Лекции - Образовательное право - файл Лекции.doc. §1. Субъекты образовательного правоотношения

    Место норм, регулирующих отношения в сфере образования, в системе российского права: основные подходы к проблеме.

    Предмет и метод образовательного права.

    Система и принципы образовательного права.

    Источники образовательного права.

1. Место норм, регулирующих отношения в сфере образования, в системе российского права: основные подходы к проблеме

Прежде чем определить место норм, регулирующих образовательные отношения, в системе российского права, обозначим возможные подходы к данной проблеме и проанализируем высказанные в литературе точки зрения.

В.И. Шкатулла, определяя образовательное право как «совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для урегулирования образовательных отношений», полагает, что понятие образовательного права проявляется в нескольких формах. Он выделяет восемь наиболее важных «явлений бытия (форм существования)» образовательного права:

1. Образовательное законодательство (совокупность нормативных актов, регулирующих соответствующие отношения);

2. Отрасль образовательного права (совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в этих нормативных актах);

3. Система правоотношений в сфере образования (реальные отношения людей, урегулированные нормами права);

4. Правосознание (представления людей об образовательном праве);

5. Представления людей о справедливости общественных отношений в сфере образования;

6. Состояние свободы человека в системе образования;

7. Учебная дисциплина;

8. Субъективное право человека на образование 1 .

Нетрудно заметить, что в представленном перечне содержатся сформулированные применительно к образовательному праву основные типы правопонимания: нормативистский (пункты 1 и 2), естественно-правовой (пункты 5и 6), социологический (пункт 3), психологический (пункты 4), которые характеризуют образовательное право в объективном и субъективном (пункт 8) смыслах, а также взгляд на образовательное право как учебную дисциплину (пункт 7). Не оспаривая продуктивность такого подхода на уровне научных исследований, заметим, что он дает лишь наиболее общее представление о понятии образовательного права.

Гораздо более важен вопрос о том, можно ли рассматривать образовательное право как отрасль российского права. Мнения специалистов по данному вопросу расходятся. Все сформулированные точки зрения можно свести к двум основным концепциям. Согласно первой, образовательное право представляет собой отрасль права (если не основную, то комплексную 2). Ее сторонники предпринимают попытки определить предмет и метод этой отрасли, показать ее специфику. Вторая концепция первой и признает образовательное право отраслью законодательства («нормативным массивом» 3). Нетрудно заметить, что, несмотря на кажущиеся различия, эти две концепции довольно близки по содержанию, если рассуждать с позиции соотношения системы права и системы законодательства. Некоторые ученые полагают, что отрасль законодательства и комплексная отрасль права являются понятиями если не равнозначными, то весьма близкими 4 .

Для того, чтобы сформулировать свое мнение по вопросу о сущности образовательного права, о месте в системе права норм, которые регулируют отношения в области образования, предпримем попытку определить, что представляет собой комплексная отрасль права и как она соотносится с отраслью законодательства.

Исходя из названия, указанная группа норм регулирует отношения, связанные с образованием, поэтому прежде всего необходимо определить, что собой представляет образование. Его определение дается в преамбуле Закона РФ «Об образовании». Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Таким образом, образование – это процесс, который отвечает следующим признакам:

    целенаправленность;

    организованность и управляемость;

    завершенность и соответствие требованиям качества.

Логично предположить, что складывающиеся в этой сфере общественные отношения сложны и многообразны, поэтому должны регулироваться правовыми нормами, различными по отраслевой принадлежности, по функциям. Поэтому правомерна постановка вопроса о возможности признания совокупности норм, регулирующих отношения в области образования, комплексной отраслью права .

В науке общепризнанным является тот факт, что комплексные отрасли отличаются от самостоятельных по следующим критериям. Во-первых, они не имеют единого однородного предмета, во-вторых, состоят из норм, взятых из разных отраслей, в-третьих, пользуются методами основных отраслей, в-четвертых, не занимают никакого места в правовой системе. «Юридические нормы, входящие в комплексные образования, остаются по своим исходным моментам в главной структуре, в основных отраслях, и на них распространяются общие положения соответствующих основных отраслей» 5 .

Предмет комплексной отрасли представляет собой «локальную социальную систему, ориентированную на решение определенных социальных задач», специфика метода комплексной отрасли проявляется в том, что здесь применяются особые, свойственные только ей комбинации «исходных, типовых приемов юридического регулирования» 6 . Комплексные отрасли образуются в системе права по предметному, неюридическому принципу. «Юридические особенности данной общности выражены не в специфических отраслевых методе и механизме регулирования, а в некоторых особых принципах, общих положениях, отдельных специфических приемах регулирования, свидетельствующих о существовании специального, хотя и не видового юридического режима» 7 .

Сторонник многомерности структуры права С.С. Алексеев выделяет два вида отраслей права: главные, профилирующие (государственное, административное, гражданское, уголовное и процессуальные отрасли) и неглавные, специальные, самостоятельные отрасли права. Главные, фундаментальные отрасли формируются относительно быстро и в последующем составляют остов системы права, другие отрасли формируются в процессе более длительного развития, первоначально – в рамках уже существующих отраслей. Он признает существование и комплексных правовых образований, в том числе отраслей. Их формирование он связывает с принятием комплексных актов, затрагивающих целые сферы социальной жизни или их участки. «Причем если такого рода компоновка юридически разнородного материала осуществлена не путем простого корпоративного его сосредоточения в одном документе, а путем кодификации и, следовательно, обогащения содержания права, введения в правовую ткань новых специфических системных нормативных обобщений, то в результате могут сложиться новые, относительно самостоятельные правовые образования» 8 .

Л.Б. Тиунова тоже признает многомерность системы права. При этом она высказывает сомнения в обоснованности отраслевого деления права. Предмет правового регулирования она считает весьма условным критерием отраслевого деления. Во многих отраслях права предмет не отличается единством, например, гражданское право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные, трудовое – собственно трудовые отношения и тесно связанные с ними (вытекающие из них, производные от них) и т. д. Относительно метода как дополнительного критерия выделения отраслей она отмечает, что в конечном итоге под ним «понимается та или иная доля своеобразия характера или способа регулирования общественных отношений, которая обеспечивается различными комбинациями одних и тех же методов (императивного, диспозитивного, договорного, властного, рекомендательного или в более обобщенной форме: дозволение, предписание, запрещение), с неодинаковой силой проявляющихся в той или иной области регулирования» 9 . Кроме того, поскольку в системе права существуют нормы, не входящие ни в одну из отраслей, отраслевая дифференциация не может рассматриваться как основа системы права либо как определенный уровень структуры права 10 .

Отрасли права она определяет как «объективно исторически сложившиеся образования правовых норм, их автономные массивы, в основе которых лежат объективно обособившиеся в процессе развития общества определенные области социальных отношений, социальной деятельности». «Степень обособленности правовой отрасли и ее развития определяется степенью развитости и автономности соответствующей области социальной действительности», – утверждает Л. Б. Тиунова и предлагает именно с этой точки зрения оценивать процессы формирования новых отраслей 11 . Она не соглашается с признанием вторичных правовых образований так называемыми комплексными отраслями в силу того, что они якобы не имеют единого предмета и специфического метода. Действительно, эти массивы появляются в системе права значительно позднее основных, традиционных отраслей как следствие «объективной дифференциации общественных отношений, государственно-правовой ее оценки, а также степени развитости соответствующей области правовых норм (консолидация норм, систематизация законодательства)» 12 . С ее точки зрения, именно указанные три группы факторов (объективные, оценочные и нормативные) и должны учитываться при оценке отраслевой структуры права, а также при прогнозировании ее развития.

Характеризуя перспективы развития системы права, С.С. Алексеев отмечает, что сложные экономические и социальные проблемы постиндустриальной эпохи весьма основательно влияют на содержание права, на юридические особенности его отраслей и институтов. Он выделяет два направления такого влияния: во-первых, преобразование юридических форм и конструкций в традиционных отраслях права и, во-вторых, формирование новых отраслей, которые «призваны стать основой для решения сложных экономических и социальных проблем, юридически опосредовать новые «пласты социальности» 13 . С.С. Алексеев полагает, что концепция комплексных (вторичных) отраслей наиболее адекватно в научном и практическом отношении отражает особенности новых правовых образований. Причинами этого, с его точки зрения, являются не только слабое проявление юридической специфики нарождающихся отраслей, отсутствие у них «самобытного» правового материала, но и воплощение в них тех правовых начал, которые характерны для других отраслей, прежде всего базовых.

Не исключено, что возникновение и развитие комплексных правовых образований означает начальный этап процесса интеграции правового регулирования, когда границы между отраслями становятся не только подвижными, но и относительно прозрачными, допускающими возможность комплексной регламентации той или иной группы общественных отношений с использованием инструментария различных отраслей. Классическое отраслевое деление можно рассматривать в статике, на абстрактном уровне. Когда мы анализируем правовое регулирование в динамике (механизм правового регулирования), налицо совокупность правовых средств, которые зачастую имеют разную отраслевую принадлежность (например, механизм правотворчества регулируется нормами конституционного права; основания и порядок возникновения правоотношений – нормами материальных отраслей права; порядок разрешения споров – нормами процессуальных отраслей и т. д.). Можно сказать, что комплексные отрасли права являются теоретической конструкцией, отражающей механизм межотраслевого функционального взаимодействия правовых норм для регулирования определенной сферы общественных отношений (в частности, в области образования).

Значительный интерес представляют рассуждения по этому вопросу В.И. Шкатуллы, который называет образовательное право комплексной отраслью права, включающей в себя в качестве важнейшего института «педагогическое право, которое имеет тенденцию к развитию в самостоятельную отрасль права» 14 . Такой вывод делается на основе признания специфики так называемых педагогических отношений, которые включают в себя (по авторской терминологии) договор на образование, определение содержательного момента, процесс обучения, организацию учебной работы и т. д. Эти отношения признаются центральными в системе образования. Все остальные отношения (имущественные, финансовые, управленческие и пр.) выполняют обслуживающую, вспомогательную функцию. С этим можно согласиться. Именно педагогические отношения составляют ядро предмета регулирования образовательного права. Но для их эффективного регулирования недостаточно только норм так называемого образовательного законодательства. Подлежат применению также нормы таких отраслей права, как конституционное, гражданское, административное, финансовое, трудовое и др. Примем это как исходную посылку для дальнейших рассуждений, тем более, что этот факт признается всеми специалистами.

Необходимо учитывать, что образовательное право формируется на пересечении частного и публичного права, объединяя в регулировании соответствующих отношений способы и приемы, характерные для указанных систем. На это обращает внимание С.В. Поленина. Она отмечает, что соединение частноправовых и публично-правовых методов имеет место при реализации многих конституционных прав граждан, в том числе – права на образование, на охрану здоровья и др. «Их осуществление, – пишет она, – предполагает не только участие всех форм собственности, но и активный государственный контроль за претворением этих прав в жизнь» 15 .

Можно сделать вывод о том, что образовательное право входит в крупный межотраслевой массив, который предлагается именовать гуманитарным (Ю.А. Тихомиров), или социальным (А.В. Мицкевич 16) правом, «для которого характерно обеспечение интересов человека и социальных общностей как за счет их собственной правореализации, так и путем обеспечивающей деятельности государства и общественных институтов» 17 . Выделяют три основных предпосылки формирования гуманитарного права, которые в полной мере отражают и специфику возникновения и развития права образовательного. Первая из них заключается в том, что «признание человека высшей ценностью означает существенную переориентацию законодательства» с целью обеспечения регламентации как общего, так и специального статуса граждан, усиления гарантированности и охрану их прав и свобод, стимулирование участия граждан в государственной и общественной жизни. Вторая причина отражает усиливающееся взаимодействие национального и международного права, прежде всего в гуманитарной сфере. Внутригосударственное право испытывает сильное влияние международного гуманитарного права, в сферу действия которого многие специалисты теперь включают не только защиту жертв вооруженных конфликтов, но и средства международно-правовой защиты прав человека. Третья причина связана с потребностью комплексного правового регулирования данной сферы государственной и общественной жизни.

Предложенная концепция, по нашему мнению, задает в целом правильное направление дальнейшим исследованиям и нуждается в развитии и осмыслении.

Можно ли рассматривать образовательное право как отрасль законодательства? Отрасли законодательства, в отличие от отраслей права, не характеризуются однородным предметом правового регулирования, поскольку формируются из правовых норм различных отраслей права. Отрасли законодательства и отрасли права не обязательно совпадают. Согласно традиционной точке зрения, законодательство является формой выражения и существования правовых норм, поэтому систему законодательства нельзя противопоставлять системе права.

Некоторые ученые относят понятие «система права» к числу доктринальных выводов юридической науки и в целом разделяют высказанную Р.З. Лившицем мысль о необходимости отказаться от системы права в пользу системы законодательства 18 . Так, А.В. Мицкевич ставит ряд вопросов, ответы на которые способны показать истинное соотношение системы права и системы законодательства: «Есть ли нечто, в чем воплощается система права и ее деление на отрасли, кроме законодательства, т. е. позитивного права? Может ли сама по себе система правовых норм рассматриваться как объективный фактор по отношению к законодательству?» Традиционное для отечественной правовой науки нормативистское правопонимание, казалось бы, признавая первичность позитивного права над всеми иными элементами правовой системы, вообще не должно было разграничивать две указанные системы, ибо право признавалось тождественным законодательству. Возражая против общепринятой точки зрения об объективном характере системы права, А.В. Мицкевич отмечает: «Позитивное право как обязательные и защищаемые (охраняемые) государством нормы поведения складывается в единую упорядоченную систему (общую отраслевую или институциональную) не стихийно, а путем их обобщения на рациональной основе, с обязательным участием сознания людей» 19 .

Мы не случайно затронули проблему соотношения системы права и системы законодательства. Она имеет непосредственное отношение к предмету настоящего исследования, потому что некоторые авторы полагают, что нормы, регулирующие образовательные отношения, образуют определенное единство лишь в системе законодательства. Высказывается точка зрения о существовании образовательного законодательства. В Классификаторе правовых актов, который был одобрен Указом Президента РФ от 15 марта 2000 г. 20 , в систему отрасли образовательного законодательства включают общие положения, а также нормативные акты об управлении системой образования, государственных образовательных стандартах, образовательных программах и образовательном процессе, об образовательных учреждениях, формах получения образования, документах об образовании, гарантиях реализации прав граждан в области образования, оказании платных образовательных услуг и об индивидуальной педагогической деятельности. Это подтверждает ранее высказанную мысль о комплексном характере образовательного права и законодательства об образовании.

Развитие общественных отношений приводит к подвижности границ между отраслями права. Законодатель, реагируя на эти процессы, принимает комплексные нормативные акты, в которых закрепляются нормы разной отраслевой принадлежности. Очевидно, этот субъективный фактор при определенных условиях может оказывать реальное влияние на формирование системы права как на процесс объективный. Обращает на себя внимание факт признания функционального единства этих правовых норм. Нормы, регулирующие отношения в области образования, отвечают этому критерию. Вместе с тем, в совокупности они составляют гораздо более обширный правовой массив, чем правовой институт. Поэтому полагаем возможным определить образовательное право как комплексную отрасль права, как систему правовых норм различной отраслевой принадлежности, функционально взаимодействующих в целях наиболее полного и эффективного регулирования педагогических отношений, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимся и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем).


Образовательное право: термин и понятия
Термин «образовательное право» уже прочно вошел в язык педагогической и правовой наук, широко он используется и представителями юридической и педагогической практики. «Образовательно-правовая» библиография пусть и медленно, но неуклонно расширяется. В учебных планах педагогических и юридических вузов, институтов и факультетов повышения квалификации педагогических работников всех уровней образования все чаще отводится место учебной дисциплине «Образовательное право», а для специальности 032700 Юриспруденция она входит в число дисциплин предметной подготовки федерального компонента соответствующего государственного образовательного стандарта.

Вместе с тем полисемантичность термина «образовательное право», как показывает анализ его научно-практического использования, в известной мере затрудняет системный и целенаправленный характер исследований образовательно-правовой проблематики. Это вынуждает обратиться к основным смысловым значениям самого этого термина и, соответственно, тем понятиям, которые и отражают эти смыслы. Без такой смысловой систематизации весьма велика опасность девальвации научной значимости термина «образовательное право».

В самом общем плане можно выделить следующие основные значения данного термина:

а) образовательное право как комплексная отрасль права;

б) образовательное право как нормативно-правовой массив (образовательное законодательство);

в) образовательное право как элемент системы конституционных прав и свобод, в том числе как элемент системы международных стандартов прав и свобод («право на образование»);

г) образовательное право как элемент образовательных прав участников образовательных отношений;

д) «Образовательное право» как учебная дисциплина;

е) образовательное право как актуальное направление теоретико-правовых, социолого-правовых и отраслевых юридических научных исследований;

ж) образовательное право как элемент (сторона) системы образования в целом.

Образовательное право как комплексная отрасль права . В современной классификации отраслей, представленной в научной и учебной юридической литературе, образовательному праву как отрасли самостоятельного места практически не отводится. Такое положение обусловлено достаточно острыми дискуссиями среди ученых-юристов относительно того, считать ли образовательное право правовой отраслью или нет. Основным аргументом противников является то, что у образовательного права отсутствуют собственные предмет и метод правового регулирования общественных отношений - главные критерии отраслевой дифференциации. Сторонники же возможности, более того, необходимости выделения образовательного права в качестве отрасли права, причем не самостоятельной, а именно комплексной правовой отрасли, полагают, что уже сама природа и специфика отношений, складывающихся в сфере образования, дают все необходимые и достаточные основания для выделения образовательного права как уже вполне сложившейся правовой отрасли, имеющей комплексный характер. Признание образовательного права как правовой отрасли характерно и для ряда представителей административного права.

Сравнение аргументов обеих сторон требует специального глубокого, прежде всего, теоретико-правового анализа. Здесь достаточно ограничиться утверждением, что, во-первых, современный уровень развития правовой и образовательных систем во всех современных демократических государствах, во-вторых, резкий количественный рост и иерархическое усложнение нормативно-правового массива, регулирующий образовательные отношения, в-третьих, исключительная значимость образования как социального института в нашу эпоху и ряд других факторов и условий, объективно приводят не только к признанию и обоснованию возможности, но и необходимости выделения образовательного права как комплексной правовой отрасли, занимающей важное место как в целом в правовой системе общества, так и в системном строении самого права .

Обратим внимание также на еще одно важное обстоятельство. Комплексный характер образовательного права действительно обусловлен, прежде всего, особенностями его предмета , представляющий собой особое строение и содержание общественных отношений, складывающихся в сфере образования. Эти отношения, имея немало общего с другими видами отношений как объекта правового воздействия, обладают, тем не менее, такими чертами, которые отсутствуют в других сферах жизнедеятельности. В этой связи можно говорить о двух относительно самостоятельных, и в то же время органически взаимосвязанных типах отношений в сфере образования, особенности регулирования которых правовыми средствами и дают основания говорить о специфике предмета образовательного права и, следовательно, об относительной самостоятельности последнего как комплексной отрасли права.

Первый тип отношений в сфере образования связан непосредственно с организацией и управлением образовательной деятельности (образовательного или, иначе, педагогического, процесса). Это, главным образом, педагогические отношения (т.е. собственно образовательные отношения в главном значении термина «образование»), психолого-педагогические, организационно-управленческие, нравственно-воспитательные и иные отношения, которые прямо и непосредственно связаны с процессами обучения и воспитания. С известной степенью условности данные отношения можно было бы назвать преципионными (от лат. praecipio – наставлять, учить) образовательными отношениями.

Преципионные отношения вполне возможно рассматривать как отношения первичные , поскольку именно обучение и воспитание выступают ведущими целями и задачами всякой образовательной деятельности (педагогического процесса). Иное дело, что в различных ситуациях удельный вес обучающей и воспитательной компонент в образовательном процессе не одинаков. Скажем, в системе дошкольного и общего образования роль воспитания значительно выше, чем в системе профессионального, особенно высшего и послевузовского образования. В то же время ни в высших учебных заведениях, ни в аспирантуре и даже докторантуре, а также при оказании образовательных услуг вне установленных традиционных форм образовательной деятельности, элементы воспитания в той или иной степени присутствуют; более того, они не могут не присутствовать.

Второй тип отношений в сфере образования, подлежащих урегулированию правом, связан с необходимостью материального, кадрового, финансового и иного рода обеспечением деятельности по достижению образовательных целей и задач. Тем самым отношения данного типа могут рассматриваться как вторичные, которые можно было бы условно определить как комиторные (от лат. comitor – сопровождать) образовательные отношения.

Комиторные отношения регулируются нормами соответствующих отраслей права: трудового права (прием на работу педагогических работников и вспомогательного персонала и заключение соответствующих трудовых договоров (контрактов); установление режима рабочего дня и отдыха и т.д.), гражданского права (установление организационно-правовых форм образовательных учреждений, заключение различного рода хозяйственных договоров и т.д.); финансового права (установление системы оплаты труда педагогического состава, установление размера оплаты за обучение и др.); налоговое право (установление налогового режима деятельности образовательных учреждений, определение вида и размера налоговых льгот и т.д.) и др.

К данному типу отношений следует, очевидно, отнести и отношения, связанные с обеспечением права на образование, о чем выше уже шла речь. В то же время, учитывая особую значимость данной, по сути дела, конституционной, проблемы в настоящее время, эти отношения стоят как бы особняком, что обусловливает и особое к ним внимание со стороны законодателя и субъектов правоприменения.

В действующем отраслевом законодательстве, конечно, имеются определенные механизмы, обеспечивающие своими возможностями регулирование столь специфических отношений, которые складываются в сфере образования. Так, в Трудовом кодексе Российской Федерации существует глава 52 «Особенности регулирования труда педагогических работников», нормы статей которых отражают наиболее основные особенности регулирования труда педагогических работников. В этом плане данная глава может быть отнесена и к образовательному праву с тем лишь уточнением, что в системе образования трудятся не только педагогические работники, но и множество других субъектов – учащиеся, административно-управленческий и учебно-вспомогательный персонал образовательных учреждений, работники органов управления образованием и т.д., трудовая деятельность также обладает спецификой. Все это много- и разнообразие специфических отношений не может быть урегулировано одним лишь трудовым законодательством, что также следует рассматривать в качестве дополнительного аргумента для необходимости выделения образовательного права.

Представленная структура отношений в сфере образования и дает основания говорить о действительно уникальной особенности предмета образовательного права. Уникальность эта состоит в том, что образовательное право, аккумулируя в себе возможности (правовые средства и механизмы) различных отраслей права, использует их для достижения и решения главных целей и задач, которые стоят перед образовательным институтом общества вообще, а также целей и задач, отражающих особенностей различных уровней и форм образования. Тем самым, образовательное право включает в себя опосредованно институты и нормы тех отраслей права (законодательства), которые регулирует прямо или опосредованно соответствующие отношения в сфере образования. Однако, это не означает, что образовательное право представляет собой некую механическую совокупность такого рода отраслевых институтов права. Исходя из того, как отмечалось, что существуют первичные (преципионные) образовательные отношения, в образовательном праве существуют нормы и институты, которые непосредственно регулируют эти образовательные отношения: отношения между учителем и учеником, учителем и родителями ученика, родителями и администрацией образовательного учреждения, образовательным учреждением и органом управления образования по вопросам учебно-методического характера и т.д.

Оба типа образовательных отношений очень тесно взаимосвязаны. В чистом виде их обнаружить трудно, а то и невозможно. Скажем, даже, например, «чисто» педагогические отношения учителя и ученика, преподавателя и студента так и или иначе связаны с возможностями изменения трудовых отношений педагогического работника и образовательного учреждения через механизм аттестации или механизмы юридической ответственности за совершение противоправного деяния со стороны как преподавателя (унижение достоинства ученика, рукоприкладство, взятки и т.п.), так и со стороны обучаемого (оскорбление преподавателя, клевета в его отношении, то же рукоприкладство и т.д.).

Что касается метода правового регулирования, под которым понимается совокупность способов, приемов и средств правового регулирования образовательных отношений, то главная его особенность связана, безусловно, с той же спецификой образовательной деятельности по обучению, воспитанию и личностному развитию обучающихся в различного рода образовательных учреждениях, на разных уровнях и формах образования. К числу наиболее значимых специфических черт метода образовательного права в теории образовательного права относятся (В.В. Сырых):

а) применение императивного и императивно-диспозитивного методов правового регулирования общественных отношений;

б) своеобразие правового статуса участников образовательных отношений;

в) общедоступность и бесплатность начального и основного общего образования, а также среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования;

г) сочетание нормативно-правового регулирования образовательных отношений на федеральном уровне с нормативно-правовым регулированием субъектами Российской Федерации (региональный уровень), нормативно-правовым регулированием органами местного самоуправления и локальным регулированием образовательными учреждениями;

д) единство и дифференциация нормативно-правового регулирования образовательных отношений;

е) сочетание государственного контроля за качеством образования автономностью образовательных учреждений, свободой и плюрализмом в образовании;

ж) специфика правоприменительной деятельности в процессе текущей и итоговой аттестации обучающихся;

з) особенности применения юридической ответственности за противоправные посягательства на образовательные отношения, на правопорядок в образовательной сфере.

Добавим к этому, что методы правового регулирования первичных (преципионных) и вторичных (комиторных) образовательных отношений отличаются также и тем, что при регулировании первых особую значимость приобретают психологические составляющие как императивного, так и диспозитивного методов. Речь, конечно, идет об убеждающих методах и приемах, без чего невозможно никакое обучение и воспитание, а тем самым и личностное развитие как обучаемого, так и педагогическая профессионализация, в том числе развитие педагогической компетентности, самого педагогического работника, особенно, молодого.

Образовательное право как синоним образовательного законодательства. Известно, что термин «законодательство» может применяться как в «узком», так и в «широком» смыслах. В первом случае под законодательством понимается совокупность только законодательных актов (в России - федеральных законов и законов субъектов РФ). В широком же смысле законодательство представляет собой всю совокупность нормативно-правового массива (законодательных и подзаконных нормативно-правовых актов, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также локальных нормативно-правовых актов).

Термин «образовательное право», употребляемый в ином значении, чем обозначение комплексной отрасли права, чаще всего выступает синонимом термина «образовательное законодательство» именно в широком его толковании. Именно в этом значении он будет использоваться и в дальнейшем изложении материала настоящего пособия. Следует лишь уточнить, что локальные нормативно-правовые акты, т.е. акты, издаваемые администрацией образовательного учреждения, не следует, думается, включать в понятие законодательства (в широком смысле). В то же время локальные акты с полным основанием могут и должны включаться в понятие «нормативно-правовой образовательный массив».

Помимо общего понятия законодательства следует иметь в виду и его соотнесение с отраслевой дифференциацией системы права и, тем самым, системы законодательства как формально-определенного бытия последней. В этом плане понятие «законодательство» соотносится с той или иной отраслью права – «конституционное законодательство», «трудовое законодательство», «уголовное законодательство» и т.д. Исходя из изложенного относительно образовательного права как комплексной правовой отрасли, есть более чем достаточные основания говорить как об образовательном законодательстве , так и его строении, содержании и дифференциации.

Обратимся кратко к последней, поскольку, во-первых, анализ строения и содержания образовательного законодательства в значительной мере детерминирован критериями дифференциации, а, во-вторых, строение и содержание законодательства об образовании будут рассмотрены подробно в следующей главе пособия.

Применительно к Российской Федерации как федеративному государству можно говорит о нескольких критериях дифференциации образовательного законодательства.

По юридической силе, характеризующей место и роль нормативно-правового акта в иерархии отраслевого законодательства, выделяются:

а) федеральные законы;

б) законы субъектов Российской Федерации;

в) подзаконные акты федеральных органов исполнительной власти;

г) подзаконные акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

д) нормативные правовые акты органов местного самоуправления по вопросам образования.

Нижнюю ступень в этой пирамиде занимают локальные акты образовательных учреждений, входящие, как уже говорилось, в общий нормативно-правовой образовательный массив.

По критерию образовательно-правовой компетенции выделяются несколько уровней такой компетенции, отражающейся в соответствующих нормативно-правовых актах:

а) конституционная компетенция;

б) федеральная компетенция;

в) региональная компетенция (включающая компетенцию субъектов РФ и органов местного самоуправления);

д) компетенция образовательных учреждений.

Так, вопросы образования, как показывает анализ пункта «е» части 1 ст. 72 Конституции РФ, относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ. Что же касается местного самоуправления, то вопросы образования, находящиеся в их ведении, определяются уже законодательством РФ и субъектов РФ. В частности, Законом РФ «Об образовании» (с изменениями и дополнениями на 22.08.2004 г.) в ст.ст. 28–32 такая законодательная граница управленческой компетентности, включающая в себя и компетентность по изданию нормативно-правовых актов по вопросам образования, между этими тремя субъектами управления образованием, а также компетенция образовательных учреждений, проведена достаточно отчетливо.

Образовательное право как элемент права на образование . Право на образование (ст. 43 Конституции РФ) как элемент системы прав и свобод человека, непосредственно проявляется в реальной образовательно-правовой практике в виде вполне конкретного юридического субъективного права как мера дозволенности (возможности) действия участников образовательных отношений по удовлетворению ими в рамках действующего законодательства своих образовательных потребностей, обеспечению и защите соответствующих законных интересов. В этом плане понятия «образовательное право» и «субъективное юридическое право» (как элемент содержания образовательного правоотношения) являются однопорядковыми и совпадают по своему содержанию. К таким образовательным правам относятся право на дошкольное образование, право на начальное образование, право на получение объективной оценки своих знаний и умений со стороны педагога (преподавателя), право на перевод из одного образовательного учреждения в другое, право на получение документа о получении документа об образовании определенного уровня при условии выполнения учебного плана и т.д. и т.д.

В последние годы внимание ученых и практиков все больше приковывает проблема прав обучающихся и, в частности, «студенческое право» (Барабанова С.В.). Не меньший, конечно же, интерес представляет и проблематика «ученического права» и особенно «педагогического права» (точнее, «права педагогического работника»). Все эти проблемы, действительно, исключительно актуальны и значимы как в научном, так и в практическом отношениях, требуют специального изучения.

Некоторые образовательные права фактически совпадают с другими правами, присущими субъектам образовательных правоотношений как человеку, гражданину и личности (право учащегося на личную неприкосновенность со стороны педагога, право учителя на недопустимость его унижения со стороны учеников и их родителей и т.п.).

Классификация и анализ таких образовательных прав представляет значительный теоретический и особенно практический интерес для самых разных участников образовательных правоотношений. В последние годы появилось немало такого рода учебно-практических пособий для субъектов образовательных отношений различных категорий (Е.Л. Болотова и др.).

Образовательное право как учебная дисциплина. В государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ГОС ВПО) 032700 Юриспруденция, действующего с 2000 г. (ГОС-2000), учебная дисциплина «Образовательное право» занимает особое место. Вместе с дисциплиной «Теория и методика обучения праву», близость с которой очевидно уже из названий обеих дисциплин, «Образовательное право» определяет, по сути дела, профиль образовательно-правовой подготовки будущего учителя правовых дисциплин.

Нужно заметить, что дисциплина «Образовательное право» начинает сегодня постепенно вводиться в учебные планы подготовки «классических юристов, а также в университетские учебные планы, что совершенно оправдано и своевременно в условиях модернизации современного российского образования.

Образовательное право как направление научных исследований . Начиная со второй половины 1990-х годов прошлого столетия в теоретико-правовой, социолого-правовой и отраслевых юридических науках развернулись активные исследования в области образовательного права. В Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других крупных центрах правовой науки проводятся международные, всероссийские и региональные научно-практические конференции, научные семинары, «круглые столы» по самым различным теоретическим и практическим аспектам образовательного права. При Министерстве образования и науки Российской Федерации создан Федеральный Центр образовательного законодательства, являющийся сегодня крупным и авторитетным исследовательским и издательским центром, аккумулирующим самые последние достижения правовой и педагогической наук в области образовательного права. Развивается в последние годы «образовательно-правовая компаративистика», что особенно важно в контексте вступления России в европейское образовательное пространство («болонский процесс»). В ряде вузов страны, и не только педагогических, началась целенаправленная подготовка специалистов в области образовательного права посредством создания соответствующих отделений и институтов (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Пермь). Открываются кафедры образовательного права (Москва, Екатеринбург), готовятся и защищаются кандидатские и докторские диссертации по образовательно-правовой проблематике. Вопросы образовательного права становятся предметом пристального интереса со стороны уже не только вузовской и академической научной общественности, но и органов государственной власти и местного самоуправления. К примеру, в Уральском федеральном округе активно предпринимаются научные и организационные меры по повышению эффективности регионального образовательного законодательства, прошли три большие научно-практические конференции в гг. Екатеринбурге и Тюмени с участием представителей – правовой, педагогической, социологической наук, системы образования субъектов РФ, органов государственной власти и местного самоуправления.


Власть и властные отношения в современном мире: Материалы IX научно-практической конференции, приуроченной к 15-летию Гуманитарного университета (г. Екатеринбург)30-31 марта 2006 г: Доклады/ Редкол.: Л.А. Закс и др.: в 2 т. - Екатеринбург: Гуманитарный ун-т, 2006. – Т.2. С. 195-205.

Образовательное право - система юридических норм, регулирующих правоотношения участников образовательного процесса.

Под образованием и образовательным процессом понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней.

Под получением образования понимается достижение и подтверждение обучающимся определенного образовательного уровня, который удостоверяется соответствующим документом.

Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Оно осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

Законом Российской Федерации «Об образовании» область образования в российском обществе и государстве объявляется приоритетной. Основой государственной политики в области образования является Федеральная программа развития образования, утверждаемая федеральным законом. Программа эта разрабатывается на конкурсной основе. О ходе ее реализации Правительство РФ ежегодно докладывает палатам Федерального Собрания и свой доклад публикует в официальном печатном органе.

Система образовательного права Систему отрасли права образуют подотрасли (в наиболее крупных отраслях, таких, как гражданское, конституционное и др.); правовые институты, которые представляют собой группы правовых норм, регулирующих определенную разновидность общественных отношений: общая и особенная части; правовые нормы. Система комплексной отрасли права в самом общем виде может быть представлена как совокупность правовых институтов и норм различной отраслевой принадлежности. Так, в систему образовательного права включаются, одновременно оставаясь в рамках основных отраслей, такие институты и субинституты, как управление системой образования (входящий в административное право), образовательные учреждения (гражданское право), трудового договора о работе в образовательном учреждении (институт трудового договора). Центральное место в системе образовательного права занимает институт, регулирующий педагогические отношения. Его можно подразделить на субинституты дошкольного, общего, начального и других видов профессионального образования, и др.

Вопрос 7 Источники образовательного права

Нормы образовательного права выражаются, закрепляются в разного рода правовых источниках. Под источниками права российские правоведы понимают письменные документы при, помощи которых правотворче-ские органы объективируют, закрепляют свое решение о создании норм права (изменении действующих норм, признании их утратившими силу) и доводят свою волю до всех заинтересованных лиц. В числе основных ис-точников права признаются нормативно-правовые акты, судебные преце-денты, нормативные договоры и правовые обычаи.

В системе образовательного права действуют два вида источников: нормативно-правовой акт и нормативный договор.

Источники образовательного права

Источниками образовательного права являются нормативные акты и договоры, содержащие нормы регулирования отношений в области образования.

МЕЖДУНАРОДНЫЕ

При разработке собственных норм государства ориентируются не только на сложившиеся национальные образовательные традиции, но и на международные правовые акты и соглашения. По оценкам специалистов наиболее крупных из них насчитывается более тридцати.

1948 Всеобщая декларация прав человека Article 26 (Статья 26)

1989 Конвенция о правах ребенка Article 28 (Статья 28)

1960 Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Ст.1)

Другие международные документы

Федеральное законодательство об образовании

К основным законам государства, прямо или опосредовано регулирующих отношения, возникающие на всех уровнях образования, устанавливающие нормативную основу деятельности образовательных учреждений всех уровней и типов, всех субъектов образовательного процесса, а также вопросы образовательной политики в целом и рассчитанных на длительную временную перспективу, относятся два ныне действующих закона: Закон Российской Федерации «Об образовании» (1992 г.) и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 г.).

Кроме базовых законов, выделяются:

Профильные, «сегментарные», т.е. регулирующие отдельные стороны функционирования системы образования (Федеральный закон от 10.04.2000 №51-ФЗ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»; Федеральный закон «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию» от 16 мая 1995 г. № 74-ФЗ и др.). Несмотря на всю их важность, они все же не имеет статуса системообразующего закона;

Непрофильные законы, содержащие правовые нормы, регулирующие отношения в сфере образования; эти законы занимают особое место в механизме правового регулирования отношений в образовательной сфере.

Подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере образования, могут быть объединены по принципу убывания юридической силы в следующие группы:

Указы Президента РФ, среди которых можно выделить две основные группы: а) указы, принятые исключительно для регулирования отношений в сфере образования (к примеру, указы Президента РФ от 24.12.1996 №1759 «О приведении нормативных правовых актов Президента РФ в соответствие с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» и др.) и б) указы, содержащие отдельные положения, касающиеся проблематики образования (например, основы государственного управления системой образования закреплены в указах Президента РФ от 09.03.2004 №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и от 20.05.2004 №649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»).

Постановления Правительства РФ, посвященные регулированию образования (например, постановления от 05.07.2001 №505 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг», от 18.10.2000 №796 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности», от 05.04.2001 №264 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации»), либо содержащие отдельные положения, регулирующие некоторые отношения в сфере образования (постановление Правительства РФ от 13.09.1994 №1047 «Об организации переподготовки и повышения квалификации государственных служащих федеральных органов исполнительной власти»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, принятые по вопросам образования. Этот исключительно многочисленный и разнообразный массив нормативных правовых актов может быть сгруппирован следующим образом:

1) нормативные правовые акты Министерства образования и науки РФ (до 9 марта 2004 года - Министерство образования РФ) (приказ Минобразования России от 25.03.2003 №1154 «Об утверждении Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования» и т.д.);

2) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти, в том числе: а) «профильные», т.е. принятые для регулирования отношений, складывающихся исключительно в сфере образования (совместный приказ Минюста России №31 и Минобразования России №31 от 09.02.1999 "Об утверждении Положения о порядке организации получения основного общего и среднего (полного) общего образования лицами, отбывающими наказания в виде лишения свободы в исправительных колониях и тюрьмах") и б) «непрофильные», в которых содержатся лишь отдельные положения прямо или опосредованно связанные с проблематикой образования (приказ Минздрава Росси от 26.07.2000 № 284 «О специальных экзаменах для лиц, получивших медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах», приказ Министра обороны РФ от 10.12.2000 № 575 «О подготовке национальных военных кадров и технического персонала иностранных государств в воинских частях и организациях Вооруженных сил Российской Федерации» и др.)

Образовательное законодательство субъектов Российской Федерации

Особое место в механизме правового регулирования финансовой деятельности в сфере образования занимает региональное и местное законодательство. Региональный уровень законодательства об образовании (законодательство субъектов РФ) также, как федеральный, характеризуется множественностью и разнообразием видов законодательных и подзаконных актов.

К первой группе следует отнести так называемые общие законы субъектов Российской Федерации об образовании, в основу которых положен Закон РФ "Об образовании". Практически все республики, входящие в состав Российской Федерации, разработали на основе федерального закона и приняли свои законы, предмет регулирования которых совпадает с предметом регулирования федерального закона. Единая правовая основа этих законов объясняет и практическое единообразие в их названии - законы "Об образовании".

Вторую группу образуют законы и иные нормативно-правовые акты, принятые на уровне субъектов Российской федерации в развитие общего закона. В них в качестве самостоятельного предмета регулирования взят тот или иной круг вопросов, регулирование которых на федеральном уровне недостаточно, по мнению законодателя субъекта Российской Федерации, для успешного осуществления образовательной деятельности. В эту группу входят такие законы, как Закон Курганской области "О правовом регулировании сферы образования Курганской области", Закон Челябинской области "О начальном профессиональном образовании и профессиональной подготовке" и другие.

Третья группа - "экономические законы". Эту группу образуют законы, в которых предметом регулирования являются вопросы финансового обеспечения деятельности образовательных учреждений на территории субъекта Российской Федерации.

Четвертая группа - достаточно широк круг законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации, в которых устанавливается специальное правовое регулирование трудовых, социальных и иных отношений работников образовательных учреждений.

К пятой группе можно отнести законы и правовые акты по вопросам правового и социального статуса детей и подростков, установления законодательных мер помощи отдельным категориям учащихся и студентов, а также вопросам социальной и трудовой адаптации выпускников образовательных учреждений.

Шестая группа законов и иных правовых актов субъектов Российской Федерации включает акты, регулирующие деятельность образовательных учреждений в сферах, смежных с образовательной. Такие виды деятельности, как научная, культурно-просветительная и некоторые другие, всегда сопутствовали образовательной. Например, Закон Пермской области "О науке и научно-технической политике в Пермской области" и др.

Седьмая группа - это законы и иные нормативные

8. вопрос. Понятие и особенности законодательства в сфере образования

9. Состав законодательства в сфере образования

Законодательство в сфере образования. Правовое регулирование охватывает разнообразные взаимоотношения человека, общества и государства в сфере образования. Основополагающий документ – Конституция РФ.

Учёные характеризуют законодательство в образовательной сфере как многоуровневое. Законы делятся, во-первых, на федеральные (действующие на всей территории России), во-вторых, на законы субъектов Федерации (республики, области, края). Федеральные законы, в свою очередь, тоже делятся на два уровня. Первый – это Закон «Об образовании», служащий основой как государственной политики в области образования, так и правового статуса человека в этой области. Второй уровень – законы, нормативные акты о различных образовательных программах (например, о высшем и послевузовском профессиональном образовании).

Особое внимание вопросам правого регулирования образования уделяет Федеральное Собрание РФ. В Государственной Думе и Совете Федерации созданы специальные парламентские комитеты по науке и образованию, в состав которых входят депутаты, профессионально связанные с образованием. Эти комитеты, прежде чем принять тот или иной закон, обсуждают его проект со специалистами, а также с представителями общественности.

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и напредприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

10 Понятие Система образования

Образование – это длительный процесс, в результате которого человек приобщается к знаниям о природе мироздания, людским ценностям, получает свой личный и накопленный предыдущими поколениями жизненный опыт. Отсюда и произрастает необходимость системы образования.

Тема № 1. Образовательное право – понятие, предмет, метод правового регулирования образовательных отношений.

С образовательной системой, так или иначе, связано все население страны, поэтому, каждому, полезно знать права, обязанности и ответственность человека в этой системе.

Поступая в образовательное учреждение, человек вступает с ним в правоотношение, регулируемое образовательным правом. Очевидно, что каждый обучающийся должен знать свои права, обязанности и ответственность в этих отношениях. Перечисленные знания дает изучения курса образовательного права.

Образовательное право определяется «как совокупность правил поведения, установленных государством или от имени государства для урегулирования образовательных отношений».

Понятие образовательного права проявляется в нескольких формах:

1) образовательное законодательство (совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования), т. е. система образования может быть представлена как система нормативно-правовых актов.

Нормативно-правовой акт (НПА) – письменный документ органа власти или управления, содержащий нормы права , общеобязательные правила поведения.

8) субъективное право человека на образование, естественное и неотчуждаемое, что закрепляет Конституция РФ .

Таким образом, образовательное право – это комплексная отрасль права, система правовых норм различной отраслевой принадлежности, функционально взаимодействующих в целях наиболее полного и эффективного регулирования педагогических отношений, возникающих в рамках образовательного процесса между обучающимися, и образовательным учреждением (педагогом, воспитателем, преподавателем).

Признавая образовательное право комплексной отраслью права, необходимо проанализировать специфику тех отношений, которые оно регулирует и способов воздействия на них, т. е. предмета и метода отрасли. Предмет комплексной отрасли права не является однородным.

В нем выделяют следующие основные группы общественных отношений:

1. Между органами государственной власти и образова­ тельными учреждениями по поводу управления образованием (лицензирования их деятельности, аттестации и аккредитации и т. д.). Эти отношения регулируются нормами административ­ного права.

2. По финансовому обеспечению деятельности образователь­ ных учреждений (в том числе по бюджетному финансированию). Эти отношения регулируются нормами финансового права .

3. Связанные с созданием образовательных учреждений, их реорганизацией и ликвидацией. Отношения регулируются нор­мами гражданского права.

4. Между образовательным учреждением и преподавате­ лями, регулируемые нормами трудового права . Принцип един­ства и дифференциации правового регулирования труда проявляется в этой сфере таким образом, что, помимо общих правил, регулирующих труд всех работников, устанавливают­ся специальные правила, позволяющие учесть особенности труда отдельных категорий работников.

Работники образовательных учреждений делятся на сле­дующие группы:

□ профессорско-преподавательский (педагогический) состав;

□ учебно-вспомогательный персонал (методисты, лаборанты);

□ технический персонал (уборщицы, рабочие).

Специальные правила регулирования трудовых отношений установлены только для преподавателей образовательных уч­реждений, поскольку они осуществляют основные функции об­разовательного учреждения - воспитательные. Например, для них установлены дополнительные основания для увольнения, льготы в области режима труда и отдыха и т. д. Остальные две категории работников образовательных учреждений подчиня­ются общим правилам регулирования трудовых отношений

5. Между образовательным учреждением и обучающими­ ся (их законными представителями) по поводу поступления, приема в образовательные учреждения, организации учеб­ного процесса, аттестации и т. д. Эти отношения имеют внут­реннее деление. Например, некоторым категориям граждан предоставляются льготы при поступлении в учреждения про­фессионального образования (инвалидам, детям, оставшим­ся без попечения родителей и др.)» социальные стипендии. Такие отношения включены в предмет права социального обеспечения. Получили большое распространение отношения по возмездному оказанию образовательных услуг, которые регулируются нормами гражданского права.

В эту группу отношений входят и собственно педагогичес­кие, которые составляют ядро предмета правового регулирова­ния образовательного права. Для надлежащего упорядочения таких отношений и осуществляется межотраслевая координа­ция и кооперация правовых норм в системе образования.

Признаками педагогических отношений являются:

Участие в них обучающегося либо его законных представителей;

Отношения складываются в рамках, «внутри» образовательного процесса;

Отношения направлены на обучение и воспитание обучающегося.

Поскольку организация учебного процесса предполагает подчинение обучающихся требованиям внутреннего распоряд­ка учебного заведения, отмечается и административно-право­вой компонент педагогических отношений, но их правовая природа не может быть сведена к администрированию, она го­раздо богаче. Именно педагогические отношения отличаются наибольшей спецификой по сравнению со всеми остальными связями, которые попадают в сферу действия образователь­ного права. Для регулирования педагогических отношений необходимы специфические правовые нормы, а в ряде случаев они регулируются также и нормами профессиональной педа­гогической этики.

Характер юридических последствий для субъектов образовательного права неоднороден. Могут возникать как пози­тивные (повышение образовательного уровня, получение дип­лома и др.), так и негативные последствия (лишение лицензии, отчисление из учебного заведения и др.). Особенности юри­дических санкций в образовательном праве обусловлены тем, что в отношении детей неприменимы санкции, действующие в отношении совершеннолетних. Меры принуждения, глав­ным образом, применяются с целью реализовать функции воспитания. Основными методами воздействия на поведение и сознание детей являются убеждение, поощрение.

Главная цель образовательного процесса - достижение обучающимся заданного уровня образования, повышение его культуры, подготовка к определенной профессиональной де­ятельности, поэтому основным субъектом образовательного права является именно обучающийся. Это обстоятельство вли­яет на выбор способов и приемов правового регулирования. В первую очередь речь идет о стимулировании. Оно может осу­ществляться как позитивными, так и негативными методами. Позитивным стимулированием служит поощрение обучаю­щихся за достижение высоких результатов в учебной, науч­ной и общественной деятельности. Поощрение применяется и к другим субъектам образовательного права, в частности к педагогам. Например, ежегодно проводятся конкурсы на зва­ние «Лучший учитель года», существуют конкурсы грантов на поддержку тех или иных проектов в области образования, науки и культуры и др. Негативное стимулирование достига­ется за счет привлечения к ответственности обучающихся и преподавателей. К обучающимся не обязательно применяют­ся меры дисциплинарной ответственности . Достаточно эффек­тивными могут быть и меры морального воздействия, однако педагог не должен нарушать право обучающегося на достоин­ство личности, неприкосновенность. В данном случае проис­ходит взаимодействие, взаимное усиление правовых норм и норм профессиональной педагогической этики.

Метод образовательного права объединяет в себе черты им­перативного и диспозитивного регулирования. В качестве оснований возникновения образовательных отношений высту­пают административные акты и договоры. Для метода обра­зовательной отрасли характерно специфическое взаимное по­ложение субъектов педагогических правоотношений (наличие как подчиненности, так и элементов равенства), обусловлен­ных необходимостью формирования механизмов сотрудниче­ства педагогов и обучающихся в достижении целей воспита­ния и образования.

Тема № 2. Система и принципы образовательного права

Систему отрасли права образуют подотрасли (в наиболее крупных отраслях, таких, как гражданское, конституцион­ное и др.); правовые институты, которые представляют собой группы правовых норм, регулирующих определенную разно­видность общественных отношений: общая и особенная час­ти; правовые нормы.

Система комплексной отрасли права в общем виде может быть представлена как совокупность правовых институтов и норм различной отраслевой принадлежности. В систему обра­зовательного права включаются, одновременно оставаясь в рам­ках основных отраслей, такие институты и субинституты, как управление системой образования (входящий в административ­ное право), образовательные учреждения (гражданское право), трудового договора о работе в образовательном учреждении (институт трудового договора). Центральное место в системе образовательного права занимает институт, регулирующий педагогические отношения. Его подразделяют на субинститу­ты дошкольного, общего, начального и других видов професси­онального образования.

Под принципами права понимают основополагающие нача­ла, ключевые идеи, определяющие и выражающие сущность права. Выделяют общеправовые принципы, межотраслевые принципы, а также принципы, отраслей права (в некоторых учебных изданиях упоминают и о принципах правовых инсти­тутов). В образовательном праве как комплексной отрасли реа­лизуются общеправовые принципы и принципы соответству­ ющих отраслей. К числу основных общеправовых относятся принципы справедливости, равноправия, гуманизма, демокра­тизма, единства прав и обязанностей. Все они по-своему проявляются. Преподаватель в данном случае, выполняя свои трудовые обя­занности, одновременно реализует обязанности образователь­ного учреждения. При этом учреждение, будучи работодате­лем, несет ответственность за действия преподавателя, предпринятые им при осуществлении обязанностей по тру­довому договору (ст. 1068 ГК РФ). Педагогическими можно признать отношения между обучающимся и образова­тельным учреждением (педагогом, преподавателем, воспитателем), возникающие в рамках образовательного процесса в целях обучения и воспитания обучающегося.

Метод образовательного права представляет собой ориги­нальную комбинацию различных способов и приемов регу­лирования соответствующих общественных отношений. Применяются три общеправовых способа правового регули­рования: дозволение, запрет, позитивное обязывание. Ши­роко применяются такие способы, как рекомендование и стимулирование (поощрение). Метод любой отрасли права оценивается по следующим критериям:

Характер общего юридического положения субъектов (право­способность, дееспособность, компетенция, отношения между собой, подчиненность, соподчиненность, равноправие);

Основания возникновения правоотношений;

Характер юридических последствий для субъектов права.

Существуют важные особенности правового положения субъектов образовательного права. Для образовательного уч­ реждения как юридического лица - это специальная пра­ воспособность, предполагающая наличие у него лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятель­ности и прямо зафиксированы в его учредительных докумен­тах. Для несовершеннолетних обучающихся правоспособность возникает в разное время для разных видов образования. Воз­растной критерий имеет весьма условное значение, посколь­ку переход на более высокие уровни образования связан с овла­дением программой предыдущего уровня, а не с достижением определенного возраста (дети-вундеркинды). Так, п. 2 ст. 19 За­кона «Об образовании» предусматривает, что обучение детей в образовательных учреждениях, реализующих программы на­чального общего образования, начинается с достижения ими возраста 6 лет 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения возраста 8 лет.

По заявлению родителей учредитель образовательного учреж­дения вправе разрешить прием детей для обучения в более ран­нем возрасте. Применительно к дееспособности действуют об­щие правила, установленные гражданским законодательством. Но есть группы отношений, в которых обучающиеся участву­ют самостоятельно, а не через представителя, независимо от наличия у них дееспособности. Показательный пример - от­ношения школьного самоуправления: ребенок-первоклассник может участвовать в классном собрании, в выборах старосты класса (если это предусмотрено уставом школы или положение ем о школьном самоуправлении). Такие отношения не носят имущественного характера, это организационные отношения, или отношения самоуправления.

Основанием возникновения правоотношений чаще всего служит юридический состав, т. е. совокупность юридических фактов: документы о результатах вступительных испытаний, решение комиссии о рекомендации к зачислению, приказ рек­тора о зачислении в вуз и др. Обязательным юридическим фактом для возникновения образовательных правоотношений является административный акт (приказ администрации вуза о зачислении и др.), но наряду с ним может быть, и договор об оказании образовательных услуг. Такой договор регулирует­ся нормами гражданского права (а именно главой 39 ГК РФ), предметом договора является образовательная услуга. Слож­ность характеристики договора обусловлена тем, что во взаим­ном положении сторон договора есть признаки и равенства, и подчинения. Имеет место ситуация, подобная той, что возни­кает при заключении трудового договора: в момент заключе­ния стороны независимы друг от друга, но затем обучающийся подчиняется правилам внутреннего распорядка, выполняет распоряжения администрации , должен сдавать экзамены и т. д. Таким образом, помимо обязанностей по оплате услуг у обучающегося в отношениях такого рода существует и комп­лекс обязанностей, связанных собственно с получением обра­зования. Обязанности по оплате обучения могут возлагаться на законного представителя обучающегося (если он выступа­ет стороной договора) или организацию, которая заключила договор о подготовке специалиста с профессиональным обра­зованием.

Некоторые категории граждан пользуются льготами при поступлении в вузы, например, инвалиды I и II групп, дети-сироты и др. Они подлежат зачислению вне конкурса при усло­вии сдачи вступительных экзаменов. Установление таких льгот можно рассматривать как реализацию общеправового принци­па справедливости, создания равных стартовых возможностей для граждан, нуждающихся в социальной защите , которые не могут участвовать в «образовательной конкуренции» на равных условиях с другими лицами. Гуманизм, в частности, проявля­ется в создании специальных условий обучения для лиц с огра­ниченными возможностями (детей-инвалидов), для подростков с девиантным поведением . Демократизм - один из универсаль­ных принципов, который в системе образования проявляется как сочетание управления и самоуправления в образователь­ных учреждениях. Единство прав и обязанностей проявляется в характеристике правового статуса обучающихся.

В правовом регулировании образовательных отношений реализуются принципы соответствующих отраслей права. Например, в возмездном оказании образовательных услуг осуществляется гражданско-правовой принцип свободы договора. В регулировании трудовых отношений в системе об­разования реализуются принципы трудового права (свободы труда, обеспечения права на бесплатную профессиональную подготовку, обеспечения занятости, соответствия оплаты труда его количеству и качеству и т. д.).

В сфере педагогических отношений должны быть реализо­ваны специальные принципы образовательного права. Это ос­новополагающие идеи, направленные на достижение целей и задач образования (на развитие личности, удовлетворение потребностей общества и государства). К их числу относятся закрепленные в ст. 2 Закона «Об образовании» принципы го­сударственной политики в области образования:

Гуманистический характер образования, приоритет общечело­веческих ценностей и т. д.;

Единство федерального образовательного и культурного про­странства;

Общедоступность образования, адаптированность системы об­разования к особенностям личности обучающихся некоторых категорий;

Светский характер образования;

Свобода и плюрализм образования (академическая, педагоги­ческая свобода);

Демократический характер управления образованием.

Правовое регулирование педагогических отношений дол­жно основываться также на принципе педагогического со­ трудничества. Обучающийся - это не объект, а активный субъект учебного процесса. Эффективность процесса обуче­ния и воспитания непосредственно определяется тем, насколь­ко обучающийся заинтересован в достижении результата. Этим объясняется поиск новых педагогических технологий, внедрение активных форм обучения, развитие самоуправле­ния в образовательных учреждениях. Именно этот принцип при условии его успешной реализации позволит не только обеспечить повышение образовательного и культурного уров­ня населения России, но и воспитать новое поколение людей, адаптированных к условиям рыночной экономики и социаль­ной демократии.

Тема № 3 Источники образовательного права.

Источниками образовательного права являются норма­тивные акты и договоры, содержащие нормы, направленные на регулирование отношений в области образования. Среди них особое место занимают международно-правовые акты универсального и регионального характера, а также между­ народные договоры и соглашения. Международное образова­тельное право как одна из отраслей международного права насчитывает более 30 крупных нормативных актов . Оно вклю­чает различные институты, регламентирующие статус обра­зовательных учреждений, положение педагогов, студентов, признание учебных курсов и дипломов и др.

Нормы, закрепляющие право человека на образование, со­держатся в международных актах универсального характера.

Всеобщая декларация прав человека, принятая резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 г. (ст. 26), провозглашает: «Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека, содействовать взаимопониманию , терпимости и дружбе между народами». Международный пакт об экономических, социальных и куль­турных правах (ст. 13), принятый Генеральной Ассамблеей ООН 16 декабря 1966 г., предусматривает признание всеми участвующими в нем государствами права на образование. Для осуществления этого права начальное образование должно быть обязательным и бесплатным для всех. Декларируется принцип доступности среднего образования в его различных формах, включая профессионально-техническое образование, а также высшего образования с учетом способностей каждо­го. Устанавливаются права родителей и иных законных представителей в выборе школ для своих детей, в том числе и негосударственных, которые должны отвечать минимуму требований для образования, установленному государством. Значительное число норм, касающихся образования, содер­жится в Конвенции о правах ребенка, утвержденной резолю­цией Генеральной Ассамблеи ООН 20 ноября 1989 г. В ст. .28 воспроизводятся основные обязательства государств по обеспе­чению доступности образования, по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школы. Школьная дисциплина должна поддерживаться мето­дами, обеспечивающими уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка в самом полном объеме; на воспитание уважения к правам и свободам человека, к родителям ребенка, его куль­турной самобытности, языку и ценностям; на подготовку ре­бенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе по­нимания, мира, терпимости, равноправия, в духе уважения к окружающей природе (ст. 29). В Конвенции говорится также об обеспечении права на образование для детей беженцев; не­полноценных в умственном или физическом отношении детей; детей, лишенных родительского попечения.

В 1945 г. на Лондонской конференции была создана Орга­низация объединенных наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО). Это специализированная организа­ция ООН, членами которой являются более 180 государств. Ее задачи - содействовать укреплению мира и безопасности путем развития международного сотрудничества в области просвещения, науки и культуры, использования средств мас­совой информации и т. д. Одна из главных форм деятельности ЮНЕСКО - осуществление программ, в том числе но ликви­дации неграмотности, оказанию технической помощи, разви­тию коммуникаций, в области прав человека. Организация осуществляет мероприятия в области политики, планирова­ния и управления образованием; подготовки кадров в сфере образования, в том числе научного, технического и професси­онального образования.

Деятельность ЮНЕСКО развивается по трем основным на­правлениям:

Нормотворческая деятельность и проведение исследований по вопросам национальной политики в области образования;

Укрепление инфраструктуры образования на национальном уров­не (развитие подготовки преподавателей, использование мест­ных ресурсов для совершенствования образовательного про­цесса);

Обмен информацией (распространение специализированных справочников, бюллетеней и т. д.)1.

Организация разрабатывает и принимает международ­ные конвенции и рекомендации по вопросам образования. В 1960 г. была принята Конвенция о борьбе с дискримина­цией в области образования; в 1966 г. - Рекомендация о положении учителей; в 1974 г. - Рекомендация о статусе научно-исследовательских работников ; в 1998 г. на конфе­ренции в Париже - Всемирная декларация о высшем обра­зовании для XXI в. и т. д.

Шкатулла право: Учебник. М., 2001. с.1-2.

В соответствии со ст.ст. 43-44 главы 2 «Права и свободы человека и гражданина» Конституции Российской Федерации, к правам человека в сфере образования и культуры относятся: право на образование, свобода интеллектуального творчества и преподавания, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям.

Право на образование как одно из фундаментальных прав в духовно-культурной сфере жизнедеятельности общества получило регламентацию в ст. 43 Конституции РФ. Значимость данного права для человека, общества, государства обусловлена тем, что именно от уровня образования зависит экономический, социальный, духовный прогресс самого общества, а также благополучие его членов.

Право на образование - одно из наиболее существенных конституционных социальных прав человека; оно создает предпосылку для развития как личности, так и общества. В настоящее время во всех демократических государствах право на образование в широком смысле включает обычно целый комплекс прав: право на получение бесплатного начального или среднего образования в государственных и муниципальных школах и некоторых других образовательных учреждениях; общедоступность образования; право на выбор родителями формы обучения (религиозное, светское) для своего ребенка; свобода преподавания; право на учреждение частных учебных заведений. Основные положения этих прав базируются на ст. 26 Всеобщей декларации прав человека.

Конституцией РФ гарантируется:

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Более того, Конституция РФ возлагает обязанность на родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования.

Наряду с государственными и муниципальными учреждениями образования допускается организация и деятельность негосударственных учреждений.

3. В области получения высшего образования «каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии».

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

Необходимо отметить, что государство, поддерживая различные формы образования, не может не устанавливать федеральные государственные образовательные стандарты, то есть обязательные минимальные требования к учебным программам и к качеству подготовки обучающихся, которые являются своего рода гарантией реализации права на образование.

Конституционные гарантии общедоступности и бесплатности дошкольного, основного школьного и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, обязательность основного общего образования закреплены в Законе РФ от 10.07.1992 г. № 3266-1 «Об образовании», нормами международного права. Все ограничения в осуществлении этого права могут быть установлены только законом.

С 1.09.2013 года вопросы организации системы образования в РФ регламентирует ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Регулирование отношений в области высшего и послевузовского образования осуществляется ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». С 1.09.2013 года в связи с принятием ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ, также будет регламентироваться данным законом.

Гражданам РФ гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости. Ограничения прав граждан на профессиональное образование по признакам пола, возраста, состояния здоровья, наличия судимости могут быть установлены только законом.

В целях реализации права на образование граждан, нуждающихся в социальной поддержке, государство полностью или частично несет расходы на их содержание в период получения ими образования.

Государство оказывает содействие в получении образования и гражданами, проявившими выдающиеся способности, в т. ч. посредством предоставления им специальных государственных стипендий, включая стипендии для обучения за рубежом. Критерии и порядок предоставления таких стипендий устанавливаются Правительством РФ.

Государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. В ч. 5 ст. 27 Закона «Об образовании» перечисляются образовательные уровни:

1) основное общее образование;

2) среднее (полное) общее образование;

3) начальное профессиональное образование;

4) среднее профессиональное образование;

5) высшее профессиональное образование - бакалавриат;

6) высшее профессиональное образование - подготовка специалиста или магистратура;

7) послевузовское профессиональное образование.

Совершеннолетние граждане РФ имеют право на самостоятельный выбор образовательного учреждения и формы получения образования.

Согласно ст. 44 Конституции РФ - свобода творчества - право человека заниматься любой творческой деятельностью, выражать себя как на профессиональном, так и на любительском уровне. Демократизм этого права проявляется в недопустимости цензуры, более того, любое воспрепятствование проявлению творчества наказуемо в соответствии с российским законодательством.

Права и свободы человека в области культуры подробно регулируются «Основами законодательства Российской Федерации о культуре». В соответствии с ними культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, политических, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии или других обстоятельств.

Права человека в области культурной деятельности приоритетны по отношению к правам в этой области государства и любых его структур, общественных и национальных движений, политических партий, этнических общностей, этноконфессиональных групп и религиозных организаций, профессиональных и иных объединений. Каждый человек имеет право на все виды творческой деятельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства.

Часть 2 ст. 44 предусматривает право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры - государство ответственно перед гражданами за обеспечение условий для общедоступности культурной деятельности. Государство, в рамках реализации указанного права, должно обеспечить доступность культурно-просветительских учреждений (музеев, библиотек, выставок, театров архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности) для всех граждан. Государство осуществляет финансирование культурных программ, мероприятий по поддержанию исторических памятников в надлежащем состоянии. Кроме того, праву на пользование достижениями культуры сопутствует обязанность граждан соблюдать правила их охраны и нести ответственность в случае их порчи.

Каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ограничения доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются законодательством РФ. Каждый человек без ограничения возраста имеет право на гуманитарное и художественное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством РФ об образовании. Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Право собственности распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организации, учреждения, предприятия и иные объекты.

Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия по производству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством РФ. Граждане имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объединения в порядке, определяемом законодательством об общественных объединениях.

Интеллектуальная собственность охраняется законом (ч. 1 ст. 44). Свобода интеллектуального творчества означает недопустимость какого-либо идеологического контроля и цензуры со стороны государства за духовным творчеством во всех его сферах. Конституция РФ не просто дает свободу творческому проявлению личности, но и охраняет права на его результаты, устанавливая, что интеллектуальная собственность охраняется законом. Часть 4 Гражданского кодекса подробно регулирует вопросы, связанные с реализацией и защитой прав на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.

право образование культура интеллектуальный собственность