День местного самоуправления в году положение. Местное самоуправление: нужно сменить фискальную политику на стимулирующую. Задание на день

В 2012 году президент России подписал указ о создании нового календарного праздника, им стал День местного самоуправления, который отмечается именно 21 апреля. Установлена дата, чтобы напомнить гражданам страны, что не все вопросы должен решать президент при помощи ручного управления. О том, как это управление работает можно судить во время ежегодных телевизионных встреч Путина и граждан России. Тогда, словно по волшебной палочке в одной деревне появляется дорога, жителю села восстанавливают сгоревший дом, а многодетная мать-одиночка получает новую квартиру. И все это могло бы не дойти до президента, если бы четко и отлажено работали на местах. Поэтому день органов местного самоуправления – это очень важная дата для всех нас.

21 апреля проводятся самые разные мероприятия, посвященные дате. Особенно это касается небольших муниципальных образований. Во всяком случае, день местного самоуправления 2019, где-нибудь в Мытищинском р-не Московской области будет проведен на высшем уровне. Хотя бы потому, что придет распоряжение из Москвы. Но это все лирика, а физика в том, что пока люди не начнут брать на себя ответственность и решать самые мелкие, ничтожные проблемы без согласования наверху, ничего хорошего не получится. И день самоуправления станет очередной галочкой для отчета для местных органов.

Исторический экскурс

А как все хорошо начиналось! Еще в 1785 году согласно указу Екатерины Великой началось формирование самоуправления на местах. И звучал этот указ не как устрашение или принуждение, а как рекомендации, в которых были описаны преимущества подобной реформы. В дальнейшем были проведены земская и городская реформа Александра Второго, с 1864 года уже проходили первые выборы местной власти, в 1870 году главными органами местного самоуправления стали управы. Но полной свободы на местах так и не получили. При Александре Третьем начался тотальный контроль чиновничьего аппарата, а после смены режима в 1917 году про идею самоуправления и вовсе забыли, решив, что это пережиток царской власти. Еще одна большая реформа власти началась только в 80-х годах прошлого века, а по-настоящему закреплена самостоятельность управления на местах только в Конституции 93 года. Надо сказать, что реформа продолжается и по сей день, правда, то, что описано в Конституции не всегда имеет место быть в реальной жизни.

Когда День местного самоуправления в 2019 году

Муниципальные служащие – это чиновники, которые находятся к нам ближе всего. Именно в их компетенцию входит решение проблем местного самоуправления. Несмотря на то что работу чиновников легкой не назовешь, ведь на их плечах находится огромное количество самых различных заданий, сменить место своей работы на кабинет муниципальных служащих желает немалое количество населения. Поэтому сегодня поговорим о том, какие зарплаты получают чиновники в различных регионах и стоит ли ждать повышения в ближайшее время?

Чиновники стали получать больше

В 2019 года Росстат отчитался о количестве и средних доходах чиновников на территории России. Согласно этим данным, в первом полугодии 2018 года количество чиновников, работающих на региональном уровне, в нашей стране составляло 725,1 тысячи человек, или же 43.3% от числа всех сотрудников государственной службы. Из них 327,5 тысячи муниципальных служащих, занимающих должности в органах местного самоуправления.

Средняя заработная плата у данной категории чиновников в начале 2018 года составила 42,6 тысячи рублей. По сравнению с предыдущим отчетным периодом, Росстат отметил увеличение уровня доходов муниципальных служащих на 6,9%. При этом у гражданских служащих была отмечена обратная тенденция: их заработок снизился на 3,3% и на конец отчетного периода составлял 31 тысячу рублей. Что касается лиц, занятых в исполнительной службе субъектов РФ, их среднемесячный доход составляет 49,1 тысячи единиц национальной валюты.

  1. Ямало-Ненецкий АО – 136 000 руб.
  2. Ненецкий АО – 134 500 руб.
  3. Ханты-Мансийский АО – 123 000 руб.
  • Крым – 21 000 руб.
  • Ингушетия – 24 800 руб.
  • Северная Осетия – 26 250 руб.
  • Черкессия – 26 300 руб.

На сегодняшний день ситуация выглядит довольно плачевно. Если заработные платы муниципальных служащих в городах еще можно считать нормальными, то с деревнями все совсем плохо. Местные власти в селах получают заработную плату на уровне 7-9 тысяч.

К тому же не следует забывать и о рангах чиновников, если служащий высшего уровня еще может рассчитывать на относительно высокую зарплату – специалист 1-й категории может получать 10 000 единиц национальной валюты в месяц. Поэтому неудивительно, что нередко нам приходится сталкиваться с таким явлением, как взяточничество.

Кроме того, зачастую государственной службе не хватает и квалифицированных кадров, поскольку сотрудники делают все возможное для того, чтобы найти рабочее место с более высоким заработком. Поэтому вопрос о повышении дохода муниципальных служащих не только не теряет своей актуальности, а, наоборот, становится все острее. Далее поговорим о том, стоит ли чиновникам ждать увеличения финансирования в 2018 году или все останется на том же уровне?

Увеличат ли заработную плату

На сегодняшний день ответить на этот вопрос крайне сложно. Правительство и средства массовой информации хранят гордое молчание или же подают информацию в довольно скудных объемах. Увеличение дохода муниципальных служащих должно было произойти в 2019 году, в соответствии с указом Президента, изданным за 3 года до этого. Этот документ предусматривал постепенное увеличение уровня заработка региональных чиновников, однако в 2019 году его действие было приостановлено.

В 2018 и 2019 году действительно отмечалось увеличение заработной платы, но оно было не слишком существенным. Наступивший в России финансовый кризис коснулся не только муниципальных служащих, но и государственных чиновников. Данной категории работников повышение заработной платы также временно приостановлено.

Единственное предложение Минфина, о котором известно на текущий момент, – индексация доходов чиновников на уровне прогнозируемой инфляции. На сегодняшний день ожидается, что в следующем году валюта обесценится на 5,5%. Вместе с тем поводов для радости сотрудников муниципальных служб все равно немного, ведь зарплата будет проиндексирована не ранее, чем 1 октября 2019 года.

Лишь из одного региона поступили хорошие новости для муниципальных служащих. В Крыму обещают увеличить выплаты чиновникам с 1 января 2010 года. По словам главы региона Сергея Аксенова, уровень дохода работников данной сферы возрастет почти на 30%. На сегодняшний день служащие в городах Крымского полуострова в среднем получают 20 900 рублей в месяц.

В селах ситуация также печальна, местные власти там довольствуются суммой в 7 тысяч рублей. Аксенов обещает, что заработная плата чиновников увеличится с 20 900 рублей до 30 900 единиц национальной валюты. Возрастет и доход региональных властей: работники данных структур на сегодняшний день довольствуются заработной платой в 35 000 рублей, а с 1 января будут получать 40 000 единиц национальной валюты.

Помимо Крыма, больше никакой конкретики из других регионов России нет. Пока что не совсем понятно, состоится ли анонсированный рост дохода муниципальных служащих на полуострове. В любом случае на данный момент новости для чиновников неутешительны, и им придется продолжать решать огромное количество проблем в городах и селах, получая при этом довольно скромную зарплату.

21 апреля в России празднуется День местного самоуправления

Алексей Диденко

ФОТО: Михаил Нилов

Ежегодно 21 апреля, начиная с 2013 года, в России празднуется День местного самоуправления. Указ об учреждении этого нового праздника Президент России Владимир Путин подписал 10 июня 2012 года. Эта дата - хороший повод поговорить о проблемах местной власти, которых немало. Председатель Комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Алексей Диденко уверен, что реальной самостоятельности местного самоуправления мешает, прежде всего, недостаточная доходная база и налоговые ресурсы.

Алексей Николаевич, известно, что местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя страны. А первая статья 8 главы Конституции России гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью". Насколько, на ваш взгляд, реальна эта самостоятельность?

Сегодня наше местное самоуправление переживает один из сложных этапов в своем развитии. Проблемы, возникшие у России в внешней политике, финансово-экономической, социальной и других сферах жизни общества, неизбежно отодвигают проблемы местного самоуправления на второй план. И реальной самостоятельности мешает, прежде всего, недостаточная доходная база и налоговые ресурсы, как раз и призванные обеспечить полный инструментарий и финансовую основу для полнокровной деятельности местного самоуправления. Вопрос весьма и весьма актуальный. Если взять, например, поселковый уровень, то приходится констатировать: это сейчас самый необеспеченный бюджетом уровень местной власти.

- Как вообще можно оценить нынешнее состояние местного самоуправления в стране?

Нерешенных проблем пока еще много, о чем, кстати, постоянно напоминает фракция ЛДПР в Госдуме. Во-первых, определиться с государственной стратегией развития местного самоуправления. В 1995 и в 1999 годах указами Президента России принимались такие стратегии, сыгравшие свою роль. И сегодня нам надо четко определить: какова роль государства и граждан в местном самоуправлении? Какова роль местного управления и местного гражданского самоуправления? Каковы механизмы для устойчивого развития муниципальных образований и гражданского общества на местах?

Во-вторых, устранить нестабильность и противоречивость законодательной базы местного самоуправления, например, с нормами Налогового, Бюджетного, Градостроительного, Земельного, Жилищного кодексов и с отраслевыми федеральными законами. В-третьих, решить те же финансовые проблемы местного самоуправления. В-четвертых, создать систему стимулов у органов местного самоуправления к социально-экономическому развитию муниципальных образований и расширения их собственной доходной базы. В-пятых, снять некоторое отстранение органов местного самоуправления от регулирования основных отраслей социальной сферы на муниципальных территориях: первичного здравоохранения, социальной поддержке и обслуживания отдельных групп населения, опеке и попечительства и др. В-шестых, устранить дефицит квалифицированных кадров, особенно в сельских поселениях.

Конечно, серьезные трудности в развитии местного самоуправления вызвало упразднение Министерства регионального развития, в результате чего в правительстве не осталось органа, комплексно отвечающего за решение всех этих проблем, а министерствам - кураторам отдельных сфер муниципальной деятельности сложно проводить единую госполитику.

Тема «полномочия - деньги», когда местной власти передают много полномочий, а про соответствующее финансирование забывают, уже давно на слуху. Какие законодательные шаги, на ваш взгляд, здесь необходимы?

Без сомнения, реформирование финансовой базы местного самоуправления назрело. Вопрос об укреплении доходной базы и перераспределение налоговых доходов в пользу местных бюджетов для реализации закрепленных за органами местного самоуправления полномочий - один из основных для нашего комитета.

1373 муниципальных образования включены в программу благоустройства российских городов в рамках приоритетного проекта «ЖКХ и городская среда» (18 апреля 2017 г., заседание президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам)

Нужно не вводить новые налоги и сборы, а грамотно их перераспределять между различными уровнями бюджетной системы. Например, по аналогии с разделением налога на имущество для физических и юридических лиц есть предложение по транспортному налогу, поступающему сейчас в бюджет субъекта Федерации. Очевидно, что люди пользуются дорогами там, где живут. Например, в поселениях. Поэтому было бы справедливо разделить транспортный налог на две составляющие - по юридическим лицам и физическим, и переводить первый в бюджет субъекта, а второй отдавать муниципалитетам. Это не увеличить налоговую нагрузку на граждан, но позволит развивать дорожное строительство и ремонт на местах. Сейчас мы прорабатываем эту законотворческую идею.

Но работу по перераспределению налоговых поступлений в местные бюджеты начала еще Госдума прошлого созыва.

Да, депутаты шестого созыва приняли ряд законодательных решений в этом направлении. Например, по стопроцентному зачислению в бюджеты муниципальных районов и городских округов налога, взимаемого в виде стоимости патента в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Также увеличены отчисления от единого сельскохозяйственного налога, взимаемого на территориях сельских поселений (в бюджеты городских округов до 100 процентов, муниципальных районов - до 70 процентов). Были установлены и дифференцированные отчисления в местные бюджеты от акцизов на нефтепродукты (не менее 10 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Федерации от указанного налога).

- И какой в результате оказалась прибавка для местного самоуправления?

К сожалению, малозначительной. Приходится констатировать, что в итоге местным бюджетам были переданы незначительные источники доходов, увеличившие доходную базу муниципальных образований всего лишь на несколько процентов. Так, поступления от акцизов на нефтепродукты принесло местным бюджетам 27,8 миллиарда рублей (или 2,8 процента налоговых доходов), от единого сельскохозналога - 7,4 миллиарда (0,7 процента), патентной системы налогообложения - 3,4 миллиарда (0,3 процента)… Поэтому муниципальные образования остаются в сложном финансовом положении. На сегодня объем муниципального долга достиг 340, 4 миллиарда рублей.

По данным Минфина России, значительную часть доходов составляют межбюджетные трансферты, доля которых в общем объеме доходов местных бюджетов составляет более 60 процентов. При этом консолидированный объем доходов местных бюджетов в процентах к ВВП страны постоянно сокращается. Так, если в 1997 году он составлял 10,9 процента, то в 2016 году - около пяти.

- А как распределяются расходы местных бюджетов?

В большинстве основную долю составляют текущие расходы на оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений и выплату заработной платы их работникам. В этих условиях органы местного самоуправления вынуждены финансировать многие другие расходные обязательства по остаточному принципу, даже не имея возможности планировать бюджеты развития.

В итоге главным фактором сбалансированности бюджетов выступает вторичное перераспределение, то есть предоставление тех самых межбюджетных трансфертов, а также бюджетных кредитов. Впрочем, получить кредиты также непросто - из-за жестких требований бюджетного законодательства.

- Тогда возвращаемся к извечному российскому вопросу: что делать?

Необходимо сменить фискальную бюджетно-налоговую политику на стимулирующую. При которой муниципальные образования смогут увеличивать налоговые поступления в свои бюджеты путем расширения налогооблагаемой базы и участия в контроле за взиманием этих налогов.

Да и вообще надо навести порядок в полномочиях органов власти. В законодательстве не должно оставаться полномочий не обеспеченных деньгами, а также нечетких и непонятных полномочий. Мы должны всерьез озаботиться созданием развивающей модели муниципальной экономики и местной бюджетно-налоговой системы. И пусть не решим все проблемы разом. Но необходимо идти от простого к сложному.

- Есть конкретные предложения по наполнению доходной базы местной власти?

Конечно. Наш комитет неоднократно предлагал правительству рассмотреть ряд инициатив. Это, например, передача местным бюджетам ставки налога на прибыль организаций от 1 до 1,5 процента, поэтапная отмена всех льгот по местным налогам, установленных федеральным законодательством (на имущество организаций, физических лиц, земельному налогу), передача местной власти транспортного налога в отношении физлиц и половины налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Также целесообразно увеличить долю отчислений от налога на доходы физических лиц до 50 процентов и зачислять их по месту жительства граждан.

Помимо этого предлагаем ввести систему местных сборов: на добычу общераспространенных полезных ископаемых, природного сырья (песок, гравий, глина, торф, известняк) на территории муниципальных образований, на благоустройство, за использование местной символики, за право использования участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного значения, за право размещения мусорных полигонов и объектов мусоропереработки, за право на рекламу, курортный сбор… Пока все эти предложения прорабатываются в Правительстве России, и соответствующие законодательные инициативы в Госдуму не внесены.

- Какие еще проблемы, требующие законодательного решения, вы считаете актуальными?

Таких немало. Например, самообложение, которое применяется в ряде регионов, но там же отмечают и недоработки соответствующего закона. Например, есть идея разрешить самообложения на части территории муниципального образования. Дело в том, что этот механизм используется для финансирования конкретных проектов, часто затрагивающих лишь какой-то район или городской микрорайон. Кроме того, многие поселения у нас сложносоставные, из нескольких различных населенных пунктов, и в них тем более странно опрашивать и собирать средства с жителей одного села на обустройство другого.

Муниципальные образования в России Всего - 22 406
Муниципальные районы - 1 788
Городские округа - 563
(в том числе с внутригородским делением - 3)
Внутригородские районы 19
Внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) городов федерального значения - 267
Городские поселения - 1 592
Сельские поселения - 18 177
(по данным на 1 января 2016 г.)

Немаловажна и тема благоустройства, которую в последнем ежегодном послании затронул и Президент России. Здесь очень много правовых и организационных проблем. Сейчас, фактически, органы местного самоуправления бессильны в борьбе с причинением вреда объектам благоустройства, в упорядочении оформления территорий населенных пунктов. Контрольные и судебные органы часто обвиняют их в превышении компетенции, когда они пытаются предъявить какие-либо требования к собственникам в части благоустройства. Необходимо эту ситуацию изменить, наделив органы местного самоуправления реальными полномочиями. Конечно, с активным и прямым участием населения.

Также необходимо развивать муниципальный контроль, который сейчас практически не действует - лишь три процента проверок в стране приходится на органы местного самоуправления. И это не от хорошей жизни, а от недоработок законодательства, где должным образом не разграничиваются контрольные полномочия разных уровней власти. Причем муниципалитетам не предоставлены реальные рычаги воздействия на нарушителей, даже права составлять протоколы об административных правонарушениях у них, по сути, нет.

В своем обращении на сайте комитета вы отмечаете: «Своей основной задачей наш Комитет видит создание такой законодательной базы, которая учитывала бы специфику регионов и муниципальных образований, одновременно обеспечивая оптимальные и сопоставимые возможности для их развития». А каковы эти оптимальные возможности?

В этом - суть проблемы. Нам необходима такая система организации власти и распределения полномочий между различными уровнями, чтобы объем их полномочий соответствовал их бюджетным финансовым возможностям. Оптимальным возможностям. И чтобы при этом чтобы не страдало полнота и качество представляемых услуг населению.

Страна наша большая. Поэтому и необходим поиск оптимальной модели, эффективной в условиях федеративного государства с многонациональным населением, огромной протяженностью, различными климатическими условиями, часовыми поясами, экономическими и культурными особенностями. И вопрос территориальной организации, распределения полномочий всегда стоял перед ее лидерами страны - императорами, генеральными секретарями, президентами. Остается он и в сегодняшней повестке дня.

Этот праздник необходим был для того, чтобы отразить большую роль местного самоуправления в развитии демократического государства и укреплении народовластия. Он предназначен для поднятия его имиджа и повышения значения в общественной жизни.

Этот знаменательный день посвящен сотрудникам муниципалитетов, народным избранникам, от инициатив и действий которых во многом зависит развитие вверенных им территорий и благосостояния проживающего на них населения, безукоризненное выполнение всех законов.

История

Российское законодательство о самоуправлении на местах имеет свою далекую и длительную историю. Можно проследить основные его этапы:

  1. Производственные и городские общины играли определенную роль в Древней Руси. Реформы Петра I – губернаторы, воеводы, выборные дворянские советы.
  2. 1785 – Екатериной II была подписана и издана Жалованная грамота городам. Она состояла из многочисленных разделов, статей и Манифеста. При подготовке этого документа были изучены разнообразные зарубежные материалы и уставы. Населению был присвоен единый сословный статус, который с этого момента не зависел от профессиональной деятельности, и даны многие права.
  3. 1864 – Александр II внес огромную лепту в дальнейшее развитие. Его земские и городские реформы (выборные губернские и уездные земские собрания) были результатом введения в действие Положения о земских учреждениях. А в 1870 году он ввел городские думы и управы.
  4. Однако Александр III отменил эти новшества. Революция 1917 года и последующие годы не вернули эти нововведения к жизни.
  5. 1993 – Конституция Российской Федерации закрепила и гарантировала самостоятельность местного самоуправления.

Постоянное общение с народом, беспристрастное, корректное и уважительное отношение ко всем гражданам и близость к ним, защита их интересов и решение всех возникающих вопросов и проблем – главные условия не только дальнейшего развития, но и реформирования местного самоуправления.

Традиции

В эфире телевидения и радиовещания в этот день звучат выступления первых лиц государства. Всем городам, регионам рекомендовано проводить мероприятия, посвященные празднованию этого дня. Традиционными являются гуляния и концерты на городских центральных площадях с участием наших известных артистов, народных творческих коллективов.

На торжественных собраниях вручаются грамоты и благодарности, ценные и денежные подарки. За праздничным столом собираются близкие, родные и друзья тех людей, которые заняты работой в городских округах, внутригородских и муниципальных районах, территориях федерального значения.

Все чаще стали организовываться фестивали местного и территориального общественного самоуправления. При этом проходят митинги, на которых присутствуют украшенные колонны делегаций различных поселений. Проводятся официальные церемонии награждения победителей областных конкурсов.

Развитие местного самоуправления было связано с земской и городской реформами Александра II. Положение о земских учреждениях 1864 года ввело выборные губернские и уездные земские собрания, которые заведовали местными хозяйственными делами. Органами городского самоуправления с 1870 года стали городские думы и управы. Однако уже при Александре III органы местного самоуправления попали под контроль правительственных чиновников.

В этот день люди, трудящиеся в органах местного самоуправления, принимают поздравления от коллег, родных и близких, руководства, правительства. Лучшие работники награждаются грамотами и дипломами, премиями и ценными символическими подарками. В личные дела вносятся благодарности. Обязательной программой праздника являются застолья, которые проводятся в ресторанах, кафе и иных заведениях.

Собравшись вместе, муниципальные работники делятся с коллегами планами, опытом и достижениями, обсуждают проблемы и наболевшие вопросы. Сотрудники архивов организовывают выставки и проводят для всех желающих экскурсии. В качестве поздравлений представители профессии получают приглашения на праздничные концерты, проводимые в домах культуры.