Значение духовной сферы в жизни общества. Особенности духовной сферы

Духовная сфера общества — это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом.

Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества.

Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания — эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем,впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем — научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.

Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Поэтому резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян,повышении значимости индивидуалистических ценностей.

Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических культурных образцов массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии отечественной духовной культуры могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Использовалась информация с сайта http://www.ronl.ru

В социальной системе выделяют образования, называемые сферами общества. Они представляют собой устойчивые, значимые подсистемы, отражающие ту или иную сторону жизни людей. Рассмотрим, что такое духовная сфера общества, из каких структурных элементов она состоит, какова ее социальная роль.

Раскрытие понятия

Духовная сфера – это одно из направлений общественной жизни, которое отражает специфику нравственных, идеологических, интеллектуальных отношений между людьми. Эти отношения возникают при производстве, передаче, восприятии и освоении ценностей духовного характера.

Духовная сфера рассматривается как целенаправленно организуемая нематериальная жизнь людей. Если материальная сторона жизни связана с удовлетворением таких осязаемых потребностей, как пища, одежда, транспорт и тому подобное, то духовная сфера направлена на развитие мировоззрения, сознания, разнообразных нравственных качеств.

Противоположные материальным духовные потребности не задаются биологически. Их формирование и развитие происходит в процессе социализации, становления личности. Без удовлетворения этих потребностей можно прожить, но такое существование будет подобно жизни животных.

В рамках духовной сферы осуществляется как производящая, так и потребляющая деятельность. Продуктами духовного производства становятся теории, идеи, художественные образы, внутренний мир людей и духовные отношения. Под духовным потреблением подразумевается удовлетворение духовных потребностей.

Основные структурные элементы

Выделяют следующие составляющие духовной сферы общества:

  1. Мораль. Это установленные общепринятые нормы поведения, основанные на представлениях о правильном и неверном, добре и зле, допустимом и неприемлемом. Мораль существовала уже на начальных этапах развития человечества, поскольку правила, отражающие основополагающие ценности общества, являются наиважнейшими регуляторами каких бы то ни было социальных взаимосвязей.
  2. Религия. В научном смысле это форма восприятия мира, основанная на вере в сверхъестественное. Религиозный человек ощущает связь с высшим существованием, которому свойственны системность и организованность. Для любой религии характерны определенные нормы и модели поведения, а также объединение людей.
  3. Наука. С одной стороны, это совокупность знаний о мире, с другой – деятельность человека, направленная на выработку, аргументацию, систематизацию этих знаний. Научное познание отличается объективностью, то есть отображением разных явлений и закономерностей в том виде, в каком они существуют независимо от воли человека.
  4. Образование. Данным термином обозначается процесс, при котором передаются и усваиваются знания, приобретаются умения и навыки. Образование способствует развитию ума и чувств человека, формированию у него собственного мнения, системы ценностей, мировоззрения. Не имея общеобязательных знаний, невозможно полноценно общаться с другими людьми и чувствовать себя достаточно комфортно в социуме.
  5. Искусство. В широком смысле это мастерство, продукты которого доставляют эстетическое удовольствие. Искусство является способом выражения разнообразных эмоций и идей. Только одаренные люди способны представить публике произведения, вызывающие отклик. Искусство способствует возникновению через ощущения определенных чувств, мыслей, представлений.
  6. Культура. Ее составляют духовные достижения и ценности общества. На их основе создаются культурные обычаи. Разные страны и нации отличаются своей культурой. Это объясняется особенностями их развития и тем, что у каждой страны или нации есть свое историческое прошлое.

Духовная сфера жизни общества имеет своей целью изменять в лучшую сторону индивидуальное и общественное сознание. Личностный и интеллектуальный рост каждого человека, повышение уровня нравственности, имеющаяся у людей возможность выражать свой творческий потенциал – все это способствует постоянному духовному обогащению социума в целом.

Духовная сфера жизни общества - это подсистема, содержание которой составляет производство, хранение и распределение ценностей общества, способных удовлетворить потребности сознания и мировоззрения субъектов, воспроизводить духовный мир человека.

Духовная жизнь общества составляет ведущий, главный процесс формирования и развития его духовной культуры.

Основными критериями сферы духовной жизни общества являются: развитость индивидуального сознания; способность человека осознавать самого себя, свои отношения с природой и обществом; гуманистическая направленность общественного мировоззрения; состояние духовных ценностей; степень их согласованности с потребностями и интересами личности и других субъектов общества, а также мера развитости образования, воспитания, науки, информационной жизни общества, искусства, практическая реализация свободы совести граждан.

Духовная сфера жизни общества предназначена для воспроизводства индивидуального и общественного сознания, духовных ценностей личности и общества, для регулирования деятельности институтов и субъектов духовной жизни.

Структуру сферы духовной жизни общества можно представить, как и других сфер, многопланово. Наиболее распространенным подходом является выделение относительно самостоятельных процессов духовной жизни, обладающих своим предназначением, содержанием и способами реализации. В духовной жизни выделяются:

Процесс воспроизводства индивидуального и общественного сознания; личностного и общественного мировоззрения через удовлетворение потребностей и интересов по их развитию;

Научная жизнь;

Художественно-эстетическая жизнь;

Образовательно-воспитательный процесс в обществе;

Духовно-нравственная жизнь;

Функционирование религии, свободомыслия и атеизма;

Информационная жизнь общества.

Мораль в структуру духовной жизни общества включается определенной стороной: процессами осмысления роли и значения нравственности, ее категорий, норм и принципов для функционирования духовной жизни.

Основные функции духовной жизни общества: а) Общие : воспроизведение индивидуального и общественного сознания; создание, хранение, распределение и потребление духовных ценностей; мировоззренческая; методологическая; регулятивная; коммуникативная и др. б) Видовые : научно-познавательная; художественно-эстетическая; образовательно-воспитательная и др.

Рассмотрим некоторые элементы содержания духовной жизни общества.

Наука характеризует сферу духовной жизни с точки зрения роли в ней эмпиризма и рациональности, процесса добывания, хранения, востребования и использования научно-теоретического знания.


Наука - это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе, человеке и самом познании, на открытие объективных законов и существенных характеристик бытия.

Типовая структура науки как явления духовной жизни общества - единство научного сознания, институтов науки и деятельности ее субъектов. Поэтому объективно-истинное знание, полученное вне науки, не включается в содержание науки, а составляет сферу обыденно-практического или рационального, абстрактно-логического вненаучного знания.

Распространенной классификацией наук считается признание трех больших групп: науки о природе - естествознание; науки об обществе - обществознание или социальные, гуманитарные науки; науки о технике - технические науки. Науки о человеке можно выделить в особую группу - антропологию, или включать в естественные, общественные, а также в технические науки.

Науки классифицируются также на фундаментальные (преимущественно теоретические) и прикладные (нацеленные на достаточно быстрое применение научных знаний в практической деятельности).

Особенности научного знания:

1.Оно отражает закономерное, существенное, качественное в материальном мире.

2. Это систематизированное, концептуальное (теоретическое) знание, выраженное системой понятий, суждений, учений.

3. Научное знание – в основном истинное знание в единстве объективно-субъективного, абсолютного и относительного, конкретного и абстрактного. В науке возможны также заблуждения и ложное знание.

4. Оно предназначено для воплощения в сложной практической жизнедеятельности людей.

5. Это знание, полученное на основе специальных методик и средств (приборов).

6. Научное знание обладает доказательностью.

Художественно-эстетическая жизнь общества состоит в образно-творческом воспроизведении жизни людей, неживой и живой природы в формах художественного образа с помощью категорий возвышенного, прекрасного, совершенного, трагического и комического, серьезного и игрового, а также низменного, безобразного, несовершенного. Она включает в себя искусство, народную художественную культуру, элитарную и массовую культуру, различные художественные субкультуры.

Художественная культура изучается специальной наукой - эстетикой. Отражение в сознании людей и осмысление художественной культуры как непосредственно, так и с помощью эстетики формирует у них эстетическую культуру. Эстетическая культура - это состояние сознания, мировоззрения и всего духовного мира субъекта, которое воспроизводит художественную культуру и определяет меру включенности субъекта в мир искусства, народной и иной культуры. Признаки эстетической культуры личности: художественно-эстетические знания; эстетические потребности и интересы; эстетический идеал; эстетический вкус; эстетические переживания; эстетические чувства; художественно-эстетические качества и др.

Главным элементом художественно-эстетической жизни общества выступает искусство. Это вид профессиональной художественно-эстетической деятельности по воспроизводству, распределению и потреблению ценностей искусства. Оно характеризуется авторством, стилем и направленностью художественного творчества. Искусство отличается, например, от народной художественной культуры, которая развивается стихийно, в ней нет, как правило, конкретных авторов, она не специализируется и не составляет средство получения благ ее анонимными авторами, не предназначена для вознаграждения.

Структура искусства: архитектура; изобразительное искусство (скульптура, живопись, графика и др.); художественная литература; музыка; хореография; театр; кино; эстрада; аудио-видеоискусство; компьютерное, в том числе виртуальное, искусство, прикладное искусство и др.

В характеристике основных понятий художественной культуры (искусства), следует обратить внимание на категории эстетики: художественный образ; художественная форма; прекрасное и безобразное; возвышенное и низменное; трагическое и комическое.

Религия является одной из древнейших и основ­ных (наряду с наукой, образованием, искусством) форм духовной культуры. В современной теории попу­лярно определение религии, исходящее из призна­ния ее основой веры в Бога («религия есть вера в Бога»). Наряду с ним широкое распространение имеют другие подходы к пониманию сущности рели­гии: религия есть система догм, символов веры и культа, в основе которых находится важность почитания божественного, признание священного и святого; религия также есть одна из свойственных духовной культуре форм приспособле­ния человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей верой в сверхъестественное и ожиданием от него воздаяния.

Основой религии является вера в особое сверхъестественное. В вере обна­руживаются важнейшие особенности, определяю­щие место религии в отношениях человека и бытия. Религиозная вера складывается из: 1) собственно веры, т. е. убеждения в правильности основ религиозного учения; 2) знания о наиболее существенных положениях ве­роучения; 3) признания и следования нормам нравственно­сти и культа, содержащихся в религиозных требованиях к человеку; 4) соблюдения норм и требований, предъявляе­мых к повседневной жизни верующего человека.

Существуют различные типы религии: монотеи­стические (основанные на вере в единого Бога) и по­литеистические (исповедующие многобожие); ри­туальные - с акцентом на выполнение определенных культовых действий; религии спасения, признаю­щие главным в вероучении догмы об особом образе жизни человека, его посмертной судьбе. Важную роль играют национальные религии, распространенные среди представителей одной или родственных наций, а также племенные религии. К национальным религиям относят синтоизм (японцы), конфуцианство (китайцы), иудаизм (евреи) и др. Существуют многочисленные религиозные секты, а также так называемые «живые» религии, псевдорелигиозные объединения. Наиболее распространены и многочисленны по своим последователям мировые религии. Главные мировые религии в современном мире - христианство (возникло в начале I тыс. н. э.), ислам (возник в VII в. н. э.), буддизм (возник в VI-V вв до н. э.).

О роли мировых и других религий в современном мире гово­рят следующие данные.

1. Огромное большинство людей, живущих на Земле, являются приверженцами одной из сущест­вующих мировых религий. Подсчитано, например, что сторонниками христианства сегодня являются 1,99 млрд. человек, ислама – 1,19 млрд. человек, буддизма – 359 млн. человек.

2. В ряде стран мира религиозные объедине­ния отделены от государства. Тем не менее, влияние религии на жизнь современного обще­ства остается значительным. Ряд государств призна­ет одну из религий государственной и обязательной.

3. Многие религии являются источниками нравственных и художественно-эстетических ценностей и норм, регулируют повседневную жизнь людей, хра­нят принципы общечеловеческой морали. Роль таких рели­гий в возрождении и приумножении культурного на­следия, приобщения к нему людей весьма значительна.

4. К сожалению, религиозные противоречия про­должают быть источником и питательной средой кровавых конфликтов, терроризма, фактором разъеди­нения и противоборства. Религиозный агрессивный фанатизм гу­бителен, он противостоит культуре, общечеловече­ским духовным ценностям, интересам человека.

Одним из основных прав человека в современном мире является право на свободу совести. Согласно статье 28 Конституции РФ, «каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать ника­кой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соот­ветствии с ними».

Свобода совести, таким образом, оставляет за че­ловеком выбор между религиозной верой и атеиз­мом. Любой выбор свободы совести не является основанием оценки качеств личности с заранее заданным результатом: верующий – значит плохой, верующий – значит хороший и т. п. Оценка личности осуществляется по проявлению ее качеств на практике – в поведении, общении, деятельности.

Главное в понимании свободы совести как правовой нормы Российской Федерации состоит в том, что ее реализация представляет личное, частное дело каждого человека. Это одно из естественных, неотчуждаемых и не ограничивающихся ничем и никем прав личности.

Свобода совести, таким образом, включает три свободно выбираемых человеком варианта ориентированности своего мировоззрения и личной позиции:

Верить в любую религию, свободно выбирать вероисповедание;

Не верить ни в какую религию, придерживаться атеистических взглядов и убеждений;

Свободно, без преследований, осуществлять критику любой религии или атеизма на основе взаимоуважения и толерантности.

Следует обратить внимание на то, что иногда духовность человека понимается или объясняется как только или именно религиозная духовность. Данная трактовка является односторонней. Она не согласуется с принципом свободы совести и однозначно ориентирует мировоззрение, духовный мир человека на религиозность, причем, как правило, конкретного характера. Духовность человека – состояние его сознания, характер и направленность мировоззрения, совокупность социальных качеств.

Как и все подсистемы общества, духовная сфера имеет сложную структуру и совпадает с духовной культурой. В этой статье мы кратко расскажем о культурно духовной сфере жизни общества, её формах и институтах. С помощью данного материала можно подготовить дополнительную информацию к уроку, повторить пройденные темы по обществознанию 8 класса.

Формы духовной сферы общества

Взаимоотношения между людьми, касающиеся духовно-нравственной жизни, называют духовной сферой общества. Её значение основано на определении ценностно-нормативной системы, отражающей уровень общественного сознания и интеллектуальный потенциал всего общества в целом.

К формам духовной сферы относятся:

  • мораль;
  • религия;
  • политическое сознание;
  • наука;
  • искусство.

Все перечисленные структурные элементы отличаются содержанием, способом познания и временем возникновения в истории общества.

Самой первой формой общественного сознания является мораль. Именно моральные нормы регулируют и стабилизируют человеческие взаимоотношения.

Последовательность формирования сознания отображает следующая схема: моральное - эстетическое - религиозное - политическое - научное сознание.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Развитие общества предполагает возникновение новых форм сознания.

Переход Российского государства от тоталитарного режима к демократическому государству сопровождается кризисом и в культурно-духовной жизни. А именно перемене ценностей, снижение культуры общества, низкое финансирование культурных объектов.

Структурными элементами духовной подсистемы являются:

  • потребности субъектов общества;
  • культурные ценности;
  • потребление;
  • взаимоотношения между людьми;
  • духовное производство.

Деятельность, направленная на производство, сохранение, обмен, потребление идей, культурных ценностей, называют духовным производством.

Виды духовного производства

  • Культура ;

Совокупность материальных и культурных ценностей, способы их создания, возможность использования для развития человека и общества в целом, называют культурой.

Каждый народ имеет свою культуру, так как у каждого своя история, свой путь развития. Духовное и культурное наследие нации порождает национальные традиции.

  • Образование ;

Данное понятие включает в себя процесс и результат усвоения субъектом знаний, умений и навыков. С их помощью развивается интеллект, формируются мировоззрение, система ценностей, собственное мнение, познавательный интерес.

Именно образование является главным путём к взрослению, пониманию окружающего мира. Без системы знаний человек не сможет комфортно ощущать себя в социуме, создавать взаимоотношения.

  • Религия ;

Является особой формой общественного сознания, которая подразумевает веру в сверхъестественное. Каждый вид религии предусматривает определённые нормы поведения, создания объединённых групп. Церковь является наглядным примером такой организации.

Религия основывается на вере в Бога, понятии о цели и смысле жизни, о добре и зле, о честности и нравственности. Поэтому именно религия является основополагающей в духовной сфере жизни общества.

  • Наука ;

Деятельность субъекта, направленная на систематизацию теории и формирование знаний, называют наукой. Без данной формы сознания трудно себе представить развитие цивилизации. Для получения знаний о мире необходимо проводить длительные исследования. В наше время человечество продолжает делать новые открытия.

Анализ духовной жизни общества является одной из тех проблем социальной философии, предмет которой еще не выделился окончательно и определенно. Лишь в последнее время появились попытки дать объективную характеристику духовной сферы жизни общества.

Одной из заслуг К.Маркса является выделение им из "бытия вообще" общественного бытия, а из "сознания вообще" - общественного сознания - одного из основных понятий философии. Объективный мир, воздействуя на человека, отражается у него в виде представлений, мыслей, идей, теорий и других духовных феноменов, которые и образуют общественное сознание.

Духовная сфера общества - это сфера отношений людей по поводу духовных ценностей, их создания, распространения и потребления. Духовная сфера складывается исторически и вбирает в себя географические, национальные особенности общества и проявляется в национальном характере (менталитете).

Традиция изучения "духа" была заложена еще Платоном, который и саму философию понимал как учение об идеях. Идеальное начало становится у Платона первичным, а материальное - несовершенное подобие идеального. Современная философия, хотя и основывается на многих выводах Платона, шагнула далеко вперед и сейчас для нею актуальными являются следующие проблемы:

  • * какова структура духовной жизни общества,
  • * каковы основные аспекты духовности,
  • * что такое духовное производство.

Духовная жизнь человечества проходит под воздействием материально-экономической жизни, поэтому ее структуру можно представить аналогичным образом. Духовная жизнь включает: духовную потребность, духовный интерес, духовную деятельность, духовные блага. Духовная деятельность порождает духовные отношения - нравственные, эстетические, религиозные, политические, правовые и т.д.

Существуют основные аспекты духовности:

  • 1. Всеобъемлющий характер духовности. Духовная жизнь человека многогранна. Она включает в себя как рациональные, так и эмоционально-аффектные стороны, гносеологически-когнитивные и ценностно-мотивационные моменты, осознанные и смутно ощущаемые грани, ориентированные на внешний и внутренний мир человека установки, а также многие другие аспекты, уровни, состояния духовной жизни личности. Духовность вбирает в себя все эти грани жизни человека.
  • 2. Духовность человека как идеальность. Идеальность в целом характеризуется тем, что содержание любых явлений мира присваивается человеком в чистом виде, освобожденное от объективных, материально-предметных или пространственно-временных характеристик бытия. Огромную роль в становлении и развитии идеальности играет язык, категорийно-понятийный строй человеческого сознания. Человеческая духовность и есть идеальный мир, в котором человек живет, оперируя идеальными формами.
  • 3. Духовность как субъектный мир человека существует как внутренняя, интимная жизнь человека. Она дана во внутреннем созерцании человека, развертывается в его имманентном идеальном пространстве и времени. Духовность человека целиком и полностью субъективна, она представляет собой собственное "Я" человека, выступает как бытие, особенность этого "Я". Духовность - субъективно-индивидуальна.

Духовность, таким образом, можно обозначить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.

Хотя политика, право, мораль и являются формами общественного сознания, но они не являются видами духовного производства. Дело в том, что мораль и нравственность - это не результат творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, занимаются изучением нравственной и моральной сферы жизни общества и человека. Но они не создали ни одной нравственной нормы или принципа: их создание - результат многовекового развития человеческого общежития, превращение какой-либо рациональной нормы в требование, обращенное обществом к каждому своему члену, для того, чтобы ассоциация людей могла поддерживать свое существование.

Политика и право также не являются видами духовного производства, поскольку создаваемые здесь общественные связи не являются по преимуществу духовными. Объяснить этот вывод можно так: материальны или духовны, данные связи определяется по отношению их, либо к материальным, либо к идеальным объектам. Итак, если, например, юрист разрабатывает систему отношений к собственности, как материальному объекту, то, следовательно, правовые отношения собственности будут не духовными, а материальными. Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти - господства и подчинения - это в конечном итоге тоже материальные отношения.

Духовная сфера - это поле деятельности учреждений образования, воспитания, профессионального искусства (театр, музыка, изобразительное искусство и т.д.). В духовной сфере люди формируются эстетически и нравственно, поэтому ее трудно переоценить. В совокупности с экономической и социально-политической сферами она определяет специфику общества во всей его целостности. Духовная сфера включает в себя духовную культуру (научную, философско-мировоззренческую, правовую, нравственную, художественную), которая формирует определенный тип человеческой личности в интересах общества, регулирует поведения человека в процессе его взаимоотношении с обществом себе подобных, с природой и окружающим миром. Из этого вытекает и другая функция духовной культуры - формирование познавательных способностей личности. Духовная культура общества находит свое выражение в различных формах и уровнях общественного сознания, в освоении и обогащении мира духовных ценностей.

Элементы духовной сферы общества:

духовные потребности людей: являются продуктом чисто социального взаимодействия;

духовные ценности: взгляды людей, научные идеи, гипотезы и теории, художественные произведения, моральное и религиозное сознание, духовное общение людей и возникающий при этом морально-психологический климат;

духовное потребление;

духовные отношения между людьми, а также проявления их межличностного духовного общения, например, на основе эстетических, религиозных, нравственных отношений;

духовное производство.

Лучшие образцы духовного производства, получив социальную оценку, входят в фонд духовной культуры социума, становятся его достоянием. Потребляя духовные ценности, человек формируется как личность и в этом качестве выступает и как объект, и как субъект духовного производства. Для духовного формирования используются система образования, воспитания, средства коммуникативного воздействия и т.д. Важную роль играет и самостоятельное усвоение субъектом духовных ценностей, самообразование и самовоспитание.

Функции духовного производства:

Духовная деятельность, направленная на совершенствование всех средств жизни общества (экономической, политической, социальной) и производство духовных ценностей.

Производство прикладных и фундаментальных идей, причем производство последних является важнейшей функцией.

Производство и распространение в обществе знаний об этих идеях.

Производство общественного мнения. Эта функция тесно связана с производством и распространением знаний, однако в ней подчеркивается политический, идеологический момент.

Формирование духовных потребностей, т.е. внутреннего побуждения человека к духовному творчеству и созданным духовным ценностям.

Виды духовного производства:

Искусство.

Наука - систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов и т.д. Наука создает идеальный мир, в котором отражаются закономерности объективного мира.

Основные признаки научного познания:

Систематичность и логичность

Наличие идеализированных объектов

Необходимость методов, методологии и средств научного познания

Специализированность, предметность, дисциплинарность научного знания

Наличие особого языка науки

Строгость и объективность открываемых истин

Кумулятивность научного знания: накапливание, совершенствование, поступательное развитие науки

Искусство - такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

Функции искусства:

Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.), что Аристотель назвал катарсисом (очищением души). Также оно формирует эстетическое сознание, делающее человека человеком, прививающее ему чувство прекрасного.

Религия - это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни - растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу. Религия и религиозные мистерии, культы, таинства - форма социализации, приобщающая к традициям той или иной культуры.

Функции религии как социального института:

Компенсаторная, состоящая в религиозном снятии социальных конфликтов. Реальное угнетение преодолевается свободой в духе, социальное неравенство превращается в равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным». Компенсаторная функция особенно отчетливо проявляется в покаянии и молитве. При их совершении наступает особое психическое состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности).

Регулятивная - религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей.

Интегративная - через общность мыслей, действий, чувств верующих религия способствует единению и стабильности общества, а также становлению нового.

Коммуникативная - религия способствует расширению возможностей и потребностей людей к общению.