Источниками административного права рф являются. Понятие Административного права, виды, нормы и т.д

Источники административного права - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду юридические акты различных государственных органов, содержащие такого рода правовые нормы, т.е. нормативные акты.

Нормативные акты в установленном порядке обязательно должны быть зарегистрированы и опубликованы.

Характерным для отрасли административного права является наличие множества источников. Административное право кодифицировано лишь частично.

Новый Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) от 30 декабря 2001 г. состоит в большей степени из норм процессуального характера.

КоАП определяет задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях, перечень видов административных наказаний и правила их применения, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, порядок производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, порядок исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. Это требует изложение источников административного права в определенной последовательности по их юридической силе.

К источникам административного права относятся:

1. Конституция РФ - основной источник любого права, в том числе и административного. В Конституции закрепляются основные права и свободы личности, реализуемые преимущественно в сфере государственного управления, формирование и деятельность органов исполнительной власти, разграничение функций органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ.

2.Международно-правовые договора и соглашения.

3.Федеральные законы и кодексы, такие как «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», «О гражданстве Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан РФ» и т.д.

4. Законы субъектов РФ. Например, Законодательным собранием Ростовской области принят областной закон от 25 октября 2002 г. № 273-ЗС «Об административных правонарушениях». Правовой основой данного областного закона являются Конституция РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Устав Ростовской области.

5. Указы и распоряжения Президента РФ.

6. Постановление и распоряжение Правительства РФ (Постановления правительств субъектов РФ).

7. Ведомственные нормативные акты (приказы министров, председателей государственных комитетов, инструкции, наставления, уставы и т.д.).

8. Акты субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные акты субъектов РФ.

10. Ведомственные акты местного самоуправления.

Административное право относится к числу самых несистематизированных, а тем более - некодифицированных отраслей правовой системы России. Во многом это объясняется его многопрофильностью.

Предыдущая

Под источниками административного права обычно понимаются высшие формы выражения административно-правовых норм. Такого рода нормы (административно-правовые) содержатся не только в чисто административно-правовых актах – например, в Кодексе законов об административных правонарушениях, в положениях о министерствах и других органах исполнительной власти, в издаваемых ими нормативных актах, но и в более политически и юридически значимых нормативных актах – в Конституции РФ, конституциях республик в составе РФ, в федеральных конституционных законах, федеральных законах, нормативных указах Президента РФ.

Сложность и разнообразность административно-правовых норм обусловливают значительное разнообразие источников административного права, о чем частично выше уже говорилось.

Рассмотрим последовательно основные источники административного права и их основные особенности.

1. Конституция Российской Федерации. Конституция в широком смысле – основной источник российского права в целом и во многом его отдельных отраслей. Значительная часть правовых норм, содержащихся в Конституции, имеет административно-правовую направленность, является по характеру источником административного права. Это, например, ст.110 – 117, ч. 2 ст.77; ч.1, 2, 3 ст.78, определяющие основные принципы организации и деятельности органов исполнительной власти.

2. Федеральные конституционные законы, федеральные законы. К числу федеральных законов относятся: Федеральный закон «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» от 8 декабря 2003 г.; Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности в Российской Федерации» от 3 апреля 1995 г (ред. от 05.05.2007).; Федеральный закон «О внешней разведке» от 10 января 1996 г.(ред. от 14.02.2007) и др.

Следует сказать об одной принципиальной новелле, связанной с законодательной формой источников административного права. Согласно Конституции РФ, законодательные акты принимаются не только на федеральном и республиканском уровнях (ст. 5, 76, 105, 108), но и представительными органами всех субъектов РФ (края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Данное положение серьезно расширяет законодательную форму источников административного права.

3. Нормативные указы Президента РФ. Правда ст. 90 Конституции РФ не использует формулировку «нормативные указы», а говорит об указах и распоряжениях Президента РФ. А вот в ч. 1 ст. 115 Конституции РФ применена формулировка «нормативные указы Президента Российской Федерации». В ст. 125 (п. «а» ч. 2) говорится о нормативных актах Президента РФ. В силу того, что законодательная деятельность Государственной Думы и Федерального Собрания в целом не всегда поспевает за потребностями и быстропроисходящими изменениями политического, социально-экономического и государственно-правового развития, Президент РФ достаточно активно использует в своей работе издание нормативных указов, относящихся к различным отраслям российского права, в том числе административного. Таковыми является, например, нормативные указы Президента РФ от 30 сентября 1992 г., посвященные федеральным органам исполнительной власти, концептуальный по характеру Указ от 10 января 1994 г. о структуре федеральных органов исполнительной власти в четырех разновидностях.


4. Нормативные постановления Правительства российской Федерации. Однако ст. 115 Конституции РФ не содержит формулировки «нормативные постановления Правительства». В ней сказано: «правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения …» Отсутствие термина «нормативные» дает, по-видимому, основание считать, что не все постановления Правительства – нормативные по своему характеру. Кроме того, возникает вопрос о природе распоряжений Правительства: имеются ли среди них такие, которые являются ненормативными, и в каких случаях они могут быть отнесены к источникам административного права.

Помимо сказанного, Правительство РФ ведет активную деятельность в области административно-правового нормотворчества: утверждает акты об органах исполнительной власти, издает правила, положения и иные акты, содержащие административно-правовые нормы либо целиком посвященные административно-правовым вопросам. В первую очередь, это положения о федеральных министерствах и других органах исполнительной власти, например, Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 6 марта 1998 г.); Положение о Министерстве труда и социального развития Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ 23 апреля 1997 г.); Положение о Государственном комитете по стандартизации и метрологии Российской Федерации (утверждено постановлением Правительства РФ от 7 мая 1999 г.).

Помимо перечисленных, источниками административного права являются общие правила, типовые положения и другие акты, издаваемые Правительством РФ, например, Положение по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, Правила бытового обслуживания населения РФ, правила оказания услуг общественного питания.

5. Приказы, инструкции, распоряжения, указания, методические рекомендации, издаваемые федеральными министерствами, государственными комитетами, федеральными службами, российскими агентствами, федеральными надзорами и другими органами исполнительной власти. При том непременном условии, что в названных актах содержатся административно-правовые нормы, которые распространяют свое действие на соответствующие отрасли и сферы государственного управления либо имеют общеобязательный (надведомственный) характер, такие акты, содержащие административно-правовые нормы надведомственного характера издают, например, Министерство финансов РФ, Министерство здравоохранения РФ, Министерство РФ по налогам и сборам и некоторые другие.

Среди источников административного права важную роль играют комплексные законы-кодексы, например, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Таможенный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Водный кодекс РФ, которые содержат значительное количество норм административного права. В частности, глава 63 таможенного кодекса РФ называется «Административные правонарушения, посягающие на нормальную деятельность таможенных органов Российской Федерации, ответственность за такие правонарушения, производство по делам о них и рассмотрение этих дел». В Трудовом кодексе РФ, являющимся фундаментом трудового законодательства и трудового права, содержатся административно-правовые нормы – главы «Коллективный договор», «Трудовой договор (контракт)» и ряд других. Являясь нормами трудового права, названные нормы теснейшим образом связаны с одним из основных институтов административного права – государственной службы, статусом служащих, отношениями, возникающими в процессе служебной деятельности.

Необходимо подчеркнуть роль источников административного права на уровне субъектов РФ, издаваемых органами государственной власти нормативных актов, содержащих административно-правовые нормы. К этим актам относятся конституции и иные нормативно-правовые акты республик в составе РФ; уставы и законы краев и областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов, а также постановления и распоряжения глав администраций данных субъектов РФ.

В связи с многопрофильностью, динамизмом и недостаточной разработанностью многих вопрос административного права необходимы его систематизация и кодификация. Эта проблема требует самостоятельного исследования, что обусловлено в первую очередь коренной реформой многих административных институтов, которая последовательно проводится в России.

Административное право регулирует различные отношения в сфере управления. Так как они достаточно масштабны, то требуется множество законов, чтобы охватить ими все возникающие вопросы. Рассмотрим основные источники административного права РФ.

Понятие источников административного права

Под источниками административного права понимают нормативно-правовые акты, содержащие нормы, относящиеся к данной отрасли прав.

Их структура усложняется, так как законы и подзаконные акты административного права принимаются не только центральными органами власти, но и субъектами РФ. В связи с этим можно составить классификацию видов источников административного права.

В систему источников входят:

  • федеральные источники;

Источники данного вида могут приниматься государственными органами центральной власти. Их действие распространяется на всю территорию страны.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • источники субъектов РФ;

Этот тип источников создается государственными органами власти субъектов нашей страны, и соответственно, их действие ограничено рамками этих территорий - республик, краев, областей и так далее.

Приведем примеры источников и раскроем подробнее каждый из указанных видов.

Источники административного права

К федеральным источникам относятся:

  • Конституция РФ;

Является самым важным документом, обладает статусом основного закона. Некоторые статьи Конституции РФ содержат нормы административного права. Другие нормативные акты принимаются с учетом содержания ее статей и не могут им противоречить.

  • Федеральные законы РФ;

Пример - Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации»

  • постановления палат Федерального собрания РФ, Правительства;
  • указы Президента РФ;
  • нормативно-правовые акты министерств;

В субъектах административного права РФ в качестве источников выступают:

  • Конституции субъектов РФ;
  • Уставы;
  • нормативно-правовые акты органов местного самоуправления.

Отдельный вид источника административного права составляют международные договоры, признанные и подписанные Россией.

Стоит упомянуть и о нормативно-правовых актах административно-процессуального характера. В нашей стране это Кодекс об административных правонарушениях. Он был принят в 2001 году. В нем определяются:

  • виды административных наказаний;
  • правила применения наказаний;
  • органы, которые могут рассматривать дела об административных правонарушениях;
  • правила расследования дела об административном правонарушении;
  • порядок исполнения наказаний.

Проблемы в области административного права России

Ввиду того, что административное право охватывает множество различных отношений, оно отличается разнообразием источников. Но при этом существует проблема несистематизированности административных норм. При большом количестве источников нет их единой иерархии, то есть разделения на более и менее важные. Степень значимости в этом случае несколько размыта и не имеет четких границ. Это может вызывать некоторые сложности при разрешении того или иного вопроса, связанного с административными отношениями.

Что мы узнали?

Изучив тему об источниках административного права, мы выявили, что они подразделяются на две группы. Первая представлена федеральными источниками, к которым относится Конституция РФ, Федеральные законы, постановления Государственной Думы и Совета Федерации и другие нормативно-правовые акты органов центральной власти. Вторую группу составляют источники, издаваемые в субъектах: Конституции, Уставы, акты местных органов власти. Особенностью административного права России является наличие множества источников.

Для того чтобы правило поведения в той или иной сфере государственного управления приобрело характер правовой нормы, оно должно быть выражено в определенных источниках (формах) административного права . Иными словами  для юридических норм необходима их внешняя форма выражения.

Таким образом, под источниками административного права понимаются нормативные правовые акты различных органов государственной власти и местного самоуправления , содержащие в себе административно-правовые нормы. Для административного права характерно наличие большого количества источников права. Это связано с тем, что административное право регулирует очень широкую сферу общественных отношений , в которой задействовано большое количество властных структур, наделенных правом принимать различного рода нормативные правовые акты.

На основе этих актов устанавливается и обеспечивается административно-правовой статус субъектов административного права ; осуществляется административно-правовое регулирование в сфере экономики, социально-культурной сфере, а также государственное управление в области обороны, безопасности, внутренних и иностранных дел, юстиции; применяются меры административной ответственности и т. д.

Для правовой регламентации деятельности управленческой сферы требуется большое количество законов и актов подзаконного характера.

Все источники административного права можно разделить на четыре вида.

II. Нормативные правовые акты, издаваемые в субъектах Российской Федерации.

III. Международно-правовые источники административного права.

IV. Ряд нормативных правовых актов, которые были приняты до вступления в силу Конституции РФ 1993 г., рассматриваются в качестве источников в части, не противоречащей Конституции страны.

Рассмотрим более подробно все представленные группы.

I. Нормативные правовые акты федерального уровня.

1. Конституция Российской Федерации.

Это законодательный акт высшей юридической силы, который является источником многих отраслей права, в том числе административного.

Среди конституционных норм есть такие, которые напрямую связаны с административным правом. Это нормы, устанавливающие , например право граждан на участие в управлении делами государства (ст. 32 Конституции РФ); право граждан на проведение публичных мероприятий (ст. 31 Конституции РФ); право на неприкосновенность жилища (ст. 25 Конституции РФ); право на подачу обращений (ст. 33 Конституции РФ); право на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства (ст. 27 Конституции РФ) и ряд других. Административно-правовая направленность этих норм связана с законодательным регулированием органов исполнительной власти в их осуществлении. При реализации обозначенных прав граждане чаще всего вступают в отношения с органами исполнительной власти, их должностными лицами . Регулируются эти отношения различного рода законами и актами подзаконного характера, которые развивают положения Конституции РФ.

Важную группу конституционных норм составляют нормы, касающиеся вопросов системы и структуры федеральных органов исполнительной власти; закрепляющие единство системы исполнительной власти, разграничение предметов ведения и полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами; устанавливающие статус, порядок формирования, компетенцию и формы деятельности Правительства РФ.

2. Законодательные акты Российской Федерации.

А. Федеральные конституционные законы. Например, Федеральные конституционные законы: от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации» ; 1 от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» ; 2 от 30 января 2002 г. «О военном положении» 3 и ряд других. Эти законодательные акты обладают высшими юридическими свойствами, их административно-правовые нормы имеют важное значение и составляют основу административного права.

Б. Федеральные законы. В качестве примера можно выделить Федеральные законы от 6 октября 1999 г. (в ред. от 4 июля 2003 г.) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» ; 4 от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» ; 5 от 8 августа 2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» ; 6 от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» 7 и др. Эти акты содержат административные правовые нормы, регламентирующие важные институты административного права. Среди них особое место занимают акты кодифицирующего характера.

Важнейшим кодифицированным источником административного права является Кодекс РФ об административных правонарушениях . К данной группе актов относятся также Градостроительный кодекс РФ , Земельный кодекс РФ , Таможенный кодекс РФ и ряд др.

3. Нормативные правовые указы Президента РФ.

По своим правовым свойствам они занимают следующую позицию после законов, издаются на основе и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов, таким образом, носят подзаконный характер. Вместе с тем некоторые из них являются актами первичного нормотворчества. Так, в связи с отсутствием закона о системе федеральных органов исполнительной власти возникший правовой вакуум восполнен соответствующим актом Президента страны.

Несмотря на то что по Конституции РФ Президент России не является главой исполнительной власти, он оказывает на нее большое влияние, создавая определенную нормативную правовую базу ее формирования и функционирования. Ярким подтверждением этого являются Указы Президента РФ от 9 марта 2004 г. (с изменениями и дополнениями) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»; 8 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти». 9 Кроме того, в связи с тем, что Президент РФ осуществляет непосредственное руководство рядом федеральных органов исполнительной власти (МО РФ, МВД РФ, МИД РФ, ФСБ и др.), он своими указами утверждает положения об этих органах.

Важное значение для развития института государственной службы имеют, например, следующие Указы Президента РФ: от 19 ноября 2002 г. «О федеральной программе “Реформа государственной службы Российской Федерации (20032005 гг.)”», 10 от 12 августа 2002 г. «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». 11

Указами Президента РФ регулируются отдельные вопросы, связанные с совершенствованием деятельности в некоторых сферах государственного управления. Это Указы от 23 февраля 2002 г. «О совершенствовании государственного управления в сфере миграционной политики»; 12 от 11 марта 2003 г. «Вопросы совершенствования государственного управления в Российской Федерации»; 13 от 28 июля 1998 г. «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» 14 и др.

4. Нормативные правовые акты Правительства РФ.

Правительство РФ является высшим органом исполнительной власти. Оно возглавляет единую систему исполнительной власти в стране. В ходе реализации своих полномочий Правительство РФ издает постановления и распоряжения. В соответствии со ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации» постановления Правительства РФ являются актами, носящими нормативный характер. Они издаются на основе и во исполнение законов. Посредством этих актов регулируются различные вопросы организации и осуществления деятельности органов исполнительной власти в разнообразных сферах государственного управления (например, постановлением Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. «Об общероссийской системе мониторинга состояния физического здоровья населения, физического развития детей, подростков и молодежи»). 15

Кроме того, постановлениями Правительства РФ утверждаются различного рода правила в сфере государственного управления (к примеру, постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации»); 16 регулируется лицензирование отдельных видов деятельности, (например, постановлением Правительства РФ от 22 июля 2002 г. «О лицензировании деятельности по производству табачных изделий»); 17 утверждаются федеральные целевые программы (так, постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2000 г. утверждена Федеральная целевая программа «Культура России» (20012005 гг.). 18

Постановлениями Правительства РФ утверждаются положения о федеральных органах исполнительной власти, за исключением тех, которые напрямую подчинены Президенту РФ.

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти.

В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. (с изменениями) под функциями по применению нормативных правовых актов понимается издание на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти , органами местного самоуправления , их должностными лицами , юридическими лицами и гражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц. Эти функции возложены на федеральные министерства, которые самостоятельно осуществляют правовое регулирование в установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ осуществляется исключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ.

В случаях, установленных указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ, федеральные службы и федеральные агентства также могут осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленных сферах деятельности.

В качестве примера можно привести приказ Министерства юстиции РФ от 14 июля 1999 г., которым утверждены Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

В соответствии с Указом Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, должны пройти государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ и быть официально опубликованы.

II. Нормативные правовые акты, издаваемые в субъектах РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 5) субъекты РФ имеют свое законодательство , которое действует в правовой системе Российской Федерации.

Важную роль в качестве источников административного права играют конституции республик в составе Российской Федерации и уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов . Во всех этих актах содержатся нормы, определяющие полномочия высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, полномочия высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ).

В соответствии с п. 4 ст. 76 Конституции РФ вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ последние осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. В случае противоречия между федеральным законом и иными актами, изданными в Российской Федерации, действует федеральный закон. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта РФ , изданными вне пределов ведения Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта.

За последние годы в субъектах РФ было принято много различных законов. Среди них, например, Закон Саратовской области от 30 июля 2001 г. «О схеме управления Саратовской областью»; Законы Республики Карелия от 27 апреля 1999 г. (с изменениями и дополнениями от 9 января 2003 г.) «О Правительстве Республики Карелия», от 27 июня 2002 г. «О структуре органов исполнительной власти Республики Карелия»; Закон Калужской области от 29 декабря 2001 г. «О порядке ведения реестра государственных служащих Калужской области»; Закон Республики Татарстан от 25 ноября 1998 г. «Об инвестиционной деятельности в Республике Татарстан»; и др.

На основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, конституции (устава) и законов субъекта РФ высшее должностное лицо субъекта РФ (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ) издает указы (постановления) и распоряжения. Эти акты, а также акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, принятые в пределах их полномочий, обязательны к исполнению в субъекте РФ.

Среди таких актов можно выделить, например, Указ главы Республики Карелия от 19 сентября 2002 г. «О Постоянном представительстве Республики Карелия при Президенте Российской Федерации»; постановление губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа от 18 февраля 2003 г. «Об утверждении Правил осуществления государственного экономического контроля» и др.

Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов РФ отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции достаточно разнообразны. Это различного рода приказы, инструкции, распоряжения и т. п.

В целях обеспечения единства правового пространства России и реализации Указа Президента РФ 19 постановлением Правительства РФ 29 ноября 2000 г. утверждено Положение о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов РФ. 20 Федеральный регистр ведется в целях обеспечения контроля за соответствием нормативных правовых актов субъектов РФ Конституции России федеральным законам.

К источникам административного права относятся также нормативные правовые актыорганов местного самоуправления . Наименование и виды правовых актов этих органов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования .

III. Международные правовые источники административного права.

В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Данное положение включено в Конституцию впервые в истории нашей страны. В связи с принятием данного принципа открылась возможность прямого действия и применения норм международного права различными органами государства.

Следует отметить, что включая в правовую систему международные договоры Российской Федерации, Конституция РФ (ч. 4 ст. 15) не указывает в качестве необходимого условия инкорпорированиератификации договоров Российской Федерации. Однако на практике в большинстве случаев речь идет о ратифицированных договорах.

Для административного права значение международно-правовых актов как источников права наиболее проявляется в тех областях административно-правового регулирования, где в большей степени необходимо согласование национального и международного права. Одна из таких важнейших сфер  реализация и защита прав человека. В ст. 17 Конституции РФ говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. В соответствующем разделе Конституции (глава 2 «Права и свободы человека и гражданина») закреплены основные права и свободы, которые получили отражение в различных международно-правовых актах, таких как Конвенция МОТ № 111 о дискриминации в области труда; Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования и др.

Различного рода международные договоры России с другими государствами, межправительственные соглашения, затрагивающие вопросы экономической, социально-культурной и других сфер, содержат разнообразные нормы, в том числе административно-правовой направленности, например Договор государств  членов СНГ об обмене аэронавигационной информацией от 25 января 2000 г.

IV. Нормативные правовые акты, принятые до вступления в силу Конституции РФ 1993 г.

В число источников административного права в настоящее время входят отдельные нормативные правовые акты, действовавшие на территории страны до вступления в силу Конституции РФ 1993 г. в части, не противоречащей ей. К ним можно отнести, Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 апреля 1968 г. «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» (в редакции от 4 марта 1980 г.); 21 Закон РФ от 1 октября 1993 г. «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»; 22 Закон РФ от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» 23 и др.

административного - это внешние формы выражения административно-правовых норм. В практическом варианте имеются в виду различных государственных органов, содержащие такого рода , т.е. нормативные акты.

Многообразие административно-правовых норм предполагает и многообразие содержащих и выражающих их источников. К их числу относятся:

  1. Конституция РФ;
  2. Законодательные акты РФ, а также ее субъектов;
  3. РФ, указы высших должностных лиц субъектов РФ;
  4. постановления Правительства РФ, постановления правительств субъектов Федерации;
  5. акты федеральных министерств, других федеральных органов , а также исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации (в межотраслевом и отраслевом масштабе);
  6. нормативные акты представительных и исполнительных органов местного самоуправления (в случае наделения этих органов законом необходимыми государственными полномочиями - ст. 132 Конституции РФ);
  7. межгосударственные соглашения;
  8. акты внутриорганизационного характера (нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений или акты их коллективных органов).

Конституция РФ , многие из норм которой имеют прямую административно-правовую направленность. Это, например, конституционные нормы, закрепляющие основные права, свободы и обязанности , реализация которых осуществляется преимущественно в сфере государственного управления (ст. 22, 24-25, 27, 30-35), разграничивающие предметы ведения и полномочия между федеральными органами и органами субъектов Федерации (ст. 71-73).

В нее включены нормы, направленные на регулирование отношений в сфере деятельности исполнительной власти, например, глава 6 Конституции РФ "Правительство РФ", устанавливающая конституционное положение об осуществлении Правительством РФ исполнительной власти в РФ, статус Правительства РФ, его функции, полномочия, порядок взаимоотношений с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Федерации, иными государственными органами.

Вместе с тем источниками административного права являются конституции республик, входящих в состав РФ; уставы (основные законы) краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов.

Законодательные акты РФ, а также ее субъектов. Наибольшее значение при этом имеют федеральные конституционные и федеральные законы. Среди данных источников административного права можно назвать Федеральный конституционный закон "О Правительстве РФ", Кодекс РФ об административных правонарушениях и другие законы по вопросам, касающимся государственного управления.

Административно-правовые нормы могут найти свое выражение и в законодательных актах представительных органов всех субъектов Федерации.

Ключевую роль среди источников административного права занимают указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ). Источниками административного права являются и нормативные указы высших должностных лиц субъектов РФ.

К числу источников административного права относятся постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ). Источниками административного права могут быть также нормативные постановления правительств субъектов Федерации, например, постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 29 июня 2007 г. N 282 "Об Управлении ветеринарии при Министерстве сельского хозяйства Республики Саха (Якутия)", постановление Правительства Калининградской области от 28 июня 2007 г. N 408 "О мерах по оптимизации бюджетного сектора в Калининградской области".

К источникам административного права можно отнести и акты внутриорганизационного характера - нормативные акты руководителей государственных корпораций, концернов, объединений, предприятий и учреждений (или акты их коллективных органов). Действие содержащихся в них норм ограничено рамками данного формирования. В некоторых случаях нормативные акты государственных корпораций, концернов могут выходить за границы данных коллективных образований (например, в сфере топливно-энергетического комплекса).