Введение. Философия, ее смысл, функции и роль в обществе. Роль философии в современном обществе

Сам термин "философия" древнегреческого происхождения: "фило" - люблю, "софия" - мудрость. Характерно, что триста лет тому назад философию на Руси так и называли - "любомудрием". Можно сказать, что философия - это совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи, ее квинтэссенция. Философия выступает как теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его отношении к человеку и человека в его отношении к миру

Философия - это теоретически разработанное мировоззрение, решает проблему познаваемости мира и вопрос ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей. Эта роль определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она рассматривает проблему познаваемости мира и вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей.

Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая.

Роль философии в наши дни велика и в реализации гуманистических идеалов, ибо только через призму гуманизма может обрести нужную ориентацию научно-технический прогресс, могут быть решены в интересах человека и человечества глобальные проблемы - от снятия угрозы термоядерной войны до ликвидации угрозы генетическим основам и психике человека.

В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни.

Два важных момента для понимания роли философских знаний.

1) Историзм философии - “вечные проблемы” философии с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Например, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР - это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы.

2) Философские проблемы - проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. То есть философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней.

Критериями структурирования философии могут выступать:

1. форма решения ОВФ (материализм и идеализм, дуализм и монизм)

2. различные подсистемы, составляющие объект философского анализа

онтология (учение о бытие мира)

гносеология (теория познания мира)

антропология (учение о человеке)

аксиология (учение о сущности и происхождении человеческих ценностей)

праксиология (о детерминантах человеческой деятельности)

социальная философия (об обществе и человеке, как субъекте)

историко-философский раздел - изучение истории философских учений

3. элементы предметной сферы философского анализа:

философия религии

философия права

философия техники

№1. Философия. Её предмет и роль в обществе

1.1. Философия как мировоззрение

1.1.1. Понятие философии. Философия и мировоззрение

1.1.2. Основной вопрос философии и его две стороны. Исторические формы материализма и идеализма

1.1.3. Проблема метода в философии. Диалектика и метафизика

1.2. Философия как наука

1.2.1. Соотношение философии и частных наук

1.2.2. Структура и функции философии в обществе

Философия одна из древнейших и увлекательных областей человеческого знания, особый вид духовной жизни человека.

Философия зародилась в VI-VII в. до н.э. почти одновременно в Индии, Китае, Древней Греции. Она возникла в раннем рабовладельческом обществе в связи с тем, что обыденные виды познания не могли дать полную картину мира и места человека в нем. Кроме того, философия в отличие от мифологии и религии, которые являются её истоками, стремится опираться в своих выводах на точные научные факты. Слово «философия» впервые употребил ученый Пифагор (580-500 г. до н.э.) это слово означает «фило»-любовь, «софия»-мудрость (любовь к мудрости, истине). Гераклит считал, что философия это исследователь природы вещей. Платон, что философия это познание сущего или вечного, непреходящего. Призвание философа- постановка мировоззренческих вопросов и поиска ответов на них. Возникновение философии явилось переворотом в жизни общества. Впервые, была сделана попытка, прийти к пониманию мира таким, каким он существует сам по себе. С возникновением философии начинает формироваться самосознание человека.

1. Изучение философии позволяет расширить кругозор и выработать вдумчивое отношение ко всему, что происходит в окружающем мире.

2. Философия учит мудрости, глубокому проникновению в мир природы, чувств человека.

3. Философия учит владению понятиями, анализировать противоречия, выделять главное.

4. Её изучение позволяет выйти за узкие рамки обыденных представлений, делает духовный мир человека богаче, а личность интереснее.

Философия-это свободное мышление и искание истины. Философия делает человека вполне человеком./Соловьев

Философия-это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Это учение о мире как целом и о месте человека в нем.

Философия непрерывно связана с мировоззрением. С помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности. А в свою очередь развитие мировоззрения помогает понять сложность философских вопросов. Без мировоззрения человек не может стать личностью, его деятельность будет протекать методом проб и ошибок.

Мировоззрение- это система взглядов человека на мир и на свое место в этом мире.

Понятие «мировоззрение» по объему шире, по обхвату понятия «философия», так как является только ядром, типической основой мировоззрения. Мировоззрение формируется не только благодаря философии, но и за счет знания древних наук и обыденной практики.

Мировоззрение у любого человека формируется сложным путем. Вначале человек накапливает знания о предметах и явлениях окружающего мира. Знания - это исходное звено-«клеточка» мировоззрения. Затем полученные знания проверяются в реальной жизни, на практике и если они истины, то превращаются в убеждение человека. Убеждения обозначают твердую уверенность человека в истинности своих знаний. Далее человек руководствуется сложившимися убеждениями в своих действиях, деятельности.

Формула мировоззрения

МЧ= мироощущение+миропонимание+отношение человека к миру и самому себе

(эмоционально- (рациональная

психическая сторона) сторона)

Виды мировоззрения

ü Научное - не научное

ü Прогрессивное - реакционное

ü Оптимистическое - пессимистическое и т.д.

Типы мировоззрения

1. Мифологический (в основе его лежит фантазия, вымысел)

2. Религиозный (основной признак- вера в сверхъестественную силу)

3. Научный (это, прежде всего понятийное мировоззрение, которое стремится к глубокому и точному познанию мира)

4. Обыденный (формируется на почве простейшего знания и представлениях человека об окружающем мире).

Философия существует более 2,5 тыс. лет и за это длительное время философы рассмотрели много сложных проблем и вопросов. Философией решается вопрос о том, какой философский вопрос главный, определяющий.

Три точки по этому вопросу:

1. Альберт Камю считал, что главный вопрос философии состоит в том, что стоит ли жизнь труда быть прожитой.

2. Эммануил Кант считал, что главный вопрос философии складывается из нескольких:

1) Что должен знать;

2) Что должен делать, на что могу надеется;

3) Каким надо быть, чтобы быть человеком.

Самая высокая ценность и высшая цель человека- это человеческое счастье и важно в связи с этим решить достойным ли себя сделал человек для этого, заслужил ли счастье своим поведением.

3. Фридрих Энгельс. Основной вопрос философии заключается в том, чтобы решить проблему, что первично, что было в начале мира: материя, природа или сознание, мышление. Этот вопрос считается главным, так как от того как решает для себя этот вопрос философ зависит решение им других философских проблем.

В решении основных вопросов философии выделяют два подхода:

1. монистический (моно-один)- философы считают, что в начале мира было что-то одно- или материя или сознание.

2. Дуалистический (дуо-два)- в начале мира были одновременно и материя и сознание.

Философы в связи с тем, что по-разному решали этот вопрос, разделились на два больших лагеря: мате6риалисты и идеалисты.

Материалисты от слова «вещественный»: это те философы, которые считают, что в начале мира была материя, природа и только в результате совершенствования появляется человек наделенный сознанием.

Идеалисты (идея- понятие, представление)- считали, что дух существовал прежде, чем появилась природа. Мир кем-то сотворен!

За время существования философии и материализме и в идеализме выделились определенные виды, формы течения.

Существуют три основных формы материализма и два течения в идеализме.

Формы материализма:

1) Наивный материализм. Древней Греции и Рима (VI-I в. до н.э.) философы этого времени объясняли, мир исходя из него самого, опираясь на здравый смысл человека.

2) Механистический материализм Нового времени (XVIII-IX вв.). Представители: Френсис Беккон, Спиноза. Особенность: философы этого времени рассматривали явление природы с позиции наиболее развитой в то время науки-механики.

3) Диалектический материализм (40-е г. IX в.). Создатели: Маркс и Энгельс. Особенность: явление окружающей среды-мира рассматривается с позиции того, что материя первична, и она все время развивается и сменяется.

В идеализме существует две основных направления:

1) Объективный идеализм.

2) Субъективный материализм.

Объект – это все то, что находится вне и независимо от человека, на что направлено его действие.

Субъект – сам человек.

Сходство между объективным и субъективном идеализмом в том, что идеалисты считают, что идея, сознание первичны, а материя их производится средством. Разница в том, что объективный идеализм, что идея, мир, разум, Бог находящийся вне человека. Так считали Гегель, Платон. Субъективный идеализм (Фихте, Бертлик) считали, что эта идея, сознание заключается в самом человеке, его мозге.

Вторая сторона основного вопроса философии заключается в ответе на вопрос: «Познаваем ли окружающий нас мир?».

Два основных мнения:

1. С диалектико-материалистической точки зрения. Она заключается в следующем: окружающий нас мир познаваем (это доказывается практикой), но не до конца, так как он постоянно развивается, изменяется.

2. Агностицизм («а»- не, «гности»- знание). Окружающий нас мир непознаваем. Эммануил Кант говорил, что мы можем познать только внешнюю сторону вещей.

Метод с греческого «исследование». Метод – это прием, способ, путь подхода к изучению, познанию или преобразованию действительности. Философов, начиная с древности, интересовал вопрос: «Познаваем ли мир?», но и вопрос что происходит с миром. Известно ли он один и тот же или изменится, обновится вопрос. Ответ на этот вопрос:

1. с диалектической точки зрения окружающий нас мир постоянно изменяется, развивается, в нем все взаимосвязано и взаимопереплетено. В нем происходят как количественные, так и качественные изменения.

2. С методологической точки зрения окружающий нас мир в основном не изменяется. Природа вечно остается одной и той же. Если в ней происходят изменения, то только количественные в сторону увеличения или уменьшения.

Предметом философии (тем, что направлено на изучение философа) является потенциально весь окружающий мир. Существуют разные мнения о связи философии с частными науками.

Три тоски зрения:

1. Философия- наука наук, законодательница наук /Гибкелло

2. Каждая частная наука сама себе философия. Долой философию /Огюст Конт

3. Диалектико-материалистическая. Философия и частные науки тесно связаны с друг другом. Философия дает частным наукам полную научную картину мира и его изучения, а частные науки постоянно дают философам новые факты для анализа, обобщения.

По мере накопления философских знаний выделяются следующие философские науки: логика (наука о законах мышления), эстетика (наука о прекрасном в жизни и искусстве), этика (наука о нравственности и поведении людей), социология (наука о закономерностях развития человеческого общества), история религии (наука о возникновении и развитии религиозных представлений).

В философии выделяют три области знаний:

1. онтология (учение о бытии, материи, ее свойствах);

2. гносеология или теория познания;

3. диалектика (учение о всеобщих связях и развитии мира).

Функции философии в обществе:

1. познавательная – означает то, что в результате изучения философии человек приобретает новые знания о мире;

2. мировоззренческая – означает то, что изучение философии влияет на формирование мировоззрения;

3. методологическая (философия даёт методы исследования мира другим наукам);

4. социальная (изучение философии позволяет лучше понять прошлое, настоящее и будущее в развитии общества);

5. воспитательная (изучение философии позволяет лучше ориентироваться в ценностях человеческой жизни).

Вывод : специфика философии:

философии свойственно стремление обобщение результатов познания и к раскрытию законов окружающего мира. Изучаем “не мир в целом, а мир как целое”.

Философия имеет гуманитарную ориентацию, она нацелена на исследование человека.

Большинство философских вопросов являются вечными в силу своей неисчерпаемости. Например, о смысле жизни. Омар Кайям: «Я в этот мир пришел, прекрасней стал мне он. Уйду, великие ли потерпит потери он. О, если б кто сказал мне, зачем из праха вызванный вновь стать, им обречен».

Предмет философии.

Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает «любовь к мудрости». Впервые этот термин использовал древнегреческий ученый Пифагор (около 580-500 гг. до н.э.). Однако это не означает, что философия чисто древнегреческое «изобретение». Философия возникла одновременно и на западе (среднеземноморская – греческая культура) и на востоке (Индия, Китай) в «осевой» период по определению немецкого философа ХХ в. К.Ясперса.

В 800-600 гг. до н.э. происходит резкий поворот в истории: начинается процесс самоосознания человеком своего собственного бытия и мира в целом, что приводит к возникновению большинства религий и появлению философии.

Объектом философии является весь окружающий мир. Предметом философии считают наиболее важное, универсальное, существенное в системе отношений человека и мира.

Первые античные мыслители считали своим предметом устройство мира. Мыслители классического периода делают предметом изучения человека, живущего в обществе. В Средние века философия изучает внутренний мир человека, его отношения с Божеством. Философия Нового времени изучает процесс познания.

Современная европейская философия изучает широкий круг мировоззренческих проблем:

ü Что такое человек?

ü В чем состоит смысл жизни?

ü Что такое добро и зло?

ü Как устроен мир?

ü Что такое счастье?

ü Куда движется история?

На эти вопросы человек пытается дать ответы вот уже 2 500 лет и именно они составляют предмет философии. Этим вопросам соответствуют основные разделы философии: онтология – учение о бытии, гносеология – учение о познании, антропология – учение о человеке, социальная философия – учение об обществе, философия истории – учение об основных закономерностях развития истории, аксиология – учение о ценностях, этика – учение о морали и нравственности, эстетика – учение о красоте, о смысле и предназначении искусства. В целом философию можно определить как особый тип мировоззрения, в котором изучаются основные закономерности развития и существования природы, общества, человека и мира в целом.

Особенности философских проблем:

1) эти проблемы всегда актуальны и окончательно неразрешимы;

2) эти проблемы многозначны в постановке и в решении;

3) эти проблемы имеют духовный характер и связаны с определением смысла;

4) эти проблемы сочетают теоретическую и практическую составляющие;

5) эти проблемы являются наиболее значимыми для человека.

Таким образом, предметом философии являются наиболее значимые мировоззренческие проблемы.

Роль философии в обществе.

Роль философии в жизни общества определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, а также вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции.

ü Мировоззренческая функция – это функция сравнительного анализа и обоснования различных мировоззренческих идеалов, способность философского знания объединять, интегрировать знания о самых различных сторонах действительности в единую систему, позволяющую углубляться в сущность происходящего.

Таким образом, эта функция выполняет миссию формирования целостной картины мира и бытия в нем.

ü Методологическая функция

заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности.

Методологическую функцию философия выполняет в 2 видах: как теория метода и как всеобщий метод. В качестве второго философия выступает прежде всего, как орудие (руководство) постановки и решения наиболее сложных общих проблем самой философии, теории и практики науки, политики, экономики и других сфер.

ü Мыслительно-теоретическая функция

выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать - предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира.

ü Гносеологическая

Состоит в том, что философия дает человеку новые знания о мире и одновременно выступает теорией и методом познания действительности. Формируя свои законы и категории, философия открывает такие связи и отношения объективного мира, которые не может дать ни одна другая наука. Специфика этих связей в их всеобщности. Кроме того, научная философия обосновывает возможность познания мира, его глубинных законов, утверждает его гносеологический оптимизм.

ü Роль критической функции

подвергать сомнению окружающий мир и существующее знание, искать их новые черты, качества, вскрывать противоречия. Конечная задача данной функции - расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.

ü Аксиологическая функция философии (в переводе с греческого axios - ценный)

заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей - морально-нравственных, этических, социальных, идеологических и др. Цель аксиологической функции - быть "ситом", через которое пропускать все нужное, ценное и полезное и отбрасывать тормозящее и отжившее. Аксиологическая функция особенно усиливается в переломные периоды истории (начало средних веков - поиск новых (теологических) ценностей после крушения Рима; эпоха Возрождения; Реформация; кризис капитализма конца XIX - начала ХХ вв. и др.).

ü Социальная функция

объяснить общество, причины его возникновения, эволюцию, современное состояние, его структуру, элементы, движущие силы; вскрыть противоречия, указать пути их устранения или смягчения, совершенствования общества.

ü Воспитательно-гуманитарная функция

состоит в том, чтобы культивировать гуманистические ценности и идеалы, прививать их человеку и обществу, способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни.

ü Прогностическая функция

заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества.

ü Интегрирующая функция способствует объединению достижений науки в единое целое

ü Эвристическая функция предполагает создание предпосылок для научных открытий и роста научного знания.

ü Функция культурной трансляции – в философии аккумулируется (накапливается) духовный опыт и передается новым поколениям.

Таким образом, философия – это рациональное мировоззрение. Философия устремлена к постижению всеобщего, предельных оснований мира и человеческого бытия в нем. И в этом постижении значимо не столько построение систематизированного знания о мире, сколько постижение смысла мира и смысла человеческого бытия в нем. Любовь к мудрости прежде всего проявляется в том, чтобы стать человеком и сохранить человеческое в себе на долгие годы.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12

Страница 8 из 27

Роль философии в обществе. Функции философии.

Все функции философии можно разделить на две группы: мировоз-зренческие и методологические. В свою очередь в мировоззренческих функциях можно выделить следующие:

- гуманистическая функция. Философия помогает нам осмыслить жизнь, укрепить свой дух. Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям. На протяжении многих столетий значительная часть человечества пребывает в отчуждении от собственности, власти, продуктов своей деятельности. Человек оказывается порабощенным физически и духовно. Политизация общественной жизни и особенно все более дающая о себе знать тенденция к тоталитаризму подавляет человека, ведет к конформистской личности, негативно действует на философию. Все больше мыслителей обращает внимание на оскудение личности, к чему приводит много факторов, например, рост специализации во всех сферах человеческой деятельности, усиление технизации общества, быстрый рост безликого естественнонаучного знания;

Социально-аксиологическая функция расчленяется на ряд подфункций, среди которых важнейшими являются конкструктивно-ценностная, интерпретаторская и критическая подфункция. Содержание первой из них заключается в разработке представлений о ценностях, таких, как Добро, Справедливость, Правда, Красота; сюда же относится и формирование представлений о социальном (общественном) идеале. С конструктивно-ценностнными задачами философии переплетаются и составляют единство задачи по интерпретации социальной действительности и по критике ее структур, состояний, тех или иных социальных действий. Интерпретация и критика связаны с ориентацией на ценности, общественные идеалы, с оценкой социальной действи-тельности под соответствующим углом зрения. Философ постоянно сталкивается с расхождением социальной действительности с идеалами. Размышления над социальной действительностью, ее сопоставление с общественным идеалом приводят к критике этой действительности. Философия критична по своему существу;

Культурно-воспитательная функция. Знание философии, в том числе требований к познанию, способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту. Философия способна оградить человека от поверхностных и узких рамок обыденного типа мышления; она динамизирует теоретические и эмпирические понятия частных наук с целью максимально адекватного отражения противоречий, изменяющейся сущности явлений;

- отражательно-информационная функция . Одна из главных задач философии - разработка мировоззрения, соответствующего современ-ному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека. В этой функции модифицировано основное назначение специализированного знания: адекватно отражать свой объект, выявлять его существенные элементы, структурные связи, закономерности; накапливать и углублять знания, служить источником достоверной информации. Подобно науке, философия есть сложная динамическая информационная система, созданная для сбора, анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Такая информация конкретизируется в философских понятиях (категориях), общих принципах и законах, образующих целостную систему. Внутри этой системы выделяются разделы философского знания:

Онтология - учение о бытии;

Гносеология - учение о познании;

Социальная философия - учение об обществе;

Этика - учение о морали;

Эстетика - учение о прекрасном;

Логика - учение о законах мышления;

Философская антропология - учение о человеке;

Аксиология - учение о природе ценностей;

Методология - учение о методе;

История философии - учение о развитии философских знаний.

Кроме того, можно выделить прикладные аспекты философского знания:

Философия науки - раздел философии, включающий исследо-вания структуры научного знания, средств и методов научного познания, способов обоснования и развития знания;

Философия техники - раздел философии, связанный с интерпретацией феномена техники в современном мире;

Философия истории - раздел философии, связанный с интерпретацией исторического процесса и исторического познания;

Философия политики - раздел философии, исследующий общие вопросы политической сферы общественного устройства;

Философия права - раздел философии, включающий общие вопросы правоведения и государствоведения;

Философия культуры - раздел философии, исследующий сущность и значение культуры;

Философия религии - это философия в ее отношениях с религией. Со стороны своего метода философия способна выполнять несколько функций по отношению к науке: эвристическую, координирующую, интегрирующую, логико-гносеологическую.

Существо эвристической функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказаний теоретико-мировоззренческого или общемето-дологического характера. Рассмотрение эвристической функции философского метода показывает, что роль философии в развитии частных наук значительна, особенно в отношении формирования гипотез и теорий.

Координирующая функция философии состоит в координировании методов в процессе научного исследования. Потребность в координа-ции частных методов возникает на фоне значительно усложнившихся соотношений предмета и метода в силу необходимости иметь противовес негативным факторам, связанным с углубляющейся специализацией ученых. Такая специализация ведет к тому, что происходит разделение между учеными по методам и методикам работы; отдельные исследователи оказываются неизбежно ограниченными в реализации методологических возможностей науки. В результате возникает опасность забвения познавательной силы ряда методов, преувеличения одних и недооценки других.

Интегрирующая функция связана с объединяющей ролью философского знания по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовать целостность. Взаимное размежевание наук явилось ведущей тенденцией в сфере науки вплоть до XIX века. Несмотря на большие успехи, достигнутые наукой, происходит рост рассогласования научных дисциплин. Возник кризис единства науки. В основе решения проблемы интеграции знания лежит, прежде всего, философский принцип единства мира. Поскольку мир един, постольку и его адекватное отражение должно представлять единство. Философия выступает в качестве одного из необходимых факторов интеграции научного знания.

Логико-гносеологическая функция заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретиче-ских структур научного знания. Частные науки специально не изучают формы мышления, его законы и логические категории. Вместе с тем они постоянно сталкиваются с необходимостью выработки логико-методологических средств, которые позволяли бы обогащать истинностное представление об объекте. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии, всеобщей методологии познания.

В самом слове «фило-софия», (который, кстати, ввел Пифагор), уже заложен ответ на вопрос о том, почему эта наука играет такое большое значение в жизни каждого из нас. Ведь буквальный перевод этого термина означает «любовь к мудрости». А кому из нас не нравится порой помудрствовать, пофилософствовать? И если в области логарифмов лирику развернуться нельзя, а физик неуверенно чувствует себя в сфере ямба и хорея, то поразмышлять любят и тот, и другой. Почему это так, и какова роль философии в жизни человека и общества? Аристотель назвал ее «госпожой всех наук, которой они, подобно рабыням, не смеют перечить». Сенека же считал умение мыслить главным средством культивирования гражданских добродетелей, интеллекта и нравственности личности.

«Любовь к мудрости» действительно стоит над всеми науками. По сравнению с ней, каждая отрасль знания является лишь обрывком. Роль философии в жизни человека и общества заключается в том, что она гармонично соединяет в себе достижения всех дисциплин и выстраивает систему нашего познания о мире, как о целостном феномене. Да, философские воззрения изменяются в связи с открытиями в области других знаний. Например, гелиоцентрическое устройство Солнечной системы, открытое Коперником, и от высших приматов в результате эволюции видов, доказанное Дарвином, заставили пересмотреть о мироустройстве. Но философия является «связующим звеном», которое, пользуясь достижениями в отдельных областях, выстраивает определенную «картину мира».

Но роль философии в жизни человека и общества не исчерпывается построением общих принципов мироздания (онтологией). В нашей повседневности нас, в принципе, мало волнует, движется ли Земля вокруг Солнца, или наоборот. Философская онтология ценностно и эмоционально связана с человеческим миром, поскольку ставит перед собой вопросы: «Кто мы в этом мире?», «Каково наше место здесь?», «На что мы можем надеяться?» То есть, кроме онтологии, в науке философии, которую Аристотель еще назвал метафизикой, выделяются отделы антропология (учение о человеке и его бытии), (учение о развитии человеческого общества и роли в нем индивидуума), гносеология (то есть, теория познания с греческого). Замыкают этот ряд религиоведение, эстетика и этика.

Если мы узнаем, к примеру, что электрический ток - это движение заряженных электронов, мы усваиваем эту информацию рассудком, запоминаем ее. Эмоции при этом остаются не затронутыми. В дальнейшем знание о токе позволит нам использовать электрику для своих нужд и избегать удара большим разрядом. Однако знание о потоке электронов не изменит нашу жизнь, не перевернет не будет мотивом действовать так, а не иначе. и общества важна еще и тем, что она выстраивает мировоззрение, ценности и идеалы. Она руководит поступками людей, в какой-то мере предопределяет их. Познавая какую-либо концепцию науки, мы испытываем к ней симпатию или антипатию, она становится «нашей» или мы полностью ее отвергаем, чего нельзя сказать в случае постижения какой-либо естественной или математической дисциплины.

Роль философии в жизни человека, индивидуума, тяжело переоценить. На вопросы «Кто я, и зачем я живу?», «Что будет со мной после смерти моего тела?» отвечает и религия, но, в отличие от нее, философия использует научный доказательный аппарат. Отвечает ли она утешительно на Смотря, к какой концепции склоняется данный индивидуум. Нравственность - это также продукт философских воззрений. Уважение к каждой личности, как в другому универсуму противостоят концепциям макиавеллизма и социал-дарвинизма.

То, что человек - это «зоон политикон», животное общественное, знали еще античные мудрецы. И это существо пытается не приспособиться к условиям мира, а переделать его «под себя». Роль философии в жизни общества состоит в том, что она ищет ответы на вопросы: «Можно ли построить на земле идеальный социум?», «Каким он должен быть?», «Что должно управлять человеческими массами?», «Возможно ли достижение равенства и братства или это - утопия?»