Международное правотворчество. Процесс создания норм международного права. Понятие и виды международных норм. Кодификация международного права. Международное публичное право Процесс кодификации международных норм

Кодификация международного права – это разработка и заключение международных договоров, закрепляющих уже сложившиеся международные обычаи, а также письменная фиксация международных обычаев, осуществляемая на неофициальном уровне. Понятие “кодификация ” имеет и более широкое значение – объединение в едином правовом акте норм, образующих какую-либо отрасль права, имеющих общий объект регулирования. Это могут быть нормы и не одной отрасли права, регулирующие близкие, тесно связанные друг с другом категории общественных отношений.

Наряду с общей кодификацией , охватывающей нормы данной отрасли права, встречается частичная кодификация , применяемая лишь к определенной части норм той или иной отрасли права. Во внутригосударственной сфере кодификация, как правило, не связана с попыткой зафиксировать в письменном виде уже сложившиеся обычные правовые нормы. Главная ее задача – именно объединение той или иной большой категории правовых норм в едином правовом акте.

Кодификация международного права может носить официальный и доктринальный характер. Однако преобладает тенденция к его официальной кодификации, которая осуществляется в форме договоров. Она появилась во второй половине прошлого века и вначале целиком была посвящена законам и праву войны. Неофициальная кодификация осуществляется общественными организациями в соответствующих отраслях и учеными-правоведами в частном порядке. Примером первого типа неофициальной кодификации может служить подготовка проектов кодификации гуманитарного права вооруженных конфликтов Международным Красным Крестом, на основе которых были приняты четыре Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и два дополнительных Протокола к ним 1977 г.

Важную роль в кодификационном процессе сыграли две созванные по инициативе России Гаагские конференции мира (1899 и 1907 гг.), Лига Наций. Однако реальные достижения на этом пути были получены только с созданием ООН, которая выработала механизм для кодификации международного права. Центральное место в нем занимает Комиссия международного права, состоящая из 34 членов, избираемых на 5-летний срок. На базе проектов КМА были приняты две конвенции по праву договоров, конвенции по дипломатическому и консульскому праву, четыре конвенции 1958 г. по морскому праву и т.д. Кодификационной работой занимаются также другие структурные подразделения ООН (например, Комиссия по правам человека).

Отмечая вклад авторитетных проектов и кодификационной работы Института международного права, приходится признать, что в целом практическая роль итогов подобного рода деятельности имела значение в тот период, когда официальная кодификация, осуществляемая сейчас главным образом через Комиссию международного права ООН, не заняла еще того места, которое она стала занимать во второй половине XX в. Доктринальная кодификация способствовала в прошлом уяснению содержания существующих международных обычаев либо стимулировала дальнейшее развитие международного права. Нельзя говорить о том, что она полностью вытеснена официальной кодификацией.

Кодификация международного права, особенно в современных условиях, непременно сопровождается его прогрессивным развитием. Письменной фиксации и уточнения международных обычаев недостаточно. Динамика межгосударственных отношений непрерывно требует дальнейших шагов в области международно-правового регулирования. Но кодифицирующую задачу выполняют только универсальные договоры, учитывая общепризнанный характер глобальных международных обычаев, побуждающий стремиться к их договорному закреплению. Задачу прогрессивного развития международного права также в первую очередь выполняют эти же договоры, поскольку в развитии международного права в целом заинтересовано все международное сообщество и решить занимающие его проблемы можно прежде всего посредством универсальных договоров.

Иногда кодификация и прогрессивное развитие международного права останавливаются на полпути, не достигнув завершающей стадии. Примером может служить Лондонская декларация о праве морской войны 1909 г., которая, будучи международным договором, так и не была ратифицирована и не вступила в силу. Однако она играет определенную роль как запись сложившихся в данной области международных обычаев.

Кодификация - это официальная систематизация дей­ствующих международно-правовых норм и разработка новых норм в соответствии с предметом регулирования с целью соз­дания внутренне согласованных крупных правовых актов или их комплексов.

Задачи кодификации: а) приведение действующего меж­дународного права в соответствие с потребностями данного пе­риода развития общественных отношений; б) дополнение его новыми правовыми нормами, потребность в которых назрела;

в) исключение устаревших норм и устранение противоречий между отдельными нормами; г) объединение норм данной сфе­ры (отрасли, института) в системный нормативный комплекс.

Кодификация неизбежно сопровождается нормотворчеством, т. е. прогрессивным развитием международного права.

При кодификации учитываются практика реализации норм международного права, решения судебных и иных органов, ре­комендации науки, прогнозы в отношении тенденций развития международных отношений и международно-правового регу­лирования. Кодификация - один из способов совершенствова­ния международного права, обеспечения его эффективности.

Особое значение имеет кодификация для повышения эф­фективности обычных норм международного права посредст­вом их преобразования в договорные нормы. Интересным при­мером кодификации является принятие Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., в рамках которой объединены в единый согласованный документ действующие (не устаревшие на мо­мент подписания Конвенции) нормы Женевских конвенций по морскому праву 1958 г., получили договорное воплощение обыч­ные нормы, разработаны новые положения, посвященные ра­нее не урегулированным вопросам, - режим исключительной экономической зоны, режим Района (дна морей и океанов за пределами национальной юрисдикции) и его ресурсов, порядок морских научных исследований и т. д.

Кодификация норм международного права всегда осуще­ствляется на официальном уровне - либо государствами по­средством созыва специальных международных конференций, либо в рамках международных организаций.

Полномочия Генеральной Ассамблеи ООН по организации исследований и даче рекомендаций в целях поощрения про­грессивного развития международного права и его кодифика­ции (ст. 13 Устава ООН) осуществляются с помощью специаль­но создаваемых временных или постоянных органов. Особое место среди них занимает Комиссия международного права. Подготовленные ею проекты кодификационных актов либо одоб­ряются на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, либо для этой цели по решению Генеральной Ассамблеи созываются между­народные конференции. В рамках ООН были подготовлены та­кие кодификационные договоры, как Женевские конвенции по морскому праву, Венские конвенции о дипломатических сно­шениях, о консульских сношениях, о праве международных договоров и др.

Результатом кодификации является один или комплекс кодификационных актов, наиболее подходящей формой кото­рых является договор как явно выраженное соглашение (Же­невские конвенции о защите жертв войны, Венские конвенции о правопреемстве в отношении международных договоров и в отношении государственной собственности, государственных архивов и государственных долгов, Конвенция ООН по морско­му праву и др.). Кодификационным актом может быть также акт международной организации (Декларация о принципах ме­ждународного права... 1970 г.).

Кодификационный акт не является автоматически обяза­тельным, так как в нем содержатся уже действующие и, следо­вательно, обязательные нормы права. Необходимо согласие го­сударств на его обязательность посредством ратификации или в иной форме. Это объясняется рядом причин: 1) круг участни­ков прежде действовавших норм вследствие их закрепления в кодификационном акте может измениться (для государств, не участвующих в кодификационном акте, они остаются обычны­ми, для других становятся обычно-договорными, для треть­их - только договорными, поскольку в качестве обычных они их не признавали); 2) кодификационный акт неизбежно вклю­чает новые нормы, некоторые ранее действовавшие могут быть существенно изменены; 3) четко выраженное согласие необхо­димо во избежание неопределенности и возникновения споров в процессе реализации.

Кодификационный акт представляет собой единый офици­альный документ либо комплекс взаимно согласованных доку­ментов. Другой способ систематизации права - инкорпорация, т. е. собирание в определенном порядке (предметном, хроноло­гическом) действующих нормативно-правовых актов и их изда­ние в виде сборников.

Официальная инкорпорация осуществляется компетентны­ми государственными органами. Так, Министерство иностран­ных дел СССР систематически выпускало "Сборник действую­щих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами" (с 1982 г. - "Сборник междуна­родных договоров СССР"), после прекращения существования СССР его издание было продолжено Министерством иностран­ных дел Российской Федераций, но, к сожалению, приостанов­лено. Министерством юстиции РФ подготовлен и опубликован в 1996 г. "Сборник международных договоров Российской Феде­рации по оказанию правовой помощи". Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО издала в 1993 г. сборник "Меж­дународные нормативные акты ЮНЕСКО".

Официальная инкорпорация практикуется и в рамках ме­ждународных организаций: Секретариат Организации Объеди­ненных Наций публикует "Treaty Series "; Исполнительный сек­ретариат Содружества Независимых Государств - "Содруже­ство. Информационный вестник Совета глав государств и Сове­та глав правительств СНГ"; в рамках Совета Европы издается "Европейская договорная серия".

Неофициальная инкорпорация используется в учебно-ме­тодических целях или в информационных целях. В качестве примеров можно назвать сборники документов: "Международ­ное право в документах" (М., 1982), "Международное публичное право". Сб. документов. В двух томах. (М., 1996), "Действующее международное право". Сб. документов. В трех томах. (М., 1996- 1997).

Литература

Алексидзе Л. А. Некоторые вопросы теории международ­ного права: императивные нормы (jus cogens ). Тбилиси, 1982.

Вельяминов Г. М. О понятии нормы международного пра­ва // Сов. ежегодник международного права. 1971. М., 1973.

Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. М., .1988.

Лихачев В. Н. Установление пробелов в современном меж­дународном праве. Казань, 1989.

Лукашук И. И. Механизм международно-правового регу­лирования. Киев,1980.

Лукашук И. И. Обычные нормы современного междуна­родного права // Московский журнал международного права. 1994. №2.

Лукашук И. И. Международное "мягкое" право // Госу­дарство и право. 1994. № 8-9.

Миронов Н. В. Международное право: нормы и их юриди­ческая сила. М., 1980.

Мовчан А. П. Кодификация и прогрессивное развитие ме­ждународного права. М., 1972.

Общепризнанные нормы в современном международном праве / Отв. ред. Н. Н. Ульянова. Киев, 1984.

Пушмин Э. А. О понятии основных принципов современного общего международного права // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1978. М.,1980.

Суворова В. Я. Локальные нормы международного права // Правоведение. 1973. № 6.

Талалаев А. Н. Общепризнанные принципы и нормы меж­дународного права (конституционное закрепление термина) // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 1997. № 3.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их струк­туры // Сов. ежегодник международного права. 1979. М., 1980.

Черниченко С. В. Нормы международного права, их созда­ние и особенности их структуры // Сов. ежегодник междуна­родного права. 1979. М.,1980.

Шестпаков Л. Н. Императивные нормы в системе совре­менного международного права. М., 1981.

Кодификация норм международного права - это официальная систематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных межправительственных организаций с целью:

а) преобразования обычных международно-правовых норм в договорные международно-правовые нормы и закрепления их в соответствующем международном договоре (договорах);

б) разработки новых международно-правовых норм, необходимость в которых продиктована развитием науки и техники, освоением новых пространств и территорий (космического пространства, Луны, глубоководного района морского дна и др.), расширением интеграции и межгосударственного сотрудничества;

в) ревизии (пересмотра) и уточнения отдельных международно-правовых норм с исключением из правового оборота устаревших норм, не отвечающих современным реалиям (например, взимание контрибуций, отмена каперства и права победителя, неприсвоение захваченной во время войны территории и др.) и заменой их более прогрессивными;

г) четкого, последовательного и ясного изложения международно-правовых норм, исключающего их двоякое толкование;

д) сближения позиций различных групп государств и различных правовых систем в раскрытии юридического содержания уже существующих и вновь разрабатываемых международно-правовых норм;

Такой широкий охват кодификационных целей позволяет утверждать, что кодификация, осуществляемая на официальном уровне субъектами международного права, является нормотворческим процессом, способствует прогрессивному развитию международного права и является средством укрепления международного правопорядка*. А сами кодификационные конвенции по охвату субъектов международного права и по объему правового регулирования являются универсальными, многосторонними договорами большой политико-правовой значимости, открытыми для участия в них наибольшего числа субъектов международного права.

* Подробнее см.: Курс международного права. В 7 т. Т. 1. М., 1989. С. 228-241.

Вполне понятно, что процесс кодификации не может охватить все существующие ныне и действующие обычные международно-правовые нормы, равно как и нельзя заставить все суверенные государства стать участниками кодификационных конвенций. Для государств, не участвующих в кодификационных конвенциях, международно-правовые нормы таких конвенций действуют в качестве обычных международно-правовых норм. Например, СССР долгие годы не был участником Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г., однако скрупулезно выполнял все ее положения в качестве обычных международно-правовых норм. Более того, в преамбуле Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. говорится, что "нормы международного обычного права (или обычные международно-правовые нормы. - Г.М.) будут по-прежнему регулировать вопросы, которые не нашли решения в положениях настоящей Конвенции". Аналогичные правила закреплены и в преамбулах Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. и Венской конвенции о консульских сношениях 1963 г.



Международная практика государств, обобщенная Комиссией международного права ООН, привела к тому, что во второй половине XX в. в рамках системы ООН была осуществлена кодификация международно-правовых норм в таких отраслях международного права, как международное морское право, международное космическое право, международное воздушное право, право внешних сношений, право международных договоров, международная защита прав и свобод человека, и др., т.е. в таких отраслях, которые в наибольшей мере способствовали сохранению мира и укреплению международной безопасности, упрочению международного правопорядка и политической стабильности в мире, урегулированию спорных вопросов и расширению межгосударственного сотрудничества по всему спектру международных отношений.

Сущность кодификации и ее влияние на прогрессивное развитие международного права особенно рельефно можно проследить на кодификации международно-правовых норм в области международного морского права как с точки зрения временного интервала кодификации, так и с точки зрения объема проделанной работы.

Столетиями существовавшие обычные международно-правовые нормы на I Конференции ООН по морскому праву (с 24 февраля по 29 апреля 1958 г.) были кодифицированы в четырех Женевских конвенциях – "О территориальном море и прилежащей зоне", "Об открытом море", "О континентальном шельфе", "О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря". Несмотря на проведенную кодификацию, некоторые вопросы так и остались неурегулированными: не был установлен единый лимит ширины территориального моря; не была определена внешняя граница континентального шельфа, поставленная в зависимость от глубины (200 м и далее) и технических возможностей государства по разведке и разработке минеральных ресурсов ("ползучая граница"); в числе четырех свобод открытого моря не были названы свобода научных исследований и другие свободы.



Состоявшаяся в 1960 г. II Конференция ООН по морскому праву закончилась безрезультатно. В 60-х годах с внедрением океанического промыслового рыболовства крупными державами рыбные запасы Мирового океана стали катастрофически уменьшаться, что вызвало крайне отрицательную реакцию молодых развивающихся стран, возникших на обломках бывших колониальных империй. Одновременно были выявлены фантастические запасы железомарганцевых конкреций в глубоководной части дна Мирового океана, начала стремительно развиваться научно-исследовательская деятельность в Мировом океане с применением новейших технических средств и технологий.

В 1968 г. был создан Комитет ООН по морскому дну, который фактически начал подготовку к III Конференции ООН по морскому праву в соответствии с Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, принятой в 1970 г. (2750/XXV).

С 1973 по 1982 г. с участием практически всех государств мира и большинства специализированных учреждений ООН проходила III Конференция ООН по морскому праву, завершившаяся принятием Конвенции ООН по морскому праву, состоящей из 320 статей и 9 приложений, справедливо названной всеобъемлющей Конвенцией. Были не только кодифицированы существовавшие ранее договорные международно-правовые нормы, но и разработаны новые, в том числе целые институты, ранее не существовавшие.

В Конвенции определены внешние границы территориального моря, прилежащей зоны и континентального шельфа, подробно регламентирован режим мирного прохода иностранных судов через территориальное море, раскрыто юридическое содержание новых институтов международного морского права (проливы, используемые для международного судоходства с транзитным проходом через них, государства-архипелаги с правом транзитного прохода через архипелажные воды, исключительная экономическая зона, Международный район морского дна и освоение его ресурсов, защита морской среды, морские научные исследования и др.), разработаны правовые основы создания и деятельности Комиссии по границам континентального шельфа. Международного органа по морскому дну, Международного трибунала по морскому праву, Арбитража и других органов (подробнее см. гл. VI). Проведенная кодификация способствовала прогрессивному развитию международного права и всесторонней деятельности государств в Мировом океане.

Нормы международного права классифицируются по различным основаниям:

1. По сфере действия: универсальные, региональные, локальные (партикулярные).

Главными отличительными признаками универсальных норм являются глобальность действия, всеобщая обязательная сила, создание и отмена их международным сообществом в целом. Основной формой существования служит обычай. Универсальные нормы образуют общее международное право. (например, Венская конвенция о дипломатических отношениях 1961г.)

Регионализм приобретает новое измерение с развитием интеграционных процессов. В определенном регионе существенно углубляется взаимодействие государств, что порождает потребность в более высоком уровне нормативного регулирования вплоть до создания наднационального регулирования. Общее международное право обеспечить такое регулирование не может. Поэтому в регионе интеграции возникают комплексы норм, обладающих немалой спецификой, создаются новые механизмы правотворчества и правоосуществления. Наиболее показателен в этом плане Договор о Европейском союзе 1992 г.

Партикулярные или локальные нормы распространяют свое действие на отношения с ограниченным кругом участников, в большинстве случаев - на двусторонние отношения. Их основным источником являются договоры. Но существуют и обычные нормы такого рода. Международный Суд ООН не раз ссылался на региональные, локальные обычаи.

Локальные нормы по численности существенно превосходят универсальные. Они выполняют важные функции в отношении последних, а именно: служат средством их конкретизации применительно к частным случаям; способствуют их реализации в этих случаях; регулируют отношения, не охватываемые общим международным правом. (например, Устав Содружества Независимых Государств 1993г., Договор по открытому небу 1992г., и др.)

2. По юридической силе: императивные и диспозитивные

Одной из характерных черт современного международного права является наличие в нем комплекса императивных норм, обладающих особой юридической силой. Последняя заключается в недопустимости отклонения от норм во взаимоотношениях отдельных государств даже путем их соглашения. Противоречащие им обычай или договор будут недействительны. Вновь возникшая императивная норма делает недействительными и противоречащие ей существующие нормы.

Диапозитивные нормы - это нормы, допускающие отступление от них по соглашению во взаимоотношениях сторон. При этом не должны затрагиваться права и законные интересы третьих государств. Большинство универсальных и локальных норм составляют нормы диспозитивные. В этом находит свое выражение высокий уровень индивидуализации международно-правового регулирования.



Диспозитивные нормы обладают полной юридической силой. Если субъекты не договорились об ином, то они обязаны выполнять диспозитивную норму, а в случае ее нарушения несут ответственность. Диспозитивность нормы состоит не в ограниченной обязательной силе, а в том, что она предполагает право субъектов регулировать свои взаимоотношения иначе, чем предусмотрено общей нормой.

3. По характеру воздействия: запрещающие, разрешающие (обязывающие) и управомочивающие.

Запрещающие нормы обязывают государства воздерживаться от признанных противоправными действий (например, не производить бактериологическое и химическое оружие).

Обязывающие нормы устанавливают обязательство государства совершить указанные в норме действия (например, оповестить другие государства о ядерной аварии или ядерном инциденте)

Управомочивающие нормы признают за многими (всеми) субъектами международного права возможность осуществлять какие-либо действия (например, признание права каждого государства на исследование и использование космического пространства в мирных целях).

4. По функциям в системе: материальные и процессуальные

Нормы материального права устанавливают права и обязанности субъектов международного права по конкретным правоотношениям (например, нормы, устанавливающие права и обязанности государств – участников Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970г.)

К процессуальным нормам относятся те, которые регулируют процессы создания и осуществления международного права. Учитывая специфику регулируемых ими отношений, их функции и имеющийся нормативный материал, можно говорить о формировании международного процессуального права. Существуют два понятия процессуального права: широкое и узкое. В первом случае речь идет о совокупности норм, регулирующих как правотворческий, так и правоосуществительный процесс. Во втором - только последний.



Первые непосредственно регулируют поведение субъектов. Вторые - определяют последствия невыполнения обязательств, вытекающих из первичных норм. Понятие вторичных норм еще более ограничено, чем понятие процессуального права в узком смысле. Но важно другое, а именно деление норм на первичные и вторичные.

Процессуальные нормы обладают специфической санкцией. Создание или осуществление материальных норм в нарушение норм процессуальных в зависимости от степени нарушения влечет за собой оспоримость или недействительность созданных норм или результатов неправомерного применения норм. (например, порядок деятельности различных международных судебных органов и др.)

5. По источнику: обычные, договорные и нормы решений международных организаций.

В международном праве существуют два вида обычных норм.

К традиционному виду относятся сложившиеся в практике неписаные правила, за которыми субъекты признают юридическую силу. К новому виду относятся нормы, которые также являются неписаными правилами, признаваемые юридически обязательными, но создаются они не длительной практикой, а в результате признания одного или нескольких прецедентов. Для создания норм второго вида особое значение имеет нормативная практика, когда норма формулируется в неправовом акте, чаще всего в резолюции международной организации, а затем признается в качестве нормы международного права.

Обычная норма общего международного права принимается большинством государств, представляющим главные формы цивилизации и основные правовые системы мира, т.е. международным сообществом в целом.

Региональные и локальные обычные нормы принимаются с согласия всех непосредственно заинтересованных государств или организаций. Согласие субъекта на обязательность для него обычной нормы общего международного права может быть изъявлено путем ясно выраженного или молчаливого признания (отсутствие протеста). Согласие с региональной или локальной обычной нормой должно быть ясно выраженным.

Обычная норма необязательна для признавшего ее субъекта в отношении любого действия или факта, которые имели место до признания. Обычная норма должна толковаться добросовестно в свете ее объекта и цели, с учетом всех доказательств ее содержания, в духе основных целей и принципов Устава ООН.

Договорная или конвенционная норма представляет собой правило, которое содержится в международно-правовом договоре, придающем ей юридическую силу. В соответствии с общим международным правом договорная форма презюмирует, что все ее содержание обладает юридической силой, если иное не будет доказано. Поэтому важно отличать политические договоренности от международно-правовых договоров. Решающим фактором является намерение сторон, а судят о нем прежде всего по форме акта.

Кодификация норм международного права – это систематизация действующих договорных и (или) обычных международно-правовых норм, осуществляемая субъектами международного права на специальных международных (дипломатических) конференциях или в рамках международных, межправительственных организаций.

Кодификация может быть официальной и неофициальной.

Официальная кодификация реализуется в форме международных договоров. Особое место в кодификационном процессе занимает ООН, в рамках которой работает Комиссия международного права (КМП). Она была создана Генеральной Ассамблеей ООН в 1947 году в качестве вспомогательного органа для поощрения прогрессивного развития международного права и его кодификации. Так, в 1958 году на дипломатической конференции, созванной в Женеве под эгидой ООН, были приняты кодифицирующие конвенции по морскому праву, а в 1961 и 1963 годах в Вене – конвенции о дипломатических и консульских отношениях.

В рамках ООН задачи по кодификации по прогрессивному развитию международного права выполняют и другие комитеты и комиссии (например, Комиссия по правам человека, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях), а также специализированные учреждения ООН.

Неофициальная кодификация может осуществляться отдельными учеными или их коллективами, национальными институтами, общественными организациями либо международными неправительственными организациями (например, Ассоциация международного права, Институт международного права).

Классификация норм современного международного права. Основные виды норм современного международного права. Кодификация норм современного международного права. Основные функции кодификации норм современного международного права. Основные способы кодификации норм современного международного права. Официальная и неофициальная кодификация современного международного права.

Классификация норм современного международного права в первую очередь имеет теоритическое (научное) значение. Практическая значимость классификации международно-правовых норм в основном связана с задачей обучения и подготовки квалифицированных специалистов в области юриспруденции.

Существует значительное число отличных друг от друга оснований для научно обоснованной классификации юридических норм современного международного права.

Необходимо отметить, что классификация норм в международном праве производится по существенным основаниям, что позволяет специалистам выявлять существенные сходства и различия между имеющими научное и правовое значение категориями современного международного права.

При этом, не вызывает сомнения тот факт, что любая классификация практически в любой современной науке (а не только в международном праве) является результатом некоторой «примитивизации» восприятия рассматриваемых категорий, что приводит к «стиранию» в незначительной степени наиболее тонких смысловых «граней» между рассматриваемыми категориями (в незначительной - при профессиональном подходе классификатора).

Дело в том, что данные категории не могут быть в абсолютной степени свободны от элементов условности и относительности.

Нормы современного международного права подразделяются:

  • 1. По количеству участников регулируемых нормами международно-правовых отношений:
  • 1) на международно-правовые нормы, заключенные двумя субъектами международного права;
  • 2) на нормы, заключенные тремя и более субъектами международного права.
  • 2. По сфере правового действия международно-правовых норм:
  • 1) на международно-правовые нормы универсального характера;
  • 2) на международно-правовые нормы локального характера.
  • 3. По юридической силе международно-правовых норм:
  • 1) на неотменяемые (даже при изменении политической конъюнктуры) императивные международно-правовые нормы, которые обязывают субъектов международно-правовых отношений к каким-либо действиям (например, к действиям, которые данные субъекты обязались выполнять в соответствии с положениями таких норм). Так, для государств - членов Организации Объединенных Наций (ООН) содержащиеся в Уставе ООН обязательства имеют преимущественную силу перед любыми другими обязательствами, принятыми ими на себя по какому-либо иному международно-правовому договору (ст. 103 Устава ООН);
  • 2) на произвольно изменяемые (по воле субъектов международного права и/или в зависимости от различных обстоятельств) диспозитивные международно-правовые нормы.
  • 4. По функциональному назначению международно-правовых

норм в системе современного международного права:

  • 1) на содержащие конкретные правила и конкретные правовые основы политических, социальных и экономических действий и отношений субъектов международного права международно-правовые нормы материального характера;
  • 2) на регулирующие процессы создания системы современного международного права и конкретных международно-правовых норм процессуальные нормы международного права.
  • 5. По происхождению международно-правовых норм, составляющих систему современного международного права:
  • 1) на нормы, создаваемые субъектами современного международного права на основе так называемого молчаливого согласия;
  • 2) на международно-правовые нормы, создаваемые в современном международно-правовом пространстве субъектами современного международного права на основе зафиксированных в письменной форме (в соответствии с требованиями оформления) официальных соглашений;
  • 3) на так называемые вспомогательные нормы международно-правовых отношений, принимаемые различными влиятельными международными межправительственными организациями.

Это связано с тем, что данные нормы, несмотря на свой правовой статус, не возлагают на субъектов международного права по- настоящему жестких и абсолютно конкретизированных обязательств, а лишь предлагают им некие политико-правовые установки, которым субъекты должны стараться следовать в своих конкретных действиях.

То есть эти нормы в своем действии опираются на морально-политическую важность содержащихся в них положений для заключивших их субъектов международного права.

Характерным для таких норм международного права является наличие в тексте нормы выражений и формулировок: «необходимо всеми силами добиваться...», «мы принимаем на себя обязательство стремиться...», «стороны оставляют за собой право принимать необходимые меры в случае...» и т.д.

Кодификация норм современного международного права имеет не только и даже не столько теоритическое, сколько существенное практическое значение, поскольку позволяет существенным и необходимым образом изменять, дополнять и совершенствовать существующую систему современного международного права в целом, конкретные отрасли международного права, образующие всей своей совокупностью упомянутую выше систему, а также отдельные международно-правовые нормы.

По сути, кодификация норм современного международного права - это важнейший способ правотворчества в сфере международных отношений.

Кодификация норм современного международного права (как способ правотворчества в сфере международных отношений) призвана выполнять следующие функции:

  • 1) систематизировать существующие и действующие международно-правовые нормы;
  • 2) устранять противоречия между положениями существующих и действующих международно-правовых норм;
  • 3) восполнять «пробелы» и «лакуны» в существующих и действующих международно-правовых нормах;
  • 4) заменять устаревшие международно-правовые нормы новыми, соответствующими требованиям и задачам текущего момента.

Кодификация правовых норм в современном международном праве на практике осуществляется следующими способами:

  • 1) разработкой и принятием новых международно-правовых норм, а также выработкой новых международно-правовых принципов, осуществляемыми субъектами международноправовых отношений при изменении международно-правовой конъюнктуры и при появлении новых потребностей в правовом регулировании международных отношений;
  • 2) выявлением всех смысловых нюансов и конкретной правовой формулировки существующих международно-правовых норм и принципов, осуществляемым субъектами международноправовых отношений для улучшения существующей правовой базы современных международных отношений;
  • 3) внесением существенных изменений и дополнений; проверкой практической целесообразности существования, а также проверкой реальной эффективности действия международно-правовых норм и принципов, осуществляемыми субъектами международно-правовых отношений для улучшения существующей правовой базы современных международных отношений;
  • 4) разработкой и принятием определенного универсального международно-правового документа (или нескольких документов), в котором (или в которых) были бы отражены все выработанные субъектами определенных международных отношений международно-правовые нормы и принципы.

В качестве итогового результата осуществленной в рамках международного права кодификации у проведших ее субъектов международных отношений появляется ясное представление о действующих в определенной области международных отношений, юридически обязательных для субъектов международного права правилах, неуклонное следование которым - их правовая и политическая обязанность, превращающая любые несоответствующие данным правилам действия субъектов международного общения в отчетливо и осознанно неправомерные.

В качестве важного и влиятельного конкретного инструмента кодификации в современном международном праве выступает образованная Организацией Объединенных Наций (ООН) Комиссия международного права, избираемая Генеральной Ассамблеей ООН сроком на пять лет.

На основе предложений Комиссии международного права был выработан целый ряд важнейших международно-правовых документов, регламентирующих многие серьезнейшие отрасли современного международного права, в частности, определившие правовую базу наиболее значительных вопросов международного морского права Конвенции 1958 г.:

  • 1) «О территориальном море и прилежащей зоне»;
  • 2) «Об открытом море»;
  • 3) «О континентальном шельфе»;
  • 4) «О рыболовстве и охране живых ресурсов открытого моря», а также многие другие сверхважные международно-правовые документы.

Любая официальная кодификация современного международного права всегда производится в определенной форме, а именно в форме конкретного международного документа (договора), что отличает официальную кодификацию от неофициальных (последние могут производиться любыми общественными организациями или даже частными лицами, например, учеными-юристами, но официального значения не имеют, а носят исключительно рекомендательный характер).

Необходимо особо отметить, что несмотря на предпринимаемые ООН и некоторыми другими субъектами международного права, как и наиболее активными в международно-правовой сфере общественными организациями (Международным Красным Крестом, Институтом международного права и другими организациями, рекомендации которых принимались субъектами международного общения за основу при осуществлении последними официальной международно-правовой кодификации), серьезные усилия по кодификации и унификации современного международного права, попытки создать единый кодекс современного международного права (к настоящему моменту) не дали какого-либо результата.