Что такое конкурсная масса как она формируется. Конкурсная масса при банкротстве где посмотреть. Особые виды собственности в составе конкурсной массы

Признание несостоятельности – это процедура, подразделяющаяся на множество этапов. Последний этап – это конкурсное производство, реализация имущества банкрота. Этот шаг предполагает формирование конкурсной массы.

Что собой представляет конкурсная масса

Банкротство регламентируется ФЗ №127 от 26 октября 2002 года. Однако в этом законе не дается определения конкурсной массы. Но там же прописано, что имущество банкрота формирует эту массу. Подразумевается собственность, обнаруженная на дату инициирования конкурсного производства или во время него.

Есть альтернативное определение. Конкурсная масса – это совокупность вещественных и обязательственных прав. Иногда в состав КМ входят обязательства должника. В частности, это происходит тогда, когда банкрот – это цельный имущественный комплекс.

Порядок формирования конкурсной массы

Формирование массы включает в себя эти этапы:

  1. Опись/инвентаризацию имущества банкрота. Выполняется на базе бухгалтерской или отчетной документации.
  2. Меры по розыску или возврату имущества, которое незаконно передано третьим лицам.
  3. Выделение из массы залоговой собственности, которая предполагает составление отдельной описи.
  4. Корректировка КМ. На этом этапе из массы исключается имущество, которое подлежит исключению.
  5. Анализ сделок по выводу активов, которые оформлены прямо перед банкротством. Заведомо невыгодные сделки могут быть оспорены.

После того как оформляется окончательный акт описи имущества, происходит оценка объектов.

Что включается в конкурсную массу

Конкурсная масса включает в себя эти объекты:

  • Основные и оборотные средства.
  • Дебиторские долги.
  • Нематериальные активы.

Активы могут включать как материальные, так и нематериальные ценности. Главный признак – возможность преобразования в деньги посредством продажи. Полученные средства направляются на погашение задолженностей перед кредиторами. Денежные средства – это стабильная форма конкурсной массы.

Формирование КМ – это процедура, которая также подразделяется на этапы. Ее суть – трансформация имущества и прав в деньги. Сначала масса формируется, а затем реализуется. Продажа может осуществляться различными методами. Как правило, это открытые электронные торги. Организуются они арбитражными управляющими.

Формирование конкурсной массы ЮЛ или предприятия

Конкурсное производство назначается тогда, когда реабилитационные меры в отношении ЮЛ не оказались эффективными. То есть управляющий переходит к формированию конкурсной массы. Она включает в себя эти объекты:

  • Основные средства: ТС, оборудование, производственные инструменты, здания, дороги. Актив относится к основным средствам только тогда, когда срок его эксплуатации составляет больше года.
  • Оборотные средства: средства, вложенные в производственные активы. Последними могут быть материалы, оборудование, инструменты.
  • Нематериальные активы: патенты, бренды, программное обеспечение, различная интеллектуальная собственность.
  • Дебиторские долги.
  • Не до конца полученное целевое финансирование.
  • Доход от участия в прочих ЮЛ.

Формирование и оценка имущества выполняются на базе сведений из бухгалтерской и управленческой отчетности. В КМ попадает вся собственность, которая может быть задействована для возврата долгов кредиторам.

К СВЕДЕНИЮ! Оценка имущества может производиться как профессиональным оценщиком, так и самим управляющим.

Конкурсная масса ИП

ИП – это промежуточное звено между ФЛ и ЮЛ. Особенность его деятельности заключается в том, что ИП расплачивается личным имуществом за предпринимательские долги. В конкурную массу в данном случае входят не только основные, оборотные средства, активы, но и личная собственность. К примеру, это могут быть авто, недвижимость.

Что исключается из конкурсной массы

Не все имущество ЮЛ и ИП может входить в конкурсную массу. Существуют объекты, которые из нее исключаются. Рассмотрим их перечень:

  • Квартира или доля в ней, если это единственное жилье лица.
  • Предметы обихода.
  • Участок земли.
  • Личные вещи ИП. К примеру, одежда, обувь. Однако есть исключения. В частности, это предметы роскоши и драгоценности.
  • Топливо.
  • Питание.
  • Оборудование и инструменты, которые нужны для исполнения профессиональной деятельности. Однако исключение составляют объекты стоимостью более 100 МРОТ.
  • Семена.
  • Предметы, нужные для медицинского обслуживания (к примеру, инвалидное кресло).
  • Скот, который не используется в предпринимательской деятельности.
  • Призы и памятные знаки.

Этот список не является окончательным. Арбитражный суд может дополнить его в зависимости от индивидуального случая. Исключается то имущество, продажа которого не имеет значительного влияния на удовлетворение требований кредиторов. Это имущество, стоимость которого не превышает 10 000 рублей, а также неликвидные объекты стоимостью не более 100 МРОТ.

Исключение из конкурсной массы ЮЛ

Из конкурсной массы, сформированной из имущества ЮЛ, исключаются эти объекты:

  • Объекты, которые изъяты из оборота в пользу государственной казны. К примеру, подобное обстоятельство возможно при признании несостоятельности унитарных предприятий.
  • Права собственности, относящиеся к ФЛ. К примеру, это разрешение на определенную деятельность.
  • Арендованные объекты, так как они не являются собственностью ЮЛ.
  • Имущество, права собственности на которое принадлежит третьим лицам. К примеру, это объекты, которые находятся на ответственном хранении у ЮЛ.
  • Особые объекты, действия с которыми регламентируются специальными законами. К примеру, это памятники культуры, социально значимые структуры.
  • Жилищный фонд, коммунальные объекты, нужные для жизнеобеспечения граждан.

Особый статус имущества нужно подтвердить документами.

Исключение денежных средств

В конкурсную массу могут включаться и денежные средства. Однако лицо может исключить часть средств из этой массы:

  • Средства, нужные для покупки продуктов или составляющие прожиточный минимум.
  • Деньги, нужные для обеспечения иждивенцев (нетрудоспособные супруги, дети, не достигшие 18 лет).

К СВЕДЕНИЮ! На основании судебного решения из КМ могут исключаться деньги, нужные для аренды жилья.

Как составить заявление об исключении объектов из КМ

Исключение из массы выполняется на основании ходатайства. Направляется оно в арбитражный суд, который разбирает дело о банкротстве. Заявление включает в себя эти сведения:

  • Шапка документа: реквизиты суда, ФИО истца и контактные данные, номер дела о несостоятельности.
  • Дата последней инвентаризации, описи собственности управляющим.
  • Перечень собственности, которую нужно исключить из массы. Требуется указать характеристики этого имущества.
  • Основания для исключения (к примеру, имущество входит в перечень собственности, из которой не может формироваться конкурсная масса).

Завершить документ нужно сформулированной просьбой. Рассмотрим общий порядок исключения:

  1. Управляющий передает банкроту итоги инвентаризации и оценки.
  2. Если банкрот не согласен с составом конкурсной массы, он направляет иск в суд.
  3. Дело об исключении рассматривается, после чего судья выносит постановление.

Если суд принял положительное решение, имущество передается его собственнику.

Отсутствие массы

Конкурсная масса нужна для удовлетворения требований кредиторов. Но что делать, если у банкрота нет никакого имущества? Арбитражному управляющему нужно сформировать акт об отсутствии конкурсной массы. Этот акт утверждается на кредиторском собрании и в суде. После этого процедура банкротства завершается. Претензии кредиторов не удовлетворяются.

Для начала - нормативное обоснование:

судебные акты об исключении из конкурсной массы:

Основное требование для включения в состав конкурсной массы - имущество должно принадлежать должнику на праве собственности. По сути, споры об исключении из конкурсной массы сводятся к доказыванию того обстоятельства, что имущество должнику не принадлежит.

Отдельный случай - исключение из конкурсной массы части денег на личные нужды (как в последнем приведенном примере из судебной практики).

Тут доказывание чуть иное. Как правило, принимается во внимание размер прожиточного минимума, утвержденный в соответствующем регионе. Прожиточный минимум - должнику, если есть ребенок - то еще на ребенка. Если жена на законном иждивении (например, до 3-летия ребенка) - то и на нее. Эту сумму можно увеличить, если есть дополнительные траты, которые суд признает обоснованными (например, расходы на лечение, подтвержденные меддокументацией и чеками, в некоторых случаях - расходы на найм квартиры, и т.д.).

О возможности сохранить часть заработка на личные нужды высказывались высшие суды: Постановление Пленума ВС РФ №45 от 13.10.2015 г. (пункт 39), Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от12 июля 2007 года N 10-П.

Споры о формировании конкурсной массы, о включении какого-либо имущества в ее состав либо об исключении из него решаются в судебном порядке.

Полномочия по распоряжению конкурсной массой принадлежат конкурсному управляющему (в отношении граждан, находящихся в процедуре банкротства – ).

Настоящей статьи, по истечении шести месяцев с даты получения уведомления от конкурсного управляющего все расходы на содержание имущества, изъятого из оборота, возлагаются на собственника указанного имущества, если иное не установлено настоящей статьей.

4. Социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации и иные объекты, продажа которых в соответствии с законодательством Российской Федерации должна осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, а также объекты, в отношении которых заключены соглашения о государственно-частном партнерстве, объекты, в отношении которых заключены соглашения о муниципально-частном партнерстве, продаются в порядке, установленном статьей 110

Обязательными условиями конкурса по продаже указанных объектов являются обязательства покупателей обеспечивать надлежащее содержание и использование указанных объектов в соответствии с их целевым назначением, а также выполнение иных устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательств.

(см. текст в предыдущей редакции)

Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации осуществляется с соблюдением требований, установленных пунктом 4 статьи 110 настоящего Федерального закона.

(см. текст в предыдущей редакции)

Договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации должен соответствовать требованиям к договору купли-продажи объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, установленным законодательством Российской Федерации о приватизации государственного и муниципального имущества.

В случае продажи объектов коммунальной инфраструктуры к обязательным условиям конкурса относятся также обязательства покупателей предоставлять гражданам, организациям, осуществляющим эксплуатацию жилищного фонда социального использования, а также организациям, финансируемым за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, товары (работы, услуги) по регулируемым ценам (тарифам) в соответствии с установленными надбавками к ценам (тарифам) и предоставлять указанным потребителям установленные федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления льготы, в том числе льготы по оплате товаров (работ, услуг).

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. В случае, если социально значимые объекты, объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации или объекты коммунальной инфраструктуры не были проданы в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, дальнейший порядок их продажи устанавливается собранием кредиторов или комитетом кредиторов, в том числе посредством проведения новых торгов, посредством публичного предложения в порядке, установленном статьей 139 настоящего Федерального закона, или приглашения делать оферты в течение тридцати дней с даты опубликования соответствующего сообщения.

При этом участники торгов по продаже имущества должника посредством публичного предложения, а также лица, направившие оферту, обязаны принять на себя обязательство заключить с органами местного самоуправления соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

4.2. После проведения торгов по продаже имущества в форме конкурса, посредством публичного предложения или получения акцепта одной из поступивших оферт орган местного самоуправления заключает с покупателем социально значимых объектов соглашение об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи.

В случае существенного нарушения или неисполнения покупателем социально значимых объектов соглашения об исполнении условий, указанных в пункте 4 настоящей статьи, данное соглашение и договор купли-продажи социально значимых объектов подлежат расторжению судом на основании заявления органа местного самоуправления.

В случае расторжения судом данного соглашения и договора купли-продажи социально значимых объектов такие объекты подлежат передаче в собственность муниципального образования, а денежные средства, выплаченные по договору купли-продажи социально значимых объектов, возмещаются покупателю за счет местного бюджета.

5. Социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы.

Формирование конкурсной массы (Качин С.В.)

Дата размещения статьи: 19.12.2014

Тема доклада о формировании конкурсной массы мною выбрана не случайно, так как в ходе проведения процедур несостоятельности (банкротстве) возникает достаточно много вопросов, связанных с этим мероприятием, и они требуют профессиональных ответов и решений. В рамках своего выступления я постараюсь довести некоторые моменты сложившейся судебной практики из опыта работы арбитражных управляющих.
Также хочу заострить внимание на типичных ошибках и их последствиях, совершаемых арбитражными управляющими при формировании конкурсной массы в рамках проводимых процедур.
Итак, рассмотрим базовые понятия и определения.
Понятие конкурсной массы возникло в доктрине российского права достаточно давно. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) не содержит определения понятия "конкурсная масса", вместе с тем в ст. 131 Закона о банкротстве указано, что в ее состав входит все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства.
Большинство мероприятий, проводимых в процессе банкротства, направлены на то, чтобы справедливо сформировать и распределить конкурсную массу, являющуюся предметом интереса всех участников дела.
1. Конкурсную массу следует рассматривать в двух аспектах: как совокупность определенных активов организации-должника и как особый правовой режим, применяемый к активам должника.
2. Конкурсная масса - это все активы должника, имеющиеся на момент открытия конкурсного производства, выявленные и приобретенные в ходе конкурсного производства.
В качестве активов в ходе конкурсного производства должны учитываться любые материальные и нематериальные блага, отвечающие следующим признакам: являются объектом гражданских или административных правоотношений; могут быть проданы или иным способом преобразованы в денежные средства.
3. Конкурсная масса - это особый правовой режим, применяемый к активам должника, заключающийся в установлении специальных правил использования и распоряжения активами должника в течение конкурсного производства.
Воплощение имущества должника в виде денежных средств - наиболее стабильная форма конкурсной массы. Более того, получение денежных средств от реализации имущества должника должно рассматриваться как окончание процесса формирования конкурсной массы.
Имущество должника, денежные средства, поступившие от его реализации, являются конкурсной массой, так как, с одной стороны, Закон о банкротстве предусматривает исключения из конкурсной массы определенного законодателем имущества, т.е. говорит о конкурсной массе как о совокупности имущества, а с другой стороны, в соответствии со ст. 134 Закона о банкротстве требования кредиторов погашаются за счет конкурсной массы (т.е. денежными средствами с основного счета должника).
Таким образом, в течение конкурсного производства происходит переход конкурсной массы из состояния имущества и имущественных прав в денежные средства.
Формирование конкурсной массы - процесс, осуществляемый конкурсным управляющим, по выявлению всего имущества должника, которое может быть обращено в денежные средства. За исключением имущества и имущественных прав должника, которые в соответствии с Законом о банкротстве в конкурсную массу не включаются, по дополнению конкурсной массы различными способами, по сохранению конкурсной массы и по реализации имущества, его составляющего.
Выявление имущества - часть процесса формирования конкурсной массы, направленного на обнаружение имущества.
Основным способом выявления имущества, составляющего конкурсную массу, является анализ бухгалтерских документов. Бухгалтерский учет и отчетность составляется на основании первичных документов, которые можно использовать и для подтверждения права собственности, и для оспаривания сделок, и для реализации других механизмов увеличения конкурсной массы.
Закон о банкротстве наделяет конкурсного управляющего не только обязанностью по выявлению и сохранению имущества должника, но и правами, связанными с реализацией этой обязанности. Однако, обязывая конкурсного управляющего принять под свою ответственность все имущество должника, законодатель не обязал предыдущего руководителя это имущество передать.
Согласно ст. 126 Закона о банкротстве руководитель должника в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации, печатей, штампов, материальных и иных ценностей должника конкурсному управляющему.
В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника несет ответственность в соответствии с действующим законодательством. Однако на практике словосочетание "обязан обеспечить", как правило, трактуется руководителем должника как запрещение препятствованию доступа конкурсного управляющего к имуществу должника. Руководители организаций достаточно формально подходят к выполнению своей обязанности, в лучшем случае выделяя из числа работников должника сотрудника (например, бухгалтера), который сопровождает конкурсного управляющего при проведении инвентаризации и при анализе документов. На наш взгляд, целесообразно закрепить законодательно не обязанность по обеспечению передачи имущества, а обязанность руководителя передать имущество и документацию конкурсному управляющему. Исполнение такой обязанности должно оформляться путем составления соответствующего акта приема-передачи. В этом акте (который одновременно послужит хорошей основой для последующей инвентаризации) будет описано и имущество, и его состояние, и идентифицирующие признаки. Имущество, которое конкурсный управляющий не примет (например, право требования, числящееся на балансе, но не подтвержденное первичными документами), автоматически в конкурсную массу включено не будет, а ляжет бременем недостачи на плечи руководителя, который, чтобы избежать ответственности, будет вынужден не только объяснить, куда такое имущество выбыло, но и подтвердить это документально.
Кроме того, при буквальном толковании абз. 2 п. 2 ст. 126 Закона о банкротстве передаче подлежит не все имущество должника, а только материальные и иные ценности. Исходя из смысла, который придается понятию "материальные ценности" в других законах и подзаконных актах, можно сделать вывод, что передаче подлежат только товарно-материальные ценности, а, например, основные средства передаче не подлежат. Такой вывод, конечно, не соответствует смыслу Закона о банкротстве, однако позволяет руководителю должника воздержаться от передачи всего имущества и имущественных прав конкурсному управляющему.
Наличие предусмотренной Законом о банкротстве обязанности руководителя должника по передаче всего имущества конкурсному управляющему выполнит несколько задач: имущество будет передано конкурсному управляющему сразу, а не путем постоянного "довыявления"; будет создана база для применения уголовной ответственности, что усилит ответственность руководителя по выполнению им своей обязанности. Оградит кредиторов от возможных злоупотреблений со стороны конкурсного управляющего, который не сможет прикрывать свое бездействие недобросовестными действиями руководителя должника, будет способствовать достижению главной цели конкурсного производства - соразмерному удовлетворению требований кредиторов.

Соразмерное удовлетворение требований кредиторов

Основная цель конкурсного производства - соразмерное удовлетворение требований кредиторов, поэтому материальный вопрос, чьи долги будут погашены, какое имущество и кому будет реализовываться, является главнейшим.
Конкурсный управляющий приступает к выполнению своих обязанностей с даты своего назначения. Как правило, в течение нескольких дней после этой даты конкурсный управляющий созывает комиссию по проведению инвентаризации имущества должника. В комиссию включаются освобожденный, но еще не уволенный директор, главный бухгалтер, представители конкурсного управляющего - привлеченные специалисты. В случае если имущество находится в аренде или заключен договор ответственного хранения, в состав комиссии включаются представители арендатора или исполнителя по договору хранения.
Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета, проверка полноты отражения в учете обязательств. На практике возникает ряд проблем, связанных с выявлением имущества должника в процессе инвентаризации.
Выявление зданий и сооружений осложнено тем, что часто недвижимое имущество должника не зарегистрировано. В соответствии со ст. 131 части первой Гражданского кодекса РФ от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ единственным подтверждением права собственности на объект недвижимого имущества является его регистрация в Едином государственном реестре. Что же делать в случае, если имущество есть, стоит на балансе, но не зарегистрировано? Логика подсказывает, что оно должно быть отражено в инвентаризации как имущество должника, а впоследствии зарегистрировано. Однако в соответствии с Законом о банкротстве такая регистрация должна быть произведена в течение одного месяца, разделяющего окончание инвентаризации от утверждения предложений о порядке, сроках и об условиях продажи имущества должника. В противном случае окажется, что в конкурсную массу включено имущество, право на которое еще не подтверждено. Вполне может оказаться, что конкурсный управляющий не сможет зарегистрировать право собственности из-за недостаточности документов, или суд откажет ему в иске о признании права собственности. В этом случае предложения будут содержать условия продажи не принадлежащих должнику объектов недвижимости. Процесс регистрации права собственности на недвижимость должника может затянуться на несколько месяцев. Во-первых, потому, что часто конкурсный управляющий вынужден признавать право собственности должника на объекты недвижимости должника в судебном порядке, а во-вторых, из-за недостаточности финансирования процедуры банкротства, когда должник просто не имеет денежных средств на оплату технического паспорта или государственной пошлины за регистрацию прав собственности.
Выявление машин и оборудования имеет свою специфику: часто на оборудование нет надлежащей технической документации, имущество трудно идентифицировать. Ранее составленные инвентаризационные описи часто составлены упрощенно. Например, указаны наименование "станки" и количество в штуках. В случае если не сохранилась первичная документация, указать точно наименование каждого станка не всегда возможно. Поэтому часто конкурсный управляющий проводит инвентаризацию по факту, а в качестве идентифицирующего признака указывает инвентарный номер.
Выявление животных и молодняка животных. В соответствии с упомянутыми указаниями взрослый продуктивный и рабочий скот, а также их молодняк заносятся в описи, в которых указываются: номер животного (бирка, тавро), кличка животного, год рождения, порода, упитанность, живая масса (вес) животного и первоначальная стоимость. Крупный рогатый скот, рабочий скот, свиньи (матки и хряки) и особо ценные экземпляры овец и других животных (племенное ядро) включаются в описи индивидуально. Прочие животные основного стада, учитываемые групповым порядком, включаются в описи по возрастным и половым группам с указанием количества голов и живой массы (веса) по каждой группе. Инвентаризация этого вида имущества осложняется естественной нестабильностью этого вида имущества. Невозможно "заморозить" состояние этих объектов от даты инвентаризации до даты реализации имущества. Скот растет, увеличивается его масса, одновременно происходят процессы естественной убыли скота, происходит рождение потомства и т.д. Таким образом, покупатель этого имущества может не обнаружить того имущества, которое когда-то было инвентаризировано управляющим, оценено оценщиком, утверждено к продаже кредиторами и продано с торгов.
Выявление незавершенного производства, в частности посевов, осложняется нестабильностью конкурсной массы. Учитывая то, что минимальный временной промежуток, разделяющий инвентаризацию и реализацию имущества должника, составляет три месяца, можно говорить о том, что покупатель получает не то имущество, которое отражено в инвентаризации.
Выявление оборотных средств также имеет особенность, которая заключается в том, что если производственная деятельность продолжает осуществляться в ходе конкурсного производства, то состав оборотных средств будет постоянно и неизменно меняться. В случае если вся производственная деятельность будет остановлена уже в ходе конкурсного производства и хранитель имущества не будет осуществлять деятельность, имущество начнет достаточно быстро уменьшаться за счет естественных процессов: истечения срока полезного использования, гниения, слеживания, плесневения, ржавчины и т.д.

Выявление дебиторской задолженности

Инвентаризационная комиссия должна расшифровать строку в балансе и собрать документы, подтверждающие задолженность.
Пункт 2 ст. 266 части второй Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ предусматривает только четыре основания признания дебиторской задолженности безнадежной: безнадежными долгами признаются те долги, по которым истек установленный срок исковой давности; долги, по которым обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения; долги, по которым обязательство прекращено на основании акта государственного органа; долги, по которым обязательство прекращено ликвидацией организации. Других оснований признания дебиторской задолженности безнадежной законодательство не содержит.
Таким образом, в отсутствие полного пакета правоустанавливающих документов конкурсный управляющий не сможет, с одной стороны, включить дебиторскую задолженность (имущественные права) в состав конкурсной массы, а с другой стороны, - списать эту задолженность с баланса.
Типовая форма отчета конкурсного управляющего содержит обязательный для заполнения раздел "Сведения о сформированной конкурсной массе, в том числе о ходе и об итогах инвентаризации имущества должника, о ходе и результатах оценки имущества должника". Этот раздел включает таблицу, которая предлагает разделить все выявленное имущество должника на два вида: имущество, включаемое в конкурсную массу, и имущество, которое из нее исключается. Каждый вид имущества содержит две характеристики этого имущества: балансовую стоимость и рыночную стоимость.
Как видно из типовой формы, графа "Имущество" представляет собой упрощенный актив баланса организации. В таблицу типовой формы не вошли активы, реализация которых практически невозможна: доходные вложения в материальные ценности, отложенные налоговые активы, НДС по приобретенным ценностям, прочие внеоборотные активы. В таблице отдельной строкой выделено незавершенное производство (затраты в незавершенном производстве в балансе находятся внутри раздела "Запасы").
Как было отмечено, таблица типовой формы заполняется после проведения инвентаризации. Далее эта таблица в составе отчета представляется на рассмотрение собрания или комитета кредиторов. Как правило, кредиторы тщательно следят за тем, чтобы данные таблицы соотносились с данными последнего сданного бухгалтерского баланса. Именно на основании этой таблицы, а также оценки собрание (или комитет) кредиторов принимает решение об утверждении начальной цены реализации имущества.
Рассматривая вопросы, связанные с сохранностью имущества должника, нельзя не отметить, что часто возникают ситуации, когда не третьи лица пытаются уменьшить конкурсную массу, а кредиторы должника, которые получают внеочередное удовлетворение.
Одним из самых распространенных способов незаконного выбытия конкурсной массы является неправомерное списание денежных средств со счета должника на основании инкассовых поручений, выставляемых налоговыми органами. Такие случаи участились после выхода Постановления Пленума ВАС РФ от 22 июня 2006 г. N 25 "О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве", где указано, что осуществление принудительного исполнения текущих требований по обязательным платежам за счет денежных средств должника путем вынесения налоговым органом соответствующего решения и направления в банк инкассового поручения на перечисление налога (сбора) допускается в любой процедуре банкротства.
Несмотря на то что в названном Постановлении ВАС РФ указано, что в инкассовом поручении необходимо указывать данные, подтверждающие отнесение взыскиваемых налогов к текущим (дату окончания налогового периода и срок уплаты налога), в ряде случаев налоговые органы, воодушевившись возможностью списания денежных средств должника, выставляют на инкассо не только текущие налоги, но и те, которые образовались в стадии конкурсного производства. Банк, руководствуясь внутренними инструкциями, списывает денежные средства.
Конкурсный управляющий в таких случаях обязан предпринимать меры для возврата незаконно списанных денежных средств, так как в случае его бездействия нарушится очередность удовлетворения требований кредиторов.
Таким образом, решение указанных проблем будет способствовать достижению цели конкурсного производства и сокращению его сроков.