Житие святой великомученицы златы (хрисы). Толкование имени по буквам. Величание великомученице Злате Мегленской

Краткое житие великомученицы Златы (Хрисы, Хрисии) Могленской

Свя-тая ве-ли-ко-му-че-ни-ца Зла-та Мо-глен-ская ро-ди-лась и жи-ла в бол-гар-ском се-ле-нии Сла-ти-но, Мо-глен-ской епар-хии († 1795). Бол-га-рия в это вре-мя на-хо-ди-лась под игом ту-рок.

С юно-сти Зла-та от-ли-ча-лась необы-чай-ной си-лой ха-рак-те-ра, твер-дой ве-рой во Хри-ста, це-ло-муд-ри-ем и кра-со-той. Мест-ный ту-рок неод-но-крат-но пы-тал-ся пре-льстить де-вуш-ку и за-ста-вить ее при-нять ис-лам. Но ни уго-во-ры, ни угро-зы, ни чу-до-вищ-ные пыт-ки, про-дол-жав-ши-е-ся в те-че-ние мно-гих ме-ся-цев, не сло-ми-ли ду-ха слав-ной ис-по-вед-ни-цы Хри-сто-вой.

Полное житие великомученицы Златы (Хрисы, Хрисии) Могленской

Сия пре-по-доб-но-му-че-ни-ца и чи-стая неве-ста Небес-но-го Ца-ря Хри-ста Бо-га Зла-та (или по-гре-че-ски Хри-са) бы-ла из ме-стеч-ка Мег-лен. Бу-дучи бед-ной по про-ис-хож-де-нию как дочь без-вест-но-го и небо-га-то-го хри-сти-а-ни-на, имев-ше-го че-ты-рех до-че-рей, она бы-ла бо-га-та соб-ствен-ны-ми при-род-ны-ми до-сто-ин-ства-ми: го-ря-чей ве-рой в Бо-га, дев-ством, це-ло-муд-ри-ем и те-лес-ной кра-со-той, ра-ди ко-то-рых она и удо-сто-и-лась вен-ца му-че-ни-че-ско-го.

Один из мест-ных тур-ков, ви-дя ее необык-но-вен-ную кра-со-ту, раз-жег-ся в серд-це сво-ем са-та-нин-ской стра-стью и стал ис-кать слу-чая, чтобы со-вер-шить свой злой за-мы-сел. И од-на-жды, ко-гда свя-тая вы-шла с по-дру-га-ми из до-ма, он взял с со-бою зна-ко-мых тур-ков, схва-тил ее и при-вел к се-бе в дом. И в первую оче-редь он на-чал за-ис-ки-вать пе-ред свя-той мно-ги-ми обе-ща-ни-я-ми, пы-та-ясь по-ко-ле-бать ее мыс-ли и об-ра-тить в свою ве-ру. Ту-рок го-во-рил, что, ес-ли она при-мет ис-лам, он возь-мет ее в же-ны, ес-ли же она не под-чи-нит-ся, он при-чи-нит ей боль-шие му-че-ния. И Зла-та, зо-ло-тая и по ду-ше и по име-ни, услы-шав та-кие сло-ва, ни-сколь-ко не ис-пу-га-лась, но мыс-лен-но при-зы-вая имя Гос-по-да Иису-са Хри-ста се-бе на по-мощь, со мно-гим дерз-но-ве-ни-ем от-ве-ти-ла: «Я ве-рую и по-кло-ня-юсь Хри-сту мо-е-му и Его счи-таю Же-ни-хом сво-им, Ко-то-ро-го ни-ко-гда не от-верг-нусь, ес-ли и ты-ся-чи му-че-ний мне при-чи-ни-те и на мел-кие ку-соч-ки те-ло мое рас-тер-за-е-те».

Ага-ряне, слы-ша это и по-ни-мая, что они са-ми не смо-гут убе-дить свя-тую, ис-поль-зо-ва-ли и дру-гое сред-ство: зная, что по при-ро-де жен-щи-ны бо-лее ис-кус-ны в уго-во-рах, они пе-ре-да-ли свя-тую сво-им же-нам, за-по-ве-дав им лю-бым спо-со-бом убе-дить ее. Взяв му-че-ни-цу, ка-кие толь-ко сред-ства ни ис-поль-зо-ва-ли жен-щи-ны, пол-го-да по-сто-ян-но скло-няя свя-тую в свою ве-ру, но на-прас-но тру-ди-лись, по-сколь-ку бла-жен-ная Зла-та бы-ла утвер-жде-на на непо-движ-ном камне ве-ры Хри-сто-вой. То-гда, по-звав ро-ди-те-лей и се-стер свя-той, угро-зой за-ста-ви-ли их убеж-дать дочь при-нять ис-лам, ина-че и ее убьют, и их на-ка-жут.

Ро-ди-те-ли и сест-ры, нехо-тя при-шед-ши к му-че-ни-це, ибо страх за-ста-вил их это сде-лать, ста-ли го-во-рить все то, что мо-жет раз-мяг-чить и са-мую черст-вую ду-шу. Они, пла-ча, го-во-ри-ли: «Дочь воз-люб-лен-ная, по-жа-лей се-бя и нас, тво-их ро-ди-те-лей и се-стер, по-сколь-ку мы все в опас-но-сти по-гиб-нуть из-за те-бя, и от-ре-кись от Хри-ста толь-ко ви-ди-мо, чтобы по-мочь и се-бе, и нам, а Хри-стос Ми-ло-стив и про-стит те-бе этот грех как вы-нуж-ден-ный».

И здесь да пред-ста-вит се-бе каж-дый, ка-кую ве-ли-кую и же-сто-кую брань воз-двиг дья-вол, чтобы ис-ку-сить свя-тую, и к ка-ким чув-ствам и пе-ре-жи-ва-ни-ям мог-ли при-ве-сти мяг-кую де-вуш-ку сле-зы ма-те-ри и от-ца и еди-но-утроб-ных се-стер, про-ли-ва-е-мые пе-ред ней. Но му-жай-тесь, воз-люб-лен-ные, по-бе-ди-ла си-ла Хри-сто-ва и эту брань и улов-ку дья-во-ла, по-сколь-ку му-же-ум-ная и ве-ли-ко-душ-ная Зла-та, раз-жи-га-е-мая внут-рен-ним ог-нем люб-ви Хри-сто-вой, ни-сколь-ко не скло-ни-лась, как то-го ожи-да-ло есте-ство, на сло-ва и сле-зы ро-ди-те-лей и се-стер, но, став вы-ше пло-ти и кро-ви и вне за-ко-нов есте-ства, ска-за-ла ро-ди-те-лям и сест-рам эти до-стой-ные удив-ле-ния муд-рые сло-ва: «Вы, по-сколь-ку ме-ня скло-ня-е-те от-речь-ся от Хри-ста ис-тин-но-го Бо-га, не яв-ля-е-тесь бо-лее мо-и-ми ро-ди-те-ля-ми и сест-ра-ми, и я не хо-чу знать вас за та-ко-вых впредь, но вме-сто вас я имею От-цом Гос-по-да мо-е-го Иису-са Хри-ста, Ма-те-рью Гос-по-жу мою Бо-го-ро-ди-цу, бра-тья-ми же и сест-ра-ми всех свя-тых». И с та-ким от-ве-том она их оста-ви-ла.

О ве-ли-ко-душ-ное му-же-ство! О ис-тин-ная лю-бовь Бо-жия! О муд-рость, до-стой-ная небес-ной хва-лы! Во-ис-ти-ну, бра-тья, на этой свя-той ис-пол-ни-лось то, что го-во-рил свя-той Да-вид: Отец мой и ма-ти моя оста-ви-ста мя, Гос-подь же вос-при-ят мя (). И то, что го-во-рил Гос-подь: Не ду-май-те, что Я при-шел при-не-сти мир на зем-лю, не мир при-шел я при-не-сти, но меч. Ибо Я при-шел раз-де-лить че-ло-ве-ка с от-цем его, и дочь с ма-те-рью ее, и невест-ку со све-кро-вью ее. И вра-ги че-ло-ве-ку до-маш-ние его ().

Ви-дя же ино-вер-ные, а с ни-ми и тот злой влюб-лен-ный в де-ви-цу, что они ни-че-го не до-стиг-ли и не от-кло-ни-ли свя-той от ве-ры во Хри-ста да-же и те-ми сред-ства-ми, ка-кие ис-поль-зо-ва-ли, они оста-ви-ли уго-во-ры и сло-ва и на-ча-ли му-чить свя-тую. Це-лых три ме-ся-ца ее би-ли каж-дый день. По-том, со-драв с нее ко-жу и вы-ре-зав из ко-жи рем-ни, оста-ви-ли их раз-ве-шан-ны-ми во-круг му-че-ни-цы, чтобы она ис-пу-га-лась, ви-дя их. Кровь тек-ла ру-чья-ми из ее де-ви-че-ско-го те-ла, так что вся зем-ля во-круг ста-ла крас-ной. По-сле че-го, рас-ка-лив острие, они прон-зи-ли через уши на-сквозь го-ло-ву свя-той, так что дым вы-хо-дил из ее но-са и рта.

Хри-сто-ва же му-че-ни-ца, пре-тер-пе-вая та-кие страш-ные му-че-ния, ко-то-рые мог-ли бы сло-мить и са-мых храб-рых муж-чин, оста-ва-лась му-же-ствен-ной, укреп-ля-е-мая си-лой Кре-ста и сер-деч-ной лю-бо-вью ко Хри-сту. Узнав, что ря-дом в то вре-мя на-хо-дил-ся игу-мен свя-то-гор-ско-го Став-ро-ни-кит-ско-го мо-на-сты-ря отец Ти-мо-фей, ко-то-рый был ее ду-хов-ным от-цом (и ко-то-рый поз-же пе-ре-ска-зал ее стра-да-ния), она пе-ре-да-ла ему через од-но-го хри-сти-а-ни-на прось-бу мо-лить-ся о ней Бо-гу, чтобы она бо-го-угод-но за-кон-чи-ла по-двиг му-че-ни-че-ства.

В кон-це кон-цов же-сто-кие и зве-ро-нрав-ные, или, луч-ше ска-зать, и зве-рей пре-вос-хо-дя-щие в же-сто-ко-сти ага-ряне, не удо-вле-тво-рив-шись те-ми му-ка-ми, ка-кие при-чи-ни-ли свя-той, но ди-вясь, что она все еще жи-ва и не уми-ра-ет, на-столь-ко озло-би-лись, что не смог-ли по-бе-дить од-ну де-ви-цу, они по-ве-си-ли аг-ни-цу Хри-сто-ву на ди-кой гру-ше и, окру-жив со всех сто-рон кин-жа-ла-ми, рас-тер-за-ли по ча-стям те-ло свя-той. И, та-ким об-ра-зом, бла-гая Зла-та, по-стра-дав-шая и про-си-яв-шая, как зо-ло-то в пла-виль-ной пе-чи, пре-да-ла свою свя-тую ду-шу в ру-ки Бес-смерт-но-го сво-е-го Же-ни-ха, при-няв двой-ной ве-нец дев-ства и му-че-ни-че-ства. И ныне она ра-ду-ет-ся и ве-се-лит-ся в небес-ных чер-то-гах с муд-ры-ми де-ва-ми и му-че-ни-ка-ми, пред-стоя одес-ную Же-ни-ха сво-е-го Хри-ста и Ему во ве-ки ве-ков со-цар-ствуя. Му-че-ни-че-ские и дев-ствен-ные мо-щи свя-той тай-но взя-ли некие хри-сти-ане и по-хо-ро-ни-ли их с че-стью. Ее же мо-лит-ва-ми да удо-сто-им-ся и мы Цар-ствия Небес-но-го. Аминь.

Молитвы

Тропарь великомученице Злате Мегленской

А́гница Твоя́, Иису́се, Зла́то,/ зове́т ве́лиим гла́сом:/ Тебе́, Женише́ мой, люблю́,/ и Тебе́ и́щущи страда́льчествую,/ и сраспина́юся и спогреба́юся креще́нию Твоему́,/ и стражду́ Тебе́ ра́ди,/ я́ко да ца́рствую в Тебе́, и умира́ю за Тя,/ да и живу́ с Тобо́ю,/ но я́ко же́ртву непоро́чную приими́ мя, с любо́вию поже́ршуюся Тебе́./ Тоя́ моли́твами,// я́ко Ми́лостив, спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Агница Твоя, Иисусе, Злата взывает громогласно: «Тебя, Жених мой, люблю, и, Тебя ища, страдаю, и распинаюсь и погребаюсь с Тобою в Твоем крещении, и терплю муки за Тебя, да царствую в Тебе, и умираю за Тебя, чтобы и жить с Тобою; но, прими меня как жертву непорочную, с любовью принесенную Тебе!» По ходатайствам ее, как Милостивый, спаси души наши.

Кондак великомученице Злате Мегленской

Храм Твой всечестны́й,/ я́ко цельбу́ душе́вную обре́тше, вси ве́рнии/ велегла́сно вопие́м ти:/ де́во му́ченице Зла́то, великоимени́тая,// Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Перевод: Храм твой всесвященный обретя, как исцеление для душ, все мы, верные, громогласно взываем тебе: «Дева мученица Злата, чье имя славно, Христа Бога моли непрестанно о всех нас!»

Величание великомученице Злате Мегленской

Велича́ем тя,/ страстоте́рпица Христо́ва Зла́то,/ и чтим честно́е страда́ние твое́,/ я́же за Христа́// претерпе́ла еси́.

Молитва великомученице Злате Мегленской

О, пресла́вное прозябе́ние ро́да Болгарскаго, солнцезрачная деви́це, багряни́цею крове́й свои́х украше́нная, предо́брая ма́ти на́ша, великому́ченице Зла́то! Услы́ши ча́д твои́х с любо́вию к тебе́ ны́не прибега́ющих и ма́лое сие́ моле́ние на́ше приими́, и Го́споду Бо́гу на́шему благоприя́тно сотвори́. Согреши́хом бо и беззако́нновахом, и недосто́йны есмы́ зре́ти высоту́ небе́сную от мно́жества непра́вд на́ших — свя́зани есмы́ у́зами грехо́вными и николи́же во́ли Созда́теля на́шего сотвори́хом, ниже́ сохрани́хом повеле́ний Его́; те́мже преклоня́ем коле́на сокруше́нна и смире́нна се́рдца на́шего ко Творцу́ и Спа́су своему́ и твоего́ ма́терняго заступле́ния к Нему́ про́сим. Воздви́гни ру́це твои́, кра́сная девому́ченице, любве́ Христо́вы сосу́де всезлаты́й, и вку́пе с Пречи́стою Богоро́дицею и все́ми святы́ми ро́да на́шего Зижди́теля все́х умоли́, да ниспо́слет ми́лость Свою́ на многострада́льную страну́ на́шу, шата́ние люде́й да умири́т, го́рькия собла́зны церко́вныя да утоли́т, отступи́вшия от Ве́ры Правосла́вныя све́том И́стины Своея́ да просвети́т, ста́рыя да умудри́т, ю́ныя да наста́вит, от растле́ния нра́вов и от сете́й ерети́ческих до́бре и́х сохраня́я, младе́нцы млеко́м благоче́стия да воспита́ет, все́х же на́с ба́нею покая́ния да обнови́т. Умоли́, о, златонравная ма́ти, кра́сный цве́те де́вства и му́чеников удобре́ние, Го́спода и Спа́са на́шего, да пода́ст на́м ду́х смире́ния и кро́тости, ду́х целому́дрия и послуша́ния, ду́х любве́ нелицеме́рныя, и да упра́вит у́м на́ш, и се́рдце на́ше в пра́вой ве́ре да укрепи́т, я́ко да И́стиною наставля́еми и любо́вию осиява́еми, ти́хое и ми́рное зде́ поживе́м житие́ во вся́ком благоче́стии и чистоте́. Моли́ся, о, великому́ченице сла́вная, сладча́йшая ма́ти на́ша Зла́то, Тро́ице Преблагослове́нней, да изба́вит ны́ от вся́каго обстоя́ния, и от вся́каго наве́та вра́жия безбоязненны на́с да сохрани́т, да ни ра́нами, ниже́ преще́нием устраша́еми, до конца́ ве́рни Христу́ Жениху́ на́шему пребу́дем, и та́ко со благо́ю наде́ждею и и́стинным увере́нием к та́мошнему ми́ру по́йдем, богоприя́тное твое́ заступле́ние призыва́юще и Пребоже́ственную Тро́ицу: Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, вы́ну хва́ляще и благословя́ще, ны́не и при́сно, и во ве́ки веко́в, ами́нь.

Каноны и Акафисты

Акафист святой великомученице Злате Мегленской

Кондак 1

Избранная служительнице Бога воплощеннаго и чистая хранительнице девства нерастленнаго, родителей своих Христа ради отрекшуся и крове исповедницы порфирою облекшуся, в лик празднственный ныне тя вси чтущии сошедшеся любовию поем, о, Злато, Церкве позлащение: но яко непорочная невеста Слова Божия и велие ко Господу имущи дерзновение, о нас, всеокаянных, молися неотступно, да мира многострастнаго океан преплывше, сподобимся в день судный благодати свыше, тебе с благодарением умильно вопиюще:

Икос 1

Ангелов и всех святых небесных удивление, любовию Христа возлюбльшая презельною и девства чисте обручившися Тому хранением, Злата достохвальная пребысть неоскверненною; и вено златотканное — одежду обагренную Небесному Обручнику с веселием вручи. Молитвенницу теплую от Бога получивше, девице богомудренней умильно вопием:
Радуйся, источниче небесных утешений;
Pадуйся, прекрасное девства прославление.
Радуйся, Царя Христа обручнице нескверная;
Pадуйся, заступнице всем любящым тя верная.
Радуйся, кадильнице Святейшему лучистая;
Pадуйся, девице благонравная и чистая.
Радуйся, звездо, во мраце рабства просиявшая;
Pадуйся, луно златая, тьму греха разгнавшая.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 2

Видящи святая сатанинство неверных, доблественно муки претерпети положи в сердце и молитвою укрепльшися, рече: «Верую во Христа, Тому Единому служу, Той бо есть Жених, Егоже аз не отрекуся даже аще тмы страданий ныне претерплю». Сицевое девы богомудрыя рачение хваляще, поем Христу умильно: Аллилуиа.

Икос 2

Разума небеснаго девицы невмещающе и хотяще сквернии грехом растлити Злату, отдаша ю женам своим, да, льстяще и вещающе, помутят сердце девы сластолюбием и златом. Обаче не смутися, ни подвижеся святая, но паче благодатию мужающися в любви пребысть на Веры камени, поганиц посрамляющи; темже и мы златую Злату сице воспеваем:
Радуйся, Христова избраннице венчанная;
Pадуйся, Болгарии печальнице всехвальная.
Радуйся, Божественныя Веры славословие;
Pадуйся, смирившая агарян пустословие.
Радуйся, смутившая поганцев, боголюбице;
Pадуйся, любезная другине Богородицы.
Радуйся, пресладостное мучеников пение;
Pадуйся, от ереси надежное хранение.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 3

Силою прельщения сломити невозмогше Злату благонравную, зловернии призваша с сестрами ея, отца и матери — слезами да деву отвратят от Веры чистыя, хвалами, да никогда возможет Богу пети: Аллилуиа.

Икос 3

Имущи дева чистую к родителем любовь смутися обольщением и вмале не подвижеся, обаче не возможе ухищрение врагов, и Злата небомудренно родителей отвержеся: «Глаголющих ми истиннаго Бога отрещися, отныне вас не вем. Христос Отец есть мой, и Матерь ми отныне есть Владычица Пречистая, всех мучеников вои мне суть братия и сестры!» Мы убо небомудрию дивимся Златы чистыя и гласы непрестанными ей сице вопием:
Радуйся, соловей святыя Церкве богогласный;
Pадуйся, сосуде девства, светлый и прекрасный.
Радуйся, превечную весну достигший цвете;
Pадуйся, нас озаривый златозарный свете.
Радуйся, блаженство воспевающих тя вечное;
Pадуйся, всем чтущым тя радость безконечная.
Радуйся, сокровище благих и исцеления;
Pадуйся, свеще пречудна верным озарения.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 4

Бурею к родителем не возмог пристрастия Злату на нечестие поганское прельстити, диавол возъярися и неверных распаляше зверское, во еже ю нещадно бити. Плоть девицы чистыя агаряне начаша резати и пред очима ея вешати ю, но паче прежде к Богу возгореся Злата пламенем любве, Христу в терпении поющи: Аллилуиа.

Икос 4

Отцу ея духовному иерею Тимофею прилучшуся страданий места близу, Злата к нему посла, просящи: да молитвою своею поможет ей течение страдальчества скончати. И, Златою посрамлены, злодеи озверевше, повесиша на древе непорочную девицу и резаху ю, дондеже от плоти разрешися. Она же ныне духом слышит поющия ю сице:
Радуйся, златая Македонии девице;
Pадуйся, крилома нас хранящая орлице.
Радуйся, супружества честнаго ограждение;
Pадуйся, монашества златое украшение.
Радуйся, всем верным благоверная княгине;
Pадуйся, всем девствующым верная другине.
Радуйся, святыя Веры лиро златогласная;
Pадуйся, деннице целомудрием прекрасная.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 5

Боготечную звезду сию, нам верно озарившую тесный путь спасения в растленнем веце сем, Злату, чашу горькую до дна выпившую хваляще немолчно, Богу вопием: Аллилуиа.

Икос 5

Видев дщере лютыя духовныя страдания, Тимофей святому Никодиму вся поведа; Никодим же славный благочестным в назидание всезлатыя Златы написа победу. Мощи всечестныя девы вземше, благовернии со благоговением и пеньми погребоша, с чистым фимиамом к небесем каждением пение всечудней сицевое вознесоша:
Радуйся, садов небесных ластовице белая;
Pадуйся, поправшая врага девице смелая.
Радуйся, нам диавола безсилие явившая;
Pадуйся, всем силу целомудрия открывшая.
Радуйся, духовное млеко нам источающая;
Pадуйся, языков новых нравы обличающая.
Радуйся, всем любящым тя радосте спасения;
Pадуйся, от скверны мира верным сохранение.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 6

Проповедь Евангелия в веце ересей присно ухищряется людей поработитель упразднити лжею в умножении страстей, яко да никтоже воспоет Спасителю: Аллилуиа.

Икос 6

Возсиявши в мраце долгих лет порабощения, Злата златолучное нам солнце показася, имже тьма разгнася агарянскаго прельщения, тепле озаряюще страждущий наш род. Днесь султан духовный вновь обаче воцарися, люди обольщая Православия предательми; проповедь Евангелия паки мрак объят, темже со слезами от нощи взываем Злате:
Радуйся, прельщенных к свету Истины воззвание;
Pадуйся, всех кающихся твердое возстание.
Радуйся, иконо всезлатая Православия;
Pадуйся, бесов нечистых славное прогнание.
Радуйся, родов славянских грозде чист и сладок;
Pадуйся, поточе златоструен и пресладок.
Радуйся, девице, голубицы чистшая;
Pадуйся, реко, струями Церковь позлатившая.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 7

Хотящия от нынешняго века заблуждений и многих ересей ко свету Истины преити, девице чистонравная, избави от тимения, да вкупе водворимся в храм пресветлый чистоты, поюще Свободившаго навеки нас от тли: Аллилуиа.

Икос 7

Новую тя всех Царя невесту ублажаем, чтуще тя усердную молитвенницу Злато, яко в ниве рабства клас прозябший златостеблен, напоенней кровию неведомых страдальцев, с нимиже о нас молися, славная девице, поющих тебе сице:
Радуйся, воистинну рабо Господня верная;
Pадуйся, Христа невесто чистая, нескверная.
Радуйся, прекрасный крине нивы целомудрия;
Pадуйся, пресладкий соте луга богомудрия.
Радуйся, любве зерцало небоорошенное;
Pадуйся, Святаго Духа езеро блаженное.
Радуйся, златое добродетелей сияние;
Pадуйся, прекрасное Зиждителя ваяние.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 8

Странное и дивное явила есть терпение Злата страстотерпица, Болгарии покров — та бо нам явися дний последних утешение, место сокровения от злобы всех врагов. Темже велегласное о ней возносим пение к Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Вся Церковь Православная днесь светло торжествует, в превыспренних всех Ангелов славление звучит и вкупе земнороднии с небесными ликуют — вся Златы память светлую земная тварь творит. Вси в мраце утомленнии, грядите, почерпите прощение грехов от вод источника пречистаго, и вси обремененнии печальми приидите, да солнцу Православия лучистому поем:
Радуйся, Едема голубице белоснежная;
Pадуйся, любве Христовы высото безбрежная.
Радуйся, село, плодами щедрое и тучное;
Pадуйся, раздравый мрака кресте златолучный.
Радуйся, избраннице Царя веков прекрасная;
Pадуйся, Святыя Веры гусле доброгласная.
Радуйся, безблазнства изящний аметисте;
Pадуйся, кристале богорядия пречистый.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 9

Всякое дыхание и Ангелов сословие зряще тя, дивляхуся, понеже юна сущи познала еси тайны несказанно Богословия, возмогши пред лицем врагов воспети Присносущному: Аллилуиа.

Икос 9

Витийскаго искусства невладеющи, святая агарян безсловесие премудро обличи, и девства сохранение на Бога возлагающи, блаженство несказанное навеки улучи, егоже и мы, грешнии, молитвами ея сподобитися чаем и Злату воспеваем:
Радуйся, покрове проповедником Евангелия;
Pадуйся, обителем святым пречудный Ангеле.
Радуйся, смиренным богословом поспешение;
Pадуйся, ветий лицеприятных обличение.
Радуйся, времен последних ясное светило;
Pадуйся, душ верных кораблей кормило.
Радуйся, Святыя Церкве луче небопарный;
Pадуйся, смирившая вся козни всековарных.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 10

Спастися всем хотящым есть предстательница дивная молитвенница крепкая о всех смиренных Злата, в страданиих всем сущым утешение премирное, и на Суде — поющих ю покров и благодать, еяже ради Бога велегласно величаем: Аллилуиа.

Икос 10

Стена еси хранящымся от мира адотечнаго и любящым тя тепле от падений сохранение — молитвами твоими избавляй от муки вечныя вся лики православных тя, мученице, чтущыя, венцы тебе словесныя прославленней плетущия:
Радуйся, в океане бед нам остров неприступный;
Pадуйся, заступнице, в молитвах неотступная.
Радуйся, нам в мире любодейнем твердь пречистая;
Pадуйся, прощения грехов купель лучистая.
Радуйся, душам болящым былие целебное;
Pадуйся, сердечным язвам тишино врачебная.
Радуйся, монахом чистым аммо благосердая;
Pадуйся, живущым в мире помоще усердная.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 11

Пением восхвалити Тя, всех Владыко, тщащимся словеса подаждь — к милостем Твоим сладостно спростретися, и Тебе молящимся даруй благодать, да благодарно воззовем: Аллилуиа.

Икос 11

Свещу златосияйну в мраце рабскаго страдания, зрим Злату, наставляющую к свету всех спасения: та образ нам явися добродетелей Писания любы от нихже Божия венец есть всех велений. Венчания сего и мы сподобитися чающе, грядите, поклонимся Злате, сице воспевающе:
Радуйся, любве неизглаголанныя море;
Pадуйся, церквей всех умирение раздора.
Радуйся, пещеро от напастей сокровенная;
Pадуйся, алкательнице правды насыщенная.
Радуйся, божественнаго алавастр ухания;
Pадуйся, златая ветве Богопочитания.
Радуйся, Болгарии святыя дщи нескверная;
Pадуйся, тя чтущым воеводо благоверная.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 12

Благодати чудное яви нам во страдании Злата венцеславимая, да и мы имеем твердое на Бога еже в скорбех упование, зверства небоящеся имущаго явитися сына беззакония, всех в мире обольстити. Молитвами ея же нас избави от злодея Боже милосерде, да поем Ти присно: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще тя девице и мученице славная, о всех в недузех сущих и во обстояниих сугубое приносим ти и слезное моление:
Радуйся, труждающимся помоще обильная;
Pадуйся, печальных утешение пресладкое.
Радуйся, обидимых защитнице всесильная;
Pадуйся, уязвленных целительнице кроткая.
Радуйся, всем плачущим заступнице благая;
Pадуйся, отчаянным советнице златая.
Радуйся, от мрака мира в светлость нам вселение;
Pадуйся, в чертог небесный верных водворение.
Радуйся, о нас всегрешных Бога умоление;
Pадуйся, страстьми растленных дивно удобрение.
Радуйся, девице всезлатая и прекрасная;
Радуйся, Церкве Православныя птице богогласная.
Радуйся, великомученице Злато, златая целомудрия палато.

Кондак 13

О, Злато досточудная, Болгарии хваление! Приимши благосердно ныне любящих тя пение, от всяких нас напастей и грехом порабощения молитвами твоими благосердными спаси, во еже нам сподобитися и на небеси с тобою непрестанно Христа Бога величати: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем кондак 1-й и икос 1-й

Злата действительно «золотой» ребенок. Она общительна, участвует во всех школьных мероприятиях, при этом успевает отлично учиться. Злата обладает хорошим воображением, занимается спортом, много читает. При этом она очень умна и часто удивляет взрослых своими рассуждениями. Злата очень аккуратная и собранная девочка.

Профессию Злата выбирает, руководствуясь своими интересами, а не престижностью дела. Она очень ответственна, выполнит любое поручение. Злата может добиться большого успеха на работе, но она не честолюбива. Она не любит однообразия и размеренной жизни. Женщина с этим именем часто талантлива, хорошо рисует или поет. У Златы не очень много друзей, но зато вернее ее в дружбе не найти. Она принципиальна, строга, не верит сплетням.

Вокруг Златы всегда много мужчин, но замуж она выходит поздно. Ей важно, чтобы супруг был близок ей по духу и образу жизни. Его благосостоянием Злата не интересуется. Она хорошая хозяйка, верная жена. Злата очень тактична и хорошо чувствует людей, с мужем ссорится редко. Детей воспитывает в строгости.

Судьба : Злата обладает особым шармом и прелестью, желанием нравиться и иметь признание. Злата удачлива. Ей словно помогает во всем фортуна, и, когда кажется, что выхода нет, перед ней открываются новые горизонты.

День Ангела Златы

Дословный перевод этого имени с древнеславянского четко трактует это имя, как – «золотая», или «золото». Это удивительно красивое имя, прежде всего, имеет чешские, а так же еврейские корни. И вполне возможно, что его происхождение может относиться к раннему Средневековью, а так же к евреям - ашкеназам, которые проживали в Чехии. Есть версия, что в славянский язык имя Злата пришло из Древней Греции. В переводе с древнегреческого «хриса» означало «золотая», «золотко».

В православии небесной заступницей имени Злата считается великомученица Злата Могленская, которая под пытками не согласилась принять ислам. Именины или день ангела все Златы отмечают в память об этой святой 26 октября и 31 октября по церковному календарю.

Злата Именины по Церковному Календарю

  • 26 Октября – Хриса (Хрисия, Злата) Могленская, вмц. (Прославление)
  • 31 Октября – Хриса (Хрисия, Злата) Могленская, вмц. (Преставление)
Ее житие написал преподобный Никодим Святогорец в 1799 со слов протоигумена Тимофея, который стал свидетелем ее мученического исповедания Христа. Так, согласно этому описанию, нам известно, что Злата жила в селении Слатина в очень бедной христианской семье. Помимо нее в семье росли еще три девочки. Злата в девичестве была очень красива, этим она привлекла внимание одного турка. Мусульманин похитил юную деву и пытался заставить ее отречься от Христа, приняв его веру. Злата наотрез отказалась. Переубедить ее попытались местные женщины. Но святая не отступала от своего, тогда ее приказали жестоко избивать, из ее кожи вырезали ремни, жгли лицо.
В этом же селении жил протоигумен одного из афонских монастырей Тимофей, которого Злата просила помолиться о ней. После всех истязаний, турки повесили ее на груше и соревновались между собой, рубили ее тело саблями.
Так святая предала свою душу в руки Господа. После всех издевательств, верующие односельчане похоронили ее. В 1912 году ее причислили к лику святых.

Мученица Злата, или Хриса в греческой традиции, пострадала за Христа во время турецкого владычества на Балканах, когда многие христиане терпели притеснения и нередко платили за веру и христианское благочестие собственной жизнью.

Дева-мученица, непорочная невеста Небесного Царя - Христа Бога, Злата была родом из села Слатино, расположенного в пределах болгарской Мегленской епархии. Одна из четырех дочерей бедного и незнатного христианина, блаженная дева обладала горячей верой в Бога, чистотой и целомудрием, благодаря которым и сподобилась славной мученической кончины.

Один местный турок прельстился девичьей красотой Златы и, уязвленный сатанинской страстью, стал выжидать удобного случая, чтобы завладеть христианкой. Однажды, когда Злата вместе с другими женщинами их села отправилась собирать хворост, покусившийся на ее девство агарянин устроил с товарищами засаду; он схватил Злату и затащил ее в свой дом.

Сначала он ласково уговаривал ее различными способами, пытаясь поколебать ее веру и заставить принять ислам, и тогда он обещал взять ее в жены. Затем в ход пошли угрозы и обещания страшных мучений. Однако Злата нисколько не устрашилась и, продолжая призывать святое имя Господа Иисуса Христа, с отвагой и дерзновением отвечала:

Я верую в моего Христа, Ему поклоняюсь и только Его признаю своим Женихом, от Которого никогда не отрекусь, даже если вы причините мне тысячи страданий и тело мое разорвете на мелкие части!

Услышав такие слова, турки поняли, что не смогут ее убедить сами, и стали измышлять иные средства. Рассудив, что женщины по своей природе более искусны в обольщении, чем мужчины, они отдали Злату турчанкам, приказав им убедить ее любыми способами. На какие только ухищрения и лукавства ни пускались турчанки, чтобы воздействовать на Злату. Целых шесть месяцев они пытались склонить святую в свою веру, но все их усилия оказались тщетными: блаженная Злата стояла в Христовой вере, как на вершине незыблемой скалы.

Никогда не отрекусь, даже если вы причините мне тысячи страданий и тело мое разорвете на мелкие части

Тогда турки привели родителей и сестер мученицы и приказали им убедить дочь принять ислам, угрожая в противном случае предать ее смерти, а их самих жестоко наказать. Страх вынудил родителей и сестер исполнить приказание. Они пришли к мученице и сделали все возможное, чтобы смягчить ее твердую как алмаз душу. Со слезами на глазах они говорили:

Дочь наша пресладкая, смилуйся над самой собой и над нами, родителями твоими и сестрами, иначе всем нам угрожает опасность быть убитыми! Отрекись от Христа видимо, чтобы избавить от смерти себя и нас! Христос милосерден, Он простит тебе этот грех, совершенный по принуждению и необходимости.

Сильна была борьба, воздвигнутая диаволом, чтобы поколебать святую. Но сила Христова победила и эту диавольскую борьбу, и лукавство! Мудрая и мужественная Злата пламенела огнем любви ко Христу и нисколько не поддалась на слезы и уговоры родителей и сестер, как это присуще человеческой природе, но, обратившись к родителям и сестрам, сказала им чудесные и мудрые слова:

Вы, склоняющие меня к отречению от истинного Бога Христа, больше мне не родители и не сестры! Отцом мне будет Господь Иисус Христос, матерью - моя Владычица Богородица, а братьями и сестрами - святые!

Сказав это, она отвернулась от них.

Так на этой святой воистину исполнилось слово божественного Давида: отец мой и мать моя оставили меня, но Господь примет меня (Пс. 26: 10); и то, которое сказал Сам Господь: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч, ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее… И враги человеку - домашние его (Мф. 10: 34-36).

Иноверцы, видя, что не в силах отвратить Злату от Христовой веры придуманными ими способами, принялись мучить святую. Три месяца подряд ее ежедневно били палками. Затем сдирали с нее куски кожи и развешивали их перед ней, полагая, что мученица устрашится, глядя на них: кровь истекала из девического тела и заливала землю вокруг. После всего этого они раскалили кочергу и провели ею по лицу мученицы от уха до уха, так что из носа ее и уст выходил дым. Но мученица, претерпевая жестокие истязания, способные сломить и самых крепких мужей, выносила их с великой доблестью, укрепляемая силой Креста и любовью ко Христу.

Святая, узнав, что неподалеку от места ее пытки находится проигумен святогорской обители Ставроникита отец Тимофей, ее духовный наставник, человек почтенный и достойный доверия, через одного христианина попросила его молиться за нее Богу, чтобы Он сподобил ее богоугодно окончить путь мученичества. Именно отец Тимофей впоследствии и рассказал о страданиях святой.

В конце концов турки, словно не насытившись безмерными страданиями святой, повесили агницу Христову на дикой груше, а затем, состязаясь, стали рубить саблями ее святое тело.

Так благородная Злата понесла испытание и, просияв в мучениях, как золото в горниле, предала душу в руки своего бессмертного Жениха, получив двойной венец - за девство и за мученичество. Это произошло 13 октября 1795 года. И ныне она ликует в Небесных обителях вместе с мудрыми девами и вместе с мучениками стоит одесную Христа. Ее многострадальные мощи христиане тайно взяли и погребли с почестями и благоговением. По ее же молитвам сподобимся и мы Царства Небесного, аминь!

Имя этой мученицы значит «золотая» и по-славянски звучит как Злата, а по-гречески - Хриса.

Сия преподобномученица и чистая невеста Небесного Царя Христа Бога Злата (или по-гречески Хриса) была из местечка Меглен. Будучи бедной по происхождению как дочь безвестного и небогатого христианина, имевшего четырех дочерей, она была богата собственными природными достоинствами: горячей верой в Бога, девством, целомудрием и телесной красотой, ради которых она и удостоилась венца мученического.

Один из местных турков, видя ее необыкновенную красоту, разжегся в сердце своем сатанинской страстью и стал искать случая, чтобы совершить свой злой замысел. И однажды, когда святая вышла с подругами из дома, он взял с собою знакомых турков, схватил ее и привел к себе в дом. И в первую очередь он начал заискивать перед святой многими обещаниями, пытаясь поколебать ее мысли и обратить в свою веру. Турок говорил, что, если она примет ислам, он возьмет ее в жены, если же она не подчинится, он причинит ей большие мучения. И Злата, золотая и по душе и по имени, услышав такие слова, нисколько не испугалась, но мысленно призывая имя Господа Иисуса Христа себе на помощь, со многим дерзновением ответила: «Я верую и поклоняюсь Христу моему и Его считаю Женихом своим, Которого никогда не отвергнусь, если и тысячи мучений мне причините и на мелкие кусочки тело мое растерзаете».

Агаряне, слыша это и понимая, что они сами не смогут убедить святую, использовали и другое средство: зная, что по природе женщины более искусны в уговорах, они передали святую своим женам, заповедав им любым способом убедить ее. Взяв мученицу, какие только средства не использовали женщины, полгода постоянно склоняя святую в свою веру, но напрасно трудились, поскольку блаженная Злата была утверждена на неподвижном камне веры Христовой. Тогда, позвав родителей и сестер святой, угрозой заставили их убеждать дочь принять ислам, иначе и ее убьют, и их накажут.
Родители и сестры, нехотя пришедши к мученице, ибо страх заставил их это сделать, стали говорить все то, что может размягчить и самую черствую душу. Они плача говорили: «Дочь возлюбленная, пожалей себя и нас, твоих родителей и сестер, поскольку мы все в опасности погибнуть из-за тебя, и отрекись от Христа только видимо, чтобы помочь и себе и нам, а Христос Милостив и простит тебе этот грех как вынужденный».
И здесь да представит себе каждый, какую великую и жестокую брань воздвиг дьявол, чтобы искусить святую, и к каким чувствам и переживаниям могли привести мягкую девушку слезы матери и отца и единоутробных сестер, проливаемые перед ней. Но мужайтесь, возлюбленные, победила сила Христова и эту брань и уловку дьявола, поскольку мужеумная и великодушная Злата, разжигаемая внутренним огнем любви Христовой, нисколько не склонилась, как того ожидало естество, на слова и слезы родителей и сестер, но став выше плоти и крови и вне законов естества, сказала родителям и сестрам эти, достойные удивления, мудрые слова: «Вы, поскольку меня склоняете отречься от Христа истинного Бога, не являетесь более моими родителями и сестрами, и я не хочу знать вас за таковых впредь, но вместо вас я имею Отцом Господа моего Иисуса Христа, Матерью Госпожу мою Богородицу, братьями же и сестрами всех святых». И с таким ответом она их оставила.
О великодушное мужество! О истинная любовь Божия! О мудрость, достойная небесной хвалы! Воистину, братья, на этой святой исполнилось то, что говорил святой Давид: Отец мой и мати моя остависта мя, Господь же восприят мя (Пс. 26, 10). И то, что говорил Господь: Не думайте, что Я пришел принести мир на землю, не мир пришел я принести, но меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцем его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку домашние его (Мф. 10, 34-36).

Видя же иноверные, а с ними и тот злой влюбленный в девицу, что они ничего не достигли и не отклонили святой от веры во Христа даже и теми средствами, какие использовали, они оставили уговоры и слова и начали мучить святую. Целых три месяца ее били каждый день. Потом, содрав с нее кожу и вырезав из кожи ремни, оставили их развешанными вокруг мученицы, чтобы она испугалась, видя их. Кровь текла ручьями из ее девического тела, так что вся земля вокруг стала красной. После чего, раскалив острие, они пронзили через уши насквозь голову святой, так что дым выходил из ее носа и рта.
Христова же мученица, претерпевая такие страшные мучения, которые могли бы сломить и самых храбрых мужчин, оставалась мужественной, укрепляемая силой Креста и сердечной любовью ко Христу. Узнав, что рядом в то время находился игумен святогорского Ставроникитского монастыря отец Тимофей, который был ее духовным отцом (и который позже пересказал ее страдания), она передала ему через одного христианина просьбу молиться о ней Богу, чтобы она богоугодно закончила подвиг мученичества.
В конце концов жестокие и зверонравные, или, лучше сказать, и зверей превосходящие в жестокости агаряне, не удовлетворившись теми муками, какие причинили святой, но дивясь, что она все еще жива и не умирает, настолько озлобились, что не смогли победить одну девицу, они повесили агницу Христову на дикой груше и, окружив со всех сторон кинжалами, растерзали по частям тело святой. И, таким образом, благая Злата, пострадавшая и просиявшая, как золото в плавильной печи, предала свою святую душу в руки Бессмертного своего Жениха, приняв двойной венец девства и мученичества. И ныне она радуется и веселится в небесных чертогах с мудрыми девами и мучениками, предстоя одесную Жениха своего Христа и Ему во веки веков соцарствуя. Мученические и девственные мощи святой тайно взяли некие христиане и похоронили их с честью. Ее же молитвами да удостоимся и мы Царствия Небесного. Аминь.

В настоящее время мученица Злата особо почитается в Македонии и южной Болгарии.

Молитва святой Злате


О, преславное прозябение рода Болгарскаго, солнцезрачная дeвице, багряницею кровей своих украшенная, предобрая мати наша, великомученице Злато! Услыши чад твоих с любовию к тебе нынe прибeгающих и малое сие моление наше приими, и Господу Богу нашему благоприятно сотвори. Согрeшихом бо и беззаконновахом, и недостойны есмы зрети высоту небесную от множества неправд наших — связани есмы узами грeховными и николиже воли Создателя нашего сотворихом, ниже сохранихом повeлений Его; темже преклоняем колена сокрушенна и смиренна сердца нашего ко Творцу и Спасу своему и твоего матерняго заступления к Нему просим. Воздвигни руцe твои, красная дeвомученице, любве Христовы сосуде всезлатый, и вкупe с Пречистою Богородицею и всеми святыми рода нашего Зиждителя всех умоли, да ниспослет милость Свою на многострадальную страну нашу, шатание людей да умирит, горькия соблазны церковныя да утолит, отступившыя от Веры Православныя светом Истины Своея да просвeтит, старыя да умудрит, юныя да наставит, от растления нравов и от сeтей еретических добрe их сохраняя, младенцы млеком благочестия да воспитает, всех же нас банею покаяния да обновит. Умоли, о златонравная мати, красный цвете девства и мучеников удобрение, Господа и Спаса нашего, да подаст нам дух смирения и кротости, дух цeломудрия и послушания, дух любве нелицемерныя, и да управит ум наш, и сердце наше в правой верe да укрeпит, яко да Истиною наставляеми и любовию осияваеми, тихое и мирное зде поживем житие во всяком благочестии и чистоте. Молися, о великомученице славная, сладчайшая мати наша Злато, Троицe Преблагословеннeй, да избавит ны от всякаго обстояния, и от всякаго навета вражия безбоязненны нас да сохранит, да ни ранами, ниже прещением устрашаеми, до конца верни Христу Жениху нашему пребудем, и тако со благою надеждею и истинным уверением к тамошнему миру пойдем, богоприятное твое заступление призывающе и Пребожественную Троицу — Отца и Сына и Святаго Духа — выну хваляще и благословяще, нынe и присно, и во веки вeков, аминь.