Убытие с места дтп какое наказание. Покидание места дтп. Судья, при вынесении решения учитывает

Каждый год в нашей стране происходит около 200 000 ДТП. К сожалению, примерно в 10% случаев виновник аварии, сбив человека или просто зацепив на небольшой скорости другой автомобиль, старается быстро уехать, дабы избежать ответственности. Кроме того, 5% скрывшихся, при сообщении о страховом случае, сообщают неправдивую информацию о причинах повреждения авто. Что же будет, если водитель скрылся с места ДТП? Наказание за такое деяние зависит от множества факторов, однако чаще всего административной ответственности не избежать.

Проблемный вопрос

Основная масса людей, задев чужое авто, скрывается с места происшествия. А если этого еще и никто не видел, тогда соблазн уехать очень возрастает. ГИБДД тоже не сильно заинтересована в поиске виновника, так как это практически невозможно.

Как отмечают юристы, гаишники будут активно искать водителя только в том случае, если пострадали люди или авария привела к смерти гражданина (граждан). Когда же вашу машину просто слегка помяли, шансы найти виновника почти равны нулю.

Рамки ответственности

Если водитель скрылся с места ДТП, ему грозит Однако понесет нарушитель наказание только, естественно, при условии установления его личности. Потерпевший все же может получить компенсацию за ущерб жизни и здоровью по полису ОСАГО и без привлечения виновника к суду.

ДТП - это происшествие, возникшее в процессе дорожного движения транспортного средства и с его участием, при котором ранены или убиты люди, повреждены автомобили, сооружения, грузы или есть другой материальный ущерб.

Часто случается и так, что водитель, став виновником аварии, нарушает требования Правил дорожного движения, в которых указано, что в таком случае необходимо остановиться и никуда не сдвигаться с места происшествия. Если же такие требования водитель не выполнит, тогда ему в лучшем случае грозит а в худшем - арест до 15 суток. Когда человек скрылся с места ДТП, наказание всегда будет жестче, чем в том случае, если бы он остался до приезда сотрудников ГИБДД.

Судебная практика

Довольно часто инспектор неверно квалифицирует совершенное водителем преступление и в связи с этим привлекает его к ответственности за более тяжкое правонарушение, нежели он совершил. Какие же это могут быть ситуации и как обжаловать его действия? Он, к примеру, может указать в протоколе, что водитель скрылся с места ДТП, но на самом деле далеко не во всех случаях его действия можно так квалифицировать.

Однако ошибку инспектора можно доказать и, таким образом, выиграть дело. Можно попробовать снизить размер штрафа или же даже добиться полного освобождения от ответственности. Бывает и так, что водители страдают не от инспектора, а от мошеннических действий других водителей, которые беспричинно обвиняют их в нанесении ущерба.

Алгоритм действий при ДТП

Как же себя вести себя случае аварии?

  • Необходимо немедленно остановиться, включить световую сигнализацию, поставить знак аварийной остановки и не перемещать вещи, которые имеют отношение к происшествию.
  • Если есть пострадавшие, необходимо оказать и срочно вызвать «скорую помощь», а в самых крайних случаях их необходимо довезти до больницы на своем авто (поймать попутку), а потом вернуться на место аварии.
  • При необходимости нужно освободить проезжую часть.
  • Записать адреса и фамилии очевидцев, зафиксировать следы и предметы, которые относятся к происшествию.
  • Позвонить в полицию и дождаться сотрудников правоохранительных органов.

Намного хуже, когда виновник скрылся с места ДТП. Уезжают после аварии, конечно же, по разным причинам: испуг, уверенность, что никто не видел этого и т. д. Однако в таком случае водитель лишает себя надежды на объективное и полное исследование всех подробностей аварии и возможности собрать доказательства на месте происшествия. Также есть риск, что случайные свидетели опишут ситуацию не так, как было на самом деле, исказят события. Но если водитель потом одумается и признается в своей вине, вероятность того, что он останется безнаказанным, очень мизерная.

Смягчение ответственности

Остаться на месте происшествия необходимо по двум причинам. Водитель своевременно окажет помощь потерпевшему (потерпевшим) и оперативно вызовет «скорую помощь». Доставка пострадавшего в больницу в дальнейшем будет иметь важное значение при установлении степени вины водителя. А вот если гражданин скрылся с места ДТП, наказание его ждет самое суровое.

В то же время не будет считаться скрытием с места аварии ситуация, когда ее виновник самостоятельно не может оказать помощь и оставляет место ДТП, чтобы вызвать полицию и медицинскую помощь. Большое значение при квалификации деяния имеет тяжесть телесных повреждений, которые получил потерпевший.

Уголовная ответственность

Привлечь виновника аварии к уголовной ответственности можно только в случае нанесения здоровью потерпевшего вреда средней тяжести, или тяжкого вреда, или его гибели. Если же все эти негативные последствия произошли именно в результате того, что водитель оставил место происшествия, то виновника могут приговорить к заключению до трех лет и лишить полномочий заниматься определенной деятельностью.

То есть уголовная ответственность возможна при таком стечении обстоятельств:

  • наличие вины;
  • причинение гражданину (гражданам) повреждения средней тяжести, тяжкого вреда или смерти.

Если человек скрылся с места ДТП, наказание за это будет зависеть от тяжести наступивших последствий. Когда действия водителя не подпадают под статью РФ, он будет нести административную ответственность. В таком случае вас могут лишить прав на срок от 1 до 1,5 года или арестовать на 15 суток.

Даже если виноваты в ДТП другие лица, а проезжающий мимо водитель это заметил, мог сообщить в полицию и оказать помощь, но этого не сделал, его тоже имеют право привлечь к ответственности в порядке административного производства.

На месте происшествия необходимо также остаться для содействия сотрудникам полиции при расследовании данного случая. Все ваши объяснения, действия по нахождению свидетелей, очевидцев, комментарии, участие при осмотре места аварии и при составлении процессуальных документов могут потом сыграть только в вашу пользу. Но если же нарушитель скрылся с места ДТП, то это все только лишь усложняет.

Как доказать свою невиновность?

При попадании в дорожно-транспортное происшествие, даже если все факты свидетельствуют о вашей причастности к случившемуся, дело в некоторых случаях можно выиграть. Для этого стоит попробовать доказать допущенные процессуальные нарушения при составлении бумаг.

Для чего это делается? Допущенные в документах нарушения могут повлечь исключение документов ИДПС из состава доказательств по вашему делу. К составлению подобных бумаг установлены довольно строгие правила. Если человек скрылся с места ДТП, ответственность можно смягчить при существенных ошибках и неточностях при оформлении протокола. При их выявлении документы ИДПС можно попробовать признать недопустимыми доказательствами и таким образом «развалить» дело.

В то же время необходимо опросить свидетелей, инспектора, понятых, обнаружить противоречия в их показаниях и указать на нарушение закона.

Обжалование проставления

Как мы уже упоминали, при данном нарушении не назначают штраф. Скрылся с места ДТП - будь готов лишиться прав или отсидеть 15 суток. Штраф до 1000 рублей положен только в том случае, если были установлены нарушения ПДД в связи с дорожным происшествием, но при этом водитель не уезжал после содеянного. Однако если вас лишили прав, можно обжаловать проставление суда.

Важные замечания

Следует отметить, что водителям запрещено пить спиртное (принимать наркотики и т. д.) после совершения ДТП. Если он проигнорирует такие требования, то ему, опять же, грозит наказание. На основании КоАП РФ вас могут обязать заплатить штраф до 30 000 рублей и лишить прав от 1,5 до 2 лет. Поэтому важно не только не уезжать с места происшествия, но и не употреблять спиртное, это только в ваших интересах.

Итоги

Если водитель скрылся с места ДТП, последствия могут быть самыми разными, но самый неблагоприятный исход - уголовная ответственность. При незначительном повреждении припаркованного авто вас, возможно, вряд ли найдут и назначат наказание, а вот если есть человеческие жертвы, тогда остаться незамеченным будет крайне сложно.

Дорожно-транспортные происшествия случаются каждый год, и из примерно 200 тысяч человек, гибнут 30 тысяч. Эти цифры не собираются уменьшаться, а потому следует ожидать, что в последующие годы статистика будет такая же. И несмотря на то, что аварии случаются непреднамеренно, существует много ошибок, совершаемых водителями, которые причисляются к отдельным преступлениям. Не помочь пострадавшему, неправильно оказать помощь или просто пройти мимо – действия, несущие за собой уголовную ответственность. Какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП?

Одно из грубых правонарушений – это оставление места ДТП водителем. Практически всегда сторонний наблюдатель станет на сторону жертвы, а водителя-виновника осудит, потому что предполагается, что именно он проявил невнимательность и из-за него произошла катастрофа. Водителю, прежде всего, стоит выяснить, как вести себя в подобной ситуации, что делать, если он необдуманно скрылся с места ДТП, и какая ответственность может наступить вслед за этими действиями.

Водитель может уехать с места аварии будучи совершенно уверенным, что никакого ДТП не произошло. Действительно, бывают спорные случаи, из-за чего два участника конфликтной ситуации могут начать спорить.

  1. Хоть одно ТС находилось в движении по отношению к другой стороне.
  2. В наличии имеются убытки: физический ущерб здоровью или автомобилю. Моральный ущерб не приравнивается к убыткам.
  3. Одна из сторон – транспортное средство. Без участия автомобиля, но при наличии ущерба – несчастный случай, а не ДТП.

Оставить место ДТП означает скрыться с места происшествия без того, чтобы выяснить отсутствие претензий пострадавшей стороны, не дожидаясь приезда сотрудников ГИБДД, притом, что был нанесён ущерб.

В оправдание водителя стоит заметить, что не всегда он может даже заметить аварию: грузовик с несколькими прицепами имеет достаточно большую слепую зону, а тема закрытых поворотов вообще является отдельной для дискуссий. В связи с этим, выделяют непреднамеренное и умышленное оставление места ДТП. Ещё одно: ПДД предусмотрены случаи, когда виновник может уехать с места ДТП, однако их нужно знать заранее, а не использовать потом, как оправдание своим необдуманным действиям.

Если факт нанесения ущерба установлен, то вышеописанные действия расцениваются как то, что водитель скрылся с места ДТП. Наказание в этом случае предусматривается Кодексом «Об административных правонарушениях», а не правилами ГИБДД. Ситуация рассматривается в 3 частях статьи 12.27 КоАП.

В зависимости от конкретных обстоятельств дела, виновнику грозит:

  • штраф в размере 1 тыс. рублей;
  • лишение прав от года до полутора лет или арест до 15 суток;
  • 30 000 рублей штрафа и лишение прав от 1,5 до 2 лет.

Отягчающим вину обстоятельством признаётся состояние алкогольного либо иного опьянения, приведшее водителя в изменённое состояние сознания. Лицо, управляющее и без того источником большой опасности, которым является автомобиль, находясь в неадекватном состоянии, в разы увеличивает риск создания ДТП.

Самое распространённое наказание по этой статье – арест на 15 суток и лишение прав водителя на срок 1 – 1,5 года. Всё же, основная масса водителей, садясь за руль, отдаёт себе отчёт в своих действиях.

Самое серьёзное наказание, предусмотренное этой статьёй – это внушительный штраф и большой срок лишения прав.

Оставление места ДТП без пострадавших

Согласно ПДД, водитель-виновник вправе на законных основаниях покинуть место совершения им административного правонарушения только в случае выполнения им всех, предписанных условий.

Если отсутствуют человеческие жертвы или лица, физическому здоровью которых, возможно, был нанесён вред, то действия водителя-виновника должны соответствовать чёткому алгоритму:

  1. Прекращение движение, выключение мотора.
  2. Выключение сигналов аварийной остановки.
  3. Вызов полиции, скорой и ГИБДД. Если нет претензий у пострадавшего – можно самостоятельно заполнить схему аварии.
  4. Извещение страховой компании.
  5. Решение всех вопросов с вызванными и оповещёнными службами и организациями.
  6. Покидание места ДТП.

На то, что страховка покроет материальные убытки, возможно рассчитывать только тогда, когда случай ЧП надлежащим образом задокументирован и зарегистрирован. В противном случае, можно надеяться только на свой кошелёк. Это случается из-за того, что в страховой компании все финансы строго отслеживаются, и чтобы выплатить ущерб, ей нужно документальное подтверждение, что он действительно есть.

Кроме того, право покинуть место ДТП, у водителя, когда нет пострадавших, всё же есть. Им можно воспользоваться, когда отношения с пострадавшей стороной выяснены и виновник убедился, что к нему нет никаких претензий и не будет в дальнейшем. Можно воспользоваться Европротоколом.

В ситуации, когда машина заграждает проезд – её можно немного убрать в сторону, но не более. Труднее обстоит дело, когда в аварии есть пострадавшие и обоюдным согласием тут не отделаться.

Правильное поведение водителя облегчит работу сотрудникам полиции и другим службам.

В данной ситуации нужно совершить те же действия, что и в предыдущем случае, только дополнить их, по возможности, оказанием помощи пострадавшим:

  • если вы обладаете специальными знаниями, можно самостоятельно оказать помощь с применением автомобильной аптечки и подручных средств;
  • нужно переместить пострадавших на безопасное расстояние от места столкновения, с трассы - на тротуар, если они в состоянии самостоятельно передвигаться или нет подозрения на переломы;
  • в случае отсутствия медицинских познаний или из-за собственного физического состояния, нужно просто ограничиться вызовом помощи.

Возможны моменты, когда оставить машину на прежнем месте означает - перекрыть движение. Тогда автомобиль убирают с дороги. Однако, прежде нужно зафиксировать его изначальное положение - составить схему в присутствии свидетелей, снять на видео или сфотографировать с разных сторон место аварии. Если вы не в состоянии сделать это самостоятельно, дождитесь приезда сотрудников правоохранительных органов.

Возможны случаи, когда скорую дожидаться не рационально – если вопрос стоит о жизни пострадавшего. Тогда стараются доставить пациента любым попутным транспортом до ближайшего медицинского учреждения, способного оказать помощь.

Такой порядок оставления места ДТП со стороны виновного водителя будет правильным. Эти же действия ожидаются от любого сидящего за рулём, независимо от того, принимал ли он участие в движении в тот момент. Оказать помощь может любой проходящий мимо пешеход – это будут действия ответственного гражданина.

Сразу нужно обратить внимание - штраф не является наказанием за «побег». За данное преступление предусматриваются другие меры. Всё же, финансовые проблемы могут возникнуть. Например, если в наличии у виновника есть полис ОСАГО, то страховая компания может отказаться от выплат страховки из-за неправомерности действий их подопечного. Или же она может потребовать полную выплату ущерба с виновника даже в том случае, если раньше выплатила пострадавшему, чтобы тот не имел претензий.

Кроме того, в индивидуальных случаях могут накладываться штрафы, которые не будут считаться штрафом за оставление водителем места ДТП, но могут его сопровождать. Это финансовые взыскания за невыполнение обязанностей водителя при попадании в ДТП, за отказ повиноваться сотруднику полиции в прохождении медицинского освидетельствования и другие «отягчающие» действия.

Интересно, что может послужить причиной такого «побега» от ответственности:

  1. Автомобиль, не справляясь с управлением, врезается в припаркованную машину. Пустая улица, в пострадавшей машине никого нет – собственно, никто не заметил, кто был виноват, а потому – бежать! Такая ситуация наиболее частая среди всех случаев, когда водители преднамеренно покидают места аварии.
  2. Два ТС легонько столкнулись между собой и ущерб можно покрыть косметическим ремонтом. В сознании водителей может лишь промелькнуть вопрос о том, нужно ли вообще вызывать блюстителей правопорядка при наличии маленьких царапин.
  3. Автомобиль зацепляет пешехода, ранит. Тот остаётся в сознании, самостоятельно продолжает идти по своим делам, не желает оставаться. Виновник за рулём искренне недоумевает: сейчас-то полицию точно вызывать незачем. Хотя, юридически, уезжая, водитель всё равно остаётся правонарушителем.

Ситуации могут быть разными, но водитель всегда должен понимать, что потерпевший, который самовольно оставил место наезда, в дальнейшем может обратиться за помощью и привлечением виновного к ответственности.

На практике становится видно, что арест применяется крайне редко – для этого должны быть веские основания. Чаще судом выносится решение о лишении прав на 12 или 18 месяцев. Стоит обратить внимание, что именно суд имеет право на наложение такого наказания и ни один сотрудник ГИБДД не может прибегать к аресту за «побег» водителя с места происшествия.

Суд вправе назначить наказание и только один раз. Так, если уже назначено лишение водительского удостоверения, никто не имеет права арестовать водителя по той же самой статье. И наоборот, арест означает, что права остаются у водителя.

15 суток даются в том случае, когда ДТП было серьёзным и то, что виновник покинул место аварии, повлекло тяжкие последствия. До суда содержание под стражей возможно в исключительных случаях, когда есть достоверные основания полагать, что виновный стремится уйти от ответственности, скрыться.

Порой половину успеха составляет наличие грамотного адвоката, который отлично разбирается в самой ситуации и законах, её регулирующих. Лучше заранее знать, какие компании считаются более авторитетными и иметь их контактные данные на этот случай. Это поможет не растеряться, а специалист посоветует, что и как говорить перед судьёй.

Лишение прав – как себя вести

Чтобы избежать этого вида наказания (назначается чаще всего), следует действовать подобным образом:

  • прекратить движение, как только была замечена авария;
  • если у водителя нет претензий – письменно оформить схему аварии и задокументировать отсутствие претензий;
  • дождаться ДПС, если этого требует ситуация;
  • предупредить сотрудников ДПС, если на попутном транспорте не получается перевезти пострадавшего в больницу и возникла необходимость ехать туда самому;
  • подробно зафиксировать первоначально положение машины при ДТП.

Это не все действия, но только моменты, уберегающие от лишения прав. Зная, как себя вести, виновник не поддастся панике и не уедет с места происшествия. Даже совершив несколько шибок, он вряд ли будет строго осуждён как правоохранительными органами, так и общественным мнением.

В суде при наличии защиты, следует заранее обговорить со своим адвокатом позицию и те пункты, на которые следует обращать внимание судьи. Это имеет значение, потому что суд уполномочен вынести строгое решение или же уменьшить наказание, насколько это возможно. А потому, выбор адвоката должен проводиться с умом, пусть это и дорогостоящая услуга.

Важно то, что наказание может последовать лишь после судебного разбирательства. Суд должен назначить вид ответственности после того, как вынесет постановление об оставлении места ДТП. Однако для вынесения приговора нужны доказательства. Так, Сотрудник ГИБДД устанавливает личности обоих сторон и заполняет процессуальную документацию. В бланках указываются госномера, технические характеристики и наличие полиса ОСАГО.

После этого проводится осмотр автомобиля. Осмотр может оформить представитель страховой компании одной из сторон, но существует вероятность, что он будет предвзятым. Так, можно воспользоваться независимой экспертизой, где специалист не будет представителем одной из сторон аварии. При выборе организации стоит обратить внимание на её репутацию, опыт и наличие жалоб клиентов.

Уже непосредственно перед судом, водитель информируется о дате и причине судебного разбирательства. Он может обжаловать решение, и уж тем более, никто не собирается его судить без защиты. Виновник может настаивать на оправдывающих обстоятельствах, и это может иметь успех. Однако разбирательство не может быть назначено после истечения срока давности проступка.

В КоАП прописан один нюанс: отъехать от ДТП на 500 - 1000 метров не будет считаться «побегом», но, если больше – это правонарушение. Это связано с моментом, когда машина заграждает проезд другим. Есть такие участки дороги, где убрать её недалеко сложно, а потому нужно отъехать. Формально, водитель, скрывшийся за поворотом не может быть привлечён к ответственности.

Существует ещё один аспект: зная, как «быстро» умеют приезжать государственные службы, многие не хотят тратить время. Либо водители остались на месте происшествия и выполнили все требования, но службу не дождались – слишком долго она ехала. На самом деле, ожидать приезда сотрудников полиции нужно только 3 часа. Если по истечении времени они не появились, можно снова позвонить о том, что они не явились и покидать место ДТП, а разговор записать на телефон.

Не заметить ДТП водитель может по разным причинам:

  1. Незначительный толчок, либо его вообще не было.
  2. Оглушительная музыка в салоне.
  3. Плохие погодные условия (гроза, молния).
  4. Плохая освещённость и большие габариты одного из ТС.

В законе нет понятия «незамеченного ДТП», а потому водитель попадает под ту же статью, как если бы он умышленно пытался скрыться. Пострадавшему удаётся достать записи с камер, он знает госномера машины, подбившей его, и он обращается в суд.

Авария разбирается в суде и именно это даёт шансы на справедливое решение - водитель может нанять адвоката, согласиться на разбирательство и настаивать на своей невиновности. Были случаи, когда виновнику получалось доказать свою правоту и он отделывался штрафом за невыполнение обязанностей, предписанных Правилами ПДД.

Что будет если неумышленно скрылся с места ДТП – понятно, но бывают такие водители, которые выходят, смотрят на повреждения и, убедившись, что они незначительные, уезжают. Твердить о том, что виновник не заметил ДТП бесполезно, обжалование решения суда тоже не даст желаемого результата.

Наиболее вероятным последствием в такой ситуации является лишение прав. Если водитель сделает чистосердечное признание, он может уменьшить срок лишения водительского удостоверения.

В правилах описывается ряд случаев, когда дожидаться ДПС необязательно и водитель может спокойно уехать, а потом не нести за это ответственность:

  1. Согласие обоих сторон. Виновник и пострадавший пришли к соглашению без вмешательства правоохранительных органов, ущерба нет, претензий тоже нет. После самостоятельного составления схемы ДТП обе стороны приезжают к ближайшему посту и заверяют официально факт аварии.
  2. Препятствие проезду. Машины сталкиваются не всегда в удобном для остальных участников движения месте, а потому они могут загораживать проезд. Прежде, чем убрать ТС, нужно документально заверить её первоначальное положение (фото, видеосъёмка, схема) при участии свидетелей.
  3. Действует Европротокол – возможность решить ситуацию без полиции. Можно воспользоваться исключительно, когда есть материальный ущерб без вреда здоровью людей, участие максимум двух ТС, обе стороны не имеют претензий от друг друга, и на руках у обоих - полис ОСАГО.

Оправданным покиданием места ДТП могут считаться любые действия, связанные с оказанием помощи пострадавшему. Водитель, не имеющий познаний в оказании медицинской помощи едет за врачом или везёт пострадавшего в больницу, после чего возвращается на место ДТП для документального заверения аварии.

Лучше всего, чтобы последний вариант был прибережён на крайний момент. Больного лучше отправить на попутном транспорте, а самому ожидать сотрудников полиции – так меньше вероятности, что свидетели происшествия поймут неправильно намерения «спасателя».

Срок давности за оставление места ДТП

Так как оставление места ДТП является правонарушением, оно также имеет срок давности, как большинство преступлений. Срок давности представляет из себя временной промежуток, за время которого наступает юридическая ответственность. Он начинается с момента совершения преступления и заканчивается после оговорённого в законе срока.

После истечения срока давности правонарушитель не может быть привлечён к ответственности за это преступление.

Срок давности за «побег» с места происшествия составляет 3 месяца, за время которого пострадавший должен обратиться к сотрудникам полиции, предоставляя доказательства фата ДТП. В особо тяжёлых случаях водитель может объявляться в розыск. Однако если по истечении этого времени он не был призван к ответственности за данную аварию, никто не имеет права назвать такого водителя виноватым в этой ситуации, потому что срок давности преступления прошёл.

Законом предусмотрены случаи, когда водитель имеет право уехать с места преступления, однако они чётко оговорены и имеют уважительную причину. В аварии без человеческих жертв стороны вообще могут разойтись без конфликта и вызова ДПС.

Важно знать действия водителя при возникновении ДТП и следовать им. Перед тем, как убрать машину, следует зафиксировать, где она находилась во время аварии.

Следует внимательно слушать и подчиняться сотрудникам ГИБДД, так как непослушание может обернуться штрафом.

В суде водитель может отстаивать свою точку видения ситуации с помощью адвоката или без неё.

Грамотные действия помогут избежать паники или растерянности. Ещё во время получения водительского удостоверения, каждый должен осознавать, какую ответственность на себя берёт, изучить основы оказания медицинской помощи и свои права на тот случай, когда не заметил аварию и уехал с места происшествия.

Происшествия на автомобильных дорогах России, к сожалению, происходят постоянно и правонарушение уже стало нормой, а не исключением. При этом, невзирая на срок давности, во многих из них есть пострадавшие, и даже погибшие. Учитывая, что ежегодно водителями становятся еще тысячи сограждан, ожидать, что в 2017 году количество аварий значительно сократится, не приходится. Поэтому наказание за оставление места дтп без пострадавших ужесточается все больше.

Для того, чтобы движение на дорогах страны было организованным и безопасным, в России созданы Правила дорожного движения. Те, кто их соблюдает, редко становятся участниками происшествий, ведь никто не хочет нести ответственность за оставление места дтп. А нарушители, напротив, регулярно подвергаются наказаниям. Порой, виновники аварии предпочитают сбежать, рассчитывая полностью избежать наказания. Они думают, что пройдет определенный срок давности и о дтп все забудут. Это весьма недальновидно. Потому что закон суров и для тех, кто уехал с места ДТП последствия 2017 году могут быть весьма плачевными. И лишение водительских прав за оставление места - это еще не самое худшее.

Немного о терминах

Прежде чем начинать говорить про наказания, предусмотренные для тех, кто в 2017 году покинул место аварии, и о том, как избежать наказания, стоит разобраться с основными понятиями и терминами. Ведь иногда за ДТП выдают ситуацию, которая в законе трактуется несколько по-другому. А если факта дорожно-транспортного происшествия не было, то не может быть и законного наказания.

ДТП - это событие, в котором участвует движущееся транспортное средство, есть пострадавшие, погибшие, или нанесен ущерб какому-либо имуществу.

События в определении взаимосвязаны и должны наступить одновременно. Поэтому, например, если человек идет мимо автомобиля, стоящего на стоянке, поскальзывается и неловко падает, разбивая бровь об корпус машины - это не считается ДТП. В тоже время, если транспортное средство движется, неловко выезжает с проезжей части и ломает информационный стенд - это считается ДТП, потому что авто двигалось и нанесен ущерб имуществу.

Это нужно понимать, потому что, если факт ДТП и оставление места дтп присутствуют (хоть и считается водителем незначительным), его зафиксируют сотрудники ГИБДД, а если участник скрылся с места аварии последствия для него наступят согласно статьей 12.27 КоАП РФ и доказать на суде свою невиновность будет весьма непросто. При этом наказание за скрытие с места дтп, по законам дтп коап, будет очень серьезным.

Почему водители уезжают с места ДТП невзирая на наказание?

В нашей стране наблюдается удивительная тенденция - многие участники происшествий считают, что, быстренько покинув «горячую точку» они смогут избежать наказания вообще, и что штраф за оставление места дтп им не полагается. Естественно, что идут на этот шаг, чаще всего виновники аварии, хотя скрываться - это невыход. Своими действиями они пытаются прикрыть более тяжкое преступление:

  • управление транспортным средством в нетрезвом виде;
  • управление ТС под воздействием наркотиков;
  • отсутствие прав на вождение автомобиля;
  • отсутствие страхового полиса.

Хотя и добропорядочные водители иногда покидают место дтп скрытие с места дтп тогда можно рассмотреть, с другой стороны. При этом они ссылаются на срочные дела, занятость, детей, больных родственников и т.д.

При этом и те, и другие забывают, что, скрывшись в неизвестном направлении, они себе не помогут. В век современных технологий, когда у каждого свидетеля в руках телефон с возможностью записи фото и видео материалов, протокол будет составлен и без них. А тот, кто покинул место ДТП в 2017 году, на судебных разбирательствах получит более суровое наказание по дополнительным статьям.

Какая ответственность для тех, кто уехал с места аварии?

За то, что водитель скрылся с места дтп наказание предполагается разнообразное: от штрафов, до лишения прав. Наказание для участников, которые покинули дорожно-транспортное происшествие, устанавливается в судебном порядке. Но судья при этом руководствуется частью 2 статьи 12.27 КоАП РФ, в которой предусмотрены следующие виды ответственности:

  • лишение права управления транспортными средствами от 1 года до 1,5 лет;
  • если виновник дтп скрылся с места происшествия ему также светит административный арест на срок до 15 суток.

Кроме того, каждый водитель должен знать, что в законах Российской Федерации определен точный порядок действий для участников ДТП, который необходимо соблюдать. При этом там есть пункты, за игнорирование которых могут привлечь к дополнительной ответственности.

Чтобы не вдаваться в подробности законодательных актов, опишем основные положения п.п. 2.5 и 2.6 Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 19.12.2014) "О Правилах дорожного движения":

  • в случае дорожно-транспортного происшествия все участвующие водители должны немедленно остановиться;
  • нельзя перемещать автомобиль и предметы, имеющие отношение к аварии;
  • необходимо включить аварийные огни и выставить знак аварийной остановки;
  • оказать первую медицинскую помощь всем пострадавшим;
  • серьезно раненых отправить на попутном транспорте в ближайшее мед. учреждение;
  • собрать информацию об очевидцах (ФИО, адреса); ожидать прибытия правоохранительных органов.

Невыполнение водителем обязанностей, предусмотренных Правилами дорожного движения, может привести к дополнительной административной ответственности и серьезным штрафам. А оставление места дтп наказание за которое обязательно настигнет водителя, может привести еще и к лишению свободы.

Можно ли избежать наказания? Избежать нельзя, но в законе прописаны ситуации, при которых участники ДТП могут покинуть место аварии, не дожидаясь сотрудников ГИБДД.

Когда можно уехать с места ДТП законно?


А если виновник скрылся с места дтп законно? Выше расписано, какие последствия в 2017 году ожидают тех, кто покинул аварийную обстановку. Однако, всего этого можно избежать, потому что есть обстоятельства при которых это можно сделать законно. Таких ситуаций не слишком много, поэтому знать как избежать ответственности, обязан каждый водитель. И в таких случаях штраф за скрытие с места дтп не полагается. Оставление места дтп как законное действие возможно в следующих случаях:

  1. Пострадавшие. Когда в аварии на дороге есть серьезно пострадавшие, обязанность каждого водителя, гражданина и человека оказать им максимально возможную помощь. Если раненого не удается отправить на попутных машинах, то участник ДТП вправе отвезти его до ближайшего медпункта на своем автомобиле. Но, сразу же после этого необходимо вернуться на место ДТП.
  2. Обоюдное согласие. На городских оживленных дорогах нередки случаи незначительных происшествий, когда нет пострадавших и очевидного ущерба. В таких ситуациях нередко водителям транспорта удается договориться между собой, одинаково оценивая характер аварии, виновность каждого и ущерб. При этом уезд с места дтп является законным. В этом случае сотрудников ГИБДД можно не вызывать. Необходимо составить наиболее подробную схему ДТП и вместе съездить на ближайший пост для оформления документов. Важно! Если у участников подобной ситуации нет желания делать даже это, они могут просто разъехаться в разные стороны. Но всегда есть вероятность, что второй участник аварии вернется и вызовет сотрудников правопорядка. В этом случае будет составлен протокол по всем правилам и в нем отразится, что один водитель покинул место ДТП и в 2017 году последствия для него могут быть печальными.
  3. Европротокол. Это относительно новая форма оформления документов при возникновении происшествия на дороге. Может быть составлен без привлечения сотрудников ГИБДД, в тех случаях, когда выполняются нижеперечисленные условия:
  • в ДТП участвует не более 2 транспортных средств;
  • нет пострадавших среди людей (ущерб нанесен только технике);
  • у каждого водителя есть действующий полис ОСАГО на ТС в ДТП;
  • у участников полное согласие по всем вопросам касающимся аварии.
  1. Освобождение дороги. Нередко происшествие приводит к тому, что дорога полностью перекрывается и создаются многокилометровые пробки. В законе прописано право участников на освобождение проезда, путем перемещения авто в сторону. Если человек скрылся с места дтп что грозит, как минимум, штрафом, очень важно документально зафиксировать точные положения машин в момент аварии. Не лишним будет иметь свидетелей, которые подтвердят, что техника стояла именно так.

Других законных причин, которые позволяют уехать с места ДТП нет! Если водитель скрылся с места дтп - его ожидает наказание: штраф, лишение прав и так далее. Опоздания на работу, спешка к родственникам, малозначительный ущерб, плачущие дети и прочее закон не интересуют. Поэтому будьте предельно внимательными.

Известны случаи, когда водители случайно царапали чужой автомобиль, считали что ремонт предстоит «копеешный», уезжали, а потом в суде долго не могли смириться с тем, что их лишают прав на полтора года.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако, в современных городах, бывает и так, что водитель просто не заметил своего участия в аварии.

Например, выезжал со стоянки, поцарапал другую машину, но отвлекся и уехал. Он не сбежал от ответственности, а именно не заметил случая наступления ДТП.

Формально, учитывая срок давности, если пострадавший обратится в ГИБДД и будет составлен протокол, суд вполне может лишить невнимательного водителя прав на 1,5 года. В таких случаях обязательно нужно обращаться к компетентным адвокатам и пытаться доказать в суде, что действия носили неумышленный характер. При незначительном ущербе и адекватной позиции, шансы на успешное «мирное» решение проблемы достаточно велики. Водитель, который уехал с места ДТП редко осознает последствия. В 2017 году наказание достаточно суровое. Те, кто скрылся с места аварии могут лишиться прав.

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Аварии являются частыми событиями на дорогах. Они могут приводить к повреждениям автомобилей или к нанесению вреда здоровью людей. Поэтому даже при небольших столкновениях необходимо, чтобы участники занимались грамотным оформлением происшествия. Для этого могут привлекаться автоинспекторы или использоваться европротокол. Выбор зависит от особенностей ДТП. В любой ситуации запрещается уезд с места ДТП. Такое поведение участника аварии выступает нарушением ПДД, за которое может назначаться крупный штраф, а также применяется лишение удостоверения или арест.

Какие действия выполняются автовладельцами после столкновения?

При возникновении аварии все автовладельцы обязаны знать, какие действия выполняются для грамотного оформления события. Если они будут нарушены, то это приведет к привлечению к уголовной и административной ответственности. Если уедет с места происшествия пострадавший участник аварии, то он не сможет рассчитывать на выплаты от страховой фирмы. Поэтому сразу после ДТП выполняются следующие действия:

  • останавливаются автомобили;
  • включается аварийка;
  • выставляется знак аварийной остановки;
  • проверяют водители, имеются ли потерпевшие в результате аварии, а при необходимости вызывают скорую помощь;
  • изучаются нанесенные машинам повреждения;
  • если урон является незначительным, а также между гражданами отсутствуют разногласия, то они могут заняться оформлением аварии самостоятельно, для чего у них должен иметься бланк европротокола;
  • если же между водителями появляются споры, а также для ремонта придется потратить больше 50 тыс. руб., то на место происшествия вызываются автоинспекторы.

Уезд с места ДТП не разрешается даже при спешке или веских основаниях. Поэтому покидать место аварии допускается только после ее грамотного оформления.

Когда допускается уезжать?

Ответственность за уезд с места ДТП не наступает в случае, если один из водителей решает самостоятельно отвезти пострадавшего на своей машине в больницу. При этом должны учитываться требования:

  • человек находится без сознания или ему срочно требуется медицинская помощь;
  • нет возможности ждать, когда приедет скорая помощь;
  • отсутствуют машины на дороге, поэтому невозможно попросить отвезти человека в больницу других водителей.

Перед тем как покинуть место происшествия, необходимо зафиксировать машины и все элементы, имеющие отношение к аварии, на фотографиях. Далее потерпевшего отвозят в больницу. При посещении медицинского учреждения необходимо оставить свои контактные данные и указать номер автомобиля. После выполнения данных действий надо вернуться на место ДТП. Только при таких условиях уезд с места ДТП не считается правонарушением.

Как поступить, если машины мешают проезду?

Нередко ДТП возникает на перекрестке или ином участке дороге с интенсивным движением, поэтому не допускается, чтобы машины перекрывали движение. При таких условиях водителями выполняются такие действия:

  • фиксируются автомобили и остальные элементы, относящиеся к происшествию, на фотографиях;
  • берутся показания свидетелей;
  • машины передвигаются на обочину;
  • вызываются сотрудники ГИБДД, после чего необходимо только их дождаться.

Если грамотно реализуются все действия, то передвижение машин не является уездом с места ДТП. Наказание за такие действия не предусматривается. Если же к тому моменту, когда на место происшествия приедут сотрудники ГИБДД, один из водителей отсутствует без веских оснований, то это выступает значимым нарушением. Поэтому машина объявляется в розыск, а водителю придется лишиться своего удостоверения. Если вовсе оставляется в опасности другой участник аварии, то гражданину, который покинул место аварии, придется уплачивать значительный штраф за уезд с места ДТП или столкнуться с другими мерами наказания по УК РФ.

Причины оставления места аварии

Уезд с места ДТП связан обычно со следующими причинами:

  • Автовладелец является пьяным, поэтому желает избежать ответственности, для чего просто покидает место происшествия, причем нередко не оказывается необходимая помощь гражданам, получившим серьезные травмы. Это приводит к гибели людей или к нанесению тяжкого вреда здоровью. При таких условиях назначается за уезд с места ДТП наказание в виде лишения прав, значительного штрафа, принудительных работ и тюремного срока.
  • Автомобилист желает скрыться, чтобы не нести ответственность.
  • У водителя отсутствует полис ОСАГО, поэтому он не желает покрывать нанесенный ущерб пострадавшему за счет своих средств.
  • Не замечает автовладелец, что при движении задним ходом или выполнении другого маневра слегка задевает другую машину.
  • Водитель слишком спешит на важную встречу или другое событие, поэтому не желает долго ждать автоинспекторов.

Доказать даже через суд, что у водителя отсутствовал злой умысел, практически невозможно. Поэтому даже если гражданин просто не заметил небольшого столкновения, все равно ему придется столкнуться с серьезными последствиями. Обычно назначается лишение прав за уезд с места ДТП, поэтому такое наказание является суровым для каждого автовладельца. Особенно это относится к водителям, которые постоянно пользуются машиной для получения дохода.

Намеренно граждане скрываются с места аварии, надеясь, что им удастся избежать ответственности. Это обусловлено тем, что срок давности по таким делам составляет всего 3 месяца. Но сейчас используются автоинспекторами многочисленные способы, позволяющие довольно легко разыскать машину. Для этого применяются записи с видеорегистраторов, камер наблюдения или же показания свидетелей.

Ответственность за правонарушение

Многие водители задумываются о том, какое наказание за уезд с места ДТП может назначаться. Такой проступок расценивается как административное правонарушение. Поэтому автовладелец обязан заранее оценить возможность и целесообразность уезда с места ДТП. Статья 12.27 КоАП содержит информацию о том, какие меры наказания применяются к автовладельцем при таких действиях.

К основным мерам наказания относится:

  • лишение прав на срок от 1 года до 1,5 года;
  • административный арест на 15 суток.

Если отсутствуют пострадавшие, то не привлекаются автовладельцы, покинувшие место аварии, к уголовной ответственности.

Взимается ли штраф?

Водители, не желающие ждать, когда на место аварии приедет автоинспектор, задумываются о том, какой штраф за уезд с места ДТП придется уплачивать. В КоАП за такое правонарушение штраф не предусматривается, поэтому назначается либо лишение прав, либо административный арест.

Хотя не придется уплачивать штраф, другие меры наказания считаются действительно существенными. Штраф применяется при привлечении водителя к уголовной ответственности.

Правила лишения прав

Каждый гражданин, постоянно пользующийся автомобилем для разных целей, должен знать, какова ответственность за уезд с места ДТП. Что грозит за такое нарушение? Можно столкнуться с лишением прав на длительный срок. Он варьируется от 1 года до полутора лет.

Такое наказание выносится исключительно судом, поэтому у сотрудников ГИБДД отсутствуют соответствующие полномочия. Точный срок зависит от обстоятельств аварии. При первом нарушении обычно назначается лишение прав за уезд с места ДТП на один год. Если же повторно гражданин нарушает требования ПДД, то увеличивается срок лишения до 1,5 года.

Нюансы применения ареста

Нарушитель обязательно должен посещать судебные заседания, так как существует вероятность, что лишение прав будет заменено арестом.

Арест накладывается только при условии, что протокол направляется в суд по месту возникновения аварии. Применяется такое наказание при наличии действительно серьезных последствий происшествия, к которым наносится тяжкий урон здоровью людей.

Когда применяется лишение?

Наиболее распространенным наказанием для водителей, которые без веских оснований покидают место аварии, выступает лишение их удостоверения. Лишение за уезд с места ДТП применяется при таких условиях:

  • у водителя, скрывшегося с места происшествия, отсутствуют уважительные причины для такого поступка;
  • автовладелец перевозил пострадавшего в больницу, но предварительно не сообщил автоинспекторам о происшествии, а также не зафиксировал автомобили на фотографиях сразу после столкновения;
  • авария имела несерьезные последствия, поэтому участники приняли решение договориться на месте, но виновником не были правильно оформлены документы, подтверждающие, что отсутствуют обоюдные претензии, поэтому потерпевший может вызывать сотрудников ГИБДД и потребовать объявления второго участника в розыск;
  • водитель принял решение освободить дорогу, но предварительно он не сфотографировал автомобили и другие предметы, относящиеся к происшествию.

Даже при условии, что автомобиль был отогнан на обочину, автовладелец может столкнуться с негативными последствиями, представленными лишением водительского удостоверения.

Как предотвратить лишение?

Каждый автовладелец обязан разбираться в том, какие действия реализуются сразу после происшествия. Только при учете этих требований его невозможно будет обвинить в уезде с места ДТП. Что грозит водителю, если он покинет место происшествия? В качестве наказания выступает арест или лишение прав.

Чтобы предотвратить такие негативные последствия, желательно учитывать некоторые рекомендации опытных юристов. К ним относится:

  • сразу после столкновения необходимо сообщить о происшествии работникам ГИБДД, причем даже при условии, если авария является мелкой, но второй участник ДТП не желает составлять европротокол или ведет себя агрессивно;
  • даже если требуется переставить автомобиль или доставить потерпевшего в больницу, придется уделить внимание фиксации машин и окружающих предметов;
  • обязательно привлекаются к оформлению документов свидетели, дающие показания относительно происшествия, а также они могут разъяснить, по какой причине водитель покинул место аварии.

Если же у автовладельца отсутствуют веские причины для уезда с места происшествия или он не выполнил обязательные действия, то ему придется столкнуться с лишением своего удостоверения. При наличии смягчающих обстоятельств или при первом нарушении наказание будет представлено лишением прав всего на 1 год.

Правила составления постановления

Процедура привлечения нарушителя к ответственности выполняется исключительно судом, поэтому инспектор ГИБДД не имеет право требовать от автовладельца передачи водительского удостоверения. На основании выявленного нарушения составляется автоинспектором постановление об оставлении водителем места аварии. В этот документ вносятся такие сведения:

  • характеристики автомобилей, участвующих в происшествии;
  • данные о водителях;
  • нередко вовсе проводится осмотр автомобиля;
  • проводится освидетельствование водителя, чтобы убедиться, что скрытие с места аварии не связано с тем, что гражданин находился в состоянии опьянения.

Наказание выносится исключительно мировым судьей. Обязательно требуется участие на заседании виновника происшествия, а также он может подготовить разные доказательства того, что он скрылся с места ДТП по веским основаниям.

Нередко опытные юристы выявляют ошибки в постановлении, составленном автоинспекторами. При таких условиях имеется возможность оспорить документ, поэтому участнику аварии удастся избежать наказания.

Не допускается, чтобы в качестве наказания применялся штраф. Срок давности по таким делам составляет три месяца. Если за это время автоинспекторы не смогут найти машину и ее владельца, то дело прекращается.

Привлекаются ли граждане к уголовной ответственности?

Если в результате ДТП не наносится урон здоровью или жизни граждан, то уезд с места происшествия выступает исключительно административным проступком. Поэтому водитель сталкивается с лишением водительского удостоверения или с арестом на 15 суток.

Но если водитель скрывается с места аварии, где имелись пострадавшие, нуждающиеся в помощи, то такие действия рассматриваются на основании ст. 125 УК. Они расцениваются как оставление человека в опасности. По такой статье гражданин может привлекаться к уголовной ответственности, поэтому предусматриваются следующие виды наказаний:

Если водитель перед тем, как уехать с места аварии, зафиксирует машины, оставит свои данные и получит согласие от других участников происшествия, то он не будет привлекаться к ответственности.

Но в любом случае при попадании в аварию рекомендуется остаться на месте и грамотно оформить происшествие. Только тогда можно избежать многочисленных негативных последствий.

Заключение

Аварии являются неприятными и опасными событиями, регулярно происходящими на дорогах. Водители должны знать, как правильно оформляются происшествия. Если автовладельцы принимают решение покинуть место ДТП без веских причин, то это является существенным нарушением.

Если отсутствуют пострадавшие, то уезд с места ДТП расценивается как административное правонарушение. Если водитель оставляет других участников аварии в опасности, то он привлекается к уголовной ответственности.