О чем нас предупреждают первые христианские мученики руси феодор и иоанн. Христианские первомученики на руси феодор варяг и сын его иоанн


СТРАДАНИЯ СВЯТЫХ ПЕРВОМУЧЕНИКОВ РОССИЙСКИХ

ФЕОДОРА ВАРЯГА И СЫНА ЕГО ИОАННА

Святые мученики Феодор варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в X столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали осо-бенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, одни из них про-кладывали новые торговые пути в Византию, на Восток, другие участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси — из Балтийского моря в Черное — называли тогда путем «из варяг в греки». На варяжскую дружину опирались в сво-их начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди ко-торых они жили, многие из заморских пришель-цев под влиянием Византийской Церкви прини-мали святое крещение.

Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Ви-зантией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное влияние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860—882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940—950 гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при кн. Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших кн. Игоря в 945 г., при Святос-лаве, отказавшемся принять крещение, несмотря на настояния своей матери равноапостольной Ольги).

Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем киевским оставался назначенный им старший сын его Ярополк. Средний сын Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю; младший Вла-димир — Новгород. Правление Ярополка (970—978), как правление его бабки Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духов-ную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедал христианство, но крещения, по-видимому, не принял, и это никак не соответст-вовало интересам скандинавских дружинников-язычников, привыкших считать Киев оплотом свое-го влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варяг, специально приведенных им из-за моря в качестве военной силы. Его поход в Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели — это был религиозный поход русско-варяжского язы-чества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Влади-мир «сел на столе отца своего в Киеве», а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди кото-рых уже многие, как русские, так и варяги, были христиа-нами, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвест-ные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

Видимо, к этому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Вла-димира следует отнести гибель святых мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна.

Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец (память
27 ок-тяб-ря/9 ноября), варяг, по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии «Турова божница», было Тур (скандинавское Тор), или Утор (сканди-навское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. Вернув-шись в языческий тогда Киев, он сохранил веру
в Истин-ного Бога и научил ей своего сына Иоанна, который так же, как и отец, стал исповедовать христианство.

В тот 983 год великий князь Владимир ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы князь пожелал принести жертвы богам языческим. Здесь внушил диавол служителям своим принести ему жертву человеческую, и сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Бросили жребий. «Бяше, по сказанию летописца, варяг один, пришедший от грек, и держаше веру христианскую; и бе у него сын, красен лицем и душею, и на него паде жребий». И очевидно, не без умысла, жребий брошенный язычес-кими жрецами, пал на христианина св. Иоанна.

Когда посланные к св. Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», доблестный варяг выступил со смелой проповедью: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и чело-века и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Посланные передали слова святого Феодора народу, и разъярен-ная толпа язычников окружила их дом и стала угрожать. Однако святые исповед-ники не испугались. Они поднялись на возвышенную крытую галерею дома, кото-рая строилась на столбах и называлась сенями, и оттуда смотрели на бесновавшу-юся толпу. «Если боги ваши действительно боги, — говорил святой Феодор, — пусть пошлют одного из среды своей и тот возьмет сына. А вы к чему хлопочете за них?» Язычники, зная, что святой Феодор — мужественный воин, боялись вступить с ним в открытую борьбу. Поэтому они подсекли столбы, на которых стояли сени, и, когда строение рухнуло, напали на святых Феодора и Иоанна и убили их. Где погребли святых мучеников, неизвестно. В летописи говорится: «Мощи же их неизвестны, где погребены, понеже погани (то есть язычники) беша».

На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Влади-мир впоследствии воздвиг Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года (празднуется 12/25 мая). В нее были перенесены
в 1007 году мощи святой равноапостольной Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам святой Владимир, крестивший Русскую землю (память 15/28 юля).

Менее чем через 100 лет после исповеднического подвига киевских варягов Рус-ская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Свв. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми «русскими гражданами Небесного града» назвал из описатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский (+1226; память 10/23 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жер-твой, сораспятием Христу. Путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

Дивен Бог во святых Своих! Камня и бразды не щадит время, а нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженный тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году во время раскопок
в Киеве у алтаря Десятинной церкви.

25 июля 2014
25 июля - день памяти святых мучеников Феодора Варяга и сына его Иоанна

Святые Феодор и Иоанн – первые мученики, принявшие смерть за Христа на русской земле еще до Крещения Руси, которое произошло менее чем через десятилетие после их мученического подвига. Те годы были решающими в судьбе Русского государства, которое должно было уже окончательно и бесповоротно избрать свой исторический путь. Свой выбор должен был сделать и князь Владимир. Мученики Феодор и Иоанн, отец и сын, бывший воин и маленький мальчик, во многом и определили этот выбор, превративший ярого язычника (пожалуй, самого нетерпимого и жестокого по отношению к христианству из всех Киевских князей, бывших до него) в святого правителя, который не только сам обратился ко Христу, но и привел к Нему многих своих подданных и сделал всё, чтобы устроить по евангельским заповедям и свою собственную жизнь, и всё Русское государство.

Конечно, было много и других причин, почему Русь приняла христианство, но в тот исторический момент многое определилось благодаря мужеству и верности Христу именно этих двух простых христиан, Феодора и Иоанна. Это – напоминание о том, что каждый поступок имеет свою цену в истории мироздания: от нашей решимости следовать за Христом в каждый момент нашей жизни зависит и судьба нашей страны, и судьба всего человечества.

Князь Владимир вступил в 878 году на княжеский престол Киева убежденным язычником. Более того, одним из первых его государственных деяний было создание единого общерусского языческого культа. Главным богом государственной языческой религии был объявлен Перун, грозный и жестокий бог-громовержец, покровитель войны и княжеской дружины. Разумеется, не случайно, что это божество покровительствовало князю и дружине: языческая религиозная реформа Владимира была направлена, в первую очередь, на укрепление государственной власти.

На холме рядом с княжеским дворцом князь поставил деревянный идол Перуна «с серебряной головой и золотыми усами» и идолы еще нескольких менее значимых языческих богов. Идолы Перуна были поставлены и в других русских городах. Перед этими истуканами стали совершаться человеческие жертвоприношения. «Повесть временных лет» говорит об этом: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним своих сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам... И осквернилась кровью земля Русская и холм тот»...

Нужно понимать, что любой укрепление языческих культов в конечном итоге приводит к человеческим жертвоприношениям. Бесы жаждут гибели человека. Что же больше может обрадовать их, чем пролитие человеческой крови при общем одобрении окружающих, обрекающих себя участием в ритуальных убийствах на вечную гибель?! Даже внешне безобидные языческие ритуалы и суеверия в своем логическом развитии могут привести к бесопоклонничеству, а значит – и к кровавым культам.

Князь Владимир был последователен в своих убеждениях и ввел самый суровый, а значит, по его убеждениям, самый действенный вид язычества. Страшно представить, что бы было с русской историей, если бы религиозная политика князя Владимира в первые годы его правления окончательно восторжествовала: Русь стала бы примером самого жестокого и нечестивого государства в Европе и была бы обречена Промыслом Божиим на полное уничтожение, как были уничтожены в древности Карфаген и в уже Новое время - палеоамериканские, существовавшие до прихода европейцев, государства - цивилизации, практиковавшие человеческие жертвоприношения.

Видимо, к этому первому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести мученическую смерть за Христа святых Феодора Варяга и сына его Иоанна. Как сообщает автор «Повести временных лет» преподобный Нестор Летописец, однажды при очередном человеческом жертвоприношении его устроители решили: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Жребий выпал на Иоанна, сына Феодора.

Феодор был варягом, т.е. викингом, представителем одного из скандинавских племен, покинувшим свою родину. Викинги или норманны, разбойники и мореходы, столетиями грабили прибрежные районы по всему европейскому побережью, захватывали власть над целыми областями (княжеская династия Рюриковичей, правившая Русью, была также варяжского происхождения), занимались торговлей, нанимались на военную службу к тем или иным правителям, в том числе и к византийскому императору. Поступил на службу к византийскому императору и Феодор (его языческое имя было Тур (Тор) или Утор (Оттар), исторические источники дают и то и другое написание). Жизнь в христианской стране изменила мировоззрение воина-язычника, он уверовал во Христа и принял крещение. «Повесть временных лет» не сообщает, как он оказался в Киеве и каков был род его занятий. Может быть, он был купцом на знаменитом торговом пути «из варяг в греки», соединявшем Балтийское и Черное море. Но вот мирная жизнь Феодора и его семьи закончилась.

Рассматривая мученический подвиг Феодора можно задаться вопросом, с какой стати имя его сына Иоанна вообще было внесено в число тех, кто мог быть принесен в жертву; почему христиане, представители другой веры, должны были участвовать в этих кровавых языческих обрядах?! В том-то и дело, что язычество, как впрочем, и безбожие и другие культы, секты и суеверия, веротерпимы, лишь пока не имеют власти. Обретя силу и власть, они стремятся и других вовлечь в свои скверные обряды, стремятся к тотальному контролю над всей жизнью общества. Поэтому не надо обольщаться - терпимо относясь к противоестественным, кощунственным и бесчеловечным социальным явлениям, мы рискуем, что это беззаконие станет нормой и нас самих попытаются заставить жить по его искривленным законам. Тогда и наших детей могут принести в жертву идолам, пусть не в столь буквальном смысле, как это было отроком Иоанном – но современным идолам блуда, вседозволенности, «толерантности» ко всякому злу...

Наверное, тот жребий не случайно выпал на христианина Иоанна. Сложно сказать, то ли жрецы подстроили всё так, как им было нужно, то ли злые духи сами сделали этот жестокий выбор. В любом случае, это человеческое жертвоприношение должно было в том числе унизить христианство, чтобы язычники говорили: смотрите, христиане тоже приносят своих детей в жертву Перуну, значит наши боги сильнее их христианского Бога. Как часто бывает, эта провокация против Церкви привела к прямо противоположным результатам, чем предполагали ее устроители.

Когда посланные от жрецов сообщили Феодору, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», мужественный воин решительно ответил: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека, и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Столь смелый и обоснованный ответ разозлил язычников. Вооруженная толпа разнесла двор и окружила дом Феодора. Святой с оружием в руках встал на сенях (в данном случае, крытой галерее второго этажа, стоящей на столбах), готовясь отразить нападение. Он спокойно смотрел на разъяренных язычников и говорил: «Если они боги, пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына». И тут язычники испугались: при всем своем численном превосходстве они так и не решились вступить в честный бой. Тогда они подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, навалились толпой на исповедников и убили их. Своего они все-таки не добились: чудовищное жертвоприношение так и не состоялось.

Христианские мученики радостно и безропотно шли на смерть за Христа; матери и отцы благословляли своих детей на мученический подвиг и убеждали их быть мужественными во время пыток и казней. Но здесь была иная ситуация: юного Иоанна хотели принести в жертву языческому богу и никак нельзя было допустить этого кощунственного жертвоприношения: тогда выражением преданности Христу было не смиренное принятие смерти, а действенное, даже с оружием в руках, сопротивление злу. Как мы видим, святые мученики самим своим подвигом опровергают лжеучения о «непротивлении злу насилием».

Князь Владимир сам был воином и умел оценить мужество человека, который один мог выйти на неравный бой против вооруженной толпы, да так, что эта толпа так и не решилась сразиться с ним. Но главное, князь увидел, что Феодор знает, за что он отдает свою жизнь, и перед лицом смерти может дать «отчет в своем уповании». Владимир понял, что для таких его подданных их вера, их Бог, значат гораздо больше, чем грозные повеления князя, собственное благополучие и даже сама жизнь. Позже, когда Владимир обратится ко Христу, тысячи киевлян примут крещение только потому, что захотят остаться «друзьями» князя. Очевидно, что побудительной причиной для этого шага для большинства будут не страх и лесть, а просто уважение к авторитету своего правителя: традиционные языческие верования в их глазах оказались гораздо менее значимы, чем решение могущественного князя. Никто не только не стал отдавать за них жизнь, но и отказ от прежней религии в той ситуации казался вполне понятным и даже очевидным решением.

Феодор и Иоанн показали, что христиане не откажутся от своей веры ни ради дружбы с князем, ни из страха перед ним. Общегосударственный языческий культ, который ввел князь Владимир, явно показал свою неспособность обеспечить единство страны. Да и сами боги его пантеона, доказали свое бессилие перед Богом христианским. Пройдет еще несколько лет и Русь во главе с князем Владимиром обратилась в истинную веру. На месте мученической кончины Феодора и Иоанна святой равноапостольный Владимир воздвиг Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года. Удивительным образом, нижний сруб деревянного дома святых мучеников-варягов, сожженный тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году, во время раскопок в Киеве, у алтаря Десятинной церкви.

Святитель Симон Суздальский назвал мучеников Феодора и Иоанна «первыми русскими гражданами небесного града», их верность Христу и Церкви должна быть примером и для всех последующих поколений русских людей.

Феодор варяг и сын его Иоанн, преподобномученики

Святые мученики Феодор варяг и сын его Иоанн жили в Киеве в X столетии, когда варяги, предки нынешних шведов и норвежцев, принимали особенно деятельное участие в государственной и военной жизни Руси. Купцы и воины, одни из них прокладывали новые торговые пути в Византию, на Восток, другие участвовали в походах на Царьград, составляли значительную часть населения древнего Киева и княжеских наемных дружин. Главный торговый путь Руси - из Балтийского моря в Черное - называли тогда путем «из варяг в греки». На варяжскую дружину опирались в своих начинаниях вожди и устроители ранней русской государственности. Как и славяне, среди которых они жили, многие из заморских пришельцев под влиянием Византийской Церкви принимали святое крещение.

Киевская Русь занимала срединное место между языческой Скандинавией и православной Византией, поэтому господствующими в духовной жизни Киева оказывались попеременно то живительное влияние христианской веры, шедшее с юга (при блаженном Аскольде в 860–882 гг., при Игоре и святой Ольге в 940–950 гг.), то губительные вихри язычества, налетевшие с севера, от Варяжского моря (при кн. Олеге, убившем Аскольда в 882 г., при восстании древлян, убивших кн. Игоря в 945 г., при Святославе, отказавшемся принять крещение, несмотря на настояния своей матери равноапостольной Ольги).

Когда в 972 г. (по другим данным, в 970 г.) Святослав был убит печенегами, великим князем киевским оставался назначенный им старший сын его Ярополк. Средний сын Олег, былинный Вольга Святославич, держал Древлянскую землю; младший Владимир - Новгород. Правление Ярополка (970–978), как правление его бабки Ольги, вновь стало временем преимущественного христианского влияния на духовную жизнь Руси. Сам Ярополк, по мнению историков, исповедал христианство, но крещения, по-видимому, не принял, и это никак не соответствовало интересам скандинавских дружинников-язычников, привыкших считать Киев оплотом своего влияния в землях славян. Их предводители постарались поссорить между собой братьев, вызвали междоусобную войну Ярополка с Олегом, а после того, как был убит Олег, поддержали Владимира в борьбе против Ярополка.

Будущий креститель Руси начинал свой путь убежденным язычником и опирался на варяг, специально приведенных им из-за моря в качестве военной силы. Его поход в Киев 978 года, увенчавшийся полным успехом, преследовал не только военно-политические цели - это был религиозный поход русско-варяжского язычества против нарождавшегося киевского христианства. 11 июня 978 года Владимир «сел на столе отца своего в Киеве», а несчастный Ярополк, приглашенный братом для переговоров, при входе в пиршественный зал был предательски убит двумя варягами, пронзившими его мечами. Для устрашения киевлян, среди которых уже многие, как русские, так и варяги, были христианами, в восстановленном и украшенном новыми идолами языческом святилище были совершены неизвестные до того времени у днепровских славян человеческие жертвоприношения. В летописи сказано о поставленных Владимиром кумирах: «И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили к ним сыновей и дочерей, и жертвы эти шли бесам… И осквернилась кровью земля Русская и холм тот».

Видимо, к этому периоду торжества язычества в Киеве при вокняжении Владимира следует отнести гибель святых мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна.

Жил среди киевлян, сообщает преподобный Нестор Летописец (память 27 октября/9 ноября), варяг, по имени Феодор, долгое время до того пробывший на военной службе в Византии и принявший там святое крещение. Языческое имя его, сохранившееся в названии «Турова божница», было Тур (скандинавское Тор), или Утор (скандинавское Оттар), в старинных рукописях встречается то и другое написание. Вернувшись в языческий тогда Киев, он сохранил веру в Истинного Бога и научил ей своего сына Иоанна, который так же, как и отец, стал исповедовать христианство.

В тот 983 год великий князь Владимир ходил в поход на литовское племя ятвягов и одержал над ними победу. В ознаменование этой победы князь пожелал принести жертвы богам языческим. Здесь внушил диавол служителям своим принести ему жертву человеческую, и сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отроков и девиц, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Бросили жребий. «Бяше, по сказанию летописца, варяг один, пришедший от грек, и держаше веру христианскую; и бе у него сын, красен лицем и душею, и на него паде жребий». И очевидно, не без умысла, жребий брошенный языческими жрецами, пал на христианина св. Иоанна.

Когда посланные к св. Феодору сообщили, что его сына «избрали себе боги, да принесем его им в жертву», доблестный варяг выступил со смелой проповедью: «Не боги это, а дерево. Нынче есть, а завтра сгниет. Не едят они, не пьют и не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева. Бог же Един, Ему служат греки и поклоняются. Он сотворил небо и землю, звезды и луну, солнце и человека и предназначил ему жить на земле. А эти боги что сотворили? Они сами сотворены. Не дам сына моего бесам». Это был прямой вызов христианина обычаям и верованиям язычников. Посланные передали слова святого Феодора народу, и разъяренная толпа язычников окружила их дом и стала угрожать. Однако святые исповедники не испугались. Они поднялись на возвышенную крытую галерею дома, которая строилась на столбах и называлась сенями, и оттуда смотрели на бесновавшуюся толпу. «Если боги ваши действительно боги, - говорил святой Феодор, - пусть пошлют одного из среды своей и тот возьмет сына. А вы к чему хлопочете за них?» Язычники, зная, что святой Феодор - мужественный воин, боялись вступить с ним в открытую борьбу. Поэтому они подсекли столбы, на которых стояли сени, и, когда строение рухнуло, напали на святых Феодора и Иоанна и убили их. Где погребли святых мучеников, неизвестно. В летописи говорится: «Мощи же их неизвестны, где погребены, понеже погани (то есть язычники) беша».

На месте мученической кончины варягов святой равноапостольный Владимир впоследствии воздвиг Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, освященную 12 мая 996 года (празднуется 12/25 мая). В нее были перенесены в 1007 году мощи святой равноапостольной Ольги. Восемь лет спустя здесь обрел место последнего упокоения сам святой Владимир, крестивший Русскую землю (память 15/28 юля).

Менее чем через 100 лет после исповеднического подвига киевских варягов Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых. Свв. Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле. Первыми «русскими гражданами Небесного града» назвал из описатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский († 1226; память 10/23 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой, сораспятием Христу. Путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

Дивен Бог во святых Своих! Камня и бразды не щадит время, а нижний сруб деревянного дома святых варягов-мучеников, сожженный тысячу лет назад, сохранился до наших дней; он был обнаружен в 1908 году во время раскопок в Киеве у алтаря Десятинной церкви.

Из книги Русские святые автора Автор неизвестен

Зографские преподобномученики В 1274 г. на соборе в Лионе византийский император Михаил VIII Палеолог решил укрепить свою близкую к падению державу за счет союза с католическим Римом - унией. Этот шаг вызвал всеобщее недовольство в стране, и император в 1278 г. издал указ

Из книги Русские святые. Июнь–Август автора Автор неизвестен

Елисавета великая княгиня и инокиня Варвара, преподобномученики Преподобномученица великая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 года в протестантской семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. В

Из книги Русские святые автора (Карцова), монахиня Таисия

Феодор, епископ Ростовский и Иоанн, епископ Суздальский - переложение мощей Святитель Иоанн, епископ Суздальский, по всей вероятности, родился в пределах Суздальско-Нижегородского княжества в начале XIV века. Он принял монашеский постриг в молодые годы. В 1350 году

Из книги Толковая Библия. Том 10 автора Лопухин Александр

Первомученики Феодор и Иоанн Варяжские (+ 983) Память их празднуется 12 июляСохранилось предание, что киевские князья Аскольд и Дир были христиане и потому языческий народ выдал их язычнику князю Олегу, который и велел убить их. Во всяком случае, в Киеве были христиане при

Из книги Жития новомучеников и исповедников российских ХХ века автора Автор неизвестен

Преподобномученики Василий и Феодор Печерские (+ 1098) Память их празднуется 11 авг. в день мученической кончины, 28 сент. вместе с Собором прпп. отцев Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, и во 2-ю Неделю Великого поста вместе с Собором всех прпп. отцев

Из книги Агиология автора Никулина Елена Николаевна

39. Тогда опять искали схватить Его; но Он уклонился от рук их, 40. и пошел опять за Иордан, на то место, где прежде крестил Иоанн, и остался там. 41. Многие пришли к Нему и говорили, что Иоанн не сотворил никакого чуда, но все, что сказал Иоанн о Нем, было истинно. 42. И многие там

Из книги Святые вожди земли русской автора Поселянин Евгений Николаевич

Октября 8 (21) Священномученик Димитрий (Добросердов), преподобномученики Амвросий (Астахов), Пахомий (Туркевич) и Варлаам (Ефимов), священномученик Иоанн (Хренов), преподобномученица Татиана (Бесфамильная), мученик Николай (Рейн), мученицы Мария (Волнухина) и Надежда

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Февраля 13 (26) Священномученик Иоанн (Калабухов) и исповедник Иоанн (Летников) Составитель священник Максим МаксимовСвященномученик Иоанн родился 13 ноября 1873 года в селе Толобино Серпуховского уезда Московской губернии в семье священника Луки Калабухова.С 1900 года Иван

Из книги Молитвослов на русском языке автора

7. Преподобномученики Афонские Прежде чем рассказывать о подвиге этих святых, следует сказать несколько слов о тех монастырях, в которых они подвизались.Святой монастырь Ватопед находится на холме над самым морем на северо-восточной стороне Афонского полуострова. Он

Из книги СЛОВАРЬ ИСТОРИЧЕСКИЙ О СВЯТЫХ,ПРОСЛАВЛЕННЫХ В РОССИЙСКОЙ ЦЕРКВИ автора Коллектив авторов

Нашествие Батыя Мученики: князья Роман, Олег, Феодор, Евпраксия, Иоанн рязанские. Владимир, Всеволод, Мстислав, Агафья, Мария, Христина, Феодора владимирские. Св. великий князь Георгий Всеволодович, св. Василий Константинович ростовский, Василий Козельский После смерти

Из книги Петербургские святые. Святые, совершавшие свои подвиги в пределах современной и исторической территории Санкт-Петербургской епархии автора Алмазов Борис Александрович

Поучение 2-е. Свв. преподобномученики Епиктет пресвитер и Астион монах (О благословении Божием) I. В житии свв. преподобномучеников Епиктета пресвитера и Астиона монаха, память коих совершается ныне, рассказан, между прочим, следующий случай: молодой монах Астион, бывший в

Из книги автора

Поучение 2-е. Свв. первомученики земли русской: Феодор варяг и сын его Иоанн (Имеем ли мы веру?) I. Вслед за празднованием в честь первой русской княгини-христианки Ольги, русская Церковь воспоминает и страдание христианских первомучеников русских Феодора и сына его Иоанна.

Из книги автора

Мученики Феодор и его сын Иоанн (+983) Фео?дор Варя?г и сын его Иоа?нн – христиане, ставшие первыми известными мучениками на Руси за веру. В летописи они упомянуты без имён. Имена Фёдор и Иоанн появляются только в поздней агиографической литературе.Родившийся в X веке, Феодор

Из книги автора

ИОАНН, Варяг, мученик Киевский (см. Феодор и Иоанн).

Из книги автора

ФЕОДОР и ИОАНН, мученики Киевские, родом из Варяг В 983 году, Владимир Великий, после покорения Ятвягов, хотел принести благодарность идолам и кровию человеческою обагрить их жертвенники. Исполняя совет бояр и старцев, он велел бросить жребий, кому из отроков и девиц

Из книги автора

Преподобномученики Валаамской обители 34 прпмчч. Валаамских: Тит, Тихон, Геласий, Сергий, Варлаам, Савва, Конон, Сильвестр, Киприан, Пимен, Иоанн, Самон, Иона, Давид, Корнилий, Нифонт, Афанасий, Серапион, Варлаам, Афанасий, Антоний, Лука, Леонтий, Фома, Дионисий, Филипп, Игнатий,

Состоялось бы Крещение Руси в 988 году, если бы варяг Тур не выступил против всей дружины, отказавшись отдать сына для жертвоприношения языческим богам?..

Жребий

Вероятно, христианскую веру варяг Тур - в крещении Феодор - воспринял в то время, когда военная служба занесла его к грекам, в Византию. В будущем центре православия на Руси - Киеве - он осел позже и жил там вместе со своим сыном, Иоанном. Заявлял ли он вслух, что верует в Иисуса Христа, или верил тайно - неизвестно.

Небезопасное в то время дело - быть христианином. Язычники-варяги – опора Киева, и еще поклоняется Перуну. А по всей Европе язычество яростно сопротивляется христианству, приобретающему все больше последователей. Новая вера пугает и ожесточает.

Немецкий хронист XII века Гельмольд пишет о западных славянах, что те «приносят богам своим жертвы волами, и овцами, а многие и людьми-христианами, кровь которых, как уверяют они, доставляет особенное наслаждение их богам».

Если верить Нестору-летописцу, у наших предков было не многим лучше: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими».

Человеческие жертвоприношения, по всей видимости, – обычай не регулярный к тому времени, но такое случалось. Особенно при бедственных событиях - засухе, голоде, эпидемиях и пр. - как умилостивление богов: ведь человеческая жертва считалась самой сильной.

Жертва как благодарность - тоже вероятный вариант. В то время князю Владимиру было, за что благодарить грозного Перуна: он с дружиной вернулся из похода, в котором одержал победу над балтским племенем ятвагов.

Случались жертвоприношения, ни к чему не приуроченные - «плановые», как мы бы сейчас сказали. Гельмольд пишет, что Свентовиту (богу плодородия у славян) ежегодно приносят в жертву «человека-христианина, какого укажет жребий».

Вероятно, похожий жребий - умышленно или нет - пал на сына Феодора, молодого Иоанна. Вот как рассказывает об этом «Повесть временных лет»:

«И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, ему служат греки и поклоняются; сотворил он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам».

Посланные ушли и поведали обо всем людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесем его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?».

Феодор и Иоанн в этой неравной битве погибли: после неудачных попыток взять дом штурмом, пришедшие подсекли столбы, на которых держались сени… Вероятно, отец и сын были погребены в собственном доме. Или добиты разъяренными воинами.

Это случилось, по разным источникам, в 978 или 983 году. Феодор и Иоанн стали первыми известными нам христианами, убитыми на Руси за христианскую веру…

Воины

Говорят, что эти смерти поразили князя Владимира, заставили его задуматься и повлияли на решение принять православие. Дело в том, что Феодора ценили в дружине за мужество и честность. Как мог такой человек исповедовать что-то недостойное, да еще и, не боясь смерти, стоять на своем – один против всех?!

Но вопрос религиозных различий был таков, что никакие заслуги и положительные качества не принимались в расчет. И Феодор был не первым, кто это испытал на себе. Например, одержанная мучеником Андреем Стратилатом победа над персами при императоре Максимилиане не помешала правителю жечь его огнем, а его дружинников - распинать на крестах за исповедание Христа. А мученик Варвар, убивший великана-фракийца в одной из битв, несмотря на этот подвиг, был замучен, когда отказался принести за свою победу жертвы идолам.

Ну, скажет кто-то, был ли у Феодора выбор? Трудно сказать. Быть может, пользуясь своим положением и заслугами, он мог бы попытаться что-то предпринять. Многие в то время в страхе подчинялись бесчеловечному приговору: отдать своего ребенка в жертву. Тем более, член дружины должен подчиняться воеводе. А для варяга это стало поводом, чтобы исповедать свою веру, да еще обличать языческих богов.

Знал ли Тур, что подражает воинам-мученикам древности? Что, по сути, повторяет слова Севастиана (мученика II века, служившего в императорской армии в Дамаске), сказанные воеводе: «Теперь я воин Небесного Царя и Ему одному буду служить, а идолов я презираю!»

Кто-то из святых воинов, как Феодор, практически никак не обнаруживал своей веры, пока не настал «момент истины», а другие - , - крушили идолов и идольские капища или, как , в лицо обличали императоров-гонителей христиан.

Кто-то пострадал один, кто-то - вместе с семьей, как великомученик Евстафий Плакида, сожженый с женой и двумя сыновьями в медном быке. Кто-то - вместе с сослуживцами, как из армянского города Севастии, оставленных замерзать в озере зимней ночью, или девять кизических мучеников.

Одни из прославленных во святых воинов погибали в бою, как святой Меркурий Смоленский, по призыву Богородицы убивший в стане монголов великана из войска Батыя и настигнутый врагами. А другие, приняв крещение, бросали воинскую службу - мученик Гордий, ушедший в пустыню, или миссионер и епископ Лонгин-сотник…

Феодор и Иоанн перед самым стали в этот длинный ряд.

На месте, где по преданию стоял их дом, князь Владимир после своего обращения в христианство построил Десятинную церковь - первый каменный храм на Руси, хранивший мощи Климента, Папы Римского, одного из 70 апостолов. Затем туда были положены мощи самого Владимира и членов княжеского дома. Сегодня эта церковь восстанавливается из руин.

Святые мученики жили в Киеве в Х столетии и стали первыми известными истории мучениками за веру на Руси.

Св. Феодор долгое время служил в Византии, где и принял св. Крещение. Затем он переехал в Киев и поступил в княжескую дружину вместе с сыном своим Иоанном, который так же, как и отец был христианином. В старинных рукописях сохранилось языческое имя Феодора — Тур, по скандинавски Тор.

О гибели святых мучеников известно из летописи преподобного Нестора Летописца, который в «Повести временных лет» пишет об этом следующее:

И сказали старцы и бояре: «Бросим жребий на отрока и девицу, на кого падет он, того и зарежем в жертву богам». Был тогда варяг один, а двор его стоял там, где сейчас церковь святой Богородицы, которую построил Владимир. Пришел тот варяг из Греческой земли и исповедовал христианскую веру. И был у него сын, прекрасный лицом и душою, на него-то и пал жребий, по зависти дьявола. Ибо не терпел его дьявол, имеющий власть над всеми, а этот был ему как терние в сердце, и пытался сгубить его окаянный и натравил людей. И посланные к нему, придя, сказали: «На сына-де твоего пал жребий, избрали его себе боги, так принесем же жертву богам». И сказал варяг: «Не боги это, а дерево: нынче есть, а завтра сгниет; не едят они, не пьют, не говорят, но сделаны руками из дерева. Бог же один, Ему служат греки и поклоняются; сотворил Он небо, и землю, и звезды, и луну, и солнце, и человека и предназначил его жить на земле. А эти боги что сделали? Сами они сделаны. Не дам сына своего бесам». Посланные ушли и поведали обо всём людям. Те же, взяв оружие, пошли на него и разнесли его двор. Варяг же стоял на сенях с сыном своим. Сказали ему: «Дай сына своего, да принесём его богам». Он же ответил: «Если боги они, то пусть пошлют одного из богов и возьмут моего сына. А вы-то зачем совершаете им требы?». И кликнули, и подсекли под ними сени, и так их убили. И не ведает никто, где их положили.

Сенями в старинных русских домах называли устроенную на столбах крытую галерею второго этажа, на которую вела лестница. Язычники видя, что в честном бою не одолеют Феодора и Иоанна подсекли столбы галереи, и когда те обрушились, толпой убили их.

Так Феодор и Иоанн стали первыми мучениками за святую православную веру в Русской земле — первыми «русскими гражданами небесного града», как назвал их списатель Киево-Печерского Патерика, епископ Симон, святитель Суздальский († 1226; память 10 мая). Последняя из кровавых языческих жертв в Киеве стала первой святой христианской жертвой — сораспятием Христу. Путь «из варяг в греки» становился для Руси путем из язычества в Православие, из тьмы к свету.

Русская Православная Церковь почитала их в сонме святых уже в эпоху преподобного Нестора, т.е. менее чем через сто лет после исповеднического подвига.

На месте их мученической кончины, святой равноапостольный князь Владимир, став христианином воздвиг Десятинную церковь Успения Пресвятой Богородицы, которая стала первым каменным храмом Киева, быдучи освященной 12 мая 996 г. В эту Десятинную церковь в 1007 г. были перенесены мощи святой равноапостольной кягини Ольги, память которой мы отмечали вчера. И восемь лет спустя здесь же обрел место последнего упокоения сам святой равноапостольный князь Владимир, Креститель земли Русской.

Тропарь мучеников Феодора варяга и сына его Иоанна, глас 2

Страстотерпцы Господни,/ Феодоре со Иоанном отроком, славнии!/ Блаженна земля Русская, напившаяся кровьми вашими,/ и радуется отечество наше,/ в немже вы первии, идолы посрамивше,/ Христа со дерзновением исповедаете/ и за Него пострадаете./ Того, яко Блага, молите,/ до скончания века в стране нашей Церковь Православную непоколебиму утвердити/ и всех русских людей во истинней вере и благочестии сохранити.