Уроки Библии: принеси достойный плод покаяния. Как сотворить достойный плод покаяния

Здравствуйте, Николай Павлович!

Скажите пожалуйста, а может ли быть ответная реакция, когда разносишь какую-то недобрую весть или раздуваешь вражду в людях? Заметил, что поссорился с женой в первый раз, в ноябре прошедшего года, после того как злословил своего друга вместе с двумя другими. А теперь вот искренне поговорил с другом и рассказал ему о том, что говорят про него два других человека. Считай, посеял неприязнь в сердце. И вот опять поссорился с супругой. Каждый раз каюсь на исповеди, причащаюсь, но "ответка" все равно прилетает за плохие поступки. Мне пришло в голову во время чтения Розария, что ссора именно за это произошла. Только смущает, что ответ отложенный и несимметричный - где-то полторы недели прошло.

Саша, дорогой, Господь говорит: "и как хотите, чтобы поступали с вами люди, так и вы поступайте с ними". Поступил великодушно, милосердно, - с тобою Сам Бог. Ты в этом деле будешь иметь Его покровителем, т.к. поступил по Его заповедям, которые все - в любви. Поступил по-своему, против заповеди Божьей, значит поступил в угоду сатане, т.е будешь теперь его должником, а потому будешь расплачиваться (платить ему) претерпением искушений. Сатана же бьет в самое больное место и, по возможности - по максимуму.
Согрешил раздуванием вражды, значит сам потерпишь от этого. Так и во всем.

Почему же таковое попускает Бог? Потому, что Бог любит тебя и не хочет твоей погибели. Иначе бы ты не только навредил бы себе в этой жизни, но и в вечности.

Однако даже в таких случаях Господь не позволяет сатане полного права над человеком, предоставляет человеку возможности исправиться, т.е. обратиться к Богу, жить Его Заповедями, - любовью к Богу и Его творению.

Ты пишешь: «Каждый раз каюсь на исповеди, причащаюсь, но "ответка" все равно прилетает за это».

Э-э, дорогой мой, если бы такового не было, то это что получится(?): избавление сверхъестественным путем от последствий подлости, совершенной естественным путем? А не напоминает ли тебе такое действие магию?

Ну, а теперь представь себе, если бы ты каждый раз, сотворив подлость, бежал бы на исповедь, причащался, и таким образом избегал бы последствий своего проступка. Ты, наверное, сам можешь предсказать, до чего бы таковая жизнь тебя довела бы.
Можешь сказать: кода я участвую в Святых Таинствах, Господь подает благодать, с помощью которой я, всякий раз становясь лучше, избавлюсь, в конце концов, от подлых поступков.

Ну! Да это же просто супер! – никаких усилий, никакого труда над собой: исповедался, причастился – и, как вода с гуся – полная безнаказанность!
Нет, дорогой мой, если бы Господь позволил бы быть таковому, то где оказалась бы твоя воля? Что бы стало с твоей личностью? Ты просто перестал бы ей быть.
Быть личностью подразумевает быть не только свободным в принятии решений, свободным от навязываемых манипуляций, свободным даже от собственных пристрастий, но и быть ответственным за все принимаемые решения и поступки.
Ведь Бог же создал нас подобными Себе, т.е. личностями, такими, как Он. А каков Бог, как личность? Это мы видим в Иисусе Христе: Личность безусловно любящая, свободная, искренняя, яркая, не терпящая греха, уничтожающая зло, борющаяся с ним не щадя Себя аж до смерти, и смерти Крестной! Вот какими личностями Он хочет и нас видеть, ведь Он Себя, Иисуса Христа, дал нам, как пример для нас.
И еще: ведь так Господь сражался с грехами нашими, а мы с грехами собственными неужели не будем сражаться?
И еще одно, очень важное: Бог создал нас личностями, т.е. особами со свободной волей, а потому не может делать что-либо, от нас зависящее, без участия нашей свободной воли, т.е. без добровольного участия в этом нас самих. Это значит, что если мы сами не будем прилагать стараний, чтобы измениться с помощью своей собственной свободной воли, если не будем творить над собой усилия для исправления себя, какие бы Господь ни подавал при этом нам ситуации, то Господь из любви к нам вынужден будет допускать нам их последствия, чтобы мы на собственном опыте познали их горечь.
Если ребенок не вразумляется словом родителя, оберегающего его от ушиба, то он будет вразумлен болью от последствий нарушения этого слова.

Вспомни слова Господа: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают (добывают, приобретают) его» (Мф.11:12).
Без усилия собственной воли, т.е. без проявления своей личности Царства Небесного (Духа Святого) не достигнуть (нельзя приобрести, «стяжать»). И в первую очередь здесь требуется от грешника покаяние, т.е. собственное усилие личности для собственного исправления. (Именно потому здесь и подчеркивается особая причастность Иоанна Крестителя, как выдающегося проповедника Покаяния, ибо после его Проповеди Покаяния никто не может уже заявить, что он не слышал и не знает что это такое, покаяние, - покаяние, как собственное усилие личности для собственного исправления).

А вот слова прп.Серафима Саровского об этом: «Слово Божие недаром говорит: Внутрь вас есть Царствие Божие и нуждно есть оно, и нуждницы е восхищают. То есть те люди, которые, несмотря и на узы греховные, связавшие их и не допускающие своим насилием и возбуждением на новые грехи прийти к Нему, Спасителю нашему, с совершенным покаянием на истязание с Ним, презирая всю крепость этих греховных связок, нудятся расторгнуть узы их, такие люди являются потом действительно перед лице Божие паче снега убеленными Его благодатию» (Прп. Серафим Саровский: Беседа с Мотовиловым о цели христианской жизни).

Ты также пишешь: «Также я рассказал ему о том, что говорят про него два других человека. Считай, посеял неприязнь в сердце».

Дорогой Иисусу Христу, Саша! Когда ты говоришь кому-то о себе, о собственных своих чувствах, переживаниях, то это может быть оправдано, если ты творишь это ради того, чтобы «приобрести друга», вновь наладить с ним дружбу, т.е. если творишь это ради любви. И так заповедал нам Сам Спаситель (Мф.18:15). Но Господь нигде не сказал, чтобы мы, указывая человеку на его, как мы то видим, грех по отношению к нашей собственной особе, подтверждали то мнением других людей. Тем более, неизвестно «грех» то тут по отношению к тебе существует ли?
Подозрительность чаще всего есть внушение тьмы, а не света. Господь, посылая апостолов на проповедь сказал: «В какой бы город или селение ни вошли вы, наведывайтесь, кто в нем достоин» (Мф.10:11). А как узнать достоин ли человек? Достоинство человека отражается в его поступках. А каковы поступки твоего друга? Ты ни разу не упомянул ни об одном его дурном поступке, только лишь о его странностях. Странности же человека возможно понять, лишь возлюбив его.

Помнишь совет Спасителя, как обличать брата в грехе его?
1) «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». (Мф. 18:15)
2) «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18:16)
3) «если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).
И все это – для приобретения брата своего, т.е. – из любви.
Если же мотивом твоим не есть «приобретения брата своего», Господь называет это нелюбовное отношение «бревном в глазе твоем»: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего ", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7:1-5).

Посмотри на притчу о мытаре и фарисее (Лк.18:9-14).
«Сказал Господь такую притчу: два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю. Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится».

Вот, привожу доброе толкование этой притчи из интернета.

Лук. 18:9-14. Цель притчи о фарисее и мытаре - показать, что никому не следует судить о своей праведности, исходя из собственных на этот счет представлений, и относиться к другим с презрением (стих 9). Фарисей в своей молитве благодарил Бога за то, что создал его таким "хорошим человеком"; вот, он скрупулезно исполняет закон (соблюдая посты и отделяя десятину), и вообще он лучше других людей (стих 11 и 12). "Другие люди" служили ему мерилом собственной праведности.
Мытарю же мерой праведности служил Бог, и, имея перед собой эту меру, он искренне сокрушался о своей греховности. Он сознавал, что ему не остается ничего другого, как молить Отца Небесного о прощении, полагаясь на Его милость.
Идея этой притчи перекликается с той, что выражена Иисусом в Лук. 13:30. Людям необходимо смиряться перед Богом, чтобы получить прощение. Те же, кто "возвышают" себя, унижены будут Богом.
"Будьте, как дети" (18:15-17) (Мф. 19:13-15; Мк. 10:13-16).

Дети же считают для себя нормальным быть ниже других.

Так, дорогой мой, мы и обучаемся Заповедям Господним, т.е. любви – практически, на собственной шкуре, и виной этому – мы сами. Если бы мы без малейшего сомнения поверили бы словам Спасителя «поступать с другими так, как хотели бы, чтобы поступали с нами» т.е. – с любовью, то, не сомневаясь бы, их и исполняли.
Например:
если кто взял у тебя что-либо, не требуй назад;
если дал в долг, не жди, что тебе его вернут;
если кто оскорбил тебя («ударил в правую щеку»), не препятствуй ему сделать это еще раз («подставь ему и другую»);
если кто проклинает тебя, ты его по-прежнему называй словами добрыми («благословляй»);
если кто относится к тебе, как к врагу, молись за него, как за любимого дорогого тебе заблудшего человека, и т.д. и т.п.

И я много потерпел от своей самонадеянной уверенности в собственную справедливость поступка, совершенного по отношению к обидевшему меня, пока, наконец, не понял, что слова Господа нашего Иисуса Христа, это мед для души, это слова без меры любящего меня Отца, желающего уберечь меня от несчастья.

Любовь Господа к нам безгранична! Постараемся же отвечать Ему взаимностью.

О индульгенциях (отпущение последствий совершенного греха).

Возможно ли, покаявшись (пройдя, как называют часто, Таинство Покаяния), быть свободным от последствий совершенного греха? Я написал «покаявшись», в наше же время это слово понимается не совсем точно, как «осознание и искреннее исповедание грехов перед свидетелем Божьим (как правило, священником) с решительным намерением не грешить больше, с получением от Бога через Его свидетеля отпущения (прощения) грехов». Точнее таковое действие следовало бы называть Таинством Исповеди, а не покаяния. Покаяние, как это и объявил Иоанн Креститель, есть сотворение его плодов: «сотворите же достойный плод покаяния» (Мф.3:8;Лк.3:8): «у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же» (Лк.3:11), - «Отвратись от зла и сотвори благо (добро в радости), взыщи мира и храни его» (Пс.33:14), как сказал то Святой Дух устами пророка Давида.
Покаяние, дословно: «по Каину», т.е. жизнь после того, как отвергнул жизнь, подобную жизни Каина, отвергнул жизнь во грехе без послушания Богу. Таковая жизнь и есть жизнь в «отвращении от зла и сотворении блага», «жизнь в мире (покое) и хранении его», жизнь в вере и любви: когда во всякий день постараешься взять себя за шиворот и сотворить добро, радуясь и благодаря Бога за содействие. Это есть покаяние.
Ну, а если согрешил против кого-либо, нанес ему душевный или телесный вред, разве после Таинства Исповеди этот вред вдруг немедленно исчезает, не оставляя после себя и памяти о себе? Если же Бог, даровавший нам Таинство Исповеди, не сотворил такового, значит для того, чтобы мы, вспомоществуемые Его благодатью, сами постарались этот нанесенный нашим грехом вред не только упразднить («отвратить действие зла»), но и вознаградить человека за понесенный ущерб телесный и моральный («сотворить благо»). Господь поучает нас в этом словами покаявшегося мытаря Закхея: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк.19:8). Иными словами, сделать так, чтобы понесший от тебя ущерб человек в итоге от этого оказался в прибытке. ОБРАТИТЬ УЩЕРБ В ПРИБЫТОК.

Д.Гааз советовал, всякий раз, когда прогневаешься, отдавать какому-либо нуждающемуся какой-то специально отложенный для этого капиталец, как милостыню.
Мой духовник как-то, когда некоторая женщина упрашивала его помолиться о ком-то, удивляясь, спросил, почему эта особа ничего не дает в качестве хоть какой-то уплаты за совершение молитвенного труда, ею же выпрашиваемого? Особа эта ответила, что смотрит на это по-другому, считая, что получать деньги за услуги духовные нельзя, ведь и она, вот, не берет же деньги от людей за свою работу, т.к. должна делать это по своему долгу, находясь своем на рабочем месте, за это ведь нам и зарплату платят! Прот.Георгий, понимающе взглянув на нее, сказал: «Так–то есть так, но ведь вы же хотите помочь этому человеку, значит и должны делом проявить свое участие. Дайте хоть рубль. (Т.е. ничтожную, символическую плату)». Женщина, немного помолчав, как бы с трудом, ответила: «Не-е-т. Не могу». «Ну, что ж, - тогда это будет наш труд», - сказал прот.Георгий, заканчивая разговор. «У меня нет денег!», - скорбно выдохнула женщина. «Ничего, ничего», - сочувственно поддержал ее батюшка: «мы помолимся, помолимся обязательно, не волнуйтесь», - и, провожая ее, ласково погладил ее по плечу.

Бог сказал человеку после грехопадения, что теперь он будет добывать себе пропитание трудом, т.е. употребляя усилие для приобретения пропитания.
Почему? Что это была кара за совершенный грех: за отказ человека служить Богу?
Нет!
Это было любовное отеческое упреждение, ибо до этого, человек, живя в ненарушенном беспорядком мире, не употреблял над собой усилия, принуждая себя к какому бы то ни было действию, что и называется трудом, но все, что он ни делал, он делал то из любви и радости, получая от этого лишь удовольствие.
Теперь же всякое действие в мире, в котором кроме добра пребывает и зло (по воле человека, внесшего в мир зло), сопровождается усилием, т.е. применением силы, путем напряжения телесного, душевного или духовного (труда), а, следовательно, и утратой сил для произведения этого действия. А утрата сил ощущается усталостью и потребностью в их восстановлении.
Т.о. труд для человека явился естественным следствием внесенного человеком через грех зла. Если в раю человек был свободен от противодействия зла, то теперь, внеся его в мир, вынужден постоянно сносить его сопротивление. Иными словами законом для поврежденного грехом мира является необходимость употребления усилия для любого действия. ЛЮБОЕ ДЕЙСТВИЕ НЕВОЗМОЖНО БЕЗ УСИЛИЯ ДЛЯ ЕГО ИСПОЛНЕНИЯ.
Вот Господь и говорит: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают (добывают, приобретают) его» (Мф.11:12).
От дней Иоанна Крестителя, после его Проповеди Покаяния, когда люди уже знают, что покаяние в грехах необходимо предполагает собственный труд для своего исправления, жизни без греха; когда люди знают, чтобы жить без греха, необходимо употребление собственных усилий, дабы «отвратившись от зла, творить добро», «Царство Небесное», Дух Святой, « силою берется, и употребляющие усилие восхищают Его».
Необходим собственный труд для «стяжания Святого Духа», т.е. жизни в Боге. И это возможно каждому!

Так существует ли избавление от последствий совершенного греха?
Да, существует! Милосердие Божие безгранично для покаявшегося. Если бы Господь строго спрашивал с нас, «как пыль рассыпалась бы краса моя», - восклицает пророк Давид. Бог по Своему бездонному милосердию чаще сглаживает, а порой вообще не допускает из любви к нам последствий за грехи наши. Попускает Он нам их лишь из любви к нам, как ап.Павел словами премудрого Соломона о том и свидетельствует, говоря: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр.12:6).

«Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими.

Вы еще не до крови сражались, подвизаясь против греха, и забыли утешение, которое предлагается вам, как сынам: сын мой! не пренебрегай наказания Господня, и не унывай, когда Он обличает тебя.

Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает.

Если вы терпите наказание, то Бог поступает с вами, как с сынами. Ибо есть ли какой сын, которого бы не наказывал отец?

Если же остаетесь без наказания, которое всем обще, то вы незаконные дети, а не сыны.

Притом, если мы, будучи наказываемы плотскими родителями нашими, боялись их, то не гораздо ли более должны покориться Отцу духов, чтобы жить?

Те наказывали нас по своему произволу для немногих дней; а Сей - для пользы, чтобы нам иметь участие в святости Его.

Всякое наказание в настоящее время кажется не радостью, а печалью; но после наученным через него доставляет мирный плод праведности.

Итак укрепите опустившиеся руки и ослабевшие колени и ходите прямо ногами вашими, дабы хромлющее не совратилось, а лучше исправилось.

Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа.

Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства.

Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами.

Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово, ибо они не могли стерпеть того, что заповедуемо было: если и зверь прикоснется к горе, будет побит камнями (или поражен стрелою); и столь ужасно было это видение, что и Моисей сказал: "я в страхе и трепете".

Но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева.

Смотрите, не отвратитесь и вы от говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на земле, не избегли наказания, то тем более не избежим мы, если отвратимся от Глаголющего с небес, Которого глас тогда поколебал землю, и Который ныне дал такое обещание: еще раз поколеблю не только землю, но и небо.

Слова: "еще раз" означают изменение колеблемого, как сотворенного, чтобы пребыло непоколебимое.

Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, потому что Бог наш есть огнь поядающий.

Братолюбие между вами да пребывает.

Страннолюбия не забывайте, ибо через него некоторые, не зная, оказали гостеприимство Ангелам.

Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле.

Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог.

Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя, так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек?

Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их.

Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же.

Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими.

Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии.

Так как тела животных, которых кровь для очищения греха вносится первосвященником во святилище, сжигаются вне стана,- то и Иисус, дабы освятить людей Кровию Своею, пострадал вне врат.

Итак выйдем к Нему за стан, нося Его поругание; ибо не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего.

Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его.

Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу.

Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.

Молитесь о нас; ибо мы уверены, что имеем добрую совесть, потому что во всем желаем вести себя честно.

Особенно же прошу делать это, дабы я скорее возвращен был вам.

Бог же мира, воздвигший из мертвых Пастыря овец великого Кровию завета вечного, Господа нашего Иисуса Христа, да усовершит вас во всяком добром деле, к исполнению воли Его, производя в вас благоугодное Ему через Иисуса Христа. Ему слава во веки веков! Аминь». (Евр.12:3-28; 13:1-20)

Итак, мы настолько привыкли уклоняться от последствий наших грехов и ошибок, что считаем это уже нормальным, а когда все-таки претерпеваем эти последствия, то недовольствуем и даже, порой, ропщем. А ведь это (то, что последствие следует за каждым действием) в естественном смысле вещь вполне натуральная, ибо ЗАКОН следования следствия за причиной еще никто не отменял.
НЕОБХОДИМО: ВСЯКАЯ ПРИЧИНА ОБЯЗАТЕЛЬНО ВЫЗЫВАЕТ СООТВЕТСТВУЮЩЕЕ СЛЕДСТВИЕ. Закон этот в натуральном смысле называют причинно-следственным принципом или законом отражения, в моральном смысле его называют законом справедливости.

Так откуда же у нас, людей, такое неоправданное природой стремление быть свободным от причинно-следственного закона, закона, которому неизбежно подчиняется вся тварная природа? Думаю, это порождается нашим сердечным чувством надприродного ощущения духовного (кровного) родства нашего сердца с Сердцем Самого Бога. Сердца наши, думаю, Бог создал из Своего Святейшего Сердца, Бог не часто говорит об этом, потому что без ума любит нас, потому что Сам «есть кроткого и смиренного сердца».
Вот так.

Хочу подчеркнуть, что закон этот духовен, т.е. душа, уклонившаяся от платы за содеянное в мире материальном, неизбежно все равно заплатит за это, но уже в мире духовном. Отсюда следует неизбежное существование вне мира материального чистилища (когда душа в состоянии заплатить за содеянное в течение ограниченного времени) и ада (когда нет такого конечного промежутка времени, чтобы душа могла полностью расплатиться за содеянное).

Итак, претерпевание последствий за соделанный поступок есть необходимый закон тварного мира.
Существует ли способ хоть частично освободить человека от платы за совершенное? Существует: это заплатить за этот проступок другой особе. Называют этот акт выкупом или искуплением.

Никаким образом избавиться от последствия совершенного невозможно. Почему так?

Потому что Совершенный Бог одинаково милосерден и справедлив. Все сотворено Богом и для Бога, т.е. любовью и для любви. Однако Бог милостив и справедлив в равной мере. Об этом забывают. Все творение Божье отражает совершенства Создателя, поэтому и законы вселенной в равной мере отражают Его милосердие и справедливость.

Первым, Кто заплатил за грехи мира Своими трудами, страданиями и Крестной Смертью есть Сам Бог, Иисусом Христом. Их Бог называет Христовыми заслугами, т.к. люди через них заслужили спасение. Труды, страдания и мученичества следовавших за Спасителем Его Матери, апостолов и святых также, подобно Иисусу Христу, добровольно страдавших из любви к Иисусу Христу для спасения рода человеческого, Господь также называет заслугами.
Вот этот небесный скарб, заслуги Свои и Своих святых, Господь даровал Своей Святой Церкви. Церковь, располагая таковым скарбом, и дарует желающим членам своим особую милость, называемую отпустом (индульгенцией), т.е. частное или полное оставление последствий за грехи, иначе говоря избавление от временных страданий (на земле или в чистилище) за совершенные грехи. Об этом можно почитать в интернете.

В разных краях среди христиан существует народная примета: если чего-то опасаешься, то сделай (памятуя об этом) милость какому-то человеку Божию, например, пророку, убогому или ребенку, и, возможно, Бог отведет от тебя эту неприятность. Кстати, впервые я услышал об этом, как ни странно, от одного мафьезы, который с сокрушением говорил мне об этом, лежа по соседству со мной на кровати в больнице с переломанной ногой, и жалея о том, что вовремя не сделал этого. Милость человека не остается без милости со стороны Бога.
Святые говорят, что первое, что мы должны делать по обращению нашему к Богу, так это исправить последствия наших грехов нашими добрыми поступками: если кого-либо бил, то теперь обласкай обиженного; если крал, то теперь твори милостыню; если сквернословил, то теперь благословляй обижающего и т.д. и т.п. Иными словами, стараемся творить дела, противоположные грехам нашим, чтобы хотя бы через них исправлять последствия грехов наших.

Слава Богу, так премудро все устроившему через Иисуса Христа, Господа нашего.

Как чувствует себя, жена твоя, Ю.? Привет ей и деткам, А. и О.

С любовью к Иисусу Христу, Господу нашему,

Мы, приходя к Богу, начинаем свои отношения с Ним с покаяния. Что при этом происходит? Первое, это то, что мы поверили, что Бог есть и что наша жизнь не соответствует Его законам жизни на земле. Второе, мы, признавая свою грешную природу, приходим к Богу и просим у Него прощения за всю свою жизнь, которую мы уже прожили без Него с твердым намерением впредь стараться не грешить.
«Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» (1 Ин. 1:9)
Происходит рождение нового человека, который умер для греха и освободился от власти князя мира сего.
«Сотворите же достойный плод покаяния» (Мф. 3:8)
А это уже третий момент, можно сказать условие нашего спасения. Не достаточно уверовать, что Бог есть и, признавая себя грешником раскаяться в этом, необходимо еще сотворить достойный плод покаяния. Что это такое, достойный плод покаяния? Плод покаяния это изменение жизни человека и границей между было и стало, является наше обращение к Богу с покаянием. Что было, мы уже знаем, а вот тем, что стало должна быть праведная жизнь во Христе.
Как так сразу это можно сделать? Это происходит одновременно сразу и не сразу. Сразу после покаяния, а вернее даже перед покаянием в сердце человека возникает твердое решение впредь не грешить, и он идет с этим пред лицо Господа и кается. Бог принимает кающегося грешника и, освобождая его от прежних грехов, дарует ему Свою праведность.
«Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6:37)
В жизнь человека приходит благодать.
«Явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке» (Тит. 2:11-12)
В чем проявляется спасительная благодать в жизни человека? Человек получив прощение грехов при своем покаянии, получает и стремление жить праведно, но одного стремления мало и благодать, Бог Духом Святым, открывая человеку ум к уразумению Писания, учит его как нужно жить на земле, чтобы после жить с Богом в вечности. Бог рожденное от Него дитя крестит Духом Святым и при этом дает ему мудрость и силу. В процессе научения и становления человека как христианина, он по своим духовным немощам еще согрешает, и, каясь перед Господом, получает прощение от Него. Человек уже не живет в грехе, он борется с ним, хотя и согрешает, иногда. Вот это уже идет процесс возрастания человека в вере и в уповании на Бога. Делая свои первые шаги в вере, человек, конечно же, ошибается и согрешает, но он сокрушается сердцем, когда это происходит, кается, а Бог снова прощает его и ведет вперед.
В процессе своего возрастания и утверждения в вере человек начинает видеть и разуметь любовь Божью к себе. Проходит время и он все ровнее и ровнее идет путем спасения, а Бог неотступно проходит вместе с ним его поприще. Возрастание христианина в меру полного возраста Христова происходит на протяжении всего земного пути его странствования и Бог его не только хранит от греха, но и употребляет в своем уделе. Когда человек из младенца вырастает в мужа совершенного, он еще более и более прилепляется к Христу, разумея, что это не он возрастает и живет праведной жизнью, а Господь ведет его по жизни, имея Свое попечение о нем во всем.
Все это, правда и так это и происходит, только это происходит так с теми, кто искренне поверил Богу и решил, отказавшись от прелестей мира сего, во все дни жизни служить спасшему его Иисусу Христу. Стремление человека жить с Богом, Бог поддерживает, а человека пришедшего к Нему и не оставляющего мира сего Он не принимает, Господь показывает его лицемерие и отвергает.
По прошествии времени жизни после обращения к Богу, человек меняется, и эта перемена есть достойный плод его покаяния. Бог растит добрый плод в человеке любящем Его и уповающем на Него.
«Предай Господу путь твой и уповай на Него, и Он совершит» (Пс. 36:5)

О плодах покаяния

Сотворите же достойные плоды покаяния. И спрашивал его народ: «Что же нам делать?» Отвечал же Иоанн, говоря: «У кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же». Пришли и мытари креститься, и сказали ему: «Учитель! Что нам делать?» Он отвечал им: «Ничего не требуйте более определенного вам». Спрашивали его также и воины: «А нам что делать?» И сказал им: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».

(Лк. 3:8, 10–14)

151. Двоякий плод истинному обращению и покаянию последует.

Первый плод есть отпущение грехов, которого кающийся грешник от Преблагого Бога сподобляется, ради Ходатая всех Иисуса Христа, Господа нашего. А если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, Праведника, – говорит апостол (1 Ин. 2:1). А где отпущение грехов, там все блага, смертью Христовою приобретенные, последуют; там вместо проклятия благословение Божие, вместо гнева благодать и милость Божия подается.

О, чудная и воистину желаемая перемена! Окаянный грешник в число праведных принимается, из сына тьмы сыном света, из чада дьявольского чадом Божиим, из наследника вечной смерти и ада наследником вечной жизни, вечного блаженства и царствия Божия делается. Воистину удивления достойное дело было бы, когда бы земной монарх согрешившего раба и по законам к смерти приговоренного, а потом со смирением просящего прощения, не только простил, но и наследником царства своего сделал. Все века удивлялись бы такой необыкновенной милости.

Несравненно большей милости истинно кающийся грешник удостаивается от Бога, когда не только отпущение грехов от Него получает, но и участником вечного Его царствия делается; наследником Богу, сонаследником же Христу бывает (Рим. 8:17). Ум человеческий не может постигнуть этой такой высокой Божией милости и благодати! Не видим мы того ныне бренными этими очами; но вера святая больше всякого видения уверяет нас, что непременно будет так, когда тленное сие , как учит святой Павел, облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие (1 Кор. 15:54). Возлюбленные, – говорит Богослов, – мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть (Ин. 3:2).

Второй плод истинного обращения и покаяния есть новое сердце и дух новый, которого Бог от нас требует: Сотворите себе сердце новое и дух новый (Иез. 18:31). Это сердце и дух Сам Бог обещается истинно кающимся подать ради святого имени Своего. Дам вам сердце новое и дух новый дам вам, и отниму сердце каменное от плоти вашей и дам вам сердце плотяное, и дух Мой дам вам, и сотворю, чтобы вы в заповедях Моих ходили и суды Мои сохранили и исполняли их (Иез. 36:26–27). Ибо в обратившемся всем сердцем и кающемся истинно все иное является: иные мысли, начинания, намерения, иные старания и дела, чем прежде были:

1) Слово Божие, которое ему прежде, как мертвое и нечувствительное, было и, как идола глухого, снаружи только ударяло, – уже действительно бывает, получает плод свой, как семя, на земле сердца его посеянное. Тогда он имеет уши слышать (Мф. 11:15); тогда слышит не только вне, но и внутри глас Божий: Я- Господь Бог твой (Исх. 15:26) и прочее. Ибо некую особенную охоту чувствует такой к слушанию Божия Слова для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен (2 Тим. 3:16–17). Как тот, который восстав от болезни, ищет отовсюду подкрепления, дабы силы ослабевшие собрать и укрепить, так от болезни греховной освободившийся, души своей силы, которые грехом, как лютой болезнью, расслаблены были, всячески старается укрепить, чтобы дела Божии делать и по пути заповедей Божиих течь мог. И тому, которому прежде обличение, наставление, наказание, как раны, несносны были, после стали как елей, язвы облегчающий. И как пчела от различных трав и цветов мед, так он от различных полезных книг духовную себе собирает пользу.

2) Страсти Христовы весьма дорого и высоко почитает, помышляя, что как за всех, так и за него Единородный Сын Божий такую горестную страдания чашу испил. И поэтому часто вспоминает о них, поклоняется им, сердцем и устами благодарит Пострадавшего, и к взаимной любви, насколько возможно, себя понуждает.

3) К причастию святейшей Евхаристии не так, как прежде, бесстрашно, но со страхом и великим благоговением приступает, рассуждая о высоте, тайне и своем недостоинстве, и за великое и за самый верх благополучия почитая со Христом соединиться и одним духом с Ним быть.

4) Христианское достоинство. И быть истинным христианином также высоко почитает, так что всю славу мира этого, как гной и мусор по сравнению с этим считает, и всеми силами заботится о том, чтобы не лишиться этого, о чем и Бога всеусердно молит, чтобы в числе избранных Своих имел его.

5) Как прежде покаяния ум его был занят земным, временным и суетным, так по обращении во всех замыслах и делах к одному вечному и небесному блаженству стремится. Где сокровище его, там будет и сердце его (Мф. 6:21).

6) Как прежде плоти своей угождал в похотях ее, так потом воле Божией всячески угождать старается; потому от всякого зла уклоняется и против всякого греха подвизается.

7) Как прежде покаяния легко было ему грешить, так уже покаявшемуся – тяжело, так что предпочитает бедствовать, всякую напасть терпеть и умереть, нежели согрешить. Ибо одно для себя бедой считает – гнев Божий, который греху последует; одну почитает напасть – отпасть от Божией милости.

8) Если когда в чем от немощи споткнется или падет, ругает себя, болезнует, сокрушается, сетует, как будто что великое потерял и с глубочайшим смирением и сожалением повергает себя пред Богом и просит прощения, взирая на Милостивого Ходатая Иисуса Христа, и говорит: «Отврати, Господи, Лице Твое от грех моих (Пс. 50:11), обрати на Лицо Христа Твоего», – и так утешается надеждой на милость Божию.

9) Когда приходят ему на ум прежние грехи, весьма стыдится их и жалеет, что их творил, и Бога благодарит, что его в таком нечестии не поразил праведным Своим судом, но потерпел благодатью Своей, ожидая на покаяние.

10) Дела любви к ближнему являет без всякого лицемерия, отсюда бывает милостив, милосерден, сострадателен, терпелив, кроток, с радостью отпускает согрешения и прочее.

11) Случаев, которые к греху его приводили, избегает, опасаясь, чтобы в погибель не впасть по действию дьявольскому.

12) Такой, когда видит ближнего неисправным, не осуждает его, как у прочих в обычае, но соболезнует ему усердно, жалеет и молится Богу, чтобы его в чувство привел, помня, что и сам в таком же находился окаянстве, и тогда же может согрешить, ибо общее человеческое окаянство – падение.

13) В церковь ходит не ради церемонии, но ради того, чтобы вместе с верными, братьями своими, Богу молитвы принести, благодарение воздать и святое Его имя славословить.

14) Пищу, питье и прочее употребляет не ради сладострастия, но ради нужды, чтобы мог Богу служить и дела звания своего проходить.

Словом сказать: у такого человека все иное, как внутреннее, так и внешнее действие и старание, по сравнению с тем, что прежде было; все же делает добровольно, без всякого принуждения. Ибо вера и благодать Божия, внутри живущая, поощряет его к тому. Павел, по обращении к вере Христовой, Христа, Которого гнал и спешил гнать, проповедует в Дамаске так, что все слышавшие дивились и говорили: Не тот ли это самый, который гнал в Иерусалиме призывающих имя сие (Деян. 9:21) и проч.; а потом и по всей вселенной проносит имя Его; и ради Того, из-за Которого других вязал и на смерть предавал, сам всеохотно и многократно связан быть и умереть желает; а потом его связывают, избивают, ранят, уязвляют и он умирает. Закхей, мытарь кающийся, половину имения своего нищим дать и кого обидел, вчетверо возвратить обещает; почему и слышит от Сердцеведца Христа: Ныне пришло спасение дому сему (Лк. 19:8–9). Так истинное обращение и покаяние изменяет всего человека!

Из этого видно, что где нет плодов покаяния, там нет истинного покаяния, но оно ложное, не что иное есть, как прельщение совести; потому никакой пользы не приносит кающемуся, пока грехов не оставит и не начнет новой жизни. Покаяние не что иное, как воскресение духовное. Ибо пока человек в грехах пребывает, хотя телом и живет, но духом мертв: ибо не имеет в душе своей Бога, Который есть Жизнь и жизни Источник. Поскольку что телу нашему душа, то душе нашей Бог. Тело до тех пор живет, пока душа в нем находится. Душа до тех пор живет, пока Бог благодатью Своей в ней обитает. Тело умрет, когда душа выйдет из него. Душа умирает, когда Бог ее оставляет. Оставляет же Бог душу не из-за чего иного, как из-за греха. Ибо Бог и грех вместе пребывать не могут: грехи ваши произвели разделение между вами и между Богом , говорит пророк Исайя (Ис. 59:2).

Итак, душа, лишившись благодатного Божия присутствия, как жизни своей, мертва не иначе, как тело, лишившееся души, остается мертво. Такую душу побуждает Бог: Встань, спящий, и воскресни из мертвых (Еф. 5:14). «Спящим и мертвым находящегося в грехах называет, – говорит свт. Иоанн Златоуст, – ибо он злосмрадие издает, как мертвый, и бездейственен, как спящий, и ничего не видит, как тот, но только сны и мечтания» (Беседа 18 на Послание к ефесянам). Как тело мертвое не двигается, не чувствует и не делает ничего, так и душа, лишившаяся благодати Божией, не двигается, не чувствует и не делает ничего духовно. Но когда тело оживет, начинает делать все, так и грешник, когда силой и благодатью Божией оживет, начинает духовное движение иметь, духовно чувствовать, духовно делать. Душа, Божией благодатью оживляемая, производит духовные действия: видит Бога верою, осязает верою, слышит верою Бога говорящего, вкушает и обоняет любовью, и дела, Ему угодные, старается творить. Так подобает кающемуся через покаяние новую жизнь начать и как бы вновь родиться, питаться, расти и в мужа совершенного приходить! (Еф. 4:13).

Согласно этому святой Иоанн Златоуст учит, говоря: «Сам апостол Павел, когда говорит о предлежащем будущем, иного от нас требует воскресения, то есть нового жительства, которое в настоящей жизни от изменения нравов бывает.

Если блудник будет целомудренным, и лихоимец милостивым и жестокий кротким, то и здесь воскресение будет, которое есть начало того. И почему есть воскресение? Потому, что когда грех умер, правда воскресла, и когда древнее житие загладилось, новое и ангельское живет» (Беседа 10 на Послание к римлянам).

Так, кто здесь воскреснет, тот непременно, если и умрет, жив будет, ибо воскреснет в общее воскресение в жизнь вечную, по неложному обещанию Господа нашего: Изыдут творившие добро в воскресение жизни (Ин. 5:29). Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом (Откр. 20:6). Эти знаки и плоды истинно обратившегося и кающегося можно видеть как в Святом Писании, так и в церковной истории, они и ныне примечаются в обратившихся и чистосердечно кающихся.

Прещения некающимся

Я предам вас мечу, все вы падете через заклание, ибо Я звал, вас, и вы не послушали; говорил, и вы не слушали, и сотворили лукавое предо Мною; и избирали то, чего Я не хотел. Посему так говорит Господь: вот рабы Мои будут есть, вы же будете алкать; рабы Мои возрадуются, вы же будете в стыде; рабы Мои возвеселятся в веселии сердца, вы же возопиете в болезни сердца вашего, и от сокрушения духа восплачете.

(Ис. 65:12–14)

И приду к вам для суда, и буду скорым Обличителем чародеям, и прелюбодеям, и клянущимся ложно именем Моим, и лишающим платы наемника, и делающим и притесняющим вдову и сироту, и творящим превратный суд пришельцу, и не боящихся Меня, говорит Господь Вседержитель.

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете».

(Лк. 13:1–3)

Если не обратитесь, оружие Свое очистит, лук Свой Он натянул и приготовил его, и в нем приготовил орудия смерти, стрелы Свои сделал для сожигаемых.

(Пс. 7:13–14)

Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но, по упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его.

(Рим. 2:4–6)

152. Сама угроза Божия не что иное показывает нам, как Его к нам милосердие. Ибо как будущие блага в Слове Своем объявил ради того, чтобы мы, взирая на них верою, стремились к ним и искали их, так и то, что должно быть злого: ад, геенну, огонь вечный, червя неусыпающего, тьму кромешную, скрежет зубов и прочее, которыми грешники мучимы будут, – в том же Слове ради того представляет, чтобы, послушав о них, старались их избежать. Для этого и о прежде бывших казнях Божиих, как-то: всемирном потопе, сожженных Содоме и Гомморе и прочем – в Святом Писании написано, чтобы мы, взирая на них, остерегались делать то, что те грешники делали, и так бы тем страшным наказаниям, какими они пострадали, или подобным, не подпали.

153. Весьма опасно Божии угрозы презирать. Ибо кто презирает их, тот самим делом узнает их на себе. Божии угрозы не праздные слова, но силу и действие свое имеют, и непременно самим делом исполнятся, если мы себя не исправим. Презрели прародители наши Божие прещение: в тот день, в который вкусите от него – заповеданного дерева, смертью умрете (Быт. 2:17), и вкусили от него – и смертью умерли. Презрели бывшие при Ное беззаконники – и от потопа погибли. Презрели содомляне – и не избежали страшной огненной казни. Ибо Бог поругаем не бывает (Гал. 6:7). Что не казнит грешников, но долготерпит их, то есть дело благости Его, которая их на покаяние ведет, как апостол говорит: Или пренебрегаешь богатством благости, кротости и долготерпения Божия, не разумея, что благость Божия ведет тебя к покаянию? Но если в нераскаянности и ожесточении пребудут, тогда правда Божия вступит в свое дело; и настолько почувствуют на себе гнев Божий, насколько о богатстве благости Его, и кротости, и долготерпении не заботятся, как тот же апостол говорит: По упорству твоему и нераскаянному сердцу, ты сам себе собираешь гнев на день гнева и откровения праведного Суда от Бога, Который воздаст каждому по делам его.

Напротив, кто убоится угроз Божиих и покается, тот избежит их. Ниневитяне убоялись возвещенной им через пророка казни и, обратившись от пути лукавого, спаслись. Но что прежде, то же и ныне бывает: как прежде кающиеся милость Божию получали и некающиеся суд Божий на себе узнавали, так и ныне кающимся та же Божия милость является и нераскаянным свой жребий достается. Ибо один и Тот же Бог и ныне, Который и прежде был, и вовеки будет. Он и ныне всем с высоты святой Своей гремит: Если не покаетесь, все так же погибнете . Страшный этот гром, как в уши прежде нас бывших, так и в наши, и в уши тех, кто будет после нас, ударяет. Блаженны те, которые не только в ушах, но и в сердцах удар его чувствуют!

154. Те, которые некоему слепому случаю как все, так и казни совершающиеся приписывают – а их сердечные советы в книге Премудрости описаны – и потому не верят и будущим, тем, которые должны быть после смерти, и, этим безбожным мнением помрачившись, устремляются на всякие беззакония и неправды, к которым похоть и злоба влечет их, – непременно узнают на себе то, что случаю безумно и нечестиво приписывают. Тогда они признают, что есть Бог, Который как за благочестие награждает, так и за нечестие казнит, и что все не по случаю, а по Его премудрому Промыслу бывает, когда прочих, как боящихся и почитающих Бога, в вечной Его милости увидят, а на себе вечный гнев Его почувствуют.

Тогда будут каяться истинно, но поздно, и в тесноте духа воздыхать, но бесполезно. Тогда самим делом узнают, что есть геенна, вечный огонь, когда будут вкушать горести его. Тогда будут признавать свое заблуждение. Итак, мы заблудились от пути истинного, и правды свет не светил нам, и солнце не сияло нам. Мы преисполнились стезями безаконния и погибели, и ходили в пустыне непроходимой; пути же Господня не познали. Какую пользу принесла нам гордыня и богатство с величанием что дало нам? Все это прошло, как тень и молва быстротечная, так, как после прохождения корабля, идущего по волнующейся воде, невозможно найти следа, ни стези его в волнах (Прем. 5:6-10) и прочее.

Справедливо назвал Иоанн фарисеев порождением ехидны. Подобно тому, как это животное убивает мать, его рождающую, и является на свет, как говорят, разгрызая у нее чрево, так и они поступали, убивая своих отцов и матерей и раздирая своими руками учителей. Впрочем, Иоанн не останавливается на одном обличении, но предлагает и совет: «сотворите », говорит, «плоды достойные покаяния », потому что не достаточно только удалиться от нечестия, но надобно показать и великую добродетель. Не делайте же, говорит он им, того, что для меня противно, а для вас обыкновенно, и не возвращайтесь к прежним порокам, только смирившись на малое время. Мы уже не в таком положении, как прежние пророки. Настоящие обстоятельства отличны от прежних и выше, потому что ныне грядет сам Судия и Господь царства, чтобы возвести нас к высшему любомудрию, воззвать на небо и привлечь в тамошние обители. Потому-то я и говорю о геенне, что теперь как награды, так и наказания вечны.

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Александрийский

сотворите же достойный плод покаяния

Можно было бы сказать, что плоды покаяния - это, в первую очередь, вера во Христа, а кроме того, и евангельское жительство в обновлении жизни , освобожденное от дебелости буквы.

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Свт. Хроматий Аквилейский

Свт. Иларий Пиктавийский

сотворите же достойный плод покаяния

Он призывает их сотворить достойный плод покаяния , чтобы они не похвалялись, что отец у них Авраам , потому что Бог может из камней воздвигнуть детей Аврааму . Ведь требуется не родство по плоти, но наследование веры. Таким образом, достоинство происхождения заключается в уподоблении делам [предков], и слава рода сохраняется благодаря подражанию вере. Дьявол неверен, а Авраам верен; ибо первый вероломством погубил человека, а второй оправдался [своей] верой. Итак, нравы и жизнь каждого человека приобретаются благодаря кровному родству, так что те, кто верны, являются по вере потомками Авраама, а кто неверны, из-за неверности обращаются в детей дьявола.

Комментарий на Евангелие от Матфея.

Свт. Игнатий (Брянчанинов)

сотворите же достойный плод покаяния

Чтоб покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтоб самый дух наш сокрушился и смирился от боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение в каком бы виде оно ни присутствовало в нас. При самомнении покаяние невозможно. Самомнение есть гордость, столько мерзостная пред Богом! Зараженный самомнением не способен усвоиться Богу. Для такого усвоения нужно полное отвержение самомнения.

Аскетическая проповедь.

Прп. Максим Исповедник

сотворите же достойный плод покаяния

Лицемер не испытывает волнения до тех пор, пока считает, что его лицемерие не обнаружено; он стремится к славе, пытаясь показать свою праведность. Когда же его изобличают, то он изрыгает смертоносные речи, полагая, что поношением других он скрывает собственное бесстыдство. [Священное] Писание сравнивает такого человека, в силу его коварства, с порождением ехидны , предписывая ему сотворить достойный плод покаяния , то есть сделать явным свое скрытое душевное состояние.

Главы о богословии.

Блаж. Феофилакт Болгарский

Сотворите же достойный плод покаяния

Видишь, что говорит, что не должно только избегать зла, но должно приносить и плоды добродетели. Ибо сказано: «уклонись от зла и сотвори благо» (Пс. 33:15) .

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

Сотворите убо плод достоин покаяния

Так как вы каетесь, то знайте, что недостаточно только избегать злого, но нужно показать добро. Уклонися , говорит, от зла и сотвори благо (Пс. 33,15).

Толкование Евангелия от Матфея.

Лопухин А.П.

сотворите же достойный плод покаяния

(Лк. 3:8) . Буквально: и так сотворите плод, достойный покаяния (слав. - сотворите ибо плод достоин покаяния). Иоанн призывает фарисеев и саддукеев не к покаянию, а к делам, из которых было бы видно, что они желают принести покаяние, - или, что то же, изменить свой прежний, неугодный Богу, образ мышления и поведения, - иначе их прибытие к Иордану не принесет им пользы, не поможет им избежать грядущего гнева. В чем заключался этот плод, отчасти видно из дальнейшего.

Троицкие листки

сотворите же достойный плод покаяния

Думаете ли вы, что избежите Страшного Суда Божия и вечной геенны только тем, что наружно креститесь, а сердцем, душой не переменитесь, не обновитесь, не покаетесь?.. Нет, этого недостаточно; мало даже только оставить грех, надо еще показать и добродетель. Сказано: не только уклонися от зла , но и сотвори благо (Пс. 33:15) . Оставьте свое лицемерие и притворство. сотворите же достойный плод покаяния, живите, как подобает человеку покаявшемуся, творите дела любви.

Троицкие листки. №801-1050.

В каждой церкви, в каждом религиозном сообществе можно слышать следующие призывы: "Мы должны покаяться!", "От нас требуется изменение образа мыслей!.." "Нам нужно совершить поворот в нашей жизни!..". И после таких громких призывов одни члены церкви начинают "делать" свое покаяние, другие впадают в полную прострацию, абсолютно не понимая, что от них требуют, а третьи, ничего не меняя в своей жизни, в унисон с пастором твердят, как попугаи: "мы должны покаяться…". Совершенно естественно, что такие призывы так и не достигают своей цели, а только увеличивают фанатичные настроения в церкви у одних, и отталкивают тех, кто многократно и безрезультатно пытался "делать" свое покаяние, но разочаровывался в очередной раз. Стоит ли удивляться тому, что у многих сегодня нет никакого желания ходить в церковь, чтобы лишний раз не напоминать себе о своих грехах? Можно ли назвать такую церковь "трубой", издающей правильный звук? Как актуальны сегодня слова апостола Павла: "И если труба будет издавать неопределенный звук, кто станет готовиться к сражению?" (1 Кор. 14: 8).

Посланный Богом Иоанн Креститель, согласно пророчеству Исаии (Ис.40: 3), должен был приготовить "путь Господу". Обращаясь к народу Божьему, людям, тщательно соблюдавшим все предписания Моисеева закона, он призывает: "Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное" (Мф. 3: 2). А религиозным руководителям, идущим к нему креститься, он говорит: "Сотворите достойный плод покаяния" (Мф. 3: 8). В чем же нужно было каяться руководителям и народу Божьему, ожидавшему пришествие Мессии? Что означает покаяние вообще? В чем должен был выражаться этот плод покаяния?

Совершенно естественно Евреи надеялись на свое физическое родство с Авраамом, не понимая, что духовного родства у них совсем не было. И крещение, совершаемое Иоанном, для них было всего лишь новым ритуалом омовения, как дополнение к множеству уже имеющимся у них. Призыв же Иоанна "не думайте говорить себе: отец у нас Авраам" (9 ст.), направлял их взгляд к духовному миру, что означало изменение жизненной позиции, смещение акцентов с физического на духовное. Не физическое родство важно, а духовное, которое вовсе не зависит от воли человека и его усилий. И тщательное соблюдение религиозных предписаний вовсе не приближает человека к духовному единству с Авраамом.

Почему народу Божьему в канун пришествия Мессии нужно было менять свою жизненную позицию, свое направление мыслей? Что было неправильного в их религии? Проблема Израиля была не в религии, а в том, что мысли народа и священников были неугодны Богу, народ был отягчен формой, преданиями и традициями, и различными делами "закона", но при этом в сердце своем оставался глухим к духовному миру. Вот почему Бог посылает величайшего из пророков к Своему народу, о котором Христос говорил, что "не восставал больший Иоанна" (Мф. 11: 11), чтобы призвать их к покаянию.

Ангел, возвестивший священнику Захарии о рождении сына, открыл ему также и грандиозную миссию, которую предстояло свершить родившемуся ребенку. "Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн. И будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются. Ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей. И многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их. И предъидет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный" (Лк. 1: 13-17). Весть Иоанна должна была изменить направление мыслей Божьего народа. Вот для чего предназначено покаяние.

В чем же нужно было каяться народу Божьему, и какие плоды ожидал от них Бог? К сожалению, призыв к покаянию у современных христиан, так же, как и у Иудеев, вызывает разные, а иногда и противоположные ассоциации. Если обратиться к существующим религиозным энциклопедиям за разъяснением слова "покаяние", то можно найти много разных противоречивых статей на эту тему, прочитав которые ты так и не поймешь, что такое покаяние. Библия же говорит определенно, что покаяние – это дар Божий человеку, который можно только принять. Апостол Павел, говоря о работе служителя Божьего, дает совет своему сотруднику и служителю: "Рабу же Господа не должно ссориться, но быть приветливым ко всем, учительным, незлобивым. С кротостью наставлять противников, не даст ли им Бог покаяния к познанию истины" (2 Тим. 2: 24,25). Для чего Бог дает людям дар покаяния? Только для того, чтобы они могли приносить достойные плоды покаяния. Итак, истинное покаяние, исходящее от Бога, приносит плод! Какие плоды угодны Богу? Что Бог принимает, а чего не принимает?

С самого начала библейская история повествует нам о том, как первые люди, Каин и Авель, пришли к Богу на поклонение. Один из них принес плоды земли в дар Господу (Быт. 4: 3), и Господь отвергает его дар. Другой же принес от стада своего овцу (Быт. 4: 4), и был принят Господом. Читая эту историю плотским взглядом, может создаться впечатление, что важен дар, какой ты несешь Господу, поскольку Бог предпочитает одно другому. Духовный же взгляд раскрывает другую картину. Эта история раскрывает перед нами два образа – небесного и земного. Каин принес плоды земли в жертву. Этим он показывает, что его вера исходит из плотских побуждений, земных приоритетов. Каин был ориентирован на земное благополучие, на материальный мир. Его жертва была символом земного происхождения. "Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе" (Мф. 4: 28). Любые плоды производятся землей. Приносящий их Богу тем самым свидетельствует о том, что он хочет выторговать у Бога нужное ему Его расположение и милость. Такие люди как Каин приносят Богу жертвы только для того, чтобы взамен получить от Бога земное благословение. Эти жертвы Бог не принимает, из чего бы они ни состояли.

Ягненок, принесенный Авелем в жертву, имел другое значение, и исходил из веры, стремящейся к высшему, духовному миру, указывая на Агнца Божьего, грядущего с небес, через Которого всем людям приходит спасение свыше. Ягненок – одушевленное животное, это не просто дар земли, в нем присутствует дар жизни от Бога, которую "сама земля" произвести не может. Дар жизни – это дар Божий, и приносящий Богу "жизнь" в жертву, свидетельствует, что его вера ожидает Божьей милости и прощения. Вера в спасение, даруемое Богом, ориентирует человека на духовный мир. Христос, в беседе с Никодимом, разъяснил эту истину, говоря: "Приходящий свыше и есть выше всех; а сущий от земли земный и есть и говорит, как сущий от земли; Приходящий с небес есть выше всех" (Ин. 3: 31). Вера Авеля исходила свыше и свидетельствовала о его покаянии, и выражала достойный плод, принятый Богом. Живя в материальном мире, своей верой Авель искал небесного отечества, и потому он "стремился к лучшему, то есть к небесному" (Евр. 11: 16).

Таким образом, в символе жертвоприношения первых людей Библия открывает нам, что человечество разделилось с самого начала на два лагеря: на тех, кто поклонялись Богу, чтобы "иметь" (материальный мир), и на тех, кто поклонялись Ему, чтобы "быть" (духовный мир). Так Библия показывает нам два направления развития человечества с самого начала – стремление к материальному миру с его интересами, и стремление к духовному миру с его ценностями. Эту важную истину невозможно понять человеку, ориентированному на материальный мир.

Покаяние как дар Божий, подразумевает переход от материальной установки жизни к духовной. Без покаяния человеку никогда не откроется ценность духовного мира, он так и остается рабом, всегда стремящимся только к тому, чтобы больше иметь. Такой человек приходит к Богу из чисто корыстных соображений, как Каин, чтобы "иметь". Он сознает, что ему необходимо иметь прощение, без которого ему не расположить Бога к себе, оправдание и спасение. И ради этого он готов поклоняться Богу, каяться, исповедоваться, приносить жертву, он готов, что угодно делать, лишь бы "иметь"! Божий дар покаяние имеет ввиду другое направление мысли, изменение жизненной установки с "иметь" на "быть". Сам человек никогда не может достичь этого, но вера ведет его ко Христу, дающему людям покаяние, изменяющее жизненные приоритеты человека. Тогда достойным плодом покаяния станет изменение всей жизни человека, а не простое совершение каких-то добрых дел милосердия, оставаясь при этом на прежней установке "иметь". Именно это имел в виду Иоанн, призывавший фарисеев к тому, чтобы они сотворили достойный плод покаяния.

"Иметь" и "быть" – это два фундаментальных отношения к миру. Для физического существования надо "иметь" как можно больше, для духовного – "быть". "Иметь" всегда аналитично. Можно делить материальный мир и приумножать его, можно сосчитать, сколько у тебя богатства, сколько добрых дел ты совершил, сколько битов информации накопил… "Быть" же неделимо. Невозможно быть частично духовным, нельзя быть чуточку беременным, нельзя быть наполовину просветленным, наполовину быть спасенным и наполовину оставаться в аду. Вы либо переступили "порог" в духовный мир, либо нет.

Внимательно читая Библию, мы замечаем, что Божий народ Ветхого Завета в целом всегда стремился к тому, чтобы "иметь". Авраам хотел иметь наследника, и ради этого он слушал то, что ему Бог говорит. Находясь в Египетском рабстве, Евреи хотели иметь свободу и свою землю. Хотя, начиная от Авраама, Бог им всегда открывался как "быть". На вопрос Моисея об имени Бога, от лица Которого Моисей должен был обратиться к сынам Израиля в Египте, Бог говорит: "Я есмь Сущий. И сказал, так скажи сынам Израилевым: Сущий послал меня к вам" (Исх. 3: 14). Бог не только хотел освободить их из физического рабства, но и вывести их из духовного рабства греха. Однако это было выше их понимания. И потому Евреи, оставаясь рабами по натуре, освободившись из одного рабства, тут же попадали в другое. Они никак не хотели принять ДАР ПОКАЯНИЯ.

Христос, желавший открыть Иудеям цель Своего пришествия, указывал на Отца Своего, пославшего Его для освобождения их от духовного рабства, Он говорит им: "И пославший Меня Отец Сам засвидетельствовал о Мне. А вы ни гласа Его никогда не слышали, ни лица Его не видели, и не имеете слова Его, пребывающего в вас, потому что вы не веруете Тому, Которого Он послал. Исследуйте Писание, ибо вы думаете через них ИМЕТЬ жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне" (Ин. 5: 37-39). Христос конкретно указывает им на проблему. Важно не ИМЕТЬ жизнь вечную, а БЫТЬ пригодным для вечной жизни. Именно для этого Он и пришел, чтобы каждому человеку дать эту возможность БЫТЬ!

Иудеи думали ИМЕТЬ жизнь вечную, и для этого они были готовы на многое. Однако, БЫТЬ подразумевает совсем другой подход. Бог также заинтересован в том, чтобы мы имели жизнь вечную, для этого Он и сотворил человека. "Ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но ИМЕЛ жизнь вечную" (Ин. 3: 16). Чтобы это осуществилось для нас, грешников, "Ему надлежало БЫТЬ". Христос много раз говорит Своим ученикам: "Но прежде надлежит Ему много пострадать и БЫТЬ отверженному родом сим" (Лк. 17: 25). "Сыну человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и БЫТЬ распяту, и в третий день воскреснуть" (Лк. 24: 7). Ученикам же трудно было понять Своего Господа, поскольку приоритетом их жизненной позиции было всегда "иметь".

После Пятидесятницы проповедь апостолов уже имела другое направление. Апостол Павел смело свидетельствовал, что Евангелие доступно всем. "Открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых, и что Сей Христос ЕСТЬ Иисус, которого проповедую вам" (Деян. 17: 3). Евангелие – добрая весть, дающая каждому человеку возможность БЫТЬ усыновленным Богу через Иисуса Христа. Если человек думает ИМЕТЬ это сыновство, минуя покаяние, он пытается войти в Царствие Божье другим невозможным путем.

Есть только один путь: "Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня" – говорит Христос (Ин. 14: 6). Тщетны любые человеческие усилия и методы, чтобы следовать за Христом. Не могут человеку помочь в этом и многообразные религиозные конфессии со своими уставами и доктринами. Христос – вот единственно в Ком нуждается каждый человек. Христос – это дверь. "Истинно, истинно говорю вам: кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инде, тот вор и разбойник. А входящий дверью есть пастырь овцам" (Ин. 10: 1,2). Бог сделал Христа Дверью для каждого. Став человеком, Он Сам прошел через эту дверь, и теперь приглашает нас входить через нее. "Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их не приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их. Я есмь дверь; кто войдет Мною, то спасется, и войдет и выйдет, и пажить найдет" (Ин. 10: 7-9).

Побуждаемый сатаной, вором и разбойником, человек не желает менять свою жизненную установку "иметь", внося в свою религию материалистические интересы. Такая религия становится жестокой, авторитарной к другим, используя их в своих целях. В наше время мы наблюдаем, как религия вновь становится востребованной обществом, потерявшим нравственные ориентиры. Еще совсем недавно стране, в которой я родился, Бог был вообще не нужен! "Мы наш, мы новый мир построим!" – сидело у каждого в головах. И вдруг такая метаморфоза, людей чуть ли не загоняют в религию, государство финансирует различные религиозные проекты. Почему такое изменение? Человечество осознало свой крах, и потому усиленно стремится избегнуть грядущие опасности, делая все возможное, чтобы сохранить свое "иметь".

Как актуальна сегодня для секулярно-религиозного человечества весть Иоанна Крестителя, призывающего: "Сотворите достойный плод покаяния"! Как важно сегодня изменение мыслей человека, спешащего в храм на поклонение Господу. Как важно, чтобы храм души человека был очищен от "торговцев", заполнивших его душу! Чтобы это произошло, необходимо проникнуться вестью Иоанна: "Сотворите достойный плод покаяния".