Системный подход в науке и философии. Принцип системности в научном познании Принцип согласованного развития

Современное философское осмысление мира немыслимо без осознания его единства, а также естественной взаимосвязи всех составляющих его структурных частей и степени их упорядоченности. Именно это обстоятельство фиксируется в понятии системности. Оно в философии науки является атрибутным, т.е. всеобщим и неотъемлемым свойством материи. Принцип системности в научном познании, прежде всего, обращает внимание ученых на взаимодействие комплекса элементов. Причем все они рассматриваются как неразложимые компоненты системы при некоем заданном способе ее рассмотрения. Однако если меняется угол зрения на события, то рассматриваемые в них элементы определенной системы сами оказываются системами. Так, элементом системы здравоохранения выступает медицина и ее структурные элементы. Однако и сама медицина выступает в качестве системы, элементами которой являются профилактическая, клиническая, научная и другие ее сферы. Научная медицина - это тоже система, но уже иного качества и уровня.

При определении понятия "системности" в медицине исходят из того, что оно теснейшим образом взаимосвязано с понятием целостности человека. Оно представляет собой разнообразие структур, разных целостных систем, которые в свою очередь связаны между собой в рамках более общей системы. А поскольку понятие системы в медицине имеет чрезвычайно широкую область применения, оно должно обладать достаточно основательным доказательством наличия в ни методологических концепций. Сами концепции о всеобщности взаимосвязи и саморазвитии системы возникли в античности и получили свое закрепление в диалектическом обосновании. Взаимосвязь ведь всегда есть зависимость одного явления или процесса от другого. Все эти взаимосвязи и отношения свидетельствуют о всеобщности целостного саморазвития всех явлений и процессов в мире. Поэтому возникла задача построения строгого научного определения понятия системности в науке и разработки оперативных методов анализа объективных систем.

Самые первые представления о системе как совокупности элементов, находящихся в объективной взаимосвязи друг с другом возникли в античной философии. Древнегреческие философы первыми выдвинули онтологическое истолкование системы как целостности и упорядоченности бытия и его многообразных структурных элементов. Воспринятые еще от античности представления и понятия о системности развития мира углубились в эпохах Нового времени и Просвещения. Именно с этого времени наука и медицина в принципе уже не мыслились вне системного познания природы, общества и человека. Принципы системной природы познания активно разрабатывались родоначальниками немецкой классической философии. В современном естественно-научном и медицинском познании мира и человека в нем идет творческая разработка своих собственных аспектов исследования и особенно конструирования системного подхода для получения целостного научного знания.

Как известно, любая теория рассматривается как понятийно-систематизированное знание о сущностных закономерностях воспроизведения, изменения и развития предметов и явлений. Причем именно закономерности изучаемых предметов, явлений и процессов составляет предмет любой науки (медицина не исключение), но не сами они. Конечно, все явления и процессы, происходящие в природе, представляют собой объект комплексного научного исследования. А вот предметом конкретной науки становятся объективные связи и отношения, Которые характеризуют те или иные явления и процессы природы. Исследование их позволяет понять и оценить в том числе принципы закономерного развития целостных объектов в мире. Примером такого целостного объекта (системы) является эволюция жизни, живого организма, но прежде всего эволюционного развития человека.

Каждый живой организм раскрывает свой мир сугубо по-своему, то отвечает духу системного познания: организм как когнитивный (лат. cognition - познание) агент осваивает окружающую среду, т.е. познает ее, действуя. В ходе эволюционно-исторического процесса жизни вообще и человеческой жизни в особенности происходит взаимное приспособление познающих живых организмов, человека и среды их обитания. Поэтому эволюцию с полным правом можно назвать системной коэволюцией. Так, например, науке известно, что зрение у пчел смещено к ультрафиолетовой части спектра. Оно эволюционно развилось таким образом для лучшего видения цветков с нектаром, которые являются для них фрагментом среды. Но ведь и сами цветки прошли в ходе эволюции свою часть изменения. Естественным образом отбирались растения с цветками, наиболее заметными для пчел, поскольку те, унося пыльцу на своих ножках, расширяли ареал таких растений.

Данное понимание целостности как некой естественной системы и ее структурного деления на части или элементы свидетельствует о том, что они органично взаимосвязаны и, по сути своей, их существование немыслимо друг без друга. Ведь целое (система) всегда состоит из некоторых частей (элементов), а они всегда являются единицей какого-то целого. Тесная взаимосвязь данных понятий и породила вытекающие из нее возможные варианты соотношения целого и его частей, которые приведены выше в качестве примера. Причем, если сведение свойства целого только к сумме его частей лежит на поверхности, то это легко представить, но есть и противоположная позиция о наличии некоторого внутреннего свойства целостности как таковой, которая представляется уже менее наглядной и более сложной для осмысления и понимания. Два внешне противоположных подхода, конечно, можно совместить в едином диалектическом понимании соотношения целого и его частей.

В диалектике давно выработан принцип целостности, основанный на понимании того, что только в целом существует логическая взаимосвязь между частями, которая сама по себе тоже обладает различными свойствами, в частности способностью осуществлять эту взаимосвязь. Отсюда становится понятным, что на основе взаимодействия частей возникают такие целостности, где важную роль играют сами эти взаимосвязи. С этой позиции законы организации системы могут носить всеобщий характер и проявляться в самых разнообразных системах. Все это и привело в итоге к становлению системного подхода как общенаучного и специфического медицинского метода познания причин заболеваний людей, установления диагноза болезни. Он выступает как конкретизация принципов диалектики применительно к научному исследованию.

Принципы системного подхода нашли применение в биологии, экологии, психологии, технике, экономике, но особенно в научной медицине. При этом системный метод познания не подменяет собой философские размышления о диалектике целого и части, а представляет собой особого рода принцип общенаучного и междисциплинарного уровня, который не решает мировоззренческих или онтологических предельных философских вопросов. Результатом системного подхода выступает, в конце концов, конструирование общенаучных методологических концепций, содержание которых осуществляется в философии науки и медицины. Системный подход не отменяет, таким образом, философского принципа системности, а, напротив, закрепляет его в качестве важнейшего принципа диалектического объяснения научного и медицинского познания, акцентируя внимание на проблеме целого и части в несколько иных понятиях, связанных с определением системы как таковой.

Таким образом, позитивная роль системного подхода в науке и медицине состоит в следующем:

во-первых, принципы системного подхода имеют широкую познавательную реальность;

во-вторых, системный подход строит принципиально новую схему объяснения, в основе которой лежит поиск механизмов целостности объекта и выявление более полной типологии его связей;

в-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что объект допускает не одно, а несколько расчленений;

в-четвертых, системный подход неразрывно связан с диалектикой, являясь конкретизацией ее принципов.

Диалектика целого и части, разрабатываемая философами, стимулирует развитие познавательных методов в науке и медицине, позволяет уточнять проблемы целого и части в терминах системного подхода, создавать научную теорию медицины.

И снова начиная исследование животного ветеринарный врач ставит перед собой выстроенную в голове систему. При осмотре прежде всего врач сбирает анамнез жизни животного. Это происхождение, какое содержание, кормление, поение, назначение животного, его использование для воспроизводства, проведение ветеринарных обработок. Далее врач собирает анамнез болезни - сведения о животном с момента заболевания. Далее ветеринарный врач проводит общее исследование, исследование кожи, слизистых оболочек, лимфатических узлов, температуры тела животного. Далее исследует по отдельности различные системы органов животного.

Широко и успешно используемый в современных научных исследованиях принцип системности является одним из принципов материалистической диалектики, обоснование и разработка которого связаны с творчеством основоположников философии диалектического материализма. Как компонент материалистической диалектики принцип системности выступает и как один из принципов общей методологии науки, как эффективный инструмент познания мира и его закономерностей.

Этот принцип основан на понимании объектов как систем, являющихся, в свою очередь, элементами систем более высокого порядка. Это позволяет рассматривать объект как самостоятельную сущность («сам по себе») и в то же время как носителя свойств той системы, в которую данный объект включен в качестве элемента.

Подход, основанный на такой двойственности объекта, открывает путь к более глубокому пониманию его сущности.

Принцип системности включает диалектическое целостное видение мира, где предметы и явления выступают не изолированно, не сами по себе, а во взаимной связи и взаимной обусловленности.

Как указывается, «системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их изучения. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Задачи адекватного воспроизведения в знании сложных социальных и биологических объектов впервые в научной форме были поставлены К. Марксом и Ч. Дарвином» . Таким образом, системный подход имеет солидную историю, которая, в частности, рассматривается в монографии И. В. Блауберга и Э. Г. Юдина . Говоря о системном подходе, необходимо иметь в виду, что, «непосредственно не решая философских проблем, системный подход сталкивается с необходимостью философского истолкования своих положений… системный подход выступает как конкретизация принципов диалектики применительно к исследованию, проектированию и конструированию объектов как систем» . Центральное понятие системного подхода - «система» - определяется как «совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную устойчивость, единство» . При определении понятия «система», указывается далее в Философском энциклопедическом словаре, необходимо учитывать теснейшую взаимосвязь его с понятиями целостности, структуры, связи, а также с понятиями «элемент», «отношение», «подсистема» и др.

Одна из наиболее характерных особенностей современного этапа развития системного подхода, в особенности применительно к проблемам биологии, состоит во все более явственно ощущающейся необходимости синтеза собственно системного подхода с историко-процессуальным подходом. Как справедливо отмечает Л. С. Мамзин , одна из насущных задач методологии современной биологии состоит в исследовании взаимоотношений между основными принципами и понятиями структурно-функциональной (организационной) и исторической (эволюционной) биологии, в преодолении разрыва между изучением морфофизиологической организации организмов и их исторического развития. То есть необходим переход на позиции системно-структурного и процессуально-исторического подходов в их единстве, представляющем вершину диалектизации познания в биологии. При этом «построение общей теории систем окажется более перспективным, если она будет формироваться в неразрывном единстве с общей теорией развития» . Принцип интеграции системно-структурного и деятельностно-исторического подходов особенно значим применительно к деятельности мозга, в которой сочетаются (сливаются) отражение и целенаправленное управление.

Системный подход – направление философии и методологии науки, специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. Системный подход ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и обеспечивающих ее механизмов, на выявление многообразных типов связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину. Понятие «системный подход» (англ. «systems approach») стало широко употребляться с кон. 1960-х – нач. 1970-х гг. в англоязычной и русской философской и системной литературе. Близкими по содержанию к «системному подходу» являются понятия «системные исследования», «принцип системности», «общая теория систем» и «системный анализ».

Системный подход – междисциплинарное философско-методологическое и научное направление исследований. Непосредственно не решая философских проблем, системный подход нуждается в философском истолковании своих положений. Важную часть философского обоснования системного подхода составляет системности принцип .

Исторически идеи системного исследования объектов мира и процессов познания возникли еще в античной философии (Платон, Аристотель), получили широкое развитие в философии нового времени (Кант, Шеллинг), исследовались Марксом применительно к экономической структуре капиталистического общества. В созданной Дарвином теории биологической эволюции были сформулированы не только идея, но и представление о реальности надорганизменных уровней организации жизни (важнейшая предпосылка системного мышления в биологии).

Системный подход представляет собой определенный этап в развитии методов познания, исследовательской и конструкторской деятельности, способов описания и объяснения природы анализируемых или искусственно создаваемых объектов. Принципы системного подхода приходят на смену широко распространенным в 17–19 вв. концепциям механицизма и противостоят им. Наиболее широкое применение методы системного подхода находят при исследовании сложных развивающихся объектов – многоуровневых, иерархических, самоорганизующихся биологических, психологических, социальных и т.д. систем, больших технических систем, систем «человек-машина» и т.д.

К числу важнейших задач системного подхода относятся: 1) разработка средств представления исследуемых и конструируемых объектов как систем; 2) построение обобщенных моделей системы, моделей разных классов и специфических свойств систем; 3) исследование структуры теорий систем и различных системных концепций и разработок. В системном исследовании анализируемый объект рассматривается как определенное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делается на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри исследуемого объекта, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. Свойства объекта как целостной системы определяются не только и не столько суммированием свойств его отдельных элементов, сколько свойствами его структуры, особыми системообразующими, интегративными связями рассматриваемого объекта. Для понимания поведения систем (прежде всего целенаправленного) необходимо выявить реализуемые данной системой процессы управления – формы передачи информации от одних подсистем к другим и способы воздействия одних частей системы на другие, координацию низших уровней системы со стороны элементов ее высшего уровня управления, влияние на последние всех остальных подсистем. Существенное значение в системном подходе придается выявлению вероятностного характера поведения исследуемых объектов. Важной особенностью системного подхода является то, что не только объект, но и сам процесс исследования выступает как сложная система, задача которой, в частности, состоит в соединении в единое целое различных моделей объекта. Системные объекты очень часто бывают не безразличны к процессу их исследования и во многих случаях могут оказывать существенное воздействие на него. В условиях развертывания научно-технической революции во 2-й пол. 20 в. происходит дальнейшее уточнение содержания системного подхода – раскрытие его философских оснований, разработка логических и методологических принципов, дальнейший прогресс в построении общей теории систем . Системный подход является теоретической и методологической основой системного анализа .


Предпосылкой проникновения системного подхода в науку 20 в. явился прежде всего переход к новому типу научных задач: в целом ряде областей науки центральное место начинают занимать проблемы организации и функционирования сложных объектов; познание оперирует системами, границы и состав которых далеко не очевидны и требуют специального исследования в каждом отдельном случае. Во 2-й пол. 20 в. аналогичные по типу задачи возникают и в социальной практике: в социальном управлении вместо превалировавших прежде локальных, отраслевых задач и принципов ведущую роль начинают играть крупные комплексные проблемы, требующие тесного взаимоувязывания экономических, социальных, экологических и иных аспектов общественной жизни (напр., глобальные проблемы, комплексные проблемы социально-экономического развития стран и регионов, проблемы создания современных производств, комплексов, развития городов, мероприятия по охране природы и т.п.).

Изменение типа научных и практических задач сопровождается появлением общенаучных и специально-научных концепций, для которых характерно использование в той или иной форме основных идей системного подхода. Наряду с распространением принципов системного подхода на новые сферы научного знания и практики с сер. 20 в. начинается систематическая разработка этих принципов в методологическом плане. Первоначально методологические исследования группировались вокруг задач построения общей теории систем. Однако развитие исследований в этом направлении показало, что совокупность проблем методологии системного исследования существенно выходит за рамки задач разработки только общей теории систем. Для обозначения этой более широкой сферы методологических проблем и стал широко применяться термин «системный подход».

Системный подход не существует в виде строгой теоретической или методологической концепции: он выполняет свои эвристические функции, оставаясь совокупностью познавательных принципов, основной смысл которых состоит в соответствующей ориентации конкретных исследований. Эта ориентация осуществляется двояко. Во-первых, содержательные принципы системного подхода позволяют фиксировать недостаточность старых, традиционных предметов изучения для постановки и решения новых задач. Во-вторых, понятия и принципы системного подхода существенно помогают строить новые предметы изучения, задавая структурные и типологические характеристики этих предметов и т.о. способствуя формированию конструктивных исследовательских программ. Роль системного подхода в развитии научного, технического и практически-ориентированного знания состоит в следующем. Во-первых, понятия и принципы системного подхода выявляют более широкую познавательную реальность по сравнению с той, которая фиксировалась в прежнем знании (напр., понятие биосферы в концепции В.И.Вернадского, понятие биогеоценоза в современной экологии, оптимальный подход в экономическом управлении и планировании и т.п.). Во-вторых, в рамках системного подхода разрабатываются новые по сравнению с предшествующими этапами развития научного познания схемы объяснения, в основе которых лежит поиск конкретных механизмов целостности объекта и выявление типологии его связей. В-третьих, из важного для системного подхода тезиса о многообразии типов связей объекта следует, что любой сложный объект допускает несколько расчленений. При этом критерием выбора наиболее адекватного расчленения изучаемого объекта может служить то, насколько в результате удается построить «единицу» анализа, позволяющую фиксировать целостные свойства объекта, его структуру и динамику.

Широта принципов и основных понятий системного подхода ставит его в тесную связь с другими методологическими направлениями современной науки. По своим познавательным установкам системный подход имеет много общего со структурализмом и структурно-функциональным анализом, с которыми его связывает не только оперирование понятиями системы, структуры и функции, но и акцент на изучение разнотипных связей объекта. Вместе с тем принципы системного подхода обладают более широким и более гибким содержанием, они не подверглись такой жесткой концептуализации и абсолютизации, которая была характерна для некоторых интерпретаций структурализма и структурно-функционального анализа.

Диалектика - признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через законы диалектики, категории и принципы. Среди способов понимания диалектики развития выделяют законы, категории и принципы. Принцип (от греч. principium основа, первоначало) представляет собой основную идею, фундаментальные положения лежащие в основе всей системы знаний, придающие им определенную системность и целостность. Основными принципами диалектики являются:

Принцип всеобщей связи;

Принцип системности;

Принцип причинности;

Принцип историзма.

Принцип системности. Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Принцип системности и связанный с ним системный подход – важное методологическое направление в современной науке и практике, воплотившее в себя целый комплекс идей теории диалектики. Исходным пунктом всякого системного исследования является представление о целостности изучаемой системы – принцип целостности . При этом свойства целого понимаются с учетом элементов и наоборот. Представление о целостности системы конкретизируется через понятие связи. Среди различных типов связей особое место занимают системообразующие. Разные типы устойчивых связей образуют структуру системы. Характер этой упорядоченности, ее направленность характеризуют организацию системы. Способом регулирования многоуровневой иерархии, обеспечения связи между различными уровнями является управление . Этим термином называют разнообразные по жесткости и формам способы связей уровней, обеспечивающие нормальное функционирование и развитие сложных систем.

Способность диалектики во всестороннем познании мира проявляется через систему категорий – философских понятий, раскрывающих универсальные связи бытия. Группа категорий, которая делает акцент на рассмотрении “организованности”, “упорядоченности”, “системности” бытия: “система – элемент – структура, “единичное – общее, “часть – целое, “форма – содержание”, “конечное – бесконечное” и другие.

Форма – содержание. Категория, которая использовалась в философии с древнейших времен. Под содержанием понимается совокупность различных элементов, определяющих свойства и функции предметов. Содержание – это все, что содержится в системе. Сюда входят не только субстраты – элементы, но и отношения, связи, процессы, тенденции развития, все части системы. Форма – это определенная организация содержания. Каждый предмет относительно устойчив, имеет определенную структуру. Форма характеризует эту внутреннюю структуру, которая находит свое выражение во внешним облике, внешней организации объекта. Как структура предмета форма есть нечто внутреннее , а как отношение содержания данного предмета к содержанию других – внешнее . Соответствие и несоответствие формы содержанию свидетельствуют об ее относительной самостоятельности, о возможности ее воздействия на содержание.

Форма и содержание тесно связаны друг с другом. Так, содержанием экономической теории А.Смита являлись конкретные экономические отношения, существовавшие в Англии того времени. Но определенная организация материала составляет форму этой теории. Подчеркивая единство формы и содержания Гегель писал об “Иллиаде”, что ее содержанием “является Троянская война или, еще более определеннее, гнев Ахилла”, но этого мало, ибо то, что делает поэму саму собой есть ее поэтическая форма. Ведущей стороной является содержание, но форма оказывает влияние, сдерживая или, напротив, содействуя его развитию.

Принцип системного анализа находит применение в современном естествознании, физике, информатике, биологии, технике, экологии, экономике, управлении и т.д. Однако фундаментальная роль системного подхода заключается в междисциплинарных исследованиях, поскольку с его помощью достигается единство научного знания. Это метод позволяет исследовать любую проблему, рассматривая ее как своеобразную систему, во взаимосвязи с другими проблемами, учитывать как внешние, так и внутренние связи и аспекты ее рассмотрения.

Системный анализ в медицинских исследованиях - это совокупность методов, изучающих количественные и качественные характеристики взаимосвязей, различий и сходств между системами, их подсистемами, структурами и элементами при учете воздействия на состояние этой системы факторов окружающей среды, являющейся более сложной системой.

Под внешним управлением в медицинских системах понимается использование различных факторов для воздействия на эти системы с целью получения предсказуемого результата. При этом осуществляется взаимодействие между органом (субъектом) управления и объектом управления через те или иные методы.