Изменения в законе о банкротстве. Закон "О несостоятельности (банкротстве)". Антибанкротные поправки: какие изменения ждут кредиторов и должников От кого может исходить инициатива о признании банкротом физического лица

При возникновении кризисных явлений в экономике многие компании становятся банкротами. Причин банкротства достаточно много: это и задолженность по налогам, и долги за поставленную продукцию, и отсутствие заказов, неисполнение контрагентами своих обязательств. Ранее учредители и директора просто бросали компании и не несли ответственности, но ситуация будет меняться в связи с внесенными поправками.

Субсидиарная ответственность

Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены значительные поправки, которые позволяют привлечь учредителя, директора к субсидиарной ответственности.

Для этого необходимо подать заявление в арбитражный суд. Согласно букве закона, заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и заявление о возмещении должнику убытков, причиненных ему его учредителями или его органами управления, по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, рассматриваются арбитражным судом в деле о банкротстве должника либо арбитражным судом.

Дополнены обязанности конкурсного управляющего. Одновременно с отчетом о проведении конкурсного производства, конкурсный управляющий должен направить в суд ходатайство о привлечении к субсидиарной ответственности.

В ходатайстве указываются:

  • контролирующие лица должника, которые привлекаются к субсидиарной ответственности;
  • размер субсидиарной ответственности;
  • лица, чьи требования остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника.

Суд выносит определение о привлечении контролирующих должника органов к субсидиарной ответственности. На основании определения выдается исполнительный лист.

Следует отметить, что несмотря на то, что поправки вступили в силу лишь недавно, судебная практика уже сформировалась. Например, в от 26.09.2017 суд обязал конкурсного управляющего представить документы, касающиеся банкротства, в том числе привлечения к субсидиарной ответственности.

Взыскание убытков по делу о банкротстве

В случае возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле, кредитор вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании убытков. Сумма не должна превышать размера требований такого кредитора к должнику, при наличии оснований для возмещения убытков должнику.

Следует обратить внимание, что убытки по делам о банкротстве суды и ранее взыскивали в порядке привлечения к субсидиарной ответственности.

В соответствии с п.1 ст.10 Закона о банкротстве в случае нарушения руководителем или учредителем должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, членами органов управления должника, членами ликвидационной комиссии, гражданином-должником положений настоящего Федерального закона, указанные лица обязаны возместить убытки, причиненные в результате такого нарушения.

В силу п.4 ст.10 Закона о банкротстве, если должник признан несостоятельным вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан банкротом при наличии одного из следующих обстоятельств:

  • причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в статьях 61.2 и 61.3 настоящего Федерального закона;
  • документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством РФ, к моменту вынесения определения о введении наблюдения или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют;
  • документы бухгалтерского учета не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством РФ, формирование которой является обязательным, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы.

В качестве примера взыскания убытков можно назвать по делу. Размер субсидиарной ответственности (убытков) обоснованно определен судом исходя из суммы требований единственного кредитора и непогашенных текущих расходов по делу о банкротстве. Однако в этом деле сумма субсидиарной ответственности была небольшой - 23 699,25 руб.

Отражение в ЕГРЮЛ данных о банкротстве

На практике компаниям достаточно сложно отследить такие моменты, как: подан ли иск о банкротстве, будет ли компания исключаться из реестра ЕГРЮЛ. Дело в том, что процесс взаимодействия судов и налогового органа не был серьезно налажен. Теперь, в соответствии с поправками информация должна отражаться быстрее. В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.

Снизятся и случаи подачи исков, когда компания уже была признана банкротом и давно исключена из ЕГРЮЛ. В настоящее время такие случаи имеют место. В качестве примера можно назвать от 26.09.2017 . Учитывая, что в отношении ООО «Гут-Конструктор» внесена запись от 21.06.2017 о прекращении деятельности данного юридического лица в связи с исключением из ЕГРЮЛ, суд считает необходимым прекратить производство по делу о несостоятельности (банкротстве).

Оперативное же внесение записей позволило бы избежать судебных издержек и подачи иска о банкротстве в отношении той компании, которая фактически уже не существует.

  • перечень требований кредиторов по текущим обязательствам, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора);
  • перечень требований кредиторов, которые признаны обоснованными, но подлежащими погашению после требований, оставшихся не удовлетворенными по причине недостаточности денежных средств (с указанием неудовлетворенного требования каждого кредитора).

Напомним, что в настоящее время отчет включает в себя:

  • документы, подтверждающие продажу имущества должника;
  • реестр требований кредиторов с указанием размера погашенных требований кредиторов;
  • документы, подтверждающие погашение требований кредиторов;
  • документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Перечень данных документов очень важен, поскольку именно представление их в суд является основанием для завершения процедуры конкурсного производства. Если ранее перечень документов для прекращения процедуры был сокращенным, то теперь он расширен.

Примером является N Ф01-875/2017 , в котором суд оценил исполнение положений статьи 147 закона «О банкротстве» и завершил процедуру конкурсного производства, поскольку в ходе ее проведения конкурсный управляющий принял все предусмотренные законом меры к погашению требований кредиторов должника. Реальных источников пополнения конкурсной массы с целью удовлетворения требований кредиторов не имеется. Наличие возможности обнаружения у должника имущества, за счет которого могли бы быть покрыты расходы по делу о банкротстве и погашена задолженность перед кредиторами, не доказано.

Меры по предупреждению банкротства кредитной организации

Поправки, касающиеся предупреждения банкротства

Федеральный закон от 01.05.2017 N 84-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внес поправки, касающиеся предупреждения банкротства.

Напомним, что до дня отзыва лицензии на осуществление банковских операций реализуются следующие меры по предупреждению банкротства кредитных организаций:

  • финансовое оздоровление кредитной организации;
  • назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, за исключением случая назначения временной администрации в связи с отзывом лицензии на осуществление банковских операций;
  • реорганизация кредитной организации.

Кроме того, расширен пункт 189.9 Закона о банкротстве. В качестве мер до отзыва лицензии применяются:

  • меры по предупреждению банкротства кредитной организации, имеющей разрешение (лицензию) на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и на открытие и ведение банковских счетов физических лиц, выдаваемое Банком России в порядке, установленном Федеральным законом «О банках и банковской деятельности», которые осуществляются с участием Банка России или Агентства в соответствии с настоящим параграфом.

Меры по предупреждению банкротства банка с участием Банка России осуществляются в соответствии с решением Совета директоров Банка России. От имени Банка России указанные меры осуществляет общество с ограниченной ответственностью «Управляющая компания Фонда консолидации банковского сектора».

Поправка, касающаяся прав кредиторов

Банк не должен утаивать ситуацию о финансовых проблемах. Кредитные организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Поправка, касающаяся введения моратория на удовлетворение требований кредиторов

Кредитные организации, в отношении которых осуществляются меры по предупреждению банкротства, раскрывают информацию о своей деятельности в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Во время данного моратория приостанавливается исполнение денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей, иных имущественных обязательств кредитной организации, которые возникли до дня введения моратория включительно и на которые распространяется действие моратория, в том числе путем их исполнения в натуре, предоставления отступного, новации, зачета, а также приостанавливается обращение взыскания на предмет залога во внесудебном порядке.

В заключение необходимо отметить, что только в 2017 году в законодательство о банкротстве был внесен ряд поправок, которые касаются субсидиарной ответственности, банкротства кредитных организаций. Но при этом существует ряд проблем банкротства физических лиц, банкротства директоров и учредителей по налоговым спорам, которые тоже должны найти свое место в законе о банкротстве.

Пока многие еще не успели вернуться из летних отпусков и деловая активность немного поутихла, мы решили подготовить обзор предстоящих изменений в закон о банкротстве которые вступят в силу в самом ближайшем будущем, в простой и ясной форме.

Изменения вступающие в силу с 15.07.2016 года

Прежде всего, хотелось бы начать с внесения изменений в закон о банкротстве, которые произошли совсем недавно. Данные изменения внесены федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ, и вступают в силу с 15.07.2016.

Так, пункт 2 статьи 18.1 Закона о банкротстве дополнен новыми случаями, при которых залоговый кредитор может обратить взыскание на предмет залога в ходе финансового оздоровления и внешнего управления. К уже существовавшему ранее в данной статье к условию о не приведении должника к невозможности восстановления платежеспособности, добавился случай при котором существует риск повреждения имущества, что повлечет снижение его стоимости, либо утраты и гибели имущества. Кроме того, теперь в статье указано на обязанность должника по доказыванию невозможности восстановления платежеспособности при обращении взыскания на предмет залога.

Статья 18.1. Особенности правового положения кредиторов, требования которых обеспечены залогом имущества должника

Конкурсный кредитор по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, в ходе финансового оздоровления и внешнего управления вправе обратить взыскание на заложенное имущество должника в следующих случаях:

обращение взыскания на заложенное имущество должника не приведет к невозможности восстановления его платежеспособности;

существует риск повреждения заложенного имущества должника, вследствие которого произойдет существенное снижение его стоимости, а также риск гибели или утраты такого имущества.

Вопрос о возможности обращения взыскания на заложенное имущество должника решается арбитражным судом, рассматривающим дело о банкротстве, по заявлению конкурсного кредитора, требования которого обеспечены залогом такого имущества.

Обязанность доказывания невозможности восстановления платежеспособности должника в случае обращения взыскания на заложенное имущество возлагается на должника.

Внесены изменения в требования к условиям для приобретения статуса арбитражного управляющего и условия членства в СРО. Теперь кандидат в арбитражные управляющие при наличии стажа работы на руководящих должностях не менее чем год, должен пройти стажировку в качестве помощника арбитражного управляющего не менее двух лет. Ранее при условии опыта работы руководителем необходимо было проходить 6-месячную стажировку.

Статья 20. Арбитражные управляющие

2. Саморегулируемая организация арбитражных управляющих устанавливает следующие обязательные условия членства в этой организации:

наличие высшего образования;

наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее — стандарты и правила профессиональной деятельности);

Законодателем принято решение повысить размер фиксированного вознаграждения финансового управляющего с 10 000,00 до 25 000,00 рублей единовременно . Эта цифра по-прежнему не соответствует к рыночной, однако существенно к ней приближается. Особенно, учитывая то, что эти деньги необходимо внести на депозит суда еще при подаче заявления о признании должника банкротом. Помимо этого, увеличился размер процентов по вознаграждению финансового управляющего в случае введения процедуры реализации имущества гражданина. Теперь он составляет семь процентов размера выручки от реализации имущества гражданина и денежных средств, поступивших в результате взыскания дебиторской задолженности, а также в результате применения последствий недействительности сделок.

статье 20.6 Закона о банкротстве.

Повышаются требования к размеру компенсационного фонда саморегулируемой организации. После изменений размер компенсационного фонда составляет 200 000,00 рублей на каждого ее члена.

Указанные изменения содержатся в статье 25.1 Закона о банкротстве.

Небольшие изменения коснулись и порядка проведения торгов. Теперь договоры о задатке будут заключаться не с организатором торгов, а с оператором электронной площадки, на которой проводятся торги.

Указанные изменения содержатся в пунктах 8, 20 статьи 25.1 Закона о банкротстве.

Все изменения вступающие в силу с 15.07.2016, применяются к процедурам в деле о банкротстве введенным в отношении должников после 15.07.2016. К процедурам, которые по состоянию на 15.07.2016 не завершены применяется Закон о банкротстве в старой редакции.

Изменения вступающие в силу с 01.09.2016 года

Последние изменения в Закон о банкротстве, которые затронут нас с 01.09.2016, внесены Федеральными законами от 29.12.2015 N 409-ФЗ, от 23.06.2016 N 222-ФЗ. Перечень изменений ожидается весьма обширным, что еще больше подчеркивает важность ознакомления с ними.

Теперь помимо признаков указанных ранее, контролирующим должника лицом будут признаваться лицо, имеющее возможность в силу нахождения с должником в отношениях родства или свойства, должностного положения определять действия должника . При этом, для признания лица контролирующим будут оцениваться его действия и иные признаки в течение трех лет до принятия заявления о признании должника банкротом.

Статья 10 Закона о банкротстве, содержащая порядок привлечения контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по обязательствам должника, дополнилась новым обстоятельством. Так, в случае если требования кредиторов третьей очереди превышают более чем на 50% составляют требования в следствие совершения правонарушения, за совершения которого должник, либо его должностные лица были привлечены к административной, уголовной ответственности, единоличный исполнительный орган должника, занимающий данную должность в период совершения правонарушения может быть привлечен к субсидиарной ответственности.

Статья 10. Ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве

4.Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Пока не доказано иное, предполагается, что должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц при наличии одного из следующих обстоятельств:

причинен вред имущественным правам кредиторов в результате совершения этим лицом или в пользу этого лица либо одобрения этим лицом одной или нескольких сделок должника, включая сделки, указанные в и 61.3 настоящего Федерального закона;

документы бухгалтерского учета и (или) отчетности, обязанность по ведению (составлению) и хранению которых установлена законодательством Российской Федерации, к моменту вынесения определения о введении наблюдения (либо ко дню назначения временной администрации финансовой организации) или принятия решения о признании должника банкротом отсутствуют или не содержат информацию об объектах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, формирование которой является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо указанная информация искажена, в результате чего существенно затруднено проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, в том числе формирование и реализация конкурсной массы;

требования кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, возникшие вследствие правонарушения, за совершение которого вступило в силу решение о привлечении должника или его должностных лиц, являющихся либо являвшихся его единоличными исполнительными органами, к уголовной, административной ответственности или ответственности за налоговые правонарушения, в том числе требования об уплате задолженности, выявленной в результате производства по делам о таких правонарушениях, превышают на дату закрытия реестра требований кредиторов пятьдесят процентов общего размера требований кредиторов третьей очереди по основной сумме задолженности, включенных в реестр требований кредиторов.

Положения абзаца четвертого настоящего пункта применяются в отношении лиц, на которых возложена обязанность организации ведения бухгалтерского учета и хранения документов бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности должника.

Положения абзаца пятого настоящего пункта применяются в отношении лица, являвшегося единоличным исполнительным органом должника в период совершения должником или его единоличным исполнительным органом соответствующего правонарушения.

Новые изменения в Закон о банкротстве коснулись и главы об оспаривании сделок. Законодателем расширено понятие цели причинения вреда имущественным правам кредиторов, при оспаривании сделки по основаниям подозрительности, предусмотренным пунктом 2 статьи 61.2. Закона о банкротстве. Так, цель причинения вреда будет предполагаться не только при наличии неплатежеспособности, либо недостаточности имущества на момент совершения сделки, но и если он стал отвечать этим признакам после совершения оспариваемой сделки.

Выдержка из абзаца 2 пункта 2 статьи 61.2 Закона о банкротстве

Цель причинения вреда имущественным правам кредиторов предполагается, если на момент совершения сделки должник отвечал или в результате совершения сделки стал отвечать признаку неплатежеспособности или недостаточности имущества и сделка была совершена безвозмездно или в отношении заинтересованного лица, либо направлена на выплату (выдел) доли (пая) в имуществе должника учредителю (участнику) должника в связи с выходом из состава учредителей (участников) должника.

С 01.09.2016 нельзя будет оспорить по основаниям, содержащимся в статье 61.3 Закона о банкротстве сделки должника по оплате обязательных платежей, если к моменту исполнения должник не имел иных неисполненных обязательств перед конкурсными кредиторами срок исполнения которых наступил, а соответствующие оплаты не отличались по размеру и срокам от определенных в законодательстве Российской Федерации обязательства или обязанности.

Пункт 4 статьи 61.4 Закона о банкротстве:

4.Сделки, связанные с исполнением денежных обязательств, вытекающих из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей , не могут быть оспорены на основании статьи 61.3 настоящего Федерального закона, если должник не имел к моменту исполнения, вытекающего из кредитного договора или законодательства Российской Федерации, известных соответствующему конкурсному кредитору (уполномоченному органу) денежных обязательств или обязанности по уплате обязательных платежей перед иными конкурсными кредиторами (уполномоченными органами), срок исполнения которых наступил, и исполнение денежного обязательства, вытекающего из кредитного договора, или обязанности по уплате обязательных платежей не отличалось по срокам и размеру уплаченных или взысканных платежей от определенных в кредитном договоре или законодательстве Российской Федерации обязательства или обязанности.

В очередной раз изменениям подверглась статья 110 Закона о банкротстве, содержащая порядок продажи имущества должника. Законодатель более детально регламентировал порядок утверждения положения о порядке продажи имущества должника. Но более важные изменения были внесены в части привлечения специализированной организации в качестве организатора торгов – теперь данные организации будут привлекаться только с согласия собрания кредитора или комитета кредиторов.

Обязанности организатора торгов дополнены обязанностью:

  • осуществлять разумные необходимые действия для поиска и привлечения покупателей с учетом особенностей выставленного на торги имущества должника,
  • обеспечить возможность ознакомления с подлежащим продаже на торгах имуществом должника и имеющимися в отношении этого имущества правоустанавливающими документами, в том числе путем осмотра, фотографирования указанного имущества и копирования указанных правоустанавливающих документов.

Впрочем, неисполнение указанных требований и без указанных поправок являлось недобросовестным выполнением обязанностей организатора торгов.

Законодателем были внесены уточнения в порядок удовлетворения требований по текущим платежам. Так в четвертую очередь требований по текущим платежам удовлетворяются требования по эксплуатационным платежам (коммунальным платежам, платежам по договорам энергоснабжения и иным аналогичным платежам).

Статья 142 Закона о банкротстве дополнилась исключением, в части пресекательного двухмесячного срока для закрытия реестра требований кредиторов.

Так, при наличии требований, заявленных до истечения шести месяцев со дня закрытия реестра требований кредиторов, если на день закрытия реестра требований кредиторов не вынесен либо не вступил в силу судебный акт или акт иного уполномоченного государственного органа, наличие которого в соответствии с законодательством Российской Федерации является обязательным для выявления задолженности, в отношении которой предъявлены соответствующие требования. Данные требования считаются заявленными в установленный срок.

Утратили силу положения о предоставлении отступного, в части:

  • запрета предоставления в качестве отступного имущества, являющегося предметом залога;
  • согласования соглашения об отступном с собранием кредиторов (комитетом кредиторов).

Изменения вступающие в силу с 21.12.2016

Пожалуй наиболее важным изменением, станет установление срока на проведение инвентаризации конкурсным управляющим : с 21.12.2016 обязанностью конкурсного управляющего станет проведение инвентаризации имущества должника в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства , если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника.

Детально регламентирован порядок действий в отношении имущества должника, не проданного в ходе конкурсного производства или оставшееся после завершения расчетов с кредиторами.

Внесены поправки в регулирование банкротство гражданина. Так, в новой редакции будет предусмотрена возможность гражданина-должника открыть специальный банковский счет для распоряжения денежными средствами, без согласия финансового управляющего.

Статья 213.11. Последствия введения реструктуризации долгов гражданина

5.1.Гражданин вправе открыть специальный банковский счет и распоряжаться денежными средствами, размещенными на нем, без согласия финансового управляющего. Сумма совершенных гражданином операций по распоряжению денежными средствами, размещенными на специальном банковском счете, не может превышать пятьдесят тысяч рублей в месяц.

По ходатайству гражданина арбитражный суд вправе увеличить максимальный размер денежных средств, размещенных на специальном банковском счете должника, которыми гражданин вправе ежемесячно распоряжаться.

Денежными средствами, размещенными на иных счетах (вкладах), должник распоряжается на основании предварительного письменного согласия финансового управляющего.

Помимо этого предусматривается обязанность финансового управляющего об уведомлении всех известных ему кредиторах должника о признании гражданина банкротом не позднее чем в течение пятнадцати дней с даты вынесения арбитражным судом решения о признании гражданина банкротом.

Кроме того, обширные изменения в законе о несостоятельности банкротстве будут внесены в статьи, регулирующие банкротство отдельных категорий должников, однако указанные изменения будут представлены в отдельном обзоре.

Это были наиболее значимые поправки в Закон о несостоятельности (банкротстве), которые ожидают нас в ближайшем будущем. Юридические услуги 54 остаются в курсе всех наиболее важных и значимых событиях в сфере банкротства, что способствует профессиональному подходу при оказании услуг по

Закажите консультацию у наших специалистов. Мы ответим вам в ближайшее время.

Помимо предложенного широкого спектра юридических услуг, в штате Международной Юридической Компании присутствуют высококвалифицированные бухгалтеры и специалисты в области налогового права, помогающие безупречно проходить выездные и камеральные проверки. Мы предоставляем юридические консультации и качественную юридическую помощь по следующим вопросам:

  • регистрация и ликвидация юридических лиц;
  • офшоры;
  • ФАС и оценка бизнеса;
  • аудит, налоговый консалтинг, бухгалтерия;
  • представительство в судах;
  • юридическое сопровождение сделок с недвижимостью, регистрация и оформление.

Юридические услуги в Москве от профессионалов

Не секрет, что основой успешной работы любого предприятия является качественная юридическая поддержка. Многим фирмам в повседневной деятельности постоянно приходится сталкиваться с решением сложных юридических задач. Обратиться за помощью к профессионалам – самый разумный вариант в таком случае. Квалифицированная помощь юристов поможет организации избежать рисков, которые могут возникнуть при самостоятельном решении вопросов, в том числе избежать значительных финансовых потерь. Оценить качественную работу профессионалов Вы можете, обратившись к специалистам нашей юридической компании по мере возникновения правовых вопросов или, заключив договор абонентского юридического обслуживания, предполагающий комплексное юридическое сопровождение деятельности фирмы. Компании, стоящие на нашем абонентском юридическом обслуживании, практически не подвержены рискам выездных и камеральных налоговых проверок. Абонентское юридическое обслуживание повышает экономическую эффективность фирмы не менее чем на 20%.

Наши основные преимущества:

Надежность. Мы являемся стабильной успешной юридической компанией: более 10 лет на рынке юридических услуг.

Грамотность. В нашем штате представлены высококвалифицированные юристы в различных областях права.

Умение применять противоречия и пробелы российского законодательства.

Работа во всех регионах РФ.

Индивидуальный подход к клиенту. Мы не предлагаем универсальных решений, каждая юридическая задача уникальна и требует персонального подхода.

Строгое соблюдение сроков. Наш огромный опыт в решении сложных юридических вопросов позволяет нам гарантировать клиенту минимальные сроки.

Реальная ответственность

Поправки вводят в закон о банкротстве норму, позволяющую привлекать к субсидиарной ответственности ее реальное руководство и собственников, а не так называемых номинальных директоров — подставных лиц, в реальности не управляющих компанией и, главное, не имеющих имущества для расплаты по ее долгам. В новой редакции закона «номиналы» освобождаются от ответственности, если укажут на реальное руководство и собственников банкрота.

Мнения юристов относительно этой новеллы разделились.​

По мнению адвоката московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Зиннура Зиннятуллина, это необходимая норма, которая обеспечит эффективное взаимодействие номинальных директоров с арбитражными управляющими (курируют процесс банкротства) и правоохранительными органами для выявления и привлечения к ответственности реально виновных в банкротстве лиц. «Просто человека с улицы, у которого нет никакого имущества и который был назначен на руководящий пост номинально, в том числе в целях уклонения от гражданской ответственности в виде погашения задолженности, привлекать к субсидиарной ответственности бессмысленно», — добавляет он.

Управляющий партнер бюро «Деловой фарватер» Роман Терехин, напротив, скептичен: «Не думаю, что такое изменение будет действительно эффективно работать на практике. В России на данный момент есть ряд законов, позволяющих избежать привлечения к ответственности в том случае, если сдашь правонарушителей. Однако об их эффективности говорить не приходится. Достаточно, например, вспомнить ту же программу послабления наказаний, предусматривающую освобождение от наказания в случае раскрытия картельного сговора. Если в Европе она работает эффективно и повсеместно, то у нас, можно сказать, не реализуется вовсе». Все дело в том, продолжает Терехин, что западный менталитет кардинальным образом отличается от российского: сдать своего некогда бизнес-партнера — значит стать изгоем в глазах общественности: «Сегодня ты станешь информатором правоохранительных органов, а завтра от тебя отвернутся твои компаньоны, в результате чего дальнейшее извлечение прибыли может оказаться труднодоступным, а бизнес и вовсе может оказаться на грани банкротства. Поэтому-то такие программы и не пользуются популярностью в России».

Старший юрист BGP Litigation Антон Помазан также считает, что массовой сдачи реальных виновных в банкротстве не будет, но по другой причине: «Такие «директора», как правило, осведомлены о рисках привлечения их к субсидиарной ответственности, не страшатся этого, за что и получают свое вознаграждение».

Контролирующие лица

Поправки устанавливают круг лиц, которые могут быть признаны контролирующими компанию-должника. До сих пор этот круг в законодательстве очерчен не был.

Теперь он довольно широк: от непосредственного руководства компании (и родственников) и собственников, лично или в группе распоряжающихся более чем 50% акций или долей фирмы либо имеющих право назначать руководителя, до лиц, действующих по доверенности (замещающих отсутствующее руководство) или извлекающих выгоду из недобросовестного поведения менеджмента компании. «Например, если все средства от совершенных через многочисленные компании-прокладки сделок поступили на счет одного лица, это лицо будет признано конечным получателем экономической выгоды и привлечено к ответственности», — поясняет Кирилл Захаров.

Раньше, когда понятие «контролирующее лицо» не было конкретизировано, судьи по своему внутреннему убеждению принимали решение, кого именно привлекать к субсидиарной ответственности. «Конкретизация положительно скажется на единстве судебной практики», — считает Зиннур Зиннятуллин. «Впрочем, прежде чем она сформируется, может пройти не один год», — предупреждает Роман Терехин. Дело в том, что перечень контролирующих лиц должника, которых можно привлечь к субсидиарной ответственности по долгам компании, в новой редакции закона остается открытым, поясняет он. «Арбитражный суд может признать лицо контролирующим должника по иным основаниям», — говорится в новой редакции закона о банкротстве.

Фото: Kevin Coombs / Reuters

Априори виноватые

Поправками закрепляется принцип автоматической субсидиарной ответственности руководства и собственников, если у компаний-должников недостаточно средств для полного погашения долгов перед кредиторами при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: ими или в их пользу, или с их одобрения совершались сделки, существенно навредившие компании, не в порядке бухгалтерские документы, отсутствуют обязательные к хранению бумаги компании либо информация в них искажена и пр.

До принятия поправок доказывать виновность директоров и учредителей в банкротстве компании приходилось арбитражным управляющим или самим кредиторам, в зависимости от того, кто подавал заявление о привлечении к субсидиарной ответственности.Теперь же ответчикам нужно будет доказывать свою невиновность.

По мнению Романа Терехина, это существенно упростит наработку судебной практики по взысканию с руководства и собственников денег для расплаты с кредиторами.

За банкротным рублем

Изменения в закон о банкротстве вводят новый вид вознаграждения для арбитражных управляющих в размере 30% от размера требований кредиторов, погашенных за счет привлеченных к субсидиарной ответственности лиц. При этом вознаграждение управляющему в размере 7% от общей конкурсной массы, действующее сейчас, сохраняется.

Старший юрист BGP Litigation Антон Помазан поддерживает такую поправку. «На практике большинство заявлений от арбитражных управляющих о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности являются лишь необходимой формальностью и не приводят к каким-либо результатам. После изменений закона появится достаточно серьезная финансовая мотивация для управляющих добиваться привлечения к ответственности контролирующих лиц и реального взыскания с них денежных средств», — считает он.

Впрочем, столь высокий уровень вознаграждения сопряжен с рисками чрезмерного увлечения управляющих инструментом субсидиарной ответственности, предупреждает Зиннур Зиннятуллин. «У управляющего есть другие инструменты пополнения конкурсной массы для расчета с кредиторами, в том числе об истребовании имущества и оспаривании сделок, направленных на отчуждение имущества. С установлением существенного дополнительного вознаграждения от взыскания субсидиарной задолженности требования по ней могут стать прерогативой управляющих», — рассуждает он. По мнению Зиннятуллина, было бы оптимальным установить единую процентную ставку вознаграждения 15% от общей конкурсной массы.

Вопросы о целесообразности столь высокого вознаграждения могут возникнуть и у кредиторов: ведь выплата осуществляется из средств, взысканных в их интересах, указывают юристы. Впрочем, во избежание конфликта законом предусмотрено, что право на получение 30% управляющий имеет, только если докажет, что деньги в конкурсную массу поступили именно в результате его действий по привлечению руководства и собственников компании к субсидиарной ответственности​.

Защита для должника

Поправки защищают не только кредиторов, но и должников. Важное изменение именно такой направленности содержится в еще не принятом проекте поправок, направленном правительством в Госдуму.

Документ предусматривает возможность параллельной подачи в арбитражный суд не только заявления о банкротстве, но и заявления о введении процедуры реструктуризации долгов. Последнее предполагает защиту от банкротства: если суд рассмотрит такое заявление в пользу компании, в отношении нее не может быть введено конкурсное производство. «В рамках банкротства предлагается новая процедура, фактически являющаяся процедурой финансового оздоровления должника, — при ее применении не будет реального банкротства», — констатирует партнер международной юридической фирмы Herbert Smith Freehills Алексей Панич.

«Это позволит должнику прекратить большую часть исполнительных производств и отменить все имеющиеся ограничения, после чего продолжить деятельность», — говорит юрист BMS Law Firm Владимир Шалаев. «Часто действия, предпринимаемые судебными приставами, приводят к неплатежеспособности должника, снятие же запретов на реализацию имущества и, например, моратория на удовлетворение требований кредиторов могли бы позволить компании рассчитаться с долгами и продолжить деятельность», — поясняет он. «Должник должен будет в суде раскрыть свои активы, предоставить отчет о финансовом состоянии и предложить свой план погашения задолженности. В дальнейшем на собрании кредиторов проходит голосование за утверждение данного плана. Если большинство принимают план, а затем его утверждает арбитражный суд, то в течение нескольких лет (максимум четырех, однако по решению кредиторов этот срок может быть продлен еще на четыре года) план реструктуризации реализуется», — рассказывает партнер коллегии адвокатов «Юков и партнеры» Светлана Тарнопольская.

Сейчас встречаются случаи, когда процедура банкротства прекращается мировым соглашением между кредиторами и должником, но это возможно только при согласии сторон, говорит Владимир Шалаев. «Процедура же​ реструктуризации долгов дает шанс должнику, испытывающему временные трудности, если кредиторы изначально не намереваются идти на уступки или в ситуациях, когда компанию по каким-либо причинам просто «топят», — поясняет он.

Однако, по мнению юристов, в этой поправке есть риск, что должник будет пользоваться реабилитационным механизмом недобросовестно. «К примеру, за четыре месяца компания может успеть вывести свои активы и имущество, и возможности у кредиторов противодействовать этому не будет», — поясняет партнер юридического бюро «Падва и Эпштейн» Павел Герасимов.

Несостоятельности (банкротстве) является, пожалуй, одним из самых динамично развививающихся. С одной стороны, вносимые изменения продиктованы изменяющимися условиями экономики и призваны создать более эффективную и справедливую модель процедуры банкротства, с другой - они создают немало сложностей в становлении стабильной судебной практики по ряду вопросов в области несостоятельности. Ниже Вы можете ознакомиться с последними изменениями в законодательстве, связанными с несостоятельностью (банкротством) участников гражданских правоотношений.

  • Федеральным законом от 29.12.2015 N 391-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в Закон о банкротстве внесены изменения, предусматривающие уменьшение размера процентов по вознаграждению временного управляющего, а также изменен порядок назначения арбитражного управляющего в процедуре банкротства.
  • Федеральным законом от 29.12.2014 N 476-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования реабилитационных процедур, применяемых в отношении гражданина-должника" в Закон о банкротстве внесены изменения, предусматривающие объявление банкротами граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя. Изменения вступают в силу с 01 июля 2015 года.
  • С 29 января 2015г. вступает в силу большая часть изменений в Закон о банкротстве, принятая в рамках Федерального закона от 29.12.2014 N 482-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". В частности, к таким изменениям относится новый порядок назначения арбитражного управляющего в деле о банкротстве, изменение признаков банкротства должника, а также возможность инициации процедуры банкротства кредитными организациям без решения суда.
  • С 22 июня 2015 года вступят в силу изменения в ст.139 Закона о банкротстве в части определения победителя торгов, проводимых в форме публичного предложения, которые были внесены Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации".
  • Федеральным законом от 22.12.2014 N 432-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" изменена статья 61.9 Закона о банкротстве, регламентирующая перечень лиц, имеющих право на подачу в суд заявления о признании сделки должника недействительной.
  • Федеральным законом от 01.12.2014 N 405-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" значительно увеличены полномочия саморегулируемых организаций по надзору за арбитражными управляющими.
  • Федеральным законом от 24.11.2014 № 366-ФЗ в Налоговый кодекс РФ внесены изменения, осовобождающие должников, признанных несостоятельными (банкротами), от уплаты налога на добавленную стоимость в конкурсном производстве при реализации их имущества (имущественных прав).
  • С 1 июля 2014 года, в очередной раз, расширяется перечень сведений о ходе процедур банкротства, подлежащих обязательному включению в единый федеральный реестр сведений о банкротстве. Федеральным законом от 02.07.2013 N 189-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" внесены соответствующие изменения в Закон о банкротстве.