Собор радонежских святых. Собор Ра́донежских святых

19 июля (6 июля по «старому стилю» — церковному юлианскому календарю). Четверг 8-й седмицы по Пятидесятнице (восьмой недели после праздника Святой Троицы, иначе именующегося Пятидесятницей). Поста нет . Сегодня совершается празднование Собору Радонежских святых, а также память более трех десятков святых и одной святыни.

Собор Радонежских святых . Праздник Русской Православной Церкви, установленный в память о нескольких десятках православных подвижниках Радонежской земли. Празднование совершается 19 июля (6 июля по церковному юлианскому календарю), на следующий день после дня Обретения честных мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского .

Преподобный Сисой Великий . Египетский святой V века от Рождества Христова. Монах-отшельник, совершавший свои молитвенные подвиги в удалении от других людей в Египетской пустыни в пещере самого преподобного Антония Великого , основателя христианского монашества. Еще при земной жизни за свои аскетические труды отец Сисой сподобился от Господа дара чудотворения. Одним из чудес, совершенных старцем, стало воскрешение умершего отрока. Перед блаженной кончиной лицо отца Сисоя просияло божественным светом. Святой отошел ко Господу в 429 году от Рождества Христова.

Преподобный Сисой Великий. Фото: pravoslavie.ru

Святые мученики Марин, Марфа, Авдифакс, Аввакум, Кирин, Валентин пресвитер, Астерий и иные многие с ними в Риме . Эти святые страдальцы за Христа и Его Церковь были замучены в Риме в числе нескольких сот христианских мучеников в годы правления императора-язычника Клавдия II (268-270 гг. от Рождества Христова).

Святой мученик Коинт (Квинт) Фригийский . Младший современник Римских мучеников, упомянутых ранее, святой Коинт был уроженцем малоазийской провинции Фригии. С юных лет он был воспитан в христианском благочестии. Повзрослев, будущий страдалец пришел в Неолиду, где стал проповедовать Слово Божие, творить милостыню, исцелять и изгонять бесов. В числе исцеленных был и правитель этой области, язычник Руф, которого святой Коинт также излечил от беснования. По пути в Пергам святого арестовали язычники, после чего подвергли страшным мучениям. Но милостью Божией даже от самых страшных травм он был исцелен. Скончался святой Коинт в 283 году от Рождества Христова.

Мученики Исавр диакон, Иннокентий, Филикс, Ермий, Василий, Перегрин . Святые афиняне, пострадавшие за Христа и Его Церковь в македонском городе Аполлонии в годы правления императора-язычника Нумериана (283-284 гг. от Рождества Христова). Вместе с этими страдальцами были усечены мечом также уверовавшие во Христа градоначальники Руф и Руфин , позднее также прославленные в лике святых.

Мученики Исавр, Василий, Иннокентий и дружина. Фото: pravoslavie.ru

Святые мученики Лукия дева, Рикс, Антоний, Лукиан, Исидор, Дион, Диодор, Кутоний, Аронос (Орион), Капик и Сатур . Святая Лукия с юных лет была ревностной христианкой. В молодости она попала в плен к одному из германских племен, однако искренняя вера совершила чудо: вождь племени Рикс даровал ей отдельный дом и возможность молиться Богу. Более того, когда Рикс отправлялся в военные походы, он просил Лукию молиться о победах. В годы антихристианских гонений императора-язычника Диоклетиана принявший христианство Рикс, оставив свой замок и семью, вместе со святой Лукией отправился в Рим, чтобы пострадать за Христа. Там святые были обезглавлены вместе с мучениками Антонием, Лукианом, Исидором, Дионом, Диодором, Кутонием, Ароносом (Орионом), Капиком и Сатуром. Это произошло в 301 году от Рождества Христова.

Мученик Лукиан Римский. Фото: pravoslavie.ru

Преподобный Сисой, схимник Печерский. Этот древнерусский святой, схимник и постник совершал монашеские подвиги в XIII веке в Киево-Печерской лавре. Его честные мощи и по сей день покоятся в лаврских Дальних (Феодосиевых) пещерах.

Обретение мощей праведной девы Иулиании, княжны Ольшанской . Эта юная святая подвижница, дочь благочестивого князя Юрия Дубровицкого-Ольшанского скончалась на 16-м году земной жизни в первой четверти X VI века . Ее тело, погребенное в Киево-Печерской лавре, спустя столетие было обретено нетленным.

Высоко-Петровский Ангел: память преподобномученика Феодора (Богоявленского)

Богородско-Уфимская икона Божией Матери . Этот чудотворный образ Пресвятой Богородицы, особенно почитаемый в Уфимской епархии Русской Православной Церкви и по типу изображения подобный знаменитой Казанской иконе Божией Матери, был явлен в селе Богородском (ныне район Уфы) в 1621 году от Рождества Христова.

Поздравляем православных христиан с памятью этой святыни и всех сегодняшних святых! Их же молитвами, Господи, спаси и помилуй всех нас! Тех же, кто в Таинстве Святого Крещения или в чине монашеского пострига получили имена в их честь, рады поздравить с именинами! Как говорили на Руси в старину: «Ангелам Хранителям — злат венец, а вам — доброго здоровья!» Нашим же усопшим родным и близким — вечная память!

Праздник Собор Радонежских святых начал свое развитие в семнадцатом столетии, ведь именно тогда состоялось восстановление первых списков людей, проходивших обучение у преподобного Сергия Радонежского, удалось напечатать, посвященный Сергию Радонежскому и Никону, проходившему обучение у него, написать икону в честь двух святых.

Одиннадцатого июня 1981 года архимандритом Иеронимом было проведено освещение Собора Радонежских святых, который располагается на севере храмового комплекса в честь всех святых, которые просеяли в России. Патриарх Пимен установил празднование на девятнадцатое июля после того, как восемнадцатого июля верующие могут отпраздновать Обретение мощей Сергия Радонежского. Впервые праздник отметили в 1981 году.

Биография Сергия Радонежского.

Сергий Радонежский – один из самых известных святых, прославившихся в России и в православии. Он сумел стать наставником многих русских святых, которые принесли благо государству, стали поддержкой для общественности. Сергий сумел стать заступником для всего Российского государства и проявить свою кротость, которая стала примером не только для мирских жителей, но и для монахов. Сергию можно молиться для того, чтобы получить помощь в учении, развитии кротости, появлении веры и о сохранении мира на родине.

Сергий сумел основать Свято-Троицкую Сергиеву лавру, что и стало основой для последующего появления праздника. В это же время святой преобразовывал монашество на Руси.

Сергий родился в небольшом селе Варницы, которое расположилось под городом Ростов. Родителями святого стали боярин Кирилл, а также его супруга Мария. В семь лет началось обучение. Вначале Сергий не достигал успехов в обучении и не мог познать основ грамоты, но затем он открыл для себя Священное писание, сумел проявить удивительное терпение и найти себя в церковной службе, ионическом житии.

Вскоре Сергий, который в миру был Варфоломеем, начал жить в пустыне и лесу, скитаться и строительство келии, небольшой церквушки, освященной во Имя Пресвятой Троицы. В октябре одной тысячи триста тридцать седьмого года состоялся постриг, во время которого и было принято имя Сергия Радонежского. Новости о том, что святой странствует по всему краю, распространялись и у него начали появляться последователи, стремящиеся к строгой монашеской жизни. Впоследствии начала существовать обитель. В одной тысяче трехсот тридцатых – одной тысяче трехсот сороковых годах уже появился Троицкий монастырь, который в настоящее время известен как Свято-Троицкая Сергиева лавра. Деятельность монастыря становилась все более известным фактом, после чего он стал обладателем удивительного богатства, которое принадлежало всему монастырскому комплексу.

Сергий стремился всегда жить смиренно, оказывать максимальную помощь для всей братии. Именно в его круг задач входили многочисленные виды работ: рубка дров, переработка зерна, приготовление хлеба, строительство келий, пошив монашеской одежды и специальной обуви. При этом Сергий уже служил в качестве игумена.

В 1372 году патриарх Филофей из Константинополя прислал послов к Сергию и благословил на подвиги и получение грамоты, после чего монастырь должен был стать общежительным и соответствовать христианской общине, существовавшей в эпоху апостолов. Московский Алексий разрешил ввести в монастырской обители строгое общежитие. Вскоре у иноков начали появляться требования относительно строгости устава монастыря, и Сергию пришлось покинуть монастырь. Вскоре на реке Киржач был основан новый монастырь, который стал одним из многочисленных монастырских комплексов, начавших свою историю благодаря Сергию. Вскоре первый монастырь достался ученику Сергия Радонежского, Роману.

Благодаря чему Сергий Радонежский прославился?

Сергий Радонежский стал не только одним из самых известных святых православия, ведь он также проявил себя как мудрый человек, обладающий пониманием правильного решения политических вопросов. Среди общественных действий необходимо отметить умирение раздоров между различными политическими деятелями, правителями и в обществе, сплочение земель, которые должны были войти впоследствии в состав СССР, а затем – современной России.

В 1366 году благодаря Сергию удалось успешно найти мирный выход из спора, который царил в княжеской семье, за Нижний Новгород. В 1387 году Сергий добился того, чтобы Олег Рязанский поладил с правителями Москвы.

Особенно значимыми оказались дела перед Куликовской битвой, которая состоялась в 1380 году. Тогда же благо пошли и молитвы святого. Князь Димитрий Донской нашел благословения у Сергия Радонежского.

Многие люди и до нынешних дней благодарны святому не только за развитие православия, но и за общественные дела, позволивших избежать многих печальных событий в истории.

Память о Сергии Радонежском.

Дата гибели святого – восьмое октября 1392 года, что соответствует двадцать пятому сентября по старому стилю.

Пятого июля одной тысячи четыреста двадцать второго года были открыты мощи святого Сергия Радонежского. Тогда учредили празднование преподобного святого, но уровень прежде был только местным.

В одной тысяче четыреста пятьдесят третьем году состоялось причисление Сергия к лику святых.

В 1463 году была построена первая церковь, которая стала известной, во имя преподобного.

Русская православная церковь отмечает день памяти преподобного дважды: в день гибели и восемнадцатого июля, когда состоялось обретение мощей. Девятнадцатого июля принято отмечать Собор Радонежских. Все эти праздники являются поистине важными для православных людей и отмечаются ежегодно с соблюдением многочисленных традиций. Православные и политические, общественные действия, совершаемые Сергием Радонежским, в действительности оказались поистине значимыми для всей истории Российского государства.

Среди знаменательных дней, особо выделенных в Православном календаре, есть один, о котором имеют ясное представление далеко не все россияне, желающие в полной мере приобщиться к национальной духовной культуре. Речь идёт о ежегодно отмечаемом 19 июля Соборе Радонежских святых. Что за праздник установлен в этот день, и каковы его исторические корни, мы попытаемся разобраться в данной статье.

Во глубине веков

Историю праздника, именуемого Собором Радонежских святых, принято исчислять с середины XVII века. Именно тогда впервые были составлены списки учеников и ближайших продолжателей дела Сергия Радонежского. Этот труд возложили на себя честные иноки основанной им лавры.

Ими же был составлен в те годы молебный канон Великому печальнику земли Русской (так принято величать Сергия Радонежского) и его ближайшему ученику ─ преподобному Никону. Наиболее ранняя икона «Собор Радонежских святых» также относится к этому периоду. Впоследствии с неё были сделаны многочисленные списки, которые и сегодня можно видеть в российских храмах.

Установление благочестивой традиции

Следующий этап установления праздника Собор Радонежских святых относится к периоду, когда во главе Московской епархии стоял выдающийся религиозный деятель ─ митрополит Филарет (Дроздов). В 1843 году по его благословению и при личном участии был создан Гефсиманский скит, ставший общежительным отделением Троице-Сергиевой лавры. Вскоре на его территории появилась и первая в России церковь, освящённая в честь Радонежских святых ─ преподобных Сергия и Никона.

Там же, в скиту, составили особую службу, написанную в их честь, и впервые совершённую в летнее празднование дня, в который были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского (18 июля по н. с.). С тех пор вошло в традицию в день, следующий за этим торжеством, то есть 19 июля поминать всех угодников Божьих, составивших Собор Радонежских святых. Молитвы, возносимые в этот день, обращены не только ко святому Сергию ─ Печальнику земли русской, но и ко всем его многочисленным ученикам. Однако в тот период официального статуса праздник ещё не имел.

Официальное установление праздника

В течение последующих веков список Радонежских святых пополнялся благодаря духовным и светским исследователям становления и распространения православия на Руси, не прекращавшим своих изысканий даже в тяжёлые времена гонения на веру. В результате был составлен полный Патерик ─ книга, в которой собраны жития всех святых, живших и трудившихся на духовной ниве в различные периоды истории, но являвшихся достойными последователями её преподобного основателя.

Официально же праздник, именуемый Собором Радонежских святых, был установлен уже в советское время. Произошло это событие в июне 1981 года, когда по благословению святейшего Пимена, стоявшего тогда во главе российского православия, в храме Всех святых, находящемся в цокольном этаже Успенского собора - одного из древнейших сооружений лавры, - был освящён в их честь придел. Тогда же, на основании патриаршего указа, получил официальный статус праздник, традиционно отмечавшийся в их честь 19 июля. В том же году соответствующие ему службы прошли во всех, действовавших тогда, российских церквях.

Печальник и Чудотворец всея Руси

Сегодня, отмечая 19 июля Собор Радонежских святых, Церковь поминает имена семидесяти пяти святых угодников Божьих. В их число входят как ученики, собеседники и сродники преподобного Сергия, так те, кто был лишён благодати непосредственного общения с ним, но стал достойным продолжателем его дела.

Остановимся подробнее на тех, чья память отмечается в день Собора Радонежских святых. Прежде всего это, разумеется, сам преподобный Сергий Радонежский, являющийся основателем и первым настоятелем лавры. За те скорби, которые он претерпел, радея о нуждах отчизны, в народе его величают Великим печальником земли Русской, а за дар прозорливости, ниспосланный ему Богом ─ всея России чудотворцем. Точная дата его появления на свет не установлена (1313 или 1324 гг.), но доподлинно известно, что отошёл он ко Господу в 1392 году.

Родственники святого

Далее в Патерике Радонежских святых означены сродники Сергия Радонежского. Это его мать и отец ─ преподобные Мария и Кирилл, родной брат Стефан, окончивший земной путь в лавре, и прославленный в лике святых. Кроме того, в их число вошёл святитель Феодор, являющийся его племянником, и возглавлявший при жизни Ростовскую епархию. Он также был канонизирован после смерти.

Ученики святого наставника

Вслед за этими угодниками Божьими, состоявшими во дни своей земной жизни в кровном родстве со святым Сергием, в день празднования Собора Радонежских святых поминаются его ученики. Их перечень включает в себя более сорока имён. В него входят не только те, кто сподобился жить в одно время с преподобным Сергием, но и многочисленные последователи, духовно возросшие на примере его святой жизни. Не имея возможности подробно рассказать о каждом из них, остановимся лишь на некоторых наиболее ярких примерах.

Преподобный Никон

Прежде всего Никон Радонежский, память которого отмечается 30 ноября. Являясь ближайшим учеником святого Сергия, он принял из его рук настоятельский посох и возглавил братию лавры после блаженной кончины своего учителя.

Ещё в юности, прослышав о великих духовных подвигах и аскетической жизни, которую вёл его будущий наставник, Никон оставил суетный мир, и пришёл к нему в обитель. Однако преподобный Сергий, решив испытать его смирение, отослал молодого инока к другому своему ученику ─ Афанасию, являвшемуся в те годы настоятелем Безропотно пробыв в указанной ему обители почти два десятка лет, Никон вновь явился в лавру и на этот раз остался в ней до скончания своих дней. Именно он является духовным наследником преподобного Сергия. На иконах Собора Радонежских святых, появившихся, как было сказано, ещё в XVII веке, их фигуры изображаются рядом.

Воины и художники, ставшие учениками святого Сергия

В перечень учеников преподобного наставника входят и два легендарных монаха-воина ─ и которые по благословению своего духовного отца и учителя отправились вместе с Дмитрием Донским на Куликовскую битву. Оба они сложили головы за веру и отечество, причём, согласно летописи, перед началом сражения Пересвет сошёлся в поединке с богатырём-любимцем татарского хана Челубеем, убив которого, также пал, пронзённый его копьём. Оба воина, надевшие поверх монашеских ряс боевые доспехи, позднее были прославлены в лике святых.

Также всенародно известным святым, прошедшим свой земной путь уже в более поздние годы, не имевшим личного общения с преподобным Сергием, но, тем не менее, по духовному родству причисляемым к его ученикам, является святой иконописец Андрей Рублёв. Известно, что в 1420 году, то есть уже после кончины преподобного Сергия, он вместе с другим выдающимся живописцем ─ Даниилом Чёрным трудился над созданием фресок Троицкого собора лавры. Там же им был создан и его знаменитый шедевр «Троица». Оба прославленных иконописца почитаются Русской православной церковью в лике святых.

Благословение на битву

К этой категории угодников Божьих относятся те, кто, не имея с ним тесного общения, сподобился, тем не менее, встречаться, беседовать и, получив благословения, вести в дальнейшем жизнь, направленную на исполнение заповедей Божьих. Среди наиболее известных собеседников преподобного можно назвать святого благоверного князя Дмитрия Донского.

Известно, что перед Куликовским сражением, где его войско обратило в бегство полчища Мамая, князь приезжал в обитель к преподобному Сергию, и получил от него благословение на борьбу с супостатами. Кроме того, в день сражения, разыгравшегося 8 сентября 1380 года, святой внутренним взором следил за происходившими на значительном отдалении от него событиями, и не только возвещал окружавшим его инокам о ходе битвы, но и молитвенно испрашивал помощь русским воинам у Небесных Сил.

Основатели монастырей на Белоозере

В качестве собеседников преподобного в Патерике упоминаются также два православной церкви, внесших значительный вклад в становление российского монашества. Это преподобные Ферапонт и Кирилл Белозерские, ставшие основателями известнейших в наши дни обителей, расположенных на берегах Белоозера. Когда-то эти земли принадлежали ─ можайскому князю Андрею. Со временем обе обители вошли в число крупнейших духовных центров России, подаривших ей немало истинных подвижников благочестия и прославленных богословов. Всего же в перечне собеседников преподобного Сергия приводится 12 имён.

Остальными же угодниками божьими, в честь которых ежегодно 19 июля в православных храмах читается акафист Собору Радонежских святых, являются иноки Троице-Сергиевой лавры, прославившие её своими деяниями в течение длительного исторического периода, берущего начало во второй половине XV века и завершающегося в XX столетии.

Собор Ра́ донежских святых

Житие

Ис-то-рия уста-нов-ле-ния Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых вос-хо-дит к се-ре-дине XVII ве-ка. Имен-но в то вре-мя бы-ли вос-ста-нов-ле-ны пер-вые спис-ки уче-ни-ков пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го, был на-пе-ча-тан «Ка-нон мо-ле-бен пре-по-доб-ным и бо-го-нос-ным от-цом на-шим игу-ме-ну Сер-гию и уче-ни-ку его Ни-ко-ну, чу-до-твор-цам». При-бли-зи-тель-но к то-му же вре-ме-ни от-но-сит-ся на-пи-са-ние ико-ны Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых. По-сле-ду-ю-щие со-бы-тия в уста-нов-ле-нии Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых свя-за-ны с име-нем мит-ро-по-ли-та Мос-ков-ско-го . В 1843 го-ду на-мест-ник Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ры ар-хи-манд-рит Ан-то-ний по бла-го-сло-ве-нию и под на-блю-де-ни-ем мит-ро-по-ли-та Фила-ре-та устро-ил об-ще-жи-тель-ное от-де-ле-ние Лав-ры - Геф-си-ман-ский скит. 27 сен-тяб-ря 1853 го-да в ски-ту бы-ла освя-ще-на тра-пез-ная цер-ковь во имя пре-по-доб-ных Сер-гия и Ни-ко-на Ра-до-неж-ских. К лет-не-му празд-ни-ку об-ре-те-ния мо-щей пре-по-доб-но-го Сер-гия (18 июля по но-во-му сти-лю) бы-ла со-став-ле-на «Служ-ба пре-по-доб-ным от-цом на-шим Сер-гию и Ни-ко-ну, Ра-до-неж-ским чу-до-твор-цам. В хра-ме их, в ски-те Геф-си-ма-нии». На про-тя-же-нии XIV-XX ве-ков сло-жил-ся Па-те-рик Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ры, в ко-то-рый вхо-дят бо-лее се-ми-де-ся-ти пя-ти угод-ни-ков Бо-жи-их, в том чис-ле срод-ни-ки, уче-ни-ки и со-бе-сед-ни-ки пре-по-доб-но-го Сер-гия, свя-тые ино-ки Тро-и-це-Сер-ги-е-вой оби-те-ли. 11 июня 1981 го-да на-мест-ник Тро-и-це-Сер-ги-е-вой Лав-ры ар-хи-манд-рит Иеро-ним освя-тил но-вый при-дел в честь Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых, устро-ен-ный в се-вер-ной ча-сти хра-ма в честь Всех свя-тых, в зем-ле Рос-сий-ской про-си-яв-ших, что под Успен-ским со-бо-ром оби-те-ли. По бла-го-сло-ве-нию свя-тей-ше-го пат-ри-ар-ха Мос-ков-ско-го и всея Ру-си Пи-ме-на бы-ло уста-нов-ле-но празд-но-ва-ние Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых на сле-ду-ю-щий день по-сле празд-ни-ка в честь об-ре-те-ния мо-щей пре-по-доб-но-го Сер-гия Ра-до-неж-ско-го - 19 июля. 19 июля 1981 го-да бы-ло впер-вые со-вер-ше-но тор-же-ствен-ное празд-но-ва-ние Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых.

В со-став Со-бо-ра Ра-до-неж-ских свя-тых, воз-глав-ля-е-мо-го пре-по-доб-ным Сер-ги-ем, во-шли его срод-ни-ки, уче-ни-ки и со-бе-сед-ни-ки, а так-же свя-тые ино-ки Тро-и-це-Сер-ги-е-вой оби-те-ли. В об-щей слож-но-сти к на-ча-лу XXI ве-ка в Со-бо-ре вспо-ми-на-ют-ся бо-лее се-ми-де-ся-ти пя-ти угод-ни-ков Бо-жи-их, в том чис-ле:

Прп. Сер-гий, игу-мен Ра-до-неж-ский и всея Рос-сии чу-до-тво-рец († 1392; па-мять 5 июля, 25 сен-тяб-ря)

Срод-ни-ки Прп. Сер-гия

Прпп. Ки-рилл и Ма-рия, ро-ди-те-ли († 1337; па-мять 18 ян-ва-ря, 28 сен-тяб-ря)
Прп. Сте-фан, брат (XIV—XV вв.; па-мять 14 июля)
Свт. Фе-о-дор, ар-хи-еп. Ро-стов-ский, пле-мян-ник († 1394; па-мять 28 но-яб-ря)

Уче-ни-ки Прп. Сер-гия

Прп. Ав-ра-амий Га-лич-ский, Чух-лом-ский († 1375; па-мять 20 июля)
Прп. Силь-вестр Об-нор-ский († 1379; па-мять 25 ап-ре-ля)
Прпп. во-и-ны-схи-мо-на-хи Алек-сандр Пе-ре-свет († 1380) и Ан-дрей Ос-ля-бя (XIV в.) (па-мять 7 сен-тяб-ря)
Прп. Леон-тий Стро-мын-ский († ок. 1380; па-мять 20 июля)
Прп. Илия ке-ларь († 1384, па-мять 29 мая)
Прп. Ми-хей († 1385, па-мять 6 мая)
Прп. Иса-а-кий Мол-чаль-ник († 1388; па-мять 30 мая)
Прп. Афа-на-сий Же-лез-ный По-сох и Фе-о-до-сий Че-ре-по-вец-кие († ок. 1388; па-мять 25 сен-тяб-ря, 26 но-яб-ря)
Прп. Ва-си-лий Су-хий († до 1392; па-мять 1 ян-ва-ря)
Прп. Мит-ро-фан-игу-мен, ста-рец († до 1392; па-мять 4 июня)
Прп. Си-мон, ар-хи-манд-рит, Смо-лен-ский († до 1392; па-мять 10 мая)
Прп. Ме-фо-дий Пеш-нош-ский († 1392; па-мять 4 июня, 14 июня)
Прп. Ро-ман Кир-жач-ский († 1392; па-мять 29 июля)
Прп. Сав-ва Стро-мын-ский († 1392; па-мять 20 июля)
Прп. Иг-на-тий († по-сле 1392; па-мять 20 де-каб-ря)
Прп. Ма-ка-рий († по-сле 1392; па-мять 19 ян-ва-ря)
Прп. Си-мон екк-ли-си-арх († по-сле 1392; па-мять 10 мая)
Прп. Ан-д-ро-ник Мос-ков-ский († ок. 1395-1404; па-мять 13 июня)
Прп. Вар-фо-ло-мей (XIV в.; па-мять 11 июня)
Прп. Ели-сей диа-кон (XIV в.; па-мять 14 июня)
Прп. Иа-ков по-соль-ник (XIV в.; па-мять 23 ок-тяб-ря)
Прп. Иа-ков Стро-мын-ский (XIV в.; па-мять 21 ап-ре-ля)
Прп. Иоан-ни-кий (XIV в.; па-мять 4 но-яб-ря)
Прп. На-ум (XIV в.; па-мять 1 де-каб-ря)
Прп. Нек-та-рий, вест-ник (XIV в.; па-мять 29 но-яб-ря)
Прп. Они-сим вра-тарь (XIV в.; па-мять 15 фев-ра-ля)
Прп. Гри-го-рий Го-лутвин-ский, Ко-ло-мен-ский (XIV-XV вв.; 25 ян-ва-ря)
Прп. Фе-ра-понт Бо-ро-вен-ский, Ка-луж-ский (XIV-XV вв.; па-мять 27 мая)
Прпп. Афа-на-сий Стар-ший († по-сле 1401) и Афа-на-сий Млад-ший († 1395), Вы-соц-кие, Сер-пу-хов-ские (па-мять 12 сен-тяб-ря)
Прп. Сав-ва Сто-ро-жев-ский, Зве-ни-го-род-ский († 1406; па-мять 19 ян-ва-ря, 3 де-каб-ря)
Прп. Сав-ва Мос-ков-ский († ок. 1410; па-мять 13 июня)
Прп. Ни-ки-фор Бо-ров-ский († до 1414; па-мять 9 фев-ра-ля)
Прп. Епи-фа-ний Пре-муд-рый († ок. 1418-1422; па-мять 12 мая)
Прп. Сер-гий Ну-ром-ский, Об-нор-ский († 1421; па-мять 7 ок-тяб-ря)
Прп. Ни-ки-та Бо-ров-ский († по-сле 1421; па-мять 1 мая)
Прп. Ан-дрей Рублев, ико-но-пи-сец, Мос-ков-ский († 1426; па-мять 4 июля)
Прп. Да-ни-ил Чер-ный, ико-но-пи-сец, Мос-ков-ский († 1426; па-мять 13 июня)
Прп. Ни-кон, игу-мен Ра-до-неж-ский и всея Рос-сии чу-до-тво-рец († 1426, па-мять 17 но-яб-ря)
Прп. Алек-сандр Мос-ков-ский († по-сле 1427; па-мять 13 июня)
Прп. Па-вел Ко-мель-ский, Об-нор-ский († 1429; па-мять 10 ян-ва-ря)
Прп. Иа-ков Же-лез-но-бо-ров-ский († 1442; па-мять 11 ап-ре-ля, 5 мая)

Со-бе-сед-ни-ки Прп. Сер-гия

Свт. Ди-о-ни-сий Суз-даль-ский, митр. Ки-ев-ский и всея Ру-си († 1385; па-мять 26 июня, 15 ок-тяб-ря)
Бл-гв. вел. кн. Ди-мит-рий Дон-ской († 1389; па-мять 19 мая)
Прмчч. Гри-го-рий и Кас-си-ан Ав-неж-ские († 1392; па-мять 15 июня)
Прп. Ди-мит-рий При-луц-кий († 1392; па-мять 11 фев-ра-ля, 3 июня)
Свт. Сте-фан, еп. Ве-ли-ко-перм-ский († 1396; па-мять 26 ап-ре-ля)
Свт. Ми-ха-ил, еп. Смо-лен-ский († 1402; па-мять 28 но-яб-ря)
Прп. Ев-фи-мий Суз-даль-ский († 1404; па-мять 1 ап-ре-ля, 4 июля)
Прп. Сте-фан Махри-щский († 1406; па-мять 14 июля)
Прп. Ев-фро-си-ния Мос-ков-ская, в ми-ру вел. кн. Ев-до-кия († 1407; па-мять 6 июля)
Прпп. Фе-о-дор († 1409) и Па-вел († по-сле 1409) Ро-стов-ские (па-мять 22 ок-тяб-ря)
Прп. Фе-ра-понт Бе-ло-зер-ский, Мо-жай-ский, Лу-жец-кий († 1426; па-мять 27 мая, 27 де-каб-ря)
Прп. Ки-рилл Бе-ло-зер-ский († 1427; па-мять 9 июня)

Свя-тые ино-ки Тро-и-це-Сер-ги-е-вой оби-те-ли

Свт. Вас-си-ан (Ры-ло), ар-хи-еп. Ро-стов-ский († 1481; па-мять 23 мар-та)
Прп. Мар-ти-ни-ан Бе-ло-зер-ский († 1483; па-мять 12 ян-ва-ря, 7 ок-тяб-ря)
Свт. Се-ра-пи-он, ар-хи-еп. Нов-го-род-ский († 1516; па-мять 16 мар-та)
Прп. Ар-се-ний Ко-мель-ский († 1550; па-мять 24 ав-гу-ста)
Свт. Иоасаф (Скри-пи-цын), митр. Мос-ков-ский и всея Ру-си († 1555; па-мять 27 июля)
Прп. Мак-сим Грек († 1556; па-мять 21 ян-ва-ря, 21 июня)
Сщ-мч. Иоасаф Бо-ров-ский († 1610; па-мять 12 ян-ва-ря)
Прп. Ири-нарх по-но-марь († 1621; па-мять 12 ян-ва-ря, 28 но-яб-ря)
Прп. До-ро-фей кни-го-хра-ни-тель († 1622; па-мять 5 июня)
Прп. Ди-о-ни-сий Ра-до-неж-ский († 1633; па-мять 12 мая)
Свт. Иоасаф (Гор-лен-ко), еп. Бел-го-род-ский († 1754; па-мять 4 сен-тяб-ря, 10 де-каб-ря)
Прп. Ан-то-ний (Мед-ве-дев), ар-хим. († 1877; па-мять 12 мая, 3 ок-тяб-ря)
Свт. Ин-но-кен-тий (Ве-ни-а-ми-нов), митр. Мос-ков-ский († 1879; па-мять 31 мар-та, 23 сен-тяб-ря)
Прп. Вар-на-ва (Мер-ку-лов) Геф-си-ман-ский, иером. († 1906; па-мять 17 фев-ра-ля)

Молитвы

Тропарь Собору Радонежских святых

Днесь све́тло пра́зднуем, ве́рнии лю́дие,/ пресла́вныя Тро́ицкия оби́тели торжество́:/ се бо ве́лий собо́р святы́х чудотво́рцев Ра́донежских,/ я́ко ди́вныя пти́цы небе́сныя,/ явля́ет нам Це́рковь Росси́йская,/ стезя́ми честна́го их жития́ ше́ствовати всех призыва́ющи,/ к ни́мже, с ве́рою и любо́вию притека́юще, воззове́м:/ моли́теся о нас ко Пресвяте́й Тро́ице,/ преподо́бнии отцы́ на́ши с Богоно́сным а́ввою Се́ргием,/ мир ми́рови дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лия ми́лости.

Перевод: Сегодня светло празднуем, верующие люди, преславной Троицкой обители торжество, ибо великий собор святых чудотворцев Радонежских, как удивительных птиц небесных, являет нам Церковь Российская, призывая всех идти путями почитаемого их жития, к ним же с верой и любовью обращаясь, воззовем: «Молитесь о нас ко , отцы наши с аввой Сергием, мир даровать миру и душам нашим великие милости».

Ин тропарь Собору Радонежских святых

Плоды́ доброде́телей на земли́ прине́сше,/ преподо́бнии отцы́,/ в Небе́сных черто́зех ны́не благоуха́ете, я́ко ра́йстии цве́ти,/ и лице́м к лицу́ зри́те Пресвяту́ю Тро́ицу,/ Ю́же дерзнове́нно моли́те,// спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: Плоды на земле принесшие, преподобные отцы, в Небесных чертогах сейчас благоухаете, как райские цветы, и лицом к лицу созерцаете Пресвятую Троицу, Ее же с молите о спасении душ наших.

Кондак Собору Радонежских святых

Прииди́те, вси концы́ оте́чества на́шего,/ просла́вим святы́й лик уго́дников Ра́донежских,/ я́ко зве́зды, украси́вших не́бо церко́вное по́двиги земна́го жи́тельства,/ тех бо предста́тельством те́плым ко Го́споду/ мно́гия нам ми́лости Его́ низпосыла́ются,/ бе́дствия отгоня́ются и злы́я стра́сти укроща́ются./ И́хже всесвяту́ю па́мять ны́не пра́зднующе, та́ко возопии́м:/ ра́дуйтеся, Се́ргие и Ни́коне и вси Ра́донежстии чудотво́рцы,// усе́рднии служи́телие Живонача́льныя Тро́ицы.

Перевод: Придите, все концы Отечества нашего, прославим святое собрание угодников Радонежских, как звезды, украсивших небо церковное подвигами земной жизни, ибо их горячим заступничеством перед Господом многие нам милости Его ниспосылаются, бедствия прогоняютя и злые укрощаются. Их же всесвятую память сегодня празднуя, так воззовем к ним: «Радуйтесь, Сергий и Никон и все Радонежские чудотворцы, ревностные служители Живоначальной Троицы».

Молитва Радонежским святым

О, преподо́бнии и Богоно́снии отцы́ на́ши Се́ргие, Ни́коне и вси Ра́донежстии святи́и во оби́тели Животворя́щия Тро́ицы благоле́пно процве́тшии и в земли́ Росси́йстей пресла́вно возсия́вшии! Я́ко лучи́ многосве́тлыя Со́лнца пра́вды, Христа́ Жизнода́вца, во оте́честве на́шем вы у́бо яви́стеся, све́том благода́ти Боже́ственныя чуде́сне ду́ши правосла́вных озари́вше, наста́вите у́бо и вразуми́те нас, в ле́ности су́щих, на путь пра́вды жи́зни ве́чныя. Внемли́те гла́су моле́ния на́шего, да испо́лним, я́ко раби́ благоразу́мнии, вся повеле́нная нам Го́сподем на́шим Иису́сом Христо́м. И ны́не, в день всесвяты́я па́мяти ва́шея и прославле́ния во оби́тели сей, мо́лим вас приле́жно, святи́и уго́дницы Бо́жии, на́ши те́плии предста́телие пред Престо́лом Святы́я Тро́ицы и хода́таи усе́рднии, да испроси́те нам, гре́шным и недосто́йным рабо́м, вели́кия и бога́тыя ми́лости Бо́жия, да прии́дем вси в позна́ние и́стины, принося́ще плоды́ досто́йныя покая́ния, и́мже обря́щем благода́ть Всесвята́го Ду́ха. О, до́брии наста́вницы на́ши и моли́твенницы ко Го́споду! Неусы́пно предста́тельствуйте о Це́ркви на́шей, да пребыва́ет при́сно в чистоте́ Правосла́вия и да свиде́тельствует непрело́жно в ми́ре сем о ве́чней и Боже́ственней Христо́вой и́стине, ю́же апо́столи святи́и утверди́ша и отцы́ Це́ркве невреди́му соблюдо́ша. Я́ко иму́ще дерзнове́ние ко Святе́й Тро́ице, неосла́бно бди́те в Небе́сных моли́твах ва́ших о правосла́внем оте́честве на́шем, о тишине́ и благосостоя́нии всего́ ми́ра, да вси, преуспева́юще в ве́ре, благоче́стно поживе́м и сподо́бимся неосужде́нно ста́ти одесну́ю Всеще́драго Бо́га, иде́же вы ра́дуетеся и весели́теся со все́ми, от ве́ка Ему́ угоди́вшими. Ами́нь.

Нет, наверное, ни одного человека в России, даже среди неверующих, который не слышал бы никогда о преподобном Сергие, игумене Радонежском. Основанная им обитель, именуемая Троице-Сергиевой Лаврой, прославилась далеко за пределами нашего Отечества. 18 июля православные христиане отмечают праздник, установленный Церковью в честь обретения честных мощей преподобного Сергия . На следующий же день после указанной даты чествуется память близких к подвижнику слуг Божьих. Этот праздник носит название .


Расшифровка термина «Собор»

Религиозное торжество украсило собой православный календарь в конце прошлого века. Установление нового праздника произошло 10 июля 1981 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. Было решено отмечать дату на следующий день после даты обретения мощей преподобного Сергия Радонежского .


Следует отметить, что подобное – дело обычное в церковной практике. Так, вслед за праздником Рождества отмечается Собор Пресвятой Богородицы , а Собору Архангела Гавриила предшествует праздник Благовещения . Правда, даты, посвященные прославлению сонма святых, более многочисленны, чем те, в рамках которых чествуют одно лицо. Они объединяют подвижников по территориальному признаку (Собор Курских, Саратовских, Нижегородских, Казанских святых и т.д.), общим подвигом, пребыванием в одном монастыре (Собор Киево-Печерских Отцов, к примеру) или иным образом. Ко второй группе таких дат и относится рассматриваемое нами христианское торжество.

История установления праздника

Предпосылки возникновения даты под названием «Собор Радонежских святых» появились еще в середине XVII столетия. Именно тогда общественность в полной мере осознала важность духовной личности преподобного Сергия и значимость его вклада в развитие истинного православия на Руси. К указанному времени относится и восстановление первых списков учеников игумена Радонежского. Также свет увидел «Канон молебен преподобным и богоносным отцем нашим игумену Сергию и ученику его Никону, чудотворцам». Примерно в тот же период была написана икона Собора Радонежских святых. Данный образ занял свое место в Троицком соборе, на западной стороне левого столпа. А иконостас озвученного храма украсило другое святое полотно, с изображением преподобных Сергия и ученика его Никона.

На этом бессознательная и одновременно удивительно целенаправленная подготовка к установлению праздника Собора Радонежских святых не закончилась. Напротив, она вступила в еще более активную фазу. В 1843 году Троице-Сергиева Лавра обзавелась общежительным отделением по благословению и под пристальным контролем митрополита Филарета. Непосредственным исполнителем сего действа выступил по поручению указанного высокопоставленного духовного лица архимандрит Антоний (Медведев; +1877), являвшийся наместником упомянутого монастыря. Называлось общежительное отделение Гефсиманским скитом. 27 сентября 1853 года в последнем было осуществлено освящение трапезной церкви в честь преподобных Сергия и Никона Радонежских.

Несколько раньше, к летнему празднеству, посвященному обретению мощей преподобного Сергия свет увидела новая служба. Она имела следующее наименование: «Служба преподобным отцем нашим Сергию и Никону, Радонежским чудотворцам. В храме их, в ските Гефсимании». Данная служба состоит из текстов служб Сергию и Никону Радонежским. Данная рукопись, о которой идет речь, сохранилась до наших дней. Она продолжительное время была на хранении у «слепого Сережи» - известного лаврского звонаря, а после – у его ученика Константина. В копии (из-за смены переплета) на книге даже сохранилась дарственная надпись. Звучит она следующим образом: «Жертвую на храм преподобных Сергия и Никона, что в ските Гефсиманском. 3 июля 1853 года. Архимандрит Антоний». Рукопись «Службы» достаточно ценна, ведь в этом документе, по сути, зафиксирована была практика богослужений в Троице-Сергиевой Лавре середины позапрошлого века.


Еще одно важное событие, предшествующее установлению праздника, - это освящение нового придела в честь Собора Радонежских святых. Последний устроили под Успенским собором обители, в храме в честь Всех святых, в земле Российской просиявших, а именно – в северной его части. Случилось сие 11 июня 1981 года. Освящение придела произвел архимандрит Иероним (+1982), наместник Троице-Сергиевой лавры.

Первое торжественное празднование Собора Радонежских святых было совершено 6/19 июля 1981 года – на следующий день после праздника обретения святых мощей преподобного. В указанном году были составлены молитва, тропарь и кондак Радонежским святым.

Радонежские святые – кто они?

Итак, мы уже сказали о том, что Собор – праздник, объединяющий подвижников Господних по какому-либо признаку . В рассматриваемом нами случае это непосредственная близость людей, верно служащих Богу, к личности преподобного игумена Сергия. Патерик Троице-Сергиевой Лавры формировался на протяжении ХIV - XX веков. В состав Собора Радонежских святых были включены сродники, ученики, собеседники старца, а также иноки Троице-Сергиевой Лавры. На сегодняшний момент данный список состоит более чем из 75-ти имен подвижников благочестия, а возглавляет его сам преподобный Сергий Радонежский, чудотворец, основатель святой обители.

О некоторых участниках Собора, несмотря на внушительность перечня, все-таки стоит упомянуть особо.

В категории сродников преподобного Сергия числятся его родители – преподобные Кирилл и Мария , брат – преподобный Стефан, племянник – святитель Феодор, архиепископ Ростовский.

В списке учеников святого есть такие известные имена, как прп. Савва Сторожевский , Звенигородский; прп. Епифаний Премудрый; прп. Андрей Рублев , знаменитый русский иконописец; прп. Даниил Черный, иконописец; воины-схимонахи Александр Пересвет и Андрей Ослябя; прп. Андроник Московский.


Из собеседников преподобного Сергия, включенных в Собор Радонежских святых, стоит выделить благоверного великого князя Димитрия Донского, преподобную Евфросинию Московскую, преподобного Кирилла Белозерского.

Знаменитые иноки обители игумена Сергия: преподобный Максим Грек, святитель Иоасаф Белгородский.



В праздник Собора Радонежских святых принято на службе – петь, а дома (если, конечно, вы являетесь верующим православным христианином) – читать определенные молитвы, прославляющие подвижников и близких к Троице-Сергиевой Лавре, а также ее основателю личностей. Ниже приведена одна из них – кондак:

Кондак, глас 8

Приидите, вси концы отечества нашего,/ прославим святый лик угодников Радонежских,/ яко звезды, украсивших небо церковное подвиги земнаго жительства,/ тех бо предстателъством теплым ко Господу/ многия нам милости Его низпосылаются,/ бедствия отгоняются и злыя страсти укрощаются./ Ихже всесвятую память ныне празднующе, тако возопиим:/ радуйтеся, Сергие и Никоне и вси Радонежстии чудотворцы,/ усерднии служителие Живоначальныя Троицы.