Конспекты юриста. Структура власти РФ. Структура федеральных органов власти

Государственная власть - это отношения господства и подчинения, связанное с управлением, координацией волевых действий людей, опирающееся на организующее воздействие и возможность принуждения со стороны государства .

Поскольку государственная власть является видом социальной власти, то она предназначена для подчинения своей воле подвластных с целью управления обществом, создания организованности и порядка в нем.

Признаки государственной власти:

1. Публичный характер . Распространяется на общество в целом, на всех его членов, все группы и организации людей. Этот признак не отличает государственную власть от потестарной власти первобытного общества, но дифференцирует от иных видов социальной власти: семейной, религиозной, корпоративной, мафиозной и т.д.

2. Политический характер . Политика есть искусство управления социально неоднородным обществом, разделенном на группы, классы, касты, страты и т.д., а государственная власть функционирует именно в таком обществе. Следует считать государственную власть разновидностью политической, а не отождествлять их, поскольку есть другие виды политической власти - власть политических партий, лоббистских группировок, клиентел и т.д.).

3. Территориальность. Действует в пределах определенной территории, общегосударственная в пределах территории всего государства, региональная в пределах субъекта федерации и т.д.

4. Суверенность. Выражается в верховенстве внутри страны и независимости из вне. Верховенство выражается в возможности признать ничтожным проявление любой другой власти (религиозной, клановой, профсоюзной, криминальной и т.д.) и в том, что она распространяется на всех пребывающих на территории субъектов. Независимость проявляется в самостоятельности принятия решений на международной арене по всем вопросам, базируясь на международных договорах и принципах международного права и (добрососедство, признание территориальной целостности и других).

Любое государство традиционно применяет метод убеждения, который применяют и все другие властвующие в обществе субъекты, т.е. этот метод не специальный. Убеждение есть метод активного воздействия на сознание и волю людей посредством идей, ценностей, знаний, информации, с целью формирования взглядов, убеждений, установок, основанных на понимании сущности и целей государственной власти . Метод убеждения не имеет многих побочных социальных эффектов метода принуждения и его значение для государственной власти возрастает с ростом политической культуры общества.

Структура государственной власти может быть рассмотрена с точки зрения принципа разделения властей, когда в ней различают законодательную, исполнительную, судебную ветви власти (к ним могут быть причислены согласно конституциям различных государств и другие ветви, например, президентская, учредительная, избирательная, муниципальная и т.д.).

С точки зрения территории, на которую распространяется государственная власть, различают федеральную (центральную) государственную власть, региональную государственную власть, осуществляемую на территории субъекта федерации, местную власть, действие которой ограничено административно-территориальным образованием. Следует помнить, что согласно Конституции РФ органы местного самоуправления не являются государственными, они осуществляют местное самоуправление на территории муниципального образования. Однако государственная власть может осуществлять властное воздействие на данной территории непосредственно через государственные органы или их представителей на местах, либо использовать органы местного самоуправления. Последние в этом случае не изменяют своей природы и не становятся государственными.

2.1. Основные подходы к структуре государственной власти. Вопрос о структуре государственной власти – это вопрос о ее внутреннем строении и тех элементах, из которых она состоит. Как представляется, структуру государственной власти целесообразнее всего рассматривать, исходя из разных подходов: природы государственной власти, ее функциональной характеристики, принципа разделения властей, ее территориальной организации. Это позволит получить более глубокие представления о самой государственной власти и элементах, ее составляющих.

2.2. Структура государственной власти, исходя из природы государственной власти. Исходя из природы государственной власти, в ее структуре можно выделить два элемента: волю и силу. Воля – это определяющий элемент власти. Любая власть всегда есть проявление чьей-то воли: воли отдельного человека, коллектива людей, класса, народа и т. д. Властвовать – значит претворять свою волю в жизнь, кому-то ее навязывать, кого-то ей подчинять. Государственная власть – это тоже чья-то воля. Это воля либо народа, либо тех или иных классов, либо каких-то социальных групп.

Другой структурный элемент властисила . Сила как бы подкрепляет волю, способствует ее претворению в жизнь. Без силы воля не способна утвердиться, не способна воздействовать на поведение других. Сила власти может быть выражена в ее авторитете, в идеологическом воздействии, принуждении, насилии. Сила государственной власти наиболее ярко проявляется в государственных органах, и, прежде всего, в органах принуждения – армии, полиции и т. д. Когда авторитета государственной власти недостаточно для утверждения государственной воли, в действие, как правило, вступает механизм государственного принуждения в лице соответствующих органов.

2.3. Структура государственной власти, исходя из функциональной характеристики государственной власти. Структура государственной власти будет выглядеть иначе, если государственную власть рассматривать, исходя из ее функциональной характеристики. Здесь государственная власть предстает уже как определенное отношение, складывающееся между властвующими и подвластными, как претворение в жизнь воли властвующих и подчинение этой воле подвластных.

В структуре государственной власти, исходя из ее функциональной характеристики, можно выделить следующие элементы: субъектов власти, объекты власти, властеотношения, средства и методы осуществления власти.

Субъекты власти – это носители государственной власти, те, кому может принадлежать государственная власть. Обычно в качестве субъектов государственной власти называют социальные или национальные общности, классы или народ в целом, т. е. тех, чью волю, чью интересы выражает в данный момент государство. Вместе с тем иногда в качестве субъектов государственной власти рассматривают или государство в целом, или его органы.

Объекты власти – это подвластные, т. е. те, в отношении кого осуществляется государственная власть. К объектам власти обычно относят отдельных индивидов, их объединения (организации), социальные и национальные общности, классы, народ в целом.

Властеотношения – это отношения, которые возникают между субъектами и объектами власти в процессе ее осуществления, реализации. Такие отношения выражаются в том, что, с одной стороны, имеет место проявление воли субъектов власти вплоть до ее навязывания объектам власти, а, с другой, подчинение объектов власти субъектам власти.

Средства осуществления власти – это то, на что опирается государственная власть в процессе своего функционирования, то, с помощью чего она реализуется, претворяется в жизнь. Выше уже отмечалось, что специфическими средствами осуществления государственной власти являются государственные органы (государственный аппарат) и нормы позитивного права. Вместе с тем для осуществления своей власти государство может использовать и другие средства, например, различные негосударственные объединения, средства массовой информации, ту или иную идеологию, нормы морали и другие неюридические нормы, религию и т. д. То есть арсенал средств, на которые может опираться государственная власть, весьма разнообразен и зависит от конкретных условий ее осуществления.

Наконец, методы осуществления власти – это те приемы, которые использует государственная власть в целях подчинения своей воле поведение и деятельность подвластных. Традиционно государственная власть использует два основных метода – метод убеждения и метод принуждения, как правило, сочетая их. Метод убеждения основан на использовании идейно-нравственных средств воздействия на поведение человека. Он предполагает целенаправленную культурно-воспитательную работу, связанную с разъяснением государственной политики, идеологическую обработку населения, другие приемы привлечения подвластных на свою сторону. Метод принуждения связан с психологическим, моральным или физическим воздействием государственных органов и должностных лиц на поведение людей с целью заставить их действовать по воле властвующих субъектов. В отличие от метода убеждения он носит более жесткий характер и выражается в применении организованной силы государства. Государственное принуждение всегда связано с ограничением свободы человека, безусловным навязыванием ему государственной воли.

2.4. Структура государственной власти, исходя из принципа разделения властей. Исходя из принципа разделения властей, который нашел свое воплощение в практике многих современных государств, в том числе и нашего (ст. 10 Конституции РФ), в структуре государственной власти обычно выделяются такие элементы, как законодательная власть, исполнительная власть и судебная власть, которые принято именовать ветвями государственной власти.

Законодательная власть – это выборная, коллегиальная ветвь государственной власти, представляющая интересы населения страны или отдельной ее части, принимающая законы и контролирующая деятельность исполнительной власти. Законодательная власть осуществляется, как правило, парламентом, который является высшим представительным органом государственной власти.

Исполнительная власть – это ветвь государственной власти, которая формируется, как правило, законодательной властью и деятельность которой связана с исполнением, претворением в жизнь законов, принимаемых законодательной властью. Исполнительная власть осуществляется достаточно разветвленной системой органов как на общегосударственном, так и местном уровне. На общегосударственном уровне исполнительная власть в большинстве стран принадлежит главе государства, который выполняет главным образом функцию верховного представительства государства, и правительству, которое осуществляет в основном текущие функции.

Судебная власть представляет собой относительно самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, которая на основе действующего в стране права рассматривает юридические конфликты и споры и разрешает их по существу. Органами, непосредственно осуществляющими судебную власть (правосудие), являются суды.

Необходимо вместе с тем иметь в виду, что названные элементы государственной власти можно выделять лишь в тех государствах, где признается и законодательно закрепляется принцип разделения властей.

2.5. Структура государственной власти, исходя из территориальной организации государственной власти. Исходя изтерриториальной организации государственной власти, в ее структуре можно выделить, прежде всего, центральную (верховную) власть , которая действует на всей территории страны, и местную власть , действие которой ограничено территорией соответствующих административно-территориальных образований (городов, районов и т. д.). Подобные элементы государственной власти характерны для унитарных государств. В государствах же с федеративным устройством кроме центральной (федеральной) и местной власти выделяют также региональную власть , т. е. власть субъектов федерации.

Государственное управление

3.1. Понятие государственного управления. Характеристика государственной власти будет неполной, если не рассмотреть хотя бы основные вопросы государственного управления. Дело в том, что государственная власть неразрывно связана с государственным управлением, поскольку государственное управление является способом осуществления, реализации государственной власти.

В научной и учебной литературе государственное управление чаще всего определяется как целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или отдельные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач .Вместе с тем надо иметь в виду, что государственное управление может быть истолковано как в узком, так и в широком смысле.

Государственное управление в узком смысле – это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не всех органов государства, а только органов исполнительной власти, которые иногда называют органами государственного управления. Как деятельность органов исполнительной власти, государственное управление в отечественной юриспруденции изучается наукой административного права.

Государственное управление в широком смысле – это целенаправленное воздействие на общество в целом или отдельные его сферы не только органов исполнительной власти, но и органов законодательной и судебной власти, а также всех государственных и некоторых негосударственных организаций. Разумеется, не все государственные органы, государственные и негосударственные организации в равной мере участвуют в государственном управлении. Как отмечается в литературе, одни органы государства имеют собственно властные, решающие полномочия (например, парламент или министр) и непосредственно занимаются государственным управлением. Другие обладают лишь консультативными полномочиями (например, Экономический и социальный совет во Франции). Третьи занимаются проверкой соблюдения законов, контролем (например, уполномоченный по правам человека), наблюдением за исполнением (Счетная палата). Такие органы не столько управляют, сколько участвуют в государственном управлении. Могут существовать и смешанные, государственно-общественные органы, которые тоже в какой-то мере выполняют управленческие задачи. Иногда некоторые функции государственных органов передаются общественным органам или организациям, органам местного самоуправления, которые в этом случае тоже выполняют задачи государственного управления. Государственное управление в широком смысле изучается различными гуманитарными науками, в том числе и теорией государства и права.

3.2. Стадии государственного управления. Государственное управление, в каком бы смысле мы его не рассматривали (узком или широком), всегда протекает как определенный, длящийся во времени процесс. И как процесс в своем развитии оно проходит несколько стадий. Обычно выделяют четыре стадии управленческого процесса: стадию сбора, обработки и оценки информации; стадию разработки и принятия управленческого решения; стадию исполнения управленческого решения; стадию контроля за исполнением управленческого решения.

Стадия сбора, обработки и оценки информации является первоначальной стадией управленческого процесса и считается подготовительной. Как такового, государственного управления на этой стадии еще нет, а имеет место сбор, обработка и оценка информации, которая необходима для принятия управленческого решения. Поэтому прежде чем принять, вынести решение, нужно получить требуемую информацию, обработать ее и оценить на предмет полноты и достоверности.

Стадия разработки и принятия управленческого решения считается основной, центральной стадией управленческого процесса, поскольку выражает самое главное в управлении, его, можно сказать, квинтэссенцию. Чтобы управлять, нужно принимать решения, потому что в решениях закладываются все необходимые основы предстоящего управления.

Управленческие решения могут быть двух видов – нормативные и индивидуальные. Нормативные решения носят общий характер. Они адресуются неопределенному кругу лиц и рассчитаны на неопределенное число типичных ситуаций. Такие решения содержат нормы права и оформляются в виде определенных нормативно-правовых актов (законов, указов президента, постановлений правительства и т. д.). Индивидуальные решения в отличие от нормативных носят уже конкретный характер, так как адресуются конкретным лицам и рассчитаны на конкретную ситуацию. Такого рода решения содержат индивидуально-конкретные правовые предписания и оформляются в виде различных индивидуально-правовых актов (приказов, решений, постановлений и т. д.).

Стадия исполнения управленческого решения характеризует государственное управление с фактической стороны. Для того чтобы управление достигло своей цели, решение, в котором эта цель заложена, должно быть исполнено, реализовано. Только путем исполнения управленческих решений можно реально, фактически осуществить управление. При этом надо иметь в виду, что исполнение нормативных решений носит многократный характер (они исполняются, пока действуют), а исполнение индивидуальных решений является, как правило, разовым.

Стадией контроля за исполнением управленческого решения завершается процесс управления. Собственно говоря, здесь управления, как такового, уже нет, ибо фактически оно заканчивается на предыдущей стадии. Однако без организации надлежащего контроля за исполнением управленческих решений нет гарантии того, что эти решения будут своевременно и надлежащим образом исполняться. Контроль за исполнением управленческих решений (причем как нормативных, так и индивидуальных) возлагается либо на соответствующие органы государства (например, органы прокуратуры), либо на соответствующих должностных лиц.

3.3. Государственное управление и самоуправление. От государственного управления следует отличать самоуправление, которое является, в сущности, единственным способом реализации социальной власти в первобытном обществе, но имеет вместе с тем достаточно широкое распространение и в государственно-организованном обществе, особенно современном. Самоуправление – этосамостоятельность какой-либо организованной социальной общности в управлении собственными делами.В отличие от государственного управления самоуправление не связано с деятельностью государства, его органов. При самоуправлении народ непосредственно или через выборные органы самостоятельно решает вопросы своей жизнедеятельности без вмешательства органов государства.

В государственно-организованном обществе самоуправление наиболее широко представлено деятельностью различных негосударственных организаций (политических партий, религиозных и общественных организаций, других негосударственных объединений граждан), которые самостоятельно решают все свои внутренние вопросы. Государство осуществляет, как правило, лишь внешний контроль за деятельностью этих организаций, предъявляя к ним некоторые требования. Например, отдельные негосударственные организации должны быть официально зарегистрированы в соответствующих государственных органах, ни одна негосударственная организация не может нарушать закон, заниматься антигосударственной или антиобщественной деятельностью и т. д. Только в случае невыполнения предъявляемых требований государственные органы вправе вмешаться во внутренние дела негосударственной организации и пресечь противоречащую требованиям государства деятельность.

В государственно-организованном обществе самоуправление может проявляться и в других формах (например, участие в референдумах, сходах, выборах, собраниях и т. п.), но наибольший интерес в плане соотношения государственного управления и самоуправления представляет местное самоуправление.

Местное самоуправление – этоформа осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных законодательством, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

Из данного определения вытекают следующие признаки местного самоуправления:

во-первых, местное самоуправление – это форма осуществления народом своей власти . Оно не является осуществлением государственной власти и не относится к государственному управлению. Это самостоятельная форма народовластия на местах, власть населения соответствующих административно-террито­риаль­ных образований (города, района и пр.);

во-вторых, местное самоуправление – это самостоятельное и под свою ответственность решение населением вопросов местного значения . Население соответствующих территорий (административно-территориальных единиц), осуществляя самоуправление, самостоятельно решает те или иные вопросы местного значения на свои финансовые и другие средства и под свою ответственность;

в-третьих, местное самоуправление – это решение вопросов местного значения, котороеосуществляется населениемнепосредственно и (или) через органы местного самоуправления . Основными формами непосредственного участия населения являются местные референдумы, выборы органов местного самоуправления, сельские сходы. Что же касается органов местного самоуправления, то они автономны. Они не входят в систему государственных органов (органов государственной власти) и не соподчинены друг другу. Свои функции органы местного самоуправления осуществляют в пределах административно-территориальных границ (города, района и т. д.), в рамках своих полномочий, на свои финансовые и иные средства и под свою ответственность;

в-четвертых, местное самоуправление – это решение населением вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций .

Местное самоуправление не тождественно местному управлению, поскольку последнее может быть двух видов: государственным и негосударственным. Местное государственное управление может осуществляться как выборными органами государства (в СССР – местные органы государственной власти, народные суды), так и назначаемыми государственными органами и должностными лицами (например, префекты департаментов во Франции, воеводы в Польше, губернаторы в Таиланде и т. д.). Местноенегосударственное управление осуществляется либо непосредственно населением, либо органами местного самоуправления. То есть оно выражается в местном самоуправлении.

Существуют разные модели местного управления. В одних государствах местное управление может быть преимущественно государственным управлением, в других – преимущественно самоуправлением, в третьих – и тем, и другим одновременно. В Российской Федерации местное управление выступает преимущественно в качестве местного самоуправления. В то же время не исключается и местное государственное управление. Оно выражается, например, в деятельности местных органов государства (городских или районных прокуратур, управлений или отделов внутренних дел и т. д.). Кроме того, органы местного самоуправления могут сочетать в своей деятельности как функции местного самоуправления, так и функции государственного управления. Так, согласно ст. 132 Конституции РФ «органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств». В этом случае реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Таким образом, государственное управление и самоуправление – это разные формы управленческой деятельности, которые вместе с тем могут быть тесно связаны между собой и взаимопереплетены.

Вопросы для самопроверки

1. Что понимается под государственной властью и каковы ее признаки?

2. Как соотносятся между собой государственная власть и государство?

3. С каких позиций может быть рассмотрена структура государственной власти, и какие элементы государственной власти можно при этом выделить?

4. Что следует понимать под государственным управлением и каковы его стадии?

5. Как соотносятся между собой государственное управление и самоуправление?

Литература

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций / Г. В. Атаманчук. – 3-е изд., доп. – М. : Изд-во ОМЕГА-Л, 2005. – 584 с. – (Humanitas. Учебник для высшей школы).

Витченко А. М. Теоретические проблемы исследования государственной власти / А. М. Витченко. – Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1982. – 194 с.

Глазунова Н. И. Государственное (административное) управление: учебник / Н. И. Глазунова. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. – 560 с.

Государственное управление: основы теории и организации: учебник / под ред. В. А. Козбаненко.– М. : Статут, 2000. – 912 с.

Дмитриев Ю. А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. – 1994. – № 7. – С. 28–34.

Самоуправление: от теории к практике / под ред. Ю. А. Тихомирова, Г. Х. Шахназарова. – М. : Юрид. лит.,1988. – 208 с.

Черданцев А. Ф. Государственная власть и ее обоснование // Изв. вузов. Правоведение. – 1992. – № 2. – С. 3–12.

Чиркин В. Е. Государственное управление. Элементарный курс / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 2002. – 320 с.

Чиркин В. Е. Государствоведение: учебник / В. Е. Чиркин. – 2-е изд., исправ. и доп. – М. : Юристъ, 2000. – 384 с.

Чиркин В. Е. Основы государственной власти: учеб. пособие / В. Е. Чиркин. – М. : Юристъ, 1996. – 112 с.

Глава 5

МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ

ВЛАСТИ

§ 1. Понятие и структура

механизма государственной власти

1.1. Понятие механизма государственной власти. Государственная власть как право и способность (возможность) осуществлять политическое руководство обществом при помощи определенных средств и методов всегда организационно оформлена и так или иначе выражена вовне. В этой связи возникает вопрос о механизме государственной власти, в котором она находит свое организационное оформление и внешнее выражение.

Вопрос о механизме государственной власти в отечественной теории государства и права изучен еще слабо. Даже термин «механизм государственной власти» в научной и учебной литературе встречается достаточно редко. В то же время уяснение вопроса о механизме государственной власти позволяет четко представить, в чем находит свое организационное выражение государственная власть, кто может быть ее непосредственным носителем и кем она практически может осуществляться.

Как представляется, механизм государственной власти – это совокупность государственных и негосударственных организаций, в которых государственная власть находит свое организационное выражение и с помощью которых она осуществляет свои задачи и функции . Иными словами, механизм государственной власти – это взятые в единстве государственные и негосударственные организации, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства, государственной власти.

1.2. Структура механизма государственной власти. Чтобы получить более четкое представление о механизме государственной власти, необходимо рассмотреть его структуру. Исходя из предложенного выше определения, в структуре механизма государственной власти можно выделить два основных элемента: государственные и негосударственные организации. Основным и обязательным элементом механизма государственной власти являются государственные организации , поскольку именно в них, прежде всего, находит свое организационное выражение государственная власть. Государственные организации в своем единстве образуют то, что принято называть механизмом государства .

Другим элементом механизма государственной власти являются негосударственные организации. Причем в механизм государственной власти входят не любые негосударственные организации, а только те, которые обладают государственно-властными полномочиями, т. е. являются носителями государственной власти. Сами по себе негосударственные организации не обладают государственно-властными полномочиями и не входят в состав механизма государственной власти. Однако в практике отдельных государств имеют место случаи, когда те или иные негосударственные организации начинают выполнять определенные функции государства. Происходит это обычно в результате передачи (делегирования) отдельных полномочий государственных органов каким-либо негосударственным организациям. Например, в современной Российской Федерации, как уже отмечалось, согласно ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления, которые не являются органами государства и относятся к негосударственным организациям, могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Наделение негосударственных организаций государственно-властными полномочиями не приводит к превращению их в государственные организации и включению в состав механизма государства. Они по-прежнему остаются негосударственными организациями, но, обладая государственной властью, начинают ее осуществлять и выполнять определенные ее функции. Вследствие этого подобные негосударственные организации включаются в состав механизма государственной власти, поскольку становятся носителями государственной власти и государственная власть тоже получает в этих организациях определенное организационное выражение.

Негосударственные организации, обладающие государственно-властными полномочиями, выступают какдополнительный, вспомогательный и в то же время необязательный элемент механизма государственной власти, который в конкретных государствах может иметь место, а может и отсутствовать. Если государство не наделяет какие-либо негосударственные организации властными полномочиями, то такого элемента в механизме государственной власти данного государства не будет, и механизм государственной власти этого государства фактически будет сливаться с механизмом государства, т. е. с государственными организациями. В этом случае механизм государства может рассматриваться как механизм государственной власти в узком смысле.

1.3. Механизм государства и государственный аппарат. Механизм государства как совокупность государственных организаций, с помощью которых государственная власть (государство) осуществляет свои задачи и функции , является структурно сложным образованием и сам состоит из нескольких элементов. В структуре механизма государства следует выделять три элемента: государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия.

Центральным, главным элементом механизма государства является государственный аппарат . Государственный аппарат чаще всего определяют как систему государственных органов, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства . Иными словами, государственный аппарат – это взятые в единстве все государственные органы, которые, выполняя собственные функции, обеспечивают выполнение функций государства в целом.

Иногда государственный аппарат рассматривают в более узком значении, понимая под ним лишь органы исполнительной власти и государственных служащих, работающих в этих органах. В этом случае органы законодательной и органы судебной власти понятием «государственный аппарат» не охватываются.

В современной научной и учебной литературе понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» часто отождествляют. При этом одни считают, что механизм государства – это и есть государственный аппарат, т. е. система государственных органов, но взятый в динамике. По мнению других, тоже отождествляющих понятия «государственный аппарат» и «механизм государства», в механизм государства (государственный аппарат) наряду с государственными органами следует также включать государственные учреждения и предприятия, но рассматривать их в качестве своеобразных вещественных придатков государственных органов. Встречаются и некоторые другие мнения по данному вопросу.

Как представляется, понятия «государственный аппарат» и «механизм государства» при всей их связанности все же нужно различать. Причем во избежание путаницы в этом вопросе данным понятиям надо придать строго определенные значения, в связи с чем под государственным аппаратом целесообразнее всего понимать систему только государственных органов, а под механизмом государства совокупность(систему) всех государственных организаций: органов государства, государственных учреждений и государственных предприятий.При такой трактовке данных понятий государственный аппарат тоже является механизмом государства, но это не весь государственный механизм, а только его основная часть.

Другими, вспомогательными элементами механизма государства являются государственные учреждения и государственные предприятия, которые обладают относительной самостоятельностью, хотя и подчинены органам государства. Включать их в государственный аппарат наряду с органами государства нет достаточных оснований, так как они качественно отличаются от органов государства. Органы государства – это организации, которые олицетворяют собой государственную власть и осуществляют управление или всем обществом, или какой-нибудь его частью, тогда как государственные учреждения и предприятия государственную власть собой не олицетворяют и их руководящие органы осуществляют управление, как правило, только трудовыми коллективами данных учреждений и предприятий. Но являются ли государственные учреждения и государственные предприятия, будучи самостоятельными элементами механизма государства, носителями государственной власти и обладают ли они властными полномочиями?

В отечественной литературе широко распространено мнение, что государственные учреждения и предприятия – это организации, которые не обладают властными полномочиями и не участвуют в осуществлении государственной власти, хотя способствуют решению задач государства и выполняют его определенные функции. В этой связи не совсем понятно, как можно способствовать решению задач государства и выполнять его функции, не обладая властными полномочиями и не участвуя в осуществлении государственной власти. Государственные учреждения и предприятия – это определенные организации. В них, как и во всяких организациях, есть власть, которая осуществляется их руководящими органами, именуемыми администрацией. Эта власть носит государственный характер, поскольку данные организации являются государственными организациями. Поэтому государственные учреждения и предприятия обладают определенными властными полномочиями в лице своих руководящих органов. Однако их властные полномочия обычно носят локальный характер, поскольку, как правило, не выходят за пределы данных организаций и распространяются только на их работников. В то же время властные полномочия органов государства всегда выходят за пределы этих органов и распространяются не только на лиц, работающих в них, но и на неопределенное множество лиц, не связанных с трудовыми или служебными отношениями с органами государства.

1.4. Соотношение механизма государственной власти, механизма государства и государственного аппарата. В отечественной юридической литературе механизм государственной власти иногда отождествляется либо с механизмом государства, либо с государственным аппаратом. А учитывая, что между государственным аппаратом и механизмом государства зачастую не проводится никакого различия, то получается, что механизм государственной власти, механизм государства и государственный аппарат – тождественные понятия. В этой связи закономерно возникает вопрос: зачем так много понятий, если речь идет об одном и том же явлении? Наука не терпит удвоения, тем более утроения понятий, обозначающих одно и то же. Подобная ситуация создает неразбериху и путаницу в понятиях. В этой связи научные понятия по возможности должны быть однозначными. Предложенные выше определения понятий «механизм государственной власти», «механизм государства» и «государственный аппарат», думается, позволяют четко разграничить эти понятия и провести их соотношение. Из данных трех понятий самым узким является понятие «государственный аппарат», поскольку государственный аппарат входит в состав механизма государства, а механизм государства является составной частью механизма государственной власти. Более широким является понятие «механизм государства», поскольку государственный аппарат наряду с государственными учреждениями и государственными предприятиями входит в состав механизма государства. И, наконец, самым широким является понятие «механизм государственной власти», поскольку механизм государства, включающий в свой состав государственный аппарат, государственные учреждения и государственные предприятия, вместе с негосударственными организациями, обладающими государственно-властными полномочиями, входит в состав механизма государственной власти.

сложную субординационную и координационную структуру, систему политических отношений. Политическая власть структурируется по разным основаниям, в результате чего выделяются конкретные ее виды. В первую очередь, это власть политико-государственная и политико-негосударственная (власть политических партий, общественно-политических организаций и движений, власть органов местного самоуправления и т.д.). Во-вторых, каждый из институтов политической власти внутренне расчленяется на отдельные свои составляющие, элементы. Так, государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. В-третьих, выделяют разные уровни власти: федеральный, региональный и местный. В целом политическая власть сводит воедино интересы всех людей данного общества в интегральное системное качество. Социальное назначение политической власти, ее институтов заключается в том, что она служит способом организации общества, ведения общих дел, обеспечения управления важнейшими сферами общественной и государственной жизни.

Структура власти

Основными компонентами власти являются:

средства (ресурсы);

процесс, приводящий в движение все элементы и характеризующийся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта (рис. 2.8).

экономические, социальнополитические, идеологические, информационные, силовые, психологические и др.

государство, органы власти (парламент, президент и т. п.), политические партии, лидеры, группы влияния

господство, руководство, управление, координация, организация, контроль

народ (нация), конкретные социальные слои и группы, личность

СРЕДСТВА

утилитарные, принудительные; нормативные

Рис. 2.8. Структурные элементы власти

Субъект власти воплощает ее активное направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, народ или даже мировое сообщество, объединенное в ООН.

Для возникновения властных отношений необходимо, чтобы субъект обладал рядом качеств. Прежде всего, это желание властвовать, проявляющееся в приказах или распоряжениях. Большинство людей не испытывает психологического удовольствия от обладания властью, власть сама по себе не является для них ценностью, многие вообще предпочли бы уклониться от руководящих должностей и связанных с ними психологической и социальной ответственностью, если бы власть не открывала широкие возможности для получения различного рода благ. Для них стремление к власти имеет инструментальный характер, т.е. служит средством достижения других целей.

Помимо желания руководить и готовности брать на себя связанную с этим ответственность, субъект власти должен быть компетентным, знать суть дела, состояние и настроение подчиненных, уметь использовать ресурсы, обладать авторитетом. Конечно, в реальной жизни власть имущие наделены всеми вышеперечисленными качествами в разной степени.

Субъекты политической власти имеют сложный, многоуровневый характер: ее первичными факторами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъекты наиболее высокого уровня, непосредственно представляющие во всех властных отношениях различные общественные группы и весь народ, – политическая элита и лидеры. Связь между этими уровнями может нарушаться, лидеры нередко отрываются от масс и даже от приведших их к власти партий.

Отражением первостепенной роли субъекта в отношениях власти является широко распространенное отождествление власти с ее носителем. Так, говорят о решениях власти, о действиях властей и т.п., подразумевая под властью управленческие органы.

Субъект определяет содержание властного отношения через приказ (распоряжение, команду). В приказе предписывается поведение объекта власти, указываются (или подразумеваются) санкции, которые влекут за собой выполнение или невыполнение данного распоряжения. От приказа, характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношение к нему объекта, исполнителей – второго важнейшего элемента власти.

Власть никогда не является свойством или отношением лишь одного действующего лица (органа). Власть – всегда двустороннее, асимметричное, с доминированием воли властителя взаимодействие ее субъекта иобъекта . Она невозможна без подчинения объекта. Если такого подчинения нет, то нет и власти, несмотря на то, что стремящийся к ней субъект обладает ярко выраженной волей властвования и даже мощными средствами принуждения. В конечном счете, у объекта властной воли всегда есть пусть крайний, но все же выбор – погибнуть, но не подчиниться. Осознание зависимости власти от покорности населения нашло свое практическое политическое выражение в акциях гражданского неповиновения, что широко используется во всем мире.

Масштабы отношения объекта к субъекту властвования простираются от ожесточенного сопротивления до добровольного, воспринимаемого с радостью повиновения. В принципе, подчинение так же естественно присуще человеческому обществу, как и руководство. Готовность к подчинению зависит от ряда

факторов: от собственных качеств объекта, от характера предъявляемых к нему требований, от ситуации и средств воздействия, которыми располагает субъект, а также от того, как исполнитель воспринимает субъект в зависимости от наличия у него авторитета.

Качества объекта властвования определяются его политической культурой. Наибольшую покорность обеспечивают патриархальный и подданнический типы политических культур. Преобладание в обществе людей, привыкших повиноваться, жаждущих «твердой руки», является благоприятной питательной средой авторитарных и тоталитарных режимов.

Мотивация подчинения достаточно сложна. Она может основываться на страхе, на привычке к повиновению, на убеждении в необходимости подчинения, на авторитете, на заинтересованности в повиновении и т.д. Все эти мотивы влияют на силу власти.

Сила власти, основанная на страхе, прямо пропорциональна тяжести наказания и обратно пропорциональна вероятности избежать его в случае неповиновения. Такая власть имеет тенденцию к ослаблению.

Сравнительно безболезненно принимается людьми власть, основанная на привычке, обычае повиноваться. Она была присуща государству в традиционных обществах. Она надежный фактор стабильности власти до тех пор, пока не приходит в противоречие с требованиями реальной жизни. Если же это происходит, то она быстро разрушается, как только люди замечают, что она изжила себя, и ее представители недостойны повиновения.

Наиболее стабильной является власть, построенная на интересе. Личная заинтересованность побуждает подчиненных к добровольному выполнению распоряжений, делает излишним контроль и применение негативных санкций. Она способствует развитию у людей других типов мотивации подчинения: на основе убежденности, авторитета и идентификации. Такое подчинение связано с мотивационным воздействием достаточно глубоких слоев сознания: менталитета, ценностных ориентаций и установок. Убежденность людей в необходимости подчиняться государству или другому носителю власти ради высоких целей – важный источник силы власти.

Одной из наиболее благоприятных для власти мотиваций подчинения является авторитет . Он формируется на базе общей заинтересованности объекта и субъекта власти и убежденности подчиненных в особых способностях руководителя. Авторитет представляет собой высоко ценимые качества, которыми подчиненные наделяют руководителя и которые детерминируют их повиновение без угрозы санкций или убеждения. Авторитет основывается на согласии, он означает уважение к руководящей личности (институту), доверие к ней.

Авторитет может быть истинным, когда руководитель действительно обладает теми качествами, которыми его наделяют подчиненные, и ложным, основанным на заблуждениях. В зависимости от тех качеств, которые лежат в его основе, авторитет бывает:

научным (качество учености);

деловым (компетентность, навыки и опыт);

моральным (высокие нравственные качества);

религиозным (святость) и т.д.

Без авторитета власть не может быть прочной и эффективной. Власть, основанная на интересах, убежденности и авторитете, часто перерастает в идентификацию подчиненного с руководителем. В этом случае достигается максимальная сила власти, и субъект воспринимается объектом как свой представитель и защитник. Субъективная идентификация исполнителей с руководителем может объясняться двумя причинами:

1) быть следствием реального двойственного положения людей в отношении власти, как это имеет место в демократических организациях, где индивиды выступают и субъектом власти (выбирают и контролируют руководство), и ее объектом (исполняют решения руководящих инстанций). В этом случае оба агента власти совпадают, хотя и не полностью;

2) выступать результатом общности интересов и ценностей руководителя и исполнителя и возникновения у последнего чувства единения со всей организацией или группой.

Субъект иобъект характеризуют крайние полюса, активные начала структуры власти. Причем само деление людей на субъекты и объекты, начальников и подчиненных во многом релятивно: в одном отношении человек выступает начальником, а в другом – подчиненным. Применительно к власти взаимодействие

ее агентов опосредуется целым комплексом средств или ресурсов и осуществляется в рамках специального институционального механизма, регулирующего процесс властвования. Что же представляют собой эти компоненты власти?

Основные черты политической власти

1. Легальность (законность) – использование силы в пределах государства.

2. Верховенство – обязательность решений политической власти для всякой иной власти в обществе.

3. Публичность – всеобщность и безличность. Политическая власть в отличии от других видов власти обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (законов).

4. Моноцентричность – наличие единого центра принятия решения. В отличие от политической власти экономическая, социальная, духовная власти полицентричны.

5. Многообразие ресурсов – политическая власть, особенно государственная использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы

Рис. 2.9. Основные черты политической власти

Ресурсы власти

Важнейшей социальной причиной подчинения одних людей другим является неравномерное распределение ресурсов власти. Сам этот термин употребляется как в широком, так и в узком смыслах. В широком смысле ресурсы власти представляют собой все то, что индивид или группа могут использовать для влияния на других. Такое понимание власти является достаточно общим и не позволяет дифференцировать различные элементы власти: ее субъект, объект, средства, поскольку в этом случае ресурсы власти включают все факторы, которые так или иначе способны повлиять на власть:

собственные качества субъекта (компетентность, организованность и т.п.);

некоторые свойства объекта (например, его политическую доверчивость, привычку подчиняться и др.);

благоприятную для субъекта ситуацию (экономический подъем, раздоры

в оппозиции, международную обстановку и т.п.);

материальные и иные средства воздействия.

При столь широком понимании ресурсов утрачивается их специфика как относительно самостоятельного, обычно материализованного звена, опосредующего взаимодействие агентов власти и служащего важнейшим социальным фактором подчинения и господства.

Поэтому для изучения ресурсов власти и ее структуры предпочтительнее более узкая трактовка ресурсов власти, их понимание как всех тех средств, использование которых обеспечивает влияние на объект власти в соответствии с целями субъекта. Ресурсы представляют собой либо важные для объекта ценности (деньги, предметы потребления и т.д.), либо средства, способные повлиять на внутренний мир, мотивацию человека (телевидение, пресса и т.п.), либо орудия (инструменты), с помощью которых можно лишить человека тех или иных ценностей, высшей из которых обычно считается жизнь (оружие, карательные органы в целом).

Ресурсы, наряду с субъектом и объектом, выступают одним из важнейших оснований власти, хотя иногда ресурсы и основания власти отождествляют. Они могут использоваться для поощрения, наказания или убеждения.

Первостепенно значимость ресурсов как оснований власти oтражена в теории «социального обмена». Согласно этой теории, в основе власти лежит неравномерное распределение дефицитных ресурсов. Люди, которые не имеют ресурсов, получают их в обмен на исполнение распоряжений обладателей ресурсов. Тем самым они попадают в зависимость от других и подчиняются им.

Ресурсы используются в качестве позитивных (предоставление благ) и негативных (лишение благ) санкций. В процессе их мобилизации субъектом они трансформируются во власть, которая и представляет собой способность превращать определенные ресурсы во влияние в системе взаимосвязанных агентов. Ресурсы власти так же разнообразны, как и многообразны средства удовлетворения различных потребностей и интересов людей. Существует несколько классификаций ресурсов. Некоторые ученые разделяют их на утилитарные, принудительные и нормативные.

Утилитарные ресурсы – это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами людей. С их помощью власть, особенно государственная, может «покупать» не только отдельных политиков, но и целые слои населения. Эти ресурсы используются как для поощрения, так и для наказания (например, уменьшение зарплаты недобросовестным).

В качестве принудительных ресурсов обычно выступают меры административного наказания, используемые в тех случаях, когда не срабатывают ресурсы утилитарные. Это, например, судебное преследование участников забастовки, не побоявшихся экономических санкций.

Нормативные ресурсы включают средства воздействия на внутренний мир, ценностные ориентации и нормы поведения человека. Они призваны убедить подчиненных в общности интересов руководителя и исполнителей, обеспечить одобрение действий субъекта власти, принятие его требований. Если пер-

вые два вида ресурсов связаны с воздействием на реальные обстоятельства и через них на поведение людей, то третий вид ресурсов – с влиянием непосредственно на сознание человека.

Достаточно распространенным и плодотворным для понимания специфики различных видов власти является деление ресурсов в соответствии с важнейшими сферами жизнедеятельности на экономические, социальные, политико-сило- вые и культурно-информационные.

Экономические ресурсы – это материальные ценности, необходимые для общественного производства и потребления, деньги как всеобщий эквивалент стоимости средств производства, плодородных земель, продуктов питания и т.д.

Социальные ресурсы – способность повышения или понижения социального статуса или ранга, места в социальной стратификации. Они часто совпадают с экономическими ресурсами. Так, например, доход и богатство, являясь экономическим ресурсом, вместе с тем характеризуют и социальный статус – социальный ресурс. Однако социальные ресурсы включают и такие показатели, как должность, престиж, образование, медицинское обслуживание, социальное обеспечение и т.д.

Культурно-информационные ресурсы– знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, СМИ и т.п. Как считает американский социолог О. Тофлер, в конце XX – начале XXI вв. именно знания и информация станут важнейшим ресурсом власти. Уже сегодня в постиндустриальных странах знания, в силу своих преимуществ (бесконечности, общедоступности, демократичности), подчинили силу и богатство и стали определяющим фактором функционирования власти. В ходе общественного развития такие традиционные ресурсы власти, как сила и богатство утрачивают свое влияние, хотя и не исчезают полностью. Истинную же власть приобретают знания и информация. Конечно, далеко не во всех странах они имеют приоритет над экономическими, социальными и силовыми ресурсами, однако тенденция повышения значимости культурно-информационных ресурсов как источника власти проявляется в современном мире достаточно отчетливо.

Силовые ресурсы – это оружие и аппарат физического принуждения, специально подготовленные для этого люди. В государстве их ядро составляют армия, полиция (милиция), спецслужбы, внутренние войска, суд и прокуратура с их вещественными атрибутами: зданиями, снаряжением, тюрьмами и т.д. Этот вид ресурсов традиционно считается наиболее эффективным источником власти, поскольку его использование способно лишить человека высших ценностей: жизни, свободы и имущества.

Различные ресурсы власти применяются ее субъектами обычно в комплексе, особенно крупными политическими субъектами, например, государством, которое использует в большей или меньшей степени все названные выше ресурсы.

Специфическим ресурсом власти является сам человек – демографические ресурсы . Люди – это универсальный, многофункциональный ресурс, который создает другие ресурсы. Человек – создатель материальных благ (экономические ресурсы), солдат и членов партий (политико-силовые ресурсы), получатель и распространитель знаний и информации (культурно-информационные ресурсы)

Глава I.
ПРАВО И ГОСУДАРСТВО

§ 4. Формы государства

В современном мире насчитывается свыше двухсот государств. Все они, как известно, имеют общие признаки и единую сущность. Вместе с тем государства непохожи друг на друга. Наблюдается значительное разнообразие их форм. Что же такое форма государства?

ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА

Форма государства - это порядок образования и структура органов государственной власти, а также методы её осуществления.

Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства, форма государственного (политического) режима, что отражено в следующей схеме:

Изучение составных элементов формы государства позволяет ответить на вопросы, как создаются и взаимодействуют высшие органы государства, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, какими методами она осуществляется и др. Форма правления характеризует организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов между собой и населением. раскрывает территориальную структуру государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями. Форма государственного (политического) режима объясняет способы осуществления государственной власти в обществе, его правовое состояние и уровень политической свободы в нём.

Три элемента в сочетании придают государствам неповторимое своеобразие. Вместе с тем каждый из элементов в отдельности является основанием для объединения государств по группам: формам правления, формам государственного устройства, формам государственного (политического) режима. Рассмотрим подробнее эти формы.

ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

Форма правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.

По форме правления государства подразделяются на монархии и республики.

К признакам монархии (от греч. monarchia - единовластие) относятся: передача власти, как правило, по наследству; её бессрочность (пожизненность); независимость от населения.

Монархии бывают неограниченными (абсолютными) и ограниченными (конституционными).

В абсолютных монархиях (Саудовская Аравия, Бруней, Оман) отсутствуют представительные учреждения народа (парламенты). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Он соединяет в одном лице главу государства и правительства, главнокомандующего вооружёнными силами, верховного судью, а в странах ислама - и духовного главу мусульман. Поэтому эти страны нередко именуются теократическими (от греч. theos - бог + kratos - власть) монархиями.

Иногда абсолютные монархии приобретают несвойственные им черты и становятся в этой связи нетипичными . Например, в Объединённых Арабских Эмиратах вся полнота власти принадлежит коллективу монархов в лице Высшего Совета семи эмиратов. Он избирает главу государства, как правило правителя эмирата, занимающего самую обширную территорию страны. Таким образом, данной монархии присущ республиканский признак - систематическая выборность главы государства.

В конституционных монархиях власть главы государства ограничивается (на основе конституции или других правовых актов конституционного значения) представительными органами.

Имеются две разновидности конституционных монархий - дуалистическая (неразвитая, переходная) и парламентская.

Дуалистическая монархия (Иордания, Таиланд, Непал) характеризуется тем, что в ней существует формально-юридическое разделение государственной власти между монархом и парламентом. Однако парламент фактически подчинён монарху, так как монарх наделён правом вето и правом роспуска парламента.

В парламентской монархии (Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция и др.) значительна роль парламента. Ему принадлежит законодательная власть и подчиняется правительство, которое образуется из представителей партий, получивших большинство в парламенте. Он регулирует также личную жизнь монарха - брак, денежное содержание, дворцовую службу. Правовое положение монарха ограничено. Так, издаваемые им указы и распоряжения приобретают силу закона только после подтверждения правительством. Монарх «царствует, но не правит», выполняя в основном представительские функции. Вместе с тем он является неподкупным арбитром в разрешении политических споров, так как не принадлежит ни к одной из партий и стоит над политическими страстями. А главное, монарх всегда выступает символом единства народа и страны. Поэтому монархию нельзя рассматривать как пережиток прошлого. Она, отмечал русский философ И.А. Ильин, - «органическая форма правления, требующая религиозных начал и особой общественно-психологической атмосферы».

Республика (от лат. respublika - общественное дело) основана на принципах выборности органов государственной власти и высших должностных лиц, ограниченности срока пребывания у власти, зависимости от воли избирателей и ответственности за ошибки в своей политической деятельности (возможны: роспуск парламента, отставка правительства и т. п.).

Различают два основных вида республики: президентскую и парламентскую. И в той и в другой имеются выборные законодательные органы - парламенты. И в президентской, и в парламентской республике есть президенты. Однако в президентской республике президент избирается отдельно от парламента и является полномочным главой государства, а в парламентской президента избирает сам парламент, и он, как и в парламентской монархии, выполняет в основном церемониально-протокольные функции. Главное же различие между президентской и парламентской формами состоит в порядке формирования правительства и его ответственности.

В президентской республике (например, США) президент обладает правом назначения правительства и нередко возглавляет его, совмещая две должности: главы государства и главы исполнительной власти. Правительство подотчётно президенту. Президент и парламент независимы, так как ни один из этих институтов не обладает правом отстранения от власти другого.

В парламентской республике (Италия, ФРГ, Финляндия и др.) правительство во главе с премьер-министром формируется парламентом и несёт перед ним ответственность, т. е. парламент может вынести правительству вотум недоверия.

Помимо описанных форм, имеются смешанные формы республики, сочетающие элементы как президентской, так и парламентской модели (Франция).

Россия по формальным признакам относится к смешанному, президентско-парламентскому виду республики. В ней присутствуют элементы парламентской республики (обязательное согласие нижней палаты парламента - Государственной Думы на назначение Президентом РФ главы Правительства, возможность вотума недоверия Правительству и др.), а также элементы республики президентской (назначение министров по усмотрению Президента, непосредственное подчинение ему силовых структур, некоторых министерств, служб и агентств и т. д.). Однако на практике в соответствии с реально сложившимися полномочиями и взаимоотношениями органов государства Россия является президентской республикой. В научной литературе её иногда именуют суперпрезидентской или неопрезидентской.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА

Форма государственного устройства - это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными (высшими) и местными органами.

По этой форме государства подразделяются на унитарные и федеративные.

Унитарное государство (от лат. unitas - единство) представляет собой такую территориальную организацию, при которой большинство её частей (административно-территориальных единиц) не имеет каких-либо суверенных прав. Административно-территориальные единицы (районы, области, кантоны и пр.) занимают равное положение по отношению к центральным органам и подчиняются им. Как правило, в унитарных государствах действует только одна конституция, одна система высших органов власти (представительной, исполнительной, судебной), единое гражданство, единая налоговая и финансовая системы.

Иногда в составе унитарного государства допускается автономия отдельных частей, поэтому такие государства называются усложнёнными унитарными . К ним, например, относится Испания, в которой несколько провинций получили автономию, в том числе исторические области: Страна Басков и Каталония.

Федерация (от лат. foederatio - союз, объединение) - это децентрализованное государство, в котором разграничивается компетенция между центральными (федеральными) органами власти и органами его составных частей (субъектов).

Объединяющими началами федерации выступают единое социально-экономическое пространство, единая денежная система, единое гражданство, федеральная конституция и законы, федеральные органы власти. Но наряду с этим имеются высшие органы власти и в субъектах федерации (штатах, землях, республиках). В каждом из субъектов может быть также своя конституция, законодательство, своё гражданство, судебная и налоговая системы.

Между федерацией и её субъектами устанавливаются отношения, при которых действует принцип верховенства федеральной конституции и других федеральных законов. Так, конституции федеративных государств не признают за субъектами федерации права выхода из неё. В случае нарушения этой юридической нормы центральная власть имеет право на принудительные меры по отношению к субъекту федерации. Из курса истории вы знаете, что попытки отделения приводили обычно к глубоким затяжным кризисам и не имели, за редким исключением, успеха. Ярким примером является Гражданская война в США. В этом же убеждают и многие современные события.

Общефедеральным органам принадлежат полномочия и в области внешней политики, и в решении основных вопросов внутренней политики. Таким образом, при федеративной форме государственного устройства государственные образования внутри федерации хотя и обладают юридически определённой политической самостоятельностью, но не являются суверенными государствами. Суверенитет принадлежит единому федеративному государству. Интересы субъектов реализуются посредством представительства в верхней палате общефедерального парламента. Так, в России эту функцию выполняет Совет Федерации, в США - Сенат, в Германии - Бундесрат. Подчеркнём, что двухпалатная структура парламента является обязательным элементом федерации.

Однако правовой статус субъектов в разных федеративных государствах различен . По этому признаку выделяют федерации симметричные и асимметричные . К первой группе относятся те, в которых субъекты имеют равные права и равное представительство в общефедеральном органе власти. Вторую группу составляют федерации, в которых существует неравенство субъектов либо в правах, либо в представительстве. Большинство федераций, в том числе и Россия, относятся к асимметричному типу.

Федерации отличаются также по принципам построения . Так, Австралия, ФРГ, США строятся по территориальному принципу . Федерация в этих странах стала формой преодоления политической раздробленности и не служила средством регулирования межнациональных отношений. Многонациональные федеративные государства, например Индия, имеют национальный принцип построения . Некоторые учёные называют и третий, смешанный, национально-территориальный принцип , который характерен, в частности, для Российской Федерации.

Все описанные формы государства создаются на основе конституции и иных законов, которые характеризуют способы организации государственной власти.

ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО (ПОЛИТИЧЕСКОГО) РЕЖИМА

Из курсов истории и обществознания основной школы вы знакомы с понятием «политический режим» и его типами. В дальнейшем это понятие будет подробно изучаться на уроках курса обществознания. Подчеркнём, что государственный режим является составной частью политического режима и рассматривается нами в юридическом аспекте. С этой точки зрения под государственным (политическим) режимом понимается форма государства, характеризующая реальный правовой порядок функционирования государства, способы осуществления государственной власти.

В правоведении наиболее распространена классификация государственных режимов на режимы демократические и антидемократические (авторитарные и тоталитарные; иногда учёные рассматривают тоталитаризм как крайнюю форму авторитаризма).

Демократический государственный режим (от греч. demos - народ + kratos - власть) характеризуется реальным разделением государственных властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Выборы являются периодическими, что позволяет обновлять властные структуры. Они осуществляются на альтернативной основе, обеспечивают свободное волеизъявление граждан.

Демократическое государство признаёт, охраняет, защищает естественные и неотчуждаемые права человека. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Правовое регулирование общественных отношений осуществляется согласно принципу «разрешено всё, что не запрещено законом». Действуют принципы многопартийности и идеологического многообразия. Граждане, реализуя свои политические права, могут влиять на государственную власть через своих представителей в выборных государственных органах, а также непосредственно (выборы, референдумы, петиции, обсуждения законопроектов и пр.).

В государственном управлении метод убеждения превалирует над методом принуждения. Социально-политические противоречия и конфликты разрешаются прежде всего на правовой основе, путём согласования интересов, поиска компромисса и достижения консенсуса (от лат. consensus - согласие). Силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т. п.) находятся под контролем общества, используются только по назначению, их деятельность регламентируется законами.

Подчеркнём, что при неблагоприятных обстоятельствах демократический государственный режим может переродиться в анархический или охлократический режим.

Анархический режим (от греч. anarchia - безвластие) характеризуется разрушением суверенной публичной власти, распадом единой системы правового регулирования, раздроблением властных структур и их взаимной конфронтацией с применением неправовых мер принуждения.

Охлократический режим (от греч. ochlos - толпа, чернь + kratos - власть) возникает в случае прихода к власти лиц, выступающих от имени политически активной толпы (массы людей, движимых эмоциями), и характеризуется поддержкой люмпенизированных слоёв общества, беспринципной демагогией и политической безответственностью.

Рассмотрим антидемократические государственные режимы.

При авторитарном режиме (от лат. auctoritas - власть, влияние) формально может провозглашаться принцип разделения государственных властей. Фактически же господствующее положение приобретает исполнительная власть, которая сосредоточивается в руках одного лица (монарха, премьер-министра, президента) или группы лиц. Роль парламента и других органов незначительна. Распространяется практика создания неправовых законов, нарушения действующего законодательства представителями власти. Значительно ограничиваются или ликвидируются права и свободы граждан. Выборы и референдумы проводятся под контролем правительства и нередко приобретают формальный характер. Действует, как правило, частичная цензура средств массовой информации, отсутствуют легальные оппозиционные политические партии или власть чинит им препятствия. Реакция граждан на решения и действия властей не учитывается (блокируется) государством. Основными методами государственного управления становятся команды и приказы, могут широко использоваться также силовые методы. Таким образом, при авторитаризме наблюдается возвышение государственной власти над обществом, правом, законом.

Известны менее жёсткие и более жёсткие авторитарные режимы. Например, авторитарный режим Пиночета в Чили был жёстким режимом. Он сопровождался грубыми нарушениями прав человека, применением насилия. Авторитарный режим де Голля во Франции периода Пятой республики являлся менее жёстким, так как для него характерны командные, но не силовые методы.

В зависимости от целей и задач авторитарный режим может быть конструктивным и деструктивным . Конструктивный авторитаризм преследует цели проведения общественно необходимых реформ и стабилизации общества, когда их осуществление обычными методами невозможно в силу каких-либо чрезвычайных обстоятельств (последствия гражданской войны, революции, экономической депрессии). Деструктивный авторитаризм не преследует общественно значимых целей и стремится укрепить собственную власть, которая, как правило, имеет личный или клановый характер.

Тоталитарный режим (от лат. totalis - весь, полный, целый) представляет собой безраздельное господство бюрократии (номенклатуры, партократии), возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы. По своей сути это режим деспотический, хотя подчас он и стремится имитировать демократию. При таком режиме отсутствует реальное разделение властей. Законы являются средством подчинения людей государственной воле. Действует принцип регулирования общественных отношений «запрещено всё, кроме официально разрешённого». Права и свободы человека нарушаются. Выборы превращаются в фикцию. Человек полностью отчуждён от власти и политики. Господствует единая общеобязательная идеология, выразителем которой выступает, как правило, одна политическая партия. Правосудие становится элементом мощной карательной системы, которая обеспечивает тотальный контроль за жизнью общества, каждого человека. В качестве основного метода государственного властвования применяется насилие, массовые репрессии, нагнетающие атмосферу страха.

В заключение подчеркнём, что проблема формы государства имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение. От того, как организована и реализуется государственная власть, зависит её эффективность, стабильность и развитие общества, а значит, и жизнь каждого из нас.

1) Что представляет собой форма государства? 2) Какие формы правления вам известны? 3) Чем отличается унитарное государство от государства федеративного? 4) Каковы признаки демократии? 5) В чём сходство и различия тоталитарного и авторитарного государственных режимов?

1. Изобразите в тетради в виде схемы существующие формы правления.

2. Иногда в качестве формы государственного устройства называют конфедерацию. Она может быть постоянным или временным союзом суверенных государств, созданным для обеспечения их общих целей. Члены конфедерации сохраняют самостоятельность (своё гражданство, систему государственных органов, конституцию, законодательство) и делегируют центру строго ограниченный круг полномочий. Конфедеративный договор может быть расторгнут каждым из его участников в одностороннем порядке. Является ли конфедерация формой государственного устройства или она относится к международно-правовому объединению государств? Аргументируйте свой ответ.

3. В Италии ряд областей, отличающихся самобытной исторической и культурной традицией, в прошлом самостоятельные государства, обладают правами самоуправления, близкими к правам субъектов федерации. В то же время в Индии штаты не имеют собственных конституций, гражданства, судебной системы, а их границы могут быть изменены федеральным парламентом без согласия штатов. Сделайте возможные выводы из приведённых фактов.

«Нелеп и опасен такой порядок, при котором народу недоступно право».

И. А. Ильин (1882-1954), русский философ

«Никогда все акты государственного властвования не могут быть сведены к простому исполнению существующих законов».

Н.М. Коркунов (1853-1904), русский учёный-правовед

Учебный материал в форме юридических лекций для самоподготовки студентов ВУЗов различных специальностей и направлений. Информация представлена в виде конспектов с тематической разбивкой по изучаемым предметам и вопросам.

Государственная власть: понятие, признаки, структура


Выполним работу на заказ

Контрольная работа Курсовая Дипломная Отчет по практике Реферат Билеты к экзаменам Семестровая работа Чертёж Перевод Презентации (PPT, PPS) Проверка готовой работы Диссертация Доклад Шпаргалка Онлайн помощь Монография Диссертация Магистерская Другое


Государственная власть - это разновидность социальной власти, а именно отношение между государством в лице его органов и обществом, в котором государственный аппарат занимает положение властвующего и дает обязательные для исполнения указания, подкрепленные мерами государственного принуждения.

Признаки государственной власти:

  • 1. Публичная власть (распространяется на все население в пределах своей территории);
  • 2. Политическая власть (политика - искусство управления; главная задача государства - установить компромисс в обществе);
  • 3. Суверенна (независимость как во внутренней, так и внешней политике);
  • 4. Охватывает все население государства;
  • 5. Легитимна (признание государственной власти законной, закрепление основ государственной власти и методов ее осуществления в законодательстве).
  • 6. Реализуется через государство и его органы. При этом только государственная власть имеет аппарат принуждения, который распространяет свои полномочия на всех без исключения людей, проживающих на территории данного государства;
  • 7. Легальна - выражается в признании этой власти населением страны в качестве публичной и пользуется авторитетом в обществе.

Структура государственной власти:

  • 1. Статистический подход: воля и сила (то, чем воля подкрепляется). Друг без друга не целесообразны.
  • 2. Динамическй подход (выделяет 5 элементов): субъект (тот, кто осуществляет); объект (на кого направлена); содержание (отношение между субъектом и объектом); средства (государственные органы, НПА, СМИ и т.д.); методы (убеждения и принуждения, кто-то выделяет метод поощрения).

Убеждение - это метод активного воздействия на волю и сознание человека идейно-нравственными средствами для формирования у него взглядов и представлений, основанных на глубоком понимании сущности государственной власти, её целей и функций. Механизм убеждений включает совокупности идеологических, социально-психологических средств и форм воздействия на индивидуальное или групповое сознание, результатом которого является усвоение и принятие индивидом, коллективом определённых социальных ценностей.

Государственное принуждение - психологическое, материальное или физическое (насильственное) воздействие полномочных органов и должностных лиц государства на личность с целью заставить (принудить) её действовать по воле властвующего субъекта, в интересах государства.