держав, принимавших участие подготовке и проведении Генуэзской конференции в апреле-мае 1922 года, установить политические и экономические отношения с непризнанной Советской Россией.

Делегаты Первого съезда Советов СССР, 1922 год. Фото: РИА Новости

Кроме того, основание единого государства рассматривалось как первый шаг к победе социализма на всей планете: «само строение Советской власти, интернациональной по своей классовой природе, толкает трудящиеся массы советских республик на путь объединения в одну социалистическую семью». Конституция впервые законодательно закрепила полное правовое равенство всех народов страны - отныне все ее жители получали единое союзное гражданство.

Центр, признающий равноправие

По Конституции, высшим органом власти Союзного государства стал Съезд Советов СССР, состоящий из делегатов городских Советов (1 депутат от 25 тысяч избирателей) и губернских съездов Советов (1 депутат от 125 тысяч жителей), а в период между съездами его функции брал на себя другой орган - Центральный исполнительный комитет СССР (ЦИК). При этом ЦИК не мог по своему усмотрению менять саму Конституцию - эта прерогатива сохранялась за Съездом.

Центральные органы брали на себя несколько важнейших функций - они занимались дипломатией и внешней торговлей; обладали исключительным правом объявлять войну и заключать мир, а также руководить армией; осуществляли руководство экономикой и бюджетом и их планированием; брали на себя разработку общесоюзных законов. Показательно, что Конституция в основном игнорировала принцип разделения властей. Например, Совнарком СССР, который назывался в ней исполнительным органом, тем не менее имел право издавать декреты, имевшие характер законов.

При этом Конституция сохраняла за республиками полномочия, закрепленные в их собственных конституциях. Так, без воли их представителей не могли быть изменены границы между ними. Сохранили свое значение национальные языки: декреты и постановления ЦИК и Совнаркома должны были печататься на общеупотребительных языках союзных республик - русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском и «тюрко-татарском» (так именовался в документе азербайджанский). Каждая союзная республика сохраняла за собой право на выход из Союза. Чтобы гарантировать представительство национальных республик и интересы их народов, к первой палате ЦИК СССР - Совету Союза - была добавлена вторая, имеющая те же права - Совет национальностей.

Конституция утвердила основные государственные символы - флаг и герб. Если итоговый вариант флага был найден легко - красные знамена и кумачовые полотнища с лозунгами социалисты в России использовали еще с конца XIX века, то над гербом пришлось попотеть - основных эскизов, предложенных разными художниками, насчитывалось около тридцати. Существовал даже миф о том, что последние штрихи в итоговый проект внес сам Ленин: вождь якобы убрал с рисунка земного шара меч, оставив там только серп и молот. Ленин объяснил свое решение тем, что советская власть лишь обороняется, но сама нападать ни на кого не собирается.

Первая Конституция Советского Союза закрепила в масштабах единого государства сложившийся к тому времени курс на диктатуру пролетариата, обрисовала в общих чертах строй общества и - совсем мельком - права и обязанности граждан. Следующая Конституция СССР, принятая при Сталине в 1936 году, будет заметно отличаться от первой: «сталинский» Основной закон будет посвящен в основном вопросам политического устройства общества. При этом он затронет заметно более широкий круг проблем, а отпечаток поспешности, в условиях которой принималась первая Конституция СССР, из «сталинской» полностью исчезнет.

Идея обновления Конституции 1936 года, принятой ещё при Сталине, появилась в умах руководства страны аж в середине 1950-х годов, когда прошёл XX съезд КПСС, на котором Первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв публично осудил «культ личности» Сталина, призвав восстановить нарушения социалистической демократии, которые при нём допускались. Юристы из аппарата Президиума Верховного Совета СССР стали готовить материалы о том, как изменить Конституцию, и первый пакет поправок представили уже летом 1958 года. Даже Климент Ворошилов, Председатель Президиума, а ранее — известный человек из сталинского «ближнего круга», заявил, что надо пройтись по тексту Конституции и пересмотреть его.

Н. С. Хрущёв на XX съезде КПСС, 1956 год

Предлагалось закрепить в основном законе страны руководящую и направляющую роль партии, определить Советы как высшие органы государственной власти (а не законодательные, как раньше), записать свободу критики и самокритики, предоставить право колхозам выдвигать кандидатов в депутаты Советов. Хрущёв годом спустя обмолвился на заседании Политбюро ЦК КПСС, что надо продумать вопрос о сменяемости руководства — два срока и не больше, например, как это было с президентом США. Он был обеспокоен проблемой обновления рядов партийных и государственных чиновников. В 1959 году на съезде партии решили внести изменения в Конституцию, а в 1961-м, тоже на съезде, принять новую.

В 1962 году были созданы рабочая группа при ЦК КПСС и Конституционная комиссия при Верховном Совете СССР — конституционный проект стал разрабатываться всё быстрее. В ходе работы над проектом высказывались самые разные, порой радикальные идеи: ввести элемент самоуправления в системе власти — народные собрания из трудовых коллективов или собраний граждан по месту жительства, проводить альтернативные выборы, то есть выдвигать несколько кандидатов в депутаты Советов, и даже выдвигать кандидатов вне зависимости от того, являются они членами партии или нет! В управлении предлагалась максимальная децентрализация, передача власти местам. Что только не предпринималось: эпопея с засеиванием кукурузы во всех уголках страны, разделение областных Советов и партийных комитетов на промышленные и сельские… Конституцию было предложено принимать референдумом, то есть всенародным голосованием. Осенью 1964 года проект был готов, но… Никита Сергеевич Хрущёв был снят со всех постов на Пленуме ЦК КПСС.


Н. С. Хрущёв и его кукурузная эпопея

Пришедший к власти Леонид Брежнев не торопился с Конституцией, ведь ему нужно было упрочить своё положение на политической арене и провести реформы, в том числе и те, которые пересматривали порой чересчур радикальные и опасные «эксперименты» Хрущёва в управлении и экономике. Тем не менее идея совершенствования работы Верховного Совета СССР — высшего органа власти в стране — всё-таки продолжала обсуждаться и проводиться в жизнь. Полноценно к проекту Конституции вернулись летом 1968 года. За основу взяли проект «хрущёвских» времён, то есть 1964 года, исправив в нём, по большому счёту, только идеологические положения. Если Хрущёв говорил о «развёрнутом строительстве коммунизма» и, как известно, планировал его «построить» уже к 1980 году, то Брежневу и его соратникам это положение пришлось пересмотреть из-за наметившихся проблем в экономике, поэтому стали говорить о постепенном, медленном появлении условий построения коммунизма — о «развитом социализме».


Л. И. Брежнев, А. Дубчек, М. А. Суслов

Это и было отражено в проекте Конституции 1968 года. В целом он оставался достаточно демократичным во многих своих положениях. Но наступила «пражская весна», и взятый социалистами Чехословакии во главе с Александром Дубчеком курс на реформы в стране не приветствовался ни Москвой, ни другими участниками Организации Варшавского Договора — они приняли решение ввести танки в Прагу.

В 1969 году наступает новый поворот в истории создания Конституции — консервативный. Под влиянием «пражской весны» партийное руководство отказалось от задачи создать новый проект и решило ограничиться лишь поправками к действовавшей Конституции. Поправки были незначительными, часто это были текстовые добавления, другие формулировки старых положений. Но к концу года проект так и остался проектом — он далеко не всех устраивал, о чём говорит, например, записка помощника Брежнева Виктора Голикова, который в пух и прах раскритиковал концепцию «развитого социализма», считая, что тем самым руководство страны заявляет о том, что в 1936 году было объявлено о победе социализма, но это был, так сказать, «недоразвитый» социализм! Вопрос о принятии изменений в Конституцию был снят. Подняли его вновь в 1972 году, но опять не договорились — видимо, были противоречия в самом тексте предлагавшегося проекта, и требовалась доработка.


Л. И. Брежнев, А. А. Громыко, К. У. Черненко на международном совещании СБСЕ в Хельсинках, 1975 год

В 1973 году Политбюро ЦК КПСС принимает наконец-таки решение о необходимости создания проекта новой Конституции СССР. Юристы Президиума Верховного Совета СССР как сами, так и благодаря письмам простых граждан и научно-образовательных учреждений составляют предварительный проект. Следующие три-четыре года он постепенно дорабатывается, ведутся дискуссии по отдельным статьям. Конституционные права, свободы и обязанности граждан становятся предметом интереса, поскольку СССР подписывает с европейскими странами содержащий их перечень Заключительный акт СБСЕ в Хельсинках в 1975 году.


Сообщение о принятии новой Конституции СССР в газете «Правда»

И, наконец, в марте 1977 года Брежнев сказал руководителю рабочей группы по проекту Конституции при ЦК КПСС Борису Пономарёву (третьему на этом посту после Леонида Ильичёва и Александра Яковлева) о том, что надо «кончать тягомотину» (так передал его слова в своих мемуарах политический журналист Александр Бовин) и принимать Конституцию. Проект доработали, в мае Пленум ЦК КПСС его одобрил, документ вынесли на всенародное обсуждение, распространили и опубликовали в газетах. Граждане активно писали письма и выступали на собраниях по этому поводу.

Леонид Брежнев, как показали его недавно опубликованные дневники, работал весной и летом над текстом конституции. Мнения простых людей отчасти учли, когда Секретариат Конституционной комиссии в сентябре 1977 года сделал обобщение предложений. Изменения внесли в сотню статей и даже добавили новую — 102-ю — об обязательности исполнения депутатами Советов наказов избирателей, которые их выбирали. В октябре состоялась сессия Верховного Совета СССР, которая приняла конституцию.


Такой непростой оказалась история принятия последнего основного закона Советского Союза. Двадцать лет её принимали, хотя жизнь её оказалась намного короче — лишь 14 лет. Это случилось в «перестройку» при М. С. Горбачёве. Впрочем, это уже другая история.

Принятие первой Конституции СССР - 1924 г.

Принятие второй («сталинской») Конституции СССР - 1936 г.

Принятие третьей («брежневской») Конституции СССР - 1977 г.

Конституция СССР 1924 г.

Была утверждена 2-м съездом Советов СССР и стала основным законом в СССР. Решение съезда о разработке общесоюзного документа легло в основу создания Конституции СССР.

Конституция СССР включала в себя 2 раздела:

  • Декларацию об образовании СССР - включала в себя принципы объединения и направляла к одной из главных целей в то время - борьбе против мирового капитализма;
  • Договор об образовании СССР, состоящий из 11 глав.

Основные особенности Конституции 1924 г.:

  • Съезд Советов СССР считался главным органом управления, без ведома которого внесение любых изменений в документ было невозможным;
  • союзная республика имела право в любой момент выйти из СССР, но изменить территорию только с ее одобрения; было установлено единое союзное гражданство;
  • ЦИК СССР считался верховным органом власти в перерывах между съездами, а в промежутках между сессиями ЦИК главным органом законодательной власти был Президиум ЦИК СССР;
  • ЦИК СССР учредил Совет народных комиссаров СССР, являющийся главным исполнительным и распорядительным органом, в составе которого был председатель СНК, его заместители и 10 наркомов.

Благодаря Конституции союзные республики во время образования СССР стали частью федеративного союза.

Конституция СССР 1936 г.

Известна также как «сталинская» и «Конституция развитого социализма». Была принята 8-м чрезвычайным съездом Совета СССР 5 декабря. Ее задачей было выражение важного этапа в истории государства - построение социализма.

Историк О.В. Хлевнюк высказался о том, что эта Конституция по сравнению с Конституцией СССР 1924 г. носит более демократический характер, так как хочет добиться симпатии к Советскому Союзу со стороны международного общества для совместной борьбы с усиливающимся фашизмом.

Активное участие в создании текста Конституции принимали и Бухарин. Официально ее опубликовали 6 декабря.

Конституция 1936 г. состояла из 13 глав и 146 статей. Общественное устройство СССР было утверждено в 12 статьях 1-й главы. Рассмотрим содержание Конституции:

  • основа экономики - плановая социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и производственные средства;
  • у всех граждан советского государства впервые появились равные права:
    • всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании;
    • право на труд и отдых, материальное обеспечение в старости и при болезни, право на бесплатное образование;
  • была объявлена свобода слова, совести, печати, собраний и митингов, неприкосновенность личности и тайна переписки;
  • средства связи, транспорт, земля, вода и многое другое было объявлено всенародным достоянием; занимаемая колхозами земля была отдана им в вечное пользование;
  • партия большевиков была объявлена главным представителем всех общественных и государственных организаций;
  • Верховный Совет СССР был провозглашен высшим законодательным органом власти, в перерывах между сессиями эти функции выполнял его Президиум;
  • Совет народных комиссаров СССР (позднее Совет министров) считался высшим исполнительным органом.

27 февраля 1947 г. была утверждена новая версия Конституции с внесенными изменениями. В 1962 г., согласно решению Верховного Совета СССР, была основана комиссия во главе с , занимавшаяся созданием проекта новой Конституции СССР. В конце 1964 г. эту комиссию возглавил .

7 октября 1977 г. была принята новая («брежневская») Конституция СССР. 5 декабря был объявлен Днем Конституции - официальный государственный праздник.

Конституция СССР 1977 г.

Действовала с 7 октября 1977 г. до (1991), став последней Конституцией Советского Союза. Во время принятия она включала в себя 9 разделов, 21 главу и 174 статьи. Рассмотрим краткое содержание Конституции:

  • вводная часть - содержала характеристику советского общества, сохраняла принципы прежних конституций. Ее текст был значительно больше, чем Конституции РФ 1993 г.;
  • политическая система - данный раздел включал в себя общие принципы социалистического строя и основу развитого социалистического общества;
  • экономическая система - ее основу составляла государственная и колхозно-кооперативная социалистическая собственность на производственные средства, действовал принцип планового хозяйства;
  • органы власти - увеличился срок управления для верховных и местных Советов, из ранее принятой Конституции СССР за гражданами осталось право референдума;
  • государственное устройство - без существенных изменений. За республиками Союза осталось право на возможность в любой момент выйти из состава СССР, которым они воспользовались при распаде СССР.

В период действия данной Конституции СССР в нее вносились различные изменения, самым значимым из которых стала отмена 6-й статьи. Была отменена однопартийность, КПСС был снят с руководящей должности, была введена должность Президента СССР.

12 декабря 2008 года исполнилось 15 лет со дня принятия Конституции Российской Федерации.

Первая Конституция Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) была принята V Всероссийским съездом Советов на заседании 10 июля 1918 года в связи с образованием РСФСР.

После установления советского строя контрольные функции в соответствии с принципом «Вся власть Советам!» были сосредоточены в высшем органе советской власти. Конституция РСФСР 1918 года установила, что верховным органом власти в стране является Всероссийский съезд Советов, а в период между съездами - Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК). Съезд Советов мог отменить любой акт любого органа власти, противоречащий Конституции или актам Съезда Советов. ВЦИК имел право отменять или приостанавливать постановления и решения Совета Народных Комиссаров (СНК). В дальнейшем такой же функцией был наделен Президиум ВЦИК.

Вторая Конституция принята второй сессией ЦИК СССР первого созыва 6 июля 1923 года и в окончательной редакции II съездом Советов СССР 31 января 1924 года (в связи с образованием СССР). Верховным органом государственной власти стал Съезд Советов СССР, в период между съездами - Центральный Исполнительный Комитет (ЦИК) СССР, а в период между сессиями ЦИК СССР - Президиум ЦИК СССР. ЦИК СССР имел право отменять и приостанавливать акты любых органов власти на территории СССР (за исключением вышестоящего - Съезда Советов). Президиум ЦИК имел право приостанавливать и отменять постановления СНК и отдельных народных комиссариатов СССР, ЦИК и СНК союзных республик. Акты съездов Советов союзных республик Президиум ЦИК мог лишь приостановить, передав вопрос об их отмене на рассмотрение ЦИК СССР. На практике Президиум ЦИК СССР, как правило, не отменял акты, признанные им неконституционными, а предлагал органу, их издавшему, привести их в соответствие с законодательством. Верховный Суд СССР имел право по собственной инициативе делать представления о приостановлении и отмене не соответствующих Конституции СССР постановлений и распоряжений центральных органов и союзных наркоматов; по требованию ЦИК СССР давал заключения о законности актов органов власти союзных республик; разрешал судебные споры между союзными республиками.

Третья Конституция («сталинская») принята Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 года. Она окончательно утвердила приоритет союзного законодательства над республиканским. В ней не предусмотрено право республиканских органов приостанавливать или опротестовывать акты союзных органов. Контроль за соблюдением Конституции СССР и соответствии ей республиканских конституций отнесен к ведению Союза ССР, но конкретный орган, осуществляющий этот контроль, в Конституции не указан. Президиуму Верховного Совета СССР Конституцией предоставлено право толкования законов и право отмены противоречащих Конституции актов союзного и республиканских совнаркомов (советов министров). Вопросы конституционности нормативных актов также рассматривались Президиумом Верховного Совета СССР.

Четвертая Конституция («брежневская») принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 года. Она сохранила существовавший порядок осуществления конституционного контроля и конкретно указала эту функцию в списке полномочий Президиума Верховного Совета СССР.

После распада СССР в новых исторических условиях Россия, как и другие союзные республики, провозгласила свою независимость («Декларация о государственном суверенитете РСФСР» от 12 июня 1990 года). В Декларации закреплено новое название - Российская Федерация и заявлено о необходимости принятия новой Конституции России. В 1993 году Президент РФ созвал Конституционное совещание для разработки новой Конституции. Референдум по принятию новой Конституции был проведен 12 декабря 1993 года одновременно с выборами законодательного органа России - Федерального Собрания.

Конституция РФ 1993 года была принята в сложный переходный период и стала одним из важнейших факторов стабилизации новых государственных и экономических структур. Конституция провозгласила формирование новой системы государственно-политического устройства, подведя черту под советским периодом истории России. Конституция не предписывает, как это было ранее, предустановленной единой экономической системы, основанной на государственной собственности, в равной мере защищает все формы собственности, обеспечивая свободу развития гражданского общества. Вся полнота государственной власти в стране осуществляется Президентом Российской Федерации совместно с органами законодательной (двухпалатный парламент ‑ Федеральное Собрание), исполнительной (Правительство РФ) и судебной власти, действующих самостоятельно. Президент как глава государства является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

5 ноября 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев в своем послании Федеральному Собранию РФ выступил с инициативой о внесении поправок в Конституцию. Изменения увеличивают срок полномочий главы государства с 4 до 6 лет, а Госдумы - с 4 до 5 лет, и вводят новую ежегодную обязанность правительства РФ предоставлять отчет о своей работе в Госдуму.

21 ноября 2008 года поправки в Основной закон были одобрены Государственной Думой, 26 ноября - Советом Федерации. Новые сроки будут применены к Президенту и Госдуме, которые будут избраны после вступления в силу поправок. После одобрения Советом Федерации поправки в Конституцию направляются на рассмотрение законодательных собраний субъектов Федерации. В случае одобрения их двумя третями регионов поправки вернутся в верхнюю палату, которая вновь соберется на заседание и утвердит решение регионов. После повторного принятия решения Советом Федерации дается семь дней на его обжалование в Конституционном Суде. Если обжалования не происходит, поправки направляются на подпись Президенту.

Конституция СССР - основной закон Союза Советских Социалистических Республик, обладающий высшей юридической силой, который законодательно закрепил общественное и государственное устройство, принципы организации, деятельности, а также компетенцию органов социалистического государства, избирательную систему, основные права и обязанности граждан. Первая Конституция СССР была принята 31 января 1924 года.

Основополагающие принципы советской Конституции были определены и сформулированы Владимиром Лениным еще в 1918 году, под руководством которого проходила разработка первой Конституции РСФСР.

В декабре 1922 года I съезд Советов СССР оформил добровольное объединение четырех суверенных советских республик в одно союзное многонациональное социалистическое государство, утвердив Декларацию и Договор об образовании государства - Союз Советских Социалистических Республик. Договор подписали четыре республики: Россия, Украина, Белоруссия и Закавказская СФСР, в состав которой входили Грузия, Армения и Азербайджан. Каждая из них уже имела свою конституцию, съезд принял решение о разработке общесоюзной.

Для подготовки будущей Конституции было образовано шесть комиссий. Проект текста был разослан ЦИК в республики для рассмотрения и утверждения. После активной работы и оживленных споров, летом 1923 года проект Конституции был одобрен.

В окончательной редакции Конституция была единогласно утверждена II Всероссийским съездом Советов 31 января 1924 года. Она стала первой Конституцией СССР и вошла в историю как Конституция СССР 1924 года - первый основной закон СССР. Она состояла из двух разделов: Декларации и Договора об образовании СССР. В Декларации об образовании СССР были сформулированы принципы объединения республик, особый характер национальной политики Советского государства.

Договор об образовании СССР включал 11 глав. Главный смысл первой союзной Конституции СССР, в отличии от Конституции РСФСР 1918 года, - закрепление и окончательное юридическое оформление образования СССР и разделение прав СССР и союзных республик.

Также она дала исчерпывающий перечень предметов ведения Союза, к которым были отнесены: внешние сношения и торговля, решение вопросов о войне и мире, организация и руководство вооруженными силами, общее руководство и планирование экономики и бюджета, разработка основ законодательства.

Также уникальной чертой Конституции 1924 года стало законодательное закрепление в качестве цели существования СССР добровольное объединение республик, их равноправие, суверенитет, право вступления в Союз и выхода из него. Хотя построение органов власти и управления производилось с учетом многонационального характера СССР, все же основные функции высшей власти передавались в ведение Центра - в Москву. Следующая Конституция СССР была создана уже при Сталине в 1936 году.